Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

4 Ш И П Е Ц К А Я •/Ж га зе та 2 7 а в гу с та 1999 т., № 1 66 -16 7 (21044 -21045 ) I И мя н дело Николая Яковлеви­ ча Данилевского (1822-1885) пришли в Россию двадцатого века слишком поздно — на исходе его. Но, как выяснилось, наследие его вновь не было востребовано, когда второй раз за столетие государственный корабль резко изменил свой курс. Далеко не в том направлении, на которое указывал великий мыслитель... Липчане «открыли» для себя Дани­ левского лишь накануне его юбилея — 4 декабря 1997 года исполнилось 175 лет со дня рождения Николая Яковле­ вича. И эта дата была достойно отмече­ на в области: у нас состоялись четвер­ тые историко-философские чтения, пос­ вященные Н.Я. Данилевскому. На чте­ ниях дана первая (за много лет умолча­ ния) многоаспектная оценка как самой личности философа, ученого, публицис­ та, общественного деятеля, так и тру­ дов его, рассматриваемых уже в контек­ сте нового исторического опыта, обре­ тенного Россией за столетие. Собственно труды его (в первую оче­ редь —выдающийся памятник социаль­ но-философской мысли России прошло­ го века книга «Россия и Европа») ни­ когда не вйпадали из поля зрения ис­ ториков, философов, социологов —как в СССР, так и за его пределами, особен­ но в стане противников России. Для пат­ риотически мыслящих ученых и общес­ твенных деятелей этот труд составил фундаментальную основу в осмыслении дальнейшего развития страны в меня­ ющемся мире. Для политологов и советологов За­ пада книга «Россия и Европа» была и остается опасным, раздражающим ар­ гументом славянской мысли. Посколь­ ку труд этот напрочь опрокидывает все гегемонистские концепции нового миро­ порядка, которые, видоизменяясь на протяжении по крайней мере двух пос­ ледних веков, всегда преследовали одну цель —покорить мир. И, в первую оче­ редь, устранить важнейшую помеху на пути к этой цели — своеобразный, осо­ бый и пугающий мир славянства. Труд Данилевского не только пре­ дельно ясно и доказательно указывал на губительность «уравнивания» челове­ чества по единой мерке, но и утверж­ дал принципиально иные социально-ис­ торические закономерности, которые и должны определять естественный ход развития народов. Книга «Россия и Европа» впервые увидела свет в СССР только в 1991 году. Уникальное издание (правда, сокращен­ ное) осуществлено издательством «Кни­ га» в серии «Историко-литературный архив». Важность появления этого ве­ ликого труда отечественного мыслите­ ля отметили и оценили, однако, немно­ гие. Отметили прежде всего те, кто раз­ мышлял о дальнейших путях развития России и желал видеть родину русским, славянским государством. Книга при­ шла удивительно вовремя: ветер пере­ мен в стране набирал силу. Но полити­ ческая верхушка того времени «заме­ тить» эпохальную книгу не сумела по одной простой причине: решившись на развал СССР, на предательство интере­ сов народа, тогдашние правители виде­ ли одну цель —сближение с Европой и США. Не столько, может быть, чтобы «цивилизовать» Россию, сколько для того, чтобы утвердиться в мыслях — опора их дальнейшего существования на политическом Олимпе именно там, за рубежом. Идеологии домостроительст­ ва, филосо^зии укрепления государствен­ ности они, разумеется, не имели, да и иметь не могли. «На трон» рвались про­ ходимцы и властолюбцы... В самом деле, разве отвечало их ус­ тремлениям такое, скажем, высказыва­ ние Данилевского: «... мы постоянно проводим мысль, что Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны... Если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел, то... полезно и необходимо смотреть на эти дела всег­ да и постоянно с нашей особой русской точки зрения...» Или это: «Чисто политический пат­ риотизм возможен для Франции, Анг­ лии, Италии, но невозможен для Рос­ сии — потому что Россия и эти страны —единицы не одинакового порядка. Они суть только политические единицы, со­ ставляющие части другой, высшей культурно-исторической единицы —Ев­ ропы, которой Россия не принадлежит по многим и многим причинам... Если же наперекор истории, наперекор мне­ нию и желанию самой Европы, напере­ кор внутреннему сознанию и стремле­ нию своего народа — Россия все-таки захочет причислиться к Европе, то ей... ничего другого не останется, как отка­ заться от самого политического патрио­ тизма, от мысли о крепости, цельности и единстве своего государственного ор­ ганизма, от обрусения своих окраин...» Все произошло —• и мы тому свиде­ тели —так, как сто двадцать лет назад предупреждал Николай Яковлевич Да­ нилевский: Россия «пошла в Европы», с каждым годом теряя самостоятель­ ность, крепость государственных основ, государственного единства, все более за­ тягиваясь в омут губительной «европей­ ской помощи ». Сейчас, после десятилетнего насиль­ ственного приобщения нас к «общече­ ловеческим ценностям», стало ясно то, о чем предупреждал мыслитель: «Обще­ человеческой цивилизации не существу­ ет и не может существовать... Всечело­ веческой цивилизации, к которой мож­ но было бы примкнуть, также не сущес­ твует и не может существовать, потому что это недостижимый идеал...» Наши «реформаторы», тем не менее, отыскали и холопски приникли к пле­ чику «идеала всех народов» — к Аме­ рике... Вообще, надо отметить, все доводы критиков СССР и Российской империи, что звучали (и звучат) все эти годы, давно и напрочь опровергнуты Данилев­ ским. Вопрос другой, что мы-то как раз Данз^левского и не знаем! Оружие, дан­ ное славянам от Бога, некому, оказалось, взять в руки — для боя... Все, что слышали мы об «империи зла», о «нецивилизованности и дикос­ ти» русского народа (шире — славян) сам он слышал еще в прошлом веке. Вот, к примеру, его ответ на упрек в завоевательной имперской сути русских: «Посмотрим сначала на завоеватель- ность России. Конечно, Россия не мала, но большую часть ее пространства за­ нял русский народ путем свободного расселения, а не государственного за­ воевания... Ничто не препятствовало свободному расселению русского наро­ да, продолжающемуся во все первое тысячелетие его истории, при полном отсутствии исторических наций, кото­ рые надлежало бы разрушить и попи­ нать ногами, чтобы занять их место... Завоевание играло во всем этом самую ничтожную роль... Исторический народ, пока не соберет воедино всех своих час­ тей, всех своих органов, должен счи­ таться политическим калекою...» Теперь подумаем — кто мы сейчас? К какому состоянию привели нас «де­ мократы» за годы «реформ»? И кем была Российская империя (и СССР): «тюрьмой народов» или формой сущес­ твования исторического народа? I I В том же 1991 году в издатель­ стве «Высшая школа» в СССР вышла другая уникатьная кни­ га — «История русской философии», принадлежащая перу крупнейшего рус­ ского мыслителя-изгнанника Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965). Впервые она издана на английском язы­ ке и приобрела известность во всем мире. История отечественной мысли представлена им несколько необычно — он не только систематизирует поток ее. возрастают). Серьезным сторонником Данилевско­ го был Николай Страхов (1828-1896), опубликовавший пять выпусков знаме­ нитой книги и немало способствовавший успеху ее. Приведу еще два высказывания о «России и Европе» Данилевского. Поэт Аполлон Майков: «Он написал книгу... под заголовком «Россия и Ев­ ропа». Тут и история, начиная с арий­ цев, и этнография, и политика, и вос­ точный вопрос. Представьте себе: мето­ ды естественных наук, приложенные к истории, —прелесть что такое!» Федор Достоевский: «Да ведь это будущая настольная книга всех русских надолго...» Тут Достоевский вряд ли ошибался — говоря «всех русских», он не имел в виду численность русских, в России проживающих, — всякий русский до­ лжен знать эту книгу! I I I П рошедшие в Липецке истори­ ко-философские чтения, пос­ вященные Данилевскому, — от его пророчеств, и рано или поздно его узрят. К истине не идут «широки­ ми вратами» — это удел немногих. Но задача этих немногих —расширить про­ странство для истины. Так случилось в Крыму... Этим летом в редакции «Липецкой газеты» побывала женщина удивитель­ ной душевной красоты и созидательной воли. Людмила Степановна Шершнева —поэт, автор нескольких поэтических книг, член Союза писателей Украины и Крыма, Союза русских, украинских и белорусских писателей, лауреат лите­ ратурной премии имени А.П. Чехова. Но не только этим известна писа­ тельница: ее гражданская позиция, ее активная работа по утверждению досто­ инства славянских народов, их братско­ го союза закономерно (а может быть, и благодаря) привели ее к трудам и лич­ ности Данилевского. Иначе и быть не могло: родившаяся в Казахстане, она жила в Киеве, Мурманске, теперь — в Меласе, на южном берегу Крыма. «Ин­ тернациональный» котел совместного проживания народов утвердил в глав- ющни его память». Парк, разбитый в имении Мшатка Николаем Яковлевичем, пишет правнуч­ ка Валентина Яковлевна Данильченко, «был особенный —в его планировке от­ ражались выводы... изложенные в его труде «Россия и Европа». Уголки пар­ ка имели названия «Весенний сад», «Мавританский бассейн», «Гефсиманс- кий сад», «Пирамиды»... Своим видом, растительностью они соответствовали десяти культурно-историческим типам: германо-романскому, индийскому, иран­ скому, египетскому, греческому и т.д.» Здесь, рядом с его могилой, похоро­ нены еще двенадцать родственников, в том числе жена Ольга Александровна, дети, воспитанники. В 30-е годы имение было передано Севастопольскому морскому заводу — под лагерь для детей. Как пишет Люд­ мила Шершнева в своих страстных пуб­ ликациях в газете «Крымские извес­ тия», с усадьбой «апостола славянства» поступили вполне по-большевистски: кресты снесли, могилы стерли с лица земли и всю поляну «кипарисового Т С Г - Т с 1 ^ Я А Л" 1 ^| кI [ГГООПГАОЛГАА.^ П Ж и з н ь и с у д ь б а « а п о с т о л а с л а в я н с т в а » но и, в той или инои мере, выявляет логику развития философских учений. Николая Яковлевича Данилевского и его труды Лосский относит к периоду «вы­ рождения славянофильства» — вместе с другими мыслителями Николаем Стра­ ховым и Константином Леонтьевым. «Дани.зевского считают знатоком славянофильства, которое в то время уже вступило в период упадка. Он был одним из наиболее типичных предста­ вителей панславизма. В книге «Россия и Европа» Данилевский подробно раз­ вивает теорию «культурно-исторических типов» человечества... По мнению Да­ нилевского, общечеловеческой цивили­ зации нет и быть не может. Существу­ ют лишь различные культурно-истори­ ческие типы цивилизации... Основы ци­ вилизации одного культурно-историчес­ кого типа не передаются цивилизации другого типа... Господство одного куль­ турно-исторического типа, распростра­ ненное на весь мир, означало бы посте­ пенную его деградацию...» (Еще раз замечу, именно это навя­ зывание всему миру господства англо­ сакской цивилизации и происходит сей­ час. Правда, в свою классификацию культурно-исторических типов Данилев­ ский не внес «американский» тип —.тог­ да он еще складывался). Книга «Россия и Европа» имела как активных союзников, так и резких кри­ тиков. Первым, кто не принял выводов Данилевского, был Владимир Соловьев (1853-1900). Готовя энциклопедические статьи для философского раздела сло­ варя Брокгауза и Ефрона, он дал раз­ вернутую критику «России и Европы» в работе «Данилевский». Соловьев, в частности, отвергает его идею о каком- то особом культурно-историческом при­ звании России. Если ставить высшей целью благополучие не «общечеловечес- тва», а (по-Данилевскому) культурно­ исторического типа, то, считал Соловь­ ев, значит «открывать свободную доро­ гу всякому дальнейшему понижению нравственных требований» в развитии человечества. Более обстоятельная атака на «Рос­ сию и Европу» сделана Соловьевым в крупной работе «Национальный вопрос в России». Против критики резко выступил Константин Леонтьев (1831-1891), на­ звав «Россию и Европу» шедевром, «ка­ техизисом славянофильства». И указал на суть претензии Соловьева к труду Данилевского — по мнению первого, у России может быть лишь один путь и призвание: «служить почвой для при­ мирения православия с папством». По­ этому попытка обособить Россию от За­ пада — есть вредная попытка на пути слияния всех христиан (и евреев в том числе) в единую Вселенскую Церковь. (Формула В. Соловьева, как видим, не устарела и в конце двадцатого века подступы к Православию, попытки скло­ нить ее иерархов к экуменической ере­ си не только не утихают, но все время безусловно, событие огромного значения на пути духовного самоосознания в пер­ вую очередь русской интеллигенции. Ра­ зумеется, не следует ожидать какого- то масштабного общественного резонан­ са чтений — суть таких событий в дру­ гом: в формировании национальной идеи. А этот процесс непростой и до­ лгий —мощь реки начинается с ручей­ ка. Итоги чтений были оформлены в ра­ ритетный, мизерного тиража, сборник. И он ярко и убедительно говорит —путь к пониманию идей Данилевского толь­ ко начат. Как вписать их в контекст третьего тысячелетия — вопрос вопросов... А ведь выбор нового пути России только предстоит: модель, предлагаемая про­ западными политиками, иссякла за де­ сятилетие и вряд ли будет востребова­ на всерьез в новом тысячелетии (если Россия сохранится как единое государ­ ство). Без Данилевского, его фундамен­ тального труда русским не обойтись... Не менее важная задача стоит и пе­ ред историками, краеведами. Мы слиш­ ком мало знаем о Данилевском, его кор­ нях, о родовом имении в селе Оберец и так далее. Поиски, видимо, следует про­ должить по многим направлениям —и прежде всего вплотную заняться фон­ дами Орловского государственного ар­ хива, центральных архивов России. Но это — дело будущего. Нам, липчанам, предстоит и другая, не менее значимая задача: увековечить на липецкой земле, в сердцах земля­ ков великого мыслителя его имя. В пер­ вую очередь в том месте, где начались его «младые лета» — в Измалковском районе. И особо следует подумать о воз­ можности активнее продвигать его тру­ ды —в школы, высшие и средние учеб­ ные заведения. Чтобы понять и принять сердцем... Мой же последующий рассказ — о «днях конечных» философа. О той час­ ти русской земли, что стала его второй родиной и которая приняла его прах. О том, что делают там русские люди, вы­ таскивая из забвения великое имя. Итак, Крым, конец двадцатого века... I V В еликую книгу «Россия и Евро­ па» Николай Яковлевич напи­ сал на южном берегу Крыма. Работу над ней он начал в Мисхоре, а завершил в своем имении Мшатка, став­ шем для него и высоким «приютом тру­ дов и вдохновенья», и местом последне­ го пребывания на земле. Здесь окончи­ лись его земные дни, но и здесь же — начало непростого пути его великих прозрений к сердцам поколений русских людей. «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире...» Россия двадцатого века не знала, как было предано забвению все, связан­ ное с именем мыслителя. Нет пророка в своем Отечестве, но вечен свет, идущий ной истине —интернационализм беспло­ ден без уважения и утверждения основ национальной жизни. Разве не то же утверждал сам Дани­ левский! «Ложное... отношение нацио­ нального к общечеловеческому... поро­ дило пагубное заблуждение, известное под именем западничества, которое... отмеривает нам и братьям нашим жал­ кую, ничтожную историческую роль подражателя Европы, лишает нас на­ дежды на самобытное культурное зна­ чение, то есть на великую историчес­ кую будущность...» Людмила Шершнева вместе с дру­ гими патриотами России первой возвы­ сила голос в защиту памяти Данилев­ ского. И не только его идей и трудов. Историческая справедливость, сама жизнь потребовали переосмыслить и преодолеть то, что сотворено потомка­ ми на месте последнего упокоения ве­ ликого сына славянства — в имении Мшатка. (Попутно замечу: рядом с Мшаткой находится печально знаменитая дача Горбачева в Форосе •— символ круше­ ния СССР. А с другой стороны — Му- халатка, дача Кучмы, президента уже «незалежной» Украины). Николай Яковлевич, будучи уже крупным ученым и государственным деятелем, много сил отдал Крыму —был председателем комиссии по проблемам водных ресурсов полуострова, органи­ зовал работу по борьбе с филлоксерой, работал директором Никитского ботани­ ческого сада. Он приобрел Мшатку в 1867 году. Основателем этого имения был герой войны 1812 года Дмитрий Башмачников, много сделавший для украшения усадьбы. Здесь-то, в красивейшем месте Кры­ ма, и писал он свою «Россию и Евро­ пу». Вдохновляла на великий труд и сама местность —олицетворение божес­ твенного Парнаса. Не случайно он по­ садил в имении кефалонские кедры, растущие, по преданию, только на Пар­ насе. Дом, где жили Данилевские, не со­ хранился —в 1918 году он сгорел вмес­ те с уникальной библиотекой и архивом ученого. Осиротела Мшатка. Но дух хозяина незримо присутствовал: Нико­ лая Яковлевича похоронили здесь же — в «кипарисовом зале». Друг и единомышленник его, Нико­ лай Страхов, писал об этом месте так: «Там есть недалеко от берега моря уз­ кая дорожка, которая как будто ведет с открытого места в глухую чащу. Но в конце этой дорожки вдруг открывается большая ровная поляна, со всех сторон окруженная, как стеною, высокими де­ ревьями и крутыми скалами. Поляна так ровна и ограда ее так правильна, что это место назвали кипарисовым залом. Теперь она напоминает храм: посреди его могила и над нею стоит крест, на который приходят молиться — и не одни свои, но иногда и разный простой люд, знающий о Данилевском и почита- зала» закатали асфальтом — под кос­ тровую площадку пионерлагеря. Отны­ не не молитвы возносились в звездное небо с этой благословенной земли, а «Взвейтесь кострами, синие ночи!». Поближе к нашему времени на ас­ фальте «костровой площадки» беснова­ лась дискотека... Общественность Крыма восстала про­ тив глумления над прахом величайше­ го сына славянских народов. Перелом наступил в 1988 году, когда во Мшатке была открыта мемориальная доска. Дви­ жение по возрождению памяти и твор­ ческого наследия Н.Я. Данилевского составили подлинные патриоты Отечес­ тва — глава администрации Ялты Ни­ колай Дискин, архимандрит Петр, ху­ дожник Вадим Конев, сотрудники Крымского центра гуманитарных иссле­ дований, Крымского института геополи­ тики, преподаватели и студенты Сим­ феропольского университета. Вмае 1996 года могилы Данилевско­ го и его родных были восстановлены, Люлмила Ш Е Р Ш Н Е В А КЛЮЧ ДАНИЛЕВСКОГО у подножья горы Бахрья, В ослепительном солнечном блеске, В Божьей Славе часовня твоя Встанет здесь, Николай Данилевский,. Как пробились лесные цветы Сквозь асфальт в кипарисовом зале. Так идеи твои и мечты Мир славянский вписал на скрижали. В час раздоров, сомнений, тщеты. Беспредела и комедиантства Ты восстал у последней черты, Очистительный гений славянства. Не иссякнет во Мшатке родник, Осененный душой Чудотворца. Он живою водой напоит И ученого, и стихотворца. Чтобы стал и велик, и могуч Дух славянский сегодня, как прежде. Пусть звенит Данилевского ключ. Полнясь Верой, Любовью, Надехсдой. Петр М А К У Х А . лауреат премии им. Н.Я. Данилевского ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ДАНИЛЕВСКОГО Широкошумна пенная волна... Задумчиво глядят немые горы На твой приют. Приют Святого Сна В объятьях кипарисовой агоры. Ты не прохожим на планете был. установлен православный крест с ико­ ной Николая Чудотворца. Могилу и крест освятил архимандрит Петр. Он же отслужил праздничный молебен, когда был заложен первый камень будущей часовни во имя Николая Чудотворца. Проект ее создал академик архитекту­ ры Георгий Чахава. (Архимандрит Петр (Посаднев) — настоятель восстановленного его стара­ ниями храма Воскресения Христова на Красной скале над Форосом — траги­ чески погиб в 1977 году. Как сообщила Людмила Степановна, родители его ро­ дом из Липецка.) Установлена памятная доска с над­ писью: «На сем месте 22 мая 1997 года в день памяти перенесения мощей свя­ тителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар заложен сей камень в фундамент будущей часовни в знак уве­ ковечения памяти великого славянско­ го философа и ученого Николая Яков­ левича Данилевского». Глава Ялтинской администрации за­ читал покаянное письмо нашего поко­ ления: «Господи, милостив будь к нам, грешным! Мы глубоко виноваты перед великим сыном славянского народа Н.Я. Данилевским и всеми его близкими, кто похоронен здесь в этой земле... Мы не снимаем с себя ответственности за дея­ ния тех, кто пытался уничтожить дух Данилевского и память о нем. Мы сми­ ренно просим Господа принять покая­ ние нашего поколения и благословить нас построить здесь, на сем месте, ча­ совню во имя Николая Чудотворца». Возвышенные эти слова мы все и каждый, кто осознает себя в этом мире русским, должны отнести и к себе: нам есть в чем покаяться! В Крыму уже состоялось пять меж­ дународных чтений, посвященных па- \ мяти Данилевского, на которые приез- т жали потомки его. Сессией Ялтинского горсовета утверждена ежегодная пре­ мия имени Н.Я. Данилевского, которая должна служить делу объединения сла­ вян, укреплению и процветанию славян­ ских государств, развитию культуры и духовности народов-братьев. V В этом году исполняется 130 лет великой книге «Россия и Евро­ па». Предстоящей осенью у нас в области намечено проведение «Дней Н.Я. Данилевского». Событие, если вду­ маться, во всех отношениях знамена­ тельное, поскольку соберет на липецкой земле — родине великого сына России —истинных патриотов Отечества. Одним из таких событий должна стать выставка живописи «На круги своя» члена Союза художников Украи­ ны и Крыма, лауреата премии имени Н.Я. Данилевского Вадима Конева, не­ мало сделавшего для восстановления исторической справедливости по отно­ шению к трудам и памяти «апостола славянства». И разумеется, мы ждем дорогих гос­ тей из Крыма, поднявших из забвения имя Данилевского, его Мшатки, восста­ новивших святую могилу мыслителя, из братских славянских государств. Поистине все возвращается «на кру­ ги своя»: историю не «переписать» — умолчанием ли, искажением. Жизнь и время, при деятельном участии людей неравнодушных, патриотов своей роди­ ны и своего народа, "скыкает разорван­ ную нить судьбы Николая Яковлевича Данилевского. Липецкий Оберец и крымская Мшат­ ка не просто начала и концы биографии мыслителя. Это лишь вехи в том глав­ ном, что он принес миру и славянству —великий свой труд, которому продол­ жаться в веках. Та стрела летит вечно, которая попала в цель! Земное мироус­ тройство человеческого сообщества, если его строить на благо и процвета­ ние всех народов, не может состояться без осмысления и воплощения его идей. Нам, в области, повторюсь, еще пред­ стоит сделать многое — так же честно, достойно и упорно, как это сделали пат­ риоты России в Крыму. Нужна программа увековечения па­ мяти Н.Я. Данилевского на его родине. Необходимы новые публикации о нем. Возможно, наряду с ежегодными чте­ ниями и «Днями Данилевского» следу­ ет установить ежегодную премию его имени. Все это предстоит осмыслить и во- , ^ плотить в жизнь. Он жил для России. Он думал о нас, потомках. Передать память о нем<его выстраданные мысли новым поколени­ ям — наша задача. Владимир ПЕТРОВ, член Союза писателей России, сопредседатель областной писательской организации. Твой горний путь Всевышним обозначен. А сердце Разрывалось от любви, От горького, березового плача. Ть1 прозревал за мутною зарей Туманные, непознанные годы. Всемудрый, Всеславянский голос твой Вещал о Братстве, Вере и Свободе. На вече для совета призывал И пахаря, и гридина, и князя. Судьбы твоей Девятый, гордый вал Был гениальным гениями назван. Славяне любомудры. Гой-еси... Их думы широки, слова глубоки. Но водится От века на Руси — В Отечестве не ведают пророка. И дольше века судный длится день: Не то сказал... Не этому потворил... Но даже тень Земных твоих идей Укажет путь настойчивому взору. Борейский ветер тучи разбросал. Над Мшаткою рассвет по-крымски розов. Роняют Заповедные леса Озябшие декабрьские слезы. Но мир воспрянет. И весна придет. И чудо покаяния свершится. Мессиею Отправится в полет Твоих надежд лазоревая птица.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz