Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

у З А Г А Д О Ч Н А Я Э К О Н О М И К А «ЖИГУЛИ» по ЦЕНЕ «МЕРСЕДЕСА» ЕСЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ УРЕЗОНИТ М ЕТАЛЛУРГОВ , БРОСИВШИХСЯ В ПО ГОНЮ ЗА Д О Л Л А РО М , ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ А В ТО М О Б И Л И БУД УТ ДО РОЖ АТЬ И ДАЛЬШ Е Как наукой не доказано, есть ли жизнь на Марсе или ее там нет, точно так же нельзя опреде­ ленно сказать, существует ли в России рынок на самом деле или мы желаемое выдаем за дейст­ вительное. Америка, например, а вслед за ней и другие члены Всемирной торговой организации твердо стоят на том, что Россия - страна с нерыночной экономи­ кой, и на этом основании не при­ нимают ее в свой клуб. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов по­ литическую подоплеку этой ры­ ночной сегрегации. Но 8 торговой элите Запада, действительно, распространено убеждение, что в постсоветской России ■не может быть нормаль­ ных цен но. продукцию псевдоры- ночных предприятий, ставших по ­ сле приватизации нерегулируе­ мыми частными монополиями. Рыночного в них только то, что они, освободившись от государ­ ственной опеки, стали торговоть внутри страны по ценам, кото­ рые уже не может выдержать по­ требитель. А но мировом рынке зачастую предают товар ниже себестоимост| 1 . О т заниженных цен россий­ ских монопольных производите­ лей черного металле страны ЕС, о теперь вот и северо-америкон- ского континент^ защищаются неподъемными ввозными пошли- номи, квотами на импорт стали. А кто защитит от запредельных цен отечественных потребителей металла? Дискриминация соотечествен­ ников но мировом рынке нис­ колько не беспокоит, нопример, тех же автомобилестроителей. Напротив, в душе они радуются этому фиаско своих поставщи­ ков: дескать, сократится экспорт исчезнет дефицит металла в своей стране. А сейчас произво­ дители машин тоже приходят к убеждению, что рынка металла как такового в России нет. Ина­ че, мол, не получилось бы так, что при производстве стольного проката в объеме 38 млн. т его не хвотоет заводом автомобиль­ ной промышленности, потребля­ ющим но круг (включая постав­ щиков комплектующих) всего-то миллион тонн. А дефицит алюми­ ния возникоет, когда при объеме его реализации 3 млн. т на все заводы требуется не больше 100-110 тыс., т. Производители автомобилей ропщут но дискриминацию со стороны отечественных постав­ щиков металла, разумеется, не с голоса зарубежных сталелитей­ ных компоний, в интересах кото­ рых завернуть наших металлур­ гов но внутренний рынок. То, что после 17 августа прошлого года крупное мошинное производство в России оказалось в долларо­ вой ловушке отечественных про ­ изводителей металла, видно, зая­ вляют они, невооруженным гла­ зом. И пытаются открыть на это глоза федеральной влости. «После августа 1998 г. ос­ новные предприятия черной и цветной металлургии системати­ чески осуществляют скоордини­ рованное повышение рублевых цен на свою продукцию пропор ­ ционально росту курсо доллара с ориентацией но цены Лондон­ ской биржи». О б этом сговоре, достойном якобы антимонополь­ ного разбирательство, в письме на имя первого заместителя председателя правительства Ни­ колая Аксененко от 16 июня 1999 г. сообщили президент О А О «АвтоВАЗ» Алексей Нико- свои цены к курсу доллс^а, они растут уже в два раза быстрее, чем цены на автомобили. В апре ­ ле этого годо нижегородские лег­ ковые мошины стали дороже на 35 проц., грузовые - на 40 проц., а холоднокатаный лист ОСВ-2 (особо сложной вытяжки второй группы поверхности) у названных поставщиков подорожал на 70 процентов. логика возведена еще и потому, что контрольными пакетами всех ведущих алюминиевых заводов владеют иностранцы. И они, как и у себя дома, формируют цены в долларах, не обращая внима­ ния на то, что в России не все потребители могут купить металл доже за рубли. Теперь же чисто рыночную идеологию исповедуют и произ- ветственный дядя добьется стаби­ лизации цен в обход этого обсто ­ ятельства, они не верят. А что касается экономики производст­ ва автомобиля, то оно тоже для них прозрачно. Автостроители хотят, чтобы доля затрат на ме­ талл в себестоимости снижалось. Но оно, по расчетом металлур­ гов, даже сейчас не более 7 проц. И фактором, резко влияю­ щим на автомобильные цены, кок это пытаются представить авто­ строители, быть не может. - Повышение цены но прокат «Северстали» с начала кризиса в 1,5 раза, - говорит Водим Ш ве­ цов,- справедливо. «АвтоВАЗ» лаев, генеральный директор «Ав- тосельхозмашхолдинга» Николай Волосов и президент О А О «ГАЗ» Николой Пугин. Подобные петиции автомоби­ лестроители начали нопровлять в Минэкономики с ноября прошло­ го года, то есть срозу после то ­ го, как произошел скачок цен на металл. Уже тогдо с блогослове- ния Юрия Маслюкова договори­ лись было с металлургами, как восстановить паритет цен: тем и другим торговать без посредни­ ков и расчеты на внутреннем рынке производить только в руб­ лях. Одноко через три месяца, несмотря на то, что с автомо­ бильных заводов пошли «живые» деньги и расчеты велись напря­ мую, цены металлурги продолжа­ ли назначать в долларах. Не обоснованный фактиче­ скими затратами рост цен но продукцию металлургов, считают изготовители машин, уже невоз­ можно компенсировать повыше­ нием стоимости автомобилей из- за ограниченной платежеспособ­ ности населения. И предъявляют г-ну Аксененко на этот сче'г.^^^в?- щественные доказательства». Для ноглядности проиллюст­ рируем и мы динамику изменения оптовых цен но металл и овто мобили после августа прошлого года. По информации отделов цен планово-бюджетных управ­ лений ВАЗо и ГАЗа, в результате того, что Новолипецкий метал­ лургический комбинат и «Север­ сталь» (Череповец) привязали По сообщению из тех же ис­ точников, «АвтоВАЗ», наладив­ ший серийный выпуск первого российского автомобиля с оцин­ кованным ку^зовом, оказался за ­ ложником Лысьвенского метал­ лургического завода, единствен­ ного поставщика электрооцинко- ванного металла. Цена листа с антикоррозийным покрытием этого монополиста в апреле вы­ росла в 2,7 раза, а цено «десят­ ки», в которой этого материала 48 проц., - только вдвое. Еще па­ радоксальнее выглядит динамика росто цен но потребляемые ав­ томобилестроителями цветные металлы. С овгуста прошлого годо стоимость латунного и мед­ ного проката , алюминиевых сплавов увеличилась в четыре раза , т. е. соответственно росту курса доллора. До кризисо эгоистические уст­ ремления металлургов хоть как- то сдерживались_ импортом. С прежним курсом рубля ВАЗ, на ­ пример, за счет него удовлетво­ рял до 22 проц. своей потребно­ сти в металле. Сейчас же зару- .... поставки ,с;нйЗйли^ настолько, что о конкуренции им- порта отечественным производи­ телям не может быть и речи. Кок полпгоют финонсисты ов- тозоводов, гонку за долларом ночоли на внутреннем рынке именно производители цветных металлов. Раз мы производим биржевой товор, рассудили они, то извольте платить за него дол­ ларовый эквивалент. В закон эта водители черных металлов. Дире ­ ктор по сбыту, член Совета ди­ ректоров «Северстали» Водим Швецов считает, что его потре­ бители напрасно гонят на самый верх волну возмущения по пово­ ду ценовой политики комбината. - Производим столько, сколь­ ко потребляют, устанавливаем такие цены, по которым можем продать. У нас подход чисто ры­ ночный. Не отказываем нашим традиционным отечественным по ­ купателям, но не хотим иметь т ущ е н н ую выгоду от экспорта. Держим разумный баланс - со ­ храняем покупателей тут и том. В прошлом году «Северсталь» произвело 7,3 млн. т готового проката (больше, чем «Магнит­ ка» и Новолипецкий металлурги­ ческие комбинаты). Из них 55 проц. пошло но внешний рынок, остальное - главным образом автомобилестроителям, предпри­ ятиям топливно-энергетического комплекса (трубные заготовки), судостроения. Нарушение этой пропорции, считает руководство комбината, чревато подрывом выправляющегося за счет экс- ^порта экономического благопо­ лучия предприятия. Отечествен­ ным потребителям мы-де и ток продаем металл но 10-20 проц. дешевле, чем но экспорт. А весь спрос на российском рынке ме­ таллурги все ровно удовлетво­ рить не смогут, пока есть цены экспортные и внутренние. В сказку о том, что под дав­ лением автозаводов какой-то от­ величил цены за это время в 2 раза. И если переложить это на 7 проц. в себестоимости, то у автостроителей получается сверхприбыль. Поэтому мы шли по такой логике: если вы получа­ ете сверхдоходы, то почему вы не делитесь ими с постовщикоми? Поделиться всех участников производства автомобиля призы­ вает и Аксененко, который в их споре о том, кто живет богаче, выступил мировым судьей. По его инициативе они в июне подписа­ ли «Соглашение о сотрудничест­ ве по стабилизации положения в экономике Российской Федеро- ции». Автозаводы, поставщики метолло, МПС , РАО «ЕЭС Рос­ сии», «Газпром», крупные нефтя­ ные компании обязались до кон­ ца этого года не увеличивать це­ ны, действовавшие по состоянию на 1 июня 1999 года, больше чем наполовину по отношению к фоктическому индексу росто цен на промышленную продукцию. Но не успели высохнуть чернила под этим документом, как 13ово- липецкий металлургический ком­ бинат, например, попытолся на ­ рушить соглашение. «Извещаю вас (генеральный директор Ивон Фронценюк пи­ шет в адрес автозаводов), что О А О «Лебединский ГОК», под­ писавший соглашение о сотруд­ ничестве по стабилизации эконо­ мики, известил наше предпри­ ятие о повышении своих цен на железное сырье на 15-30 проц. В связи с этим комбинат лишен возмсыкности соблюдать условия вышеупомянутого соглашения». Чтобы покончить с этой бодя­ гой, руководители автозаводов предлагают правительству уста­ новить поставщикам металла кво­ ты для автомобильной промыш­ ленности и следить за тем, чтобы цены на металл для автозаводов формировались в соответствии с рублевыми ценами регулируемых естественных монополий. Сночола, дескать, пусть обес­ печат своих, о потом продают за границу. Учитывая, что нефтяни­ кам по решению правительство уже устанавливают задания |чо поставки отечественным потре­ бителям, обязотельный" паёк ав­ тозаводом могут заставить выде­ лить и металлургов. Что ж, коглп в рыночной экономике закон сто­ имости не работает, действи­ тельно, впору доставать из архи­ вов достопамятный основной за ­ кон планомерного пропорцио­ нального развития. Евгений СПИРИДОНОВ. ПРИМЕТАВРЕМЕНИ ЕСТЬ ЕЩЕ ПОРОШОК В ПОРОХОВНИЦАХ! ВОПРЕКИ НАВЯЗЧИВОЙ РЕКЛАМЕ, РОССИЯНЕ ВСЕ БОЛЬШЕ ОБРАЩАЮТ СВОЙ ВЗОР НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ к о н к у р с : П Е Р Л Ы ш к и I ЕСЛИ ТЕБЕ ВЫКРУЧИВАЮТ I Несколько лет назад среди россий ских модниц большим спросом пользоволись сумочки итальянского д ом о моделей «Глория Винчи». Дам восхищали прекрасное кочество и умерен­ ная цено. Но рынке они были представлены в небольших объ- емох. Сумки нигде не рекломи- роволись. Ко к впоследствии вы­ яснилось, прекросноя вещица было ср а б о тан о в России спо ­ собным предпринимателем по имени Слово. О н досконально изучил вопрос , нашел хорошие источники сырья и фурнитуры и стал делать эти зомечотельные сумочки. Название марки в пе­ реводе с итальянского означает: «Слово победит». Не сомнева ­ юсь, что ток он о и вышло. П о с ­ кольку этой марки у нос что-то не видно, наверное . Слово уже победил и открыл свой дом м о ­ делей где-нибудь в Италии. Такие «перевертыши» - с у р о ­ вая м аркетин говая необ ходи ­ мость нарождающ е гося рынка. Если бы Анотолий Климин сра зу сказал , что он нош , родной , то потерял бы существенную чость о б оро та . Мы любили импорт. И только после то го , ко к Том Клайм прижился и за границей, и домо , мы узнали, что Том - это нош , российский Толя из Уфы. И хуже от этого е го одеждо не стало. Н о «менять городе , менять имена» приходится и инострон - цом в России, «Видал Сассун вош энд гоу» - это очень подо з ­ рительно. И кто е го зноет, кто такой «Кэдберри». М ож ет , шпи ­ он ко кой английский. А «Пиццо- Хот»? Если это хота , где пода ­ ют пиццу, то так бы и назвали. М ож е т быть, из-за этого «хота» с «кэдберри» вернулись из России в свои з а ­ морские хаты, потеряв кучу денег. А всемирно известном у по р ош ку пришлось стать тронс- веститом , явившись ном в виде свирепой тети Аси, рвущей в клочья рубаш ки , постиранные «не тем» порош ком . Тот факт, что у большинства россиян не слишком много де­ нег, служит отечественным пр о ­ изводителям д о б р ую службу. После дефолта сам Бог велел производить отечественное. Це ­ лых десять лет импортеры по ­ требительских товаров ориенти ­ ровались именно но тощий ко ­ шелек со граждан и завозили что похуже. В итоге очень мно ­ гие россияне решили, что все за граничное - это третий сорт. п о продать свои , родные анало ги «колдрексов», «томпак- сов» и «клинексов» в больших количествах неимоверно тяже­ ло, Нет денег но ф одвижение , раскрутку . Д ож е бо гатенькому Брынцолову приходится пода­ вать себя и лекарства «в одном флаконе» . Н о выход всегда есть! И предприятия со с кром ­ ным рекламным бюджетом м о ­ гут тягаться с такими м онстра ­ ми, как, например , «Проктер энд Гэмбл». Что для этого нуж ­ но? Н ужно сделать так, чтобы твою ре кл ам н ую ком пан ию профинансировал ... сам «П ро ­ ктер энд Гэмбл»! Все пре красно знаю т рекламу по рош ка «Ари- I ОДНУ РУКУ - ПОДСТАВЬ ДРУГУЮ I I I I в интимной беседе с «вербовщиком» о т «Яблока» Г.Явлин­ ским бывший премьер С .С тепаш ин явно сплоховал , дескать, я - офицер, и если президент прищемит мне хвост - могу не выдержать. И признался: «Я знаю, как в Кремле выкручивают руки». Р.5. К о к ж е это понимоть, С е р г е й В о д и м о в и ч ? В п ервы й ■ д е н ь п о с л е отстовки вы клялись , что пойдет е с президент ом щ д о к о н ц о ? К о к ж е с выкрученными -то р у к о м и ? П р о ст о м о з о - | хи зм какой -т о . I____________________ _______ I эль». Но нее за трачено не­ сколько миллионов долларов. Но в кадре все время присутст­ вует некий условный и безликий «обычный порош ок» , который не идет ни в ка кое сравнение с «Ариэлем», играя роль бяки, строшилки для хозяек. Но А н гар ском заводе быто­ вой химии ро бо тою т люди с чувством юмора . О н и взяли да и запустили в п р о д а х ^ порош о к под названием... «Обычный по ­ рошок» ! Конечно , реклама убе ­ ждает потребительниц , что «Ариэль» лучше. Но мало ли что внушает рекламе ! М ож н о пред­ положить, что большая часть те­ лезрительниц «Ариэль» вообще ни ро зу не покупало и не зна ­ ет, хороший ли это продукт - он далеко не каждой российской семье по карману . К тому же соседка уже могло р а зо ча р о ­ ваться в каких-то свойствах а к ­ тивно рекламируемых м орок . С раб о тало и ноша русская пси­ хология: ра з так сильно с тара ­ ются, значит, что -то не так. Си ­ биряки потихоньку начали зо- хватывоть свой сектор рынка. О казывается , есть еще по р о ­ шок в наших пороховницах! Александр ТЕПЛЮК. О Т С ЕРД Ц А - С ЕРД Ц У Знамени ты й р о с си й с ки й теннисист Евгений Кафельни­ ков внес в ка ссу С очинской детской го род с кой больницы личные средства . Сочинские хирурги приобрели о б о р у д о ­ вание и расходные м а те р и а ­ лы, чтобы пр о о п е р и р о в а ть де­ тей с врожденными кард и ол о ­ гическими по ро ком и . Все о п е ­ рации завершились успешно . - Нош знаменитый земляк в очередной ро з доказал , что он очень х о р ош о помнит, в ко ком городе он вырос, где сумел стать отличным спортсменом , - прокомментировал этот факт главный врач С очинской дет­ ской город ской больниг^ы Але­ ксандр Григорьев. - Стоимость кождой из операций равнялась 3 тысячам долларов . Если бы не помощ ь Евгения Кафельни­ кова , судьба ребятишек могло бы оказаться очень печальной. А сейчас они выписываются из больницы практически здо ро ­ выми людьми. Игорь СИЗОВ. Звезда тенниса пробует силы в благотворительности. 2 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Л Е Ч И Т Е С Ь Н А З Д О Р О В Ь Е с:») М Е С Т О С О Б Ы Т И Я - I центов го р ож а н уже давно не платят за комм у ­ нальные услуги, поскольку дене г хватает только но питание. Виталий МУХИН. Три госпитольных комплекса стоимостью 930 тысяч доллоров каждый передали бе зво зм ездно Ленин грод ской области власти ФРГ в качестве гум анитарной помощи. Ко к сообщ ил господин Ш ух , президент федерального ведомство по Г Д Р Д ' | ' 0 Р | гражданской о б о р о н е , сопровожда вш ий груз, * в рам ках межправительственно го соглашения Г у К Р р Н Д У О Р С К И Й О Б Р О К такими комплексами будут снабжены 80 лечеб­ ных учреждений облости. Людмила ПОПОВА. ВОЛОГДА; « Б А Л Т И К А » В Т Е М Н О Й Б У Т Ы Л К Е П о кровский стеклозавод выпустил первую пар тию бутылок по з а ка зу питерской пивной компании «Болтика», которая вложила в новое об ор уд о ван ие о коло 4 миллионов рублей. Те­ перь 30 сутки предприятие м ожет выпускать до 45 тонн продукции. Будучи еще недавно убы­ точным, стеклозавод в городе Чогодо букваль ­ но завален зокозами . П о кро в с ки е бутылки - зе- ЙППГПГРАЛ* леные и коричневые - пользуются большим с пр о сом у пивоваров , которые отказываю тся Т О и у Т к Р Е З И Н У П О - А М Е Р И К А Н С К И о т светлой посуды. Елена ЖИБОРТ. В С а р а то в е со здан продовольственный гу б е р н о тор с ки й фонд. В него будут направлять по 0 ,5 центнера зерно с каж д о го у б р а н н о го ге­ ктара . Ф о н д предназначен для решения соц и ­ альных проблем области . Инициа торам и его создания стали главы шести районны х одмини строций. Но сегодня со глашение о безвозмезд ных поставках подписали уже более 20, рой онов . О б л а с т н о е правительство об я залось стро го контролирова ть каждый и зра сход о ва н ­ ный кило грамм зерна из гу б е р н о то р с ко го фон ­ да. Елена КОМАРОВА. ТУЛА: Ф Р А К И С - П О Д Т У Л Ы , С Э Р в провинциальный го род о к Белев зачастили гости из-за о кеана . Но местной ф абри ке одеж ­ ды им приглянулись очень элегантные и деше­ вые хлопчатобумажные джинсы. Американцы заключили до го вор но поставку первой п р о б ­ ной партии. А торговые партнеры из Зоподной Европы решили зокупить в с таринном город ке спецоде ­ жду и фраки. За счет этого предприятие увели­ чило объем свое го производства но 30 процен ­ тов. Игорь ДИВНОГОРЦЕВ. ВОРОНЕЖ: Х В А Т А Е Т Т О Л Ь К О Н А З А К У С К У Несмотря но то, что с 1 августа тарифы на квартплату в городе выросли всего но 10 п р о ­ центов, более половины воронежцев , со гласно о п р о с у консалтин гового центра «Контент», го ­ товы отказаться вообщ е платить за жилье. С о ­ гласно тому же исследованию , более 10 про - Волжский завод синтетическо го каучука п о ­ купаю т америконцы . Предприятие , прос таив а в ­ шее с 1996 года, ни ка к не могли продать в на ­ дежные руки . И вот, когда стоимость завода , точнее со зданно го но его б а зе ново го А О «К а ­ учук», упало до цены 15,7 миллиона рублей , о т ­ кликнулось одно ам ери кан с кая компания. Га- ронтом сделки стал соседний шинный завод - А О «Волтайр». О н гарантир ует , что не изменит профиль предприятия, по гаси т долги по з а р ­ плате и со хранит ра бо чи е место. Михаил ВЕРЖБА. ПЕРМЬ: с В Е Л О С И П Е Д А Н А А В Т О А кци он ерн ое общ ество «Велта» посетил ге ­ неральный д ире ктор «АвтоГАЗо» Николай П у ­ гин. Предприятие до последне го времени выпу­ скало велосипеды «Комо», ими же еще год на ­ зад расплачивалось со своими специалистами теми же велосипедами. Не исключено , что в с ко р ом времени в Перми на б а зе А О «Велта» будет налаж ено производство автом аш ин , о у е го ра бо тн и ко в появится блестящая перспе кти ­ ва получать зарпла ту не велосипедами , о авто ­ мобилями. Юрий БЕЛИКОВ. МАЛЕНЬКИЕХИТРОСТИ р ПОЛОСКАНИЯМОЗГОВ «ЮКОС» НЕДОПЛАЧИВАЛ МИЛЛИАРДЬ!, ВЫДАВАЯ НЕФТЬ ЗА ВОДУ Итак, Федеральная комиссия по рынку ценных бума г России объявила о намерении передать в МВД , Ф С Б и налоговые о р га ­ ны материалы по провер ке дея­ тельности НК «Ю КО С » и ее до ­ черних компаний. Выступление председателя Ф КЦ Б Дмитрия Васильево пр о зв у ча л о почти сенсационно : проведенный ко ­ миссией анализ жалоб , полу­ ченных от акционеров этих ком­ паний, «выходит за компетен­ цию ФКЦБ» . По словам главы комиссии, в ходе проверки были выявлены фокты злоупотребле ­ ния полномочиями, уклонения от уплаты налогов и неисполнения решений суда. Было такж е со ­ общ ено , что в связи с непред­ ставлением «Ю КОС ом » и ее дочерними компаниями части затребованной комиссией ин­ формации Ф КЦ Б в ближайшее время подаст иски в суды с тре ­ бованием обязоть их предоста ­ вить эту информацию. Э то т скандал ра зр а зил ся практически о д н о вр ем е нн о с другим, касающимся «Ю КОС а» . Газето немецких деловых кругов «Хандельсблотт» н апе ча та ло аналитическую статью о взаи­ моотношениях западных инве­ сторов с российскими банками . В ней отмечалось, что гермон- ский «Вестдойче Ландесбанк» вместе с япон ским «Дайва - ба н к» и ю ж н о аф р и ка н с ким «Стэндарт бэнк» активно разы ­ скивают пакет акций ро ссий ско ­ го неф тяного ко н ц е р н а «Ю КОС » , через который гер­ манский финансовый институт участвовол в р а зр а б о т ке двух крупных нефтяных м есторожде ­ ний на терри тории России. Рос­ сийские менеджеры , судя по всему, без согласования с за ­ падными партнерам и , ра змести ­ ли часть финансовых средств в оффшорных зонах типа острова Мэн и Джерси . «Этот случай вряд ли улучшает климат на пе­ ре говорах представителей ро с ­ сийской правящей элиты с дело­ выми кругами З апада , которые намечаются но ближайшее вре­ мя. Уже очень многие междуно- родные финансовые структуры столкнулись с произволом со стороны российских олигархов», - подчеркивоет газето. Налицо падение престижа «Ю КО С а » и связанных с ним структур . То, что скрывалось за благополучным фосодом второй по величине нефтяной компании России, становится явным и вы­ зывает тихий уж а с ее а кц и о не ­ ров: активы «розмозаны» по многочисленным З АО , ф инансо ­ вые потоки переведены в офф­ шорные русла, добыча нефти падает, в р а зр а б о т к у новых ме­ сторождений не вкладывается ни копейки. О д н о ко несмотря но то, что трево гу уже бьют не только мелкие держатели , но и токие киты фондово го рынка, ка к «Кредит Свисс Ф е р с т Бос­ тон», перечисленные выше п р о ­ блемы касаются прежде всего самих акционеров . Вопрос же своевременной и правильной уплоты налогов в такой потенциально доходной отрасли , ка к нефтяная, касается всех граждан России. А здесь дела у «Ю КО С а » , оказывается, обстоят далеко не блестяще. Ру­ ководство «Ю КО С о » 30 послед­ ние годы стало настоящим н о ­ ватором в области налогового планирования . О н о первым в России среди нефтяных ком по ­ ний ввело т о кое понятие, кок «внутрикорпоротивноя цена на нефть». В июле прош ло го годо руководство «Ю КО С а » пере ­ шло к продаже сырой нефти з а ­ висимым о т компании пе рер а ­ батывающим предприятиям по 250 рублей за тонну при то г­ дашней рыночной цене в 500 - 700 рублей. Искусственное з а ­ нижение цены до №Овня «себе­ стоимость -г 1 рубль» вызвало неизбежное сужение н а л о гооб ­ лагаемой базы для группы нало ­ гов в составе себестоимости и налоге но прибыль, что об е спе ­ чило «Ю КОС у» повышение ре ­ ального дохода от добычи и р е ­ ал изо ци нефти более чем в 4 роза . К тому же в роли «даваль­ цев», поставляющих нефть для пе рерабо тки , выступали и вы­ ступают многочисленные З АО и О О О , заре ги стриро ванные в оффшорных зонах . А это з н а ­ чит, что со крощ ен ие налоговых выплат оказывается еще более масштабным . За прошлый год с учетом реальных рыночных цен налоги, начисленные о т зан и ­ женной нало гообла гаем ой б а ­ зы, составили всего 44 ,7% . Это самый низкий уровень налогов в «нефтянке» за последние 7 лет. Только за полгода работы по такой схеме (вторая половина 1998-го) бюджет Томской о б л а ­ сти, на терри тории ко торо й р а ­ б о таю т несколько предприятий «Ю КО С а » , недополучил о коло 291 млн. рублей. Недоплаты в м а сш табе , всей деятельности компании сейчас только выясня­ ются, но уже есть про гно з , по ко тором у недоплаты «Ю КО С а » за текущий год составят не м е ­ нее 3 миллиардов рублей. Еще более доходным и зо ­ бретением о ка зало сь введение терм ина «жидкость на устье скважины». Так с легкой руки бывшего министро топлива и энер гетики Генералова стали называть только что добытую нефть. В связи с тем, что в с о ­ ставе такой нефти еще присут­ ствуют вода, газ и другие при ­ меси, руководство «Ю КО С а » решило , что нефтью она еще не является. А потому и продавать ее официально м ож но без упла ­ ты акцизов но нефть, в резуль­ тате чего налоговые выплоты сокращались до сам о го низкого уровня. Чтобы пояснить более на ­ глядно «прелесть» н о в о и з о б р е ­ тенно го термина , м ож но прове ­ сти анало гию с водкой. П р о и з ­ водителю последней в этом слу­ чае, чтобы избежать уплаты ок- цизов, достаточно назвать ее «смесью дистиллированной во ­ ды с углеводородами». Таким же о б р а з ом мож но было бы избе ­ гать таможенных пошлин на им­ портные овто , назвав их «сово ­ купностью железных, ■пласти ко ­ вых и резиновых включений». Но ни им портерам автомобилей , ни водочным королям т а ко е и не снилось - что позволено «Ю КОС у» , не по зволено к а ко ­ му-нибудь том «быку». При нынеш ней цене на нефть в 20 00 рублей за тонну (но осень специалисты п р о гн о ­ зирую т рост до 2 .5 00 рублей) « вн у три ко рпо ра ти вна я» цена «Ю КО С а » смотрится до колик смешно - 250 рублей! Куда идет эта девятикратная ра зница меж ­ ду «внутри» и «снаружи» , пред­ положить нетрудно . Еще одно удачная «шутка» «Ю КО С а » - фокусы с ценоми на бензин , что сегодня о со б е н н о актуально , и для большинства грождан Рос­ сии совсем не смешно . Суть ее та ково - «Ю КО С » отпуское т «жидкость на устье скважины» своем у п е р е р о б о ты в ою щ е м у заводу по «вн утри корпора тив ­ ной» цене, тот продает ' готовый бензин своему трейдеру всего на 50 рублей д о р ож е , а но ры­ нок это топливо предлагается уже по 5 -6 тысяч рублей за тон ­ ну. Получается десятикратный навар . Та ко го не было даж е в приснопамятные времена пе р ­ воначального накопления , а по ­ сле овгусто , кажется , и вовсе фантастика . Тем не менее дела обстоят именно так . Поэтому несмотря на умело по д о гр е вае ­ мую РР-отделами нефтяных ком ­ паний истерию по поводу ре з ­ ко го сокращ ения добычи нефти из-за непосильного нало гово го бремени , правительству, по хо ­ же, по ра всерьез заняться т а ки ­ ми структурами , ка к «Ю КО С » , поскольку именно они сегодня эксплуатирую т общ ен ац ион а л ь ­ ные бо гатство в ущ е р б всем о с ­ тальным граж д он ам России. Владимир РЕШЕТОВ. 2 4 А В Г У С Т А 1 9 9 9 Г О Д А ВТОРНИК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz