Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
м Ш И П Е Ц К А Я « /Я г а з е т а 1 о к т я б р я 1 9 9 9 г . , № 1 9 3 ( 2 1 0 7 1 ) ЗАКОНЛИПЩКОИ ОБЛАСТИ О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Настоящий Закон определяет организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Липецкой области (далее — население), всего зе мельного, водного, воздушного пространства в пределах Ли пецкой области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техно генного характера (далее — чрезвычайные ситуации). Действие настоящего Закона распространяется на отно шения, возникающие в процессе деятельности органов госу дарственной власти Липецкой области, органов местного са моуправления, а также предприятий, учреждений и организа ций независимо от их организационно-правовой формы (да лее — организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия. Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной тер ритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного яв ления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здо ровью людей или окружающей природной среде, значительные мате риальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс меро приятий, проводимых заблаговременно и направленных на максималь но возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситу аций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в слу чае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасатель ные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохра нение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей при родной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сло жилась чрезвычайная ситуация. Защита населения в чрезвычайных ситуациях— это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероп риятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от опасностей, возникаю щих в результате стихийных и экологических бедствий, аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотии и эпифитотий. Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов уп равления, сил и средств, предназначенных для рещения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, фун кционально объединенных в единую систему, основу которой состав ляют аварийно-спасательные формирования. Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура., предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, ос нову которой составляют подразделения спасателей, оснащённая спе циальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами. ■■, Дварийно-сласательные работы — это действия по спасению лю дей,'зиа^вр'^альных и культурных ценностей, защите природной сре ды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуа ций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спа-' сательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специ альной подготовки, экипировки и оснащения. Промышленная безопасность опасных производственных объек тов (далее — промышленная безопасность) — состояние защищен ности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных ава рий. Авария — разрущение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролиру емые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Потенциально опасный объект — объект, на котором использу ют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радио активные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологичес кие вещества, создающие реальную угрозу возникновению источника чрезвычайной ситуации. Статья 2. Правовое регулирование в области защиты насе ления и территорий от чрезвычайных ситуаций. Правовое регулирование в области защиты населения и террито рий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Фе деральным Законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от'чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными нормативными правовыми акта ми, настоящим областным законом и иными нормативными правовы ми актами государственных органов власти Липецкой области. Статья 3. Цели настоящего закона. Целями настоящего закона являются: • предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситу аций; • снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуа ций; • ликвидация чрезвычайных ситуаций. Статья 4. Липецкая территориальная подсистема государ ственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычай ных ситуаций. Территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрез вычайных ситуаций в Липецкой области входит в состав единой госу дарственной (Российской) системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она объединяет органы управления, силы и средства областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и состо ит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению. Управление и координацию деятельности в области защиты насе ления и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют посто янно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий. Органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории области, являются Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, отделы (специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организаций (далее— органы управления по делам граж данской обороны и чрезвычайным ситуациям). Руководство деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Липецкой области, горо дов, районов и в организациях осуществляют соответственно глава администрации области, главы администраций городов и районов и руководители организаций. Основными задачами территориальной (областной) подсистемы являются; • проведение единой политики в области предупреждения и лик видации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении; • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситу аций; •осуществление целевых и научно-технических программ, направ ленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повыщение ус тойчивости функционирования организаций, а также объектов соци ального назначения в чрезвычайных ситуациях; • обеспечение создания и готовности к действиям аварийно-спа сательных служб органов управления, сил и средств, предназначен ных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; •сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защи ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; • прогнозирование и оценка социально-экономических последст вий чрезвычайных ситуаций; • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; •осуществление государственной экспертизы, надзора и контро ля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситу аций; •ликвидация чрезвычайных ситуаций; •осуществление эвакуации населения из зон чрезвычайных ситу аций и обеспечение его временного размещения; • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвую щих в их ликвидации. В целях координации деятельности всех служб в сфере обеспече ния жизнедеятельности, защиты населения и территорий от чрезвы чайных ситуаций природного и техногенного характера создается постоянно действующая комиссия по чрезвычайным ситуациям об ласти, города, района или организации, которую возглавляет замес титель главы соответствующей администрации или руководителя ор ганизации. Статья 5. Гласность и информация в области защиты насе ления и территорий от чрезвычайных ситуаций. Информацию в области защиты населения и территорий от чрез вычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возни кших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожар ной и экологической безопасности на территории области.^ Информация в области защиты населения и территорий от чрез вычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организации в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмот Постановление пятнадцатой сессии Липецкого областного Совета депутатов второго созыва № 329-пс от 16.09.99 г. О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» Рассмотрев представленный администрацией области про ект Закона Липецкой области «О защите населения и терри торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой об ласти и учитывая решение комитета областного Совета депу татов по социальным вопросам, областной Совет депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять Закон Липецкой области «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и тех ногенного характера» (прилагается). 2. Направить настоящий закон главе администрации об ласти для подписания и опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А.САВЕНКОВ. рено законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти области, органы местного само управления и администрация организаций обязаны оперативно и до стоверно информировать население через средства массовой инфор мации и по иным каналам о состоянии защиты населения и террито рий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуа циях, о приемах и способах защиты населения от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области за щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Россий ской Федерации. Для обеспечения населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создаются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения. Система оповещения должна обеспечивать своевременное оповещение населения о прогнозируе мых и возникших чрезвычайных ситуациях. Система оповещения и обмена информацией создаётся организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти области. Обмен информацией осуществляется в целях принятия мер по предупреж дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Потенциально опасные объекты представляют информацию о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях органам местного самоуправления, органам исполнительной власти и органам управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Потенциально опасные объекты создают за счёт собственных средств локальные системы оповещения с зоной действия в радиусе 2,5 км. Право на использование радиотрансляционных сетей при возни кновении чрезвычайных ситуаций с перерывом вещательной програм мы предоставляется органам исполнительной власти области, орга нам местного самоуправления. Передача речевой информации осу ществляется профессиональными дикторами из студии вещания, а в исключительных случаях — непосредственно с рабочих мест опера тивных дежурных пункта управления начальника гражданской оборо ны, ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 6. Полномочия областного Совета депутатов Липец кой области; • принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и тер риторий от чрезвычайных ситуаций; •утверждает бюджетные ассигнования на финансирование дея тельности и мероприятий в указанной области; •осуществляет контрольные функции по вопросам реализации принятых областным Созетог" депутатов правовых актов по защите насэлочия ■ терр; 1 тори.й от чрезвычайных ситуаций. Статья 7- Полномочия^^министрации области. ^ Администрация области* • принимает в соответствии с Законами Российской Федерации постановления и иные нормат|М)ые правовые акты в области защиты населения и терри горий от чрезвычайных ситуаций; •организует проведение мероприятий по предупреждению и лик видации чрезвычайных ситуаций; •осуществляет создание, подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и дей ствиям в указанных ситуациях; • принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение; • создает постоянно действующие комиссии; • осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информа цией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных си туаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирова ние населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычай ных ситуаций; •осуществляет первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; • создает и поддерживает в готовности пункты управления, скла ды мобилизационного резерва; • организует и проводит аварийно-спасательные и другие неот ложные работы, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств об ращается к Правительству Российской Федерации за оказанием по мощи; • осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • создает резервы финансовых, материальных и иных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; •содействует устойчивому функционированию организаций в чрез вычайных ситуациях;. • создает при органах исполнительной власти области постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; •формирует, содержит на складах, заимствует материальные цен ности мобилизационного резерва для ликвидации чрезвычайных си туаций установленным порядком. Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно: •организуют проведение мероприятий по предупреждению и лик видации чрезвычайных ситуаций; • осуществляют создание, подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и дей ствиям в указанных ситуациях; • принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение; • осуществляют в установленном порядке сбор и обмен инфор мацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информиро вание населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвы чайных ситуаций; •осуществляют первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; •организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неот ложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств об ращаются к администрации области за оказанием помощи; • осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; •создают резервы финансовых, материальных и иных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; • содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; • создают при органах местного самоуправления постоянно дей ствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрез вычайным ситуациям. Статья 9. Задачи органов управления по делам гражданс кой обороны и чрезвычайным ситуациям: •организуют разработку проектов нормативных правовых актов и рещений в области защиты населения и территорий от чрезвычай ных ситуаций; • участвуют в разработке и реализации федеральных целевых и научно-технических программ, организуют разработку и реализацию территориальных программ по вопросам предупреждения и ликвида ции чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости функциониро вания организаций; • организуют работу по созданию, размещению и оснащению ава рийно-спасательных служб, сил и средств для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ; •организуют осуществление мероприятий по поддержанию в го товности органов управления, дежурно-диспетчерских служб и сил к действиям в чрезвычайных ситуациях; • организуют и контролируют проведение мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, контролируют обеспечение надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрез вычайных ситуаций; •осуществляют в установленном порядке руководство ликвида цией чрезвычайных ситуаций; • участвуют в разработке и реализации мероприятий по эвакуа ции и первоочередному жизнеобеспечению населения; •организуют оповещение и информирование населения о чрез вычайных ситуациях, контролируют создание и работу соответствую щих территориальных и локальных систем оповещения; • совместно с заинтересованными организациями организуют и координируют работу по прогнозированию вероятности возникнове ния чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера; • организуют работу по созданию, сохранению и подготовке к ис пользованию страхового фонда документации; •осуществляют методическое руководство и контроль за созда нием, хранением,использованием и восполнением финансовых и ма териальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; •организуют всеобщее обязательное обучение населения дей ствиям в чрезвычайных ситуациях; •участвуют в организации проведения работ по декларированию безопасности потенциально опасных объектов; •обеспечивают нормативно-методическое руководство и контроль за разработкой и экспертизой деклараций безопасности; •организуют и осуществляют надзор за монтажом, ремонтом, тех ническим диагностированием и безопасной эксплуатацией опасных производств, а также за созданием и поддержанием в исправном состоянии технических средств, снижающих тяжесть последствий чрез вычайных ситуаций; •осуществляют в пределах своей компетенции иные, предусмот ренные законодательством Российской Федерации и Липецкой об ласти действия, направленные на выполнение требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычай ным ситуациям осуществляют проверки органов управления области, органов местного самоуправления, организаций по вопросам, отно сящимся к их компетенции; выдают организациям предписания об устранении недостатков, о приостановке работ, ведущихся с наруше нием требований в области защиты населения и территорий от чрез вычайных ситуаций; принимают решения в пределах своей компетен ции, обязательные для выполнения органами управления области, органами местного самоуправления, организациями. Статья 10. Обязанности организаций в области защиты на селения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Организации обязаны: • планировать и осуществлять необходимые мероприятия в об ласти защиты работников организаций и подведомственных объек тов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; • планировать и проводить мероприятия по повышению устойчи вости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятель ности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; • обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовнос ти к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; • создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и технические сред ства, снижающие тяжесть последствий аварий, катастроф и стихий ных бедствий; •обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасатель ных и других неотложных работ на подведомственных объектах про изводственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвида ции чрезвычайных ситуаций; • финансировать мероприятия по защите работников организа ций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; •создавать и содержать резервы финансовых, материальных ре сурсов и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций; • предоставлять в установленном порядке информацию в облас ти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а так же оповещать работников ортанизаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; • беспрепятственно допускать сотрудников и специальный тран спорт органов управления по делам гражданской обороны и чрезвы чайным ситуациям на свою территорию для осуществления надзора, контроля и организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуа ций; • выполнять распоряжения комиссий и органов, специально упол номоченных на решение задач в области защиты населения и терри торий от чрезвычайных ситуаций. ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ Статья 11. Права граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Граждане, находящиеся на территории области, имеют право: • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае воз никновения чрезвычайных ситуаций на территории области; • на использование в соответствии с планами ликвидаций чрез вычайных ситуаций средств коллективной и индивидуальной защиты и другого имущества органов исполнительной власти, органов мес тного самоуправления и организаций, предназначенного для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; • на информацию о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории области, и о мерах необходимой безопасности; • на обращение лично, а также индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвы чайных ситуаций посредством направления в государственные орга ны и органы местного самоуправления; • на участие в установленном порядке в мероприятиях по предуп реждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имущест ву вследствие чрезвычайных ситуаций; • на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за про живание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; • на бесплатное государственное социальное страхование, полу чение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуа ций; • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, по- гибщего или умерщего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрез вычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении граж данского долга по спасению человеческой жизни, охране собствен ности и правопорядка. Статья 12. Обязанности граждан в области защиты насе ления и территорий от чрезвычайных ситуаций. Граждане, находящиеся на территории области, обязаны: • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Россий ской Федерации и Липецкой области по защите населения и терри торий от чрезвычайных ситуаций; • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и техноло гической дисциплины, требований экологической безопасности, ко торые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской по мощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индиви дуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; • выполнять установленные правила поведения при угрозе и воз никновении чрезвычайных ситуаций; •оказывать при необходимости содействие органам государствен ной власти, органам местного самоуправления и организациям в ре шении задач по защите населения, в проведении аварийно-спаса тельных и других неотложных работ. ГЛАВА 4. МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 13. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвы чайных ситуаций. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасатель ных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществля ется; • в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрез вычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спаса тельными службами, аварийно-спасательными формированиями объ ектах и территориях; • в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрез вычайных ситуаций на других объектах и территориях; •установленным порядком действий при возникновении и разви тии чрезвычайных ситуаций; • по решению уполномоченных на то должностных лиц органов государственной власти области, органов местного самоуправления. организаций и общественных объединений, осуществляющих ргуко- водство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, ава рийно-спасательных формирований. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликви дации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Российс кой Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и фор мированиями. Статья 14. Участие общественных объединений в ликвида ции чрезвычайных ситуаций. Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством и со своими уста вами. Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвы чайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих ор ганов управления территориальной подсистемы единой государствен ной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления территориальной подсистемы единой государ ственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных си туаций возлагается ответственность за решение вопросов, связан ных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвы чайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оп латы труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях. Участники ликвидации 4 чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должНё: иметь 1 соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном по рядке. Статья 15. Руководство работами по ликвидации чрезвы чайных ситуаций. Руководство всеми силами и средствами, привлечёнными к лик видации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситудц 11 Й. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасатель ных формирований, прибывшие в зону чрезвычайных ситуаций пер выми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определённых законодательст вом Российской Федерации и Липецкой области, планами предуп реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных ор ганами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена лик видация данных чрезвычайных ситуаций. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, на правленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обяза тельными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрез вычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Липецкой области. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей лик видации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликви дации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в устанорлен- ном порядке от исполнения обязанностей и приняв рукрводство на себя или назначив другое должностное лицо. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами го сударственной власти Липецкой области, органами местного само управления, руководством организаций в соответствии с действую щим законодательством Российской Федерации. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрез вычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения: • о проведении эвакуационных мероприятий; •об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; • о проведении аварийно-спасательных и других неотложных ра бот на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; • об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций; • о разбронировании резервов материальных ресурсов для лик видации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; •об использовании в установленном порядке средств связи, тран спортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; • о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычай ных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных фор мирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасате/ 1 ьных работ; • о привлечении на добровольной'ос'нбве’ка'селения к проведе нию неотложных работ, а также отдельнЪ1х I раждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных ра бот; • о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны при нять все меры по незамедлительному информированию органов ис полнительной власти области, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необхо димости решениях. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирова ний имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвы чайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликви дации. В случае технологической невозможности проведения всего объ ема аварийно-спасательных и других неотложных работ руководите ли ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о ■приостановке аварийно-спасательных и других неотложных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все воз можные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситу аций людей. ГЛАВА 5. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 16. Подготовка населения в области защиты от чрез вычайных ситуаций. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и обучение способам защиты осуществляется в организациях, в том числе в образовательных, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повыше ния квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы. (Эсновные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций: • обучение всех групп населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; • обучение (переподготовка) руководителей и специалистов всех уровней управления действиям по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • практическое освоение работниками в составе сил территори альной подсистемы единой государственной системы предупрежде ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций навыков по ликвидации чрезвычайных ситуаций. В целях обучения практическим действиям и проверки подготов ленности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций про водятся командно-штабные, тактико-специальные и комплексные уче ния, тренировки. Главное управление по делам гражданской обороны и 'Чрезвы чайным ситуациям осуществляет методическое руководство, |;;оорди- нацию и контроль за подготовкой населения и территорий способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Статья 17. Пропаганда знаний в области защиты населе ния и территорий от чрезвычайных ситуаций. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, вхо дящими в территориальную подсистему единой государственной сис темы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совмес тно с общественными объединениями, осуществляющими свою дея тельность в области защиты и спасения людей, органами государ ственной власти области, органами мест ного самоуправления, орга низациями. Для пропаганды знаний в области защиты населения и террито рий от чрезвычайных ситуаций беспрепятственно используются все средства массовой информации. ГЛАВА 6. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 18. Финансирование органов управления по делам грахтданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Финансирование деятельности органов управления по делам граж данской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. За счет средств областного бюджета и бюджета местного само управления финансируется обеспечение деятельности соответствую щих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвы чайным ситуациям, складов мобилизационного резерва и материаль ных средств, хранящихся на них. Статья 19. Финансирование мероприятий по подготовке на селения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. За счет средств областного бюджета финансируется содержание учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычай ным ситуациям области, курсов гражданской обороны городов и рай онов, подготавка руководителей, специалистов и работников в со ставе аварийно-спасательных формирований, проведение учений и тренировок органами исполнительной власти области, а также обу (Окончание на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz