Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
29 октября 1999 г,, N9 211 (21089) Л ИПЕЦКАЯ г а з е т а С Л У Ж Б А З А Н Я Т О С Т И РЫНОК ТРУДА Бю л л етень У п р а вл ен и я труда и занятости н а сел ен и я админист рации Л и п ец к о й области В о в с е вр ем ен а главной оценкой диплом ирован - ности сп еци али ст а бы ли н е столько «корочки» , сколько соответствующий им багаж знаний . «Вес» этого багажа и являл ся о пр ед еляющ им фактором в трудоустройстве. С е й ч а с , когда в дей ст вие вступи л и рыночны е законы , требования работодателей к ур о вню подготовленности претендентов на д о л жность многократно во зр о сли . Современны х студен тов в отличие от их сверстников д ор еф о рм енн о го п ер и од а перспектива получить «свободный» д иплом теперь бол ьш е дисциплинирует в уч е б е , повышает ответственность з а собст венное о уд ущ е е . Перестраиваются в с в я з и с этими требованиями и вузы , работая над соверш енст вованием о б р а з о вательных программ , повыш ением качества под го - — Вера Федоровна, успешно прошедшая аттестация — результат большого труда всего преподавательского коллек тива вуза. Возможное изменение статуса для вас — не про сто смена вывески. ЛГПИ в своем развитии сделал замет ный шаг вперед за последние несколько лет. — Повысить статус стремится каждое учебное заведение. В начале 90-х годов прокатилась целая волна преобразова ний педагогических институтов в университеты. Но зачас тую суть от этого переименования менялась мало. Ведь уни верситет в классическом представлении должен иметь ши рокий спектр специальностей и не только педагогической на правленности. Мы осторожно отнеслись к новым веяниям и пошли своим путем, последовательно приближаясь к этому статусу. В 1998 году институтом была лицензирована в МГУ пер вая специальность непедагогического профиля — «приклад ная математика», что положило начало выходу на универси тетский уровень. Вслед за ней появились и другие специаль ности без так называемых «звездочек» (условных обозначе ний педагогических специальностей в классификаторе). Это, конечно, не означает, что специалисты, скажем, в области экономики и информатики не требуются в школах. Наобо рот, их остро не хватает при том, что эти предметы все шире внедряются в школьные образовательные программы. Но рамки возможного трудоустройства таких специалистов не ограничены только школой. Появление новых перспективных направлений подготов ки студентов диктуется потребностью регионального рынка труда. В нашей области, к примеру, практически нет специ алистов с высшим образованием по ремонту и обслуживанию сложной бытовой техники, которой активно насыщается пот ребительский рынок. Эту работу выполняют в основном са моучки методом проб и ошибок. То же можно сказать и о техническом обслуживании множительной техники, компь ютеров, средств электронной связи. Мы решили заполнить эту нишу и обратились в учебно-методическое объединение с предложением начать подготовку в нашем вузе специалис тов в области сервиса бытовой радиоэлектронной аппарату ры. Представленные на рассмотрение экспертной комиссии материалы уже получили положительную оценку. В ближайших планах института — открытие специаль ности «технология сельскохозяйственного производ ства».Правда, это совсем уж не педагогический профиль, но такие специалисты в области нужны, а у нас есть хорошая база для их подготовки на факультете технологий и пред принимательства. Экономика сельского хозяйства развивает ся сспмас таким образом, ж о организатор сельхозпроизвод- ства должен быть специалистом широкого профиля. Это и агроном, и механизатор, и экономист, и бухгалтер в одном лице. Ни в нашей области, ни в соседних регионах таких специалистов не готовят. А между тем они могли бы сущес твенно помочь развитию фермерских хозяйств, мелких и сред них сельхозкооперативов. Мы разработали соответствующий учебный план, который получил одобрение в Воронежском агроуниверситете, и сейчас завершаем подготовку к откры тию этой специальности. Так что институт теперь с полным правом может претен довать на получение статуса университета. Хотя знаете, важ на не вывеска, а то, что за ней. Можно ведь и в институте готовить хорошего специалиста, а в университете растить пос редственность. Изменение статуса важнее больше для меж дународных контактов. За рубежом институт не является вы сшим образовательным учреждением. Там высшее образова ние ассоциируется с университетом. Поэтому приходится каждый раз при общении с иностранцами вносить ясность в этот вопрос. — Высокую оценку аттестационной комиссии получило качество обучения студентов в вашем вузе. Как оно о 1 (ени- валось? — Проводились контрольные «срезы» знаний пятикур сников, анализировались итоги государственной аттестации выпускников, работа института по учебно-научному обеспе чению подготовки специалистов, оценивалась наша матери ально-техническая база, научный потенциал преподаватель ского состава. Было очень приятно получить такую оценку от специалистов-практиков высокого уровня. В состав комис сии входили ректор Курского педуниверситета, проректор по науке Рязанского педуниверситета, проректор по учебной работе Брянского педуниверситета, заведующие кафедрами, эксперты из Москвы. В первый день их пребывания на Ли пецкой земле мы организовали небольшую экскурсию по институту. Приятное удивление вызвала у наших коллег тех ническая оснащенность вуза. Сегодня мы имеем 256 компь ютеров, в основном современных моделей, 175 из которых приобретены в последние пять л^т, 7 подключений к сети «Интернет», соединенных со 150 рабочими местами, спутни ковую антенну. Все это дает студентам выход к мировому фонду информации. 52 институтских ксерокса позволяют ти товки будущ их специалистов и р а сш и р ен и ем в о з можностей их дополнительного обучения . Начало уч ебн о го год а в ЛГПИ ознам еновано п р и ятным событием. П рош едш ая в сентябре аттеста ция института государст венной и н сп екц и ей М и н и с терства обра зования Р о с с и и продемонстрировала е го заметно в о зр о сш и й уровень по многим п ока за телям и обозначила реальны е перспективы п оя вл е ния в наш ей области п еда го ги ч е ско го университ е та. Столь вы сокая оценка была д ан а в у з у накануне ещ е одн ой важной в е х и в е го биографии — 50-лет- него ю бил ея , который будет отмечаться в ноябр е . О д е л а х и планах крупнейш его вуза в области — Л ип ец ко го государст венного п ед а го ги ч е ско го и н ститута — мы б е с е д у е м с е го ректором В е р о й Ч ЕР НОВОЙ. зарубежный опыт не всегда приемлем в российских услови ях, потому что по характеру работы мы очень разные. Институт имеет научные связи с 24 зарубежными обра зовательными учреждениями, 13 общественными и государ ственными организациями, в том числе Информационным агентством США, Британским Советом, институтом Гете в Мюнхене, Французским культурным центром. Наши ученые участвуют в выполнении международных и федеральных научных программ. Преподавателей института приглашают на стажировку за границу за счет принимающей стороны, по 10-15 человек ежегодно. Возможность стажироваться за рубежом получа ют и студенты, победители различных конкурсов и олимпи ад. — Как оценивается иностранцами уровень подготовлен ности наших студентов? Верно ли, что российские дипломы В е р а Ч Е Р Н О В А : ГОТОВИТЬ СПЕЦИЛАИСТОВ «РЯ УЛИЦЫ» НЕ ИМЕЕМПРАВА ражировать раздаточный и методический материалы. Особен но хорошо оснащены техникой факультеты экономики и ин форматики и физико-математический. — А насколько вырос за то же время научный потенци ал преподавателей? — Очень вырос! Пять лет назад ученые степени и звания имели 37,4 процента преподавателей, что было связано с по полнением коллектива молодыми сотрудниками. Сейчас этот показатель составляет 52 процента. За 11 е 1 )иод, прошедший между а' 1 тестациями, состоялось 58 защит кандидатских диссертаций и 9 — докторских. Институт имеет свои советы по защите кандидатских диссертаций, что очень престижно для высшего учебного заведения. У нас работают только из штатных преподавателей 26 докторов наук, профессоров, 196 кандидатов наук, доцентов. Ежегодно в институте читают лекции 10-12 приглашенных из других вузов докторов наук, профессоров, академиков, зарубежных специалистов. 3 че ловека удостоены звания «Заслуженный деятель науки», два — «Заслуженный учитель РФ».Совсем недавно 12 препо давателям присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования». По количеству научных публикаций, в том числе студен ческих, мы находимся в первой тройке вузов Центрального Черноземья. Липчане могут гордиться тем, что в нашей про винции на базе педагогического института есть Российский центр иноязычного образования под руководством профессо ра Е.Пассова, который занимается разработкой и изданием учебников иностранных языков для 1-11 классов российс ких обпщобразовательных школ, которые затем тиражиру ются в Москве в издательстве «Цросвещение». Министерством образования при институте создан и ус пешно работает Межвузовский центр проблем валеологичес- кого образования, возглавляемый профессором Э.Вайнером. При катастрофическом ухудпшнии здоровья населения, и в первую очередь детей, обучение здоровому образу жизни становится необходимым. Сейчас детская смертность у рос сиян выше, чем в развитых странах. «Помолодели» и приня ли угрожающие размеры наркомания, алкоголизм. Специа- листы-валеологи, которых мы начали готовить, смогут ква лифицированно вести индивидуальную и коллективную ра боту по формированию у детей и подростков здорового обра за жизни. Разработкой этих проблем как раз и занимается названный центр. Им также подготовлено 4 учебника и учеб ных пособия по валеологии общим тиражом 4 тысячи экзем пляров. — Вера Федоровна, вы упомянули о международных кон тактах. Используется ли вузом опыт зарубежных коллег? — Сотрудничество Проявляется больше в обмене научной информацией, литературой, в участии в международных кон ференциях, совместной подготовке книг, справочников. А На снимках: в боль шой аудитории физико- математического фа культета; практическое занятие у «химиков» проводит преподаватель 1юдмила Сеяютина; фа культет п еда го ги ки и психологии , первокур сники осваивают азы но вой специальности (от крыта в этом году) «со циальная работа»; боль шая перемена. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. не котируются за границей? — Российские студенты, в том числе и липецкие, ни в чем не уступают своим зарубежным сверстникам, а по неко торым критериям превосходят их. А о признании дипломов я могу судить по таким фактам. В институт приходят письма от бывших студентов,,продол жающих обучение в иностранных вузах, с просьбой выслать справку-подтверждение об изученных здесь дисциплинах. И те. которые совпаляют с их учебными программами, засчи тываются студентам автоматически. То есть подготовка в российских вузах по схожим дисциплинам вполне удовлет воряет зарубежных коллег. И еще пример. Судьба привела в США некоторых выпус кников пединститута. Они неплохо устроились, работают. Людмила Моисеева; закончившая наш исторический факуль тет, преподает сейчас в колледже в Бостоне английский язык и очень высоко котируется. Есть и много других подобных примеров. Так что информация о том, что наши дипломы на Западе не признаются, не более, чем миф. Они не соответ ствуют их документам Только по форме, а не по сути. — Сколько студентов сели за парты ЛГПИ в этом году? — Для обучения в счет государственного бюджета — 3375 человек, из них 730 первокурсников. Кроме того, есть сту денты, обучающиеся по контракту, но их значительно мень ше. В этом году мы возобновили подготовку специалистов. Поясню. С 1996 года в масштабах России проводится экспе римент по внедрению многоуровневой образовательной сис темы, предполагающей подготовку бакалавров, специалис тов и магистров с разными сроками обучения. Такая система давно и широко применяется на Западе. Но для наших ву зов, наверное, время еще не пришло. Учитывая социально- экономические условия в стране, а также традиции российс кой высшей школы, мы решили все-таки сохранить прежнюю 5-летнюю систему подготовки специалистов, и Министерст во образования разрешило ЛГПИ выйти из эксперимента. — В последние годы в институте появилось много новых спе 1 щальностей, о которых прежде и не слышали — «вале- ология», «олигофренопедагогика» и другие. Насколько рас ширился их перечень? — Лицензировано 23 специальности, подготовка ведется по 22. Половина из этого списка — новые специальности, по которым еще не было, за исключением «экономики», ни од ного выпуска. Большое развитие получил факультет педаго гики и психологии, который является сейчас наиболее пер спективным. На трех его кафедрах ведется подготовка пси хологов, социальных работников, олигофренопедагогов, ло гопедов, валеологов и других специалистов. — Вера Федоровна, насколько остра проблема трудоус тройства ваших выпускников и в чем вьг видите ее решение? ФОТОРЕПОРТАЖ—^ — с помощью службы занятости мы стараемся отслежи вать востребованность наших специалистов и регулировать объемы и профили их подготовки. Статистика прошлых лет показывает, что среди выпускников липецких вузов, обра тившихся за содействием в трудоустройстве в службу заня тости, процент наших — невысок, а в этом году из нового выпуска пединститута в центрах занятости не зарегистриро вался никто. Понятно, что не все молодые педагоги смогли устроиться в школах. Но они нашли себе применение в дру гих отраслях, что совсем неплохо. Значит, знания, получен ные в нашем институте, позволяют выполнять работу и дру гого профиля. Известно, что многие наши выпускники рабо тают в банках, в правоохранительных органах, социальны)^^ службах, то есть там, где требуется профессиональное общ е-^^ ние с людьми. В этом плане они особенно хорошо подготовле ны. А проблема трудоустройства молодых учителей появилась в последние годы по двум причинам. Первая — это миграци онные процессы. Среди беженцев и переселенцев из бывших союзных республик оказалось немало учителей. За счет них решилась проблема укомплектованности кадрами отдаленных сельских школ. Вторая причина — слабая обновляемость педагогических коллективов. Не дело, когда учителя, труд которых очень тяжел, продолжают долго работать после вы хода на пенсию по материальным соображениям. Тем не менее, несмотря на отсутствие заявок, особенно из городских школ, многие наши выпускники находят себе при менение именно по полученной специальности.75 процентов учителей в школах области — выпускники Липецкого пед института. — У вас нет опасений, что может произойти «перепроиз водство» учителей, ведь их готовят и в Елецком педвузе? — Чтобы такого не произошло, мы и проводим всю ту работу, о которой говорилось выше, по изменению объемов и профилей подготовки специалистов, то есть расширяем пе речень специальностей при одновременном уменьшении чис ленности обучающихся по каждой из них. Студенты дневно го отделения получают у нас вторую родственную специаль ность, чтобы в будущем расширить возможности трудоус тройства. Если это учитель химии, то он может преподавать и биологию. Историк получает еще и специальность полито лога или культуролога, учитель иностранных языков (как правило, двух) — уже подготовленный переводчик. Все это делается в рамках образовательной программы. В 1999 году перечень специализаций расширен такими, как «новые ин формационные технологии в физике», «теория и практика перевода», «новейшие технологии обучения иностранному языку» и другими. Есть возможности и дополнительного, но уже платного обучения на психологов, программистов, опе раторов ПЭВМ, логопедов. — «Свободный» диплом на заре перестройки, когда еще не было такой безработицы, воспринимался как благо. А сейчас у многих появилась ностальгия по прежней системе распределения. — Как и во всем, были там свои «плюсы» и свои «мину сы». Лучшее мы попытались сохранить. Главным заказчи ком педагогических кадров остается Департамент науки и образования администрации Липецкой области. С ним мы согласовываем контрольные цифры приема абитуриентов и получаем большую помощь в трудоустройстве выпускников. В этом году по договору с департаментом в институт принято 57 процентов учащихся, что означает гарантированные ра бочие места. Ежегодно в марте департамент представляет нам списки о потребности школ в учительских кадрах. На фа культетах работают комиссии по оказанию помощи выпус кникам в трудоустройстве, котЪрые и предлагают им эти ва кансии. Заметьте, предлагают, а не принуждают, как бывало прежде. Нельзя ограничивать свободу выбора. По нашим наблюдениям, число самостоятельно трудоустраивающихся выпускников с каждым годом растет. Результат этого — уход в другие сферы деятельности. — Кто еще заказывает вам специалистов? — В этом году впервые работаем по договорам с городс ким отделом народного образования. Несколько лет сотруд ничаем со службой занятости населения. Помимо того, что ежегодно согласовываем с управлением труда и занятости населения контрольные цифры приема, у нас в институте по договорам со службой занятости обучаются безработные на операторов ПЭВМ, программистов, психологов, логопедов. На кафедре психологии четыре года назад обучали специаль ности «профконсультант» и самих работников службы заня тости. — Вера Федоровна, и последний вопрос, может быть, не ^ совсем по теме: как лично вы относитесь к образованию на коммерческой основе? — Мое твердое убеждение, что образование — та сфера государственной и общественной жизни, которая не должна быть коммерческой. Если государство заботится о своем се годняшнем и завтрашнем дне, оно должно давать людям воз можность получить образование бесплатно. И для нас в дан ном случае не могут быть примером страны Запада. Мне довелось в течение трех недель знакомиться с систе мой подготовки специалистов в университетах пяти штатов США. Я признаю, что она хорошо организована. Но мы не должны все слепо копировать. У нас другие условия, другие традиции, другая история. То, что сейчас происходит, думаю, не от хорошей жизни. Вузы встали на путь платного образования по причинам фи нансовых трудностей. И возможно даже, что в какой-то пе риод система обучения за деньги будет расширяться, как вынужденная мера. К тому же есть категория граждан, го товых заплатить за свое образование. Но я в принципе про тив того, чтобы человек, являющийся гражданином своей страны, который внес или внесет свой вклад в ее развитие, платил за обучение. Беседу вела Лариса ГОНЧАРОВА. ОБЪЯВЛЕНИЯ ВЛАСТЬ - К НАРОДУ Руководство управления труда и занятости населе ния проводит в ноябре выездной прием граждан по личным вопросам в следующих районах: Тербуиский район Октябрьский округ г, Липецка Добринский район Советский округ г. Липецка Становлянский район Октябрьский округ г. Липецка Добровский район Правобережный округ г. Липецка Левобережный округ г, Липецка 2 ноября в 10.00, администрация района 9 ноября в 10.00, центр занятости населения 10 ноября в 10.00, администрация района 3 ноября в 10.00, центр занятости населения 17 ноября в 10.00, администрация района 24 ноября в 10.00, центр занятости населения 25 ноября в 10.00, центр занятости населения 18 ноября в 10.00, центр занятости населения 29 ноября в 10.00, центр занятости населения Лапышн И.А., начальник управления Лапыгин И.А. Горлов А.Т., первый заместитель | начальника управления Горлов А.Т. Семенова Г.И., заместитель начальника управления Семенова Г.И. Какунина Н.И., заместитель начальника управления Какунина Н.И. Георгиевский К.К., заместитель начальника управления ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕаВУ Администрация Добровского района приглашает к деловому со трудничеству инвесторов в области строительства, развития и рекон струкции производства, переработки продукции сельского хозяйства. В районе имеются большие запасы природной воды, высокока чественной глины, древесины и т.д. Контактные телефоны в с. Доброе: (263) 2-11-53, 2-25-10, 2-21-60.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz