Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

2 : ТЖИПКЦКАЯ г а ;з е х а 29 октября 1999 г., № 211 (21089) Профес€ор Михаил ВЕЙТ: И Н Т Е Р В ЬЮ ПО поводу «НЕЛЬЗЯ ПРОДАВАТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ В АМЕРИКУ!» М и хаи л А нд р ее ви ч В ей т — чел о в е к и зв е с тны й . П р о р е к то р п о научной р а б о т е и за в е д ую щ и й каф е д р о й теории и и с т о р и и п е д а го ги ки Л и п е ц ко го педин с ти ту та . Пред - - сед а тел ь д и с с е р т а ц и о н н о го со в е та п о сп е ц и а л ьн о с тям : «Общая п еда го ги ка» , «Тео­ р и я и м е т о д и к а пр оф е с с и о н а л ь н о го обр а зо в а н и я ЛГПИ». Член д о к т о р с к о го сов е та ' Б р я н с ко го п е д а го ги ч е с к о го униве р си те та . Проф ессор , д о к т о р п е д а го ги ч е с ки х наук . А втор пя ти м о но гр аф и й и учебны х по соби й , более д в у х с о т научны х статей . О тличник ' п р о св ещ ен и я Р осси и , У краины и У збе ки с тана . Недавно М и хаил А ндрее вич отм е тил ^ш е с ти д е ся ти л е тни й ю бил ей , п е реш а гнув ещ е од ин р у б е ж по лно й собы тий , а порою ' И д р ам а ти ч ны х кон тр а с то в ж и зни . I ... В детстве ничто не пред- I вещало ему научной карьеры. В 1941-м многодетная немец- |кая семья (пять детей) была I депортирована из родной Са- |ратовской области в Хакас- 1скую. И поскольку все россий- |ские немцы тогда ходили «под I комендатурой», Михаила не I приняли даже в первый класс. I В школу ходил соседский маль- |чишка, и Миша делал уроки I вместе с ним. Самостоятель- |ность дала свои плоды; после I снятия всех национальных ог- |раничений Михаил сдал экза- |мены сразу за три класса, и |его приняли в четвертый, I Позже были физико-мате- 1матический факультет Абакан- I ского пединстит^а, Забайкаль- |ское военно-топографическое 5училище,, несколько лет служ- 8бы и... возвращение на третий 8курс педвуза. Потом препода- !;вание в школе, досрочная за- |щита кандидатской диссерта- |ции в Московском областном 8пединституте. До приезда в .8Липецк Михаил Андреевич ус- 8пел поработать завкафедрой и I проректором по учебной рабо- 8те в Енисейском и Николаевс- 8ком пединститутах. А тринад- ;5цать лет назад доктор наук Вейт вСтал деканом физико-матема- втического факультета ЛГПИ. ; Вся его жизнь связана с вроссийской наукой и высшей 8школой. Естественно, это и оп- вределило главную тему наше- 8го диалога с юбиляром. — М и х а и л А н д р е е в и ч , 'д е с я т и л е т и ям и нам вн уш а ­ л и , что р о с с и й с к а я с и с те - 8ма о б р а з о в а н и я — лучшая вв м и р е . О д на ко в п о сл е д - вние годы повсем ес тно пр о ­ и с х о д я т пр о ц е с сы , за с та в - в л я ю щ и е р о с с и я н в э т о м у с ом н и ть ся . Вед ущ ие вузы «переходят на м но гоуровне - : вые си с темы обучения , вез - вде готовя т м а ги с тро в , с п е ­ ц и а л и с т о в , б а к а л а в р о в . . . Мы та к охо тно переним аем «западный опы т по том у , что 8 0 Н т о го с тоит? . в —Я бы этого не сказал. Кто аподарил миру наибольшее чис- ало нобелевских лауреатов? I Бывший Советский Союз. Да и американские нобелевские ла- |уреаты в основном выходцы из I России. Пять лет назад, когда |Л ипец кий пединститут еще I только собирался переходить |н а многоуровневую систему I обучения по западному офаз- I цу, я проанализировал учебные I планы подготовки специалис- |тов . И обнаружил, что, пыта- |ясь объять необъятное, их ав- |торы ущемляют непосредствен- |н о профессиональную подго- |товку, количество часов на ко­ торую урезано. Тогда я отказал­ ся работать по ним. А сейчас мои коллеги и сами поняли все минусы многоуровневой систе­ мы. Теперь ЛГПИ вновь возвра­ щается к проверенному россий­ скому опыту. Единственное, в чем, на мой взгляд, западные коллеги нас обошли, — это в техническом оснащении учебно­ го процесса. А методика обуче­ ния в России намного сильнее, чем на Западе. — Обучение — во зм ожно . А во т к т е о р и и в о сп и та н и я с е го д н я п р е т е н з и й п р е д о с ­ таточно . Конечно , на во сп и ­ та н и е м о л о д о го п о ко л е н и я с к а з ы в а е т с я о бщ а я с и т у а ­ ция в с тране . И все же ш ко ­ лы , у ч и л и щ у т е х н и к у м ы и вузы все гда были оплотом в э т ом п р о ц е с с е . . . — Безусловно, при комму­ нистах теория воспитания была гораздо надежнее, чем сейчас. Потому что тогда та же школа выполняла государственный заказ. К воспитанию подходили комплексно — идейное, патрио­ тическое, нравственное, трудо­ вое... Вы верно заметили: раз­ брод в обществе очень негатив­ но сказывается на нашей рабо­ те. Грубо говоря, в стране без всяких оснований успели.ском­ прометировать принципы интер­ национализма и патриотизм. Историки делают упор на крае­ ведении — пусть, мол, ребята хотя бы знают и любят свой край. Упал уровень воспитаннос­ ти. Прежние базовые ценности отброшены, а новые так пока и не утвердились. Еще семь лет назад студент считал для себя унизительным торговать бель­ ем. А сейчас... Утратив идеологию, мы на­ деялись, что нравственную куль­ туру возродит церковь. Увы, эта надежда оправдалась лишь час­ тично. Религиозное сознание нельзя ввести сразу, по заказу или по указу. Сколько молодых людей носят нательный крестик сверху, просто следуя моде... — И в с е -т а ки в о з р о ж д е ­ ние н р а в с тв е н н о й куль туры н е и з б е ж н о . Если д ум а т ь о будущ ем Р о с си и . . . Пусть не с р а з у , п у с т ь на э т о у й д е т д е с я т ь , д в а д ц а т ь л е т . В о ­ про с оди н ; как? — Думаю, это всецело за­ висит от государства. Духовно­ нравственная культура России возродится, лет через десять, если мы не станем в этом до­ веряться стихии. Если будет создана программа граждан­ ского воспитания и формирова­ ния гражданского мировоззре­ ния, если будет ясная, выверен­ ная программа руководства шко­ лой. И если все это будет про­ финансировано как положено, а не по остаточному принципу. Что мы можем противопоста­ вить влиянию улицы, когда из- за нищеты и безденежья ком­ наты школьника закрыты, музы­ кальные и другие специальные школы — платные, а значит, не­ доступны для большинства юных россиян?... А талантливых детей учат для того, чтобы про­ дать их за границу... — Продать? .. — Именно! Я настаиваю на этом слове. И категорически против того, чтобы наши дети продавались на Запад. Каждой весной юных одаренных липчан отбирают для учебы в Америке. Естественно, попав в чуждую среду, они перестанут чувство­ вать себя россиянами, отрыва­ ются — и навсегда — от корней. Возвращаются назад очень не­ многие. У нас, что, нет собствен­ ной базы для развития их спо­ собностей? Где славившийся когда-то на весь мир Новоси­ бирский академгородок? Где, наконец, школы при МГУ? В Аме­ рику. можно посылать взрослых ученых, и то лишь для обмена опытом. Мы сами разбазарива­ ем свой интеллектуальный по­ тенциал. Вернуть его будет очень и очень трудно. — Но останься они здесь , в о зм о ж н о , та л а н т э ти х л ю ­ д ей и вовсе о ка зался бы з а ­ ры ты м в з е м л ю . С ей ч а с в России выживание и научная работа — понятия н е со вм е с ­ т и м ы е . . . — К несчастью, это так. На­ пример, многие специалисты вузов просто не могут позво­ лить себе заниматься научной работой. Зарплата ассистента— 280 рублей в месяц, а дорога в Москву и обратно, чтобы поза­ ниматься в библиотеке, обхо­ дится где-то в 400... И все же конкурс в аспирантуру растет. Несмотря ни на какие труднос­ ти. — Чем же это объяснить? —Увлеченностью! Качеством знаний, которые умеют привить своим ученикам и студентам российские педагоги. И вот это по-настоящему радует. Ведь если разобраться, интеллиген­ ция нико 1 да не жила богаю. Тот же Циолковский всю жизнь был на грани нищеты, учительство­ вал и в свободное от школы время ставил свои эксперимен­ ты, писал книги... — У научно го р у ко вод и те ­ ля В е й та з а щ и т и л и с ь пять д о к т о р о в , т р и д ц а т ь во сем ь ка н д и д а т о в н а у к , д в а д ц а ть три и з них работаю т в ЛГПИ. У вас защ ищ а л и с ь п и т о м ­ цы Л и п е ц ко го , Елецко го , Во ­ р о н е ж с к о г о , У к р а и н с к о г о п е д и н с ти ту т о в . Кто и з них п о сред и рыночных собл а з - I н о в о с т а л с я в е р е н с в о е й | п р оф е с си и ? — Все! Все мои ученики преподают. Никто из них не ушел в бизнес, не оставил на- - уку. Для меня это —лучшая на- а града. Я счастлив, что занима­ юсь в жизни любимым делом Счастлив, что у меня много друзей. Мои бывшие ученики и по сей день звонят из дру- , гих городов, приезжают, поз­ дравляют, делятся проблема­ ми. Да и сейчас вместо пяти положенных у меня около - тридцати аспирантов. Приходят и в субботу, и в воскресенье — У вас есть лю б им ч и ­ ки? — Любимчик один — внук Мои самые счастливые дни — это дни, когда родились сын, * обе внучки и внук. Но отноше- а ния с внуком — особенные. Я а даже момент его рождения по- а чувствовал на расстоянии. Ро- а вно десять лет назад, когда а был в командировке в Праге, а — Вы хо ти те , чтобы он а пош е л по ваш им с т о п ам ? а. М ожет , лучше ем у выбрать а п роф е ссию подоходнее? — Ну уж нет. Не хочу, что- а бы он был аферистом... а — Аф ери стом? 8 — А как еще назвать лю- а дей, которые быстро и без а особого труда зарабатывают а астрономические суммы? Уве- 8 рен: честно это невозможно а сделать. Это — не для нас. а Мой сын — кандидат педаго- а гических наук, доцент ЛГПИ. Он а был директором Станции юных а техников, работал в детдоме и а искренне переживал за детдо- а мовских ребят, мечтающих а поступить в институт, старая- а ся помочь им, устраивал на а курсы. И внук тоже будет учи- а телем. Это уже решено. — О д н им с л о в о м , д и - а настия . А вы ни ко гда не за - а д у м ы в а л и с ь , к а к м о ж н о а помочь научным со тр удн и - а к ам ? .а — Сделать депутатам та- а кую же зарплату, как у про- а фессора. У профессора она — а 1200 рублей, у депутата — а 18000. Вот и считайте. а — У вас есть мечта? > — Есть. Хочу написать для а вузов учебник по педагогике. I Принципиально новый, отлича- ^ ющийся от всех предыдущих. | Чем? Вот се()час .практически | все учебники дают студентам | восемь типов уроков. А рабо- | тают выпускники в основном * по одному из них. у моего учебника была бы другая за­ дача — помочь студентам раз­ вить собственную инициативу, активность. Наталья АЛЕ КС АН ДРО ВА . На с н им ке : М ихаил А н ­ д р е е в и ч В ейт . Ф о тр Ольги БЕЛЯКОВОЙ ОБЛИЗБИРКОМ ИНФОРМИРУЕТ Место расположения и телефоны территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов Госу­ дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 19 декабря 1999 года: ВОЛОВСКАЯ с. Волово, ул. Ленина, 2 — здание администрации. Тел. 2-62-38; код 273. ГРЯЗИНСКАЯ г. Грязи, Красная пл., 38 — здание администрации. Тел. 2-44-98; код 261. ДАНКОВСКАЯ г. Данков, ул. Семенов­ ского, 12 — здание админис­ трации. Тел.: 6-67-49, 6-63- 62; код 265. ДОБРИНСКАЯ п. Добринка, ул. М. Горь­ кого, 5 — здание админис­ трации. Тел.: 2-18-92, 2-15- 50; код 262. ДОБРОВСКАЯ с. Доброе, пл. Октябрь­ ская, 1 — здание админис­ трации. Тел. 2-16-63; код 263. ДОЛГОРУКОВСКАЯ с. Долгоруково, ул. Тими­ рязева, 6 — здание админис­ трации. Тел.: 2-20-17, 2-29- 38; код 268. ЕЛЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ г. Елец, ул. Октябрьская, 127 — здание администра­ ции. Тел. 1-80-37; код 267. ЕЛЕЦКАЯ г. Елец, ул. 9 Декабря, 54 — здание администрации. Тел.: 1-84-28, 2-70-71, 2-30- 51; код 267. ЗАДОНСКАЯ г. Задонск, ул. Советская, 25 — здание администрации. Тел.: 2-13-49, 2-12-57, 2-22- 35; код 271. ИЗМАЛКОВСКАЯ с. Измалково, ул. Лени­ на, д. 32 — здание адми­ нистрации. Тел.: 2-14-69, 2-13-30; код 278. КРАСНИНСКАЯ с. Красное, ул. Первомай­ ская, 7 — здание админис­ трации. Тел.: 2-03-07, 2-03- 60; код 269. ЛЕБЕДЯНСКАЯ г. Лебедянь, ул. Мира, 14 — здание администрации. Тел.: 5-27-40, 5-22-44; код 266. ЛЕВ-ТОЛСТОВСКАЯ п. Лев-Толстой, ул. Воло­ дарского, 25 — здание адми­ нистрации. Тел. 2-17-35; код 264. ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ г. Липецк, пр. Мира, 30, к. 12. Тел.: 43-34-45, 43-13- 50. ОКТЯБРЬСКАЯ г. Липецк, ул. Механиза­ торов, 15. Тел. 74-16-91. ПРАВОБЕРЕЖНАЯ г. Липецк, ул. Зегеля, 2. Тел. 24-57-90. СОВЕТСКАЯ г. Липецк, ул. Космонав- ------------------------------------------- МНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОЕО ЧЕЛОВЕКА КОЕ-ЧТООФИНАНСОВЫХ ПИРАМИДАХ их в сво- п о с ­ л е д н и х статьях я достаточ- под- б н о но Р объяснил, как с выгодой для России можно работать с внутренними и внеш­ ними долгами. Сегодня мне хотелось бы осветить, причем с неожиданной стороны, еще одну важную тему — роль кредитов в формировании бюдже­ та и финансировании различных госу­ дарственных программ. Сейчас вновь возобновились разго­ воры о том, что нам катастрофически не хватает денег. Идет торговля за их распределение в рамках тощего бюд­ жета-2000, и вновь все гадаю,т: даст МВФ очередной кредит или выставит очередной перечень условий? Насчет других кредитов даже и разговоры не ведутся — ясно, что при нынешней си­ туации в России и серии разных фи­ нансовых скандалов их просто никто не даст. А ведь еще недавно все было по- другому. С займами не было проблем — России предлагали кредиты и государ­ ственные, и частные. Много лет именно кредитами Россия закрывала дефицит бюджета и финансировала госпрограм- мы. Именно за счет кредитов финанси­ ровалась и печально известная пирами­ да ГКО. Ее создание принято считать величайшим государственным жульни­ чеством и надувательством, в котором виновато правительство Черномырдина. Этот миф, созданный недобросовестны­ ми экономистами, провалившимися по­ литиками и непрофессиональными жур­ налистами, до сих пор больно бьет по Черномырдину. На самом деле ситуа­ ция с ГКО совершенно иная. Действительно, Россия к 1998 году накопила большой объем долгов. Более чем 100 млрд, долларов долга она по­ лучила в наследство от Советского Со­ юза, к которым добавилось несколько десятков миллиардов собственных. Од- ЗОЛОТАЯОСЕНЬ. ОПУСТЕЛИНИВЫ, УТОЧНЯЮТСЯБЮШЕТЫ... тов, 56а, коми. 105. Тел.: 26- 47-51, 26-31-70. ЛИПЕЦКАЯ г. Липецк, Боевой проезд, 28 — здание администрации. Тел. 34-97-88. СТАИОВЛЯНСКАЯ с. Становое, ул. Ленина, 1 — 'здание администрации. Тел.: 2-15-36, 2-17-55; код 276. ТЕРБУНСКАЯ с. Тербуны, ул. Ленина, 84 — здание администрации. Тел. 2-14-41; код 276. УСМАНСКАЯ г. Усмань, ул. Ленина, 40 — здание администрации. Тел. 2-11-82; код 272. ХЛЕВЕНСКАЯ с. Хлевное, ул. Ленина, 3 — здание райсовета. Тел.: 2- 18-69, 2-14-89; код 277. ЧАПЛЫГИНСКАЯ г. Чаплыгин, пл. Ок­ тябрьской революции, 7 — здание администрации. Тел. 2-17-94; код 275. (Окончание. Начало на 1-й стр.) Именно эти три вышеназванные по­ зиции предлагаемого уточнения бюдже­ та и стали предметом оживленной дис­ куссии. Думается, что это было не просто выяснение спорных истин, а «притир­ ка» двух, имеющих право на жизнь бюд­ жетных стратегий. Облсовета — «жить по средствам» и администрации — «вкладывать, чтобы развиваться». И надежда на то, что решение проблемы будет найдено, есть, так как у разных позиций законодательной и исполни­ тельной власти имеется общий знаме­ натель — социальные приоритеты. Се­ годня слушания по бюджету в облсове- те продолжатся. В ЛИПЕЦКОМ ГОРСОВЕТЕ На этой неделе бюджетными нроб.де- мами были озабочены и депутаты облас­ тного центра. На своей тридцатой сес­ сии они обсудили итоги исполнения го­ родского бюджета за девять месяцев текущего года и уточнили его парамет­ ры на оставшиеся три месяца. Объективные показате.ди экономики города благоприятно сказались на по­ полнении доходов Липецка. По сравне­ нию с аналогичным периодом прошло­ го года получено доходов на 336,4 мил­ лиона рублей больше. Это позволило его администрации четко выполнить все назначения бюджета. На первое октября в городе нет за­ долженности по заработной плате, по питанию больных и детей, медикамен­ там. Долги по детским пособиям снизи­ лись почти в два раза. Более того, ад­ министрация города намерена к концу года рассчитаться с ними полностью. За прошедшие три квартала в наибольшем объеме из всех бюджетных статей были профинансированы разделы социальной политики, а в наименьшем — учрежде­ ния культуры и образования. Это обстоятельство, видимо, и обос­ трило дальнейшую полемику при рас­ пределении дополнительных расходов бюджета, составляющих 129 млн. 327 тысяч рублей. Городские депутаты так же, как и областные, очень не любят, когда испол­ нительная власть не выполняет своих обещаний. Например, была договорен­ ность выделить на капитальный ремонт школ 3 миллиона рублей, а в предло­ женном проекте числилось только два. Поступили очень просто: проголосова­ ли .за то, чтобы снять один миллион из резервного фонда главы администрации и направить в сферу образования. Очень обеспокоены были городские депутаты и материально-техническим состоянием учреждений культуры, особенно библи­ отечной системы. В итоге проект уточнения бюджета принял устраивающий всех вид и был принят подавляющим большинством. Впервые за все время новый бюджет города составил сумму, превышающую один мил.пиард рублей. Городская сессия также рассмотре­ ла и приняла окончательно «Порядок оформления разрешения на переобору­ дование и перепланировку жилых и не­ жилых помещений в жилых домах». По их мнению, это позволит затормозить активность самодеятельных архитекто­ ров, проектировщиков и строителей, самовольно и нередко с огромными на­ рушениями перестраивающих свои квартиры и офисы. В заключение заседания всем про­ сителям налоговых льгот было катего­ рично отказано, за исключением не­ скольких неимущих граждан и ОАО «ЛТЗ», да и то последнему дали только отсрочку налоговых платежей. Анатолий ШАХОВ. г а илси КАК Б ЛИПЕЦКОМУ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕДЖУ - 70... о а л т ь о Наш беседа с директором Липецкого ме­ таллургического колледжа Николаем Василь­ евичем Разворотневым проходила далеко не в праздничной обстановке. Обычный рабочий день руководителя, педагога и хозяйствен­ ника в одном лице... — Николай Васильевич, удивительное со­ впадение: 29 октября — дата основания Ли­ пецкого металлургического колледжа и День рождения комсомола, А вы не только дирек­ тор старейшего учебного заведения области, но и общественник — секретарь обкома КПРФ но работе с молодежью, ветеран Ли­ пецкого комсомола... — Так уж вышло, что вся моя жизнь с мо.додежью связана. Сначала это была 165- тысячная ,зр 1 у(ид комсомольцев. Сегодня это полторы тысячи студентов. При нынешнем состоянии системы обра­ зования руководство колледжем - дело не­ простое. «Болевых» точек много. Я знаю, чего ждут от меня ученики и коллеги. Надеюсь, что и они мне верят. Хотя первые «призна­ ния в любви» от своих сотрудников я полу­ чил лишь спустя шесть лет работы... Что. помогло не сломаться, не уйти с должности директора, когда я почувствовал, что за груз мне достался? Наверное, воспитание, комсо­ мольская выучка и упрямство. Для меня ру­ ководство колледжем и общественная дея­ тельность — вещи неразрывно связанные. Это моя судьба... — Наверное, судьба есть не только у че­ ловека, но и у любого учреждения. Юбилей Липецкого металлургического колледжа — хороший повод вспомнить прошлое. — Начнем с главного: с открытия в, Ли­ пецке в 1929 году индустриального технику­ ма. Тогда впервые за парты сели 53 курсан­ та — так раньше называли студентов. Через год учебное заведение было переименовано в горно-мета.плургический техникум. А спус­ тя пять лет наши первые выпускники встали у станков в цехах Новолипецкого метал.аур- гического комбината, в строительстве кото­ рого активно участвовали. Рос завод — раз­ вивался и техникум, появлялись новые спе­ циальности... Суровые коррективы в его жизнь внесла Великая Отечественная война. Коллектив пережил и эвакуацию, и разрушение мате­ риальной базы, и потерю исторических архи­ вов. На фронт в те годы ушли более 100 че­ ловек, а вернулись — 19... Но люди не падали духом, по крупице восстанавливали утерянное. В 50-е годы от техникума отпочковались несколько учебных заведений. Большим поворотом в судьбе техникума стали 90-е годы, начало реформ. Новое вре­ мя, новые требования к специалистам. Став­ ка — на подготовку младших инженеров по усложненным программам обучения. Техни­ кум на западный манер переименовывают в колледж. Хотя до сих пор новая система под­ готовки кадров не получила серьезной под­ держки со ст ор оны г о с у д а р- ства. И у м и н и с т ­ ров, и у руководи- т е л е й предпри ­ ятий мно­ го вопро­ сов отно­ сительно с т а т у с а таких спе- ци ал и с - тов,.,, ,, "— Тра­ диционно Линецкин металлур­ гический техникум г о т о в и л к а д р ы для тако­ го гиганта, как АО «НЛМК». Сегодня ситу­ ация в сфере производства оставляет же­ лать лучшего. Как это отражается на ваших воспитанниках? — За 70 лет колледж подготовил 22,5 ты­ сячи специалистов. Многие из них трудятся на комбинате. Конечно, сегодня уже нет сто­ процентного распределения- на НЛМК. Но есть нормальные, деловые отношения с его руководством и помощь в трудоустройстве и организации практики учащихся. Мы гото­ вим высококлассных специалистов. Многие мои коллеги — преподаватели высшей кате­ гории с 20-30-летним опытом работы. Слава Богу, молодежь не обходит техникум сторо­ ной. У нас сохраняется конкурс даже на та­ кие «непрестижные» специальности, как до­ менщик, сталевар, коксохимик... Мы не спешим коммерциализироваться. Бесплатное обучение по семи специальностям на базе 9 классов — в наше время это, по- моему, неплохо. —О чем сегодня мечтает «рулевой» кол­ леджа? — Хочется, чтобы в стране был наконец порядок, а наши специалисты были востре­ бованы и имели нормальные условия для жиз­ ни. А коллектив колледжа, я убежден, будет продолжать дело «огня и металла» и в XXI веке. Беседу записала Елена ТАРАВКОВА. На сним ках : участники р е ги он а л ь ­ ного конкур са «Преподаватель года - 99» с р е д и п ед а го го в с р е д н и х п р оф е с ­ сиональных учебных з а в ед ени и метал­ л ур гич е ско го проф иля ; директор м е ­ т аллургического кол л едж а Николай Разворотнев. Юбилей детского уч­ реждения — это всегда не­ ожиданные встречи и от­ крытия. Особенно если это праздник в городском Доме творчества учащихся, ко­ торый многим поколениям липчан памятен как Дом пионеров на улице Ленина. В созданном в 1925 году пионерском клубе первона­ чально работали только два кружка. Но уже проводи­ лись и литературно-худо­ жественные вечера, и пио­ нерские семинары. Наш Дом не прекращал работу даже в годы Вели­ кой Отечественной войны. Встречи с фронтовиками, пионерские костры, опера­ ции по сбору теплых вещей для отправки на фронт, концерты в госпиталях... Сколько радости дарили людям, ненадолго вырвав­ шимся из огня сражений, вы ступления ребят из бального, хорового и дра­ матического кружков! А дети, как вспомнила дирек­ тор тех лет Л .В. Миронен­ ко, чувствовали, что и они вносят свой малый вклад в гряду 1 цую победу. После войны Дом пио­ неров обретает новое поме­ щение на улице Ленина. Все больше воспитанников, кружков. И сегодня этот добрый Дом живет. Липча­ не приводят своих детей на занятия в клуб раннего эс­ тетического воспитания «Подсолнышки». А под­ растут малыши — и уже сами спешат в «Бизнес- школу», в педагогический класс, в клуб старшеклас­ сников, в ансамбль эстрад­ ного танца «Талисман», в вокально-инструменталь­ ную студию «Алые пару­ са», кружки рукоделия. К грядущему 75-летне- му юбилею Дом идёт боль­ шой дружной семьей — более 2000 детей и 76 пе­ дагогов. Но это только те, кто сейчас здесь хозяин Дома. А история хранит в памяти лица всех, кто вы­ рос здесь, кто работал ког­ да-то.'Чтобы сберечь па­ мять, у нас реализуется творческо-историческая программа «Портрет поко­ лений». В ней участвуют все кружки и коллективы, проходят всречи с бывши­ ми воспитанниками и педа­ гогами, выставки и концер­ ты. Приглашаем всех, кто любит и помнит наш Дом, принять участие в воссо­ здании его истории. И, ко­ нечно, на наш юбилей. Ольга КИСЛАЯ, директор городского Дома творчества учащихся. нако с точки зрения экономики в этом нет ничего страшного. Долги делают большинство стран мира, причем наши по сравнению с ними — копейки. Один только внутренний долг США превыша­ ет 6 триллионов долларов. И ничего — живут и процветают. Дело в том, что в большинстве стран существует отрабо­ танная система управления долгом. Все они интегрируются в аналогичную меж­ дународную систему, основанную на до­ ступности стран к различным видам дешевых заимствований. Страны берут новые кредиты, расплачиваются по ста­ рым, а сама долговая нагрузка в про­ центном отношении не растет. Это обес­ печивается ростом экономики доходов бюджетов, а также низкими процента­ ми, под которые берутся кредиты. Таким образом, пирамиды — не наше изобретение, С использованием такого принципа работают экономики даже са­ мых развитых стран. Разумеется, запад­ ные пирамиды — не чета пирамиде МММ, изначально направленной на ог­ рабление граждан. Заимствования точно просчитаны и обеспечены государственными гаранти­ ями. Эта система международных заим­ ствований прекрасно работает, но для того чтобы в ней участвовать, необхо­ димо одно небольшое условие — стране должны доверять. России доверяли до 17 августа прошлого года. Сейчас о Черномырдине принято говорить толь­ ко плохо. Надо признать, что у его правитель­ ства действительно было немало оши­ бок, однако он сумел решить важней­ шую проблему — добиться доверия за­ падных финансовых институтов. При Черномырдине Россия без проблем по­ лучала кредиты от международных фи­ нансовых организаций таких, как Меж­ дународный валютный фонд. Мировой банк. Европейский банк реконструкции и развития. Мы получали кредиты от государственных финансовых организа­ ций, частные западные банки станови­ лись в очередь, предлагая деньги на очень льготных условиях. Россия нача­ ла выпускать облигации на мировой рынок. Фактически нами были освоены псе доступные источники получения кредитов, что создавало громадное поле для маневра и выбора наиболее выгод­ ных источников. Выпуск ГКО был временной мерой, на которую правительство пошло для форсированного привлечения в экономи­ ку и банковскую систему финансо­ вых ресурсов. Не скажу, что это реше­ ние было идеальным — несовершенст­ во механизма контроля привело и к хищениям, и к элементарным спекуля­ циям. Однако резерв доверия позволял го­ сударству получать достаточные ресур­ сы для функционирования системы ГКО, которая после выполнения предназна­ ченной ей роли прекращала свое сущес­ твование. Страна могла плавно перейти к другим, более продвинутым и управ­ ляемым схемам заимствований, для чего в начале 1998 года начала создаваться цивилизованная система управления долгами, полностью соответствовавпшя мировым стандартам. Однако она так и не была создана. Благодаря не очень дальновидному решению президента, Черномырдина сменил неопытный Ки­ риенко, который просто не справился с финансовой махиной, доставшейся ему в наследство. Кириенко предпочел не заниматься долговой высшей математи­ кой, а просто объявить дефолт. После краха 17 августа Россия потеряла льгот­ ный доступ к дешевым кредитам. «Ки­ нув», по выражению Чубайса, мировое финансовое сообщество, правительство Кириенко в одночасье разрушило то, что предыдущее правительство строило го­ дами — доверие к нам. И очень печаль­ но, что провал, порожденный собствен­ ным непрофессионализмом, некоторые «молодые реформаторы» теперь вменя­ ют в вину Черномырдину. Крах пира­ миды ГКО вовсе не был неизбежным. Если бы стратегическая программа правительства Черномырдина была ре­ ализована до конца, страна никогда бы не пережила позора кириенковского де­ фолта. Конечно, это сейчас никак не­ льзя доказать. Но любой непредвзятый экономист, знающий долговую кухню, подтвердит вам, что объемы финансо­ вых средств, задействованных в ГКО и прочих государственных обязатель­ ствах, составляли незначительную долю для столь масштабной экономи­ ки, как российская. И при грамотном управлении долги ГКО остались бы только незначительным эпизодом в формировании рыночной экономики России, а не стали бы причиной траге­ дии и разорения десятков тысяч лю­ дей. Теперь нам долго придется вос­ станавливать потерянное доверие. На­ деюсь, что нам все же это удастся, если столь деликатной сферой, как между­ народные финансы, все же будут за­ ниматься профессионалы. А вас, доро­ гие читатели, прошу: не надо винить в крупнейшем финансовом провале пос­ леднего времени Черномырдина. На верное, если поискать, у него найдет ся немало грехов. Что же касается провала, то тут он совершенно ни при чем. А. ЛЕБЕДЕВ, председатель НаЕщонального резервного банка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz