Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

ШИПЕЦКАЯ га зета 29 «нваря 1999 г„ № I I - 19 (20896 -« 20897) ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Речь, разумеется, вовсе не о том, кто к кому в кабинет первым входить обязан (хотя определенная озабоченность в этом вопросе у некоторых командиров есть). И дырявые крыши, и ранние отелы — все это общее. Но мера ответственности, доля успеха и части­ ца неудач каждого должны соответствовать положению. Очевидно, предстоит поднять статус председателя Совета: де-юре достаточ­ но высокий, де-факто — неопределенный и явно приниженный. То же пожелание — депутатскому корпусу. И в связи с этим — задача третья. Сегод­ ня мы наблюдаем возрождение Советов на местах, но оно здорово смахивает на обус­ тройство в общаге; вчера кто-то раздобыл горшок с цветами, а нынче — уже шифонь­ ер. Только вместо фикусов да ситцевых за­ навесочек в выделенных кабинетах мы ви­ дим компьютеры, факсы и ксероксы, а у подъезда — дрожащую от нетерпения «Во­ лгу» председателя Совета. То есть самый простой этап — «первоначального накопле­ ния... госимущества» пройден. Не ощуща­ ется пока новизны в методологии, не видно переоценки в работе с депутатами и избира­ телями. Чиновник райадминистрации еще не зван для вполне резонного отчета на сессию или комиссию, избиратель с его вопросами пока не интересен, а сам народный избран­ ник , увы, не востребован. Система депутат­ ского запроса и отчета перед выборщиками работает вполнакала, к бумагам почтения нету, да и вообще иной слуга народа слывет в своих краях в лучшем случае Дон Кихо­ том, в худшем — городским сумасшедшим. И все потому, что уж очень выделяется на общем фоне безынициативных коллег. Между тем сессии раз от раза становятся все бойчее и звончее, галерка понемногу про­ сыпается, и в зале уже виден, как говаривал И. Бабель, ассортимент поднятых рук. Но обычная, где-то даже рутинная, работа ап­ паратных людей только-только настраивает­ ся. И краеугольный камень в ней — отчет перед избирателями. Надо признать, что в провинции это как -то не принято. Слуги народа здесь, в отличие от коллег из Госду­ мы, служат бесплатно и к тому же в основ­ ном в рабочее время. После же «звонка» их ждут огороды, рыбалка, сварливые жены, и это как ничто другое роднит их с избирате­ лями. Кстати, есть и еще одно отличие на­ ших, местных представителей от московс­ ких коллег. Наш депутат не может быть лоб­ бистом — какое, к шутам, лобби, когда де­ лить приходится то от жилетки рукава, то дырку от бублика? Но кто говорит об отчете, как о выступ­ лении на партийном собрании? Можно же (нужно!) изложить свои взгляды заочно — в в 'Липецкой газете", в районке, в листовке, выступить блоком единомышленников в ре­ шении какого-то вопроса, наконец, провес­ ти опрос, анкетирование, встречу в коллек­ тиве и т. д. и т. п. Это колесо нужно заво­ дить (вот вам четвертая задача), ибо градус апатии сограждан по отношению к власти повышается не только после перестроек, ре­ форм и кризисов, но и в результате равноду­ шия и безделия самих законно избранных. Это важно понять именно теперь, в преддве­ рии новых выборов... Александр КОСЯКИН , обозреватель «Липецкой газеты». г. Задонск. ЧЕЛОВЕК И ВЛА СТЬ ЛЮДИдолжны жить по-людски Как уже сообщала «ЛГ», в Чаплыгинском рай ­ оне проведен семинар по бытовому обслужива­ нию населения. Его участники — заместители глав администраций районов, руководители районных служб быта, представители ряда областных ор­ ганизаций воочию убедились, что в общей для всей области тяжелой экономической ситуации на чаплыгинской земле жить чуточку лучше, жить чу­ точку веселее. Почему? Ответна этотвопрос — в заметках нашего спе­ циального корреспондента. ХОТЯ БЫ НА ЭТОМ УРОВНЕ Чтобы понять логику выбора места проведения семинара, надо, наверное, иметь хотя бы общее пред­ ставление о состоянии сис­ темы бытового обслужива­ ния населения области. Эту негромкую отрасль, где трудятся люди скромных профессий, реформы не обошли стороной: начиная центбв её предпри'я 1 ?Й 1 Г с & - 1«ш1'да!^вйеударв'1!авнц^аог,фор- му собственности на част­ ную. На негосударственный сектор сегодня приходится 64 процента от общего объ­ ема бытовых услуг. Если по большому счету, то отдель­ но взятому клиенту без раз­ ницы, кто сделает причес­ ку , починит туфли, отре­ монтирует телевизор — час­ тн и к или «государствен­ ник»? Лишь бы хорошо да подешевле исполнили за­ каз. Но в общем и целом коммерциализация и при­ ватизация в отрасли не улучшила, а заметно ухуд­ шила оказание бытовых услуг, особенно на селе. Сеть предприятий «бытов­ ки» сократилась в области на треть, численность рабо­ тающих в ней уменьшилась наполовину. Сельские ж и ­ тели получают услуг в три раза меньше, чем в среднем по области. В некоторых районах «бытовка» доведе­ на, что называется, до руч­ ки. Конечно, в этой ситуа­ ции могло бы утешить «ра­ достное» сравнение: в дру­ гих областях еще хуже. У нас же, как никак, отрасль сохранилась , ли п е ц ки й опыт управлений службой быта внедрен в краях и об­ ластях России. Но это было бы очень слабым утешени­ ем, поскольку, по самым строгим меркам, система бытового обслуживания нуждается в совершенство­ вании и усилении. И ее, систему, можно улучшить , приблизить к уровню, отвечающему пот­ ребностям населения. Для этого необязательно, и не в первую очередь требуются финансовые вливания, но­ вые здания, новая техника и сверхмастеровые люди. Достаточно на все сто про­ центов использовать уже имеющийся потенциал . Хотя бы так, как он исполь­ зуется в Чаплы гинском районе. Отсюда и логика выбора места встречи. А инициатива проведения се­ минара принадлежит адми­ нистрации области и кури­ рующему эту отрасль за­ местителю главы админис­ трации Сергею Доровскому. ТАКОЕ ВОТ СООТНОШЕНИЕ Об отличиях этого рай­ она от других просто и до­ ходчиво рассказал «семина­ ристам» председатель акци­ онерного общества «Ли- пецкоблбытсервис» Влади­ мир Пахомов. По мнению руководителя областной службы, здесь администра­ ция и лично ее глава Нико ­ лай Климов, районный Со­ вет депутатов с Николаем Татариновым во главе про­ водят четкую , планомер­ ную работу по созданию нормальных условии для проживания населения, ока­ зывает материальную, фи­ нансовую поддержку служ­ бе быта. Все это позволило обеспечить сохранность ма­ териально-технической базы: действуют швейный, трико­ тажный цехи, ремонтируют­ ся телерадиоаппаратура, сложная бытовая техника, обувь... Жителям села ока­ зывается 15 видов услуг, действуют 22 комплексных приемных пункта — сохра­ нено почти все с 1990 года. В итоге бытовых услуг,дасе- лению в прошлом году ока­ зано на 914 тысяч рублей. Это столько же, сколько в трети других районах облас­ ти вместе взятых (Хлевенс- к и й , Измалковский , Лев- Толстовский, Тербунский, Елецкий, Воловский). К ак вам последнее срав­ нение? Меня, например, впе­ чатляет; а усиливают это впечатление такие цифры: на одного жителя района ока­ зано услуг на 46 руб. 05 коп., что в 3,3 раза выше средне­ областного показателя и в два раза больше, чем в отно­ сительно благополучном 97-м году. Феномен какой- то, оазис и остров сокровищ этот Чаплыгинский район в Липецкой области. Будто бы здесь и нет таких «издер­ жек» реформ, как неплате­ жеспособность, несвоевре­ менность выплаты зарплаты и пенсий, будто бы и не су­ зился спектр социальных потребностей основной мас­ сы чаплыгинцев. Председатель «Облбыт- сервиса» Владимир Пахомов прав, заявив участникам се­ минара, что состояние служ­ бы быта в районе он расце­ нивает как результат посто­ янного внимания, высокой требовательности и контро­ ля со стороны главы адми­ нистрации Климова. Но раз­ ве лишь в этом секрет? Раз­ ве в других районах главы не занимаются «бытовкой»? Тогда в чем же дело? НЕМНОГО О ФЕНОМЕНЕ КЛИМОВА Дело, мне кажется, в лич­ ности главы. Этот редкий че­ ловек в поездках по району в любом селе, в каждом ком­ плексном приемном пункте, в Домах культуры, медпунк­ тах, детских садах, библио­ теках чувствовал и вел себя как заботливый хозяин боль­ шого дома, любящий свою большую семью, вниматель­ но и бережно к ней относя­ щийся. Участники семинара следовали за ним как за эк­ скурсоводом, который на «своем маршруте» знал все — от особенностей выполнения программы «Свой дом» врай­ оне до местонахождения ве­ ника в Братовском комплек­ сном приемном пункте. Он все и всех знает, его все зна­ ют. Порой казалось, что даже лошадка, тянущая по сельс­ кой улице сани с отремонти­ рованным телевизором и под­ выпившим на радостях вла­ дельцем, готова была кивнуть ему головой. При таком гла­ ве — попробуй завали «бы­ товку» и, тем самым, обидь народ. Глава голову оторвет. Климов, как говорят, это мо­ жет. Не в буквальном смыс­ ле, конечно. Посланцам других рай­ онов в Чаплыгинском понра­ вилось. Они старались уз­ нать все, что тут хорошо и представляет профессио­ нальный интерес. Но Кли­ мов не был бы Климовым, не показав гостям нечто, не относящееся к теме семина­ ра. Этим «нечто» стали та­ кие объекты, как пекарня при Доме бытовых услуг в Чаплыгине и хлебозавод, «Школа радости» для шес­ тилеток с теплицей и ж и ­ вым уголком, детский са­ дик «Сказка», грязелечеб­ ница для сельских труже­ ников, краевщ^ческий му­ зей с развернутой в нем выставкой-продажей укра­ шений и поделок из кам­ ней. Понятно, что эти до­ стопримечательности Чап­ лыгина никакого отноше­ ния к службе быта не име­ ют. Но нельзя не согласить­ ся и с тем, что для обеспе­ чения нормальной жизни , людей они значат’|не мень­ ше, чем прачечная при 'ДТЛ^е'б'ыта, одна'Щётрех ныне действующих в облас­ ти. В Чаплыгине ее сберег­ ли, в других городах нет. НЕ ЗАБУДЕТЕ, ЗАЧЕМ ЕЗДИЛИ? Выше я написал, к а к живо интересовались пос­ ланцы районов всемувиден­ ным. Могу добавить: и за­ видовали белой завистью. Но все ли увиденное, все ли услышанное на чаплыгинс­ кой земле станет руковод­ ством к действию по улуч­ шению бытового обслужи­ вания в городах и на селе? Будет ли, к примеру, до глав администраций доведе­ на информация о том, что в Чаплыгинском районе принят ряд постановлений по улучшению финансово- экономического положения службы, повышению качес­ тва оказываемых услуг? Не забудут ли по возвращении домой участники семинара о необходимости открытия закры тых комплексных приемных пунктов, о внед­ рении уже «обкатанных» и новых видов услуг? Таким, например, как химчистка, сбор шкур крупного рогато­ го скота, ремонт кассовых аппаратов и импортной ви­ деотелеаппаратуры. При ­ мут ли меры к организации бесперебойного выездного обслуживания? Снизойдут ли до рассмотрения вопро­ сов бытового обслуживания на административных сове­ тах? Увидят ли наконец в приемщицах комплексных приемных пунктов работ­ ниц, которые заслуживают и добрых слов, и, возмож­ но, премий за хорошую ра­ боту? Будут ли газифици­ роваться объекты службы быта? Задаю далеко не празд­ ные вопросы, поскольку их решение на чаплыгинской земле обеспечило нынеш­ ний уровень бытового об­ служивания ее жителей. До уровня передовиков, к а к говорили ранее, должны подняться и отстающие. Хорошая служба быта нуж ­ на всем. Ее развитие и со­ вершенствование, как под­ черкивали на семинаре за­ меститель главы админис­ трации области Сергей До- ровской и заместитель пред­ седателя областного Совета депутатов Александр Нико ­ нов, по-прежнему остается одним из приоритетных направлений деятельности областных властей. А эта­ лон, идеал,к которому надо стремиться, — «бытовка» в Чаплыгине. При достиже­ нии такого же уровня соци­ ального обустройства во всей области жить станет ч у то чку лучше, чуточку веселее. Михаил ПОКРОВСКИЙ . 8-' Недавно коллектив Липецкого цементного заво­ д а отметил свой 35-летний юбилей. За эти годы из его цехов на стройки страны отправлено свыше 5 0 миллионов тонн цемейта, на котором, как гово­ рится, и держится все то, что построено в городах и селах нашей области. На предприятии работают несколько трудовых династий. Когда оно еще строилось, сюда пришли работать — и так и остались на всю жизнь — Миха­ ил Васильевич Масалкин, Нина Михайловна Гри- щук, Григорий Емельянович Кирпич, Василий Ан­ тонович Жогов. 28 человек работают со дня пуска завода, 39 — три десятка лет, более 2 5 лет — 69 специалистов. Все они решением правления будут занесены в Книгу памяти завода. У многих предприятий Липецка — тоже богатая биография. Но с началом реформ их былая слава потускнела, они не смогли вписаться в рынок. У цементников также были тяжелые времена. Одна­ ко в 1998 году пик кризиса они преодолели и про­ должают стабильно работать. Год назад коллек­ тив возглавил Борис Анатольевич Чумарин, канди­ дат технических наук, до этого 20 лет проработав­ ший на НЛМК. С ним и беседует наш корреспондент. — Борис Анатольевич, ка к за столь короткий срок удалось преодолеть труднос­ ти и нарастить объем произ­ водства? Я знаю, что на за­ воде не хватало газа, чтобы запустить в эксплуатацию вторую печь? — Я убедился, что и за­ вод прекрасный, и специалис­ ты — профессионалы. Но подрастерялись втрудных ус­ ловиях, не хватило организо­ ванности и дисциплины. Кол­ лектив нужно было сплотить, чтобы люди поверили в свои силы, в то, что они могут ра­ ботать в условиях жесткой рыночной конкуренции. — Хозяевами завода ста­ ли акционеры из Москвы. Известно немало случаев, когда сторонние люди, ску­ пая а кц и и предприятий , стремятся выжать из них побольше прибыли, не вкла­ дывая ни рубля... — У нас не тот случай. О дивидендах сегодня акционе­ ры речи не ведут, считая, что прибыль должна вкладывать­ ся в развитие производства. Да, мы являемся Липецким филиалом группы «Штерн- цемент», в которую входят Брянский и Рязанский заво­ ды. Большинство цементных заводов России объединены в три группы: «Лафрж» по имени известной французе кой фирмы, «Альфа-цемент» со швейцарским капиталом и наша — «Штерн-цемент» с отечественным капиталом. Надо отметить, что груп­ па занимает ведущие пози­ ции на рынке, производя каждую четвертую тонну це­ мента. Вместе легче решать многие вопросы, выстоять в трудное время. Б прошлом году, реализуя инвестиционную программу, акционеры вложили в разви­ тие производства 24 миллио­ на рублей. Это позволило за­ пустить сепараторную уста- "'нбвку^й 'значительно улуч­ шить качество продукции. Сейчас мы производим все — благородное дело. Посмот­ рите, какое красивое и качес­ твенное жилье строят сейчас в селах Белгородской облас­ ти. И наша администрация совершенно правильно реши­ ла перенять этот опыт. Но, повторюсь, это рабо­ та на перспективу. А нам надо было отвоевывать рынок в конкурентной борьбе. При­ дя сюда, я начал с анализа: чья же продукция присут­ ствует в Липецкой области. И оказалось, что в прошлом году даже НЛМ К из 28 ты­ сяч тонн израсходованного цемента только 6 тысяч тонн взял с нашего завода. Осталь­ ной, более дорогой и не луч­ шего качества, — с Белгород-- ского, Брянского, Рязанско­ го, Старооскольского, Себря- ковского заводов. Эту ситуа­ цию мы изменили: теперь Н Л М К берет цемент только у нас, большинство строи­ без убытков. Рассчитались с налогами в бюджеты всех уровней. Сейчас стараемся рассчитаться с внебюджетны­ ми фондами. Средняя зарпла­ та у нас приблизилась к той, что платят на НЛМ К , в ян­ варе выплачиваем ее за но­ ябрь. Дотируем 50 процентов стоимости обедов в столовой для своих работников. Зани­ маемся благотворитель­ ностью. — Поставляли цемент для строительства храма Христа Спасителя в Моск­ ву?.. — Не только. Оказываем помощь в строительстве, рес­ таврации и ремонте других храмов, монастырей, детских приютов. Помогаем инвали­ дам, спортивным организаци­ ям. Сейчас собственными си- .лами ведем ремонт стадиона в СОКОЛЬСКОМ районе. — Каковы дальнейшие ИНТЕРВЬЮ ПО ПОВОДУ Б о р и с Ч У М А Р И Н : «ПУТЬу НАСОДИН- ДАЛЬНЕЙШЕЕДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД» марки цемента — от «сотки» до «пятисотки», от портлан­ дцемента до шлакопортлан- дцемента. Благодаря средст­ вам, выделенным акционера­ ми, пущены компрессорные станции, что ощутимо снизи­ ло расход электроэнергии и воздуха. Капитально отре­ монтировали оборудование. Бее это позволило снизить се­ бестоимость продукции, ее качество, а значит, расши­ рить рынок сбыта своей про­ дукции. — Все-таки, несмотря на сокращение объемов строи­ тельства, спрос на цемент есть? — Скажу больше, после кризиса, по нашим наблюде­ ниям, возросли темпы инди­ видуального ж илищ но го строительства. — Возможно, с началом претворения в жизнь облас­ тной про граммы «Свой дом»? Вы принимаете в ней участие? — С первых дней. Мы по­ нимаем, что кредитуя такое строительртво,,н рис.йУём, но без риска любое дело сейчас невозможно. Кроме 1 Фого, это работа на перспективу, а само участие в возрождении села тельных организации — тоже. Более того, с помощью управляющей компании «Штерн-цемент» мы вышли на рынок Москвы и других регионов. Выиграли очень трудный тендер в столице на поставки быстротвердеющего цемента (БТЦ), и сейчас не­ сколько московских домос­ троительных комбинатов бе­ рут только наш цемент. Туда мы поставляем 35—40 про­ центов всей продукции. Наш цемент — сульфатос­ тойкий, он позволяет строить здания даже на болотистой местности, с избыточным пе­ реувлажнением, а потому многие потребители стали заказывать именно липецкую продукцию. А всего в прошлом году мы увеличили производство продукции на 150 тысяч тонн, или на 20 процентов. Сейчас работаем на полную мощность, и в этом году до­ лжны произвести 950 тысяч тонн цемента — на 50 тысяч тонн больше, чем в прошлом. — А каковы финансовые результаты столь активной производственной деятель­ ности? — 1998-й год закончили планы у коллектива, пер­ спективы работы предпри­ ятия? — По моему глубокому убеждению, завод должен развивать производство и дальше, не ограничиваясь выпуском основной продук­ ции. Представьте, что этот был бы за металлургический комбинат, если на нем толь­ ко лили чугун и делали сля­ бы? Вот и мы можем выпус­ кать не только цемент. Не буду перечислять весь ассор­ тимент продукции, назову только некоторые. Мы мог­ ли бы делать сухие смеси, которые сейчас приходится закупать за границей. Эколо­ гически более чистую и без­ опасную, чем асфальт, троту­ арную плитку, бордюры и многое другое. — Что же мешает осущес­ твлению этой программы? — Нехватка средств. Рас­ ширять производство мы мо­ жем только за счет прибыли. Но с нынешним налоговым законодательством прибыль получать невыгодно. Я счи­ таю, что многие предпрйятйя захирели именно по этой при­ чине. Возьмем наш завод. Зимой индивидуальные за­ стройщики, которые прино­ сят "живые" деньги, как пра­ вило, ничего не строят. Ну нагоним мы прибыль за счет различных взаимозачетов, но с нас-то потребуют 35 процен^ тов от ее суммы "живыми" деньгами. А где их взять? Надо менять налоговую систему в пользу производи­ теля. Освободить инвестиции в производство от налогов. Есть же в стране оффшорные зоны, закрытые города, в ко­ торых налоги намного мень­ ше, чем везде. Почему бы на уровне региона, рассмотрев реальные бизнес-планы, не помочь таким предприятиям, как наше, развивать произ^^ водство? В дальнейшем э т И к окупилось бы сторицей д л ^ ^ местного бюджета. Нужна за­ интересованность местных властей в поддержке^ строи­ тельства и базы стройиндус­ трии. — А не получится ли так, что хозяева завода потребу­ ют заработанную прибыль распределить в виде диви­ дендов по акциям? — Управляющая компа­ ния «Штерн-цемент» прово­ дит очень гибкую политику в отношении своих заводов. Председатель совета директо­ ров Максим Анатольевич Со­ тников поддерживает нас как в экономической, так и соци­ альной политике. Линия одна — прибыль будет вклады­ ваться в развитие производ­ ства. И потом, почему у нас принято считать, что капитал со стороны — это всегда пло­ хо. Когда-то я, как молодеш начальник цеха, учился р университете в Канаде. Мь , группа слушателей из СССР, поинтересовались — каков процент предприятий Кана­ ды, где присутствует инос­ транный капитал? Ответ был таков: 951 Где же ваша наци­ ональная гордость, спросили мы. Вопрос канадцы откро­ венно не поняли: предпри­ ятия — на нашей территории, на них заняты — наши рабо­ чие, налоги платятся — в наш бюджет!.. Какая тут ут­ рата гордости? Главное, что­ бы эти предприятия не нару­ шали наше законодательство. И все. Так и мы без инвестиций со стороны не смогли бы сде­ лать прорыв на новые рын­ ки , нарастить производство продукции. А сейчас думаем о дальнейшем развитии. Ос­ нова для этого есть; произ­ водственные площади, энер­ горесурсы, интеллектуальная база, квалифицированные, преданные своему заводу ра­ ботники. Сложился и коллек­ тив управленцев-единомыш- ленников, которые доказали, что могут работать эффектив­ но. Так что путь у нас один — дальнейшее движение впе­ ред. Думаю, что самые тяже­ лые времена у завода оста­ лись позади. Об этом мы го- •воршш и на юбилее завода. Беседу вел Юрий БАКЛАНОВ , обозреватель "ЛГ". «ой,- 1 ь 1 ^ пЯДЮШКА СЭМ СВОЕГО НЕ УП УСТИ Т ... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Отрасль, располагая ограниченными возможностя­ ми для технической трансформации, продолжает пре­ имущественно работать на старых технологиях и заво­ евывать рынки сбыта может лишь одним «преимущест­ вом» — дешевизной своей продукции. К этому подтал­ кивают и ограниченные возможности реализовать ее на внутреннем рынке. Ведущий мировой экспортер стали, таким образом, вынужден выступать в роли бедного про­ сителя: «Хоть за бросовую цену, но возьмите!» Но для правительств Европы и США куда важнее ис­ куса воспользоваться дешевой сталью оказались госу­ дарственные интересы — благополучие своих произво­ дителей. Поэтому возможности антидемпингового за­ кона США тут пришлись как нельзя кстати. Вероятнее всего, антидемпинговые санкции уже в самое ближай­ шее время ужесточатся: в феврале, после принятия со­ ответствующего решения конгрессом США, прогнози­ руется рост пошлины на российскую сталь. В итоге она превысит 100-процентный рубеж. На что надеяться российскому производителю? Вы­ сокие тарифы, дефицит «кровотока» "живых" денег в эко­ номике, неплатежи, непомерные налоги, «теневой» фак­ тор — все это заставляет наши предприятия реализовы­ вать большую часть своей продукции по ценам ниже от­ пускных, а порой — ниже себестоимости. Реальная надежда, пожалуй, одна, И связана она с курсом, который понемногу начинает разворачивать пра­ вительство Примакова. Прежде всего смягчением нало­ говых нагрузок, чтобы у предприятий появились «живые» деньги. Уменьшаются налоги на прибыль и добавленную сто­ имость. Изменится, вероятнее всего, и система взносов предприятий в бюджеты и внебюджетные фонды. Размер консолидированной ставки в реальном секторе снижает­ ся с 38 ,5 до 25 процентов. Намечен ряд мер по поддерж­ ке экспорта российских товаров,,. Реализуется ли все это? Будем трезвы: слишком многим такой курс — кость в гор­ ле. Оставшиеся не у дел «реформаторы» вояжируют по заграницам с призывом «Не помогать этому правитель­ ству!», чиновники, привыкшие лоббировать все, что су­ лит им дивиденды, а не стране, складывают в кармане кукиш, информационные «объективисты» еще усерднее вешают обывателю «лапшу на уши»... Жизнь наизнанку! Получается странное, если не сказать дикое, вос­ приятие «уроков», преподносимых нам Америкой, кото­ рую сами же доморощенные демократы почитают пуще родной матери! Выходит, и тут ложь — клянутся в любви самой «демократической и свободной» стране мира, а думают лишь о собственном кармане. Вот тебе и «новое мышление», примитивное до убогости... Ну а металлургам России, оказавшимся под прес­ сом корыстных интересов Запада и своей чиновничьей бюрократии, надо работать. Вопреки всему — на благо Отечества. Подготовил Владимир МИХАЙЛОВ. НАУКА ПОБЕЖДАТЬ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕППИКА Годы ельцинских «ре­ форм» сформировали, на мой взгляд, три типа хозяйствен­ ников . Одни откровенно предались алчному инстинк­ ту обогащения. Другие на­ шли удобную психологичес­ кую нишу, во всех бедах воз­ главляемого ими предпри­ ятия обвиняя тех, кто навер­ ху. И лишь третьи восприня­ ли действительность такой, какая она есть: то есть при­ няли вызов жизни мужес­ твенно и твердо — чтобы выстоять, быть готовыми к ответу всем несуразицам не­ продуманного «реформирова­ ния» . Именно к третьим отно­ сится давний друг нашей га­ зеты, генеральный директор АО «Завод Железобетон» Николай 'Тарасович Горева- лов, человек независимых взглядов и твердых убежде­ ний. В спектре мнений и оце­ нок экономической ситуации на предприятиях Липецка как-то «выпадают» суждения о предприятии, им возглав­ ляемом. Не потому, что на нем давно поставили крест. Напротив, завод «Железобе­ тон», вопреки всему, работа­ ет столь успешно, что вроде бы и говорить не о чем. Там исправно платят людям за­ рплату, у предприятия нет долгов по платежам вбюдже­ ты и внебюджетные (])онды, небезуспешно решаются про­ изводственные и кадровые вопросы. В чем секрет успеха? Ив наших бесед с Николаем Та­ расовичем я понял — с само­ го найала приватизации и акционирования здесь не ут­ ратили чувство хозяина, не сочли нужным отдать на «распыл» комплекс, а пове­ ли себя как рачительные вла­ дельцы того, что сами же со­ здавали. На предприятии не пош­ ли по губительному пути «де­ лежа» собственности, пере­ продажи ее в чужие руки, а руководство не бросилось «втемную» стричь дивиденды или выкачивать средства с помощью посреднических дочерних структур. Здесь на­ чали с элементарного — счи­ тать. И делать выводы, при­ чем не ради поиска сиюми­ нутной выгоды, а о расчетом на перспективу, на долгое и устойчивое плавание визмен­ чивом рыночном море. Разумеется, считать мож­ но по-разному. Все зависит от той задачи, что поставлена перед коллективом. Многое зависит и от того, кто у руля, какие приоритеты он намеча­ ет, двигаясь вперед. И вот тут-то, считаю, работникам «Железобетона» повезло на лидера. Экономист по образова­ нию, практик с многолетним стажем, человек, влюблен­ ный в свое дело, Николай Тарасович подошел к реше­ нию тех огромных труднос­ тей, что стали преподносить так называемые «реформы», предельно ответственно и по- граждански мужественно. В беседе он вполне опре­ деленно выразил свою пози­ цию: «Я не хочу, чтобы мне плевали вослед и винили в развале предприятия!» Л значит надо было стро­ ить работу так, чтобы не толь­ ко искать и находить выхо­ ды из самых сложнейших ситуаций, но и заставить по­ верить в свою правоту людей — акционеров, совладельцев предприятия. Думаю, генеральный ди­ ректор со своей задачей спра­ вился вполне. Как и почему? Ведь беды здесь, как и у всех одни: неплатежи, отсутствие оборотных средств, невоз­ можность воспользоваться кабальными кредитами, не­ померные налоги, сужающи­ еся рынки сбыта. Годы бессмысленных ре­ форм нанесли и особую «чер­ ную метку» на производ­ ственный потенциал в целом — ведь его обновления и мо­ дернизации не происходило... * * * Для меня многое стало понятным в хозяйственной политике, проводимбй на «Железобетоне», после того, как я ознакомился с авторе­ фератом диссертации Н . Го- ревалова (ее он успешно за­ щитил в конце октября про­ шлого года) с многозначи­ тельным названием «Управ­ ление процессом вывода предприятия из экономичес­ кого кризиса». В основу ис­ следования лег именно опыт практической работы на воз­ главляемом им предприятии. Я не знаю другого такого примера, чтобы руководитель не только попытался проти­ востоять разрушительным процессам и тенденциям в экономике, но и взглянул на них трезвым взглядом иссле­ дователя. Не ради теоретичес­ ких выводов только. Его труд, прежде всего, имеет практический , при­ кладной характер, примени­ мость которого универсальна не только для предприятий стройиндустрии. Это взгляд человека убежденного — без­ ысходных ситуаций не быва­ ет! И показывающего со­ бственным примером, к а к надо действовать и побеж­ дать. Одновременно диссерта­ ционная тема — если смот­ реть на действительность гла­ зами историка, — беспощад­ ный упрек «реформаторам», поставившим отечественную промышленность на колени, заставившим большую долю производственного времени тратить на поиски вариантов только сохранения производ­ ства. Образно говоря, опыт практической деятельности таких руководителей, к а к Николай Тарасович Горева- лов, опрокидывает все клас­ сические формулы политэко­ номии, многомудрые рецеп­ ты экономистов: потому что даже в гибельных условиях живут, производят продук­ цию, обеспечивают занятость людей, платят за их труд. Этот опыт в реферате представлен подробно и убе­ дительно: расчетами, схема­ ми, таблицами. И результа­ тами — выведенными не из компьютерных комбинаций цифр, а из фактических по­ казателей работы предпри­ ятия. Аналитическая часть ис­ следования охватывает це­ лый комплекс организацион­ ных, финансовых, экономи­ ческих проблем, поэтому ре­ комендации т а к ж е носят комплексный характер. Они, прежде всего, касаются во­ просов совершенствования механизма управления, где преимущество получают эко­ номические приоритеты и функции, новые подходы в разработке бизнес-планов, методологий инвестирования в условиях дефицита денеж­ ных ресурсов, диверсифика­ ций производства при пада­ ющем спросе на товарную продукцию и так далее. Особый интерес вызывает та часть, где показывается, зримо и убедительно, орга­ низация менеджмента на «Железобетоне*. Это наибо­ лее уязвцмая часть производ­ ственной деятельности мно­ гих наших предприятий. Без сомнения, опыт будет_ инте­ ресен любому руководителю, поскольку в условиях непла­ тежей, бартерных сделок и взаимозачетов лишь гибкая тактика в организации рабо­ ты менеджеров принесет не­ обходимые результаты. Знакомство с рефератом Н . Горевалова лично для меня было чрезвычайно пол­ езным. Убежден, что для ру­ ководителя промышленного предприятия интересен он- будет вдвойне, поскольку практические выводы и реко­ мендации его применимы в повседневной практической деятельности. Есть русская пословица: «К смерти готовься, а хлеб сей!» Следуя этой народной мудрости Николай Тарасович утверждает — нет смысла ду­ мать о смерти предприятия, куда важнее попытаться дать ему жизнь. Вопреки всему. Он сам побеждает, и при­ мером своим показывает — как! Владимир ПЕТРОВ, редактор отдела экономики «ЛГ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz