Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ га зета 29 «нваря 1999 г„ № I I - 19 (20896 -« 20897) ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Речь, разумеется, вовсе не о том, кто к кому в кабинет первым входить обязан (хотя определенная озабоченность в этом вопросе у некоторых командиров есть). И дырявые крыши, и ранние отелы — все это общее. Но мера ответственности, доля успеха и части ца неудач каждого должны соответствовать положению. Очевидно, предстоит поднять статус председателя Совета: де-юре достаточ но высокий, де-факто — неопределенный и явно приниженный. То же пожелание — депутатскому корпусу. И в связи с этим — задача третья. Сегод ня мы наблюдаем возрождение Советов на местах, но оно здорово смахивает на обус тройство в общаге; вчера кто-то раздобыл горшок с цветами, а нынче — уже шифонь ер. Только вместо фикусов да ситцевых за навесочек в выделенных кабинетах мы ви дим компьютеры, факсы и ксероксы, а у подъезда — дрожащую от нетерпения «Во лгу» председателя Совета. То есть самый простой этап — «первоначального накопле ния... госимущества» пройден. Не ощуща ется пока новизны в методологии, не видно переоценки в работе с депутатами и избира телями. Чиновник райадминистрации еще не зван для вполне резонного отчета на сессию или комиссию, избиратель с его вопросами пока не интересен, а сам народный избран ник , увы, не востребован. Система депутат ского запроса и отчета перед выборщиками работает вполнакала, к бумагам почтения нету, да и вообще иной слуга народа слывет в своих краях в лучшем случае Дон Кихо том, в худшем — городским сумасшедшим. И все потому, что уж очень выделяется на общем фоне безынициативных коллег. Между тем сессии раз от раза становятся все бойчее и звончее, галерка понемногу про сыпается, и в зале уже виден, как говаривал И. Бабель, ассортимент поднятых рук. Но обычная, где-то даже рутинная, работа ап паратных людей только-только настраивает ся. И краеугольный камень в ней — отчет перед избирателями. Надо признать, что в провинции это как -то не принято. Слуги народа здесь, в отличие от коллег из Госду мы, служат бесплатно и к тому же в основ ном в рабочее время. После же «звонка» их ждут огороды, рыбалка, сварливые жены, и это как ничто другое роднит их с избирате лями. Кстати, есть и еще одно отличие на ших, местных представителей от московс ких коллег. Наш депутат не может быть лоб бистом — какое, к шутам, лобби, когда де лить приходится то от жилетки рукава, то дырку от бублика? Но кто говорит об отчете, как о выступ лении на партийном собрании? Можно же (нужно!) изложить свои взгляды заочно — в в 'Липецкой газете", в районке, в листовке, выступить блоком единомышленников в ре шении какого-то вопроса, наконец, провес ти опрос, анкетирование, встречу в коллек тиве и т. д. и т. п. Это колесо нужно заво дить (вот вам четвертая задача), ибо градус апатии сограждан по отношению к власти повышается не только после перестроек, ре форм и кризисов, но и в результате равноду шия и безделия самих законно избранных. Это важно понять именно теперь, в преддве рии новых выборов... Александр КОСЯКИН , обозреватель «Липецкой газеты». г. Задонск. ЧЕЛОВЕК И ВЛА СТЬ ЛЮДИдолжны жить по-людски Как уже сообщала «ЛГ», в Чаплыгинском рай оне проведен семинар по бытовому обслужива нию населения. Его участники — заместители глав администраций районов, руководители районных служб быта, представители ряда областных ор ганизаций воочию убедились, что в общей для всей области тяжелой экономической ситуации на чаплыгинской земле жить чуточку лучше, жить чу точку веселее. Почему? Ответна этотвопрос — в заметках нашего спе циального корреспондента. ХОТЯ БЫ НА ЭТОМ УРОВНЕ Чтобы понять логику выбора места проведения семинара, надо, наверное, иметь хотя бы общее пред ставление о состоянии сис темы бытового обслужива ния населения области. Эту негромкую отрасль, где трудятся люди скромных профессий, реформы не обошли стороной: начиная центбв её предпри'я 1 ?Й 1 Г с & - 1«ш1'да!^вйеударв'1!авнц^аог,фор- му собственности на част ную. На негосударственный сектор сегодня приходится 64 процента от общего объ ема бытовых услуг. Если по большому счету, то отдель но взятому клиенту без раз ницы, кто сделает причес ку , починит туфли, отре монтирует телевизор — час тн и к или «государствен ник»? Лишь бы хорошо да подешевле исполнили за каз. Но в общем и целом коммерциализация и при ватизация в отрасли не улучшила, а заметно ухуд шила оказание бытовых услуг, особенно на селе. Сеть предприятий «бытов ки» сократилась в области на треть, численность рабо тающих в ней уменьшилась наполовину. Сельские ж и тели получают услуг в три раза меньше, чем в среднем по области. В некоторых районах «бытовка» доведе на, что называется, до руч ки. Конечно, в этой ситуа ции могло бы утешить «ра достное» сравнение: в дру гих областях еще хуже. У нас же, как никак, отрасль сохранилась , ли п е ц ки й опыт управлений службой быта внедрен в краях и об ластях России. Но это было бы очень слабым утешени ем, поскольку, по самым строгим меркам, система бытового обслуживания нуждается в совершенство вании и усилении. И ее, систему, можно улучшить , приблизить к уровню, отвечающему пот ребностям населения. Для этого необязательно, и не в первую очередь требуются финансовые вливания, но вые здания, новая техника и сверхмастеровые люди. Достаточно на все сто про центов использовать уже имеющийся потенциал . Хотя бы так, как он исполь зуется в Чаплы гинском районе. Отсюда и логика выбора места встречи. А инициатива проведения се минара принадлежит адми нистрации области и кури рующему эту отрасль за местителю главы админис трации Сергею Доровскому. ТАКОЕ ВОТ СООТНОШЕНИЕ Об отличиях этого рай она от других просто и до ходчиво рассказал «семина ристам» председатель акци онерного общества «Ли- пецкоблбытсервис» Влади мир Пахомов. По мнению руководителя областной службы, здесь администра ция и лично ее глава Нико лай Климов, районный Со вет депутатов с Николаем Татариновым во главе про водят четкую , планомер ную работу по созданию нормальных условии для проживания населения, ока зывает материальную, фи нансовую поддержку служ бе быта. Все это позволило обеспечить сохранность ма териально-технической базы: действуют швейный, трико тажный цехи, ремонтируют ся телерадиоаппаратура, сложная бытовая техника, обувь... Жителям села ока зывается 15 видов услуг, действуют 22 комплексных приемных пункта — сохра нено почти все с 1990 года. В итоге бытовых услуг,дасе- лению в прошлом году ока зано на 914 тысяч рублей. Это столько же, сколько в трети других районах облас ти вместе взятых (Хлевенс- к и й , Измалковский , Лев- Толстовский, Тербунский, Елецкий, Воловский). К ак вам последнее срав нение? Меня, например, впе чатляет; а усиливают это впечатление такие цифры: на одного жителя района ока зано услуг на 46 руб. 05 коп., что в 3,3 раза выше средне областного показателя и в два раза больше, чем в отно сительно благополучном 97-м году. Феномен какой- то, оазис и остров сокровищ этот Чаплыгинский район в Липецкой области. Будто бы здесь и нет таких «издер жек» реформ, как неплате жеспособность, несвоевре менность выплаты зарплаты и пенсий, будто бы и не су зился спектр социальных потребностей основной мас сы чаплыгинцев. Председатель «Облбыт- сервиса» Владимир Пахомов прав, заявив участникам се минара, что состояние служ бы быта в районе он расце нивает как результат посто янного внимания, высокой требовательности и контро ля со стороны главы адми нистрации Климова. Но раз ве лишь в этом секрет? Раз ве в других районах главы не занимаются «бытовкой»? Тогда в чем же дело? НЕМНОГО О ФЕНОМЕНЕ КЛИМОВА Дело, мне кажется, в лич ности главы. Этот редкий че ловек в поездках по району в любом селе, в каждом ком плексном приемном пункте, в Домах культуры, медпунк тах, детских садах, библио теках чувствовал и вел себя как заботливый хозяин боль шого дома, любящий свою большую семью, вниматель но и бережно к ней относя щийся. Участники семинара следовали за ним как за эк скурсоводом, который на «своем маршруте» знал все — от особенностей выполнения программы «Свой дом» врай оне до местонахождения ве ника в Братовском комплек сном приемном пункте. Он все и всех знает, его все зна ют. Порой казалось, что даже лошадка, тянущая по сельс кой улице сани с отремонти рованным телевизором и под выпившим на радостях вла дельцем, готова была кивнуть ему головой. При таком гла ве — попробуй завали «бы товку» и, тем самым, обидь народ. Глава голову оторвет. Климов, как говорят, это мо жет. Не в буквальном смыс ле, конечно. Посланцам других рай онов в Чаплыгинском понра вилось. Они старались уз нать все, что тут хорошо и представляет профессио нальный интерес. Но Кли мов не был бы Климовым, не показав гостям нечто, не относящееся к теме семина ра. Этим «нечто» стали та кие объекты, как пекарня при Доме бытовых услуг в Чаплыгине и хлебозавод, «Школа радости» для шес тилеток с теплицей и ж и вым уголком, детский са дик «Сказка», грязелечеб ница для сельских труже ников, краевщ^ческий му зей с развернутой в нем выставкой-продажей укра шений и поделок из кам ней. Понятно, что эти до стопримечательности Чап лыгина никакого отноше ния к службе быта не име ют. Но нельзя не согласить ся и с тем, что для обеспе чения нормальной жизни , людей они значат’|не мень ше, чем прачечная при 'ДТЛ^е'б'ыта, одна'Щётрех ныне действующих в облас ти. В Чаплыгине ее сберег ли, в других городах нет. НЕ ЗАБУДЕТЕ, ЗАЧЕМ ЕЗДИЛИ? Выше я написал, к а к живо интересовались пос ланцы районов всемувиден ным. Могу добавить: и за видовали белой завистью. Но все ли увиденное, все ли услышанное на чаплыгинс кой земле станет руковод ством к действию по улуч шению бытового обслужи вания в городах и на селе? Будет ли, к примеру, до глав администраций доведе на информация о том, что в Чаплыгинском районе принят ряд постановлений по улучшению финансово- экономического положения службы, повышению качес тва оказываемых услуг? Не забудут ли по возвращении домой участники семинара о необходимости открытия закры тых комплексных приемных пунктов, о внед рении уже «обкатанных» и новых видов услуг? Таким, например, как химчистка, сбор шкур крупного рогато го скота, ремонт кассовых аппаратов и импортной ви деотелеаппаратуры. При мут ли меры к организации бесперебойного выездного обслуживания? Снизойдут ли до рассмотрения вопро сов бытового обслуживания на административных сове тах? Увидят ли наконец в приемщицах комплексных приемных пунктов работ ниц, которые заслуживают и добрых слов, и, возмож но, премий за хорошую ра боту? Будут ли газифици роваться объекты службы быта? Задаю далеко не празд ные вопросы, поскольку их решение на чаплыгинской земле обеспечило нынеш ний уровень бытового об служивания ее жителей. До уровня передовиков, к а к говорили ранее, должны подняться и отстающие. Хорошая служба быта нуж на всем. Ее развитие и со вершенствование, как под черкивали на семинаре за меститель главы админис трации области Сергей До- ровской и заместитель пред седателя областного Совета депутатов Александр Нико нов, по-прежнему остается одним из приоритетных направлений деятельности областных властей. А эта лон, идеал,к которому надо стремиться, — «бытовка» в Чаплыгине. При достиже нии такого же уровня соци ального обустройства во всей области жить станет ч у то чку лучше, чуточку веселее. Михаил ПОКРОВСКИЙ . 8-' Недавно коллектив Липецкого цементного заво д а отметил свой 35-летний юбилей. За эти годы из его цехов на стройки страны отправлено свыше 5 0 миллионов тонн цемейта, на котором, как гово рится, и держится все то, что построено в городах и селах нашей области. На предприятии работают несколько трудовых династий. Когда оно еще строилось, сюда пришли работать — и так и остались на всю жизнь — Миха ил Васильевич Масалкин, Нина Михайловна Гри- щук, Григорий Емельянович Кирпич, Василий Ан тонович Жогов. 28 человек работают со дня пуска завода, 39 — три десятка лет, более 2 5 лет — 69 специалистов. Все они решением правления будут занесены в Книгу памяти завода. У многих предприятий Липецка — тоже богатая биография. Но с началом реформ их былая слава потускнела, они не смогли вписаться в рынок. У цементников также были тяжелые времена. Одна ко в 1998 году пик кризиса они преодолели и про должают стабильно работать. Год назад коллек тив возглавил Борис Анатольевич Чумарин, канди дат технических наук, до этого 20 лет проработав ший на НЛМК. С ним и беседует наш корреспондент. — Борис Анатольевич, ка к за столь короткий срок удалось преодолеть труднос ти и нарастить объем произ водства? Я знаю, что на за воде не хватало газа, чтобы запустить в эксплуатацию вторую печь? — Я убедился, что и за вод прекрасный, и специалис ты — профессионалы. Но подрастерялись втрудных ус ловиях, не хватило организо ванности и дисциплины. Кол лектив нужно было сплотить, чтобы люди поверили в свои силы, в то, что они могут ра ботать в условиях жесткой рыночной конкуренции. — Хозяевами завода ста ли акционеры из Москвы. Известно немало случаев, когда сторонние люди, ску пая а кц и и предприятий , стремятся выжать из них побольше прибыли, не вкла дывая ни рубля... — У нас не тот случай. О дивидендах сегодня акционе ры речи не ведут, считая, что прибыль должна вкладывать ся в развитие производства. Да, мы являемся Липецким филиалом группы «Штерн- цемент», в которую входят Брянский и Рязанский заво ды. Большинство цементных заводов России объединены в три группы: «Лафрж» по имени известной французе кой фирмы, «Альфа-цемент» со швейцарским капиталом и наша — «Штерн-цемент» с отечественным капиталом. Надо отметить, что груп па занимает ведущие пози ции на рынке, производя каждую четвертую тонну це мента. Вместе легче решать многие вопросы, выстоять в трудное время. Б прошлом году, реализуя инвестиционную программу, акционеры вложили в разви тие производства 24 миллио на рублей. Это позволило за пустить сепараторную уста- "'нбвку^й 'значительно улуч шить качество продукции. Сейчас мы производим все — благородное дело. Посмот рите, какое красивое и качес твенное жилье строят сейчас в селах Белгородской облас ти. И наша администрация совершенно правильно реши ла перенять этот опыт. Но, повторюсь, это рабо та на перспективу. А нам надо было отвоевывать рынок в конкурентной борьбе. При дя сюда, я начал с анализа: чья же продукция присут ствует в Липецкой области. И оказалось, что в прошлом году даже НЛМ К из 28 ты сяч тонн израсходованного цемента только 6 тысяч тонн взял с нашего завода. Осталь ной, более дорогой и не луч шего качества, — с Белгород-- ского, Брянского, Рязанско го, Старооскольского, Себря- ковского заводов. Эту ситуа цию мы изменили: теперь Н Л М К берет цемент только у нас, большинство строи без убытков. Рассчитались с налогами в бюджеты всех уровней. Сейчас стараемся рассчитаться с внебюджетны ми фондами. Средняя зарпла та у нас приблизилась к той, что платят на НЛМ К , в ян варе выплачиваем ее за но ябрь. Дотируем 50 процентов стоимости обедов в столовой для своих работников. Зани маемся благотворитель ностью. — Поставляли цемент для строительства храма Христа Спасителя в Моск ву?.. — Не только. Оказываем помощь в строительстве, рес таврации и ремонте других храмов, монастырей, детских приютов. Помогаем инвали дам, спортивным организаци ям. Сейчас собственными си- .лами ведем ремонт стадиона в СОКОЛЬСКОМ районе. — Каковы дальнейшие ИНТЕРВЬЮ ПО ПОВОДУ Б о р и с Ч У М А Р И Н : «ПУТЬу НАСОДИН- ДАЛЬНЕЙШЕЕДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД» марки цемента — от «сотки» до «пятисотки», от портлан дцемента до шлакопортлан- дцемента. Благодаря средст вам, выделенным акционера ми, пущены компрессорные станции, что ощутимо снизи ло расход электроэнергии и воздуха. Капитально отре монтировали оборудование. Бее это позволило снизить се бестоимость продукции, ее качество, а значит, расши рить рынок сбыта своей про дукции. — Все-таки, несмотря на сокращение объемов строи тельства, спрос на цемент есть? — Скажу больше, после кризиса, по нашим наблюде ниям, возросли темпы инди видуального ж илищ но го строительства. — Возможно, с началом претворения в жизнь облас тной про граммы «Свой дом»? Вы принимаете в ней участие? — С первых дней. Мы по нимаем, что кредитуя такое строительртво,,н рис.йУём, но без риска любое дело сейчас невозможно. Кроме 1 Фого, это работа на перспективу, а само участие в возрождении села тельных организации — тоже. Более того, с помощью управляющей компании «Штерн-цемент» мы вышли на рынок Москвы и других регионов. Выиграли очень трудный тендер в столице на поставки быстротвердеющего цемента (БТЦ), и сейчас не сколько московских домос троительных комбинатов бе рут только наш цемент. Туда мы поставляем 35—40 про центов всей продукции. Наш цемент — сульфатос тойкий, он позволяет строить здания даже на болотистой местности, с избыточным пе реувлажнением, а потому многие потребители стали заказывать именно липецкую продукцию. А всего в прошлом году мы увеличили производство продукции на 150 тысяч тонн, или на 20 процентов. Сейчас работаем на полную мощность, и в этом году до лжны произвести 950 тысяч тонн цемента — на 50 тысяч тонн больше, чем в прошлом. — А каковы финансовые результаты столь активной производственной деятель ности? — 1998-й год закончили планы у коллектива, пер спективы работы предпри ятия? — По моему глубокому убеждению, завод должен развивать производство и дальше, не ограничиваясь выпуском основной продук ции. Представьте, что этот был бы за металлургический комбинат, если на нем толь ко лили чугун и делали сля бы? Вот и мы можем выпус кать не только цемент. Не буду перечислять весь ассор тимент продукции, назову только некоторые. Мы мог ли бы делать сухие смеси, которые сейчас приходится закупать за границей. Эколо гически более чистую и без опасную, чем асфальт, троту арную плитку, бордюры и многое другое. — Что же мешает осущес твлению этой программы? — Нехватка средств. Рас ширять производство мы мо жем только за счет прибыли. Но с нынешним налоговым законодательством прибыль получать невыгодно. Я счи таю, что многие предпрйятйя захирели именно по этой при чине. Возьмем наш завод. Зимой индивидуальные за стройщики, которые прино сят "живые" деньги, как пра вило, ничего не строят. Ну нагоним мы прибыль за счет различных взаимозачетов, но с нас-то потребуют 35 процен^ тов от ее суммы "живыми" деньгами. А где их взять? Надо менять налоговую систему в пользу производи теля. Освободить инвестиции в производство от налогов. Есть же в стране оффшорные зоны, закрытые города, в ко торых налоги намного мень ше, чем везде. Почему бы на уровне региона, рассмотрев реальные бизнес-планы, не помочь таким предприятиям, как наше, развивать произ^^ водство? В дальнейшем э т И к окупилось бы сторицей д л ^ ^ местного бюджета. Нужна за интересованность местных властей в поддержке^ строи тельства и базы стройиндус трии. — А не получится ли так, что хозяева завода потребу ют заработанную прибыль распределить в виде диви дендов по акциям? — Управляющая компа ния «Штерн-цемент» прово дит очень гибкую политику в отношении своих заводов. Председатель совета директо ров Максим Анатольевич Со тников поддерживает нас как в экономической, так и соци альной политике. Линия одна — прибыль будет вклады ваться в развитие производ ства. И потом, почему у нас принято считать, что капитал со стороны — это всегда пло хо. Когда-то я, как молодеш начальник цеха, учился р университете в Канаде. Мь , группа слушателей из СССР, поинтересовались — каков процент предприятий Кана ды, где присутствует инос транный капитал? Ответ был таков: 951 Где же ваша наци ональная гордость, спросили мы. Вопрос канадцы откро венно не поняли: предпри ятия — на нашей территории, на них заняты — наши рабо чие, налоги платятся — в наш бюджет!.. Какая тут ут рата гордости? Главное, что бы эти предприятия не нару шали наше законодательство. И все. Так и мы без инвестиций со стороны не смогли бы сде лать прорыв на новые рын ки , нарастить производство продукции. А сейчас думаем о дальнейшем развитии. Ос нова для этого есть; произ водственные площади, энер горесурсы, интеллектуальная база, квалифицированные, преданные своему заводу ра ботники. Сложился и коллек тив управленцев-единомыш- ленников, которые доказали, что могут работать эффектив но. Так что путь у нас один — дальнейшее движение впе ред. Думаю, что самые тяже лые времена у завода оста лись позади. Об этом мы го- •воршш и на юбилее завода. Беседу вел Юрий БАКЛАНОВ , обозреватель "ЛГ". «ой,- 1 ь 1 ^ пЯДЮШКА СЭМ СВОЕГО НЕ УП УСТИ Т ... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Отрасль, располагая ограниченными возможностя ми для технической трансформации, продолжает пре имущественно работать на старых технологиях и заво евывать рынки сбыта может лишь одним «преимущест вом» — дешевизной своей продукции. К этому подтал кивают и ограниченные возможности реализовать ее на внутреннем рынке. Ведущий мировой экспортер стали, таким образом, вынужден выступать в роли бедного про сителя: «Хоть за бросовую цену, но возьмите!» Но для правительств Европы и США куда важнее ис куса воспользоваться дешевой сталью оказались госу дарственные интересы — благополучие своих произво дителей. Поэтому возможности антидемпингового за кона США тут пришлись как нельзя кстати. Вероятнее всего, антидемпинговые санкции уже в самое ближай шее время ужесточатся: в феврале, после принятия со ответствующего решения конгрессом США, прогнози руется рост пошлины на российскую сталь. В итоге она превысит 100-процентный рубеж. На что надеяться российскому производителю? Вы сокие тарифы, дефицит «кровотока» "живых" денег в эко номике, неплатежи, непомерные налоги, «теневой» фак тор — все это заставляет наши предприятия реализовы вать большую часть своей продукции по ценам ниже от пускных, а порой — ниже себестоимости. Реальная надежда, пожалуй, одна, И связана она с курсом, который понемногу начинает разворачивать пра вительство Примакова. Прежде всего смягчением нало говых нагрузок, чтобы у предприятий появились «живые» деньги. Уменьшаются налоги на прибыль и добавленную сто имость. Изменится, вероятнее всего, и система взносов предприятий в бюджеты и внебюджетные фонды. Размер консолидированной ставки в реальном секторе снижает ся с 38 ,5 до 25 процентов. Намечен ряд мер по поддерж ке экспорта российских товаров,,. Реализуется ли все это? Будем трезвы: слишком многим такой курс — кость в гор ле. Оставшиеся не у дел «реформаторы» вояжируют по заграницам с призывом «Не помогать этому правитель ству!», чиновники, привыкшие лоббировать все, что су лит им дивиденды, а не стране, складывают в кармане кукиш, информационные «объективисты» еще усерднее вешают обывателю «лапшу на уши»... Жизнь наизнанку! Получается странное, если не сказать дикое, вос приятие «уроков», преподносимых нам Америкой, кото рую сами же доморощенные демократы почитают пуще родной матери! Выходит, и тут ложь — клянутся в любви самой «демократической и свободной» стране мира, а думают лишь о собственном кармане. Вот тебе и «новое мышление», примитивное до убогости... Ну а металлургам России, оказавшимся под прес сом корыстных интересов Запада и своей чиновничьей бюрократии, надо работать. Вопреки всему — на благо Отечества. Подготовил Владимир МИХАЙЛОВ. НАУКА ПОБЕЖДАТЬ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕППИКА Годы ельцинских «ре форм» сформировали, на мой взгляд, три типа хозяйствен ников . Одни откровенно предались алчному инстинк ту обогащения. Другие на шли удобную психологичес кую нишу, во всех бедах воз главляемого ими предпри ятия обвиняя тех, кто навер ху. И лишь третьи восприня ли действительность такой, какая она есть: то есть при няли вызов жизни мужес твенно и твердо — чтобы выстоять, быть готовыми к ответу всем несуразицам не продуманного «реформирова ния» . Именно к третьим отно сится давний друг нашей га зеты, генеральный директор АО «Завод Железобетон» Николай 'Тарасович Горева- лов, человек независимых взглядов и твердых убежде ний. В спектре мнений и оце нок экономической ситуации на предприятиях Липецка как-то «выпадают» суждения о предприятии, им возглав ляемом. Не потому, что на нем давно поставили крест. Напротив, завод «Железобе тон», вопреки всему, работа ет столь успешно, что вроде бы и говорить не о чем. Там исправно платят людям за рплату, у предприятия нет долгов по платежам вбюдже ты и внебюджетные (])онды, небезуспешно решаются про изводственные и кадровые вопросы. В чем секрет успеха? Ив наших бесед с Николаем Та расовичем я понял — с само го найала приватизации и акционирования здесь не ут ратили чувство хозяина, не сочли нужным отдать на «распыл» комплекс, а пове ли себя как рачительные вла дельцы того, что сами же со здавали. На предприятии не пош ли по губительному пути «де лежа» собственности, пере продажи ее в чужие руки, а руководство не бросилось «втемную» стричь дивиденды или выкачивать средства с помощью посреднических дочерних структур. Здесь на чали с элементарного — счи тать. И делать выводы, при чем не ради поиска сиюми нутной выгоды, а о расчетом на перспективу, на долгое и устойчивое плавание визмен чивом рыночном море. Разумеется, считать мож но по-разному. Все зависит от той задачи, что поставлена перед коллективом. Многое зависит и от того, кто у руля, какие приоритеты он намеча ет, двигаясь вперед. И вот тут-то, считаю, работникам «Железобетона» повезло на лидера. Экономист по образова нию, практик с многолетним стажем, человек, влюблен ный в свое дело, Николай Тарасович подошел к реше нию тех огромных труднос тей, что стали преподносить так называемые «реформы», предельно ответственно и по- граждански мужественно. В беседе он вполне опре деленно выразил свою пози цию: «Я не хочу, чтобы мне плевали вослед и винили в развале предприятия!» Л значит надо было стро ить работу так, чтобы не толь ко искать и находить выхо ды из самых сложнейших ситуаций, но и заставить по верить в свою правоту людей — акционеров, совладельцев предприятия. Думаю, генеральный ди ректор со своей задачей спра вился вполне. Как и почему? Ведь беды здесь, как и у всех одни: неплатежи, отсутствие оборотных средств, невоз можность воспользоваться кабальными кредитами, не померные налоги, сужающи еся рынки сбыта. Годы бессмысленных ре форм нанесли и особую «чер ную метку» на производ ственный потенциал в целом — ведь его обновления и мо дернизации не происходило... * * * Для меня многое стало понятным в хозяйственной политике, проводимбй на «Железобетоне», после того, как я ознакомился с авторе фератом диссертации Н . Го- ревалова (ее он успешно за щитил в конце октября про шлого года) с многозначи тельным названием «Управ ление процессом вывода предприятия из экономичес кого кризиса». В основу ис следования лег именно опыт практической работы на воз главляемом им предприятии. Я не знаю другого такого примера, чтобы руководитель не только попытался проти востоять разрушительным процессам и тенденциям в экономике, но и взглянул на них трезвым взглядом иссле дователя. Не ради теоретичес ких выводов только. Его труд, прежде всего, имеет практический , при кладной характер, примени мость которого универсальна не только для предприятий стройиндустрии. Это взгляд человека убежденного — без ысходных ситуаций не быва ет! И показывающего со бственным примером, к а к надо действовать и побеж дать. Одновременно диссерта ционная тема — если смот реть на действительность гла зами историка, — беспощад ный упрек «реформаторам», поставившим отечественную промышленность на колени, заставившим большую долю производственного времени тратить на поиски вариантов только сохранения производ ства. Образно говоря, опыт практической деятельности таких руководителей, к а к Николай Тарасович Горева- лов, опрокидывает все клас сические формулы политэко номии, многомудрые рецеп ты экономистов: потому что даже в гибельных условиях живут, производят продук цию, обеспечивают занятость людей, платят за их труд. Этот опыт в реферате представлен подробно и убе дительно: расчетами, схема ми, таблицами. И результа тами — выведенными не из компьютерных комбинаций цифр, а из фактических по казателей работы предпри ятия. Аналитическая часть ис следования охватывает це лый комплекс организацион ных, финансовых, экономи ческих проблем, поэтому ре комендации т а к ж е носят комплексный характер. Они, прежде всего, касаются во просов совершенствования механизма управления, где преимущество получают эко номические приоритеты и функции, новые подходы в разработке бизнес-планов, методологий инвестирования в условиях дефицита денеж ных ресурсов, диверсифика ций производства при пада ющем спросе на товарную продукцию и так далее. Особый интерес вызывает та часть, где показывается, зримо и убедительно, орга низация менеджмента на «Железобетоне*. Это наибо лее уязвцмая часть производ ственной деятельности мно гих наших предприятий. Без сомнения, опыт будет_ инте ресен любому руководителю, поскольку в условиях непла тежей, бартерных сделок и взаимозачетов лишь гибкая тактика в организации рабо ты менеджеров принесет не обходимые результаты. Знакомство с рефератом Н . Горевалова лично для меня было чрезвычайно пол езным. Убежден, что для ру ководителя промышленного предприятия интересен он- будет вдвойне, поскольку практические выводы и реко мендации его применимы в повседневной практической деятельности. Есть русская пословица: «К смерти готовься, а хлеб сей!» Следуя этой народной мудрости Николай Тарасович утверждает — нет смысла ду мать о смерти предприятия, куда важнее попытаться дать ему жизнь. Вопреки всему. Он сам побеждает, и при мером своим показывает — как! Владимир ПЕТРОВ, редактор отдела экономики «ЛГ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz