Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Ш И П Б Ц К А Я •^Ж г а з е т а 4 октября 2000 г., № 197 (21325) 4'*- ' ' ИЗВОСПОМИНАНИ ОЛЬГИИВАНОВНЫ МОСКАЛЕНКО Он начинал сельским учи­ телем в деревне Евстратов- ка Россошанского района. Направляясь туда по оконча­ нии учительских курсов при Воронежском педагогическом институте, уже заранее любил своих будущих воспитанников. Класс получил большой — более 40 учащихся, среди ко­ торых были и «переростки», и откровенно слабые ученики. Много лет спустя он помнил всех по именам и фамили- Уже тогда, в далеком 1938 году, у Константина Алексан­ дровича возникли сомнения в незыблемости «классическо­ го» урока с его «окостенев­ шей» схемой: опрос, изучение нового, закрепление. Как вы­ ровнять класс, помочь отста­ ющим, обучить всех грамот­ ному письму? Он понимал: обычным опросом у доски двух-трех человек этого не добиться. И искал новые фор­ мы организации урока. Поме­ шала война: в 1942 году он доб ро во льц ем уходит на фронт, хотя с детства поте­ рял зрение в правом глазу и был освобожден от службы в армии. Июнь 1945. Участие в ле­ гендарном Параде Победы на Красной площади. После демобилизации —учеба в Уль­ яновском педагогическом ин­ ституте, работа учителем, ин­ спектором облоно, директо­ ром школы. Поступление в аспирантуру в Воронеже. Тему диссертации Константин Александрович предложил сам: «Оценка знаний учащих­ ся при закреплении нового материала и ее психологичес­ кое значение». Е е отвергли как «надуманную» и «прожек­ терскую». Ведь он выдвинул принцип развития ребенка на уроке, в основе которого — ут­ верждение: возможность про­ явить себя —лучшая из воз­ можностей. Это шло вразрез с существовавшей в то вре­ мя доктриной обучвниягивос^ питания «единообразнОгд по­ коления». Но защититься все же удалось. В НИИ Академии педагогических наук РСФСР, после удачного эксперимен­ та в одной из московских школ. По сути, диссертация стала прологом большой пе­ дагогической — научной и практической —работы. В 1954 году Константин Александрович получает на­ значение на должность заве­ дующего кафедрой педагоги­ ки ЛГПИ. Но кабинетным уче­ ным он не стал: слишком сильно любил школу. Он при- . сутствует на занятиях: сам- ведет уроки. Предлагает не­ обычные методические при­ емы и решения: слияние про­ цессов обучения и выявления знаний (так называемый «объединенный» урок —насы­ щенный, увлекательный, эф­ фективный — в противовес «комбинированному» — скуч­ ному, однообразному, низко результативному), поурочный балл (оценка работы учащих­ ся на всех этапах урока), ком­ ментированное письмо (от­ крытый и управляемый про­ цесс правилосообразныхдей­ ствий учеников, при котором ошибки предупреждаются до их появления в тетрадях) и множество других новшеств. В 47 школах города и облас­ тион находит союзников. На­ чинается эксперимент. Но было и другое. Были профсоюзные собрания, за­ седания, совещания, на кото­ рых идеи Москаленко осмеи­ вались и отвергались. Но он не отступал — был убежден в своей правоте. Структура уро­ ка, акценты в обучении могут и должны быть изменены! В 1959 году в журнале «На­ родное образование» появляет­ ся статья доцента Москаленко «Как должен строиться урок». Она воспринималась как пере­ ворот в массовой школе, веч­ ными спутниками которой были рутина, регламентация, страх. Неприязнь со стороны руково­ дителей от образования, бояв­ шихся всего нового и нестан­ дартного... И поддержка педа­ гогической общественности. В Липецк поехали учителя из раз­ ных уголков России, с команди­ ровочными и без. Они стреми­ лись попасть на уроки Констан­ тина Александровича и его учи­ тельского актива, до отказа за­ полняя классные кабинеты, раз­ мещаясь на подоконниках и в коридоре... Так начинался ли­ пецкий опыт... тшштшштмш^^шшшштшт Один липецкий педагог в беседе со мной как-то пожаловался: «Знаете, с нами ведь никто не советуется, никто нас не спра­ шивает. Вот не пригласили на Всероссийское совещание учи­ телей, где обсуждалась доктри­ на национального образования, другие важные документы. Буд­ то бы нам и сказать нечего...». Кстати, о совещании. Читаю в одной из центральных газет интервью с министром образо­ вания РФ Владимиром Филип­ повым. На вопрос корреспон­ дента, почему понадобилось проводить совещание, а, ска­ жем, не конференцию, он отве­ чает примерно так: «А зачем нужно было шумиху устраивать,, избирать делегатов?» Действи­ тельно, зачем? Вдруг нашлись бы достойные оппоненты, спо­ собные предложить что-то свое, возразить, а то и вовсе опро­ вергнуть министерские идеи? В другом издании журналист развивает следующую мысль: ет о Бахе, Бетховене и Чайков­ ском... Казалось бы, простая истина: не может ребенок обя­ зательно усвоить все про все. Ему по силам всерьез, глубоко изучить два , три, ну, четыре предмета. Остальное — дело Но это вряд ли возможно в условиях стандартизации и то­ тальной обязаловки. Требуются иные подходы, принципы, реше­ ния. Какие? Не лучше ли спро­ сить об этом самих педагогов? ИЗВОСПОМИНАНИЙ УЧЕНИЦЫ К.МОСКАЛЕНКООЛЬГИ СЕРГЕВНЫМИЛЯЕВОЙ Мне выпало счастье быть студенткой Константина Алек­ сандровича. Часто вспоминаю его первую лекцию. В аудито­ рию вошел человек с открытым. уроки, анализировала контроль­ ные срезы. Присутствовала и на его занятиях — живых, увлека­ тельных, тщательно продуман­ ных, с ярко выраженным вос­ питательным характером. Мос­ каленко был убежден: ни одна минута урочного времени не до­ лжна пройти впустую, незапол­ ненная напряженным и однов­ ременно увлекательным для школьников трудом. Дети всегда тянулись к Кон­ стантинуАлександровичу, люби­ ли его за доброе сердце. Пом­ ню такой случай. В середине учебного года во второй класс поступила девочка из семьи во­ еннослужащего. В связи с пе­ реездами в первом классе она поменяла три школы, много за­ нятий пропустила из-за болез­ ни. Москаленко верил: она обя­ зательно догонит остальных. Определил ее в свой экспери­ ментальный класс, всячески ей помогал, подбадривал. И дей­ ствительно, совсем скоро ма- крышки парты). Не устраивал- '■{ ся традиционный опрос у д о - ''' ски. (Что, если ребенок не вы- полнил.домашнее задание и К А Ш Е ТРАДИЦИИ МЫ ЗАБЫВАЕМ ОЕ УРОКАХРАДОаИ, ЗКСПЕРИИЕНП «СНИЗУ» ИРЕФОРИАХ«СВЕРХУ» не хочет, чтобы одноклассни­ ки узнали, какие обстоятель­ ства этому помещали?). Центр тяжести переносил- ш ся на урок, домашних зада- ний было мало. (Ученик до- Й лжен всё усваивать в классе. ^ Нельзя надеяться на то, что ж он «доучится» потом, сам по % себе). Все строилось исклю- Я чительно на положительных Я эмоциях, когда особую роль 8 играли улыбка учителя, его | похвала. | | Москаленко подумывал об отмене школьных звонков Р (звонок — это стресс). Пред- Й ложил пятидневку с резерв- ш ным днем, которая не имеет р ничего общего с сегодняшней Я механической отменой заня- Я тий: в субботу занимались те, ^ кто не усвоил какую-то тему, ^| отстал по болезни, приехал из : < другого города. При этом сет- > ка часов не увеличивалась. " Какая это радость — два вы- ходных дня! Дети изо всех сил ; старались их заработать 5 .. .У нынешних школьников г поводов для радости мало « . Тяжелые, ранцы за плечами, тусклые лица, хмурые взгля- ^ ды. Будучи не в состоянии * справиться с лавиной обру- - шивающейся на их головы информации, дети защищают- - ся как могут: списывают, об­ манывают, просто не учат. Нередко «рабочий» день '' старшеклассника затягивает-, ся до пяти-шести часов ве- ' чера. Как тут не быть стрес- ' сам,бессонницам,неврозам? Вузовские преподаватели жалуются: стоит на вступи- ' тельных экзаменах предло- « 3 абитуриенту творческое 7^ ШМО МЯППМАЛАП итп-пмРчп Ш Одному и з самых известных педа гогов страны, нашему земляку, основоположнику липец кого опыта Константину Александровичу М оскаленко в эти дн и и сполнил ось бы 83 года . П р оф е ссор ЛГПИ, заслуженный учитель Р о с с и и Сталь Анатольевич Шмаков пи сал о н ем : «Москаленко было свойственно историческое мышление , и потому он о п ер ед и л время». М о г л и предугадать сам Константин Александрович , что е го и д е и коренной перестройки структуры урока, содерж ания учебно-воспитательного п р о ц е с са обретут се годн я , на поро ге новой школьной реформы , о с о б о е значение и см ы сл ? Почему идеи Москаленко без колебания приняли милли­ оны российских учителей? По­ тому что они не подчиняли, а согласовывали интересы педа­ гогов, расковывали воспитате­ лей, Да, порою их обесценивд- : ли, выхолащивати, .подменяя суть пустой внешней фррмой. Не удалось избежать админис­ тративного «внедрения» липец­ кого опыта, чему сам Констан­ тин Александрович всячески стремился противостоять. В статье «Хочу предупредить вас от ошибок, товарищи», опубли­ кованной в 1962 году в «Учитель­ ской газете», он написал: «Пе­ дагогические проблемы адми­ нистративным, приказным путем решать нельзя... Только систе­ матическая, целенаправленная, творческая работа с показом и обсуждением уроков может убе­ дить учителя в необходимости идти новым путем». Сегодняшних учителей не убеждают. В лучшем случае их ставят в известность о перехо­ де школы на 12-летнее обуче­ ние или о введении единого на­ ционального экзамена... В худ­ шем — они узнают об этом из средств массовой информации. «Российское образо­ вание действительно нуждается в переме­ нах, но в содержа­ тельных. .. . Содержание в пер­ спективах Филиппова вообще не обсуждаё.трд, .Цидимо; только потрму, .что это единственная проблема, которая действитель­ но требует размышлений и мог­ ла бы быть сутью образова­ тельной реформы». С этим трудно не согласить­ ся, Ведь дело не в сроках обу­ чения, а в его единообразии, понуждающем школьников учить все подряд. Декларируя разви­ тие личности, гуманизацию, но­ вые ценности в образовании, современная школа стоит на вполне определенных позициях. На практике это происходит так: хочешь не хочешь, можешь не можешь, а долби то, что долбят все. Современный школьник обязан знать, когда случилась революция в Португалии, како­ вы особенности питания автот­ рофных и гетеротрофных орга­ низмов, формулы, теоремы, на­ звания крохотных островков в Океании и т. д.- При этом никого не волнует, что он не дружит с родным языком, не подозрева- добрым лицом. Говоря о фор­ мировании личности в младшем школьном возрасте: он привел такой пример. Мама, выйдя':с ребенком погулять, то и дрло одергивает его: «Не прыгай!»^ «Не ходи туда!», «Стой рядом со мной!». И тем подавляет его естественную энергию, любо­ пытство, активность. «Присутствие взрослых не должно сдерживать детей», — говорил Москаленко. И совето­ вал нам предоставлять учени­ кам как можно больше свобо­ ды и самостоятельности. Надо не сокрушаться по поводу их недостатков, а находить и раз­ вивать их способности. В спра­ ведливости этого я потом не­ однократно убеждалась, рабо­ тая в школе. Он стал одним из самых любимых преподавателей в ин­ ституте. Никогда не отказывал в помощи студентам, отвечал на все их вопросы, не считаясь со временем. Вместе с Константином Александровичем я~цосещала пышка стала хорошо успевать, исчез страх перед школой. Как счастлива была девочка, как благодарны были ее родители! ...На своих уроках Констан­ тин Александрович часто и с ­ пользовал упражнения «Птичий базар», «Эхо», «Маятник», «Во­ лне»: во время которых видел радостные, горящие глаза д е ­ тей-, чувствовал их неподдель­ ную заинтересованность. В клас­ се не было равнодушных, уни­ женных, обиженных, оскорблен­ ных. Малейшая удача слабого ученика поощрялась. У Моска­ ленко существовала своего рода психологическая установка: «Всё могут, в сё усвоят и узнают. Одни раньше, другие позже. Все будут успевать, было бы желание!» Чтобы развивалась память, Константин А лександрович предлагал в течение одной ми­ нуты читать вслух текст, а за- те/и^сррашивал, кто какой отры­ вок запомнил','и просил воспро­ извести: В липецкой школе № 19 всегда отличалась Женя Си- нюц. Она запоминала почти весь тексти пересказывала его прак­ тически без изменений. Моска­ ленко никогда не скупился на похвалу: «Умница, отлично!» Тем, кто отвечал похуже, тоже нахо­ дил добрые слова. «Уже лучше, молодчина!», «Будьте повнима­ тельней, молодой человек!», «Вот это уже совсем хорошо!», «Ну ничего, в следующий раз обязательно получится». «Необходимо, чтобы в се уроки без исключения начина­ лись с положительных эмоций и заканчивались детской ра ­ достью», —говорил он. Учеба должна приносить де­ тям радость! Вот в чем состоя­ ло главное открытие Москален­ ко, На его уроках можно было отвечать сидя. (При вставании ученик зачастую теряет мысль, отвлекается даже на такую, ка­ залось бы, мелочь, как стук задание, например, ч о-либо ! домыслить, проанализиро- ; вать, сопоставить, как тот впадает в панику. А все пото- му, что в школе «специализи- - ровался» на пассивном слу- шании и бессмысленном за- учивании. ^ В свою очередь, учителя бьют тревогу: пропал интерес к знаниям! И тут вряд ли сто- ИТ ссылаться на «природную неспособность» и «врожден- ное нежелание». учиться.-Ведь^ еще;. Москале нко■|говорил : «Желание’ учиться'не являет- С; ся врожденным качеством, |# оно воспитывается и' форми- руется в процессе т р у д а .§ _ ...Правильно решенная труд-1 ' ная задача, хорошо написан- ное сочинение, удачно прове- ж ден'ный опыт, глубокий ана- ЛИЗ прочитанного текста —все г это вызывает у школьника ^ гордость и радость, способ- й ствует формированию силь- -ш ных чувств и стойких интере- ж сов, которые в свою очередь 11 усиливают умственную актив- ^ ность и волевое напряжение р учеников в процессе обучения ^ ..-.Уравниловка' и" овезличкегж Т1ДО103ЯТ’развитйа'ООоШб^ 1Г но'стёи'чел'овека». ' ' ' ";Й Но, по'всей видимости'^ ш нынешним реформаторам,' озабоченным исключительно ш школьными «сроками», это В невдомек. Интересно, а зна- * комы ли они с трудами наше- р го известного земляка? Зна- ют ли об опыте, вошедшем в р мировую педагогическую со- кровищницу, ставшем класси- р ческим? Им кажется, что все ^ можно начинать сначала, б е с - , ' конечно экспериментируя с Щ нулевыми результатами. Но не лучше ли вернуться к опы- ту предшественников, сделав необходимые выводы? Чтобы в очередной раз не наломать » Елена ТАРАВКОВА, \ редактор отдела ' образования ^ «Липецкой газеты», г СЕГОДНЯ, ПЯТЬСНОЕТТНАШ... ПРИЗВАНИЕ Быть сегодня учителем отнюдь не престижнее, чем торговать в ларьке. И заработки в школе такие, что мужчина просто стыдится приносить такую зарплату в дом . Потому-то представители сильного пола в классе —редкость. И все-таки есть исключения. Их особенно ценят коллеги... развивается речь. События да­ лекого прошлого обретают яр­ кие краски, становясь ближе, понятнее, если угодно, —совре­ меннее. Весь класс участвует в обсуждении, даже те, кто при­ вык прятаться за спинами од­ ноклассников. Вот одно любо­ пытное признание. —Мы ждем не звонка с уро­ ка Олега Витальевича, а звонка на его урок. Он никогда не по­ вышает голоса, не выражает недовольства, если не согласен Тринадцать лет работает в Новодеревенской средней школе Липецкого района учи­ тель высшей категории Олег Витальевич Гладких, но пле­ вать через левое плечо по старинному русскому суеве­ рию не спешит. Знает: во всем есть своя закономерность. Например, в том, что он стал продолжателем семейной учи­ тельской династии. — Когда мама, тоже ис­ торик, сравнивала школу с ко­ нюшней, я искренне негодо­ вал. Был успевающим, «пра­ вильным» учеником и резкос­ тей даже от родных не прини­ мал. Так оберегали нас, тог­ дашних школяров, от «шеро­ ховатостей» жизни родители и наставники. Набравшись житейского опыта, получив рабочую за­ калку после школы и в армии, я твердо решил стать учите­ лем истории. Закончил ЛГПИ и вот теперь преподаю люби- мый предмет в Новой Деревне. Олег Витальевич не отрица­ ет издержки и трудности учи­ тельского дела — низкую за ­ рплату, постоянный «дамоклов меч» отчетов, проверок, экспе­ риментов и ответственности за все сказанное и вложенное в головы учеников. Но — любит История для него не только интересная книга или свод ар­ хивных документов. Это про­ шлое, настоящее и будущее, где каждый человек, независимо от его значимости, должен найти свою истину, оставить свой — Моя задача, — говорит Гладких, — заставить, я не ого­ ворился, именно заставить уче­ ника думать, а не просто смот­ реть мне в рот. Время автома­ тического запоминания дат, на­ званий. имен прошло. Надо на­ учить детей через сопережива­ ние минувшего давать ему объ­ ективные оценки. В этом интрига уроков Оле­ га Гладких. На одном из них побывала и я. Материал он не просто излагает, а, скорее, пе­ реводит его в плоскость диало­ га, всякий раз нащупывая кон­ такт с учениками. Ребята пос­ тоянно листают учебник, возвра­ щаются к записям, сделанным в тетрадях на предыдущих за­ нятиях. Обязательно повторя­ ются и проговариваются ключе­ вые слова темы. Так пополня­ ется лингвистический запас. с нашими ответами. Мы чувству­ ем его доверие. Олег Виталь­ евич часто приносит видеома­ териалы, слайды, репродукции. Тогда заниматься еще интерес- — Сегодня учителя истории, — говорит Гладких, — часто спо­ рят, какой учебник лучше: «Но­ вая история» Жарковой и Ми­ шиной или переработанный учебник академика Рыбакова. Я думаю дело не в учебнике. Глав­ ное—не идти по линии наимень­ шего сопротивления, не упрощать подачу материалов, чтобы не обеднять детей. Ина­ че мы заведомо ли­ шаем их инициативы и желания бороться за себя и свои знания. Мне в принципе надо пять учеников, на ко­ торых я мог бы опе­ реться. Еще пять по­ тянутся за ними. С ос­ тальными буду гово­ рить, учитывая их спо­ собности. Обмануть детей, считает Олег Виталь­ евич, несложно, но это чревато потерей дове­ рия, Оттого и мучает­ ся он порой по ночам, еще и еще раз прокручивая воз­ никшие в течение дня спорные моменты. За искренность и откровен­ ность дети платят тем же. А это уже шаг к самостоятельной оцен­ ке события, способность делать выбор, принимать решение. — У каждого из нас, в конце концов, свой Хемингуэй и Сент- Экзюпери, — размышляет Олег Витальевич, — Я знаю, как по- разному реагировали ребята разных поколений на этих пи­ сателей. Их оценки далеки от трафарета. Если я хотя бы в одном или двух своих учениках сумею пробудить жажду самос­ тоятельного поиска, то уже не зря потратил энергию и силы. К званию «Учитель высшей категории» Гладких шел не один год. Как и у всех, практика на­ чиналась с проб и ошибок. Мно­ го читал, думал, спорил. Даже с женой — она тоже историк в одной из липецких школ. Осо- КАКРАСаРЕМЛИ СОВЕТСКУЮВЛАаЬ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Погода стояла холодная, осо бенно по вечерам. А больший ство было одето легко. Поэто му на площади разбивали па латки, разжигали костры. Мое квичи старались помочь опол­ ченцам продуктами и теплой одеждой. Но делать им это было трудно: с наружной стороны бар­ рикад власти окутали площадь колючей проволокой и непрони­ цаемой стеной стояли стражи порядка. Ополченцы регулярно встре­ чались с депутатами. Но те мало что могли пояснить о положе­ нии дел «на воле». Наверное, сами недостаточно владели си­ туацией. Однажды пытавшего­ ся пройти к Дому Советов на­ родного депутата (фамилию я его так и не узнал) арестовали омоновцы, заломили руки за спину, хотя он не сопротивлял­ ся, и пинками проводили в гос­ тиницу «Мир», где был их штаб. Неподалеку от здания Вер­ ховного Совета находился ка­ кой-то техникум. С первых дней противостояния его студенты оказались в самой гуще этой драмы. Милицейско-омоновские кордоны, обыски, избиение — все это напрямую коснулось ребят. За считанные дни обыч­ ные московские подростки ста­ ли убежденными борцами за справедливость. После занятий они часто пробирались сквозь охранные кордоны. Сидели вместе с ополченцами возле костров, слушали беседы и спо­ ры. Чем могли, помогали. Вы­ полняли мелкие поручения. Вечером 3 октября многие из них ушли радостные: им, как и некоторым из ополченцев, ка­ залось, что блокада «Белого дома» наконец-то прорвана, что преступная власть разваливает­ ся. А утром 4-го они, выйдя на учебу и услышав стрельбу, по­ бежали в сторону баррикад. На гражданских людей дви­ нулись танки. Среди ополченцев появились убитые и раненые. Священника, который вышел с иконой навстречу танкам, про­ шила пулеметная очередь. Это­ го кошмара мне не забыть ни­ когда. У меня рябило в глазах от ослепительного пламени над головой, черных туч, копоти и вспышек трассирующих пуль. Нам ничего не оставалось, как отступить к подъезду ближайше­ го дома. По словам Анатолия Василь­ евича, он тогда обратил внима­ ние на то, что, оказывается, кро­ ме непосредственных защитни­ ков Верховного Совета было также немало зевак. Сбоку у фасада «Белого дома», у реч­ ного моста, есть многоэтажное здание. Так вот, его крыша ве- черо;!у|. 4 октября была^^^реяна фанайми. Немало зевак.зардс.^ яись .биноклями. Вскарабкался на ту„же крышу и британский журналист Джонотан Стил, 'Кор'-" респондент лондонской газеты «Гардиан». Позже в свое^жни-* ге он 'напишет: «Жители Моск­ вы спокойно наблюдали за кро­ вопролитием у «Белого дома». Люди чувствовали себя непри­ частными к драме. Они созер­ цали сражение отстраненно». Не во всем можно согла­ ситься с утверждением англи­ чанина. Не все были отрешен­ ными или безразличными к про­ исходившему. Но все-таки в главном он прав. Безмятежные мои соотечественники не взбун­ товались и впоследствии про­ тив бесполезной гибели в Чеч­ не по вине Ельцина тысяч на­ ших солдат. Никто не восстал против предательства Ельциным находящихся в чеченском плену сотен российских армейцев, —До сих пор, —продолжает вспоминать наш собеседник,— я слышу те выкрики: «К стене, сволочи! Руки за Голову!» И ощу­ щаю на собственной коже, как нас пропускают сквозь строй. бьют прикладами, кулаками, но- Белову чудом удалось вы­ рваться из того ада. На площа­ ди у Дома Советов он подобрал горсть стреляных гильз. По его словам, в память о том, как рас­ стреляли советскую власть. А расстреляли ее, считает Анатолий Васильевич, по сцена­ рию, разработанному за океа­ ном. И привел выдержки из до­ клада директора ЦРУ Аллена Даллеса на закрытом заседа- А НИИ сената США еще в 1945 ; году: «Мы найдем своих союз--' ников в самой России, которые ' - станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ насилия, садизма, предательст­ ва... В управлении государством мы возродим хаос и неразбе­ риху. Эпизод за эпизодом бу­ дет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на' земле народа». Не случайно Клинтон после октябрьских событий в России ^ тоже на закрытом заседании, сената как бы подтвердил вы­ полнение намеченного Алленом Даллесом. Имея в виду нашу страну, он заявил: «Мы не на­ прасно тратим деньги. Они при­ носят результаты». Да, результаты эти налицо. О них говорил в своем посла­ нии Федеральному Собранию новый Президент РФ Владимир Путин: «Население (России — авт.) ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. Выживае­ мость нации под угрозой... Мы стали заложниками модели эко­ номики, основанной на популис­ тской политике». Прошлым летом проходила специальная сессия Генераль­ ной Ассамблеи ООН, посвящен­ ная народонаселению. В докла­ де Генерального секретаря ООН были даны очень горькие про­ гнозы: к2050 году при таком де­ мографическом падении Россия сократит свое население почти На 30 миллионов человек. По­ нятно, что при огромной терри­ тории страны и при таких поте­ рях мы получим весьма мало" населенную страну. А ведь свя- . то место пусто не бывает. Наши- земли, с учетом разрушенных Вооруженных Сил, станут лег­ кой добычей недругов. Войны, как правило, всегда начинались из-за дележа территорий. А Соединенные Штаты, меж ,^ прочим, в отличие от России, в ближайшие полвека намерены увеличить свое население в три — А в целом, — закончил свой рассказ А. Белов, — наши люди загнаны нынче в дома, в подвалы и подворотни, как мы, ополченцы, тогда в Москве,, и в страхе покорно ждут своей учас- Тйлптг.йЭРЫва террористами жилья,,лодземного перехода, вьтстрщд- в упор в своем под-' ъездё, .а также повышения цеК на газ; электричество, на кусок хлеба.'.."А что остается? ‘" Кстати, когда-то Анатолий Васильевич на велосипеде объ­ ехал весь Советский Союз. Те­ перь... не до жиру. Еле хватило денег за последние семь лет вырваться в Москву. Побывал на месте былого побоища. Там под липами перед «Белым до­ мом» — мемориал. Поминаль­ ные кресты, часовенка. Стела с фотографиями убитых в октяб­ ре 1993-го. Воссозданная часть баррикады. Огромные полотни­ ща флагов, под какими сража­ лись защитники той, народной. Конституции. . Десятки тысяч людей про­ шли сквозь этот мемориал за семь лет. Придут и в эти ок­ тябрьские дни. Возложат цве­ ты. Поплачут оставшиеся в жи-' вых по убиенным отцам, мате­ рям и детям. И, может, озарит их просветление... Владимир ОСИПОВ, военный обозреватель «Липецкой газеты». бое значение имели «Педаго- гические мастерские» в г Санкт-Петербурге. Он бывает с детьми не ^ только на уроке. Его любовью * к дальним походам зарази- лись и ребята. Не одно их об- щее, походное, лето не обхо- " дится без задушевных бесед >' у ночного костра рядом с па- латкой и высыхающей от теп - , ' ла резиновой лодки. Сами со- ^ бой возникают споры... На его уроках нет скучаю-. ' щих лиц. Его питомцы учат не чужую, а свою родную исто- рию, даже если речь идет о » западных странах. Параллель- но и рядом идут герои евро-'% пейской эпохи Возрождения и - персонажи Российской исто- рии времен Ивана Грозного,. одинаково интересные ребя-. там, которым взрослеть и жить в грядущем столетии. Наталья АРКАТОВА. Липецкий район. ш ДАЛЕКОЛИУВЕЗЕТ АВТОБУС-РАЗВАЛЮХА? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Конечно, ни сами автотран­ спортники, ни органы власти не сидят'сложа руки. Благодаря их совместным усилиям убыточ­ ность отрасли сокращается. В позапрошлом году сумма убыт­ ков достигла уровня 12 млн. руб., в прошлом уменьшилась до 6 млн. руб. В нынешнем году немалая часть АТП, в том чис­ ле и ОАО «Чаплыгинавто», су­ мели даже получить прибыль. Но... К примеру, тому же ОАО «Чаплыгинавто» за помощь в перевозках урожая нынешнего года сельхозпредприятия рай­ она должны 418 тысяч рублей. Деньги до сих пор не поступи- В нынешнем году для об­ новления автопарка АТП облас­ ти получили в общей сложнос­ ти 141 новый автобус — отрад­ ная цифра, если сравнить с тем, что в 1999 году она соста­ вила лишь 65, а в 1998 и того меньше — 20. Но ветераны от­ расли, а таких среди руководи­ телей АТП немало, помнят годы, когда соответствующая цифра была четырехзначной. Проблем — море, надеять­ ся на чью-то достаточно эф ­ фективную помощь бесполез­ но, и единственное, что оста­ ется — зарабатывать необхо­ димые деньги самостоятельно. Но как реально это сделать? ■На семинаре-совещании об этом говорилось много, но мы остановимся лишь на одном примере:, в Чаплыгинском АТП решили создать свой моторный рабочими, оценили возможнос­ ти помещения и пришли к вы­ воду, что здесь вполне можно, установив оборудование для мойки, дефектовки, найдя воз­ можности для шлифовки, на­ ладить капитальный ремонт двигателей. Сейчас чаплыгин- цы по мере необходимости с этой проблемой обращаются а Лебедянь, а в более серъеФ ных случаях — в Новомосковзд. Если делать капремонт на мее^' те, его стоимость уменьшится вполовину, а если на этой базе наладить капремонт двигателей по заказам частников и других предприятий района, то появит­ ся возможность самостоя­ тельно зарабо тать живые деньги. Решит ли этот цех все ны­ нешние проблемы хотя бы од­ ного ОАО «Чаплыгинавто»? Скорее всего — нет. Но часть их решит обязательно: А там — твори, выдумывай, пробуй дальше. Потому что сегодня твердо рассчитывать можно лишь на то, что заработаешь Осматривая его, участники семинара немало порадовались за чаплыгинцев. Поговорили с Да, движение к лучшему в автохозяйствах области нача­ лось. Но в целом ситуация по- прежнему критическая. Как от­ метил, подводя итоги семина­ ра-совещания Юрий Алтухов, руководство области и в даль­ нейшем будет изыскивать воз­ можность для оказания помо­ щи автотранспортным пред­ приятиям, но надеяться работ­ ники отрасли должны прежде всего на себя, на свое умение трудиться в новых условиях. Александр АНДРЕЕВ, соб.корр. «Липецкой г. Чаплыгин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz