Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ПОГОДА В ВЕРХАХ ПЛАСТИЛИНОВАЯ КОРОНА ПОЧЕМУ ТАК ЧАСТО И С ЛЕГКОСТЬЮ НЕОБЫЧАЙНОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ МЕНЯЮТ СВОИ УБЕЖДЕНИЯ? Одна из главных примет нашего -темени - шмыганье политиков, гу> фнаторов и просто «общественных вр бер деятелей» из одной партии или груп пировки в другую, из власти в оппо зицию и обратно, а также нескром ная готовность с радостным визгом «лечь» под любую вышестоящую Примеров - тьма. Классической для России политбиографией облада ет, скажем, недавний губернатор Подмосковья Анатолий Тяжлов. Сна чала пламенный коммунист, затем сторонник демо 1 фата Ельцина и член гайдаровского ДВР, потом участник «Партии власти» НДР, позже активист лужковского «Отечества» (правда, ко гда над московским мэром сгустились тучи, Тяжлов доложил в Кремль, что в Подмосковье существует его личное, а не лужковское «Отечество»), почти состоявшийся путинец - но, увы, на сей раз отвергнутый Кремлем, у кото рого оказался собственный кандидат на руководство областью... Не менее лихо эволюционировали другие губернаторы - например, ком мунист, он же член «антинародного правительства» Черномырдина, он же сторонник Путина и сочувствующий движению «Единство» Аман Тулеев. О суперсервильных в своем большинст ве лидерах нацреспублик и говорить не буду - они угадывают ветер, еще когда барометр показывает полный штиль. А бесконечные смены лояльности депутатов и целых фракций и групп в нынешней Думе - это вообще «песси мистическая трагедия»! Но надо ли удивляться таким талантам? Господ Каменева и Зиновьева, не отличавшихся постоянством, основа тель страны Советов, помнится, гру бо обозвал «политическими прости тутками». Но хоть горшком •назови, только в печь не суй... В соответствии с этой мудростью массы ответствен ных и рядовых партийцев десятилети ями были вынуждены колебаться вме сте с генеральной линией партии. Не готовых к этрму просто выбраковыва ли: в одну эпоху ставили к стенке, а в другую - отправляли послами в Афри ку или Монголию. Поэтому кошачья «гибкость позвоночника» стала гене тической особенностью советской партхозноменклатуры, из которой вы шло подавляющее большинство сего дняшних российских федеральных по литиков, губернаторов и чиновников. Однако не только родимые пятна прошлого. Просто неприличная гиб кость российской элиты - это и ре зультат Нашего государственного устройства России, и экономической политики. С желанием «жить хорошо» все понятно. Это чувство сегодня и мас кировать не надо, как во времена об комовских пайков и спецсанаториев. Однако официальные доходы даже у таких влиятельных людей, как губер наторы, невелики. Достаточно взгля нуть на налоговые декларации, кото рые они не так давно подавали, реги стрируясь в Центризбиркоме. Чтобы жить в достатке и не превратить свои вотчины в зону бедствия, тем же гу бернаторам приходится обходить пусть триады неразумное,.но все же действующее российское законода тельство. А нелады с законом делают региональных лидеров заложниками Москвы: та может долго закрывать глаза на их фискальные и прочие лов качества, а может вдруг проявить принципиальность. Не будем, впрочем, о частностях. Основная проблема все же в корен ных пороках проводившейся до сих пор экономической политики. Дли тельное механическое ограничение размеров кредитно-денежной эмис сии привело к сокращению платеже способного спроса населения, вымы ванию оборотных средств предпри ятий и нарастанию неплатежей в на родном хозяйстве. Эти обстоятельст ва, а также непроясненность отноше ний собственности подкосили реаль ный сектор экономики и помешали проведению в нем глубоких структур ных реформ. Отдельный плач - нало говая политика Центра, которая не позволяет периодически возникающе му экономическому оживлению пе рейти в стабильный рост. Несмотря на регулярные заявления властей о необходимости снизить налоговое бремя, эта проблема не решается. По словам главы думского Комитета по бюджету А.Жукова, фискальная нагрузка растет год от года. В част ности, уровень налоговых изъятий до ходов из экономики в 1998 г. соста вил 12 проц. ВВП, в 1999 г. - 14,5 проц. ВВП, а в соответствии с бюд жетным планом на текущий год он возрастет до 16 проц. ВВП. 6 результате некогда мощные промышленные регионы оказались в упадке. По разным подсчетам, в Рос сии осталось от 10 до полутора де сятков регионов-доноров, то есть от носительно благополучных областей и республик, которые отдают в феде ральный бюджет в виде налогов и иных отчислений больше федств, не жели сами получают из общероссий ской «кассы». Остальные российские территории - дотационные, не имею щие шансов самостоятельно сводить концы с концами. Например, в конце прошлого года многие регионы были вынуждены утвердить дефицитные бюджеты на 2000 г.: в Новосибир ской области дефицит должен соста вить 4 проц., в Ленинградской - 5 проц.. Воронежской - 8 проц.. Иркут ской - 12,9 проц., в Республике Ма рий Эл - 5 проц. и т.д. А в Москов ской области прежнее руководство, как кажется, было готово идти на ре корд: оно не нашло доходного по крытия для половины (!) расходов ме стного бюджета. При этом, как пра вило, итоговые годовые показатели оказываются хуже запланирован- Понятно, что в такой ситуации ме стные начальники вынуждены обра щаться к-вышестоящим федеральным: «Подайте нам на бедность!». И Центр распределяет трансферты, да ет что-то свфх них. Вот на днях пра вительство Путина - Касьянова по обещало подарить регионам .4,5 млрд. руб. на выплаты долгов по зар плате. При этом Центр может озоло тить, о может и не дать ничего. Пов лиять на него местные чиновники не в силах. Вот и остается им поддаки вать федеральным властям, загляды вать лидерам страны в рот и менять политическую окраску в зависимости от смены политических течений в Мо- Помните телесюжет о заседании правительства накануне выборов в Думу? Там губернаторы во первых строках клялись премьеру Путину в лояльности, рапортовали о готовно- д а > : МЕСТО СОБЫТИЯ ТЮМЕНЬ: ПРОЩАЙ, СЕВЕР! зовиков Надым покинули око ло ста семей. Их не устраива ла перспектива получить ста тус безработных после прове денного но многих предприяти ях сокращения кадров. Сред ства на переезд они получили в соответствии с федеральным законом «О жилищных субси диях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севе ра». Новые адреса северян - Башкортостан, Белгородская, Московская и Тюменская об- Анатолий КОСТРОВ. ЧЕРЕПОВЕЦ; ВаРЕТЯТ по ОДЕЖКЕ Череповецкие металлурги обратились к модельерам с просьбой разработать прин ципиально новую фирменную спецодежду для всех категорий роботников «Северстали». Се ро-черные робы и «вечно мо лодые» фуфайки металлурги померены оставить в про шлом. Елена ЖИБОРТ. ТОЛЬЯТИ: БРОСОК НА юг Несколько машин Волжско- - 2112 »,:-прямо с конвейе ра, от приходной завода от правились в далекое путешест вие - на Кубань. Этой акцией работники «АвтоВАЗа» хотят показать высокую надежность своих автомобилей и проде монстрировать новые модели. Владимир БАБЕНКОВ. ЧЕЛЯБИНСК: клин ВЫБИВАЮТ КЛИНОМ Ученые Российского феде рального ядерного центра счи тают, что есть возможность сни зить вероятность крупных зем летрясений в сейсмобпасных зонах. Для этого нужно прово дить специальные подземные ядерные взрывы в конкретные моменты времени, назначае мые сейсмологами. По словам ученых, у них уже имеется опыт успешного применения За рядов малого диаметра, позво ляющих решать эту проблему. Сергей СМИРНОВ. СЕВЕРОДВИНСК; комоды НА БРАЙТОНЕ Не так давно цех № 41 Севмошпредприятия изготовлял продукцию исключительно для отечественных подводных лодок и боевых кораблей. Теперь це лая сеть магазинов Нью-Йорка торгует мебелью, произведен ной в Северодвинске. За океан ^ е отправлено 600 комодов. По свидетельству начальника цеха Владислава Золотикова, вскоре американскому потре бителю мебельщики предложат, шкафы, двухъярусные и дву спальные кровати. 1 Даниил ТЫХУН.: сти обеспечить «правильное» голосо вание, а во вторых - сменив бодрый тон на жалостливый, просили уско рить выделение средств из бюджета... Подобное просто немыслимо в ци вилизованных странах. И дело не только в развитой на Западе полити ческой культуре и странном для нас уважении морально-этических прин ципов. Там сильная центральная власть не может подмять под себя ме стное самоуправление, самостоятель ность которого базируется на солид ном экономическом благополучии та мошних регионов. По идее, у нас тоже когда-нибудь так будет. Хорошо бы еще успеть по жить в эту пору прекрасную! Константин СОРОКИН, обозреватель. конкурс: I ЗАЗЕЛЕНЕЕТ «ТОПОЛЬ ■ Правительство объявило об увеличении в 2,5 раза расхо- т дов на вооружение. В связи с этим глава ВПК Илья КЛЕБА-1 НОВ не мог сдержать переполнявших его чувств и на радо- I стях заверил общественность: I 1< I Р.5, Есть чему радоваться вице-премьеру. А вот если бы I ему поручили не потратить 62 млрд., рублей, как сейчас, а за- ^ о б о го гь - как бы он веселился? ^ НЕ ВПОЛНЕ О Ф И Ц И А Л Ь Н ^ П Р И С Т А В К А « Э К С » Г О Р Ч И Т о ГРЯДУЩИХ НАЗНАЧЕНИЯХ И ОТСТАВКАХ ИЗВЕСТНЫХ ПЕРСОН По им)аоц:^^;д информа < ,43р слу)щм«Ш5дар<,1#|Э-куяи* руюц^им в Вопгр^юде^ в_ пре.^- )ернатора области собирает ся принять участие экс-спикер Государственной Думы и экс- секретарь Совбеза Иван Рыб- С одной стороны, он вроде не у дел, а в Волгограде его помнят как секретаря обкома , партии. Рыбкину обещал фи нансовую и оргподдержку дав ний соратник - Березовский. Михаил ВЕРЖБА. ВОЛГОГРАД. Бывший мэр Санкт-Петер бурга Анатолий Собчак опять на распутье. Уверяют, что вот- вот он займет крупный пост в правоохранительных органах или в Кремле - Путин обещал похлопотать. В 99-м одномандатном окру ге города Всеволожска Ленин градской области выборы были признаны несостоявшимися, и первоначально Анатолий Соб чак высказал номерение по пробовать еще раз завоевать симпатии избирателей, но раз думал. Проиграть неистовому репортеру Невзорову или «ге нералу» Диме Якфовскому бу дет совсем уж неудобно. ции; Собчок '-готов связать судьбу с 12 юн 1 !Л^тербургсХиА госуниверситетом, где, по слу- го хозяйства, хам, может занять место дека на юридического факультета. Говорят, бывший выдвиженец Собчака Владимир Путин во время своего визита в Петер бург вел на эту тему перего- он был вторым ср^;р%тД?^ Оренбургского обкома а ПСС й''курировал вопро^"^ёдьског Валерий ВЕДЕРНИКОВ. ОРЕНБУРГ. В Воронеже пронесся г Людмилой Вербицкой, «операция отвлечения»? Пос мотрим. Дмитрий ГРИГОРЬЕВ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Оставшийся без должности экс-губернатор области Влади мир Елагин с нетерпением ждет выборов президента. После них он станет полно мочным представителем прези дента в Оренбургской облас ти. Нынешний представитель уйдет на пенсию. Кстати, Пу тин прислал проигравшему Елагину теплую телеграмму, подсластив горькую пилюлю поражения. , Нынешний глава Оренбур жья Алексей Чернышев взялся за гуж: где бы ни выступал, везде говорит о, подъеме сель ского хозяйства. Не мудрено: ставке российского банкира N$1 Виктора Геращенко с по ста председателя Центробан ка и утверадении на этом пес ету земляка Георгия Лунтов- Ныне Лунтовский является заместителем Геращенко, а когда-то командовал коммер ческим банком «Воронеж». >Банк этот после приснопамят ного 17 августа обанкротился и практически перестал суще ствовать... Анатолий СТАРУХИН. ВОРОНЕЖ. Газета «Брянское время» стала источником слуха о дос рочных выборах главы админи страции области, сообщив о решении пленума Брянского обкома КПРФ перенести вы боры губернатора с декабря на 26 марта. Новость взбудоражила де мократическую обществен ность. Впервые за последние годы лидеры правых партий и движений объединились и под писали воззвание с энергич ным протестом против пере носа выборов губернатора на более ранний срок. В числе подписантов оказалась даже Людмила Комогорцева, авто ритетный политик, возглавляю- гц;ая местное отделение Сою за правых сил. Но тут выясни лось, что вопрос о переносе выборов - всего лишь вымы сел. Губернатор Лодкин зая вил, что не намерен на год раньше срока слагать с себя полномочия и никто с таким предложением к Нему пока не обращался. Лодкин назвал слух, распространенный лиде рами правых движений, бре дом сивой кобылы. Кстати, Лодкин выиграл иск в суде у газеты «Брянское вре мя», которая сообщила, что семья губернатора из двух че ловек справила новоселье в элитном доме. При этом якобгзг две трехкомнатные квартиры были переоборудованы в одну шестикомнатную. Истец пред ставил документы, что его се мья никакого отношения к до му не имеет. Взьгсканную с от ветчика сумму истец пере даст на благотворительные це ли. Это уже четвертое или пя тое мнимое новоселье, припи сываемое губернатору его «доброжелателями». Эдуард МОХОРОВ. ПРОЕКТЫ ЛЭП НА ДНЕ БАЙКАЛА с интересным проектом высту пил на страницах местной прессы ведущий научный сотрудник Ин ститута систем энергетики Сибир- Александр Крф^ев.. Он. предложил удеше- афть' стоймбегь работ и сократить сроки строительства ЛЭП к ост рову Ольхон за счет прокладки кабеля по дну Байкала. Ученый посетовал на то, что в качестве аргументов против его затеи проектировщики отвечали: «Нет строительной техники, нет опыта...» В ответ он привел фак ты из недалекой истсюии: в пери од Ленинградской блокады ка бель по дну Ладожского озера был проложен в основном сила ми женщин и детей за 44 дня. Причем кабель, который подняли со дна Ладоги в 1944-м, до сих пор служит на магистральных се тях города на Неве. Сейчас для строительства ЛЭП через пролив Ольхонские ворота нет нужды привлекать женщин и детей. Но-остров Оль хон до сих пор находится в бло каде - энергетической. Владимир МЕДВЕДЕВ. ИРКУТСК. кто ЗАТОПИТ «ЧУДО-ПЕЧЬ»? ' 50 тысяч долларов предложи ли испанцы за проект рубцовско го изобретателя Александра Пет ракова - тепловой генератор, из влекающий энергию из... холод ной воды. Генератор алтайского Кулибина успешно прошел испы тания, он принят учеными. «Кру тить» его можно хоть как: элект- ' ричеством, дизелем, ветряком. Исключительно выгодное тепло. Проект весьма перспективен для дальнейших научных и техни ческих разработок по целому шлейфу тем, в частности, для очи щения воды, пастеризации моло ка, активизации строительных смесей, отработки шлаковых хво- стохранилищ на рудниках вплоть до извлечения золотых крупиц. - Это пока фрагмент огромной научной программы, - сказал док тор технических наук, проректор Алтайского государственного тех нического университета Б.Сем- кин. - Дальнейшее ее освоение даст большой экологический эф- Краевая администрация взяла детище Петракова под свое по кровительство. Дело теперь за реализацией проекта. Прямо скажем, иностранцы сумели разглядеть А.Петракова и готовы спонсировать его. Разуме ется, не бескорыстно. Зарятся на него и свои заводские «пираты». Докопавшись до технологии изго товления, они могут быстро нала дить кустарное производство «ноу-хау». Но алтайский Кулибин отвергает заграничных гонцов и терпеливо ждет серьезных пред ложений от своих российских спонсоров с тем, чтобы подстра ховаться и поставить генератор в серийное производство. Виктор САПОВ. БАРНАУЛ. РЕПОРТАЖ С ЦИФРАМИ ТЕЧЕТ РЕКА «ВОЛГА» ЗНАМЕЦ,ИТ^^'ЙХРК^КОВСКИЙ АВТОЗАВОД РАБОТАЕТ ШЕСТЬ ДНЕЙ В НЕДЕЛЮБ Т^ИСМЕНЫ, А ФИНАНСОВОЕкБЛАГОПОЛУЧИЕ ВСЕ НЕ НАСТУПАЕТ тенед х ■ ■ ■ Колорит автограда в Ниж- ггем Новгороде ощущаешь уже с железнодорожного вокзала. Кроме назойливых предложе ний подвезти на «Волге», здесь ошарашивают тебя еще и воз можностью купить ее тут ад, как говорится, не отходя от - Машины прямо с конвейе ра, еще тепленькие, -. наседа ют крепкие парни. - И цена смешная - всего 82 тысячи рублей. Дешевле просто не бывает. ' - Но дешевое пиво обычно разбавляют... Справка «ДВ» В прошлом году в мире бы ло изготовлено 36 млн. легко вых машин, В числе основных производителей Мезкдународ- ная организация автостроите лей называет 15ведущих кон цернов шести стран: США, Япо нии, ФРГ, Франции, Италии, Кореи и Швеции, Они и будут контролироватьмировой авто мобильный рынок в недале кой перспективе. Некогда зна чительная(по количеству) авто промышленность России сдает позиции западноевропейским и североамериканским лицен- А взглянешь на улицы - сплошная .пробка. Или это ка жется? Давайте разбираться. В прошлом году ГИБДД за регистрировала в стране око ло 20 млн. легковых автомоби-.. лей. То есть чуть больше 10 штук на тысячу человек. А в Америке, например, на одну, тысячу жителей - 550 машин. В Японии - 450, в Европе - 400. Выходит, обилие автомобилей в России - обман зрения? Еще в восьмидесятых годах, побывав на АвтоВАЗе и увидев там десятка полтора, ювтомо- бильных фантазий, расчувство вавшийся Горбачев потряс тог да мир заявлением: через не сколько лет Россия будет зако нодателем в области автомо билестроения. ^ я двух объя вившихся в Ленинграде конст рукторов-самородков по ко манде из ЦК создали филиал Научного автомоторного ин ститута (НАМИ). Но гора роди ла мышь. Предложить адапти рованную к российским услови ям технологию изготовления своего детища члены кружка «умелые руки» не смогли. Мораль сей басни такова: выше лба уши не растут. В ав томобиле, как в фокусе, сходят ся самые передовые технологи-' ческие достижения всех отрас лей промышленности. Поставь те рядом «В.олгу» и «Мерседес» - и все станет ясно, какой бы парад дилетантов мы ни устра ивали. Так что же мы имеем? Дос топамятная «Волга-21М» с бе гущим оленем на капоте с 1956 года прошла на Горьков ском автозаводе эволюцию до «десятки». Но бестселлером эта легковая машина так и не стала. Государственные мужи, как ни взывал тогда еще кудря вый Немцов, с «Мерседеса» и «Ауди» на «Волгу» не пересели. Зато престижные машины, ко торых в советские времена почти не было в открытой про даже, в тени иномарок снизош ли до рядовых граждан. На конвейере производительно стью 75'тысяч'машин в год их сейчас «клепают» аж 125 ты сяч. Работают в три смены шесть дней в неделю. Форсирует ГАЗ и производ ство грузовых автомобилей. По сравнению с прошлым годом увеличил выпуск на 17,6 про цента. В основном это «Га зель», а также легкие и средние гоузовики новой модификации >, «Садко», «Баргузин» проявлен интерес в Африк Азии, Южной Америке. В пр В результате героических уси лий объем товарной продукции предприятие увеличило в 1 999- м на 21 процент. По идее оно должно было обогатиться. Но, по словам ди ректора ГАЗа по экономике Анатолия Горнева, никакой прибавки прибыли по сравне нию с прошлым годом завод не получил. А значит, нет прибав ки к заработной плате для 110 - тысячного коллектива (средняя - полторы тысячи рублей в ме сяц). Средств на содержание огромной соцсферы не хвата ет. Иссякают источники расши ренного воспроизводства, по гашения кредитов (один долг ЕБРР - 65 млн. долларов). А ведь только для того, чтобы по ставить на производство «Га зель», предприятию пришлось потратить 300 млн. долл. Пос тановка на конвейер нового автомобиля «Волга-3111» (план на этот год - 2.800 машин) обойдется в 400 млн. долл. - Такие деньги на внутрен нем рынке не заработаешь, - считает коммерческий дирек тор ГАЗа Вячеслав Шишин. . Страна бедная. Поэтому гтрезидент ОАО «ГАЗ».Николай Пугин поставил перед нами задачу: повысить качество про дукции, создать новые машины и продать их за границей. К ав томобилям «газельного» ряда е, о шлом году за границей прода ли всего тысячу машин, а в этом рассчитываем на 8 тысяч. Для этого организовали произ водство дизельных двигателей по лицензии австрийской фир мы «Штайр». Впрочем, кок уверяют руко водители ГАЗа,. наши авто не :овали бы и в России, ес- правительство запретило ввоз в страну заграничного «сэконд хенда»: по этой логике покупатель не метался бы в вы боре между подержанной ино маркой и новой отечественной машиной. Получится, как в из вестной миниатюре Карцева: сегодня раки очень большие, но яо 5 рублей, а вчера были пр .3 рубля, но очень малень кие. Другими словами, если по придержать ввоз импортного бэу, российские заводы, мол. тельных», мер, но все это ,и ,мы, и мир проходили. Никакие 30 - преты к прогрессу не приводят, они только способствуют за- Впрочем, есть беды для на шего автопрома куда серьез нее, чем подержанные «ино странки». Дурная работа автозаво дов с экономической точки зре ния становится неэффективной и по причине стихийного роста материальных зртрат на товление машин. Если два года назад они в себестоимости продукции ГАЗа «весили» б5-70 процентов, то сейчас - до 85 процентов. Как сообщили в экономической службе ГАЗа, Череповецкий металлургиче ский комбинат в первом квар тале этого года заявил цены но 25 процентов выше прошлогод них. Не отстают Магнитогор ский и Новолипецкий комбина ты. Мотивы просты: возмож ность продать металл за грани цей. А повышать цены на гото вый автомобиль в такой же пропорции автомобильный за вод не может - проиграет ино марке бесповоротно. Конечно, непростое это де отношения автозаводов с ме таллургами, энергетиками, же лезнодорожниками. Можно, ко нечно, еще задрать пошлины на иномарки. Но тогда от чественных изготовителей шин надо потребовать высоко го качества товара за ту же це ну. То, что нижегородское «вс жское пиво»> разбавлено, горькая правда. Евгений СПИРИДОНОВ. НИЖНИЙ НОВГОРОД. 2 1 Ф ЕВРАЛ Я 2 0 0 0 ГОДА 1 ЕЯ 0 В 01 < Ш Е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz