Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
4 Ш И П Е Ц К А Я •/Ж га зе та 2 7 а в гу с та 1999 т., № 1 66 -16 7 (21044 -21045 ) I И мя н дело Николая Яковлеви ча Данилевского (1822-1885) пришли в Россию двадцатого века слишком поздно — на исходе его. Но, как выяснилось, наследие его вновь не было востребовано, когда второй раз за столетие государственный корабль резко изменил свой курс. Далеко не в том направлении, на которое указывал великий мыслитель... Липчане «открыли» для себя Дани левского лишь накануне его юбилея — 4 декабря 1997 года исполнилось 175 лет со дня рождения Николая Яковле вича. И эта дата была достойно отмече на в области: у нас состоялись четвер тые историко-философские чтения, пос вященные Н.Я. Данилевскому. На чте ниях дана первая (за много лет умолча ния) многоаспектная оценка как самой личности философа, ученого, публицис та, общественного деятеля, так и тру дов его, рассматриваемых уже в контек сте нового исторического опыта, обре тенного Россией за столетие. Собственно труды его (в первую оче редь —выдающийся памятник социаль но-философской мысли России прошло го века книга «Россия и Европа») ни когда не вйпадали из поля зрения ис ториков, философов, социологов —как в СССР, так и за его пределами, особен но в стане противников России. Для пат риотически мыслящих ученых и общес твенных деятелей этот труд составил фундаментальную основу в осмыслении дальнейшего развития страны в меня ющемся мире. Для политологов и советологов За пада книга «Россия и Европа» была и остается опасным, раздражающим ар гументом славянской мысли. Посколь ку труд этот напрочь опрокидывает все гегемонистские концепции нового миро порядка, которые, видоизменяясь на протяжении по крайней мере двух пос ледних веков, всегда преследовали одну цель —покорить мир. И, в первую оче редь, устранить важнейшую помеху на пути к этой цели — своеобразный, осо бый и пугающий мир славянства. Труд Данилевского не только пре дельно ясно и доказательно указывал на губительность «уравнивания» челове чества по единой мерке, но и утверж дал принципиально иные социально-ис торические закономерности, которые и должны определять естественный ход развития народов. Книга «Россия и Европа» впервые увидела свет в СССР только в 1991 году. Уникальное издание (правда, сокращен ное) осуществлено издательством «Кни га» в серии «Историко-литературный архив». Важность появления этого ве ликого труда отечественного мыслите ля отметили и оценили, однако, немно гие. Отметили прежде всего те, кто раз мышлял о дальнейших путях развития России и желал видеть родину русским, славянским государством. Книга при шла удивительно вовремя: ветер пере мен в стране набирал силу. Но полити ческая верхушка того времени «заме тить» эпохальную книгу не сумела по одной простой причине: решившись на развал СССР, на предательство интере сов народа, тогдашние правители виде ли одну цель —сближение с Европой и США. Не столько, может быть, чтобы «цивилизовать» Россию, сколько для того, чтобы утвердиться в мыслях — опора их дальнейшего существования на политическом Олимпе именно там, за рубежом. Идеологии домостроительст ва, филосо^зии укрепления государствен ности они, разумеется, не имели, да и иметь не могли. «На трон» рвались про ходимцы и властолюбцы... В самом деле, разве отвечало их ус тремлениям такое, скажем, высказыва ние Данилевского: «... мы постоянно проводим мысль, что Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны... Если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел, то... полезно и необходимо смотреть на эти дела всег да и постоянно с нашей особой русской точки зрения...» Или это: «Чисто политический пат риотизм возможен для Франции, Анг лии, Италии, но невозможен для Рос сии — потому что Россия и эти страны —единицы не одинакового порядка. Они суть только политические единицы, со ставляющие части другой, высшей культурно-исторической единицы —Ев ропы, которой Россия не принадлежит по многим и многим причинам... Если же наперекор истории, наперекор мне нию и желанию самой Европы, напере кор внутреннему сознанию и стремле нию своего народа — Россия все-таки захочет причислиться к Европе, то ей... ничего другого не останется, как отка заться от самого политического патрио тизма, от мысли о крепости, цельности и единстве своего государственного ор ганизма, от обрусения своих окраин...» Все произошло —• и мы тому свиде тели —так, как сто двадцать лет назад предупреждал Николай Яковлевич Да нилевский: Россия «пошла в Европы», с каждым годом теряя самостоятель ность, крепость государственных основ, государственного единства, все более за тягиваясь в омут губительной «европей ской помощи ». Сейчас, после десятилетнего насиль ственного приобщения нас к «общече ловеческим ценностям», стало ясно то, о чем предупреждал мыслитель: «Обще человеческой цивилизации не существу ет и не может существовать... Всечело веческой цивилизации, к которой мож но было бы примкнуть, также не сущес твует и не может существовать, потому что это недостижимый идеал...» Наши «реформаторы», тем не менее, отыскали и холопски приникли к пле чику «идеала всех народов» — к Аме рике... Вообще, надо отметить, все доводы критиков СССР и Российской империи, что звучали (и звучат) все эти годы, давно и напрочь опровергнуты Данилев ским. Вопрос другой, что мы-то как раз Данз^левского и не знаем! Оружие, дан ное славянам от Бога, некому, оказалось, взять в руки — для боя... Все, что слышали мы об «империи зла», о «нецивилизованности и дикос ти» русского народа (шире — славян) сам он слышал еще в прошлом веке. Вот, к примеру, его ответ на упрек в завоевательной имперской сути русских: «Посмотрим сначала на завоеватель- ность России. Конечно, Россия не мала, но большую часть ее пространства за нял русский народ путем свободного расселения, а не государственного за воевания... Ничто не препятствовало свободному расселению русского наро да, продолжающемуся во все первое тысячелетие его истории, при полном отсутствии исторических наций, кото рые надлежало бы разрушить и попи нать ногами, чтобы занять их место... Завоевание играло во всем этом самую ничтожную роль... Исторический народ, пока не соберет воедино всех своих час тей, всех своих органов, должен счи таться политическим калекою...» Теперь подумаем — кто мы сейчас? К какому состоянию привели нас «де мократы» за годы «реформ»? И кем была Российская империя (и СССР): «тюрьмой народов» или формой сущес твования исторического народа? I I В том же 1991 году в издатель стве «Высшая школа» в СССР вышла другая уникатьная кни га — «История русской философии», принадлежащая перу крупнейшего рус ского мыслителя-изгнанника Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965). Впервые она издана на английском язы ке и приобрела известность во всем мире. История отечественной мысли представлена им несколько необычно — он не только систематизирует поток ее. возрастают). Серьезным сторонником Данилевско го был Николай Страхов (1828-1896), опубликовавший пять выпусков знаме нитой книги и немало способствовавший успеху ее. Приведу еще два высказывания о «России и Европе» Данилевского. Поэт Аполлон Майков: «Он написал книгу... под заголовком «Россия и Ев ропа». Тут и история, начиная с арий цев, и этнография, и политика, и вос точный вопрос. Представьте себе: мето ды естественных наук, приложенные к истории, —прелесть что такое!» Федор Достоевский: «Да ведь это будущая настольная книга всех русских надолго...» Тут Достоевский вряд ли ошибался — говоря «всех русских», он не имел в виду численность русских, в России проживающих, — всякий русский до лжен знать эту книгу! I I I П рошедшие в Липецке истори ко-философские чтения, пос вященные Данилевскому, — от его пророчеств, и рано или поздно его узрят. К истине не идут «широки ми вратами» — это удел немногих. Но задача этих немногих —расширить про странство для истины. Так случилось в Крыму... Этим летом в редакции «Липецкой газеты» побывала женщина удивитель ной душевной красоты и созидательной воли. Людмила Степановна Шершнева —поэт, автор нескольких поэтических книг, член Союза писателей Украины и Крыма, Союза русских, украинских и белорусских писателей, лауреат лите ратурной премии имени А.П. Чехова. Но не только этим известна писа тельница: ее гражданская позиция, ее активная работа по утверждению досто инства славянских народов, их братско го союза закономерно (а может быть, и благодаря) привели ее к трудам и лич ности Данилевского. Иначе и быть не могло: родившаяся в Казахстане, она жила в Киеве, Мурманске, теперь — в Меласе, на южном берегу Крыма. «Ин тернациональный» котел совместного проживания народов утвердил в глав- ющни его память». Парк, разбитый в имении Мшатка Николаем Яковлевичем, пишет правнуч ка Валентина Яковлевна Данильченко, «был особенный —в его планировке от ражались выводы... изложенные в его труде «Россия и Европа». Уголки пар ка имели названия «Весенний сад», «Мавританский бассейн», «Гефсиманс- кий сад», «Пирамиды»... Своим видом, растительностью они соответствовали десяти культурно-историческим типам: германо-романскому, индийскому, иран скому, египетскому, греческому и т.д.» Здесь, рядом с его могилой, похоро нены еще двенадцать родственников, в том числе жена Ольга Александровна, дети, воспитанники. В 30-е годы имение было передано Севастопольскому морскому заводу — под лагерь для детей. Как пишет Люд мила Шершнева в своих страстных пуб ликациях в газете «Крымские извес тия», с усадьбой «апостола славянства» поступили вполне по-большевистски: кресты снесли, могилы стерли с лица земли и всю поляну «кипарисового Т С Г - Т с 1 ^ Я А Л" 1 ^| кI [ГГООПГАОЛГАА.^ П Ж и з н ь и с у д ь б а « а п о с т о л а с л а в я н с т в а » но и, в той или инои мере, выявляет логику развития философских учений. Николая Яковлевича Данилевского и его труды Лосский относит к периоду «вы рождения славянофильства» — вместе с другими мыслителями Николаем Стра ховым и Константином Леонтьевым. «Дани.зевского считают знатоком славянофильства, которое в то время уже вступило в период упадка. Он был одним из наиболее типичных предста вителей панславизма. В книге «Россия и Европа» Данилевский подробно раз вивает теорию «культурно-исторических типов» человечества... По мнению Да нилевского, общечеловеческой цивили зации нет и быть не может. Существу ют лишь различные культурно-истори ческие типы цивилизации... Основы ци вилизации одного культурно-историчес кого типа не передаются цивилизации другого типа... Господство одного куль турно-исторического типа, распростра ненное на весь мир, означало бы посте пенную его деградацию...» (Еще раз замечу, именно это навя зывание всему миру господства англо сакской цивилизации и происходит сей час. Правда, в свою классификацию культурно-исторических типов Данилев ский не внес «американский» тип —.тог да он еще складывался). Книга «Россия и Европа» имела как активных союзников, так и резких кри тиков. Первым, кто не принял выводов Данилевского, был Владимир Соловьев (1853-1900). Готовя энциклопедические статьи для философского раздела сло варя Брокгауза и Ефрона, он дал раз вернутую критику «России и Европы» в работе «Данилевский». Соловьев, в частности, отвергает его идею о каком- то особом культурно-историческом при звании России. Если ставить высшей целью благополучие не «общечеловечес- тва», а (по-Данилевскому) культурно исторического типа, то, считал Соловь ев, значит «открывать свободную доро гу всякому дальнейшему понижению нравственных требований» в развитии человечества. Более обстоятельная атака на «Рос сию и Европу» сделана Соловьевым в крупной работе «Национальный вопрос в России». Против критики резко выступил Константин Леонтьев (1831-1891), на звав «Россию и Европу» шедевром, «ка техизисом славянофильства». И указал на суть претензии Соловьева к труду Данилевского — по мнению первого, у России может быть лишь один путь и призвание: «служить почвой для при мирения православия с папством». По этому попытка обособить Россию от За пада — есть вредная попытка на пути слияния всех христиан (и евреев в том числе) в единую Вселенскую Церковь. (Формула В. Соловьева, как видим, не устарела и в конце двадцатого века подступы к Православию, попытки скло нить ее иерархов к экуменической ере си не только не утихают, но все время безусловно, событие огромного значения на пути духовного самоосознания в пер вую очередь русской интеллигенции. Ра зумеется, не следует ожидать какого- то масштабного общественного резонан са чтений — суть таких событий в дру гом: в формировании национальной идеи. А этот процесс непростой и до лгий —мощь реки начинается с ручей ка. Итоги чтений были оформлены в ра ритетный, мизерного тиража, сборник. И он ярко и убедительно говорит —путь к пониманию идей Данилевского толь ко начат. Как вписать их в контекст третьего тысячелетия — вопрос вопросов... А ведь выбор нового пути России только предстоит: модель, предлагаемая про западными политиками, иссякла за де сятилетие и вряд ли будет востребова на всерьез в новом тысячелетии (если Россия сохранится как единое государ ство). Без Данилевского, его фундамен тального труда русским не обойтись... Не менее важная задача стоит и пе ред историками, краеведами. Мы слиш ком мало знаем о Данилевском, его кор нях, о родовом имении в селе Оберец и так далее. Поиски, видимо, следует про должить по многим направлениям —и прежде всего вплотную заняться фон дами Орловского государственного ар хива, центральных архивов России. Но это — дело будущего. Нам, липчанам, предстоит и другая, не менее значимая задача: увековечить на липецкой земле, в сердцах земля ков великого мыслителя его имя. В пер вую очередь в том месте, где начались его «младые лета» — в Измалковском районе. И особо следует подумать о воз можности активнее продвигать его тру ды —в школы, высшие и средние учеб ные заведения. Чтобы понять и принять сердцем... Мой же последующий рассказ — о «днях конечных» философа. О той час ти русской земли, что стала его второй родиной и которая приняла его прах. О том, что делают там русские люди, вы таскивая из забвения великое имя. Итак, Крым, конец двадцатого века... I V В еликую книгу «Россия и Евро па» Николай Яковлевич напи сал на южном берегу Крыма. Работу над ней он начал в Мисхоре, а завершил в своем имении Мшатка, став шем для него и высоким «приютом тру дов и вдохновенья», и местом последне го пребывания на земле. Здесь окончи лись его земные дни, но и здесь же — начало непростого пути его великих прозрений к сердцам поколений русских людей. «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире...» Россия двадцатого века не знала, как было предано забвению все, связан ное с именем мыслителя. Нет пророка в своем Отечестве, но вечен свет, идущий ной истине —интернационализм беспло ден без уважения и утверждения основ национальной жизни. Разве не то же утверждал сам Дани левский! «Ложное... отношение нацио нального к общечеловеческому... поро дило пагубное заблуждение, известное под именем западничества, которое... отмеривает нам и братьям нашим жал кую, ничтожную историческую роль подражателя Европы, лишает нас на дежды на самобытное культурное зна чение, то есть на великую историчес кую будущность...» Людмила Шершнева вместе с дру гими патриотами России первой возвы сила голос в защиту памяти Данилев ского. И не только его идей и трудов. Историческая справедливость, сама жизнь потребовали переосмыслить и преодолеть то, что сотворено потомка ми на месте последнего упокоения ве ликого сына славянства — в имении Мшатка. (Попутно замечу: рядом с Мшаткой находится печально знаменитая дача Горбачева в Форосе •— символ круше ния СССР. А с другой стороны — Му- халатка, дача Кучмы, президента уже «незалежной» Украины). Николай Яковлевич, будучи уже крупным ученым и государственным деятелем, много сил отдал Крыму —был председателем комиссии по проблемам водных ресурсов полуострова, органи зовал работу по борьбе с филлоксерой, работал директором Никитского ботани ческого сада. Он приобрел Мшатку в 1867 году. Основателем этого имения был герой войны 1812 года Дмитрий Башмачников, много сделавший для украшения усадьбы. Здесь-то, в красивейшем месте Кры ма, и писал он свою «Россию и Евро пу». Вдохновляла на великий труд и сама местность —олицетворение божес твенного Парнаса. Не случайно он по садил в имении кефалонские кедры, растущие, по преданию, только на Пар насе. Дом, где жили Данилевские, не со хранился —в 1918 году он сгорел вмес те с уникальной библиотекой и архивом ученого. Осиротела Мшатка. Но дух хозяина незримо присутствовал: Нико лая Яковлевича похоронили здесь же — в «кипарисовом зале». Друг и единомышленник его, Нико лай Страхов, писал об этом месте так: «Там есть недалеко от берега моря уз кая дорожка, которая как будто ведет с открытого места в глухую чащу. Но в конце этой дорожки вдруг открывается большая ровная поляна, со всех сторон окруженная, как стеною, высокими де ревьями и крутыми скалами. Поляна так ровна и ограда ее так правильна, что это место назвали кипарисовым залом. Теперь она напоминает храм: посреди его могила и над нею стоит крест, на который приходят молиться — и не одни свои, но иногда и разный простой люд, знающий о Данилевском и почита- зала» закатали асфальтом — под кос тровую площадку пионерлагеря. Отны не не молитвы возносились в звездное небо с этой благословенной земли, а «Взвейтесь кострами, синие ночи!». Поближе к нашему времени на ас фальте «костровой площадки» беснова лась дискотека... Общественность Крыма восстала про тив глумления над прахом величайше го сына славянских народов. Перелом наступил в 1988 году, когда во Мшатке была открыта мемориальная доска. Дви жение по возрождению памяти и твор ческого наследия Н.Я. Данилевского составили подлинные патриоты Отечес тва — глава администрации Ялты Ни колай Дискин, архимандрит Петр, ху дожник Вадим Конев, сотрудники Крымского центра гуманитарных иссле дований, Крымского института геополи тики, преподаватели и студенты Сим феропольского университета. Вмае 1996 года могилы Данилевско го и его родных были восстановлены, Люлмила Ш Е Р Ш Н Е В А КЛЮЧ ДАНИЛЕВСКОГО у подножья горы Бахрья, В ослепительном солнечном блеске, В Божьей Славе часовня твоя Встанет здесь, Николай Данилевский,. Как пробились лесные цветы Сквозь асфальт в кипарисовом зале. Так идеи твои и мечты Мир славянский вписал на скрижали. В час раздоров, сомнений, тщеты. Беспредела и комедиантства Ты восстал у последней черты, Очистительный гений славянства. Не иссякнет во Мшатке родник, Осененный душой Чудотворца. Он живою водой напоит И ученого, и стихотворца. Чтобы стал и велик, и могуч Дух славянский сегодня, как прежде. Пусть звенит Данилевского ключ. Полнясь Верой, Любовью, Надехсдой. Петр М А К У Х А . лауреат премии им. Н.Я. Данилевского ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ДАНИЛЕВСКОГО Широкошумна пенная волна... Задумчиво глядят немые горы На твой приют. Приют Святого Сна В объятьях кипарисовой агоры. Ты не прохожим на планете был. установлен православный крест с ико ной Николая Чудотворца. Могилу и крест освятил архимандрит Петр. Он же отслужил праздничный молебен, когда был заложен первый камень будущей часовни во имя Николая Чудотворца. Проект ее создал академик архитекту ры Георгий Чахава. (Архимандрит Петр (Посаднев) — настоятель восстановленного его стара ниями храма Воскресения Христова на Красной скале над Форосом — траги чески погиб в 1977 году. Как сообщила Людмила Степановна, родители его ро дом из Липецка.) Установлена памятная доска с над писью: «На сем месте 22 мая 1997 года в день памяти перенесения мощей свя тителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар заложен сей камень в фундамент будущей часовни в знак уве ковечения памяти великого славянско го философа и ученого Николая Яков левича Данилевского». Глава Ялтинской администрации за читал покаянное письмо нашего поко ления: «Господи, милостив будь к нам, грешным! Мы глубоко виноваты перед великим сыном славянского народа Н.Я. Данилевским и всеми его близкими, кто похоронен здесь в этой земле... Мы не снимаем с себя ответственности за дея ния тех, кто пытался уничтожить дух Данилевского и память о нем. Мы сми ренно просим Господа принять покая ние нашего поколения и благословить нас построить здесь, на сем месте, ча совню во имя Николая Чудотворца». Возвышенные эти слова мы все и каждый, кто осознает себя в этом мире русским, должны отнести и к себе: нам есть в чем покаяться! В Крыму уже состоялось пять меж дународных чтений, посвященных па- \ мяти Данилевского, на которые приез- т жали потомки его. Сессией Ялтинского горсовета утверждена ежегодная пре мия имени Н.Я. Данилевского, которая должна служить делу объединения сла вян, укреплению и процветанию славян ских государств, развитию культуры и духовности народов-братьев. V В этом году исполняется 130 лет великой книге «Россия и Евро па». Предстоящей осенью у нас в области намечено проведение «Дней Н.Я. Данилевского». Событие, если вду маться, во всех отношениях знамена тельное, поскольку соберет на липецкой земле — родине великого сына России —истинных патриотов Отечества. Одним из таких событий должна стать выставка живописи «На круги своя» члена Союза художников Украи ны и Крыма, лауреата премии имени Н.Я. Данилевского Вадима Конева, не мало сделавшего для восстановления исторической справедливости по отно шению к трудам и памяти «апостола славянства». И разумеется, мы ждем дорогих гос тей из Крыма, поднявших из забвения имя Данилевского, его Мшатки, восста новивших святую могилу мыслителя, из братских славянских государств. Поистине все возвращается «на кру ги своя»: историю не «переписать» — умолчанием ли, искажением. Жизнь и время, при деятельном участии людей неравнодушных, патриотов своей роди ны и своего народа, "скыкает разорван ную нить судьбы Николая Яковлевича Данилевского. Липецкий Оберец и крымская Мшат ка не просто начала и концы биографии мыслителя. Это лишь вехи в том глав ном, что он принес миру и славянству —великий свой труд, которому продол жаться в веках. Та стрела летит вечно, которая попала в цель! Земное мироус тройство человеческого сообщества, если его строить на благо и процвета ние всех народов, не может состояться без осмысления и воплощения его идей. Нам, в области, повторюсь, еще пред стоит сделать многое — так же честно, достойно и упорно, как это сделали пат риоты России в Крыму. Нужна программа увековечения па мяти Н.Я. Данилевского на его родине. Необходимы новые публикации о нем. Возможно, наряду с ежегодными чте ниями и «Днями Данилевского» следу ет установить ежегодную премию его имени. Все это предстоит осмыслить и во- , ^ плотить в жизнь. Он жил для России. Он думал о нас, потомках. Передать память о нем<его выстраданные мысли новым поколени ям — наша задача. Владимир ПЕТРОВ, член Союза писателей России, сопредседатель областной писательской организации. Твой горний путь Всевышним обозначен. А сердце Разрывалось от любви, От горького, березового плача. Ть1 прозревал за мутною зарей Туманные, непознанные годы. Всемудрый, Всеславянский голос твой Вещал о Братстве, Вере и Свободе. На вече для совета призывал И пахаря, и гридина, и князя. Судьбы твоей Девятый, гордый вал Был гениальным гениями назван. Славяне любомудры. Гой-еси... Их думы широки, слова глубоки. Но водится От века на Руси — В Отечестве не ведают пророка. И дольше века судный длится день: Не то сказал... Не этому потворил... Но даже тень Земных твоих идей Укажет путь настойчивому взору. Борейский ветер тучи разбросал. Над Мшаткою рассвет по-крымски розов. Роняют Заповедные леса Озябшие декабрьские слезы. Но мир воспрянет. И весна придет. И чудо покаяния свершится. Мессиею Отправится в полет Твоих надежд лазоревая птица.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz