Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

; 19 о к тяб р я 2 0 0 0 № 2 0 7 ( 2 1 3 3 5 ) сокое» касательно понятия «русский народ». В «Женитьбе...» много раз твердят о деньгах (бед­ ный, недалекий Бальзаминов упорно ищет непременно бо­ гатеньких невест). Отсюда возникает естественное пред­ положение, что именно мер­ кантильные, прагматичные мотивы в этой давней исто­ рии дают вроде бы основания говорить о современности взя­ той театром классической пьесы, о ее перекличке с се­ годняшним днем. Но здесь кроется принципиальное за­ блуждение. Идея главного героя о совмещении беднос­ ти и богатства, чтобы всем было поровну хорошо, —это идея Шарикова из булгаков­ ского «Собачьего сердца», идея социалистической урав­ ниловки, идея, утопичность, офицер в отставке Чебаков (виртуозная работа Андрея Новикова)... Стесненные га­ зетным местом, закончим ци­ татой из одного книжного предисловия; «Всем назван- ньш^и неназванным — спа- КУРОРТНЫЕ РОМАНЫ Щ Н 0 | Э , В . ^ Театр имени Л. Н. Толсто­ го не обращался к современ­ ной драматургии с середины 90-х годов (тогда были пос­ тавлены пьесы Н. Клименто­ вича и О. Данилова). И вот — «Сказка о женской друж­ бе» («Абрикосовый рай») Е. БЕГИ, БАЛЬЗАМИНОВ, Б ЕГ^ 1 ! В некоторых странах к]) 11 - ^ тиков допускают в тешр Ш, только примерно на десягое премьерное предстаЕ.1Рние. Считается, что спек 1 .' 1 КЛ 1 . должен «обкататься», до­ стичь оптимальной сценичес­ кой формы, нормы. Р1 лишь ■затем пусть знатоки смотрят, судят, пишут. Но Липецк не ■ Лейпциг. И традиционно са­ мый престижный, ашуаль- ный у нас — первый п'ока.и ■А в случае с «Женитьбой Бальзаминова» по А. Н. Ос­ тровскому из ряда вон выхо­ дящей (выражение следует понимать буквально, безоце- ночно) получилась «предпре- ' мьера». Еще в мае на Липец- ^ ких театральных встречах она шла под весьма свобод­ ный комментарий художес­ твенного руководителя теат­ ра Владимира Пахомова. Ка­ залось, без этого словесного , оформления действа, прида- ; вавшего «Женитьбе» некий терпкий аромат, комедия многое потеряет. Ан нет! Мы смотрели ■ третье с начала сезона пред- : ставленйё, где в здглавной : '|)оли дебютировал Роман Ко- : ' йовалов, сменивший Дениса ; Игнатова, — и никакого ост ■ лабления впечатлений не ; ощущали. ■Пользуясь редак- •О^орской терминологией, зре- • лище-стало слегка «исправ- ; ^;яенным:И'Дополненным». До- ; ■полнилосьюно персонажем, у ' А. Н. Островского отсутству- - ющим’(дворник — Хуррам Касымов), но присутствую­ щим, хотя и почти безмолв­ но, при разговорах персона­ жей на авансцене. Дворник —татарин. На восточные на­ циональности ссылки в текс­ те есть, Фантазией постанов­ щиков Владимира Пахомеша^ и Елены Олениной рдетма т ^ риализовались. Дв(?рц1ис,д№. наш взгляд, — знак ? а з и ^ ности», непременный -для России. А что же сама Россия, ’ русский народ, персонифи­ цированный действующими лицами спектакля? Началось с дружного лузганья семе­ чек. По ходу комедии то и - дело шло прикладывание к ■■рюмочке. Кто-то из персона­ жей нагло почесывался спи­ ной о брусья — основной «обыгрываемый» элемент оформления. «Телесным ра­ достям» либо определенно предавались (вне сцены), либо —на самой сцене —яв- ; ляли очевидную готовность к 7 Т ^Т Р Л Л Ь Ш т ОЩУЩЕНИЕ РК ( а Ш 1 Г ) Г К Я Г К [ 1 0 ГГ) спустя, у Славы, который, в общем-то, несчастливо женат на Миле, происходит интим­ ная встреча со взрослой до­ черью другой пары —Любой (вновь О. Мусина)... На сцене звучит: «В Мос­ кву, в Москву!»; «Это — аб­ рикосовый рай, не вишне­ вый». Чеховские реминис­ ценции намекают: мол, не мелковаты ли нынешние ге­ рои и их чувства, нежели сто лет назад? Возможно, в этом и кроется смысловая «под­ кладка» спектакля. Но не только в этом. Его изящный, легкий (а не подробно-«само- копательный») психологизм, радужная, с преобладанием белого, цветовая гамма, сим­ патичные персонажи — все это говорит в пользу мажор­ ности Сказки... У ее героев —свои достоинства и пробле­ мы, достаточно близкие, по нятные сидящим в зале Сказку, быль, сон, явь пред лагает зрителю «Абрикосо вый рай». Что хочешь, выбирай... РИМЕИКИ: НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ З а к а к и е -т о п о л м е с я ц а с р а з у Стремя н о в ы м и с п е кт а к л я м и « в ы ­ ст р ели л » Л и п е ц к и й а к а д е м и ч е с к и й - театр д р а м ы и м е н и Л . Н . Т о л ст о - ^ г о , о з н а м е н о в а в н а ч а л о с в о е г о 8 0 - г о с е з о н а . О ч е н ь р а з н ы м и . Н е о ж и - ’ ,, д а н н ы м и . И это п о сути д е л а и с - . клю ч а ет т р а д и ц и о н н ы е д л я о б о з ­ р е н и я п а р а л л е л и м е ж д у н и м и . П о ­ эт ом у п о см от р им н а к а ж д ую и з п р е ­ м ь е р н ы х п о ст а н о в о к о т д е л ь н о . ним. Вообще находок, приду­ мок порою рисково-недвус­ мысленного толка в «Же­ нитьбе...» хватает. А наряду с тем звонко, удало, под пе­ репляс пелись русские наро­ дные песни, водились хоро- Юные купеческие дочери Капочка (Татьяна Рогожни- кова) и Устинька (Елена За­ лежных), впрочем, придер­ живались иных, прозападни- ческих взглядов. «Какое не- образование.., страм.., неве­ жество!» — восклицали эти особы по адресу капочкино- го дяди купца Неуеденова, показанного Владимиром Кравченко в весьма раблези­ анском духе. Восклицания подхватывал хор, вдруг вклинивавший в очередную .песню.французские слова. Т^ЖНМного Азии, неявного' ~:Жрвдийной части)Й1з лШсы ЗШтадШи много вот так(ЙЕ «не^ Ув.Тйьееу «бегутХШ 1 лКЛ®и- нереалистич- ность которой продемонстри- М1ММ111111Ш1^ рована концом советской и те­ чением постсоветской жизни. И потому «мораль» спектак­ ля —в его самоценности, са­ модостаточности, в его эда­ ком нарочито. грубоватом, безбоязном, ■вольном комиз- Если все же вернуться к мысли о современности А. Н. Островркого, то он парадок­ сально-закономерным обра­ зом оказался вровень с ... последними достижениями кинематографа. Мы имеем в виду авангардный, самый знаменитый немецкий фильм последних лет «Беги, Лола, беги!», фабула которого тро­ екратно варьируется. По сути, киноавангардная «Лола» — перепев трилогии великого русского драматур­ га про Бальзаминова (наш -,:^е^р,правда, игщет ее,.без ббразованной» России^ Не' поклеп ли это? Не думаем. Во-первых, перед нами —ко­ медия, перед нами, прежде всего, лицедеи, фарсеры, с удовольствием для себя и почтенной публики разыгры­ вающие забавный сюжет. Во- вторых, отнюдь не случайно в центре сцены художники (кстати, они оформители и двух последующих премьер) Ольга Твардовская, Влади­ мир Макушенко расположи­ ли церквушку. Она — сим­ волический противовес страстишкам, клубящимся подле нее, она как бы урав­ новешивает «низкое»и «вы- нов, его сердоболвнаятмама- ша (Елена Подрез), шустрая, необидчивая — выгоды, ин­ тересы профессии превыше обид — сваха Красавина (Елена Оленина), отнюдь не подневольная кухарка Мат­ рена (Любовь Кабанова). «Бе­ гут» в как претенденты на «рекорды» в смысле актер­ ского исполнения. И рядом с ними — мать Капочки Клеопатра Иванов­ на (роль, явно этапная для Ирины Новиковой), вдова Белотелова (Зинаида Румян­ цева лишний раз доказыва­ ет, до какой степени она ос­ трохарактерная актриса). Исаевой. Сказка —- значит выдумка, «ложь» с намеком и уроком. Пьеса Е. Исаевой — очень своеобразная сказ­ ка, причем вроде бы незатей­ ливая. Последнее ее качест­ во прямо-таки провоцирует на поиск чего-то противопо­ ложного; глубины, иносказа­ тельности, потаенной значи­ мости и т. д. В конце концов, не пустячок ведь выбран Вла­ димиром Пахомовым и Нико­ лаем Чебыкиным из груды произведений о сегодняшнем Однако «Сказка...» пона­ чалу воздействует на зрите­ лей как комфортный, прият­ но усвояемый транквилиза­ тор, перенося их На 1 ?ануне осенне-зимних ненастий в летний Сочи, в дом Славы (Денис Игнатов) с абрикосо­ вым садом. Ну и что, что сту­ дентки столичного филфака Мила (Ирина Новикова) с Люсей (Ольга Мусина) ока­ зываются здес^поддшрсве^:.^ чером, спасенйВ 1 е.‘--ёлашФ от_^ приставаний жаких-дю.-'на.г^ глых типов? 'Зато хозяин добр, приветлив, гостеприи- . мен. А с появлением .курор-' ’ тника Коли (Андрей Новиков) .— он снимает у Славы ком­ нату — собравшиеся разде­ ляются на две парочки. И совсем неопытная в любовных делах Люся Колю-то и выби­ рает — влюбляется и даже желает выйти за него замуж. > Женская дружба пред­ стает как раз сказочной. Люся, как выясняется, отби­ ла Колю у Милы (их пре­ жний некурортный роман закончился печально). Далее события разворачиваются якоб7Л лет восемнадцать Римейком в кино, как из­ вестно, считается модерн-ват риант когда-то уже снятого фильма. «Две свадьбы» — очередной сценический ри­ мейк одноактных «шуток» А. П. Чехова «Медведь» и «Предложение». Они —хрес- томатийны. Сними незнаком .разве что самый тупой дво­ ечник. Однако идти или не идти смотреть «Две свадьбы», зная чеховские микропьесы даже наизусть, — скорее, чисто риторический вопрос. Надо, зритель, надо идти. Ибо спектакль демонстриру­ ет способности и возможнос­ ти новой генерации нашей академической труппы в лице на сей раз Елены Оле­ ниной (вдова Попова, «Мед­ ведь»: дочь помещика Чубу- кова Наталья, «Предложе­ ние») и Дениса Игнатова (со­ ответственно. помещик Смир­ нов и сосед Чубуковых Ло­ мов). Отдавая должное Еле­ не которая убедительно про­ должает раскрываться в раз­ ных театральных ипостасях, справедливо сказать о глав­ ном «сюрпризе» комедийной постановки —Д. Игнатове. С оглядкой — не перехвалить бы молодого актера —следу­ ет констатировать: Денис — сверхудачное «приобрете­ ние» для театра. Разноплановые удачи Де­ ниса сразу в трех премьерах — свидетельство и таланта, и работоспособности, и про­ фессионализма артиста, не­ давно окончившего Вороне­ жскую академию искусств. В спектакле он, с большей или ^л&вйшей-далей гротеска, во- I площает два крайних в'ариан *та^^предсвадебной «лихорад ки»: от ... женоненавистни чества_до упрямой тупоголо вости, от бравады настояще го мужчины до убогости по лунемощного жениха-пере ростка. ... Многообещающее нача­ ло 80-го сезона театра застав­ ляет с особым интересом и надеждой ждать продолже- Светлана ПОПУЛОВА, Константин КЛЮТКИН. На снимке: Ольга Муси­ на и Денис Игнатов в спек­ такле «Сказка о женской Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. ШИПЕЦКАЯ ш)ж г а з е т а ТРИ ОБЛАСТНЫХ РЕКОРДА НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОМОСТЕ в Адлере прошли соревнования чемпи­ оната и Кубка^России по силовому трое­ борью, в которых приняли участие Сергей Рыжков, Владимир Седов и Андрей Щукин из спортклуба «Липецкий металлург». Каж­ дый из них на черноморском помосте ус­ тановил в отдельных упражнениях по три областных рекорда. К тому же Рыжков вы­ полнил норматив мастера спорта, а Седов и Щукин были близки к выполнению нор­ матива мастера спорта международного класса. «ЕЛЕЦ» ПЕРЕМЕСТИЛСЯ НА 12-Е МЕСТО Состоялись очередные матчи первенст­ ва страны по футболу среди команд вто­ рого дивизиона в зоне «Центр». Футболь­ ный клуб «Елец» принимал команду «Спар- так-Орехово» и победил со счетом 1:0. Гол на 12-й минуте забил Г. Гюрджиян. У е ' чан 42 очка, и они переместились на 1; строчку в турнирной таблице. А лидир.,... динамовцы Брянска с 83 очками, которые по-прежнему на очко опережают «Химки», потерпевшие поражение на своем поле с «Дона» (Новомосковск) — 0:1. Результаты остальных встреч: «Локомо­ тив» (Калуга) — «Космос» (Электросталь) — 2:0, «Арсенал-2» (Тула) — «Краснознаменск» — 2 :0 , «Коломна» — «Авангард» (Курск) — 1:0, «Спартак» (Луховицы) — «Локомотив» (Лиски) — 1:1, «Спартак» (Тамбов) —«Спар- так-Телеком» (Шуя) — 1:0, «Фабус» (Брон­ ницы) — «Рязань-Агрокомплект» — 1:0. ТУРНИР юных по БЫСТРЫМ ШАХМАТАМ в Липецком городском шахматном клу­ бе прошло первенство области по быст­ рым шахматам среди девушек и юношей. Все участники играли в общем турнире, а зачет был произведен по трем возрастным группам. В старшей группе юношей (1981- 1986 годов рождения) уверенную победу одержал кандидат в мастера Владимир Зайцев. Его результат — 8,5 очка из девяти возможных. Второе место занял Заур Дзантиев (Гря­ зи) — 7 очков, а на третьем оказался Миша Маринин — 6,5 очка. Во второй возрастной группе (1987-88 гг. р.) победа присуждена №ану Ручкину, набравшему 6,5 очка, на втором с худшим коэффициентом оказался Д. Скопинцев. В младшей возрастной группе (1989 г. р.) победу (6 очков) одержала Марина Смольянинова. Причем она стала чемпи­ онкой не только в своей возрастной груп­ пе, но и в двух более старших. Среди мальчишек в младшей возраст­ ной группе второе место занял Иван Мо- рев, а третье — Эдуард Аветисо» (Елец). . Приз за волю к победе получил ’ёльчё- нин Андрей.Газин и?, старшей группы. На­ гражден призом и самый юный среди шах­ матистов — шёстилетний Артур Скрипник. 7- летней первокласснице Алине Сущих и 8- летней Оксане Борисовой (Елец) вручи­ ли приз «За смелость». ЧЕМПИОНАТ БЛИЗИТСЯ® К ЗАВЕРШЕНИЮ Прошли очередные матчи первенства Области по футболу, в одном из которых встретились лидеры нынешнего чемпиона­ та «Сокол-Цемзавод» и «Пламя». Поединок носил принципиальный характер. В случае успеха сокольцы догоняли тракторозавод­ цев. В итоге в «золотом» матче была за ­ фиксирована нулевая ничья, после которой «Пламя», победив «Усмань-Табак» со сче­ том 3:0.г.:еохрамяе1Г;шансы;в.^борьбе за чем­ пионство.:.:.-. с- *■ Главные конкуренты на «бронзу» — ли­ пецкие динамовцы с^быграли на выезде ФК «Лебедянь» со счетом 3:1 и в ДомаФ- нем матче «Аванград» (Наплыгин)',— 1:0 команда с 54-мя очками'занимает третье место. На семь очков от них отстают спар­ таковцы Казинки, сыгравшие вничью — 1:1 в Чаплыгине с местным «Авангардом» и с «Соколом». Результаты остальных встреч 23-го тура: «Водник» (Липецк) — ФК Ш эн­ ков» — 2:0, ФК «Елец» — «Колос» (Доорин- ка) — 1:2, «Металлург» — «Кожевник» (Елец) — 1:0,^<Усмань-Таоак» — ФК «Долгоруко- А матчи 24-го тура закончились так: ФК «Долгорукове» — «Металлург» — 3:4, «Ко­ лос» (Добринка) —ФК «Лебедянь» — 1:0, ФК «Елец» — ФК «Данков» — 3 :0 , «Кожевник» (Елец) — «Водник» (Липецк) — 4:0. Подготовил Юрий КУЛИНИЧ. - ----------------- КОНЦ ЕРТНАЯ ЖИЗНЬ - ВаРЕЧИ с ШЕДЕВРАМИ Н а открытии о ч е р е д н о г о к о н ц е рт н о го с е з о н а , п о т р а д и ц и и о б ъ е д и н и в ш е м р а з н ы е м у н и ц и п а л ь н ы е к о л л е кт и в ы — н а этот р а з с и м ф о н и ч е с к и й о р к е ст р и к а м е р н ы й х о р , — м ы в н о в ь у с л ы ш а л и д в а ш е ­ д е в р а м и р о в о й м у з ы к а л ь н о й к у л ьт у р ы : « Н е л ь с о н - м е с с у » Г а й д н а и « Р е к в и е м » М о ц а рт а . В к о н ц е рт е п р и н я л и у ч а ст и е п р и е з ж и е п е в ц ы — И . В а с и л ь е в а ( у ж е з н а к о м а я л и п ч а н а м ) , О . К и ч е н к о , Д . В о р о п а ­ е в и з С а н кт -П ет е р б ур га , А . Н а з а р о в и з В о р о н е ж а . популярную, но зато самой высокой пробы. Наконец, осуществим давнишний за­ мысел — исполнение Чет­ вертой симфонии Малера. Будут расширены концерт­ ная география оркестра, детские абонементные про­ граммы, исполнены произ­ ведения к юбилейным датам ________________________ Баха, Верди, Калинникова. \ традиционные «Рождествен- Пригласим дирижеров ларо- ‘^ с к и е встречи». Среди новых дного артиста Украины Фе­ дора Глущенко, народного артиста России Владимира Вербицкого — его выступ­ ление, кстати, состоится 27 октября. Ну а на прошлой неделе в зале «Октябрь» симфони­ ческий оркестр ппедставил вечер скрипичной музыки. Кроме симфонической увер­ тюры «Эгмонт» Бетховена, прозвучали в исполнении оркестра и лауреата между­ народных конкурсов, сту­ дентки Московской консер­ ватории Светланы Тепловой два концерта — Брамса и Чайковского. Солистка привлекла своей энергией и необычай­ ной собранностью, чего по­ рой недоставало оркестру, вместе с тем сумевшему не потеряться и выстоять в «со­ ревновании» со скрипачкой, Надо сказать, что оба сим фонических полотна требу ют особого мастерства, осо бенно музыка Брамса, кото рая рассчитана на тонкое, изысканное восприятие. Она сложна для воплощения и исполняется нечасто. Елена БОЙКОВА, музыковед. «Реквием» — ] ценция из позапрошлого се­ зона. А «Месса» Гайдна, словно арка, перекинулась между прошлым сезоном и нынешним. Да и весь минув­ ший сезон для этого коллек­ тива оказался насыщен крупными, серьезными рабо­ тами. В их числе —програм­ ма «Прощание с XX веком», ­ ск совместных программ — «Русь православная» (с ор­ кестром народных инстру­ ментов), кантата Прокофьева «Александр Невский» и, ко­ нечно, названная месса. Серьезны планы и на бли­ жайшее время; «Кофейная кантата» и «Магнификат» Баха, возобновление «81аЬа1 Ма1ег» Перголези. Для симфонического ор­ кестра прошедший, один­ надцатый, сезон — в неко­ тором роде разрядка после юбилейного, насыщенного театрализованными про­ граммами, и возвращение к «чистой» симфонии, которая словно бы отошла было на второй план. Прозвучали сочинения Калинникова, Чайковского и даже совре­ менных авторов —Ю. Буц- ко, А. Вершинина, целый ряд инструментальн^>1Х кон­ цертов. Эта же тенденция сохранится и на ближайшую перспективу. Гаррий Оганезов (худо­ жественный руководитель и главный дирижер оркестра): Театрализованных программ пока не предвидится, мы на­ целены на Симфоническую музыку, может быть, менее П А М Я Т Ь п г п а г / ^ т г п р о г . На днях в средней школе № 25 огкрыт.ч мемориальная доска в память о бывшем ученике Герое России Анд­ рее Теперике. Он погиб в Да­ гестане в бою с чеченскими боевиками. Андрей Теперик закончил школу 12 лет тому назад, за­ тем были учеба в училище, служба в армии и работа в ОМОНе. В сентябре прошло­ го года липецкие милицио­ неры одними из первых при­ няли на себя удар вторгших­ ся на территорию Д агес та­ на чеченских сепаратистов. Тогда погибли два липецких омоновца — Андрей Теперик и Эдуард Белан , Андрею было 27 пет , присвоенное посмертно звание Героя Рос­ сии - дань подвигу нашего земляка. Не забыли о своем бывшем выпускнике и в шко­ ле, где он учился. Здесь дей­ ствует музей Андрея Тепери- ка, и вот теперь установле­ на мемориальная доска, на присутствовали родите.».»! Ан­ дрея, вдова Татьяна, род­ ственники, ветераны войны. В школьнЬ 1 е годы Андрей активно занимался спортом, увлекался тяжелой аглети- кой. И не случайно в школе вот уже второй год подряд проводится баскетбольный турнир памяти ее бывшего ученика-героя. д ай т е ж а л о б н у ю КНИГУ! Раньше во всех магазинах были кни­ ги отзывов и предложений. Обязательно ли наличие подобной книги в организа­ циях торговли и общественного питания сегодня? Ю. Козлова, г. Лебедянь. Да, обязательно. В соответствии с Пра­ вилами продажи отдельных видов товаров и Правилами оказания услуг общественного питания организация (исполнитель), незави­ симо от своей организационно-правовой фор­ мы, а также индивидуальный предпринима- . тель, оказывающий услуги торговли и общес­ твенного питания, обязаны иметь книгу от­ зывов и предложений, которая предоставля­ ется потребителю по его требованию. ПОТРЕБИТЕЛЬ, ПОКУПАТЕЛЬ И ДЕФЕКТНЫЙ МОНИТОР я приобрел компьютерный монитор У1'еУ1гЗоп1с. Покупка была оплачена по безналичному расчету от лица фирмы. В мониторе оказался дефект (западает кнопка регулировки яркости). Я думал, что в течение 14 дней имею право его обменять. Но в магазине мне сказали, что я не отношусь к потребителю и не имею таких прав. Имею ли я права пот­ ребителя? Я повез монитор в сервис- центр, там мне сказали, что данный изъ­ ян не является дефектом. Ответьте, кто вообще должен устанавливать; дефект­ ный монитор или нет? Андрей Васильев, г. Липецк. В вашем письме содержатся два вопро­ са. Итак, первый вопрос о правах потребите­ ля. Покупая товар от лица фирмы, вы не мо­ жете доказать, что приобретаете его для лич­ ных (бытовых) нужд, не связанных с извле­ чением прибыли. Следовательно, правами пот­ ребителя вы действительно не обладаете. Тем не менее вы являетесь покупателем. В слу­ чае передачи вам товара ненадлежащего ка­ чества, если недостатки товара не были ого­ ворены продавцом, вы, согласно ст. 475 ГК РФ, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения по­ купной цены; безврзмездногр устранения не достатков товара; в разумный срок; возме щения своих ) |асх^рв наг^странение недо статков товара^ В случае .существенного нарушения тре бований к качеству товара вы вправе по сво ему выбору: отказаться от исполнения дого­ вора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; пот­ ребовать замены товара ненадлежащего ка чества товаром, соответствующим договору. Что касается второго вопроОа, то наличие брака в проданной вещи определяется в сер­ висном центре или экспертом. Вам можно по­ рекомендовать обратиться туда еще раЗ,' но уже с письменным заявлением, получить на руки заключение сервисного центра и обра­ титься с копией вашего заявления и заклю­ чением в арбитражный суд (если в договоре купли-продажи не предусмотрен досудебный порядок разрешения спора). Можно такжёфо- рекомендовать обратиться ,в организации, занимающиеся акопе^зрйТбюро независи­ мых экспертиз -и т пи-^ооратиться в суд, имея на руках уже оба -за1«1Ючения. ВАШ УЩЕРБ «НЕ ИСПОРТИТСЯ» ЗА ГОД я попал в автомобильную аварию^ В результате ее сильно повредил автомо­ биль и получил травмы сам. Виновник происшествия целый год обещал отре­ монтировать машину, но до сих пор ни­ каких мер не принял. Существует лн ка­ кой-то крайний срок подачи заявления в суд о возмещении материального ущер­ ба в результате ДТП? Аркадий М. г. Липецк. Гражданским законодательством (ст.ст.195-196 ГК РФ) устанавливается так называемый срок исковой давности, то есть срок для защиты нарушенного права. Общий срок исковой давности для большинства дел —три года. Его отсчет начинается с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК). В ва­ шем случае срок начал исчисляться с момента дорожно-транспортного происшествия. Таким образом, вы смело можете подавать иск в суд на обидчика, требуя возмещения мате­ риального ущерба, так как срок исковой дав­ ности не истек. Параллельно вы можете потребовать ком­ пенсацию за нанесенный Моральный вред. ЗАПЛАТЯТ ЛИ МАМЕ ЗА УЧЕНОЕ ДИТЯ Должны ли выплачь пособие на детей, обучающихся в учи­ лищах и техникумах? Р. Степанова г. Липецк В соответствии с п.55 Положения о По рядке назначения и выплаты государствен ных пособий гражданам, имеющим детей, вы плата ежемесячного пособия на ребенка осу ществляется с месяца рождения по ме сяц исполнения ребенку 16 лет, для учащего­ ся образовательного учреждения — по месяц окончания обучения, но не более чем до до­ стижения им 18 лет. Какие учреждения отно сятся к образовательным, определено Зако­ ном РФ «Об образовании», в частности, к начальным образовательным учреждениям относятся и профессиональные училища. Таким образом, если ваш ребенок обуча­ ется в техникуме или училище и не достиг 18 лет, вы имеете полное право на получение ежемесячного пособия. ТОВАРИЩ ЖИЛЕЦ, п о ж а л ей т е СОСЕДЕЙ Я работаю в дневное время, поэто­ му ремонт в квартире приходится д е ­ лать в свободные от работы часы. Со­ седи заявили в милицию, и меня оштра­ фовали за нарушение общественного порядка в ночное время. Разве это пра­ вильно, ведь я сверлил утром, прибли­ зительно в 5.30. г. Липецк. В законе дается четкое определение вре­ мени, которое считается ночным. Так, в соот­ ветствии с п. 15 ст. 34 Уголовно-процессу­ ального кодекса ночным временем считается период с 22 до 6 часов по местному времени. Следовательно, общественный порядок вы все-таки нарушали. Вопросы присылайте по ад р е су : г. Липецк, ул. Московская, 83, редакция "Липецкой газеты".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz