Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

29 октября 1999 г,, N9 211 (21089) Л ИПЕЦКАЯ г а з е т а С Л У Ж Б А З А Н Я Т О С Т И РЫНОК ТРУДА Бю л л етень У п р а вл ен и я труда и занятости н а сел ен и я админист рации Л и п ец к о й области В о в с е вр ем ен а главной оценкой диплом ирован - ности сп еци али ст а бы ли н е столько «корочки» , сколько соответствующий им багаж знаний . «Вес» этого багажа и являл ся о пр ед еляющ им фактором в трудоустройстве. С е й ч а с , когда в дей ст вие вступи­ л и рыночны е законы , требования работодателей к ур о вню подготовленности претендентов на д о л ­ жность многократно во зр о сли . Современны х студен­ тов в отличие от их сверстников д ор еф о рм енн о го п ер и од а перспектива получить «свободный» д иплом теперь бол ьш е дисциплинирует в уч е б е , повышает ответственность з а собст венное о уд ущ е е . Перестраиваются в с в я з и с этими требованиями и вузы , работая над соверш енст вованием о б р а з о ­ вательных программ , повыш ением качества под го - — Вера Федоровна, успешно прошедшая аттестация — результат большого труда всего преподавательского коллек­ тива вуза. Возможное изменение статуса для вас — не про­ сто смена вывески. ЛГПИ в своем развитии сделал замет­ ный шаг вперед за последние несколько лет. — Повысить статус стремится каждое учебное заведение. В начале 90-х годов прокатилась целая волна преобразова­ ний педагогических институтов в университеты. Но зачас­ тую суть от этого переименования менялась мало. Ведь уни­ верситет в классическом представлении должен иметь ши­ рокий спектр специальностей и не только педагогической на­ правленности. Мы осторожно отнеслись к новым веяниям и пошли своим путем, последовательно приближаясь к этому статусу. В 1998 году институтом была лицензирована в МГУ пер­ вая специальность непедагогического профиля — «приклад­ ная математика», что положило начало выходу на универси­ тетский уровень. Вслед за ней появились и другие специаль­ ности без так называемых «звездочек» (условных обозначе­ ний педагогических специальностей в классификаторе). Это, конечно, не означает, что специалисты, скажем, в области экономики и информатики не требуются в школах. Наобо­ рот, их остро не хватает при том, что эти предметы все шире внедряются в школьные образовательные программы. Но рамки возможного трудоустройства таких специалистов не ограничены только школой. Появление новых перспективных направлений подготов­ ки студентов диктуется потребностью регионального рынка труда. В нашей области, к примеру, практически нет специ­ алистов с высшим образованием по ремонту и обслуживанию сложной бытовой техники, которой активно насыщается пот­ ребительский рынок. Эту работу выполняют в основном са­ моучки методом проб и ошибок. То же можно сказать и о техническом обслуживании множительной техники, компь­ ютеров, средств электронной связи. Мы решили заполнить эту нишу и обратились в учебно-методическое объединение с предложением начать подготовку в нашем вузе специалис­ тов в области сервиса бытовой радиоэлектронной аппарату­ ры. Представленные на рассмотрение экспертной комиссии материалы уже получили положительную оценку. В ближайших планах института — открытие специаль­ ности «технология сельскохозяйственного производ­ ства».Правда, это совсем уж не педагогический профиль, но такие специалисты в области нужны, а у нас есть хорошая база для их подготовки на факультете технологий и пред­ принимательства. Экономика сельского хозяйства развивает­ ся сспмас таким образом, ж о организатор сельхозпроизвод- ства должен быть специалистом широкого профиля. Это и агроном, и механизатор, и экономист, и бухгалтер в одном лице. Ни в нашей области, ни в соседних регионах таких специалистов не готовят. А между тем они могли бы сущес­ твенно помочь развитию фермерских хозяйств, мелких и сред­ них сельхозкооперативов. Мы разработали соответствующий учебный план, который получил одобрение в Воронежском агроуниверситете, и сейчас завершаем подготовку к откры­ тию этой специальности. Так что институт теперь с полным правом может претен­ довать на получение статуса университета. Хотя знаете, важ­ на не вывеска, а то, что за ней. Можно ведь и в институте готовить хорошего специалиста, а в университете растить пос­ редственность. Изменение статуса важнее больше для меж­ дународных контактов. За рубежом институт не является вы­ сшим образовательным учреждением. Там высшее образова­ ние ассоциируется с университетом. Поэтому приходится каждый раз при общении с иностранцами вносить ясность в этот вопрос. — Высокую оценку аттестационной комиссии получило качество обучения студентов в вашем вузе. Как оно о 1 (ени- валось? — Проводились контрольные «срезы» знаний пятикур­ сников, анализировались итоги государственной аттестации выпускников, работа института по учебно-научному обеспе­ чению подготовки специалистов, оценивалась наша матери­ ально-техническая база, научный потенциал преподаватель­ ского состава. Было очень приятно получить такую оценку от специалистов-практиков высокого уровня. В состав комис­ сии входили ректор Курского педуниверситета, проректор по науке Рязанского педуниверситета, проректор по учебной работе Брянского педуниверситета, заведующие кафедрами, эксперты из Москвы. В первый день их пребывания на Ли­ пецкой земле мы организовали небольшую экскурсию по институту. Приятное удивление вызвала у наших коллег тех­ ническая оснащенность вуза. Сегодня мы имеем 256 компь­ ютеров, в основном современных моделей, 175 из которых приобретены в последние пять л^т, 7 подключений к сети «Интернет», соединенных со 150 рабочими местами, спутни­ ковую антенну. Все это дает студентам выход к мировому фонду информации. 52 институтских ксерокса позволяют ти­ товки будущ их специалистов и р а сш и р ен и ем в о з ­ можностей их дополнительного обучения . Начало уч ебн о го год а в ЛГПИ ознам еновано п р и ­ ятным событием. П рош едш ая в сентябре аттеста­ ция института государст венной и н сп екц и ей М и н и с ­ терства обра зования Р о с с и и продемонстрировала е го заметно в о зр о сш и й уровень по многим п ока за ­ телям и обозначила реальны е перспективы п оя вл е ­ ния в наш ей области п еда го ги ч е ско го университ е­ та. Столь вы сокая оценка была д ан а в у з у накануне ещ е одн ой важной в е х и в е го биографии — 50-лет- него ю бил ея , который будет отмечаться в ноябр е . О д е л а х и планах крупнейш его вуза в области — Л ип ец ко го государст венного п ед а го ги ч е ско го и н ­ ститута — мы б е с е д у е м с е го ректором В е р о й Ч ЕР ­ НОВОЙ. зарубежный опыт не всегда приемлем в российских услови­ ях, потому что по характеру работы мы очень разные. Институт имеет научные связи с 24 зарубежными обра­ зовательными учреждениями, 13 общественными и государ­ ственными организациями, в том числе Информационным агентством США, Британским Советом, институтом Гете в Мюнхене, Французским культурным центром. Наши ученые участвуют в выполнении международных и федеральных научных программ. Преподавателей института приглашают на стажировку за границу за счет принимающей стороны, по 10-15 человек ежегодно. Возможность стажироваться за рубежом получа­ ют и студенты, победители различных конкурсов и олимпи­ ад. — Как оценивается иностранцами уровень подготовлен­ ности наших студентов? Верно ли, что российские дипломы В е р а Ч Е Р Н О В А : ГОТОВИТЬ СПЕЦИЛАИСТОВ «РЯ УЛИЦЫ» НЕ ИМЕЕМПРАВА ражировать раздаточный и методический материалы. Особен­ но хорошо оснащены техникой факультеты экономики и ин­ форматики и физико-математический. — А насколько вырос за то же время научный потенци­ ал преподавателей? — Очень вырос! Пять лет назад ученые степени и звания имели 37,4 процента преподавателей, что было связано с по­ полнением коллектива молодыми сотрудниками. Сейчас этот показатель составляет 52 процента. За 11 е 1 )иод, прошедший между а' 1 тестациями, состоялось 58 защит кандидатских диссертаций и 9 — докторских. Институт имеет свои советы по защите кандидатских диссертаций, что очень престижно для высшего учебного заведения. У нас работают только из штатных преподавателей 26 докторов наук, профессоров, 196 кандидатов наук, доцентов. Ежегодно в институте читают лекции 10-12 приглашенных из других вузов докторов наук, профессоров, академиков, зарубежных специалистов. 3 че­ ловека удостоены звания «Заслуженный деятель науки», два — «Заслуженный учитель РФ».Совсем недавно 12 препо­ давателям присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования». По количеству научных публикаций, в том числе студен­ ческих, мы находимся в первой тройке вузов Центрального Черноземья. Липчане могут гордиться тем, что в нашей про­ винции на базе педагогического института есть Российский центр иноязычного образования под руководством профессо­ ра Е.Пассова, который занимается разработкой и изданием учебников иностранных языков для 1-11 классов российс­ ких обпщобразовательных школ, которые затем тиражиру­ ются в Москве в издательстве «Цросвещение». Министерством образования при институте создан и ус­ пешно работает Межвузовский центр проблем валеологичес- кого образования, возглавляемый профессором Э.Вайнером. При катастрофическом ухудпшнии здоровья населения, и в первую очередь детей, обучение здоровому образу жизни становится необходимым. Сейчас детская смертность у рос­ сиян выше, чем в развитых странах. «Помолодели» и приня­ ли угрожающие размеры наркомания, алкоголизм. Специа- листы-валеологи, которых мы начали готовить, смогут ква­ лифицированно вести индивидуальную и коллективную ра­ боту по формированию у детей и подростков здорового обра­ за жизни. Разработкой этих проблем как раз и занимается названный центр. Им также подготовлено 4 учебника и учеб­ ных пособия по валеологии общим тиражом 4 тысячи экзем­ пляров. — Вера Федоровна, вы упомянули о международных кон­ тактах. Используется ли вузом опыт зарубежных коллег? — Сотрудничество Проявляется больше в обмене научной информацией, литературой, в участии в международных кон­ ференциях, совместной подготовке книг, справочников. А На снимках: в боль­ шой аудитории физико- математического фа­ культета; практическое занятие у «химиков» проводит преподаватель 1юдмила Сеяютина; фа­ культет п еда го ги ки и психологии , первокур ­ сники осваивают азы но­ вой специальности (от­ крыта в этом году) «со­ циальная работа»; боль­ шая перемена. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. не котируются за границей? — Российские студенты, в том числе и липецкие, ни в чем не уступают своим зарубежным сверстникам, а по неко­ торым критериям превосходят их. А о признании дипломов я могу судить по таким фактам. В институт приходят письма от бывших студентов,,продол­ жающих обучение в иностранных вузах, с просьбой выслать справку-подтверждение об изученных здесь дисциплинах. И те. которые совпаляют с их учебными программами, засчи­ тываются студентам автоматически. То есть подготовка в российских вузах по схожим дисциплинам вполне удовлет­ воряет зарубежных коллег. И еще пример. Судьба привела в США некоторых выпус­ кников пединститута. Они неплохо устроились, работают. Людмила Моисеева; закончившая наш исторический факуль­ тет, преподает сейчас в колледже в Бостоне английский язык и очень высоко котируется. Есть и много других подобных примеров. Так что информация о том, что наши дипломы на Западе не признаются, не более, чем миф. Они не соответ­ ствуют их документам Только по форме, а не по сути. — Сколько студентов сели за парты ЛГПИ в этом году? — Для обучения в счет государственного бюджета — 3375 человек, из них 730 первокурсников. Кроме того, есть сту­ денты, обучающиеся по контракту, но их значительно мень­ ше. В этом году мы возобновили подготовку специалистов. Поясню. С 1996 года в масштабах России проводится экспе­ римент по внедрению многоуровневой образовательной сис­ темы, предполагающей подготовку бакалавров, специалис­ тов и магистров с разными сроками обучения. Такая система давно и широко применяется на Западе. Но для наших ву­ зов, наверное, время еще не пришло. Учитывая социально- экономические условия в стране, а также традиции российс­ кой высшей школы, мы решили все-таки сохранить прежнюю 5-летнюю систему подготовки специалистов, и Министерст­ во образования разрешило ЛГПИ выйти из эксперимента. — В последние годы в институте появилось много новых спе 1 щальностей, о которых прежде и не слышали — «вале- ология», «олигофренопедагогика» и другие. Насколько рас­ ширился их перечень? — Лицензировано 23 специальности, подготовка ведется по 22. Половина из этого списка — новые специальности, по которым еще не было, за исключением «экономики», ни од­ ного выпуска. Большое развитие получил факультет педаго­ гики и психологии, который является сейчас наиболее пер­ спективным. На трех его кафедрах ведется подготовка пси­ хологов, социальных работников, олигофренопедагогов, ло­ гопедов, валеологов и других специалистов. — Вера Федоровна, насколько остра проблема трудоус­ тройства ваших выпускников и в чем вьг видите ее решение? ФОТОРЕПОРТАЖ—^ — с помощью службы занятости мы стараемся отслежи­ вать востребованность наших специалистов и регулировать объемы и профили их подготовки. Статистика прошлых лет показывает, что среди выпускников липецких вузов, обра­ тившихся за содействием в трудоустройстве в службу заня­ тости, процент наших — невысок, а в этом году из нового выпуска пединститута в центрах занятости не зарегистриро­ вался никто. Понятно, что не все молодые педагоги смогли устроиться в школах. Но они нашли себе применение в дру­ гих отраслях, что совсем неплохо. Значит, знания, получен­ ные в нашем институте, позволяют выполнять работу и дру­ гого профиля. Известно, что многие наши выпускники рабо­ тают в банках, в правоохранительных органах, социальны)^^ службах, то есть там, где требуется профессиональное общ е-^^ ние с людьми. В этом плане они особенно хорошо подготовле­ ны. А проблема трудоустройства молодых учителей появилась в последние годы по двум причинам. Первая — это миграци­ онные процессы. Среди беженцев и переселенцев из бывших союзных республик оказалось немало учителей. За счет них решилась проблема укомплектованности кадрами отдаленных сельских школ. Вторая причина — слабая обновляемость педагогических коллективов. Не дело, когда учителя, труд которых очень тяжел, продолжают долго работать после вы­ хода на пенсию по материальным соображениям. Тем не менее, несмотря на отсутствие заявок, особенно из городских школ, многие наши выпускники находят себе при­ менение именно по полученной специальности.75 процентов учителей в школах области — выпускники Липецкого пед­ института. — У вас нет опасений, что может произойти «перепроиз­ водство» учителей, ведь их готовят и в Елецком педвузе? — Чтобы такого не произошло, мы и проводим всю ту работу, о которой говорилось выше, по изменению объемов и профилей подготовки специалистов, то есть расширяем пе­ речень специальностей при одновременном уменьшении чис­ ленности обучающихся по каждой из них. Студенты дневно­ го отделения получают у нас вторую родственную специаль­ ность, чтобы в будущем расширить возможности трудоус­ тройства. Если это учитель химии, то он может преподавать и биологию. Историк получает еще и специальность полито­ лога или культуролога, учитель иностранных языков (как правило, двух) — уже подготовленный переводчик. Все это делается в рамках образовательной программы. В 1999 году перечень специализаций расширен такими, как «новые ин­ формационные технологии в физике», «теория и практика перевода», «новейшие технологии обучения иностранному языку» и другими. Есть возможности и дополнительного, но уже платного обучения на психологов, программистов, опе­ раторов ПЭВМ, логопедов. — «Свободный» диплом на заре перестройки, когда еще не было такой безработицы, воспринимался как благо. А сейчас у многих появилась ностальгия по прежней системе распределения. — Как и во всем, были там свои «плюсы» и свои «мину­ сы». Лучшее мы попытались сохранить. Главным заказчи­ ком педагогических кадров остается Департамент науки и образования администрации Липецкой области. С ним мы согласовываем контрольные цифры приема абитуриентов и получаем большую помощь в трудоустройстве выпускников. В этом году по договору с департаментом в институт принято 57 процентов учащихся, что означает гарантированные ра­ бочие места. Ежегодно в марте департамент представляет нам списки о потребности школ в учительских кадрах. На фа­ культетах работают комиссии по оказанию помощи выпус­ кникам в трудоустройстве, котЪрые и предлагают им эти ва­ кансии. Заметьте, предлагают, а не принуждают, как бывало прежде. Нельзя ограничивать свободу выбора. По нашим наблюдениям, число самостоятельно трудоустраивающихся выпускников с каждым годом растет. Результат этого — уход в другие сферы деятельности. — Кто еще заказывает вам специалистов? — В этом году впервые работаем по договорам с городс­ ким отделом народного образования. Несколько лет сотруд­ ничаем со службой занятости населения. Помимо того, что ежегодно согласовываем с управлением труда и занятости населения контрольные цифры приема, у нас в институте по договорам со службой занятости обучаются безработные на операторов ПЭВМ, программистов, психологов, логопедов. На кафедре психологии четыре года назад обучали специаль­ ности «профконсультант» и самих работников службы заня­ тости. — Вера Федоровна, и последний вопрос, может быть, не ^ совсем по теме: как лично вы относитесь к образованию на коммерческой основе? — Мое твердое убеждение, что образование — та сфера государственной и общественной жизни, которая не должна быть коммерческой. Если государство заботится о своем се­ годняшнем и завтрашнем дне, оно должно давать людям воз­ можность получить образование бесплатно. И для нас в дан­ ном случае не могут быть примером страны Запада. Мне довелось в течение трех недель знакомиться с систе­ мой подготовки специалистов в университетах пяти штатов США. Я признаю, что она хорошо организована. Но мы не должны все слепо копировать. У нас другие условия, другие традиции, другая история. То, что сейчас происходит, думаю, не от хорошей жизни. Вузы встали на путь платного образования по причинам фи­ нансовых трудностей. И возможно даже, что в какой-то пе­ риод система обучения за деньги будет расширяться, как вынужденная мера. К тому же есть категория граждан, го­ товых заплатить за свое образование. Но я в принципе про­ тив того, чтобы человек, являющийся гражданином своей страны, который внес или внесет свой вклад в ее развитие, платил за обучение. Беседу вела Лариса ГОНЧАРОВА. ОБЪЯВЛЕНИЯ ВЛАСТЬ - К НАРОДУ Руководство управления труда и занятости населе­ ния проводит в ноябре выездной прием граждан по личным вопросам в следующих районах: Тербуиский район Октябрьский округ г, Липецка Добринский район Советский округ г. Липецка Становлянский район Октябрьский округ г. Липецка Добровский район Правобережный округ г. Липецка Левобережный округ г, Липецка 2 ноября в 10.00, администрация района 9 ноября в 10.00, центр занятости населения 10 ноября в 10.00, администрация района 3 ноября в 10.00, центр занятости населения 17 ноября в 10.00, администрация района 24 ноября в 10.00, центр занятости населения 25 ноября в 10.00, центр занятости населения 18 ноября в 10.00, центр занятости населения 29 ноября в 10.00, центр занятости населения Лапышн И.А., начальник управления Лапыгин И.А. Горлов А.Т., первый заместитель | начальника управления Горлов А.Т. Семенова Г.И., заместитель начальника управления Семенова Г.И. Какунина Н.И., заместитель начальника управления Какунина Н.И. Георгиевский К.К., заместитель начальника управления ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕаВУ Администрация Добровского района приглашает к деловому со­ трудничеству инвесторов в области строительства, развития и рекон­ струкции производства, переработки продукции сельского хозяйства. В районе имеются большие запасы природной воды, высокока­ чественной глины, древесины и т.д. Контактные телефоны в с. Доброе: (263) 2-11-53, 2-25-10, 2-21-60.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz