Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

28 ав густа 1999 г . , № 168 (2 1046 ) Г -» Т Е Б Е ^ 7 0 Д Р 0 С Т Ш и правда, почему к одним людям мы тянемся, других, вроде бы и не сделавших нам никакого зла, предпочитаем обходить стороной? В чем секрет притягательной силы личности? Психологи провели такой опыт. Группе испытуемых предъявили словесные пор­ треты двух людей и спроси­ ли, кто им больше понравил­ ся. О Викторе было сказано, что он талантлив, очень эру­ дированный, много и плодот­ ворно работает. В обращении с людьми суховат, не стре­ мится установить с коллега­ ми никаких отношений, кро­ ме деловых. О Сергее — что специалист он хороший, хотя и менее одаренный, чем Вик­ тор, но отличный товарищ, чуткий и отзывчивый, эмоци­ онально богатая личность. Среди опрошенных боль­ шинство отдали свои симпа­ тии Сергею. А кто больше понравился вам? Или, может быть, вы скажете, что охот­ но подружились бы с Викто­ ром, если бы он стал добрее, а с Сергеем, если бы он стал образованнее? Если так, то вы нарисовали тот идеал гармо­ нии ума и сердца, к которо­ му надо стремиться. Мы живем в пору, когда без знаний, эрудиции, высо­ кого мастерства в избранной специальности трудно стать авторитетным. Но как нигде высоко ценятся в нашем об­ ществе моральные качества человека: сколь ни привлека­ тельна эрудиция, она теряет в наших глазах свой блеск, если не озарена светом до- г броты. Вот примерно и ответ Юре и Ире: вы хотите, чтобы к вам тянулись товарищи, стреми­ лись с вами дружить — так вырабатывайте в себе качес­ тва, которые делают челове­ ка щзивлекательным. Есть такое современное слово «коммуникабель­ ность». Взятое из мира тех­ ники, оно означает способ­ ность находить пути к др 5 ^- гому человеку, прокладывать те незримые провода, по ко­ торым устремляется душев­ ное тепло, вокруг которых создается магнитное поле взаимного тяготения. Давайте попробуем про­ анализировать эту чудесную способность, понять, из ка­ ких качеств она складывает­ ся. Несомненно, в основе об­ щительности лежит внима­ ние. Но внимание особого рода —не к миру букв, цифр, вещей, а к миру чувств. Встретились подростки- подружки. Разве останется незамеченной новая кофточ­ ка, шапочка, самая пустяко­ вая ленточка, заколка? Все вмиг охватит острый девичий глаз, оценит, отреагирует. А умеете ли вы уловить настро­ ение друг друга? Не просто хорошее или плохое, а ма­ лейшие его нюансы, выраже­ ние лица, вспыхнувшую и подавленную обиду, измене­ ние интонации, улыбку? Душевно неграмотен тот, кому ничего не говорит вы­ ражение чужого лица, кто не обращает внимания на чьи-то задрожавшие губы, не заме­ тит радости или печали в чужом взоре... Нужно уметь ! лице. Та же этому! читать на к учитесь Вот пришла с ^)аботы мама. И из передней, сунув ноги в тапочки, прямо на кух­ ню, скорей поставить тяже­ лые сумки. Дочка уже догадывается, что в матерчатой сумке ово­ щи, это неинтересно. Глаза следят, что там вынимает мама. Уж не давно ли обе­ щанный шарфик в этом плос­ ком магазинном пакетике? ПОНИЖЕННОЕ АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ «У меня пониженное артериальное давление . Значит ли это, что мне не угрожает гипертония?» К сожалению, нет. Между гипотонией и ги­ пертонией нет четкого барьера. Хотя эти состоя­ ния и противоположны, в их основе лежит рас­ стройство нервно-гуморального аппарата, регу­ лирующего деятельность сердечно-сосудистой системы. Поэтому страдающий гипотонией че­ ловек, обычно эмоциональный и впечатлитель­ ный, не застрахован от гипертонической болез­ ни. Что же следует делать для того, чтобы не стать гипертоником? Прежде всего выяснить причину гипотонии. Она может быть спутником какого-либо заболевания, например, невроза, тон­ зиллита, гайморита, холецистита. И тогда, разу­ меется, самое главное — борьба с этими забо­ леваниями. Лечение, в том числе и медикаментозное, со ­ блюдение правильного режима труда и отдыха, обязательные физические упражнения, водные процедуры, аетивный отдых — все это повышает общий тонус, улучшает регуляцию деятельности сердечно-сосудастой системы и, следовательно. способствует как избавлению от гипотонии, так и профилактике гипертонии. Люди с пониженным артериальным давлени­ ем знают, что стакан крепкого сладкого чая, чаш­ ка кофе делают их бодрее, помогают снять вя­ лость. Это действительно хорошие средства, но больше двух чашек кофе в день пить не надо. Способствует повышению тонуса и соленая пища. Поваренная соль обладает свойством задержи­ вать воду в тканях, а когда объем жидкости в организме увеличивается, повышается и артери­ альное давление. Однако не думайте, что чем боль­ ше есть соленого, тем лучше. Длительное злоу­ потребление соленой пищей способствует раз­ витию гипертонической болезни. ПИТЬЕВОМ РЕЖИМ РЕБЕНКА «Сколько воды долж ен пить р е б е ­ нок на первом году жизни?» Начиная с месяца и до года, ребенок мо­ жет выпивать за день 100-200 граммов ки­ пяченой, остуженной до комнатной темпера­ туры воды. Но если он пьет неохотно, не выпивает и 100 граммов, не тревожьтесь — значит, его организму достаточно той жид­ кости, какую он получает с пищей. Имейте в виду, что дети, вскармливающиеся материн­ ским молоком или так называемыми адапти­ рованными, то есть максимально приближен­ ными к нему смесями, меньше нуждаются в дополнительной жидкости, те же, кого вскар­ мливают В-смесями, кефиром, —больше. Поэтому критерием при определении ко­ личества воды, которое следует давать ре­ бенку, должно служить только одно: его же­ лание пить. Предлагайте ребенку пить, но не поите его насильно. Воду давайте между кормлениями и с самого начала -с ложечки. Со второго полугодия жизни в жаркие дни ребенку можно давать до 500 граммов воды в день. В жару аппетит у детей обычно пада­ ет, они меньше едят. Между тем необходи­ мо, чтобы они получали причитающийся им — ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗА ТЬ~\ килограмм, или, точнее, литр пищи. Питье возместит недостаточное ее поступление в организм. Кипяченую воду можно частично или полностью заменять несладкими отва­ рами шиповника, яблочной кожуры, суше ных или свежих ягод. Но учтите: изо дня в день пить помногу (даже по 500 граммов) ребенку вредно. Это может повлечь за собой задержку воды в организме. Если ребенок постоянно пьет боль­ ше нормы (в обычные дни— больше 200 граммов, в жаркие—больше 500), проверь­ те вместе с врачом, нет ли у него какого- либо заболевания и не слишком ли много он ест: повышенная жажда может быть спро­ воцирована избыточным питанием. ...»Хочу быть ласковой с мамой, но не могу, не умею» (Лида , 13 лет); «В компании всегда сижу один — навер­ ное, со мной неинтересно» (Юра, 15 лет); «Дружила с одной девочкой, но она перешла в другую школу, а боль­ ше никто со мной по душам не разговаривает, даже не знаю почему» (И р а , . 14 лет). А ведь надо было бы пре­ жде всего поглядеть внима­ тельно в мамино лицо. Уста­ ла, видно, или чем-то опеча­ лена. И губы сегодня забы­ ла накрасить. Почему? И го­ лос грустный, и энергии обычной нет. Присела к сто­ лу, сложила руки. А руки какие! Давно не видели ма­ никюра, на безымянном пальце ожог — ах, это, на­ верно, вчера, когда второпях утром схватила горячую ско­ вороду. И красная полоска на правой ладони. Это отку­ да? Ясно — жесткие ручки хозяйственной сумки. И вот если сумеешь уви­ деть такое —ласковые слова для мамы сами придут. Мостик от одного челове­ ка к другому прокладывает и память. Ее тоже можно тре­ нировать, как тренируют па­ мять на стихи, формулы, пра­ вила, номера телефонов. А память сердца тренируют вниманием к близким людям. Это значит, надо стараться помнить об их просьбах, де­ лах, заботах, о том, что они любят и чего не любят, что радует их и что печалит, что для них важно, какие даты им особенно дороги. ...Отец и мать обижены на сына-подростка, хотя ему кажется, что он ну ничего плохого не сделал, даже на­ оборот: задержавшись вече­ ром у товарища, позвонил по телефону и сказал, что при­ дет поздно. Но он забыл, что у родителей праздник — го­ довщина их свадьбы, что по традиции в этот день все ужинают вместе, за столом, покрытым парадной белой скатертью, и что для него тоже поставлен прибор. ...Или болтают девочки о том, о сем. Одна, между про­ чим, рассказывает о вчераш­ нем событии: в соседней квар­ тире умер от инфаркта неста­ рый еще мужчина. Разговор легко перескакивает на дру­ гие темы, но только одна де­ вочка уже не участвует в нем, стоит, наклонив голову, и, повернувшись, внезапно уходит. Что такое? Рассказ­ чица спохватывается: ведь у той девочки отец лежит в больнице с инфарктом, ей было тяжело слышать о смерти... Умение сочувствовать, понимать состояние другого человека —самая, вероятно, важная магистраль коммуни­ кабельности. К тому, кто ис­ кренне сочувствует, тянутся другие люди, к нему хочет­ ся идти и с радостью, и с пе­ чалью, с ним делятся мысля­ ми, ему изливают душу, с ним ищут дружбы. Психологи считают, что способность к сопережива­ нию, сочувствию предполага­ ет хорошо развитое вообра­ жение. Не легкость фанта­ зии, столь свойственную дет­ ству, а воображение, требу­ ющее напряжения душевных сил, способность переместить свое «я» в другого человека, заставить себя чувствовать то же, что чувствует он. Умение воспринять чу­ жую радость, печаль, боль, как свою собственную, может достигнуть силы таланта. Для художника, для артис­ та, писателя это — перево­ площение, это минуты твор­ ческого взлета, вдохновения. Для нас это ^инуты, когда мы становимся тоньше, до­ брее. Конечно, нелегко всему этому научиться. Но то, что вы, Лида, Ира, Юра, задума­ лись о своем отношении к другим людям, об их отноше­ нии к вам, — уже благо! Д. ОРЛОВА. СОВЕТЫ НА КАЖЛЫИ ЛЕНЬ Д В Е Р ЬЮ - П О Г О Л О В Е Примелькавшийся призыв «будьте взаимно вежливы» по­ лон, по существу, глубоко го смысла: ведь если все люди, которые так или иначе вынуж­ дены общаться друг с другом, например, покупатель и прода­ вец, работник службы быта и клиент, водитель транспорта и пассажиры будут корректны и деликатны, скольких недоразу­ мений удастся избежать, а глав­ ное — скольких бьющих по не­ рвам волнений! Бороться с неуважительным отношением к человеку, с гру­ бостью, хамством — нелегко. В е д у щ а я р у б р и к и — Г а л и н а К А Й Д А Ш К О В З Я Л И Л О Ж К И ^ ^ /^КУСНО - ПАЛЬЧИКИ ОБЛИЖЕШЬ! Капуста по-петроВски Капусту нашинковать. Морковь натереть на крупной тер­ ке. Лук измельчить. Все перемешать, уложить в банку, влить масло, уксус и горячий рассол. Для рассола воду с сахаром и солью прокипятить. Сверху положить на капусту гнет и поставить на холод. Готова через 3 дня. На 2 кг капусты — 2 моркови, 2 крупные луковицы. 2 дольки чеснока, 100 г уксуса, 1 стакан подсолнечного масла. Рассол: на 1 л воды — 3/4 стакана сахара, 2 1/2 ст. ложки соли. СладкийперецсяблокамиВмаринаде Для маринования использовать желтые и красные пло- ш ды перца и неокрашенные сорта яблок. Перец очистить, раз- Й резать на половинки, бланшировать 2-3 мин и охладить. Яблоки разрезать на 4 дольки, удалить семена, бланши- ■|<! ровать 1-2 мин и охладить. В банку слоями уложить яблоки ^ и перец. Залить маринадом и пастеризовать при температу- к ; ре 90 градусов: пол-литровые — 20 мин, литровые — 25 мин. ^ На 10 пол-литровых банок — 4 кг сладкого перца, 1 кг ^ яблок, 2 ч, ложки корицы. Маринад: на 1 л воды — 40 г сахара, 30 г соли, 300 г 6%- Щ го уксуса, 1 ч. ложка корицы молотой. икра из кабачкоВ ^ Готовить из смеси обжаренных овощей, добавляя то- Л мат-пасту или томат-пюре, соль, сахар, зелень, пряности. ‘ Вымытые кабачки нарезать, обжарить на растительном мас­ ле и пропустить через мясорубку. Отдельно обжарить лук, I томат-пюре, добавив остальные специи. Затем все смешать и тушить на слабом огне до готовности. Смесь горячей раз­ ложить в банки, сразу же закрыть металлическими крышка­ ми. Для 1 кг икры — 800 г кабачков, 50 г моркови, 10 г корня петрушки, 50 г лука, 100 г томата-пюре, 5 г зелени, соль, сахар, перец по вкусу. Пикантная закуска Для нее потребуются баклажаны, болгарский перец, чес­ нок, уксус, соль, растительное масло. Баклажаны помыть и нарезать дольками в длину, обжа­ рить на растительном масле до полуготовности. Перец очис­ тить от семян и порезать тонкой соломкой. Чеснок потолочь или мелко нашинковать. Теперь в глубокое блюдо уложить слоями: баклажаны, перец, чеснок, слегка посолить, сбрызнуть уксусом, еще раз уложить слои в том же порядке и так далее, чтобы получи­ лось 2-3 «этажа». Последний слой — баклажаны. Накрыть деревянным донышком, положить гнет и вынести в прохлад­ ное место на 3-4 часа. СЕКРЕТ \ X О Р О Ш Е Г О ^ З А С Т Р О Е Н Ш Ч А Ш К А Ч А Я . . . Ее можно выпить на ходу перед выходом на работу, а можно устроить праздничное чаепитие в узком кругу дру­ зей или вдвоем с любимым человеком. И вот тут-то очень важно обратить внимание на сервировку стола, на его офор­ мление. Можно сделать акцент на красивой посуде, ори­ гинально свернутой салфетке —например, используя спе­ циальное кольцо, как на нашем фото, —или на красивом и элегантном букетике из живых или искусственных цве­ тов. Но, во вся- 1“ I §1 I ком случае, любую трапе­ зу, особенно чаепитие, ук­ расит горящая свеча. Ее пла­ мя успокаива­ ет и настраива­ ет на лиричес­ кий лад. При свечах и беседа идет более спо­ койно, разме­ ренно. При свечах хочет­ ся говорить только о чем-то хорошем, по- м е ч т а т ь , вспомнить при­ ятные минуты жизни. Ус­ тройте себе праздник, на­ кройте краси­ вый стол, за­ жгите свечу и загадайте же­ лание. Оно обязательно исполнится! Грубость — многолика. И неред­ ко она проявляется как бы не­ осознанно, невзначай, без зло­ намеренности. Вот хотя бы та­ кой пример. Однажды предстоял мне междугородный телефонный разговор. Ждать на переговор­ ном пункте пришлось долго. Зима, на улице сильный мороз, ветер, В зале ожидания зябко и неуютно. Дверь, впуская и вы­ пуская посетителей, открывает­ ся и закрывается ежеминутно. И всякий раз — порция холода. Резкие удары наотмашь отпус­ каемой двери каждый раз отда­ ются гулким эхом, заставляя людей вздрагивать, морщиться. И. что удивительно, многие из них. уходя, сами хлопаю т дверью. Тех, кто старается при­ держать дверь, смягчив удар, оказывается ничтожно мало. Один из находившихся в зале пожилых людей, не выдер­ жав, вежливо заметил только что вошедшей женщине: «Ну что вы так бьете?» Женщина про­ реагировала бурно, с каким-то напряженным изум лен ием : «Кого же я бью, вас, что ли? Да сидите уж вы! Тоже мне!» И никто больше — ни слова. Одни стали с усиленным инте­ ресом рассматривать пейзаж за окном, другие уткнулись в газе­ ту. третьи подчеркнуто отрешен­ но от возникшей ситуации пе­ решептывались между собой. Ну а дверь продолжала грохотать... И только ли здесь? То же самое происходит каждодневно во многих учреждениях, подъез­ дах домов, не говоря уже о во­ кзалах, столовых, закусочных. Не прикрываются подчас двери в суровое зимнее время, не­ смотря на умоляющие призывы: «Закрывайте ...», «Не хлопай­ те...». Такие записки-просьбы висят не только при входах в магазины, но и в аптеках, биб­ лиотеках, в иных учреждениях, где покой ,и тишина являются производственной необходи ­ мостью. А разве не приходилось вам видеть двери, несущие на себе вполне недвусмысленные сви­ детельства того, что их откры­ вали ногами? Именно так неред­ ко попадают в свой дом жители молодежных общежитий. Если в одной руке — модный «дипло­ мат», в другой — полиэтилено­ вый пакет или купленный по дороге батон — как-де прика­ жете поступить? Последствия этого зла из­ меряются, конечно же, не толь­ ко стоимостью преждевремен­ но изношенных, разбитых две­ рей (хотя и это имеет значение). Не так давно пришлось мне быть свидетелем ра з го вора между продавцами одного из ма га зинов . М агазин совсем небольшой, а входящих и выхо­ дящих из него покупателей мно­ го. И столько же, разумеется, ударов дверью. Ежечасно, еже­ минутно, каждый день (магазин работает без выходных). Про­ давцы уверены, что чрезмерная усталость, головная боль к кон­ цу рабочего дня обусловлены именно этими ударами. Всяко­ го рода дверные набойки, ре­ зиновые жгуты не эффективны. Просьбы к покупателям, пре­ дупреждения остаются втуне... Приведенные примеры по сути своей универсальны: это лишь одно из самых наглядных проявлений неумения или неже­ лания счи та ть ся с д р у гим и людьми. А вариантов может быть множество: и радиоприем­ ник или магнитофон, включен­ ный на полную мощность, хотя известно, что за стеной — боль­ ной человек; и окурки, брошен­ ные на только что подметенный тротуар; и сквернословие, и бес­ пардонное «ты» незнакомому пожилому человеку... Официальных санкций про­ тив подобных поступков не су­ ществует. Выполнение нрав­ ственных норм — дело совести каждого. А может быть, и на­ шей общей совести? Ведь дер­ жать нейтралитет по отношению к грубости — значит потакать ей. В. КОНДРАШОВ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ С Х Л О Р К О Й Л У Ч Ш Е Н Е Ш У Т И Т Ь Сыр из яблок I I ш I I I Яблоки вымыть, очистить от семян и сердцевин, наре­ зать, уложить на дно эмалированной посуды, залить 1 ста­ каном воды (количество яблок может быть любое). Поста­ вить на слабый огонь, добавить сахар. Варить до загусте­ ния. до тех пор, пока масса, если провести по ее середине, не будет сразу сливаться. Готовую массу протереть через сито или дуршлаг, добавить семена тмина, размешать и выложить в плотный мешочек. Поставить под гнет на 3 дня. Затем вынуть, обвалять в семенах тмина. На 1 кг яблок — 1 ст. ложка сахара и 1 ст. ложка семян тмина. Рябиновый квас Бланшированную рябину размять, за ­ лить водой и варить 10 минут. Отвар про­ цедить, добавить са­ хар, охладить. Доба­ вить р а звед енны е дрожжи, хорошо пере­ мешать, разлить в бу­ тылки, закупорить и пос­ тавить на 3 дня в прохла, ное место. На 1 кг рябины — 2 с сахара, 4 л воды, 10 г дрожжей Хлорная известь — сильнодей­ ствующий дезинфицирующий пре­ парат, и пользоваться им следует не «на всякий случай», а строго по показаниям . Например , чтобы предотвратить заражение членов семьи, если в доме есть больной дизентерией, скарлатиной, грип­ пом и другими инфекционными за­ болеваниями. Применяют, как правило, 0,2- 10% осветленный раствор хлорной извести. Какой должна быть кон­ центрация раствора, определяет врач-инфекционист или врач сани­ тарно-эпидемиологической (дезин­ фекционной) станции в зависимос­ ти от вида инфекции. Он же ска­ жет, как раствор приготовить. В дезинфицирующий раствор погружают посуду, игрушки и дру­ гие предметы, которыми пользо­ вался больной. Стол, стулья, спин­ ки кроватей, дверные ручки проти­ рают тряпкой, смоченной этим же раствором. Промывают им рако­ вины и унитаз. Через час все де­ зинфицируемые поверхности про­ тирают тряпкой, смоченной водой, посуду моют под струей воды, а белье прополаскивают и затем стирают обычным способом. Хлорная известь — токсичный препарат. Поэтому, готовя дезин­ фицирующий раствор и пользуясь им, работайте только в резиновых перчатках и по возможности с по­ вязкой из четырех слоев марли на лице. Случается, что, несмотря на все предосторожности, на кожу попадают капли дезинфицирующе­ го раствора. Их надо немедленно снять ватным тампоном или чис­ той тряпочкой, не втирая и не раз­ мазывая, а затем промыть кожу 2% раствором пищевой соды (чай­ ная ложка соды на стакан воды) или мылом под струей теплой воды. Если этого не сделать, кожа ста­ нет сухой, появятся шелушение, зуд, может даже развиться аллер­ гический дерматит. В том случае, когда возникают жжение, резь в глазах, слезотечение, немедленно промойте глаза под струёй теплой воды в течение 5-10 минут. Если при работе с хлоркой на­ чался кашель, можно сделать ин­ галяцию 'водяным паром с наша­ тырным спиртом (15 капель на ста­ кан кипятка) или пищевой содой. Выпейте маленькими глотками ста­ кан теплого молока или теплой ми­ неральной воды. У хлорки есть заменители: хло­ рамин, «Дезам», «Хлорцин», «Дих­ лор-1». Достоинством этих препа­ ратов является меньшая токсич­ ность, наличие моющих, отбелива­ ющих свойств. Уважаемые родители, бабушки и дедуш ­ ки, помните: кухня не место для детских игр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz