Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
ДОБРЫЕЛИЦА XX ВЕКА - ■ ПОЕЗДНАДЕЖДЫ ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ... РЕЖИССЕР С ТАКИМ ИМЕНЕМ ДОЛЖЕН БЫЛ БЫ СНИМАТЬ ФИЛЬМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ОН И СНИМАЛ - ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ОСТАВШИХСЯ ДЕТЬМИ Феллини и Джульетта Маэина, великая и трогательная пара. Лето, вечер после дождя, оркестр в глубине сода - он играет с печальной робостью, и такие же робкие парочки стекаются на его музыку. Лет ние платья кажутся огромными южными бабочками от низко го, заходящего в тополя солн ца. А мы бежим в кино - ве черний сеанс. Но нас остана вливает убийственная ремар ка под офишей: «Детям до! 6 лет вход воспрещен». Однажды мы попытались пробраться в кинозал через слуховое окно на крыше, дол го плутали по пыльному чер даку, наконец спустились вниз, но оказались за кулиса ми - с внутренней стораны эк рана. Том стоял ящик с пе ском, горела тусклая лампоч ка, у стены лежали декороции - белая беседка и такие же фбИвбные деревья. До нас доносились звуки фильма, а мы стояли потерян ные, испуганные своим неожи данным одиночеством. Не по мню, как мы выбрались оттуда но улицу. Но помню, что в тот вечер но афише было написо- но «гРе жиссер Федерико Фел лини. Италия». Имя и фамилия режиссера с тех пор так и запомнились мне в сказочном сочетании с нашими приключениями за ку лисами. Автор «Сладкой жизни» снимал в тот год «Амаркорд», ему было всего пятьдесят лет. Сейчас мне почему-то кажет ся, что ему бы понравилось в ношем маленьком городе. Понравились бы даже ега пыль, неказистость, бедность, деревянные мостки во дворах, запущенные малинники, жуж жащий самолетик аэроклуба в бледно-голубом небе. Воз можно, Феллини понравилось бы даже то, что на его филь мы не пускают детей и маль чишки пробираются в киноте атр через крышу. Феллини любил все неле пое, тронутое временем, «убогое», как он говорил. По бывав в Москве в начале ше- стидесять 1 х годов, он как-то сразу понял, что Колининский проспект - это не самая типич ная улица для нашей страны. Но если другим иностранцам это понимание давало повод для иронии и насмешек, то Феллини полюбил Советский Союз в его прекрасном «убо жестве». Ему очень нравились провинциальная медлитель ность, наивность и нерасчет ливость русских людей. Он го ворил, что Россия напоминает ему Гамбеттолу - селение, где жили его бабушка. Сам Феллини родился не подалеку от Гомбеттолы, в ма леньком городке Римини. Это случилось 20 января 1920 го да. Воспитывался в яслях у мо нахинь, потом учился в като лическом колледже. Позднее утверждал, что был абсолют но бездарным учеником и пе реходил из класса в класс только благодаря сыру «пар мезан», который отец подно сил учителю. Кино Федерико в детстве не любил, ему нра вились только киноафиши. За то он обожал цирк. Однажды учитель сказал на уроке: «У нас завелся клоун». Федерико был польщен. С тех пор он считал, что «заставлять людей смеяться - самое привилегиро ванное из всех призваний, почти как призвание святого». Семнадцатилетним маль- чишкай он приехал в Рим с потрепанным кожаным чемо даном. Работал в маленьких редакциях то курьером, то ре портером. Войну Федерико ■встретил в самом призывном возрасте, но ему удалось из бежать службы в муссоли- ниевских войсках. Благодаря своему актерскому дару ан симулировал загадочные бо лезни. «Я даже три дня провел в психиатрической больнице в одних трусах и с повязанным на голове полотенцем, изо бражая магараджу». Когда Федерико все-таки забрали в армию, на его счастье, слу чился налет американской авиации, и ан бежал из рас положения части в одном бо тинке. Фашистский режим пал, Феллини вместе с друзьями открыл «Лавку смешных лиц». Лавка торговала карикатура ми, которые виртуозно и мо ментально рисовал Федери ко. Поразительна сама идея - торговать смехом в тогдаш нем Риме, полном отчаяния, бедности, неразберихи, жес токости. Возможно, уже тогда в этой «Лавке смешных лиц» родилось то, что потом назо вут философией, эстетикой Феллини. Мир строшен, когда теряется всякая разумная ло гика событий, исчезает смысл жизни и все погружается в ха ос, абсурд. Но из этого аб сурда должен быть выход. Возможно, его надо искать на границе этого мира. Там, где на все происходящее можно оглянуться и скозать себе: «И этот бред смог напуготь тебя? Но это же смешно...» Любимым клоуном и люби мой актрисой Феллини стала Джульетта Мазина. Они поже нились в невеселом сорок тре тьем году и прожили почти полвека, как сказали бы у нас, в мире и согласии. Это удиви тельно, но создатель «Сладкой жизни» никогда не принадле жал к богеме и сливкам обще ства. Он был очень верным, очень надежным человеком - и в любви, и в дружбе. Мазина, хрупкая, малень кая, казавшаяся особенно ма ленькой рядом с Феллини, стала его музой, его ангелом- хранителем. Он говорил, что для него Джульетта олицетво ряет «зачарованную, рани мую и торжествующую наив ность». В его фильмах она по является то простушкой, то бродяжкой, то всеми забытой провинциальной актрисой, но первые же кадры говорят нам: это принцесса! .Дее-его фильмы с Мазинай кожутся сейчас невероятной, фантастической и прекрасной повестью о любви, о надежде. Почему нам не разрешали ьмы? смотреть его фил Даже взрослые многие его ленты могли увидеть только но за крытых просмотрах. Как нас обокрали... Феллини надо смотреть в юности, чтобы на учиться видеть за тяжелыми складками повседневности иную, чудесную сторону жиз ни. Здесь стоит вспомнить, что Феллини начинал с работы ассистента режиссера на фильме, ставшем про граммным для неореализма, - «Рим - открытый город». Тогда, в первые послевоенные годы, новое итальянское кино своей добротой, юмором, светлой чувственностью спасло народ от унизительного уныния и са мобичевания. Ведь стране оказолась и разоренной, и проигравшей, и оккупирован ной. Но кино вселило надеж ду в людей. Мелодии Нино Роты стали музыкой возрож дения Италии. Кстати, все шедевры нео реализма были Сделаны на ничтожные средства. На день ги, вложенные в съемки одной минуты голливудского «Титани ка», Феллини мог бы снять «Репетицию оркестра» или «Рим». «Кино - это мечта», - гово рил Феллини, а себя называл «опытным волшебником». Как России сейчас не хватает та ких добрых и мудрых волшеб ников! Перед началом съемок но вого своего фильме Феллини любил приезжать в Неаполь. Ему нравился этот город за то, что в нем ничего не менялось. «Та же атмосфера вечного сноса бараков, неустроенно сти, путаницы... Народ там ве селый, улыбчивый...» Возмож но, и Советский Союз шести десятых годов был похож на такой огромный Неаполь. Однажды он попробовал перечислить все, что любил в жизни. Сам по себе этот спи сок уже внушает радость: «Я люблю вокзалы, Матисса, аэ ропорт, дубы, Россини, розы, тигров, те место, где я не был, все прекрасное, чем владеет красивая женщина, мороже ное с орехами, поезд, собак, зонах сырой земли, аромат сена, кипарисы, зимнее море, молчаливых людей, звук коло колов, горький шоколад, рас свет, сентябрь...» Ему всегда хотелось снять то, что снять невозможно. Для фильме «Рим» он непременно хотел снять ветер, «захватить его с сомого начала, просле дить путь нс Рим, заснять лю дей, ощутивших на себе его действие: в кафе, на улице...». Еще Феллини очень хоте лось снять фильм «просто о любви». Он сказал в одном из своих интервью: «После столь долгого похоронного звона, после столь частого любова ния катастрофами и руинами мне хотелось бы сделоть при ятное людям». ...Перед последними кадра ми мягко загоралась сбоку зе леная надпись «Выход». Паца ны с первых рядов уже бежа ли к распахнутым дверям, не интересуясь титрами. Свет осеннего дня вливался в зал, и экран беспомощно бледнел... Кино - это внезапная, дру гая жизнь. За полтора-два ча са • ты свыкаешься с ней, и вдруг она обрывается, и надо, опять привыкоть к забытой своей жизни. Сценарий . фел.жниевского шедевра «8 1/2 » завершается словами, которые хочется сде лать последними и в этом рас сказе о великом режиссере: «Изображение медленно гас нет, и с темного экрана доно сится лишь неудержимый, уве ренный, мощный и ритмичный шум поезда, мчащегося сквозь ночь навстречу надежде...» Поезд умчался в темноту. Мы остались одни на плат форме. Но мы видели этот по езд, мы знаем, что и сейчас он кому-то светит своими ос вещенными окнами, И значит - остается надежда. И значит - мы не одни. Дмитрий ШЕВАРОВ. УМЕЛЬЦЫ НЕ п лю й В КОЛОДЕЦ Крупные неприятности ждут отныне любителей справить ма лую нужду в лифтах Саранска. Муниципальные службы города устанавливают в кабинах специ альные датчики, чутко реагирую щие на запах аммиака. И в тот момент, когда хулиган или пьянчу га попытается сделать свое гряз ное дело, сроботает датчик, и двери лифта наглухо закроются. Заточение будет продЪлжоться вплоть до прихода наряда мили ции и лифтера. Саранские коммунальщики уверены: благодоря этому новше ству, разработанному на одном из оборонных предприятий, го родские лифты превратятся в ме сто идеальной чистоты и порядка. Олег КИТАЕВ. САРАНСК. СТАРУШКА СБИЛА ИНОМАРКУ в Пермский правозащитный центр обратилась семидесятилет няя старушка Капитолина Федо ровна Усочева. Сейчас оно - ин валид первой группы. Совсем не давно женщина была сбита ино маркой, которой управлял ком мерческий д^ектор Дворца спор та «Молот» Сергей Леванов. Пос ледний считает, что столкновение «Мицубиси» и Капитолины Федо ровны произошло по вине бабуш ки. Возможно, это и так. Порази телен документ, направленный коммерсантом после случившего ся в Мотовилихинский гуд Перми. Исковое заявление гласит: «В ре зультате столкновения Усачева К.Ф. получила телесные повреж дения: закрытый перелом седа лищной кости справа, повторный вывих правого плеча, а у автомо биля отломлены кронштейны креп ления корпуса левой фары, вмяти на но левой части капото, вслед ствие чего произошли скол свар ных соединений и деформация каркаса жесткости капота». Учитывая, что Капитолина Фе доровна является пенсионеркой и инвалидом, директор предлагает взыскать с нее всего... 15 тысяч рублей. Юрий БЕЛИКОВ. ПЕРМЬ. ОАО «Кубаньхлебопродую» Фирма «РЕГИС» (Краснодар) реализует: зерно, муку, крупы, овощи, фрукты, консервацию Тел./факс: (8612) 65-53-66, 54-95-31, 55-25-77 ОСТОРОЖНО: ОБМАН! ПОСОСЕДСТВУСАЛЛОЙПУГАЧЕВОЙ ВЫБИРАЯ КВАРТИРУ С ПОИНТЕРЕСУЙТЕСЬ НЕ СОСЕДСТВОМ Журналистская судьба от правила меня в круиз по Ка- рибскому морю. Не стану опи сывать прелести этой поездки, а расскажу только о малень ком эпизоде из жизни нашей группы, весьма поучительном. Прогроммо круиза была та кой: четыре дня в Майами, за тем в течение недели путеше ствие на белом пароходе по островам Карибского моря (Багамы, Ямайка, Барбадос и т.д.) и два дня снова в Майами. Эта последовательность важ на, так как сам эпизод произо шел во время второго нашего пребывания в главном городе американского штата Флори да. То есть круиз с массой впе чатлений вдруг оказался поза ди, а кошельки «новых рус ских», составлявших в группе подавляющее большинство, все еще оставолись набитыми до отказа, так как на белом пароходе, да и на островах, как выяснилось, тротить деньги было не но что. Нош Гид-переводчик' эмиг рантка Лариса ненавязчиво предложила посмотреть, как строится дом на Майами-бич, в котором^же купи {1 леартиру Волерий Леонтьев и, кажется, собираются купить Алла Пуга чева с Филиппом Киркоровым. «Это недалеко, - заметила она, - от того место, где стоят особняки Мадонны, Шварце неггера, Сталлоне и других америконских звезд». Мы, естественно, согласил ись. Группу, оказывается, уже ждали. Родушный хозяин Слава - эмигрант из Одессы - встре тил нас кок родных. Восторжен ная улыбко и рукопожатия всем сразу и каждому в отдельности, подкрепленные шведским сто лом, французскими винами и ненавязчивым мексиканским оркестром, сразили нас напо вал. Тем более что дом, на ко торый мы, собственно, и прие хали смотреть, действительно дпечатлял. Вернее, не сам дом (он пока был похож но этажер ку: бетонные сваи и перекрытия поднимались до пятого этажа), и все, что было вокруг него. Л вокруг были океан, отделенный от дома 50-метровой полосой ВИДОМ НА ОКЕАН, ТОЛЬКО ПРИЯТНЫМ изумительного песчаного пля жа, участки, застроенные фе шенебельными отелями и жилы ми домами, а рядом с «этажер кой» - маленький домик, состо ящий из одной квортиры-оброз- ца: именно такой, какую вроде бы и купил Валерий Леонтьев. Основная особенность та ких 28-этажных фешенебель ных домов заключается в том, что из каждой квартиры откры вается вид на океан, что в Майами считается высшим ши ком. К здонию, как правило, ведет удобный подъезд, с которого также открывается прекрасный вид, как здесь го ворят, «но воду». Такие вот и предлагались нам условия для жизни в Май ами. Схемы продажи квартир в этих домах похожи, ток что эмигранту Славе для того, что бы ответить на ноши многочис ленные вопросы ничего не нужно было придумы’воть. - Двадцать процентов от стоимости ллотишь сразу, три дцать - по окончонии строи тельства, остальное - в рас срочку на 30, лет под 9--10 про центов годовых, - щебетал о+ч. Действительно, по москов ским меркам это сверхвыгод- ные условия. Тем более что, хлебнув французского вино. Слово вдруг заявил, что снизит кредитную ставку годовых до 5-6 процентов. Это как-то по особенному подействовало. И четыре наших товарище тут же зоключили со Славой контрак ты и выложили ему по $40.000 (всего $160.00(^ наличными. Вся группа была как в со мнамбулическом сне... Через полгода я позвонил одному из «покупателей» по журналистскому делу и зоодно спросил про дом в Майами. Как же он ругался! Оказалось, что домо боль ше нет. На его месте остался только девственно чистый пе сок. Исчезли также и Слава с Ларисой. Впрочем, восстано вить картину благодаря тому, что действовали они в полном согласии с американским за коном, городскими властями и своими временными партнера- А это - тот самый дом, в котором обосновались российские звезды. Но нам его не показывали.... ми - местной строительной фирмой, окозалось нетрудно. Выглядела эта картина так. Обслуживоя российских тури стов, Лариса довольно быстро вычислила психологию «новых русских», а также их ф 1 Инансо- вый потенциал. Незадолго до ношего приездо вмб'Сте со Славой они арендовали за $800 участок земли рядом с пляжем. Всего на две недели. В день, когда белый паро ход повез нос к долгожданным островам, местные строители начоли роботу и без всякого фундамента, словно конструк тор, собрали бетонную эта жерку,. которая и прои'звела потом на нас, так сказать, ба зовое впечатление. В день, ко гда пароход вернулся в М ай а ми, рядом с этажеркой появил ся и домик с квартирой-образ цом, который Слава с Лори- сои взяли в аренду у тех же строителен всего но три дня. Как только дело было сде лано, и наша группа улетела в Москву, этажерку аккуратно разобрали и вместе с «кварти рой Валерия Леонтьева» вер нули владельцам, которые по том долго не могли понять: за что же им заплатили $13.000. В результате затротная часть всей аферы составило не более $15.000, а прибыль - не менее $145.000. В полиции Майами долго со крушались по поводу этих «про стых доверчивых русских», кото рые выложили свои деньги пер вому встречному за бокал вина. Уголовное дело, надо отдать им должное, завели сразу. И, похо же, занимаются им серьезно. До сих пор. Иван ТАРАСОВ. МАЙАМИ - МОСКВА. ПОДРОБНОСТИ НА ОРБИТЕ СО«СМОКОВНИЦАМИ» Когда космонавт Владимир Дежуров приезжает погостить домой, в Мордовию, все ждут от земляка невероятных рас сказов о жизни на орбите. По чему именно от него? Может, потому, что он в полете подме чал многое из того, что никогда не попадает в официальные от четы. В 1995-м российско-аме риканский экипаж корабля «Союз ТМ-21» в составе коман дира Владимира Дежурова, бортинженера Геннадия Стре калова и американского астро навта Нормана Тагарда старто вал с Байконура в звездную экспедицию по совместной про грамме «Мир-Шаттл»... Короткие записи откровений Владимира Дежурова. КАК «ГРЕЧЕСКАЯ СМОКОВНИЦА» ПОВЫШАЛА КПД - Четыре месяца на станции - ачень тяжелое психологическое испытание. Каждый день одни и те же лицо, стены, тот же пей заж 30 окном... И Тогорд, и Стрекалов - они старше меня, ветераны. У Геннадия Михайло вича Стрекалова это был уже тельные, в общем, мечта. Стре калов Тогардо в бок толкает - «Норман, это ж Америку пока зывают!» А тот:' «Не-ет, Миха лыч, это где-то в Е^опе...» По том узноли, что «Смоковницу» снимали во Флориде! В общем, спать легли только во втором часу ночи. Зато кок повысилась производительность! Утром, как подъем, они быстренько состав ляют план: «Ток, Володя, сейчас по-быстренькому все запланиро- утилизировать, иначе фильтры быстро коксуются и выходят из строя... и вдруг последний модуль, ном Земля прислала подарок. Руководитель полета Соловьев с Земли сообщает со значением,: «Зокончите стыковку, поищите там посылочку в районе люко...» Мы со Стрекаловым ищем час, другой - нету ничего! А время-то личное, для отдыха. Может, с другой стороны люка? Разобра- КАК БРЮС УИЛЛИС СМУТИЛСЯ - После нашего возвращения но Землю американский астро навт Тагорд написал книжку, где не совсем дружелюбно описал жизнь на российской станции «Мир». Но отношения с Норма ном у нас всегда были хорошие, и 30 годы после полета они не изменились. Периодически пере званиваемся, общаемся. Он ушел из НАСА, живет во Флори де, преподает в местном уни верситете. Нормальный парень. А вот после премьеры «Амаргеддона» мы действитель но были в шоке от увиденного. Это же какое-то позорище!.. Том русский космонавт в тело грейке и шапке-ушанке плавает по станции, которая вот-вот развали'гся. Это даже не смеш но! Когда фильм снимался, я во Флориде много раз встречался и розговаривал с Брюсом Уил лисом. Тот всещо уверял: «Нет, это будет такое доброе и инте ресное к-ино. Том наши и ваши порни вместе работают но, ор бите, спасая мир от неминуемой котастрофы». Вот так добрый фильм: одни парни все в белом, о мы в шопкох и телогрейках плаваем... Когда это безобразие я увидел, решил Брюсу доходчи во объяснить, как он ошибоется. Сыплю цифрами, фактами, па раметрами нашего «Мира» - чувствую, не доходит. Тогда я объясняю еще проще: у нос по сравнению с теми же «Шаттла ми» как бы отдельная квартира, состоящая из нескольких «ком нат». И даже сходить в туалет можно цивилизованно, в отдель ный модуль. А у вас но «Шатт ле» из-за нехватки места все но средней палубе: здесь и в туа лет ходят, и пищу готовят, и обе дают. Только этот довод и пронял звезду, засмущался он. риканец наш замялся, у них с этим но «Шаттле»' строго. Но роз с русскими связался... По пробовали - понравилось. Наты кали в бутылку соломки и начо ли потягивать. А Михалыч где-то токую соломку нашел, по диа метру чуть ли не с горлышко ве личиной. Смотрю, Стрекалов тя нет, и уровень резко уменьшает ся: «Не могу, говорит, наперст ками пить, я привык, чтобы гло ток был полный»... Смотрю, не пьющий Норман рукоми зама хал: нельзя ли, дескать, полегче, а то в задних рядах тоже инте ресуются. КАК В КОСМОСЕ ЖРАСИТЬ ЯЙЦА - Но Пасху с нами на прямую связь вышел Патриарх Москов- ск.чй и всея Руси Алексий II. Мы только глаза разлепили, как вдруг из динамиков такой бас раздался, как у Левитана: «З',цравствуйте, ребята, Христос воскресе!» Поздравил нас и спрюшивает: «Есть у вас там в космосе, чем Светлое Христово Воскресение отметить?» - «Да, есть, - говорим, - даже яйца в инкубатаре, правда, перепели ные». Алексий без лишних раз говоров нос на это дело благо словляет: «Покрасить-то есть чем?:с До они и так в крапинку, чего красить? Тепло он с нами потоиковал - и тут станция ушла в радиотень. На следующий ви ток из ЦУПа страшным голосом кричат постановщики экспери мента: «Мужики! Вы яйцо не тро гали? ,Мы на все идем, только не ешьте лйца! У нас же опыты! Мы вам с грузовиком настоящих, крошеных пришлем...» На том и договорились. Владимир Дежуров (в центре) - не только командир экипажа, но и прекрасный рассказчик. пятый с половиной полет - в свое время они с Титовым взор вались на старте и чудом спас лись, катапультировались. Но к концу экспедиции они сникли. Молча работоем, едим и рас ползаемся. И вот как-то вече ром достаю видеокассету «Гре ческая смоковница». Сеанс свя зи прошел - я сторикам своим ее поставил. Они вдруг устави лись в экран. Про ужин забыли. Смотрели запоем: пейзож ска зочный, женщины обворожи- вонные работы закончим, в семь вечера но последний сеанс свя зи с Землей выйдем и... кино». КАК ПИТЬ ВИНО ЧЕРЕЗ ТРУБОЧКУ - Спиртное на борту зопре- щено. Еще и потому, что фильт ры не выдерживают алкогольных паров. Даже медицинские сал фетки, пропитанные спиртовым раствором, мы сразу вынуждены ли по-новой полмодуля - нету. В общем, провели настоящую ин- венторизацию, до которой все руки не доходили. Неужели на дули нас? Не зря говорят - что но виду лежит, того и не видно. Вот она, заветная бутылочка молдавского вина. Красное су хое, довольно неплохое. На стонции плюс 30, о бутылко воз ле люка охладилась и внутри сразу запотела. Тут Стрекалов руки трет и командует: «Нор ман, давай по маленькой!» Аме- КАК ВСТРЕТИТЬ НЛО - Однюжды мы зосекли НЛО . Ложимся спать, и вдруг в иллю минатора видим нечто светяще еся и извивающееся, кок кобра. Стрекалов кричит: «Камеру да вай, сейчас мы эту тварь увеко вечим!» гЭффект потрясающий! Стали снимать, в бинокль раз глядывать. И вспоминать, что вы- бросывали со станции в.откры тый космос:, на обочину. Напряг лись - увы, вспомнили. Когда пе реносили солнечную ботарею, выбросили за ненадобностью в открытый космос чехол от нее из стеклоткани. Если бы мы эту картинку отправили на Землю, то уфологической сенсации не миновоть... Запшеал Олег КИТАЕВ. ДЕЛОВОЙ 1Т0РШ Учредитель и Издатель Агентство деловой информации Издоние зорегиарировано Госкомнтетогя РФ по печоти. Рог. N9 016313. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Распространяется в качеаве приложения к газетам; Ф.Сиэый. Адрес редакции: 125180, ГСП, Москва, А-137, ул. «Правды», 24, 5-й этаж. В.Симонов. Телефон/факс для справок; (095) 257-56-95, 257-59-17. П.Вощонов, С.Заворотный, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-58-46. В.Качурин, К.Сорокин, А.Теплюк. Е-та11: уЮт1к@аВ1.ги «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © но перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-58-46. |Ция), «Городские вести» (Вопгогро) «Вопжскоя коААмуна» (Сомора Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 2.329.000 экз. Цена ■бесплатно. «Трибуно», «Труд», «Робочоя гозето» (Украина), «Советская Белоруссия» ..верный край» (Мрословль), «Ставропольскоя правда» (Стовррполь), «Севернк «Курскоя правда» (Курск), «Калининградская правда» (Калининград), «Подмосковные Известия» (Московскоя облость), «Орловская проадо» (Орел), «I ю (Белорусь), «Вечерние новоаи» (Литво), «ИТАР-ТАСС Экспресс» (США, Канада, Турци ый оабочий» (Северодвин«), «Советская Бошкирия-Известия Башкрртостоно» (Уфо), < «Тамбовскоя жизнь» (Томбо^, «Республика Тотарстон» (Казань), «Тюмен о и п - «''«спуолика ютарстон» ^^аэань), «ирменская провдо» (иомонь), «Дайджест Центральная прессо» 1Н6В' Вестник-Нашо Пенза» (Пенза), «Коше время» (Ростов-но Дону), «Робочии крои» (Ивоново), «Липецкоя гозето» (|1нпецк), «Кросноярский ро&чий» (Кросноярск). |Е*^ат^инбуог), «Архангельск» (Архангельск), «Вольном Кубань" (Краснодар ), «Советский Сахолин» (КЗжно-Сохопинск), «Кошуно» (Воронеж), «Северный курьер» (Корелил (Новосибирск), «Белгородскоя провдо» (Белгород *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz