Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ г а з е т а 21 октября 2000 г., М» 209 (21337) Корр.: Давайте прежде проясним — чем проблема? Ведь вся наша жизнь этими самыми стандартами обставле на! Конституция, Федеральные зако ны, Уголовный Кодекс, наконец, учре дительиый договор фирмы... Это) мало? Л. Яркин: Но вы же знаете, как ра ботают у нас законы! Например, закон о ветеранах или конституционная нор ма о праве на труд... В отличие от этих документов, социальный стандарт, вве денный на территории, на предприятии всегда конкретен, он обязывает к чему- то администрацию, он дает в руки лю дей механизм контроля за его соблюде нием. Наконец, социальный стандарт — это гибкая система конкретной, адрес ной помощи. У нас ведь в стране ,уйма всяческих льгот, которые при ближай шем рассмотрении требуют «переуче . Синюц: Добавлю. Социальные стандарты —никакое не ноу-хау. Вмире они как понятие существуют довольно давно. Например, в исследованиях Ор ганизации Объединенных Наций приме няется целая методика определения, так сказать, достойного уровня жизни. Она называется так: «Индекс человеческо го развития*. Так вот, развитие челове ка, его благосостояние оценивается по возможности вести такую жизнь, кото рую тот считает для себя достойной. А дальше идет конкретика, состоящая из основных потребностей: прожить до лгую и здоровую жизнь, приобрести знания, обеспечить материальное благо получие. По этой методике наша стра на, к сожалению, «плетется* в хвосте, уступая даже Румынии, Хорватии, Бе лоруссии и многим другим странам. В самой же России Липецкая область за нимает в такой же таблице шестое мес то, после Тюмени, Москвы, Татарстана, Вашкортастана и Самары. Вообще система соцстандартов —это показатель нравственного состояния и общества в целом, и конкретного кол лектива. Л. Яркин: Только нельзя суть про л... В Татарии блемы сводить к льготам, например, программу адресной соцза щиты продекларировали еще в 1993 году, но так размахнулись, что суммар ная величина обещанных льгот превы сила доходы территории! И республика начала заниматься «самоедством». В. Синюц: Пример поближе — «бес платный» транспорт в Липецке. Парк машин изношен, нужны дополнитель ные средства, а отыграть ситуацию на зад не получится — попробуй создать заново контрольно-ревизорскую службу, установить кассовые аппараты, компос теры все это потребует дополнитель ных расходов бюджета. То есть мы ста ли заложниками популистской затеи! Не надо лукавить: ничего не бывает «за -так»; Почему этот «транспортный ком мунизм» — один для всех? Инвалид, многодетная мать, ребенок —- это понят но. А молодые акселераты, которым для здоровья полезно пару остановок про бежать трусцой? А человек среднего достатка, способный запросто купить себе месячный абонемент? Словом, и здесь нужна дифференциация. Корр.: Понятно. «Цена» социальной поддержки в каждом конкретном слу чае должна быть разная. А вот «бюд жетное подаяние» — это что? Необхо димость? жертва? широкий жест? И во обще, где разница между безоглядной благотворительностью и государствен ным протекционизмом? Л. Яркин: Государство в лице орга нов власти является главным распреде лителем материальных благ, своеобраз ным регулировщиком денежных пото- = ков. Народ делегирует власти право тратить деньги налогоплательщика, и Г Это общемировая практика. Но он же может и обязан спрашивать за потра ченную копейку. Конечно, на практике и ,протекционизм от лица государства, и доббизм «от имени и по поручению» трудящихся — дело тонкое и весьма субъективное. Но в любом случае мы упремся в вопрос: кто принимает реше ние — человек, думающий об интере сах своих избирателей и страны в це лом, или субъект, озабоченный личны ми проблемами? В, Синюц: Я бы добавил к этому профессионализм государственного че ловека и степень его независимости от «вышестоящих», уровень его личной свободы. Плюс действенный обществен ный контроль. Чтобы не возникали каких-то рабочих мест, так как это сра зу скажется на уровне занятости в Ли пецке. Скажу больше, мы не можем просто значительно повысить зарплату, ибо это взвинтит цены на рынке и уси лит социальное расслоение в обществе. И в этих ограничениях, если хотите, наш уровень ответственности перед об ластью. Л. Яркин: Поскольку я еще «не ос тыл» от профсоюзных забот комбината, позволю дополнить. На самом НЛМК, конечно, разницу в оплате четко регу лируют. Скажем, уборщица не может позволить себе поехать на'юг «за свои», и тут помогает профсоюз^ а вот началь ник цеха —может, и потому оплачива ет большую часть подобных услуг из своего кармана. И таких примеров —де сятки. В. Синюц: Но при этом гибкая сис тема льгот и стимулов служит главной задаче —чтобы человек постоянно стре мился повышать свою квалификацию, чтобы на предприятии росла и мужала ■элита (вот где допустимо расслоение!) профессионалов, а лодыри и любители отсидеться в сторонке получали исклю чительно по своим способностям. И здесь, к слову сказать, полное согласие администрации с профкомом комбината. Л. Яркин: А бюджетный рубль надо беречь особо! Гарантии, льготы, ссуды, отсрочки, пошлины, преференции —все родатые» объекты: начали строить, вко лотили бюджетные деньги и бросили. Растут на глазах административные особняки, парк служебных машин об новляется, зарплата чиновников неук лонно ползет вверх. И все это под бара банную дробь и крики в защиту трудо вого народа! При всем при этом у нас все долж-' ны друг другу: город — селу, село — городу. Нельзя выполнять план по пос тавке на склад невостребованных ком байнов и тракторов или иной не находя щей сбыта продукции. Нельзя соревно ваться в бездумном освоении казенных денег. Корр.: Кстати, о тракторах и казен ных деньгах. Несколько лет назад об ласть в лице администрации заключи ла странную сделку с фирмой «Силь- вано» в С.-Петербурге на поставку 100 тракторов К-700. И эти тракторы не по- этот стандарт, В. Синюц: Соглашусь с Львом Нико лаевичем, конкретики в социальной по литике, придуманной бюрократом, не хватает. Вот у нас на комбинате разра- ' ботано немало конкретных социальных стандартов и программ, что отражено и в коллективном договоре. Причем часть из них напрямую работает на город — будь то программа совершенствования медицинского обслуживания, жилищно го строительства, поддержки ветеранов, развития физкультуры и спорта. Коли чество охваченных ими в несколько раз превышает число работников; комбина та. Затраты на их реализацию только в прошлом году составили более 280 мил лионов рублей. За всем этим кроется кропотливая работа администрации и профсоюзной организации НЛМК. Раз работана система предоставления льгот пенсионерам. Ветеранам НЛМК ежеме- тель поделил предприятия, явно не до статочно. Нужна более четкая диффе ренциация, ибо в каждой профессии — свои риски: у сталевара ~ одни, у кла довщика —другие, у столоначальника —■третьи. Только на комбинате у нас работает 47 тысяч человек это сотни различных профессий, а для чиновника они все металлурги. Я уж не говорю о совершенно грабительской шкале отчис лений! Во всей этой истории я вия^у ух мылку Лифшица с его знаменитой фра зой: «Надо делиться». Да, надо, но не с шариковским же подтекстом: «Отнять все и поделить!». Вообще делить у нас мастера. Важно понимать, что те же со циальные стандарты НЛМК опосредо ванно влияют на стандарты других предприятий, других отраслей, И они должны стремиться свои показатели до тягивать до стандартов лидеров. Пото му что есть опыт, методики и прочее. Ш СТАНДАРТЫ: ОКНО ВЗАВТРАШНИЙДЕНЬ ная оценка? Где дотошный анализ? Е чему число просящих предприятий у бюджетного окошка не сокращается? Где самые больные точки областной эко номики, которые прежде всего и нужно лечить? И надо ли индивидуально по могать избирателю или лучше приду мать закон, облегчающий жизнь тыся чам?» То есть у каждого вопроса долж на быть своя цена, а у каждого реше ния —своя проекция. Л. Яркин: Подчеркну. Люди имеют полное право получать ответы на все эти вопросы. Тем более такой коллектив, как НЛМК, доля налоговых платежей кото рого в областном бюджете составляет 60 I К о г д а с е г о д н я произносят , как за кл и н ан и е , с л о в а « соц иа л ьн ая защищенность» , шпо в с е й Р о с с и и э х о м отдается — « соц иа л ь н ая беззащитность». О ч е в и д н а я н е - щсправедливо ст ь^ диспаритет в р а с п р е д е л е н и и элем ент арны х , п о д ч а с п е р в о о ч е - 1 р е д н ы х гарантии сущ ест во ван и я м еж д у р а зны м и с л о я м и н а с е л е н и я д а ж е на о д - I н о й территории чреваты н а п р яж ен и ем и противостоянием . К а к изменить ситуа- II ц и ю ? К а к и е р е з е р в ы и во зм ож но ст и есть д л я этого в го су да р ст в е в ц е л о м и в шк аж д ом р е г и о н е с е г о д н я ? «Л и п ец кая газета» прод олж эет искать ответы на эти тревожные в о п р о сы . А значит, искать и с о б е с е д н и к о в , у которых есть что сказать 1 п о этому п о в о д у , н е з а в и с и м о от того, н а ск о л ь к о с п о р ны и л и б е с с п о р н ы , уя звимы и л и убедит ельны и х суж д е н и я . Вот и наш о бо зреват ел ь , п о л уч и в з а д а н и е придать В. Синюц: Кстати, для нас эта циф ра — предмет дискуссий. Лично я счи таю, что нормальным бы было, не сни жая динамики роста наших отчислений, наращивать участие в доходах бюдже та и других предприятий. Тогда доля комбината составляла бы, допустим, не более 25 процентов. Понятно, для этого надо наладить прибыльную работу про чих товаропроизводителей области. Ска жу откровенно, для нас быть главным «очагом благополучия* просто нежела тельно. Комбинат существует в таком, я бы сказал,, экономически напряжен ном поле, из которого нужно выбирать ся огромными усилиями. Приходится прибегать к некоторым социальным ог раничениям. И даже когда появляются возможности поддержать своих работ ников, мы действуем с оглядкой, так как рядом бедствуют другие... И по этой причине... мы заинтересованы в том, что бы увеличилась доля в казне остальных отраслей и предприятий. Представляе те, как могла бы выглядеть в этом слу чае наша общая копилка? Конечно, мы и дальше будем прово дить самостоятельную линию, постоян но учитывая, как она влияет на город и область. Мы не можем, скажем, для по вышения экономической эффективнос- I предприятия пойти на сокращение 11 НОВЫЙ и м п у л ь с з а о ч н ом у д и а л о г у на страницах «ЛГ», р еш и л обратиться к р у к о в о дит елям в е д ущ е г о в обла сти , и н е только в области , п р о и зв о д ст в е н н о го ко л л е к - тива — Н о в о л и п ец к о го м ет аллур гического комбината, чьи работники, б е з у с л о в н о , шчувствуют с е б я б о л е е з ащ ищ е н ны м и , ч ем м н о г и е р о с с и я н е . Итак, вот что думают 1 ;о с оц и а л ь ны х стандартах, то есть о п р е д е л е н н о м м и н им ум е соц и а л ь ны х гаран - I тий, н иж е которого н е л ь з я опускат ься , директ ор п о п е р с о н а л у и о бщ им в о п р о - шс ам , чл ен п р а в л е н и я Н Л М К В . С и ню ц и депутат Г о с д ум ы , ч л ен д у м с к о г о Комитета :| п о труду и с о ц и а л ь н о й политике, п р е д се д ат е л ь подкомитета п о трудовым отно- II ш е н и ям Л . Я р ки н , в п р ош л ом — п р оф с ою з н ы й л и д е р того ж е комбината. решения по ним мон:но принимать даже за закрытыми дверями, но с последую щей оглаской и аргументацией! У нас же денежные потоки порой повторяют печальную историю с «поворотом рек». К примеру, помощь селу —святое дело, но отчего же, давая карт-бланш на рас пределение финансов управлению прод- ресурсов, мы не анализируем эффектив ность вложений? Наверное, нужно и дальше поддерживать унитарные пред приятия, но надо постоянно требовать с них отчета о трате бюджетных средств. Очевидно, следует содержать за казен ный счет какие-то отдельные предпри ятия, но с последующим анализом: а как пенсионера, инвалида, «чернобыльца»? Все должно быть предельно прозрачно и объяснимо. Корр.: Но ведь налоговые льготы су ществуют везде! Именно так, через бюджетный процесс, нужно влиять на жизнь территории. В. Синюц: Разумеется. Но социаль ная справедливость — это не столько «всем понемножку, но одинаково», сколько точно выверенная поддержка истинно нуждающегося. Поэтому нуж но изменить психологию. Психологию распределения и потребления. Четко выстроить приоритеты: вот это мы де лаем сегодня, вот в это вкладываем за втра, а эту задачу будем решать через год-два, не раньше. Социальный стан дарт приучает к самодисциплине. Де нег всегда будет не хватать, но этих денег все-таки достаточно для точечно го, адресного применения. Оглянитесь вокруг, в каждом районе увидите «бо- лучила! Бюджету нанесен громадный материальный уищрб. Наша газета пи сала об этой афере. Прокуратура вроде возбудила дело, но с тех нор о нем ни чего не слышно. Между том в той сдел ке был частично использован бартер — в Питер ушел металл НЛМК, причем по себестоимости. Вы помните ту исто- В. Синюц: Что тут комментировать... Подобные ситуации —прерогатива ком петентных о{зганов. Из-за таких, как вы выразились, сделок и буксуют наши реформы. Л. Яркин: По обывательски рассуж дая, смысл всяких реформ в сущности прост. Если через год моя зарплата чуть-чуть возрастет, а бытовые издер жки, напротив, сократятся, значит, ре формы идут в нужном направлении. Если завтра вечером я без опаски смогу выйти на улицу — ура правительству! В нашей российской политике не хвата ет людей, жоторые могли бы сказать: я берусь за решение этой проблемы в та кие-то сроки. Охаянная в свое время программа соцзащиты как раз и отли чилась конкретикой. Думаю, что ны нешнее правительство поступает пра вильно, называя конкретные сроки ис полнения намеченных программ, не ла кируя действительность. Корр.: Но разве не Вы, Лев Нико лаевич, критиковали налоговую рефор му, предложенную правительством? Л. Яркин: Я был против новой шка лы подоходного налога. Всех стричь под одну гребенку — это мы уже проходи ли. Кстати, только две страны в мире — Боливия и Эстония — держатся за сячно производится доплата к пенсии в размере до 150 рублей. Создан негосу дарственный пенсионный фонд, гаран тирующий новолипчанам достойную ста рость. Или — возмещение работнику, получившему трудовое увечье, ущерба в денежной форме. Я мог бы перечис лять и дальше, но хочу подчеркнуть: за каждой такой с.татьей —трезвый рас чет. Между прочим, и правительство, и президент наконец-то принимаются именно за адресную помощь конкретно му человеку. Безусловно, прав В. Пу тин, когда в своем послании Федераль ному собранию говорит, что жене бан кира не обязательно получать пособие на детей. Пока же у нас в ходу психо логия: взять и поделить. Вот почему если проводим газификацию, то сплош ную, если прокладываем дороги, то до любого хутора и непременно к порогу, зачастую отнюдь не крестьянскому. Прежде чем тратить деньги, надо спро сить: а почему столько-то? Корр.: А почему специалисты ком бината выступили с возражениями по поводу увеличения страховых тари- В. Синюц: Представьте ситуацию, когда деньги, заработанные предприяти ями, передали в фонд соцстраха. Но ведь фонд —не глиняная копилка, которую можно разбить в самом исключительном случае. Рубль должен работать ежеми нутно: на стариков, на детей, на инва лидов. При этом возникает масса орга низационных, методологических и про чих проблем, которые к простой дележ ке средств не имеют никакого отноше ния. И тех групп, на которые законода- Что же касается социальных гарантий и: льгот, действующих в Липецкой об ласти, то их, безусловно, нужно изучать, пропагандировать, внедрять и т.д. Тут бы был хорош «круглый стол», за кото рым руководители, депутаты вместе подумали бы над этой проблемой. Знаете, самая большая глупость. ™ ечитать, что коль денег сегодня нет, то и обязательств перед людьми быть не может. Но они должны быть, эти обяза тельства! Социальная политика сегодня должна быть отражена на штандарте любого предприятия. Пусть где-то нор мативы будут ниже, чем у других, но пусть это будет маленьким шажком на встречу человеку. И это нужно узако нить собранием, колдоговором, контрак том и т.д. Человеку важно видеть свет лое впереди. Конечно, всегда будет со блазн купить на лишнюю копейку ко лёсо для сеялки (а то и еще одну маши ну для начальника), но строка в обяза тельствах перед коллективом должна быть: отремонтировать отопление в дет ском садике, привезти учителям уголь...Понимаете, тут действует закон сообщающихся сосудов: забота о чело веке непременно «перетечет* в эффек тивность производства. Корр.: И все же главный порог на пути такой системы будет психологи ческий. О него споткнется первый же руководитель: колесо к сеялке требует ся сегодня — сеять же надо! Ну, а учи тель.—ему не впервой терпеть... Л. Яркин: Да, здесь главная труд ность. Социальную политику не вве дешь, как травопольную систему. Поэ тому нужен некий побудительный мо тив, инициатива сверху. Хорошо бы, что бы местное самоуправление взялось за Например, в Самарской области. Там принят закон о социальных стандартах. Кстати, там законодатели поначалу хо тели схитрить —весь набор социальных гарантий заполучить за счет соцстраха. То есть за счет государства. Тогда им сказали: экспериментируйте в рамках ■ ■ своего бюджета. Сама схема, подход к проблеме в Самаре вызывают уважение! У них, например, действует такой при нцип: всякий субъект территории —рай он, город, поселок, колхоз — может за счет своего бюджета вырабатывать свой стандарт, но он не может быть ниже среднеобластного. И это — норма, на рушение которой влечет наказание. То есть закон выравнивает возможности территорий и накрепко привязывает бюджет к соцстандартам. А мы как рас-' пределяем деньги? Собираем, потом ду маем, кому дать и сколько. Причем по рой больше может получить тот, кто сумеет выпросить, кто прольет слезу на чиновничий мундир. А в Самаре пошли от противного. Там «социалка» априо ри получает минимум, от которого мож но идти только вверх. ГСричем схема эта абсолютно прозрачная — вот что важ но. У нас же в области социальная по литика ни предсказуемостью, ни опре деленностью Не отличается. Возьмите, например, схему бюджетного обеспече ния одного жителя области, включая долю субвенций из областного бюдже та. У простого человека она.вызовет^: массу вопросов: как, зачем, отчего? Поймите, я никого и ничего не порицаю, нет. Очевидно, у власти четкие обосно вания именно такого распределения. Но я ставлю себя на место простого изби рателя и... хочу, чтобы мне объяснили. Хорошо понимаю администрацию, областной парламент — даже при про фиците им приходится латать тришкин кафтан расходов. И так будет долго. Но мы сегодня говорим о вещах принципи альных. Социальная политика должна быть внятной. Нужен честный разговор: вот это мы можем, а это не обессудьте, нет. Поэтому и субвенции должны быть максимально выверенными. В одном районе до сих пор «фонит» Чернобыль, в другом демографическая ситуация обострилась, в третьем открываются перспективы для инвестиций и потому нужны вливания... Было бы, думаю, неплохо, если бы каждая территория, район, в том числе и Липецк, раз в год защищали свои социальные проекты. Причем, что важно — не келейно, а в присутствии прессы... В. Синюц: Видите ли, сегодня никто точно не скажет, где ахиллесова пята «социалки». Неужели всем; сразу тре буется помощь? Вот из года в год выде ляются субвенции городам й районам области. Как они работают? Доходят деньги до сирых и убогих? Снимают ли выправить крен в распределении? У__, стройной, четкой системы информиро вания у нас пока нет. Корр.: Итак, мы выяснили, что соц- стандартами занимаются все: государ ство, частный бизнес, профсоюзы. Весь вопрос в подходах, в методологии. По хоже, и правительство озаботилось этой проблемой—объявило общероссийский конкурс на звание «Предприятие вы сокой социальной эффективности». НЛМК участвует в этом конкурсе? Как вы относитесь к этой затее? Л. Яркин: Если говорить о конечной целц"конкуреа‘ определении победи теля, то я тут скорее пессимист, чем оп тимист. !\Дногие годы мне приходилось профессионально заниматься соревнова ниями. Так вот, многие принципы — гласность, сравнимость результатов, возможность практического повторения опыта (это все совсем не глупые форму- лы) были незыблемы тогда, должны быть незыблемы и сегодня. Но как мож но сравнивать предприятия разных от раслей, их стратегические и потенци альные возможности? Вот НЛМК —из начально это было предприятие, так сказать, на вырост. В него вкладывали деньги, каждая веха —ККЦ-2 или шес тая доменная — были знаковыми для всей страны. И в рынок поэтому вошли нормально. Но на одну доску НЛМК можно поставить, пожалуй, с тремя- пятью предприятиями металлургии, но не с сотнями же из прочих отраслей! В. Синюц: У меня к конкурсу не сколько иное отношение. Мы действу ем по принципу «Главное — участие». Ну, в самом же деле, что может дать нам президент, правительство? Да они честно говорят: никаких материальных благ не ждите. Но и похвала правитель- стоит, она раздвигает горизонты. А само соревнование направляет нас в сферу из начально правильных отношений, где рабочий человек — фигура. Без каких ^ . бы то ни было кавычек. Он есть и без' него не будет ничего — ни НЛМК, ни области, ни державы. Что же до срав нения результатов, то тут Лев Никола евич прав — есть проблема. У всех со циальная политика разная: Магнитогор ский комбинат может позволить себе одно. Старооскольский —другое, НЛМК — свое, выверенное и выстраданное. Главное — не надо врать, есть возмож- НО 0 Т 1 . —помогай. Конкурс проводится по разным но минациям: сохранение рабочих мест, лучшие условия оплаты, эффективность переподготовки кадров, снижение про изводственного травматизма и профза- болеваемости, развитие собственной ' ■' циальной инфраструктуры и так далее. Без излишней скромности скажу, что у I ,' новолипецких металлургов есть все ос- ■ нования рассчитывать на высокие мес та в этом соревновании. Александр К( :и н . ОТ АВТОРА. По правде сказать, в самом начале беседы мне пришла в голову мысль; все эти разговоры о со циальных стандартах напоминают рекомендации сытого человека, как надо правильно питаться. Ну да, он может позволить себе давать такие советы... А , с другой стороны, уж если социальные стандарты внедря ются на практике и действуют во благо человека на отдельно взятом предприятии, то что мешает вос пользоваться этим опытом другим коллективам? Может> и, нам удаст ся создать внятную, конкретную и обязательную к использованию нор мативно-правовую базу? В конце кон цов, социальная защищенность — это не красивая декларация, адресуемая населению властями, а набор вполне конкрет ны х , пусть понача л у и скромных гарантий. И разве не про сматриваются за порой жесткими формулировками моих собеседников предложения к большому и серьезно му разговору на сравнительно новую для всех нас тему? А может, и впрямь соцстандарты — это от крытое окошко в завтрашний день?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz