Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
Ш И П Б Ц К А Я •^Ж г а з е т а 4 октября 2000 г., № 197 (21325) 4'*- ' ' ИЗВОСПОМИНАНИ ОЛЬГИИВАНОВНЫ МОСКАЛЕНКО Он начинал сельским учи телем в деревне Евстратов- ка Россошанского района. Направляясь туда по оконча нии учительских курсов при Воронежском педагогическом институте, уже заранее любил своих будущих воспитанников. Класс получил большой — более 40 учащихся, среди ко торых были и «переростки», и откровенно слабые ученики. Много лет спустя он помнил всех по именам и фамили- Уже тогда, в далеком 1938 году, у Константина Алексан дровича возникли сомнения в незыблемости «классическо го» урока с его «окостенев шей» схемой: опрос, изучение нового, закрепление. Как вы ровнять класс, помочь отста ющим, обучить всех грамот ному письму? Он понимал: обычным опросом у доски двух-трех человек этого не добиться. И искал новые фор мы организации урока. Поме шала война: в 1942 году он доб ро во льц ем уходит на фронт, хотя с детства поте рял зрение в правом глазу и был освобожден от службы в армии. Июнь 1945. Участие в ле гендарном Параде Победы на Красной площади. После демобилизации —учеба в Уль яновском педагогическом ин ституте, работа учителем, ин спектором облоно, директо ром школы. Поступление в аспирантуру в Воронеже. Тему диссертации Константин Александрович предложил сам: «Оценка знаний учащих ся при закреплении нового материала и ее психологичес кое значение». Е е отвергли как «надуманную» и «прожек терскую». Ведь он выдвинул принцип развития ребенка на уроке, в основе которого — ут верждение: возможность про явить себя —лучшая из воз можностей. Это шло вразрез с существовавшей в то вре мя доктриной обучвниягивос^ питания «единообразнОгд по коления». Но защититься все же удалось. В НИИ Академии педагогических наук РСФСР, после удачного эксперимен та в одной из московских школ. По сути, диссертация стала прологом большой пе дагогической — научной и практической —работы. В 1954 году Константин Александрович получает на значение на должность заве дующего кафедрой педагоги ки ЛГПИ. Но кабинетным уче ным он не стал: слишком сильно любил школу. Он при- . сутствует на занятиях: сам- ведет уроки. Предлагает не обычные методические при емы и решения: слияние про цессов обучения и выявления знаний (так называемый «объединенный» урок —насы щенный, увлекательный, эф фективный — в противовес «комбинированному» — скуч ному, однообразному, низко результативному), поурочный балл (оценка работы учащих ся на всех этапах урока), ком ментированное письмо (от крытый и управляемый про цесс правилосообразныхдей ствий учеников, при котором ошибки предупреждаются до их появления в тетрадях) и множество других новшеств. В 47 школах города и облас тион находит союзников. На чинается эксперимент. Но было и другое. Были профсоюзные собрания, за седания, совещания, на кото рых идеи Москаленко осмеи вались и отвергались. Но он не отступал — был убежден в своей правоте. Структура уро ка, акценты в обучении могут и должны быть изменены! В 1959 году в журнале «На родное образование» появляет ся статья доцента Москаленко «Как должен строиться урок». Она воспринималась как пере ворот в массовой школе, веч ными спутниками которой были рутина, регламентация, страх. Неприязнь со стороны руково дителей от образования, бояв шихся всего нового и нестан дартного... И поддержка педа гогической общественности. В Липецк поехали учителя из раз ных уголков России, с команди ровочными и без. Они стреми лись попасть на уроки Констан тина Александровича и его учи тельского актива, до отказа за полняя классные кабинеты, раз мещаясь на подоконниках и в коридоре... Так начинался ли пецкий опыт... тшштшштмш^^шшшштшт Один липецкий педагог в беседе со мной как-то пожаловался: «Знаете, с нами ведь никто не советуется, никто нас не спра шивает. Вот не пригласили на Всероссийское совещание учи телей, где обсуждалась доктри на национального образования, другие важные документы. Буд то бы нам и сказать нечего...». Кстати, о совещании. Читаю в одной из центральных газет интервью с министром образо вания РФ Владимиром Филип повым. На вопрос корреспон дента, почему понадобилось проводить совещание, а, ска жем, не конференцию, он отве чает примерно так: «А зачем нужно было шумиху устраивать,, избирать делегатов?» Действи тельно, зачем? Вдруг нашлись бы достойные оппоненты, спо собные предложить что-то свое, возразить, а то и вовсе опро вергнуть министерские идеи? В другом издании журналист развивает следующую мысль: ет о Бахе, Бетховене и Чайков ском... Казалось бы, простая истина: не может ребенок обя зательно усвоить все про все. Ему по силам всерьез, глубоко изучить два , три, ну, четыре предмета. Остальное — дело Но это вряд ли возможно в условиях стандартизации и то тальной обязаловки. Требуются иные подходы, принципы, реше ния. Какие? Не лучше ли спро сить об этом самих педагогов? ИЗВОСПОМИНАНИЙ УЧЕНИЦЫ К.МОСКАЛЕНКООЛЬГИ СЕРГЕВНЫМИЛЯЕВОЙ Мне выпало счастье быть студенткой Константина Алек сандровича. Часто вспоминаю его первую лекцию. В аудито рию вошел человек с открытым. уроки, анализировала контроль ные срезы. Присутствовала и на его занятиях — живых, увлека тельных, тщательно продуман ных, с ярко выраженным вос питательным характером. Мос каленко был убежден: ни одна минута урочного времени не до лжна пройти впустую, незапол ненная напряженным и однов ременно увлекательным для школьников трудом. Дети всегда тянулись к Кон стантинуАлександровичу, люби ли его за доброе сердце. Пом ню такой случай. В середине учебного года во второй класс поступила девочка из семьи во еннослужащего. В связи с пе реездами в первом классе она поменяла три школы, много за нятий пропустила из-за болез ни. Москаленко верил: она обя зательно догонит остальных. Определил ее в свой экспери ментальный класс, всячески ей помогал, подбадривал. И дей ствительно, совсем скоро ма- крышки парты). Не устраивал- '■{ ся традиционный опрос у д о - ''' ски. (Что, если ребенок не вы- полнил.домашнее задание и К А Ш Е ТРАДИЦИИ МЫ ЗАБЫВАЕМ ОЕ УРОКАХРАДОаИ, ЗКСПЕРИИЕНП «СНИЗУ» ИРЕФОРИАХ«СВЕРХУ» не хочет, чтобы одноклассни ки узнали, какие обстоятель ства этому помещали?). Центр тяжести переносил- ш ся на урок, домашних зада- ний было мало. (Ученик до- Й лжен всё усваивать в классе. ^ Нельзя надеяться на то, что ж он «доучится» потом, сам по % себе). Все строилось исклю- Я чительно на положительных Я эмоциях, когда особую роль 8 играли улыбка учителя, его | похвала. | | Москаленко подумывал об отмене школьных звонков Р (звонок — это стресс). Пред- Й ложил пятидневку с резерв- ш ным днем, которая не имеет р ничего общего с сегодняшней Я механической отменой заня- Я тий: в субботу занимались те, ^ кто не усвоил какую-то тему, ^| отстал по болезни, приехал из : < другого города. При этом сет- > ка часов не увеличивалась. " Какая это радость — два вы- ходных дня! Дети изо всех сил ; старались их заработать 5 .. .У нынешних школьников г поводов для радости мало « . Тяжелые, ранцы за плечами, тусклые лица, хмурые взгля- ^ ды. Будучи не в состоянии * справиться с лавиной обру- - шивающейся на их головы информации, дети защищают- - ся как могут: списывают, об манывают, просто не учат. Нередко «рабочий» день '' старшеклассника затягивает-, ся до пяти-шести часов ве- ' чера. Как тут не быть стрес- ' сам,бессонницам,неврозам? Вузовские преподаватели жалуются: стоит на вступи- ' тельных экзаменах предло- « 3 абитуриенту творческое 7^ ШМО МЯППМАЛАП итп-пмРчп Ш Одному и з самых известных педа гогов страны, нашему земляку, основоположнику липец кого опыта Константину Александровичу М оскаленко в эти дн и и сполнил ось бы 83 года . П р оф е ссор ЛГПИ, заслуженный учитель Р о с с и и Сталь Анатольевич Шмаков пи сал о н ем : «Москаленко было свойственно историческое мышление , и потому он о п ер ед и л время». М о г л и предугадать сам Константин Александрович , что е го и д е и коренной перестройки структуры урока, содерж ания учебно-воспитательного п р о ц е с са обретут се годн я , на поро ге новой школьной реформы , о с о б о е значение и см ы сл ? Почему идеи Москаленко без колебания приняли милли оны российских учителей? По тому что они не подчиняли, а согласовывали интересы педа гогов, расковывали воспитате лей, Да, порою их обесценивд- : ли, выхолащивати, .подменяя суть пустой внешней фррмой. Не удалось избежать админис тративного «внедрения» липец кого опыта, чему сам Констан тин Александрович всячески стремился противостоять. В статье «Хочу предупредить вас от ошибок, товарищи», опубли кованной в 1962 году в «Учитель ской газете», он написал: «Пе дагогические проблемы адми нистративным, приказным путем решать нельзя... Только систе матическая, целенаправленная, творческая работа с показом и обсуждением уроков может убе дить учителя в необходимости идти новым путем». Сегодняшних учителей не убеждают. В лучшем случае их ставят в известность о перехо де школы на 12-летнее обуче ние или о введении единого на ционального экзамена... В худ шем — они узнают об этом из средств массовой информации. «Российское образо вание действительно нуждается в переме нах, но в содержа тельных. .. . Содержание в пер спективах Филиппова вообще не обсуждаё.трд, .Цидимо; только потрму, .что это единственная проблема, которая действитель но требует размышлений и мог ла бы быть сутью образова тельной реформы». С этим трудно не согласить ся, Ведь дело не в сроках обу чения, а в его единообразии, понуждающем школьников учить все подряд. Декларируя разви тие личности, гуманизацию, но вые ценности в образовании, современная школа стоит на вполне определенных позициях. На практике это происходит так: хочешь не хочешь, можешь не можешь, а долби то, что долбят все. Современный школьник обязан знать, когда случилась революция в Португалии, како вы особенности питания автот рофных и гетеротрофных орга низмов, формулы, теоремы, на звания крохотных островков в Океании и т. д.- При этом никого не волнует, что он не дружит с родным языком, не подозрева- добрым лицом. Говоря о фор мировании личности в младшем школьном возрасте: он привел такой пример. Мама, выйдя':с ребенком погулять, то и дрло одергивает его: «Не прыгай!»^ «Не ходи туда!», «Стой рядом со мной!». И тем подавляет его естественную энергию, любо пытство, активность. «Присутствие взрослых не должно сдерживать детей», — говорил Москаленко. И совето вал нам предоставлять учени кам как можно больше свобо ды и самостоятельности. Надо не сокрушаться по поводу их недостатков, а находить и раз вивать их способности. В спра ведливости этого я потом не однократно убеждалась, рабо тая в школе. Он стал одним из самых любимых преподавателей в ин ституте. Никогда не отказывал в помощи студентам, отвечал на все их вопросы, не считаясь со временем. Вместе с Константином Александровичем я~цосещала пышка стала хорошо успевать, исчез страх перед школой. Как счастлива была девочка, как благодарны были ее родители! ...На своих уроках Констан тин Александрович часто и с пользовал упражнения «Птичий базар», «Эхо», «Маятник», «Во лне»: во время которых видел радостные, горящие глаза д е тей-, чувствовал их неподдель ную заинтересованность. В клас се не было равнодушных, уни женных, обиженных, оскорблен ных. Малейшая удача слабого ученика поощрялась. У Моска ленко существовала своего рода психологическая установка: «Всё могут, в сё усвоят и узнают. Одни раньше, другие позже. Все будут успевать, было бы желание!» Чтобы развивалась память, Константин А лександрович предлагал в течение одной ми нуты читать вслух текст, а за- те/и^сррашивал, кто какой отры вок запомнил','и просил воспро извести: В липецкой школе № 19 всегда отличалась Женя Си- нюц. Она запоминала почти весь тексти пересказывала его прак тически без изменений. Моска ленко никогда не скупился на похвалу: «Умница, отлично!» Тем, кто отвечал похуже, тоже нахо дил добрые слова. «Уже лучше, молодчина!», «Будьте повнима тельней, молодой человек!», «Вот это уже совсем хорошо!», «Ну ничего, в следующий раз обязательно получится». «Необходимо, чтобы в се уроки без исключения начина лись с положительных эмоций и заканчивались детской ра достью», —говорил он. Учеба должна приносить де тям радость! Вот в чем состоя ло главное открытие Москален ко, На его уроках можно было отвечать сидя. (При вставании ученик зачастую теряет мысль, отвлекается даже на такую, ка залось бы, мелочь, как стук задание, например, ч о-либо ! домыслить, проанализиро- ; вать, сопоставить, как тот впадает в панику. А все пото- му, что в школе «специализи- - ровался» на пассивном слу- шании и бессмысленном за- учивании. ^ В свою очередь, учителя бьют тревогу: пропал интерес к знаниям! И тут вряд ли сто- ИТ ссылаться на «природную неспособность» и «врожден- ное нежелание». учиться.-Ведь^ еще;. Москале нко■|говорил : «Желание’ учиться'не являет- С; ся врожденным качеством, |# оно воспитывается и' форми- руется в процессе т р у д а .§ _ ...Правильно решенная труд-1 ' ная задача, хорошо написан- ное сочинение, удачно прове- ж ден'ный опыт, глубокий ана- ЛИЗ прочитанного текста —все г это вызывает у школьника ^ гордость и радость, способ- й ствует формированию силь- -ш ных чувств и стойких интере- ж сов, которые в свою очередь 11 усиливают умственную актив- ^ ность и волевое напряжение р учеников в процессе обучения ^ ..-.Уравниловка' и" овезличкегж Т1ДО103ЯТ’развитйа'ООоШб^ 1Г но'стёи'чел'овека». ' ' ' ";Й Но, по'всей видимости'^ ш нынешним реформаторам,' озабоченным исключительно ш школьными «сроками», это В невдомек. Интересно, а зна- * комы ли они с трудами наше- р го известного земляка? Зна- ют ли об опыте, вошедшем в р мировую педагогическую со- кровищницу, ставшем класси- р ческим? Им кажется, что все ^ можно начинать сначала, б е с - , ' конечно экспериментируя с Щ нулевыми результатами. Но не лучше ли вернуться к опы- ту предшественников, сделав необходимые выводы? Чтобы в очередной раз не наломать » Елена ТАРАВКОВА, \ редактор отдела ' образования ^ «Липецкой газеты», г СЕГОДНЯ, ПЯТЬСНОЕТТНАШ... ПРИЗВАНИЕ Быть сегодня учителем отнюдь не престижнее, чем торговать в ларьке. И заработки в школе такие, что мужчина просто стыдится приносить такую зарплату в дом . Потому-то представители сильного пола в классе —редкость. И все-таки есть исключения. Их особенно ценят коллеги... развивается речь. События да лекого прошлого обретают яр кие краски, становясь ближе, понятнее, если угодно, —совре меннее. Весь класс участвует в обсуждении, даже те, кто при вык прятаться за спинами од ноклассников. Вот одно любо пытное признание. —Мы ждем не звонка с уро ка Олега Витальевича, а звонка на его урок. Он никогда не по вышает голоса, не выражает недовольства, если не согласен Тринадцать лет работает в Новодеревенской средней школе Липецкого района учи тель высшей категории Олег Витальевич Гладких, но пле вать через левое плечо по старинному русскому суеве рию не спешит. Знает: во всем есть своя закономерность. Например, в том, что он стал продолжателем семейной учи тельской династии. — Когда мама, тоже ис торик, сравнивала школу с ко нюшней, я искренне негодо вал. Был успевающим, «пра вильным» учеником и резкос тей даже от родных не прини мал. Так оберегали нас, тог дашних школяров, от «шеро ховатостей» жизни родители и наставники. Набравшись житейского опыта, получив рабочую за калку после школы и в армии, я твердо решил стать учите лем истории. Закончил ЛГПИ и вот теперь преподаю люби- мый предмет в Новой Деревне. Олег Витальевич не отрица ет издержки и трудности учи тельского дела — низкую за рплату, постоянный «дамоклов меч» отчетов, проверок, экспе риментов и ответственности за все сказанное и вложенное в головы учеников. Но — любит История для него не только интересная книга или свод ар хивных документов. Это про шлое, настоящее и будущее, где каждый человек, независимо от его значимости, должен найти свою истину, оставить свой — Моя задача, — говорит Гладких, — заставить, я не ого ворился, именно заставить уче ника думать, а не просто смот реть мне в рот. Время автома тического запоминания дат, на званий. имен прошло. Надо на учить детей через сопережива ние минувшего давать ему объ ективные оценки. В этом интрига уроков Оле га Гладких. На одном из них побывала и я. Материал он не просто излагает, а, скорее, пе реводит его в плоскость диало га, всякий раз нащупывая кон такт с учениками. Ребята пос тоянно листают учебник, возвра щаются к записям, сделанным в тетрадях на предыдущих за нятиях. Обязательно повторя ются и проговариваются ключе вые слова темы. Так пополня ется лингвистический запас. с нашими ответами. Мы чувству ем его доверие. Олег Виталь евич часто приносит видеома териалы, слайды, репродукции. Тогда заниматься еще интерес- — Сегодня учителя истории, — говорит Гладких, — часто спо рят, какой учебник лучше: «Но вая история» Жарковой и Ми шиной или переработанный учебник академика Рыбакова. Я думаю дело не в учебнике. Глав ное—не идти по линии наимень шего сопротивления, не упрощать подачу материалов, чтобы не обеднять детей. Ина че мы заведомо ли шаем их инициативы и желания бороться за себя и свои знания. Мне в принципе надо пять учеников, на ко торых я мог бы опе реться. Еще пять по тянутся за ними. С ос тальными буду гово рить, учитывая их спо собности. Обмануть детей, считает Олег Виталь евич, несложно, но это чревато потерей дове рия, Оттого и мучает ся он порой по ночам, еще и еще раз прокручивая воз никшие в течение дня спорные моменты. За искренность и откровен ность дети платят тем же. А это уже шаг к самостоятельной оцен ке события, способность делать выбор, принимать решение. — У каждого из нас, в конце концов, свой Хемингуэй и Сент- Экзюпери, — размышляет Олег Витальевич, — Я знаю, как по- разному реагировали ребята разных поколений на этих пи сателей. Их оценки далеки от трафарета. Если я хотя бы в одном или двух своих учениках сумею пробудить жажду самос тоятельного поиска, то уже не зря потратил энергию и силы. К званию «Учитель высшей категории» Гладких шел не один год. Как и у всех, практика на чиналась с проб и ошибок. Мно го читал, думал, спорил. Даже с женой — она тоже историк в одной из липецких школ. Осо- КАКРАСаРЕМЛИ СОВЕТСКУЮВЛАаЬ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Погода стояла холодная, осо бенно по вечерам. А больший ство было одето легко. Поэто му на площади разбивали па латки, разжигали костры. Мое квичи старались помочь опол ченцам продуктами и теплой одеждой. Но делать им это было трудно: с наружной стороны бар рикад власти окутали площадь колючей проволокой и непрони цаемой стеной стояли стражи порядка. Ополченцы регулярно встре чались с депутатами. Но те мало что могли пояснить о положе нии дел «на воле». Наверное, сами недостаточно владели си туацией. Однажды пытавшего ся пройти к Дому Советов на родного депутата (фамилию я его так и не узнал) арестовали омоновцы, заломили руки за спину, хотя он не сопротивлял ся, и пинками проводили в гос тиницу «Мир», где был их штаб. Неподалеку от здания Вер ховного Совета находился ка кой-то техникум. С первых дней противостояния его студенты оказались в самой гуще этой драмы. Милицейско-омоновские кордоны, обыски, избиение — все это напрямую коснулось ребят. За считанные дни обыч ные московские подростки ста ли убежденными борцами за справедливость. После занятий они часто пробирались сквозь охранные кордоны. Сидели вместе с ополченцами возле костров, слушали беседы и спо ры. Чем могли, помогали. Вы полняли мелкие поручения. Вечером 3 октября многие из них ушли радостные: им, как и некоторым из ополченцев, ка залось, что блокада «Белого дома» наконец-то прорвана, что преступная власть разваливает ся. А утром 4-го они, выйдя на учебу и услышав стрельбу, по бежали в сторону баррикад. На гражданских людей дви нулись танки. Среди ополченцев появились убитые и раненые. Священника, который вышел с иконой навстречу танкам, про шила пулеметная очередь. Это го кошмара мне не забыть ни когда. У меня рябило в глазах от ослепительного пламени над головой, черных туч, копоти и вспышек трассирующих пуль. Нам ничего не оставалось, как отступить к подъезду ближайше го дома. По словам Анатолия Василь евича, он тогда обратил внима ние на то, что, оказывается, кро ме непосредственных защитни ков Верховного Совета было также немало зевак. Сбоку у фасада «Белого дома», у реч ного моста, есть многоэтажное здание. Так вот, его крыша ве- черо;!у|. 4 октября была^^^реяна фанайми. Немало зевак.зардс.^ яись .биноклями. Вскарабкался на ту„же крышу и британский журналист Джонотан Стил, 'Кор'-" респондент лондонской газеты «Гардиан». Позже в свое^жни-* ге он 'напишет: «Жители Моск вы спокойно наблюдали за кро вопролитием у «Белого дома». Люди чувствовали себя непри частными к драме. Они созер цали сражение отстраненно». Не во всем можно согла ситься с утверждением англи чанина. Не все были отрешен ными или безразличными к про исходившему. Но все-таки в главном он прав. Безмятежные мои соотечественники не взбун товались и впоследствии про тив бесполезной гибели в Чеч не по вине Ельцина тысяч на ших солдат. Никто не восстал против предательства Ельциным находящихся в чеченском плену сотен российских армейцев, —До сих пор, —продолжает вспоминать наш собеседник,— я слышу те выкрики: «К стене, сволочи! Руки за Голову!» И ощу щаю на собственной коже, как нас пропускают сквозь строй. бьют прикладами, кулаками, но- Белову чудом удалось вы рваться из того ада. На площа ди у Дома Советов он подобрал горсть стреляных гильз. По его словам, в память о том, как рас стреляли советскую власть. А расстреляли ее, считает Анатолий Васильевич, по сцена рию, разработанному за океа ном. И привел выдержки из до клада директора ЦРУ Аллена Даллеса на закрытом заседа- А НИИ сената США еще в 1945 ; году: «Мы найдем своих союз--' ников в самой России, которые ' - станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ насилия, садизма, предательст ва... В управлении государством мы возродим хаос и неразбе риху. Эпизод за эпизодом бу дет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на' земле народа». Не случайно Клинтон после октябрьских событий в России ^ тоже на закрытом заседании, сената как бы подтвердил вы полнение намеченного Алленом Даллесом. Имея в виду нашу страну, он заявил: «Мы не на прасно тратим деньги. Они при носят результаты». Да, результаты эти налицо. О них говорил в своем посла нии Федеральному Собранию новый Президент РФ Владимир Путин: «Население (России — авт.) ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. Выживае мость нации под угрозой... Мы стали заложниками модели эко номики, основанной на популис тской политике». Прошлым летом проходила специальная сессия Генераль ной Ассамблеи ООН, посвящен ная народонаселению. В докла де Генерального секретаря ООН были даны очень горькие про гнозы: к2050 году при таком де мографическом падении Россия сократит свое население почти На 30 миллионов человек. По нятно, что при огромной терри тории страны и при таких поте рях мы получим весьма мало" населенную страну. А ведь свя- . то место пусто не бывает. Наши- земли, с учетом разрушенных Вооруженных Сил, станут лег кой добычей недругов. Войны, как правило, всегда начинались из-за дележа территорий. А Соединенные Штаты, меж ,^ прочим, в отличие от России, в ближайшие полвека намерены увеличить свое население в три — А в целом, — закончил свой рассказ А. Белов, — наши люди загнаны нынче в дома, в подвалы и подворотни, как мы, ополченцы, тогда в Москве,, и в страхе покорно ждут своей учас- Тйлптг.йЭРЫва террористами жилья,,лодземного перехода, вьтстрщд- в упор в своем под-' ъездё, .а также повышения цеК на газ; электричество, на кусок хлеба.'.."А что остается? ‘" Кстати, когда-то Анатолий Васильевич на велосипеде объ ехал весь Советский Союз. Те перь... не до жиру. Еле хватило денег за последние семь лет вырваться в Москву. Побывал на месте былого побоища. Там под липами перед «Белым до мом» — мемориал. Поминаль ные кресты, часовенка. Стела с фотографиями убитых в октяб ре 1993-го. Воссозданная часть баррикады. Огромные полотни ща флагов, под какими сража лись защитники той, народной. Конституции. . Десятки тысяч людей про шли сквозь этот мемориал за семь лет. Придут и в эти ок тябрьские дни. Возложат цве ты. Поплачут оставшиеся в жи-' вых по убиенным отцам, мате рям и детям. И, может, озарит их просветление... Владимир ОСИПОВ, военный обозреватель «Липецкой газеты». бое значение имели «Педаго- гические мастерские» в г Санкт-Петербурге. Он бывает с детьми не ^ только на уроке. Его любовью * к дальним походам зарази- лись и ребята. Не одно их об- щее, походное, лето не обхо- " дится без задушевных бесед >' у ночного костра рядом с па- латкой и высыхающей от теп - , ' ла резиновой лодки. Сами со- ^ бой возникают споры... На его уроках нет скучаю-. ' щих лиц. Его питомцы учат не чужую, а свою родную исто- рию, даже если речь идет о » западных странах. Параллель- но и рядом идут герои евро-'% пейской эпохи Возрождения и - персонажи Российской исто- рии времен Ивана Грозного,. одинаково интересные ребя-. там, которым взрослеть и жить в грядущем столетии. Наталья АРКАТОВА. Липецкий район. ш ДАЛЕКОЛИУВЕЗЕТ АВТОБУС-РАЗВАЛЮХА? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Конечно, ни сами автотран спортники, ни органы власти не сидят'сложа руки. Благодаря их совместным усилиям убыточ ность отрасли сокращается. В позапрошлом году сумма убыт ков достигла уровня 12 млн. руб., в прошлом уменьшилась до 6 млн. руб. В нынешнем году немалая часть АТП, в том чис ле и ОАО «Чаплыгинавто», су мели даже получить прибыль. Но... К примеру, тому же ОАО «Чаплыгинавто» за помощь в перевозках урожая нынешнего года сельхозпредприятия рай она должны 418 тысяч рублей. Деньги до сих пор не поступи- В нынешнем году для об новления автопарка АТП облас ти получили в общей сложнос ти 141 новый автобус — отрад ная цифра, если сравнить с тем, что в 1999 году она соста вила лишь 65, а в 1998 и того меньше — 20. Но ветераны от расли, а таких среди руководи телей АТП немало, помнят годы, когда соответствующая цифра была четырехзначной. Проблем — море, надеять ся на чью-то достаточно эф фективную помощь бесполез но, и единственное, что оста ется — зарабатывать необхо димые деньги самостоятельно. Но как реально это сделать? ■На семинаре-совещании об этом говорилось много, но мы остановимся лишь на одном примере:, в Чаплыгинском АТП решили создать свой моторный рабочими, оценили возможнос ти помещения и пришли к вы воду, что здесь вполне можно, установив оборудование для мойки, дефектовки, найдя воз можности для шлифовки, на ладить капитальный ремонт двигателей. Сейчас чаплыгин- цы по мере необходимости с этой проблемой обращаются а Лебедянь, а в более серъеФ ных случаях — в Новомосковзд. Если делать капремонт на мее^' те, его стоимость уменьшится вполовину, а если на этой базе наладить капремонт двигателей по заказам частников и других предприятий района, то появит ся возможность самостоя тельно зарабо тать живые деньги. Решит ли этот цех все ны нешние проблемы хотя бы од ного ОАО «Чаплыгинавто»? Скорее всего — нет. Но часть их решит обязательно: А там — твори, выдумывай, пробуй дальше. Потому что сегодня твердо рассчитывать можно лишь на то, что заработаешь Осматривая его, участники семинара немало порадовались за чаплыгинцев. Поговорили с Да, движение к лучшему в автохозяйствах области нача лось. Но в целом ситуация по- прежнему критическая. Как от метил, подводя итоги семина ра-совещания Юрий Алтухов, руководство области и в даль нейшем будет изыскивать воз можность для оказания помо щи автотранспортным пред приятиям, но надеяться работ ники отрасли должны прежде всего на себя, на свое умение трудиться в новых условиях. Александр АНДРЕЕВ, соб.корр. «Липецкой г. Чаплыгин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz