Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
к в а с н о й р е п о р т а ж МАСЛО МАСЛЯНОЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ВОЛОГОДСКИЕ МАСЛОДЕЛЫ ОТСТАИВАЮТ ЧЕСТЬ СВОЕЙ МАРКИ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО Вот вед 1 г порадокс: доже в Во логде, столице знаменитого рус ского масло, нет отбоя от за морского моргарина «РАМА». По рокрвой случайности сто с небольшим’ г(^т нозад рецепт «Вологодского» мосла родился в жесткой борьбе с маргаринами. Старший брот известного миру худОжника-баТалиста Николой Верещогин в середине шестиде сятых годов прошлого века от- провился изучать мосло- и сыро делие в Швейцарию. Именно он открыл в России первую школу молочного хозяйства, распро странил секреты отборных сор тов масел и сыров, оргонизовол их производство, сбыт на внут реннем рынке и за границей. А привезенный из швейцарской Голштинии рецепт приготовления масла стал самым фирменным: вологодским! «Вологодское масло» - не бо лее чем понятие, ГОСТ: изготав ливается из высококачественного сырья, сливок, пастеризованных при высакой температуре (до ! 15 градусов), содержание жира в го товом продукте - 82 процента (для сравнения: в распространен ном «Крестьянском» - 72,5). В об щем, это самое масляное масло. - Оно имеет вкус высокой па стеризации, - пыталось передать мне словами отличительные осо бенности «Вологодского» началь ник производственной лаборато рии Шекснинского маслозавода Людмила Якушенко. Гурманы же утверждают, что его аромох коленых орехов не спутаешь ни с чем. Главный сек- ррт - в корова)^. Это мосло можно назвать се зонным: только летние травы от- додут свой дух и цвет молоку, что скажется и на Масле. Зимой будет в рационе, .молочных коров се наж, силос,' и про масло «Воло годское» гк(^дется забыть до сле дующего июня - в молоко приме шивают много посторонних, лиш них запохоУ Потому и срок хра нения масла не более тридцати суток. А ронее уже спустя десять дней со дн!| реализации меняли этикетку «Вологодского» на «Мас ло несоленое»: жирное-то жир ное, но аромата,уже не было. Мастерство, вологодских мас лоделов оценивали грамотами, знаками, наградоми на самых престижных выставках. Шекснин- ские маслоделы привозили их из Чехии, Германии, Венгрии. И по сию пору но л1Абой ярмарке «Во логодскому» маслу всегда «золо то» достается. Как это случилось и но последней ярмарке «Россий ский фермер», котсюая проходи ла в Санкт-Г1етербурге, откуда привезли вологодские мослоделы награду. Но если только к кождому партийному съезду заказывали шекснинцам по 2.000 бочонков мосла, а в год выпускали до тыся чи тонн, то сейчос - меньше ста килограммов. - Вырабатываем «Вологод ское», когдо нет спроса но цель ное сырье, - с горечью констати рует директор Шекснинского маслозаводо Зинаида Сарапухи- на. - Делаем, чтобы совсем вкус не забыть. На производство одного кило грамма масло требуется до 25 литров молока, причем самого качественного. Этот маслозовод работает только с хозяйствами своего района, их 16, и чостника- ми. Тем «живые» деньги нужны. А значит, едут в области и районы столичные скупщики качественно го молока. И как это было в про- щлом году, перебьют местные це ны более высокими. Сейчас отпу скная цена «Вологодского» мосла пока в пределах восьмидесяти рублей за килограмм. Плюс упа ковке - фасуется в керамические или цельноточенные деревянные бочонки. В магазинах облости де шевле 130 рублей за килограм мовый бочонок не купить. А кто на такой супер-продукт позарится при нынешней нищете? Один из предпринимателей увез 20 кг мосла в Санкт-Петербург. Прода вал две недели, так как покупали громмов по 100-200... Как рассказыволи в Шексне, предлагают столичные предпри ниматели мослозаводу закупать у них дещевые сорта масел и, при ляпав марки, продавать: все одно - народ, прикормленный импорт ным моргорином, ничего не запо дозрит. На подлог не пошли. Вы брали другой путь. Для начала в облости решили узаконить право использовать торговую марку «Вологодское мосло» по месту его производст во. Процедура эта хлопотная. Шекснинские маслоделы потра тили на оформление и получение всех документов два года. В ре зультате Торговая палата област ной администрации разрешила на законных основаниях произ водить и продавать «Вологод ское» масло трем предприятиям: АО «Шекснинский маслозавод», АО «Вологодский молочный ком бинат» и учебно-опытный завод Вологодской государственной молочно-хозяйственной окадемии им. Н.Верещагина. Еще несколь ко лет назад, возмущоясь рек ламными трюками импортных маргаринщиков, заговорили об объединении усилий. Сейчас ак ционерное общество «Вологод ский маслодел», созданное на паях с государством в лице обло- стной администрации, стало ре альностью. Пока оно объединило пять предприятий-маслоделов и уже зарегистрировалось. В пло- нох вологодских маслоделов - от стаивать прово на существова ние уникального масла, введя единую маркировку, упаковку, рынок сбыта. Сравнивать маслоделам есть с чем. В начале века только вок руг Череповца работало порядка 120 маслозаводов. На Вологод чине производилось до 12 тысяч тонн масла, до 8 тонн вывози лось за границу. Обратно везли «золото». Кстати, тогда еще в ре кламных трюках называли торгов цы вологодский продукт француз ским маслом. В конце столетия Европа везет свое масло к нам, «обзывая» его русскими именами и увозя домой валюту. Елена ЖИБОРТ. Вологодская область. Фото Андрея Кудряшова. НЕВЫЕЗАНОИ«ФОЛЬКСВАГЕН» НОВЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ САНКЦИИ МОСКВЫ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ОТДАЛЯЮТ КАЛИНИНГРАД ОТ ОСТАЛЬНОЙ РОССИИ Если где и сбылась стородав- няя мечта советского, а затем и российского человека о собствен ных колесах, так это в Калинин градской области. В регионе но 1.000 человек приходится 400 лег ковушек. Это результат налоговых льгот, полученных благодаря осо бому экономическому статусу об ласти. Объявления в местных газе тах вызывают светлую грусть у приезжего соотечественника: ино марку в неплохом состоянии мож но купить по весьма и весьма уме ренным ценам. Торг почти всегда уместен. Но не спешите завидовать. Еще в июле правительство России приняло постановление, согласно которому калининградцы должны внести залог, выезжая на материк но иномарке, растаможенной только «но область». Залог исчис ляется из расчета 0,85 евро за ку бический сантиметр. Это может означать 1,5-2 тысячи долларов США. Сама процедура довольно утомительна. Это два визита но таможню и два - в бонк. Вернув шись в область, автолюбитель обязан предъявить машину в тече ние двух недель. Ина че таможня будет иметь . право продер жать деньги на своем счету эдок с годик. - Мы все больше чувствуем себя какой- то зоморской террито рией России, - роздро- женно говорит житель областного центра, работник автосервиса Андрей Лагутин, Доса да его понятно: он плонировал с женой и детьми погостить у РЧ' юдственников в Нечерноземье. 1тобы поехать туда на иномарке, он должен оставить в уполномо ченном таможней банке 1,5 тыся чи долларов. Таких денег у него нет. Конечно, друзья одолжат, но настроение сильно подпорчено. - 1Нам фактически чинят препят ствия для выезда на родину. При этом я могу зопросто и без всяких залогов сгонять в Польшу или Лит ву - там туристам только роды. Золог - ощутимый удар для ка лининградцев. А пока есть надеж да, что иаорией заинтересуется Конституционный суд: ведь люди покуполи льготные иномарки по закону, и не рассчитывали, что им когда-то придется оставлять на границе большие деньги. Конечно, при рыночной эконо мике льготы - всегда уродство. Но рыночной экономики у нас пока нет. Есть у нас единственная в своем роде и при этом нищая Ка лининградская область: уровень жизни здесь один из самых низких в стране. Так что вопрос о льго тах - скорее политический. Александр ТЕЕ1ЛЮК. КАЛИНИНГРАД. конкурс; ПЕРЛЫшки КАЕиПИРОВСКИХ- вПРАВИТЕЛЬСТВО! Своеобразно попытался оправдать собственное суще ствование в правительстве министр па антимонопальной политике и поддержке предпринимательства Илья ЮЖА НОВ: «Мы оказываем постоянный психологический прессинг на продавцов, производителей и оптовиков, чтобы не допустить необоснованных скачков цен на бензин». Р,5. Судя по тому, как быстро и неотвратимо дорожа ет бензин но бензоколонках, вы, господин министр, явно не Кашпировский. Может быть, попробовать иные мето- ^^ы? Л Ю)) М Е С Т О С О Б Ы Т И Я ПСКОВ; КЛЮКВА БУДЕТ РАЗВЕСИСТОЙ Псковская область наме рена приступить к выращи ванию клюквы по американ ской технологии. Таков итог визита сенаторов из штата Массачусетс, договоривших ся с администрацией облас ти о культивировании в реги оне крупноплодной (около 2,5 см в диаметре) клюквы. По американской техноло гии уже выращивается клюк ва в Беларуссии, где ее уро жайность составляет до 23 (!) килограммов на квадрат ный метр. В псковском хо зяйстве «Приозерное» со следующего года начнется посадка ягод этого сорта. Юрий МОИСЕЕНКО. ВОЛОГДА; ИРКУТСК; КУДА ИСЧЕЗЛА ВАЛЮТА? Белозерские рыбаки по пали под око вологодской таможни. Причина: невоз врат государству 45 тысяч долларов валютной выручки. По этому факту Вологодская таможня и возбудила уго ловное дело. Богатое рыбой Белое озеро привлекает многих отечественных и зарубежных покупателей. Так, филе су дака с удовольствием заку пают Нидерланды. Елена ЖИБОРТ. САРАТОВ; ПРОТИВ ЛОМА ЕСТЬ ПРИЕМЫ! По решению саратовско го Совето безопасности на всей территории области запрещена любая деятель ность по обороту лома цвет ных и черных металлов, за крыты пункты его приема и прекращен вывоз в другие регионы. Областное мини стерство промышленности будет лицензировать ком мерсантов по ходатайствам глав районных администра ций. Радикальные меры вы званы небывалым вандализ мом - на Воскресенском кладбище, например, раз граблены все памятники из вестных людей. Елена КОМАРОВА. АРБИТРЫ ТРЕБУЮТ ПЕНСИЮ в Арбитражном суде Ир кутской области накопилось более 160 исков на непла тельщиков Пен сионно го фонда. К жесткому ра згово ру с должниками отделение П енсионно го фонда под толкнули грядущие индекса ции: 15 процентов с 1 нояб ря и столько же - с 1 февра ля будущего года. П о ка свои жалкие крохи старики получают день в день, но общий долг достиг уже 5 миллиардов рублей. 30 про центов из этой суммы прихо дится на такие крупные предприятия, как «Востсиб- уголь», «Саянскхимпром» и Ангарская нефтехимическая компания. ЗАЙМЕМСЯ САМОЛЕЧЕНИЕМ За два года доля отечест венных препаратов в апте ках Иркутской области уве личилась с 30 до 50 процен тов. О б этом на днях сооб щила председатель Комите та по фармацевтической де ятельности Голина Матула. После нескольких лет про стоя начал работать Усоль- ский химфармкомбинат. Почти 30 наименований из натурального сырья - шипов ника, чаги, валерианы, эле утерококка - стола выпус кать сегодня ангарская фаб рика. Владимир МЕДВЕДЕВ. ЧЕЛЯБИНСК; «ЕЛЕНА» БЬЕТ РЕКОРДЫ На Челябинском хлебо комбинате № 1 начат вы пуск хлеба «Елена», который выпекается из муки с добав лением витаминно-мине ральной добавки фортамин. В ее состав входят железо, фолиевая кислота, в кото рых особенно нуждаются беременные женщины и де ти. По мнению специалистов, новый хлеб активизирует об мен веществ. Сергей СМИРНОВ. КАК ЭТО ДЕ ЛА Е ТСЯ ФОКУСЫ с НЕФТЬЮ; ЛОВКОСТЬ РУК И НИКАКИХ НАЛОГОВ НА ПРИМЕРЕ ГЛАВЫ «ЮКОСА» МИХАИЛА ХОДОРКОВСКОГО МОЖНО ИЗДАТЬ ПОСОБИЕ ПО «ОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВА С НОСОМ» То, что происходит сегодня в российском топливном компле ксе, сновО' наводит на мысль о том, как выгоден некоторым особо оборотистым деятелям шум вокруг новой чеченской компании. Поко первые полосы газет и добрая половина теле новостей заняты репортажами с Севернрг.о Ковказо, в «неф тянке» зсА<анчивается другая война - без бомбежек и терак тов, но едва ли не столь же фа тальная для России. Это война 30 нефть,, вййно, в которой гловную роль'игроют не стро- теги и бойцы, о откровенные и беззастенчивые мародеры, В ней-то наше Отечество терпит одно пора;1<ение зо другим. Рост цен на бензин - всего лишь наиболее явное из пос ледствий .нефтяного кризиса. Другие - более серьезные ■ по мнению специалистов еще впе реди. Вот йх не совсем полный список: уУрато государством какого бы то ни было контроля над нефтяной'отраслью, пере качка прибылей от нефтедобы чи за рубеж, существенное па дение уровня самой добычи и производства нефтепродуктов, крох бюджетной и социальной политики тех регионов, чье фи- нонсировоние основано исклю чительно на доходах от нефти. Вот кок, нопример, обстоят дела на одном из «фронтов» тихой нефтяной войны. Михаил Ходорковский,'* еще недавно входивший в список пяти самых влиятельных российских олигар хов, сегодня сосредоточился на нефтяной составляющей своей империи. Его группе принадле жат две крупные нефтяные структуры - ОАО «Юкос» и ОАО НК «ВНК». «Юкос» пред ставляет собой вторую компа нию в России ^по уровню добы чи нефти (пер$оя - «ЛУКОЙЛ»), «Восточная- Нефтяная Компа ния» (по данным журнале «Экс перт») по рыночной стоимости входит в десятку крупнейших российских компаний. Купив ту и .другую в период 995 по 19’9 / гг,, Ходорков ский за два прешедших года не вложил в них и трети от тех объемов инвестиций, которыми была обусловлена продожо го сударством этих компаний, зато получил не только колоссаль ные прибыли от нефтедобычи, но и уникольную возможность рассовать огромную акционер ную (около трети акций в одной из компаний - все еще принад лежит государству) собствен ность по своим карманом ток, что скоро уже ничего из умело спрятанного вернуть будет не возможно. При этом сом быв ший олигарх формально вроде бы не имеет к этим фокусам ни какого отношения. Иток, посмотрим, кому при- нодлежат основные составляю щие двух российских нефтяных компаний - «Юкоса» и «ВНК» - после двух лет упровления ими группой Ходорковского «Юкос- Роспром». 51 процент голосующих ак ций ОАО «Самаранефтегаз» были проданы зарубежным оффшорным компаниям: М.О.О. (Британские Вирджин ские острова); «Раг1оп» (Кипр); «5едцеп)1а1 Но1с11пд5» (Кипр) - по 17 процентов акций каждой. 51 процент голосующих ак ций ОАО «Юганскнефтегоз» были проданы зарубежным оффшорным компаниям: (мес торасположение неизвестно); «Тгеп(оп» (Маршалловы остро ва); «ВЬхоп» (остров Тортуга) - по 17 процентов акций кождой. 51 процент голосующих акций ОАО «Томскнефть» были прода ны зарубежным оффшорным компаниям: первоначально кипр ским - «СНеНИа» - 15 процентов; «Мол(екКо» - 18 процентов; «5ад1топ» - 18 процентов, в не стоящее время; «Веуе1Ие» (Кипр) - 17 процентов; «Моп!соп» (Кипр) - 16 процентов; «М1с1а5» ((британ ские Вирджинские астрова) - 18 процентов, 51 процент голосующих ак ций акционерных обществ: «Ачинский НПЗ», «Томскнефте- продукт», «Новосибирскнефте- продукт», «Хакоснефтепродукт», «Томскнефтегеофизика» были проданы зарубежным оффшор ным компаниям: кипрским «СЬеНКа», «Моп1ек!(о», «5ад!тап». Так значит, и сом «Юкос», и «ВНК» довно уже не россий ские, о кипрские компании? «Да нет же, - возмутится любой из руководителей «Роспрома», - в той и другой структуре есть доля мелких и средних отечест венных инвесторов, а в «ВНК» имеется и солидная доля госу дарственного акционерного ка питала. И будет прав - доли та кие есть. Однако сегодня за ни ми почти уже ничего не стоит. Ни реальной собственности, ни нефти как таковой. Потому что второй «фокус» Михаила Хо- дорковското с активами этих компаний состоял именно в уводе этих активов сначала в специально созданные ЗАО, а потом в такие же кипрские и другие безналоговые «ловки». Только за прошлый год, сог ласно официальному балансу ОАО «Томскнефть» ВНК, ее ос новные фонды сократились поч ти на 12 процентов. Это озно- чоет примерно следующее - в специально созданные ЗАО в уплоту учредительного взносо было передано имущество са мых рентабельных месторожде ний, о потом контрольные паке ты упомянутых ЗАО отошли не ким оффшорным структурам за символические суммы (или не символические, но погашенные векселями со сроком оплаты через 5-10 лет). По отчетам ОАО «Соморо- нефтегаз», ОАО «Юганскнеф тегаз» и ОАО «Томскнефть», предстовленным в ФК1ДБ, акции ЗАО, в которые были переданы наиболее ликвидные активы лучших месторождений, были проданы компаниям, не имею щим отношения ни к «Юкосу», ни к «ВНК». Кто стал обладателем этих покетов акций - неизвестно. 14звестно только, что акции ЗАО, ранее принадлежавшие «СНГ» и «ЮНГ», были продоны в IV квартале 1998 года (то есть до одобрения организации ЗАО нашумевшим мартовским Об щим собранием окционеров), а акции ЗАО, созданные на базе имущества «Томскнефти», - в июне этого годо. То есть ни у го сударство, ни у держателей мелких покетов доже не спроси ли согласия на продажу. По слухам, деятельностью «Роспрома» заинтересовалась Счетная палата и начало свое собственное расследование, да только поднаторевший на тасовке акций и других активов «фокусник» Ходорковский но время проверки предоставит любые документы - и что акции вернул, и что от продажи лик видного имущества прибыль по лучена. Но то, что «Юкос» ста ла давно виртуальной компани ей ни для кого не секрет, в том числе и для иностронных инве сторов. Сергей КОНСТАНТИНОВ. ТВ': ПРОЕКТЫ Ж Р АЕШСИМ 1 Ш НЕ 1 ИША' 1 Ъ КАК ЛИКИНСКИЙ АВТОЗАВОД ВЫИГРАЛ КОНКУРС НА ПОСТАВКУ ТЕХНИКИ В СТОЛИЦУ в переполненной электричке ‘«Москва - Петушки» сидящий напротив парень лет двадцати делился с окружающими своей радостью. В Ликино-Дулево, где он живет, объявил набор рабо чих автобусный завод, и ему снова предложили место но сборочном конвейере. Пока завод простоивол, парень каж дый день мотался в Москву, где устроился подсобным рабочим в какой-то турецкой строитель ной фирме. От турок по-русски слышал только одну фразу: «Би стро! Бистро!». Курил, не выпус- коя лопату из рук. Чуть россла- бился, турок показывал полец: один час не будет оплачен. К родным пенатам, как сооб щил внешний управляющий Ли- кинского автобусного завода Ни колай Адамов, до конца года возвратятся 200 рабочих из че тырех с половиной тысяч уволен ных два года нозад в связи с бан кротством предприятия. Набор объявлен, по его словам, под зоказ московского правительст ва на поставку Мосгортронсу 100 автобусов «ЛиАЗ-5256». Сделка оформлена распоря жением КЭрия Лужкова за N° 922 от 27 августа нынешне го года. Предприятию на про изводство названного количест ва машин выделяется 150 млн. руб. Около 30 млн. из этой сум мы уже перечислено. В советское время ликинцы отправляли в столицу ежегодно до двух тысяч машин. Однако с наступлением рыночной эпохи московские власти продукцией областного производителя ав тобусов интересоваться пере стали. Начали пересаживать го- рожон на турецкие «Мерседе сы». «Хозяин - барин, - отвечо- ли в Минтрансе на возражения ликинцев. - Что хочет, то и по купает. У министерства для при обретения отечественных авто бусов денег нет, а запретить Лужкову закупки по импорту мы не в силе». Поставки «ЛиАЗов» для Мос гортранса не предусмотрива- лись и в этом году. Под кредит консорциумо немецких бонков Москва намеревалась закупить в Венгрии 400 «Икарусов». И вот такой с Божьей помощью поворот. Что же заставило мо сковские влости развернуться в сторону отечественного произ водителя автобусов? Блогодорить ликинцам надо Его Величество кризис августа прошлого года. «Икорус», кото рый стоит свыше 130 тыс. долл.. и «Мерседес» зо 150 тыс. долл, при нынешнем курсе рубля для бюджета Москвы стели слиш ком накладны. По нынешним временам для столицы сойдет и «ЛиАЗ» за 60 тыс. долл, с дви- готелем фирмы «Катерпиллер», коробкой передач известнбй немецкой фирмы «Цанрад Ф а брик» или СП «Фойт» Козан- ского моторостроитель ного объединения. «Ли АЗ» в такой компоновке, говорят на заводе, полу чается ничуть не хуже «Мерседеса». Дешево, мол, и сердито! Но Москве надо, что бы было еще и по-загра- ничному красиво. Поэто му контракт с Мосгор трансом на поставку 100 машин Ликинский авто бусный завод, по требо ванию Лужкова, подпи сал вместе с московским предприятием «Тушино- авто», занимающимся отверточной сборкой автобусов «Икорус». В Тушино «ЛиАЗы» будут приходить без облицовки салона, сидений и поруч ней. Зо эти «полуфабри каты» заводу сразу будут плотить только 45 проц. от его полной стоимости, о ос тальное - после того, как «Ту- шиноовто» передаст в москов ские автопарки автобусы с ком фортабельным салоном. Токого росчетливого поведе ния от потребителей на рынке транспортных услуг ЛиАЗ не ожидол. Старое руководство предприятия успокоилось на том, что за 40 лет завод приоб рел нетленный опыт производ ства городских овтобусов. Тем более что мощности на 8 тыс. машин в год, переданные госу дарством в пользование акцио нерам, ничуть не хуже европей ских. А что касается сбыта оте чественных автобусов, то он, считалось, будет обеспечен при любой конъюнктуре. - Мы же выпускаем социаль но взрывную продукцию! - уте шали себя отечественные про изводители. - Представляете, что будет, если население из-за нехватки транспортных средств не сможет добраться до места работы! Уже сегодня в России не хватает 30 тыс. машин боль шой вместимости. Интервалы движения на маршрутах из-за этого уже увеличены в три раза. А по данным ГИБДД, из 130 тысяч бегающих по доро гам России больших автобусов 40 тыс. давно пора списывать. Ток что без ликинских машин транспортникам никак не обой тись». В соответствии с «Феде ральной программой развития производства городских автобу сов, троллейбусов и трамваев в Российской Федерации до 2000 Не выложат 50 тыс. долл, зо большой автобус и занимаю щиеся извозом коммерческие структуры типа московского «Автолайна». Они ищут что-то среднее между «ЛиАЗом» и «Га зелью». Мошину поссажиров этак на 30. И скорее всего по ложат глаз на зиловский микро автобус на базе «Бычко», про года» семейство «ЛиАЗов» с подключением к их производст ву других заводов должно было прирастать по 22 тыс. машин ежегодно. Сейчас же в Ликино их делают от силы 35-40 овто бусов в месяц. На какой тронспорт населе ние пересодить, какого нанять извозчика, теперь решают гла вы администраций. А они поют не предусмотренные госудорст- венной прогроммой песни: «/Иерседес» - хорошо, «ЛиАЗ» - хорошо», о «Газели» - лучше!». Не тратя из бюджето ни копей ки, с такими машинами можно закрыть транспортную пробле му за счет самих пассажиров. В городах, в том же Ростове, но пример, организуют конкурс на обслуживание напряженных маршрутов среди желающих заниматься частным извозом. А этот покупатель ликинский авто бус, конечно, не возьмет. С точки зрения частного интереса симпатичней кажутся «Газели» и «позики». Их можно окупить за год, а дальше работоть на свой карман. Сгодится и бэушный автобус, из которого при ква лифицированном ремонте тоже можно «капусту хорошую ру бить». изводство которого сейчас раз ворачивается. Вместительные городские ав тобусы, как ни странно, стано вятся неудобными и для бюджет ных муниципальных организа ций, департаментов транспорта и эксплуатирующих организо- ций. По оценкам Минтранса, большие автобусы на 65-68 проц. забиты льготниками. А это весьма накладно для местных бюджетов. В результате, как ни возмущаются пенсионеры, а на дачных маршрутах все больше появляется юрких машин с ко варной табличкой в салоне: «Льготы не роспространяются». Коммерциализация автобус ного рынка, неоправдавшиеся надежды на традиционного по купателя и привели ЛиАЗ к бан кротству. При долге 600 млн. руб., зовод пока остается соб ственностью своих акционеров только юридически. А фактиче ски он уже давно принадлежит его кредитором. Внешний упро- вляющий Николай Адамов про являет незоурядные дипломати ческие способности, объясняя эту щекотливую ситуоцию ра бочим: - Побыли вы хозяевами, ре зультат получился сами видите какой. Шестьсот миллионов мы вернуть кредиторам не можем. Поэтому нет смысла сегодня го ворить о том, что у кого-то на руках, например, тридцать ак ций, когда их было выпущено больше сотни тысяч. Но если сегодня освободиться от гири долгов, то за счет производст венной деятельности мы смо жем делать текущие платежи, и завод будет стабильно рабо тать. Так что лучше будет, если мы предложим окции нашим кредиторам и на этом поставим крест на долгах. Кто же претендует но роль новых хозяев завода? Десять процентов ценных бумаг хочет взять правительство Москвы. Токое намерение Совету кре диторов уже высказано. Есть договоренность с администра цией Московской области о том, что она консолидирует за долженность заводе в местный, областной бюджеты, внебюд жетные фонды и заберет 25-30 процентов. Кандидат в акцио неры и администрация Сонкт- Петербурга. В 1995 г. оно за платила заводу за большую партию овтобусов, а машины до сих пор не получило. Учитывая, что деятельность нынешних окционеров по зако ну приостановлена, а предпри ятием руководит Совет креди торов во главе с внешним уп равляющим, ЛиАЗ, как феникс из пепле, вполне может возро диться на рынке в виде дочер ней структуры, А затем из «доч ки» вырасти до эффективно ра ботающего предприятия. Ликинцев возрождение их завода путем «клонирования», как они говорят, вполне бы уст роило. Не надо особо мудрить и с названием нового предпри ятия, куда все работники будут офммпены переводом. Оно якобы само просится: «Ликин ский автобус». Для чудесного превращения ЛиАЗа уже готовится юридиче ская база. А тот факт, что ли кинцы уже не хозяева своего завода, их не смущает. Была бы работа. Здесь не перестовали верить, что из приватизацион ной каши в России в конце кон цов что-то путное сварится. Не зря же затихший с начала пе рестройки фонтан но заво дской площоди они в шутку на звали «Надежда России». Евгений СПИРИДОНОВ. Московская область. 2 5 ОКТЯБРЯ 1 9 99 Г О Д А 1Т0РИ1К
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz