Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

о с ТЖИПЕЦКАЯ г а з е т а ш ю м ш и л Е и и о с т ъ (1ЯИПЕЦКЦЕМЕНТ»: Еаь УВЕРЕННОПЬ вЗАВТРАШНЕМ№ П е р е д встречей с руководством ОАО «Липецкцементм я р еш и л пройтись по участкам, поговорить с лю д ьми . Сопро ­ вождать м еня лю б е зн о согласил ась и н ­ спектор отдела кадр ов Ю лия М ур аш ки на . По д о р о г е она у б еж д а л а , что полож ени е н а за в о д е и зм ен ил о сь в лучш ую сторону. М ного вним ан ия уделяется социальной защите и отдыху лю д ей . — Обстановка на предприятии д е л о ­ вая , зарплату воврем я п олучаем , — п о д ­ тверждает заместитель н ачальника цеха производства цемента Н а д еж д а С уд ар и - ков а . — Есть и перспектива: сейч а с в о с ­ станавливаем первую печь , чтобы ув ел и ­ чить выпуск кли н кер а . — Работаем спо кой но , есть у в е р е н ­ ность в завтрашнем д н е , — говорит м а ­ шинист вращ ающ ихся п еч ей А л е ксанд р Артамонов. — Улучш ения заметны, — вступает в разговор сл есарь КИ П и автоматики Т аи ­ сия Крю ков а . — Растет уровень кв алиф и ­ к а ц и и рабочи х , заменяются устаревшие приборы и о б о р у д о в а н и е .. . Однако не добрый волшебник пришел на производство и навел порядок. Просто пред­ приятие выкупило московское ОАО «Штерн- цемент», созданное при управлении капиталь­ ного строительства правительства столицы. Оно вышло на передовые позиции по произ­ водству цемента в России, создало конкурен­ цию западным фирмам. По предложению москвичей на должность генерального директора пригласили началь­ ника огнеупорного производства ОАО «НЛМК» Бориса Чумарина, обещав ему поддержку. А главное — на завод пошли инвестиции, на­ чался процесс обновления оборудования. В частности, приобрели так называемую сепа­ раторную этажерку, которая позволяет выпус­ кать цемент любой марки. Купили новую упа­ ковочную линию. Запускается ранее законсер­ вированная третья технологическая линия... — Наш завод использует оборудование на полную мощность, — говорит Борис Чумарин. — Сегодня потребность в продукции гораздо выще возможностей предприятия, особенно велик спрос в летний сезон. Так что без тех­ нического перевооружения просто не обой­ тись. Будто в подтверждение этих слов во вре­ мя нашей беседы к цементникам заглянул ге ­ неральный директор ОАО «Железобетон» Ни­ колай Горевалов: на его предприятии ощуща­ ется острая нехватка цемента. И таких посе­ тителей за день приходит немало, что под- тверхщают и ряды цементовозов у проходных завода. Это вполне закономерно. В районах об­ ласти щироко осуществляется программа «Свой дом», вводится жилье и в городе. Внедрение энергосберегающих техноло­ гий, организационные мероприятия позволи­ ли значительно снизить себестоимость про­ дукции. Одновременно повышается качество и расширяется ассортимент. Сегодня пред­ приятие выпускает семь марок цемента, в том числе сульфатостойкий, используемый при ведении строительных работ в водоемах. Новые технологии дали возможность на­ ладить выпуск портландцемента (до 75 про­ центов от общего производства). Это позво­ лило выиграть тендер на поставку сверхпроч­ ного материала для строителей Москвы. Ли ­ пецкий цемент, между прочим, был исполь­ зован при восстановлении храма Христа Спа­ сителя. Теперь липчане поставляют продук­ цию в регионы Центрального Черноземья, Прибалтики, южные районы. При этом при­ меняется только предоплата, что позволяет своевременно выплачивать налоги, вносить средства во внебюджетные фонды. Помимо этого на заводе в месяц выпуска­ ется 50 тысяч тонн щлакоблоков, которые с удовольствием берут индивидуальные з а ­ стройщики. Таким образом созданы предпосылки и для увеличения оплаты труда: в среднем на пред­ приятии получают до двух тысяч рублей. На­ ходятся средства для проведения ежегодной спартакиады по двенадцати видам. А недавно на СОКОЛЬСКОМ стадионе зрители стали сви­ детелями футбольного турнира между коман­ дами цементных заводов Липецка, Рязани, Брянска и московского ОАО «Стенцемент». Кубок достался липчанам. Если на других предприятиях администра­ ция и профком зачастую вступают в конфрон­ тацию, то здесь умеют находить общий язык. Совместно решаются проблемы производст­ ва, социальные вопросы. Один из них — улуч­ шение условий труда, экологической безопас­ ности. Разумеется, жизнь идет не без труднос­ тей. Возникают конфликты с энергетиками, га­ зовиками, железнодорожниками, но в любом случае находятся компромиссные варианты выхода из сложных ситуаций. Потому что в первую очередь здесь думают о деле. Раньше на предприятии наблюдалась боль­ шая текучесть кадров, нередки были и нару­ шения трудовой дисциплины. Теперь приема на работу больше нет, коллектив полностью укомплектован специалистами . А главное, пришло немало молодежи, что вселяет опти­ мизм на дальнейшее совершенствование и развитие предприятия. Вячеслав ЯКУНИН. 16 сен тября 1999 г „ № 181 (21059 ) В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ I РАБОТАЕТ к ом и сси я ! ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ | Об этом на встрече с журналистами з а - ( явил губернатор области Владимир Платов. ^ Совместно с главами муниципальных обра-1 зований ком иссия должна взять под ж е с т - 1 кий контроль города и районы области. Бу-1 д е т осуществляться проверка состояния н е - 1 жилых пом ещ ений , особенно подвалов, офи - 1 сов, м ес т массового скопления людей — во - 1 кзалов, ш кол , общественных зданий . Усилен- ^ ные меры охраны предполагается ввести на I особо важных объектах — Калининской атом -1 ной эле ктрос танции . Конаковской ГРЭС, га -1 зопроводах , источниках водоснабжения . | Губернатор заявил та кж е о необходимое -1 ти помощи населения . Всех , кто сд ае т дома I или квартиры при езжим людям или владеет | информацией о те х , кто сд ае т , просят сооб ­ щ ать в прав о о хр ани тел ь ны е ор ганы . У В Д | об ещ ае т открыть телефон доверия . ФСБ т а ­ кой телефон уж е им ее т . По мнению В. Пла ­ това , ситуация столь серьезная , что тр еб уе т ! внеочередного собрания руководителей р е - I гионов. С такой инициативой тверской губер -1 натор уже обратился в Совет Ф ед ерации . I ЧЕЧЕНСКАЯ СТОРОНА ПРОДОЛЖАЕТ ВОЗВОДИТЬ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ! СООРУЖЕНИЯ Они располагаю тся на административной I гр аниц е Курско го района С тавропольского I края и Ичкерии . Официальный Грозный на-1 зывает вед ущ иеся работы со зд ани ем обо - 1 ронительной линии в соответствии с подпи - 1 санным несколько недель назад со глаш ени - I ем с руководством Ставрополья. Однако на пере говорах речь ни о каких 1 оборонительных сооружениях не шла . Напро -1 тив, подписанное со глаш ение предусматри |в а л о укр еплени е в заим но го доверия и со I трудничества в борьбе с преступностью , од нако усилий для совместного патрулирова : ния границы чеченская сторона пока не пред приняла. А вырытые транш еи и окопы никак ; : не способствуют укреплению взаимного до верия «ЛЕТАЮЩИМ ГОСПИТАЛЬ» НА САХАЛИНЕ Это — ам ери канская благотворительная ■ор гани зация , которая в бл иж айш е е время ;тр е д о с т ав и т сахалинцам возможность полу гчить бесплатное медицинское обслуживание ■Самолет этой компании «Локхид Л - 1 0 1 1 -5 0 ■■оборудованный как самый современный ав ■тономный хирургический комплекс , призем :;лится в аэропорту Ю жно -С ахалинска 1 де ;;кабря 19 9 9 го д а . Задачей «Летающего гос питаля» является предоставление бесплат ных хирургических операций и медицинско ■: го обслуживания в странах , где люди имеют ■ограниченный доступ к элементарным сред :ствам здравоохранения . Как пояснил руководитель миссии по ока ■занию благотвсюительной медицинской по :■мощи в России Д . Лоренс , главная цель пред ■■стоящей миссии заключается в том , чтобы ■■■выяснить, в како го рода медицинских услу ■■■гах больше всего нуждаю тся сахалинцы В ■■■составе э ки п аж а будут врачи -офтальмоло ■ги , стоматологи и гинекологи . ЦЕНЫ НА РЫНКЕ БЕЛГОРОДА в минувш ее воскресенье на центральном ■■продовольственном рынке Белгорода эафик ■■■сированы следующ ие цены на продовольст ■■вие: за кило грамм свинины просили 2 5 7 0 ■■рублей, говядины — 2 1 - 5 0 рублей , сала — ■■18-35 рублей , творога — 15 -2 1 рублей , кар ■■тофеля — 5 - 6 рублей , лука репчатого — 6 7 ■■■рублей, помидоров — 4 - 5 рублей , яблок — ■■10-15 р у б л е й , арбузов — 2 рубля, дынь — ■3 ,5 рубля, литр масла растительного стоил ■■23-24 рубля, молока — 6 - 7 рублей , сметаны 1 6 -2 5 рублей , д еся то к яиц — 9 - 1 3 рублей. 6 детей и з тв ерско го дома РЕБЕНКА «ТЕРЕМОК» ОКАЗАЛИСЬ В ДЕТСКОЙ ИНФЕКЦИОННОЙ БОЛЬНИЦЕ С ПОДОЗРЕНИЕМ НА ГЕПАТИТ С ^ ■ По словам главного врача горбольницы ■№ 4 , больных д етей перевели , чтобы разря ■дить обстановку в Д ом е ребен ка . Он отрица ■е т наличие вспышки . «Если это действитель ■но та к и никакой вспышки заболевания не ■было, — о тм ечает в зтой связи «Вече Твери ■сегодня» , — то становится непонятным , что ■ж е проверяет московская комиссия» . В на стоящ ее время проводится повторное обсле ■дование д етей с целью уточнения диа гно за «ВТ» располагает неофициальной инфор ■м ацией о том , что в действительности про ■и зошло в Д ом е ребен ка . «Мы воздержимся пока от ее публикации до официального за ключения комиссии . С каж ем только, что она шокирует» , — пиш ет га зе та . ПОСЛЕДНЯЯ ДАНЬ ПОЛЬСКИМ ВОИНАМ в Катынском лесу (Смоленская область) > на м ес те массовых расстрелов в годы поли ­ тических репрессий ведется сооружение ме ■мори ал ьно го ком п л е кс а «Катынь». Ч а с т ью ■ ■ком пл екса стан ет польское воинское кл ад - ■ ■бищ е . В сооружении мемориала принимают ■участие как российские , так и польские стро ■ители . Как ож ид ае тся , его откры тие состо ■ится в серед ине будущ его года , однако ос ? ■новные работы гш едпол а га ется завершить?.; ■уже в октябре 1 9 9 9 года . 17 сентября в К а -^ ■тынском лесу побывает пре зид ен т Польши ■Але ксандр Квасьневский . Д а т а выбрана не^ ■случайно: ровно 6 0 л ет н азад в э то т день^ ■Красная Армия начала военные действия п ро -1 ■тив Польши . Приезд польского президента рассм атривается как неофициальный визит в Россию и продиктован ж ел анием А. Квась- невско го почтить память польских офицеров , ■! интернированных в 1 9 3 9 году и расстрелян | ных в 1 9 4 0 году . I (М АИ "Вся Россия ) . А В А Р И Я — ОБУЗДАТЬ ДОМНУ МОГУТ ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЫ ЭТОМУ СЕГОДНЯ УЧАТСЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «СВОБОДНЫЙ СОКОЛ» Сокольцам явно не везет. В течение несколь­ ких лет завод практически не работал, люди не получали зарплату, что вызывало у них недоволь­ ство. На предприятие пришла новая команда ру­ ководителей. Нашлись средства, чтобы вдохнуть жизнь в доменную печь и труболитейный цех, ус­ тановились контакты с потребителями. За несколь­ ко месяцев удалось «раскрутить» производство труб с шаровидным графитом, которые очень нуж­ ны в коммунальном хозяйстве страны. Люди на­ конец-то вздохнули с облегчением. Но тут... ...Это случилось на прошло неделе. На домен­ ной печи выбило фурму, через которую в агрегат подается воздух для ускорения процесса выплав­ ки чугуна. В образовавшееся отверстие под боль­ шим напором полетели горячие шихтовые мате­ риалы, раскаленный шлак. Домну срочно остано­ вили. Как утверждают специалисты, ситуация штат­ ная, подобные аварии нередко случаются на чугу­ ноплавильных агрегатах. И все же лучше бы их не было. — Все случилось на нормальном ходу печи, — объяснил при встрече начальник доменного цеха Евгений Гердт. — Не могли предусмотреть, что придет беда. Я считаю, что виноваты газовщик, водопроводчик и сменный мастер. Если бы они вовремя заметили, то заменили бы фурму за пол­ часа. А вот теперь устраняем аварию двое суток. Конечно, специально созданная на предприя­ тии комиссия определит причины аварии, назо­ вет имена виновных. Но потерянного не вернешь. Ведь в сутки печь выдает 800 тонн чугуна. Сейчас на складах завода создан достаточный запас руды, окатышей, кокса, что позволяет спо­ койно работать. К сожалению, за несколько меся­ цев после оживления предприятия инженерная служба не смогла подготовить надежные кадры горновых, газовщиков, мастеров. — Набирали людей чуть ли не с улицы, — гово­ рит директор по персоналу Владимир Аксенов. — Конечно, желательно бы получить готовых специа­ листов с Новолипецкого комбината, но мы не мо­ жем с ними сравниться по зарплате. Однако я уве­ рен, что трудности преодолимы. Сейчас подготовкой специалистов занимается непосредственно доменщик Борис Чернобривец, который на НЛМК был начальником первого до­ менного цеха. На завод пришли выпускники Ли­ пецкого технического университета. Теоретичес­ кая подготовка у ребят хорошая, а вот практики не хватает. Им приходится по сути начинать с рядо­ вых должностей, предстоит пройти все производ­ ственные участки, чтобы потом стать мастерами своего дела. Как говорится, на ошибках учатся. На заводе принята программа специального обучения рабо­ чих и специалистов для работы а аварийных ситу­ ациях. Поистине нет худа без добра. Самое глав­ ное, что «Свободный сокол» расправляет крылья. А они крепнут в полете. Вячеслав ЯКУНИН. (О кончание . Н ачало на 1-й стр.) Мне приходится регулярно вы­ слушивать , с позволения сказать , компетентны е мнения московских реформаторов образования; при те ­ перешней безработице и инженеры встанут к с тан ку . Конечно , жи знь прижм ет — встанут. Но немногие. И ненадолго. У студента пр а к ти ка занимает 15, ну пусть 20 процентов учебного времени. А в П Т У — все 60 . Есть разница? .. У нас человек приобретает не навыки, а умение, то есть навыки , доведенные до автома­ тизма. Плюс психологический фак­ тор. У инж енер а иная установка . Надев спецовку рабочего, он так или иначе ощущает себя обделенным. А мы не только учим «на рабочего» — мы помогаем понять достоинство рабочей профессии, ее самодостаточ­ ность. о ПОЛЬЗЕ ИСТОРИИ — Т ако е впечатление, Валерий Борисович, что вы постоянно испы ­ ты в а е т е п о т р е б н о с т ь з а щ и щ а т ь ваш у систему. И н аш разговор н а ­ ч а л и п р я м о - т а к и с а д в о к а т с к о й речи ... — Я защищаю всю систему обра­ зования России, складывавшуюся ве­ к ам и . А П ТО — ее неотъемлемая часть. И подвергается она особенно настойчивым нападкам. Если мое по­ коление педагогов профтехобразова­ ния о каж ется бессильным свидете­ лем разрушения системы, созданной почти 60 лет назад, — на будущий год мы отпразднуем ее юбилей, — то т я ж к и й грех ляж ет на наш у со­ весть. Не мы начинали это дело, не нам его хоронить. Кс та ти , и 60 лет назад учрежде­ ния по подготовке трудовых резер­ вов возникли не на пустом месте. И х корни уходят в X I X и даже X V I I I век. Еще в 1888 году высочайшим указом был утвержден устав ремес­ ленных училищ . А Николай I I под­ писал аналогичный указ для училищ сельских. Многие дореволюционные принципы унаследовали и мы. Про ­ граммы и тогда включали и общеоб­ разовательные дисциплины , и полу­ чение профессиональных навыков. Обучение велось пр а к ти че с ки бес­ платно. Финансы частично поступа­ ли из го с к а з ны , ча с ти чн о — из земств. Последнее обстоятельство особен­ но существенное. Мы нынче в оче­ редной раз принимаемся изобретать велосипед. Центр , в ведении которо­ го находятся П Т У России, почти не дает им средств и норовит «свалить» училищ а на попечение областей: вы обучаете кадры для своих предпри­ ятии? Н у так и платите за это сами. К а к будто в регионах у выпускни ­ ков П Т У берут подписку о невыезде и превращают их в крепостных к а ­ ко го -либо завода или фабрики ! А вдруг человек уедет в другие края? Получается, мы зря тратили на него деньги местных нало гоплательщ и ­ ков? Вот тут и полезно припомнить до­ революционный опыт, когда центр и земства делили заботы о ремеслен­ ных училищ ах пополам. — П р а к т и к а перекладывания от ­ ветственности за детей на нижесто ­ ящие звенья исполнительной верти ­ кали опасна . К аж е т с я , уж е «на ко ­ лолись», передав права на распре­ деление средств для ш кол местно­ му самоуправлению . Теперь облас­ тные структуры деньги в районы от­ правляют, а к а к они расходуются — реш ает районный глава . И порою отнюдь не в пользу ш кол и педаго ­ гов... — Я читал у вас в «Липецкой га ­ зете» обращение профсоюзов по по­ воду фактического разгосударствле­ ния ш кол . Авторы его правы. Н е ­ справедливо, когда судьба сотен, а то и тысяч детей зависит от того, богаче или беднее район, село, где они ж и в у т , дальновиден ли глава местного самоуправления или весь горизонт ему заслонили заботы об урожайности , надоях, привесах. К о - , торые. кстати , завтра просто некому будет обеспечивать, если забыть о нуждах подрастающего поколения. — Вы, я виж у , очень близко к ссрд|^у принимаете школьные неуря­ дицы? — П ГО и ш кола — партнеры. Мы заинтересованы, чтобы из школьных классов к нам приходили хорошо подготовленные учащ иеся . Есть и ряд других моментов... — Н о , м ож ет быть, сперва вер­ немся к истории профтехобразова­ ния? У вас прозвучала в чем -то не ­ ожиданная мысль: традиции П ТО не десятилетиями , а веками складыва­ лись. Они — часть российской куль ­ туры . Сегодня ими , к а к и мно гими дру гими национальными ценностя ­ ми . без особых колебаний ж ер тву ­ ют ради уродливо ис тол кованны х «рыночных отнош ений ...» — Плохое знание истории мстит за себя. Вот факт: после 1921 года сформированная до революции сис­ тема П ТО стала разрушаться. Реши - ли-постановили , что она не н уж н а новой России. А система-то была ос­ новательная. Только в Елецком уез­ де насчитывалось тринадцать ремес­ ленных училищ . В 21 году при НЭПе их стали, закрывать. В оставшихся не обновлялось оборудование... К о г ­ да началась индустриализация, к о г ­ да был разработан пятилетний план и золотом оплачивалась передовая техни ка из-за рубежа , вдруг обнару­ жилось: работать-то на ней некому. Д аж е вы пускники немногих училищ приобретали навыки обслуживания лишь на допотопных стан ках образ­ ца 1913 года. В итоге — ряд показа ­ телей пятилетки выполнить не уда­ лось. К а к раз из-за низкой квалифи­ кац и и рабочих. Короче , уж е перед войной пришлось воссоздавать сис­ тему обучения трудовых резервов, опираясь на дооктябрьский опыт. П оли ти кам , экономистам, финан­ систам не худо бы все это знать. И н а ­ че Россия обречена двигаться по тому ж е порочному кр у гу . Заклинаний о возрождении экономики в избытке. Т а к давайте воспитывать тех , кому ее возрождать! — От истории — к современнос­ ти , хотя , по большому счету, мы и до сего момента говорили именно о современности. Ч то ж е тако е сегод­ ня региональная система П ТО ? — Ваши читатели наверняка не сомневаются, что о П ТО они имеют ясное представление. Но вряд ли пол­ ное. Это ж е достаточно слож ны й комплекс: П Т У — это общеобразо­ вательная ш кол а , профессиональное учебное заведение, унитарное пред­ приятие , где учащиеся , осваивая ре­ месло, выпускают продукцию в то­ варных объемах. До 25 процентов н уж ны х им сумм зарабатывают на этом училищ а . А кое-где и 50 , и 60. В учебных хозяйствах насчитывает­ ся 6 000 гектаров п аш ни . Произво­ дим зерновые, животноводством за ­ нимаемся. У одних О П Т У земли не­ много — 300 гектаров, у других — до 2 ,5 тысячи, практически — не­ большой совхоз. Но в основе, естественно, не хо ­ зяйственная деятельность, а воспи­ тательная. Учим профессии, даем ре­ бятам крыш у над головой — обще­ жи ти е , обеспечиваем отдых, разви­ тие способностей во внеурочное вре­ мя — в к р у ж к а х , секциях . Они у нас и в рыночную эпоху остались бес­ платными. Х очу обратить внимание на спе­ цифику нашего образования. В ш к о ­ ле или вузе большую часть знаний вы сиж ив аю т , и зв и ни т е , попой за партой. У нас подросток учится , ра­ ботая. Физически . Вот ответьте, по­ чему в ремесленных у чи л ищ а х , в П Т У детей всегда кормили — и при Сталине, и позже? — Н у там вроде бы такой ко н ­ тин ген т , из плохо обеспеченных се­ мей ... — Не-ет. У нас масса детей впол­ ном и ки . Но сегодня нередко люди с солидным практическим стаж ем те ­ ряю т работу. А что ж е тогда гово­ рить о ваш их воспитанниках? — Вопрос в самую т о ч к у . Это наша главная забота. И она не впи­ сывается ни в ка ки е границы пре­ словутых «образовательных услуг» . Мы приложили много усилий , что ­ бы были заключены договоры у ч и ­ лищ с предприятиями о трудоустрой­ стве выпускников. Дальновидные ру ­ ководители производства идут на это. И , конечно, значительную роль сыг­ рала тут поддержка областной адми­ нистрации . В нынешнем году состо­ ялся первый выпуск договорников. Результат? В прошлом году работу получили 72 процента наш их ребят, в этом — уж е 81 процент. Составлен региональный список профессий. И еще: раньше мы одних подростков учили слесарному делу, других — сварочному. Теперь начи ­ наем готовить слесарей-сварщиков, кровельщиков-сантехников-столяров и т а к далее. Это дает дополнитель­ ный шанс не остаться без заработка. Н аш комм унальщ и к умеет все. Он может взять на полное комплексное обслуживание сразу весь дом. — С к аж и т е , а возможно ли к а ­ кое-то регулирование в сфере проф- обучения? Чтобы и збежать «пере­ не обеспеченных родителей. Все про­ ще. За шесть часов физических уси­ лий подросток затрачивает зн а чи ­ тельную энергию. Ее надо немедлен­ но пополнить.-Не дожидаясь пока он до дома доберется. Правда, уж е пол­ тора года, к а к правительство о тка ­ залось оплачивать питание наших ре­ бят. Тем не менее за счет всех источ­ ников мы продолжаем их кормить. Скудно, но все-таки. Мы обязаны сде­ лать т а к , чтобы питомцы П У были здоровы. В конце концов, юноша — это еще и завтрашний солдат. А де­ вуш ка — не только швея или токарь, но в скором времени и мать ... Короче, мы отвечаем за то, к а к и ­ ми они станут специалистами, людь­ ми , родителями , гр аж д ан ам и . По крайней мере, обязаны отвечать. В связи с этим у нас весьма осторожно оценивают рекомендации «свыше» касательно разных новаций, отказа от проверенных методов работы. Это не консерватизм. Просто само вошед­ шее в обиход понятие «педагогичес­ кие технологии» не вызывает дове­ рия. Очень у ж оно техническое, без­ душное . Т ехноло гия изготовления башмака — это я понимаю . А техно ­ ло гия «изготовления» л и чн о с ти . . . И звините , человек не башмак , его не перешьешь и по графе допустимого брака не спишешь . Т а к что признаюсь: под модные разговоры о «демилитаризации» вос­ питания мы не выбросили за борт опыт подготовки ребят к службе в армии . Н у и понятно, всячески про­ тиводействуем опошливающему вли­ янию СМ И . Там ж е ни слова не ус- лышищь об уважении к труду — если это, конечно , не труд бизнесмена, банкира , элитарного режиссера. Сам дух тем передач настраивает на боль­ шие деньги, неважно , какой ценой добытые. Это ведь, если задуматься, антирабочая пропаганда, она подры­ вает созидательные, творческие на ­ чала в человеке. — А к а к , по -вашему , освещают­ ся по Т В , в периодике вопросы об­ разования? — Поверхностно. Н а уровне и н ­ формации. Педагог не получает мо­ ральной поддержки , к а к , впрочем, и заводской рабочий или крестьянин . Ж урналистам это неинтересно. Зато в официальных документах нас чет ­ ко ориентируют; ребята, забудьте все эти с тиш ки , что вы, мол, сеете ра ­ зумное, доброе, вечное. Вы всего-на­ всего оказываете «образовательные услуги» . Это еще один новый термин. И опять ж е приниж ающ ий традици ­ онное для России представление о миссии учителя . Мы не услуги о ка ­ зываем, не обслуживаем — это под­ ходит для телемастерской или п ари к ­ махерской . Мы — просвещаем. От слова «свет». По-моему , нам уж е , не таясь, на ­ вязывают вместо привычного и у т ­ вердившегося в русском сознании принципа «учитель для ученика» за­ падное, чужое; «ученик для учите ­ ля» . У ч е н и к ищет учителя , просит оказать «образовательную услу гу» , покупает ее. А кц е н т на коммерциа ­ лизацию явный. И это наносит ущерб и учителю , и учени ку . отом, кого и ЧЕМУ УЧИТЬ — Хо рош о , Валерий Борисович. Вы убедили меня и, пола гаю , ч и т а ­ телей , что П Т О — насущ ная необ­ ходимость для государства и его эко ­ производства» тех или ины х специ ­ алистов? — Н ам уп о р н о н авя зы в а е тс я идея, опять ж е в русле «образова­ тельных услуг», надо удовлетворять запросы населения. Стало быть, не ваша, братцы, забота, сколько реги ­ ону нужно юристов, а сколько сле­ сарей. Хочет клиент быть юристом ■— ну и учите . Меня всегда т а к и т я ­ нет спросить т а ки х «теоретиков»: а кто будет чинить водопроводные кр а ­ ны и менять унитазы в квартирах тех ж е юристов, если никто не захочет стать сантехником? Уверен: регули ­ рование необходимо, исходя из мес­ тных экономических потребностей и условий. Естественно, без ди ктата , без принуждения , объясняя, апелли­ руя к здравому смыслу... — К о г д а - т о это н а зы в а л о с ь профориентацией ... — А она непременно должна вес­ тись! В тех ж е ш колах . И ориенти­ ровать не только на элитарные про­ фессии, на обязательное высшее об­ разование. Не надо эту задачу цели­ ком перекладывать на среднеспеци­ альные учебные заведения или П Т У . Я уж е говорил: П ТО — компонент региональной экономики . И ш кола тоже не имеет права устраняться от решения экономических проблем ре­ гиона . о СМЕЖНОМ «ЦЕХЕ» — Вас устраивает качество зн а ­ ний и воспитания детей, которых вы принимаете? — Дети разные, школы разные, тут односложно не ответишь. Но , не скрою , меня тревожат некоторые мо­ менты. Например, язы к . Н и ТВ , ни радио не дают теперь образцов хоро­ ш е го русского я зы ка . З н а чи т , вся надежда на ш колу и на нас. П о ка вес­ ти речь о впечатляющих результатах было бы преувеличением ... Возьмем другой аспект. Нам слу­ чается залечивать психологические травмы ребят, а порою и родителей, которые считают, что с их детьми в ш коле поступали несправедливо, за­ нижали оценки , и даже на экзаме ­ нах . Правы они или нет? М не к а ж е т ­ ся, чтоб было меньше подобных пре­ тензий , да и учитель не поддавался бы ка ким -то субъективным симпати ­ ям и антипатиям , если бы вполне в духе времени ввести публичность э к ­ заменов. Х о тя т родители, представи­ тели общественности, может быть, преподаватели вузов или техникумов присутствовать на них? П ож ал уй с ­ та. В законе запрета на это нет. Пусть одни присматриваются к своим по­ тенциальным с туд ен там ,а другие — сравнивают уровень знаний собствен­ ного чада с уровнем знаний его това­ рищей . Поверьте, это момент не час­ тный и не второстепенный. Т акая от ­ крытость снимет массу проблем и у кр еп и т авторитет учителей и пед­ коллективов . Вне всякого сомнения , однако , что школьную систему сейчас легко критиковать . Труднее эффективно ей помогать. Госорганы до сих пор пред­ почитаю т контролировать учебный процесс , н ад зи р а ть за у ч и т е л ем , вместо того чтобы финансово-эконо­ мически и организационно обеспечи­ вать его нормальную работу. В пре­ ж н и е годы, при н аличии средств, базовых предприятий , богатых ш е ­ фов, хозяйственная сторона не тре ­ бовала от того ж е директора ш колы , по образованию — «предметника» , солидных специальных знаний и на ­ выков. Теперь он вынужден овладе­ вать нелегким искусством управлен- ца-хозяйственника . И рядом с ним в одной, извините, у п р я ж к е долж - ? ны быть такие же управленцы из гос­ стр уктур . — Ваш а канд ид а тс кая диссерта­ ция к а к раз содержала исследова­ ние задач управления в сфере об­ разования ... — Я детально изучил положение дел в 18 регионах. И понял: если по- настоящему вести реформы в нашей системе , то н ачинать необходимо именно с управления. А главное, чем н уж но заниматься без отсрочек, не только поиском средств на зарплату учителям , а спасением и укреплени ­ ем материальной базы. В первую оче­ редь это относится к П Т У . База ус­ таревает и разрушается катастрофи- чески . М ож е т повториться беда 30- X годов: наш и вы пускники не суме- ют работать на новейшей, современ­ ной техни ке . Сказанное не значит, что о педа­ гогах можно забыть. Особенно опять- таки в системе П ТО , где заработок н иж е , чем в школе . А ведь хорошие мастера из училищ могут получать значительно больше, уйдя на завод. И они уходят. Нередко — самые та ­ лантливые и энергичные. Кадры ста­ реют. Среди директоров училищ чет ­ верть у ж е п енсионно го возраста . Очень тревожная цифра. Далее. Подготовка и переподго­ товка специалистов для П Т У . Тоже вопрос острейш ий . И тож е , естес­ твенно, упирается в финансирова­ ние. Я не принадлежу к м и тин го ­ вым ораторам -популистам , чей ло­ зун г примитивен: вынь да положь! Но к а к раз элементарный здравый смысл, пра гматический подход д и к ­ туют абсолютную необходимость и неотложность затрат на все, о чем я говорю. Если суммировать сказанное, то в нескольких словах оно могло бы звучать так ; к а ким будет управле­ ние образованием , т а ки м будет и само образование. — Но по ка что управление вы­ зывает бесконечные нар екания . Н а ­ чин ая с того , к а к и е учебники и для ш кол , и для П Т У выходят с благос­ ловения министерства. П ро граммы подчас повергают в изумление — и по литературе , и по я зы кам , и по обществоведческим дисципл ин ам . Точно кто -то поставил цель — го ­ товить недоучек, полузнаек , м а кси ­ мально запутать и учителей , и уче­ ников , о чем « Л Г » , к слову замечу , неоднократно писала . Н о при этом такой либерализм , т а к а я псевдоде­ м о кр атическая д ема го гия о свобод­ ном творчестве учителя , выбирай ­ те, мол, любую про грамму , любое пособие. — Свобода творчества — это пре­ красно. Но будем реалистами: сре­ ди педагогов творцов не так у ж мно­ го. И зачастую, не будучи Сухомлин- скими , Ильиными , Москаленко , они нуждаются в том, чтобы их направ­ ляли и поправляли. В области у нас, слава Богу, солидный институт усо­ верш енствования у ч и т е л ей . Есть серьезные ученые, они сами разра­ батывают интересные уч еб н и ки и программы , допустим , на факульте­ те иноязычных культур при Л и п е ц ­ ком пединституте, в Елецком педа­ гогическом , в техуниверситете. Им всем необходимо активизироваться, а т'.'тппос сложить усилия. Что касается учебной литературы, нужен эффективный и авторитетный об­ щ ественный совет по у ч е б н и к ам . Совет, обладающий определенными правами, а не только рекомендатель­ ными функциями . — То есть на региональном уров­ не следует просеивать и ко р р е к ти ­ ровать идеи и %указивки», на ко то ­ рые т а к щедры в Москве? — Безусловно. У вас в «ЛГ» пра­ вильно писали, что наши дети — это наш и дети. Если центр может пре­ небречь их интересами, их будущим , то мы на периферии не должны это допустить. А что центр то и дело по видимости вроде бы проявляет вни ­ мание к учебному процессу, «спус­ кает» шибко мудрые и демократич­ ные решения , а в действите.аьности — порождает опасные прецеденты, мы видим на каждом ш а гу . Да вот, например, этим летом министр об­ разования подписал письмо «О пре­ доставлении религиозным организа­ циям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных ' про грамм в п ом ещ ениях государ ­ ственных и муниципальных образо­ вательных учреждений» . На первый взгляд, разумное решение. А на вто­ рой — деструктивное , чревато ос­ ложнениями и конф ликтами . Поче ­ му? Да потому , что в письме м и ­ нистр и его подчиненные упустили «пустячок»: не оговорили, что пра­ во на религиозное обучение после занятий дается только религиозным организациям , зарегистрированным на данной территории . Значит , и в нашей области свою пропаганду сре­ ди детей м о гут вести с то ро н ни ки любой религии , где бы они не заре­ гистрировались. Н еважно , что у нас 85 процентов православных. Я в и т ­ ся в ш колу богатенький приверже ­ нец какой -либо нетрадиционной сек ­ ты из неславянского региона России, предложит главе местного самоуп­ равления и директору ш колы день­ ги на ремонт здания или на п о к у п ­ к у компьютера — и получит добро на свой «факультатив». Бот вам и «мудрое» управление наш им обра­ зованием! Я говорю об этом с боль­ шой озабоченностью и к а к педагог, и к а к председатель областной госу­ дарственной религиоведческой э к ­ спертизы ... — Н а ш диалог , Валерий Бори ­ сович, далеко вышел за р ам ки про ­ блем профтехобразования ... — Но мы условились говорить о судьбе н аш их детей. И независимо от того , кто из них будет станочни ­ ком , кто сельским механизатором , кто инж енером , врачом, м узы кан ­ том, мы отвечаем за всех. Это фи­ нансирование идет из разных к а р ­ манов, а задачи , по большому сче­ ту , и у ш колы , и у П Т У , и у т ех н и ­ кума — общие. Единые. Сейчас, по моему глубокому убеждению , дети, где бы они ни учились , нуждаю тся в защ ите . От непродуманных нова- ‘ ц и й . От хр о н и ч е с ко й бю дж е тн о й скудости . От чиновного п рож е к тер ­ ства или равнодушия . От губитель ­ ных последствий го судар с тв ен но ­ п ол и ти ч е с ко го , э ко н ом и ч е с ко го и нравственного кризиса . И кроме нас, родителей, учителей , общества, мес­ тной власти, их защ и ти ть некому . Беседовал И . Н ЕВ Е РО В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz