Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

о с Т Ж И П Е Ц К А Я •'Ж г а з е т а 24 сентября 1999 г., № 187 -188 (2 1065 -21066 ) Ш а . ■ ■ Ц А ' 1 | ^ к Л - Д е н ь м аш и н о ст р о ит е л я д л я л и п ч а н — о с о б ы й д е н ь . В и н д у ст р и и и э к о н о м и к е о б л а ст и м аш и н о ст р о ит е л ь ны е п р е д п р и ят и я с о ст а вляют в аж н е йш и й и с е р ь е з н ы й с е кт о р . И пусть с е г о д н я м а ш и н о ст р о е н и е Р о с с и и в у п а д к е , в ы з в а н н о м б е з д а р н ы м и р е ф о р м а м и : о н о п о - п р еж н е м у остается ст ерж нем п р о г р е с с а и э к о н о м и ч е с к о г о п р о ц в ет а н и я . А зн а ч ит — б у д у щ е е з а н и м . Вот п о ч е м у так важ ны у с и л и я с а м и х м аш и н о ст р о ит е л е й , р у к о в о д ст в а о б ла ст и п о с о х р а н е н и ю , в о з р ож д е н и ю п р е д п р и ят и й от р а с ли — б у д ь то Л и п е ц к и й тракторный з а в о д , Е л е ц к и й з а в о д ги д р о а гр е гат о в , Г р я з и н с к и й к у льт и ват орны й и л и л е б е д я н с к и й «Л еМ аз» . С е г о д н я ш н и й р а с с к а з — о н е к от о ры х п р е д п р и я т и я х м аш и н о ст р о е н и я о б ла ст и , г д е с о с р е д о т о ч е н о г р о м н ы й т е х н и ч е с к и й , п р о и з в о д ст в е н н ы й и к а д р о в ы й п от е н ц и а л с п е ц и а л и ст о в , с п о с о б н ы х реш ат ь с а м ы е с лож ны е з а д а ч и . Анатолий КОРЫШЕВ, директор ремонтного завода: «у НАС ТРУДЯТСЯ НЕ ПРОСТО 1СПЕЦИАЛИСТЫ, А МАСТЕРА ВЫСОКОГО КЛАССА!» * Ремзавод — одно из немногих предприятий от­ расли, работающих рентабельно, прибыльно, расширяющих производство и число рабочих мест. А значит, в огромной мере способствую­ щее формированию нормального социального климата в Липецке. Ремзавод — структурное под­ разделение ОАО «НЛМК», но значение его в дея­ тельности других предприятий машиностроения города и области очень велико. Слово директору предприятия — Анатолию Корышеву и его коллегам. — С егодня н аш р ем он т ­ н ы й з а в о д — в аж н е й ш е е производственное подразде­ л ен и е ОАО «Н ово ли п ец кий м е т а л л у р г и ч е с к и й к о м б и ­ н а т » , где т р у д я т с я о к о л о 4 3 0 0 ч е л о в е к . В стр у к ту р е р ем з а в о д а — д в е н а д ц а т ь сп еци али зиров анны х цехов. Н адо о тм е ти т ь , что за годы реф орм н аш е п р ед п р и я ти е , при всех с л ож н о с т я х , не со­ к р а ти л о , а н апротив , ув ели ­ ч и л о к о л и ч е с т в о р а б о ч и х м ест — п рим ерно на 600 р а ­ ботников . Р о с с и й с к о е м а ш и н о с ­ тро ение п ер еж и в а е т н еп р о ­ с т о й п е р и о д , к о г д а р е ч ь идет уж е не просто о в ы ж и ­ в а н и и , а о со х р ан ени и хотя бы о с т а т к а того 0 1 ’ромного п о т ен ц и ал а , что им ел ся . Г л а в н а я бед а — го с у ­ дар ство не вы п о л н я е т сво ­ их ф у н к ц и й по з ащ и т е оте ­ чественного товароп рои зво ­ д и т е л я . М аш и н о с т р о е н и е о к а з а л о с ь , к том у ж е , н е ­ к о н к у р е н т о с п о с о б н ы м на мировом ры н к е — по всем н а п р а в л е н и ям работ . Весь к л у бо к н а к о п и вш и х с я про ­ бл ем , к а к р е зу л ь т а т отсут ­ с т ви я общ егосударственной промьппленной п оли тики , и о п р е д е л я е т с о с т о я н и е н а ­ ш его м аш и н о с тр о е н и я . Н ам , к сча стью , повез ­ ло: завод о к а зал ся «под кры ­ лом* Н,1ТМК. Не в стали мы и на губ и т ел ьны й путь р а з ­ д ел ен и я , хотя на дру ги х ме- т а л л у ) ) г и ч е с 1 си х з а в о д а х Р о с с и и т а к о й п е ч а л ь н ы й опы т есть . С казалось и взве­ ш е н н о е о т н ош е н и е к нам п р а в л е н и я и совета д и р е к ­ торов ОАО «НЛМК » — с п олны м пониманием наш их проблем . К о н к р е т н а я за д а ч а ув е ­ л и ч е н и я п р о д у кц и и на 30 п роц ен то в вы п о лн ен а нами в с р а в н и т е л ь н о к о р о т к и й ср о к почти по всей н ом ен ­ к л а т у р е и з д е л и й . С т а в и ­ л и с ь и т а к и е з а д а ч и , в р е а ­ л и з а ц ию к о то ры х ск еп ти ки п ро сто не в ер и л и . Н а п р и ­ м е р , п о л н о с т ью в о с с т а н о ­ в и т ь ч е т в ер тую дом енн ую п е ч ь . В п ер вы е эту р аботу мы сд ел ал и с ам и , п рич ем о к о л о 3 ты с я ч тонн обору­ д о в а н и я и з г о т о в л е н о н а к ом б и н а т е и з своего м е т а л ­ л а . З а с л у г а в этом не то л ько сп еци али стов рем завода , но и центральной лаборатории , ме­ таллур гов , дру гих служ б ком ­ бината . Р еш ен вопрос в у сл о ви ях р ем завода п о л у ч ен и я в то ри ч ­ ного а лю м и н и я . И зготовлена у с т ан о в к а по п р ои зводству и восстановленного ц ин к а , кото ­ рый п олуч аем и з отходов — около 150 тонн . П оня тно , для ком бин ата это н едостаточно , но и н ем ало . С л едующ ая з а д а ч а , кото ­ рую нам п р едстои т р еш и т ь — к апи тальны й ремонт коксовой батар еи , где будет см он тиро ­ вано около 4 ты с яч тонн обо­ р у д о в а н и я , и з к о торо го более половины и зготовлено на рем ­ заводе. Уж е получены первые з а к а зы . Впереди - с ер ь е зн а я р а ­ бота на к а п р ем о н т е третьей дом енной п ечи . Я дум аю , мы вы п о л н им и ее н а вы соком у р о вн е . . . Сегодня сп еци али сты р ем ­ з аво д а способны вы п о л й и т ь и нж ен ер ны е р а зр аб о т ки , к а к любое с п е ц и а л и з и р о в а н н о е м аш и н о с т р о и т е л ь н о е п р е д ­ п р и я т и е . И р еш и т ь лю бую т е х н и ч е с к ую з а д а ч у . У нас труд я тся около 800 стан о чн и ­ ков — т ак о го нет и на к р у п ­ ных заводах о тр асли . Не без гордости хочу с к а ­ зать : рабо тни ки рем завода го­ товы выпо.пнить все п о став ­ л е н н ы е з а д а ч и . У н ас п р е ­ к р а сны й к адр о вы й п о т ен ц и ­ ал . С л ож и л с я к р е п к и й к о л ­ л е к т и в , нет п р ак т и ч е с к и т е ­ к у ч ести . П рием н овы х работ ­ ников ведется по деловым к а ­ ч еств ам , при ж е с т к ом отборе к ан д и д ато в . В последнее в р ем я заводу вы дел ены с ер ь е зны е ср ед ст ­ ва дл я обновлени я оборудова­ н и я . Это очен ь в аж н о в н аш и д н и , и п о этом у к вопро сам т е х н и ч е с к о г о п е р е в о о р у ж е ­ н и я о тн ош ени е у н ас р а з ум ­ ное и о т в е т с т в е н н о е . Т ак о й подход п о з в о л я е т о с в а и в а т ь новы е виды работ , и з го т а в л и ­ в а ть новое обо р у д о в ан и е . А это и дополнительны е рабочие м е с та , и э к о н о м и я ср ед ств , ко торы е р ан ьш е ух о ди ли за п р еделы и о бл а с ти , и России — дру гим п р о и зв о д и т е л ям . У нас оч ен ь с и л ь н ы е про ­ и з в о д с т в е н н ы е п о д р а з д е л е ­ н и я , все они рабо таю т на к о ­ н ечны й р е з у л ь т а т , в тесном в заим о д ей стви и . У к р е п л я ем одн овр ем енн о вн еш н и е у ч а с т к и по р ем о н ­ ту — ведь чи сл о п о д р яд ны х о р гани зац ий по о бъ ективным п р и ч и н ам с о к р ащ а е т с я . Н а заводе вно в ь сф о рм и ­ ровано в аж н о е и о т в е т с т в ен ­ ное зв ено — ОТК , и теп ер ь вся п р о ду кци я проходи т ж е с ­ т к и й кон тр о л ь . В аж н а я составляю пщ я де^' я тельно сти рем завода — п р и ­ ем и и зго то в л ен и е з а к а з о в от сторонни х з а к а з ч и к о в , в том чи сл е з а р у б еж н ы х . Это с ер ь ­ е з н а я п р о г р а м м а , к о то р ую мы будем р а сш и р я т ь . . . Ещ е одна сторона н аш ей д ея тел ьн о сти — п ом ощ ь хо ­ зяй с тв ен н ом у к ом п л ек су го­ рода , п р ом ыш л е н ны м п р ед ­ п р и я ти ям . Х о тя тако е сотруд­ ничество м ож но было бы т а к ­ ж е р а сш и р я т ь . Н ет , к с ож а ­ лению , п рограммы и с тр ате ­ гии по разв ерты в анию многих видов работ, которы е мы в со­ стоянии вы п о л н и т ь дл я горо­ да . В том чи сл е и по у к р аш е ­ нию площ адей , улиц , фасадов домов , ск веров . Но и сейчас л и п ч а н е и гости м о гу т гор ­ д и т ь с я тем , что и зготовлено в ц ех ах завода и стало свое­ образной «ви зи ткой* Л и п е ц ­ к а — его п ам я т н и к ам и . . . Н е з а бы в а ем мы о к а з ы ­ в а т ь и б л а г о т в о р и т е л ь н у ю помощ ь , особенно в во зрожде­ нии п р аво сл авны х храмов об­ л а с т и . У нас т р у д я т с я не просто с п е ц и а л и с ты своего д е л а , а к л а с с ны е м а с т ер а . П оэтом у с особым чув ством я п о зд р а в ­ л яю трудовой к о л л е к т и в р ем ­ з а в о д а , всех м аш и н о с т р о и т е ­ лей области с проф есси он аль ­ ным п р а зд н и к о м . Л и п е ц к а я обл асть — вы с о к о и н д у с т р и ­ а л ь н а я ч а с ть Р о с си и . А з н а ­ чи т , Д ен ь м аш и н о стр ои тел ей — общ ий п р а з д н и к . Подборку подготовили Владимир Михайлов, Евгений Самохвалов (фото). Рассказывает н ачальник Р М Ц -2 А л е кс ан д р В А С И Л Ь Е В : — В РМ Ц -2 и з г о т о в л яю т ­ с я и р ем о н т и р ую т с я з а п а с ­ н ы е ч а с т и д л я в с е х ц е х о в НЛМ К . Г л а в н а я ж е за д а ч а — р ем он т п р о к а тн о го оборудо ­ в а н и я . С егодня в ц ех е т р у ­ д я т с я 3 4 0 ч е л о в е к : 150 с т а ­ н о чн и к о в , бри гады внеш н его р е м о н т а , и м е е т с я м ощ н ы й т е рм и ч е с к и й у ч а с то к д л я з а ­ к а л к и д етал ей , в спом огатель ­ ны е сл уж бы . Е сть и у ч а с то к по и зго то в л ению п р уж и н — ед и н с т в ен ны й в Ч ер н о зем ь е . С п е ц и а л и с т а м и ц е х а в этом году освоен р ем он т н о ­ вы х интересны х и зд елий : дл я у с т а н о в к и н е п р еры вн ой р а з ­ л и в к и ст ал и в К К Ц -1 , о сн ас ­ т к и под р а з л и ч н ы е с еч ени я сл яб о в , н ож ей д л я п р о до л ь ­ ной и п оп ер еч ной р е зк и м е ­ т а л л а в п р о к а т н ы х ц е х а х , о б о р у д о в а н и я д л я а г р е г а т а го р яч е го ц и н к о в а н и я и т а к д а л е е . Э к о н о м и ч е с к и й э ф ­ ф е к т от э ти х рабо т оч ен ь в ы ­ с о к , п о с к о л ь к у о тп ад а е т н е ­ о б х о д и м о с т ь з а к у п а т ь э т и и зд е л и я на сторон е . К а ч е с т ­ во их — вы со ч айш е е . Б е зу сл о в н о , основной к а ­ п и т а л н аш — в ы с о к о к л а с ­ сны е с п е ц и а л и с ты . Особенно ц ен им ы в етер аны тр у д а , чей с т аж работы на п р ед п р и я т и и 30 -3 5 л е т . О чевидно , без т р у ­ довой п р еем ственн о сти вы со ­ ко го у р о в н я с п е ц и а л и з а ц и и не до сти ч ь . Н а зо ву зам ес ти - ТЩ 1 Я по ироиВвоя<Я>ву Г а в р и ­ и л а Д м и т р и е в и ч а Б о р о ди н а , опы тн ейш е го п р оф есси он ал а и мудрого н а с т а вн и к а , воспи т авш е го ц елую с ем ейн ую д и ­ н а с тию , м а с т е р а -и н с т р ум е н ­ т а л ьщ и к а В л адим ир а В асиль ­ е ви ч а С ер е ги н а . И н с т р ум е н ­ тал ьн о е х о зя й с т в о — это с ер ­ д ц е лю б о го м е х а н и ч е с к о г о ц ех а , трудное , слож ное . Опыт его н еоц еним дл я всех нас . Н ем ал о у нас к л а с с н ы х с т а ­ ночников , т а к и х , к а к ток ар ь - к а р у с е л ы ц и к В и к то р Т им о ­ ф е е в и ч Б а с и н с к и х , - с п о с о б ­ ны й вы п о л н и т ь с ам ы е у н и ­ к а л ь ны е работы . К с та ти , з н а ­ н и я свои он передал сы ну , к о ­ т о р ы й т а к ж е т р у д и т с я в ц ех е , плечом к п л еч у с о т ­ цом. Я мог бы н а з в а т ь м но гих и м н о гих п р е к р а с н ы х м асте ­ ров своего д ел а . Ч е с т ь и х в а ­ л а им! Это золо той ф онд р а ­ бочего к л а с с а Н ЛМ К и н аш е ­ го рем он тно го з аво д а . Слово — заместителю начальника по производству РЦСО -1 Вячеславу П А Н И Н У : — Н аш ц ех — а он пущ ен в 1966 году — п р ед н а зн ач ен д л я р ем он та с т а л е л и т е й н о г о обо р у д о в ан и я : и з го то в л ен и е з ап а сны х частей и во сстанов ­ л ени е у злов и а гр егатов ККЦ - 1. Это одно и з о сн о вны х н а ­ п р а в л е н и й р а б о ты . Но при м а с ш т а б н ы х к а п и т а л ь н ы х р ем он тах н аш и во зм ож но сти т а к ж е и сп о л ь зую т с я и в д р у ­ ги х ц е х а х . Н е д а в н о п р о и з в о д с т в о р а с ш и р и л о с ь ч у т ь л и н е вдвое . С ейчас в ц ех е т р у д я т ­ с я б о л е е 3 0 0 с п е ц и а л и с т о в р а зн о го п р оф и л я и вы соко го к л а с с а . К а д р ы о п ы т н ы е , с н ем алы м с т аж ем р аб о ты , но есть и м о л о д еж ь , что р аду ет — зн а ч и т п о д р а с т а е т см ен а . В ц е х е о с у щ е с т в л яю т с я с л ож н ы е р або ты по р ем он ту а г р е г а т о в у с т а н о в о к н е п р е ­ ры вн ой р а з л и в к и с т а л и , д е й ­ ству е т вы со к о п р о и зв о д и т ел ь ­ н а я у с т а н о в к а н еп р еры вн о го л и т ь я з а г о т о в о к и т а к д ал е е . Н е м а л а я з а с л у г а в п о д ­ д е рж а н и и вы со кой к в а л и ф и ­ к а ц и и рабо т н аш и х в е т е р а ­ нов , т а к и х , к а к с л е с а р ь В а ­ л е р и й А л е к с е е в и ч П а р а м о ­ н ов . По его стоп ам и и д у т мо ­ л о ды е р або ч и е — т а к и е , к а к В л а д и м и р Г л а д ы ш е в , С ергей А л е х и н . В е л и к а р о л ь м а с т е ­ ров у ч а с т к о в , о р г а н и з а т о р о в работ — н а п р и м е р , м астер а у ч а с т к а к р и с т а л л и з а т о р о в В и к то р а И в а н о ви ч а Солома- х и н а . Д а , м н о ги х м ож н о н а ­ з в а т ь . Это п о д л и н н о рабочий к л а с с — н а д еж н ы е , ум е лы е , м а с т ер о в и ты е лю д и , сп о соб ­ ны е вы п о л н и т ь работу любой с л о ж н о с т и и в ы с о ч а й ш е г о к а ч е с т в а . . . Анатолий КОЛЬЦОВ, начальник управления промышленновтн н связи адмнинетрацнн области «ЕСЛИ НЕ ДУМАТЬ 0 БУДУЩЕМ, ОНО НИКОГДА НЕ НАСТАНЕТ!» Степень развития любого государства определяется уровнем состояния его маши­ ностроения. Это аксиома эко­ номического прогресса. Имен­ но в машиностроении достига­ ется та добавочная стоимость, которая формирует всю при­ быль государства. Вот почему отношение к проблемам маши­ ностроительного комплекса до­ лжно быть прерогативой госу­ дарства. Это утверждение распрос­ траняется и на хозяйственную политику, проводимую в нашей области: степень концентрации машиностроительного произ­ водства у нас очень высока. Стратегия администрации об­ ласти в управлении машинос­ троительным комплексом за­ ключается в том, что самое серьезное внимание уделяется тем предприятиям, которые своей устойчивой работой (осо­ бенно сборочное производство — на ЛТЗ, Грязинском культи- ваторном и т.д.) «раскручивают» другие производства, смежные предприятия. И сделано в этом направ­ лении немало. Сегодня на том же ЛТЗ, несмотря на огромные трудности, наращиваются объ­ емы производства: они, в срав­ нении с прошлым годом, вы­ росли в три раза. Для любого предприятия в рыночной эконо­ мике важно наладить выпуск и сбыт конкурентоспособной про­ дукции. Есть это — предприятие живет, люди заняты, получают зарплату. Именно в этом цель выбранной нами стратегии — помочь предприятиям произво­ дить именно такую продукцию, стимулировать деловую актив­ ность коллективов. Очень важ­ но тут использовать ту верти­ каль властных полномочий, ко­ торая допустима в рынке. Потенциал наших заводов высок и вполне отвечает реа­ лизации федеральных отрасле­ вых программ. Липчане уже зна­ ют, что воплощается в жизнь совместно с финскими маши­ ностроителями проект по выпус­ ку тракторов класса 1,4, кото­ рых пока нет в России. Прора­ батывается вопрос организации сборочных производств свекло­ уборочных комбайнов. Предприятия области сегод­ ня в поиске надежных партне­ ров и инвесторов. В акционер­ ных обществах среди их руко­ водства растет понимание того, что источник доходов — прежде всего в надежной работе, в про­ изводстве товарной продукции. Целеполагающая идея гла­ вы администрации области — обеспечить в текущем году при­ рост промышленного производ­ ства на 10-12 процентов — вос­ принята коллективами промыш­ ленных предприятий, независи­ мо от формы собственности, как задача. Это разумная, а в некотором роде и спасительная для многих цель. На экономи­ ческих советах в администрации области решаются, по сути, кол­ легиально многие проблемы наших предприятий, ищутся пути взаимоподдержки. Опыт работы года говорит, что эта стратегия оправдывает­ ся: сегодня все машинострои­ тельные предприятия области увеличили свои объемы произ­ водства. Не все трудности, по­ нятно, преодолены: тут сказы­ ваются серьезные объективные факторы. Но тенденция к воз­ рождению важнейшей отрасли — очевидна. Вторая составляющая «про­ мышленной стратегии» адми­ нистрации — выноситъ пробле­ мы наших предприятий на фе­ деральный уровень. И это ло­ гично — заводы когда-то созда­ вались исходя из интересов всей страны. Этот фактор со счетов не сбросить и сегодня — он остается. Другое дело, что не обеспечивается платежеспо­ собный спрос продукции. И тут без вмешательства федераль­ ных структур не обойтись. Разумеется, без наличия властной вертикали управления промышленностью области пос­ тавленных задач не решить. Это не администрирование, а воз­ действие принципиально иного уровня: на основе мониторинга проблем конкретного предпри­ ятия обозначить пути его даль­ нейшего развития, дать объек­ тивную оценку деятельности — управленческой, экономической, кадровой,технической и так да­ лее. Форма собственности роли не играет, поскольку вмеша­ тельства в финансово-коммер­ ческую деятельность тут нет. Важно выявить и указать на объ­ ективные недоработки, на упу­ щенные или выгодные возмож­ ности. Вот этот управленческий «аудит» и позволяет не загонять трудности предприятий в нераз­ решимый тупик. Важно выявить болезнь и найти методы ее ле­ чения. А болезни экономичес­ кого характера не вылечить в одиночку, поскольку экономика реализуется в тысячах взаимос­ вязанных факторов. Сейчас специалисты адми­ нистрации активно помогают предприятиям области именно в этом. В том числе и в кадро­ вой политике: машинострои­ тельная отрасль требует гра­ мотных и высококвалифициро­ ванных управленцев новой фор­ мации. Таково требование жиз­ ни, требование рыночной эко­ номики. Сказанное вовсе не озна­ чает, что мы пытаемся воздей­ ствовать на все процессы, нет! Там, где работа налажена, вме­ шательства никакого быть не может. Но где процессы дег­ радации предприятия очевид­ ны, оно попросту необходимо. Для администрации области сегодня важно донести до со­ знания руководителей про­ мышленных предприятий всех форм собственности: «Главное — должна быть стратегия раз­ вития!» Если ее нет, то нужны совместные усилия в ее раз­ работке. Если таковая есть, ре­ зультаты ее реализации будут говорить сами за себя. То есть речь идет о сба­ лансированной промышленной политике. Она в области фор­ мируется, начинает активно во­ площаться в конкретную по­ мощь, и результаты такой по­ литики очевидны. Управлять процессом раз­ вития отрасли на основе мо­ ниторинговых исследований — задача актуальнейшая и в ры­ ночной экономике. Эту задачу мы будем продолжать решать и впредь, прежде всего в ма­ шиностроении — как стержне экономики области. Мы знаем чего хотим, мы знаем что делать и мы знаем как это делать! О Б О З Р Е Н И Е - ЕЛЬЧАНЕМЕДЛЕННОЗАПРЯГАЛИ, НОЕХАТЬВПЕРЕДНАМЕРЕНЫБЫСТРО в Ельце, втором по объему промышленности городе области, машиностроение и металлообработка представ­ лены сразу одиннадцатью предприятиями. Анализ их д е я ­ тельности за прошедшие восемь месяцев текущего года свидетельствует о том, что в целом отрасль достигла роста объемов производства к соответствующему перио­ д у прошлого года — индекс физического объема соста­ вил 105 процентов. Отрадный факт: впервые за многие годы машиностро­ ители опередили своих земляков, занятых в промышлен­ ности строительных материалов, пищевой индустрии и топливно-энергетическом комплексе . » г - л - ' - - т Г : ' ' , ' ■ с нынешнего года отмеча­ ется рост показателей и в нату­ ральном выражении, а это зна­ чит, что потребители елецкой продукции больше получили гид­ равлики и гидроавтоматики, гид­ роцилиндров и запчастей к трак­ торам, модернизированных ин­ струментов для железной доро­ ги, электрощеток и других из­ делий, производство которых заметно оживилось после мно­ голетнего застоя, в котором пребывали и елецкие предпри­ ятия, потерявшие экономичес­ кие и хозяйственные связи пос­ ле развала СССР. Когда-то составлявшая хре­ бет народного хозяйства маши­ ностроительная отрасль России стала одной из первых жертв безумных идей бездарных ре­ форматоров, как перчатки ме­ нявшихся в российском прави­ тельстве за последние десять лет. И наметившийся подъем состоялся не благодаря помо­ щи отечественным производи­ телям, а вопреки: оправившись от шока, машиностроители по­ няли, что спасение утопающих —дело рук самих утопающих. И взялись за дело. Вот только несколько штри­ хов, подчеркивающих, каких уси­ лий стоило ельчанам сохранить свои предприятия в жесточай­ ших экономических условиях. Элементный завод, а ныне это ОАО «Энергия», был самым крупным в бывшем Советском Союзе. Он и сегодня, по сути, является ведущим производи­ телем источников тока в Рос­ сии. Но пробиться на потреби­ тельский рынок, куда хлынул поток импортной продукции, ока­ залось не просто. По сей день коллективу не удалось выйти на прежний объем , сегодня к уров­ ню 90-го года он составляет только 25-30 процентов. Взяв направление не столь­ ко на выпуск профильной про­ дукции, но и на производство сырья для ее изготовления, ко­ торое прежде поставлялось из братских республик, коллектив не дал развалиться заводу. Ус­ пешно освоен выпуск элемен­ тов, батарей и аккумуляторов литиевой серии - подобных не делают ни на одном родствен­ ном предприятии. В рамках со­ циальной программы России ельчане стали выпускать мини­ атюрные элементы для слухо­ вых аппаратов слабослышащих. Цинк высокой чистоты, бла­ годаря которому появилась воз­ можность расширить гамму ис­ точников тока и батарей окис- но-ртугной системы для силовых структур России, теперь тоже вы­ пускается в Ельце. Налажено изготовление цинковых ранде- лей, для нужд производства ос­ ваивается и цинковый порошок, который получали ельчане из со­ седней Воронежской области, но ради экономии собственных обо­ ротных средств это сырье ока­ залось выгоднее делать у себя. Выживать сегодня «Энергии» помогают растущие заказы по оборонке. А «живые» деньги очень кстати. Выгодный контракт на организацию военного произ­ водства заключен с Сирией, куда завод передаст оборудование и технологию. А у ОАО «Завод тракторных гидроагрегатов» продукция сугу­ бо мирная, ее очень не хватает в отечественном сельском хозяй­ стве. Село не в состоянии ку­ пить новый трактор и другие сельхозмашины, вот почему ельчане сделали упор на выпуск запчастей для их комплектации во время ремонта. Не остались без внимания также дорожная техника, автопогрузчики. Помимо гидроцилиндров, на­ сосов-дозаторов и другой про­ дукции появились и новые изде­ лия — гидрорули. Разрабатыва­ ются гидрораспределители, на­ сосы для сельхозтехники и нож­ ные насосы для сборки ритуаль­ ной и медицинской техники. Кста­ ти, заинтересовались ими и са­ лоны красоты. Словом, ни от ка­ ких заказов агрегатчики не отка­ зываются. Делают они прорыв и за рубежи России, в частности, удалось не только наладить, но и развить связи с Минском, на­ страиваются контакты с Украи­ ной. На этом фоне иная ситуация сложилась в ОАО «ЕлМаз». Пос­ ледние два года коллектив не выпускает продукцию, которая была свойственна профилю его работы, а это мездрильные ма­ шины для кожевенной и мехо­ вой промышленности, которые из-за остановки большинства заводов-потребителей оказались невостребованными. За последние годы почти по/ 1 ностью распался коллектив, ушли искать заработок на сто­ роне квалифицированные специ­ алисты, а вместе с ними теперь утеряна и технология. Чтобы хоть как-то удержаться на краю про­ пасти, машиностроители хвата­ ются даже за примитивные за­ казы. Освоили выпуск роликов для конвейеров, используемых в металлургической и горнодобы­ вающей промышленности. Как закономерный итог - в ОАО «Ел­ Маз» на протяжении ряда лет, включая и нынешний год, — са­ мые низкие показатели в маши­ ностроительной отрасли Ельца. Думается, причины падения производства надо искать не только во внешних факторах. Если бы не предпринимал уси­ лий коллектив ОАО «Гидропри-; вод», фактически сделавший всю «погоду» среди одиннадцати пред­ приятий города для поступатель­ ного движения вперед, не рабо­ тал бы на перспективу — иной, сложилась бы его судьба. И об этом хочется сказать особо. До 1992 года пластинчатые насосы, гидростанции, насосные установки для металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования — а номенклатура включала свыше 250 наименова­ ний — расходились по адресам более двух тысяч потребителей. Елецкую гидравлику охотно поку­ пали восемьдесят государств мира. Но за годы новейшей исто­ рии России и гидроприводцев ждала печальная участь, если бы они продолжали ориентировать­ ся на почившее в бозе станкос­ троение, потребность которого в общем объеме выпуска продук­ ции составляет ныне один про­ цент. Экономическое чутье не об­ мануло руководство акционерно­ го общества, взявшего курс на выпуск конкурентоспособной, а главное — востребованной про­ дукции, Новые рынки сбыта гид- роприводцы нашли в сельскохо­ зяйственном машиностроении, которое в начале 90-х еще дер­ жалось на плаву. Ельчане стали работать с ОАО «Ростсельмаш» и освоили выпуск гидроусилите­ лей руля. Однако, едва раскру­ тившись на полную катушку, ^ е через пару лет заводу пришлось вновь возвращаться на показа­ тели 92-го года, потому что сель­ ское хозяйство, не выдержав за­ силья импорта, резко пошло ко дну. Пережив первый удар, кол­ лектив не опустил руки, а стал присматриваться к более устой­ чивым отраслям и делать ставку на них. его пути пересеклись с автомобильной промышлен­ ностью, и у конструкторов вновь закипела работа, теперь уже над насосами гидроусилителя руля к грузовым машинам. От заказов КамАЗа, состав­ лявших треть объема выпускае­ мой продукции, у заводчан при­ бавлялось настроения работать, но скоро их ждало новое испыта­ ние: «портфель» заказов от ав­ томобилестроителей к 1998-му году сразу «похудел» до 1,5 про­ цента. И снова все пришлось начинать сначала, хотя можно было упасть духом или продать себя богатенькому «дяде Сэму», протянув ему контрольный пакет акций на блюдечке с голубой ка­ емкой, как это сделали многие и в нашей области, но гидропри- водцы были и остаются хозяе­ вами своего завода, хотя жаж­ дущих урвать выгодное предпри­ ятие и по сей день хватает. Подобный настрой, к счастью. царит у многих отечественных, товаропроизводителей, вот и у «ростсельмашевцев» как-то на­ строились дела, встал на ноги Красноярский завод,, и потре­ бители вновь обратились к ель­ чанам, уговаривать которых, ко­ нечно, не пришлось. Производ­ ство быстро включилось в ра­ боту, отразившись высокими показателями в итогах минув­ шего года. Нынешний же лишь закре­ пил достигнутый успех. Начиная с января в экономике предпри­ ятия наблюдается хороший подъем: в 3,6 раза выросла при­ быль, в 3 раза — реализация, объем производства увеличил­ ся на 86 процентов, в бюджеты всех уровней перечислено поч­ ти 9 миллионов рублей, перед I областным долга вообще нет, ' к минимуму сведен он и перед | местным. Более чем наполови­ ну возвращена задолженность в Пенсионный фонд. Впервые за ] последние годы завод стал сво- евременно выплачивать не только зарплату, которая в сред­ нем пока составляет 793 руб­ ля, но и аванс, хотя еще недав­ но люди не видели денег по три- четыре месяца. К сегодняшне­ му профессиональному праз­ днику коллективу выданы 80 тысяч рублей в виде премий, не забыли и ветеранов. При всех финансовых неуря­ дицах массового сокращения удалось избежать и сохранить | лучщие кадры специалистов, рабочих. Ныне численность уве­ личилась на 2,5 процента, объ­ явлен набор высококвалифици­ рованных станочников. Завод экономическими ни­ тями связан с важнейшими от­ раслями народного хозяйства | страны, включая, кроме уже на­ званных, и газовую, для кото­ рой освоил выпуск насосов для перекачки сжиженных серово­ дородных газов, а также не­ фтепродуктов. И все же главный упор кол­ лектив делает на автомобиль­ ную промышленность, получив­ шую поддержку на федеральном уровне. Косвенно и ельчане под­ пали под «государево око», сво­ евременно разработав и успеш­ но реализуя бизнес-план по | производству пластинчатых на­ сосов для системы гидроусили­ телей руля легковых и малотон­ нажных грузовых автомобилей отечественного производства — | «Волга», УАЗ, «ВАЗ-2110» и дру­ гих. Достижение успеха на «Гид­ роприводе» гарантируется ис­ пользованием современного оборудования, передовой техно­ логией, налаженной системой качества и контроля продукции, а также многолетним опытом. Бизнес-план не пылится в 1 папках, а реализуется в конкрет­ ной работе, которая намечена | до 2001-го года. И примечатель­ но то, что завод рассчитывает только на собственные силы. Т ам ар а Ф ЕДЮ КИНА , со б .ко рр . «Липецкой газеты » . г. Елец,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz