Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Д О Б Р Ы Е Л И Ц А X X В Е К А П И Р Ы П И Р О С М А Н И СИЛЬНЫЕ Л Ю Д И Он ничего не оставил о себе, кроме картин. Да и то сказать: из двух тысяч его работ сохрани­ лись не более трехсот. Не уцеле­ ло ни одной его стенной росписи. Из вывесок, которые он писал во множеаве для духанов, в труд­ ные зимы делали печные трубы, и очевидцы рассказывали, как на этих трубах еще долго сохра­ нялись оаатки краски, а то и угадывался чей-то фантастиче­ ский глаз. Не сохранилось его писем, которые он часто писал своей сестре. И пало казаться, что этот художник жил не в на­ шем полетии, а в средние века. Некоторые даже пали утвер- хсдать, что никакого Пиросмани вовсе не было. Что это мифиче­ ский герой, придуманный весе­ лыми духанщиками для рекла­ мы своих заведений. Н о Пиросмани , к счастью , жил но этом свете. О н был но два годо младше Левитана и Че­ хова . Почти всю жизнь прожил в Тифлисе, нико гда не покидая пределов родной Грузии. Вот что вспоминаю т о е го облике : «Лицо провильно го овала освещалось большими ч ерными глазами . Они излучали добро ту и кротость . Весь е го облик с бород кой и приглаженными черными волоса ­ ми напоминал и зображ ение с грузинских фресок...» Именно таким рисую т П иро с ­ мани грузинские дети и уличные худож ни ки , ко торы е пр од аю т свои , работы но проспекте Рус­ тавели в Тбилиси. О ни зовут е го «Нико» , как будто речь идет о хорош ем приятеле. Задержав ­ шись у одной из картин , я услы­ шал рядом : «Вам нравится мой Нико9..» Это было недавно , ко - гдо мне посчастливилось побы ­ вать в Грузии. Д а , мне очень нравится Ни ­ ко. Я с детства мечтал об альбо ­ ме Пиросмани и, попав в Тбили­ си, т ут же п ошел по к нижным м а ­ газинам . М не казалось , что за восемь лет независимости здесь успели выпустить множество за ­ мечательных альбомов по гру ­ зинском у искусству. Велико было мое удивление, когда я узнал , что никаких изданий по искусст­ ву з десь не выходило с с оветских времен. После долгих поисков , р а с спро со в и пере говоров с продавцами букинистических ла ­ вок мне удалось купить альбом Пиросмани , изданный в М оскве в 1986 году. И этому, конечно , я был очень рад. Н о почему-то обидно было за Нико... Был понедельник, все музеи были закрыты , и я бродил по Тбилиси, как п о о дному о гром но ­ му и прекрасном у музею . Подни ­ маясь по одной улочке в- гору , мне подумалось: а где бы я мо г встретить Пиросмани , окажись в Тифлисе сто лет назад , в 1899 году? Потом , когда я вернулся домой , то обнаружил по книж ­ кам , что сто лет нозад Грузию пора зило сильная засуха , был неурожай . Сестра и зять у гово ­ рили тогда Пиросмани заняться тор говлей мукой . Предприимчи­ вые люди быстро делали в то уэемя но муке целые состояния. гТиросмани должен был пере ­ продать несколько меш ков одес­ ской муки , купленной родствен ­ никами по дешевке. Торговля в городе не шла, тогда Ни ко при ­ вез м уку в родное с ело и раздал бедным односельчанам . С тех пор родственники обиделись на Н и ко и махнули но не го рукой . Ко гда в середине двадцатых го ­ дов к сестре Пиросмани приеха ­ ли первые исследователи тво р ­ чества художнико , она доже не знала , что он давно умер , один, в холодной кам ор ке под лестни­ цей, забытый всеми... Это случи­ лось в 1918 году. Революция, го ­ лод, война , неразбериха , и все- токи , все-таки... «Все в жизни , - говорил П и ­ росм ани , - имеет две стороны : Так мой д об р о и зло. Вот бе ­ лая к орова - э то с им­ вол нежности , спо ­ койствия , любви ... Белый цвет - это цвет любви... Черный бы к - он дерется, орет - это война...» В кахетинском се ­ ле Бушети один ста ­ ри к показывал мне свой вино градни к . Тихое торжество бы­ ло написано но его лице. Мы шли по уз ­ кой сухой тропинке , стари к иногда са ­ дился на корточки у лозы и говорил что- то по -гр узин ски . У одной лозы он был ласков , у другой на ­ суплен и ворчлив , о коло третьей он постучал своей пал­ кой и сказал что-то ободряющее . - З ачем э то вы?.. - спросил я. - Чтобы лоза зна ­ ла , что я здесь, что я живой . Я та к каждый вечер хожу - где по ­ стучу, где прил скаю отец делал и дед. Л о за любит, чтобы с ней поговорили . Потом мы сидели на веранде и смот ели , ко к солнце заходит. «А вот за той горой , - сказал ста ик , - село М ир заони . Там нош Нико родился, Пиросмани» . Я посмотрел но гору , подер ­ нутую синим туманом , спелена ­ тую обл ками . - Э то далеко? - Раньше было недалеко. А сейчос д алеко. П о ка я думал над э тими за га ­ дочными словами , с темнело. Все­ го 30 ка кие -то десять минут ис­ чезли и горы , и небо , и вино- гродник , Цинандальское ш ос ­ се. С тари к пошел в дом з а ке р о ­ синкой , а когда он опять возник с лампой в узловатых больших руках , т о я увидел е го в дверном проеме , б дто нарисованным на ч рной клеенке. Таким бы его нарисов Пиросмани . Загадочная черная клеенка до сих пор не дает покоя искус­ ствоведом . Как это вдруг Пирос - мони нашел эту гениальную тех­ нику - рисовать на клеенке, и не черным по белому , а белым по черном у , не используя вовсе чер ой краски? Ка к это пришло в голову тормозному кондуктору товарных ва гонов Николаю Пи- росмонишвили? Ка к ему удалось то , чего не удовалось и гораздо более бразованным и виртуоз ­ ным мастерам? Известно , что П абло Пи кассо в конце своей жизни , будучи богатым и знаме ­ нитым художником , признавался, что завидует судьбе грузинско го худож ика . Один из последних рисун ов Пи кассо - это портрет Пиросмани . Той прошлогодней летней но ­ чью я увидел, как гениален был выбор черной клеенки - только она может передать живую глу­ бину южн й ночи, до кроев на ­ полненной звуками растений , животных, воды, звезд. П иро см а ­ ни из лекал из этой г лубины кув­ шины, бочон ки с вином , воздуш ­ ные шарики , грустных князей с обв слым усоми , бараш ков и к суль, оленей и львов, верблю ­ дов и ослов , рыбаков , дворни ­ ков , духанщиков , разбойни ков , детей, т р говцев фруктами , по ­ варов , медведицу с медвежата ­ ми... П росмани выхватывал их вс х из тьмы, будто шел с ф она ­ риком . Из тем оты вдруг ясно по ­ слышалось, ка к прошел поезд. Я удивленно посмотрел на с тари ­ ка , потому что п риехол на м аш и ­ не и не знал , что з десь, высоко в горах , есть железная доро га . «Да , это вечерний пошел. Зов- тро утром в Тбилиси будет...» «Лицо правильного овола освещалось большими чер­ ными глазами, Они излучали доброту и кротопь...» П отом я узнал , что э тим некази ­ стым поездом - вагоны в нем чуть ли не сороковых годов - пользуются местные небогатые крестьяне, у которых нет машин , чтобы отвезти на рынок урожай . В Бушети поезду не положена остановка , но он всегда торм о ­ зит тут в условленном месте, и ашинист п ритворно ругается на бедных кахетинцев, чтобы по то ­ рапливались с посадкой . Ток было всегдо с тех пор , ка к эту доро гу построили в 1915 году. Пиросмани тогда уже не работал кондуктором , но он ри ­ совал этот поезд. Одна е го ка р ­ тина , написанная в 1916 году, та к и называется: «Кахетинский бурдючный поезд». На ней - ночь, силуэты пассажиров в желтом уюте о кон , а на первом плане - громадные полные б ур ­ дю ки , ож идающ ие по грузки . Один бурдю к за таскиваю т в о т ­ крытую дверь. Из трубы паро во ­ за вместе с дымом вылетоют ис­ кры. М аш инист сердито машет р у к о м и . . . П иро см ани , покинув свое родное село еще мальчиком , всю жизнь тосковал по деревен ­ ской жизни. Э то видно и по его картинам , где городских сюже ­ тов почти нет. Говорят, что летом он покупал скош енную траву, чтобы , засыпая но ней, предста ­ влять себя дома , в деревне. Когда незодолго до первой мировой войны е го пригласили на свое собрание художники , он , послушав их внимательно, ска ­ зал только: «Вот ч то нужно , б р а ­ тья. Посередине городе , чтобы всем было близко , нам нужно построить большой деревянный дом , где мы могли бы собирать ­ ся; купим большой стол, боль­ шой сам овар , будем пить чай, мно го пить, говорить о живопи­ си...» Художники поглядели на него, кок на чудака. Потом было вой­ на , потом другая , потом отходи­ ли о т второй и готовились к третьей. Ток и забыли все про слова Пиросмани , очень похо ­ жие на зовещание . Так и нет ни в Тбилиси и нигде на свете боль­ ш о го деревянно го дома , где по ­ среди больш о го столо виднелся бы большой самовар с чаем, а за слегка запотевшими окнами медленно опадала бы роща . Кстати , Пиросмани любил ри ­ совать пальцем на запотевших сте клах и стенах тра ктиров . Вспоминаю т даже один его та ­ кой портрет - он растаял в воз­ духе с приходом ночи. Ни ко всегда рисовал светлым по темному. Дмитрий ШЕВАРОВ. Ф о т о а в то р а . А это - Тбилиси сегодня. Почти токой же, кок во времена Пиросмани. К У Л Ь Т У Р И З М - о т С Л О В А « к у л ь т у р а » ЧЕМПИОНКА ЕВРОПЫ ПО БОДИБИЛДИНГУ ОЛЬГА ТИХОНОВА КОПИТ ДЕНЬГИ НА БИЛЕТ В ЛОНДОН в М о с к в у ее п р и в е л а м е ч та с та ть а р т и с т к о й . О б о ш л а все те а т р а л ь ны е вузы - и в п у с тую : все члены п р и ем ны х к о м и с с и й т о л ь ко р у к а м и р а з в о д и л и , у слыш а в е е ю ж ны й г о в о р о к . Н а п р а с ­ ны бы ли ссы л ки н а Л ю д м и л у Г у р ч е н ­ к о , в о т т а к ж е п р и е х а вш ую к о гд а - т о п о к о р я т ь М о с к в у с Х а р ь ко вщ и ны с ещ е б о л е е о т ч а я н ны м ю ж н о р у с с к и м « а хц е н том » : «Та к т о ж Г у р ч е н ко !» С о тч а я н и я о н а взяла д а и п о с т у п и л а в М о с к о в с к и й э н е р ге т и ч е с ки й . ГНа п е р ­ в ом к у р с е О л ь га в п е р вы е в ош л а в т р е н а ж е р н ы й зал . В е сил а о н а т о гд а 5 8 кг. С е го д н я О л ь га Т и х о н о в а - т р е х ­ к р а т н а я ч е м п и о н к а Е вро пы п о б о д и ­ б и л д и н гу . Для те х , к т о п о н и м а е т , п р и ­ вед у е е д а н ны е : в е с - 7 5 к г , о б ъ ем б и ­ ц е п с а - 4 0 см , гр уд ь - 1 1 7 см , б е д р о - 6 2 см , го л е н ь - 4 0 см , тал ия - 7 5 см . П р и э том - ни гр а м м а л иш н е го « К р е ­ м а » , к о к т а к т и ч н о го в о р я т с п о р т с м е ­ ны о ж и р о в о й п р о с л о й к е . П о п у т н о с за н я ти ям и ку л ь т у р и зм ом вы п о л н и л а н о р м а т и в м а с т е р а с п о р т а п о п а у э р ­ л иф ти н гу (с и л о в ом у т р о е б о р ь ю ) с р е ­ з у л ь та там и : п р и с е д а н и е с о ш т а н го й - 1 3 0 к г , ж им л е ж а - 1 0 5 кг, тя га - 1 5 7 ,5 кг. Н е см о т р я н а т а к ую си л ищ у , в о б ­ щ е н и и О л ь га с о з д а е т в п е ч а тл е н и е о ч е н ь м я г к о го и д о б р о г о ч е л о в е ка . Э т о к о гд а п о з н а ко м иш ь с я , п о г о в о ­ р иш ь . А т а к д а ж е о пы тны е л о в е л а сы те р яю т с я и ч у в с тв ую т се б я с О л ь го й с к о в а н н о : в с е -т а ки т р у д н о ч у в с т в о ­ ва ть се б я п р е д с та в и те л ем с и л ь н о го п о л а р я д ом с т а к о й д е в уш ко й . О л ь га - не г о р а м у с к у л о в . Д а в н е е у в л е ч е н и е не з а б ы т о : и т е а т ры , и ки ­ н о для н е е п о -п р е ж н е м у б о л ьш е , чем х о б б и . Тяне т ! П р и м не Д м и т р и й Х а - р а ть я п е р е д а л для О л ь ги к о н т р а ­ м а р к у н а но вы й с п е к т а кл ь . «Буду о б я ­ з а т е л ь н о , - о тв е ти л а Т и х о н о в а , - и т р е н и р о в к у с у т р о у с т р ою . . .» СЮЖЕТЫ Д и с к о т е к а т о ж е в х о д и т в о б я з а ­ л ь ны й н а б о р . . . т р е н и р о в о ч н ы х ср е д с тв . А д м а у н е е - целая о р а н ж е р е я . Вся к в а р т и р а у т о п а е т в э к з о т и ч е с ки х цве та х . П о с л е к у л ь т у р и зм а ц в е т о в о д ­ с тв о , П ож ал уй , - в т о р а я с тр а с т ь . Все з н а к о м ы е уд и вл яю тся : « К а к и е о н и (цветы ) у теб я ж и р ны е ! Ты ч то , а н а б о ­ л и ка м и их , ч то ли , п и ч ка еш ь ? » О л я о т в е ч а е т в п о л н е с е р ь е з н о : «Н е т , п р о ­ с то я их лю б лю » . В яж е т н а с п и ц а х о н а п р оф е с с и о ­ н а л ь н о , с о в т о р о го кл а с с а . К о в сем у п р о ч е м у - д ом а у н е е д ве з а м е ч а т е л ь ­ ны е п уш и с ты е кош ки . Х о зя й с тв о н е м у д р е н о е , н о и н а н е ­ го н а д о врем я вы кр а и в а т ь . Э т о т «мы ­ ш е чны й рельеф » - з а б а в а у в л е ка т е л ь ­ н ая , н о и сил , и в р ем е н и о т н и м а е т с и збы т ком . К еж е д н е в ны м т р е н и р о в ­ к а м п р и б а в ь т е р а б о т у т р е н е р о м в о д н о м и з самы х п о п ул я р ны х с то л и ч ­ ных кл у б о в - « К а т т и с а р к» . В т р е н а ­ ж е р н о м з а л е п о д О л и ны м п р и с м о т ­ р о м з а н м ю т с я лю д и р а з н ы е , но , т а к п о л у ч а е т с я , все б о л ьш е т в о р ч е ­ с ки е : то т ж Д м и т о и й Х а р а т ь я н , Г а р и к С у к а ч е в , Г р иш а Гл ад ко в , ж у р н а л и с ты и д а ж е о д и н с в ящ е н н и к . Б о д и б и л д и н г т р е б у е т ж ер тв , и за о б е д е н ны м с то л ом . О с о б е н н о с е й ­ ч а с , н а к а н у н е с а м о г о п р е с т и ж н о го т у р н и р а в м и р е л ю б и т е л ь с ко го б о д и ­ б и л д и н га - «М и с с» и «М и с те р . У н и ­ в ере» , ко т о ры й п р о й д е т в н а ч а л е о к ­ тяб р я В т у р н и р е , к с та ти , п р и м е т у ч а ­ с ти е и вед ущ ий р о с с и й с к и й кул ь ту ­ р и с т , ч ем п и о н м и р а С е р ге й О г о р о д ­ н и ко в . В э то т п р е д с о р е в н о в а т е л ь ны й п е р и о д О л ь га р а б о т а е т « на с уш ку» , т о е с ть д о с т и га е т м а к с и м а л ь н о г о р е л ь еф а мыш ц . Ест пять р а з в ден ь н е б о л ьш им и п о р ц и ям и , о т к а з а вш и с ь не о л ь ко о т ж и р о в , н о и о т м н о ги х о в ощ е й и ф р у к то в . С о л и и с а х а р а не у п о т р е б л я е т в о в с е - д а бы с о ш л а н а н е т к о ж н а я ж и р о в а я п р о с л о й к а . П р е д с та в ь те , к а к о в о э то вы не с ти д е ­ в уш ке , к о т о р а я о ч е н ь л ю б и т с л а д ко е - м о р о ж е н о е , п и р о ж н о е , ко нф е ты . . . А к а к н а с ч е т д о в о л ь н о р а с п р о ­ с т р а н н н о г о м н е н и я , ч т о « к у л ь т у ­ р и зм » и « ж е нщ и н а » - п о н я ти я н е с о в ­ е с тимы е , ч то ж е н щ и н а , з а н и м а ю щ а ­ яся э им в и д ом с п о р т а , о т п у ги в а е т у х ж е р о в ? - Л ю б о в ь с м у с к у л а м и н е с в я з а н а , - о т в е ч а е т О л ь га . - Э т о в с е -т а ки б л и ­ ж е к д уш е . А т а к . . . П о м о и м н а б л ю д е ­ ниям , м н о ги м м уж ч и н а м -к у л ь т у р и с т а м к у л ь т у р и с т ки не н р а в я тс я . А в о т о ч е н ь н е а тл е ти ч ны е м уж чи ны т а к и н о р о в я т в ы с ка з а т ь с в о е в о с х ищ е н и е . . . В н им а н и е , к о н е ч н о , п р и я тн а я ш т у ­ к а , н о не в се гд а . С п р е д л о ж е н и е м п о ­ з н а ко м и т ь с я к н е й п о д хо д я т ч а с т е н ь ­ к о , н о э о т м у ж и к п р о с т о п рин ял ся вы сл еж и в а ть е е и п р и к а ж д о й о ч е р е д ­ н о й в с т е ч е в се ка ню ч и л : «Вы д а д и ­ те м н е ш а н с? » «Н и о д н о го !» - ч е с т н о о т в е ч а л а О л ь га . С л о в а д о л го не д е й ­ с тв о в а л и , п р иш л о с ь н а к о н е ц в с тр я х ­ нуть о см е л е вш е го у х а ж е р а в б у к в а л ь ­ н о м смы сле . С а м а о н а о ц е н и в а е т м у ­ ж и к о в н е п о м ы ш е ч н о й м а с с е , а , к а к о н а с а м го в о р и т , « п о м а с с е с е р о г о вещ е с тв а » . К о н е ч н о , р а з г о в о р о к р а с о т е и о том , д олж ны ли гр о зд ь я м у с к у л о в у к ­ р аш а т ь ж е нщ и н у , - э то р а з г о в о р о с о ­ бы й и е п р о с т о й . Н о м н е каж е т с я , п р и р д у ж е н с к о й м оды н а б о д и б и л ­ д и н г м о ж о о б ъ я сн и ть и о ч е н ь к о р о т ­ ко . «Уж б л ь н о м н о г о с т а л о м уж ч и н , п о х о ж и х н а ж е нщ и н » , - с к а з а л о Т и хо ­ н о в а . И с п о р и т ь с н е й я н е р еш и л с я . , Ч е р е з м е с я ц у Т и х о н о в о й тр уд ны й э к з а м е н в Л о н д о н е , где с о б е р у т с я зве зды к у л ь т у р и зм а с о в с е го св е та . О л ь га над е е тс я п о с то я т ь з а че с ть р о с с и й с к и х ж е нщ и н , в о т уж к а к о е с то л е ти е о с т а н а в л и в а ю щ и х н а с к а к у ко н е й и в ход ящ и х в го р ящ и е и збы . Д е н ь ги н а б и л е т д о Л о н д о н а о н а з а ­ няла у д р у з е й . . . Андрей ПОЛЫНСКИЙ. / _ РАСЧЕТ ЧЕРЕПАХАМИ О дин но восибирс кий та ксист более чо со простоял у вокзала . Н а ко нец , повезло : к та кси подо ­ шел обеспеченный с виду ко р е ­ ец с о гр ом н о й ко р о б ко й . «Но рынок !» - с ком андовал он ш оф е ­ ру . Но ... П о д о р о ге кгзреец при ­ знался , что дене г у не го нет, з то го тов рассчитаться то в а ­ ром . П риехали на рынок , к о р о б ­ ку вскрыли .. О н а до о т ка за бы ­ ла заби то ... живыми че репа ха ­ ми. Водитель получил в качес т ­ е оплаты ож целых 44 штуки . С ей ча с у кож до го зн а ком о го или род ственни ка та ксис та в се ­ мье име ся черепаха , а у н е ко ­ торых - и по две. Вячеслав НЕЧИПУРЕНКО. Н О В О С И Б И Р С К . ВЕЗЕТ ДУРАКАМ П олет , достойный Кни ги р е ­ корд о в Гиннесса соверш ил ж и ­ тель го р од а Ковеля Волынской обл а с ти Я рослав Д о р ош е н ко . В зобро вш и сь но 40 -м е тров ую тр уб у ко тельной , ко с код ер -со - м о у ч ко но гла за х пр о хож и х , роскину^в руки , с кри ком кинулся вниз. С пл ониро во в непостижи ­ мым о б р а з о м но крыш у га р аж а , Я рослав пробил ее и упал но «Жигули». П олученны е «летуном» тров - мы были столь незначительны , что прибы вш ие в с коре врачи наложили несколь ко швов и по ­ вязок и отпустили е го домой . А вот россчитывоться с владель­ цем п о вреж д ен но го автомобиля Д о р ош е н ко придется дол го . Юрий КИРИЛЛОВ. ЛЬ ВО В . л о си В САМОВОЛКЕ п а р к культуры м о то р о с тр о ­ ителей 1<азани заглянули лоси . П о словам к а за нц а А м ира Б ари ­ ева , ставш е го одним из очевид ­ цев н е о рд и н а р н о го происш ест ­ вия, ни близость вы гуливающих своих с о б а к го р ож а н , ни незно - комоя среда сохатых о с о б о не тр е вож или . О б и то те л и лесов с п о ко й н о и не торопливо «иссле­ довали» за гадочный чужой мир неподоле ку о т шумных городских ма гистралей . Ко к пола гаю т спе ­ циалисты М ини стерства охраны о кр уж ающ е й среды и природных р е с у р с о в Т а та р с та н а , лосей привело в город , с ко ре е всего , про с то е любопы тство . К слову , в Ко зо ни случаи п о ­ явления лосей в людных местах не т о кая уж редкость . О с о б е н н о ча с то м ож н о со зерца ть лю б о ­ пытных сохаты х в жилом м и кр о ­ р а й о н е Горки , соседствующ ем с лесным м ассивом . ГНо чтобы они забрели в п а р к , чуть ли не со всех с то р о н о круж енны й жилыми дом ам и , та ко го , кажется , еще не случалось . Ильдар ЗАКИРОВ. КА ЗАН Ь . БЫТЬ ВОЛКУ НА ВЕРЕВОЧКЕ С ов сем зомучили пред седа ­ теля сел ь хо з коо пе р а ти ва «Кер - чом ский» И в о н о К а тае ва волки . О н и б е з препятствий (прем ию 30 у б и то го хищ ни ка получить очень тр удно , о за тр а т то кая о хо та тр еб уе т весьма се р ье з ­ ных) уполовинили ко о п е р а ти в ­ ное стадо . Вот Ка тае в и кинул клич - за каж д о го уб и то го вол ка отличивш ийся о хо тни к получит бы ч ко или нетель. Владимир ОВЧИННИКОВ. Р еспубли ка Ком и . Х О Б Б И ВЫ С Л Ы Х А Л И , К А К П О Ю Т С В Е Р Ч К И ? в КВАРТИРЕ НОВОРОССИЙЦА ЕВГЕНИЯ БЛОХИНА МИРНО СОСУЩЕСТВУЮТ 2 .0 0 4 ЖИВЫЕ Д УШ И - Вот вчера пришла Чума на оба эти дома. Чума сидит в углу и лени­ во облизывается. - Кто вчера таракану лапы оборвал, а? Сверчка вчера кто слопал и не подавился? Кошка презрительно фыр­ кает и, гордо подняв хвост, уходит на кухню. •- А ночью у нас хорошо. Кок в лесу, - говорит Земфи- о. - У нос время от времени ошо !Челасова, журналист­ ка городской газеты, берет к себе домой сверчков. Китай­ ские императоры тоже люби­ ли услаждать свой слух их пе­ нием. Земфира Белова - «ред­ кая» женщина, потому что ре кая жена согласится раз­ делить токую мужскую страсть, какую питает Евге­ ний: в его домашней коллек­ ции 2.000 тропических тара­ канов, сверчков, богомолов и клопов. Все они - не пришпи­ ленные булавками к дере­ вяшкам, о живые. Квартирка у Беловых - ток себе, обычная «советская», в блочном доме. - Хотелось, конечно, мно­ гого и разного, - вздыхает Ев­ гений (это он о питомцах вздыхает, о не о жилищных условиях), - но понимаю, что объять необъятное невозмож­ но. А вообще-то моя животи­ на - мелкая и много мест;а не занимает. В накрытых стеклом аква­ риумах кипит жизнь. Два бло- берусо трониферо сцепились 30 кусок картофельной очист­ ки. Тараканья мелочь (блобе- р сы - вид кубинских тарака­ нов) суетится под ногами у взрослых в надежде урвать свой кусок еды. - У нос в семье безотход­ ное производство, - говорит Земфира. - Все крошки со столо высыпаем букашкам, и все роды. - Восновном покупаю жив­ ность у моряков, - рассказы­ вает Евгений. - Город у нос портовый, и многие матросы везут из-за рубежа всякую живность. Цены, правда, куса­ ются. За этих «кубинцев» я платил по 4 доллара за шту­ ку, палочники у меня раньше были, ток тех пришлось по 10 баксов 30 насекомое поку­ пать. Белов - директор малень­ кой фирмы, торгующей по­ жарным инвентарем. Время но дворе пожароопасное, но особых де ег бизнес не при­ н сит. П этому Евгений не­ много подрабатывает разве­ дением индийских тараканов но корм хищным насекомым: пауком, скорпионам, богомо- Хорошо, что такие тараканы живут только в коллекции. л ом . Т а ки х т в а р е й , о к а зы в а е т ­ ся , с е й ч а с д е р ж а т м н о ги е из «новы х р у с с ки х» . В идим о , по с х о д с тв у х а р а к т е р о в . К о рм о вы х т а р а к а н о в Б е ­ л о в п р о д а е т п о 2 р убл я за ш ту ку . Д е н ь ги см еш ны е , н о о д н о с а м к а - « и н д и а н ка » в м е сяц тр и р о з а кл а д е т п о 16 яиц , п о э т ом у м н о го ч и с л е н н о е с о о бщ е с т в о «индийцев» п о з ­ в ол я е т д е р ж а т ь н о пл о в у д р у ­ гих их ко л л е г п о кол л е кц ии . Д о и н о к о р м о н и п о р о й идут , не выходя и з ком н а ты . Им и Ев гений к о р м и т го р д о с т ь с в о ­ е го с о б р а н и я н а с е ком ы х - хищ ны х к л о п о в п л о т и м е р и с б и гу то то с . - Ж а л к о , к о н е ч н о , н о э то - ж и зн ь . К т о - т о к о го - т о в се гда е с т , - го в о р и т Белов , О н с ч и та е т , ч то д о ж е м а ­ л е н ь ки й т а р а к а ш к а п р е д ч у в ­ с тв уе т с в о ю гибел ь . К о гд а л о ­ виш ь е го , ч тобы п р о с т о п о ­ д е р ж а т ь в р у к а х и п о и гр а т ь с я , э то - о д н о . ГНо ко гд а о н ч ув с т ­ вуе т , ч то в че л о в е ч е с ко й г о ­ л о в е с о з р е л а ч е р н а я мысль н а к о р м и т ь кл о п о в -х ищ н и ко в , у с а та я м е лю з га п р о я в л я е т н е ­ о б ы ч а й н ую пры ть в с т р ем л е ­ нии скры ться п о д к у с к а м и к о ­ ры , у с т и л аю щ е й д н о а к в а р и у ­ м а , в с тр ем л е н и и выжить . - А ко гд а их б р о с а еш ь но см ер ть к кл о п ам , т о т а р а ка ны в е р ещ а т , к о к м ал ен ь ки е д ети , - а в т о р и т е т н о го в о р и т восьм и ­ ле тний сын Евгения Э ди к и м р а чн е е т . - Клопы - о н и т а ­ кие ... Н о в о р о ж д е н н о го мыш о н ­ ка вы са сы ваю т з а тр и ча са . н е л о в к ую п а у з у Ев гений Б е ­ лов . - О д н а ж д ы у н о с и з з о т о - Видя , ч то н е п о д го т о в л е н ­ ный к в о с п р и я т ию та ки х у ж а ­ со в к о р р е с п о н д е н т н о гл а за х п л о хе е т , м ал ьчи к в е с ко д о б а ­ вляет: - В се н о З ем л е р о ж д аю т с я , ч тобы е с ть и бы ть съ ед ен ­ ными . О б о роди тел я Э д и ка к о ­ гд а -то о ко н ч и л и б и оф а к К а ­ з а н с к о го у н и в е р с и т е т а , п о э ­ том у э в о лю ц и о н н ую т е о р и ю с э р а Ч о р л ъ зо Д а р в и н а ю ны й н а т у р а л и с т впи тал с м о л о к о м м а те р и . - Н о з а б а в н о г о б о л ьш е , че у ж а с н о г о , - с гл а ж и в а е т ю в к у к 1.-01 чения с б е ж а л о ко л ь ча та я с к о ­ л о п е н д р а . О н о я д о в и т е е с к о р п и о н а р о з в десять . М ы д о л го е е и с ка л и п о к в а р т и р е , не м о гл и н а й ти . Д ум а л и , Ч ум а с о ж р а л о , о н о у н о с р а б о т а е т « с а н и т а р о м пе со» . А п о т ом н аш л и вы с о хш ую ш к у р к у за ш каф ом . Р е зо нны й в о п р о с о в о й н е с со сед ям и и з -з а р а з б е г а ю щ и х ­ ся т а р а к а н о в вы зы вае т у Бе ­ л о в а н ^ в н ы й см еш о к . - О б ы ч н о д ал ьш е н ош е й к в а р т и ры н а с е ком ы е не у б е ­ гаю т . А если и з а б е гу т д ал ь ­ ш е , т о д о л го не п р ож и в у т . Н е п р и с п о с о б л е ны о н и к н ош е й с у р о в о й р о с с и й с к о й д е й с тв и ­ те л ь н о с ти . А со се д и . . . Н е п о ­ н им а е т н и к т о м о е го у в л е ч е ­ ния , Ры б ки , с о б а ч к и - э то л ю ­ дям п о н я тн о . А т а р а к а н ы . . . Н е бы л о ещ е ни о д н о го , к т о бы , придя к о м н е д ом о й , не з а ­ р ж а л д и к о и не с к а з а л , п р и гл аш а е т м еня к с е б е к у х ню - т о м э т о го д о б р о за в а л и с ь . Е в гений о б в о д и т то с кл и в з гл ядом к о м н а т у и н е о д а н н о р а с с к а зы в а е т н е с к к о л и р и ч е с к и х и с т о р и й . т о м , к з а б а в н о б о д аю т п р и э том т и х о ш ипя т м о д с к о р с к и е т а р а к а н ы гр ом д о р и н о п о т е н т о з о . К о к о жды о п р о в о р о н и л вы хо о о т е к и (я йце вой капсулы ) д е н ц е в -б о г о м о л о в и п о о н и с ж е н о й и сы н ом , з о р е в Ч ум у в в а н н о й , н е с к о ч а с о в с о б и р а л и м а лыш е в о р с и с т о г о к о в р а и н а б р их 211 ш ту к . К о к к р а с и п л а н и р ую т с р у ки н о пол б и н с к и е т а р а к а н ы и крыл п р и э том и з д а ю т ти хи й м д ичны й з в о н , к о к б у д т о в з о ч н м л е с у з в у ч а т м а л е н к о л о к о л ь ч и к и . К о к с л а д к о ю т п о н о ч а м в л ю б л е н н с в м ч к и . . . Вы , чи та тел ь , слыш али п о ю т с в е р ч ки ? К с о ж а л е н и ю , я не ус ш ол их п ени я т о ж е , п о т ч т о п р иш е л к Б е л о в у д н е с в е р ч ки п о ю т т о л ь к о н о М е ж д у п р о ч и м , ки т а й с к и п е р о т о р ы п р е д п о ч и т а л и д н ем , ч то бы н о ч ью сп е ц н о п о с л уш а т ь с в е р ч ко в . Ж ил и ж е лю ди !.. Александр ХОХЛОВ Н О В О Р О С С И Й С К - М О С Ф о т о а в т о р а . 11ЕЛ0101 Учредитель и Издотель Агентство деловой информации Издание зарегиарировано Госкомитетом РФ по печати. Рег. № 016313. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный д иректор Гловный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. В.Симонов. П.Вощонов, С.Заворотный, В.Качурин, К.Сорокин, А.Теплюк. Адрес редакции: 125880, ГСП, Москва, А-137, ул. «Правды», 24, 5-й этаж. Телефон/фокс для справок: (095) 257-56-95, 257-59-17. Телефон/фокс отдела рекламы: (095) 257-58-46. Е-птаП: уТогп1к($>а(11.ги ) «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./факс (095| 257-58-46. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 2.252.000 экз. Цена - бесплатно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz