Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
о с ТЖИПЕЦКАЯ г а з е т а ш ю м ш и л Е и и о с т ъ (1ЯИПЕЦКЦЕМЕНТ»: Еаь УВЕРЕННОПЬ вЗАВТРАШНЕМ№ П е р е д встречей с руководством ОАО «Липецкцементм я р еш и л пройтись по участкам, поговорить с лю д ьми . Сопро вождать м еня лю б е зн о согласил ась и н спектор отдела кадр ов Ю лия М ур аш ки на . По д о р о г е она у б еж д а л а , что полож ени е н а за в о д е и зм ен ил о сь в лучш ую сторону. М ного вним ан ия уделяется социальной защите и отдыху лю д ей . — Обстановка на предприятии д е л о вая , зарплату воврем я п олучаем , — п о д тверждает заместитель н ачальника цеха производства цемента Н а д еж д а С уд ар и - ков а . — Есть и перспектива: сейч а с в о с станавливаем первую печь , чтобы ув ел и чить выпуск кли н кер а . — Работаем спо кой но , есть у в е р е н ность в завтрашнем д н е , — говорит м а шинист вращ ающ ихся п еч ей А л е ксанд р Артамонов. — Улучш ения заметны, — вступает в разговор сл есарь КИ П и автоматики Т аи сия Крю ков а . — Растет уровень кв алиф и к а ц и и рабочи х , заменяются устаревшие приборы и о б о р у д о в а н и е .. . Однако не добрый волшебник пришел на производство и навел порядок. Просто пред приятие выкупило московское ОАО «Штерн- цемент», созданное при управлении капиталь ного строительства правительства столицы. Оно вышло на передовые позиции по произ водству цемента в России, создало конкурен цию западным фирмам. По предложению москвичей на должность генерального директора пригласили началь ника огнеупорного производства ОАО «НЛМК» Бориса Чумарина, обещав ему поддержку. А главное — на завод пошли инвестиции, на чался процесс обновления оборудования. В частности, приобрели так называемую сепа раторную этажерку, которая позволяет выпус кать цемент любой марки. Купили новую упа ковочную линию. Запускается ранее законсер вированная третья технологическая линия... — Наш завод использует оборудование на полную мощность, — говорит Борис Чумарин. — Сегодня потребность в продукции гораздо выще возможностей предприятия, особенно велик спрос в летний сезон. Так что без тех нического перевооружения просто не обой тись. Будто в подтверждение этих слов во вре мя нашей беседы к цементникам заглянул ге неральный директор ОАО «Железобетон» Ни колай Горевалов: на его предприятии ощуща ется острая нехватка цемента. И таких посе тителей за день приходит немало, что под- тверхщают и ряды цементовозов у проходных завода. Это вполне закономерно. В районах об ласти щироко осуществляется программа «Свой дом», вводится жилье и в городе. Внедрение энергосберегающих техноло гий, организационные мероприятия позволи ли значительно снизить себестоимость про дукции. Одновременно повышается качество и расширяется ассортимент. Сегодня пред приятие выпускает семь марок цемента, в том числе сульфатостойкий, используемый при ведении строительных работ в водоемах. Новые технологии дали возможность на ладить выпуск портландцемента (до 75 про центов от общего производства). Это позво лило выиграть тендер на поставку сверхпроч ного материала для строителей Москвы. Ли пецкий цемент, между прочим, был исполь зован при восстановлении храма Христа Спа сителя. Теперь липчане поставляют продук цию в регионы Центрального Черноземья, Прибалтики, южные районы. При этом при меняется только предоплата, что позволяет своевременно выплачивать налоги, вносить средства во внебюджетные фонды. Помимо этого на заводе в месяц выпуска ется 50 тысяч тонн щлакоблоков, которые с удовольствием берут индивидуальные з а стройщики. Таким образом созданы предпосылки и для увеличения оплаты труда: в среднем на пред приятии получают до двух тысяч рублей. На ходятся средства для проведения ежегодной спартакиады по двенадцати видам. А недавно на СОКОЛЬСКОМ стадионе зрители стали сви детелями футбольного турнира между коман дами цементных заводов Липецка, Рязани, Брянска и московского ОАО «Стенцемент». Кубок достался липчанам. Если на других предприятиях администра ция и профком зачастую вступают в конфрон тацию, то здесь умеют находить общий язык. Совместно решаются проблемы производст ва, социальные вопросы. Один из них — улуч шение условий труда, экологической безопас ности. Разумеется, жизнь идет не без труднос тей. Возникают конфликты с энергетиками, га зовиками, железнодорожниками, но в любом случае находятся компромиссные варианты выхода из сложных ситуаций. Потому что в первую очередь здесь думают о деле. Раньше на предприятии наблюдалась боль шая текучесть кадров, нередки были и нару шения трудовой дисциплины. Теперь приема на работу больше нет, коллектив полностью укомплектован специалистами . А главное, пришло немало молодежи, что вселяет опти мизм на дальнейшее совершенствование и развитие предприятия. Вячеслав ЯКУНИН. 16 сен тября 1999 г „ № 181 (21059 ) В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ I РАБОТАЕТ к ом и сси я ! ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ | Об этом на встрече с журналистами з а - ( явил губернатор области Владимир Платов. ^ Совместно с главами муниципальных обра-1 зований ком иссия должна взять под ж е с т - 1 кий контроль города и районы области. Бу-1 д е т осуществляться проверка состояния н е - 1 жилых пом ещ ений , особенно подвалов, офи - 1 сов, м ес т массового скопления людей — во - 1 кзалов, ш кол , общественных зданий . Усилен- ^ ные меры охраны предполагается ввести на I особо важных объектах — Калининской атом -1 ной эле ктрос танции . Конаковской ГРЭС, га -1 зопроводах , источниках водоснабжения . | Губернатор заявил та кж е о необходимое -1 ти помощи населения . Всех , кто сд ае т дома I или квартиры при езжим людям или владеет | информацией о те х , кто сд ае т , просят сооб щ ать в прав о о хр ани тел ь ны е ор ганы . У В Д | об ещ ае т открыть телефон доверия . ФСБ т а кой телефон уж е им ее т . По мнению В. Пла това , ситуация столь серьезная , что тр еб уе т ! внеочередного собрания руководителей р е - I гионов. С такой инициативой тверской губер -1 натор уже обратился в Совет Ф ед ерации . I ЧЕЧЕНСКАЯ СТОРОНА ПРОДОЛЖАЕТ ВОЗВОДИТЬ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ! СООРУЖЕНИЯ Они располагаю тся на административной I гр аниц е Курско го района С тавропольского I края и Ичкерии . Официальный Грозный на-1 зывает вед ущ иеся работы со зд ани ем обо - 1 ронительной линии в соответствии с подпи - 1 санным несколько недель назад со глаш ени - I ем с руководством Ставрополья. Однако на пере говорах речь ни о каких 1 оборонительных сооружениях не шла . Напро -1 тив, подписанное со глаш ение предусматри |в а л о укр еплени е в заим но го доверия и со I трудничества в борьбе с преступностью , од нако усилий для совместного патрулирова : ния границы чеченская сторона пока не пред приняла. А вырытые транш еи и окопы никак ; : не способствуют укреплению взаимного до верия «ЛЕТАЮЩИМ ГОСПИТАЛЬ» НА САХАЛИНЕ Это — ам ери канская благотворительная ■ор гани зация , которая в бл иж айш е е время ;тр е д о с т ав и т сахалинцам возможность полу гчить бесплатное медицинское обслуживание ■Самолет этой компании «Локхид Л - 1 0 1 1 -5 0 ■■оборудованный как самый современный ав ■тономный хирургический комплекс , призем :;лится в аэропорту Ю жно -С ахалинска 1 де ;;кабря 19 9 9 го д а . Задачей «Летающего гос питаля» является предоставление бесплат ных хирургических операций и медицинско ■: го обслуживания в странах , где люди имеют ■ограниченный доступ к элементарным сред :ствам здравоохранения . Как пояснил руководитель миссии по ока ■занию благотвсюительной медицинской по :■мощи в России Д . Лоренс , главная цель пред ■■стоящей миссии заключается в том , чтобы ■■■выяснить, в како го рода медицинских услу ■■■гах больше всего нуждаю тся сахалинцы В ■■■составе э ки п аж а будут врачи -офтальмоло ■ги , стоматологи и гинекологи . ЦЕНЫ НА РЫНКЕ БЕЛГОРОДА в минувш ее воскресенье на центральном ■■продовольственном рынке Белгорода эафик ■■■сированы следующ ие цены на продовольст ■■вие: за кило грамм свинины просили 2 5 7 0 ■■рублей, говядины — 2 1 - 5 0 рублей , сала — ■■18-35 рублей , творога — 15 -2 1 рублей , кар ■■тофеля — 5 - 6 рублей , лука репчатого — 6 7 ■■■рублей, помидоров — 4 - 5 рублей , яблок — ■■10-15 р у б л е й , арбузов — 2 рубля, дынь — ■3 ,5 рубля, литр масла растительного стоил ■■23-24 рубля, молока — 6 - 7 рублей , сметаны 1 6 -2 5 рублей , д еся то к яиц — 9 - 1 3 рублей. 6 детей и з тв ерско го дома РЕБЕНКА «ТЕРЕМОК» ОКАЗАЛИСЬ В ДЕТСКОЙ ИНФЕКЦИОННОЙ БОЛЬНИЦЕ С ПОДОЗРЕНИЕМ НА ГЕПАТИТ С ^ ■ По словам главного врача горбольницы ■№ 4 , больных д етей перевели , чтобы разря ■дить обстановку в Д ом е ребен ка . Он отрица ■е т наличие вспышки . «Если это действитель ■но та к и никакой вспышки заболевания не ■было, — о тм ечает в зтой связи «Вече Твери ■сегодня» , — то становится непонятным , что ■ж е проверяет московская комиссия» . В на стоящ ее время проводится повторное обсле ■дование д етей с целью уточнения диа гно за «ВТ» располагает неофициальной инфор ■м ацией о том , что в действительности про ■и зошло в Д ом е ребен ка . «Мы воздержимся пока от ее публикации до официального за ключения комиссии . С каж ем только, что она шокирует» , — пиш ет га зе та . ПОСЛЕДНЯЯ ДАНЬ ПОЛЬСКИМ ВОИНАМ в Катынском лесу (Смоленская область) > на м ес те массовых расстрелов в годы поли тических репрессий ведется сооружение ме ■мори ал ьно го ком п л е кс а «Катынь». Ч а с т ью ■ ■ком пл екса стан ет польское воинское кл ад - ■ ■бищ е . В сооружении мемориала принимают ■участие как российские , так и польские стро ■ители . Как ож ид ае тся , его откры тие состо ■ится в серед ине будущ его года , однако ос ? ■новные работы гш едпол а га ется завершить?.; ■уже в октябре 1 9 9 9 года . 17 сентября в К а -^ ■тынском лесу побывает пре зид ен т Польши ■Але ксандр Квасьневский . Д а т а выбрана не^ ■случайно: ровно 6 0 л ет н азад в э то т день^ ■Красная Армия начала военные действия п ро -1 ■тив Польши . Приезд польского президента рассм атривается как неофициальный визит в Россию и продиктован ж ел анием А. Квась- невско го почтить память польских офицеров , ■! интернированных в 1 9 3 9 году и расстрелян | ных в 1 9 4 0 году . I (М АИ "Вся Россия ) . А В А Р И Я — ОБУЗДАТЬ ДОМНУ МОГУТ ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЫ ЭТОМУ СЕГОДНЯ УЧАТСЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «СВОБОДНЫЙ СОКОЛ» Сокольцам явно не везет. В течение несколь ких лет завод практически не работал, люди не получали зарплату, что вызывало у них недоволь ство. На предприятие пришла новая команда ру ководителей. Нашлись средства, чтобы вдохнуть жизнь в доменную печь и труболитейный цех, ус тановились контакты с потребителями. За несколь ко месяцев удалось «раскрутить» производство труб с шаровидным графитом, которые очень нуж ны в коммунальном хозяйстве страны. Люди на конец-то вздохнули с облегчением. Но тут... ...Это случилось на прошло неделе. На домен ной печи выбило фурму, через которую в агрегат подается воздух для ускорения процесса выплав ки чугуна. В образовавшееся отверстие под боль шим напором полетели горячие шихтовые мате риалы, раскаленный шлак. Домну срочно остано вили. Как утверждают специалисты, ситуация штат ная, подобные аварии нередко случаются на чугу ноплавильных агрегатах. И все же лучше бы их не было. — Все случилось на нормальном ходу печи, — объяснил при встрече начальник доменного цеха Евгений Гердт. — Не могли предусмотреть, что придет беда. Я считаю, что виноваты газовщик, водопроводчик и сменный мастер. Если бы они вовремя заметили, то заменили бы фурму за пол часа. А вот теперь устраняем аварию двое суток. Конечно, специально созданная на предприя тии комиссия определит причины аварии, назо вет имена виновных. Но потерянного не вернешь. Ведь в сутки печь выдает 800 тонн чугуна. Сейчас на складах завода создан достаточный запас руды, окатышей, кокса, что позволяет спо койно работать. К сожалению, за несколько меся цев после оживления предприятия инженерная служба не смогла подготовить надежные кадры горновых, газовщиков, мастеров. — Набирали людей чуть ли не с улицы, — гово рит директор по персоналу Владимир Аксенов. — Конечно, желательно бы получить готовых специа листов с Новолипецкого комбината, но мы не мо жем с ними сравниться по зарплате. Однако я уве рен, что трудности преодолимы. Сейчас подготовкой специалистов занимается непосредственно доменщик Борис Чернобривец, который на НЛМК был начальником первого до менного цеха. На завод пришли выпускники Ли пецкого технического университета. Теоретичес кая подготовка у ребят хорошая, а вот практики не хватает. Им приходится по сути начинать с рядо вых должностей, предстоит пройти все производ ственные участки, чтобы потом стать мастерами своего дела. Как говорится, на ошибках учатся. На заводе принята программа специального обучения рабо чих и специалистов для работы а аварийных ситу ациях. Поистине нет худа без добра. Самое глав ное, что «Свободный сокол» расправляет крылья. А они крепнут в полете. Вячеслав ЯКУНИН. (О кончание . Н ачало на 1-й стр.) Мне приходится регулярно вы слушивать , с позволения сказать , компетентны е мнения московских реформаторов образования; при те перешней безработице и инженеры встанут к с тан ку . Конечно , жи знь прижм ет — встанут. Но немногие. И ненадолго. У студента пр а к ти ка занимает 15, ну пусть 20 процентов учебного времени. А в П Т У — все 60 . Есть разница? .. У нас человек приобретает не навыки, а умение, то есть навыки , доведенные до автома тизма. Плюс психологический фак тор. У инж енер а иная установка . Надев спецовку рабочего, он так или иначе ощущает себя обделенным. А мы не только учим «на рабочего» — мы помогаем понять достоинство рабочей профессии, ее самодостаточ ность. о ПОЛЬЗЕ ИСТОРИИ — Т ако е впечатление, Валерий Борисович, что вы постоянно испы ты в а е т е п о т р е б н о с т ь з а щ и щ а т ь ваш у систему. И н аш разговор н а ч а л и п р я м о - т а к и с а д в о к а т с к о й речи ... — Я защищаю всю систему обра зования России, складывавшуюся ве к ам и . А П ТО — ее неотъемлемая часть. И подвергается она особенно настойчивым нападкам. Если мое по коление педагогов профтехобразова ния о каж ется бессильным свидете лем разрушения системы, созданной почти 60 лет назад, — на будущий год мы отпразднуем ее юбилей, — то т я ж к и й грех ляж ет на наш у со весть. Не мы начинали это дело, не нам его хоронить. Кс та ти , и 60 лет назад учрежде ния по подготовке трудовых резер вов возникли не на пустом месте. И х корни уходят в X I X и даже X V I I I век. Еще в 1888 году высочайшим указом был утвержден устав ремес ленных училищ . А Николай I I под писал аналогичный указ для училищ сельских. Многие дореволюционные принципы унаследовали и мы. Про граммы и тогда включали и общеоб разовательные дисциплины , и полу чение профессиональных навыков. Обучение велось пр а к ти че с ки бес платно. Финансы частично поступа ли из го с к а з ны , ча с ти чн о — из земств. Последнее обстоятельство особен но существенное. Мы нынче в оче редной раз принимаемся изобретать велосипед. Центр , в ведении которо го находятся П Т У России, почти не дает им средств и норовит «свалить» училищ а на попечение областей: вы обучаете кадры для своих предпри ятии? Н у так и платите за это сами. К а к будто в регионах у выпускни ков П Т У берут подписку о невыезде и превращают их в крепостных к а ко го -либо завода или фабрики ! А вдруг человек уедет в другие края? Получается, мы зря тратили на него деньги местных нало гоплательщ и ков? Вот тут и полезно припомнить до революционный опыт, когда центр и земства делили заботы о ремеслен ных училищ ах пополам. — П р а к т и к а перекладывания от ветственности за детей на нижесто ящие звенья исполнительной верти кали опасна . К аж е т с я , уж е «на ко лолись», передав права на распре деление средств для ш кол местно му самоуправлению . Теперь облас тные структуры деньги в районы от правляют, а к а к они расходуются — реш ает районный глава . И порою отнюдь не в пользу ш кол и педаго гов... — Я читал у вас в «Липецкой га зете» обращение профсоюзов по по воду фактического разгосударствле ния ш кол . Авторы его правы. Н е справедливо, когда судьба сотен, а то и тысяч детей зависит от того, богаче или беднее район, село, где они ж и в у т , дальновиден ли глава местного самоуправления или весь горизонт ему заслонили заботы об урожайности , надоях, привесах. К о - , торые. кстати , завтра просто некому будет обеспечивать, если забыть о нуждах подрастающего поколения. — Вы, я виж у , очень близко к ссрд|^у принимаете школьные неуря дицы? — П ГО и ш кола — партнеры. Мы заинтересованы, чтобы из школьных классов к нам приходили хорошо подготовленные учащ иеся . Есть и ряд других моментов... — Н о , м ож ет быть, сперва вер немся к истории профтехобразова ния? У вас прозвучала в чем -то не ожиданная мысль: традиции П ТО не десятилетиями , а веками складыва лись. Они — часть российской куль туры . Сегодня ими , к а к и мно гими дру гими национальными ценностя ми . без особых колебаний ж ер тву ют ради уродливо ис тол кованны х «рыночных отнош ений ...» — Плохое знание истории мстит за себя. Вот факт: после 1921 года сформированная до революции сис тема П ТО стала разрушаться. Реши - ли-постановили , что она не н уж н а новой России. А система-то была ос новательная. Только в Елецком уез де насчитывалось тринадцать ремес ленных училищ . В 21 году при НЭПе их стали, закрывать. В оставшихся не обновлялось оборудование... К о г да началась индустриализация, к о г да был разработан пятилетний план и золотом оплачивалась передовая техни ка из-за рубежа , вдруг обнару жилось: работать-то на ней некому. Д аж е вы пускники немногих училищ приобретали навыки обслуживания лишь на допотопных стан ках образ ца 1913 года. В итоге — ряд показа телей пятилетки выполнить не уда лось. К а к раз из-за низкой квалифи кац и и рабочих. Короче , уж е перед войной пришлось воссоздавать сис тему обучения трудовых резервов, опираясь на дооктябрьский опыт. П оли ти кам , экономистам, финан систам не худо бы все это знать. И н а че Россия обречена двигаться по тому ж е порочному кр у гу . Заклинаний о возрождении экономики в избытке. Т а к давайте воспитывать тех , кому ее возрождать! — От истории — к современнос ти , хотя , по большому счету, мы и до сего момента говорили именно о современности. Ч то ж е тако е сегод ня региональная система П ТО ? — Ваши читатели наверняка не сомневаются, что о П ТО они имеют ясное представление. Но вряд ли пол ное. Это ж е достаточно слож ны й комплекс: П Т У — это общеобразо вательная ш кол а , профессиональное учебное заведение, унитарное пред приятие , где учащиеся , осваивая ре месло, выпускают продукцию в то варных объемах. До 25 процентов н уж ны х им сумм зарабатывают на этом училищ а . А кое-где и 50 , и 60. В учебных хозяйствах насчитывает ся 6 000 гектаров п аш ни . Произво дим зерновые, животноводством за нимаемся. У одних О П Т У земли не много — 300 гектаров, у других — до 2 ,5 тысячи, практически — не большой совхоз. Но в основе, естественно, не хо зяйственная деятельность, а воспи тательная. Учим профессии, даем ре бятам крыш у над головой — обще жи ти е , обеспечиваем отдых, разви тие способностей во внеурочное вре мя — в к р у ж к а х , секциях . Они у нас и в рыночную эпоху остались бес платными. Х очу обратить внимание на спе цифику нашего образования. В ш к о ле или вузе большую часть знаний вы сиж ив аю т , и зв и ни т е , попой за партой. У нас подросток учится , ра ботая. Физически . Вот ответьте, по чему в ремесленных у чи л ищ а х , в П Т У детей всегда кормили — и при Сталине, и позже? — Н у там вроде бы такой ко н тин ген т , из плохо обеспеченных се мей ... — Не-ет. У нас масса детей впол ном и ки . Но сегодня нередко люди с солидным практическим стаж ем те ряю т работу. А что ж е тогда гово рить о ваш их воспитанниках? — Вопрос в самую т о ч к у . Это наша главная забота. И она не впи сывается ни в ка ки е границы пре словутых «образовательных услуг» . Мы приложили много усилий , что бы были заключены договоры у ч и лищ с предприятиями о трудоустрой стве выпускников. Дальновидные ру ководители производства идут на это. И , конечно, значительную роль сыг рала тут поддержка областной адми нистрации . В нынешнем году состо ялся первый выпуск договорников. Результат? В прошлом году работу получили 72 процента наш их ребят, в этом — уж е 81 процент. Составлен региональный список профессий. И еще: раньше мы одних подростков учили слесарному делу, других — сварочному. Теперь начи наем готовить слесарей-сварщиков, кровельщиков-сантехников-столяров и т а к далее. Это дает дополнитель ный шанс не остаться без заработка. Н аш комм унальщ и к умеет все. Он может взять на полное комплексное обслуживание сразу весь дом. — С к аж и т е , а возможно ли к а кое-то регулирование в сфере проф- обучения? Чтобы и збежать «пере не обеспеченных родителей. Все про ще. За шесть часов физических уси лий подросток затрачивает зн а чи тельную энергию. Ее надо немедлен но пополнить.-Не дожидаясь пока он до дома доберется. Правда, уж е пол тора года, к а к правительство о тка залось оплачивать питание наших ре бят. Тем не менее за счет всех источ ников мы продолжаем их кормить. Скудно, но все-таки. Мы обязаны сде лать т а к , чтобы питомцы П У были здоровы. В конце концов, юноша — это еще и завтрашний солдат. А де вуш ка — не только швея или токарь, но в скором времени и мать ... Короче, мы отвечаем за то, к а к и ми они станут специалистами, людь ми , родителями , гр аж д ан ам и . По крайней мере, обязаны отвечать. В связи с этим у нас весьма осторожно оценивают рекомендации «свыше» касательно разных новаций, отказа от проверенных методов работы. Это не консерватизм. Просто само вошед шее в обиход понятие «педагогичес кие технологии» не вызывает дове рия. Очень у ж оно техническое, без душное . Т ехноло гия изготовления башмака — это я понимаю . А техно ло гия «изготовления» л и чн о с ти . . . И звините , человек не башмак , его не перешьешь и по графе допустимого брака не спишешь . Т а к что признаюсь: под модные разговоры о «демилитаризации» вос питания мы не выбросили за борт опыт подготовки ребят к службе в армии . Н у и понятно, всячески про тиводействуем опошливающему вли янию СМ И . Там ж е ни слова не ус- лышищь об уважении к труду — если это, конечно , не труд бизнесмена, банкира , элитарного режиссера. Сам дух тем передач настраивает на боль шие деньги, неважно , какой ценой добытые. Это ведь, если задуматься, антирабочая пропаганда, она подры вает созидательные, творческие на чала в человеке. — А к а к , по -вашему , освещают ся по Т В , в периодике вопросы об разования? — Поверхностно. Н а уровне и н формации. Педагог не получает мо ральной поддержки , к а к , впрочем, и заводской рабочий или крестьянин . Ж урналистам это неинтересно. Зато в официальных документах нас чет ко ориентируют; ребята, забудьте все эти с тиш ки , что вы, мол, сеете ра зумное, доброе, вечное. Вы всего-на всего оказываете «образовательные услуги» . Это еще один новый термин. И опять ж е приниж ающ ий традици онное для России представление о миссии учителя . Мы не услуги о ка зываем, не обслуживаем — это под ходит для телемастерской или п ари к махерской . Мы — просвещаем. От слова «свет». По-моему , нам уж е , не таясь, на вязывают вместо привычного и у т вердившегося в русском сознании принципа «учитель для ученика» за падное, чужое; «ученик для учите ля» . У ч е н и к ищет учителя , просит оказать «образовательную услу гу» , покупает ее. А кц е н т на коммерциа лизацию явный. И это наносит ущерб и учителю , и учени ку . отом, кого и ЧЕМУ УЧИТЬ — Хо рош о , Валерий Борисович. Вы убедили меня и, пола гаю , ч и т а телей , что П Т О — насущ ная необ ходимость для государства и его эко производства» тех или ины х специ алистов? — Н ам уп о р н о н авя зы в а е тс я идея, опять ж е в русле «образова тельных услуг», надо удовлетворять запросы населения. Стало быть, не ваша, братцы, забота, сколько реги ону нужно юристов, а сколько сле сарей. Хочет клиент быть юристом ■— ну и учите . Меня всегда т а к и т я нет спросить т а ки х «теоретиков»: а кто будет чинить водопроводные кр а ны и менять унитазы в квартирах тех ж е юристов, если никто не захочет стать сантехником? Уверен: регули рование необходимо, исходя из мес тных экономических потребностей и условий. Естественно, без ди ктата , без принуждения , объясняя, апелли руя к здравому смыслу... — К о г д а - т о это н а зы в а л о с ь профориентацией ... — А она непременно должна вес тись! В тех ж е ш колах . И ориенти ровать не только на элитарные про фессии, на обязательное высшее об разование. Не надо эту задачу цели ком перекладывать на среднеспеци альные учебные заведения или П Т У . Я уж е говорил: П ТО — компонент региональной экономики . И ш кола тоже не имеет права устраняться от решения экономических проблем ре гиона . о СМЕЖНОМ «ЦЕХЕ» — Вас устраивает качество зн а ний и воспитания детей, которых вы принимаете? — Дети разные, школы разные, тут односложно не ответишь. Но , не скрою , меня тревожат некоторые мо менты. Например, язы к . Н и ТВ , ни радио не дают теперь образцов хоро ш е го русского я зы ка . З н а чи т , вся надежда на ш колу и на нас. П о ка вес ти речь о впечатляющих результатах было бы преувеличением ... Возьмем другой аспект. Нам слу чается залечивать психологические травмы ребят, а порою и родителей, которые считают, что с их детьми в ш коле поступали несправедливо, за нижали оценки , и даже на экзаме нах . Правы они или нет? М не к а ж е т ся, чтоб было меньше подобных пре тензий , да и учитель не поддавался бы ка ким -то субъективным симпати ям и антипатиям , если бы вполне в духе времени ввести публичность э к заменов. Х о тя т родители, представи тели общественности, может быть, преподаватели вузов или техникумов присутствовать на них? П ож ал уй с та. В законе запрета на это нет. Пусть одни присматриваются к своим по тенциальным с туд ен там ,а другие — сравнивают уровень знаний собствен ного чада с уровнем знаний его това рищей . Поверьте, это момент не час тный и не второстепенный. Т акая от крытость снимет массу проблем и у кр еп и т авторитет учителей и пед коллективов . Вне всякого сомнения , однако , что школьную систему сейчас легко критиковать . Труднее эффективно ей помогать. Госорганы до сих пор пред почитаю т контролировать учебный процесс , н ад зи р а ть за у ч и т е л ем , вместо того чтобы финансово-эконо мически и организационно обеспечи вать его нормальную работу. В пре ж н и е годы, при н аличии средств, базовых предприятий , богатых ш е фов, хозяйственная сторона не тре бовала от того ж е директора ш колы , по образованию — «предметника» , солидных специальных знаний и на выков. Теперь он вынужден овладе вать нелегким искусством управлен- ца-хозяйственника . И рядом с ним в одной, извините, у п р я ж к е долж - ? ны быть такие же управленцы из гос стр уктур . — Ваш а канд ид а тс кая диссерта ция к а к раз содержала исследова ние задач управления в сфере об разования ... — Я детально изучил положение дел в 18 регионах. И понял: если по- настоящему вести реформы в нашей системе , то н ачинать необходимо именно с управления. А главное, чем н уж но заниматься без отсрочек, не только поиском средств на зарплату учителям , а спасением и укреплени ем материальной базы. В первую оче редь это относится к П Т У . База ус таревает и разрушается катастрофи- чески . М ож е т повториться беда 30- X годов: наш и вы пускники не суме- ют работать на новейшей, современ ной техни ке . Сказанное не значит, что о педа гогах можно забыть. Особенно опять- таки в системе П ТО , где заработок н иж е , чем в школе . А ведь хорошие мастера из училищ могут получать значительно больше, уйдя на завод. И они уходят. Нередко — самые та лантливые и энергичные. Кадры ста реют. Среди директоров училищ чет верть у ж е п енсионно го возраста . Очень тревожная цифра. Далее. Подготовка и переподго товка специалистов для П Т У . Тоже вопрос острейш ий . И тож е , естес твенно, упирается в финансирова ние. Я не принадлежу к м и тин го вым ораторам -популистам , чей ло зун г примитивен: вынь да положь! Но к а к раз элементарный здравый смысл, пра гматический подход д и к туют абсолютную необходимость и неотложность затрат на все, о чем я говорю. Если суммировать сказанное, то в нескольких словах оно могло бы звучать так ; к а ким будет управле ние образованием , т а ки м будет и само образование. — Но по ка что управление вы зывает бесконечные нар екания . Н а чин ая с того , к а к и е учебники и для ш кол , и для П Т У выходят с благос ловения министерства. П ро граммы подчас повергают в изумление — и по литературе , и по я зы кам , и по обществоведческим дисципл ин ам . Точно кто -то поставил цель — го товить недоучек, полузнаек , м а кси мально запутать и учителей , и уче ников , о чем « Л Г » , к слову замечу , неоднократно писала . Н о при этом такой либерализм , т а к а я псевдоде м о кр атическая д ема го гия о свобод ном творчестве учителя , выбирай те, мол, любую про грамму , любое пособие. — Свобода творчества — это пре красно. Но будем реалистами: сре ди педагогов творцов не так у ж мно го. И зачастую, не будучи Сухомлин- скими , Ильиными , Москаленко , они нуждаются в том, чтобы их направ ляли и поправляли. В области у нас, слава Богу, солидный институт усо верш енствования у ч и т е л ей . Есть серьезные ученые, они сами разра батывают интересные уч еб н и ки и программы , допустим , на факульте те иноязычных культур при Л и п е ц ком пединституте, в Елецком педа гогическом , в техуниверситете. Им всем необходимо активизироваться, а т'.'тппос сложить усилия. Что касается учебной литературы, нужен эффективный и авторитетный об щ ественный совет по у ч е б н и к ам . Совет, обладающий определенными правами, а не только рекомендатель ными функциями . — То есть на региональном уров не следует просеивать и ко р р е к ти ровать идеи и %указивки», на ко то рые т а к щедры в Москве? — Безусловно. У вас в «ЛГ» пра вильно писали, что наши дети — это наш и дети. Если центр может пре небречь их интересами, их будущим , то мы на периферии не должны это допустить. А что центр то и дело по видимости вроде бы проявляет вни мание к учебному процессу, «спус кает» шибко мудрые и демократич ные решения , а в действите.аьности — порождает опасные прецеденты, мы видим на каждом ш а гу . Да вот, например, этим летом министр об разования подписал письмо «О пре доставлении религиозным организа циям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных ' про грамм в п ом ещ ениях государ ственных и муниципальных образо вательных учреждений» . На первый взгляд, разумное решение. А на вто рой — деструктивное , чревато ос ложнениями и конф ликтами . Поче му? Да потому , что в письме м и нистр и его подчиненные упустили «пустячок»: не оговорили, что пра во на религиозное обучение после занятий дается только религиозным организациям , зарегистрированным на данной территории . Значит , и в нашей области свою пропаганду сре ди детей м о гут вести с то ро н ни ки любой религии , где бы они не заре гистрировались. Н еважно , что у нас 85 процентов православных. Я в и т ся в ш колу богатенький приверже нец какой -либо нетрадиционной сек ты из неславянского региона России, предложит главе местного самоуп равления и директору ш колы день ги на ремонт здания или на п о к у п к у компьютера — и получит добро на свой «факультатив». Бот вам и «мудрое» управление наш им обра зованием! Я говорю об этом с боль шой озабоченностью и к а к педагог, и к а к председатель областной госу дарственной религиоведческой э к спертизы ... — Н а ш диалог , Валерий Бори сович, далеко вышел за р ам ки про блем профтехобразования ... — Но мы условились говорить о судьбе н аш их детей. И независимо от того , кто из них будет станочни ком , кто сельским механизатором , кто инж енером , врачом, м узы кан том, мы отвечаем за всех. Это фи нансирование идет из разных к а р манов, а задачи , по большому сче ту , и у ш колы , и у П Т У , и у т ех н и кума — общие. Единые. Сейчас, по моему глубокому убеждению , дети, где бы они ни учились , нуждаю тся в защ ите . От непродуманных нова- ‘ ц и й . От хр о н и ч е с ко й бю дж е тн о й скудости . От чиновного п рож е к тер ства или равнодушия . От губитель ных последствий го судар с тв ен но п ол и ти ч е с ко го , э ко н ом и ч е с ко го и нравственного кризиса . И кроме нас, родителей, учителей , общества, мес тной власти, их защ и ти ть некому . Беседовал И . Н ЕВ Е РО В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz