Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
о с Т Ж И П Е Ц К А Я •'Ж г а з е т а 24 сентября 1999 г., № 187 -188 (2 1065 -21066 ) Ш а . ■ ■ Ц А ' 1 | ^ к Л - Д е н ь м аш и н о ст р о ит е л я д л я л и п ч а н — о с о б ы й д е н ь . В и н д у ст р и и и э к о н о м и к е о б л а ст и м аш и н о ст р о ит е л ь ны е п р е д п р и ят и я с о ст а вляют в аж н е йш и й и с е р ь е з н ы й с е кт о р . И пусть с е г о д н я м а ш и н о ст р о е н и е Р о с с и и в у п а д к е , в ы з в а н н о м б е з д а р н ы м и р е ф о р м а м и : о н о п о - п р еж н е м у остается ст ерж нем п р о г р е с с а и э к о н о м и ч е с к о г о п р о ц в ет а н и я . А зн а ч ит — б у д у щ е е з а н и м . Вот п о ч е м у так важ ны у с и л и я с а м и х м аш и н о ст р о ит е л е й , р у к о в о д ст в а о б ла ст и п о с о х р а н е н и ю , в о з р ож д е н и ю п р е д п р и ят и й от р а с ли — б у д ь то Л и п е ц к и й тракторный з а в о д , Е л е ц к и й з а в о д ги д р о а гр е гат о в , Г р я з и н с к и й к у льт и ват орны й и л и л е б е д я н с к и й «Л еМ аз» . С е г о д н я ш н и й р а с с к а з — о н е к от о ры х п р е д п р и я т и я х м аш и н о ст р о е н и я о б ла ст и , г д е с о с р е д о т о ч е н о г р о м н ы й т е х н и ч е с к и й , п р о и з в о д ст в е н н ы й и к а д р о в ы й п от е н ц и а л с п е ц и а л и ст о в , с п о с о б н ы х реш ат ь с а м ы е с лож ны е з а д а ч и . Анатолий КОРЫШЕВ, директор ремонтного завода: «у НАС ТРУДЯТСЯ НЕ ПРОСТО 1СПЕЦИАЛИСТЫ, А МАСТЕРА ВЫСОКОГО КЛАССА!» * Ремзавод — одно из немногих предприятий от расли, работающих рентабельно, прибыльно, расширяющих производство и число рабочих мест. А значит, в огромной мере способствую щее формированию нормального социального климата в Липецке. Ремзавод — структурное под разделение ОАО «НЛМК», но значение его в дея тельности других предприятий машиностроения города и области очень велико. Слово директору предприятия — Анатолию Корышеву и его коллегам. — С егодня н аш р ем он т н ы й з а в о д — в аж н е й ш е е производственное подразде л ен и е ОАО «Н ово ли п ец кий м е т а л л у р г и ч е с к и й к о м б и н а т » , где т р у д я т с я о к о л о 4 3 0 0 ч е л о в е к . В стр у к ту р е р ем з а в о д а — д в е н а д ц а т ь сп еци али зиров анны х цехов. Н адо о тм е ти т ь , что за годы реф орм н аш е п р ед п р и я ти е , при всех с л ож н о с т я х , не со к р а ти л о , а н апротив , ув ели ч и л о к о л и ч е с т в о р а б о ч и х м ест — п рим ерно на 600 р а ботников . Р о с с и й с к о е м а ш и н о с тро ение п ер еж и в а е т н еп р о с т о й п е р и о д , к о г д а р е ч ь идет уж е не просто о в ы ж и в а н и и , а о со х р ан ени и хотя бы о с т а т к а того 0 1 ’ромного п о т ен ц и ал а , что им ел ся . Г л а в н а я бед а — го с у дар ство не вы п о л н я е т сво их ф у н к ц и й по з ащ и т е оте чественного товароп рои зво д и т е л я . М аш и н о с т р о е н и е о к а з а л о с ь , к том у ж е , н е к о н к у р е н т о с п о с о б н ы м на мировом ры н к е — по всем н а п р а в л е н и ям работ . Весь к л у бо к н а к о п и вш и х с я про бл ем , к а к р е зу л ь т а т отсут с т ви я общ егосударственной промьппленной п оли тики , и о п р е д е л я е т с о с т о я н и е н а ш его м аш и н о с тр о е н и я . Н ам , к сча стью , повез ло: завод о к а зал ся «под кры лом* Н,1ТМК. Не в стали мы и на губ и т ел ьны й путь р а з д ел ен и я , хотя на дру ги х ме- т а л л у ) ) г и ч е с 1 си х з а в о д а х Р о с с и и т а к о й п е ч а л ь н ы й опы т есть . С казалось и взве ш е н н о е о т н ош е н и е к нам п р а в л е н и я и совета д и р е к торов ОАО «НЛМК » — с п олны м пониманием наш их проблем . К о н к р е т н а я за д а ч а ув е л и ч е н и я п р о д у кц и и на 30 п роц ен то в вы п о лн ен а нами в с р а в н и т е л ь н о к о р о т к и й ср о к почти по всей н ом ен к л а т у р е и з д е л и й . С т а в и л и с ь и т а к и е з а д а ч и , в р е а л и з а ц ию к о то ры х ск еп ти ки п ро сто не в ер и л и . Н а п р и м е р , п о л н о с т ью в о с с т а н о в и т ь ч е т в ер тую дом енн ую п е ч ь . В п ер вы е эту р аботу мы сд ел ал и с ам и , п рич ем о к о л о 3 ты с я ч тонн обору д о в а н и я и з г о т о в л е н о н а к ом б и н а т е и з своего м е т а л л а . З а с л у г а в этом не то л ько сп еци али стов рем завода , но и центральной лаборатории , ме таллур гов , дру гих служ б ком бината . Р еш ен вопрос в у сл о ви ях р ем завода п о л у ч ен и я в то ри ч ного а лю м и н и я . И зготовлена у с т ан о в к а по п р ои зводству и восстановленного ц ин к а , кото рый п олуч аем и з отходов — около 150 тонн . П оня тно , для ком бин ата это н едостаточно , но и н ем ало . С л едующ ая з а д а ч а , кото рую нам п р едстои т р еш и т ь — к апи тальны й ремонт коксовой батар еи , где будет см он тиро вано около 4 ты с яч тонн обо р у д о в а н и я , и з к о торо го более половины и зготовлено на рем заводе. Уж е получены первые з а к а зы . Впереди - с ер ь е зн а я р а бота на к а п р ем о н т е третьей дом енной п ечи . Я дум аю , мы вы п о л н им и ее н а вы соком у р о вн е . . . Сегодня сп еци али сты р ем з аво д а способны вы п о л й и т ь и нж ен ер ны е р а зр аб о т ки , к а к любое с п е ц и а л и з и р о в а н н о е м аш и н о с т р о и т е л ь н о е п р е д п р и я т и е . И р еш и т ь лю бую т е х н и ч е с к ую з а д а ч у . У нас труд я тся около 800 стан о чн и ков — т ак о го нет и на к р у п ных заводах о тр асли . Не без гордости хочу с к а зать : рабо тни ки рем завода го товы выпо.пнить все п о став л е н н ы е з а д а ч и . У н ас п р е к р а сны й к адр о вы й п о т ен ц и ал . С л ож и л с я к р е п к и й к о л л е к т и в , нет п р ак т и ч е с к и т е к у ч ести . П рием н овы х работ ников ведется по деловым к а ч еств ам , при ж е с т к ом отборе к ан д и д ато в . В последнее в р ем я заводу вы дел ены с ер ь е зны е ср ед ст ва дл я обновлени я оборудова н и я . Это очен ь в аж н о в н аш и д н и , и п о этом у к вопро сам т е х н и ч е с к о г о п е р е в о о р у ж е н и я о тн ош ени е у н ас р а з ум ное и о т в е т с т в е н н о е . Т ак о й подход п о з в о л я е т о с в а и в а т ь новы е виды работ , и з го т а в л и в а ть новое обо р у д о в ан и е . А это и дополнительны е рабочие м е с та , и э к о н о м и я ср ед ств , ко торы е р ан ьш е ух о ди ли за п р еделы и о бл а с ти , и России — дру гим п р о и зв о д и т е л ям . У нас оч ен ь с и л ь н ы е про и з в о д с т в е н н ы е п о д р а з д е л е н и я , все они рабо таю т на к о н ечны й р е з у л ь т а т , в тесном в заим о д ей стви и . У к р е п л я ем одн овр ем енн о вн еш н и е у ч а с т к и по р ем о н ту — ведь чи сл о п о д р яд ны х о р гани зац ий по о бъ ективным п р и ч и н ам с о к р ащ а е т с я . Н а заводе вно в ь сф о рм и ровано в аж н о е и о т в е т с т в ен ное зв ено — ОТК , и теп ер ь вся п р о ду кци я проходи т ж е с т к и й кон тр о л ь . В аж н а я составляю пщ я де^' я тельно сти рем завода — п р и ем и и зго то в л ен и е з а к а з о в от сторонни х з а к а з ч и к о в , в том чи сл е з а р у б еж н ы х . Это с ер ь е з н а я п р о г р а м м а , к о то р ую мы будем р а сш и р я т ь . . . Ещ е одна сторона н аш ей д ея тел ьн о сти — п ом ощ ь хо зяй с тв ен н ом у к ом п л ек су го рода , п р ом ыш л е н ны м п р ед п р и я ти ям . Х о тя тако е сотруд ничество м ож но было бы т а к ж е р а сш и р я т ь . Н ет , к с ож а лению , п рограммы и с тр ате гии по разв ерты в анию многих видов работ, которы е мы в со стоянии вы п о л н и т ь дл я горо да . В том чи сл е и по у к р аш е нию площ адей , улиц , фасадов домов , ск веров . Но и сейчас л и п ч а н е и гости м о гу т гор д и т ь с я тем , что и зготовлено в ц ех ах завода и стало свое образной «ви зи ткой* Л и п е ц к а — его п ам я т н и к ам и . . . Н е з а бы в а ем мы о к а з ы в а т ь и б л а г о т в о р и т е л ь н у ю помощ ь , особенно в во зрожде нии п р аво сл авны х храмов об л а с т и . У нас т р у д я т с я не просто с п е ц и а л и с ты своего д е л а , а к л а с с ны е м а с т ер а . П оэтом у с особым чув ством я п о зд р а в л яю трудовой к о л л е к т и в р ем з а в о д а , всех м аш и н о с т р о и т е лей области с проф есси он аль ным п р а зд н и к о м . Л и п е ц к а я обл асть — вы с о к о и н д у с т р и а л ь н а я ч а с ть Р о с си и . А з н а чи т , Д ен ь м аш и н о стр ои тел ей — общ ий п р а з д н и к . Подборку подготовили Владимир Михайлов, Евгений Самохвалов (фото). Рассказывает н ачальник Р М Ц -2 А л е кс ан д р В А С И Л Ь Е В : — В РМ Ц -2 и з г о т о в л яю т с я и р ем о н т и р ую т с я з а п а с н ы е ч а с т и д л я в с е х ц е х о в НЛМ К . Г л а в н а я ж е за д а ч а — р ем он т п р о к а тн о го оборудо в а н и я . С егодня в ц ех е т р у д я т с я 3 4 0 ч е л о в е к : 150 с т а н о чн и к о в , бри гады внеш н его р е м о н т а , и м е е т с я м ощ н ы й т е рм и ч е с к и й у ч а с то к д л я з а к а л к и д етал ей , в спом огатель ны е сл уж бы . Е сть и у ч а с то к по и зго то в л ению п р уж и н — ед и н с т в ен ны й в Ч ер н о зем ь е . С п е ц и а л и с т а м и ц е х а в этом году освоен р ем он т н о вы х интересны х и зд елий : дл я у с т а н о в к и н е п р еры вн ой р а з л и в к и ст ал и в К К Ц -1 , о сн ас т к и под р а з л и ч н ы е с еч ени я сл яб о в , н ож ей д л я п р о до л ь ной и п оп ер еч ной р е зк и м е т а л л а в п р о к а т н ы х ц е х а х , о б о р у д о в а н и я д л я а г р е г а т а го р яч е го ц и н к о в а н и я и т а к д а л е е . Э к о н о м и ч е с к и й э ф ф е к т от э ти х рабо т оч ен ь в ы с о к , п о с к о л ь к у о тп ад а е т н е о б х о д и м о с т ь з а к у п а т ь э т и и зд е л и я на сторон е . К а ч е с т во их — вы со ч айш е е . Б е зу сл о в н о , основной к а п и т а л н аш — в ы с о к о к л а с сны е с п е ц и а л и с ты . Особенно ц ен им ы в етер аны тр у д а , чей с т аж работы на п р ед п р и я т и и 30 -3 5 л е т . О чевидно , без т р у довой п р еем ственн о сти вы со ко го у р о в н я с п е ц и а л и з а ц и и не до сти ч ь . Н а зо ву зам ес ти - ТЩ 1 Я по ироиВвоя<Я>ву Г а в р и и л а Д м и т р и е в и ч а Б о р о ди н а , опы тн ейш е го п р оф есси он ал а и мудрого н а с т а вн и к а , воспи т авш е го ц елую с ем ейн ую д и н а с тию , м а с т е р а -и н с т р ум е н т а л ьщ и к а В л адим ир а В асиль е ви ч а С ер е ги н а . И н с т р ум е н тал ьн о е х о зя й с т в о — это с ер д ц е лю б о го м е х а н и ч е с к о г о ц ех а , трудное , слож ное . Опыт его н еоц еним дл я всех нас . Н ем ал о у нас к л а с с н ы х с т а ночников , т а к и х , к а к ток ар ь - к а р у с е л ы ц и к В и к то р Т им о ф е е в и ч Б а с и н с к и х , - с п о с о б ны й вы п о л н и т ь с ам ы е у н и к а л ь ны е работы . К с та ти , з н а н и я свои он передал сы ну , к о т о р ы й т а к ж е т р у д и т с я в ц ех е , плечом к п л еч у с о т цом. Я мог бы н а з в а т ь м но гих и м н о гих п р е к р а с н ы х м асте ров своего д ел а . Ч е с т ь и х в а л а им! Это золо той ф онд р а бочего к л а с с а Н ЛМ К и н аш е го рем он тно го з аво д а . Слово — заместителю начальника по производству РЦСО -1 Вячеславу П А Н И Н У : — Н аш ц ех — а он пущ ен в 1966 году — п р ед н а зн ач ен д л я р ем он та с т а л е л и т е й н о г о обо р у д о в ан и я : и з го то в л ен и е з ап а сны х частей и во сстанов л ени е у злов и а гр егатов ККЦ - 1. Это одно и з о сн о вны х н а п р а в л е н и й р а б о ты . Но при м а с ш т а б н ы х к а п и т а л ь н ы х р ем он тах н аш и во зм ож но сти т а к ж е и сп о л ь зую т с я и в д р у ги х ц е х а х . Н е д а в н о п р о и з в о д с т в о р а с ш и р и л о с ь ч у т ь л и н е вдвое . С ейчас в ц ех е т р у д я т с я б о л е е 3 0 0 с п е ц и а л и с т о в р а зн о го п р оф и л я и вы соко го к л а с с а . К а д р ы о п ы т н ы е , с н ем алы м с т аж ем р аб о ты , но есть и м о л о д еж ь , что р аду ет — зн а ч и т п о д р а с т а е т см ен а . В ц е х е о с у щ е с т в л яю т с я с л ож н ы е р або ты по р ем он ту а г р е г а т о в у с т а н о в о к н е п р е ры вн ой р а з л и в к и с т а л и , д е й ству е т вы со к о п р о и зв о д и т ел ь н а я у с т а н о в к а н еп р еры вн о го л и т ь я з а г о т о в о к и т а к д ал е е . Н е м а л а я з а с л у г а в п о д д е рж а н и и вы со кой к в а л и ф и к а ц и и рабо т н аш и х в е т е р а нов , т а к и х , к а к с л е с а р ь В а л е р и й А л е к с е е в и ч П а р а м о н ов . По его стоп ам и и д у т мо л о ды е р або ч и е — т а к и е , к а к В л а д и м и р Г л а д ы ш е в , С ергей А л е х и н . В е л и к а р о л ь м а с т е ров у ч а с т к о в , о р г а н и з а т о р о в работ — н а п р и м е р , м астер а у ч а с т к а к р и с т а л л и з а т о р о в В и к то р а И в а н о ви ч а Солома- х и н а . Д а , м н о ги х м ож н о н а з в а т ь . Это п о д л и н н о рабочий к л а с с — н а д еж н ы е , ум е лы е , м а с т ер о в и ты е лю д и , сп о соб ны е вы п о л н и т ь работу любой с л о ж н о с т и и в ы с о ч а й ш е г о к а ч е с т в а . . . Анатолий КОЛЬЦОВ, начальник управления промышленновтн н связи адмнинетрацнн области «ЕСЛИ НЕ ДУМАТЬ 0 БУДУЩЕМ, ОНО НИКОГДА НЕ НАСТАНЕТ!» Степень развития любого государства определяется уровнем состояния его маши ностроения. Это аксиома эко номического прогресса. Имен но в машиностроении достига ется та добавочная стоимость, которая формирует всю при быль государства. Вот почему отношение к проблемам маши ностроительного комплекса до лжно быть прерогативой госу дарства. Это утверждение распрос траняется и на хозяйственную политику, проводимую в нашей области: степень концентрации машиностроительного произ водства у нас очень высока. Стратегия администрации об ласти в управлении машинос троительным комплексом за ключается в том, что самое серьезное внимание уделяется тем предприятиям, которые своей устойчивой работой (осо бенно сборочное производство — на ЛТЗ, Грязинском культи- ваторном и т.д.) «раскручивают» другие производства, смежные предприятия. И сделано в этом направ лении немало. Сегодня на том же ЛТЗ, несмотря на огромные трудности, наращиваются объ емы производства: они, в срав нении с прошлым годом, вы росли в три раза. Для любого предприятия в рыночной эконо мике важно наладить выпуск и сбыт конкурентоспособной про дукции. Есть это — предприятие живет, люди заняты, получают зарплату. Именно в этом цель выбранной нами стратегии — помочь предприятиям произво дить именно такую продукцию, стимулировать деловую актив ность коллективов. Очень важ но тут использовать ту верти каль властных полномочий, ко торая допустима в рынке. Потенциал наших заводов высок и вполне отвечает реа лизации федеральных отрасле вых программ. Липчане уже зна ют, что воплощается в жизнь совместно с финскими маши ностроителями проект по выпус ку тракторов класса 1,4, кото рых пока нет в России. Прора батывается вопрос организации сборочных производств свекло уборочных комбайнов. Предприятия области сегод ня в поиске надежных партне ров и инвесторов. В акционер ных обществах среди их руко водства растет понимание того, что источник доходов — прежде всего в надежной работе, в про изводстве товарной продукции. Целеполагающая идея гла вы администрации области — обеспечить в текущем году при рост промышленного производ ства на 10-12 процентов — вос принята коллективами промыш ленных предприятий, независи мо от формы собственности, как задача. Это разумная, а в некотором роде и спасительная для многих цель. На экономи ческих советах в администрации области решаются, по сути, кол легиально многие проблемы наших предприятий, ищутся пути взаимоподдержки. Опыт работы года говорит, что эта стратегия оправдывает ся: сегодня все машинострои тельные предприятия области увеличили свои объемы произ водства. Не все трудности, по нятно, преодолены: тут сказы ваются серьезные объективные факторы. Но тенденция к воз рождению важнейшей отрасли — очевидна. Вторая составляющая «про мышленной стратегии» адми нистрации — выноситъ пробле мы наших предприятий на фе деральный уровень. И это ло гично — заводы когда-то созда вались исходя из интересов всей страны. Этот фактор со счетов не сбросить и сегодня — он остается. Другое дело, что не обеспечивается платежеспо собный спрос продукции. И тут без вмешательства федераль ных структур не обойтись. Разумеется, без наличия властной вертикали управления промышленностью области пос тавленных задач не решить. Это не администрирование, а воз действие принципиально иного уровня: на основе мониторинга проблем конкретного предпри ятия обозначить пути его даль нейшего развития, дать объек тивную оценку деятельности — управленческой, экономической, кадровой,технической и так да лее. Форма собственности роли не играет, поскольку вмеша тельства в финансово-коммер ческую деятельность тут нет. Важно выявить и указать на объ ективные недоработки, на упу щенные или выгодные возмож ности. Вот этот управленческий «аудит» и позволяет не загонять трудности предприятий в нераз решимый тупик. Важно выявить болезнь и найти методы ее ле чения. А болезни экономичес кого характера не вылечить в одиночку, поскольку экономика реализуется в тысячах взаимос вязанных факторов. Сейчас специалисты адми нистрации активно помогают предприятиям области именно в этом. В том числе и в кадро вой политике: машинострои тельная отрасль требует гра мотных и высококвалифициро ванных управленцев новой фор мации. Таково требование жиз ни, требование рыночной эко номики. Сказанное вовсе не озна чает, что мы пытаемся воздей ствовать на все процессы, нет! Там, где работа налажена, вме шательства никакого быть не может. Но где процессы дег радации предприятия очевид ны, оно попросту необходимо. Для администрации области сегодня важно донести до со знания руководителей про мышленных предприятий всех форм собственности: «Главное — должна быть стратегия раз вития!» Если ее нет, то нужны совместные усилия в ее раз работке. Если таковая есть, ре зультаты ее реализации будут говорить сами за себя. То есть речь идет о сба лансированной промышленной политике. Она в области фор мируется, начинает активно во площаться в конкретную по мощь, и результаты такой по литики очевидны. Управлять процессом раз вития отрасли на основе мо ниторинговых исследований — задача актуальнейшая и в ры ночной экономике. Эту задачу мы будем продолжать решать и впредь, прежде всего в ма шиностроении — как стержне экономики области. Мы знаем чего хотим, мы знаем что делать и мы знаем как это делать! О Б О З Р Е Н И Е - ЕЛЬЧАНЕМЕДЛЕННОЗАПРЯГАЛИ, НОЕХАТЬВПЕРЕДНАМЕРЕНЫБЫСТРО в Ельце, втором по объему промышленности городе области, машиностроение и металлообработка представ лены сразу одиннадцатью предприятиями. Анализ их д е я тельности за прошедшие восемь месяцев текущего года свидетельствует о том, что в целом отрасль достигла роста объемов производства к соответствующему перио д у прошлого года — индекс физического объема соста вил 105 процентов. Отрадный факт: впервые за многие годы машиностро ители опередили своих земляков, занятых в промышлен ности строительных материалов, пищевой индустрии и топливно-энергетическом комплексе . » г - л - ' - - т Г : ' ' , ' ■ с нынешнего года отмеча ется рост показателей и в нату ральном выражении, а это зна чит, что потребители елецкой продукции больше получили гид равлики и гидроавтоматики, гид роцилиндров и запчастей к трак торам, модернизированных ин струментов для железной доро ги, электрощеток и других из делий, производство которых заметно оживилось после мно голетнего застоя, в котором пребывали и елецкие предпри ятия, потерявшие экономичес кие и хозяйственные связи пос ле развала СССР. Когда-то составлявшая хре бет народного хозяйства маши ностроительная отрасль России стала одной из первых жертв безумных идей бездарных ре форматоров, как перчатки ме нявшихся в российском прави тельстве за последние десять лет. И наметившийся подъем состоялся не благодаря помо щи отечественным производи телям, а вопреки: оправившись от шока, машиностроители по няли, что спасение утопающих —дело рук самих утопающих. И взялись за дело. Вот только несколько штри хов, подчеркивающих, каких уси лий стоило ельчанам сохранить свои предприятия в жесточай ших экономических условиях. Элементный завод, а ныне это ОАО «Энергия», был самым крупным в бывшем Советском Союзе. Он и сегодня, по сути, является ведущим производи телем источников тока в Рос сии. Но пробиться на потреби тельский рынок, куда хлынул поток импортной продукции, ока залось не просто. По сей день коллективу не удалось выйти на прежний объем , сегодня к уров ню 90-го года он составляет только 25-30 процентов. Взяв направление не столь ко на выпуск профильной про дукции, но и на производство сырья для ее изготовления, ко торое прежде поставлялось из братских республик, коллектив не дал развалиться заводу. Ус пешно освоен выпуск элемен тов, батарей и аккумуляторов литиевой серии - подобных не делают ни на одном родствен ном предприятии. В рамках со циальной программы России ельчане стали выпускать мини атюрные элементы для слухо вых аппаратов слабослышащих. Цинк высокой чистоты, бла годаря которому появилась воз можность расширить гамму ис точников тока и батарей окис- но-ртугной системы для силовых структур России, теперь тоже вы пускается в Ельце. Налажено изготовление цинковых ранде- лей, для нужд производства ос ваивается и цинковый порошок, который получали ельчане из со седней Воронежской области, но ради экономии собственных обо ротных средств это сырье ока залось выгоднее делать у себя. Выживать сегодня «Энергии» помогают растущие заказы по оборонке. А «живые» деньги очень кстати. Выгодный контракт на организацию военного произ водства заключен с Сирией, куда завод передаст оборудование и технологию. А у ОАО «Завод тракторных гидроагрегатов» продукция сугу бо мирная, ее очень не хватает в отечественном сельском хозяй стве. Село не в состоянии ку пить новый трактор и другие сельхозмашины, вот почему ельчане сделали упор на выпуск запчастей для их комплектации во время ремонта. Не остались без внимания также дорожная техника, автопогрузчики. Помимо гидроцилиндров, на сосов-дозаторов и другой про дукции появились и новые изде лия — гидрорули. Разрабатыва ются гидрораспределители, на сосы для сельхозтехники и нож ные насосы для сборки ритуаль ной и медицинской техники. Кста ти, заинтересовались ими и са лоны красоты. Словом, ни от ка ких заказов агрегатчики не отка зываются. Делают они прорыв и за рубежи России, в частности, удалось не только наладить, но и развить связи с Минском, на страиваются контакты с Украи ной. На этом фоне иная ситуация сложилась в ОАО «ЕлМаз». Пос ледние два года коллектив не выпускает продукцию, которая была свойственна профилю его работы, а это мездрильные ма шины для кожевенной и мехо вой промышленности, которые из-за остановки большинства заводов-потребителей оказались невостребованными. За последние годы почти по/ 1 ностью распался коллектив, ушли искать заработок на сто роне квалифицированные специ алисты, а вместе с ними теперь утеряна и технология. Чтобы хоть как-то удержаться на краю про пасти, машиностроители хвата ются даже за примитивные за казы. Освоили выпуск роликов для конвейеров, используемых в металлургической и горнодобы вающей промышленности. Как закономерный итог - в ОАО «Ел Маз» на протяжении ряда лет, включая и нынешний год, — са мые низкие показатели в маши ностроительной отрасли Ельца. Думается, причины падения производства надо искать не только во внешних факторах. Если бы не предпринимал уси лий коллектив ОАО «Гидропри-; вод», фактически сделавший всю «погоду» среди одиннадцати пред приятий города для поступатель ного движения вперед, не рабо тал бы на перспективу — иной, сложилась бы его судьба. И об этом хочется сказать особо. До 1992 года пластинчатые насосы, гидростанции, насосные установки для металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования — а номенклатура включала свыше 250 наименова ний — расходились по адресам более двух тысяч потребителей. Елецкую гидравлику охотно поку пали восемьдесят государств мира. Но за годы новейшей исто рии России и гидроприводцев ждала печальная участь, если бы они продолжали ориентировать ся на почившее в бозе станкос троение, потребность которого в общем объеме выпуска продук ции составляет ныне один про цент. Экономическое чутье не об мануло руководство акционерно го общества, взявшего курс на выпуск конкурентоспособной, а главное — востребованной про дукции, Новые рынки сбыта гид- роприводцы нашли в сельскохо зяйственном машиностроении, которое в начале 90-х еще дер жалось на плаву. Ельчане стали работать с ОАО «Ростсельмаш» и освоили выпуск гидроусилите лей руля. Однако, едва раскру тившись на полную катушку, ^ е через пару лет заводу пришлось вновь возвращаться на показа тели 92-го года, потому что сель ское хозяйство, не выдержав за силья импорта, резко пошло ко дну. Пережив первый удар, кол лектив не опустил руки, а стал присматриваться к более устой чивым отраслям и делать ставку на них. его пути пересеклись с автомобильной промышлен ностью, и у конструкторов вновь закипела работа, теперь уже над насосами гидроусилителя руля к грузовым машинам. От заказов КамАЗа, состав лявших треть объема выпускае мой продукции, у заводчан при бавлялось настроения работать, но скоро их ждало новое испыта ние: «портфель» заказов от ав томобилестроителей к 1998-му году сразу «похудел» до 1,5 про цента. И снова все пришлось начинать сначала, хотя можно было упасть духом или продать себя богатенькому «дяде Сэму», протянув ему контрольный пакет акций на блюдечке с голубой ка емкой, как это сделали многие и в нашей области, но гидропри- водцы были и остаются хозяе вами своего завода, хотя жаж дущих урвать выгодное предпри ятие и по сей день хватает. Подобный настрой, к счастью. царит у многих отечественных, товаропроизводителей, вот и у «ростсельмашевцев» как-то на строились дела, встал на ноги Красноярский завод,, и потре бители вновь обратились к ель чанам, уговаривать которых, ко нечно, не пришлось. Производ ство быстро включилось в ра боту, отразившись высокими показателями в итогах минув шего года. Нынешний же лишь закре пил достигнутый успех. Начиная с января в экономике предпри ятия наблюдается хороший подъем: в 3,6 раза выросла при быль, в 3 раза — реализация, объем производства увеличил ся на 86 процентов, в бюджеты всех уровней перечислено поч ти 9 миллионов рублей, перед I областным долга вообще нет, ' к минимуму сведен он и перед | местным. Более чем наполови ну возвращена задолженность в Пенсионный фонд. Впервые за ] последние годы завод стал сво- евременно выплачивать не только зарплату, которая в сред нем пока составляет 793 руб ля, но и аванс, хотя еще недав но люди не видели денег по три- четыре месяца. К сегодняшне му профессиональному праз днику коллективу выданы 80 тысяч рублей в виде премий, не забыли и ветеранов. При всех финансовых неуря дицах массового сокращения удалось избежать и сохранить | лучщие кадры специалистов, рабочих. Ныне численность уве личилась на 2,5 процента, объ явлен набор высококвалифици рованных станочников. Завод экономическими ни тями связан с важнейшими от раслями народного хозяйства | страны, включая, кроме уже на званных, и газовую, для кото рой освоил выпуск насосов для перекачки сжиженных серово дородных газов, а также не фтепродуктов. И все же главный упор кол лектив делает на автомобиль ную промышленность, получив шую поддержку на федеральном уровне. Косвенно и ельчане под пали под «государево око», сво евременно разработав и успеш но реализуя бизнес-план по | производству пластинчатых на сосов для системы гидроусили телей руля легковых и малотон нажных грузовых автомобилей отечественного производства — | «Волга», УАЗ, «ВАЗ-2110» и дру гих. Достижение успеха на «Гид роприводе» гарантируется ис пользованием современного оборудования, передовой техно логией, налаженной системой качества и контроля продукции, а также многолетним опытом. Бизнес-план не пылится в 1 папках, а реализуется в конкрет ной работе, которая намечена | до 2001-го года. И примечатель но то, что завод рассчитывает только на собственные силы. Т ам ар а Ф ЕДЮ КИНА , со б .ко рр . «Липецкой газеты » . г. Елец,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz