Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

к в а с н о й р е п о р т а ж МАСЛО МАСЛЯНОЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ВОЛОГОДСКИЕ МАСЛОДЕЛЫ ОТСТАИВАЮТ ЧЕСТЬ СВОЕЙ МАРКИ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО Вот вед 1 г порадокс: доже в Во­ логде, столице знаменитого рус­ ского масло, нет отбоя от за­ морского моргарина «РАМА». По рокрвой случайности сто с небольшим’ г(^т нозад рецепт «Вологодского» мосла родился в жесткой борьбе с маргаринами. Старший брот известного миру худОжника-баТалиста Николой Верещогин в середине шестиде­ сятых годов прошлого века от- провился изучать мосло- и сыро­ делие в Швейцарию. Именно он открыл в России первую школу молочного хозяйства, распро­ странил секреты отборных сор­ тов масел и сыров, оргонизовол их производство, сбыт на внут­ реннем рынке и за границей. А привезенный из швейцарской Голштинии рецепт приготовления масла стал самым фирменным: вологодским! «Вологодское масло» - не бо­ лее чем понятие, ГОСТ: изготав­ ливается из высококачественного сырья, сливок, пастеризованных при высакой температуре (до ! 15 градусов), содержание жира в го­ товом продукте - 82 процента (для сравнения: в распространен­ ном «Крестьянском» - 72,5). В об­ щем, это самое масляное масло. - Оно имеет вкус высокой па­ стеризации, - пыталось передать мне словами отличительные осо­ бенности «Вологодского» началь­ ник производственной лаборато­ рии Шекснинского маслозавода Людмила Якушенко. Гурманы же утверждают, что его аромох коленых орехов не спутаешь ни с чем. Главный сек- ррт - в корова)^. Это мосло можно назвать се­ зонным: только летние травы от- додут свой дух и цвет молоку, что скажется и на Масле. Зимой будет в рационе, .молочных коров се­ наж, силос,' и про масло «Воло­ годское» гк(^дется забыть до сле­ дующего июня - в молоко приме­ шивают много посторонних, лиш­ них запохоУ Потому и срок хра­ нения масла не более тридцати суток. А ронее уже спустя десять дней со дн!| реализации меняли этикетку «Вологодского» на «Мас­ ло несоленое»: жирное-то жир­ ное, но аромата,уже не было. Мастерство, вологодских мас­ лоделов оценивали грамотами, знаками, наградоми на самых престижных выставках. Шекснин- ские маслоделы привозили их из Чехии, Германии, Венгрии. И по сию пору но л1Абой ярмарке «Во­ логодскому» маслу всегда «золо­ то» достается. Как это случилось и но последней ярмарке «Россий­ ский фермер», котсюая проходи­ ла в Санкт-Г1етербурге, откуда привезли вологодские мослоделы награду. Но если только к кождому партийному съезду заказывали шекснинцам по 2.000 бочонков мосла, а в год выпускали до тыся­ чи тонн, то сейчос - меньше ста килограммов. - Вырабатываем «Вологод­ ское», когдо нет спроса но цель­ ное сырье, - с горечью констати­ рует директор Шекснинского маслозаводо Зинаида Сарапухи- на. - Делаем, чтобы совсем вкус не забыть. На производство одного кило­ грамма масло требуется до 25 литров молока, причем самого качественного. Этот маслозовод работает только с хозяйствами своего района, их 16, и чостника- ми. Тем «живые» деньги нужны. А значит, едут в области и районы столичные скупщики качественно­ го молока. И как это было в про- щлом году, перебьют местные це­ ны более высокими. Сейчас отпу­ скная цена «Вологодского» мосла пока в пределах восьмидесяти рублей за килограмм. Плюс упа­ ковке - фасуется в керамические или цельноточенные деревянные бочонки. В магазинах облости де­ шевле 130 рублей за килограм­ мовый бочонок не купить. А кто на такой супер-продукт позарится при нынешней нищете? Один из предпринимателей увез 20 кг мосла в Санкт-Петербург. Прода­ вал две недели, так как покупали громмов по 100-200... Как рассказыволи в Шексне, предлагают столичные предпри­ ниматели мослозаводу закупать у них дещевые сорта масел и, при­ ляпав марки, продавать: все одно - народ, прикормленный импорт­ ным моргорином, ничего не запо­ дозрит. На подлог не пошли. Вы­ брали другой путь. Для начала в облости решили узаконить право использовать торговую марку «Вологодское мосло» по месту его производст­ во. Процедура эта хлопотная. Шекснинские маслоделы потра­ тили на оформление и получение всех документов два года. В ре­ зультате Торговая палата област­ ной администрации разрешила на законных основаниях произ­ водить и продавать «Вологод­ ское» масло трем предприятиям: АО «Шекснинский маслозавод», АО «Вологодский молочный ком­ бинат» и учебно-опытный завод Вологодской государственной молочно-хозяйственной окадемии им. Н.Верещагина. Еще несколь­ ко лет назад, возмущоясь рек­ ламными трюками импортных маргаринщиков, заговорили об объединении усилий. Сейчас ак­ ционерное общество «Вологод­ ский маслодел», созданное на паях с государством в лице обло- стной администрации, стало ре­ альностью. Пока оно объединило пять предприятий-маслоделов и уже зарегистрировалось. В пло- нох вологодских маслоделов - от­ стаивать прово на существова­ ние уникального масла, введя единую маркировку, упаковку, рынок сбыта. Сравнивать маслоделам есть с чем. В начале века только вок­ руг Череповца работало порядка 120 маслозаводов. На Вологод­ чине производилось до 12 тысяч тонн масла, до 8 тонн вывози­ лось за границу. Обратно везли «золото». Кстати, тогда еще в ре­ кламных трюках называли торгов­ цы вологодский продукт француз­ ским маслом. В конце столетия Европа везет свое масло к нам, «обзывая» его русскими именами и увозя домой валюту. Елена ЖИБОРТ. Вологодская область. Фото Андрея Кудряшова. НЕВЫЕЗАНОИ«ФОЛЬКСВАГЕН» НОВЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ САНКЦИИ МОСКВЫ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ОТДАЛЯЮТ КАЛИНИНГРАД ОТ ОСТАЛЬНОЙ РОССИИ Если где и сбылась стородав- няя мечта советского, а затем и российского человека о собствен­ ных колесах, так это в Калинин­ градской области. В регионе но 1.000 человек приходится 400 лег­ ковушек. Это результат налоговых льгот, полученных благодаря осо­ бому экономическому статусу об­ ласти. Объявления в местных газе­ тах вызывают светлую грусть у приезжего соотечественника: ино­ марку в неплохом состоянии мож­ но купить по весьма и весьма уме­ ренным ценам. Торг почти всегда уместен. Но не спешите завидовать. Еще в июле правительство России приняло постановление, согласно которому калининградцы должны внести залог, выезжая на материк но иномарке, растаможенной только «но область». Залог исчис­ ляется из расчета 0,85 евро за ку­ бический сантиметр. Это может означать 1,5-2 тысячи долларов США. Сама процедура довольно утомительна. Это два визита но таможню и два - в бонк. Вернув­ шись в область, автолюбитель обязан предъявить машину в тече­ ние двух недель. Ина­ че таможня будет иметь . право продер­ жать деньги на своем счету эдок с годик. - Мы все больше чувствуем себя какой- то зоморской террито­ рией России, - роздро- женно говорит житель областного центра, работник автосервиса Андрей Лагутин, Доса­ да его понятно: он плонировал с женой и детьми погостить у РЧ' юдственников в Нечерноземье. 1тобы поехать туда на иномарке, он должен оставить в уполномо­ ченном таможней банке 1,5 тыся­ чи долларов. Таких денег у него нет. Конечно, друзья одолжат, но настроение сильно подпорчено. - 1Нам фактически чинят препят­ ствия для выезда на родину. При этом я могу зопросто и без всяких залогов сгонять в Польшу или Лит­ ву - там туристам только роды. Золог - ощутимый удар для ка­ лининградцев. А пока есть надеж­ да, что иаорией заинтересуется Конституционный суд: ведь люди покуполи льготные иномарки по закону, и не рассчитывали, что им когда-то придется оставлять на границе большие деньги. Конечно, при рыночной эконо­ мике льготы - всегда уродство. Но рыночной экономики у нас пока нет. Есть у нас единственная в своем роде и при этом нищая Ка­ лининградская область: уровень жизни здесь один из самых низких в стране. Так что вопрос о льго­ тах - скорее политический. Александр ТЕЕ1ЛЮК. КАЛИНИНГРАД. конкурс; ПЕРЛЫшки КАЕиПИРОВСКИХ- вПРАВИТЕЛЬСТВО! Своеобразно попытался оправдать собственное суще­ ствование в правительстве министр па антимонопальной политике и поддержке предпринимательства Илья ЮЖА­ НОВ: «Мы оказываем постоянный психологический прессинг на продавцов, производителей и оптовиков, чтобы не допустить необоснованных скачков цен на бензин». Р,5. Судя по тому, как быстро и неотвратимо дорожа­ ет бензин но бензоколонках, вы, господин министр, явно не Кашпировский. Может быть, попробовать иные мето- ^^ы? Л Ю)) М Е С Т О С О Б Ы Т И Я ПСКОВ; КЛЮКВА БУДЕТ РАЗВЕСИСТОЙ Псковская область наме­ рена приступить к выращи­ ванию клюквы по американ­ ской технологии. Таков итог визита сенаторов из штата Массачусетс, договоривших­ ся с администрацией облас­ ти о культивировании в реги­ оне крупноплодной (около 2,5 см в диаметре) клюквы. По американской техноло­ гии уже выращивается клюк­ ва в Беларуссии, где ее уро ­ жайность составляет до 23 (!) килограммов на квадрат­ ный метр. В псковском хо­ зяйстве «Приозерное» со следующего года начнется посадка ягод этого сорта. Юрий МОИСЕЕНКО. ВОЛОГДА; ИРКУТСК; КУДА ИСЧЕЗЛА ВАЛЮТА? Белозерские рыбаки по­ пали под око вологодской таможни. Причина: невоз­ врат государству 45 тысяч долларов валютной выручки. По этому факту Вологодская таможня и возбудила уго­ ловное дело. Богатое рыбой Белое озеро привлекает многих отечественных и зарубежных покупателей. Так, филе су­ дака с удовольствием заку­ пают Нидерланды. Елена ЖИБОРТ. САРАТОВ; ПРОТИВ ЛОМА ЕСТЬ ПРИЕМЫ! По решению саратовско­ го Совето безопасности на всей территории области запрещена любая деятель­ ность по обороту лома цвет­ ных и черных металлов, за­ крыты пункты его приема и прекращен вывоз в другие регионы. Областное мини­ стерство промышленности будет лицензировать ком­ мерсантов по ходатайствам глав районных администра­ ций. Радикальные меры вы­ званы небывалым вандализ­ мом - на Воскресенском кладбище, например, раз­ граблены все памятники из­ вестных людей. Елена КОМАРОВА. АРБИТРЫ ТРЕБУЮТ ПЕНСИЮ в Арбитражном суде Ир кутской области накопилось более 160 исков на непла­ тельщиков Пен сионно го фонда. К жесткому ра згово ­ ру с должниками отделение П енсионно го фонда под ­ толкнули грядущие индекса­ ции: 15 процентов с 1 нояб­ ря и столько же - с 1 февра­ ля будущего года. П о ка свои жалкие крохи старики получают день в день, но общий долг достиг уже 5 миллиардов рублей. 30 про ­ центов из этой суммы прихо­ дится на такие крупные предприятия, как «Востсиб- уголь», «Саянскхимпром» и Ангарская нефтехимическая компания. ЗАЙМЕМСЯ САМОЛЕЧЕНИЕМ За два года доля отечест­ венных препаратов в апте­ ках Иркутской области уве­ личилась с 30 до 50 процен­ тов. О б этом на днях сооб ­ щила председатель Комите­ та по фармацевтической де­ ятельности Голина Матула. После нескольких лет про­ стоя начал работать Усоль- ский химфармкомбинат. Почти 30 наименований из натурального сырья - шипов­ ника, чаги, валерианы, эле­ утерококка - стола выпус­ кать сегодня ангарская фаб­ рика. Владимир МЕДВЕДЕВ. ЧЕЛЯБИНСК; «ЕЛЕНА» БЬЕТ РЕКОРДЫ На Челябинском хлебо­ комбинате № 1 начат вы­ пуск хлеба «Елена», который выпекается из муки с добав­ лением витаминно-мине­ ральной добавки фортамин. В ее состав входят железо, фолиевая кислота, в кото­ рых особенно нуждаются беременные женщины и де­ ти. По мнению специалистов, новый хлеб активизирует об ­ мен веществ. Сергей СМИРНОВ. КАК ЭТО ДЕ ЛА Е ТСЯ ФОКУСЫ с НЕФТЬЮ; ЛОВКОСТЬ РУК И НИКАКИХ НАЛОГОВ НА ПРИМЕРЕ ГЛАВЫ «ЮКОСА» МИХАИЛА ХОДОРКОВСКОГО МОЖНО ИЗДАТЬ ПОСОБИЕ ПО «ОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВА С НОСОМ» То, что происходит сегодня в российском топливном компле­ ксе, сновО' наводит на мысль о том, как выгоден некоторым особо оборотистым деятелям шум вокруг новой чеченской компании. Поко первые полосы газет и добрая половина теле­ новостей заняты репортажами с Севернрг.о Ковказо, в «неф­ тянке» зсА<анчивается другая война - без бомбежек и терак­ тов, но едва ли не столь же фа­ тальная для России. Это война 30 нефть,, вййно, в которой гловную роль'игроют не стро- теги и бойцы, о откровенные и беззастенчивые мародеры, В ней-то наше Отечество терпит одно пора;1<ение зо другим. Рост цен на бензин - всего лишь наиболее явное из пос­ ледствий .нефтяного кризиса. Другие - более серьезные ■ по мнению специалистов еще впе­ реди. Вот йх не совсем полный список: уУрато государством какого бы то ни было контроля над нефтяной'отраслью, пере­ качка прибылей от нефтедобы­ чи за рубеж, существенное па­ дение уровня самой добычи и производства нефтепродуктов, крох бюджетной и социальной политики тех регионов, чье фи- нонсировоние основано исклю­ чительно на доходах от нефти. Вот кок, нопример, обстоят дела на одном из «фронтов» тихой нефтяной войны. Михаил Ходорковский,'* еще недавно входивший в список пяти самых влиятельных российских олигар­ хов, сегодня сосредоточился на нефтяной составляющей своей империи. Его группе принадле­ жат две крупные нефтяные структуры - ОАО «Юкос» и ОАО НК «ВНК». «Юкос» пред­ ставляет собой вторую компа­ нию в России ^по уровню добы­ чи нефти (пер$оя - «ЛУКОЙЛ»), «Восточная- Нефтяная Компа­ ния» (по данным журнале «Экс­ перт») по рыночной стоимости входит в десятку крупнейших российских компаний. Купив ту и .другую в период 995 по 19’9 / гг,, Ходорков­ ский за два прешедших года не вложил в них и трети от тех объемов инвестиций, которыми была обусловлена продожо го­ сударством этих компаний, зато получил не только колоссаль­ ные прибыли от нефтедобычи, но и уникольную возможность рассовать огромную акционер­ ную (около трети акций в одной из компаний - все еще принад­ лежит государству) собствен­ ность по своим карманом ток, что скоро уже ничего из умело спрятанного вернуть будет не­ возможно. При этом сом быв­ ший олигарх формально вроде бы не имеет к этим фокусам ни­ какого отношения. Иток, посмотрим, кому при- нодлежат основные составляю­ щие двух российских нефтяных компаний - «Юкоса» и «ВНК» - после двух лет упровления ими группой Ходорковского «Юкос- Роспром». 51 процент голосующих ак­ ций ОАО «Самаранефтегаз» были проданы зарубежным оффшорным компаниям: М.О.О. (Британские Вирджин­ ские острова); «Раг1оп» (Кипр); «5едцеп)1а1 Но1с11пд5» (Кипр) - по 17 процентов акций каждой. 51 процент голосующих ак­ ций ОАО «Юганскнефтегоз» были проданы зарубежным оффшорным компаниям: (мес­ торасположение неизвестно); «Тгеп(оп» (Маршалловы остро­ ва); «ВЬхоп» (остров Тортуга) - по 17 процентов акций кождой. 51 процент голосующих акций ОАО «Томскнефть» были прода­ ны зарубежным оффшорным компаниям: первоначально кипр­ ским - «СНеНИа» - 15 процентов; «Мол(екКо» - 18 процентов; «5ад1топ» - 18 процентов, в не­ стоящее время; «Веуе1Ие» (Кипр) - 17 процентов; «Моп!соп» (Кипр) - 16 процентов; «М1с1а5» ((британ­ ские Вирджинские астрова) - 18 процентов, 51 процент голосующих ак­ ций акционерных обществ: «Ачинский НПЗ», «Томскнефте- продукт», «Новосибирскнефте- продукт», «Хакоснефтепродукт», «Томскнефтегеофизика» были проданы зарубежным оффшор­ ным компаниям: кипрским «СЬеНКа», «Моп1ек!(о», «5ад!тап». Так значит, и сом «Юкос», и «ВНК» довно уже не россий­ ские, о кипрские компании? «Да нет же, - возмутится любой из руководителей «Роспрома», - в той и другой структуре есть доля мелких и средних отечест­ венных инвесторов, а в «ВНК» имеется и солидная доля госу­ дарственного акционерного ка­ питала. И будет прав - доли та­ кие есть. Однако сегодня за ни­ ми почти уже ничего не стоит. Ни реальной собственности, ни нефти как таковой. Потому что второй «фокус» Михаила Хо- дорковското с активами этих компаний состоял именно в уводе этих активов сначала в специально созданные ЗАО, а потом в такие же кипрские и другие безналоговые «ловки». Только за прошлый год, сог­ ласно официальному балансу ОАО «Томскнефть» ВНК, ее ос­ новные фонды сократились поч­ ти на 12 процентов. Это озно- чоет примерно следующее - в специально созданные ЗАО в уплоту учредительного взносо было передано имущество са­ мых рентабельных месторожде­ ний, о потом контрольные паке­ ты упомянутых ЗАО отошли не­ ким оффшорным структурам за символические суммы (или не символические, но погашенные векселями со сроком оплаты через 5-10 лет). По отчетам ОАО «Соморо- нефтегаз», ОАО «Юганскнеф­ тегаз» и ОАО «Томскнефть», предстовленным в ФК1ДБ, акции ЗАО, в которые были переданы наиболее ликвидные активы лучших месторождений, были проданы компаниям, не имею­ щим отношения ни к «Юкосу», ни к «ВНК». Кто стал обладателем этих покетов акций - неизвестно. 14звестно только, что акции ЗАО, ранее принадлежавшие «СНГ» и «ЮНГ», были продоны в IV квартале 1998 года (то есть до одобрения организации ЗАО нашумевшим мартовским Об­ щим собранием окционеров), а акции ЗАО, созданные на базе имущества «Томскнефти», - в июне этого годо. То есть ни у го­ сударство, ни у держателей мелких покетов доже не спроси­ ли согласия на продажу. По слухам, деятельностью «Роспрома» заинтересовалась Счетная палата и начало свое собственное расследование, да только поднаторевший на тасовке акций и других активов «фокусник» Ходорковский но время проверки предоставит любые документы - и что акции вернул, и что от продажи лик­ видного имущества прибыль по­ лучена. Но то, что «Юкос» ста­ ла давно виртуальной компани­ ей ни для кого не секрет, в том числе и для иностронных инве­ сторов. Сергей КОНСТАНТИНОВ. ТВ': ПРОЕКТЫ Ж Р АЕШСИМ 1 Ш НЕ 1 ИША' 1 Ъ КАК ЛИКИНСКИЙ АВТОЗАВОД ВЫИГРАЛ КОНКУРС НА ПОСТАВКУ ТЕХНИКИ В СТОЛИЦУ в переполненной электричке ‘«Москва - Петушки» сидящий напротив парень лет двадцати делился с окружающими своей радостью. В Ликино-Дулево, где он живет, объявил набор рабо­ чих автобусный завод, и ему снова предложили место но сборочном конвейере. Пока завод простоивол, парень каж­ дый день мотался в Москву, где устроился подсобным рабочим в какой-то турецкой строитель­ ной фирме. От турок по-русски слышал только одну фразу: «Би­ стро! Бистро!». Курил, не выпус- коя лопату из рук. Чуть россла- бился, турок показывал полец: один час не будет оплачен. К родным пенатам, как сооб­ щил внешний управляющий Ли- кинского автобусного завода Ни­ колай Адамов, до конца года возвратятся 200 рабочих из че­ тырех с половиной тысяч уволен­ ных два года нозад в связи с бан­ кротством предприятия. Набор объявлен, по его словам, под зоказ московского правительст­ ва на поставку Мосгортронсу 100 автобусов «ЛиАЗ-5256». Сделка оформлена распоря­ жением КЭрия Лужкова за N° 922 от 27 августа нынешне­ го года. Предприятию на про­ изводство названного количест­ ва машин выделяется 150 млн. руб. Около 30 млн. из этой сум­ мы уже перечислено. В советское время ликинцы отправляли в столицу ежегодно до двух тысяч машин. Однако с наступлением рыночной эпохи московские власти продукцией областного производителя ав­ тобусов интересоваться пере­ стали. Начали пересаживать го- рожон на турецкие «Мерседе­ сы». «Хозяин - барин, - отвечо- ли в Минтрансе на возражения ликинцев. - Что хочет, то и по­ купает. У министерства для при­ обретения отечественных авто­ бусов денег нет, а запретить Лужкову закупки по импорту мы не в силе». Поставки «ЛиАЗов» для Мос­ гортранса не предусмотрива- лись и в этом году. Под кредит консорциумо немецких бонков Москва намеревалась закупить в Венгрии 400 «Икарусов». И вот такой с Божьей помощью поворот. Что же заставило мо­ сковские влости развернуться в сторону отечественного произ­ водителя автобусов? Блогодорить ликинцам надо Его Величество кризис августа прошлого года. «Икорус», кото­ рый стоит свыше 130 тыс. долл.. и «Мерседес» зо 150 тыс. долл, при нынешнем курсе рубля для бюджета Москвы стели слиш­ ком накладны. По нынешним временам для столицы сойдет и «ЛиАЗ» за 60 тыс. долл, с дви- готелем фирмы «Катерпиллер», коробкой передач известнбй немецкой фирмы «Цанрад Ф а ­ брик» или СП «Фойт» Козан- ского моторостроитель­ ного объединения. «Ли­ АЗ» в такой компоновке, говорят на заводе, полу­ чается ничуть не хуже «Мерседеса». Дешево, мол, и сердито! Но Москве надо, что­ бы было еще и по-загра- ничному красиво. Поэто­ му контракт с Мосгор­ трансом на поставку 100 машин Ликинский авто­ бусный завод, по требо­ ванию Лужкова, подпи­ сал вместе с московским предприятием «Тушино- авто», занимающимся отверточной сборкой автобусов «Икорус». В Тушино «ЛиАЗы» будут приходить без облицовки салона, сидений и поруч­ ней. Зо эти «полуфабри­ каты» заводу сразу будут плотить только 45 проц. от его полной стоимости, о ос­ тальное - после того, как «Ту- шиноовто» передаст в москов­ ские автопарки автобусы с ком­ фортабельным салоном. Токого росчетливого поведе­ ния от потребителей на рынке транспортных услуг ЛиАЗ не ожидол. Старое руководство предприятия успокоилось на том, что за 40 лет завод приоб­ рел нетленный опыт производ­ ства городских овтобусов. Тем более что мощности на 8 тыс. машин в год, переданные госу­ дарством в пользование акцио­ нерам, ничуть не хуже европей­ ских. А что касается сбыта оте­ чественных автобусов, то он, считалось, будет обеспечен при любой конъюнктуре. - Мы же выпускаем социаль­ но взрывную продукцию! - уте­ шали себя отечественные про­ изводители. - Представляете, что будет, если население из-за нехватки транспортных средств не сможет добраться до места работы! Уже сегодня в России не хватает 30 тыс. машин боль­ шой вместимости. Интервалы движения на маршрутах из-за этого уже увеличены в три раза. А по данным ГИБДД, из 130 тысяч бегающих по доро­ гам России больших автобусов 40 тыс. давно пора списывать. Ток что без ликинских машин транспортникам никак не обой­ тись». В соответствии с «Феде­ ральной программой развития производства городских автобу­ сов, троллейбусов и трамваев в Российской Федерации до 2000 Не выложат 50 тыс. долл, зо большой автобус и занимаю­ щиеся извозом коммерческие структуры типа московского «Автолайна». Они ищут что-то среднее между «ЛиАЗом» и «Га­ зелью». Мошину поссажиров этак на 30. И скорее всего по­ ложат глаз на зиловский микро­ автобус на базе «Бычко», про­ года» семейство «ЛиАЗов» с подключением к их производст­ ву других заводов должно было прирастать по 22 тыс. машин ежегодно. Сейчас же в Ликино их делают от силы 35-40 овто­ бусов в месяц. На какой тронспорт населе­ ние пересодить, какого нанять извозчика, теперь решают гла­ вы администраций. А они поют не предусмотренные госудорст- венной прогроммой песни: «/Иерседес» - хорошо, «ЛиАЗ» - хорошо», о «Газели» - лучше!». Не тратя из бюджето ни копей­ ки, с такими машинами можно закрыть транспортную пробле­ му за счет самих пассажиров. В городах, в том же Ростове, но­ пример, организуют конкурс на обслуживание напряженных маршрутов среди желающих заниматься частным извозом. А этот покупатель ликинский авто­ бус, конечно, не возьмет. С точки зрения частного интереса симпатичней кажутся «Газели» и «позики». Их можно окупить за год, а дальше работоть на свой карман. Сгодится и бэушный автобус, из которого при ква­ лифицированном ремонте тоже можно «капусту хорошую ру­ бить». изводство которого сейчас раз­ ворачивается. Вместительные городские ав­ тобусы, как ни странно, стано­ вятся неудобными и для бюджет­ ных муниципальных организа­ ций, департаментов транспорта и эксплуатирующих организо- ций. По оценкам Минтранса, большие автобусы на 65-68 проц. забиты льготниками. А это весьма накладно для местных бюджетов. В результате, как ни возмущаются пенсионеры, а на дачных маршрутах все больше появляется юрких машин с ко­ варной табличкой в салоне: «Льготы не роспространяются». Коммерциализация автобус­ ного рынка, неоправдавшиеся надежды на традиционного по­ купателя и привели ЛиАЗ к бан­ кротству. При долге 600 млн. руб., зовод пока остается соб­ ственностью своих акционеров только юридически. А фактиче­ ски он уже давно принадлежит его кредитором. Внешний упро- вляющий Николай Адамов про­ являет незоурядные дипломати­ ческие способности, объясняя эту щекотливую ситуоцию ра­ бочим: - Побыли вы хозяевами, ре­ зультат получился сами видите какой. Шестьсот миллионов мы вернуть кредиторам не можем. Поэтому нет смысла сегодня го­ ворить о том, что у кого-то на руках, например, тридцать ак­ ций, когда их было выпущено больше сотни тысяч. Но если сегодня освободиться от гири долгов, то за счет производст­ венной деятельности мы смо­ жем делать текущие платежи, и завод будет стабильно рабо­ тать. Так что лучше будет, если мы предложим окции нашим кредиторам и на этом поставим крест на долгах. Кто же претендует но роль новых хозяев завода? Десять процентов ценных бумаг хочет взять правительство Москвы. Токое намерение Совету кре­ диторов уже высказано. Есть договоренность с администра­ цией Московской области о том, что она консолидирует за­ долженность заводе в местный, областной бюджеты, внебюд­ жетные фонды и заберет 25-30 процентов. Кандидат в акцио­ неры и администрация Сонкт- Петербурга. В 1995 г. оно за­ платила заводу за большую партию овтобусов, а машины до сих пор не получило. Учитывая, что деятельность нынешних окционеров по зако­ ну приостановлена, а предпри­ ятием руководит Совет креди­ торов во главе с внешним уп­ равляющим, ЛиАЗ, как феникс из пепле, вполне может возро­ диться на рынке в виде дочер­ ней структуры, А затем из «доч­ ки» вырасти до эффективно ра­ ботающего предприятия. Ликинцев возрождение их завода путем «клонирования», как они говорят, вполне бы уст­ роило. Не надо особо мудрить и с названием нового предпри­ ятия, куда все работники будут офммпены переводом. Оно якобы само просится: «Ликин­ ский автобус». Для чудесного превращения ЛиАЗа уже готовится юридиче­ ская база. А тот факт, что ли­ кинцы уже не хозяева своего завода, их не смущает. Была бы работа. Здесь не перестовали верить, что из приватизацион­ ной каши в России в конце кон­ цов что-то путное сварится. Не зря же затихший с начала пе­ рестройки фонтан но заво­ дской площоди они в шутку на­ звали «Надежда России». Евгений СПИРИДОНОВ. Московская область. 2 5 ОКТЯБРЯ 1 9 99 Г О Д А 1Т0РИ1К

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz