Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
I’ ШИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а 6 ноября 1999 г*, № 217 (21095) БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ ..;Когда-то считалось неприличным пока зывать всем своим видом, что с вами произош ло несчастье, что у вас горе. Человек не до лжен был навязывать свое подавленное со стояние другим. Надо было и в горе сохра нять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возмож ности приветливым и даже веселым. Умение сохранять достоинство, не навязываться дру гим со своими огорчениями, не портить дру гим настроение, быть всегда ровным в обра щении с людьми, быть всегда приветливым и веселым — это большое и настоящее искус ство, которое помогает жить в обществе и самому обществу. Но каким веселым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружаю щим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестает восприниматься как до стойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с чело веком в обществе, и это означает в конечном счете потерю юмора. Не будьте смешными. Не быть смешным — это не только уме ние себя вести, но и признак ума. Смешным можно быть во всем, даже в ма нере одеваться. Если мужчина тщательно под бирает галстук к рубашке, рубашку к кос тюму — он смешон... Чрезмерно заботящий ся о своей наружности мужчина неприятен. Женщина — это другое дело. У мужчин же в одежде должен быть только намек на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук — этого достаточно. Костюм может быть старым, но обязательно чистым и выглаженным. 'В ^^аз1бворе ’с другими умейте слушатЁ,’<- умейтё йоМолчать, умейте пошутить, но'рёд-' ■ ко и вовремя... Не мучайтесь из-за своих недостатков, если они у дас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бы вают превосходными ораторами, обдумывая каждое свое слово. Лучший лектор Москов ского университета историк В. О. Ключевс кий заикался. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота- движениям. Если вы застенчивы, тоже не бой тесь этого. Не стесняйтесь своей застенчи вости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь ее преодолеть и стесняетесь ее. Будьте просты и снисходи тельны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развива ется «комплекс неполноценности», а вместе, с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее, — доброту... И еще одно, и самое, может быть, важ ное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружа ющие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя. Ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже — вы смешны... Простота и «тишина» в человеке, правди вость, отсутствие претензий в одежде и пове дении — вот самая привлекательная «фор- СЕМЕЙНЫЕ ЧТЕНИЯ ПИСЕМ ОДОБРОМИ ПРЕКРАСНОМ ' Недавно ушел из жизни академик Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ. До конца своих дней он был дерзок в научной мысли, бесстрашен в отстаивании принципов культуры. Когда его спросили, в чем он видит основную задачу общества, ответил коротко и до предела ясно: «Культурные ценности — народу». цПисьма о добром и прекрасном» он начал так: «...Для восприятия красоты окружающего,человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках — ничего не увидите». ма» в человеке, которая становится и его самым элементарным «содержанием». О ВОСПИТАННОСТИ Получить хорошее воспитание можно не только в Своей семье-или в школе, но и... у самого себя. Надо только знать, что такое настоя щая воспитанность... Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде все го у себя дома, в своей семье, в отноше ниях со своими родными. Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с до машними раздражается по каждому по воду, — он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, — он невоспитанный че ловек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родите лей и не замечает, что они сами уже нуж даются в помощи, — он невоспитанный человек. Если он громко' заводит радио и теле визор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или чи тает (пусть даже это будут его малень кие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными сво их детей. Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолю бия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп... п р Воспитанный человек во всех отноше- . ниях не ведет себя «громко», экономит время других... строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «за дирает нос»... Читатель заметил, вероятно, что я об ращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях. Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с при знательностью принимая от мужчины дан ное ей природой право, как можно мень ше заставлять мужчину уступать ей пер венство. А это гораздо труднее! Поэто- Му-то природа позаботилась, чтобы жен щины в массе своей (я не говорю об ис ключениях) были наделены большим чув ством такта и большей природной веж ливостью, чем мужчины. Манеры, одежда, походка, все, пове дение должно быть сдержанным и... кра сивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна»... Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отноше ние к миру: к обществу, к природе, даже к животным и птицам, к растениям, к кра соте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. , , Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважи тельного отношения к другим... ели выНЕМОЖЕТЕЗАСНУТЬ Мы вяжем, шьем, смотрим допоздна телепередачи, чита ем, а потом никак не можем заснуть. Часы бегут, скоро рас свет, за ним новый трудовой день. А мы не выспались, и это . .- отрицательно сказывается и на нашещвнешности, и на рабо тоспособности. ' Помните, что самый здоровый сон до наступления полу ночи. Старайтесь поэтому ложиться не позднее 22-22 часов 30 минут. Чтобы сон был полноценным, специалисты рекомендуют: — спать при открытом окне или в хорошо проветренной комнате; — не есть на ночь жирную и трудноперевариваемую пищу, так как это может стать причиной нарушения сна; — не читать перед сном, не смотреть телепередачи, вы зывающие сильные эмоции, как положительные, так и отри цательные; — спать в легкой ночной одежде и на низкой подушке во избежание появления морщин на шее и образования двойно го подбородка; — при бессоннице не прибегать сразу к помощи снотвор ных. Это приведет к тому, что вы привыкните к лекарству и со временем без него уже не сможете уснуть. Лучше выпить перед сном стакан теплого молока с ложкой меда или 40 капель настойки валерианы. Очень хорошее снотворное сред ство — чай из хмеля: 1,5 столовой ложки хмеля залейте стаканом кипятка, оставьте постоять пять минут, процеди те, слегка подсластите и выпейте; — погулять перед сном на свежем воздухе в течение по лучаса. Прогулка в спокойном темпе способствует легкому засыпанию, крепкому сну. ГИМНАСТИКА ПЕРЕД СНОМ Найдите несколько минут для вечерней гимнастики. Уп ражнения способствуют расслаблению мышц, равномерно му, спокойному дыханию, и вы скорее заснете.' Заниматься следует в ночной рубашке или пижаме при открытом окне или форточке. Стоя поднимите руки вперед, вверх — вдох, опустите через стороны вниз — выдох. Повторите 3—4 раза в спокой ном темпе. Стоя повернитесь вправо, правую руку в сторону-вдох, вернитесь в исходное положение, руку опустите — выдох. •То же в левую сторону, левой рукой. Повторите 3—4 раза, медленно. Стоя ноги врозь, руки на поясе— вдох; наклонитесь впе ред, руки в стороны—выдох. Повторите 3—4 раза в спокой ном темпе. Л Е С Н А ^ А Л Т Е ^ ШИПОВНИК Нет плодов, более богатых'витамином С, чем плоды шиповни ка. Если учесть, что суточная потребность человека в витамине С- равна 50 миллиграммам, то для ее удовлетворения достаточно около 10-15 граммов сухих плодов. Шиповник содержит также витамин Р, каротин (провитамин А), витамины В2 и К, яблочную и лимонную кислоты, до 18 процентов сахара, пектины, флавоноловые-гликозиды и другие вещества. Из- .его плодов получают поливитаминные экстракты и концентраты.. Еще полвека назад было замечено благотворное действие э к стракта и з ' плодов шиповника при воспалительных заболеваниях печени и желчных путей. Медицинская промышленность выпускает препарат «Холосас», представляющий собой сгущенный водный экстракт из шиповника. Широко используется.в медицинской прак-- тике настой сухого, шиповнйка. СОБИРАТЬ СЛЕДУЕТ ТОЛЬКО ВПОЛНЕ ЗРЕЛЫЕ ПЛОДЫ, КОГДА ЛИСТЬЯ НА КУСТАХ НАЧНУТ МЕНЯТЬ СВОЮ ОБЫЧНУЮ ЗЕЛЕНУЮ ОК РАСКУ НА ОСЕННЮЮ. СУШИТЬ ПЛОДЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО СРАЗУ ПОСЛЕ ' СБОРА. ЗАГОТАВЛИВАТЬ ИХ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДО НАСТУПЛЕНИЯ ПЕР ВЫХ ЗАМОРОЗКОВ, ТАК КАК В ЗАМОРОЖЕННЫХ ПЛОДАХ ПОСЛЕ ОТТАИ ВАНИЯ ВИТАМИНЫ БЫСТРО РАЗРУШАЮТСЯ. ПЕРЕДСУШКОЙ ПЛОДЫ ПРОМЫВАЮТХОЛОДНОЙ ВОДОЙ, КЛАДУТ В сито ИЛИ ПЛЕТЁНЫЕ КОРЗИНЫ И ДАЮТ ВОДЕ СТЕЧЬ. ЗАТЕМ РАСКЛА ДЫВАЮТ ТОНКИМ СЛОЕМ НА РЕШЕТКИ ИЗ ИВОВЫХ ПРУТЬЕВ, ЛУЧИ НОК, ШПАГАТА, ЛЫКА. РЕШЕТКИ ЗАГРУЖАЮТ В СПЕЦИАЛЬНУЮСУШИЛ КУ ИЛИ СТАВЯТ НА ЧЕРДАКЕ, ПОД НАВЕСОМ. ХОРОШО ПРОСУШЕННЫЕ ПЛОДЫ, ЕСЛИ ИХ РАЗДАВИТЬ, ЛОМАЮТСЯ В РУКЕ НА НЕСКОЛЬКО КРУП НЫХ ЧАСТЕЙ, НЕДОСУШЕННЫЕ МНУТСЯ В РУКАХ, А ПЕРЕСУШЕННЫЕ РАССЫПАЮТСЯ В ПОРОШОК. . ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАСТОЯ 1 СТОЛОВУЮЛОЖКУ ЦЕЛЬНЫХ ПЛО ДОВ ЗАЛИВАЮТ СТАКАНОМ КИПЯТКА И КИПЯТЯТ НА МЕЛДЕННОМ ОГНЕ В ЗАКРЫТОЙ ЭМАЛИРОВАННОЙ ПОСУДЕ 10 МИНУТ, ЗАТЕМ НАСТАИВА ЮТ В ТЕЧЕНИЕ 24 ЧАСОВ И ПРОЦЕЖИВАЮТ. ЕСЛИ В НАСТОЙ ДОБАВИТЬ САХАР (4-4,5 СТОЛОВОИ ЛОЖКИ НА СТАКАН) И ПРОКИПЯТИТЬ; ДО ПОЛУЧЕННЫЙ СИРОП МО ^етХРАНИШЯ ПРИ КОМНАТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ 10-12 ДЙШ , А В ХОЛОДИШ^МЁСШ-?- 30-40ДНЕЙ. « > ■, КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛК5ДЁНИЯ ПОКАЗАЛИ, ЧШНАСТОЙ ПЛОДОВ ШИПОВНИКАОКАЗЫВАЕТ БЛАГОТВОРНОЕ.ДЕЙСТВИЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ •ЯЗВЕННОЙ ВОЛЁЗНИ ЖЁЛУДКА И ДВЁНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ, а ТАКЖЕОБЛАДАЕТЖЕЛЧЕГОННЫМИ СВОЙСТВАМИ. •' ' ' Весьма ценно жирное масло из плодов-орешков шиповн'ика. В не.м содержится болы'поО количество каротина (провитамина А). Масло шиповника применяют для лечения ран, ожогов. ВЫ ПРОСИЛИ РА ССКАЗА ТЬ — ] ПРЯЖА БУДЕТ БЕЛОСНЕЖНОЙ "у меня есть домашняя пряжа, но она какого-то не взрачного серого цвета, не хочется, и браться за нее! Можно ли такую пряжу вы красить или отбелить? . Н. КОНДАУРОВА " Домашнюю пряжу отбелить можно. Если же вы решите пе рекрасить ее, то и тогда без от белки не обойтись — чистого цвета не получится.- Как отбелить? Купите в хо- зяйствонноммагазине отбелива-. тель и действуйте' строго по инструкции, напечатанной на фабричной этикетке. ■Если отбеливателя почему- то под рукой нет, можно про кипятить пряжу с полчаса в мыльном растворе, желатель но из хорошего мыла, лучше всего взять «Детское». Для более темной пряжи есть и другие способы отбе ливания. Вот один из самых простых и эффективных. Можно взять на литр воды 5 г трехпроцентной перекиси водорода и 1 г нашатырного спирта, в этот раствор опус тить выстиранные и выпо лосканные с питьевой содой или нашатырным спиртом (20 г на 8 л воды) мотки и подержать так 30-40 минут, затем тщательно выстирать и прополоскать в чистой воде. Когда высохнет, пряжа станет еще белее, чем каза лась во время стирки. Уже в отбеленном виде ее можно будет окрашивать в любой нужный вам цвет! КАКаИРАТЬЛЕН? "Люблю лен! у меня и костюм есть из него , и. блузки, и скатерти, и што ры. Вот только стирать его трудно... В. ПАПСКАЯ" : Чтобы вещи из льняных белых тканей стирались лег че, их надо предварительно намылить и подержать с час в теплой воде; Затем в воду добавить немного порошка и столовую ложку уксуса, пос тирать, хорошо прополос кать в чистой холодной воде и вывесить сушиться, луч ше на ярком солнце. Сильно заношенные бе лые вещи придется отбелить с помощью скипидара. Для этого положите в таз с горя чей водой стиральный поро шок, добавьте с треть стака на скипидара, взбейте пену и положите в таз вещи часа на два. После этого стирай те, как обычно. Цветные льняные ткани стирают в мыльной теплой воде с солью. При полоска нии необходимо добавить в воду немного уксуса, чтобы не полиняла расцветка. В ед ущ а я р у б р и к и — Га л и н а К А Й Д АЩ К О Попросить о чем-то друзей, соседей, знакомых или оказать им услугу — без этого не проживешь. Мы легко обращаемся с просьбами и, не раздумывая, приходим на выручку: взаимопомощь— один из законов нашей морали. Но добрый закон перестает быть таковым, когда к нему прибегают без скромности и . такта. — Послушай, ты.знаком с Ивано вым? О, приятели?! Тем лучше. Ска жи, чтобы он взял меня на работу. Ну что тебе стоит? . ' ' , Редко ли мы слышим подобные просьбы? Разумеется, можно рекомен довать кого-то на работу'и просить, чтобы пор'екомендовали тебя. Только при этом нелишне задать себе кое- ■ вет оставлен нам еще древними рим- ^лянами, но наверняка и много раньше следовали этому мудрому благородно му правилу. Нередко, не задумываясь особо, мы эксплуатируем чью-то доброту («Об ращайся к нему смело, он никогда не откажет!»), иногда— законы профес сиональной этики. Ясно, например, что настоящий врач в любое время суток оставит любые свои дела, чтобы пос пешить на помощь к больному. Так и должно быть. Только пациентам не плохо бы при этом помнить, что слу чай случаю рознь. Однажды пришлось наблюдать жизнь врача 'всовхозном по селке, где все. друг друга знают. Вро де бы и часы приема в медпункте удобные и от всех он недалеко, но как' только Дмитриевна ^ так нааьгвают многие доктора — переступит порог но в это и хочется верить, но в каком положении начальник? 'Удобно ли ему после услуг, хоть и непрошеных, де лать замечания, выговоры? Не делать еще хуже: беспринципно как-то, малопорядочно. Мы за демократизм в отношениях между начальником и подчиненными, за человечность, внимание, добросер дечность. Но разные служебные роли должны Ставить нас в определенные этические позиции. Не чувствуя это го, будешь попадать впросак и терять во мнении окружающих. Может, и не правы они будут, употребив слово «подхалимаж» (и мы не имеем его в виду, иначе рассуждать не о чем), но и не виноваты: им дали повод. Испытывать благодарность за до бро, тебе оказанное, — естественней шее из чувств. «Есть ли что-нибудь I * ? какие вопросы. Уверен ли я в дело- : вых свойствах человека, за которого 5-хлопочу, и в том, что с 'ним рядом ! хорошо, работается другим? Ну а про- ! сить поучаствовать в'своей собствен- : ной судьбе можно лишь того, кто не- ! мало тебя знает, ценит и может пору читься за тебя с чистой душой. Направив размышления таким об- » разом, уже не выпустишь на волю напористое'«ну что тебе стоит?». Сто- ; И Т . Даже если просьбу выполняешь с * удовольствием; А если она ставит в неловкое положение, то у тактичного человека уйдет немало сил, чтобы пробиться сквозь бесцеремонность и ; объяснить невозможность просимого. : Да еще так, чтобы не обидеть. Обиды, впрочем, все равно возНи- кнут. Чем беспардонней человек, тем меньше прав на.отказ он оставляет за другими. А уж если сам сделает ка кое-нибудь одолжение — будет, чего ■ доброго, прикидывать: компенсируют ся ли его широта и щедрость? Способны ли мы. оказать какую- ' иибудь услугу и ре помнить о ней, тем паче не напоминать: «Я тебе сделал, а ты мне?». Это как тест на порядоч ность. А помощь человеку, которого ' люб.ишь, вообще нельзя расценивать как великое благодеяние. Это, скорее, душевная потребность, «Об услуге пусть рассказывает не оказавший, а получивший ее» — за- родног.о дома, появляется пациент. «Глянь-ка; Дмитриевна, что у меня с ногой, давно хону тебе показать», «Не выпишете ли мне рецепт на мазь—в райцентр завтра еду, заодно зака жу ...» . ■. . , ' Одним можно было вежливо отка зать: «Мне'удобней посмотреть вас в кабинете, приходите завтра»,' а дру гим неловко — свои люди, соседи. Но почти никто из «своих людей» даже не извинялся за беспокойство. И просьбы могут обременять, ста вить в неловкое положение, и услуги. Скажем, приятно ли вам обращаться за чем-то к человеку, которого не ува жаете? Конечно, нет. Если же он сам спешит сделать одолжение и доволь но навязчив в своем стремлении, это еще хуже. Попадаешь в тяжкую за висимость. Не быть благодарным— скверно. А делать шаги навстречу, выражать признательность, наступая на себя и свою искренность, лицеме ря иногда, тоже ведь не хочется, про сто-напросто невмоготу. Вероятно, нечто похожее испыты вает начальник, когда в коллективе по является излишне любезный подчи ненный, готовый все его бытовые хло- ■поты взвалить на себя. Особенно’это распространено среди женщин. Предвижу протест: «Зачем же по дозревать?! А если все от души? От нормальных добрых чувств?». Имен- чудовищнее неблагодарного челове ка?» — вопрошал великий Шекспир, заключая в страстности вопроса столь же страстный ответ. Случайно подслушанный разговор: — Представляешь, вчера иду с ра боты — «Москвич» рядом тормозит. Петров за рулем, двёрцу распахивает. «Ну и сумки, говорит, у тебя! Садись, подвезу». И подвез, хотя ему было со всем в другую сторону. Весь вечер ду мала: это он неспроста. Что-то ему от меня надо. А может, не от меня, от ; моего мужа. А вот что — не пойму... Искать корыстные мотивы в добром поступке — разве это не проявление неблагодарности? Одолжения, одолжить. Слова одно го корня. Одолжить — дать взаймы, но не взять; бывает, неправильно употреб ляют этот глагол. Мы и одалживаем и берем в долг, все случается. И уж коли взяли — постараемся во что бы то ни стало отдать вовремя, не прикидывая, насколько богат человек, который нас выручил, и нужны ли ему сейчас день ги. Ну а коли напомнят о долгах — не обижаться, а извиниться, что не суме ли сдержать слова, вернуть в срок. Итак, о чем никогда не стоит про сить? В каком .случае удобно отказать? Подумаем вместе. Т. АЛЕКСЕЕВА взялиложки- по ва ре Ш ш ПОПРОБУЕМ УРАЛЬСКУЮ ПАРЕНКУ Давайте попробуем, вместе приготовить ураль ский обед. Сначаладля ап петита сделаем, напри мер, салат из редьки, ко торая, несмотря на резкий вкус, в большом почита нии у уральцев. РЕДЬКА С СЫРОМ (на одну некрупную редьку — 100 г сыра, который вполне мож но заменить плавленным сырком, полстакана смета ны, соль и чеснок по вкусу). Редьку очистить, промыть, натереть на мелкой терке вместе с сыром. Теперь все положим в кастрюлю или мис ку, добавим сметану, мелко рубленный чеснок. 'Такой са лат хорошо бы украсить зе ленью петрушки. САЛАТ ПО-УРАЛЬСКИ можно приурочить к какому- либо торжеству, ибо для Пего требуется вареная курица или утка. Вареное мясо мел ко шинкуем. Нарезаем овощи мелкими ломтиками и за правляем сметаной. Переме шиваем. Салат укладываем горкой в салатник и украша ем его маринованными фрук тами, клюквой, моченой брус никой ( на полкурицы или утки-3-4 средних вареных картофелины, один соленый огурец, ст акан сметаны , соль, перец ). Хороша на первое УРАЛЬСКАЯ ПОХЛЕБКА, горячая, ароматная. Вот ка кие продукты нам для нее»- понадобятся: несколько кар тофелин, одна средняя мор ковка, одна луковица, 100 г сушеных грибов, полторы столовые ложки любого жи- " вотного жира, одна тушка рыбы, два литра воды. Вымоченные суш еные Прибы предварительно отва риваем. Картофель и морковь нарезаем кубиками, репчатый лук шинкуем и обжариваем на жире. Подготовленные продукты кладем в горшочек с кипящим грибным отваром, парим до полной готовности, а перед подачей к столу кла дем в наш горшочек кусочки вареной рыбы без костей. Очень вкусно! КОТЛЕТЫ ИЗ КАРТО ФЕЛЯ И КВАШЕНОЙ КА ПУСТЫ ( на полкило карто феля — 400 г квашеной ка пусты, 2-3 луковицы, яйцо, две столовых ложки жира, 100 г толченых сухарей, пе рец и соль по вкусу) . Карто- с])ель отвариваем «в мундире» и, пока не остыл, очищаем и пропускаем через мясорубку или протираем сквозь сито. Добавляем квашеную капус ту, обжаренный репчатый лук, яйцо, солим и перчим. Из смеси формуем котлеты, обваливаем их в сухарях и жарим на разогретом жире до румяной корочки. Паренки — блюда типич но уральские. Едят их обыч но перед десертом или в ка честве десерта; они очень нра вятся детишкам. ПАРЕНКА ИЗ МОРКО ВИ С и з ю м о м ( морковь — 250 г, изюм — 50 г). Лучше подобрать морковки одинако вые по форме и размеру. Про мываем их, чистим, уклады ваем в глиняные горшочки, добавляем немного воды и накрываем крышкой. Ставим горшочки в духовку или в русскую печь на слабый жар, чтобы медленно парились. Через 3-4 часа добавляем про мытый изюм и тушим до го товности. Такую паренку можно подавать прямо в гор шочке, но лучше она в холод ном виде. В подборке исполь зованы материалы из журналов "Крестьянка" и "Здоровье"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz