Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
у З А Г А Д О Ч Н А Я Э К О Н О М И К А «ЖИГУЛИ» по ЦЕНЕ «МЕРСЕДЕСА» ЕСЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ УРЕЗОНИТ М ЕТАЛЛУРГОВ , БРОСИВШИХСЯ В ПО ГОНЮ ЗА Д О Л Л А РО М , ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ А В ТО М О Б И Л И БУД УТ ДО РОЖ АТЬ И ДАЛЬШ Е Как наукой не доказано, есть ли жизнь на Марсе или ее там нет, точно так же нельзя опреде ленно сказать, существует ли в России рынок на самом деле или мы желаемое выдаем за дейст вительное. Америка, например, а вслед за ней и другие члены Всемирной торговой организации твердо стоят на том, что Россия - страна с нерыночной экономи кой, и на этом основании не при нимают ее в свой клуб. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов по литическую подоплеку этой ры ночной сегрегации. Но 8 торговой элите Запада, действительно, распространено убеждение, что в постсоветской России ■не может быть нормаль ных цен но. продукцию псевдоры- ночных предприятий, ставших по сле приватизации нерегулируе мыми частными монополиями. Рыночного в них только то, что они, освободившись от государ ственной опеки, стали торговоть внутри страны по ценам, кото рые уже не может выдержать по требитель. А но мировом рынке зачастую предают товар ниже себестоимост| 1 . О т заниженных цен россий ских монопольных производите лей черного металле страны ЕС, о теперь вот и северо-америкон- ского континент^ защищаются неподъемными ввозными пошли- номи, квотами на импорт стали. А кто защитит от запредельных цен отечественных потребителей металла? Дискриминация соотечествен ников но мировом рынке нис колько не беспокоит, нопример, тех же автомобилестроителей. Напротив, в душе они радуются этому фиаско своих поставщи ков: дескать, сократится экспорт исчезнет дефицит металла в своей стране. А сейчас произво дители машин тоже приходят к убеждению, что рынка металла как такового в России нет. Ина че, мол, не получилось бы так, что при производстве стольного проката в объеме 38 млн. т его не хвотоет заводом автомобиль ной промышленности, потребля ющим но круг (включая постав щиков комплектующих) всего-то миллион тонн. А дефицит алюми ния возникоет, когда при объеме его реализации 3 млн. т на все заводы требуется не больше 100-110 тыс., т. Производители автомобилей ропщут но дискриминацию со стороны отечественных постав щиков металла, разумеется, не с голоса зарубежных сталелитей ных компоний, в интересах кото рых завернуть наших металлур гов но внутренний рынок. То, что после 17 августа прошлого года крупное мошинное производство в России оказалось в долларо вой ловушке отечественных про изводителей металла, видно, зая вляют они, невооруженным гла зом. И пытаются открыть на это глоза федеральной влости. «После августа 1998 г. ос новные предприятия черной и цветной металлургии системати чески осуществляют скоордини рованное повышение рублевых цен на свою продукцию пропор ционально росту курсо доллара с ориентацией но цены Лондон ской биржи». О б этом сговоре, достойном якобы антимонополь ного разбирательство, в письме на имя первого заместителя председателя правительства Ни колая Аксененко от 16 июня 1999 г. сообщили президент О А О «АвтоВАЗ» Алексей Нико- свои цены к курсу доллс^а, они растут уже в два раза быстрее, чем цены на автомобили. В апре ле этого годо нижегородские лег ковые мошины стали дороже на 35 проц., грузовые - на 40 проц., а холоднокатаный лист ОСВ-2 (особо сложной вытяжки второй группы поверхности) у названных поставщиков подорожал на 70 процентов. логика возведена еще и потому, что контрольными пакетами всех ведущих алюминиевых заводов владеют иностранцы. И они, как и у себя дома, формируют цены в долларах, не обращая внима ния на то, что в России не все потребители могут купить металл доже за рубли. Теперь же чисто рыночную идеологию исповедуют и произ- ветственный дядя добьется стаби лизации цен в обход этого обсто ятельства, они не верят. А что касается экономики производст ва автомобиля, то оно тоже для них прозрачно. Автостроители хотят, чтобы доля затрат на ме талл в себестоимости снижалось. Но оно, по расчетом металлур гов, даже сейчас не более 7 проц. И фактором, резко влияю щим на автомобильные цены, кок это пытаются представить авто строители, быть не может. - Повышение цены но прокат «Северстали» с начала кризиса в 1,5 раза, - говорит Водим Ш ве цов,- справедливо. «АвтоВАЗ» лаев, генеральный директор «Ав- тосельхозмашхолдинга» Николай Волосов и президент О А О «ГАЗ» Николой Пугин. Подобные петиции автомоби лестроители начали нопровлять в Минэкономики с ноября прошло го года, то есть срозу после то го, как произошел скачок цен на металл. Уже тогдо с блогослове- ния Юрия Маслюкова договори лись было с металлургами, как восстановить паритет цен: тем и другим торговать без посредни ков и расчеты на внутреннем рынке производить только в руб лях. Одноко через три месяца, несмотря на то, что с автомо бильных заводов пошли «живые» деньги и расчеты велись напря мую, цены металлурги продолжа ли назначать в долларах. Не обоснованный фактиче скими затратами рост цен но продукцию металлургов, считают изготовители машин, уже невоз можно компенсировать повыше нием стоимости автомобилей из- за ограниченной платежеспособ ности населения. И предъявляют г-ну Аксененко на этот сче'г.^^^в?- щественные доказательства». Для ноглядности проиллюст рируем и мы динамику изменения оптовых цен но металл и овто мобили после августа прошлого года. По информации отделов цен планово-бюджетных управ лений ВАЗо и ГАЗа, в результате того, что Новолипецкий метал лургический комбинат и «Север сталь» (Череповец) привязали По сообщению из тех же ис точников, «АвтоВАЗ», наладив ший серийный выпуск первого российского автомобиля с оцин кованным ку^зовом, оказался за ложником Лысьвенского метал лургического завода, единствен ного поставщика электрооцинко- ванного металла. Цена листа с антикоррозийным покрытием этого монополиста в апреле вы росла в 2,7 раза, а цено «десят ки», в которой этого материала 48 проц., - только вдвое. Еще па радоксальнее выглядит динамика росто цен но потребляемые ав томобилестроителями цветные металлы. С овгуста прошлого годо стоимость латунного и мед ного проката , алюминиевых сплавов увеличилась в четыре раза , т. е. соответственно росту курса доллора. До кризисо эгоистические уст ремления металлургов хоть как- то сдерживались_ импортом. С прежним курсом рубля ВАЗ, на пример, за счет него удовлетво рял до 22 проц. своей потребно сти в металле. Сейчас же зару- .... поставки ,с;нйЗйли^ настолько, что о конкуренции им- порта отечественным производи телям не может быть и речи. Кок полпгоют финонсисты ов- тозоводов, гонку за долларом ночоли на внутреннем рынке именно производители цветных металлов. Раз мы производим биржевой товор, рассудили они, то извольте платить за него дол ларовый эквивалент. В закон эта водители черных металлов. Дире ктор по сбыту, член Совета ди ректоров «Северстали» Водим Швецов считает, что его потре бители напрасно гонят на самый верх волну возмущения по пово ду ценовой политики комбината. - Производим столько, сколь ко потребляют, устанавливаем такие цены, по которым можем продать. У нас подход чисто ры ночный. Не отказываем нашим традиционным отечественным по купателям, но не хотим иметь т ущ е н н ую выгоду от экспорта. Держим разумный баланс - со храняем покупателей тут и том. В прошлом году «Северсталь» произвело 7,3 млн. т готового проката (больше, чем «Магнит ка» и Новолипецкий металлурги ческие комбинаты). Из них 55 проц. пошло но внешний рынок, остальное - главным образом автомобилестроителям, предпри ятиям топливно-энергетического комплекса (трубные заготовки), судостроения. Нарушение этой пропорции, считает руководство комбината, чревато подрывом выправляющегося за счет экс- ^порта экономического благопо лучия предприятия. Отечествен ным потребителям мы-де и ток продаем металл но 10-20 проц. дешевле, чем но экспорт. А весь спрос на российском рынке ме таллурги все ровно удовлетво рить не смогут, пока есть цены экспортные и внутренние. В сказку о том, что под дав лением автозаводов какой-то от величил цены за это время в 2 раза. И если переложить это на 7 проц. в себестоимости, то у автостроителей получается сверхприбыль. Поэтому мы шли по такой логике: если вы получа ете сверхдоходы, то почему вы не делитесь ими с постовщикоми? Поделиться всех участников производства автомобиля призы вает и Аксененко, который в их споре о том, кто живет богаче, выступил мировым судьей. По его инициативе они в июне подписа ли «Соглашение о сотрудничест ве по стабилизации положения в экономике Российской Федеро- ции». Автозаводы, поставщики метолло, МПС , РАО «ЕЭС Рос сии», «Газпром», крупные нефтя ные компании обязались до кон ца этого года не увеличивать це ны, действовавшие по состоянию на 1 июня 1999 года, больше чем наполовину по отношению к фоктическому индексу росто цен на промышленную продукцию. Но не успели высохнуть чернила под этим документом, как 13ово- липецкий металлургический ком бинат, например, попытолся на рушить соглашение. «Извещаю вас (генеральный директор Ивон Фронценюк пи шет в адрес автозаводов), что О А О «Лебединский ГОК», под писавший соглашение о сотруд ничестве по стабилизации эконо мики, известил наше предпри ятие о повышении своих цен на железное сырье на 15-30 проц. В связи с этим комбинат лишен возмсыкности соблюдать условия вышеупомянутого соглашения». Чтобы покончить с этой бодя гой, руководители автозаводов предлагают правительству уста новить поставщикам металла кво ты для автомобильной промыш ленности и следить за тем, чтобы цены на металл для автозаводов формировались в соответствии с рублевыми ценами регулируемых естественных монополий. Сночола, дескать, пусть обес печат своих, о потом продают за границу. Учитывая, что нефтяни кам по решению правительство уже устанавливают задания |чо поставки отечественным потре бителям, обязотельный" паёк ав тозаводом могут заставить выде лить и металлургов. Что ж, коглп в рыночной экономике закон сто имости не работает, действи тельно, впору доставать из архи вов достопамятный основной за кон планомерного пропорцио нального развития. Евгений СПИРИДОНОВ. ПРИМЕТАВРЕМЕНИ ЕСТЬ ЕЩЕ ПОРОШОК В ПОРОХОВНИЦАХ! ВОПРЕКИ НАВЯЗЧИВОЙ РЕКЛАМЕ, РОССИЯНЕ ВСЕ БОЛЬШЕ ОБРАЩАЮТ СВОЙ ВЗОР НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ к о н к у р с : П Е Р Л Ы ш к и I ЕСЛИ ТЕБЕ ВЫКРУЧИВАЮТ I Несколько лет назад среди россий ских модниц большим спросом пользоволись сумочки итальянского д ом о моделей «Глория Винчи». Дам восхищали прекрасное кочество и умерен ная цено. Но рынке они были представлены в небольших объ- емох. Сумки нигде не рекломи- роволись. Ко к впоследствии вы яснилось, прекросноя вещица было ср а б о тан о в России спо собным предпринимателем по имени Слово. О н досконально изучил вопрос , нашел хорошие источники сырья и фурнитуры и стал делать эти зомечотельные сумочки. Название марки в пе реводе с итальянского означает: «Слово победит». Не сомнева юсь, что ток он о и вышло. П о с кольку этой марки у нос что-то не видно, наверное . Слово уже победил и открыл свой дом м о делей где-нибудь в Италии. Такие «перевертыши» - с у р о вая м аркетин говая необ ходи мость нарождающ е гося рынка. Если бы Анотолий Климин сра зу сказал , что он нош , родной , то потерял бы существенную чость о б оро та . Мы любили импорт. И только после то го , ко к Том Клайм прижился и за границей, и домо , мы узнали, что Том - это нош , российский Толя из Уфы. И хуже от этого е го одеждо не стало. Н о «менять городе , менять имена» приходится и инострон - цом в России, «Видал Сассун вош энд гоу» - это очень подо з рительно. И кто е го зноет, кто такой «Кэдберри». М ож ет , шпи он ко кой английский. А «Пиццо- Хот»? Если это хота , где пода ют пиццу, то так бы и назвали. М ож е т быть, из-за этого «хота» с «кэдберри» вернулись из России в свои з а морские хаты, потеряв кучу денег. А всемирно известном у по р ош ку пришлось стать тронс- веститом , явившись ном в виде свирепой тети Аси, рвущей в клочья рубаш ки , постиранные «не тем» порош ком . Тот факт, что у большинства россиян не слишком много де нег, служит отечественным пр о изводителям д о б р ую службу. После дефолта сам Бог велел производить отечественное. Це лых десять лет импортеры по требительских товаров ориенти ровались именно но тощий ко шелек со граждан и завозили что похуже. В итоге очень мно гие россияне решили, что все за граничное - это третий сорт. п о продать свои , родные анало ги «колдрексов», «томпак- сов» и «клинексов» в больших количествах неимоверно тяже ло, Нет денег но ф одвижение , раскрутку . Д ож е бо гатенькому Брынцолову приходится пода вать себя и лекарства «в одном флаконе» . Н о выход всегда есть! И предприятия со с кром ным рекламным бюджетом м о гут тягаться с такими м онстра ми, как, например , «Проктер энд Гэмбл». Что для этого нуж но? Н ужно сделать так, чтобы твою ре кл ам н ую ком пан ию профинансировал ... сам «П ро ктер энд Гэмбл»! Все пре красно знаю т рекламу по рош ка «Ари- I ОДНУ РУКУ - ПОДСТАВЬ ДРУГУЮ I I I I в интимной беседе с «вербовщиком» о т «Яблока» Г.Явлин ским бывший премьер С .С тепаш ин явно сплоховал , дескать, я - офицер, и если президент прищемит мне хвост - могу не выдержать. И признался: «Я знаю, как в Кремле выкручивают руки». Р.5. К о к ж е это понимоть, С е р г е й В о д и м о в и ч ? В п ервы й ■ д е н ь п о с л е отстовки вы клялись , что пойдет е с президент ом щ д о к о н ц о ? К о к ж е с выкрученными -то р у к о м и ? П р о ст о м о з о - | хи зм какой -т о . I____________________ _______ I эль». Но нее за трачено не сколько миллионов долларов. Но в кадре все время присутст вует некий условный и безликий «обычный порош ок» , который не идет ни в ка кое сравнение с «Ариэлем», играя роль бяки, строшилки для хозяек. Но А н гар ском заводе быто вой химии ро бо тою т люди с чувством юмора . О н и взяли да и запустили в п р о д а х ^ порош о к под названием... «Обычный по рошок» ! Конечно , реклама убе ждает потребительниц , что «Ариэль» лучше. Но мало ли что внушает рекламе ! М ож н о пред положить, что большая часть те лезрительниц «Ариэль» вообще ни ро зу не покупало и не зна ет, хороший ли это продукт - он далеко не каждой российской семье по карману . К тому же соседка уже могло р а зо ча р о ваться в каких-то свойствах а к тивно рекламируемых м орок . С раб о тало и ноша русская пси хология: ра з так сильно с тара ются, значит, что -то не так. Си биряки потихоньку начали зо- хватывоть свой сектор рынка. О казывается , есть еще по р о шок в наших пороховницах! Александр ТЕПЛЮК. О Т С ЕРД Ц А - С ЕРД Ц У Знамени ты й р о с си й с ки й теннисист Евгений Кафельни ков внес в ка ссу С очинской детской го род с кой больницы личные средства . Сочинские хирурги приобрели о б о р у д о вание и расходные м а те р и а лы, чтобы пр о о п е р и р о в а ть де тей с врожденными кард и ол о гическими по ро ком и . Все о п е рации завершились успешно . - Нош знаменитый земляк в очередной ро з доказал , что он очень х о р ош о помнит, в ко ком городе он вырос, где сумел стать отличным спортсменом , - прокомментировал этот факт главный врач С очинской дет ской город ской больниг^ы Але ксандр Григорьев. - Стоимость кождой из операций равнялась 3 тысячам долларов . Если бы не помощ ь Евгения Кафельни кова , судьба ребятишек могло бы оказаться очень печальной. А сейчас они выписываются из больницы практически здо ро выми людьми. Игорь СИЗОВ. Звезда тенниса пробует силы в благотворительности. 2 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Л Е Ч И Т Е С Ь Н А З Д О Р О В Ь Е с:») М Е С Т О С О Б Ы Т И Я - I центов го р ож а н уже давно не платят за комм у нальные услуги, поскольку дене г хватает только но питание. Виталий МУХИН. Три госпитольных комплекса стоимостью 930 тысяч доллоров каждый передали бе зво зм ездно Ленин грод ской области власти ФРГ в качестве гум анитарной помощи. Ко к сообщ ил господин Ш ух , президент федерального ведомство по Г Д Р Д ' | ' 0 Р | гражданской о б о р о н е , сопровожда вш ий груз, * в рам ках межправительственно го соглашения Г у К Р р Н Д У О Р С К И Й О Б Р О К такими комплексами будут снабжены 80 лечеб ных учреждений облости. Людмила ПОПОВА. ВОЛОГДА; « Б А Л Т И К А » В Т Е М Н О Й Б У Т Ы Л К Е П о кровский стеклозавод выпустил первую пар тию бутылок по з а ка зу питерской пивной компании «Болтика», которая вложила в новое об ор уд о ван ие о коло 4 миллионов рублей. Те перь 30 сутки предприятие м ожет выпускать до 45 тонн продукции. Будучи еще недавно убы точным, стеклозавод в городе Чогодо букваль но завален зокозами . П о кро в с ки е бутылки - зе- ЙППГПГРАЛ* леные и коричневые - пользуются большим с пр о сом у пивоваров , которые отказываю тся Т О и у Т к Р Е З И Н У П О - А М Е Р И К А Н С К И о т светлой посуды. Елена ЖИБОРТ. В С а р а то в е со здан продовольственный гу б е р н о тор с ки й фонд. В него будут направлять по 0 ,5 центнера зерно с каж д о го у б р а н н о го ге ктара . Ф о н д предназначен для решения соц и альных проблем области . Инициа торам и его создания стали главы шести районны х одмини строций. Но сегодня со глашение о безвозмезд ных поставках подписали уже более 20, рой онов . О б л а с т н о е правительство об я залось стро го контролирова ть каждый и зра сход о ва н ный кило грамм зерна из гу б е р н о то р с ко го фон да. Елена КОМАРОВА. ТУЛА: Ф Р А К И С - П О Д Т У Л Ы , С Э Р в провинциальный го род о к Белев зачастили гости из-за о кеана . Но местной ф абри ке одеж ды им приглянулись очень элегантные и деше вые хлопчатобумажные джинсы. Американцы заключили до го вор но поставку первой п р о б ной партии. А торговые партнеры из Зоподной Европы решили зокупить в с таринном город ке спецоде жду и фраки. За счет этого предприятие увели чило объем свое го производства но 30 процен тов. Игорь ДИВНОГОРЦЕВ. ВОРОНЕЖ: Х В А Т А Е Т Т О Л Ь К О Н А З А К У С К У Несмотря но то, что с 1 августа тарифы на квартплату в городе выросли всего но 10 п р о центов, более половины воронежцев , со гласно о п р о с у консалтин гового центра «Контент», го товы отказаться вообщ е платить за жилье. С о гласно тому же исследованию , более 10 про - Волжский завод синтетическо го каучука п о купаю т америконцы . Предприятие , прос таив а в шее с 1996 года, ни ка к не могли продать в на дежные руки . И вот, когда стоимость завода , точнее со зданно го но его б а зе ново го А О «К а учук», упало до цены 15,7 миллиона рублей , о т кликнулось одно ам ери кан с кая компания. Га- ронтом сделки стал соседний шинный завод - А О «Волтайр». О н гарантир ует , что не изменит профиль предприятия, по гаси т долги по з а р плате и со хранит ра бо чи е место. Михаил ВЕРЖБА. ПЕРМЬ: с В Е Л О С И П Е Д А Н А А В Т О А кци он ерн ое общ ество «Велта» посетил ге неральный д ире ктор «АвтоГАЗо» Николай П у гин. Предприятие до последне го времени выпу скало велосипеды «Комо», ими же еще год на зад расплачивалось со своими специалистами теми же велосипедами. Не исключено , что в с ко р ом времени в Перми на б а зе А О «Велта» будет налаж ено производство автом аш ин , о у е го ра бо тн и ко в появится блестящая перспе кти ва получать зарпла ту не велосипедами , о авто мобилями. Юрий БЕЛИКОВ. МАЛЕНЬКИЕХИТРОСТИ р ПОЛОСКАНИЯМОЗГОВ «ЮКОС» НЕДОПЛАЧИВАЛ МИЛЛИАРДЬ!, ВЫДАВАЯ НЕФТЬ ЗА ВОДУ Итак, Федеральная комиссия по рынку ценных бума г России объявила о намерении передать в МВД , Ф С Б и налоговые о р га ны материалы по провер ке дея тельности НК «Ю КО С » и ее до черних компаний. Выступление председателя Ф КЦ Б Дмитрия Васильево пр о зв у ча л о почти сенсационно : проведенный ко миссией анализ жалоб , полу ченных от акционеров этих ком паний, «выходит за компетен цию ФКЦБ» . По словам главы комиссии, в ходе проверки были выявлены фокты злоупотребле ния полномочиями, уклонения от уплаты налогов и неисполнения решений суда. Было такж е со общ ено , что в связи с непред ставлением «Ю КОС ом » и ее дочерними компаниями части затребованной комиссией ин формации Ф КЦ Б в ближайшее время подаст иски в суды с тре бованием обязоть их предоста вить эту информацию. Э то т скандал ра зр а зил ся практически о д н о вр ем е нн о с другим, касающимся «Ю КОС а» . Газето немецких деловых кругов «Хандельсблотт» н апе ча та ло аналитическую статью о взаи моотношениях западных инве сторов с российскими банками . В ней отмечалось, что гермон- ский «Вестдойче Ландесбанк» вместе с япон ским «Дайва - ба н к» и ю ж н о аф р и ка н с ким «Стэндарт бэнк» активно разы скивают пакет акций ро ссий ско го неф тяного ко н ц е р н а «Ю КОС » , через который гер манский финансовый институт участвовол в р а зр а б о т ке двух крупных нефтяных м есторожде ний на терри тории России. Рос сийские менеджеры , судя по всему, без согласования с за падными партнерам и , ра змести ли часть финансовых средств в оффшорных зонах типа острова Мэн и Джерси . «Этот случай вряд ли улучшает климат на пе ре говорах представителей ро с сийской правящей элиты с дело выми кругами З апада , которые намечаются но ближайшее вре мя. Уже очень многие междуно- родные финансовые структуры столкнулись с произволом со стороны российских олигархов», - подчеркивоет газето. Налицо падение престижа «Ю КО С а » и связанных с ним структур . То, что скрывалось за благополучным фосодом второй по величине нефтяной компании России, становится явным и вы зывает тихий уж а с ее а кц и о не ров: активы «розмозаны» по многочисленным З АО , ф инансо вые потоки переведены в офф шорные русла, добыча нефти падает, в р а зр а б о т к у новых ме сторождений не вкладывается ни копейки. О д н о ко несмотря но то, что трево гу уже бьют не только мелкие держатели , но и токие киты фондово го рынка, ка к «Кредит Свисс Ф е р с т Бос тон», перечисленные выше п р о блемы касаются прежде всего самих акционеров . Вопрос же своевременной и правильной уплоты налогов в такой потенциально доходной отрасли , ка к нефтяная, касается всех граждан России. А здесь дела у «Ю КО С а » , оказывается, обстоят далеко не блестяще. Ру ководство «Ю КО С о » 30 послед ние годы стало настоящим н о ватором в области налогового планирования . О н о первым в России среди нефтяных ком по ний ввело т о кое понятие, кок «внутрикорпоротивноя цена на нефть». В июле прош ло го годо руководство «Ю КО С а » пере шло к продаже сырой нефти з а висимым о т компании пе рер а батывающим предприятиям по 250 рублей за тонну при то г дашней рыночной цене в 500 - 700 рублей. Искусственное з а нижение цены до №Овня «себе стоимость -г 1 рубль» вызвало неизбежное сужение н а л о гооб лагаемой базы для группы нало гов в составе себестоимости и налоге но прибыль, что об е спе чило «Ю КОС у» повышение ре ального дохода от добычи и р е ал изо ци нефти более чем в 4 роза . К тому же в роли «даваль цев», поставляющих нефть для пе рерабо тки , выступали и вы ступают многочисленные З АО и О О О , заре ги стриро ванные в оффшорных зонах . А это з н а чит, что со крощ ен ие налоговых выплат оказывается еще более масштабным . За прошлый год с учетом реальных рыночных цен налоги, начисленные о т зан и женной нало гообла гаем ой б а зы, составили всего 44 ,7% . Это самый низкий уровень налогов в «нефтянке» за последние 7 лет. Только за полгода работы по такой схеме (вторая половина 1998-го) бюджет Томской о б л а сти, на терри тории ко торо й р а б о таю т несколько предприятий «Ю КО С а » , недополучил о коло 291 млн. рублей. Недоплаты в м а сш табе , всей деятельности компании сейчас только выясня ются, но уже есть про гно з , по ко тором у недоплаты «Ю КО С а » за текущий год составят не м е нее 3 миллиардов рублей. Еще более доходным и зо бретением о ка зало сь введение терм ина «жидкость на устье скважины». Так с легкой руки бывшего министро топлива и энер гетики Генералова стали называть только что добытую нефть. В связи с тем, что в с о ставе такой нефти еще присут ствуют вода, газ и другие при меси, руководство «Ю КО С а » решило , что нефтью она еще не является. А потому и продавать ее официально м ож но без упла ты акцизов но нефть, в резуль тате чего налоговые выплоты сокращались до сам о го низкого уровня. Чтобы пояснить более на глядно «прелесть» н о в о и з о б р е тенно го термина , м ож но прове сти анало гию с водкой. П р о и з водителю последней в этом слу чае, чтобы избежать уплаты ок- цизов, достаточно назвать ее «смесью дистиллированной во ды с углеводородами». Таким же о б р а з ом мож но было бы избе гать таможенных пошлин на им портные овто , назвав их «сово купностью железных, ■пласти ко вых и резиновых включений». Но ни им портерам автомобилей , ни водочным королям т а ко е и не снилось - что позволено «Ю КОС у» , не по зволено к а ко му-нибудь том «быку». При нынеш ней цене на нефть в 20 00 рублей за тонну (но осень специалисты п р о гн о зирую т рост до 2 .5 00 рублей) « вн у три ко рпо ра ти вна я» цена «Ю КО С а » смотрится до колик смешно - 250 рублей! Куда идет эта девятикратная ра зница меж ду «внутри» и «снаружи» , пред положить нетрудно . Еще одно удачная «шутка» «Ю КО С а » - фокусы с ценоми на бензин , что сегодня о со б е н н о актуально , и для большинства грождан Рос сии совсем не смешно . Суть ее та ково - «Ю КО С » отпуское т «жидкость на устье скважины» своем у п е р е р о б о ты в ою щ е м у заводу по «вн утри корпора тив ной» цене, тот продает ' готовый бензин своему трейдеру всего на 50 рублей д о р ож е , а но ры нок это топливо предлагается уже по 5 -6 тысяч рублей за тон ну. Получается десятикратный навар . Та ко го не было даж е в приснопамятные времена пе р воначального накопления , а по сле овгусто , кажется , и вовсе фантастика . Тем не менее дела обстоят именно так . Поэтому несмотря на умело по д о гр е вае мую РР-отделами нефтяных ком паний истерию по поводу ре з ко го сокращ ения добычи нефти из-за непосильного нало гово го бремени , правительству, по хо же, по ра всерьез заняться т а ки ми структурами , ка к «Ю КО С » , поскольку именно они сегодня эксплуатирую т общ ен ац ион а л ь ные бо гатство в ущ е р б всем о с тальным граж д он ам России. Владимир РЕШЕТОВ. 2 4 А В Г У С Т А 1 9 9 9 Г О Д А ВТОРНИК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz