Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
1 о к т я б р я 1 9 9 9 г . , № 1 9 3 ( 2 1 0 7 1 ) Ш И П Е Ц К А Я •/Ж г а з е т а ПОСОБИЕ ДЛЯ ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕЙ НЕСУПЕРМЕН - ВСЕГОЛИШЬ РЕБЕНОК! Вот и «созрела» наша очередная семейная страница. Темы большинства ее материалов под сказаны вами, уважаемые читатели. Это ответы на ваши вопросы, своеобразные консультации. Вопросов так много, что «разделаться» с ними в одном выпуске просто невозможно. Но это не беда. Если вы не нашли нужных вам рекоменда ций сегодня — не расстраивайтесь. Ведь впереди еще не один «Очаг». А значит, ваши вопросы — на очереди. Выпуск подготовила Наталья АЛЕКСАНДРОВА. М о с ко в с кие пси холо ги ; Ирина Медведева и Тать яна Ш и т о в а , авторы кни г ! для родителей, лечат д е т ские неврозы ... кукольным I театром, в котором играют I их юные пациенты. \ Сегодня они расска зы - , вают о том, как появилась и х н ео бы ч н ая р а б о т а , и 1продолжают разговор , на- . чатый в прошлом выпуске \ «Очага». I Трагизм своего изгойства, I своего аутсайдерства некото- I рые дети ощущают рано. Се- I милетний Виталик на вопрос: I «Каким тебя видят окружаю- 8щие?» — чуть слыщно ответил: I «Мальчиком с опущенной го- I ловой», I Так мы и назвали свою I первую лечебную пьесу «Исто- I рия мальчика с опущенной го- I ловой». I Идея лечить детей с по- I мощью кукольного театра воз- I никла у нас несколько лет на- I зад, притом случайно. ...Мы I вместе стали писать пьесы I для театра кукол. И в этом ка- I честве (соавторов-драматур- I гов) время от времени учас- I твовали в разнообразных те- I атральных фестивалях. I И вот однажды, после оче- I редного фестиваля (кажется, I это было в Горьком, в 1988 ' году), мы делились друг с дру гом впечатлениями и, между прочим, обратили внимание на I то, что актеры могут «в живом I плане» (то есть выходя на сце ну без кукол) играть просто I ужасно, но — удивительное ! дело! — беря в руки куклу, они ' становятся гораздо раскован- I нее, пластичнее. Причем, это происходит, даже если кукловод не скрывается за ширмой. И тогда мы поняли, что кукла слу жит актеру своего рода защи той, опорой. А если это не актер, а бо лезненно застенчивый ребенок? Может, за-стенчивый, спрятав шись за стенку (то есть за шир му), замаскировавшись — полу чит уникальную возможность це лительной исповеди? Вот бы попробовать таким образом по работать с нервными детьми — подумали мы... Беседы с родителями мы, как правило, начинаем с разговора о природной конституции ребен ка. Еще раз повторяем, что ее надо постараться осознать, даже если такое осознание не принесет вам особой радости. И очень может быть, что уже одно это снимет основные труд ности, возникающие у вас при общении с ребенком. Однажды к нам пришел хруп кий, большеглазый мальчик, похожий на короля Матиуша, героя сказки Корчака, или на юного аристократа с полотен английских художников XIX века. Он был не уверен в себе, мно гого боялся и даже в свои 12 лет ни на минуту не оставался дома один. Мама, обратившая ся к нам с жалобами на его странности, уже одним своим видом резко с ним контрасти ровала. Большая, шумная, бой кая, она неустанно твердила, что не понимает, откуда у нее такой ребенок, ведь его погибший в авиакатастрофе отец был смельчак, герой, летчик-испыта тель. Рано овдовев, эта женщи на только и утешала себя тем, что мальчик повторит своего отца. А он не повторил — ни внешне, ни внутренне, так что любовь к сыну боролась в ее душе с возмущением и даже легким презрением к этому не мужественному характеру. До лго и разными способами мы старались дать ей понять, что Толя — такой, какой он есть — тоже достоин уважения и даже гордости. К счастью, в конце концов нам это удалось. А маль чик именно тогда, когда от него перестали адать непосильного для него суперменства,' преодо лел свои страхи. И теперь не только остается дома один, но и ходит с ребятами в сложные походы с ночевками, о чем мама, конечно, даже мечтать не мог ла. Но бывают случаи, когда чуждость ребенка вызывает та кую неприязнь, что в эту чуж дость и не хочется вникать. У нас принято много говорить о слепой материнской любви и совсем не принято — о непри язни. Вернее, принято, но, ско рее, в криминальном, а не в пси хологическом аспекте. Перед мысленным взором сразу пред стает злодейка, которую с по зором лишают родительских прав. Однако в жизни это встре чается гораздо чаще и далеко не всегда сопряжено со злодей ством. Бывают случаи психоло гической несовместимости. Бы вает, что ребенок — «копия отца», а отец бросил. А бывает, ребенок помешал личному счастью. Да мало ли что в жиз ни бывает?! И, как правило, родители (особенно мать) стесняются даже себе сказать правду. Или говорят, но с каким-то истери ческим отчаянием: «Да, не люб лю, но ничего не могу с собой поделать!» И в доказательство приводят поговорку: «Насильно мил не будешь». Не любить сво его ребенка — большая беда. Не побороться со своей нелю бовью — огромная, страшная вина. Встает все тот же вопрос: что делать? Не зная людей, не зная обстоятельств, заочно со ветовать что-то конкретное до вольно трудно. И все-таки... Мы в своей работе посто янно используем разнообраз ные драматические приемы, в том числе театральные этюды. Родителям, которые никак не могут полюбить своих детей, можно посоветовать мысленно проиграть такой этюд. Нет-нет, не бойтесь, это не требует вы дающихся актерских способнос тей! Представьте себе, что вы — ребенок. И не абстрактный, а вполне конкретный. Ваш со бственный. И вас не любит мама (или папа, или оба). А ро дители для вас — это весь мир, ибо весь мир маленького ребен ка замыкается на родителях. И этот мир оказался перевернут. Все в нем не так! Ударившись, вы вместо утешения слышите насмешку. Вам страшно, вы пла чете, а вас обзывают трусом. Вы вбегаете в комнату, чтобы по делиться радостью — и натал киваетесь на раздраженное: «Отстань, уйди! Ты что, не ви дишь? Я с тетей Леной разго вариваю!» И в этом перевернутом мире вы, в конце концов, тоже стано витесь «мальчиком наоборот», не вовремя смеетесь, не к месту кривляетесь, пристаете ко взрослым именно тогда, когда их надо оставить в покое... Хо рошо еще, если у вас от приро- дь[ веселый характер. Тогда вы думаете: «Надо же, все меня любят, только мама не любит!» А если характер меланхолич ный? В таком случае вас бук вально изводит, ржавчиной разъедает мысль: «НИКТО меня не любит, ДАЖЕ МАМА!» И вы себя такого тоже не любите! И изводите этой нелюбовью. Проиграйте, хотя бы мыс ленно, несколько таких конкрет ных ситуаций. Только не забудь те, что вы в роли ребенка. А ложась спать, повторяйте: «Я — Миша (Коля, Света). Я совсем один. Все меня обижают. Я ни кому не нужен, со мной можно сделать все, что угодно, потому что меня никто не любит». И вообще, почаще думайте о том, что детей — всех, даже самых благополучных и самых любимых! — очень жалко. Жал ко потому, что неизвестно, ка- ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ—^ ВЫУЧИТЬСЯ - НЕ НАПАСТЬ. КАК БЫ С НЕ ПРОПАСТЬ Здравствуйте, ведущие странички «Очаг»! Пишет вам мама двоих старшеклассников. Моя дочь Оля в этом году пошла в одиннадцатый, а сын Олег — в десятый класс. Самое время подумать о будущей профес сии, записаться на подготовительные курсы. Круг инт^есов моих де тей определен давно. Осталось определиться с вузом. Вот здесь-то и кроется проблема. В области институтов много сейчас развелось. Го сударственные и негосударственные, платные и бесплатные, очные, заочные, дистанционные... Что они из себя представляют? В чем их преимущества, а в чем — недостатки? Какие они выдают дипломы? Как не ошибиться с выбором? На что обратить внимание? Информа ции много, но она противоречива. Если вы хотя бы в основных вопро сах расставите точки над «I», буду вам очень признательна. Ваша постоянная читательница Альбина КОНДРАШОВА. родительница. ДИПЛОМОМ г. Л ипец к. Да, .задачка 'Апь'бин!,!. Геннадьевны - не из легких. Но все же, побывав в не скольких весьма авторигетных и пред ставительных кабинетах, мы сложили более-менее ясную картину, которую «Очаг» и предлагает вашему вниманию. Прежде всего родителям старше классников нужно знать: сегодня в об ласти тринадцать вузов и филиалов. Нет нужды ехать ради будущей профессии за тридевять земель, хотя экономии семей ного бюджета этот факт, узы, не спо собствует. Потому как лишь в четырех вузах — Липецком и Елецком пединсти тутах, Липецком техническом универси тете и филиале Всероссийского заочно го финансово-экономического института — большинство студентов учат бесплат но. На этом шансы умных, но бедных ис черпаны: на дворе — рынок. Самыми дорогими по-прежнему ос таются юридические специальности. Бу дущие юристы ЛГТУ платят 7200 рублей за семестр, в Елецком пединституте — 14 тысяч рублей в год. Получение такого же, но второго по счету высшего обра зования в ИМПЭ студентам обойдется в 13600 рублей в год. В среднем по об ласти оплата учебы как очников, так и заочников колеблется от 3 до 5 тысяч рублей в семестр. Впрочем, не спешите нести докумен ты и деньги в вуз со звучным названи ем. Имея дело с недавно появившимися институтами, надо быть осторожнее. Особенно — с филиалами. — Придя в вуз, первым делом следу ет спросить лицензию на право ведения образовательной деятельности, — пояс няет первый заместитель председателя Департамента образования и науки ад министрации области Валентина Кисен- ко. — У головного института должна быть и аккредитация. Филиалу аккредитация не нужна, йо собственная лицензия — обя зательна. Часуенько, давая рекламные объяв ления, ,|рредставители филиалов за не имением собственных показывают со трудникам телеканалов и газет лицензии головного института. Нет никакой гаран тии, что у клюнувших на такую рекламу и не выяснивших все необходимое абиту риентов в будущем не возникнет никаких сложностей. Чтобы их избежать, поста райтесь запомнить: сегодня лицензии есть у ЛГТУ, ЛГПИ, ЕГПИ, у липецких фи лиалов ФЗФИ, Нижегородского государ ственного лингвистического университе та. Московского института Международ ного права и экономики. Московского но вого юридического института и Белгород ского университета потребкооперации а также у Липецкого эколого-гумани тарного института и елецкого филиала Московского современного гуманитар ного института. Смело ориентируйте старшеклассников на эти вузы: окон чив их, они станут обладателями дип ломов о высшем образовании государ ственного образца. Чего, к сожалению, нельзя сказать о других институтах. — Вне места своего расположения вузы имеют право создавать предста вительства или филиалы, но только филиалы могут заниматься образова тельной деятельностью, — продолжает Валентина Петровна. — Вот Воронеж ский муниципальный экономико-право вой институт открыл на базе Лебедян ского сельскохозяйственного технику ма устаревшую структуру —учебно-кон сультативный пункт. Лицензии они до сих пор не получили, и сейчас ими за нимается Лебедянская районная про куратура. Существует приказ и о созда нии Липецкого филиала Московского го сударственного заочного пищевого ин ститута, однако пока лицензия его еще только в стадии оформления. Что же касается Санкт-Петербургского универ ситета аэрокосмического приборостро ения на базе ПУ-11, то он сдеЛал на бор, не имея никаких правовых основа ний, не создав в Липецке ни предста вительства, ни филиала. Возможно, очень скоро им тоже займутся соответ ствующие органы. Впрочем, человек серьезный навер няка и сам задумается, можно ли стать настоящим инженером на базе проф техучилища. Или получить высшее об разование в учебно-консультационном пункте. Немало споров идет и вокруг госу дарственных и негосударственных ву зов. Какие лучше и надежней? Одноз начного ответа нет. Большинство пред ставителей высшей школы считает, что все зависит от требований самого учеб ного заведения и отношения его пре подавательского состава к делу. Конеч но, положение по негосударственным вузам еще только в стадии разработки, и проверить качество обучения в них не имеет права никакая государственная комиссия. Но это вовсе не значит, что там работают непрофессионалы: полу чая лицензию, любой вуз — и государ ственный, и негосударственный —пред ставляет в Министерство общего и профессионального образования под робную информацию о своем препо давательском составе, его научных сте пенях. К тому же опыт не один год про работавших в таких институтах людей показывает: российским студентам все-таки несвойственно бросать деньги на ветер, и они стараются получить свое за уплаченные ими доллары. Хотя... Ът богатеньких бездельников не застрахован ни один вуз, особенно ком мерческий. И в этом —одна из причин, по которым большинство потенциаль ных работодателей пока все-таки от дает предпочтение выпускникам вузов престижных, с устоявшейся репутацией и известной историей. Похоже, того же мнения придерживаются и сами аби туриенты: ЛГТУ и ЛГПИ набирают це лые группы медалистов, а вот в новых филиалах их число порой равно нулю. Самыми желанными специальнос тями для липецких юношей и девушек по-прежнему остаются экономика и юриспруденция, маркетинг, менед жмент, информатика и вычислительная техника, иностранный язык. Выбор рас тет. Возможно, на следующий год фи лиал ИМПЭ откроет дневное отделе ние и факультет журналистики. В ЛГПИ появились новые специальности: «те лекоммуникации», «экономика и инфор матика», «соцработа». Будущие учите ля химии и биологии теперь могут па раллельно получить еще одну специ альность —«медицинскую химию». Пла нируется «расширение» и в Липецком филиале Нижегородского лингвисти ческого университета, где готовят лин гвистов -преподавателей и лингвистов- переводчиков. Если все будет хорошо, очень скоро стать просто переводчи ком тоже можно будет в родном горо де. Кстати, этот вуз опровергает ус певший прочно укорениться в нашем сознании постулат «Деньги решают все». Несмотря на платное обучение, в прошлом году здесь отчислили двоих неуспевающих и семерых оставили на осень. И это при том, что вступитель ные испытания не из легких, а, стало быть, студенты — не из слабых. Так что оплата учебы — отнюдь не гаран тия, что преподаватели будут потакать твоему безделью. Если ваш ребенок привык к высо ким требованиям со школьной скамьи, вам повезло. Потому что о несоответ ствии оценок в аттестатах и качества знаний почти все ректоры вузов облас ти наконец-то заговорили вслух. Инте ресный факт: 80 процентов не сдавших вступительные,экзамены в ЛГПИ аби туриентов «завалились» на испытании по родному языку! А преподаватели Елецкого пединститута после последне го набора решили разработать комплекс мер по повышению качества обучения будущих студентов. О чем еще стоит подумать, чтобы не ошибиться в выборе? О том, что будет через пять лет учебы. Каждый верит: уж ему-то с трудоустройством не пременно повезет. А между тем число безработных растет с каждым днем. Так, сегодня пдчему-то любой уважающий себя вуз считает своим долгом открыть юридический факультет. Сотрудники де партамента с опаской думают о 2001 годе, когда все новоявленные юрфаки подарят городу своих первых выпускни ков. Ведь рынок труда перенасыщен юристами и экономистами уже сейчас. Зато область остро нуждается в фар мацевтах, инспекторах госстраха, инже нерах научной специализации, врачах, коммерческих агентах... По мнению ди ректора Центра занятости города Ли пецка Вячеслава Фролова, государству давно пора заняться установлением хоть каких-то квот и планов. Сегодня на уче те Центра уже десятки выпускников ЛГПИ, ЛГТУ, липецких металлургичес кого и машиностроительного колледжей. — И при этом ни одного станочника, которого можно было бы направить на заработавший наконец тракторный за вод. А завтра, вполне возможно, не будет хватать строителей, — сокруша ется Вячеслав Александрович. Да, времена меняются, меняется и спрос. Даже «красный» диплом не га рантирует работы. Работодателям нуж ны люди поопытнее, хотя бы с пятью годами стажа. И в Центрах занятости считают: вместе с дипломом выпускни кам вузов отнюдь не помешал бы сво его рода психологический практикум. Умение искать работу, подать себя не менее важно, чем самые блестящие знания. В общем, выбор профессии — дело ответственное, особенно сейчас. Взве шенности вам и верных решений! Наталья АЛЕКСАНДРОВА. кая им уготована судьба. И по- | тому, что они когда-нибудь ум- | рут. И потому, что им, скорее | всего, долго-долго придется | жить без вас. | (Продолжение следует.) I Рис. Елены БЕЗРЯДИНОЙ | и Евгении ДВОСКИНОЙ. I ' 1 БЕСЕДЬЦТСИХОЛО^ можно ли ЛЮБИТЬ ДЕНЬГИ? Не лучше ли любить детей, друзей, музыку и природу? Ох, уж эти деньги! Возможность са мых изысканных наслаждений и причина множества проблем. Общество вновь раз делилось на богатых и бедных, а значит... Десятилетняя девчушка возбухсденно рассказывает о моднице-однокласснице, жалобно поглядывая на безработного папу. Уставшая от безденежья жена ста вит в пример своему мужу мужа Маши — обладательницы «девятки». Хозяйка скромного дома не в силах удержаться от ненужных трат^а преуспевающая биз- 'нёс-вумен годами ходит в'Ьдном костю ме::. Обиды и рёЗй'ОГАаСиё,' слухи и ур-' реки... Отступим же от правил и не бу дем публиковать выдержки из ваших пи сем, уважаемые читатели. Все они так похожи. Лучше попросим психолога- практика, члена Российской психоанали тической ассоциации, выпускницу Мос ковского института практической психо логии и психоанализа и обладательницу степени магистра по психологии Наталью ФИЛАТОВУ помочь нам преодолеть бес силие, беспокойство и комплексы — след ствия материальных проблем. — Экономический кризис и нужда боль шинства наших сограждан, действительно, привели к росту неврозов, — соглашается На талья Семеновна. — Ив этой ситуации впол не уместно вспомнить изречение: «Не мо жешь изменить ситуацию измени отноше ние к ней». Ведь то, что происходит вокруг, — лишь толчок, а проблемы безысходности мы частенько «накручиваем» сами. Основа отношения к деньгам — психоло гическая. И отношение это у многих из нас нездоровое. Западный человек зарабатывает или, как там говорят, делает деньги, чтобы устроить свою жизнь и жизнь близких ком фортнее. Для нас порой — они самоцель и до минируют над всем. Ребенку можно отказать в мороженом, в хорошей книге, в поездке к бабушке, лишь бы поднакопить «деревянных», купить «зелененьких» и спрятать в чулок. А когда это не удается, возникают комплексы, чувство безысходности, страх перед буду щим. Люди опускают руки и даже ставят на своей жизни крест. И это хуже всего. Полу чается, что наши комплексы — это не столь ко следствие, сколько причина бедности. Даже Библия говорит нам, что любовь к день гам — причина всех пороков. Вот несколько случаев из моей практики. Работавшая на одном из швейных предпри ятий клиентка зашла в тупик. Деньги на фаб рике не платили, долги росли, чувство без надежности давило и обессиливало. Все ос ложнялось тем, что женщине — за сорок, а в этом возрасте любые перемены особенно пу гают. А выход лежал на поверхности. И в конце концов клиентка его нашла — она про сто-напросто сменила работу. И жизнь нала дилась. Но чего стоило убедить ее в том, что перемена привычного образа жизни — еще не трагедия... Другая причина материальных затрудне ний — неумение предложить свои услуги, по достоинству оценить собственный труд, не уверенность в своих силах. В основе — зани женная самооценка. Западный специалист, ус траиваясь на работу, непременно выдвинет условие и обговорит зарплату. Русский чело век почему-то считает это неудобным, мнет ся, не может выстроить отношения с началь ством и партнерами. Да что там трудоус тройство! Недавно приходит ко мне слесарь. Спрашиваю, сколько я должна буду ему за платить за ремонт. «Сколько дадите!» — от вечает. Это неверно. На дворе — капитализм, и конкретизировать зарплату — вовсе не зна чит продемонстрировать жадность или на хальство. Надо знать, что ты хочешь, чего стоишь, и не поддаваться ненужным эмоци ям. ..... . . 'Есть и'п^^йЬмы, связанные с^^ созиа - тк'м. Инна’прп'иГ.'ш !(п мне с жа;тоой:'м(‘ся ца не проходит, чтобы семья не влезла в долги. При етом зарплаты'и у нее, и у мужа вполне приличные. Не срйзу, но мы с Ин ной поняли, почему так происходит. Просто она с ранней юности привыкла жить в долг. Такое положение стало нормой. Даже тща тельно рассчитав свой бю.;укет, женщина не умела удержаться от покупки абсолютно ненужных вещей. У нее развилась своего рода магазиномания. После нескольких се ансов с этой, если угоднд, болезнью было покончено. Другой, прямо противоположный, слу чай. Жена удачливого пре^(принимателя эко номила абсолютно на всем, порой лишая семью и детей элементарного. Подняли ге- нограмму, и получилась интересная карти на. Оказывается, ее бабушку и деда — лю дей именитых и состояте)! 1 ьных — репрес сировали в тридцатые годы. Отец, уехавший на заработки, погиб на производстве. В под сознании клиентки прочно укоренилась мысль: деньги иметь плох'о. И каков бы ни был достаток, позволить себе что-то сверх необходимого ей крайне трудно. Как ни странно, особенно тяжело сегод ня женам «новых русских». У людей, вос питанных в семьях состоятельных, правиль ное отношение к деньгам формируется с детства. Деньги — средство существовать, и не более того. А вот для мужчин, сделав ших состояние собственными руками, оно превращается в любимое детйще, которое оберегается от любого посягательства. В том числе — от собственной жены. Мудрый муж чина вкладывает деньги в знания, здоровье и женщину, которая ему дорога и с которой он будет доживать свою жизнь. Человек не мудрый с головой окунается в бездну вне запно ставших доступными развлечений. Меняет краткосрочных подруг, машины. Собственная жена бесправна, она — не бо лее чем обслуга и домохозяйка. В таких слу чаях психолог тоже должен помочь. Положе ние небезвыходно. В общем, главное — не смириться, а ис кать выход. Не отчаиваться и не улетать в заоблачные дали. Может, для получающего мизерную зарплату учителя выходом станет репетиторство (долой ложную скромность, оцените свой труд по достоинству!), для швеи — подработка на дому. Помните — нет материально независимых людей. Психоло гически свободны от денежных проблем лишь бомжи, которым уже ничего ни для кого не нужно, и несколько мультимилли ардеров. С психологом встречалась Наталья ВЕШНЕВА. МОЙ ДОБРЫЙ ТЛЕЮЩИЙ УГОЛЕК В моих руках — маленький талисман. Ку сочек древесного угля, который берегу вот уже 40 лет. Это уголек артековского костра 1960 года. ...Искры летели в ночное небо, и мы сиде ли обнявшись, дети со всех республик и облас тей страны. Пели песни и не могли сдержать слез, потому что завтра надо было уезжать, а нам так не хотелось расставаться... Я смотрю на старые фотографии и вижу не лица «кавказской национальности», а моих друзей. Нет, не случайно мы тогда встрети лись, посмотрели друг другу в глаза, а что бы, повзрослев, помнить об этом, какие бы границы и беды нас ни разделяли. Как страшно то, что происходит сегодня в нашей стране, у большого и когда-то тако го дружного очага России. Откуда взялись ненависть, обида, злоба? Я не верю, что это — национальные черты. Сердце любого че ловека изначально тянется к любви, как цве ток — к солнцу. Мы просто люди и нужны друг другу. я не политик и не могу судить о причи нах войн. Только чувствую, что должен быть выход. Разве есть что-то дороже мира? Где бы мы ни находились, у каждого есть родные и близкие, друзья в разных краях. Есть па мять о добром. Надо вспомнить об этом и рас сказать детям. Ведь каждый народ прекра сен и ценен. Нет плохих, нет малых народов. ДВА ПИСЬМА В «ОЧАГ» есть великая мудрость народной памяти, ко торая живет в сказках, песнях, традициях. И еще — дурные поступки конкретных лю дей, то есть нелюдей. Если один из двух спорящих очень не хо чет ссоры, о.ча невозможна. Стоит ли упо добляться нелюдям? Да. очень трудно не оз лобиться, когда все рушится. Но лишь до брота и сплоченность спасут нас, особенно сейчас. Шаг навстречу друг другу — это уже маленький шаг к миру в России. Ведь все самое лучшее и самое сильное — внутри нас самих. ...Я держу в руках уголек, согретый ог нем любви и памяти. Мой добрый талисман. Может, смуглый мальчик с юга, или девоч ка из Прибалтики, или Оля из Ельца тоже помнят тлеющий уголек, наш костер, руки друзей? Дай-то Бог. О. НОВОСЕЛЬЦЕВА. г. Липецк. МАМЫ И ПАПЫ, НЕ РАЗВОДИТЕСЬ! Обычно в «Очаг» пишут люди взрослые. Но на сей раз в почте семейной страницы появилось письмо, написанное рукой ребенка! Мы не стали ничего в нем подправлять. Дети пишут так, как чувствуют, искренне, без затей... Мне тринадцать лет. Говорят, несчастливое чис ло. Для меня оно оказалось по-настоящему несчас тливым. Мои родители разошлись. Это было ударом, но я его старалась отбить. Свес ти их снова мне так и не удалось, а ведь я старалась. По крайней мере, теперь они не ругаются. Хоть что- то получилось. И все-таки мне так тяжело! В классе у меня положение не очень. Друзей и подруг как тако вых нет. А теперь и дружной семьи нет тоже. Из- за развода мы долго жили в долг, еле выкарабка лись. Ничего хорошего. Я пишу все это для того, чтобы сказать мужь ям и женам: не ругайтесь и не разводитесь. Если вылюбите детей, хотите им добра, счастья и креп ких нервов, подумайте! Ну зачем нужна свадьба? Для тепла, для любви, но никак не для разводов! Особенно если есть дети, ведь детей хотят все. Может, мое письмо удержит кого-то от развода. И тогда я буду очень рада за детей, которые не узна ют, что такое развод родителей. Ведь ребенку так страшно смотреть, как ругаются мама и папа. Пусть этот страх обойдет всех стороной, пусть родители поймут, что дети боятся ругани. Пусть для всех семей будет маленьким праздником тЬт самый ве чер, когда все соберутся вместе за столом. Если вы хотите добра и семейного уюта, пожалуйста, не разводитесь! Елена САПРЫКИНА. г. Усмань.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz