Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
18 о к тяб р я 2 00 0 г . , N9 2 0 6 (21334 ) ШИПБЦКАЯ еШ г а з е т а о I в ЖАНРЕ КШ М УНМ ЬНОЙ Поэт написал о художнике. В чем, естественно, еще нет ни чего необычного. Поэты всегда писали о художниках. Они ими восхищались, они им завидовали, они с ними соперничали, пы- ~ таясь повторить и продолжить движение кисти движением пера. Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени Щ На холст, как струпья, положил. , ’ Неизменно вспоминаю эти пропахшие синькой, охрой, кино- варью стихи на выставках Виктора Семеновича Сорокина, жи- вописца'с провинциальной пропиской и всероссийской извес- тностью. Его имя накрепко соединилось не только с официаль- ' ' , чь1м титулом — «народный», но и с неофициальным — послед- А ний русский импрессионист. Однако молодой липецкий литератор Андрей Новиков сочи нил о нем не оду, не сонет и не трепетное эссе. Он выбрал самый невозможный для поэта жанр — коммунальной склоки. И вдохновлялся не картинами и не личностью 86-летнего Масте ра, а Домом Мастера — прижизненным сорокинским музеем. Точнее — светлой идеей Дом этот у Мастера как-нибудь отнять. Поскольку, дескать, все равно там хозяйничает не Виктор Се- менович,- а какие-то посторонние люди, интриганы, которые, ци тирую, «просто удачно окармливаются возле известного имени, занимая престижный особняк в стиле «модерн» в самом центре города». По опыту всех экспроприаторов, первым делом Андрей Но виков против «примазавшихся» поднимает ярость масс. Оказы вается, Сорокин в своем Доме всего лишь ширма, «свадебный генерал». В этом месте читателям, понятно, следует сильно рассерчать. Но не сильно задуматься. Допустим, о том, можно ли бЦ1Ть «свадебным генералом» на собственной свадьбе. То бишь — на собственных выставках. А их, между прочим, у ху дожника в его галерее каждый год не менее четырех — по числу сезонов- зимняя, весенняя, летняя, осенняя... почему-то более симпатичные Андрею Новикову, люди. Упаси меня Бог, однако, от таких рассуждений. Галерейщики и музейщики заслуживают признательности независимо от того, что они собирают, хранят, показывают — живописные полотна, пожел тевшие рукописи или каменные топоры. А насчет «скармливания» и говорить-то неловко: на какие гроши существуют работники куль туры, знают все. О литературном музее. Прекрасно, если он появится. Но, разу меется, место ему в другом здании. У Дома Мастера судьба опре делена. Он есть. Он живет. А убивать живое — грех. Особливо — поэту. Этот поезд давно ушел. Не догонишь. Надо покупать билет на следующий. Хлопотать, убеждать власти, приглядывать поме щение... Опус Андрея Новикова задевает не «наездом» на Дом Мастера как таковым. Мне досадно за автора. Мы с Андреем неплохо зна комы. Интеллигентный человек, поклонник Мандельштама, способ- ,ный поэт. Трудно было ожидать, что он так наглядно и безоглядно возьмется иллюстрировать грустный постулат: стихи и порядоч ность могут существовать порознь. Тактика, изобретенная Андреем, вызвала бы зависть у любо го «черного пиарщика». Он как бы защищает Сорокина. Который ни о какой защите его не просил: зачем художнику защищаться от учеников, друзей, поклонников? Но Андрей «защищает» — с рас чётом спровоцировать конфликт, вбить клин между единомыш ленниками. И — извлечь из вражды выгоду. Откуда в нем это? Почему он так уверен, что для того, чтобы построить, сперва на добно развалить, обрушить? Отчего он не стыдится действовать именно так? «У ПОЭТОВ Е а ь ТАКОЙ ОБЫЧАЙ...» Боюсь, оттого, что как литератор он принадлежит к поколению, приученному к нескончаемым дракам, склокам и скандальчикам между старшими коллегами по перу. Оттого, что даже, на малень ком областном «пятачке» писатели раскололись на кланы. Помните, с чего началось? Был Союз писателей и — рассыпал ся. Его члены повели себя, как пассажиры туристского автобуса, притормозившего на обочине: которые за «Апрель» — направо, ко- с п д ! п л | и 1 и Д О п р ш Не ради красного словца сказал я в начале этих заметок о . стычках, о скандалах и скандальчиках на каждом квадратном ^ метре. Ссорятся писатели, ссорятся и театральные режиссе- ? Не успел вернуться из Норвегии наш академический театр, ? успешно выступивший на ибсеновском фестивале, как его ху- ' дожественный руководитель Владимир Пахомов поспешил пуб- ^ лично сказать «фэ» только что созданному городскому театру «Радуга». Он пустил в ход тяжелую артиллерию — свои звания, - премии, заслуги. И все ради того, чтобы побольнее задеть но- ' вый коллектив, актеров, еще недавно служивших в его труппе. ' Владимир Михайлович постепенно приучил нас к его темпе- I раментным вспышкам. У академического театра теперь словно бы две параллельные истории. Одна, делающая ему и его руко водителю честь: спектакли, участие в Мелиховских веснах. Ли- пецкие театральные встречи, награды на престижных фестива лях и конкурсах. Другая — ссоры худрука с журналистами, кото- ' рые, по его мнению, недодают ему хвалебных эпитетов, бесце- - ремонность с иными ветеранами сцены, выговоры зрителям | за «неправильное поведение» на спектакле... «Объяснение в нелюбви» театру «Радуга», еще не открывшему первый сезон, Ь только готовящему первую премьеру, — из этого, второго, ряда. В России сила испокон веков связывалась с великодуши ем, нежеланием унижать, обижать, мелочиться и сводить сче ты. От сильного лидера академического коллектива впору было ожидать по отношению к едва народившемуся театру опокой- 8 ного, широкого жеста: «Коллеги, мы желаем вам удачи. И го- ^ товы помочь. Ну, хотя бы поделиться костюмами из нашего I гардероба, пока вы не обзавелись собственным. Одолжай- I тесь, не стесняйтесь». Вместо этого мы видим то, что видим. Зачем это серьезному и уважаемому режиссеру? Спорь те, господа театральные деятели, не с трибун, не с телеэкра на, не в газетах, а — на сцене. И предоставьте судить публи ке, кто победит в споре. Репетируйте хорошие пьесы, а гене- > ' ральные репетиции «гражданской войны» отмените. Раз и на- ' всегда. ; ВЫСТАВКИ О ВР ЕМ ЕН А Х И НРАВАХ Г^[[ГРАЯ[;[|[:[|: РШР| кякк Щ Для сочинителя статьи чем обвинения невнятнее, туманнее, В тем лучше. Вместо аргументов — домыслы. Вместо логики — ^ грубость. Он пишет: «остается догадываться», но пустая догад- ка немедля превращается в «черный шар» за то, что Карфаген, то есть Дом Мастера, должен быть разрушен. На всякий слу- I чай, однако, вокруг разных «гипотез» выстраивается частокол I оговорок: «вероятно», «очевидно»... Не за тем ли, чтобы на суде I по иску за клевету и оскорбление наивными глазами посмот- I реть на публику и сказать: да что вы, господа, я же ничего не I утверждал, я всего-навсего делился кое-какими.предположе- I нйями? I Среди «гипотез» Андрея Новикова имеется, например, такая: I музейщики ждут не дождутся, когда Виктор Семенович уйдет из I жизни, дабы потом эксплуатировать его память. Да на беду их I он-больно крепок здоровьем:.. Уж не прорезался ли у Андрея I вдобавок к литературным способностям еще и дар экстрасенса, I запросто читающего в чужих умах и душах? Больше ведь ничем I его беспредельно циничную «версию» не подтвердишь. I По части фактов экспроприатор вообще весьма беззабо- I тен. Они ему без надобности. Конкретика помешала бы воль- I ному полету фантазии. С картонным мечом «гипотез» обличи- I тель нападает на ученика Сорокина, неустанного энтузиаста и I практичного идеалиста, бессменного директора Дома Мастера I Вилена Дворянчикова, на его помощницу искусствоведа Тать- I яну Нечаеву. Но при этом — ни слова о том, что реально проис- I ходит в музее Виктора Семеновича. ЗА КАДРОМ Вся жизнь Дома в статье Андрея Новикова убрана «из кад ра». Традиционные сорокинские экспозиции. Интеллигентно из данные альбомы-каталоги сорокинских репродукций с тонким комментарием Татьяны Ивановны Нечаевой, безусловно, са мого дотошного исследователя живописи Мастера.Показ оте чественной классики из московских собраний, начиная с Треть яковки. Работы блистательных авторов попадают в Липецк ис ключительно благодаря авторитету Сорокина и энергии Вилена Дмитриевича Дворянчикова. «Престижный особняк в стиле «модерн», бесспорно, боль ше, чем музей. Это артистический салон, клуб творческой ин теллигенции. Как любит говорить Татьяна Нечаева, Дом Масте р а — это и дом друзей Мастера. В его стенах «обыгрывают» новые программы видавшие виды профессиональные исполни тели, волнуясь, как дебютанты. А дебютанты — вундеркинды из игумновского училища и спецшколы для одаренных детей — выступают перед знатоками с невозмутимой профессиональ ной уверенностью. Здесь скромные провинциалы, педагоги,'му зыканты, художники, литераторы, просто любители искусства встречаются со столичными гостями — к примеру, с Альбиной Акритас, Илларионом Голицыным, Александрой Пахмутовой, Тихоном Хренниковым, Марленом Хуциевым, Арменом Джигар ханяном. В этой гостиной, насыщенной озоном творчества, си живали-и испанские академики, и заместители министра куль туры. И не уставали дивиться, какой необычный музей приду мали в российской глубинке! Двери на выставки Дома Мастера открыты всем. Но пока зать в нем свои произведения — особая честь. Дворянчиков строг: «В галерее Сорокина у нас нет права занижать планку». Исключения — исключены. Даже для него самого. Заслуженный художник России, Вилен Дмитриевич ни разу не поместил на стендах рядом с сорокинскими холстами свои. Его юбилейная экспозиция проходила в другом зале. Он искренне не считает себя равным Учителю. Но Андрея Новикова подобные детали не интересуют. Судя по его статьям, он ни разу не заглядывал сюда ни на вечера «У камелька», ни на открытие очередной выставки. Не до того. У него, видите ли, сердце кровью обливается при мысли, что вмес то всего этого в здании можно было бы поселить литературный музей. Так, мол, первоначально, лет десять назад, было заду мано. Воспользовавшись шариковской логикой Андрея, я бы мог сформулировать его намерения приблизительно так: в этом доме должны окармливаться не «возле имени» Сорокина, а «воз ле “имен» Бунина, Пришвина и Левитова. Естественно, другие. Р е д к о е с л о в е ч к о в н а ш е м л е к с и к о н е м ож ет с о п е р н и ч ат ь с эт им : с к а н д а л ! С к а н д а л в п р а в и т ельст ве . С к а н д а л в Д у м е . С к а н д а л м е ж д у в о е н н ы м м и н и ст р о м и н а ч а л ь н и к о м Г е н ш т а б а . . . М е ж д у « Г а з п р о м о м » и «М о ст о м » . . . М е ж д у вет в я м и в л а ст и в к а к о м - н и б у д ь Т ь м ут а р а к а н с к б м • к р а е . . . М е ж д у д е р ж а т е л я м и т ол стых п а к ет о в а к ц и й к р у п н о г о к о м б и н а т а . . . М е ж д у артист ами Б о л ь ш о г о театра, м е ж д у к и н е м ат о г р а ф и ст а м и , ф ут б ол и ст ам и , т р убо ч и ст ам и . К о г д а в з р ы в а ю т с я д о м а , гиб н ут п о д л о д к и , а в Ч е ч н е к р о в ь , с к а н д а л ы д а ж е как-то от в л е к а ют. Пот ом у что в о с п р и н и м а ю т с я пи кант но й п р и п р а в о й к с е р ы м б у д н я м . Н у , т акая, з н а ет е л и , л ю б и м а я н а ц и о н а л ь н а я з а б а в а — г р ы з н я , н а е ^ , к ом п р ом ат . П у б л и к у р а з в л е к а ю т — п у б л и к а р а з в л е к а ет - С е м ь лет н а з а д м о с к о в с к и е з е в а к и л ю б о в а л и с ь д а ж е р а с ст р е л о м « Б е л о г о д о м а » , с л о в н о я р м а р о ч н ы м п р е д с т а в л е н и е м . П е р е б р а н к а , к о н е ч н о , н е п е р е с т р е л к а . Хот я в с п о м н и м ; п а л ь б а п о п а р л а м е нт у н а ч и н а л а с ь с о с л о в е с н ы х ат ак . Д а и в и н ы х п а р л а м е н т с к и х д е * бат ах т очк у ст а в и л в ы ст р е л к и л л е р а О т д е л ь н а я стЫ чка м ож ет счит ат ь ся п р о ст а ст ы ч к о й . Н о у н а с ст ы ч ки н а к а ж д о м к в а д р ат н о м м ет р е . С к а н д а л к а к о б р а з и ст иль ж и з н и ц е л о й ст р а ны — это у ж е с и м пт ом . Н е м е н е е г р о з н ы й , ч е м теракт. П о л ит о л о ги ут в ер ж д ают : с л у ч и с ь г р а ж д а н с к а я в о й н а , о н а н е б уд ет п о х о ж а н а ту, « к л а с с и ч е с к у ю » , — с « к р а с н ы м и » п рот ив « б е л ы х » , с с а б л я м и н а г о л о , с б е з о г л я д н о й и б е с к о р ы ст н о й в е р о й в м и р о в у ю р е в о л ю ц и ю у о д н и х и в « Б о ж е , ц а р я х р а н и » у д р у г и х . Т е п е р ь н и к а к о - ззьяньи повторила. Разделились не на талантливых и бездар ных, а на тех, кто поверил в миражи образца 91 -го года, и на тех, кто предпочел другие 'иллюзии. Марево давно рассеялось.' Твор ческая публика уже не держит безупречное равнение на политиков. Но раскол так,И;, не исчез. И по-прежнему толкаются локтями две сильно недолюбливающие; друг друга организации — Союз россий ских писателей и Союз писателей России. Ну, прямо по Пушкину: дьявольская разница! Тлеющая неприязнь подпитывается теперь не столько поли нявшими принципами,'идейными пристрастиями, сколько амбици ями. Два лидера; два поэта ^ Борис Михайлович Шальнев и Иван- Сергеевич Завражин ■»- начинают скрипеть зубами, поминая друг друга. И одинаковыми словами божатся, что объединяться с таким (далее — эпитет и имя оппонента) немыслимо. Все, как в класси ческих стихах: «У поэтов есть такой обычай: в круг садясь, оплевы вать друг друга...» С одной поправкой: эти двое даже «в круг» сой тись не способны. О большинстве рядовых членах и пока «несоюзных» литерато рах я бы так не сказал. Им ссориться не из-за чего. А скрежет зубовный у них вызывают иные причины. Допустим, лежащие ря дышком убогонькие сборнички, напоминающие по виду санпросве- товские бюллетени «Как уберечься от дизентерии», и упитанный трехтомник Бориса Шальнева — на хорошей бумаге в твердом пе реплете. А кому-то вообще положить нечего: деньги на издание и самой крохотной брошюрки умеет найти не всякий способный поэт или прозаик. Не будем перечеркивать то полезное, что означенные органи зации и их начальники все-таки сумели осуществить (подготовка «Липецкой энциклопедии», сбор книг для школьной библиотеки на пушкинской прародине в Кореневщино и т .д .). Но, распавшись на две группировки, писатели все-таки не могли не стать вдвое сла бее. И пока им не столь уж многое по силам. Скажем, год за годом откладывается выпуск сборника рано умершего Адольфа Беляева, поэта не регионального, а российского масштаба и уровня. Стыд но, что до сих пор не собраны и не изданы стихи незаслуженно забытой поэтессы Майи Румянцевой. Неоправданно долго проле жала рукопись последнего предсмертного романа писателя-фрон- товика Виталия Чернова. И кто знает, сколько бы еще лежала, если бы не юбилей Победы, не хлопоты вдовы, не участие облад министрации, если бы не самоотверженная работа над рукописью недавно ушедшего от нас Николая Смольянинова. Не состоялся липецкий литературный альманах. Хотя мне до велось уже подержать в руках набранный и сверстанный его эк земпляр — по-видимому, единственный. Зато не иссякает поток книжек, чьи авторы явно нуходаются в квалифицированной оедак- торской помощи. Но два профессиональных союза мало влияют на процесс «самиздата» и недостаточно пытаются участвовать в под готовке будущих книг. Это еще не все неоплаченные долги. Вот Андрей Новиков пе чется о литмузее в Липецке. А как быть с Лебедянью, где так и не удосужились достойно увековечить память выдающегося мастера слова Евгения Замятина? А какого юбилея мы ждем, чтобы в се лах Кропотово и Васильевка хоть как-то обозначить их связь с Лермонтовым? Наверное, именно писательскому сообществу в этой работе принадлежит особая роль— инициатора, организатора, если угодно, неутомимого «толкача», не позволяющего властям до бес конечности медлить. Слияние, конечно, не гарантирует автоматическое решение по добных вопросов. Но разобщенность уж точно мешает с ними спра виться. Пожалуй, и у «верхов» периодически возникает растерян ность: кому же все-таки в первую очередь оказать поддержку — российским писателям или писателям России? А без поддержки не то что книжку выпустить, но и выжить труд но. У одного литератора нет крыши над головой. У другого — ни щенская пенсия. У третьего не хватает средств на лечение. Неужто для этого не стоит сложить усилия? Но как раз в таком элементар ном арифметическом действии, как сложение, наши сочинители не преуспели. Все уперлось в упертость, в роковую психологическую (или пусть даже идеологическую) несовместимость нескольких главных пер сонажей. Но тогда не пришел ли срок подать им в отставку, осво бодив. место новым людям, которым сложение и умножение дают ся легче, чем вычитание и деление? г о б е с к о р ы ст и я и и д е а л и з м а . Г о л а я , к а к д е р е в о в д е к а б р е , к о р ы ст ь . К л а н н а к л а н . « Н о в ы й р у с - ш с к и й » н а « н о в о г о р у с с к о г о » — з а т ы ся ч у , з а д е - ■ сять ты сяч и л и з а м и л л и о н д о л л а р о в . Н и щ и й н а т н и щ е г о — з а г р и в е н н и к , з а пят а к , з а то, что у т тебя есть д ощ ат а я б у д к а , и м е н у е м а я « с а д о в ы м д о м и к о м » ,а у м е н я нет. Н о т огда п о л у ч а ет с я , г р а ж д а н с к а я в о й н а у н а с у ж е и д ет ? П о д п р и ст о й н ы м и п с е в д о н и м а м и в р о д е « п о л и т и ч е с к а я б о р ь б а » , « э к о н о м и ч е с к а я к о н к у р е н ц и я » , « п е р е д е л с о б ст в е н н о ст и » , н о и д ет ! П о к а н е п о л н о м а сш т а б н а я . Пусть д а ж е е щ е н е рш в о й н а , а ч е р н о в ы е е е р е п ет и ц и и , п р о б ы , п р и к и д - Т о , о ч е м я с к р е п я с е р д ц е в ы н у ж д е н р а с с к а зать, н е л ь з я о ц ениват ь , уп уст и в и з в и д у этот к о н текст н а ш и х о к а я н н ы х , н е п о к а я н н ы х и н е п р и к а я н н ы х , д н е й . М о и п е р с о н а ж и — и н т е л л и г е н ты. Т а к , п о к р а й н е й м е р е , о н и с а м и с е б я аттес туют. Б о л е е т ого : о н и д е ят е л и и с к у с ст в а , в к о и х н а Р у с и в о в с е в р е м е н а в и д е л и с о в е ст н ы х с у д е й , н о с и т е л е й и с п а с и т е л е й н р а в ст в е н н о ст и , .с е ят е л е й « р а з у м н о г о , д о б р о г о , в е ч н о г о » . Н о с е г о д н я о н и и с п о л ь з ую т и н о й п о с е в н о й м ат е р и а л : . Н е з л а к и , а з у б ы д р а к о н а . О н и б р о с аю т и х в тер п е л и в у ю р у с с к у ю з е м л ю , з а п а м ят о в а в о с в о е й ' и з н а ч а л ь н о й м и с с и и . Это и х п р е д ш е ст в е н н и к и ш то м ило ст ь к п а д ш и м п р и з ы в а л и , то п о с р е д и р а з - ш д р а я в ст а в али м е ж д у д е р у щ и м и с я , м о л я с ь з а тех ш и з а д р у г и х . А о н и д е р у т с я с а м и ! С о с н о р о в к о й и не ст е сн ит ельно ст ью п о лит и к о в , в хв о ст кот орым ш о хот но п р и ст р а и в аю т с я . И вот у ж е вм е ст о в е ч - т н о г о творят у в е ч н о е . И вот у ж е н а р а в н ы х с о л и - ш г а р х а м и и б о м ж а м и р а с к а ч и в аю т , ра сш ат ы вают , ш кр уш ат п о с л е д н и е о п о р ы с о г л а с и я . Ш Поистине, все по Достоевскому: широк человек. Ценитель затравленного Мандельштама сам усердно упражняется в травле. Писатели, с придыханием произнося имя Пушкина, которое, как говорится, одно на всех, даже пушкинские даты отмечают врозь. Режиссер, влюбленный в Чехова и внесший весомый вклад в сценическую историю российской Чеховиа- ны, ведет себя очень уж не по-чеховски... Но что любопытно. Иной раз стоит деятелям культуры по пытаться все-таки притормозить развитие конфликта, как они наталкиваются на недовольных их миролюбием чиновников или депутатов. Вот последний эпизод — с увековечением па мяти летчиков-героев Кривенкова и Шерстобитова. Специа листы, рассмотрев два проекта, нашли целесообразным ис пользовать оба. Затраты невелики, зато спустя три десятка лет мы наконец отдадим долг людям, спасшим город. Решение это, однако, пришлось не по нутру некоторым депутатам. Мнение совета по монументально-прикладному ис кусству небрежно проигнорировали. Начальственно ткнули в проект одного автора — «Любо!», небрежно оттолкнули дру гой — «Не любо!» Вопрос тут не в художественном уровне «нелюбой» разработки, создававшейся опытными скульпто рами на протяжении долгих лет. Какой там еще уровень, коли и сам еще непоставленный памятник, и память о героях, и творческие усилия ваятелей не более чем разменная монета все в той же амбициозной игре, в желании определенной группы депутатов показать, кто в городе хозяин. Мы все надеемся, что согласие начнется с политиков, управленцев. Вот-вот они осознают губительность раздоров и первыми проявят добрую волю. Но доброй воли нет как нет. В их разборки втягиваются- все. Из думских и прави тельственных коридоров воинственная нетерпимость спуска ется в регионы, как инфекция из гортани в бронхи и легкие. Она охватывает областные администрации, местных депута тов, городское самоуправление. ■Икультура становится лишь средством и поводом проде монстрировать оппонентам свою силу. Подчас самые пози тивные шаги портит эта чадящая жажда конфронтации. Я го тов аплодировать настойчивости, с какой, к примеру, в Ли пецке формируется творческая микросреда — оркестры, хоры, муниципальный театр. Но эта работа с необъяснимой неот вратимостью сопровождается четкой «сортировкой» артистов, музыкантов, танцоров на «своих» и «чужих». Киноконцертный зал «Октябрь» пустует, но под его крышей вряд ли приютят какие-то негородские коллективы. А кукольному театру пусть ищут средства только в областном кармане, раз он не при писан к муниципальному ведомству... И так далее. Не будем обманываться. Это не рутинная ведомствен ность и местничество. Это принципиальная «самостийность». Это разделение того, что по определению, по самой сути не I делится и не принадлежит ни чиновнику, ни депутатам, ни Р какой-то фирме, как бы щедро она ни спонсировала музей, | театр или музыкальный коллектив. I Вероятно, у «хозяев» (будь то область, город, райцентр) 8 при любой подобной попытке «раздела» случались бы осеч- 8 ки, когда бы сами творцы не подыгрывали им. Не торопились 8 бы к кому-то «примкнуть» и непременно продемонстрировать «верность». Не затевали бы раздоры друг с другом, перени- I мая у политиков их пристрастие к компроматам и подковер- * ным схваткам. Но политикам, и столичным, и кое-кому из местных, уже ? нечего терять. Им мало верят. От них мало что ждут. Боль- 8 ше россиян не вводят в заблуждение красивые девизы и 8 названия, акцентирующие курс на сплочение, типа «Наш дом 8 — Россия», «Вся Россия», «Единство», «Согласие», «Держа- 8 А вот к людям, пишущим книги и ставящим спектакли, 8 мы доверие сохранили. Несмотря ни на что. Пока. Но и оно 8 небесконечно. И если после черновых репетиций граждане- 8 кой войны они назначат генеральную и внесут свою лепту в 8 премьеру, то это им уже не простится. ■ 8 Я ПИШУ, КАК ДЫШУ... в в ы с т а в о ч н о м з а л е Л и п е ц к о г о о б л а ст н о г о о т д е л е н и я С о ю з а х у д о ж н и к о в Р Ф о т к р ы л а с ь э к с п о з и ц и я р а бот В л а д и м и р а З л о б и н а . Б о л е е 1 7 0 а к в а р е л е й и р и с у н к о в ( п е й з а ж и п л ю с н е с к о л ь к о н ат ю р м о р т о в ) п о з в о л я ю т в е с ь м а п о л н о п о з н а к о м и т ь с я с т в о р ч е ст вом с о р о к а л е т н е г о х у д о ж - Специализация мастера в области акварели и графики неслучайна. Увлек шись рисованием с детства, Злобин до лгое время слабо владел техникой ак варели, ощущая это как пробел. А потому настойчиво ста рался его восполнить. И ему открылись возможности этой формы самовыражения. Она увлекла его. Но имели значение и чисто практические соображения. Не нужно громоздкого этюдника —Владимир, как правило, пишет с натуры, аква рельные принадлежности и карандаши всегда под рукой. Но, может быть, самое главное, что увиденное запечатлевается на бумаге спонтанно, на одном дыхании. И это приносит ху дожнику особое удовлетворение. Спонтанность, экспрессивный импрессионизм больше всего и увлекают в показанных на выставке работах. Что, разуме ется, нисколько не исключает разнообразия манер талантли вого художника. Наряду с пейзажами, очень тщательно, как говорится, реалистически прописанными, здесь можно уви деть листы-этюды, листы-наброски, исполненные с почти наивной детскостью. То есть речь идет не только о непосред ственности, мгновенности воплощения увиденного, но и о дра гоценном сплаве опыта и свободы, импровизации и философ ского осмысления мира. Уже полтора десятка лет преподает Злобин на худграфе Липецкого педагогического университета. Он, кстати, и сам выпускник этого факультета. На открытии выставки было много молодых зрителей —воспитанников Злобина. Однако принцип: ученик, повторись в учителе —Владимир не при емлет: Наоборот: его желание^художника-педагога —чтобы ■каждьш студент искал и нахвдид' евой путь; в искусстве. Вернисаж вызвал большре"днйманйё. Пришли мэтры. Гурьбой ходили за Владимиром мальчишки И девчонки, ко торые, не исключено, когдц-щбудь станут ,р,го учениками. Всматривались в листы, то взрывающиеся праздничными красками, то приглушенные монохромной сдержанностью. Вероятно, каждый видел и оценивал увиденное по-своему. Но мало кто, думается, не поддался обаянию этих работ и не отдал должное их автору. Константин КЛЮТКИН, На снимке: Владимир Злобин на вернисаже. Фото Виктора ДАВЫДОВА. ЛИЦЕНЗИЯ НА ВЗЯТКУ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Но, подумав, предприни- состоялась передача взятки, в кабинет ничего не подозре вающего Рыкова вошли со трудники ФСБ и прокурату- Во время обыска «по го рячим следам» на квартире у чиновника были изъяты наличные деньги на общую сумму более миллиона руб лей, а также ювелирные из делия. Масштабы изъятых ценностей при скромной зар плате госслужащего дают повод предположить, что не достатка в «клиентах» на чальник управления лицен зирования не испытывал. Во время следствия и на суде Рыков пытался открес титься, от полученных денег и старался правдоподобно объяснить их происхожде ние. Однако собранными по делу доказательствами уда лось полностью воссоздать истинную картину проис шедшего в кабинете чинов- Суд под председательст вом Татьяны Фроловой де тально разобрал все обстоя тельства получения взятки Рыковым. Он признан винов ным по статьям 290 (полу чение взятки) и 292 (слу жебный подлог) УК РФ. Если приговор не будет пе ресмотрен в Верховном суде, то ближайшие семь с половиной лет бывшему чи новнику предстоит провести в местах не столь отдален ных. Кроме этого приговор предусматривает конфиска цию имущества подсудимо- Сергей КОНСТАНТИ1ЮВ. ФУТБОЛ: П ЕРВЫЙ Ш Й ИШ О Н НОВИЧОК ПРЕПОДАЛ УРОК Очередной неудачей закончился для «Металлурга» с о стоявшийся в понедельник поединок с «Ностой» и з Но- вотроицка. Похоже, новичок первого дивизиона оконча тельно похоронил надежды нашей команды сохранить свой нынешний статус. Теперь только чудо может спа с ти липчан. Но чудес, как известно, в спорте не бывает, и с трудом верится, что в оставшихся четырех матчах, два и з которых выездные , «Металлург» сможет Попра вить сво е турнирное положение. И. НЕВЕРОВ. Игра липчан мало чем отли чалась от их предыдущей встре чи. Все тот же невысокий темп, невнятные действия в центре поля и абсолютно беззубое на падение. Все это, конечно, иг рало на руку гостям. Более того, постепенно они сумели перехва тить инициативу и до конца мат ча владели преимуществом. Переломной в этом поедин ке могла стать 48-я минута. После перерыва хозяева поля вдруг вспомнили, что счастье надо искать у чужих ворот, и бросились атаковать оборони тельные редуты соперника. В одном из эпизодов гости нару шили правила, и судья назна чил одиннадцатиметровый штрафной удар. Но радости бо лельщиков не суждено было сбыться: вратарь «Носты» па рировал пенальти. А еще через 10 минут липчане остались вде сятером: за непристойное пове дение был удален Тутиченко. В оставшееся время на поле шел открытый бескомпромис сный футбол. К сожалению, больше в нем преуспели фут болисты из Новотроицка. Будь они порасторопнее, мяч в воро тах «Металлурга» мог бы побы вать не менее пяти раз. А в од ной из острейших контратак за щитник липчан сыграл рукой в собственной штрафной площад ке, и на 89-й минуте уже гости получили право на пенальти. Шанс свой они не упустили. Матч так и закончился со сче том — 1:0 в их пользу. Владимир ВОЛОДИН. Р езуль таты остальных игр 36 тура, «Лада» — «Арсе нал» — 2:2, «Локомотив» СПб— «Спартак» — 0:3 , «Балтика» — «Жемчужина» — 1:2, «Волгарь- Газпром» — «Шинник» — 2:2 , «Сокол» — «Кристалл» — 6 :2 , «Спартак-Чукотка» — «Метал- «Амкар» • ___ Положение команд на 18 октября №Команда И В Н П М 0 1. Сокол 34 27 5 2 73-21 в6 35 22 7 6 58-28 73 35 21 6 8 " 53-2$ й 34 17 107 53-31 61 34 17 4 13 51-47 55 34 15 В 11 48-35 53 34 16 4 14 53-42 52 34 12 12 10 42-34' 48 34 14 5 15 45-44 47 34 14 5 15 34-39 47 35 13 8 14,33-28 47 34 12 11 11 41-36 47 34 12 9 13 53-46 45 34 13 3 18 3547 42 34 11 8 15 3947 41 34 11 8 15 3442 41 34 11 '7 16 45-61 40 34 9 8 17 3646 35 1 35 4 4 27 29-106 16 343 4 27 28-77 7 10. Балтика 12.А^нал 14.Мов^ргКрк
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz