Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
2 8 сентября 1999 г ., № 190» (21068 ) Ш И П Е Ц К Л Я щ1ж г а з е т а О» ^ ПОРТРЕТ СТАЛИНА С ейч ас , по п рош ествии более по л у в е к а , к а ж е т с я , ничто т а к ч е т к о и сильно не зап ечатл ело сь в п ам я т и , к а к во й н а , к а ж д ы й ее д ен ь , к а ж д ы й ее ч а с . . . .Л е т о в р а зг ар е , п ечь , п он я тн о , не т о п и т с я . Тем не м ен ее , я з аб р ал с я на нее и л еж у , п р иж у к н у вш и с ь . Обе к о м н а т у ш к и в н аш ем дом е з а н я ты к аким -то штабом , сп лош ь забиты оф и ц ер ам и . Н ас , двух с естр ен ок и меня с б р а т иш к о й , к а к т о л ь к о в 41 -м п р и б л и зи л с я ф ронт , вы с ел и ли во двор , в ам б ар . Вместе с м атер ью и те тей , н е з а м у ж н е й с е с тр ой о т ц а , уш е дш е г о • едва ли не с п ервы х дн ей на войн у . А м н е , то гда с ем и л етн ем у м а л ь ч иш к е , к а к о й интерес было о т с и ж и в а т ь с я в этом самом амбаре!? Мне с тр асть к а к лю бопы тно бы ло п о гл я д е т ь на оф и ц е ров , п о слуш ать , о чем они толкую т . Вот я и пробрался на п еч ь и л еж у там — тиш е воды , н иж е тр а вы . В п р и х ож е й з а п р о с то р ны м с т о л ом , я р к о о св ещ енны м керо син овой л ам п ой -сем и ли н ей к ой (бы ли тогда т а к и е ) , с и д я т .о ф и ц е р ы , з а к у с ы в а ю т , к а к говори тся , чем Б о г п о слал . А в е р н ее , тем , что вы с т а в и л и м ать с т е т к ой и з ч у л ан а , погреб а , п е ч к и . Вьп с т а в и л и , не ск у п я с ь , чего и н ам р е д к о п ерепад ало в ту пору . К а к уж е говорилось , нас на р у к а х у м а т ер и было то гда четв еро . С амой с т а рш е й сестренке едва и сп о л н и л о с ь т р и н а д ц а т ь , а сам ом у м л адш ем у б р а т и ш к е не ср авн я л о сь ещ е и полу тор а л е т . К а к и д р у ги х в сел е , нас т ож е « гнали» в эв ак у ац ию . А м а т ь п р о т и в и л а с ь . — Н у , к у д а ж е я с т ак о й о р авой ? — говори л а он а со с л е з ам и . — Кто м ен я там ж д ет , в э в а к у а ц и и э той са- • мой? И потом , хо тя бы п одводу к а кую вы д ели ли . — Ах ты , с у к а , — н а с т у п а л ка- А- кой -то ры ж и й оф иц ер , о т т а л к и в а я нас от м атери с кр о х о тны м м ал ьч он к ом н а р у к а х . — П о д сти лкой у ф аш и с то в з а х о т е л о с ь п о бы ть ? Я тебе п о к а ж у подстилку ! — ор ал р ы ж и й , р а з м а х и в а я пистолетом перед носом м а т е р и . Мы тож е о р али . Хором и во всю м ощ ь . И во т э то т « р ы ж и й » , с т р аш н о , к а к м н е п р е д с т а в л я л о с ь , в р е д н ы й , т ож е си ди т сей час за столом у н а с в п р и х о ж е й . П о д а в а я н а с т о л , м а т ь , о п у с т и в п л а т о к до с ам ы х г л а з , все о т в о р а ч и в а л а с ь от н е го , а он л иш ь к р и в о у см е х а л с я ей в с п и н у . К а к я п о н я л , бойц ам н аутро п р е д с т о я л о вы д в и г а т ь с я на передовую . Т у т м о л ч а в ш и й до си х пор « ры ж и й » в д р у г п р о и з н е с ; — Д а , бр атцы , н еведомо н иком у и з н а с , что с н ами с т а н е т с я завтра ! С э т и м и с л о в ам и он р а с с т е г н у л к а р м а н ч и к на ф ренче , д о стал оттуда к а к о й -т о Листок и поднес е го к л а м п е . Л и с то к в спы хн у л , вы с в е ти л того, к т о н а нем был и зо б р аж ен . — Д а ты что , с у к а , — р в ан у л с я к «рыж ем у» си девш ий н а п р о т и в м о л о д е н ь к и й к ап и т ан . — Это ж е Сталин! Н о п ортрет С талин а у ж е до горал . Спустя некоторое в р ем я те ж е офи ц еры вновь сидели з а тем ж е столом у н ас в п р и х ож ей . Все т а к ж е м ать с т е т к о й подавали н а с то л , а - я л еж ал н а п е ч к е , у сталы й и р а зб и ты й : к тому в р ем ен и в к о л х о з е н а ч а л а с ь уборк а р ж и и нас , м а л ь ч иш е к , "м о б и ли зо в а л и " н а ж а тв у . З а столом у нас не было .лишь одного , « ры ж е го » . Я его достал , все ж е достал! - к р и ч а л р а зго р яч ен н о з н а к ом ы й к а п и т ан . — С волочь , к н ем ц ам р еш и л убе- ясать . Я его п он ял уж е то гда , ко гд а он зд есь вот сж е г п о р тр ет то в ар ищ а С т ал и н а . — Д о стал ли — э то ещ е вопрос! — в о з р а з и л к то -то и з с и д е вш и х за столом . — Ч то он у п а л , ещ е не з н а ч и т — «достал» . Эта с в о л о ч ь , р е б я т а , вновь где-нибудь м ож е т о б ъ я в и т ь с я . П р ед атели — они ж и ву чи е ! Ч ем з а к о н ч и л с я э т о т сп ор , я не зн аю . Я засн у л к р е п к и м сном м л а д е н ц а , к о т о р о м у н а у т р о ч у т ь с в е т вновь п редстояло п о то р опи ть ся в поле у б и р а т ь хлеб . ХЛЕБ И СНАРЯ1ДЫ в к онц е с е н т я б р я в р а з г а р баб ь его л ета у нас в ко .лхозе , п р а вл ен и е которого к тому вр ем ени разм естилось в н аш ем доме вм есто ш таб а во енны х , р еш и л и провести со б р ан и е , подвести 1 и т о г и т о л ь к о ч т о з а в е р ш и в ш е й с я трудн ой п риф р он то вой ж а т вы . В тот год, чем б л и ж е бы л ф ронт , тем бы стрее п о д х о д и ли хл еб а . И хотя н ем цы ещ е го спод ствов али в небе, и и х сам о л еты то и дел о п р о п лы в ал и н ад селом , р а с п у ги в а я и зр ед к а п о яв л я в ш и х с я н а ш и х « к у к у р у з н и к о в » , хлеб надо бы ло у б и р а т ь . Во что бы то ни стало! И к а к т о л ь к о пробил час , в поле выш ли все от м а л а до в е л и к а . Дого в о ри ли с ь п ри э том ; в сл у ч ае н але та , п р я т а т ь с я т у т ж е , в п о д с ту п и вш е й впло тную к р ж а н ы м м асси вам (тогда у нас с е я л и т о л ь к о рож ь ) густо по росш ей д у б н я к ом б ал к е . Н ем цы т о гд а , к с т а т и с к а з а т ь , го н я л и с ь не т о л ь к о б у к в ал ьн о за к а ж дым с ам о л е том , но и ч елов еком . . . .У б е г а я ч е р е з у.чицу от п рибли ж аю щ и х с я с ам о л ето в с черным и кр ес т а м и , ч т о б ы н а с л у ч а й б о м б е ж к и с п р я т а т ь с я в п о д в ал е , видим , к а к вдо го н к у , вдо л ь стены впереди с т о ящ е го к и р п и ч н о го дом а р а з и другой р е за н у л и и з п у л ем е т а . А в дру гой р а з , к о гд а мы п р я т а л и с ь в б л и н д аж и к е у себя в с а д у , б р а т иш к а , ко тором у не с р а в н я л о с ь ещ е и д вух л е т , во вр ем я очер едн о го н а л е т а н е зам етн о вы б р а л ся н а р у ж у в гу стую вы со к ую с в е к л у . Один и з п р о л е т а вш и х н ад нами чу ть л и не н а бреющ ем полете с ам о л етов в др у г о тв ерн у л и у дари л оп я т ь ж е и з п у л е м е т а , б у к в а л ь н о с р е з а в ботву и чудом не зад ев б р а тиш к у . Вот т а к они р а зв л е к а л и с ь , еж едн евн о об р уш и в а я на нас м и р и ады ли стовок с и зо б р аж ен и ем С талин а в к л е т к е . Но стр анно е дело , когда мы , всем к о л х о зом ко сили р ож ь , к с т а ти , у р о д и вш ую с я в тот год н а сл аву , в я зали ее в снопы и у к л а ды в а л и в ски р ды , н ем цы , будто сго во ри вш и сь , нам не м еш ал и . Т ак что нам ни р а зу не п ри ходило сь п р я т а т ь с я в б ал к е . Но едва мы п ри ступ и ли к обмолоту , к а к они п р и п ож ал о в ал и , разогна .чи нас. И т ак п о в т о р я л о с ь на д е н ь по н е с к о л ь к у р а з . Т ак что с т ал о я сно ; ски р ды -то при о тступл ении с собой не п р и х в а тиш ь , иное дело — зерно . Вот немцы и не д а в ал и моло ти ть . Но в один из дней над полем , где ш ел обм о л о т р ж и , в д р у г п о я в и л с я н аш и стр еби тель , вы зв ав особенно у нас , м а л ь ч иш е к , н а с то ящ и й восторг . Этот восторг и вовсе з ах л естн у л всех , к о гд а «ястребенок» о тч аян н о р и н у л ся н а п е р е х в а т п о к а з а вш и х с я н а го ри зон те н емц ев . Тут ж е к нСму п р и с о е д и н и л и с ь ещ е Два « я с т р е б к а » , будто п о дж и д а вш и х где-то рядом . З а в я з а л с я бой , и нам уж е было не до работы . Б абы , м у ж и к и , хр ом ен ький председатель к о л х о з а Сергей Ч ур син и пр естар елы й счетовод ЛЙрион П еш ков , и, р а зум е е тс я , мы , м а л ь ч иш к и , в и зж а л и , к р и ч а л и , «п о д ск а зы в али » К а к и в соседних О зер к ах , немцы в В ерш ин е не п р о д ерж али с ь и трех д н е й . И с т о р и я , о к о т о р о й п о й д е т речь , с л у чи л а с ь на второй день . Анна Ш а т ал о в а , к о т о р а я , не успев по -н а стоящ ем у и спы тать м уж ской л а с к и , п роводила суж ен о го на ф рон т , п ро суш и в ал а н акош ен н о е на л у гу сено под окном дом а и у к л а ды в а л а его в сарае на погребе . Вот тут-то и вы в ер нулся и з -за у гла немец — огромный , р ы ж и й д е т и н а . Ж а д н ы м в з г л я д о м о кин ул стройную , к р асивую ф игуру ж енщ и ны и п р и н я л с я , что н а зы в а е т с я , п о дк аты в ать ся к ней. Та , к а к мог л а , и зво р ач и в ал ась , а потом , поняв , что сил у нее отбиться не х в а ти т , тем более , что у н емца за плечами бол тал ся ав том ат , п р и н ял а с ь па п альц ах о б ъ я с н я т ь , с е й ч а с , м ол , не в р ем я , п ри х о д и , ко гд а см ер к н е т с я , на пог реб, на сено св еж е е , п ь ян ящ е е . Н е мец обрадованно з а к и в а л , о с к а л я с ь в у л ы б к е , и на р а д о с т ь А нны бодро у д а л и л с я . А под вечер вновь з а я в и л с я . А нна в стр е ти л а гостя улы бкой и пом анил а его на погреб , п р едв арительно о ткры в творило в подпол , с весны ещ е п ере полн енны й водой. Н ичего не подозре вая и ничего не видя во тьм е , немец т а к и р у хн ул с улы бкой в подполье . А нна ж е спокойно п ри хлопнул а тво рило и на двери погреба повесила за- Ш Ш Ы Ш М Ш 41 . в своих старых, чудом ” . уцелевших хсурналшзтСХШблоХнотах недавно обнарухшл несколько полузабытых набросков, рассказов живых саидегелсй, в которых^ 'Д ' ' как мне кажется, отразилась атмосфера всеобщей непокорности и сопротивления, что называемся, от мала до велика, царившая в годы Великой Отечественной, в частности, в прифронтовой полосе ^' нашей области, Итак, вот они, те пять страниц, о которых идет речь. , своим , к а к д ей с т в о в а т ь , к у д а з а х о ди ть . К ороче , в одно м гн овени е все стали п р екр а сны м и « зн атокам и» во з душ н о го б о я . И « я с т р е б к и » , будто у с лыш а в п о д с к а з к у с н и зу , вы р у б и л и одного и з ф аш и с то в . А двое ос т а л ь ны х д а л и д ер у . Л е т ч и к с г о р я щего н ем ец ко го с ам о л е т а вы бро си л ся с п ар ашю том , и мы все ринули сь ту д а , к у д а он с п у с к а л с я . И в скор е немец о к а з а л с я в плотном н аш ем о к р уж ени и . С тоял , з а тр авл енн о о зи р ал ся по сторон ам , на г л а з а х бледнея . С тех пор , что ни день( над полем к р уж и л и н аш и « я стр ебки » . П о ка мы не обм олотили и не св езли на х р а н е ние весь хлеб до з е р н ы ш к а . Х леб был н уж ен не м ен ьш е , чем Снаряды . Об этом , собственно , и р еш и л и погово р и ть в конц е сен тяб р я на колхо зном с о б р а н и и . Б а б ы , п р е д с т а в л я в ш и е бол ьш ин ство , в п естры х п л а то ч к ах и р у б аш к а х , р а ссели сь п р ям о на тра- в е -м у р а в е п о ср еди ш и р о к о й у л и ц ы М осков ской н ап р о ти в , н аш е го дом а . М уж ико в было р а з , два . — и обчел с я . . . Т ем в р ем е н ем св о е « с о б р а н и е » проводили и мы , м а л ь ч иш к и , рассев ш и сь , будто во р о б ьи ,’ на ^разогретой я р к и м с о л н ц е м ж е л е з н о й к р ы ш е тр ак то р н о го в а го н ч и к а , брош енн о го со времен э в а к у а ц и и МТС за огоро дам и на у глу у л и ц М осковской и Б у ты р к и . Свесив ноги с к ры ш и , мы о ч е м - т о б е з з а б о т н а с у д а ч и л и , к а к вдруг и з -за той самой густо поросш ей дубн яком б ал ки вы в ер н у л с я , о сл еп и тельно с в е р к а я на голубом фоне неба, ф аш и с тски й сам ол ет и пош ел п рям о на нас , на в а го н ч и к . Н ас будто вет ром сдуло . А сам ол ет , яр о стн о п р о с т у ч а в по к р ы ш е п у л ем е т н о й о ч е редью , кру то р а з в ер н у л с я над б а з а р ной п л ощ а д ью , что бы л а в ц е н тр е с ел а , и р и н у л с я н а бр еющ ем о п я т ь ж е вдоль М осковской , где к а к р а з в р а з г а р е бы л о к о л х о з н о е с о б р а н и е . Б абы б р о си ли с ь в р а с сы п н ую . П р ед сед ател ь ж е х л о п н у л с я з а погребком , п р и к ры в голову лоп у х ом . А счетовод з а с к о ч и л к н ам в дом , р и н у л с я под к р о в а т ь и с п р я т а л голову в л еж а вш ей там ступ е . Ох, и см еху ж е потом , бы ло . Но это бы ло п о том . . . ОДНОЛЮ БКА ИЗ ВЕРШИНЫ И с т о р и ю э т у , н а м о й в з г л я д , столь ж е героич ескую , с к о л ь и т р а г и ч е с к у ю , в п е р в ы е я у с л ы ш а л от Д м и т р и я Г о р д е е в а , п р е д с е д а т е л ь ствов авш его в те годы в ко л х о зе «Л е н ин ский п у ть» , что э-1)!овосельске под Т ербун ам и . Тогда ж е Д м и три й И в а нович повез м ен я в В ерш и н у , д ер е в е н ь к у , входи вш ую в его х о зяй с т в о и р асп о л ож ен н ую у самой г р ани цы с В орон еж ской областью . Зд есь он свел м ен я с героин ей своего р а с ск а з а А н ной Ш атал о вой . мок . И звл е к л и захл ебн увш его ся ф а ш и ста п одо сп евш и е на другой день н аш и солдаты . А нн а Ш а т а л о в а , к а к о к а з а л о с ь , бы ла однолюбкой . Я в стретился с ней сп у с т я д е с я т ь л е т п осле П обеды , а он а п р о д о л ж а л а о с т а в а т ь с я верной своему суж еном у — первому и еди н ственному , п авш ем у , к а к о том сооб щ ало сь в п о х о р он к е , см ертью хр аб ры х . Помню , к а к она сн им ал а висев ший над ее кроватью его у в ели ч ен ный портрет , и по тому , к а к она г л а ди л а его др ож ащ ей ру кой , было вид но , что она лю бит его по -п р еж н ем у н еж но и стр астно . Эту свою любовь он а с о х р а н и л а н а всю о с т а вш ую с я ж и зн ь . СМЕРТЬ «ПАРТИЗАНА» С л у ч ай , о ко тором п ойд ет р еч ь , мне поведал В асилий М аслов , в ете ран войны , р або тавш ий в ту пору в р ай ком е п ар тии . Р о д и л с я и вырос В асилий И л л а ри онович в тер бун ски х д ал ьн и х О зер к а х . Здесь ж е н и л с я , отсюда уш ел на ф рон т , о ставив дом а ж ен у Н аден ьку и четы р ех л етн е го , сы н а . Ж и л и М ас ловы на С орочке , ти х ой , утопающ ей в зелени у л о ч к е . Дом у них был по тем в р ем е н ам д о б р о т ны й , п р о с т о р ны й . Не сл у ч ай н о , ко гд а немцы во р в али с ь в село , трое из ни х , п р и ех а в ш и е на м о т о ц и к л е , облю бовали его д л я п о стоя . Ч то ни ден ь , чу ть свет они у е зж ал и куда -то , а под вечер воз вр ащ али с ь , с та ви ли м о тоцикл на л у ж а й к е под окном . Т ак было и в тот р а з , к о гд а р а зы г р а л а с ь т р а г е д и я , о которой и поведал нам В асилий И л л ари он о ви ч . Д ень в тот р а з вы д ал ся т и х и й , т еп лы й . К огда немцы вернули сь и з по е зд ки , м ал ьчонка под присмотром сто я вш ей на к ры л ь ц е м атери и гр ал на л уж а й к е . Робко подош ел к ди к о ви н ной тогда , в особенности на селе , м а ш и н е , и то и д ело о г л я д ы в а я с ь на п р о гу л и в а вш и х с я ф аш и сто в , провел п альчи ком по пропы ленному насквозь б ен зоб аку . Один из ф аш и стов вдруг ш а гнул к м а л ь ч и к у , заго го тал ди ко и со словам и : «П ар ти зан . П арти зан !» , — сх в а ти л его за н ож к у и с р а зм ах у у д ари л головой о стену дома . К апли крови бры зн у ли на к и р п и ч , на т р а ву , а не у сп е вш а я д аж е опомниться м а т ь , в м гн о в е н и е п о седев , ту т ж е р у х н у л а б е з с о з н а н и я . Н ем ц ы ж е , по см еи вая сь и лопоч а о чем -то по-сво ему , п р ош ли мимо в дом , п оуж и н али и у л е гли с ь на ночлег . Н ад еж д а М аслова п риш л а в себя где-то уж е за 1 Юлночь. С трудом в ста л а , ти х о н ь к о з ап ер л а дверь на засов и с двух сторон п о дож гл а дом . О ставш и еся в селе немцы н аш ли Н а д еж д у на второй д ен ь , п еред с а мым о тступл ени ем , на кл адбищ е , где со седи п о х о р о н и л и ее с ы н и ш к у . И тут ж е п р и с т р е л и л и . . . ПОДВИГ ДЕДА КРЫСАНКА о деде К ры с а н к е и з тербун ских д ал еки х Озерок мне поведал в своем письм е тамош ний учи тел ь , его одно ф ам и л ец А лексей Р а зи н к о в . И я то т час о тп р ави л ся к нему . По то гд аш нему б е здорож ью (было это вскоре после войны ) , где на п ерекладны х , а где на своих двоих отм ахал этак верст под три дц ать , пока , наконец , добрал ся до дома «загадочного» героя. Время уж е перевалило за полдень. Дед К ры сан ок , примостившись на з а в али н к е своей хилой , покосивш ейся х атен ки , грелся на апрельском солн це и яростно ч ад и л самокруткой . Мое появлени е его нисколько не удивило и не смутило . — Ч то , оп я ть , небось, Ню рка К о с а я , чер т , что -нибудь н ак а п а л а ? н р о и зн е о он н е п р и в е т л и в о , ед в а я представился . Н е ведая еще, кто т а к а я Ню рка К осая и почему она д о лж на что-то «капать» на стари ка , я . к ак заворож енны й , смотрел на кр асовав ш ую с я на л о с н ящ е й с я т е л о г р е й к е деда м едаль «За боевые заслуги» . — Вот это меня к вам привело . — у к а з а л я на медаль . — З а к а ки е т а ки е «заслуги» удостоены? — А ты что , чи тать не умеепгь? З а боевые , за то , что когда тут ф а ш исты ш астали , я в разв едку ходил , ценны е сведения добы л ... . . .Т а к слово за слово мы и разгово рились . Бой уж е вовсю гремел н*>у ли цах Озерок, быстро приближ аясь к Ка- зинке , где ж ил Крысан Разинков . Еще недавно после кончины «бабки» ,ж ены то есть, он ж ил вдвоем с дочерью Ан- ■ной, которую ’в сердцах неизменно н а зы вал Нюркой Косой за ее раскосость. Но та однажды уш ла корову пасти и с конц ами . Дня через три деду переда ли запи ску от дочери, мол, корову от дала солдатам на мясо, а сама вместе с ними уш л а на фронт. З а что дед к л я л ее почем зря , почему-то побаиваясь при этом , что Нюрка Косая «накапает» на него. Поняв, что никакой жалобы нет. дед ож ивил ся и продолжил свое по вествование. К огда немцы уж е выходили на Ка- зи н к у , дверь в его .х а т ен к е вдруг с грохотом распахнулась и на пороге вы рос л е й т е н а н т , з а спин ой которого м а ячи ли двое автом атчиков . — Спрячь , дед! — выдохнул л е й тен ант . — Да побыстрее: немцы уже за огородами! — Ж и во сюда, ребятки! — бросил К ры сан ок на ходу и р аскры л твори ло в погреб . — Вот хлеб . А все ос тальное там есть: сало , сметана . И си ди те ти хо , ребятки! И едва с т ари к захлопнул творило и передвинул на него т яж елы й сун дук , к а к немцы ворвались в хату и п рин яли сь ш ари ть по углам , за печ кой , на кухне . И у него сердце обор валось: сейчас обн аруж ат творило и все будет кончено.- П ри сл уш и в а я с ь , к а к во дворе к р и ч а т п ер епу ган ны е н ем ц ам и куры , гуси, К ры санок засу ети л ся , забегал по хате , пы таясь все ми си лам и отвлечь н епрош енных гос т ей , п р и н я л с я н а к р ы в а т ь на сто л . П ри тащ и л откуда-то буты лку п ерв а ча , в сякую снедь и все говорил н е впопад. — П ож алуй те з а стол , дорогие то: в а р ищ и ф аш и с ты . О т к уш а й т е , что Бог послал! « Р а с с т р о г а н н ы е » н е ож и д а н н ы м гостеприим ством , немцы пригласили за СТОЛ и К ры сан к а . Выпили раз-дру- гой , п осле ч е го дед о см ел ел и все громче повторял : - Гут, гут, сидите тихо , ребята , |'ут псб в порядке! И вовсе у него отлегло 0 1 ' сердца , когда немцы уж е затемно куда-то уда лили сь . В воцаривш ейся в хате т иш и не вдруг п о слыш ал ся ти хий сту к из- под пола . К ры сан ок в стрепенулся и п рини к ухом к творилу . — Ты бы , дед ок , сходил заутро на село , посмотрел , много ли там не мцев, техн и ки , — глухо про звучал из подполья голос лейтен ан та . Вот это задани е К ры сан ок выпол нил точь-в-точь. Вот этот свой «поход» по ты л ам «врага» вдоль р ечуш ки Ко бы лья Снова, по к амыш ам да болот цам , дед потом и назвал «разведкой» . Впрочем , дело не в н а зв ан и и . А на следующий после этого день немцев вы гнали из О зерок . Л ейтен ант с бой цами сразу ж е присоединились к н а ступающим . Но не успел стихнуть бой за о к о лиц ей , к а к дл я их сп аси тел я н ачало сь что-то совсем н епон ятное . Кто-то, видно, донес, и за деда в з я ли сь особисты. Н е м ц е в п р и в е ч а л ? П р и в е ч а л ! П оил , кормил? Кормил! Т ак ведь он делал это ради спасени я лейтен ан та с солдатами . А кто подтвердит? Где тот л ейтен ан т? И К ры сан ок , было , со всем у ж п риуны л , к а к вдруг откуда ни возьмись п о явил ся тот самый л е й тен ант и бросился его обнимать , ц е ловать . И вместо н ак а з ан и я деда н а гр ади ли . Той самой медалью . А по том была и еще радость: подала , н а конец , о себе зн ать Ню рка К осая , мол, ж и в а и здорова , громит ф ашистов . А после Победы ездил К ры санок в Москву в гости к дочери , которая выш ла з ам уж за майора и ж и л а там прип еваю чи . Р а с с к а з а л , к а к , приехав в столиц у , усты дился своих лап тей , р а зул ся и ' босиком прош агал от П а в елецкого вокзала до метро «Новокуз н ец к а я » , рядом с которым и к в а р т и ров ала его Ню рка . * 4- * Ч т о ещ е с к а з а т ь п о с л е э т о г о ? А нн а , дочь дед а К ры с ан а , бы л а не оди н о ка — на ф ронт тогда р в али сь многие девчата , ребята . А нам , м ало л е т н и м м а л ь ч и ш к а м , п р и х о д и л о с ь т о л ько з а в и д о в а т ь им . Но особенно сильно завидовали мы одному из сво их товарищ ей , ставш ему сыном п о л к а и прош едш ем у всю войну , до с а мой П обеды ... И в а н СИЛАЕВ . , К А Л Е Й Д О С К О П ЛЕОНАРДО ДИ КАПРИО СОЗДАЛ СВОЮТОРГОВУЮ МАРКУ «Молодо -зелено» . Это выражение — не для актера Леонардо Ди Каприо . В мире фи- нансов и торговли 25 -летний герой с «Тита- ® ника» не утонет. По советам американских экспертов , Леонардо запатентовал свое со бственное имя, как это д елаю т звезды в мире спорта , и теперь ни одна фирма не сможе'г использовать его фотографии без согласо - <вания с актером и выплаты ему значитель ных денежных сумм . От выпуска рубаш ек , маек , кепи , марок, к откры ток с е го и зо б р аж ен и ем Д и Каприо получит не м енее 7 0 миллиардов лир (1 .8 0 0 лир равны 1 доллару). Таким образом , на собственной торговой марке «Леонардо Ди Каприо Т .М .» актер рас- считывает получить больше, чем м о ж е т со - ставить гонорар за исполнение ролей в бу- » дущих фильмах. ШАМПИНЬОНЫ НА АСФАЛЬТЕ Если урожай на полях в этом году, похо- !* ж е . оставляет желать лучш его , то грибами среднерусские леса не обижены . Что и го - ; ворить, белые, маслята, лисички , а сейчас <! уже пришла пора и для опят, просто наво днили рынки больших и малых городов . В Туле ж е в последнее время стали очень по- пулярны шампиньоны. Но не те , что прода ются (амороженными в магазинах , а найден ные здесь ж е рядом с д ом ом . Так уж вы- шло. но растут в городе оружейников во дво рах на газонах , под деревьями, словом вез д е где есть кусочек живой земли , эти акку - т ратные грибочки. Что ни говори, а везет тулякам — вышел : из д ом а , набрал на л апш у , и сыт бе з з а - трат Говорят, что лучше всего собирать на . газонах возле здания областной админис - ш трации . Там конкуренция меньш е , не вся кий же решится заняться поиском шампинь- ^ онов в густой траве под бдительным оком ш милиционера . МАТЬ СПОСОБНА НА ВСЕ ^ Не п ом еш ал а че ты р ехм еся ч ная б е р е менность 25 -л е тн ей ар ген тин ке Лидии Са- лас спасти своего второго ребенка из горя- 1 щ его автобуса, в котором 11 человек погиб- ли и 6 п о л н и л и ожоги . Двухэтажный м еж - ^ дугородныи автобус стоял на запланирован- НОИ остановке недалеко от города Росарио, 9, что в 3 5 0 километрах севернее Буэнос-Ай- реса . Д ело было рано утром . Большинство пассажиров, в том числе и Лидия , вышли из автобуса, чтобы размять ноги и перекусить. '& Остальные спали в салоне машины , р Вдруг раздались крики, из машины пова- ^ лил дым. Забыв об опасности, Лидия броси- ш лась обратно в автобус, где на втором эта - г ж е осталась ее семимесячная дочь. Схватив » ^ ребенка, Лидия выпрыг>^ла из окна, почти с ^ трехметровой высоты. В результате отваж - $ щ ная мам а получила незначительные ушибы ; й и ожоги, а ее дочь вообще не пострадала щ Но спавшие в автобусе пассажиры были ; 4 засти гну ты о гн ем врасплох . Автобус б у к - ^ вально за мгновения был объят плам енем ... $ №. («Экономический вестник», ЭКСТРА-ПРЕСС} С В И Р И Д О В И в а н Д м и т р и е в и ч М - ' - Ч - I ^ У ш е л и з ж и з н и е щ е один участник Великой О те чественной во йны — бывший начальник Л и пецкого авиа цен тра , ге н е рал-лейтенант авиации в о т ставке Свири д ов Ив ан Дмитриевич. Р о д и л с я Иван Дмитрие- вич в 1 9 2 4 г о д у в с е л е Н иж няя М а т - ренка Добрин - ского района в м н о г о д е т н о й кр е с ть ян с ко й семье. С 1 9 4 0 года — в Вооруженных Силах. Пос ле окончания в 19 4 2 году Качинской военной авиационной школы пилотов участвовал в бое вых действиях на Калининском , Волховском, Воронежском, Степном, Западном , Брянском, 1 -м Прибалтийском , 3 -м Белорусском и 1 -м Украинском фронтах. Совершил 1 9 5 боевых вылетов, в ходе которых сбил лично 10 само летов противника . На его боевом счету пос ледний фашистский самолет , уничтоженный советскими летчиками в ходе Великой Отечес твенной войны. Участник Парада Победы. Послевоенная служба И .Д . Свиридова была связана с Военно-Воздушными Силами, где он прошел путь от командира звена до з ам ес ти теля начальника боевой подготовки ВВС. Он окончил Военно-воздушную академ ию и Во енную академию Генерального штаба . В 1 9 7 0 -7 7 годах он являлся начальником Липецкого Центра боевого применения и пере учивания летного состава. Под его руководст вом и непосредственном личном участии л ет ный и инженерно-технический состав успешно осваивал реактивные самолеты третьего поко ления с изменяемой геометрией крыла, новые типы вертолетов, беспилотные средства ра з ведки. Одновременно Иван Дмитриевич принимал активное участие в общественно-политической жизни города и Липецкой области. Избирался депутатом Советов народных депутатов р а з личного уровня. Являлся членом Липецкого об кома КПСС. В 1971 геду от областной партий ной ор ганизации избирался д ел е гатом XXIV съезда КПСС. За 4 7 лет военной службы ген ер ал -л ей те нант авиации И .Д . Свиридов освоил 2 7 типов самолетов. За самоотверженный ратный труд награжден тремя о м е н а м и Красного З н ам е ни, двумя орденами Отечественной войны 1сте пени , орденом Отечественной войны II с теп е ни, трем я орденами Красной Звезды , о р д е ном «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» тъ т е п е н и , 18 медалями , с тЯкже инос транными орденами и медалями (Бол гарищ Кубы, Монголии , Польши и Чехословакии ). В 1971 году ему было присвоено почетное зв а ние «Зас 1 ^женны й военный летчик СССР». В 1 9 8 7 году Иван Дмитриевич уволился из рядов Вооруженных Сил. Проживал в город е Липецке и до последних дней своей жизни под держивал тесные связи с личным составом Центра , принимал активное участие в военно- патриотическом воспитании военнослужащих и подрастающего поколения. Светлая память об Иване Дмитриевиче Сви ридове навсегда останется в сердцах его т о варищей по службе , всех тех , кто когда -либо встречался с этим замечательным , добрым и отзывчивым человеком. Г оуппа товарищей. «НАМ И ВПРЕДЬ ИДТИ ПО ЖИЗНИ РЯДОМ...» (О ко н ч ан и е . Начало на 1 -й с т р . ) В своих заметках по подписке, да и статьях на другие темы вы поете одну и ту же песнь: «А(, народ обеднел»... Позволь те задать вопрос: «А так ли уж обеднел народ?» Кто-нибудь из вас, уважаемые журналисты, бывал на Петровском рынке? Знаете, сколько там товаров выставляет ся ежедневно? Одежды и обуви, ковров, мебели, люстр и т.п. — на сотни миллио нов. Продавцов — тысячи, покупателей — десятки тысяч. И — представьте: — все это изобилие раскупается. Шубы по 12 тысяч, куртки по 5-7, шапки до трех тысяч дохо дят. Выходит, обеднели далеко не все. Но, может быть, вы не знаете, сколь ко легковых машин покупается в Липецке ежегодно? Десять тысяч! А ведомо ли вам, на какую сумму «тянут» двух-трехэтажные коттеджики со всеми удобствами? Их очень много понастроили в последние годы в ок рестностях Липецка, в Добровском, эколо гически чистом районе, на Дону... Вот бы вам, взя.ть и разобраться, кто строит хоромы и за чей счет? Уверена, та кие публикации привлекли бы куда боль шее внимание, чем слезливые заметки в пользу бедных. В. ПЕРЦЕВА . г. Липецк. Спасибо, что предупредили о подоро жании газеты. Если даже всего на десятку повысится цена на «ЛГ», вряд ли смогла бы выписать. Поэтому выписала вчера, за 48 рублей. Дай вам Бог здоровья! Анна С ТРЕЛЬНИКОВА . г. Липецк. Примите искренние слова благодарнос ти за интересную газету и объявленную игру «Пока живу ^ надеюсь!». Очень хорошо и точно вы ее назвали: ведь и впрямь, на дежда умирает последней! Виктор БОЕВ . г. Усмань. Позвольте высказать свои замечания по поводу игры с подписчиками. Я вообще противник подобных забав, но уж если ре дакция решила, значит, ей виднее, значит, так и должно быть. Первое. Игру надо рассматривать вро де приправы к хорошему блюду. А вы «кла дете» ее много и, извините, портите само блюдо, то есть газету. Люди, что выписы вают «ЛГ» десятилетиями, от нее никогда не откажутся. Поэтому не надо рекламной шумихи по поводу «Пока живу — надеюсь!». Объявили раз-другой и достаточно. Второе. Вместо очень дорогого холо дильника «Стинол» лучше бы сотню призов подешевле разыграли. Тогда и счастлив чиков было бы больше. Третье. В стремлении повысить шансы на выигрыш для сельских читателей, вы договорились с главами администраций всего половины районов. А почему не со всеми? Чем, допустим, хуже ваши читате ли из г. Грязи и Грязинского района, кото рым не суждено сыграть, а значит, и выиг рать призы от администрации? Подумайте, как «охватить» всех, а то люди обижаются. Иван ПОПОВ . г. Грязи. Родная моя «Липецкая газета»! Ты — наша единственная защитница, надежда и опора! Я склоняю свою седую голову пе ред корреспондентами, в ней работающи ми. Как тонко они чувствуют нашу боль и обиду, как глубоко, с любовью к России и ее народу переживают все происходящее. Низкий мой поклон Александру Суторми- ну, И. Неверову, Владимиру Петрову и всем дорогим моему сердцу журналистам! Осо бая благодарность — Владимиру Осипо ву, советскому, русскому офицеру, кото рый, отслужив свое, по-прежнему служит родной нашей Армии, своему Отечеству. Мне, вдове фронтовика-танкиста, погиб шего в Великую Отечественную, особенно тяжело видеть унижения нашей Армии со стороны ельцинского режима. ...Держитесь, дорогие журналисты'. Вам, насколько я понимаю, тоже трудно. Но мы в вас верим и надеемся, что вы никогда не измените своим принципам. Добра и процветания «Липецкой газете»! С у в а ж е н и ем Л идия КРО ХМ А ЛЮ К . и. Лев Толстой. п о д в и ж п и ш «•••СВЕТЛА О Т Б Е Р Е З Р О С С И Я » В Данкове с успехом проходит выставка робот местных художников к традиционнойхарактеристикеДан кова, который давно уже называют го родом химиков, горняков, строителей, можно смело добавить еще одно опре деление —город художников. Это в не малой степени связано с открытием здесь более тридцати лет назад, тогда впервые вЛипецкой области, картинной галереи, любовно названной «Малой Третьяковкой». М ож но определенно с к а з а т ь , что больш ое ее зн ач ен и е в к у л ь ту р н о й и духовн ой ж и з н и города за к лю ч а е т с я не то л ь к о в том , что г а л е р е я п о зн ак ом и л а ж и т е л е й р о сси й ск ой г л у б и н к и , с т во р ч еством в и д н е йш и х м астеров ж и в о п и си и ск у л ь п т у ры , н о и п обудила к з а н я тию и зо бр а зи тел ьны м и ску сством д е с я т к и од ар ен ны х лю д ей , с т ал а своего рода .учебным кл ассом , в котором м естны е х у д ож н и к и со в ерш ен ствую т свое м астерство . У вл ечение и зо б р а зи т ел ьны м и ску сством ста.ло н асто л ько сер ье зным и м асш таб ны м , что творчество м естны х м астеров ки с т и п о т ребовало ш ирокой зри тел ьской ауди тории .Т а кова природ а и ску сств а ^ оно не Может су щ ество в ать и р а з в и в а т ь с я , не будучи вост])е- бов анны м людьми .. Этим и бы ла обусловлена п ер в а я вы с т а в к а п рои зв едений д а н к о в с к и х х у д ож н и к о в , о р г а н и зо в а н н а я с о тр у дн и к ам и гал ер еи о к оло д е с я ти л ет н а зад . С тех пор они п роходя т еж егодно . П о след н яя , п риуроч енн ая к очередной го довщ ине со д н я основания Д ан ко в а , представ л я е т 112 работ девяти авторов . Многие и з них уж е бы ли у ч а с тн и к ам и п р еды дущ и х в е р н и с аж е й . им ен а ж е н еко торы х ст ал и и звестны толысо в последние два-три года. Однако твор чество и т е х , и д р у ги х вы зы в а е т у зри тел ей о д и н а к о в ы й и н т е р е с . О б ъ я с н я е т с я это не сто л ько р а зл и ч и ем м ан ер пи сьм а х у д ож н и : ков и их пристрастий , сколько попы тками рас ш и р и т ь т ем а т и к у работ , н ай ти новы е методы р еш ен и я п о ставл ен ны х зад ач . В зя ть х о тя бы с т ар ейш е го х у д ож н и к а Н . И гош и н а . Это вполн е у с то я вш и й с я м астер со своим видени ем м и р а , со своей особой ж и в о писной п али тр о й . Ем у за 70 , но х у д ож н и к п о -п р еж н ем у н ер авн одуш ен к о к р уж аю щ е й его дей стви тел ьн о сти . Он не з ам ы к а е т с я в р ам к а х како го -н и бу д ь одного ж а н р а , а с о ди н ако вы м удовольстви ем р аботает н ад п о р тр е том , п е й з аж ем , н атю рм ор том . Вм есте .с тем , на с ей р а зН . И гош ин п р ед с та ви л н а суд з р и тел ей сов ерш енно н еож и д ан н ую р аботу под н а зв ан и ем «М едаль Ж у к о в а » , ко торую м ож но н а з в а т ь к а р ти н о й -а л л е го р и е й . Это однов р ем енн о и во спом ин ани е о м и н у вш ей войн е , у ч а с тн и к ом которой бы л х у д ож н и к , и д ан ь п ам я т и боевым д р у з ь ям , и р а зм ы ш л е н и е о п еч ал ьн ой у ч ас ти солдат -в етер ан ов . Другого стар ейш е го д ан к о в ск о го х у д ож н и к а Н . Р ассо л о в а лю би тели ж и в о п и си з н а ют к а к вдохновенного п евц а природы .- К а ж д ы й п е й з аж н апи сан им с так ой тщ а т е л ь ностью и любовью , что на его к а р т и н а х , д аж е с м и к р о ско п ом , не о б н а р уж иш ь и н ам ек а на . н е р яш л и во с т ь и ли н ебр еж но сть . Но дело не тол ько в безупречной техн и к е . Главное в твор честве ' Н . Р ассолова — его тр еп етно -во стор ж ен н о е отн ош ени е к п рирод е . Любой уго.чок родной стороны им не просто н ап и с ан , а опо э ти зи р о в ан . П оэтому к а ж д а я его работа наг с тр аи в а е т з р и т е л я на во звы ш ен н о -ли р и ч е с к и й л ад . Н е з а т е й л и вы е по ф орм е и л а к о н и ч н ы е в с м ы с л е в ы б о р а и з о б р а з и т е л ь н ы х средств п ей заж и Н . Рассолова вы р аж аю т глу боки е чув ств а и м ы с л и , н апо лн ены аром атом и м у зы к о й родной з ем л и , ее н еброской , не п р и т я з а т е л ь н о й , но всегда ч ар ую щ ей к р а со той . Все это в полной м ере н аш л о свое вопло щ ени е в п р ед с т а в л ен ны х на вы с т а в к е к а р т и н ах «Вид на село Н о во н и к о л ь ск о е» , «’У к о с т р а » , «И н ей » , «Собор». В о тл и ч и е от м н о ги х п ей з аж и с то в , к о то ры е т я го тею т в основном к н ео б ъ я тны м Про стор ам , к вы р а зи т е л ь ны м л а н дш аф т ам , дан- к о в ски й Мастер А . Е рм ак о в п р о я в л я е т н епод д ел ь ны й и н т е р е с ,к городском у п ей з аж у . Не н айд ется , п ож ал у й , в Д ан ко в е ни одного п ри м еч ател ьно го у г о л к а , к о то ры й не и зобр а зи л бы влюб.ченный в свой город х у д ож н и к . Он с о ди н ако вы м интересом п иш е т и стар и н ны е н ев зр ач ны е дом а , и в ели ч еств енны е а р х и т е к ту р ны е п а м я т н и к и . Д ан к о в в р або тах Л . Е р м акова предстает с к акой -то новой , соверш ен но н еож и д ан н ой стороны . Н и к о г о -и з п о сети тел ей вы с т а в ки не ос т а в л я е т р авнод уш ны м и творчество ж ивопи с - ц е в -ж е нщ и н . Н . Ч а г и н а , н ап р и м е р , к а к и А . Е рм а к о в , и зо б р аж а е т п рироду в лю бы х со с т о я н и я х , о чем т а к ж е сви д етел ьствую т н а з в а н и я ее работ : «Осень» , «Г лубокий сн ег» , «Т ум ан» , « З а к а т » , «В иш н я ц в етет» . В то ж е в р ем я цветовое р еш ен и е , т р а к т о в к а у в и д е н н о го , к а к а я - т о ю н ош е с к а я в о с то рж ен н о с т ь п ри д аю т работам Н . Ч а ги н о й н еки й р ом а н т и зм , со зд аю т ощ ущ ен и е з а г адо ч н о с ти . Осо бенно п р им е ч а т е л ь ны в этом о тн ош ени и п ей з аж и « З ак а т» и «Море». В т ворч еской судьбе Н . Ш ебановой ны н еш н я я вы с т а в к а л и ш ь в то р а я . О дн ако ц е н и т е л ям ж и в о п и с и ее и м я уж е зап ом н и л о сь . П р ед с т а вл ен ны е р або ты «П рид он ье» , «Л ес н а я за в о д ь» , «Х у то р о к» , «К ар ел и я » о т л и ч а ю т н е п о д д е л ь н а я з а д уш е в н о с т ь и и с к р е н ность . Н а тю рм о р ты молодой х у д ож н и ц ы Т а т ь я н ы Ч еп ел ь просты по к ом п о зи ц и и , н е п р и т я зател ьны по цветовому реш ению . Она не стре м и т с я п о р а зи т ь з р и т е л я пирш еством к р а с о к , с .пожным н а гр о м о ж д е н и е м п р е дм е т о в . Но им енно с тр о го сть , с д е рж а н н о с т ь и л а к о н и ч ность в выборе х у д ож е с т в е н н ы х Средств п р и даю т ее работам особую п р еле сть , создаю т н а стро ение ую та и ум и р о тво р ен н о с ти . К ум и р д а н к о в с к и х лю б и тел ей и зо б р а зи тел ьн о го и ску с с т в а В. Б е р д н и к о в в особом п р ед с т а в л ен и и не н уж д а е т с я . Он в сегда сто и т к а к бы о со б н я ком , и в о с п р и я т и е его работ т о л ь к о одно — у д и в л е н и е и восторг . В о т л и чи е от д р у г и х , он им е е т дело не с к р а с к ам и и хол стом , а с р езцом и д ер евом . Т а л а н т его с тол ь у д и в и т е л е н , что простое полено В. Б е р д н и ко в способен п р е в р а т и т ь в п рои зв ед ен и е и ску с с тв а . Л ю б а я бы т о в а я сц ен а под его р е з цом с т а н о ви т с я обобщ ением р е ал ь н о с ти . Е го работы « Б а б уш к а » , « З а с то л ь е» , «М ечта* и д р у ги е , к а к в сегд а , полны ю м ор а , то н ко й н а б лю д а т ел ьн о с ти . «Д р ев есны й мир* В. Б е р д н и к о в а м н о г о ли к и р а зн о о б р а з ен , к а к сам а ж и з н ь , в ко то р ой много добра и з л а , радо сти и г о р я , п ош ло сти и це .чомудрия . В к о р о т к о й р е ц е н зи и н е во зм ож н о р а с с к а з а т ь о всех х у д ож н и к а х и их работах . Но к а ж ды й из н и х достоин доброго сл о в а , потому что помог у в и д е т ь о к р у ж аю щ и й м и р своим и гл а з ам и и п ер ед а т ь о ч а р о в а н и е родной п р и ро ды , в з г л я н у т ь н а ж и з н ь см ело и р адо стн о , х о т я бы на м и г з а б ы т ь о ее т я г о т а х . А натолий М Е Р Л Е В , соб. корр . «.Липецкой газеты » . г. Д а н к о в .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz