Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
2 : ТЖИПКЦКАЯ г а ;з е х а 29 октября 1999 г., № 211 (21089) Профес€ор Михаил ВЕЙТ: И Н Т Е Р В ЬЮ ПО поводу «НЕЛЬЗЯ ПРОДАВАТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ В АМЕРИКУ!» М и хаи л А нд р ее ви ч В ей т — чел о в е к и зв е с тны й . П р о р е к то р п о научной р а б о т е и за в е д ую щ и й каф е д р о й теории и и с т о р и и п е д а го ги ки Л и п е ц ко го педин с ти ту та . Пред - - сед а тел ь д и с с е р т а ц и о н н о го со в е та п о сп е ц и а л ьн о с тям : «Общая п еда го ги ка» , «Тео р и я и м е т о д и к а пр оф е с с и о н а л ь н о го обр а зо в а н и я ЛГПИ». Член д о к т о р с к о го сов е та ' Б р я н с ко го п е д а го ги ч е с к о го униве р си те та . Проф ессор , д о к т о р п е д а го ги ч е с ки х наук . А втор пя ти м о но гр аф и й и учебны х по соби й , более д в у х с о т научны х статей . О тличник ' п р о св ещ ен и я Р осси и , У краины и У збе ки с тана . Недавно М и хаил А ндрее вич отм е тил ^ш е с ти д е ся ти л е тни й ю бил ей , п е реш а гнув ещ е од ин р у б е ж по лно й собы тий , а порою ' И д р ам а ти ч ны х кон тр а с то в ж и зни . I ... В детстве ничто не пред- I вещало ему научной карьеры. В 1941-м многодетная немец- |кая семья (пять детей) была I депортирована из родной Са- |ратовской области в Хакас- 1скую. И поскольку все россий- |ские немцы тогда ходили «под I комендатурой», Михаила не I приняли даже в первый класс. I В школу ходил соседский маль- |чишка, и Миша делал уроки I вместе с ним. Самостоятель- |ность дала свои плоды; после I снятия всех национальных ог- |раничений Михаил сдал экза- |мены сразу за три класса, и |его приняли в четвертый, I Позже были физико-мате- 1матический факультет Абакан- I ского пединстит^а, Забайкаль- |ское военно-топографическое 5училище,, несколько лет служ- 8бы и... возвращение на третий 8курс педвуза. Потом препода- !;вание в школе, досрочная за- |щита кандидатской диссерта- |ции в Московском областном 8пединституте. До приезда в .8Липецк Михаил Андреевич ус- 8пел поработать завкафедрой и I проректором по учебной рабо- 8те в Енисейском и Николаевс- 8ком пединститутах. А тринад- ;5цать лет назад доктор наук Вейт вСтал деканом физико-матема- втического факультета ЛГПИ. ; Вся его жизнь связана с вроссийской наукой и высшей 8школой. Естественно, это и оп- вределило главную тему наше- 8го диалога с юбиляром. — М и х а и л А н д р е е в и ч , 'д е с я т и л е т и ям и нам вн уш а л и , что р о с с и й с к а я с и с те - 8ма о б р а з о в а н и я — лучшая вв м и р е . О д на ко в п о сл е д - вние годы повсем ес тно пр о и с х о д я т пр о ц е с сы , за с та в - в л я ю щ и е р о с с и я н в э т о м у с ом н и ть ся . Вед ущ ие вузы «переходят на м но гоуровне - : вые си с темы обучения , вез - вде готовя т м а ги с тро в , с п е ц и а л и с т о в , б а к а л а в р о в . . . Мы та к охо тно переним аем «западный опы т по том у , что 8 0 Н т о го с тоит? . в —Я бы этого не сказал. Кто аподарил миру наибольшее чис- ало нобелевских лауреатов? I Бывший Советский Союз. Да и американские нобелевские ла- |уреаты в основном выходцы из I России. Пять лет назад, когда |Л ипец кий пединститут еще I только собирался переходить |н а многоуровневую систему I обучения по западному офаз- I цу, я проанализировал учебные I планы подготовки специалис- |тов . И обнаружил, что, пыта- |ясь объять необъятное, их ав- |торы ущемляют непосредствен- |н о профессиональную подго- |товку, количество часов на ко торую урезано. Тогда я отказал ся работать по ним. А сейчас мои коллеги и сами поняли все минусы многоуровневой систе мы. Теперь ЛГПИ вновь возвра щается к проверенному россий скому опыту. Единственное, в чем, на мой взгляд, западные коллеги нас обошли, — это в техническом оснащении учебно го процесса. А методика обуче ния в России намного сильнее, чем на Западе. — Обучение — во зм ожно . А во т к т е о р и и в о сп и та н и я с е го д н я п р е т е н з и й п р е д о с таточно . Конечно , на во сп и та н и е м о л о д о го п о ко л е н и я с к а з ы в а е т с я о бщ а я с и т у а ция в с тране . И все же ш ко лы , у ч и л и щ у т е х н и к у м ы и вузы все гда были оплотом в э т ом п р о ц е с с е . . . — Безусловно, при комму нистах теория воспитания была гораздо надежнее, чем сейчас. Потому что тогда та же школа выполняла государственный заказ. К воспитанию подходили комплексно — идейное, патрио тическое, нравственное, трудо вое... Вы верно заметили: раз брод в обществе очень негатив но сказывается на нашей рабо те. Грубо говоря, в стране без всяких оснований успели.ском прометировать принципы интер национализма и патриотизм. Историки делают упор на крае ведении — пусть, мол, ребята хотя бы знают и любят свой край. Упал уровень воспитаннос ти. Прежние базовые ценности отброшены, а новые так пока и не утвердились. Еще семь лет назад студент считал для себя унизительным торговать бель ем. А сейчас... Утратив идеологию, мы на деялись, что нравственную куль туру возродит церковь. Увы, эта надежда оправдалась лишь час тично. Религиозное сознание нельзя ввести сразу, по заказу или по указу. Сколько молодых людей носят нательный крестик сверху, просто следуя моде... — И в с е -т а ки в о з р о ж д е ние н р а в с тв е н н о й куль туры н е и з б е ж н о . Если д ум а т ь о будущ ем Р о с си и . . . Пусть не с р а з у , п у с т ь на э т о у й д е т д е с я т ь , д в а д ц а т ь л е т . В о про с оди н ; как? — Думаю, это всецело за висит от государства. Духовно нравственная культура России возродится, лет через десять, если мы не станем в этом до веряться стихии. Если будет создана программа граждан ского воспитания и формирова ния гражданского мировоззре ния, если будет ясная, выверен ная программа руководства шко лой. И если все это будет про финансировано как положено, а не по остаточному принципу. Что мы можем противопоста вить влиянию улицы, когда из- за нищеты и безденежья ком наты школьника закрыты, музы кальные и другие специальные школы — платные, а значит, не доступны для большинства юных россиян?... А талантливых детей учат для того, чтобы про дать их за границу... — Продать? .. — Именно! Я настаиваю на этом слове. И категорически против того, чтобы наши дети продавались на Запад. Каждой весной юных одаренных липчан отбирают для учебы в Америке. Естественно, попав в чуждую среду, они перестанут чувство вать себя россиянами, отрыва ются — и навсегда — от корней. Возвращаются назад очень не многие. У нас, что, нет собствен ной базы для развития их спо собностей? Где славившийся когда-то на весь мир Новоси бирский академгородок? Где, наконец, школы при МГУ? В Аме рику. можно посылать взрослых ученых, и то лишь для обмена опытом. Мы сами разбазарива ем свой интеллектуальный по тенциал. Вернуть его будет очень и очень трудно. — Но останься они здесь , в о зм о ж н о , та л а н т э ти х л ю д ей и вовсе о ка зался бы з а ры ты м в з е м л ю . С ей ч а с в России выживание и научная работа — понятия н е со вм е с т и м ы е . . . — К несчастью, это так. На пример, многие специалисты вузов просто не могут позво лить себе заниматься научной работой. Зарплата ассистента— 280 рублей в месяц, а дорога в Москву и обратно, чтобы поза ниматься в библиотеке, обхо дится где-то в 400... И все же конкурс в аспирантуру растет. Несмотря ни на какие труднос ти. — Чем же это объяснить? —Увлеченностью! Качеством знаний, которые умеют привить своим ученикам и студентам российские педагоги. И вот это по-настоящему радует. Ведь если разобраться, интеллиген ция нико 1 да не жила богаю. Тот же Циолковский всю жизнь был на грани нищеты, учительство вал и в свободное от школы время ставил свои эксперимен ты, писал книги... — У научно го р у ко вод и те ля В е й та з а щ и т и л и с ь пять д о к т о р о в , т р и д ц а т ь во сем ь ка н д и д а т о в н а у к , д в а д ц а ть три и з них работаю т в ЛГПИ. У вас защ ищ а л и с ь п и т о м цы Л и п е ц ко го , Елецко го , Во р о н е ж с к о г о , У к р а и н с к о г о п е д и н с ти ту т о в . Кто и з них п о сред и рыночных собл а з - I н о в о с т а л с я в е р е н с в о е й | п р оф е с си и ? — Все! Все мои ученики преподают. Никто из них не ушел в бизнес, не оставил на- - уку. Для меня это —лучшая на- а града. Я счастлив, что занима юсь в жизни любимым делом Счастлив, что у меня много друзей. Мои бывшие ученики и по сей день звонят из дру- , гих городов, приезжают, поз дравляют, делятся проблема ми. Да и сейчас вместо пяти положенных у меня около - тридцати аспирантов. Приходят и в субботу, и в воскресенье — У вас есть лю б им ч и ки? — Любимчик один — внук Мои самые счастливые дни — это дни, когда родились сын, * обе внучки и внук. Но отноше- а ния с внуком — особенные. Я а даже момент его рождения по- а чувствовал на расстоянии. Ро- а вно десять лет назад, когда а был в командировке в Праге, а — Вы хо ти те , чтобы он а пош е л по ваш им с т о п ам ? а. М ожет , лучше ем у выбрать а п роф е ссию подоходнее? — Ну уж нет. Не хочу, что- а бы он был аферистом... а — Аф ери стом? 8 — А как еще назвать лю- а дей, которые быстро и без а особого труда зарабатывают а астрономические суммы? Уве- 8 рен: честно это невозможно а сделать. Это — не для нас. а Мой сын — кандидат педаго- а гических наук, доцент ЛГПИ. Он а был директором Станции юных а техников, работал в детдоме и а искренне переживал за детдо- а мовских ребят, мечтающих а поступить в институт, старая- а ся помочь им, устраивал на а курсы. И внук тоже будет учи- а телем. Это уже решено. — О д н им с л о в о м , д и - а настия . А вы ни ко гда не за - а д у м ы в а л и с ь , к а к м о ж н о а помочь научным со тр удн и - а к ам ? .а — Сделать депутатам та- а кую же зарплату, как у про- а фессора. У профессора она — а 1200 рублей, у депутата — а 18000. Вот и считайте. а — У вас есть мечта? > — Есть. Хочу написать для а вузов учебник по педагогике. I Принципиально новый, отлича- ^ ющийся от всех предыдущих. | Чем? Вот се()час .практически | все учебники дают студентам | восемь типов уроков. А рабо- | тают выпускники в основном * по одному из них. у моего учебника была бы другая за дача — помочь студентам раз вить собственную инициативу, активность. Наталья АЛЕ КС АН ДРО ВА . На с н им ке : М ихаил А н д р е е в и ч В ейт . Ф о тр Ольги БЕЛЯКОВОЙ ОБЛИЗБИРКОМ ИНФОРМИРУЕТ Место расположения и телефоны территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов Госу дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 19 декабря 1999 года: ВОЛОВСКАЯ с. Волово, ул. Ленина, 2 — здание администрации. Тел. 2-62-38; код 273. ГРЯЗИНСКАЯ г. Грязи, Красная пл., 38 — здание администрации. Тел. 2-44-98; код 261. ДАНКОВСКАЯ г. Данков, ул. Семенов ского, 12 — здание админис трации. Тел.: 6-67-49, 6-63- 62; код 265. ДОБРИНСКАЯ п. Добринка, ул. М. Горь кого, 5 — здание админис трации. Тел.: 2-18-92, 2-15- 50; код 262. ДОБРОВСКАЯ с. Доброе, пл. Октябрь ская, 1 — здание админис трации. Тел. 2-16-63; код 263. ДОЛГОРУКОВСКАЯ с. Долгоруково, ул. Тими рязева, 6 — здание админис трации. Тел.: 2-20-17, 2-29- 38; код 268. ЕЛЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ г. Елец, ул. Октябрьская, 127 — здание администра ции. Тел. 1-80-37; код 267. ЕЛЕЦКАЯ г. Елец, ул. 9 Декабря, 54 — здание администрации. Тел.: 1-84-28, 2-70-71, 2-30- 51; код 267. ЗАДОНСКАЯ г. Задонск, ул. Советская, 25 — здание администрации. Тел.: 2-13-49, 2-12-57, 2-22- 35; код 271. ИЗМАЛКОВСКАЯ с. Измалково, ул. Лени на, д. 32 — здание адми нистрации. Тел.: 2-14-69, 2-13-30; код 278. КРАСНИНСКАЯ с. Красное, ул. Первомай ская, 7 — здание админис трации. Тел.: 2-03-07, 2-03- 60; код 269. ЛЕБЕДЯНСКАЯ г. Лебедянь, ул. Мира, 14 — здание администрации. Тел.: 5-27-40, 5-22-44; код 266. ЛЕВ-ТОЛСТОВСКАЯ п. Лев-Толстой, ул. Воло дарского, 25 — здание адми нистрации. Тел. 2-17-35; код 264. ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ г. Липецк, пр. Мира, 30, к. 12. Тел.: 43-34-45, 43-13- 50. ОКТЯБРЬСКАЯ г. Липецк, ул. Механиза торов, 15. Тел. 74-16-91. ПРАВОБЕРЕЖНАЯ г. Липецк, ул. Зегеля, 2. Тел. 24-57-90. СОВЕТСКАЯ г. Липецк, ул. Космонав- ------------------------------------------- МНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОЕО ЧЕЛОВЕКА КОЕ-ЧТООФИНАНСОВЫХ ПИРАМИДАХ их в сво- п о с л е д н и х статьях я достаточ- под- б н о но Р объяснил, как с выгодой для России можно работать с внутренними и внеш ними долгами. Сегодня мне хотелось бы осветить, причем с неожиданной стороны, еще одну важную тему — роль кредитов в формировании бюдже та и финансировании различных госу дарственных программ. Сейчас вновь возобновились разго воры о том, что нам катастрофически не хватает денег. Идет торговля за их распределение в рамках тощего бюд жета-2000, и вновь все гадаю,т: даст МВФ очередной кредит или выставит очередной перечень условий? Насчет других кредитов даже и разговоры не ведутся — ясно, что при нынешней си туации в России и серии разных фи нансовых скандалов их просто никто не даст. А ведь еще недавно все было по- другому. С займами не было проблем — России предлагали кредиты и государ ственные, и частные. Много лет именно кредитами Россия закрывала дефицит бюджета и финансировала госпрограм- мы. Именно за счет кредитов финанси ровалась и печально известная пирами да ГКО. Ее создание принято считать величайшим государственным жульни чеством и надувательством, в котором виновато правительство Черномырдина. Этот миф, созданный недобросовестны ми экономистами, провалившимися по литиками и непрофессиональными жур налистами, до сих пор больно бьет по Черномырдину. На самом деле ситуа ция с ГКО совершенно иная. Действительно, Россия к 1998 году накопила большой объем долгов. Более чем 100 млрд, долларов долга она по лучила в наследство от Советского Со юза, к которым добавилось несколько десятков миллиардов собственных. Од- ЗОЛОТАЯОСЕНЬ. ОПУСТЕЛИНИВЫ, УТОЧНЯЮТСЯБЮШЕТЫ... тов, 56а, коми. 105. Тел.: 26- 47-51, 26-31-70. ЛИПЕЦКАЯ г. Липецк, Боевой проезд, 28 — здание администрации. Тел. 34-97-88. СТАИОВЛЯНСКАЯ с. Становое, ул. Ленина, 1 — 'здание администрации. Тел.: 2-15-36, 2-17-55; код 276. ТЕРБУНСКАЯ с. Тербуны, ул. Ленина, 84 — здание администрации. Тел. 2-14-41; код 276. УСМАНСКАЯ г. Усмань, ул. Ленина, 40 — здание администрации. Тел. 2-11-82; код 272. ХЛЕВЕНСКАЯ с. Хлевное, ул. Ленина, 3 — здание райсовета. Тел.: 2- 18-69, 2-14-89; код 277. ЧАПЛЫГИНСКАЯ г. Чаплыгин, пл. Ок тябрьской революции, 7 — здание администрации. Тел. 2-17-94; код 275. (Окончание. Начало на 1-й стр.) Именно эти три вышеназванные по зиции предлагаемого уточнения бюдже та и стали предметом оживленной дис куссии. Думается, что это было не просто выяснение спорных истин, а «притир ка» двух, имеющих право на жизнь бюд жетных стратегий. Облсовета — «жить по средствам» и администрации — «вкладывать, чтобы развиваться». И надежда на то, что решение проблемы будет найдено, есть, так как у разных позиций законодательной и исполни тельной власти имеется общий знаме натель — социальные приоритеты. Се годня слушания по бюджету в облсове- те продолжатся. В ЛИПЕЦКОМ ГОРСОВЕТЕ На этой неделе бюджетными нроб.де- мами были озабочены и депутаты облас тного центра. На своей тридцатой сес сии они обсудили итоги исполнения го родского бюджета за девять месяцев текущего года и уточнили его парамет ры на оставшиеся три месяца. Объективные показате.ди экономики города благоприятно сказались на по полнении доходов Липецка. По сравне нию с аналогичным периодом прошло го года получено доходов на 336,4 мил лиона рублей больше. Это позволило его администрации четко выполнить все назначения бюджета. На первое октября в городе нет за долженности по заработной плате, по питанию больных и детей, медикамен там. Долги по детским пособиям снизи лись почти в два раза. Более того, ад министрация города намерена к концу года рассчитаться с ними полностью. За прошедшие три квартала в наибольшем объеме из всех бюджетных статей были профинансированы разделы социальной политики, а в наименьшем — учрежде ния культуры и образования. Это обстоятельство, видимо, и обос трило дальнейшую полемику при рас пределении дополнительных расходов бюджета, составляющих 129 млн. 327 тысяч рублей. Городские депутаты так же, как и областные, очень не любят, когда испол нительная власть не выполняет своих обещаний. Например, была договорен ность выделить на капитальный ремонт школ 3 миллиона рублей, а в предло женном проекте числилось только два. Поступили очень просто: проголосова ли .за то, чтобы снять один миллион из резервного фонда главы администрации и направить в сферу образования. Очень обеспокоены были городские депутаты и материально-техническим состоянием учреждений культуры, особенно библи отечной системы. В итоге проект уточнения бюджета принял устраивающий всех вид и был принят подавляющим большинством. Впервые за все время новый бюджет города составил сумму, превышающую один мил.пиард рублей. Городская сессия также рассмотре ла и приняла окончательно «Порядок оформления разрешения на переобору дование и перепланировку жилых и не жилых помещений в жилых домах». По их мнению, это позволит затормозить активность самодеятельных архитекто ров, проектировщиков и строителей, самовольно и нередко с огромными на рушениями перестраивающих свои квартиры и офисы. В заключение заседания всем про сителям налоговых льгот было катего рично отказано, за исключением не скольких неимущих граждан и ОАО «ЛТЗ», да и то последнему дали только отсрочку налоговых платежей. Анатолий ШАХОВ. г а илси КАК Б ЛИПЕЦКОМУ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕДЖУ - 70... о а л т ь о Наш беседа с директором Липецкого ме таллургического колледжа Николаем Василь евичем Разворотневым проходила далеко не в праздничной обстановке. Обычный рабочий день руководителя, педагога и хозяйствен ника в одном лице... — Николай Васильевич, удивительное со впадение: 29 октября — дата основания Ли пецкого металлургического колледжа и День рождения комсомола, А вы не только дирек тор старейшего учебного заведения области, но и общественник — секретарь обкома КПРФ но работе с молодежью, ветеран Ли пецкого комсомола... — Так уж вышло, что вся моя жизнь с мо.додежью связана. Сначала это была 165- тысячная ,зр 1 у(ид комсомольцев. Сегодня это полторы тысячи студентов. При нынешнем состоянии системы обра зования руководство колледжем - дело не простое. «Болевых» точек много. Я знаю, чего ждут от меня ученики и коллеги. Надеюсь, что и они мне верят. Хотя первые «призна ния в любви» от своих сотрудников я полу чил лишь спустя шесть лет работы... Что. помогло не сломаться, не уйти с должности директора, когда я почувствовал, что за груз мне достался? Наверное, воспитание, комсо мольская выучка и упрямство. Для меня ру ководство колледжем и общественная дея тельность — вещи неразрывно связанные. Это моя судьба... — Наверное, судьба есть не только у че ловека, но и у любого учреждения. Юбилей Липецкого металлургического колледжа — хороший повод вспомнить прошлое. — Начнем с главного: с открытия в, Ли пецке в 1929 году индустриального технику ма. Тогда впервые за парты сели 53 курсан та — так раньше называли студентов. Через год учебное заведение было переименовано в горно-мета.плургический техникум. А спус тя пять лет наши первые выпускники встали у станков в цехах Новолипецкого метал.аур- гического комбината, в строительстве кото рого активно участвовали. Рос завод — раз вивался и техникум, появлялись новые спе циальности... Суровые коррективы в его жизнь внесла Великая Отечественная война. Коллектив пережил и эвакуацию, и разрушение мате риальной базы, и потерю исторических архи вов. На фронт в те годы ушли более 100 че ловек, а вернулись — 19... Но люди не падали духом, по крупице восстанавливали утерянное. В 50-е годы от техникума отпочковались несколько учебных заведений. Большим поворотом в судьбе техникума стали 90-е годы, начало реформ. Новое вре мя, новые требования к специалистам. Став ка — на подготовку младших инженеров по усложненным программам обучения. Техни кум на западный манер переименовывают в колледж. Хотя до сих пор новая система под готовки кадров не получила серьезной под держки со ст ор оны г о с у д а р- ства. И у м и н и с т ров, и у руководи- т е л е й предпри ятий мно го вопро сов отно сительно с т а т у с а таких спе- ци ал и с - тов,.,, ,, "— Тра диционно Линецкин металлур гический техникум г о т о в и л к а д р ы для тако го гиганта, как АО «НЛМК». Сегодня ситу ация в сфере производства оставляет же лать лучшего. Как это отражается на ваших воспитанниках? — За 70 лет колледж подготовил 22,5 ты сячи специалистов. Многие из них трудятся на комбинате. Конечно, сегодня уже нет сто процентного распределения- на НЛМК. Но есть нормальные, деловые отношения с его руководством и помощь в трудоустройстве и организации практики учащихся. Мы гото вим высококлассных специалистов. Многие мои коллеги — преподаватели высшей кате гории с 20-30-летним опытом работы. Слава Богу, молодежь не обходит техникум сторо ной. У нас сохраняется конкурс даже на та кие «непрестижные» специальности, как до менщик, сталевар, коксохимик... Мы не спешим коммерциализироваться. Бесплатное обучение по семи специальностям на базе 9 классов — в наше время это, по- моему, неплохо. —О чем сегодня мечтает «рулевой» кол леджа? — Хочется, чтобы в стране был наконец порядок, а наши специалисты были востре бованы и имели нормальные условия для жиз ни. А коллектив колледжа, я убежден, будет продолжать дело «огня и металла» и в XXI веке. Беседу записала Елена ТАРАВКОВА. На сним ках : участники р е ги он а л ь ного конкур са «Преподаватель года - 99» с р е д и п ед а го го в с р е д н и х п р оф е с сиональных учебных з а в ед ени и метал л ур гич е ско го проф иля ; директор м е т аллургического кол л едж а Николай Разворотнев. Юбилей детского уч реждения — это всегда не ожиданные встречи и от крытия. Особенно если это праздник в городском Доме творчества учащихся, ко торый многим поколениям липчан памятен как Дом пионеров на улице Ленина. В созданном в 1925 году пионерском клубе первона чально работали только два кружка. Но уже проводи лись и литературно-худо жественные вечера, и пио нерские семинары. Наш Дом не прекращал работу даже в годы Вели кой Отечественной войны. Встречи с фронтовиками, пионерские костры, опера ции по сбору теплых вещей для отправки на фронт, концерты в госпиталях... Сколько радости дарили людям, ненадолго вырвав шимся из огня сражений, вы ступления ребят из бального, хорового и дра матического кружков! А дети, как вспомнила дирек тор тех лет Л .В. Миронен ко, чувствовали, что и они вносят свой малый вклад в гряду 1 цую победу. После войны Дом пио неров обретает новое поме щение на улице Ленина. Все больше воспитанников, кружков. И сегодня этот добрый Дом живет. Липча не приводят своих детей на занятия в клуб раннего эс тетического воспитания «Подсолнышки». А под растут малыши — и уже сами спешат в «Бизнес- школу», в педагогический класс, в клуб старшеклас сников, в ансамбль эстрад ного танца «Талисман», в вокально-инструменталь ную студию «Алые пару са», кружки рукоделия. К грядущему 75-летне- му юбилею Дом идёт боль шой дружной семьей — более 2000 детей и 76 пе дагогов. Но это только те, кто сейчас здесь хозяин Дома. А история хранит в памяти лица всех, кто вы рос здесь, кто работал ког да-то.'Чтобы сберечь па мять, у нас реализуется творческо-историческая программа «Портрет поко лений». В ней участвуют все кружки и коллективы, проходят всречи с бывши ми воспитанниками и педа гогами, выставки и концер ты. Приглашаем всех, кто любит и помнит наш Дом, принять участие в воссо здании его истории. И, ко нечно, на наш юбилей. Ольга КИСЛАЯ, директор городского Дома творчества учащихся. нако с точки зрения экономики в этом нет ничего страшного. Долги делают большинство стран мира, причем наши по сравнению с ними — копейки. Один только внутренний долг США превыша ет 6 триллионов долларов. И ничего — живут и процветают. Дело в том, что в большинстве стран существует отрабо танная система управления долгом. Все они интегрируются в аналогичную меж дународную систему, основанную на до ступности стран к различным видам дешевых заимствований. Страны берут новые кредиты, расплачиваются по ста рым, а сама долговая нагрузка в про центном отношении не растет. Это обес печивается ростом экономики доходов бюджетов, а также низкими процента ми, под которые берутся кредиты. Таким образом, пирамиды — не наше изобретение, С использованием такого принципа работают экономики даже са мых развитых стран. Разумеется, запад ные пирамиды — не чета пирамиде МММ, изначально направленной на ог рабление граждан. Заимствования точно просчитаны и обеспечены государственными гаранти ями. Эта система международных заим ствований прекрасно работает, но для того чтобы в ней участвовать, необхо димо одно небольшое условие — стране должны доверять. России доверяли до 17 августа прошлого года. Сейчас о Черномырдине принято говорить толь ко плохо. Надо признать, что у его правитель ства действительно было немало оши бок, однако он сумел решить важней шую проблему — добиться доверия за падных финансовых институтов. При Черномырдине Россия без проблем по лучала кредиты от международных фи нансовых организаций таких, как Меж дународный валютный фонд. Мировой банк. Европейский банк реконструкции и развития. Мы получали кредиты от государственных финансовых организа ций, частные западные банки станови лись в очередь, предлагая деньги на очень льготных условиях. Россия нача ла выпускать облигации на мировой рынок. Фактически нами были освоены псе доступные источники получения кредитов, что создавало громадное поле для маневра и выбора наиболее выгод ных источников. Выпуск ГКО был временной мерой, на которую правительство пошло для форсированного привлечения в экономи ку и банковскую систему финансо вых ресурсов. Не скажу, что это реше ние было идеальным — несовершенст во механизма контроля привело и к хищениям, и к элементарным спекуля циям. Однако резерв доверия позволял го сударству получать достаточные ресур сы для функционирования системы ГКО, которая после выполнения предназна ченной ей роли прекращала свое сущес твование. Страна могла плавно перейти к другим, более продвинутым и управ ляемым схемам заимствований, для чего в начале 1998 года начала создаваться цивилизованная система управления долгами, полностью соответствовавпшя мировым стандартам. Однако она так и не была создана. Благодаря не очень дальновидному решению президента, Черномырдина сменил неопытный Ки риенко, который просто не справился с финансовой махиной, доставшейся ему в наследство. Кириенко предпочел не заниматься долговой высшей математи кой, а просто объявить дефолт. После краха 17 августа Россия потеряла льгот ный доступ к дешевым кредитам. «Ки нув», по выражению Чубайса, мировое финансовое сообщество, правительство Кириенко в одночасье разрушило то, что предыдущее правительство строило го дами — доверие к нам. И очень печаль но, что провал, порожденный собствен ным непрофессионализмом, некоторые «молодые реформаторы» теперь вменя ют в вину Черномырдину. Крах пира миды ГКО вовсе не был неизбежным. Если бы стратегическая программа правительства Черномырдина была ре ализована до конца, страна никогда бы не пережила позора кириенковского де фолта. Конечно, это сейчас никак не льзя доказать. Но любой непредвзятый экономист, знающий долговую кухню, подтвердит вам, что объемы финансо вых средств, задействованных в ГКО и прочих государственных обязатель ствах, составляли незначительную долю для столь масштабной экономи ки, как российская. И при грамотном управлении долги ГКО остались бы только незначительным эпизодом в формировании рыночной экономики России, а не стали бы причиной траге дии и разорения десятков тысяч лю дей. Теперь нам долго придется вос станавливать потерянное доверие. На деюсь, что нам все же это удастся, если столь деликатной сферой, как между народные финансы, все же будут за ниматься профессионалы. А вас, доро гие читатели, прошу: не надо винить в крупнейшем финансовом провале пос леднего времени Черномырдина. На верное, если поискать, у него найдет ся немало грехов. Что же касается провала, то тут он совершенно ни при чем. А. ЛЕБЕДЕВ, председатель НаЕщонального резервного банка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz