Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

; | 1 5 Р Р ^ б р « ; ш № 1 7 | ‘ ( а ш б ) ТЖ И П Е Ц К А Я шШ г а з е т а о СЕРЬЕЗНОМ С у л ы б к о й е л о в о й р а з г о в о р Дорогая Лиля! Прочитав твое письмо, я немедленно ; взглянула на календарь: се- : годня восьмое. Пожалуй, Iмой ответ, если я не буду : очень тянуть, успеет к пят­ надцатому. И ты ответишь нелюбимому парню: нет, нет ;И нет... Впрочем, зачем же : нет? Может быть, лучше да? : В конце концов сказать ему ^правду о том, что не лю- Iбишь, можно и после свадь- ’бы. Даже оригинально полу- ! чится. Конечно, если бы не к пятнадцатому, можно бы, например, сказать ни да, ни нет: ты, мол, хочешь разо­ браться в своих чувствах, подумать, ответить через год. Но тогда ты серьезно рис­ кнешь заслужить упрек в старомодности. Говорят, се­ годня надо спешить. Да и парень, ты пишешь, краси­ вый, чего доброго за год сам передумает: предложение ведь не письменно — устно сделал и, наверное, без сви­ детелей? Нет, уж лучше к пятнадцатому. Писатель Гоголь Николай Васильевич очень сочувство­ вал девушкам на выданье и выпукло и.эобразил .это в об­ разе Агафьи Тихоновны Ку- пердягиной. Помнишь, она тоже постоянно, до слез, об этом думала: «Право, такое «Помогите мне решить правильно одну задачу. Дело в том, что парень, с которым я дружу, сделал мне пред ­ ложение. Казалось бы, что здесь особенного? Но дело в том, что я его нисколько не люблю. Он скромен и кра ­ сив, о таких часто мечтают девушки. Но мне все равно, придет он меня встречать или нет. Придет он вообще или нет. А ведь он думает, что я тоже люблю его. Когда я рассказала об этом подругам, все единогласно заяви­ ли: «Выходи — не упускай. Выйдешь — привыкнешь. О любви сейчас только читают в романах». А вдруг я все- таки не привыкну? Что тогда? А с другой стороны, вдруг мне никто другой не сделает предложение и я буду к а ­ яться, что упустила случай, что тогда? Не так уж это и мало — пойти с красивым мужем в кино и на люди пока­ заться. Я сейчас думаю об этом везде: и на работе, и в гостях, и даже во сне. Что мне ему ответить? Ответ обя­ зательно должен быть готов к пятнадцатому числу. По­ жалуйста, поскорее подскажите мне, что делать». Лилия Р. затруднение — выбор... Уж как трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы губы Никанора Ивановича да при­ ставить к носу Ивана Кузь­ мича, да взять сколько-ни­ будь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Пав­ ловича,— я бы тогда тотчас бы решилась. А теперь поди подумай! Просто голова даже стала болеть. Я думаю, луч­ ше всего кинуть жребий. Положиться во всем на волю божию: кто выкинется, тот и : муж». Ей-То, Агафье,.хорошо было жребии кидать, а тут и нос один и губы одни, не ве­ лик выбор, не раскидаешься. Еще Агафье в том повезло, что на волю божью могла по­ ложиться, а тут сама как зна­ ешь. Конечно, можно было бы и у родителей совета спро­ сить, только ну их, этих предков: учить начнут уму- разуму, вспоминать, как было до нашей эры... Скуко­ та. И все-таки мы найдем выход, решим эту задачу! Одну минуточку. Кто ты, Ли.тя? Наверное, червонная дама... Подожди, сейчас рас­ кину карты. Восьмерка бубен— карта надежды, счастья, успеха— извещает о неожиданном вы­ игрыше: то ли премия на ра­ боте, то ли рубль в лотерее ожидают червонную даму в ближайшее время. Туз пик при восьмерке—долгождан­ ное казенное известие. (Мо­ жет быть, это мое письмо? Хотя я очень стараюсь, чтоб оно не казенным получилось — простым и сердечным.) Де­ сятка треф —недоразумения между друзьями... Мдаа.., Многозначительно, но некон­ кретно. А может быть, попробо­ вать что-нибудь более совре­ менное, чем карты? Напри­ мер, выборочный опрос об­ щественного мнения. Зву­ чит! Впрочем, ты ведь уже испробовала и этот метод: единогласно при одной воз­ державшейся... Итак, да или нет? Нет или да? Конечно, если б тебя, Лиля, не спрашивая, вели в загс, как невесту на картине «Неравный брак» художника Пукирева, было бы намного легче. Как ве­ лено, так и поступай. А то спрашивают — и ты отве­ чай. Тяжело. Потом даже упрекнуть некого будет. Все сама да сама, вот до чего доводит женское равнопра­ вие в области любви. Впро­ чем, кто здесь говорит о любви? Только очень наив­ ные читательницы могут подумать, что этот разго­ вор— о любви. Но мы-то с тобой, Лиля, не наивные. Мы с тобой не роман из чу­ жой жизни сочиняем, а де­ ловой разговор ведем, зада­ чу решаем, торопимся. Ты меня поняла? Твоя советчица. Г ИИНИЕЗАПАСЫ Для большинства культур в хранилище рекомендуется поддерживать температуру около нуля—плюс одного градуса и влажность возду­ ха около 90 проц. В этих ус­ ловиях все жизненные про­ цессы как в корнеплодах, так и в попавших вместе с ними возбудителях болезней, практически замирают. Это позволяет корнеплодам со­ хранить все свои вкусовые и питательные качества, а воз­ будителям не дает возмож­ ности проявить свое болезне­ творное действие. Традиционный способ хранения корнеплодов — в закроме. Здесь самым надеж­ ным методом обеспечения со­ хранности с давних времен считается переслаивание пес­ ком. Песок каждый год нуж­ но брать свежий и чистый, промытый и желательно про­ каленный. Если вы не успеете запас­ тись песком, можно восполь­ зоваться способом хранения корнеплодов в полиэтилено­ вых пакетах, сложив корнеп­ лоды по 3-5 (но не более) ки­ лограммов в каждый. Этот способ в большинстве случа­ ев дает хорошие результаты. Очень важно, чтобы пакет был не целым, а с дырочка­ ми (перфорированным). Па­ кеты размещают не на полу хранилища, а на деревянном поддоне. Корнеплоды можно переложить сухими листь­ ями мяты или рябины. Мен­ тол, содержащийся в мяте, ^ приостанавливает все процес­ сы жизнедеятельности, а фи­ тонциды листьев рябины пре­ пятствуют развитию возбуди­ телей болезней. Многие огородники счи­ тают хранение корнеплодов в защитном слое глины наибо­ лее надежным способом. Для этого готовят глиняную бол­ тушку: 2,5 кг глины разме­ шивают в 2 л воды. Основное требование к глине: в ней до­ лжно быть как можно мень­ ше органических веществ, проще говоря, это должна быть строительная глина. Корнеплоды обмакивают в болтушку и раскладывают для просушки. В идеале каждый вид ово­ щей и фруктов должен хра­ ниться в отдельном погребе. Но такой возможности у аб­ солютного большинства ого­ родников нет. Значит, надо разделять разные овощи и фрукты перегородками или закладывать их в отдельные ящики. При расположении овощей надо учитывать, что у стен и выхода температура ниже, а в середине погреба — выше. Позаботьтесь о хо­ рошей вентиляции в погребе. Там обязательно должен быть термометр. Для хране­ ния отбирают здоровые ово­ щи без механических пов­ реждений. Морковь лучше хранится в ящике, пересыпанная су­ хим песком. Вместо песка можно пересыпать морковь сухим мелом. Эффективно использовать также раствор мела: мел растворяют в хо­ лодной воде, доводя до кон­ систенции сметаны. Морковь окунают в этот раствор, про­ сушивают и хранят в ящике, в погребе. Оптимальная тем­ пература хранения -0—плюс один. Пересыпав сухим пес­ ком, можно хранить и свек­ лу при температуре плюс один—два градуса. Капуста. Для хранения выбирают зимние сорта «ама- гер», «крюмон» и т. п. На кочане не отрывают 2-3 вер­ хних листа, длина кочерыж­ ки до листьев должна быть не менее 2-3 см. Капусту хра­ нят при нулевой температу­ ре. Яблоки'и груши желатель­ но хранить отдельно от ово­ щей. Для хранения пригод­ ны только поздние сорта. Отберите плоды среднего раз­ мера без заболеваний и меха­ нических повреждений. Яб­ локи и груши должны быть чуть-чуть недозрелыми и не пораженными паршой. Луч­ ше всего они хранятся при температуре ноль—плюс один. В е д у щ а я р у б р и к и — Г а л и н а К А Й Д А Ш К О ВЗЯЛИ ЛОЖКИ -ПОВА Р ЕШ КИ А С Е Г О а Н Я - т о л ь к о т ш к Ш У Ш 375 г тыквы, 2 соленых или марино­ ванных огурца средней толщины, 3 по­ мидора, зеленый лук; для маринада: 2 столовые ложки винного уксуса, 3 сто­ ловые лож ки р ас ти тельно го м асла , мелко нарубленная маленькая лукови­ ца, по щепотке соли и сахара. П од готовленную ты кву и о гурцы настро ­ гать н а крупной т ер ке и залить п ри го товлен ­ ным маринадом . Выложить в салатник , гар ­ нировать нарезанным и пом идорам и и посы ­ пать рубленым зеленым луком . Ш АГ 375 г тыквы, 2 маринованных огур­ чика, репчатая 1 ^ковиц а , соль, 2 сто­ ловые ложки рубленой петрушки , 3 -4 столовые ложки растительного масла, уксус, паприка, 3 -4 помидора. Ты кву и о гурцы нарезать куби кам и , лук натереть на терке и все перемеш ать . См е ­ шать с остальными , хорош о растертым и ком ­ понентам и и гарнирова ть пом идорам и , на ­ ре занным и лом ти кам и или кружочками . СУП 50 0 г тыквы, 1 л воды, корица, 2 гвоздики, 1 /2 лимона, столовая ложка манной крупы, 100 г сахара. О чищ енную о т кожицы и сем енно го г не з ­ да ты кву наре за ть , полож и ть в ка стрю лю , влить 3 /4 л воды , добавить корицу , гво зди ку и лимонную кож уру и сварить до мя гкости . П ротереть через сито и еще раз вскипятить . Д о б а в и ть зам о чен н ую в о с та вщ е й ся воде манную крупу , вскипятить и приправить са ­ харом и лимонным соком . В СЫРНОМСОУСЕ 1 кг тыквы, соль, 1 /4 л кислого мо­ лока, 4 столовые ложки тертого сыра, столовая ложка муки, черный молотый перец. Ты кву бе з кожицы и сем е н но го гне зда нарезать куби кам и , посолить , з алить неболь - щ им количеством кипятка и потущ ить до го ­ товности . Кислое молоко , сы р и муку расте ­ реть, вскипяти ть и приправи ть черным м о ­ лотым перцем (или паприкой ). Ты кву о ткинуть на д урш ла г , да ть стечь воде и залить сы рным соусом (при п р и го ­ товлени э то го б люда кислое молоко можно замени ть томатным соусом ) . ЗАЛЕЧЕННАЯСМЯСОМ 400 г тыквы, соль, 50 г муки, 2 яйца, 250 г мяса, 2 луковицы, 60 г маргари­ на, черный молотый перец, жир для жа­ ренья. Ты кву очистить , ра зре за ть , удалить с е ­ менное гне здо и нарезать л ом тиками . П осо ­ лить, бвалять в муке и яйцах и с обеих с то ­ рон обж арить в ра зо гре том жире . М ясо нарезать м алень ким и кусо ч ­ ками и вме е с нарезанным луком о б ­ ж рить в мар гарине , добавить нем но го воды и по арить . П риправить солью и ерцем . В сма занную ж иром с ко вород у уло ­ жи ть с лоями обжаренны е лом ти ки ты к ­ вы, на н ее г отовое м ясо и с верху снова слой ты квы . Запе ка ть в духовом ш ка ­ фу. КОМПОТИЗ тыквы 750 г тыквы, 3 /8 л воды, 1 /8 л винного уксуса, 1 0 0 -1 5 0 г сахара, пряности (корица, гв здика, имбирь или лимонная цедра). О чищ енную о т кожицы и сем енно го гнезда ты кву нарезать куби кам и . Воду, уксус , сахар и пряности вскипятить . П ол­ ожить кусочки ты квы и сварить . ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР Р О К И д л я С Е Б Я О д н а ж д ы в к о м а н д и р о в к е п о зн а ком и л а с ь я с ’ м илой д е в уш ко й . У м ­ ница , м ол од о й с п е ц и ­ али с т . Ж или мы в о бщ е ­ ж и тии , прищ ла ее о че р ед ь вы ­ мы ть в ком н а те пол . Б о д р о и у в е р е н н о в зя л а о н а в е д р о и тр я п ку , о п у с тил а ее в воду , вы ­ тащ ила и, не о тж а в , стала в о ­ зи ть по полу . Гр я зь р а с те кл а сь во все с то р о ны . К о е -ка к о тж а в тряп ку , она с тол ь ж е не у клю ж е с та л а с о б и р а т ь с п ол а в о д у . С м о т р е т ь на э т о бы л о к а к - т о нело в ко . .. П о том в р а з го в о р е вы я сн и ­ лось , что д ом а р од и тел и о с в о ­ б ож дали е е о т в се х х о з я й с т в е н ­ ных д ел , и то л ь ко те п ер ь , о ка ­ за вш и с ь одна в чуж ом го р о д е , она вы н уж дена учи ться с ти р а ть и с т р я п а т ь , и с пы ты в а я п е р е д п о д р у гам и с ты д з а с в о е н е ум е ­ ние . Не та к уж и р е д ко в с тр е ч а ­ ем с я мы с о в зр о с лы м и лю д ь ­ м и , не п р и с п о с о б л е н ны м и к с а - ь м о с то я те л ь н о й ж и зн и . В р ед а к - * ц ию п р и хо д я т п и сьм а , в к о т о ­ ры х м о л о д ы е с у п р у ги п р о с я т на учи ть их в ари ть щ и и ж а р и ть ка р тош ку . Б е сп ом ощ ны е н е ум е ­ хи п ож и н аю т г о р ь ки е плоды и з ­ л иш не й м а т е р и н с ко й о п е ки . М о ж е т бы ть , не та к э т о и с тр аш н о ? Год -д ва — п о ве р тя т - с я -н а у ч а тс я . Ка кая в ко н ц е к о н ­ цов п р ем у д р о с т ь — д ом аш н и е д ел а ! Но р а зве н е з ам е чал и вы , ка к тр е б о в а те л ь н о и ка п р и з н о вед е т се б я пя ти л е тн и й малыш . п р и вы кш и й к том у , что все за н е го д ел аю т р оди тел и? Лю б ую про сьб у — убра ть свои и гр уш ­ ки и ли сл ож и ть а к кур а тн о о д е ж ­ д у — он п р о п у с ка е т м им о уш ей . И н е о тсю д а ли начинаю тся че р ­ ты э г о и з м а , н е ж е л а н и е т р у ­ д и т ь с я , н е ум е н и е за б о ти т ь с я , д ум а ть о д р у ги х ? Хотя , ко н е ч ­ н о , д о м а ш н и м д е л а м м о ж н о учи ться в лю б ом в о зр а с те , но о п а зды в а т ь неж ел а тел ьно . С че го начать? Главное , п о ­ ж а л уй , в т ом , ч тобы р е б е н о к у в аж и те л ь н о о т н о с и л с я к д о ­ м аш нем у труд у . Если в ваш ей сем ье та ко й тр уд не в поче те , не н адей те сь , что см ож е те п р и ­ уч ть к н ем у де тей . Там ж е , где о те ц и м а ть не счи таю т тяж ким б р ем е н ем вымы ть п о с уд у или вымы ть пол , и д е ти о тно ся тся к э тим д ел ам ка к к чем у -то сам о со б о й р а зум еющ ем у ся . П ус ть с малы х лет р еб е н о к р а с с ч и ты в а е т на се б я . Не п о ­ том у вовсе , ч то роди телям тр уд ­ но , на п р им е р , п о гл ад и ть д о ч е ­ ри платье или вы чи с ти ть туф ­ ли , п р о с то п од об ны е вещ и че ­ л о ве к д олж е н д ела ть сам . Ж и ­ те й с ки й п р и н ц и п — « при сл у г у на с нет» , — д ум аю , в в о с п и т а ­ нии д е те й не то л ь ко ум е с те н , но и с п р а в ед л и в . С л учае тся , мы сам и н а зы ­ ваем с в о и х д е те й «неумехами» , п р е ка ем за пр ом а хи , но это ведь и наш и пр ом а хи . П р и см о т р и т е с ь , ч то ум е е т д ел а ть ваш р е б е н о к . Тут любая м е л о ч ь важ на . В с та е т ли сам или по сле пону каний? Ж дет , к о г ­ да е м у п ом о гу т оде ться , или ж е с п еш и т э то сдела ть сам о с то я ­ тел ьно? У б и р а е т ли за со б о й по с тел ь , в ка ком п о р я д ке с о ­ д е рж и т вещ и , и гр уш ки , кни ги? Ка к ча с то вы п р и ходи те ем у на пом ощ ь? Б удьте вним а тельны , ведь м н о го е мы делаем за д е ­ е й м аш и н а л ь н о , не зам е ч а я то го . А в делах о бщ е сем е й ны х д е ти у ча с тв ую т? Х одя т ли в м а ­ га зи н за п р о д у к там и , п о м о га ­ ю т ли убра ть ква р ти р у? Не п л е ни те сь п р о а н а л и зи ­ ро ва ть свои наблю дения . Если р е б е н о к ещ е мал , с п и с о к ум е ­ н ий о ка ж е т с я к о р о т к и м , за то д л и н н ы м б у д е т с п и с о к т о го , чем у п р е д с то и т научиться . К о ­ нечно , д е с я ти кл а с с н и к м ож е т не але ко уй ти о т малыш а , тем н уж н е е п о д о б ны й а н а л и з . Он п ом ж е т поня ть , что вы у п у с ­ тили в в о сп и та н и и , на что надо о б р а ти ть вним ание . С ам а я р а с п р о с т р а н е н н а я наш а ош и б ка — с тр ем л е н и е во врем я у б о р ки , с т и р ки или г о ­ о в ки вы пр о вод и ть из д ом а д е ­ тей , «чтоб не м еш али , не п у та ­ ли сь п о д но гам и» . А ведь та к хо р ош о все д ел а ть вм е с те , не ­ з а м е т н о , и с п о д в о л ь п р и у ч а я д е т й к д ом аш н ем у т руд у ! Т е с ­ то для п и р о го в с та ви те , пусть Оля ил и М иш а с м о т р я т , п о ­ даю т , что надо — сахар , соль , м уку , а за о д н о и уча тся . А п о ­ том п ус ть каж ды й и с п е че т с вой п и р о ж о к , за о б е д ом все п о п ­ р об у т е го , оценя т . З а теял и у б о р к у — тож е п р и ­ вле кай те п ом ощ н и ко в . О дин с пы л е со с м управляе тся , д ру гая п о с уд у в се р ва н те п ере ти рае т — не бо й те сь , не ра зоб ье т . С тои т с р а зу же п риуча ть р е ­ б е н ка к р а ц и о нал ь ны м с п о с о ­ бам рабо ты — ка к бы с трее , ка к правильнее . Толь ко не т о р о п и ­ те е го и не т о р о п и те с ь сам и . Ко гд а р е б е н о к рядом , д ом аш ­ няя рабо та — е щ е и ур о к , а тут важны п о д р о б н о с ти , м елочи , на у с вое ни е «материала» тр е б у е т ­ ся время . Н еплохо бра ть д е тей с с о ­ б ой в м а га зи н . П усть уча тся д е ­ ла ть п о к у п ки , с чи та т ь д е н ь ги , вы б ира не о б хо д им о е и о т ка ­ зы ва ться о т то го , б е з че го м о ж ­ но об й ти сь . Д е ти , им еющ ие п р ед с та вл е ­ ни о д м аш н ем тр уде , з н аю ­ щ и е го в кус и е го тяж есть , с к о ­ рее п о йм у т род и тел е й , оценят их забо ты . Л . ОРЛОВА. А Р Б У З П Р И Н И М А Л И ? С р е д и м н о ж е с т в а д о ­ м аш них «лекарей» уни в е р ­ с а л ь н ы м м о ж н о с ч и т а т ь обы кновенны й арбуз . В ка ­ ч е с т в е п о д с п о р ь я л е к а р ­ с твенной терапии он не за ­ м еним при р а зличны х за б о ­ леваниях поче к и желчевы ­ водящ их путей . Прежде в се ­ го а р б у з р е ком е н д уе тс я в качестве м о че го н но го ср е д ­ ства . М о ч е го н н о е д е й с т в и е а р б у за п о з в о л я е т п р и м е ­ нять е го и в ка че с тве ж а ­ р о п о н иж ающ е го . Пожалуй , это одно и з самы х б е зо п а с ­ ны х ж а р о п о н и ж а ю щ и х ср ед с тв , для ко то р о го нет п р о т и в о п о к а з а н и й , не т и опасности е го п е ред о зиро в ­ ки. Е д и н с т в е н н а я о п а с ­ ность , ко торая п о д с те р е га ­ е п и интенсивном лечении и упо треблении арбузов , — их н е д о б р о ка ч е с тв е н н о с т ь (п е р е н а сы щ е н н о с т ь х и м и ­ че с ким и удоб рениям и ) . П о ­ э том у хорош о бы уб ед и ть ­ ся в н а л и чи и у п р о д а в ц а сертиф иката и ни в коем слу ­ чае не упо требля ть а рб у з с подо зри тел ьным п рив кусом или запахом . З е л е н а я ко р ка а р б у за п о м о га е т при ко л и та х . Ее м ож но и спол ь зо ва ть в сы ­ р ом виде , а м ож н о вы с у ­ ш и ть на з и м у . Д л я э т о го арб у з тщ ательно м ою т , о с ­ трым нож ом сн им аю т в е р ­ хний зел ены й сл ой , вы с у ­ шиваю т и измельчаю т . П р и ­ н и м аю т в в и д е п о р о ш к а еж едневно 3 ра за по 5 г (1 ч.л . с «верхом» ). СА М СЕБЕ ДО КТОР п и х т о в о Е М А С Л О М а сло , п ол уча ем о е и з пихты , издавна ш иро ко и с ­ п о л ь з о в а л о с ь в н а р о д н о й медицине . Пихта м ож ет рас - ‘ ти то л ь ко в э к о л о ги ч е с к и чи с ты х у сл о ви я х , п о э т ом у ; пихтовое м асло чистый п р о ­ дукт , не содержащ ий вред ­ ных веществ . Его м ожно использовать в качестве п роф ил а ктиче с ­ ко го средства при э п ид ем и ­ ях гриппа и ОРЗ , распыляя в жилом пом ещ ении , — оно о б л а д а е т а н т и м и к р о б н ы м ' действием . При б ронхитах и . воспалении ле гки х хорош ий р ультат даю т пихтовые ин ­ галяции ( 3 -4 к апли масла н а 1 л воды ). Д о б а в л е н и е в д е т с ки й крем масла (обычно 1 ч. м ас ­ ла на 3 ч. крем а ) пом о гае т избавиться о т зуда при д и ­ атезе . Оно та кж е э фф е ктив ­ но при лечении м о крой э к ­ земы — го т о в я т см е с ь и з лю б о го ж и р а и п и х т о в о го м асла в с о о тн ош е н и и 2 :1 . Пихтовое масло с п о соб с тв у ­ ет с корейш ем у заживлению перелом ов при втирании е го в пострадавш ее место . Ванна с пихтовым м а с ­ л м (3 -4 капли) за 15-20 мин . сним ае т усталость , то н и зи ­ рует, во звращ ае т ощ ущ ение ле гко с ти и молодости . Если так ю ванну приним а ть д о ­ льше , она хорош о ра сслаб ­ ляет, что поле зно с традаю ­ щим бессонницей . Сон п о с ­ ле та кой ванны будет с п о ­ койным , д ол гим и глубо ким . Правда , есть у э то го п р е п а ­ рата и противопо казания . Ни в коем случае не р е ком е н ­ д уется е го упо треблять б е ­ ременным ж енщ инам , а та к ­ же тем , кто с тр ад а е т с е р ­ дечным и заболеваниям и . ПОВОД ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ -^ А З Л У Ч И Л И . . . — М ожно? — Ж енщ ина не ­ реш ительно прио ткры ла дверь и о становила сь на поро ге . — В ходи те , — пр и гл а сил а я .— С адитесь поближе . П осетительница опустилась в кр е с л о , тяж ел о в зд о хн ул а . Л иц о ее , уже немолодое , хр а ­ нил о с л е ды бы л о й кр а с о ты : вы со кий лоб , больш ие темны е глаза , опуш енны е густым и р е с ­ ницам и , точеный нос . Светлые волосы , зам е тно тронуты е с е ­ диной , собраны в ту гой узел . — Я посоветоваться , — за ­ говорила она после паузы. —Нет, нет, не ж аловаться . Я поним аю невестку — ей гор ь ко и тяж е ­ ло. Но к а к сделать , чтобы и она поняла нас? — Ж енщ ина вдру г зам ол кла . Я не торопила ее. Наконец Л идия Ивановна успо коила сь и р а с с ка з а л а в се по п о р я д к у . Есть у них с мужем еди н с твен ­ ный сы н , Олег. Девять лет на ­ зад , ещ е будучи студентом , он ж е н и л с я . И р и н у пр и н ял и ка к род н ую . Ч е р е з 'г о д р о д ил а сь внучка — «наша радость , наше солныш ко» . Б аб уш ка с д е д уш ко й всю с вою н еж н о с ть и лю б о в ь о б ­ ратили на О лечку . О тдавали ей все свободное время . Ч уть под ­ росла — е здили с ней к м орю : у Л и д и и И вановны , п е д а го га , о тпус к б льш ой , вот и п р о в о ­ дила е го с внучкой на ю ге . Они не ср а зу заме тили , что в сем ье сы на ра злад . Не п о ­ верили , к о гда Ирина , в ся в сл е ­ за , объявила , что они с О ле ­ го р а зводятся , ч то у не го есть дру гая женщ ина , к ко торой он собирае тся уйти . В ечером сы н , к уж асу р о ­ дителей , п одтвердил это . « А как же Оля?» — с п р о с и л а Л и д и я И в а н о в н а . «Ч то ж , м ам а , — вздохнул Оле г. — Мало ли та ­ ких сем ей? Я уе зж аю а др у го й город . Б ду пом о га ть Ирине . Д а и вы , наверное , не о стави те их без внимания» . «Да, да , ко не ч ­ но, И рина и Олечка останутся с нами , — ска зала р а з гне ва н ­ ная Л идия Ивановна . — М ы -то н и ко гд а не о с та вим их. А ты , ты ... нам больш е не сын». П о те кл и д н и . Л и д и я И ва ­ новна н е мо гла спо ко й н о см о т ­ реть н а г ор е с тно е лицо И рины . С та р а л а с ь о с в о б о д и т ь ее о т вся ких д ом аш ни х заб о т — с т и ­ рала, готовила , убирала ква р ­ тиру . И Олечку и з д е тс ко го сада брала она сам а или Д м и тр и й П а в л о в и ч . «С ход и , м и л а я , в кино или в театр» , — у го в а р и ­ вали И рину и д оставали ей б и ­ леты . В о д н у и з с у б б о т д а в н и е друзья п ри гл а сил и Л ид ию И ва ­ новну с м уж ем на дачу . В в о с ­ кресенье с уп р у ги ср а зу после беда вернулись д ом ой . Внуч ­ ка со с ку чи л а с ь , в с тр е тила их б у р н о й р а д о с т ью , п о в и с л а у бабуш ки на шее . «Ну, хватит сю сю ка ть !» — с н е ож и д а н ны м р а зд р а ж е н и ем вм еш а л а с ь И р и н а , о т о р в а л а девоч ку от б аб уш ки . И тут Л и ­ дия И вановна словно п р о з р е ­ ла. В с п ом н и л а , ка к н е в е с т ка по сл е д н е е врем я то р о п и л а с ь опер еди ть ее и в зять Олю из д е т с ко го сада с ам а , как пр я та ­ ла в ш каф о б н о в ки , ко то ры е они с м уж ем по купали девоч ке , ка к с та р ал а сь п о ра н ьш е ул о ­ жи ть ее в постель , чтобы м е н ь ­ ше была с баб уш кой и д ед уш ­ о . Ч то ж е п р о и з о ш л о ? Ч ем вы звана такая неприязнь? Л и ­ дия И вано вна реш ила н а п р я ­ мую объясни ться с И риной . — Ч то ж тут не поня тно го? — сухо о тве тила та . — Я по те ­ ряла м уж а и не хочу по терять еще и ребен ка . Раз уж в ы с ам и начали р а з го в о р , — пр од олж а ­ ла она , — д о л ж н а п р е д у п р е ­ д и т ь : я п о д аю з а я в л е н и е на р здел квар тиры . Ч е р е з д в а м е с я ц а о н и ра зъехали сь . Б абуш ка с д ед уш ко й м еста себе не н аходили , кажды й день зв о н и л и , с п р а в л я л и с ь о з д о ­ ровье внучки .. Н евестка холод ­ но , но вежливо отвечала , п р и ­ н им а л а п о д а р к и . Р а зр еш а л а ино гда бра ть Олю к себе . Ко гда д ево ч ка пош ла в п е р ­ вый класс , б аб уш ка с д е д уш ­ кой купили п и а н и н о — у о б н а р уж и л с я х о р ош и й м кальный слух. — Однажды мы , ка к и р ше , хотели взять внучку п ш колы к себе на субб о ту и кресенье , — расска зы вал дия Ивановна . — Но Ирин р а з р еш и л а . П е р е с та л а д зва ть Олю к телеф ону . А воч ка страдае т . Ко гда м а не т д ом а , зво н и т у кр ад ко вас люблю , скучаю» . И пл Однажды сам а п риехала к Не знаю , ка к не забл удил Д а , да , я п оним аю : И рине ко , д о с д но — наш сын в ват пер д нею . Н о в чем же винились мы и ребенок? В сам ом деле , по веден И рины по ка залось м не ж е КИМ, б е ссмы сленным . И я р ш ила п о го в о р и т ь с нею . буд у р а сс ка зы ва ть п о д р о ти , б е с д а п р о д о л ж а л а с о д и н ча с . С каж у то л ь ко , спустя м е сяц по звонила Л И вановна . — С па сиб о , В се , каж е т улаживае тся . Мы в стреча с О леч кой . И рина п е р ем лась . Н адеем ся , все буде р ш о ... Увы , дале ко не все гда д об ны е и с то р ии им ею т б получный исход . Во т к кое п и сьм о приш недавно в реда кцию . «Д ва го д а н а з а д ум е р моя дочь Лю дм ила , — пи Татьяна Васильевна С. — тался ребено к , внук Ж еня давно ем у и сполнило сь во лет . С девяти м есяцев он со м ною под М о с кво й . И внука , ка к толь ко и сполни 55 лет, пош ла на пен сию ребрала сь к до че ри в М о Л е т о м у в о з и л а м а л ь ч и ка город . После несчастья я д олж ала ж и т ь с зя тем Б сом , вела , ка к и раньш е , з я й с т в о , п р о в о ж а л а в н у ш кол у . Но п р о д о лж а л о с ь недол го . Б о ри с стал не п р ненно о тноси ться ко мне , ш лось уехать д ом ой . С те мои встречи с внуком почт кра тились . О тец не ра зре бра ть е го к с ебе , даж е ви с с ним ...» ... Д ве и с тории , д ве сл ные ж те й с ки е драмы . Чт посове това ть , ка к помочь Г о в о р я т , б а б уш к и лю б внуко больш е , чем с о б с ны х д е т е й . Бы ть м о ж е т , п р о с ход и т о тто го , ч то сч а т е р и н с т в а для ни х ка п о в то р я е т с я сн а чала . Т о т е п е р ь э т о ч у в с т в о гл у б м уд р е е . Н е вы н о с им о тя бы ает баб уш кам разлуч с внукам и , е сли д об ры е с ны е у зы о к а з ы в а ю т с я зо р ва н ны м и ! Не б д ем , о д н а к о , т о р питься с о с уж д е ни ем Ири Б ориса . Т рудно , конечно , щ ине за гл уш и ть в себ е о на ч е л о в е к а , о с т а в и в ш сем ью . Н евольно э то ч ув пере но си тся и на е го р о лей . М о ж е т бы ть , Б о р и с д ум ал о с о зд а н и и но вой с и н хо тел , ч тобы п р и в я н с т ь сы н а к б а б уш ке с том у п ре град ой . М ож но , н н о е , п о н я т ь п о в е д е н и е лю д е й . И в с е -т а к и п у ть ф ли кта в каж д ом та ком с кон чно , о тню д ь не лучш под об но й с и туац ии с л о ж таться та ктичным и в ел и к ным . Но н уж но ! И н уж но ж д е в се го в и н те р е са х м ш а . Ра зве х уд о для р е б если е го лю бя т и о нем тя тся не то л ь ко м а ть и но и д р у г и е б л и з к и е лю Д е ти , кс та ти , с п о соб ны н тес . П ом ни те , чем обер И ринин за п р е т? Д е во ч ка обм аны ва ть м а ть и вопре воле п р о д о лж а л а в и д е т р о д и т е л ям и о тц а . К то з ка ки е чув ства к м а тери по сели ться в ее д е т с ком д ц е , е сл и бы ко нф л и к т б ил ся . Случае тся , что о б с то я т с т в а о т т о р г а ю т р е б е н к б л и з ки х ем у лю д ей , о т ш е к , д ед уш е к . Хочется п тере чь в т а ки х с лучаях о м а те р е й : не т о р о п и т е с ь г ть м осты ! Н. ФЕДОРОВА В вы п уск е и сп о л ь зо ва ны материалы и з журна­ л о в "Работница" и "Зд оро вь е " .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz