Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

м Ш И П Е Ц К А Я « /Я г а з е т а 1 о к т я б р я 1 9 9 9 г . , № 1 9 3 ( 2 1 0 7 1 ) ЗАКОНЛИПЩКОИ ОБЛАСТИ О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Настоящий Закон определяет организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Липецкой области (далее — население), всего зе ­ мельного, водного, воздушного пространства в пределах Ли ­ пецкой области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техно­ генного характера (далее — чрезвычайные ситуации). Действие настоящего Закона распространяется на отно­ шения, возникающие в процессе деятельности органов госу­ дарственной власти Липецкой области, органов местного са ­ моуправления, а также предприятий, учреждений и организа­ ций независимо от их организационно-правовой формы (да­ лее — организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия. Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной тер­ ритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного яв­ ления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здо­ ровью людей или окружающей природной среде, значительные мате­ риальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс меро­ приятий, проводимых заблаговременно и направленных на максималь­ но возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситу­ аций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в слу­ чае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасатель­ ные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохра­ нение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей при­ родной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сло­ жилась чрезвычайная ситуация. Защита населения в чрезвычайных ситуациях— это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероп­ риятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от опасностей, возникаю­ щих в результате стихийных и экологических бедствий, аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотии и эпифитотий. Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов уп­ равления, сил и средств, предназначенных для рещения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, фун­ кционально объединенных в единую систему, основу которой состав­ ляют аварийно-спасательные формирования. Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура., предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, ос­ нову которой составляют подразделения спасателей, оснащённая спе­ циальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами. ■■, Дварийно-сласательные работы — это действия по спасению лю­ дей,'зиа^вр'^альных и культурных ценностей, защите природной сре­ ды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуа­ ций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спа-' сательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специ­ альной подготовки, экипировки и оснащения. Промышленная безопасность опасных производственных объек­ тов (далее — промышленная безопасность) — состояние защищен­ ности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных ава­ рий. Авария — разрущение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролиру­ емые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Потенциально опасный объект — объект, на котором использу­ ют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радио­ активные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологичес­ кие вещества, создающие реальную угрозу возникновению источника чрезвычайной ситуации. Статья 2. Правовое регулирование в области защиты насе­ ления и территорий от чрезвычайных ситуаций. Правовое регулирование в области защиты населения и террито­ рий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Фе­ деральным Законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от'чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными нормативными правовыми акта­ ми, настоящим областным законом и иными нормативными правовы­ ми актами государственных органов власти Липецкой области. Статья 3. Цели настоящего закона. Целями настоящего закона являются: • предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситу­ аций; • снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуа­ ций; • ликвидация чрезвычайных ситуаций. Статья 4. Липецкая территориальная подсистема государ­ ственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычай­ ных ситуаций. Территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрез­ вычайных ситуаций в Липецкой области входит в состав единой госу­ дарственной (Российской) системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она объединяет органы управления, силы и средства областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и состо­ ит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению. Управление и координацию деятельности в области защиты насе­ ления и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют посто­ янно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий. Органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории области, являются Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, отделы (специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организаций (далее— органы управления по делам граж­ данской обороны и чрезвычайным ситуациям). Руководство деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Липецкой области, горо­ дов, районов и в организациях осуществляют соответственно глава администрации области, главы администраций городов и районов и руководители организаций. Основными задачами территориальной (областной) подсистемы являются; • проведение единой политики в области предупреждения и лик­ видации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении; • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситу­ аций; •осуществление целевых и научно-технических программ, направ­ ленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повыщение ус­ тойчивости функционирования организаций, а также объектов соци­ ального назначения в чрезвычайных ситуациях; • обеспечение создания и готовности к действиям аварийно-спа­ сательных служб органов управления, сил и средств, предназначен­ ных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; •сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защи­ ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; • прогнозирование и оценка социально-экономических последст­ вий чрезвычайных ситуаций; • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; •осуществление государственной экспертизы, надзора и контро­ ля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситу­ аций; •ликвидация чрезвычайных ситуаций; •осуществление эвакуации населения из зон чрезвычайных ситу­ аций и обеспечение его временного размещения; • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвую­ щих в их ликвидации. В целях координации деятельности всех служб в сфере обеспече­ ния жизнедеятельности, защиты населения и территорий от чрезвы­ чайных ситуаций природного и техногенного характера создается постоянно действующая комиссия по чрезвычайным ситуациям об­ ласти, города, района или организации, которую возглавляет замес­ титель главы соответствующей администрации или руководителя ор­ ганизации. Статья 5. Гласность и информация в области защиты насе­ ления и территорий от чрезвычайных ситуаций. Информацию в области защиты населения и территорий от чрез­ вычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возни­ кших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожар­ ной и экологической безопасности на территории области.^ Информация в области защиты населения и территорий от чрез­ вычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организации в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмот­ Постановление пятнадцатой сессии Липецкого областного Совета депутатов второго созыва № 329-пс от 16.09.99 г. О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» Рассмотрев представленный администрацией области про­ ект Закона Липецкой области «О защите населения и терри­ торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой об­ ласти и учитывая решение комитета областного Совета депу­ татов по социальным вопросам, областной Совет депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять Закон Липецкой области «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и тех­ ногенного характера» (прилагается). 2. Направить настоящий закон главе администрации об­ ласти для подписания и опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А.САВЕНКОВ. рено законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти области, органы местного само­ управления и администрация организаций обязаны оперативно и до­ стоверно информировать население через средства массовой инфор­ мации и по иным каналам о состоянии защиты населения и террито­ рий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуа­ циях, о приемах и способах защиты населения от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области за­ щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Россий­ ской Федерации. Для обеспечения населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создаются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения. Система оповещения должна обеспечивать своевременное оповещение населения о прогнозируе­ мых и возникших чрезвычайных ситуациях. Система оповещения и обмена информацией создаётся организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти области. Обмен информацией осуществляется в целях принятия мер по предупреж­ дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Потенциально опасные объекты представляют информацию о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях органам местного самоуправления, органам исполнительной власти и органам управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Потенциально опасные объекты создают за счёт собственных средств локальные системы оповещения с зоной действия в радиусе 2,5 км. Право на использование радиотрансляционных сетей при возни­ кновении чрезвычайных ситуаций с перерывом вещательной програм­ мы предоставляется органам исполнительной власти области, орга­ нам местного самоуправления. Передача речевой информации осу­ ществляется профессиональными дикторами из студии вещания, а в исключительных случаях — непосредственно с рабочих мест опера­ тивных дежурных пункта управления начальника гражданской оборо­ ны, ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 6. Полномочия областного Совета депутатов Липец­ кой области; • принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и тер­ риторий от чрезвычайных ситуаций; •утверждает бюджетные ассигнования на финансирование дея­ тельности и мероприятий в указанной области; •осуществляет контрольные функции по вопросам реализации принятых областным Созетог" депутатов правовых актов по защите насэлочия ■ терр; 1 тори.й от чрезвычайных ситуаций. Статья 7- Полномочия^^министрации области. ^ Администрация области* • принимает в соответствии с Законами Российской Федерации постановления и иные нормат|М)ые правовые акты в области защиты населения и терри горий от чрезвычайных ситуаций; •организует проведение мероприятий по предупреждению и лик­ видации чрезвычайных ситуаций; •осуществляет создание, подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и дей­ ствиям в указанных ситуациях; • принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение; • создает постоянно действующие комиссии; • осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информа­ цией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных си­ туаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирова­ ние населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычай­ ных ситуаций; •осуществляет первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; • создает и поддерживает в готовности пункты управления, скла­ ды мобилизационного резерва; • организует и проводит аварийно-спасательные и другие неот­ ложные работы, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств об­ ращается к Правительству Российской Федерации за оказанием по­ мощи; • осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • создает резервы финансовых, материальных и иных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; •содействует устойчивому функционированию организаций в чрез­ вычайных ситуациях;. • создает при органах исполнительной власти области постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; •формирует, содержит на складах, заимствует материальные цен­ ности мобилизационного резерва для ликвидации чрезвычайных си­ туаций установленным порядком. Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно: •организуют проведение мероприятий по предупреждению и лик­ видации чрезвычайных ситуаций; • осуществляют создание, подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и дей­ ствиям в указанных ситуациях; • принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение; • осуществляют в установленном порядке сбор и обмен инфор­ мацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информиро­ вание населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвы­ чайных ситуаций; •осуществляют первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; •организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неот­ ложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств об­ ращаются к администрации области за оказанием помощи; • осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; •создают резервы финансовых, материальных и иных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; • содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; • создают при органах местного самоуправления постоянно дей­ ствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрез­ вычайным ситуациям. Статья 9. Задачи органов управления по делам гражданс­ кой обороны и чрезвычайным ситуациям: •организуют разработку проектов нормативных правовых актов и рещений в области защиты населения и территорий от чрезвычай­ ных ситуаций; • участвуют в разработке и реализации федеральных целевых и научно-технических программ, организуют разработку и реализацию территориальных программ по вопросам предупреждения и ликвида­ ции чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости функциониро­ вания организаций; • организуют работу по созданию, размещению и оснащению ава­ рийно-спасательных служб, сил и средств для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ; •организуют осуществление мероприятий по поддержанию в го­ товности органов управления, дежурно-диспетчерских служб и сил к действиям в чрезвычайных ситуациях; • организуют и контролируют проведение мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, контролируют обеспечение надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрез­ вычайных ситуаций; •осуществляют в установленном порядке руководство ликвида­ цией чрезвычайных ситуаций; • участвуют в разработке и реализации мероприятий по эвакуа­ ции и первоочередному жизнеобеспечению населения; •организуют оповещение и информирование населения о чрез­ вычайных ситуациях, контролируют создание и работу соответствую­ щих территориальных и локальных систем оповещения; • совместно с заинтересованными организациями организуют и координируют работу по прогнозированию вероятности возникнове­ ния чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера; • организуют работу по созданию, сохранению и подготовке к ис­ пользованию страхового фонда документации; •осуществляют методическое руководство и контроль за созда­ нием, хранением,использованием и восполнением финансовых и ма­ териальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; •организуют всеобщее обязательное обучение населения дей­ ствиям в чрезвычайных ситуациях; •участвуют в организации проведения работ по декларированию безопасности потенциально опасных объектов; •обеспечивают нормативно-методическое руководство и контроль за разработкой и экспертизой деклараций безопасности; •организуют и осуществляют надзор за монтажом, ремонтом, тех­ ническим диагностированием и безопасной эксплуатацией опасных производств, а также за созданием и поддержанием в исправном состоянии технических средств, снижающих тяжесть последствий чрез­ вычайных ситуаций; •осуществляют в пределах своей компетенции иные, предусмот­ ренные законодательством Российской Федерации и Липецкой об­ ласти действия, направленные на выполнение требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычай­ ным ситуациям осуществляют проверки органов управления области, органов местного самоуправления, организаций по вопросам, отно­ сящимся к их компетенции; выдают организациям предписания об устранении недостатков, о приостановке работ, ведущихся с наруше­ нием требований в области защиты населения и территорий от чрез­ вычайных ситуаций; принимают решения в пределах своей компетен­ ции, обязательные для выполнения органами управления области, органами местного самоуправления, организациями. Статья 10. Обязанности организаций в области защиты на­ селения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Организации обязаны: • планировать и осуществлять необходимые мероприятия в об­ ласти защиты работников организаций и подведомственных объек­ тов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; • планировать и проводить мероприятия по повышению устойчи­ вости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятель­ ности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; • обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовнос­ ти к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; • создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и технические сред­ ства, снижающие тяжесть последствий аварий, катастроф и стихий­ ных бедствий; •обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасатель­ ных и других неотложных работ на подведомственных объектах про­ изводственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвида­ ции чрезвычайных ситуаций; • финансировать мероприятия по защите работников организа­ ций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; •создавать и содержать резервы финансовых, материальных ре­ сурсов и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций; • предоставлять в установленном порядке информацию в облас­ ти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а так­ же оповещать работников ортанизаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; • беспрепятственно допускать сотрудников и специальный тран­ спорт органов управления по делам гражданской обороны и чрезвы­ чайным ситуациям на свою территорию для осуществления надзора, контроля и организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуа­ ций; • выполнять распоряжения комиссий и органов, специально упол­ номоченных на решение задач в области защиты населения и терри­ торий от чрезвычайных ситуаций. ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ Статья 11. Права граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Граждане, находящиеся на территории области, имеют право: • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае воз­ никновения чрезвычайных ситуаций на территории области; • на использование в соответствии с планами ликвидаций чрез­ вычайных ситуаций средств коллективной и индивидуальной защиты и другого имущества органов исполнительной власти, органов мес­ тного самоуправления и организаций, предназначенного для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; • на информацию о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории области, и о мерах необходимой безопасности; • на обращение лично, а также индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвы­ чайных ситуаций посредством направления в государственные орга­ ны и органы местного самоуправления; • на участие в установленном порядке в мероприятиях по предуп­ реждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имущест­ ву вследствие чрезвычайных ситуаций; • на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за про­ живание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; • на бесплатное государственное социальное страхование, полу­ чение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуа­ ций; • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, по- гибщего или умерщего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрез­ вычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении граж­ данского долга по спасению человеческой жизни, охране собствен­ ности и правопорядка. Статья 12. Обязанности граждан в области защиты насе­ ления и территорий от чрезвычайных ситуаций. Граждане, находящиеся на территории области, обязаны: • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Россий­ ской Федерации и Липецкой области по защите населения и терри­ торий от чрезвычайных ситуаций; • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и техноло­ гической дисциплины, требований экологической безопасности, ко­ торые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской по­ мощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индиви­ дуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; • выполнять установленные правила поведения при угрозе и воз­ никновении чрезвычайных ситуаций; •оказывать при необходимости содействие органам государствен­ ной власти, органам местного самоуправления и организациям в ре­ шении задач по защите населения, в проведении аварийно-спаса­ тельных и других неотложных работ. ГЛАВА 4. МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 13. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвы­ чайных ситуаций. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасатель­ ных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществля­ ется; • в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрез­ вычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спаса­ тельными службами, аварийно-спасательными формированиями объ­ ектах и территориях; • в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрез­ вычайных ситуаций на других объектах и территориях; •установленным порядком действий при возникновении и разви­ тии чрезвычайных ситуаций; • по решению уполномоченных на то должностных лиц органов государственной власти области, органов местного самоуправления. организаций и общественных объединений, осуществляющих ргуко- водство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, ава­ рийно-спасательных формирований. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликви­ дации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Российс­ кой Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и фор­ мированиями. Статья 14. Участие общественных объединений в ликвида­ ции чрезвычайных ситуаций. Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством и со своими уста­ вами. Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвы­ чайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих ор­ ганов управления территориальной подсистемы единой государствен­ ной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления территориальной подсистемы единой государ­ ственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­ туаций возлагается ответственность за решение вопросов, связан­ ных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвы­ чайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оп­ латы труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях. Участники ликвидации 4 чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должНё: иметь 1 соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном по­ рядке. Статья 15. Руководство работами по ликвидации чрезвы ­ чайных ситуаций. Руководство всеми силами и средствами, привлечёнными к лик­ видации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситудц 11 Й. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасатель­ ных формирований, прибывшие в зону чрезвычайных ситуаций пер­ выми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определённых законодательст­ вом Российской Федерации и Липецкой области, планами предуп­ реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных ор­ ганами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена лик­ видация данных чрезвычайных ситуаций. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, на­ правленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обяза­ тельными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрез­ вычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Липецкой области. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей лик­ видации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликви­ дации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в устанорлен- ном порядке от исполнения обязанностей и приняв рукрводство на себя или назначив другое должностное лицо. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами го­ сударственной власти Липецкой области, органами местного само­ управления, руководством организаций в соответствии с действую­ щим законодательством Российской Федерации. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрез­ вычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения: • о проведении эвакуационных мероприятий; •об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; • о проведении аварийно-спасательных и других неотложных ра­ бот на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; • об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций; • о разбронировании резервов материальных ресурсов для лик­ видации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; •об использовании в установленном порядке средств связи, тран­ спортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; • о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычай­ ных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных фор­ мирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасате/ 1 ьных работ; • о привлечении на добровольной'ос'нбве’ка'селения к проведе­ нию неотложных работ, а также отдельнЪ1х I раждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных ра­ бот; • о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны при­ нять все меры по незамедлительному информированию органов ис­ полнительной власти области, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необхо­ димости решениях. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирова­ ний имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвы­ чайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликви­ дации. В случае технологической невозможности проведения всего объ­ ема аварийно-спасательных и других неотложных работ руководите­ ли ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о ■приостановке аварийно-спасательных и других неотложных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все воз­ можные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситу­ аций людей. ГЛАВА 5. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 16. Подготовка населения в области защиты от чрез­ вычайных ситуаций. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и обучение способам защиты осуществляется в организациях, в том числе в образовательных, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повыше­ ния квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы. (Эсновные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций: • обучение всех групп населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; • обучение (переподготовка) руководителей и специалистов всех уровней управления действиям по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • практическое освоение работниками в составе сил территори­ альной подсистемы единой государственной системы предупрежде­ ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций навыков по ликвидации чрезвычайных ситуаций. В целях обучения практическим действиям и проверки подготов­ ленности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций про­ водятся командно-штабные, тактико-специальные и комплексные уче­ ния, тренировки. Главное управление по делам гражданской обороны и 'Чрезвы­ чайным ситуациям осуществляет методическое руководство, |;;оорди- нацию и контроль за подготовкой населения и территорий способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Статья 17. Пропаганда знаний в области защиты населе­ ния и территорий от чрезвычайных ситуаций. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, вхо­ дящими в территориальную подсистему единой государственной сис­ темы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совмес­ тно с общественными объединениями, осуществляющими свою дея­ тельность в области защиты и спасения людей, органами государ­ ственной власти области, органами мест ного самоуправления, орга­ низациями. Для пропаганды знаний в области защиты населения и террито­ рий от чрезвычайных ситуаций беспрепятственно используются все средства массовой информации. ГЛАВА 6. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 18. Финансирование органов управления по делам грахтданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Финансирование деятельности органов управления по делам граж­ данской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. За счет средств областного бюджета и бюджета местного само­ управления финансируется обеспечение деятельности соответствую­ щих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвы­ чайным ситуациям, складов мобилизационного резерва и материаль­ ных средств, хранящихся на них. Статья 19. Финансирование мероприятий по подготовке на­ селения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. За счет средств областного бюджета финансируется содержание учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычай­ ным ситуациям области, курсов гражданской обороны городов и рай­ онов, подготавка руководителей, специалистов и работников в со­ ставе аварийно-спасательных формирований, проведение учений и тренировок органами исполнительной власти области, а также обу (Окончание на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz