Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
‘г ТЖИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а 2 октября 1999 г., № 194 (21072) У 1 г 01 с уликою в жизнь УЧИТЕЛЬ ГОПА ОБ а н г л и й с к о м - ПО-РУССКИ I* — Василий Анатоль- ' <евич, мужчина, который Дучит детей языку, — для школы большая редкость. ^ Почему вы выбрали имен- но английский? — Вообще-то я еще и учитель истории. После V Липецкого пединститута Швел историю шесть лет. Пока летом 1992-го не по- ф работал в Америке, в детс- ких лагерях отдыха. Там и увлекся английским . 5 ^ Вернулся и занялся им ^ вплотную. ; — Сегодня это — один ' из самых модных предме- тов. Летние вступитель- ные испытания в вузы по- казали: к иностранному наши юные соотечествен- ^ ники относятся даже серь- ^ езнее, чем к своему родно му языку. Вы это ощуща ете? — Да, интерес к ан глийскому возрос. Но этот ^ интерес — общего плана. ~1 Изучать язык лучше не стали. ^ — Не потому ли боль- шинство студентов фа- Шкультета иностранны х ^ языков поступали в инсти- 5 » тут после занятий с репе- титорами? Может быть, велик разрыв между тре- бованиями школы и вуза? ^ Вообще, можно поступить ® на «иняз» без репетитора? — Я считаю, что мно- р гое, если не все, зависит от '» самого ученика. От того, насколько он талантлив, насколько серьезно отно- I сится к делу. А если у че- ловека нет способностей к $’ какой-то науке — ника- кой, даже самый сильный 'р репетитор ему не поможет. I — Вы — хороший пе- даго г, и победа в конкур- }=^се — лучшее тому под- Василий НЕСТЕРОВ — учитель английского языка средней школы № 4 города Грязи. Победитель областного конкурса «Учитель года-99». И просто интересный человек. В канун праздника «ЛГ» попросила его ответить на несколько вопросов... тверждение... — Какое же это подтвер ждение? Конкурс показыва ет, на что учитель способен, а совсем не то, как он рабо тает. — И все же вы его выиг рали. Скажите, что в вашем деле приносит вам самое большое удовлетворение? — Когда в классе есть два-три ученика, с которы ми можно свободно говорить на английском. — А у вас таких не боль ше? — Как раз двое-трое. Не думаю, что их успехи — пол ностью моя заслуга. Они сами много читают, занима ются по разным новым ме тодикам. — Ясно. А что огорчает? — Хочется жить и рабо тать так, как подсказывает время. Очень часто возника ют интересные мысли, хоро шие планы, которые на прак тике реализовать просто не возможно. Казалось бы, где использовать компьютерные программы, если не на ан глийском? Но... финансы не позволяют. Видеоуроки, и те приходится проводить на со бственной аппаратуре. — Вам, наверное, есть с чем сравнивать. Ведь вы каждое лето работаете в американских детских лаге рях. Российские школьники сильно отличаются от аме риканских сверстников? — Знаете, несмотря ни на что, уровень образованности в России выше и система об разования лучше, чем в Аме рике. Наши дети более раз носторонне развиты, да и по раскованности американцев уже догнали. — Да, в чем-в чем, а уж в раскованности сегодняш ним старшеклассникам не откажешь. Какими качес твами должен обладать пе дагог, чтобы наши раскован ные дети уважали и слуша лись его? — Прежде всего, он до лжен быть интересным, но скромным человеком. И по знаниям голов на девять выше своих учеников. А еще нельзя быть на сто процен тов преданным своему пред мету. — Это почему же? — Фанатизм мешает по ниманию. Так легко «задо лбать» ребенка английс ким... — Вы — увлекающийся человек? — Увлекаюсь всем по чуть-чуть. Появились компь ютеры — освоил компьютер, купили машину — занялся машиной. Мне все интерес но. Может, поэтому и моим ученикам интересно со мной. — А о профессии артис та никогда не думали? Ваш артистизм на прошедших конкурсах покорил многих зрителей. Откуда это? Посе щали драмкружок? — Спасибо. Нет, никогда. Наверное, все просто зависит от настроения. — У вас есть профессио нальная сверхзадача? — Какая же у учителя может быть сверхзадача? Президентом педагог не ста нет. Просто работаю и ста раюсь это делать хорошо. — Через пару дней вам предстоит участие еще в од ном конкурсе, теперь уже российском. Волнуетесь? — Конечно. Волнение ог ромное. В «Учительской га зете» прочитал о других участниках и понял: все пре тенденты на победу — более чем достойные. — А что вы считаете сво им самым большим дости жением на сегодняшний день? Если отбросить все лишнее и оглянуться назад? — Достижение? Сын Фе дор. Ему тринадцать лет. Пока между нами — полное взаимопонимание... Наталья ВЕШНЕВА. На снимке: Василий Не стеров на учительском кон курсе. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. Н а них невольно ос- т а н а в л и в а е ш ь взгляд. Не только из-за камуфляжа, который заменил им школьный кос тюм. Они собранны и подтя нуты, а в их пока еще маль чишеских движениях уже чувствуется особая выправ ка. Эти парни — учащиеся кадетских классов липецкой средней школы № 14. Здесь вместо классов — взводы, вместо параллелей — отделения. Командир от деления — сверстник, кото рого по-настоящему уважа ют. Субординация и дисцип лина для этих ребят — не пустые слова. И любовь к Родине — тоже. Они с инте ресом изучают православную культуру, историю Воору женных Сил России. Посте пенно привыкают к большим физическим нагрузкам. От плясывают мазурку и кру жатся в вальсе на уроках бальных танцев. В школе возрождаются блестящие традиции русского офицерст ва. — У нас всегда была хо рошая база для подготовки юношей к службе в армии, — рассказывает Татьяна Зо лотарева, классный руково дитель кадетов и руководи тель школьного музея боевой славы. — Есть военно-такти ческий городок, отвечающий всем требованиям, тренажер ный зал. И когда в России начали возрождаться кадет ские корпуса, мы просто ре шили идти в ногу со време нем. Вроде бы еще совсем не давно слово «кадет» звуча ло для нас чуть ли не как бранное. И вот.... — Дело в том, что в цар ской России так же называ ли конституционных демок ратов — их партия сокра щенно именовалась К.-Д., а ее члены, соответственно, — кадетами. Это были люди дворянского сословия, кото рые в годы революции под держивали белогвардейцев, — поясняет Татьяна Василь евна. — Но если мы обратим ся к истокам, то вспомним: французское «сайе!» означа ет «младший офицер». И к политике отношения не име ет. В общем, когда в 1997 году при Серпуховском учи лище открылся кадетский корпус, педколлектив деле гировал туда своего военру ка. За опытом. А разобрав шись, что к чему, учителя заключили с городским во енкоматом и Липецким пед институтом трехсторонний договор. Программа, по которой занимаются ученики кадет ских классов, интересна и полезна не только для меч тающих о военной службе. Хотя эти ребята уже давно О ПОЛЬЗЕ РЕМЕСЕЛ ЧЕЛОВЕК^ИНАСТШ ЗНАЙ НАШИХ! ВСЕСИМПАТИИ- ЛИЧПАИЕК ^ Профессиональное ^ образование в нашей I стране переживает не ; лучшие времена. Мрачных -прогнозов % относительно V перспектив в ^ подготовке рабочих кадров больше чем ^ достаточно. А что думают те, кто обучает детей ремеслам? Наш собеседник — учитель ' высшей категории, преподаватель спецтехнологии ^ профессионального Г лицея № 12 Игорь ОВЧИННИКОВ. 0 — Игорь Борисович, с каким настроением идет ? сегодня в класс препо- ф- даватель профессиональ- Ш ного училища? И чего Й ждут от него ученики? — Лично я с оптимиз мом смотрю в будущее. Ка кими бы ни были полити- ^ ческая система и экономи- ческая структура общест- 1 ва, рабочие руки нужны всегда. Щ К нам охотно идут Ф школьники. Обучение в ф профессиональном учреж- :*дении перестало быть пус- ф тым времяпрепровождени- I ем, а занятия у нас боль- К ше не удел двоечников и второгодников. Теперь для ребят — это надежда, что у них будет и профессия, и работа, и уважение лю дей. — Значит, контингент у вас изменился? — Я работаю в лицее пятый год и вижу: к нам все больше тянутся способ ные ребята. Если раньше мы учили середнячков, то сегодня в школьных аттес татах р едко увидишь «тройку». О чем это гово рит? Некоторые считают, что все дело в ситуации, которая сложилась в ву зах: огромный конкурс, р платное обучение... Может 4 быть, но только отчасти. 1 Главное — в другом. Пос- 1 мотрите, все ли выпускни- Щ ки вузов имеют гарантию ш трудоустройства. Отнюдь. ^ А все потому, что они — ■ узкие специалисты. Мы же в лицее даем возможность освоить до трех-четырех профессий, получить на- ы выки чуть ли не по десяти ^ специальностям! У наших , выпускников больше шан- ^ сов не остаться без заработ- ка. щ. — Но проблемы с тру- щ доустройством ВЫПуСК1ШКОВ не менее возникают... — Да, они есть, и нема лые. Но все же основная мас са наших воспитанников — до 90 процентов — находит работу практически сразу. Пусть это будет поначалу не совсем то, о чем они мечта ли. Но без куска хлеба не ос танутся. Вот я обучаю один надцатиклассников профес сии автомеханика. Она сегод ня пользуется на рынке тру да хорошим спросом. А в рамках этой профессии под ростки осваивают три специ альности: водитель транспор тных средств, автослесарь и контролер технического со стояния. Они могут работать на любом автопредприятии. Но чтобы стать хорошим ав томехаником, нужен опыт. Поэтому начинают с водите лей, заведующих мастерски ми и так далее. Кроме того, у обучаю щихся в нашем лицее — большие возможности на производственной практике. Три-четыре месяца — срок вполне достаточный, чтобы показать способности, заре комендовать себя с хорошей стороны. Тем более, что у нас нормальные отношения с партнерами — автоколонной 1415 , «Эксстроймаш ем» . Здесь всегда охотно берут ребят на практику, предла гают работу. Знают: мы го товим хороших специалис тов. — А как вам это удает ся? Ведь материальная база учреждений профобра.зова- ния сегодня устаревает и разрушается? Или лицей — исключение? — Да нет. У нас те же проблемы, что и везде. Про сто мы поставили перед со бой две задачи. Первая: со хранить все то, чем мы рас полагаем. Вторая: макси мально использовать все имеющиеся возможности. У нас солидный автомобиль ный парк, хорошо оборудо ванные мастерские. Оказы ваем населению платные ус луги, производим конкурен тоспособную продукцию , например инструменты. Ко нечно, средства, которые мы зарабатываем, невелики. Но они маленьким ручейком вливаются в ту реку, кото рая позволяет нам выживать в это непростое время, укреп лять материальную базу и, в конечном итоге, вести качес твенную подготовку специа листов. Хорошо помогают пре подаватели, мастера произ водственного обучения вмес те с учениками. Изготавли вают на практических заня тиях то, что нужно в процес се обучения, наглядные по собия. Полагаю, многое за висит от коллектива. У нас работают 160 опытных, ква лифицированных педагогов. Взять хотя бы программы обучения. Они у нас ежегод но обновляются и совершен ствуются. Это необходимо, чтобы идти в ногу со време нем. Ведь появляются новые технологии, постоянно меня ется техника. Вчера мы учи ли ребят вождению на одних моделях машин, сегодня — на других, иначе устроен ных. Все это должно найти отражение в программах, иначе обучение не будет эф фективным. — Скажите, а вы хотели бы , чтобы ваш р ебенок учился в профлицее? — Несомненно. Я вообще считаю, что какой бы ступе ни в своем развитии человек ни достиг, окончил МГУ или еще что-то, профессиональ ное образование ему все рав но необходимо. Это та осно ва, тот краеугольный ка мень, на котором все стро ится. Я сам окончил этот лицей, потом учился в ин ституте. Но профессия води теля, которую я получил, дала мне очень многое. Кстати, вместе со мной трудятся в лицее мастерами производственного обучения и мои родственники — отец, дядя, двоюродные братья. Такая вот династия ремес ленников... — Что бы вы пожелали своим коллегам накануне Дня учителя? — Побольше оптимизма! «Лечь на дно» — проще все го. Не надо жить одним днем. Давайте думать о бу дущем и надеяться на со бственные силы. А наше бу дущее — в наших руках. В прямом и переносном смыс ле! Интервью вела Елена ТАРАВКОВА. Героиней Фестиваля лаге рей-победителей конкурсных программ Госкомитета по мо лодежной политике во Все российском оздоровитель ном центре «Орленок» стала сотрудница липецкого город ского комитета по делам мо лодежи Лина Сорокина. Со ревнуясь за звание «Лучший детский работник России», она одержала победу сразу по нескольким номинациям, в том числе получила приз детских симпатий, приз сим патий людей науки, приз сим патий детских работников... На том же фестивале гранда второй степени удостоена программа <|Ступени» нашего автора В. Ржевуского из Цен тра социально-психологичес кой адаптации и информации молодежи. С удовольствием сообщая об этом журналисту «ЛГ», еще один липчанин , академ и к Сталь Шмаков, подчеркнул: — Будучи на фестивале в качестве председателя э к спертной комиссии и руково дителя семинара-совещания по проблемам детского отды ха, я отнюдь не старался по способствовать успеху пос ланцев Липецкой области. Их победы полностью заслуже ны ими. Кстати, к уже назван ным следует прибавить и удачное выступление в ифо- классе представительницы городского Дома творчества школьников Татьяны Крупо вой. Ч тобы оц ени ть «стои мость» наших наград, надо учесть, что в Туапсе, где на ходится «Орленок», съехались представители 70 те^щиторий России и девяти стран СНГ. В фестивале участвовали че тыре министерства и ведом ства, большая группа ученых. Так что неофициальное пер вое место Лины Сорокиной среди 70 коллег со всей Рос сии говорит о многом. Еще одна новость, о ко торой мимоходом упомянул Сталь Анатольевич, не каса ется фестиваля в «Орленке», но вполне подходит рубрике «Знай наших!». Он, известный ученый и педагог, стал ныне двамсды академиком. Недав но ему вручен диплом дей ствительного члена автори тетной Международной педа гогической академии. А за пару лет до этого первое зва ние академика он получил в Международной академии наук педагогического образо вания. Буквально на днях в Липецке создан филиал этой Академии, в связи с чем у нас побывал ее президент В.А. Сластенин. Членами филиа ла могут быть и целые педа го гические колле ктивы , и специалисты. Планируется, что филиал будет выпускать свой хсурнал, который должен распространяться по всему Черноземью России. (Соб.инф.) сделали свой выбор — им предстоит стать защитника ми Отечества. — Чтобы искренне, не жалея жизни, защищать Ро дину, надо любить ее. А что бы по-настоящему любить, надо прежде всего знать ее историю. Пора извлечь из небытия все лучшее, что в ней было, возродить честь и достоинство русского офице ра, — казалось бы, Татьяна Васильевна говорит совсем простые вещи. И все же постижение на- кадетов средней школы № 14. В наше циничное время эти слова покажутся кому- то чересчур пафосными. В эпоху межнациональных войн и всеобщего безверья далеко не каждый знает точ но, за кого и ради чего отда ют свои жизни защитники дагестанских сел: за Родину или за чьи-то шкурные ин тересы? Не проще ли и не разумнее заняться коммер цией, освоить, например, экономику и маркетинг? Старающимся «отмазаться» мужского воспитания. К кадетам это не относит ся. Маменькины сыночки сюда не пойдут. Да и не возь мут их. Ведь чтобы попасть в кадетский класс, надо сна чала выдержать конкурс. — Во -первых , девять классов должны быть окон чены без троек, — поясняет Виктор Васильевич. — Во- вторых, нужно безупречное здоровье. И, конечно же, кандидаты в кадеты прохо дят профессионально-психо- логический отбор — тестиро КАДЕТЫ, СТРОЙСЯ! шеи подлинной истории — это пока для многих школ и педагогов цель, которую только предстоит достичь. Здесь к ней идут особенно упорно. Доцент ЛГПИ Зина ида Видякова в своем курсе основ православной культу ры рассказывает кадетам о Сергии Радонежском, о Ти хоне Задонском, о других русских святых. А на уроках военной этики и истории Вооруженных Сил РФ под полковника липецкого авиа центра Владимира Зиброва мальчишки узнают о генера ле Скобелеве, опередившем время, о Суворове, о многих прекрасных армейских тра дициях. Упорно занимаются в классах эстетическим вос питанием, психологией. И бальные танцы — из того же ряда. Ведь офицер есть офи цер. «Жизнь — Родине, честь — никому! !» — таков девиз от армейской службы при зывникам старший помощ ник начальника второго от деления городского военко мата подполковник Виктор Васильев (он же — куратор, преподаватель начальных военных знаний и физичес кого воспитания у кадетов) отвечает просто: «Мужчина испокон веков был защитни ком своего очага, своей ма тери, жены, детей». Но что примечательно: не слишком обеспеченные люди, «от зем ли», как утверждает Виктор Васильевич, подобных во просов не задают. В том чис ле — и его воспитанники из сш № 14. — Сейчас очень много неприспособленных к жизни парней, — говорит он. — Приходят в армию и гвоздя забить не могут. Все начина ется с семьи, и, к сожале нию, многие родители недо понимают важность именно вание военкомата, включаю щее более двухсот вопросов. Впрочем, это парней не пугает. В конкурсе участву ют ребята со всей области. Некоторые ездят в школу издалека — из Тюшевки, из Грязей, даже из Воловского района. Расстояние — не преграда для настоящих мужчин. Да, многие нелегко при выкают к физическим на грузкам. Надо бегать, пла вать, тренироваться на тре нажерах. День в неделю ре бята занимаются с сотрудни ками МЧС. — Мы учим их отвечать за свои поступки, держать слово и принимать самосто ятельные решения, — гово рит Васильев. Причем, на практике. Например, не так давно ка деты участвовали в марше «Маршрут выживания. Ноч ной вариант», организован- МУЖСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ном сотрудниками город ского Центра детского и юношеского туризма со вместно с МЧС. Да, было нелегко, но впечатлений — море. А главное, имен но в такие моменты каде ты начинают понимать, что дают им долгие часы тренировок. — К сож ал ению , у школы пока нет хороших брусьев и перекладин, — констатирует Виктор Ва сильевич. — Да и питание в связи с большой физи ческой нагрузкой не ме шало бы усилить, чтобы парни получали ежеднев ные обеды. Сейчас на питание предусмотрены полтора «президентских» рубля в день. При всем желании ежедневно школа кор мить своих воспитании- I ков не может. Татьяна Ва сильевна считает, что не помешали бы кадетским классам и полностью бес платные учебники. Пред- : ставителей зажиточных семей среди таких ребят : практически нет, и это ; могло бы послужить до- : полнительным стимулом ^ для будущих претенден- ; тов. Впрочем, от самих уча- ; щихся кадетских классов : мы ни одной жалобы не ; услышали. Они чувствуют : уважительное отношение ; сверстников и понимают, ; что и самих их форма : «обязывает к учтивости». : Особенно к девчонкам, ко- : торым, вопреки всем пе- ; рипетиям времени, воен- > ная форма нравится по- : прежнему . Хотя , если : признаться честно, мно- ; гим кадетам труднее все- ; го привыкать именно к : жесткой военной дисцип- ? лине. Но это необходимо. : Впереди — военные учи- ! лища. Разные. Пятеро ре- ? бят, скажем, готовят до- ; кументы в Рязанский воз- * душно-десантный инсти- 5 тут. А мой провокацион- ный вопрос о развале ны- : нешней армии здесь «не ! прошел». За всех своих ; товарищей ответил кадет ; Кирилл Ширяев: — Если в армии про- * блемы, значит, нам ее и < возрождать. Это задача ’ нашего поколения. ? Просто и емко. Наталья : АЛЕКСАНДРОВА. На снимке: в школь- : ном музее боевой славы : — занятия кадетского ! класса. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. МОЛИТВА И БИНОМ НЬЮТОНА Кажется, ну какая разница — преподаешь ты математику в обычной школе или в православ ной гимназии. Как говорится, дважды два везде четыре, а би ном Ньютона, он и есть бином Ньютона и для верующих, и для неверующих. Наверное, нечто по добное Людмиле Раевской при ходилось слыщать от ее коллег из весьма престижной городской щколы, узнавших, что она уходит в православную гимназию. И не просто уходит, но создает ее вместе с вдохновителем право славного образования в Ельце — отцом Василием. Но Раевская, педагог с трид цатилетним стажем, отличник народного просвещения, знала, зачем ушла, чего хотела, о чем мечтала. Так же, как знал это и доцент Елецкого пединститута Николай Белканов, преподава тель древних и церковно-славян ского языков, которого однажды больно задело, как ответили ему вчерашние школьники на вопрос об их отношении к Церкви. Он по нял: они, даже «пятерочники», не знают главного, не ведают о том, что определило судьбу народа, что спасало и спасает его доны не. Наверное, почти то же самое могли бы сказать о своем реше нии работать в гимназии и аспи рант Елецкого пединститута Алек сей Разбирин, и недавно еще преподававщая там же Юлия Ко- беева, и еще студентка-заочни ца Мария Губанова, ныне воспи татель, и все их коллеги. Сегодня в коллективе 25 че ловек, из них девять преподают здесь на постоянной основе — кандидат наук, аспиранты, специ алисты высшей и первой катего рии. Между тем гимназии-то все го три года. Начиналось все с од- ного-единственного класса. С одиннадцатью учащимися. Сей час здесь уже почти восемьде сят гимназистов. Популярность гимназии растет. В нынешнем году даже устроили вступитель ные экзамены. Что поделаешь, здесь пока тесно, нет помещения попросторнее. Но они верят—бу дет. Уже поднакопили кое-какие стройматериалы и надеются, что найдутся желающие помочь бо гоугодному делу средствами. Хотя до сего дня «спонсоров» не много... Так что же собрало этих взрослых и детей вместе? Вера? Воцерковленность? Да, безус ловно. Но не следует думать, буд то программа гимназии перена сыщена дисциплинами, непос редственно связанными с Пра вославием. Скажем, урок Закона Божьего всего раз в неделю, хотя и с первого класса. А остальные предметы, на первый взгляд, изу чаются так же, как и в любой иной школе. Разве что каждый урок на чинается и заканчивается чтени ем молитвы. Но в действительности мо литва и особая атмосфера хрис тианского добра, любви и дове рия к детям пронизывают все. Они ощущаются, и когда ребята открывают учебник математики, и когда «проходят» Пущкина или вникают в события далекой ис тории. Да, в этой гимназии мо гут звучать те же строки Алек сандра Сергеевича, что и в го родской школе. Но вычитают гимназисты у великого поэта не что иное, чем мы привыкли. А далее реь пойдет о духовном становлении гения, о связи его творчества с верой отцов и де дов. Для многих из нас само со четание «православная гимна- й зия» еще кажется чуть ли не эк- ;8 зотикой. Но, по существу-то, в .. ее стенах реализуется остро к необходимая России, русским 8 детям программа осознания своих корней, соединения под- линно гражданского и подлин- но духовного начал воспитания, к ...Уроки. Репетиция сценки 8 на библейский сюжет. Приоб- щение к музыке. Экскурсия по а православным местам. Служба 5 в храме, где мальчики помога- .а ют в алтаре, а девочки поют в а церковном хоре. Кстати, я не а зря упоминала уже воспита- а тельницу Марию Губанову —а многие из этих забот ложатся ® как раз на плечи воспитателя.;« Постепенно, по крупице, все а это выстраивает дущу, созда- а ет надежную защиту от внещ- а него, нередко жестокого и гру- бого мира. Инспектор гимназии дьякон а Александр, к слову, тоже аспи- а рант и преподаватель Елецкого а пединститута, терпеливо объяс- а нял мне, чем руководствуются а в этом учебном заведении при а выборе учителя. Не только тем, а часто ли он бывает в храме, а правильно ли ставит свечу, но а и глубиной приятия христиане- а ких ценностей... А еще — спо- а собностью духовно расти^вмес- а те с детьми, для которых он все- а таки, в первую очередь, благо- а честивый христианин, а не ма- а тематик или знаток английско- а го языка... Тамара ФЕДЮКИНА ,: соб. корр . I «Липецкой газеты». I На снимке: завуч школы | Людмила Раевская в е д е т | урок. I В Н А Ч А Л Е Ж И З Н И (Окончание. Начало на 1-й стр.) На день города в Задонске пригласили учителей. Заслужен ных, отмеченных президентским указом. Их оказалось больще, чем врачей и лесоводов, что вполне справедливо. Хотя долж но бы быть гораздо больше. Ну вот, они пришли, и их завели в комнату, где на столах стояло шампанское, фрукты, конфеты. Им сделали приятное, им сказа ли много теплых слов, им повя зали алые ленты, им оказали честь. И все это время они огля дывались на дверь и порывались позвонить по телефону: кого-то из них еще не было. Просто они боялись, что им достанется ку сочек чужого счастья и крошечка лишней признательности. Пото му что чужого им не надо. Пото му что единственным на всю жизнь украшением этих людей была скромность. Эта профессия абсолютно бескорыстна, и это —профессия, где без любви ничего не сдела ешь. Только любить надо не все человечество, а каждого челове ка, даже если он маленький и не подает признаков гениальности. Учитель — он, как маяк на бере гу, к теплу и све'ге которого всег да тянутся иззябшие души. Это понимали наши великие предки. Коленопреклоненный Пушкин, снимавший шляпу перед Держа виным, царь Петр, всю жизнь ис кавший себе учителей, граф Тол стой, на старости лет догадав шийся стать педагогом, Сухом- линский с его «школой радости» и вечными фантазиями... — все они и многие другие оставили в Истории свой след —самые луч шие и честные книги. Но в самом начале того пути каждый из ве ликих (как, впрочем, и каждый из нас, простых смертных) был все го лишь Филипком, торчавшим у двери класса. Жизнь переменилась к герою нашего времени и понапридумы- вала всяких совсем не изящных слов: «неперспективная деревня», «малокомплектная школа», «не добор», «педстаж», «выслуга», за которыми стоят большие пробле мы. Ведь даже урезанная до упо ра ставка (с соответствующим обрезанием жалованья) истинно превращается в ставку больше, чем жизнь. А ведь это Учитель построил Государство (российс кое, советское, демократичес кое...), научив его подданных все му, что знал сам. Государство ответило благодарностью: окла дом в 350 рэ (начинающим пе дагогам) и жалкой, в рассрочку, компенсацией за методлитерату- ру. Ее учителю выдают пайкой — колбасой, водкой и прочим столь необходимым для повышения профессионального уровня. И если на дворе теперь вре мя духовных фантиков и жвачки, если мы проигрываем битву духа, забыв исконное и доморощенное, и уступаем языческим пляскам на отеческих курганах, то разве ви новат в том Учитель? Если мы по-прежнему самая читающая страна, которая каждое утро пялит глаза на новые цен ники, то при чем здесь Учитель? Если наши современные талан ты вкалывают за валюту за гра ницей, забыв про лопухи, из ко торых вылезли сами, про жалкие деревеньки на косогорах, про тех. кто научил их читать, писать и | думать, то где ж тут вина Учи-1 теля? I Президент потешает своей | экстравагантностью зарубеж-! ную публику, а у себя дома ^ превращает страну в заложни цу разномастного ворья —раз ве этому его учили в школе? Кончается век, кончаются 1 силы и спрятанная в комоде з а - , начка. И надо идти наперекор | инфляции, либерализации, I приватизации, идти и снова I воспевать величие родной зем ли, совесть, веру, труд. И еще! —верить всегда, что снова до- ^ берется из далекой глуши до I школьного порога Миша Ломо- носов, обязательно доберется.! Все равно он выше погон, | трибун и партийных штандар-| тов, наш Учитель. Ибо он бо- Ц гат и знает, что это богатство Р не отнять никому — ни рэкети-! РУ, ни Центробанку, оно н а - : всегда останется с ним: его ( книги, история и его ученики. ( И его след на земле. Александр | КОСЯКИН. I с/ликою в жизнь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz