Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
2 ноября 1999 г., № 213 (21091) О СЕГОДНЯ В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ ОТКРЫВАЕТСЯ ПЕРВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВИКТОРА СОБОЛЕВА... ТНПРЧЕСТКП Виктор Соболев — живописец, член Союза ху дожников России. Родился в 1934 году в Липецке. Учился в Елецком художественном училище, в Мос ковском художественном училище Памяти 1905 года, в Московском государственном художественном ин ституте им. В.И. Сурикова при Академии худо жеств СССР. С 1951 года участвует в художествен ных выставках — городских, областных, региональ ных, республиканских. Работы хранятся в Липец ком областном краеведческом музее, Липецкой областной картинной галерее, Воронежском худо жественном музее им. И.Н. Крамского, в частных собраниях, России, Франции, Италии, Германии, Югославии, США. Х у д о ж н и к , п р и н ц и п и а л ь н о и п о сл е д о в а те л ь н о п р о д о л ж аю щ и й тр а д и ц и и р е а л и с ти ч е с к о го и с ку с с т в а , ж и в о п и с е ц -л и р и к , о н р а б о та е т в р а з л и ч н ы х ж а н р а х , но о т д а е т п р е д п о ч т е н и е п е й з а ж у . М а с те р у м е е т р а з гл я д е т ь п р е л е с т ь х а р а к т е р н ы х л и п е ц к и х м о ти в о в , о б а я н и е п о л у с е л ь с к и х о кр а и н , в п л а в л е н ны х в п р и р о д н ую с р е д у . Е го п е й з а ж эм о ц и о н а л е н , о д уш е в л е н , п о э т и ч е н , е го н а тю р м о р ты н а сы щ е ны ц в е том , д е ко р а ти в ны , п ра зд ни чны , е го п о р т р е ты то чно п е р е д а ю т с в о е о б р а з и е и н а с т р о е н и е м о д е л и . . . В е го р а б о т а х — н е п о д д е л ь н о е ж и в о е чув с тво , в олн ени е , за х в а ты в аю щ е е зр и те л я . К а р т и н ы п о с л е д н е го д е с я ти л е ти я с о с т а в л яю т я д р о ны н еш н е й э к с п о з и ц и и , и э т о у б е д и те л ь н о с в и д е т е л ь с т в у е т о тв о р ч е с к о й а к т и в н о с т и х у д о ж н и к а . — Виктор 51ковлевич, что более всего вы цените в ис кусстве, какие задачи стави те перед собой как худож ник? — Воплощение красоты окружающего мира. Приро ды во всем разнообразии ее состояний. Человека во всем богатстве его особенностей и настроений. Меня восхища ет гармония цветовых созву чий. Великолепие живописи, исполнительское мастерство великих художников приво дят меня в восторг. Красота п обуж дает к творчеству. Только когда что-то задело меня за живое , хочется взяться за кисть. А вот как это написать, тут уже вопрос ремесла. Средства у каждо го свои. Я — реалист. Мне дороги традиции Левитана, Коровина, Сорокина. — А вас не сковывают рамки традиции, правила школы? Есть художники, ко торые демонстративно от них отказываются, чтобы со хранить, как они говорят, оригинальность, самобыт ность. — Так могут рассуждать, по-моему, не очень далекие мои коллеги. Даже акаде мизм — и тот не сковывал. Посмотрите, как непохожи Николай Гё и Александр Иванов, Карл Брк)лл6в и Илья Репин, Василий Сури ков и Михаил Врубе.пь. А водь все академисты. А наш Со рокин? Наследуя традиции, он показал, насколько, бла годаря таланту и мастерству, можно расширить их берега. Во всех его работах вижу стержень — законы больших цветовых отношений. А даль- ' ше — свобода, импровизация. По свободе он порой превос ходит импрессионистов. — Что, на ваш взгляд, в искусстве важнее — отобра жение мира или самовыра жение? — Так ведь одно без дру гого невозможно! То и дру гое ограничено только сте пенью владения ремеслом. Недостает его — и краски не поют, не звучат. Красочки — это ведь тот же хор. Это му зыка. Истинные живописцы знают, где и каким цветом надо чуть-чуть тронуть, что бы все заиграло. Я привязан к предметному миру. Пред метное восприятие мира и его отображение необходимы, по-моему, для того, чтобы ху дожника понял другой чело век. Иначе через несколько лет и сам забудешь, что там написал. В абстрактных ра ботах талантливых художни ков я способен оценить эсте тические, декоративные до стоинства, пластические на ходки. И все-таки, по боль шому счету, беспредметни- чества не принимаю. Зачем все эти изыски — без неба, земли, облаков, деревьев? На выбранном мною пути про стор безграничный: каждая новая работа — новая зада ча, эксперимент, поиск выра зительности, образности, а значит — и формы. А просто так изобретать какую-то свою индивидуальную манеру... Что значит — «самовыраже ние»? Очень просто: ты вла деешь средствами, передаю щими твое отнош ение к миру. — Как сформировались ваши эстетические идеалы, кто оказал на вас влияние? И вообще — как случилось, что мальчик из маленького провинциального городка — каким был Липецк в нача ле 50-х — выбрал стезю ху дожника? — В моей пятой школе ри сование преподавал Сергей Андреевич Пырсин, закон чивший сначала знаменитую школу Штиглица, а затем две академии — Петербург скую и Дюссельдорфскую. Выло ему тогда уж лет под восемьдесят. Преподавал всерьез, но мы, пацаны, это го не понимали. Я срисовы вал открытки один к одному, копировал картины, репро дукции — очень похоже, все восхищались. По-настояще му начал заниматься после седьмого класса, вернее, пос ле того, как с грохотом про валился в Елецкое художес твенное училище. Тогда и пришел к учителю. И он ска зал: «Все эти срисовывания с открыток забудь навсегда». И. повел меня на улочки ста рого Липецка. «Делай, делай зарисовки, красиво ведь!» — и сам рисовал, показывая. Дома ставил натюрморты и писал акварелью — разма шисто, широко, мягко, боль шими плоскостями — тень, свет, тон, крупные отноше ния. Мне пятнадцатый год шел, помню откуда-то у меня взялась малярия. Долго бо лел, сидел дома. В библиоте ке брал книжки — о Левита не и Кипренском Паустов ского, о Рембрандте, о дру гих мастерах. Прекрасные вещи, трогали, заставляли думать. Ну и поэзией увле кался, даже стихоплетством. А вечерами любил выхЬдить в Нижний парк - мы рядом жили — наблюдал состояния природы. Собор еще не был отремонтирован: стоит в тем ноте, и только светится ароч ное окно. Таинственно. И по чему-то мне представлялось, что там Рембрандт сидит и пишет. На следующий год снова поехал в Елец поступать. Все пятерки на экзаменах полу- чи.ч. В Ельце и произош.па встреча с Сорокиным. Я пом ню до сих пор впечатление, которое он произвел на меня в первый раз. Мы только поступи.яи, и осенью была выставка пре подавателей — Кор, Ма- ревск 1 Гй, Ша рапов, Соро кин , Л ап шин, Дуд- ченко. Дово льно много работ. И ког да я вошел в актовый зал, вдруг увидел — светится! Светился пей заж. Я, как заколдованный, иду к нему напрямик, смот рю — небольшой холст: плот ное синее небо, крыша како го-то ржавого железа и белая стена дома, кустик и земля. Все. Но как сделано! Читаю кто автор: Сорокин. Это был 1951 год. Сорокин на нашем курсе не преподавал, но я считаю, что учился и учусь на его живописи. В училище были очень интересные пре подаватели-ленинградцы: Аба Максович Кор, Берта Арнольдовна Геллерова , Цвейфель Яков Касьянович, который руководил нашим студенческим хором. Но, конечно, тянуло в Москву, где жизнь бурлит, выставки, масса музеев. Пос ле второго курса отослал свои рисунки, акварели, на броски в Московское учили ще Памяти 1905 года. Они успешно прошли комиссию, и я был зачислен на третий курс. В первый год общежи тия не дали, спал у тетки на сундучке в крошечной ком натке коммунальной кварти ры. А на пятом курсе, дип ломником уже, в нарушение всяких правил меня призва ли в армию, и я год отслу жил во Владивостоке. Там довелось оформлять различ ные помещения — опять ко пировал с огоньковских реп родукций то «Ходоков у Ле нина», то «Запорожцев». Полк был разбросан на пять сот километров. С замполи том объезжал части, зарисо вывал отличников боевой и политической подготовки — небольшого размера такие портретики. И газета «Бое вая вахта» регулярно поме щала мои рисунки. После армии — снова на пятый курс. Дипломная ра бота — пейзаж «Весна» — связана была с Сокольника ми, местами, излюбленными Левитаном, Саврасовым. Это была лирическая сценка: ре чушка Яуза весной, лед кус ками идет, кое-где снег, са райчики, на них ребятишки сидят, радуются лучам пер вого солнца, а двое корабли ки пускают. Комиссия, в ко торой был Мочальский, оце нила работу на «отлично». В этом же году, преодолев кон курс — 18 человек на место, — двое липчан поступили в Суриковский институт — Женя Саль ников и я. Попал я в мастерскую к Мочальско- му, а хотел к Цыплакову: его живопись более близка моей душе. Деньги на жизнь зара батывал сам — мать ста рая, на сти пендию не проживешь. Писал ико ны, занимал ся обновлени ем церквей, приходилось оформлять и дома культу ры: те же «Ходоки у Л е н и н а » , «Первое сло во Советской власти». Ра ботал на ка никулах и часто не успе вал к началу занятий , за что однажды чуть не был от числен. В институте витал дух бо.льших мастеров — Дейне- ка, Курилко, Цыплаков... В 1961 году мне выпало счастье познакомиться с Павлом Дмитриевичем Кориным. Я был у него дома, в мастерс кой на Большой Пироговс кой, показывал ему свои эс кизы, выслушивал его сове ты, наставления. На меня произвела сильное впечатле ние его мастерская — вся де ревянная, без покрасок. На стенках впритык к потолку — древние иконы — XV, XVI, XVII веков. Ниже — рисунки Нестерова, Васнецо ва. На тумбах — мраморная скульптура, очень красивая. И сам он — высокий, совер шенно белый, интересный, солидный. Двигался так, буд то боялся расплескать драго ценную жидкость. Потом я узнал, что он перенес не сколько инфарктов. Худож ник работал над «Русью ухо дящей»: уже натянут был грандиозных размеров холст, но еще совершенно чистый. Здесь же находились трид цать с лишним полотен с за конченными эскизами — фрагментами композиции в натуральную величину. По добных вещей я не видел. Это был крупнейший худож ник, и встреча с ним, конеч но, оказала на меня влияние. Меня поразила мощь реше ния, рисунка, формы. Такое чувство формы я встречал только у Врубеля. В обучении художника главное — с самого начала правильно воспитать глаз, как у начинающего певца — поставить голос. Но именно такой школы нам не хвата ло, мы потом сами доходили. Я рылся в книгах авторов-ху- дожников, которые о профес сиональной кухнеписали, са- мовоспитывался. А такого педагога, каким был Коро вин, который показывал уче никам, как он видит натуру, как ее осмысливает, как во площает на холсте, я не на шел ни в училище, ни в ин ституте. — После учебы спустя годы вы вернулись в родной город. И какое впечатление на вас прои,эвело его худо жественное пространство? — Я не вошел в него. Ии тогда, пи позже. Я не хотел заниматься оформительски ми работами, которые мог предложить художественный фонд. Они меня никогда не привлекали. Я был связан с церковью. Со студенческих лет, с училища. — Ваша многолетняя связь с церковью сказалась на вашем мировоззрении, сделала вас религиозным человеком? — Если я пишу в церкви, наверху, на лесах, а внизу идет служба, пение — как же это может не сказаться? Я уважаю веру и верования людей. Но сам не могу ска зать: «Есть Бог, нет Бога». Я знаю, что мой Бог — это искусство, искусство прежде всего. Быть может. Бог дал видеть красоту... — Виктор Яковлевич, в нашей беседе постоянно зву чит слово «красота». Вы ве рите, что красота может спасти мир? — Верю. Если с детских садов начнут воспитывать чувство прекрасного. Нужна большая работа. Чтобы кра сота спасла, к ней человека подвести надо. Только вот редко встретишь талантливо го педагога, правильную ме тодику воспитания. — А ведь вы сами настой чиво занимались воспитани ем молодых. Если не ошиба юсь, вы 20 лет руководили изостудиями. Многие ваши ученики стали профессио нальными художниками . Знаю, что у вас была своя методика, что во время за нятий читали, например, вос питанникам русскую поэ зию... — Это са мое благодар ное и самое и н т е р е сн о е — работать с детьми. Глав ное — их ув лечь, зажечь, чтобы у них разыгралось воображение. Читая им П у ш к и н а , надо сразу о б ъ я с н я т ь , как он строит образ, какие у него краси вые слова , как интерес но он их скла дывает... За эти годы мно гие ребята у меня подго товились к поступлению в х у д ож е с твенные учи лища, инсти туты — Боря Борисов, Се режа Толче- ев. Женя Ино земцев, Сережа Бугровский, Витя Микитюк и другие. Не мало моих студийцев сейчас преподают в школах. — Столько учеников , иные уже стали серьезными художниками. А ваше твор чество... Как вы вписались в художественную жизнь Липецка? — Я очень долго, можно сказать, до последнего вре мени, был сам по себе. — Это художнику помога ет или мешает? — Не мешает. И не помо гает. Я сожалею, что у меня не было возможности рабо тать в домах творчества ря дом с коллегами, да еще под руководством хорошего мас тера. Конечно, это дает очень много. А я — сам. Часто, очень часто я бывал у Соро кина, меня по-прежнему влекла его живопись. Благо дарен Саше Сорочкину — еще в 70-х годах он дал мне толчок, просветил: если пра вильно смотришь на холст и натуру, то они должны прий ти в необъяснимое словами созвучие. А вообще художни ки не особенно охотно делят ся своими секретами. — Среди липецких живо писцев, прямых или косвен ных учеников Сорокина, вы ближе всех к нему по мане ре. Вас это не смущает? — Мне это не мешает. Когда я пишу, то совершен но не думаю ни о Сорокине, ни о его работах. Я пытаюсь реализовать только то, что вижу и чувствую. А манера? Я пользуюсь тем же методом живописи — коровинским, который более других совпа дает с моей художнической сущностью. ■— Мне известно, что вы коллекционируете старин ный фарфор, вас ценят как зна тока этого искусства. От куда это пристрастие? — От любви к изящному, утонченному. На крупней ших фарфоровых заводах и в Европе, и у нас работали ака демики живописи, знамени тые скульпторы. Они созда вали изумительные произве дения, которыми теперь гор дятся музеи мира. А я с ран него детства воспитывался на красивых вещах, чудом со хранившихся после Октябрь ской революции у моих близ ких, ведь родословная у меня дворянская. Когда мы с ма терью ездили в разные горо да к теткам, я видел у них старинную мебель, посуду, столовые приборы, светиль ники — все удивительное. А позднее я стал своим челове ком в нашем краеведческом музее, меня даже в запасни ки пускали. Каждый день после школы я приходил туда рисовать. Это и была почва. — Вы можете назвать себя реализовавшимся ху дожником? — Нет, я еще рассчиты ваю на будущее. Я чувствую, что чуть-чуть поднялся, на .ступеньку, другую. Чувст вую, что не стою на одном месте. Десять лет назад я писал совершенно не так — «Г СПОРТКУРЬЕР «СПАРТАК-МЯСОКОМБИНАТ» - I ЧЕМПИОН ОБЛАСТИ I Ф и н иш и р о в а л ш е с т и м е с я ч н ы й м ар а - I фон первенства области по ф утболу сре - I ди ком а нд первой группы . Последний тур I ни ка ки х неож иданностей не при не с . Цен- I тральны й матч состоялся на ел е ц ком ста - ’ д ионе «Локомотив» , где м ес тны е спа р та - ; ! ко в цы п р и н и м а л и д и н а м о в ц е в Л и п е ц к а . I' Чтобы завоевать звание чем пионо в хо зя - I ев , нужна была тол ь ко по бе да , и они ее ] I д об и л и с ь . Счет с пенальти о т кры л Вале - | ! рий Кирил л о в , а после переры ва второй | I «золотой» гол забил е го брат Сер гей . По- | ' бедив с результатом 2 :0 , «С партак -М ясо - ^ г ком би на т» впе р вы е с та л ч е м п и о н о м о б - ; I л а с т и . I ^ О бы грав с т уд ен то в те х н и ч е с ко го ун и - | ! в е р с и т е т а с о с ч е т ом 3 : 0 , с е р е б р я н ы м и | ! п р и з е р а м и с та л и с п а р т а к о в ц ы К а з и н к и . ^ ^ Б рон зовые награды у «Динамо». Прошло - - I год ни й чемпион «Водник» зам кн ул пятер - I ку сильн ейш и х . I Результаты матчей 30 -го тура. «Дон» I (Лебедянь) — «Водник» — 1 :0 , «Сокол -Цем - §завод» (Л ипец к ) — «Олимпия» (Усмань) — 4 :1 , Фк «Металлург» — Ф К «Елец» — 4 1, I «Пламя-ЛТЗ» — «Авангард» (Чаплы гин ) — ' 3 :2 , Ф К «Данков» — Ф К «Дол горуково» — | I 3 :3 , «Колос» (Д обри н ка ) — «Л ипец кэле кт - I ; росвязь» (Елец) — 4 :1 . За неявку на про - I : пущ енны й матч с Ф К «Елец» ф утболи стам | : Д о б р и н ки зачтено те хни че с кое пораж ение | ; со сче том 0 :3 . | ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА И в Н П Р-М 0 1 1 1.Спартак-Мясокомбинат (Елец) 30 24 5 1 65-18 77 1 1 2. Спартак (Казинка) 30 24 3 3 76-21 75 Ё 3. Динамо (Липецк) 30 22 4 4 74-28 70 4. Пламя-ЛТЗ (Липецк) 30 18 6 6 69-33 60 1 5. Водник (Липецк) 30 16 3 11 55-33 51 6. ФК Металлург (Липецк) 30 13 4 13 55-47 43 1 7. ФК Елец (Елец) 30 13 4 3 47-44 43 8. Колос (Добринка) 30 10 7 13 47-46 37 |: 9. Сокол-Цемзавод (Липецк) 30 11 3 16 48-50 36 1 10. ФК Долгоруково (Долгоруково) 30 9 9 12 36-54 36 || 11. Дон (Лебедянь) 30 9 6 15 42-56 33 12. Авангард (Чаплыгин) 30 8 7 15 32-54 31 1 13. Липецкэлектросвязь (Елец) 30 8 6 16 48-71 30 1 14. Олимпия (Усмань) 30 7 5 18 37-73 26 § 15. ФК Данков (Данков) 30 6 5 19 35-77 23 1 16. ЛГТУ (Липецк) 30 1 5 24 24-86 8 1 I ПРИЗЕРЫ I ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО КРОССА | в лесопар ковой зоне лыжной базы АО I ; «НЛМК» прошел чемпионат области по л е г- | : ко а тл е тич е с крм у кр о с с у , в ко то р ом с та р - | ; товали о ко л о д в у х с о т с п о р т см е н о в , ср е - | ; д и ко т сф ы х бы л о и н е м а л о в е т е р а н о в | ; спор та . Заслуженны е победы в с вои х во з - | растны х т у п п а х одержали Элеонора Сур- | м а ч и з Л е б е д я н и , Л ю д м и л а К у з ь м и н а I (сборная Т ер б ун с ко го района ) , стано вл я - | нец А л е ксеи Соловьев , Валерий Л а к т и о - | нов и Вадим Бабкин и з У см ан и . С ледуе т | о тм етить успе хи в ве теран с ки х за бе га х в | прош л ом гр я з и н с ко го м ас тера спо р та по I лыжам Николая Носова, недавно вы и грав - | ш е го областные чемпионаты по мараф он - | с ко м у плаванию и триа тлону . | В группе ю ниоров на кро с со вы х тр а с - | сах победили студен ты — Вадим Б ор зы х | и з ЛМ К и Евгения Пучкова (пед ин с ти ту т ) . | Л е гко а тл е т и з то го же м е т а л л у р ги ч е с ко - I го к о л л е д ж а В л а д им и р С л у ги н п о б е д и л I среди юнош ей , а с туден тка ЛГПИ Полина I Минакова — среди д ев уш е к . | В ком а нд н ом за че те в п ер вой гр уп п е I вне ко н куренц ии были липчане , серебря - I : ны м и п р и з е р а м и с та л и к р о с с м е н ы Чап - | I лы гина , на третьем . м ес те -г усм ан цы . Во I I второй груп пе победила д р уж ная к ом а н - I : да И зм а л ко в о . П о с л е д ую щ и е д ва м е с т а 1 I з а н я л и л е г к о а т л е ты Д о б р и н с к о г о и Д о - I б р о в с ко го районов . , НА КЛУБНОМ ЧЕМПИОНАТЕ I А. ЛАВРОВ БЫЛ ЛУЧШИМ | в п одм о с ко вном городе Королеве про - ! ; шел т ур н и р кл уб н о го чем пиона та с траны | ^ по шахматам , в ко тором приняла участие \ ^ ком анда завода холодильни ко в «Стинол». ^ <Л ипчане в общ ем за ч е те заняли четвер - ^ ; тое м е с т о , а м а с т ер ФИДЕ А ндрей Л а в - ^ ^ ров , и гра вш ий на в торой д о с к е , п о ка зал ; ; лучш ий ре зульта т с р е д и остальны х учас - : I тни ко в — три очка и з четырех во зм ожны х . ; По ито гам соревнований буде т пр о и з - $ : веден отбор на финальную часть чемпио - : ^ ната Р о с си и . УСПЕХ ЕЛЕЦКИХ ДЗЮДОИСТОВ в Анапе прошел седьмой м еж д ународ - : ^ ный турни р по д зю д о , в ко тором приняли : I; уч а с ти е с б о р ны е Б е л о р у с с и и , К а з а х с т а - : ^ на, Т а д ж и ки с та н а , У зб е ки с та н а и У кр а и - ; I ны . От наш ей области на та там и вы с ту - I ! пала ком а нда е л ец кой спе ц и а л и зи р о в а н - ^ : ной с п о р тш к о л ы о л и м п и й с к о г о р е з е р в а : ! «Спартак» . Соревнования проводились в тре х воз - ра с тны х гр уп п а х . Наиболее у с п еш н о вы - | ^ с тупил и е л ец ки е спар та ко вцы , ко торы е в ! ^ общ е ком анд ном зачете были вторыми , у с - | I! тупив лиш ь хо зяевам турни ра . В весовой | ка те гори и до 60 кил о гр амм о в и з четырех | б о р ц о в «С па р та ка » т р о е п о д н я л и с ь на : I; пьед ес тал почета : Кирилл Колчев (поб е - 1 I дитель ) , Михаил Пашин и Илья Колчев , вы - 1 : по л ни вш и й но рм а т и в м ас тера с п о р та . I Право на пр и с в о е н и е звания «Мастер { : спор та России» получил победи тель в ве - | совой ка те гор и и д о 73 к г с туд ен т педи н - | I сти ту та М арат Бабаев . Первое м ес то за - | ^ нял и Иван Гузун в весе д о 100 к г , а мае - I : тер спор та Артем Ш ахов (66 к г ) и мастер | сп о р та м еж д у н а р о д н о го кл а с са В ал ерий ; М ерен ков (73 к г ) — вторые . «Бронзовым» I п р и зе р ом стал м астер спор та Расим Агаев I (81 к г ) . Среди старш и х ю нош ей в весе до 50 к г не было равны х учащ ем уся средней ш колы № 2 А ле ксею Ч умичеву , одерж ав - ' ш ем у в финале чистую победу над со п е р н и ком и з У збе ки с та н а . _ П о д го то вил Ю р и й КУЛИНИЧ . СЕЗОН ОТКРЫТ! НА ПУТИ В«ПЕРВУЮЛИГУ» Чрезвычайно интересно наблюдать, как развивает ся , меняется творческий обл ик того или иного солиста, исполнит ельского коллектива. Д аж е е с л и этому коллективу в с е г о четыре года , как Л ипец ком у муниципальному оркестру р у с с к и х народны х инструментов. Открытие е го о ч ер ед н о го концертного с е зо н а стало хорош им подарком дл я любителей музыкального искусства, д л я поклонников этого коллектива, которых с каждым годом становится в с е больш е . Что привлекает в исполнительской ма нере оркестра прежде всего? Без преувели чения можно сказать — достойный профес сионализм и свой стиль: энергичный, «под тянутый», если так можно выразиться, очень дисциплинированный. Потому что дисциплина в оркестре — это особая чисто та звучания, единство штрихового почер ка, сознательная подчиненность каждого му зыканта общей сверхзадаче. В том, что все го за четыре года у коллектива сложилась вполне узнаваемая манера, — несомненная заслуга его молодого' и талантливого руко водителя Олега Федянина. Его дирижерс кий стиль — сдержанный, лаконичный, без внешних «театральных» эффектов — во многом сформировал и стиль оркестра. Кон такт дирижера с музыкантами чувствуется во всем: они повинуются каждому его жес ту, указанию. Это очень непросто — создать полноцен ный оркестр, даже если ты набрал талан тливых исполнителей. Невольно вспомина ются слова Антона Рубинштейна: « ...ор кестр не должен состоять из великих ар тистов. Он должен быть одним великим ар тистом». Ну не будем злоупотреблять эпи тетами типа «великий». Остановимся пока на чем-либо поскромнее: серьезный, насто ящий... В любом случае Олегу Федянину удалось создать настоящий коллектив еди номышленников. Который одинаково инте ресен и как солист, и как чуткий партнер по ансамблю, что прекрасно проявилось при исполнении концерта для балалайки с ор кестром Шишакова и концерта для баяна с оркестром Репникова. Великолепными со листами здесь были лауреат всероссийско го конкурса Константин Богданов и лауре ат всероссийского и международного кон курсов Евгений Кочетов. Большое удовольствие доставила и встреча с одаренными певцами, которые по традиции выступили с оркестром: заслужен ная артистка России М. Овсянникова и на родный артист России С. Каданцев в оче редной раз продемонстрировали мастерст во и культуру исполнения. Но не будем за бывать, что их сотрудничество с оркестром на протяжении нескольких лет говорит и о профессиональном уровне последнего. Что же касается автора этих строк, то я благодарна судьбе за возможность творчес кого общения с этими музыкантами. Каж дая их новая программа интересна и разно образна, демонстрирует глубокое проникно вение в различные стили и эпохи. Каждое выступление подкупает искренностью и серьезностью отношения к исполняемым произведениям. Мы как-то привыкли по традиции чис лить в «высшей лиге» нашего оркестрового исполнительства ведущие коллективы Мос квы, Санкт-Петербурга, вообще — крупных городов. Но времена меняются, и на места в этой «высшей лиге» могут с полным осно ванием претендовать уже и провинциалы, те, которые настойчиво способствуют пос тепенному превращению российских горо дов в культурные центры. Липецкий оркестр народных инструментов — один из таких стимуляторов культуры. Он уже сейчас до стоин представлять отечественное исполни тельское искусство не только на российс кой сцене, но и за рубежом. Алла ЗАГВОЗДКИНА, музыковед. П Р Д Е О В О ^ БЫВШИЙМЬНИК РОВД ОСУЖДЕННАТРИГОДА в Елецком городском суде завершилось рассмотрение уголовного дела по обвинению бывших руководителей РОВД Становлянско- го района. На.скамье подсудимых оказались прежний начальник райотдела В. Малютин и его заместитель В. Чурсин, обвиняемые в злоупотреблении служебным положением. Малютин создал систему незаконных побо ров с водителей, следовавших по трассе Мос ква—Ростов, в результате чего был причи нен имущественный вред более 400 граж данам на сумму 502 тысячи рублей. Судебный процесс с перерывами длился с мая с.г. В. Малютин приговорен к трем годам лишения свободы, а уголовное дело В. Чурсина выделено в отдельное судопро изводство. После оглашения приговора быв ший начальник становлянской милиции в зале суда был взят под стражу. Юрий ПРОКОФЬЕВ. по качеству, по уровню. — Что бы вы себе поже лали? — Сохранить способность восторгаться. А еще — хочет ся, чтобы из холста шел свет и притягивал зрителя. Беседу пела Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед. На снимках: репродукции работ Виктора Соболева. ФУТБОЛ: ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН «АНЖИ»- В высшей лиге За два тура до окончания чемпионата России по футболу в первом дивизионе оп ределился один из обладателей двух завет ных путевок в высшую лигу. Им стала команда «Анжи» из Махачкалы. В прошедшем в субботу 42-м туре да гестанские футболисты взяли верх у себя дома над «Ладой-Симбирск» (3:1) и, набрав 83 очка, сделали реальную заявку на побе ду в турнире. А вот «Факел» осложнил себе жизнь проигрышем в Томске. Местная «Томь» обыграла гостей 2:0. Смогут ли воронежцы удержаться на второй строчке турнирной таблицы и тем самым также завоевать пу тевку в высший дивизион, покажут послед ние игры. Кстати, их «Факел» проводит на своем поле. Без единого очка вернулся из сибирско го турне липецкий «Металлург». В послед нем матче липчане уступили «Тюмени» со счетом 1:3. В первом тайме хозяева поля открыли счет. После перерыва его удвои ли. На 75-й минуте Чумаченко отквитал один мяч, но через десять минут гости про пустили еще один гол. Результаты остальных матчей тура. «Локомотив» Ч. — «Локомотив» СПб — 2:1, «Металлург» Крк - - «Балтика» — 1:0, «Во- лгарь-Газпром» — «Сокол» — 2:3, «Спар- так-Орехово» — «Кристалл» — 0:2, «Арсе нал» — «Торпедо-ЗИЛ» — 0:3, «Спартак» — «Торпедо-Виктория» — 3:0, «Динамо» — «Рубин» — 1:1. Положение команд на 2 ноября И 0 В Н П М 1. Анжи 40 83 25 8 7 53-19 2. Факел 40 79 24 7 9 62-31 3. Скжол 40 76 23 7 10 64-39 4. Торпедо-ЗИЛ 40 76 21 13 6 62-25 5. Балтика 40 71 21 8 11 57-35 6. Амкар 40 66 19 9 12 63-48 7. Газовик-Газпром 40 64 20 4 16 47-42 8. Арсенал 40 64 19 7 14 60-46 9. Р ^ и н 40 62 17 11 12 54-48 10. Локомотив Ч. 41 59 18 5 18 46-49 11 . Томь 40 58 17 7 16 47-48 12. Спартак 40 56 17 5 18 45-52 13. Металлург Крк 41 54 14 12 15 37-41 14. Кристалл 40 52 15 7 18 35-46 15. Волгарь-Газпром 40 50 14 8 18 41-43 16. Металлург Л. 40 50 14 8 18 47-51 17. Тюмень 40 45 12 9 19 41-58 18. Локомотив СПб. 40 45 12 9 19 31-50 19. Торпедо-Виктория 40 40 10 10 20 43-63 20. Динамо 40 39 10 9 21 30-45 21. Лада-Симбирск 40 36 11 3 26 34-68 22. Спартак-Орехово 40 12 2 6 32 25-77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz