Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

'' ' % Сегодня в Липецке насчи­ тывается 62 дошкольных обра­ зовательных учреждения, в том числе 54 детсада, 5 начальных ; школ-детсадов, 3 специальных коррекционных учреждения. Сохранить их сеть непросто, так как число детей уменьша- : ется. Только за последний год «недобор» составил 438 чело­ век. Пришлось закрыть три дет­ ских сада. Решается участь еще одного. Всего дошкольным об­ разованием охвачен 61 процент юных липчан. По сравнению с другими городами это невысокий пока­ затель. Возникает вопрос; а ; какова судьба Остальных детей? Наивно полагать, что в силу обеспеченности родителей они получают «классическое до ­ машнее или альтернативное воспитание. Большинству мам и пап просто не по карману во­ дить детей в садик! А те, кто еще водит, делают это бессис­ темно: по графику своей рабо­ ты, по количеству оплаченных дней. (Опять же, в целях эко­ номии средств). Все это вызывает серьез­ ную тревогу. По словам началь­ ника отдела дошкольного обра­ зования городского управления образования Нины Фединой, мы рискуем в ближайшем бу­ дущем получить поколение «ма- углей», изолированных от об­ щества, лишенных возможнос­ ти общения со сверстниками. эмоционально и интеллекту­ ально нераз- способов ре­ шения этой проблемы мо­ жет стать со­ здание на базе детских садов, имеющих сво­ бодные пло­ щади, так на- групп кратко­ в р е м е н н о г о пребывания — по два-четыре часа в день. Но ими ни в коем случае нельзя подменять су­ ществующие «полноценные» группы, поскольку детские сады выполняют не только образо­ вательные, но и социальные функции. Так что этот вопрос требует тщательной проработ- Пока же педагоги и воспи­ татели делают все возможное, чтобы сделать пребывание ма­ лышей во «втором доме» инте­ ресным и увлекательным. Для этого используются различные вариативные программу, на­ пример «Радуга», «Развитие», «Истоки», обновляются содер­ жание и формы работы с деть­ ми, проводятся эксперименты. Но все это, к сожалению', не решает г'лавной проблемы — преемственности между до- НАШИ ДЕТИ Как в современных условиях сохранить сеть дошкольных учреждений, обеспечить преемствен­ ное! ь между детским садом и начальной шко­ лой, улучшить здоровье маленьких липчан ? Об этом шла речь на недав­ ней городской конферен­ ции дошкольных работни- Серьезный разговор, предваривший торжес­ твенную часть — награж­ дения и праздничный концерт в честь Дня учителя, не оставил равнодушными ни самих педагогов и воспитате­ лей, ни представителей власти, органов управле­ ния образования, врачей, ученых, родителей... ПРОЕКТЫ аороБУдлпоходить НА.. МАУГЛИ? школьным и начальным школь­ ным обучением. Дело в том, что инновационные программы дет­ ских садов во многом дублиру­ ют программы первых классов, что не лучшим образом сказы­ вается на детях: их интерес к обучению снижается. Пока на федеральном уровне не будут предприняты соответствующие меру, педагогам обеих ступе­ ней образования остается по­ лагаться на собственную инту­ ицию и взаимное сотрудничес- 06 опыте такого сотрудни­ чества поведала заместитель заведующей детсадом № 135 Нина Федотова. У этого учреж­ дения сложилась д1авняя друж­ ба со школой № 68. «К сожа­ лению, — отметила Нина Ана­ тольевна, — учителя других школ — редкие гости в детских садах. А сколько полезного они могли бы почерпнуть для себя! Знакомство с детьми — и------ тенциальными учениками — са мым лучшим образом сказа лось бы на учебно-воспита тельной работе. В свою очередь, школьные педагоги в лице заместителя директора школы № 42 Зои Свинцовой также высказали ряд пожеланий; которые каса­ лись повышения творческой, мыслительной активности до­ школят, исключения стереоти­ пов, шаблонов при их обучении. Придя в первый класс, ребе­ нок должен удивляться, ставить вопросы, искать на них ответы, а не выступать в роли пассив­ ного потребителя «готовых» знаний. А учить этому нужно уже в раннем возрасте. К сожалению, решение этих задач осложняет ухудшающее­ ся здоровье детей. Об этом с тревогой говорила главный пе­ диатр Липецка Евгения Мане- лис. Сегодня только 28 процен­ тов воспитанников дошкольных учреждений могут считаться абсолютно здоровыми. 19 про­ центов имеют по три-четыре патологии. Преобладают нару­ шения опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов пищеварения. Резко «омолодились» сахарный диа­ бет. сосудистые и некоторые другие заболевания. Причины известны: небла­ гополучная экологическая об­ становка, социальный фактор. Большинство семей имеют крайне низкий доход, не позво­ ляющий детям полноценно пи­ таться, получать качественную медицинскую помощь. Един­ ственным «лучиком света» мож­ но считать уменьшение числа воздушно-капельных инфекций, простудных заболеваний. Это достигается за счет своевре­ менной профилактики, оздоров­ ления на занятиях физкульту­ рой, создания специальных групп для часто болеющих де­ тей. Для страдающих разного рода недугами маленьких лип­ чан действуют специальные кор­ рекционные учреждения. Недавно такой статус полу­ чил детский сад N9 8, где подо­ бран качественный медперсо­ нал —логопеды, окулисты, дру­ гие специалисты, которые бу­ дут заниматься с детьми с от­ клонениями в развитии. В дет­ саду № 83 открыта группа для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Дети с нервно-психической патологией смогут посещать спецгруппу детского сада № 105. Здесь же начались рабо­ ты по установке гала-камеры, с помощью которой можно бу дет лечить заболевания орга нов дыхания. Словом.? посиль ная работа в этом направле Продолжая эту тему, дирек тор межвузовского центра ва- леологического образования при ЛГПУ Эдуард Вайнер на­ помнил, что наполовину здо­ ровье человека зависит от него самого. Поэтому так важно на­ учить Детей здоровому образу жизни. В этом смысле в неко­ торых учреждениях уже накоп лен определенный опыт. К при меру, открыта эксперименталь ная пло 1 цадка по валеологичес кому образованию на базе дет сада № 121. Свой взгляд на проблему высказали и родители; которые, в частности, обратились к го­ родским властям с просьбой организовать для малышей летний отдых за городом. Присутствовавший на кон­ ференции заместитель предсе­ дателя горсовета Игорь Поло­ син сказал, что проблема эта будет решаться. Так же. как и вопросы зарплаты дошкольных работников. Не подлежит со­ мнению тот факт, что иначе до­ лжен оцениваться труд педаго­ гов и воспитателей. От этого во многом зависит, будут ли наши дети завтра накормлены, обог­ реты и ухожены... Елена ТАРАВКОВА. I в сентябре этого года городской «парламент» ш 1 рассмотрел и принял Программу поддержки и ш развития городского пассажирского транспорта, ш рассчитанную на первые три года нового тыся -1 1 челетия, I Даже беглый взгляд на этот солидный доку- ш р мент не оставляет сомнений, что «рожден» он не ш, I ради модного нынче «программирования» всегс шне поддающегося решению легкими путями шСлишком велик «воз» проблем, загнавших этужиз шпенно важную отрасль в глухой тупик. ш Уже в девяностые годы городской пассажирский I®;транспорт работал на пределе 8 своих возможностей. Не хва­ стало самого необходимого, а с транспортники искали любые с пути, чтобы сэкономить ко- ^пейку. Пришлось даже отка- щзаться от услуг ремзаводов, та ремонт кузовов и агрегатов ®проводить силами пассажир- 1 СКИХ предприятий. Подобная мера позволила ежегодно эко- рноми ть до 12 миллионов 1 «бюджетных» рублей. I Но как ни латай дыры — с рано или поздно ресурсы бу- сдут исчерпаны. На сегодняш- сний день износ троллейбус- 1 ;ного парка в Липецке соста- ®вил 90 процентов, средний й возраст автобусов и трамва- й ев перевалил за десять-один- ПОПУЛШЫ ЛЕТШ — Валентина Егоровна, легко ли открыть в наше вре­ мя летнее кафе? Что для этого нужно? — В марте нынешнего года глава администрации Липецка Александр Коробейников под­ писал постановление «Об ор­ ганизации сезонной торговли на летних площадках». Доку­ мент этот вобрал в себя нара­ ботки прошлых лет, а также опыт таких городов, как Томск и Тольятти, где уличная торгов­ ля наиболее развита. Он уста­ навливает четкие «правила игры» для предпринимателей, решивших заняться подобным бизнесом. Судьбу коммерсан­ та, пожелавшего открыть лет­ нее кафе, решает комиссия по упорядочению размещения объ­ ектов мелкорозничной торгов­ ли. Причем во внимание при­ нимается множество факторов — есть ли у предпринимателя задолженность перед бюдже­ том, допускал ли он нарушения, когда занимался летней тор­ говлей в прошлые годы? Кроме того, открытие лет­ ней площадки предприниматель должен согласовать со всеми -заинтересованными службами, в том числе ему необходимо заключить договор со специа­ лизированным предприятием автотранспорта (СпецПАТ) на вывоз мусора, только после сбора всех необходимых под­ писей бизнесмен получает пас­ порт на летнюю площадку для сезонной торговли. Причем до­ кумент выдается на два-три месяца. Предприниматель, зная о том, что ему предстоит продлять срок действия паспор­ та, стремится на высоком уров­ не обслуживать посетителей, чтобы к нему не было никаких претензий. Одним словом, открыть лет­ нее кафе не таВ-то просто, но Литнио площ адки стреми­ тельно вошли в наш у жизнь , превратившись а излюбленное место отдыха многих горожан. Пик их популярности пришелся на нынешний год. В эти дни в Липецке работает около 8 0 по­ добных заведений — в полтора раза больше, чем прошлым лс- Как правило , летние кафе сворачивают свою деятельность глубокой осенью, но уже сейчас в администрации города ан а ­ лизируют итоги се зо н а -2 00 0 . Своими мыслями о летних кафе, перспективах этого рода бизне­ са корреспондент “ЛГ » попро­ сил поделиться начальника уп­ рав лени я потребительского рынка администрации г. Липец ­ ка Валентину АКУЛОВУ. и предприниматель должен ДЬ- — Валентина Егоровна, рожить доставшимся ему с та- а кто осуществляет кон- ким трудом паспортом.; троль за деятельностью летних кафе? — В управлении потреби­ тельского рынка,создана спе­ циальная рейдовая группа, ко­ торая контролирует работу лет­ них площадок. Однако наказа­ ние нарушителей не является самоцелью. Как известно, в годы социально-экономическо­ го кризиса для многих горожан торговля превратилась в един­ ственный источник существова­ ния. Ничего плохого в том нет, что инженер, оказавшись за воротами родного завода, не пошел по миру е протянутой рукой, а организовал свое дело. Однако при этом нельзя забывать и об обратной сто­ роне медали — торговлей ста­ ли заниматься люди, не имею­ щие ни опыта, ни специальных знаний. Как результат — неиз­ бежны ошибки, нарушения су­ ществующих норм и правил. Вот почему в управлении потреби­ тельского рынка оДну из глав­ ных задач видпТ в том, чтобы помочь предпринимателям и нанятым ими работникам осво­ ить торговое дело. Весной в мэрии мы прове­ ли три семинара для бизнес­ менов, оформивших документы на открытие летних площадок. Работники управления по­ требительского рынка совмес­ тно с другими заинтересован­ ными службами провели около 30 рейдов. По результатам про­ верок мы серьезно поработа­ ли с предпринимателями на за­ седаниях специальных комис­ сий. Злостных же нарушителей наказываем по вебй строгости закона. Минувшим летом, к при­ меру. было оштрафовано 42 человека, в общей сложности на 24 тысячи рублей. Кроме того, на последнем заседании комиссии по упорядочению раз- ; мещения объектов мелкороз­ ничной торговли шести бизнес­ менам было отказано в продле­ нии паспортов. — А какие нарушения чаще всего встречаются? — Предприниматели и про­ давцы наказываются, как пра­ вило, за антисанитарию, реали­ зацию продуктов без докумен­ тов, подтверждающих их качес­ тво и безопасность. Притчей во языцех стала громкая музыка, не умолкающая чуть ли не до утра. Винить во всех грехах предпринимателей все же не стоит. Нередко молодежь при­ ходит на летнюю площадку с магнитофоном или радиопри­ емником и веселится на пол­ ную катушку. Если же у посетителя воз­ никли серьезные претензии к работе летней площадки, про­ ще всего позвонить в Госторг­ инспекцию или управление по­ требительского рынка. Но не­ льзя забывать, что каждое предприятие торговли, будь то супермаркет или киоск, имеет книгу отзывов и предложений. И проверяющие, как правило, обращают серьезное внимание на сделанные в ней записи. Тем не менее вряд ли кто станет отрицать, что летние площадки — прекрасное место отдыха. Ведь не все липчане смогли поехать на юг. многие оставались в городе. Кроме того, летние площадки — это дополнительные рабочие мес­ та. Практика показывает, что продавцами нанимаются, как правило, студенты, желающие немного подзаработать. Не поспоришь и с тем фактом, что летние площадки приносят до­ полнительные доходы в город­ скую казну. Минувшим летом в Нижнем парке и в районе Комсомоль­ ского пруда были установлены пять мобильных туалетных ка­ бин. А в скором времени на­ чнется строительство стацио­ нарного туалета неподалеку от кафе «Фауст». Одним словом, ничто теперь не омрачит отдых липчан... 1 Ну а нарушители? В следу» ющем году им будет не так-то просто получить пасп(ют на лет­ нюю площадку. Недобросовес­ тные предприниматели посте­ пенно отсеиваются, остаются лишь те, кто честно делает свой бизнес. — Валентина Егоровна, будут ли вноситься коррек­ тивы в организацию летней торговли? — В следующем году откро­ е т е больше летних площадок, организованных на базе пред­ приятий общественного пита- тура обслуживания, .улучшится ассортимент блюд и напитков... Одним словом, будут созданы все условия для цивилизован­ ного отдыха горожан. Сергей ДВАНОВ. й Еще в относительно бла- гополучном 1990 году городу ^дополнительно требовалось й около 180 единиц подвижного ?!|состава. А за минувшее де- г^сятилетие число трамваев ' ®сократилось со 159 до 113, I троллейбусов — со 181 до 87. «Заметно (на 220 единиц) по- I редел парк «ведомственных» р автобусов, доставляющих пер- «сонал предприятий к месту а работы. щ И сегодня уже никто не I сомневается в необходимос- | т и программы развития го- .ФЙОДСФГО транспорта >1?..?0р1- I I 2003; ГОДЫ; Однако судьба это- .|кроДР ! 5 Умента оказалось не ■|такой уж безоблачной, как можно было предположить, а Первоначально транспортни- ;|ки на свои нужды запросили полтора миллиарда рублей в в год. Увы, такие расходы го- 'щ роду не по плечу. Для сравнения: весь бюд- йжет Липецка составляет 1,7 ,1 миллиарда рублей! •а После многочисленных «урезаний в программе появи- йлись следующие цифры: в «2001 году на нужды городско- й го пассажирского транспорта «выделить 493 миллиона руб- /,лей, в 2002 - 544, в 2003 - : 609 миллионов рублей. Но, вь ступая на коллегии адми- » нистрации Липецка, рассмот- I ревшей этот проект, вице-мэр «Серафим Просветов откро- авенно признал, что этих де- жнег явно недостаточно. Было и бы неплохо, чтобы из облас- 1 ТНОГО бюджета на содержание городско го пассажирского «транспорта выделялось око- «ло 130 миллионов рублей, рДеньги, согласитесь, нема- Городу необходимо еже- ж годно приобретать как мини- I мум 100 автобусов, 15 трол- « лейбусов и 10 микроавтобу­ сов. Только так можно будет «удержать ситуацию под кон­ тролем. Трамвайный же парк ''обновляться в ближайшие годы вообще не будет. При- ' чин здесь несколько, а Прежде всего, это самый дорогостоящий вид транспор- ^ та. Для сравнения; один трам- йвай по цене равен трем(!) 88троллейбусам. При этом в « ближайшие три года из город­ ского бюджета придется по- й тратить 135 миллионов руб- ш лей на ремонт аварийно опас- « ных участков трамвайных пу- ж тей. К тому же жизнь развея­ ла миф об экологической без­ опасности этого вида тра н -« спорта. Трамвай создает мно- « го шума, а в летнее, время « вагон, проезжая, поднимает « за собой столбы пыли... Вы- ш шесказанное отнюдь не озна- ж чает, что город окончательно « откажется от трамвая. Просто « в ближайшие два-три года « деньги будут выделяться на первоочередные расходы. I Но даже радикальное об- :* новление транспортного пар- й ка — это только часть меро- « приятий, которые требуются для устойчивого развития пас­ сажирских перевозок. Не ме- ж нее важна кадровая пробле-ж ма, которая в первую очередь « зависит от уровня зарплаты « работников, а также от уров- « ня их жизни, условий труда. « Это когда-то зарплата води­ телей была самой высокой в « городе, а теперь она значи- щ тельно отстает и от среднего » ее уровня в промышленности ' области, и в целом по отрас- ж ли в России. « Чтобы привести ее в с о - « ответствие, необходимо под- ш; нять ее только в будущем году « не менее чем на 18 процен -й тов, на что потребуется около г1 -Жмидтц^рнов^рублей. Утвер­ жденная программа это, кстати,.- предусматривает. а Но и это еще не все. Пас- сажирский транспорт требует « хороших дорог, удобных осве- « щенных остановок, обновле- % ния материальной базы для I технического обслуживания и ’й ремонта подвижного состава. Часть средств на это будет® затрачена из бюджета, а часть ш. транспортники намерены за- :1 работать сами. й Очень важная особен -ш ность программы — повыше- « ние внимания к развитию со-1 циальной сферы пассажире - 1 ких предприятий, улучшению щ условий и охраны труда их ® работников , обеспечению:® жильем, условиями для отды-1 ха, оздоровления и др. Ведь щ решить технические и финан- § совые проблемы без опреде- Ш ленных вложений для блага ш работника будет очень труд -ш но, если не невозможно. Заложено в этой програм­ ме и еще одно очень важное положение. Она предполага- ^ ет решить все вопросы изме- « нений в маршрутной сети на научной основе с привлечени- ^ ем ученых, которых призовут ' подготовить специальный про- « ект изменений маршрутов всех видов транспорта. Конечно, .даже кратко рас- сказать о всех аспектах это- го очень солидного и обстоя- ; 1 тельного документа очень , трудно. Но думается, что жи- тели областного центра ско­ ро ощутят на себе первый эффект исполнения этого пла- « на перестройки пассажирских - перевозок в Липецке, Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО, . Анатолий ШАХОВ. ЭХО СОБЫТИЯ ■ нлмк РВЕТСЯ ВЛИДЫЕР российской металлургии И М Е Н Н О Т А К С Ю Л И Ч Н Ы Е Ш И О Ц Е Н И Л И П Р О Г Р А М М У Т Е Х Н И Ч ЕС К О ГО П Е Р Большинство российских изданий, делегировавших журналистов на презента­ цию этой программы, не по­ жалели комплиментов в сво­ их отчетах. Некоторые на­ звали ее «революционной» и даже «судьбоносной», учи­ тывая, видимо, какие пер­ спективы открываются пе­ ред липецкими металлурга­ ми через пять лет. Если учесть, что подо­ бных промышленных разра­ боток (с участием проектных и научно-исследовательских институтов, ученых, банков) в последнее время в России не было, то можно понять превосходную степень оце- Особое внимание пресса сконцентрировала на источ­ никах финансирования про­ граммы технического пере­ вооружения НЛМК. Как из­ вестно, на ее реализацию будет потрачено 64 процен­ та собственных средств пред­ приятия, а остальная сумма поступит из зарубежных и российских банков. Среди них упоминаются Банк Авст­ рия Кредитанштальт, Дойче Банк, Ситибанк, Внешторг­ банк, Внешэкономбанк, Зе­ нит, компания «Финансово- иромышленнця федерация» и другие. Кстати, банКйЙЬ! предложили несколько вари­ антов финанрирования:проек­ та, в том числе выпуск руб- левых облигаций, еврообли­ гаций и ДЕ 1 же так называе­ мых американских депози­ тарных расписок. Скорее все­ го, внешние инвестиций По­ ступят на НЛМК, в виде син­ дицированного кредита — та­ ково мнение специалистов, которых поддерживают и российские СМИ. «Эхо Мос­ квы* в подтверждение этого ссылается на вице-президен­ та московского подразделе­ ния Дойче Банка, утвержда­ ющего, что Новолипецкому комбинату еще рано разме­ щать депозитарные распис­ ки, поскольку его акции в настоящее время пока что неликвидны. Газета «Труд» также под­ черкивает важность такой перспективной программы. Комбинат, в который госу­ дарство вложило последний раз один миллион рублей де­ сять лет назад, вплоть до 1997 года самостоятельно боролся за выживание, рас­ считывая только на свои воз можности. И эта борьба выживание еще продолжает­ ся, поскольку российское пра­ вительство до сих пор созда» ет не благоприятные, а, на­ против, дискриминационные для Отечественной промыш­ ленности условия. Для кто вкладывает деньги в раз витие собственного производ­ ства, закон предусматривает льготу на прибыль, однако Минфин, констатирует газе­ та, трактует статью закона по своему усмотрениФ: в резуль­ тате НЛМК с каждого руб­ ля, вложенного им в техни­ ческое перевооружение, до­ лжен отдать государству 35 копеек в виде налога на при- В связи с принятой про­ граммой модернизации ос­ новных производственных структур НЛМК совершенно справедлив вопрос: а как это повлияет на расстановку сил на отечественном'металлур­ гическом рынке, где до сих пор влидерах чиедились Маг­ нитка и «Северсталь»? Если новолипчане и в самом деле увеличат производство про­ ката на 50 процентов и до­ стигнут его объемов в 9 мил­ лионов тонн в год^ то, по мне­ нию газеты «Финансовая Рос­ сия», липецкие металлурги могут оставить далеко поза­ ди своих основных конкурен- выпуску проката. И тогда не исключено, что про­ грамма технического перево­ оружения может вылиться в своеобразную гонку новых идей и более прогрессивных технологий. Правда, пишет при этом «Финан­ совая Россия», в «Северстали», на­ пример, к далеко идущим планам НЛМК отнеслись с некоторой долей скептицизма. Га­ зета приводит мнение на сей счет пресс-служ­ бы ОАО «Север­ сталь», которая заявляет, что на­ ращивание произ­ водства — это еще не пок аза ­ тель. Металлур­ гический рынок,, по словам конку­ рентов, довольно цикличен, и после промыш­ ленного подъема в 1997- 2000 годах последует спад спроса на продукцию россий­ ских металлургов.. Эту оценку можно рас­ сматривать, с одной стороны. как действительно точный пессимистический прогноз, а с другой — как болезненную реакцию череповецких ме­ таллургов на серьезные и обоснованные претензии но- волипчан на укрепление и расширение своих позиции на внутреннем и внешнем рынках. Что касается последнего, то газета «Новости» приво­ дит, в частности, мнение председателя совета дирек­ торов Владимира Лисина по импорту российского метал­ ла в США. Он заявил, что «всеми возможными сред­ ствами, организационными и техническими ресурсами мы будем продолжать воз­ действовать на российское и американское правительство для того, чтобы поменять ус­ ловия постквок на американ­ ский рынок». В этом — еще одно сла­ гаемое успеха принятых ре­ шений. Обзор подготовил Виктор МАНАЕНКОВ, эконошгческий обозреватель «Липецкой газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz