Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
ТРАНСПОРТ ТАМ, ГДЕ «ЛЕЧАТ» АВТОБУСЫ Давно интересовался — где ночуют красные «Икарусы», которые точно по рас писанию отправляются от автовокзала по междугородным маршрутам? И вот недав но встретились мы с директором Муници пального предприятия ПАТП-1 Александ ром Свиридовым. Оказывается, всего в ав токолонне 145 венгерских «Икарусов», большинство из которых — двойные, или, как их называют пассажиры, «гармошки». И маршруты их ведут к Новолипецкому комбинату. Есть и 50 «Икарусов», кото рые как раз и отправляются от автовокза ла по междугородным и внутриоб.частным направлениям. На линию автобусы выходят свежевы мытыми, с чистыми салонами. Показатель готовности их довольно высокий. Как он достигается: ведь пробег машин —до двух миллионов километров, и свой ресурс они давно выработали. На закупку новых в го родской казне нет средств. Запчасти мож но приобрести в Венгрии, но где взять ва люту? От 21 такси и перевозки пассажиров на внутриобластных и междугородных мар шрутах получают около 600 тысяч рублей «живых» денег. Все они уходят на плате жи за свет и тепло, коммунальные услуги. А на что же содержать транспорт? Городс кая администрация дотирует только за рплату и горючее, но в месяц необходимо иметь еще четыре миллиона. Где их взять? По всем нормам автобусы уже не могут выходить на линию. Только ведь выходят, вновь и вновь наматывают километры. В чем секрет? Вот что говорит главный ин женер предприятия Александр Манаенков: — У нас есть программа по восстанов лению и ремонту оборудования автобусно го парка. Если брать по большому счету, то непосредственно в гараже транспорт должен проходить только техническое об служивание: замена масла, изношенной резины, мелкий ремонт. А капитально ав тобусами должны заниматься на специа лизированных авторемонтных предприяти ях, за что опять же необходимо выклады вать приличные деньги. На предприятии есть своя ремонтно-ме ханическая мастерская. Но это скорее ме ханический завод, разместившийся на при личной территории. В цехах — токарные, расточные, сверлильные станки, есть куз ня, термическая печь. —У нас большой износ деталей машин, — говорит начальник участка Виктор Ла рин. — Так что применяем и наплавку, и термоупрочнение. На одном из участков — станки с чис- ‘ ловым программным управлением. На сколько знаю, они экономически выгодны в поточном производстве, где серийный выпуск деталей. —Совершенно верно, - - согласился Ма- наешсов. —У нас тоже поточное производ ство гаек, болтов, закладных деталей. Так что они без дела не простаивают. . 3 мастерской производят полную пере борку и испытание двигателей, а это весь ма трудоемкая операция. Интересен и цех по капремонту кузовов. На стендах стоят оголенные каркасы автобусов, на которые закрепляют специально изогнутые по фор ме металлические листы. Потом они грун туются, красятся, и машина получает вто рую жизнь. Я поинтересовался — неуже ли и прессы имеются? — Нет, — ответил один из рабочих. — Есть руки, резиновый молоток и кое-ка кие приспособления, на которых и гнем металл. Вообще сейчас в автоколонне горячая пора. Наступает осенне-зимний период, ко торый заставляет переоборудовать автобу сы. У главного инженера целый перечень мероприятий, которые необходимо выпол нить по каждому автобусу. В месяц своими силами в ПАТП-1 про водят шесть капитальных ремонтов кузо вов, 12 — двигателей, десять — коробок передач, изготовляют и реставрируют 160 видов запчастей. А это, согласитесь, огром ный объем работ. — Все это непросто, — говорит Алек сандр Михайлович. — Ищем на заводах списанные станки, оборудование, сами их восстанавливаем. Не от хорошей жизни, но ведь другого пути нет... Зарплата у водителей полторы тысячи, у ремонтников чуть больше тысячи. А их работа, надо сказать, не из легких, особен но с такой степенью изношенности машин. Но транспорт ежедневно выходит на ли нию. И это — главное, ради чего трудятся в ПАТП-1. Вячеслав ЯКУНИН. Ш И П Е Ц К А Я га зе та 3 0 с е н т я б р я 1 9 9 9 г», № 1 9 2 ( 2 1 0 7 0 ) СМ ОТРИ ТЕ КТО П Р ИШ Е Л Б О Ж К О : шшт I В И Н ГУШ Е ТИИ Н ЕО Б ХО Д ИМ О СРОЧНО СТРОИ ТЬ ЛАГЕРЯ Д Л Я Б ЕЖ ЕНЦЕВ , ; УБЕЖ ДЕН В Л А Д И М И Р РЫЖ КОВ По его мнению, «наплыв беженцев носит не краткосрочный характер», а потому р о с -« сийским властям необходимо сосредото- 5* читься на постройке временных лагерей для беженцев, аналогичных тем, что создавались в Албании и Македонии в период косовского кризиса. Рыжков убежден, что Кабмин до- г лжен безотлагательно принять постановле- ж ние о выделении на эти цели средств из сво- я его резервного фонда. ГО РЬ КОВС КИ Й АВТОЗАВОД НАЧАЛ РАБОТАТЬ НА РО ССИ Й С КУЮ А РМ ИЮ , % Горьковский автозавод приступает к п о с -1 ставкам специализированных медицинских»' I автомобилей для российской армии. Потреб- ^ ность в медицинских «ГАЗелях» и «Волгах» к военные особенно остро ощутили в ходе не давних военных действий в Дагестане. Вы- 8 § яснилось, что находящиеся на армейском » вооружении «УАЗИКИ», ранее использовавши- |г I еся для транспортировки раненых, не отве- я- в; чают современным требованиям ни по уров- я 1 ^ню комфорта, ни по своим динамическим и ^характеристикам . Именно поэтому Минобо- роны РФ приняло решение закупить у ГАЗа а партию современных спецавтомобилей. Со- ^ гласно подписанному договору, завод пос- 'В в; тавит для нужд вооруженных сил 60 машин: ^ У 50 «скорых» на базе «ГАЗели» и 10 «санита -1 I рок» на базе «Волги». » ^ 1 О КТЯБРЯ В ПЕТЕРБУРГЕ СТАРТУЮТ ^М Е Р О П Р И Я Т И Я , ПОСВЯЩ ЕННЫ Е Д НЮ ПОЖ И ЛО ГО ЧЕЛОВЕКА ^ Программа откроется серией бесплатных в киносеансов — в 28 кинотеатрах города и г; ^ области бабушки и дедушки смогут посмот- реть как фильмы своей молодости, так и - I новые киноленты («Молох», «Блок-пост», «То- » ^талитарный роман», «Особенности н а ц и о -^ ^|нальной охоты» и пр.). Стоит отметить, что ^ В! сегодня более четверти питерского населе- I ния составляют пенсионеры — 1 .3 56 .0 0 0 че- I ловек. Из них 95 .774 — петербуржцы, достиг- ? шие 80 лет, 1 1 .0 4 4 — 90 лет и 9 4 человека, в %отметившие свой вековой юбилей. УШ Л А И З Ж И З Н И ПЕРВАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ Ж Е НЩ И Н А - , КАПИТАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ Ушла из жизни дальневосточная леген- я р да, первая и единственная в мире женщина- ^ ^капитан дальнего плавания Анна Щетинина. щ Первый начальник Владивостокского рыбного порта, преподаватель, героиня Великой Оте- .» ^ чественной войны. Знавшие ее люди расска- ^зывали, что в любой экстремальной ситуа- » ^ции Анна Ивановна никогда не теряла при- |сутствия духа и всегда умела подбодрить ^ I мужчин-подчиненных, «делая их еще более мужественными». Особенно часто вспомина- I ют ее морской переход между Ленинградом ж и Таллином в конце августа 1941 года, ког- жда она сумела благополучно довести до цели шпароход «Сауле» с вооружением и продоволь- >; щствием на борту. Родственники, друзья иш ш ученики Анны Щетининой уверены, что ее имя :: жнавсегда останется т истерии российского ж ж мореплавания. Щ БЕЗРАБОТНЫ Е н Е Р М Я К Н ЬуДУП! ' С Л Е ДИ ТЬ ЗА ОБЩ ЕС ТВЕННЫ М « П О Р Я Д КО М Нм УЛИЦАХ ГОРОДА !| Согласно договору об общественных ра- I ботах, заключенному между пермскими уп- ж » равлениями занятости населения и внутрен- » ж: них дел , в городе будут организованы с о -т я вместное патрулирование улиц и дежурство ж в пунктах охраны общественного правопо- » ж рядка сотрудниками милиции и гражданами. Г’ :: зарегистрированными в службе занятости, ж ж Стоит отметить, что рост преступности еще | ш раньше заставил работников бюро трудоус- ж жтройства задуматься над возможностью осу- « жществления подобных мероприятий, а пос- ш я ледние события в Буйнакске, Москве и Во- ё лгодонске лишь подтвердили целесообраз- ш ность взаимодействия сил правопорядка и я :ё горожан. Служба занятости уже выдала бо- : и?лее 90 направлений, полностью взяв на себя » финансирование данных общественных ра- $ бот. ’ БЛАГОДАРЯ «УСИ ЛИ ЯМ » НО ВО СИ БИ РС КО ГО М Э Р А БЫ ВШ ИЙ ГИГАНТ В П К НАЧНЕТ ВЫПУСКАТЬ ПУХОВЫ Е ОД ЕЯЛА ’ Наладить выпуск пуховых одеял предло- ! жил губернатор Виталий Муха работникам ^ НПО «Сибсельмаш», когда те в ходе его ви- .> »зи та на предприятие пожаловались, что го- г! родская администрация не в состоянии ре- я шить проблему отопления жилых домов. «За- : : брался под одеяло — и никакой мэр не стра- ж жшен». — пошутил Муха. Сегодня «Сибсель-@ ш маш». бывший еще недавно одним из гиган- » тов ВПК. преодолевая кризис, переориенти- : ■ё ровался на производство гражданской про- » дукции — сельскохозяйственного и горношах- л тного оборудования, отопителей, шуб и ме- ' бели. (ИМА-пресс) : «ДЕНЬГИ Р Я БЮРЕТА НАДО ИСКАТЬ НЕ Ваоличных кабинетах , а на месте » Н а вопросы обозревателя « Л Г » отвечает новый глава администрации Задонского р ай он а . — Когда провинция голо сует за очередного лидера (голосует, как правило, сер дцем ) , она думает о нем как о былинном Илье Муромце: вот сейчас с л е зе т с печи , попьет кваску и начнет бить ся за народные интересы . При всей наивности такой по зиции, людей можно понять, ведь действительно многое и на глазах народа лежит под спудом. Вот и вы, Юрий Ни к о л а е в и ч , к о гд а ш ли во власть, наверняка знали о тех самых залеж ах , не так ли? — Соглашусь с вами, но только с поправкой: на печи се годня сидят многие — чиновни ки, руководители, депутаты, да и сам народ, разуверившийся во многом. Причем комфортно уже себя давно не ощущают: печка остыла, в доме холод, а за дро вами сходить некому... Надо растормошить людей, заставить их поверить в собственные силы и в потенциал территории. Для меня все это умещается в одну емкую формулу — «интересы района». — М ежду прочим , часть ваших избирателей убежде на, что эти самые интересы до сих пор нарушались ... - - Что вы имеете в виду? — Например ,знаменитую базу отдыха для охраны пре зидента на Дону. По нашим данным, за отвод земли, упу щенную выгоду эта нехилая федеральная структура оста лась должна району где -то миллионов семь? — Около девяти, если точ нее. Для главного управления охраны президента сумма не большая, для района — огром ная. И есть надежда, что мы ее вернем — работа в этом направ- легФй’ '6вдется; Существуют и другие-завалы, мешающие тер ритории получать то, что пол ожено. Наш район когда-то на зывали Русской Швейцарией, и сегодня на лесистых берегах Дона расположены десятки баз отдыха, пансионатов, детских лагерей. Все они, разумеется, нагружают нашу экологию, но проку от них району никакого. Разве это справедливо? Сейчас ставим вопрос так: часть турбаз, не способных содержать самих себя, возьмем в муниципальную собственность. Для детских ла герей введем квотирование, то есть забронируем для ребяти шек Задонского района опреде ленное количество мест. Цивилизованными стали взаимоотношения с руководст вом Федеральной дороги, кото рая строит участок обхода За- донска. Федералы должны рай ону за изъятие земли, грунта, использование карьеров милли он рублей. «Живых» денег у них нет, поэтому с помощью взаи мозачета мы договорились бла гоустроить центральную часть города. Чтобы избежать просто ев, дорожники помогают нам и на других направлениях. Удается пока сдерживать атаку на Лукошкинский карьер. Поясню. Это одно из главных на ших бюджетообразующих пред приятий. Карьер имеет разве данных запасов глины на 60 лет, к тому же является монополис том в Центральной России •— такой глины нет больше нигде. Поэтому неудивительно, что на месторождение положили глаз довольно крупные и известные в стране фирмы. Им бы хоте лось приобрести карьер в со бственность. А нам бы хотелось иметь гарантированные налоги в казну. Это «несовпадение взглядов» породило довольно мощное лоббирование интере сов инвесторов, но администра ция области однозначно стала на нашу сторону. Разберемся с нашим лесным хозяйством. Сокращаем выруб ку, для своих деревообрабаты вающих предприятий создаем более выгодные условия. Вооб ще ставим вопрос так: из рай она не должно уходить сырье, только готовые изделия, а это опять-таки лишняя копейка в об щую копилку. Мы должны пос тоянно помнить, что Задонский район — один из самых обле сенных, является своеобразны ми «легкими области» и имеет леса первой водоохранной ка тегории. — Углубленная п ер е р а ботка сырья — особый пункт вашей предвыборной про граммы. Вы обещали, напри мер , открыть производство ликероводочных изделий на спи р т зав о д е «О свобож д е ние». Но даже в вашем бли ж айш ем о круж ении среди специалистов администр а ции есть активные противни ки этой идеи, считающие ее малопродуктивной и непер спективной. При этом гово рят о простаивающих мощ ностях Елецкого ликерово дочного завода, о том , что на рын|(е алкоголя сильная кон куренция, наконец , о боль ших затратах . Те ж е опасе ния — по поводу приобрете ния в муниципальную со - Зственкость пищекомбината райпо. Если у кооператоров •те получилось с проАзвбдбт'- том колбасы, то где гаран тия, что получится у адми нистрации? —Что касается противников в среде подчиненных, то они, скорее всего, станут моими сто ронниками. По-другому быть не может: администрация — не дискуссионный клуб. Я же ак центирую внимание именно на углубленной переработке. Да и производство спирта для рай она дело крайне выгодное, спир- тзавод стал надежным донором бюджета. Но «своя» водка будет на порядок прибыльнее. У нас складываются неплохие отноше ния с руководством липецкого «Спиртпрома», мы хорошо пони маем друг друга, хотя есть и разногласия. Во всяком случае, помещения под линию розлива водки на заводе уже готовы. Что касается сбыта и конкуренции, то отвечу поговоркой: волков бо яться — в лес не ходить. С пищекомбинатом ситуация такая. Район должен войти с райпо в долю и образовать но вое предприятие на базе цеха. Почему не получилось у коопе раторов? Да потому, что они не рассчитывались с клиентурой за сырье и в итоге потеряли эту базу. К тому же у них катастро фически не хватало оборотных средств. Мы дело поставим по- другому: закупку мяса будем вести по графику —сегодня ор ганизует (подчеркиваю это сло во) сдачу Юрьевский Совет, за втра — Гнилушинский и так да лее. И деньги, как говорится, на бочку — тут уж средства надо найти. Но мясо из района «ухо дить» не будет, местному селя нину должно стать выгодным возить его не в Тулу, а в За- донск. К тому же мы ведем речь не только о колбасе. У нас уже есть линия розлива газирован ной воды: монтируй и конкури руй с «Пепси»! Можно заняться копчением, другими видами пе реработки. Есть задумка нала дить розлив и родниковой воды из наших знаменитых источни ков. — Думается , здесь умес тно будет вспомнить о нос тальгии задонцев по поводу р аз гр ом л енн о го о в ощ е с у шильного завода. Задонская кабачковая икра , томатный соус, прочие консервы р аз бирались в той же Москве, что называется, в драку . — Сушзавод, а также «при ватизированный» и брошенный промкомбинат —все это приме ры того, как легко можно разва лить хорошее дело. Району уда лось приобрести в муниципаль ную собственность оставленный объект военных связистов в селе Тюнино — там приличные площади, а рядом —сельхозко оператив «Задонский», традици онно занимавшийся выращива нием овощей. Прибавьте к это му громадный рынок ранних огурцов, самый, пожалуй, круп ный в Центральной России, и мы получим гипотетическую воз можность возрождения консер вного производства. Нужен ин вестор, и мы его ищем. — А что вы думаете д е лать с селом? — Вообще-то о селе прежде всего думать должно само село. Вот как раз из-за того, что о себе самих там не думали, ре формы прошли формально. Ко нечно, нужны реорганизация, новые подходы, но без тычка в спину, только там, где это не обходимо. Сегодня по крайней мере три хозяйства — «Русь», «Красный путь» и «Рассвет» — буквально «напрашиваются» на эти перемены—дошли, что на зывается, до ручки. Варианты могут быть разные: привлечение инвесторов на арендных нача лах, объединение с более креп кими предприятиями, наконец, как крайняя мера, банкротство. А за другие хозяйства мы еще поборемся, вплоть до того, что возьмем кредиты на подмогу. В районе уже произошло слияние сахзавода с местным совхозом — результат хороший. Та же схема прорабатывается в Донской зоне, где объединились Хмелинецкий карьер и сельхоз кооператив «Донской». Большой потенциал мы видим на спир тзаводе. Это предприятие мог ло бы (да и выказывает такое желание) взять под свое крыло одно или даже несколько обес силевших хозяйств. Логика тут просматривается: оборотные средства у завода водятся в те чение всего года, работает он в основном на зерне, имеет под собное хозяйство, которое хо тел бы расширить... В сложном положении ока залось подсобное хозяйство «Автодора» спецотделение «Ро- гожинское» — там толковый ру ководитель, много сделано и результат выше, чем где-либо, но угроза банкротства головной фирмы ставит под вопрос и само существование хозяйства. Будем следить за ситуацией и по возможности вмешаемся. Так же внимательно наблюдаем за развитием событий в «Авроре» — процедура банкротства запу щена, будущие хозяева только разворачиваются. Ну а дальше — дальше кор рективы в наши планы будет вносить жизнь. — И все же, не кажется ли вам, что из всего клубка про блем главную ниточку мы пока не потянули? Ведь слава Задо- нска, его благополучие всегда были связаны с его святынями, мощами святителя Тихона, зна менитыми источниками. То же самое и сегодня: тысячи палом ников ежедневно прибывают в наш город. И этот поток день ото дня возрастает. Разве возрожде ние Задонска, края вообще ле жит не на этих путях? — Абсолютно согласен . О турис тич ес ком б и зн е с е , о том , как принять и обогреть гостя, как привлечь сюда ин весторов и просто деловых людей , мы, по правде гово ря, серьезно ещ е не думали. — Почему бы в таком случае не предложить администрации области, областному Совету провести одну из традиционных инвестиционных конференций на базе Задонского района, но узкотематическую , скажем , «Перспективы развития туризма в липецком крае»? «Липецкая га зета» при этом могла бы высту пить в качестве информацион ного спонсора. — Что ж , спасибо за под сказку . Если эта идея заин тересует соучредителей «Ли пецкой газеты», мы сделаем все , чтобы под го товить и провести такую конф ерен цию достойно. —Знаете, Юрий Николаевич, что удивляло больше всего в по зиции ваших предшественни ков? Все они были... ретрансля торами, ибо всякое постановле ние начиналось у них со слов: «во исполнение распоряжения главы администрации облас ти...» Неужели наш чиновник настолько закомплексован, что не может принять самостоятель ного, без оглядки на «верха», ре шения? — Есть вопросы, в кото рых чиновник просто обязан быть ретранслятором. Это — продовольственная безопас ность области , бю дж етно - финансовая политика, какие- то федеральные программы и так далее . А в остальном... Не знаю, я ещ е молодой гла ва, но никаких жестких «от сих до сих» рамок пока не по чувствовал. Наоборот, в ад министрации области гово рят : « Д е р з а й т е , и з у ч а й т е б ел гор од с кий , орловский , какой угодно опыт, учитесь друг у друга». Да это и по нятно: деньги для террито рии надо искать не в высо ких кабинетах, а на м есте . И все -таки ваша личная ответственность, ваше выму ченное, но собственное ре шение — есть такие прим е ры? —Одно из первых таких ре шений было заведомо непопу лярным. Мне даже говорили: подумай о будущем... Яотвечал: эк, куда хватили, развязывать узелочки надо сегодня. Мы ввег ли маршрутные такси на внут рирайонные перевозки пассажи ров, И администрация превра тилась в Смольный: шквал звон ков, толпы посетителей. Что ж, мы это предвидели. Но ситуа ция успокоится, и люди сами разберутся во всем. Но этой непопулярной мерой мы, во- первых, сохранили абсолютно все маршруты в районе, а во- вторых, спасли автоколонну от краха. Надо также понимать, что ужесточение режима в одном месте позволяет решить про блему в другом — ведь бюджет один и имеет вполне определен ные размеры. Сегодня мы сократили долги бюджетникам по зарплате. Это с одной стороны. С другой — 50 процентов так называемых льготников ездило на автобусах бесплатно. Селяне — просто в город на рынок, горожане — в село на работу. Не говорю об инвалидах, фронтовиках — для них мы предусмотрим послаб ления, но остальные-то должны платить. Ведь в той же Москве все платят в метро и на общес твенном транспорте. Хотя воз можности у столицы другие. Частично «разгрузить» ситуацию в районе можно таким образом. Если работник дельный, если для него поездки на обществен ном транспорте — нужда край няя, то пусть предприятие, ор ганизация купят ему на месяц абонемент. Но почему вместе с такими нуждающимися должны ездить легализованными «за йцами» и за счет небогатого бюджета (а значит, за счет средств налогоплательщиков) все остальные? — О днако на районной учительской конф еренции , насколько нам известно, вам досталось за автопарк самой администрации . Кстати , го ворят, он — один из самых крупных среди подобных в о б л а с т и ! П очем у в т а к о е трудное время у чиновников «под седлом» столько м а шин? —Признаю, критика была не в бровь, а в глаз. И я пообещал учителям исправить положение. Уже сегодня часть машин стоит на приколе. В ближайшее вре мя парк администрации будет сокращен в интересах бюдже та. Такие же рекомендации сде ланы всем муниципальным об разованиям. Одновременно с этим мы возьмем под контроль использование служебных авто в личных целях. Что касается других с о бственных решений, то в пер спективе мы планируем утвер дить положение о присвоении звания «Почетный гражданин го рода Задонска», причем предус мотрим и систему льгот для лю- . дей, сделавших для своей малой ^ Родины много полезного. Даль ше. Мы много говорим о детях- сиротах. Но разве не обязаны мы заботиться о детях одаренных? Поэтому сейчас в администра ции разрабатывается соответ-, ствующая программа, которая предусматривает и углубленное обучение в школах, и поощрение в виде забытых поездок отлич ников в «Артек», и именные сти пендии от администрации. — Не знаю , станет ли ко г да-нибудь почетным гражда нином Задонска писатель с мировым именем и наш з ем ляк Андрей Платонов, но вот то, что мы проморгали его столетний юбилей — очевид-. но. ~ К сожалению, это так. В этом году вообще «сошлись» многие великие даты: 275 лет со дня рождения духовного пи сателя и русского Златоуста Ти хона Задонского, 100-летие Пла тонова, юбилей Водопьянова. К нашему стыду, в городе нет ни одной мемориальной доски, ука зывающей на следы великих, а ведь в Задонске бывали и Горь кий, и Мандельштам, и Бунин. Здесь родина Писарева, Марко Вовчок, Николая Семашко и многих других, сделавших сла ву Отчизне-. Все эти имена нам 'Гфедст-оит вернуть из забвения. .... . к1.ещ§. Я,внимательно поз накомился с письмом товарища Егорова из почты «Липецкой га зеты». Он пишет действительно о больном. О Матери. С боль шой буквы. О Марии Матвеев не Фроловой, которая потеряла на минувшей войне восемь сы новей. А вот могила ее, пишет автор, на задонском кладбище в крайне неприглядном состоя нии. Что тут сказать... Конечно, случившееся — на нашей совес ти. И непонятно, почему в сто роне остаются школы с их про павшими куда-то тимуровскими отрядами, трудовые коллективы, да просто жители города, кото рые хотя бы раз в году, на Пас ху, а могилы близких посеща ют. А вот эта забыта... — Л ет десять назад мне довелось первому написать о семье Фроловых. Реакция задонцев была такая : надо строить пам ятник М а т е р и . Люди даже приносили в ре дакцию деньги. А что если к этой идее вернуться? Но при одном условии — памятник должен быть построен на на родные д ень ги , на д о б р о вольны е п о ж е р т в о в а н и я . Журналисты со своей сторо ны окажут этому проекту с а мое серьезное содействие . — Ну что ж, как говорится, по рукам. Это будет хорошим подарком к юбилею Великой По беды. Беседу вел Александр КОСЯКИН , обозреватель «Липецкой газеты». г. Задонск. ПР 0 Еи 1 ЕМАБЮРСЕТНИКОВМОГЛА БЫТЬРЕШЕНА, НО... Все мы знаем, что сейчас задержки по зарплате бю^д- жеткикам — врачам, учите лям, преподавателям вузов, военным — в разных регио нах России составляют от 3 месяцев до года. И если в невыплатах честно зарабо танных денег работникам всевозможных АО, ООО и прочих приватизированных предприятий можно обви нять руководство этих пред приятий, тяжелое положе ние бюджетников — цели ком вина государства. Справедливости ради от метим, что у этой проблемы давние корни. Все начина лось еще в советские време на. Экономика СССР начис то игнорировала такие поня тия, как экономическая це лесообразность, конкурен ция и прочие основополага ющие принципы, по кото рым жил весь мир. Главным мерилом в производстве был вал, и страна в огромных количествах выпускала ус таревшую, никому не нуж ную продукцию. Одно из главных «достижений» со- Редакция продолжает публикацию еженедельной колонки, которую ведет председатель правления Национального резервного банка А. ЛЕБЕДЕВ. Тема очередной беседы проблем;! выплаты зарплат работникам бюджетной сферы. Ей будет посвящено несколько следующих статей. В первой же рассматриваются истоки возникновения этой проблемы и ее нынешнее состояние. циализма — полная заня тость —обеспечивалась тем, что работников набирали безо всякого экономическо го расчета и заработную пла ту им платили, даже если они ее не зарабатывали. Естественно, при такой экономике разницу между доходами государства и рас ходами не могли покрыть даже гигантские прибыли от экспорта нефти и газа. При ходилось брать в долг, и в результате к концу 1991 года СССР набрал на Западе долгов на сумасшедшую сумму — около 100 милли ардов долларов. После распада Союза эти долги взяла на себя Россия. Можно спорить о том. насколько правильно было это решение — лично я счи таю, что оно было скорее по литическим и не совсем оп равданным — но в итоге Россия попала в долговую петлю и была вынуждена платить -только в виде про центов по советским долгам значительную долю своего бюджета. Далее сказался непро фессионализм реформато ров, которые наломали дров в первые годы самостоятель ного существования Россий ского государства. На сло вах они провозглашали при нцип эффективности труда, говорили о реструктуриза ции ненужных либо неэф фективных производств, об изменении сложившихся в советской экономике дис пропорций. На деле же все свелось к полуреформам, не совместимым компромиссам и, в конце концов, — почти полной потере управления экономикой. Начались мас совые неплатежи, господст во бартера, зачетов и «чер- но 1 ‘о нала», |)езко сок[)ати- лись поступления в бюджет. Улучшение наметилось только в 1997 г., после до стижения определенной эко номической стабилизации. Тогда правительство поста вило основной задачей года ликвидацию задолженнос тей перед бюджетниками по заработной плате и по пен сиям. Эта задача успешно выполнялась — были со ставлены жесткие графики по регионам, они контроли ровались председателем пра вительства. Потом началась чехарда со сменой правительств. На бившее себе шишек, но, в конце концов, набравшееся опыта правительство Черно мырдина было отправлено в отставку. После этого зада ча как-то незаметно отошла на второй план. Молодая и неопытная команда Кириен ко, даже не попытавшись продолжить ку 1 )с предыду щего правительства, закон чила короткий этан своего правления к|)изпсом 17 ав густа 1998 года. Эют кризис, принесший России массу серьезных международных проблем и очередное «всенародное ог рабление населения», в то же время созда.л сверхб.та- гоприятные возможности для следующего правитель ства, которое возглавил Е. Примаков. Резкая девальва ция рубля, изменившая со отношение рублевых и дол ларовых цен, ударила по карману граждан, но приве ла к оживлению произ водств, работавших на эк спорт и внутренний рынок. Самое главное — она позво лила провести масштабную рублевую эмиссию, просто напечатать десятки милли ардов рублей без существен ного скачка цен. Правительство Примако ва таким подарком, естес твенно, воспользовалось и достаточно легко добилось очередной стабилизации, за служив этим добрую память о себе. Однако, на мой взгляд, оно могло заслу жить гораздо большую сла ву. Послекризисная ситуа ция, если бы правительство Примакова ею профессио нально воспользовалось, вполне позволяла пол ностью решить проблему, которую мы сейчас обсуж даем —выплату долгов бюд жетникам. Однако золотой шанс не был использован. Здесь отчасти виноват эко номический блок правитель ства Примакова, достаточно бездарно распыливший эмиссионные деньги на про вальные проекты ВПК. Но главная вина, на мой взгляд, лежит на председа теле Центрального банка В. Геращенко. Вместо того, чтобы совместно с прави тельством направить усилия на решение социальных про блем, он начал спешно вы давать так называемые ста билизационные кредиты дружественным коммерчес ким банкам, фактически обанкротившимся после 17 августа. Эти банки, естес твенно, слили деньги в раз личные дочерние и оффшор ные структуры. Бюджет по терял на этой операции де сятки миллиардов рублен. Дальше —больше: с бан ков была снята ответствен ность за проплату налогов в бюджет, что привело к по тере еще порядка 25 — 30 миллиардов рублей. Гера щенко при этом вступил в борьбу с руководством нало говой службы, которая на чала бить тревогу и пытать ся заставить изменить сис тему, обеспечив уплату на логов в бюджет. Это только часть дейст вий главного банкира стра ны, результатом которых стало то, что государство не использовало свой истори ческий шанс, бездарно рас тратило возможности, пре доставленные случаем, и не расплатилось с работниками бюджетной сферы. Сейчас эти возможности практичес ки исчерпаны, и нынешне му правительству для реше ния проблем бюджетников придется прибегать к куда более сложному комплексу мер. Но об этом — в следу ющей статье. Александр ЛЕБЕДЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz