Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
'' ' % Сегодня в Липецке насчи тывается 62 дошкольных обра зовательных учреждения, в том числе 54 детсада, 5 начальных ; школ-детсадов, 3 специальных коррекционных учреждения. Сохранить их сеть непросто, так как число детей уменьша- : ется. Только за последний год «недобор» составил 438 чело век. Пришлось закрыть три дет ских сада. Решается участь еще одного. Всего дошкольным об разованием охвачен 61 процент юных липчан. По сравнению с другими городами это невысокий пока затель. Возникает вопрос; а ; какова судьба Остальных детей? Наивно полагать, что в силу обеспеченности родителей они получают «классическое до машнее или альтернативное воспитание. Большинству мам и пап просто не по карману во дить детей в садик! А те, кто еще водит, делают это бессис темно: по графику своей рабо ты, по количеству оплаченных дней. (Опять же, в целях эко номии средств). Все это вызывает серьез ную тревогу. По словам началь ника отдела дошкольного обра зования городского управления образования Нины Фединой, мы рискуем в ближайшем бу дущем получить поколение «ма- углей», изолированных от об щества, лишенных возможнос ти общения со сверстниками. эмоционально и интеллекту ально нераз- способов ре шения этой проблемы мо жет стать со здание на базе детских садов, имеющих сво бодные пло щади, так на- групп кратко в р е м е н н о г о пребывания — по два-четыре часа в день. Но ими ни в коем случае нельзя подменять су ществующие «полноценные» группы, поскольку детские сады выполняют не только образо вательные, но и социальные функции. Так что этот вопрос требует тщательной проработ- Пока же педагоги и воспи татели делают все возможное, чтобы сделать пребывание ма лышей во «втором доме» инте ресным и увлекательным. Для этого используются различные вариативные программу, на пример «Радуга», «Развитие», «Истоки», обновляются содер жание и формы работы с деть ми, проводятся эксперименты. Но все это, к сожалению', не решает г'лавной проблемы — преемственности между до- НАШИ ДЕТИ Как в современных условиях сохранить сеть дошкольных учреждений, обеспечить преемствен ное! ь между детским садом и начальной шко лой, улучшить здоровье маленьких липчан ? Об этом шла речь на недав ней городской конферен ции дошкольных работни- Серьезный разговор, предваривший торжес твенную часть — награж дения и праздничный концерт в честь Дня учителя, не оставил равнодушными ни самих педагогов и воспитате лей, ни представителей власти, органов управле ния образования, врачей, ученых, родителей... ПРОЕКТЫ аороБУдлпоходить НА.. МАУГЛИ? школьным и начальным школь ным обучением. Дело в том, что инновационные программы дет ских садов во многом дублиру ют программы первых классов, что не лучшим образом сказы вается на детях: их интерес к обучению снижается. Пока на федеральном уровне не будут предприняты соответствующие меру, педагогам обеих ступе ней образования остается по лагаться на собственную инту ицию и взаимное сотрудничес- 06 опыте такого сотрудни чества поведала заместитель заведующей детсадом № 135 Нина Федотова. У этого учреж дения сложилась д1авняя друж ба со школой № 68. «К сожа лению, — отметила Нина Ана тольевна, — учителя других школ — редкие гости в детских садах. А сколько полезного они могли бы почерпнуть для себя! Знакомство с детьми — и------ тенциальными учениками — са мым лучшим образом сказа лось бы на учебно-воспита тельной работе. В свою очередь, школьные педагоги в лице заместителя директора школы № 42 Зои Свинцовой также высказали ряд пожеланий; которые каса лись повышения творческой, мыслительной активности до школят, исключения стереоти пов, шаблонов при их обучении. Придя в первый класс, ребе нок должен удивляться, ставить вопросы, искать на них ответы, а не выступать в роли пассив ного потребителя «готовых» знаний. А учить этому нужно уже в раннем возрасте. К сожалению, решение этих задач осложняет ухудшающее ся здоровье детей. Об этом с тревогой говорила главный пе диатр Липецка Евгения Мане- лис. Сегодня только 28 процен тов воспитанников дошкольных учреждений могут считаться абсолютно здоровыми. 19 про центов имеют по три-четыре патологии. Преобладают нару шения опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов пищеварения. Резко «омолодились» сахарный диа бет. сосудистые и некоторые другие заболевания. Причины известны: небла гополучная экологическая об становка, социальный фактор. Большинство семей имеют крайне низкий доход, не позво ляющий детям полноценно пи таться, получать качественную медицинскую помощь. Един ственным «лучиком света» мож но считать уменьшение числа воздушно-капельных инфекций, простудных заболеваний. Это достигается за счет своевре менной профилактики, оздоров ления на занятиях физкульту рой, создания специальных групп для часто болеющих де тей. Для страдающих разного рода недугами маленьких лип чан действуют специальные кор рекционные учреждения. Недавно такой статус полу чил детский сад N9 8, где подо бран качественный медперсо нал —логопеды, окулисты, дру гие специалисты, которые бу дут заниматься с детьми с от клонениями в развитии. В дет саду № 83 открыта группа для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Дети с нервно-психической патологией смогут посещать спецгруппу детского сада № 105. Здесь же начались рабо ты по установке гала-камеры, с помощью которой можно бу дет лечить заболевания орга нов дыхания. Словом.? посиль ная работа в этом направле Продолжая эту тему, дирек тор межвузовского центра ва- леологического образования при ЛГПУ Эдуард Вайнер на помнил, что наполовину здо ровье человека зависит от него самого. Поэтому так важно на учить Детей здоровому образу жизни. В этом смысле в неко торых учреждениях уже накоп лен определенный опыт. К при меру, открыта эксперименталь ная пло 1 цадка по валеологичес кому образованию на базе дет сада № 121. Свой взгляд на проблему высказали и родители; которые, в частности, обратились к го родским властям с просьбой организовать для малышей летний отдых за городом. Присутствовавший на кон ференции заместитель предсе дателя горсовета Игорь Поло син сказал, что проблема эта будет решаться. Так же. как и вопросы зарплаты дошкольных работников. Не подлежит со мнению тот факт, что иначе до лжен оцениваться труд педаго гов и воспитателей. От этого во многом зависит, будут ли наши дети завтра накормлены, обог реты и ухожены... Елена ТАРАВКОВА. I в сентябре этого года городской «парламент» ш 1 рассмотрел и принял Программу поддержки и ш развития городского пассажирского транспорта, ш рассчитанную на первые три года нового тыся -1 1 челетия, I Даже беглый взгляд на этот солидный доку- ш р мент не оставляет сомнений, что «рожден» он не ш, I ради модного нынче «программирования» всегс шне поддающегося решению легкими путями шСлишком велик «воз» проблем, загнавших этужиз шпенно важную отрасль в глухой тупик. ш Уже в девяностые годы городской пассажирский I®;транспорт работал на пределе 8 своих возможностей. Не хва стало самого необходимого, а с транспортники искали любые с пути, чтобы сэкономить ко- ^пейку. Пришлось даже отка- щзаться от услуг ремзаводов, та ремонт кузовов и агрегатов ®проводить силами пассажир- 1 СКИХ предприятий. Подобная мера позволила ежегодно эко- рноми ть до 12 миллионов 1 «бюджетных» рублей. I Но как ни латай дыры — с рано или поздно ресурсы бу- сдут исчерпаны. На сегодняш- сний день износ троллейбус- 1 ;ного парка в Липецке соста- ®вил 90 процентов, средний й возраст автобусов и трамва- й ев перевалил за десять-один- ПОПУЛШЫ ЛЕТШ — Валентина Егоровна, легко ли открыть в наше вре мя летнее кафе? Что для этого нужно? — В марте нынешнего года глава администрации Липецка Александр Коробейников под писал постановление «Об ор ганизации сезонной торговли на летних площадках». Доку мент этот вобрал в себя нара ботки прошлых лет, а также опыт таких городов, как Томск и Тольятти, где уличная торгов ля наиболее развита. Он уста навливает четкие «правила игры» для предпринимателей, решивших заняться подобным бизнесом. Судьбу коммерсан та, пожелавшего открыть лет нее кафе, решает комиссия по упорядочению размещения объ ектов мелкорозничной торгов ли. Причем во внимание при нимается множество факторов — есть ли у предпринимателя задолженность перед бюдже том, допускал ли он нарушения, когда занимался летней тор говлей в прошлые годы? Кроме того, открытие лет ней площадки предприниматель должен согласовать со всеми -заинтересованными службами, в том числе ему необходимо заключить договор со специа лизированным предприятием автотранспорта (СпецПАТ) на вывоз мусора, только после сбора всех необходимых под писей бизнесмен получает пас порт на летнюю площадку для сезонной торговли. Причем до кумент выдается на два-три месяца. Предприниматель, зная о том, что ему предстоит продлять срок действия паспор та, стремится на высоком уров не обслуживать посетителей, чтобы к нему не было никаких претензий. Одним словом, открыть лет нее кафе не таВ-то просто, но Литнио площ адки стреми тельно вошли в наш у жизнь , превратившись а излюбленное место отдыха многих горожан. Пик их популярности пришелся на нынешний год. В эти дни в Липецке работает около 8 0 по добных заведений — в полтора раза больше, чем прошлым лс- Как правило , летние кафе сворачивают свою деятельность глубокой осенью, но уже сейчас в администрации города ан а лизируют итоги се зо н а -2 00 0 . Своими мыслями о летних кафе, перспективах этого рода бизне са корреспондент “ЛГ » попро сил поделиться начальника уп рав лени я потребительского рынка администрации г. Липец ка Валентину АКУЛОВУ. и предприниматель должен ДЬ- — Валентина Егоровна, рожить доставшимся ему с та- а кто осуществляет кон- ким трудом паспортом.; троль за деятельностью летних кафе? — В управлении потреби тельского рынка,создана спе циальная рейдовая группа, ко торая контролирует работу лет них площадок. Однако наказа ние нарушителей не является самоцелью. Как известно, в годы социально-экономическо го кризиса для многих горожан торговля превратилась в един ственный источник существова ния. Ничего плохого в том нет, что инженер, оказавшись за воротами родного завода, не пошел по миру е протянутой рукой, а организовал свое дело. Однако при этом нельзя забывать и об обратной сто роне медали — торговлей ста ли заниматься люди, не имею щие ни опыта, ни специальных знаний. Как результат — неиз бежны ошибки, нарушения су ществующих норм и правил. Вот почему в управлении потреби тельского рынка оДну из глав ных задач видпТ в том, чтобы помочь предпринимателям и нанятым ими работникам осво ить торговое дело. Весной в мэрии мы прове ли три семинара для бизнес менов, оформивших документы на открытие летних площадок. Работники управления по требительского рынка совмес тно с другими заинтересован ными службами провели около 30 рейдов. По результатам про верок мы серьезно поработа ли с предпринимателями на за седаниях специальных комис сий. Злостных же нарушителей наказываем по вебй строгости закона. Минувшим летом, к при меру. было оштрафовано 42 человека, в общей сложности на 24 тысячи рублей. Кроме того, на последнем заседании комиссии по упорядочению раз- ; мещения объектов мелкороз ничной торговли шести бизнес менам было отказано в продле нии паспортов. — А какие нарушения чаще всего встречаются? — Предприниматели и про давцы наказываются, как пра вило, за антисанитарию, реали зацию продуктов без докумен тов, подтверждающих их качес тво и безопасность. Притчей во языцех стала громкая музыка, не умолкающая чуть ли не до утра. Винить во всех грехах предпринимателей все же не стоит. Нередко молодежь при ходит на летнюю площадку с магнитофоном или радиопри емником и веселится на пол ную катушку. Если же у посетителя воз никли серьезные претензии к работе летней площадки, про ще всего позвонить в Госторг инспекцию или управление по требительского рынка. Но не льзя забывать, что каждое предприятие торговли, будь то супермаркет или киоск, имеет книгу отзывов и предложений. И проверяющие, как правило, обращают серьезное внимание на сделанные в ней записи. Тем не менее вряд ли кто станет отрицать, что летние площадки — прекрасное место отдыха. Ведь не все липчане смогли поехать на юг. многие оставались в городе. Кроме того, летние площадки — это дополнительные рабочие мес та. Практика показывает, что продавцами нанимаются, как правило, студенты, желающие немного подзаработать. Не поспоришь и с тем фактом, что летние площадки приносят до полнительные доходы в город скую казну. Минувшим летом в Нижнем парке и в районе Комсомоль ского пруда были установлены пять мобильных туалетных ка бин. А в скором времени на чнется строительство стацио нарного туалета неподалеку от кафе «Фауст». Одним словом, ничто теперь не омрачит отдых липчан... 1 Ну а нарушители? В следу» ющем году им будет не так-то просто получить пасп(ют на лет нюю площадку. Недобросовес тные предприниматели посте пенно отсеиваются, остаются лишь те, кто честно делает свой бизнес. — Валентина Егоровна, будут ли вноситься коррек тивы в организацию летней торговли? — В следующем году откро е т е больше летних площадок, организованных на базе пред приятий общественного пита- тура обслуживания, .улучшится ассортимент блюд и напитков... Одним словом, будут созданы все условия для цивилизован ного отдыха горожан. Сергей ДВАНОВ. й Еще в относительно бла- гополучном 1990 году городу ^дополнительно требовалось й около 180 единиц подвижного ?!|состава. А за минувшее де- г^сятилетие число трамваев ' ®сократилось со 159 до 113, I троллейбусов — со 181 до 87. «Заметно (на 220 единиц) по- I редел парк «ведомственных» р автобусов, доставляющих пер- «сонал предприятий к месту а работы. щ И сегодня уже никто не I сомневается в необходимос- | т и программы развития го- .ФЙОДСФГО транспорта >1?..?0р1- I I 2003; ГОДЫ; Однако судьба это- .|кроДР ! 5 Умента оказалось не ■|такой уж безоблачной, как можно было предположить, а Первоначально транспортни- ;|ки на свои нужды запросили полтора миллиарда рублей в в год. Увы, такие расходы го- 'щ роду не по плечу. Для сравнения: весь бюд- йжет Липецка составляет 1,7 ,1 миллиарда рублей! •а После многочисленных «урезаний в программе появи- йлись следующие цифры: в «2001 году на нужды городско- й го пассажирского транспорта «выделить 493 миллиона руб- /,лей, в 2002 - 544, в 2003 - : 609 миллионов рублей. Но, вь ступая на коллегии адми- » нистрации Липецка, рассмот- I ревшей этот проект, вице-мэр «Серафим Просветов откро- авенно признал, что этих де- жнег явно недостаточно. Было и бы неплохо, чтобы из облас- 1 ТНОГО бюджета на содержание городско го пассажирского «транспорта выделялось око- «ло 130 миллионов рублей, рДеньги, согласитесь, нема- Городу необходимо еже- ж годно приобретать как мини- I мум 100 автобусов, 15 трол- « лейбусов и 10 микроавтобу сов. Только так можно будет «удержать ситуацию под кон тролем. Трамвайный же парк ''обновляться в ближайшие годы вообще не будет. При- ' чин здесь несколько, а Прежде всего, это самый дорогостоящий вид транспор- ^ та. Для сравнения; один трам- йвай по цене равен трем(!) 88троллейбусам. При этом в « ближайшие три года из город ского бюджета придется по- й тратить 135 миллионов руб- ш лей на ремонт аварийно опас- « ных участков трамвайных пу- ж тей. К тому же жизнь развея ла миф об экологической без опасности этого вида тра н -« спорта. Трамвай создает мно- « го шума, а в летнее, время « вагон, проезжая, поднимает « за собой столбы пыли... Вы- ш шесказанное отнюдь не озна- ж чает, что город окончательно « откажется от трамвая. Просто « в ближайшие два-три года « деньги будут выделяться на первоочередные расходы. I Но даже радикальное об- :* новление транспортного пар- й ка — это только часть меро- « приятий, которые требуются для устойчивого развития пас сажирских перевозок. Не ме- ж нее важна кадровая пробле-ж ма, которая в первую очередь « зависит от уровня зарплаты « работников, а также от уров- « ня их жизни, условий труда. « Это когда-то зарплата води телей была самой высокой в « городе, а теперь она значи- щ тельно отстает и от среднего » ее уровня в промышленности ' области, и в целом по отрас- ж ли в России. « Чтобы привести ее в с о - « ответствие, необходимо под- ш; нять ее только в будущем году « не менее чем на 18 процен -й тов, на что потребуется около г1 -Жмидтц^рнов^рублей. Утвер жденная программа это, кстати,.- предусматривает. а Но и это еще не все. Пас- сажирский транспорт требует « хороших дорог, удобных осве- « щенных остановок, обновле- % ния материальной базы для I технического обслуживания и ’й ремонта подвижного состава. Часть средств на это будет® затрачена из бюджета, а часть ш. транспортники намерены за- :1 работать сами. й Очень важная особен -ш ность программы — повыше- « ние внимания к развитию со-1 циальной сферы пассажире - 1 ких предприятий, улучшению щ условий и охраны труда их ® работников , обеспечению:® жильем, условиями для отды-1 ха, оздоровления и др. Ведь щ решить технические и финан- § совые проблемы без опреде- Ш ленных вложений для блага ш работника будет очень труд -ш но, если не невозможно. Заложено в этой програм ме и еще одно очень важное положение. Она предполага- ^ ет решить все вопросы изме- « нений в маршрутной сети на научной основе с привлечени- ^ ем ученых, которых призовут ' подготовить специальный про- « ект изменений маршрутов всех видов транспорта. Конечно, .даже кратко рас- сказать о всех аспектах это- го очень солидного и обстоя- ; 1 тельного документа очень , трудно. Но думается, что жи- тели областного центра ско ро ощутят на себе первый эффект исполнения этого пла- « на перестройки пассажирских - перевозок в Липецке, Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО, . Анатолий ШАХОВ. ЭХО СОБЫТИЯ ■ нлмк РВЕТСЯ ВЛИДЫЕР российской металлургии И М Е Н Н О Т А К С Ю Л И Ч Н Ы Е Ш И О Ц Е Н И Л И П Р О Г Р А М М У Т Е Х Н И Ч ЕС К О ГО П Е Р Большинство российских изданий, делегировавших журналистов на презента цию этой программы, не по жалели комплиментов в сво их отчетах. Некоторые на звали ее «революционной» и даже «судьбоносной», учи тывая, видимо, какие пер спективы открываются пе ред липецкими металлурга ми через пять лет. Если учесть, что подо бных промышленных разра боток (с участием проектных и научно-исследовательских институтов, ученых, банков) в последнее время в России не было, то можно понять превосходную степень оце- Особое внимание пресса сконцентрировала на источ никах финансирования про граммы технического пере вооружения НЛМК. Как из вестно, на ее реализацию будет потрачено 64 процен та собственных средств пред приятия, а остальная сумма поступит из зарубежных и российских банков. Среди них упоминаются Банк Авст рия Кредитанштальт, Дойче Банк, Ситибанк, Внешторг банк, Внешэкономбанк, Зе нит, компания «Финансово- иромышленнця федерация» и другие. Кстати, банКйЙЬ! предложили несколько вари антов финанрирования:проек та, в том числе выпуск руб- левых облигаций, еврообли гаций и ДЕ 1 же так называе мых американских депози тарных расписок. Скорее все го, внешние инвестиций По ступят на НЛМК, в виде син дицированного кредита — та ково мнение специалистов, которых поддерживают и российские СМИ. «Эхо Мос квы* в подтверждение этого ссылается на вице-президен та московского подразделе ния Дойче Банка, утвержда ющего, что Новолипецкому комбинату еще рано разме щать депозитарные распис ки, поскольку его акции в настоящее время пока что неликвидны. Газета «Труд» также под черкивает важность такой перспективной программы. Комбинат, в который госу дарство вложило последний раз один миллион рублей де сять лет назад, вплоть до 1997 года самостоятельно боролся за выживание, рас считывая только на свои воз можности. И эта борьба выживание еще продолжает ся, поскольку российское пра вительство до сих пор созда» ет не благоприятные, а, на против, дискриминационные для Отечественной промыш ленности условия. Для кто вкладывает деньги в раз витие собственного производ ства, закон предусматривает льготу на прибыль, однако Минфин, констатирует газе та, трактует статью закона по своему усмотрениФ: в резуль тате НЛМК с каждого руб ля, вложенного им в техни ческое перевооружение, до лжен отдать государству 35 копеек в виде налога на при- В связи с принятой про граммой модернизации ос новных производственных структур НЛМК совершенно справедлив вопрос: а как это повлияет на расстановку сил на отечественном'металлур гическом рынке, где до сих пор влидерах чиедились Маг нитка и «Северсталь»? Если новолипчане и в самом деле увеличат производство про ката на 50 процентов и до стигнут его объемов в 9 мил лионов тонн в год^ то, по мне нию газеты «Финансовая Рос сия», липецкие металлурги могут оставить далеко поза ди своих основных конкурен- выпуску проката. И тогда не исключено, что про грамма технического перево оружения может вылиться в своеобразную гонку новых идей и более прогрессивных технологий. Правда, пишет при этом «Финан совая Россия», в «Северстали», на пример, к далеко идущим планам НЛМК отнеслись с некоторой долей скептицизма. Га зета приводит мнение на сей счет пресс-служ бы ОАО «Север сталь», которая заявляет, что на ращивание произ водства — это еще не пок аза тель. Металлур гический рынок,, по словам конку рентов, довольно цикличен, и после промыш ленного подъема в 1997- 2000 годах последует спад спроса на продукцию россий ских металлургов.. Эту оценку можно рас сматривать, с одной стороны. как действительно точный пессимистический прогноз, а с другой — как болезненную реакцию череповецких ме таллургов на серьезные и обоснованные претензии но- волипчан на укрепление и расширение своих позиции на внутреннем и внешнем рынках. Что касается последнего, то газета «Новости» приво дит, в частности, мнение председателя совета дирек торов Владимира Лисина по импорту российского метал ла в США. Он заявил, что «всеми возможными сред ствами, организационными и техническими ресурсами мы будем продолжать воз действовать на российское и американское правительство для того, чтобы поменять ус ловия постквок на американ ский рынок». В этом — еще одно сла гаемое успеха принятых ре шений. Обзор подготовил Виктор МАНАЕНКОВ, эконошгческий обозреватель «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz