Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

‘г ТЖИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а 2 октября 1999 г., № 194 (21072) У 1 г 01 с уликою в жизнь УЧИТЕЛЬ ГОПА ОБ а н г л и й с к о м - ПО-РУССКИ I* — Василий Анатоль- ' <евич, мужчина, который Дучит детей языку, — для школы большая редкость. ^ Почему вы выбрали имен- но английский? — Вообще-то я еще и учитель истории. После V Липецкого пединститута Швел историю шесть лет. Пока летом 1992-го не по- ф работал в Америке, в детс- ких лагерях отдыха. Там и увлекся английским . 5 ^ Вернулся и занялся им ^ вплотную. ; — Сегодня это — один ' из самых модных предме- тов. Летние вступитель- ные испытания в вузы по- казали: к иностранному наши юные соотечествен- ^ ники относятся даже серь- ^ езнее, чем к своему родно­ му языку. Вы это ощуща­ ете? — Да, интерес к ан­ глийскому возрос. Но этот ^ интерес — общего плана. ~1 Изучать язык лучше не стали. ^ — Не потому ли боль- шинство студентов фа- Шкультета иностранны х ^ языков поступали в инсти- 5 » тут после занятий с репе- титорами? Может быть, велик разрыв между тре- бованиями школы и вуза? ^ Вообще, можно поступить ® на «иняз» без репетитора? — Я считаю, что мно- р гое, если не все, зависит от '» самого ученика. От того, насколько он талантлив, насколько серьезно отно- I сится к делу. А если у че- ловека нет способностей к $’ какой-то науке — ника- кой, даже самый сильный 'р репетитор ему не поможет. I — Вы — хороший пе- даго г, и победа в конкур- }=^се — лучшее тому под- Василий НЕСТЕРОВ — учитель английского языка средней школы № 4 города Грязи. Победитель областного конкурса «Учитель года-99». И просто интересный человек. В канун праздника «ЛГ» попросила его ответить на несколько вопросов... тверждение... — Какое же это подтвер­ ждение? Конкурс показыва­ ет, на что учитель способен, а совсем не то, как он рабо­ тает. — И все же вы его выиг­ рали. Скажите, что в вашем деле приносит вам самое большое удовлетворение? — Когда в классе есть два-три ученика, с которы­ ми можно свободно говорить на английском. — А у вас таких не боль­ ше? — Как раз двое-трое. Не думаю, что их успехи — пол­ ностью моя заслуга. Они сами много читают, занима­ ются по разным новым ме­ тодикам. — Ясно. А что огорчает? — Хочется жить и рабо­ тать так, как подсказывает время. Очень часто возника­ ют интересные мысли, хоро­ шие планы, которые на прак­ тике реализовать просто не­ возможно. Казалось бы, где использовать компьютерные программы, если не на ан­ глийском? Но... финансы не позволяют. Видеоуроки, и те приходится проводить на со­ бственной аппаратуре. — Вам, наверное, есть с чем сравнивать. Ведь вы каждое лето работаете в американских детских лаге­ рях. Российские школьники сильно отличаются от аме­ риканских сверстников? — Знаете, несмотря ни на что, уровень образованности в России выше и система об­ разования лучше, чем в Аме­ рике. Наши дети более раз­ носторонне развиты, да и по раскованности американцев уже догнали. — Да, в чем-в чем, а уж в раскованности сегодняш­ ним старшеклассникам не откажешь. Какими качес­ твами должен обладать пе­ дагог, чтобы наши раскован­ ные дети уважали и слуша­ лись его? — Прежде всего, он до­ лжен быть интересным, но скромным человеком. И по знаниям голов на девять выше своих учеников. А еще нельзя быть на сто процен­ тов преданным своему пред­ мету. — Это почему же? — Фанатизм мешает по­ ниманию. Так легко «задо­ лбать» ребенка английс­ ким... — Вы — увлекающийся человек? — Увлекаюсь всем по чуть-чуть. Появились компь­ ютеры — освоил компьютер, купили машину — занялся машиной. Мне все интерес­ но. Может, поэтому и моим ученикам интересно со мной. — А о профессии артис­ та никогда не думали? Ваш артистизм на прошедших конкурсах покорил многих зрителей. Откуда это? Посе­ щали драмкружок? — Спасибо. Нет, никогда. Наверное, все просто зависит от настроения. — У вас есть профессио­ нальная сверхзадача? — Какая же у учителя может быть сверхзадача? Президентом педагог не ста­ нет. Просто работаю и ста­ раюсь это делать хорошо. — Через пару дней вам предстоит участие еще в од­ ном конкурсе, теперь уже российском. Волнуетесь? — Конечно. Волнение ог­ ромное. В «Учительской га­ зете» прочитал о других участниках и понял: все пре­ тенденты на победу — более чем достойные. — А что вы считаете сво­ им самым большим дости­ жением на сегодняшний день? Если отбросить все лишнее и оглянуться назад? — Достижение? Сын Фе­ дор. Ему тринадцать лет. Пока между нами — полное взаимопонимание... Наталья ВЕШНЕВА. На снимке: Василий Не­ стеров на учительском кон­ курсе. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. Н а них невольно ос- т а н а в л и в а е ш ь взгляд. Не только из-за камуфляжа, который заменил им школьный кос­ тюм. Они собранны и подтя­ нуты, а в их пока еще маль­ чишеских движениях уже чувствуется особая выправ­ ка. Эти парни — учащиеся кадетских классов липецкой средней школы № 14. Здесь вместо классов — взводы, вместо параллелей — отделения. Командир от­ деления — сверстник, кото­ рого по-настоящему уважа­ ют. Субординация и дисцип­ лина для этих ребят — не пустые слова. И любовь к Родине — тоже. Они с инте­ ресом изучают православную культуру, историю Воору­ женных Сил России. Посте­ пенно привыкают к большим физическим нагрузкам. От­ плясывают мазурку и кру­ жатся в вальсе на уроках бальных танцев. В школе возрождаются блестящие традиции русского офицерст­ ва. — У нас всегда была хо­ рошая база для подготовки юношей к службе в армии, — рассказывает Татьяна Зо­ лотарева, классный руково­ дитель кадетов и руководи­ тель школьного музея боевой славы. — Есть военно-такти­ ческий городок, отвечающий всем требованиям, тренажер­ ный зал. И когда в России начали возрождаться кадет­ ские корпуса, мы просто ре­ шили идти в ногу со време­ нем. Вроде бы еще совсем не­ давно слово «кадет» звуча­ ло для нас чуть ли не как бранное. И вот.... — Дело в том, что в цар­ ской России так же называ­ ли конституционных демок­ ратов — их партия сокра­ щенно именовалась К.-Д., а ее члены, соответственно, — кадетами. Это были люди дворянского сословия, кото­ рые в годы революции под­ держивали белогвардейцев, — поясняет Татьяна Василь­ евна. — Но если мы обратим­ ся к истокам, то вспомним: французское «сайе!» означа­ ет «младший офицер». И к политике отношения не име­ ет. В общем, когда в 1997 году при Серпуховском учи­ лище открылся кадетский корпус, педколлектив деле­ гировал туда своего военру­ ка. За опытом. А разобрав­ шись, что к чему, учителя заключили с городским во­ енкоматом и Липецким пед­ институтом трехсторонний договор. Программа, по которой занимаются ученики кадет­ ских классов, интересна и полезна не только для меч­ тающих о военной службе. Хотя эти ребята уже давно О ПОЛЬЗЕ РЕМЕСЕЛ ЧЕЛОВЕК^ИНАСТШ ЗНАЙ НАШИХ! ВСЕСИМПАТИИ- ЛИЧПАИЕК ^ Профессиональное ^ образование в нашей I стране переживает не ; лучшие времена. Мрачных -прогнозов % относительно V перспектив в ^ подготовке рабочих кадров больше чем ^ достаточно. А что думают те, кто обучает детей ремеслам? Наш собеседник — учитель ' высшей категории, преподаватель спецтехнологии ^ профессионального Г лицея № 12 Игорь ОВЧИННИКОВ. 0 — Игорь Борисович, с каким настроением идет ? сегодня в класс препо- ф- даватель профессиональ- Ш ного училища? И чего Й ждут от него ученики? — Лично я с оптимиз­ мом смотрю в будущее. Ка­ кими бы ни были полити- ^ ческая система и экономи- ческая структура общест- 1 ва, рабочие руки нужны всегда. Щ К нам охотно идут Ф школьники. Обучение в ф профессиональном учреж- :*дении перестало быть пус- ф тым времяпрепровождени- I ем, а занятия у нас боль- К ше не удел двоечников и второгодников. Теперь для ребят — это надежда, что у них будет и профессия, и работа, и уважение лю­ дей. — Значит, контингент у вас изменился? — Я работаю в лицее пятый год и вижу: к нам все больше тянутся способ­ ные ребята. Если раньше мы учили середнячков, то сегодня в школьных аттес­ татах р едко увидишь «тройку». О чем это гово­ рит? Некоторые считают, что все дело в ситуации, которая сложилась в ву­ зах: огромный конкурс, р платное обучение... Может 4 быть, но только отчасти. 1 Главное — в другом. Пос- 1 мотрите, все ли выпускни- Щ ки вузов имеют гарантию ш трудоустройства. Отнюдь. ^ А все потому, что они — ■ узкие специалисты. Мы же в лицее даем возможность освоить до трех-четырех профессий, получить на- ы выки чуть ли не по десяти ^ специальностям! У наших , выпускников больше шан- ^ сов не остаться без заработ- ка. щ. — Но проблемы с тру- щ доустройством ВЫПуСК1ШКОВ не менее возникают... — Да, они есть, и нема­ лые. Но все же основная мас­ са наших воспитанников — до 90 процентов — находит работу практически сразу. Пусть это будет поначалу не совсем то, о чем они мечта­ ли. Но без куска хлеба не ос­ танутся. Вот я обучаю один­ надцатиклассников профес­ сии автомеханика. Она сегод­ ня пользуется на рынке тру­ да хорошим спросом. А в рамках этой профессии под­ ростки осваивают три специ­ альности: водитель транспор­ тных средств, автослесарь и контролер технического со­ стояния. Они могут работать на любом автопредприятии. Но чтобы стать хорошим ав­ томехаником, нужен опыт. Поэтому начинают с водите­ лей, заведующих мастерски­ ми и так далее. Кроме того, у обучаю­ щихся в нашем лицее — большие возможности на производственной практике. Три-четыре месяца — срок вполне достаточный, чтобы показать способности, заре­ комендовать себя с хорошей стороны. Тем более, что у нас нормальные отношения с партнерами — автоколонной 1415 , «Эксстроймаш ем» . Здесь всегда охотно берут ребят на практику, предла­ гают работу. Знают: мы го­ товим хороших специалис­ тов. — А как вам это удает­ ся? Ведь материальная база учреждений профобра.зова- ния сегодня устаревает и разрушается? Или лицей — исключение? — Да нет. У нас те же проблемы, что и везде. Про­ сто мы поставили перед со­ бой две задачи. Первая: со­ хранить все то, чем мы рас­ полагаем. Вторая: макси­ мально использовать все имеющиеся возможности. У нас солидный автомобиль­ ный парк, хорошо оборудо­ ванные мастерские. Оказы­ ваем населению платные ус­ луги, производим конкурен­ тоспособную продукцию , например инструменты. Ко­ нечно, средства, которые мы зарабатываем, невелики. Но они маленьким ручейком вливаются в ту реку, кото­ рая позволяет нам выживать в это непростое время, укреп­ лять материальную базу и, в конечном итоге, вести качес­ твенную подготовку специа­ листов. Хорошо помогают пре­ подаватели, мастера произ­ водственного обучения вмес­ те с учениками. Изготавли­ вают на практических заня­ тиях то, что нужно в процес­ се обучения, наглядные по­ собия. Полагаю, многое за­ висит от коллектива. У нас работают 160 опытных, ква­ лифицированных педагогов. Взять хотя бы программы обучения. Они у нас ежегод­ но обновляются и совершен­ ствуются. Это необходимо, чтобы идти в ногу со време­ нем. Ведь появляются новые технологии, постоянно меня­ ется техника. Вчера мы учи­ ли ребят вождению на одних моделях машин, сегодня — на других, иначе устроен­ ных. Все это должно найти отражение в программах, иначе обучение не будет эф­ фективным. — Скажите, а вы хотели бы , чтобы ваш р ебенок учился в профлицее? — Несомненно. Я вообще считаю, что какой бы ступе­ ни в своем развитии человек ни достиг, окончил МГУ или еще что-то, профессиональ­ ное образование ему все рав­ но необходимо. Это та осно­ ва, тот краеугольный ка­ мень, на котором все стро­ ится. Я сам окончил этот лицей, потом учился в ин­ ституте. Но профессия води­ теля, которую я получил, дала мне очень многое. Кстати, вместе со мной трудятся в лицее мастерами производственного обучения и мои родственники — отец, дядя, двоюродные братья. Такая вот династия ремес­ ленников... — Что бы вы пожелали своим коллегам накануне Дня учителя? — Побольше оптимизма! «Лечь на дно» — проще все­ го. Не надо жить одним днем. Давайте думать о бу­ дущем и надеяться на со­ бственные силы. А наше бу­ дущее — в наших руках. В прямом и переносном смыс­ ле! Интервью вела Елена ТАРАВКОВА. Героиней Фестиваля лаге­ рей-победителей конкурсных программ Госкомитета по мо­ лодежной политике во Все­ российском оздоровитель­ ном центре «Орленок» стала сотрудница липецкого город­ ского комитета по делам мо­ лодежи Лина Сорокина. Со­ ревнуясь за звание «Лучший детский работник России», она одержала победу сразу по нескольким номинациям, в том числе получила приз детских симпатий, приз сим­ патий людей науки, приз сим­ патий детских работников... На том же фестивале гранда второй степени удостоена программа <|Ступени» нашего автора В. Ржевуского из Цен­ тра социально-психологичес­ кой адаптации и информации молодежи. С удовольствием сообщая об этом журналисту «ЛГ», еще один липчанин , академ и к Сталь Шмаков, подчеркнул: — Будучи на фестивале в качестве председателя э к ­ спертной комиссии и руково­ дителя семинара-совещания по проблемам детского отды­ ха, я отнюдь не старался по­ способствовать успеху пос­ ланцев Липецкой области. Их победы полностью заслуже­ ны ими. Кстати, к уже назван­ ным следует прибавить и удачное выступление в ифо- классе представительницы городского Дома творчества школьников Татьяны Крупо­ вой. Ч тобы оц ени ть «стои ­ мость» наших наград, надо учесть, что в Туапсе, где на­ ходится «Орленок», съехались представители 70 те^щиторий России и девяти стран СНГ. В фестивале участвовали че­ тыре министерства и ведом­ ства, большая группа ученых. Так что неофициальное пер­ вое место Лины Сорокиной среди 70 коллег со всей Рос­ сии говорит о многом. Еще одна новость, о ко ­ торой мимоходом упомянул Сталь Анатольевич, не каса­ ется фестиваля в «Орленке», но вполне подходит рубрике «Знай наших!». Он, известный ученый и педагог, стал ныне двамсды академиком. Недав­ но ему вручен диплом дей ­ ствительного члена автори­ тетной Международной педа­ гогической академии. А за пару лет до этого первое зва­ ние академика он получил в Международной академии наук педагогического образо­ вания. Буквально на днях в Липецке создан филиал этой Академии, в связи с чем у нас побывал ее президент В.А. Сластенин. Членами филиа­ ла могут быть и целые педа­ го гические колле ктивы , и специалисты. Планируется, что филиал будет выпускать свой хсурнал, который должен распространяться по всему Черноземью России. (Соб.инф.) сделали свой выбор — им предстоит стать защитника­ ми Отечества. — Чтобы искренне, не жалея жизни, защищать Ро­ дину, надо любить ее. А что­ бы по-настоящему любить, надо прежде всего знать ее историю. Пора извлечь из небытия все лучшее, что в ней было, возродить честь и достоинство русского офице­ ра, — казалось бы, Татьяна Васильевна говорит совсем простые вещи. И все же постижение на- кадетов средней школы № 14. В наше циничное время эти слова покажутся кому- то чересчур пафосными. В эпоху межнациональных войн и всеобщего безверья далеко не каждый знает точ­ но, за кого и ради чего отда­ ют свои жизни защитники дагестанских сел: за Родину или за чьи-то шкурные ин­ тересы? Не проще ли и не разумнее заняться коммер­ цией, освоить, например, экономику и маркетинг? Старающимся «отмазаться» мужского воспитания. К кадетам это не относит­ ся. Маменькины сыночки сюда не пойдут. Да и не возь­ мут их. Ведь чтобы попасть в кадетский класс, надо сна­ чала выдержать конкурс. — Во -первых , девять классов должны быть окон­ чены без троек, — поясняет Виктор Васильевич. — Во- вторых, нужно безупречное здоровье. И, конечно же, кандидаты в кадеты прохо­ дят профессионально-психо- логический отбор — тестиро­ КАДЕТЫ, СТРОЙСЯ! шеи подлинной истории — это пока для многих школ и педагогов цель, которую только предстоит достичь. Здесь к ней идут особенно упорно. Доцент ЛГПИ Зина­ ида Видякова в своем курсе основ православной культу­ ры рассказывает кадетам о Сергии Радонежском, о Ти­ хоне Задонском, о других русских святых. А на уроках военной этики и истории Вооруженных Сил РФ под­ полковника липецкого авиа­ центра Владимира Зиброва мальчишки узнают о генера­ ле Скобелеве, опередившем время, о Суворове, о многих прекрасных армейских тра­ дициях. Упорно занимаются в классах эстетическим вос­ питанием, психологией. И бальные танцы — из того же ряда. Ведь офицер есть офи­ цер. «Жизнь — Родине, честь — никому! !» — таков девиз от армейской службы при­ зывникам старший помощ­ ник начальника второго от­ деления городского военко­ мата подполковник Виктор Васильев (он же — куратор, преподаватель начальных военных знаний и физичес­ кого воспитания у кадетов) отвечает просто: «Мужчина испокон веков был защитни­ ком своего очага, своей ма­ тери, жены, детей». Но что примечательно: не слишком обеспеченные люди, «от зем­ ли», как утверждает Виктор Васильевич, подобных во­ просов не задают. В том чис­ ле — и его воспитанники из сш № 14. — Сейчас очень много неприспособленных к жизни парней, — говорит он. — Приходят в армию и гвоздя забить не могут. Все начина­ ется с семьи, и, к сожале­ нию, многие родители недо­ понимают важность именно вание военкомата, включаю­ щее более двухсот вопросов. Впрочем, это парней не пугает. В конкурсе участву­ ют ребята со всей области. Некоторые ездят в школу издалека — из Тюшевки, из Грязей, даже из Воловского района. Расстояние — не преграда для настоящих мужчин. Да, многие нелегко при­ выкают к физическим на­ грузкам. Надо бегать, пла­ вать, тренироваться на тре­ нажерах. День в неделю ре­ бята занимаются с сотрудни­ ками МЧС. — Мы учим их отвечать за свои поступки, держать слово и принимать самосто­ ятельные решения, — гово­ рит Васильев. Причем, на практике. Например, не так давно ка­ деты участвовали в марше «Маршрут выживания. Ноч­ ной вариант», организован- МУЖСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ном сотрудниками город­ ского Центра детского и юношеского туризма со­ вместно с МЧС. Да, было нелегко, но впечатлений — море. А главное, имен­ но в такие моменты каде­ ты начинают понимать, что дают им долгие часы тренировок. — К сож ал ению , у школы пока нет хороших брусьев и перекладин, — констатирует Виктор Ва­ сильевич. — Да и питание в связи с большой физи­ ческой нагрузкой не ме­ шало бы усилить, чтобы парни получали ежеднев­ ные обеды. Сейчас на питание предусмотрены полтора «президентских» рубля в день. При всем желании ежедневно школа кор ­ мить своих воспитании- I ков не может. Татьяна Ва­ сильевна считает, что не помешали бы кадетским классам и полностью бес­ платные учебники. Пред- : ставителей зажиточных семей среди таких ребят : практически нет, и это ; могло бы послужить до- : полнительным стимулом ^ для будущих претенден- ; тов. Впрочем, от самих уча- ; щихся кадетских классов : мы ни одной жалобы не ; услышали. Они чувствуют : уважительное отношение ; сверстников и понимают, ; что и самих их форма : «обязывает к учтивости». : Особенно к девчонкам, ко- : торым, вопреки всем пе- ; рипетиям времени, воен- > ная форма нравится по- : прежнему . Хотя , если : признаться честно, мно- ; гим кадетам труднее все- ; го привыкать именно к : жесткой военной дисцип- ? лине. Но это необходимо. : Впереди — военные учи- ! лища. Разные. Пятеро ре- ? бят, скажем, готовят до- ; кументы в Рязанский воз- * душно-десантный инсти- 5 тут. А мой провокацион- ный вопрос о развале ны- : нешней армии здесь «не ! прошел». За всех своих ; товарищей ответил кадет ; Кирилл Ширяев: — Если в армии про- * блемы, значит, нам ее и < возрождать. Это задача ’ нашего поколения. ? Просто и емко. Наталья : АЛЕКСАНДРОВА. На снимке: в школь- : ном музее боевой славы : — занятия кадетского ! класса. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. МОЛИТВА И БИНОМ НЬЮТОНА Кажется, ну какая разница — преподаешь ты математику в обычной школе или в православ­ ной гимназии. Как говорится, дважды два везде четыре, а би­ ном Ньютона, он и есть бином Ньютона и для верующих, и для неверующих. Наверное, нечто по­ добное Людмиле Раевской при­ ходилось слыщать от ее коллег из весьма престижной городской щколы, узнавших, что она уходит в православную гимназию. И не просто уходит, но создает ее вместе с вдохновителем право­ славного образования в Ельце — отцом Василием. Но Раевская, педагог с трид­ цатилетним стажем, отличник народного просвещения, знала, зачем ушла, чего хотела, о чем мечтала. Так же, как знал это и доцент Елецкого пединститута Николай Белканов, преподава­ тель древних и церковно-славян­ ского языков, которого однажды больно задело, как ответили ему вчерашние школьники на вопрос об их отношении к Церкви. Он по­ нял: они, даже «пятерочники», не знают главного, не ведают о том, что определило судьбу народа, что спасало и спасает его доны­ не. Наверное, почти то же самое могли бы сказать о своем реше­ нии работать в гимназии и аспи­ рант Елецкого пединститута Алек­ сей Разбирин, и недавно еще преподававщая там же Юлия Ко- беева, и еще студентка-заочни­ ца Мария Губанова, ныне воспи­ татель, и все их коллеги. Сегодня в коллективе 25 че­ ловек, из них девять преподают здесь на постоянной основе — кандидат наук, аспиранты, специ­ алисты высшей и первой катего­ рии. Между тем гимназии-то все­ го три года. Начиналось все с од- ного-единственного класса. С одиннадцатью учащимися. Сей­ час здесь уже почти восемьде­ сят гимназистов. Популярность гимназии растет. В нынешнем году даже устроили вступитель­ ные экзамены. Что поделаешь, здесь пока тесно, нет помещения попросторнее. Но они верят—бу­ дет. Уже поднакопили кое-какие стройматериалы и надеются, что найдутся желающие помочь бо­ гоугодному делу средствами. Хотя до сего дня «спонсоров» не­ много... Так что же собрало этих взрослых и детей вместе? Вера? Воцерковленность? Да, безус­ ловно. Но не следует думать, буд­ то программа гимназии перена­ сыщена дисциплинами, непос­ редственно связанными с Пра­ вославием. Скажем, урок Закона Божьего всего раз в неделю, хотя и с первого класса. А остальные предметы, на первый взгляд, изу­ чаются так же, как и в любой иной школе. Разве что каждый урок на­ чинается и заканчивается чтени­ ем молитвы. Но в действительности мо­ литва и особая атмосфера хрис­ тианского добра, любви и дове­ рия к детям пронизывают все. Они ощущаются, и когда ребята открывают учебник математики, и когда «проходят» Пущкина или вникают в события далекой ис­ тории. Да, в этой гимназии мо­ гут звучать те же строки Алек­ сандра Сергеевича, что и в го­ родской школе. Но вычитают гимназисты у великого поэта не­ что иное, чем мы привыкли. А далее реь пойдет о духовном становлении гения, о связи его творчества с верой отцов и де­ дов. Для многих из нас само со­ четание «православная гимна- й зия» еще кажется чуть ли не эк- ;8 зотикой. Но, по существу-то, в .. ее стенах реализуется остро к необходимая России, русским 8 детям программа осознания своих корней, соединения под- линно гражданского и подлин- но духовного начал воспитания, к ...Уроки. Репетиция сценки 8 на библейский сюжет. Приоб- щение к музыке. Экскурсия по а православным местам. Служба 5 в храме, где мальчики помога- .а ют в алтаре, а девочки поют в а церковном хоре. Кстати, я не а зря упоминала уже воспита- а тельницу Марию Губанову —а многие из этих забот ложатся ® как раз на плечи воспитателя.;« Постепенно, по крупице, все а это выстраивает дущу, созда- а ет надежную защиту от внещ- а него, нередко жестокого и гру- бого мира. Инспектор гимназии дьякон а Александр, к слову, тоже аспи- а рант и преподаватель Елецкого а пединститута, терпеливо объяс- а нял мне, чем руководствуются а в этом учебном заведении при а выборе учителя. Не только тем, а часто ли он бывает в храме, а правильно ли ставит свечу, но а и глубиной приятия христиане- а ких ценностей... А еще — спо- а собностью духовно расти^вмес- а те с детьми, для которых он все- а таки, в первую очередь, благо- а честивый христианин, а не ма- а тематик или знаток английско- а го языка... Тамара ФЕДЮКИНА ,: соб. корр . I «Липецкой газеты». I На снимке: завуч школы | Людмила Раевская в е д е т | урок. I В Н А Ч А Л Е Ж И З Н И (Окончание. Начало на 1-й стр.) На день города в Задонске пригласили учителей. Заслужен­ ных, отмеченных президентским указом. Их оказалось больще, чем врачей и лесоводов, что вполне справедливо. Хотя долж­ но бы быть гораздо больше. Ну вот, они пришли, и их завели в комнату, где на столах стояло шампанское, фрукты, конфеты. Им сделали приятное, им сказа­ ли много теплых слов, им повя­ зали алые ленты, им оказали честь. И все это время они огля­ дывались на дверь и порывались позвонить по телефону: кого-то из них еще не было. Просто они боялись, что им достанется ку­ сочек чужого счастья и крошечка лишней признательности. Пото­ му что чужого им не надо. Пото­ му что единственным на всю жизнь украшением этих людей была скромность. Эта профессия абсолютно бескорыстна, и это —профессия, где без любви ничего не сдела­ ешь. Только любить надо не все человечество, а каждого челове­ ка, даже если он маленький и не подает признаков гениальности. Учитель — он, как маяк на бере­ гу, к теплу и све'ге которого всег­ да тянутся иззябшие души. Это понимали наши великие предки. Коленопреклоненный Пушкин, снимавший шляпу перед Держа­ виным, царь Петр, всю жизнь ис­ кавший себе учителей, граф Тол­ стой, на старости лет догадав­ шийся стать педагогом, Сухом- линский с его «школой радости» и вечными фантазиями... — все они и многие другие оставили в Истории свой след —самые луч­ шие и честные книги. Но в самом начале того пути каждый из ве­ ликих (как, впрочем, и каждый из нас, простых смертных) был все­ го лишь Филипком, торчавшим у двери класса. Жизнь переменилась к герою нашего времени и понапридумы- вала всяких совсем не изящных слов: «неперспективная деревня», «малокомплектная школа», «не­ добор», «педстаж», «выслуга», за которыми стоят большие пробле­ мы. Ведь даже урезанная до упо­ ра ставка (с соответствующим обрезанием жалованья) истинно превращается в ставку больше, чем жизнь. А ведь это Учитель построил Государство (российс­ кое, советское, демократичес­ кое...), научив его подданных все­ му, что знал сам. Государство ответило благодарностью: окла­ дом в 350 рэ (начинающим пе­ дагогам) и жалкой, в рассрочку, компенсацией за методлитерату- ру. Ее учителю выдают пайкой — колбасой, водкой и прочим столь необходимым для повышения профессионального уровня. И если на дворе теперь вре­ мя духовных фантиков и жвачки, если мы проигрываем битву духа, забыв исконное и доморощенное, и уступаем языческим пляскам на отеческих курганах, то разве ви­ новат в том Учитель? Если мы по-прежнему самая читающая страна, которая каждое утро пялит глаза на новые цен­ ники, то при чем здесь Учитель? Если наши современные талан­ ты вкалывают за валюту за гра­ ницей, забыв про лопухи, из ко­ торых вылезли сами, про жалкие деревеньки на косогорах, про тех. кто научил их читать, писать и | думать, то где ж тут вина Учи-1 теля? I Президент потешает своей | экстравагантностью зарубеж-! ную публику, а у себя дома ^ превращает страну в заложни­ цу разномастного ворья —раз­ ве этому его учили в школе? Кончается век, кончаются 1 силы и спрятанная в комоде з а - , начка. И надо идти наперекор | инфляции, либерализации, I приватизации, идти и снова I воспевать величие родной зем­ ли, совесть, веру, труд. И еще! —верить всегда, что снова до- ^ берется из далекой глуши до I школьного порога Миша Ломо- носов, обязательно доберется.! Все равно он выше погон, | трибун и партийных штандар-| тов, наш Учитель. Ибо он бо- Ц гат и знает, что это богатство Р не отнять никому — ни рэкети-! РУ, ни Центробанку, оно н а - : всегда останется с ним: его ( книги, история и его ученики. ( И его след на земле. Александр | КОСЯКИН. I с/ликою в жизнь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz