Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

№ 1 (8 ) 2 февраля 1999 г. О Г Н И КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА аРАХОВАНИЕ от НЕСЧАШЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДаВЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ - НОВАЯ ФУНКЦИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО ПРАХОВАНИЯ 24 июля 1998 г. принят Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчаст­ ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который дополняет действующую сис­ тему социального страхования новым видом —обя­ зательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­ леваний, согласно которому обязанности по выпла­ там в возмещение вреда гражданам передаются от работодателей единому страховщику—Фонду соци­ ального страхования Российской Федерации, и бу­ дут производиться за счет страховых взносов, упла­ чиваемых работодателями по тарифам, дифферен­ цированным по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Сбор страхо­ вых взносов и назначение пострадавщим выплат в возмещение вреда будут осуществляться исполни­ тельными органами Фонда. В связи с этим мы попросили прокомментировать ряд проблем, касающихся возмещения вреда потер­ певшим заместителя управляющего Липецким реги­ ональным отделением Фонда социального страхова­ ния Российской Федерации Валентину Ивановну Иноземцеву . Чем вызвана необходимость ПРИНЯТИЯ нового закона? Федеральный закон призван обеспечить реаль­ ную защиту лиц, пострадавших ОТ несчастных случа­ ев на производстве или в результате профессиональ­ ных заболеваний. Дело в том, что в условиях рыночной экономики осно&ной проблемой пострадавших граждан является , отсутствие практической возможности получить воз- _ мещение причиненного им вреда при ликвидации ор- •“ ганизации — причинителя вреда без правопреем- ника. ^ В последнее время в связи с убыточностью, бан­ кротствами и ликвидацией большого числа предпри­ ятий, организаций резко возросли нарушения зако­ нодательства о возмещении вреда здоровью потер­ певшим. Здесь и задержки в выплатах, сокращение или прекращение выплат сумм возмещения вреда, неправильное исчисление размера возмещения, не­ выплаты дополнительных расходов и т.д. Принятый Федеральный закон гарантирует соци­ альную защиту пострадавших на производстве-не­ зависимо от финансового положения работодателя, снимает противоречия и споры между работником и работодателем по вопросам возмещения вреда, при­ чиненного здоровью работника при выполнении им трудовых обязанностей. К а к будут осуществляться выплаты потерпевшим с у м м и за сче т каких источников? Федеральный закон от 24 июля 1998 г. изменил существующую систему урегулирования правоотно­ шений по возмещению вреда, причиненного работ­ никам, связанным с исполнением ими трудовых обя­ занностей, непосредственным причинителем этого вреда (работодателем) на страховые правоотноше­ ния путем придания Фонду социального страхова­ ния статуса страховщика, который будет произво­ дить возмещение вреда. Работодатели обязаны будут производить плате­ жи на социальное страхование от несчастных случа­ ев на производстве и профессиональных заболева­ ний. Принципиально новой в Федеральном законе является норма об обязательном страховании от не­ счастных случаев. Необходимо отметить, что работодатели обяза­ ны: — регистрироваться в региональном отделении Фонда социального страхования в качестве страхо­ вателя, это так же обязательно, как и регистрация в налоговой инспекции; — начислять и перечислять страховые взносы. Выплаты в возмещение вреда будут производить­ ся за счет средств социального страхования через бухгалтерию работодателя, если пострадавший со­ хранил с ним трудовые отношения. Лица, прекратив­ шие работу на предприятии — причинителе вреда и граждане, имеющие право на возмещение вреда в связи со смертью пострадавшего, будут получать страховые выплаты от регионального отделения Фон­ да социального страхования через почтовые отделе­ ния или путем зачисления этих сумм на счет в банке. На ко го б удет распространяться д ействие панно го закона? Согласно Федеральному закону обязательному со­ циальному страхованию от несчастных случаев на про­ изводстве и профессиональных заболеваний подле­ жат; —физические лица, выполняющие работу на ос­ новании трудового договора (контракта), заключен­ ного со страхователем; —лица, работающие по гражданско-правовым до­ говорам (при условии, что в договоре зафиксирова­ но, что страхователь обязан уплачивать страховые взносы по данному договору); —физические лица, осужденные к лишению сво­ боды и привлекаемые к труду страхователем. Если сравнить круг физических лиц, на которых распространяется Федеральный закон от 24 июля 1998 г. с перечнем лиц, указанных в «Правилах воз­ мещения работодателями вреда, причиненного ра­ ботникам увечьем, профессиональным заболевани­ ем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» от 24 декабря 1992 г., то в него не входят члены колхозов и других кооперативов. Отсюда вывод, что споры чле­ нов колхозов и других кооперативов о возмещении причиненного им вреда разрешаются судами в-граж­ данском порядке. Но если член кооператива работа­ ет в своем кооперативе по трудовому договору, воз­ мещение производится на общих основаниях; так как он подлежит обязательному социальному страхова­ нию от несчастных Случаев на производстве и про­ фессиональных заболеваний. К акйе виды обеспечения будут осуществляться по э т о м у закону и сохранятся ли за потерпевшим прежние выплаты? За пострадавшим сохраняется уровень обеспе­ чения, виды й размеры компенсаций в возмещение вреда, которые им положены в настоящее время в соответствии с действующим законодательством. По новому закону, если сказать коротко, то обес­ печение страхования за счет средств на обязатель­ ное социальное страхование будет осуществляться в виде: —пособий по временной нетрудоспособности по страховым случаям (травмы на производстве, проф­ заболевание); —единовременных ежемесячных страховых выплат .(если по заключению учреждения медико-социаль­ ной экспертйзы (МСЭ) результатом наступления страхового случая стала: утрата работником про­ фессиональной трудоспособности, смерть застрахо­ ванного От несчастного случая); —дополнительных расходов, связанных с повреж­ дением здоровья пострадавшего. Когда вступает в действие Федеральный закон? Следует подчеркнуть, что Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчаст­ ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» вступит в силу только после приня­ тия отдельного Федерального закона, который оп­ ределит дифференцированные страховые тарифы на эти цели. Со дня вступления в силу Федерального закона страхователи обязаны будут в короткий срок (10 дней) передать региональному отделению пол­ ностью укомплектованные и готовые к приему-пере­ даче личные (учетные) дела лиц, имеющих право на возмещение вреда. Но уже сейчас региональным от­ делением Фонда социального страхования проводит­ ся большая подготовительная работа. В частности, во исполнение статьи 27 Закона уже сейчас проводится предварительная регистрация страхователей; учет лиц, имеющих право на получе­ ние страховых выплат; прием от страхователей све­ дений о пострадавших от несчастных случаев на про­ изводстве и профессиональных заболеваний. Работники регионального отделения Фонда соци­ ального страхования проверяют на предприятиях личные (учетные) дела лиц, получающих в настоящее время в соответствии с законодательством возме­ щение вреда, наличие необходимых, требуемых за­ конодательством, документов, правильность расче­ тов сумм в возмещение вреда. К сожалению, проверки показали, что около 60% личных дел не готовы к передаче. И время до вступ­ ления в силу Федерального закона необходимо ис­ пользовать для полного сбора документов. И в связи с этим хочу обратиться не только к руководителям предприятий и организаций, которые по закону обя­ заны собирать и представлять региональному отде­ лению, за свой счет, все необходимые документы, но и к тем лицам, которые сейчас получают суммы в возмещение вреда. Посмотрите у работодателя-при- чинителя вреда свое личное дело, все ли там доку­ менты. К акие ж е документы должны быть в личном деле? I. В деле потерпевш е го от несчастного слу ­ чая на производстве или профессионального заболевания должны быть следующие докум ен ­ ты , под тверждающ ие право на получение вы­ плат в во зм ещ ение вреда: 1. Заявление потерпевшего о возмещении вреда. 2. Заявление потерпевшего об избранном спосо­ бе возмещения вреда (по почте, на лицевой счет в банке), содержащее следующие данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, паспортные дан­ ные, почтовый индекс и адрес места жительства, номер лицевого счета вклада и реквизиты банка. 3. Акт о несчастном случае на производстве (фор­ ма Н-1) либо документы, подтверждающие вину ра­ ботодателя, или решение суда. Заключение государ­ ственного инспектора по охране труда либо иного должностного лица органа, осуществляющего кон­ троль и надзор за соблюдением норм и правил по охране труда и трудового законодательства. 4. Заключение МСЭК (ВТЭК) о степени утраты профессиональной трудоспособности и в соответ­ ствующих случаях —о нуждаемости потерпевшего в дополнительных видах помощи. 5. Заключение профсоюзного комитета организа­ ции или иного уполномоченного работниками пред­ ставительного органа при определении степени вины потерпевшего. 6. Справка о ежемесячном заработке потерпев­ шего. 7. Приказ (копия). о первичном назначении возмещения вреда; о перерасчете платежей в возмещение вреда; об индексации сумм возмещения вреда. 8. Сведения о дате последней выплаты в возме­ щение вреда, сумме и переводе задолженности и выплат. II. Д ело потерпевш е го о во зм ещ ении вреда в связи с потерей кормильца включает следую ­ щ ие документы : Т. Акт о несчастном случае на производстве (фор­ ма Н-1) либо указанные выше документы. 2. Заявление (я) от лиц, имеющих право на воз­ мещение вреда, написанное индивидуально или кол­ лективно, в произвольной форме или в виде исково­ го заявления. 3. Справка о ежемесячном заработке потерпев­ шего (погибшего кормильца) либо сведения о зара­ ботке г 1 0 терпевшег.о за двенадцать месяцев, пред­ шествующих -.нёсчастному случаю, за иной период, установленный законодательством. 4. Копия свидетельства о смерти кормильца, вы­ данного органом записи актов гражданского состоя­ ния (ЗАГС). 5. Справка жилищно-эксплуатационного органа или органа местного самоуправления о составе семьи умершего, в том числе находившихся на его ижди­ вении, либо заверенная копия соответствующего решения суда. 6. Справка жилищно-эксплуатационного органа или органа местного самоуправления, подтвержда­ ющая, что член семьи умершего нигде не работает и осуществляет уход за детьми (братьями, сестрами или внуками) умершего, не достигшими 14 лет либо достигшими указанного возраста, но, по заключению медицинских учреждений, признанными нуждающи­ мися по состоянию здоровья в постоянном уходе. 7. Справка очного образовательного учреждения, представляемая обучающимися в возрасте от 18 до 23 лет (представляется за месяц до исполнения 18 лет, а затем один раз в год). 8. Копия свидетельства о рождении ребенка. 9. Справка о назначении пенсии (копия пенсион­ ной книжки, документ, подтверждающий нетрудо­ способность). 10. Приказ (копия): о первичном назначении возмещения причинен­ ного вреда; о перерасчете платежей в возмещение вреда; об индексации сумм возмещения вреда. 11. Приказ (копия) о прекращении выплат в свя­ зи со смертью получателя. 12. Документы о погибшем кормильце и лицах, имеющих право на возмещение вреда, содержащие фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, пас­ портные данные, почтовый индекс и адрес места жительства. 13. Заявления лиц, имеющих право на возмеще­ ние вреда об избранном способе возмещения вре­ да (по почте, на лицевой счет в банке), содержащие следующие данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, паспортные данные, почтовый индекс и адрес места жительства, номер лицевого счета вклада и реквизиты банка. 14. Сведения о дате последней выплаты в возме­ щение вреда лицам, имеющим право на возмеще­ ние вреда, сумме и периоде задолженности выплат. Как видно из изложенного, даже на этапе подго­ товительной работы перед региональным отделени­ ем Фонда социального страхования РФ стоят объ­ емные и сложныё задачи, от решения которых в боль­ шой степени зависит своевременное введение и ус­ пешное функционирование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz