Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

1 о к т я б р я 1 9 9 9 г . , № 1 9 3 ( 2 1 0 7 1 ) Ш И П Е Ц К А Я •/Ж г а з е т а ПОСОБИЕ ДЛЯ ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕЙ НЕСУПЕРМЕН - ВСЕГОЛИШЬ РЕБЕНОК! Вот и «созрела» наша очередная семейная страница. Темы большинства ее материалов под­ сказаны вами, уважаемые читатели. Это ответы на ваши вопросы, своеобразные консультации. Вопросов так много, что «разделаться» с ними в одном выпуске просто невозможно. Но это не беда. Если вы не нашли нужных вам рекоменда­ ций сегодня — не расстраивайтесь. Ведь впереди еще не один «Очаг». А значит, ваши вопросы — на очереди. Выпуск подготовила Наталья АЛЕКСАНДРОВА. М о с ко в с кие пси холо ги ; Ирина Медведева и Тать­ яна Ш и т о в а , авторы кни г ! для родителей, лечат д е т ­ ские неврозы ... кукольным I театром, в котором играют I их юные пациенты. \ Сегодня они расска зы - , вают о том, как появилась и х н ео бы ч н ая р а б о т а , и 1продолжают разговор , на- . чатый в прошлом выпуске \ «Очага». I Трагизм своего изгойства, I своего аутсайдерства некото- I рые дети ощущают рано. Се- I милетний Виталик на вопрос: I «Каким тебя видят окружаю- 8щие?» — чуть слыщно ответил: I «Мальчиком с опущенной го- I ловой», I Так мы и назвали свою I первую лечебную пьесу «Исто- I рия мальчика с опущенной го- I ловой». I Идея лечить детей с по- I мощью кукольного театра воз- I никла у нас несколько лет на- I зад, притом случайно. ...Мы I вместе стали писать пьесы I для театра кукол. И в этом ка- I честве (соавторов-драматур- I гов) время от времени учас- I твовали в разнообразных те- I атральных фестивалях. I И вот однажды, после оче- I редного фестиваля (кажется, I это было в Горьком, в 1988 ' году), мы делились друг с дру­ гом впечатлениями и, между прочим, обратили внимание на I то, что актеры могут «в живом I плане» (то есть выходя на сце­ ну без кукол) играть просто I ужасно, но — удивительное ! дело! — беря в руки куклу, они ' становятся гораздо раскован- I нее, пластичнее. Причем, это происходит, даже если кукловод не скрывается за ширмой. И тогда мы поняли, что кукла слу­ жит актеру своего рода защи­ той, опорой. А если это не актер, а бо­ лезненно застенчивый ребенок? Может, за-стенчивый, спрятав­ шись за стенку (то есть за шир­ му), замаскировавшись — полу­ чит уникальную возможность це­ лительной исповеди? Вот бы попробовать таким образом по­ работать с нервными детьми — подумали мы... Беседы с родителями мы, как правило, начинаем с разговора о природной конституции ребен­ ка. Еще раз повторяем, что ее надо постараться осознать, даже если такое осознание не принесет вам особой радости. И очень может быть, что уже одно это снимет основные труд­ ности, возникающие у вас при общении с ребенком. Однажды к нам пришел хруп­ кий, большеглазый мальчик, похожий на короля Матиуша, героя сказки Корчака, или на юного аристократа с полотен английских художников XIX века. Он был не уверен в себе, мно­ гого боялся и даже в свои 12 лет ни на минуту не оставался дома один. Мама, обратившая­ ся к нам с жалобами на его странности, уже одним своим видом резко с ним контрасти­ ровала. Большая, шумная, бой­ кая, она неустанно твердила, что не понимает, откуда у нее такой ребенок, ведь его погибший в авиакатастрофе отец был смельчак, герой, летчик-испыта­ тель. Рано овдовев, эта женщи­ на только и утешала себя тем, что мальчик повторит своего отца. А он не повторил — ни внешне, ни внутренне, так что любовь к сыну боролась в ее душе с возмущением и даже легким презрением к этому не­ мужественному характеру. До­ лго и разными способами мы старались дать ей понять, что Толя — такой, какой он есть — тоже достоин уважения и даже гордости. К счастью, в конце концов нам это удалось. А маль­ чик именно тогда, когда от него перестали адать непосильного для него суперменства,' преодо­ лел свои страхи. И теперь не только остается дома один, но и ходит с ребятами в сложные походы с ночевками, о чем мама, конечно, даже мечтать не мог­ ла. Но бывают случаи, когда чуждость ребенка вызывает та­ кую неприязнь, что в эту чуж­ дость и не хочется вникать. У нас принято много говорить о слепой материнской любви и совсем не принято — о непри­ язни. Вернее, принято, но, ско­ рее, в криминальном, а не в пси­ хологическом аспекте. Перед мысленным взором сразу пред­ стает злодейка, которую с по­ зором лишают родительских прав. Однако в жизни это встре­ чается гораздо чаще и далеко не всегда сопряжено со злодей­ ством. Бывают случаи психоло­ гической несовместимости. Бы­ вает, что ребенок — «копия отца», а отец бросил. А бывает, ребенок помешал личному счастью. Да мало ли что в жиз­ ни бывает?! И, как правило, родители (особенно мать) стесняются даже себе сказать правду. Или говорят, но с каким-то истери­ ческим отчаянием: «Да, не люб­ лю, но ничего не могу с собой поделать!» И в доказательство приводят поговорку: «Насильно мил не будешь». Не любить сво­ его ребенка — большая беда. Не побороться со своей нелю­ бовью — огромная, страшная вина. Встает все тот же вопрос: что делать? Не зная людей, не зная обстоятельств, заочно со­ ветовать что-то конкретное до­ вольно трудно. И все-таки... Мы в своей работе посто­ янно используем разнообраз­ ные драматические приемы, в том числе театральные этюды. Родителям, которые никак не могут полюбить своих детей, можно посоветовать мысленно проиграть такой этюд. Нет-нет, не бойтесь, это не требует вы­ дающихся актерских способнос­ тей! Представьте себе, что вы — ребенок. И не абстрактный, а вполне конкретный. Ваш со ­ бственный. И вас не любит мама (или папа, или оба). А ро­ дители для вас — это весь мир, ибо весь мир маленького ребен­ ка замыкается на родителях. И этот мир оказался перевернут. Все в нем не так! Ударившись, вы вместо утешения слышите насмешку. Вам страшно, вы пла­ чете, а вас обзывают трусом. Вы вбегаете в комнату, чтобы по­ делиться радостью — и натал­ киваетесь на раздраженное: «Отстань, уйди! Ты что, не ви­ дишь? Я с тетей Леной разго­ вариваю!» И в этом перевернутом мире вы, в конце концов, тоже стано­ витесь «мальчиком наоборот», не вовремя смеетесь, не к месту кривляетесь, пристаете ко взрослым именно тогда, когда их надо оставить в покое... Хо­ рошо еще, если у вас от приро- дь[ веселый характер. Тогда вы думаете: «Надо же, все меня любят, только мама не любит!» А если характер меланхолич­ ный? В таком случае вас бук­ вально изводит, ржавчиной разъедает мысль: «НИКТО меня не любит, ДАЖЕ МАМА!» И вы себя такого тоже не любите! И изводите этой нелюбовью. Проиграйте, хотя бы мыс­ ленно, несколько таких конкрет­ ных ситуаций. Только не забудь­ те, что вы в роли ребенка. А ложась спать, повторяйте: «Я — Миша (Коля, Света). Я совсем один. Все меня обижают. Я ни­ кому не нужен, со мной можно сделать все, что угодно, потому что меня никто не любит». И вообще, почаще думайте о том, что детей — всех, даже самых благополучных и самых любимых! — очень жалко. Жал­ ко потому, что неизвестно, ка- ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ—^ ВЫУЧИТЬСЯ - НЕ НАПАСТЬ. КАК БЫ С НЕ ПРОПАСТЬ Здравствуйте, ведущие странички «Очаг»! Пишет вам мама двоих старшеклассников. Моя дочь Оля в этом году пошла в одиннадцатый, а сын Олег — в десятый класс. Самое время подумать о будущей профес­ сии, записаться на подготовительные курсы. Круг инт^есов моих де­ тей определен давно. Осталось определиться с вузом. Вот здесь-то и кроется проблема. В области институтов много сейчас развелось. Го­ сударственные и негосударственные, платные и бесплатные, очные, заочные, дистанционные... Что они из себя представляют? В чем их преимущества, а в чем — недостатки? Какие они выдают дипломы? Как не ошибиться с выбором? На что обратить внимание? Информа­ ции много, но она противоречива. Если вы хотя бы в основных вопро­ сах расставите точки над «I», буду вам очень признательна. Ваша постоянная читательница Альбина КОНДРАШОВА. родительница. ДИПЛОМОМ г. Л ипец к. Да, .задачка 'Апь'бин!,!. Геннадьевны - не из легких. Но все же, побывав в не­ скольких весьма авторигетных и пред­ ставительных кабинетах, мы сложили более-менее ясную картину, которую «Очаг» и предлагает вашему вниманию. Прежде всего родителям старше­ классников нужно знать: сегодня в об­ ласти тринадцать вузов и филиалов. Нет нужды ехать ради будущей профессии за тридевять земель, хотя экономии семей­ ного бюджета этот факт, узы, не спо­ собствует. Потому как лишь в четырех вузах — Липецком и Елецком пединсти­ тутах, Липецком техническом универси­ тете и филиале Всероссийского заочно­ го финансово-экономического института — большинство студентов учат бесплат­ но. На этом шансы умных, но бедных ис­ черпаны: на дворе — рынок. Самыми дорогими по-прежнему ос­ таются юридические специальности. Бу­ дущие юристы ЛГТУ платят 7200 рублей за семестр, в Елецком пединституте — 14 тысяч рублей в год. Получение такого же, но второго по счету высшего обра­ зования в ИМПЭ студентам обойдется в 13600 рублей в год. В среднем по об­ ласти оплата учебы как очников, так и заочников колеблется от 3 до 5 тысяч рублей в семестр. Впрочем, не спешите нести докумен­ ты и деньги в вуз со звучным названи­ ем. Имея дело с недавно появившимися институтами, надо быть осторожнее. Особенно — с филиалами. — Придя в вуз, первым делом следу­ ет спросить лицензию на право ведения образовательной деятельности, — пояс­ няет первый заместитель председателя Департамента образования и науки ад­ министрации области Валентина Кисен- ко. — У головного института должна быть и аккредитация. Филиалу аккредитация не нужна, йо собственная лицензия — обя­ зательна. Часуенько, давая рекламные объяв­ ления, ,|рредставители филиалов за не­ имением собственных показывают со­ трудникам телеканалов и газет лицензии головного института. Нет никакой гаран­ тии, что у клюнувших на такую рекламу и не выяснивших все необходимое абиту­ риентов в будущем не возникнет никаких сложностей. Чтобы их избежать, поста­ райтесь запомнить: сегодня лицензии есть у ЛГТУ, ЛГПИ, ЕГПИ, у липецких фи­ лиалов ФЗФИ, Нижегородского государ­ ственного лингвистического университе­ та. Московского института Международ­ ного права и экономики. Московского но­ вого юридического института и Белгород­ ского университета потребкооперации а также у Липецкого эколого-гумани­ тарного института и елецкого филиала Московского современного гуманитар­ ного института. Смело ориентируйте старшеклассников на эти вузы: окон­ чив их, они станут обладателями дип­ ломов о высшем образовании государ­ ственного образца. Чего, к сожалению, нельзя сказать о других институтах. — Вне места своего расположения вузы имеют право создавать предста­ вительства или филиалы, но только филиалы могут заниматься образова­ тельной деятельностью, — продолжает Валентина Петровна. — Вот Воронеж­ ский муниципальный экономико-право­ вой институт открыл на базе Лебедян­ ского сельскохозяйственного технику­ ма устаревшую структуру —учебно-кон­ сультативный пункт. Лицензии они до сих пор не получили, и сейчас ими за­ нимается Лебедянская районная про­ куратура. Существует приказ и о созда­ нии Липецкого филиала Московского го­ сударственного заочного пищевого ин­ ститута, однако пока лицензия его еще только в стадии оформления. Что же касается Санкт-Петербургского универ­ ситета аэрокосмического приборостро­ ения на базе ПУ-11, то он сдеЛал на­ бор, не имея никаких правовых основа­ ний, не создав в Липецке ни предста­ вительства, ни филиала. Возможно, очень скоро им тоже займутся соответ­ ствующие органы. Впрочем, человек серьезный навер­ няка и сам задумается, можно ли стать настоящим инженером на базе проф­ техучилища. Или получить высшее об­ разование в учебно-консультационном пункте. Немало споров идет и вокруг госу­ дарственных и негосударственных ву­ зов. Какие лучше и надежней? Одноз­ начного ответа нет. Большинство пред­ ставителей высшей школы считает, что все зависит от требований самого учеб­ ного заведения и отношения его пре­ подавательского состава к делу. Конеч­ но, положение по негосударственным вузам еще только в стадии разработки, и проверить качество обучения в них не имеет права никакая государственная комиссия. Но это вовсе не значит, что там работают непрофессионалы: полу­ чая лицензию, любой вуз — и государ­ ственный, и негосударственный —пред­ ставляет в Министерство общего и профессионального образования под­ робную информацию о своем препо­ давательском составе, его научных сте­ пенях. К тому же опыт не один год про­ работавших в таких институтах людей показывает: российским студентам все-таки несвойственно бросать деньги на ветер, и они стараются получить свое за уплаченные ими доллары. Хотя... Ът богатеньких бездельников не застрахован ни один вуз, особенно ком­ мерческий. И в этом —одна из причин, по которым большинство потенциаль­ ных работодателей пока все-таки от­ дает предпочтение выпускникам вузов престижных, с устоявшейся репутацией и известной историей. Похоже, того же мнения придерживаются и сами аби­ туриенты: ЛГТУ и ЛГПИ набирают це­ лые группы медалистов, а вот в новых филиалах их число порой равно нулю. Самыми желанными специальнос­ тями для липецких юношей и девушек по-прежнему остаются экономика и юриспруденция, маркетинг, менед­ жмент, информатика и вычислительная техника, иностранный язык. Выбор рас­ тет. Возможно, на следующий год фи­ лиал ИМПЭ откроет дневное отделе­ ние и факультет журналистики. В ЛГПИ появились новые специальности: «те­ лекоммуникации», «экономика и инфор­ матика», «соцработа». Будущие учите­ ля химии и биологии теперь могут па­ раллельно получить еще одну специ­ альность —«медицинскую химию». Пла­ нируется «расширение» и в Липецком филиале Нижегородского лингвисти­ ческого университета, где готовят лин­ гвистов -преподавателей и лингвистов- переводчиков. Если все будет хорошо, очень скоро стать просто переводчи­ ком тоже можно будет в родном горо­ де. Кстати, этот вуз опровергает ус­ певший прочно укорениться в нашем сознании постулат «Деньги решают все». Несмотря на платное обучение, в прошлом году здесь отчислили двоих неуспевающих и семерых оставили на осень. И это при том, что вступитель­ ные испытания не из легких, а, стало быть, студенты — не из слабых. Так что оплата учебы — отнюдь не гаран­ тия, что преподаватели будут потакать твоему безделью. Если ваш ребенок привык к высо­ ким требованиям со школьной скамьи, вам повезло. Потому что о несоответ­ ствии оценок в аттестатах и качества знаний почти все ректоры вузов облас­ ти наконец-то заговорили вслух. Инте­ ресный факт: 80 процентов не сдавших вступительные,экзамены в ЛГПИ аби­ туриентов «завалились» на испытании по родному языку! А преподаватели Елецкого пединститута после последне­ го набора решили разработать комплекс мер по повышению качества обучения будущих студентов. О чем еще стоит подумать, чтобы не ошибиться в выборе? О том, что будет через пять лет учебы. Каждый верит: уж ему-то с трудоустройством не­ пременно повезет. А между тем число безработных растет с каждым днем. Так, сегодня пдчему-то любой уважающий себя вуз считает своим долгом открыть юридический факультет. Сотрудники де­ партамента с опаской думают о 2001 годе, когда все новоявленные юрфаки подарят городу своих первых выпускни­ ков. Ведь рынок труда перенасыщен юристами и экономистами уже сейчас. Зато область остро нуждается в фар­ мацевтах, инспекторах госстраха, инже­ нерах научной специализации, врачах, коммерческих агентах... По мнению ди­ ректора Центра занятости города Ли­ пецка Вячеслава Фролова, государству давно пора заняться установлением хоть каких-то квот и планов. Сегодня на уче­ те Центра уже десятки выпускников ЛГПИ, ЛГТУ, липецких металлургичес­ кого и машиностроительного колледжей. — И при этом ни одного станочника, которого можно было бы направить на заработавший наконец тракторный за­ вод. А завтра, вполне возможно, не будет хватать строителей, — сокруша­ ется Вячеслав Александрович. Да, времена меняются, меняется и спрос. Даже «красный» диплом не га­ рантирует работы. Работодателям нуж­ ны люди поопытнее, хотя бы с пятью годами стажа. И в Центрах занятости считают: вместе с дипломом выпускни­ кам вузов отнюдь не помешал бы сво­ его рода психологический практикум. Умение искать работу, подать себя не менее важно, чем самые блестящие знания. В общем, выбор профессии — дело ответственное, особенно сейчас. Взве­ шенности вам и верных решений! Наталья АЛЕКСАНДРОВА. кая им уготована судьба. И по- | тому, что они когда-нибудь ум- | рут. И потому, что им, скорее | всего, долго-долго придется | жить без вас. | (Продолжение следует.) I Рис. Елены БЕЗРЯДИНОЙ | и Евгении ДВОСКИНОЙ. I ' 1 БЕСЕДЬЦТСИХОЛО^ можно ли ЛЮБИТЬ ДЕНЬГИ? Не лучше ли любить детей, друзей, музыку и природу? Ох, уж эти деньги! Возможность са­ мых изысканных наслаждений и причина множества проблем. Общество вновь раз­ делилось на богатых и бедных, а значит... Десятилетняя девчушка возбухсденно рассказывает о моднице-однокласснице, жалобно поглядывая на безработного папу. Уставшая от безденежья жена ста­ вит в пример своему мужу мужа Маши — обладательницы «девятки». Хозяйка скромного дома не в силах удержаться от ненужных трат^а преуспевающая биз- 'нёс-вумен годами ходит в'Ьдном костю­ ме::. Обиды и рёЗй'ОГАаСиё,' слухи и ур-' реки... Отступим же от правил и не бу­ дем публиковать выдержки из ваших пи­ сем, уважаемые читатели. Все они так похожи. Лучше попросим психолога- практика, члена Российской психоанали­ тической ассоциации, выпускницу Мос­ ковского института практической психо­ логии и психоанализа и обладательницу степени магистра по психологии Наталью ФИЛАТОВУ помочь нам преодолеть бес­ силие, беспокойство и комплексы — след­ ствия материальных проблем. — Экономический кризис и нужда боль­ шинства наших сограждан, действительно, привели к росту неврозов, — соглашается На­ талья Семеновна. — Ив этой ситуации впол­ не уместно вспомнить изречение: «Не мо­ жешь изменить ситуацию измени отноше­ ние к ней». Ведь то, что происходит вокруг, — лишь толчок, а проблемы безысходности мы частенько «накручиваем» сами. Основа отношения к деньгам — психоло­ гическая. И отношение это у многих из нас нездоровое. Западный человек зарабатывает или, как там говорят, делает деньги, чтобы устроить свою жизнь и жизнь близких ком­ фортнее. Для нас порой — они самоцель и до­ минируют над всем. Ребенку можно отказать в мороженом, в хорошей книге, в поездке к бабушке, лишь бы поднакопить «деревянных», купить «зелененьких» и спрятать в чулок. А когда это не удается, возникают комплексы, чувство безысходности, страх перед буду­ щим. Люди опускают руки и даже ставят на своей жизни крест. И это хуже всего. Полу­ чается, что наши комплексы — это не столь­ ко следствие, сколько причина бедности. Даже Библия говорит нам, что любовь к день­ гам — причина всех пороков. Вот несколько случаев из моей практики. Работавшая на одном из швейных предпри­ ятий клиентка зашла в тупик. Деньги на фаб­ рике не платили, долги росли, чувство без­ надежности давило и обессиливало. Все ос­ ложнялось тем, что женщине — за сорок, а в этом возрасте любые перемены особенно пу­ гают. А выход лежал на поверхности. И в конце концов клиентка его нашла — она про­ сто-напросто сменила работу. И жизнь нала­ дилась. Но чего стоило убедить ее в том, что перемена привычного образа жизни — еще не трагедия... Другая причина материальных затрудне­ ний — неумение предложить свои услуги, по достоинству оценить собственный труд, не­ уверенность в своих силах. В основе — зани­ женная самооценка. Западный специалист, ус­ траиваясь на работу, непременно выдвинет условие и обговорит зарплату. Русский чело­ век почему-то считает это неудобным, мнет­ ся, не может выстроить отношения с началь­ ством и партнерами. Да что там трудоус­ тройство! Недавно приходит ко мне слесарь. Спрашиваю, сколько я должна буду ему за­ платить за ремонт. «Сколько дадите!» — от­ вечает. Это неверно. На дворе — капитализм, и конкретизировать зарплату — вовсе не зна­ чит продемонстрировать жадность или на­ хальство. Надо знать, что ты хочешь, чего стоишь, и не поддаваться ненужным эмоци­ ям. ..... . . 'Есть и'п^^йЬмы, связанные с^^ созиа - тк'м. Инна’прп'иГ.'ш !(п мне с жа;тоой:'м(‘ся ца не проходит, чтобы семья не влезла в долги. При етом зарплаты'и у нее, и у мужа вполне приличные. Не срйзу, но мы с Ин­ ной поняли, почему так происходит. Просто она с ранней юности привыкла жить в долг. Такое положение стало нормой. Даже тща­ тельно рассчитав свой бю.;укет, женщина не умела удержаться от покупки абсолютно ненужных вещей. У нее развилась своего рода магазиномания. После нескольких се­ ансов с этой, если угоднд, болезнью было покончено. Другой, прямо противоположный, слу­ чай. Жена удачливого пре^(принимателя эко­ номила абсолютно на всем, порой лишая семью и детей элементарного. Подняли ге- нограмму, и получилась интересная карти­ на. Оказывается, ее бабушку и деда — лю­ дей именитых и состояте)! 1 ьных — репрес­ сировали в тридцатые годы. Отец, уехавший на заработки, погиб на производстве. В под­ сознании клиентки прочно укоренилась мысль: деньги иметь плох'о. И каков бы ни был достаток, позволить себе что-то сверх необходимого ей крайне трудно. Как ни странно, особенно тяжело сегод­ ня женам «новых русских». У людей, вос­ питанных в семьях состоятельных, правиль­ ное отношение к деньгам формируется с детства. Деньги — средство существовать, и не более того. А вот для мужчин, сделав­ ших состояние собственными руками, оно превращается в любимое детйще, которое оберегается от любого посягательства. В том числе — от собственной жены. Мудрый муж­ чина вкладывает деньги в знания, здоровье и женщину, которая ему дорога и с которой он будет доживать свою жизнь. Человек не­ мудрый с головой окунается в бездну вне­ запно ставших доступными развлечений. Меняет краткосрочных подруг, машины. Собственная жена бесправна, она — не бо­ лее чем обслуга и домохозяйка. В таких слу­ чаях психолог тоже должен помочь. Положе­ ние небезвыходно. В общем, главное — не смириться, а ис­ кать выход. Не отчаиваться и не улетать в заоблачные дали. Может, для получающего мизерную зарплату учителя выходом станет репетиторство (долой ложную скромность, оцените свой труд по достоинству!), для швеи — подработка на дому. Помните — нет материально независимых людей. Психоло­ гически свободны от денежных проблем лишь бомжи, которым уже ничего ни для кого не нужно, и несколько мультимилли­ ардеров. С психологом встречалась Наталья ВЕШНЕВА. МОЙ ДОБРЫЙ ТЛЕЮЩИЙ УГОЛЕК В моих руках — маленький талисман. Ку­ сочек древесного угля, который берегу вот уже 40 лет. Это уголек артековского костра 1960 года. ...Искры летели в ночное небо, и мы сиде­ ли обнявшись, дети со всех республик и облас­ тей страны. Пели песни и не могли сдержать слез, потому что завтра надо было уезжать, а нам так не хотелось расставаться... Я смотрю на старые фотографии и вижу не лица «кавказской национальности», а моих друзей. Нет, не случайно мы тогда встрети­ лись, посмотрели друг другу в глаза, а что­ бы, повзрослев, помнить об этом, какие бы границы и беды нас ни разделяли. Как страшно то, что происходит сегодня в нашей стране, у большого и когда-то тако­ го дружного очага России. Откуда взялись ненависть, обида, злоба? Я не верю, что это — национальные черты. Сердце любого че­ ловека изначально тянется к любви, как цве­ ток — к солнцу. Мы просто люди и нужны друг другу. я не политик и не могу судить о причи­ нах войн. Только чувствую, что должен быть выход. Разве есть что-то дороже мира? Где бы мы ни находились, у каждого есть родные и близкие, друзья в разных краях. Есть па­ мять о добром. Надо вспомнить об этом и рас­ сказать детям. Ведь каждый народ прекра­ сен и ценен. Нет плохих, нет малых народов. ДВА ПИСЬМА В «ОЧАГ» есть великая мудрость народной памяти, ко­ торая живет в сказках, песнях, традициях. И еще — дурные поступки конкретных лю­ дей, то есть нелюдей. Если один из двух спорящих очень не хо­ чет ссоры, о.ча невозможна. Стоит ли упо­ добляться нелюдям? Да. очень трудно не оз­ лобиться, когда все рушится. Но лишь до­ брота и сплоченность спасут нас, особенно сейчас. Шаг навстречу друг другу — это уже маленький шаг к миру в России. Ведь все самое лучшее и самое сильное — внутри нас самих. ...Я держу в руках уголек, согретый ог­ нем любви и памяти. Мой добрый талисман. Может, смуглый мальчик с юга, или девоч­ ка из Прибалтики, или Оля из Ельца тоже помнят тлеющий уголек, наш костер, руки друзей? Дай-то Бог. О. НОВОСЕЛЬЦЕВА. г. Липецк. МАМЫ И ПАПЫ, НЕ РАЗВОДИТЕСЬ! Обычно в «Очаг» пишут люди взрослые. Но на сей раз в почте семейной страницы появилось письмо, написанное рукой ребенка! Мы не стали ничего в нем подправлять. Дети пишут так, как чувствуют, искренне, без затей... Мне тринадцать лет. Говорят, несчастливое чис­ ло. Для меня оно оказалось по-настоящему несчас­ тливым. Мои родители разошлись. Это было ударом, но я его старалась отбить. Свес­ ти их снова мне так и не удалось, а ведь я старалась. По крайней мере, теперь они не ругаются. Хоть что- то получилось. И все-таки мне так тяжело! В классе у меня положение не очень. Друзей и подруг как тако­ вых нет. А теперь и дружной семьи нет тоже. Из- за развода мы долго жили в долг, еле выкарабка­ лись. Ничего хорошего. Я пишу все это для того, чтобы сказать мужь­ ям и женам: не ругайтесь и не разводитесь. Если вылюбите детей, хотите им добра, счастья и креп­ ких нервов, подумайте! Ну зачем нужна свадьба? Для тепла, для любви, но никак не для разводов! Особенно если есть дети, ведь детей хотят все. Может, мое письмо удержит кого-то от развода. И тогда я буду очень рада за детей, которые не узна­ ют, что такое развод родителей. Ведь ребенку так страшно смотреть, как ругаются мама и папа. Пусть этот страх обойдет всех стороной, пусть родители поймут, что дети боятся ругани. Пусть для всех семей будет маленьким праздником тЬт самый ве­ чер, когда все соберутся вместе за столом. Если вы хотите добра и семейного уюта, пожалуйста, не разводитесь! Елена САПРЫКИНА. г. Усмань.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz