Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
30 сентября 2000 г., № 195 (21323) ТЖИПЕЦКАЯ е ' Ж г а з е т а Н ЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ В России в последние годы происходит мно го странного и удивительного, С точки арениа здравого смысла, конечно. Мы живем, ка к ска зал писатель, «под соВой не чуя страны». Поэ тому общепризнанные беды, трагедии у нас пре вращаются (скорее , превращают!) в «увлека тельные телешоу», в числе главных героев ко торых оказываются одни и те же персоны. Для большинства народа они — персоны нон-грата, но кого это интересует в кругах тех, кто пытает с я и зачастую небезуспешно, манипулировать общественным мнением, исправляя (набекрень) людское сознание. Не кажется ли вам, что и шумиха вокруг гибе ли атомной подлодки «Курск» как-то пошла на убыль. Владельцам «кнопок» (НТВ, ОРТ, ТВ -6 и т.д.) наших телеящиков надоело. Они пресыти лись. «Крови» больше не выжмешь из ситуации, а посему пора браться за другой скандальчик. Более зловонный, бьющий по нервам ... «ЛГ» не из этого разряда СМИ. Для нас тема катастрофы в Баренцевом море, как и боевых действии в Чечне, других «кровоточащих» отме тин современной «демократической России» — не мимолетная газетная кампания . К ней мы будем обращаться вновь и вновь. Очередным поводом к разговору о причинах гибели атомохода «Курск» явилась публикация наших коллег и з «Красноярского рабочего», текст которой мы получили буквально на днях. Сибирским журналистам попали в руки уникаль ные сведения, позволяющие усомниться в офи циальных версиях катастрофы. Об этом вы и уз- наете из предложенной здесь публикации. Мы также сочли возможным познакомить чи тателей с точкой зрения на проблему оборонос пособности Вооруженных Сил Р Ф депутатов Гос думы России, где уже начались горячие дебаты по бюджету будущего года. Ка к известно, д ум цы намерены потребовать отправительства уве личения ассигнований на содержание армии. От исхода этой дискуссии во многом будет зависеть ответна вопрос; будутли и впредь «то нуть» наши субмарины, «падать» наши МиГи, «буксовать» наши танки — словом, гибнуть бы лая мощь и сила нашего оружия? Вопрос, о ко тором «телешоумены» предпочитают не вспоми- ГО Р Я Ч А Я ТЕМ А : В З ГЛЯД И З П Р О В И Н Ц И И ■ 1ш>овые акулы-людоеды чуют каплю крови ВзМиллионе литров воды. Погибающую АПЛ К - 141 «Курск» на дне Баренцева моря тоже почуяли акулы. Эти хладнокровные твари кусали кахсдого из нас —за душу, за сердце... В З ГЛ ЯД И З М О С К В Ы КОГДАНЕХВАТАДЕНТЕГНАГВОЗДЬ РЯ ПОДКОВЫ... I I I Дртстве мы читали невеселый стишок и п р о командира, который устремился в бой на неподкованном скакуне. В итоге «лошадь захромала , командир убит, конница разбита, армия бежит». И произошло это из-за того, что не было гвоздя лошадь подковать. Кок ни печально, но для нашей армии эта сказочка стала актуальной в конце XX века. женного боекомплектом суд на. Итог известен. Еще в но ябре 1999 года депутаты Гос думы провели расследова ние, как расходуются бюд жетные средства на оборону. Выяснилось, что лишь 10 процентов идет на капиталь ный ремонт техники. Военные жалуются, что выделяются вроде бы боль шие суммы, а на «гвозди-то для подков» и не хватает. Такое ощущение, будто си дит в Министерстве финансов злоумышленник и специаль но рассчитывает, чтобы на аварийные краны, на керо син, на мазут денег не хва тило. Мелочь вроде бы, но из- за ограниченных средств на топливо летчики не могут тренироваться и совершен ствовать свое мастерство. Летный состав теряет квали фикацию, самолеты падают. Правительство направило в Думу проект нового бюдже та на 2001 год. Это объемис тый документ, который депу таты читают и днем, и ночью. Бюджетная статья на нацио- на-лыяую оборону вызЕдвает вопросы у многих из них; яи -|ааг0б(^4циональй$%)'Ь’6о- рону выделено 207 млбд;’руб- лей, — заявил заместитель председателя Комитета Госу дарственной Думы по оборо не Николай Безбородов. — Казалось бы, внушительная цифра. Но уже первый ана лиз показал, что кардиналь ных изменений в военной по литике не произошло. А это значит, что ухудшится ве- ^ Серия трагических со- Щ бытий, когда падают само- щ леты и тонут подводные лодки из-за того, что госу- дарство не выделяет необ- р ходимые средства для под- ^ держания боеготовности 0. Вооруженных Сил и на ре- МОНТ боевой техники, — ^ яркое тому свидетельство. Из-за этого «на Северном флоте погрузка и выгруз- ?*ка боевых ракет, в том чис- ■' ле в случае аварийной си- туации, проводиться не мо- гут», — признавался глав- ? нокомандующий Военно- Морским флотом адмирал '' В. Куроедов еще 9 февра- !;ля 1999 года в письме на ' имя заместителя министра ?. обороны РФ Н.Михайлова. ^ Тогда было предусмотрено выделить, в том числе и на ; текущий ремонт, более по- V лутора миллионов рублей, | а перечислено — всего 800 тысяч. На приобретение же новых кранов, то есть того самого «гвоздя», тре- бовалось 516 миллионов 100 тысяч рублей... На запроо-денутата Гос- | | думы А. Арбатова проку- ^ ратура отвЁ'^&Р,айтб'Ж^- р мену кранового парка мор-- ^ ских стратегических ядер- ных сил федеральным бюд- жетом на 2000 год пред полагалось выделить 500 млн. рублей. Эти деньги до ремонтников так и не до- ^ шли. В результате ракеты из подвод аой лодки не вы- Ц гружались, что делало не- Р возможным ремонт загру- щевое оснащение армии, снабжение горюче-смазочны ми материалами. Снова само леты не будут летать, кораб лям предстоит ржаветь на базах, танкам — зарастать мхом... О закупке новой тех ники нет и речи, а ведь ар мия не получала ее шесть Все это вызывает беспо койство у нашего комитета. Где взять деньги? Ведь и на образование, сельское хозяй ство, медицину, социалку вы делены крохи, которые вряд ли покроют все нужды. Де путаты считают, что государ ство должно находить допол нительные источники на на циональную оборону. Не хо тел бы критиковать бюджет, находясь под впечатлением трагических событий в Ба ренцевом море. Эта трагедия — следствие усталости и ни щеты нашей армии. Необхо димо не менее 50 миллиар дов рублей дополнительно, чтобы хоть на минимальном уровне поддерживать боего товность Вооруженных Сил. Дальше отступать некуда. Дальше — развал... Удается ли депутатам вы бить деньги на «гвозди» — покажет время. (Пресс-служба Госдумы России — специально для «Липецкой газеты»). Как всегда, более других отличилась компания НТВ господина Гусинского, под няв полный дилетантизма и некомпетентности истерич ный вой. Новости НТВ состо яли из трех обязательных компонентов: первое — поче му командование поздно со гласилось принять иностран ную помощь, затем —что пи шут и говорят на Западе о ка тастрофе АПЛ и, наконец, апофеозом — репортажи о прибытии в Североморск ро дных подводников с К-141. Раздавленных горем и неиз вестностью людей на перро не атакует огромная, агрес сивно галдящая толпа репор теров со всего света — из ва гона люди выходят только под прикрытием морских пе хотинцев. Проснувшиеся на девя тый день после аварии думс кие деятели пыжатся перед телектерами и жаждут лич но найти и покарать винов ных адмиралов. Пять дней в эфире отслеживали каждый пройденный кабельтов ан глийского судна с ГСА (глу боководным спасательным аппаратом) ЬК-5 на борту. Потом, когда от англичан на месте трагедии не было ни какого толку, об этом никто и Не вспомнил. Как могли, наших моря ков ругали за отсутствие ре зультатов работы ГСА с бор та спасательного судна «Ми хаил Рудницкий». Никто и не упомянул, что реального опыта проведения спасатель- нь 1 х операций с помощью глубоководных аппаратов ныне не имеет никто (!), ни одна страна. К какому аме риканскому опыту надо было прислушиваться? Последняя удачная опе рация аварийно-спасательной службы ВМФ США, прове денная с помощью глубоко водного аппарата, — спасе ние 33 моряков с субмарины «Сквалус» в дремучем 1939 году. После гибели атомохо дов «Трешер» и «Скорпион» (оба экипажа до сих пор в полном составе лежат на дне) американцы в 1971 году пос троили ГСА «Мистик» и «Авалон». Раз в десять лет (!) НАТО проводит учения «Сорбент Ройал», причем в последний раз эти учения проводились у берегов Нор вегии в 1996 году. Но ни разу и никто не спасал под водников после настоящей аварии из покореженной суб марины в тех условиях, что были 12-15 августа в Барен цевом море. На месте катастрофы луч шими были норвежские глу боководные водолазы. Поче му норвежские? Именно эта страна тридцать лет добыва ет нефть со дна арктических морей, и только норвежские специалисты имеют уникаль ный опыт и уникальную тех нику для работы на больших глубинах в Арктике. Сейчас на всей планете высококлас сных специалистов-глубоко- водников меньше, чем, н а - . пример, космонавтов. В СССР водолазов-спасателей готовили на учебной базе в Севастополе, ликвидирован ной киевскими самостийщи- ками. Учебный центр экипа жей атомных лодок был в Палдиски (Эстония), он тоже ликвидирован. Напомню, что специальные спасательные АПЛ типа «Ленок» списаны еще десять лет назад. Я ни в коем случае не оп равдываю командование ВМФ России. Увы, адмиралы в полной мере ответственны за вранье первых дней после ка тастрофы. Уже тогда было известно о гибели большей части экипажа К-141, не надо было скрывать ничего. Да и вообще история нашего воен ного флота полна черных пя- .д тен и не располагает ко все общему доверию народа йо-^ мандованию. Но все мы ви дели, какой жуткий груз не сут на себе адмиралы Курое дов, Попов, Моцак. Они уже ответили за все, и не надо их кусать... Так что теперь надо отве тить на самый главный во прос: почему так неотврати мо быстро погибла К-141? Это наш пятый погибший подводный атомоход, есть что вспомнить. Первая катастрофа до сих пор малоизвестна. 8 апреля 1970 года в ходе масштабных учений «Океан» у берегов Испании была потеряна К-8. Почему на атомоходе произо шел пожар, погубивший 52 моряков (половину экипажа), точно не установлено. Зато известно, что за учениями в Атлантике пристально на блюдало несколько оператив ных соединений НАТО, в том числе атомные субмарины. Наиболее вероятной при чиной таинственной гибели АПЛ К-429 24 июня 1983 года считают столкновение с «неизвестным предметом ». Тогда в одном из отсеков суб марины произошел взрыв, корабль лег на дно неподале ку от Камчатки на глубине 60 метров. Через четверо су ток отчаявшиеся ждать помо щи подводники послушались находившегося на борту нач- штаба дивизии Алексея Гу сева и решили выходить из стального склепа самостоя тельно. Из 120 членов эки пажа пятеро погибли при взрыве, 12 погибли от пере охлаждения и декомпрессии. 103 моряка выжили. Через два года поднятая и отремон тированная К-429 вновь зато нула, и вновь причина аварии достоверно не установлена. Во второй раз поднятую АПЛ восстанавливать не стали — списали. Кстати, атомоходы этого проекта (670-А «Скат») считались весьма совершен ными и надежными, одну субмарину даже ... сдали в аренду ВМС Индии. Следующая катастрофа многим памятна — 6 октяб ря 1986 года в Северной Ат лантике американская атаку ющая субмарина «Аугуста» таранила советский ракетоно- сецДС-219., В поврежденной „ шахте баллистической раке ты воспламенился окисли тель, пожар быстро вышел из-под контроля . Лодка всплыла, матрос Виктор Пре- минин, пожертвовав своей жизнью, заглушил реактор погибающего атомохода . Почти весь экипаж был спа сен. Американские «офици альные лица» очень долго от рицали факт столкновения субмарин, однако ныне его ' признал даже Голливуд — Ш эта история стала сценари- ’ ем фильма «Враждебные воды». Катастрофа 12 августа слишком напоминает про- '' шлые катастрофы — и с К- 8, и с К-429, и историю с аварией в тех же водах 11 февраля 1992 года АПЛ ' «Кострома» — ее тарани ла американская субмари на «Батон Руж», и более позднюю — таран К-407. ' Во всех случаях наши ато- моходы получали удар в борт. В глубине правил до- '' рожного движения нет, ; там есть премия команди- 7' рам американских АПЛ за ; удачный выход в демон- ' ‘ страционную атаку н а ' нашу лодку или за запись шумов российского атомо- - хода гидроакустической системой. В прошлом году «Курск» нес боевую служ- V бу в Атлантике, мотая не- ' рвы командованию НАТО в' * период Балканской войны. ' Видимо, за тем и выслежи- - вали К-141 американские и , - английская субмарины в ' Баренцевом море, пытаясь записать ее шумы раз и ' навсегда. Подчеркиваю — все столкновения под водой проходили по одному сце- « нарию — в борт нашей ' АПЛ въезжал нос чужой ' подлодки. Гидроакустика на глубине 100 метров ма лоэффективна. Слишком - много аналогий... ш Подводный крейсер «Красноярск», базирую щийся на Камчатке, точно такого же типа, как погиб ший «Курск». Он уже не- V сколько лет не выходит с у базы, ожидая ремонта или « списания. На самом деле прочность нашего государ- 1? ства, решимосиБ- президен- та, вёрнуй'^ Росщ*[ 1 угорс- кую иющь будут проверять- ся сейчас, после того как над могилой в Баренцевом ^ море откричат чайки. А мы щ тоже можем себя прове- рить — АПЛ «Красно-й', ярск» ждет... щ Дмитрий ЛАПИН. I («Красноярский рабочий»). ТО Ч К А ЗР Е Н И Я УСИЛЕНИЕГОЛИГОСУДЛРСТВЕННОГОРЕГУЛИР0ВАНИ1 ВЗКОНОИИКЕ - ОСНОВАСПАСЕНИЯРОССИИ Сегодня о защите государственных интересов заговорили даже самые отъявлен ные идеологи «реформ». Что это — очередное лукавство или попытка за патриотичес кой ритор<^ои скрыть результаты своих бесславных экспериментов над страной и народом? Скорее, и то, и другое вместе взятое. Никакой стратегии реформирования новоявленные «спасители» России не имели да и иметь не могли. Слепое копирование западных рецептов, игнорирование истори ческих условии развития страны, волюнтаризм и самоуверенность — вот набор «ин- стр^ентов», с помощью которых развалили великую державу. Но время отрезвления приходит все очевидней. Нет, не у «монетаристов» и «копиро вальщиков» чужой модели, а у людей, всерьез озабоченных ситуацией в стране. Рос сию надо спасать, иначе мы погибнем все. И начинать надо с экономики, с государ ственного вмешательства в нее. ^ ^ Криминализация ее, сращивание интересов «теневиков» и властной бюрократии спо собны добить то, что не успели «реформаторы». Сейчас многим ясно — государствен ное регулирование экономических процессов не только необходимо?'но, возможно это единственный путь спасения страны^ Работа эта пойдет неизбежно и по разным направлениям. Вопрос во времени, в формировании пакета законодательных актов, определяющих формы, методы «вмешательства» государства, степень его влияния. Ломают головы над Э'юй проблемой многие. Как? Каким путем идти? Какие механиз мы госрегулирования избрать? В каком оптимальном соотношении с рыночными меха низмами они должны работать? Сегодня мы публикуем (в сокращении) статью началь- ш к а управления промышленности и связи администрации области Анатолия ГОЛЬЦО ВА, где осмысливаются многие аспекты задачи, решать которую надо немедленно. л вш I |ти п эедстайлен I ти у хозяйство'® ■«цикально изменило т ия о государствен ном механизме регулирования социально-экономических про цессов. Реформы в России раз вернулись под флагом разгосу дарствления экономики, но по упрощенной схеме. И уже скоро стало ясно, что без сильного го сударства осуществить переход к эффективной рыночной эконо мике невозможно. Однако не было и по-прежне му нет общепризнанной концеп ции формирования нового эко- . номического организма. Значи- ; телен разброс и в оценке учас тия государства в экономичес кой жизни: от полного его отри цания до призыва к всеобщему огоодарствлению. Представляется, что методо логической основой проведения реформ могла бы стать концеп ция «смешанной экономики». Для современной экономики характе рен именно «смешанный» меха низм регулирования экономичес ких отношений, включающий как блок рыночного саморегулирова ния, так и блок государственно го воздействия. Важно отметить, что «дози ровка» государства, определение степени его вмешательства в экономику, так же как и выбор конкретных направлений форм и методов государственного регу лирования, определяются каждой страной, исходя из националь ных традиций, характера решае мых Исторических задач, мента литета населения и других фак- В условиях реформируемой российской экономики роль го сударства многократно возрас тает, перед ним стоят новые бес прецедентные задачи, связан ные с трансформацией экономи ки и созданием нового государ ственно-рыночного механизма, обладающего значительным по тенциалом развития. И здесь реформаторы должны были учи тывать уникальность России как социально-экономического объ- Ни одна страна в мире не пе рестраивала экономику на ры ночную основу, имея такую ма териальную базу, степень кон центрации и монополизации про изводства, столь многоотрасле вую структуру экономики, такой развитый научно-технический по тенциал, как в России. В этих ус ловиях вполне обоснована необ ходимость формирования со бственного пути экономическо го развития (на основе, естес твенно, общих закономерностей). С учетом столь сложной, хотя и 8 0 многом несовершенной структуры экономики, контуры которой были заложены в годы индустриализации, перед госу дарством должны стоять как минимум следующие задачи (по мимо достижения финансовой стабилизации ): — выработка националь ных социально-экономичес ких приоритетов в процессе проведения реформ, опреде ление промежуточных це лей, задач, последователь ности шагов в проведении преобразований; создание институциональных основ современной рыночной эко номики, ее развитой инфра структуры; регулирование поведения вновь созданных рыночных институтов с целью ориентирования их активности в общественно полезное русло (вплоть до властного пресечения дес труктивной, антиобществен ной деятельности); сохране ние ядра жизнеспособных, высокотехнологичных произ водств — прежде всего в тех сферах, где накоплен наибо лее ценный потенциал и име ются наилучшие перспекти вы; создание вокруг них оча гов выздоровления экономи ки, которые дадут импульс развитию народного хозяйст ва в целом (подобные про изводства, как правило, не поддерживаются рынком); создание механизма выбра ковки нежизнеспособных, устаревших производств, до ставшихся в удел от старой неэффективной структуры производства и слабо вписы вающихся в контур рыночно го спроса в новых условиях; проведение социальной по литики, призванной саморти зировать болезненные пос ледствия перехода к новым экономическим реалиям. '.Этот перечень стратегичес- кйх задач, стоящих перед госу дарством в реформируемой эко номике России, объективно «за дан» сложившейся структурой отраслей и обязательно должен учитываться любой командой реформаторов. Однако достаточно взглянуть на список «добрых дел» государ ства, чтобы убедиться чуть ли не в отсутствии постановки данных проблем. За годы преобразований практически все правительства сосредоточивали внимание на достижении финансовой стаби лизации , которая, при всей ее важности, тем не менее не мо жет заменить других отсутству ющих компонентов реформы: ин ституциональной. структурной, социальной политики. А нализ процессов, происходящих на протяжении послед них лет, позволяет сделать вы вод, что у государства нет сколь ко-нибудь осмысленной и непро тиворечивой экономической по литики и программы реформ, чет ко сформулированной и научно обоснованной концепции соци ального и экономического раз вития России на перспективу. Сформулированная в Конститу ции России цель —создание со циально ориентированной эконо мики — ввиду отсутствия зако нодательно закрепленных про граммы и механизма ее реали зации, есть лишь декларация и за время реформ она не нашла практического воплощения. Характерной чертой нынеш него кризиса является почти полная потеря управляемости не только ходом реформ, но и во многом текущим состоянием дел в экономике. Практика реформ свидетельствует о тотальном самоустранении государства из сферы регулирования экономи ческих отношений. И это в мо мент, когда его активная роль в процессах трансформации, «формообразования» и контро ля за нарождающимися рыноч ными отношениями, в деле со здания продуктивного рынка, яв ляется настоятельной необходи мостью. Нынешний этап преобразо ваний становится своеобразной критической точкой, т.к именно сегодня решается, будет ли в России нормальный цивилизо ванный рынок с эффективным конкурентным производством и развитой сферой услуг или в стране укрепится планово-кри минальный режим, произвольно распределяющий ресурсы (в своих интересах), с которым бо роться будет впоследствии очень трудно? Степень государственного присутствия даже в самой ли беральной экономике стран За пада (например, в экономике США) на порядок выше. Чем в нынешней российской неуправ ляемой экономике, почти пол ностью предоставленной самой Такая «политика» государст ва приводит к тому, что теряют ся бюджетные средства, прокру чиваясь в сомнительных ком мерческих структурах или, зачас тую, оседая за рубежом (как ре зультат отсутствия бюджетного контроля); идёт деградация на укоемких. высокотехнологичных производств и технологий, мо гущих составить основу будуще го роста; усиливается сырьевая направленность экономики и эк спорта; не снижает остроты ин вестиционный кризис (как ре зультат отсутствия промышлен ной политики); продолжается растаскивание объектов госсоб ственности, значительная доля экономического оборота (до 40 процентов) уходит в тень (как ре зультат несовершенного налого вого и другого законодательст ва); усиливается социальная на пряженность в обществе из-за низких зарплат и пенсий, рост неоправданной дифференциации населения по доходам (как ре зультат отсутствия социальной политики и социальных приори тетов реформ). Механизм банкротства пред приятий, который в действитель ности должен быть законным процессом финансового оздо ровления, в том числе одним из методов государственного про текционизма, сегодня включен практически на криминальную смену собственника по следую щей схеме — предприятие дово дится до банкротства, в боль шинстве случаев государство (а это чиновники) не вмешивается в дела на пути падения — ждет; при этом предприятие, акционе ры, наемная сила (трудовые кол лективы) доводятся до экономи ческого истощения. А уж затем власть начинает работать над сменой собствен ника. При этом новому собствен нику (а во многих случаях сам новый собственник) задают ус ловия: учесть интересы самих представителей власти. И толь ко при этом новый собственник получает контроль над собствен ностью (блокирующий пакет ак ций) по цене в сотни раз мень ше действительной. _ При этом собственность ра ботает не на общество и госу дарство, не на создание новой экономической формации — ры- ночной среды, а на очередного олигарха, экономические «роди тели» которого имеют от этого в десятки раз больше. Таким образом, настоятель ной потребностью становится проведение существенной кор ректировки реформ. Прежде все го п)}едстоит отказаться от на ивной веры в автоматизм дей ствия стихийных рыночных сил, якобы способных самостоятель но решить все проблемы пере ходной экономики. Необходимо обратиться к концепции смешан ной экономики, давно и успешно апробированной в современных промышленно развитых странах. С тем, чтобы «восстановить в правах» механизм государствен ного участия в экономике (ме ханизм госрегулирования) во всех его функциях (стимулиро вание, контроль, корректировка и т.д.) и с применением всех его инструментов (административ ное, правовое, прямое, косвен ное^ экономическое регулирова- Становление системы госу дарственного регулирования позволит обеспечить реализацию национально-государственных интересов России и осуществить на практике концепцию нацио нальной экономической без опасности. К ак мне представля ется, блок задач го сударственного регу лирования (управления) обоб щенно распадается на три груп- Первая группа задач гос регулирования должна быть свя зана с традиционной, «дежур ной», или минимально необходи мой ролью государства в рыноч ной экономике: создание меха низма управления объектами госсобственности, обеспечение простоты и удобства сбора на логов на основе рационального налогового законодательства и создание эффективной налого вой службы, обеспечение эле ментарного порядка в расходо вании бюджетных средств, це левом их использовании, обес печение контроля за деятель ностью монополий, социальная ориентация экономики. Вторая группа задач свя зана о созданием нормальных экономических условий для всех негосударственных хозяйствую щих субъектов рыночной эконо мики: совершенствование норма тивной базы, борьба с экономи ческой преступностью, контроль за деятельностью коммерческих банков, поддержка малого и среднего предпринимательства, защита потребителей, пресече ние недобросовестной предпри нимательской деятельности. Наконец, третья группа за дач, во многом связанная со специфической ролью России как крупной индустриальной держа вы, отражает необходимость проведения продуманной про мышленной политики, включаю щей комплекс мероприятий в об ласти структурно-инвестицион ной перестройки, селективной поддержки элитных производств, санации, перепрофилирования предприятий-банкротов, рекон струкции «заходящих» отраслей. конверсии и т.д. Теоретически для России на ближайшие годы существуют че тыре различные экономические модели или состояния экономи ки: «открытая, конкурентная эко номика», модель государствен ного регулирования, «кланово бюрократическая экономика» и «криминальная экономика». Первая модель открытой кон курентной экономики с эффек тивным саморегулирующимся рынком, демократическими фор мами контроля и участия в про изводстве, изначально провоз глашенная реформаторами как цель реформ, оказалась нереа лизованной: с самого начала она бьша потеснена кланово-моно полистическими и полукрими- нальными структурами. Факти чески Россия оказалась гораз до ближе к двум последним ти пам экономики и очень далеко от первых двух моделей. Возоб ладала модель кланово-бюрок ратического лоббистского кон троля и дележа рынка, ориенти рованная на собственные инте ресы бюрократии, крупнейших нефтегазовых монополий-импе рий и финансовых групп. Переход к модели госрегули рования, ставящей во главу угла приоритеты всей экономической системы, народного хозяйства страны, а не отдельных ее от раслей, представляется не столь простым делом. Для этого не обходима Политическая воля, способная принудить монопо листов поделиться властью, же лание экономической элиты от влечься от увлекательного для нее занятия дележа собствен ности и хоть что-то сделать для страны, заняться системным уп равлением и контролем. К онцепция «смешан ной экономики» дает шанс исправить ошибку реформаторов, вернуть го^дарство из исторического небытия, предоставит ему то место, которое оно по праву до лжно занимать в современной экономике. Только активная экономичес кая позиция государства в пе реходный период сможет созвать в России цивилизованный, эф фективный, общественно полез ный рынок. Анатолий ГОЛЬЦОВ, кандидат экономических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz