Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

I’ ШИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а 6 ноября 1999 г*, № 217 (21095) БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ ..;Когда-то считалось неприличным пока­ зывать всем своим видом, что с вами произош­ ло несчастье, что у вас горе. Человек не до­ лжен был навязывать свое подавленное со­ стояние другим. Надо было и в горе сохра­ нять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возмож­ ности приветливым и даже веселым. Умение сохранять достоинство, не навязываться дру­ гим со своими огорчениями, не портить дру­ гим настроение, быть всегда ровным в обра­ щении с людьми, быть всегда приветливым и веселым — это большое и настоящее искус­ ство, которое помогает жить в обществе и самому обществу. Но каким веселым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружаю­ щим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестает восприниматься как до­ стойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с чело­ веком в обществе, и это означает в конечном счете потерю юмора. Не будьте смешными. Не быть смешным — это не только уме­ ние себя вести, но и признак ума. Смешным можно быть во всем, даже в ма­ нере одеваться. Если мужчина тщательно под­ бирает галстук к рубашке, рубашку к кос­ тюму — он смешон... Чрезмерно заботящий­ ся о своей наружности мужчина неприятен. Женщина — это другое дело. У мужчин же в одежде должен быть только намек на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук — этого достаточно. Костюм может быть старым, но обязательно чистым и выглаженным. 'В ^^аз1бворе ’с другими умейте слушатЁ,’<- умейтё йоМолчать, умейте пошутить, но'рёд-' ■ ко и вовремя... Не мучайтесь из-за своих недостатков, если они у дас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бы­ вают превосходными ораторами, обдумывая каждое свое слово. Лучший лектор Москов­ ского университета историк В. О. Ключевс­ кий заикался. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота- движениям. Если вы застенчивы, тоже не бой­ тесь этого. Не стесняйтесь своей застенчи­ вости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь ее преодолеть и стесняетесь ее. Будьте просты и снисходи­ тельны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развива­ ется «комплекс неполноценности», а вместе, с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее, — доброту... И еще одно, и самое, может быть, важ­ ное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружа­ ющие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя. Ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже — вы смешны... Простота и «тишина» в человеке, правди­ вость, отсутствие претензий в одежде и пове­ дении — вот самая привлекательная «фор- СЕМЕЙНЫЕ ЧТЕНИЯ ПИСЕМ ОДОБРОМИ ПРЕКРАСНОМ ' Недавно ушел из жизни академик Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ. До конца своих дней он был дерзок в научной мысли, бесстрашен в отстаивании принципов культуры. Когда его спросили, в чем он видит основную задачу общества, ответил коротко и до предела ясно: «Культурные ценности — народу». цПисьма о добром и прекрасном» он начал так: «...Для восприятия красоты окружающего,человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках — ничего не увидите». ма» в человеке, которая становится и его самым элементарным «содержанием». О ВОСПИТАННОСТИ Получить хорошее воспитание можно не только в Своей семье-или в школе, но и... у самого себя. Надо только знать, что такое настоя­ щая воспитанность... Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде все­ го у себя дома, в своей семье, в отноше­ ниях со своими родными. Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с до­ машними раздражается по каждому по­ воду, — он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, — он невоспитанный че­ ловек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родите­ лей и не замечает, что они сами уже нуж­ даются в помощи, — он невоспитанный человек. Если он громко' заводит радио и теле­ визор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или чи­ тает (пусть даже это будут его малень­ кие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными сво­ их детей. Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолю­ бия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп... п р Воспитанный человек во всех отноше- . ниях не ведет себя «громко», экономит время других... строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «за­ дирает нос»... Читатель заметил, вероятно, что я об­ ращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях. Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с при­ знательностью принимая от мужчины дан­ ное ей природой право, как можно мень­ ше заставлять мужчину уступать ей пер­ венство. А это гораздо труднее! Поэто- Му-то природа позаботилась, чтобы жен­ щины в массе своей (я не говорю об ис­ ключениях) были наделены большим чув­ ством такта и большей природной веж­ ливостью, чем мужчины. Манеры, одежда, походка, все, пове­ дение должно быть сдержанным и... кра­ сивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна»... Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отноше­ ние к миру: к обществу, к природе, даже к животным и птицам, к растениям, к кра­ соте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. , , Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважи­ тельного отношения к другим... ели выНЕМОЖЕТЕЗАСНУТЬ Мы вяжем, шьем, смотрим допоздна телепередачи, чита­ ем, а потом никак не можем заснуть. Часы бегут, скоро рас­ свет, за ним новый трудовой день. А мы не выспались, и это . .- отрицательно сказывается и на нашещвнешности, и на рабо­ тоспособности. ' Помните, что самый здоровый сон до наступления полу­ ночи. Старайтесь поэтому ложиться не позднее 22-22 часов 30 минут. Чтобы сон был полноценным, специалисты рекомендуют: — спать при открытом окне или в хорошо проветренной комнате; — не есть на ночь жирную и трудноперевариваемую пищу, так как это может стать причиной нарушения сна; — не читать перед сном, не смотреть телепередачи, вы­ зывающие сильные эмоции, как положительные, так и отри­ цательные; — спать в легкой ночной одежде и на низкой подушке во избежание появления морщин на шее и образования двойно­ го подбородка; — при бессоннице не прибегать сразу к помощи снотвор­ ных. Это приведет к тому, что вы привыкните к лекарству и со временем без него уже не сможете уснуть. Лучше выпить перед сном стакан теплого молока с ложкой меда или 40 капель настойки валерианы. Очень хорошее снотворное сред­ ство — чай из хмеля: 1,5 столовой ложки хмеля залейте стаканом кипятка, оставьте постоять пять минут, процеди­ те, слегка подсластите и выпейте; — погулять перед сном на свежем воздухе в течение по­ лучаса. Прогулка в спокойном темпе способствует легкому засыпанию, крепкому сну. ГИМНАСТИКА ПЕРЕД СНОМ Найдите несколько минут для вечерней гимнастики. Уп­ ражнения способствуют расслаблению мышц, равномерно­ му, спокойному дыханию, и вы скорее заснете.' Заниматься следует в ночной рубашке или пижаме при открытом окне или форточке. Стоя поднимите руки вперед, вверх — вдох, опустите через стороны вниз — выдох. Повторите 3—4 раза в спокой­ ном темпе. Стоя повернитесь вправо, правую руку в сторону-вдох, вернитесь в исходное положение, руку опустите — выдох. •То же в левую сторону, левой рукой. Повторите 3—4 раза, медленно. Стоя ноги врозь, руки на поясе— вдох; наклонитесь впе­ ред, руки в стороны—выдох. Повторите 3—4 раза в спокой­ ном темпе. Л Е С Н А ^ А Л Т Е ^ ШИПОВНИК Нет плодов, более богатых'витамином С, чем плоды шиповни­ ка. Если учесть, что суточная потребность человека в витамине С- равна 50 миллиграммам, то для ее удовлетворения достаточно около 10-15 граммов сухих плодов. Шиповник содержит также витамин Р, каротин (провитамин А), витамины В2 и К, яблочную и лимонную кислоты, до 18 процентов сахара, пектины, флавоноловые-гликозиды и другие вещества. Из- .его плодов получают поливитаминные экстракты и концентраты.. Еще полвека назад было замечено благотворное действие э к ­ стракта и з ' плодов шиповника при воспалительных заболеваниях печени и желчных путей. Медицинская промышленность выпускает препарат «Холосас», представляющий собой сгущенный водный экстракт из шиповника. Широко используется.в медицинской прак-- тике настой сухого, шиповнйка. СОБИРАТЬ СЛЕДУЕТ ТОЛЬКО ВПОЛНЕ ЗРЕЛЫЕ ПЛОДЫ, КОГДА ЛИСТЬЯ НА КУСТАХ НАЧНУТ МЕНЯТЬ СВОЮ ОБЫЧНУЮ ЗЕЛЕНУЮ ОК­ РАСКУ НА ОСЕННЮЮ. СУШИТЬ ПЛОДЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО СРАЗУ ПОСЛЕ ' СБОРА. ЗАГОТАВЛИВАТЬ ИХ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДО НАСТУПЛЕНИЯ ПЕР­ ВЫХ ЗАМОРОЗКОВ, ТАК КАК В ЗАМОРОЖЕННЫХ ПЛОДАХ ПОСЛЕ ОТТАИ­ ВАНИЯ ВИТАМИНЫ БЫСТРО РАЗРУШАЮТСЯ. ПЕРЕДСУШКОЙ ПЛОДЫ ПРОМЫВАЮТХОЛОДНОЙ ВОДОЙ, КЛАДУТ В сито ИЛИ ПЛЕТЁНЫЕ КОРЗИНЫ И ДАЮТ ВОДЕ СТЕЧЬ. ЗАТЕМ РАСКЛА­ ДЫВАЮТ ТОНКИМ СЛОЕМ НА РЕШЕТКИ ИЗ ИВОВЫХ ПРУТЬЕВ, ЛУЧИ­ НОК, ШПАГАТА, ЛЫКА. РЕШЕТКИ ЗАГРУЖАЮТ В СПЕЦИАЛЬНУЮСУШИЛ­ КУ ИЛИ СТАВЯТ НА ЧЕРДАКЕ, ПОД НАВЕСОМ. ХОРОШО ПРОСУШЕННЫЕ ПЛОДЫ, ЕСЛИ ИХ РАЗДАВИТЬ, ЛОМАЮТСЯ В РУКЕ НА НЕСКОЛЬКО КРУП­ НЫХ ЧАСТЕЙ, НЕДОСУШЕННЫЕ МНУТСЯ В РУКАХ, А ПЕРЕСУШЕННЫЕ РАССЫПАЮТСЯ В ПОРОШОК. . ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАСТОЯ 1 СТОЛОВУЮЛОЖКУ ЦЕЛЬНЫХ ПЛО­ ДОВ ЗАЛИВАЮТ СТАКАНОМ КИПЯТКА И КИПЯТЯТ НА МЕЛДЕННОМ ОГНЕ В ЗАКРЫТОЙ ЭМАЛИРОВАННОЙ ПОСУДЕ 10 МИНУТ, ЗАТЕМ НАСТАИВА­ ЮТ В ТЕЧЕНИЕ 24 ЧАСОВ И ПРОЦЕЖИВАЮТ. ЕСЛИ В НАСТОЙ ДОБАВИТЬ САХАР (4-4,5 СТОЛОВОИ ЛОЖКИ НА СТАКАН) И ПРОКИПЯТИТЬ; ДО ПОЛУЧЕННЫЙ СИРОП МО ^етХРАНИШЯ ПРИ КОМНАТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ 10-12 ДЙШ , А В ХОЛОДИШ^МЁСШ-?- 30-40ДНЕЙ. « > ■, КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛК5ДЁНИЯ ПОКАЗАЛИ, ЧШНАСТОЙ ПЛОДОВ ШИПОВНИКАОКАЗЫВАЕТ БЛАГОТВОРНОЕ.ДЕЙСТВИЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ •ЯЗВЕННОЙ ВОЛЁЗНИ ЖЁЛУДКА И ДВЁНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ, а ТАКЖЕОБЛАДАЕТЖЕЛЧЕГОННЫМИ СВОЙСТВАМИ. •' ' ' Весьма ценно жирное масло из плодов-орешков шиповн'ика. В не.м содержится болы'поО количество каротина (провитамина А). Масло шиповника применяют для лечения ран, ожогов. ВЫ ПРОСИЛИ РА ССКАЗА ТЬ — ] ПРЯЖА БУДЕТ БЕЛОСНЕЖНОЙ "у меня есть домашняя пряжа, но она какого-то не­ взрачного серого цвета, не хочется, и браться за нее! Можно ли такую пряжу вы­ красить или отбелить? . Н. КОНДАУРОВА " Домашнюю пряжу отбелить можно. Если же вы решите пе­ рекрасить ее, то и тогда без от­ белки не обойтись — чистого цвета не получится.- Как отбелить? Купите в хо- зяйствонноммагазине отбелива-. тель и действуйте' строго по инструкции, напечатанной на фабричной этикетке. ■Если отбеливателя почему- то под рукой нет, можно про­ кипятить пряжу с полчаса в мыльном растворе, желатель­ но из хорошего мыла, лучше всего взять «Детское». Для более темной пряжи есть и другие способы отбе­ ливания. Вот один из самых простых и эффективных. Можно взять на литр воды 5 г трехпроцентной перекиси водорода и 1 г нашатырного спирта, в этот раствор опус­ тить выстиранные и выпо­ лосканные с питьевой содой или нашатырным спиртом (20 г на 8 л воды) мотки и подержать так 30-40 минут, затем тщательно выстирать и прополоскать в чистой воде. Когда высохнет, пряжа станет еще белее, чем каза­ лась во время стирки. Уже в отбеленном виде ее можно будет окрашивать в любой нужный вам цвет! КАКаИРАТЬЛЕН? "Люблю лен! у меня и костюм есть из него , и. блузки, и скатерти, и што­ ры. Вот только стирать его трудно... В. ПАПСКАЯ" : Чтобы вещи из льняных белых тканей стирались лег­ че, их надо предварительно намылить и подержать с час в теплой воде; Затем в воду добавить немного порошка и столовую ложку уксуса, пос­ тирать, хорошо прополос­ кать в чистой холодной воде и вывесить сушиться, луч­ ше на ярком солнце. Сильно заношенные бе­ лые вещи придется отбелить с помощью скипидара. Для этого положите в таз с горя­ чей водой стиральный поро­ шок, добавьте с треть стака­ на скипидара, взбейте пену и положите в таз вещи часа на два. После этого стирай­ те, как обычно. Цветные льняные ткани стирают в мыльной теплой воде с солью. При полоска­ нии необходимо добавить в воду немного уксуса, чтобы не полиняла расцветка. В ед ущ а я р у б р и к и — Га л и н а К А Й Д АЩ К О Попросить о чем-то друзей, соседей, знакомых или оказать им услугу — без этого не проживешь. Мы легко обращаемся с просьбами и, не раздумывая, приходим на выручку: взаимопомощь— один из законов нашей морали. Но добрый закон перестает быть таковым, когда к нему прибегают без скромности и . такта. — Послушай, ты.знаком с Ивано­ вым? О, приятели?! Тем лучше. Ска­ жи, чтобы он взял меня на работу. Ну что тебе стоит? . ' ' , Редко ли мы слышим подобные просьбы? Разумеется, можно рекомен­ довать кого-то на работу'и просить, чтобы пор'екомендовали тебя. Только при этом нелишне задать себе кое- ■ вет оставлен нам еще древними рим- ^лянами, но наверняка и много раньше следовали этому мудрому благородно­ му правилу. Нередко, не задумываясь особо, мы эксплуатируем чью-то доброту («Об­ ращайся к нему смело, он никогда не откажет!»), иногда— законы профес­ сиональной этики. Ясно, например, что настоящий врач в любое время суток оставит любые свои дела, чтобы пос­ пешить на помощь к больному. Так и должно быть. Только пациентам не­ плохо бы при этом помнить, что слу­ чай случаю рознь. Однажды пришлось наблюдать жизнь врача 'всовхозном по­ селке, где все. друг друга знают. Вро­ де бы и часы приема в медпункте удобные и от всех он недалеко, но как' только Дмитриевна ^ так нааьгвают многие доктора — переступит порог но в это и хочется верить, но в каком положении начальник? 'Удобно ли ему после услуг, хоть и непрошеных, де­ лать замечания, выговоры? Не делать еще хуже: беспринципно как-то, малопорядочно. Мы за демократизм в отношениях между начальником и подчиненными, за человечность, внимание, добросер­ дечность. Но разные служебные роли должны Ставить нас в определенные этические позиции. Не чувствуя это­ го, будешь попадать впросак и терять во мнении окружающих. Может, и не правы они будут, употребив слово «подхалимаж» (и мы не имеем его в виду, иначе рассуждать не о чем), но и не виноваты: им дали повод. Испытывать благодарность за до­ бро, тебе оказанное, — естественней­ шее из чувств. «Есть ли что-нибудь I * ? какие вопросы. Уверен ли я в дело- : вых свойствах человека, за которого 5-хлопочу, и в том, что с 'ним рядом ! хорошо, работается другим? Ну а про- ! сить поучаствовать в'своей собствен- : ной судьбе можно лишь того, кто не- ! мало тебя знает, ценит и может пору­ читься за тебя с чистой душой. Направив размышления таким об- » разом, уже не выпустишь на волю напористое'«ну что тебе стоит?». Сто- ; И Т . Даже если просьбу выполняешь с * удовольствием; А если она ставит в неловкое положение, то у тактичного человека уйдет немало сил, чтобы пробиться сквозь бесцеремонность и ; объяснить невозможность просимого. : Да еще так, чтобы не обидеть. Обиды, впрочем, все равно возНи- кнут. Чем беспардонней человек, тем меньше прав на.отказ он оставляет за другими. А уж если сам сделает ка­ кое-нибудь одолжение — будет, чего ■ доброго, прикидывать: компенсируют­ ся ли его широта и щедрость? Способны ли мы. оказать какую- ' иибудь услугу и ре помнить о ней, тем паче не напоминать: «Я тебе сделал, а ты мне?». Это как тест на порядоч­ ность. А помощь человеку, которого ' люб.ишь, вообще нельзя расценивать как великое благодеяние. Это, скорее, душевная потребность, «Об услуге пусть рассказывает не оказавший, а получивший ее» — за- родног.о дома, появляется пациент. «Глянь-ка; Дмитриевна, что у меня с ногой, давно хону тебе показать», «Не выпишете ли мне рецепт на мазь—в райцентр завтра еду, заодно зака­ жу ...» . ■. . , ' Одним можно было вежливо отка­ зать: «Мне'удобней посмотреть вас в кабинете, приходите завтра»,' а дру­ гим неловко — свои люди, соседи. Но почти никто из «своих людей» даже не извинялся за беспокойство. И просьбы могут обременять, ста­ вить в неловкое положение, и услуги. Скажем, приятно ли вам обращаться за чем-то к человеку, которого не ува­ жаете? Конечно, нет. Если же он сам спешит сделать одолжение и доволь­ но навязчив в своем стремлении, это еще хуже. Попадаешь в тяжкую за­ висимость. Не быть благодарным— скверно. А делать шаги навстречу, выражать признательность, наступая на себя и свою искренность, лицеме­ ря иногда, тоже ведь не хочется, про­ сто-напросто невмоготу. Вероятно, нечто похожее испыты­ вает начальник, когда в коллективе по­ является излишне любезный подчи­ ненный, готовый все его бытовые хло- ■поты взвалить на себя. Особенно’это распространено среди женщин. Предвижу протест: «Зачем же по­ дозревать?! А если все от души? От нормальных добрых чувств?». Имен- чудовищнее неблагодарного челове­ ка?» — вопрошал великий Шекспир, заключая в страстности вопроса столь же страстный ответ. Случайно подслушанный разговор: — Представляешь, вчера иду с ра­ боты — «Москвич» рядом тормозит. Петров за рулем, двёрцу распахивает. «Ну и сумки, говорит, у тебя! Садись, подвезу». И подвез, хотя ему было со­ всем в другую сторону. Весь вечер ду­ мала: это он неспроста. Что-то ему от меня надо. А может, не от меня, от ; моего мужа. А вот что — не пойму... Искать корыстные мотивы в добром поступке — разве это не проявление неблагодарности? Одолжения, одолжить. Слова одно­ го корня. Одолжить — дать взаймы, но не взять; бывает, неправильно употреб­ ляют этот глагол. Мы и одалживаем и берем в долг, все случается. И уж коли взяли — постараемся во что бы то ни стало отдать вовремя, не прикидывая, насколько богат человек, который нас выручил, и нужны ли ему сейчас день­ ги. Ну а коли напомнят о долгах — не обижаться, а извиниться, что не суме­ ли сдержать слова, вернуть в срок. Итак, о чем никогда не стоит про­ сить? В каком .случае удобно отказать? Подумаем вместе. Т. АЛЕКСЕЕВА взялиложки- по ва ре Ш ш ПОПРОБУЕМ УРАЛЬСКУЮ ПАРЕНКУ Давайте попробуем, вместе приготовить ураль­ ский обед. Сначаладля ап­ петита сделаем, напри­ мер, салат из редьки, ко­ торая, несмотря на резкий вкус, в большом почита­ нии у уральцев. РЕДЬКА С СЫРОМ (на одну некрупную редьку — 100 г сыра, который вполне мож­ но заменить плавленным сырком, полстакана смета­ ны, соль и чеснок по вкусу). Редьку очистить, промыть, натереть на мелкой терке вместе с сыром. Теперь все положим в кастрюлю или мис­ ку, добавим сметану, мелко рубленный чеснок. 'Такой са­ лат хорошо бы украсить зе­ ленью петрушки. САЛАТ ПО-УРАЛЬСКИ можно приурочить к какому- либо торжеству, ибо для Пего требуется вареная курица или утка. Вареное мясо мел­ ко шинкуем. Нарезаем овощи мелкими ломтиками и за ­ правляем сметаной. Переме­ шиваем. Салат укладываем горкой в салатник и украша­ ем его маринованными фрук­ тами, клюквой, моченой брус­ никой ( на полкурицы или утки-3-4 средних вареных картофелины, один соленый огурец, ст акан сметаны , соль, перец ). Хороша на первое УРАЛЬСКАЯ ПОХЛЕБКА, горячая, ароматная. Вот ка­ кие продукты нам для нее»- понадобятся: несколько кар­ тофелин, одна средняя мор­ ковка, одна луковица, 100 г сушеных грибов, полторы столовые ложки любого жи- " вотного жира, одна тушка рыбы, два литра воды. Вымоченные суш еные Прибы предварительно отва­ риваем. Картофель и морковь нарезаем кубиками, репчатый лук шинкуем и обжариваем на жире. Подготовленные продукты кладем в горшочек с кипящим грибным отваром, парим до полной готовности, а перед подачей к столу кла­ дем в наш горшочек кусочки вареной рыбы без костей. Очень вкусно! КОТЛЕТЫ ИЗ КАРТО­ ФЕЛЯ И КВАШЕНОЙ КА­ ПУСТЫ ( на полкило карто­ феля — 400 г квашеной ка­ пусты, 2-3 луковицы, яйцо, две столовых ложки жира, 100 г толченых сухарей, пе­ рец и соль по вкусу) . Карто- с])ель отвариваем «в мундире» и, пока не остыл, очищаем и пропускаем через мясорубку или протираем сквозь сито. Добавляем квашеную капус­ ту, обжаренный репчатый лук, яйцо, солим и перчим. Из смеси формуем котлеты, обваливаем их в сухарях и жарим на разогретом жире до румяной корочки. Паренки — блюда типич­ но уральские. Едят их обыч­ но перед десертом или в ка­ честве десерта; они очень нра­ вятся детишкам. ПАРЕНКА ИЗ МОРКО­ ВИ С и з ю м о м ( морковь — 250 г, изюм — 50 г). Лучше подобрать морковки одинако­ вые по форме и размеру. Про­ мываем их, чистим, уклады­ ваем в глиняные горшочки, добавляем немного воды и накрываем крышкой. Ставим горшочки в духовку или в русскую печь на слабый жар, чтобы медленно парились. Через 3-4 часа добавляем про­ мытый изюм и тушим до го­ товности. Такую паренку можно подавать прямо в гор­ шочке, но лучше она в холод­ ном виде. В подборке исполь­ зованы материалы из журналов "Крестьянка" и "Здоровье"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz