Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
‘г Ш И П Е Ц К А Я •'Ж га зе та 17 августа 1999 г ., N9 158 (21036 ) Бедственное положение России очевидно, и причины этих бед многочисленны. К сожалению, о путях построения социализма в России вожди прежних эпох знали не больше, чем нынешние лидеры о путях построения российского капитализма. Но сегодня эти споры не столь важны, ибо главное для нас — найти выход из сложившейся ситуации. Положение страны не безнадежно, но простых решений не существует. Никакое правительство России не может начинать какие-то новые реформы, не считаясь с близкими выборами. В программах многих партий основное внимание уделяется важным, но частным вопросам. Имеется, однако, немало проблем политической и экономической стратегии, к обсуждению которых следует привлечь все общество. Речь идет о методах и направлениях, средствах и целях, отношении к традициям страны и ее месте в мире. 1 . Н Е И С К А Т Ь П Р О Р О К О В В Ч У Ж О М О Т Е Ч Е С Т В Е Россия нуждается в изучении опыта всех стран мира. Однако во всем следует соблюдать меру. Увлечение чуждыми нам западными мо делями опасно. Мало кто знает, что уж е в нояб ре 1991 года правительство Бурбулиса-Гайдара начало создавать в Москве главный штаб по про ведению либеральных реформ, руководимый группой иностранных экспертов. Многие из этих людей работали в Варшаве над программой поль ской «шоковой терапии». И вот они поспешили в Москву . Важно отметить, что не российские министры искали этих людей по западным эко номическим центрам, а сами западные экспер ты искали встречи с новыми российскими ми нистрами и предлагали свои услуги. Хотя чис ло иностранных экспертов быстро росло, их ра бота не афишировалась. Группа иностранных финансистов трудилась в министерствах эконо м и ки и финансов, помогая Е. Гайдару. Еще боль шая группа , превышавшая сто человек, работа ла над проектами российской приватизации при А . Чубайсе. Формально речь шла о консультан тах , фактическая роль западных специалистов была более значительной. Показательно , что офисы главных западных советников находились до весны 1993 года в зданиях бывшего Ц К КПСС на Старой площади. Только в апреле 1993 года этих экспертов перевели в менее престижные помещения, хотя их роль во многих отношени ях даже возросла. Самый известный из них Джеффри Сакс занял пост экономического со ветника при Президенте России. С лета 1995 года Правительство России об ходилось без помощи постоянно работающих в Москве иностранных советников. Однако финан совый крах 17 августа 1998 года вызвал панику среди либеральных реформаторов, и многие из них снова стали искать пророков в ч уж и х зем лях . Особенно сильным оказалось почему-то ув лечение Аргентиной . «Аргентина нам поможет» — этот заголовок можно было встретить на стра ницах многих газет и журналов. Бывший ми нистр из этой страны Доминго Ковалло был при глашен в Москву Виктором Черномырдиным, ко торый назвал аргентинца «королем современной экономической мысли». Д . Ковалло несколько дней проводил беседы в "Белом доме", высту пал по телевидению,честно признавая, что не знает условий России и не готов давать нам кон кретных рекомендаций. М ежду тем некоторые из экономистов продолжают и сегодня утвер ждать, что «латиноамериканизация России прак тически неизбежна». 2 . О С Н О В А З Д О Р О В О Й Э К О Н О М И К И - Д О В Е Р И Е Доверие бизнесменов и простых людей к ин ститутам власти и финансовым институтам , к политике реформ — это не только политическая, но и экономическая категория. Демократичес кий режим может быть прочным лишь при под держке народа. Пока мы будем говорить о лю дях в правительстве, что «все они ж у л и ки » , ждать улучшений в экономике не приходится. Население будет прятать свои доллары, мелкие бизнесмены будут скрывать свои доходы, а круп ные — держать счета в зарубежных банках . К сожалению, доверие, завоеванное Ельциным в 1989-1991 г г . , было утрачено в 1992 году. Сам термин «шоковая терапия», пришедший к нам из Польши , был рассчитан не на доверие наро да, а на работу в режиме чрезвычайных полно мочий Президента. Главный из советников Гай дара шведский экономист и дипломат Андерс Ослунд так объяснял стратегию реформ: «Мас штабы структурных реформ в Восточной Евро пе были огромны, но в России предстояла еще более масштабная перестройка, и я предполагал, что падение промышленного производства в стра не составит от 35 до 4 0% , т.е . больше, чем в Польше. Необходимость быстрого проведения такой перестройки объяснялась многими причи нами. С точки зре’ния политики было лучше при нять крупный пакет радикальных мер, пока в обществе преобладает чувство растерянности, и различные заинтересованные группы еще не могут полностью оценить, что они приобретут или потеряют. Нужен был массированный и быс трый удар». О доверии и поддержке населения эти люди даже не помышляли. Недоверие народа было главной причиной неудач кабинетов Черномырдина и Кириенко . Только правительству Примакова удалось заво евать симпатии большинства граждан страны. Осторожность, доброжелательность и здравый смысл премьера, его честность, твердость и ин теллект совпали с требованиями времени и си туации , что бывало в последние годы не так уж часто. Новое правительство С. Степашина ста ралось сохранить это. Один из ведущих либе ральных публицистов Юрий Александров с не которым удивлением писал: «Знакомство с опы том реформ в самых разных странах наводит на мысль, что решающим фактором их успешнос ти или провала является не выбор модели, а на строй населения — его готовность до конца прой ти избранный путь». Странно, что столь простая мысль только сейчас стала появляться в голо вах наших ре(])орматоров. 3 . У Ч И Т Ы В А Т Ь Р Е А Л Ь Н О С Т И , А Н Е С Л Е Д О В А Т Ь Д О Г М А М в любой науке складываются со временем свои догмы, и экономическая наука не является исключением . Хо тя и Карл М ар кс , и Милтон Фридмен не раз заявляли, что их учение — не догма, а руководство к действию, для наиболее ревностных последователей марксизма и моне таризма эти предостережения звучат впустую. У чен и ки не желают менять что-то в теориях сво их учителей. Догматизм политической экономии социализ ма известен. К немногим догмам сводились наши представления о частной собственности и наем ном труде, о природе эксплуатации и прибыли, о плане и рынке , о роли рабочего класса и ин теллигенции и т .п . Но и новые реформаторы ока зались такими ж е догматиками, отрицая ценность планирования и государственного регулирования и превознося сверх меры возможности рынка и роль частной собственности. Результатом их де ятельности стала нынешняя российская эконо м и ка , природа и характер которой не слишком понятны западным и отечественным экономис там , народу и олигархам . К а к могут работать бан ки , долги которых превышают их .активы? К а к могут держаться на плаву предприятия, не оплачивая электроэнергию и газ, имея долги по зарплате и налогам, не получая денег от заказ чи ка за отправленную продукцию? Д аж е юрис ты не понимают — кому принадлежат некото рые крупные предприятия: государству или а к ционерам, муниципальным властям или неизвес тной компании , зарегистрированной на далеком острове? Правительство Примакова было вынуждено следовать не догмам, а реальностям, и в этом один из секретов его успеха. Спокойно был ре шен вопрос об эмиссии и судьбе коммерческих банков, о свободном хождении доллара и прода ж е на бирже валютной выручки экспортерами. Д аж е один из недавних либеральных министров Сергей Генералов вынужден был признать, что «упертый монетаризм ничем не лучше военного коммунизма». 4 . И З Б Е Г А Т Ь Р А Д И К А Л И З М А Круш ение КПСС в 1991 году означало т а к ж е исторический крах коммунистического ра дикализма, смягченного во времена Хрущева, доносить, и, хотя отдельные ростки пробились через бесплодную почву, это еще не НЭП . Бывший министр Яков Уринсон признавал, что правительства Гайдара, Черномырдина и К и риенко исходили из предпосылки, которую счи тали аксиомой: «Государство не может быть эф фективным собственником по определению». Но это не аксиома, а такая ж е примитивная догма, ка к и утверждение, что именно частная собствен ность является причиной всех человеческих по роков, что «собственность — это воровство». Про возглашая свободу частной инициативы, наши реформаторы не позаботились о гарантиях и за щите частного производства и собственности, о разумных законах и налогах. В результате на место государства пришла не «невидимая рука рынка», а жестокая рука криминального мира и коррумпированного чиновничества. Организо ванные преступные группы распространили свою власть не только на сеть мелких ларьков и рес торанов, но и на целые отрасли промышленнос ти и торговли, на банки и транспортные систе мы, даже на отдельные регионы Российской Фе дерации. Обороняясь от криминального мира, многие из крупны х частных и акционерных предприятий вынуждены были создавать мощ ные охранные структуры, возглавляемые отстав Российская экономика держится на плаву главным образом благодаря экспорту энергоре сурсов. В числе 10 самых крупных компаний по реализации в 1998 году мы видим «Газпром», «ЕЭС России», «Лукойл» и еще 5 нефтяных ком паний , а та кж е «Норильский никель» и «Авто ВАЗ» . Эти ж е компании занимают первые места по своей рыночной стоимости. По объемам при были в десятку самых успешных компаний вхо дят «Алмазы России-Саха» и «Северсталь». Высокая эффективность сырьевых отраслей при тягивала инвестиции. В 1990 -1996 гг . доля ма шиностроения в общем объеме промышленного производства снизилась с 31 до 16 % , доля лег кой промышленности упала с 12 до 2% . Вдвое упала в ВВП доля сельского хозяйства. Соответ ственно в общем объеме инвестиций доля маши ностроения упала в эти же годы с 10 до 5 % , доля сельского хозяйства — с 32 до 10 % , а доля сырьевого сектора возросла с 5 до 46 % . Н еко торые экономисты считают это не признаком деградации, а признаком здорового развития российской экономики . В статье «Вывоз сырья — это не стыдно» Владимир Попов заявлял, что России не следует увеличивать субсидии в сель ское хозяйство и в отрасли вторичной обработки или давать кредиты промышленности за счет Рой МЕДВЕДЕВ III 11 )::1 II'/; , 1 г 1 1 Г \ ц 1(^1|| Н Е С К О Л Ь К О С О В Е Т О В П Р А В И Т Е Л Ь С Т В У 2 0 0 0 - г о Г О Д А Коллаж Андрея ИСУПОВА. Брежнева и Горбачева, но сохранившего преоб ладающее влияние на характер государства, на экономику страны и на идеологию партии. Од нако на место левого радикализма строителей коммунизма пришел правый радикализм строи телей капитализма , которые начали ломать и корежить все;ХОп.ЧТО|-б;ыло создано ранее. Сход ство между левыми и правыми радикалами по разительно. Не случайно главная книга Гайда ра, в подражание Ленину , имеет название «Го сударство и эволюция». Одну из программных статей прошлого года Гайдар озаглавил: «Сове ты постороннего». Такое ж е название имела са мая важная статья Ленина , опубликованная пе ред Октябрьской революцией. «Нашей целью, — заявлял Ч уб айс ,,— является построение к а п и тализма в России, причем в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия». Д аж е Ста лин был скромнее, призывая за десять лет про бежать тот путь, на который у западных стран ушло сто лет. Большевики не скрывали, что нам придется дорого заплатить за право построить первое в мире социалистическое государство. Теперь нам предлагают платить еще большую цену за право вернуться в капиталистическое сообщество. «Идет обучение капитализму, — пи сала Елена Вишневская, — и никто не обещал, что оно будет бесплатным». Правительство П ри макова отказалось от радикальных программ и с левым, и с правым уклоном. Хотелось бы на деяться, что и новое правительство удержится от радикализма, чье поражение настолько оче видно, что даже Александр Лившиц призвал ли деров «Правого дела» угомониться, «ибо мага зин либеральных реформ закрыт на учет». Су щественно изменили свои программные докумен ты и лидеры К П Р Ф . Однако в средствах массо вой информации призывы продолжить «макроэ кономический эксперимент» еще нередки. Д у маю, что радикалы проиграли свою войну за Россию, и можно надеяться, что выборы 1999 и 2000 годов подтвердят этот вывод. 5 . У К Р Е П Л Я Т Ь Р О Л Ь И Р Ы Н К А , И Г О С У Д А Р С Т В А Полной свободы рыночных отношений не было нигде и никогда . Н и в одной стране мира «невидимая рука рынка» не являлась главным фактором развития, а государство нигде не и г рало роли всего лишь' «ночного сторожа». Са мые крупные экономисты X X века предпочита ли иное сравнение, говоря о роли руля и паруса. Парадокс современной России состоит в том, что лишь путем усиления государственного регули рования можно укрепить здоровые рыночные механизмы, включая частную собственность и инициативу . Идея о том, что, удалив государст во из экономики , мы откроем шлюзы для мощ ных потоков хозяйственной самодеятельности, побудив десятки миллионов людей к активной работе на рынке, — это ложная идея, которая быстро поблекла при столкновении с реаль ностью. Шлюзы были открыты, но мелкие ру чейки живой инициативы смешались с потока ми грязной, а то и ядовитой жидкости . Чудо НЭП а начала 20 -х годов не повторилось через 70 лет. В России уже не было многомил лионного слоя мелкой городской буржуазии и десятков миллионов крестьян-собственников, т.е. той среды, которая , по словам Ленина , «ежед невно и ежечасно рождала капи тализм» . Эта пружин а , толкавшая вперед российскую эконо м и ку , была сломана еще в 30-е годы и восстано вить ее оказалось невозможным. В стране воз никли другая экономика , другой социальный состав населения, другие мотивы труда. Остат ки частной инициативы сохранились лишь в сфе ре торговли и услуг, да и то, в основном, в «те невой» форме. Основная часть народного хозяй ства, его научное обеспечение, подготовка кад ров, транспорт, снабжение, энергетика, система городов, оборона страны были ориентированы не на частное, а на государственное и кооператив ное производство. Почти 70 лет от Ленина до «раннего» Горба чева у нас велась жестокая и последовательная война с «частником» , которая не могла не пов лиять на сознание народа. Каток государства так сильно утю жил частную инициативу, что это не могло не дать своих плодов; в стране осталось очень мало людей, способных и желающих нес ти частное производство. Это поле перестало пло ными генералами и офицерами КГБ и МВД СССР. Фирмы, не сумевшие создать такие системы без опасности, вынуждены платить обременительную и унизительную дань чиновникам и криминалу. Это беспокоит и зарубежных партнеров. «Нель зя рассматривать тяжелое экономическое пол ожение в России, — писала одна из деловых га зет СШ А , — в отрыве от мертвой хватки пре- стубности и Коррупции, которые душат россий ское общество. То обстоятельство, что «рыноч ная экономика» России формировалась за счет захвата советских активов, а процесс привати зации был полностью деформирован коррупцией, продолжает ускользать от внимания многих за падных стратегов. Преступность и коррупция стали главным препятствием для привлечения прямых иностранных инвестиций. Они невозмож ны без гарантирования прав акционеров, приня тия мер к выполнению контрактов, без решения проблем таможни , налогообложения и лицензи рования. Западу надо понять, что Россия не на ходилась и не находится на пути реформ. Она следует прямым путем к экономической катас трофе из-за использования криминальными эле ментами государственных структур . Решения этих проблем не найдешь в учебниках экономи к и из Гарвардского университета». Такие про блемы может решить только государство, ясно понимающее свои обязанности перед страной, на родом и национальным бизнесом. 6 . П О М О Г А Т Ь Р Е А Л Ь Н О Й Э К О Н О М И К Е Существуют реальная и фиктивная (или вир туальная) экономики . Реальная экономика это не просто экономика, которая производит н у ж ные для населения товары и услуги. Это эконо мика , которая учитывает реальности современ ного мира. Т а к , например, прямые запреты та бака и спиртных напитков могут нанести вред и экономике, и здоровью населения, увеличивая производство суррогатов и контрабанду. Чтобы сократить производство наркотических средств до нужд медицины, нужно решить экономичес кие проблемы беднейших регионов Азии и Л а тинской Америки . Производство оружия может к а к помогать развитию науки и экономики ,так и разорять страну. Британские банки — это ре альная экономика. Молодой фондовый рынок Рос сии и большинство коммерческих банков рабо тали в 90-е годы во вред экономике. В Советском Союзе успехи отрасли оценива лись, в основном, по показателям валового про дукта . Эти показатели необходимы. Но их абсо лютизация приводила к искусственному увели чению валового производства и к созданию фик тивных ценностей. Заводы старались ради коли чества, изготовляя малопроизводительное, мо рально устаревшее и дорогое оборудование. Кол хозы заботились о росте поголовья скота и по севных площадей, а не об урожайности и про дуктивности*. К сожалению, замена показателей валового производства показателями максималь ной прибыли породила у нас новые виды фик тивной экономики, ибо наибольшая прибыль по лучалась не от вложений в производство, а от финансовых пирамид и валютных спекуляций . Коммерческие банки не кредитовали реальную экономику , а выкачивали из нее огромные сред ства, отправляя их в'карманы олигархов. В последние годы обрушились многие отрас ли советской экономики , например, сельскохо зяйственное машиностроение и станкостроение. Нам говорят, что не стоит жалеть эти малоэф фективные производства. Однако многое в этом крахе не было естественным результатом здоро вой конкуренции , ибо российским машиностро ителям не дали использовать для модернизации те шансы, которые у них имелись. Не было пе ретока капиталов от менее эффективных к более эффективным предприятиям. А куда делись фи нансовые потоки , которые шли на армию, раз ведку и службу безопасности? Почему прекра щение помощи Москвы странам «третьего мира» не увеличило возможностей новой России, а со провождалось ростом ее внешней задолженнос ти? Куда делись средства, которые шли ранее на содержание аппарата КП СС , В Л КСМ , на иде ологическую работу? Огромные богатства оказались разворованны ми, разрушенными , увезенными за границу , использованными неэффективно. Странным был у нас период «первоначального накопления»! «нещадной эксплуатации сырьевого сектора». Н уж н о не восстанавливать машиностроение и другие «мертворожденные промышленные ком плексы», а развивать более сильные сырьевые отрасли. Но это откровенно колониалистская идеоло ги я , неприемлемая для России. Российское сырье — это дорогой про'дукт,- и форсировать его экспорт неразумно: надо'что'-То оставить'и для внуков. Наш и сырьевые отрасли могут дать ра боту и хлеб лишь небольшой части граждан. Основные предприятия этих отраслей располо жены в отдаленных районах России. В общем объеме российского экспорта сырье составляло в 1996 году — 70 % , в объеме материального производства — 30 % , а во всем ВВП — 15 % . Но в сырьевых отраслях было занято около 3 миллионов человек, или 5 % всех работающих. Природные ресурсы России исключительно велики. Только 50 видов имеющихся в стране полезных ископаемых — разведанных, подсчи танных и переданных на баланс, оценивались э к спертами (в ценах 1992 года) в 30 триллионов долларов. Нигде в мире нет таких крупных за пасов древесины, пресной воды, просто чистого воздуха. Экономическая отсталость и бедность населения России — это упрек всем лидерам страны в X X веке. Но это не повод для расточи тельства. Еще до 17 августа 1998 года сам рынок стал поворачивать экономику России в сторону обра батывающих отраслей. В 1997 -1998 гг . по тем пам роста в число 20 лидеров вошли два пред приятия авиационной промышленности, судо строительный завод, пивзавод «Балтика» , фар мацевтическая фирма «Ферейн», Волжский труб ный завод. Б аш кирский никелевый завод, два шинных завода и др. Это здоровая тенденция, которая сохранилась и в 1999 году Россия мо ж е т расширить свои позиции в аэрокосмической отрасли и в самолетостроении, где наша продук ция на уровне мировых стандартов, а порой даже выше их и дешевле. Российские гражданские авиалайнеры за последние 30 лет не потерпели ни одной катастрофы на международных авиа линиях . У России большой потенциал в атомной энергетике, а производство вооружения для э к спорта может быть расширено в 3 -4 раза. Не исчерпаны конверсионные возможности нашей оборонной промышленности и многочисленных «наукоградов». Мно гие миллиарды долларов Россия может получить от переработки отрабо танного ядерного топлива. У наших специалис тов имеется к а к опыт, так и технология, позво ляющие делать это без ущерба для экологии окружающей среды. Д аже разумное использо вание уже имеющихся в России и на У краине мощностей нефтеперерабатывающих заводов может, по подсчетам экспертов, увеличить ва ловой внутренний продукт страны на 7-8 мил лиардов долларов в год и создать более 500 ты сяч новых рабочих мест. Россия должна сократить разорительный импорт тех товаров, которые могут производить ся в нашей стране, в том числе и при сотрудни честве с иностранными фирмами. Мы должны восстановить производство железнодорожной техни ки , в том числе и для стран СН Г . Должно быть расширено дорожное строительство при участии к а к западных фирм, так и государства. На протяжении 8() лет сельское хозяйство явля лось у нас донором всех других отраслей, и се годня наша деревня истощена, разорена и по ки нута. Однако потенциальные возможности здесь очень велики, вложения могут окупиться быст рее, чем в других отраслях, особенно при коопе рации с пищевой промышленностью. Это лишь ^ некоторые направления, по которым может идти в ближайшие годы развитие реальной экономи ки России. 7 . В О З В Р А Щ А Т Ь Д О Л Г И , Н Е Р А З Р У Ш А Я Э К О Н О М И К У Общая задолженность России по внешним обязательствам приближается к 170 миллиардам долларов, а внутренний государственный долг — к 750 миллиардам рублей. Для экономистов, знакомых с возможностями России и объемами ее экспорта, эта задолженность не кажется чрез мерной. В расчете на душу населения внешние долги многих стран Азии и Латинской Америки много тяжелее, чем у России. Внутренний долг СШ А превышает 5 триллионов долларов, но это мало беспокоит владельцев американских цен ных бумаг. В чем ж е проблема? В российской задолженности угнетаю т не размеры долгов, а их иррациональность. На про тяж ении 40 лет наши правители сначала дава ли, а затем брали в долг десятки миллиардов долларов, не думая о последствиях, не заботясь о разумном использовании своих и чуж и х кр е дитов. Ни в СССР, ни в России не было грамот ной системы управления долгами, а при ежегод ной смене министров финансов и частой смене правительств такая система и не могла быть со здана. Еще при Хрущеве и Брежневе СССР на правил на военно-экономическую помощь стра нам А зии , Африки и Латинской Америки не ме нее 100 миллиардов долларов, большую часть которых мы должны сегодня списать к а к издер- ^ ж к и холодной войны. ' Снижение цен на нефть в 80-е годы ухудш и ло положение СССР, для которого нефтедолла ры стали главным источником средств на разви тие В П К . «Перестройка» и «новое мышление» были во многом стимулированы именно этой си туацией. Однако сокращение внешних и внут ренних обязательств страны происходило мед леннее, чем сокращение доходной части бюдже та. Это увеличивало интерес к другим источни кам финансирования. Горбачев был вначале ос торожен по отношению к призывам брать кр е диты на Западе. « К а к будем отдавать?»— спра шивал он на Первом съезде народных депута тов. «Никто не отдает долгов, — отвечал ему Николай Шмелев. — Отдают проценты по за ймам». Трудно понять, к а к это произошло, но всего за три года, предшествующих распаду СССР, наша страна взяла взаймы более 50 мил лиардов долларов. При этом н и ка ки х новых эко номических программ не было осуществлено, и западные кредиты использовались просто к а к бюджетные средства. Они почти не смягчили инфляцию и не избавили страну от острого то варного дефицита. К концу 1991 года внешний долг Советского Союза превысил 80 миллиар- ^ дов долларов, а в казне не было средств даже Я для выплаты процентов. Новые российские лидеры были ослеплены своим политическим везением и верили в быст рый успех либеральных экономических реформ. Они не позаботились о списании долгов СССР. Экономические неудачи не привели их к отрез влению, и, продолжая твердить о скором успе хе, эти люди стали снова обращаться к Западу за помощью. Эта помощь была уже не столь щед рой, но значительной. Однако и она шла глав ным образом на нужды бюджета, на избиратель ные кампании, на выплату процентов по прежним займам, а то и просто разворовывалась. В резуль тате к советскому долгу, возросшему до 100 миллиардов долларов, добавился российский долг, который определялся по разным методи кам суммами от 60 до 71 миллиарда долларов к концу 1998 года. Сегодня идут трудные переговоры лишь о таки х займах, которые помогли бы выполнению обязательств по обслуживанию прежних займов. Небольшие целевые кредиты возможны, но о новых крупных заимствованиях нам лучше за быть. Д аж е собственные возможности России нельзя реализовать без стабильного руководст ва. Но о какой стабильности можно говорить, если с весны 1998 года и до лета 1999 года в России сменилось четыре состава правительства и было предложено пять ан ти кри зи сны х программ! (Статья была передана редакции до отставки С. Степашина с поста премьера — р ед . ) Репутацию России подрывают и свидетель ства непрерывного вывоза из страны «новыми русскими» своих немалых доходов. Речь идет не о том, что наши богачи предпочитают дер жать счета не в российских, а в западных бан ках . При той репутации, которую имеют россий ские банки — это естественно. Д аж е Банк Рос сии держит свои валютные резервы в 5-6 запад ных банках . Но эти деньги остаются российски ми и й'сйбльйУются дЛйГ'нуад'государства. Гово ря о «бегстве капиталов», имеют в виду громад ные нелегальные доходы российских чиновни ков, бизнесменов и воротил криминального мира, которые боятся держать свои капиталы в Рос сии. Это награбленные или пойманные в мутных водах нашей экономики богатства, которые ухо дят из страны навсегда. Общие объемы незаконного вывоза валюты оцениваются по-разному. По данным Банка Рос сии, из страны уходит в среднем около 15 мил лиардов долларов в год; по данным М ВД — 25 миллиардов в год. Ж урнал «Эксперт» называет цифру 30 миллиардов в год, а некоторые из эко номистов говорят даже о 50 миллиардах. День ги вывозились через банки и в наличной валю те. В западной печати приводились примеры покупок за наличные российскими дельцами недвижимости на суммы от 1 до 15 миллионов долларов. Зимой 1998-99 гг . валютные потоки из Рос сии сократились, в том числе и за счет обяза тельной продажи экспортерами их валютной выручки. Однако можно ли вернуть в Россию вывезенные ранее капиталы? Борис Березовский и Эд. Россель предлагали объявить для этого полную амнистию всех капиталов, образовавших ся в России после 1991 года. Однако доводы противников такой амнистии более убедительны, особенно для Государственной думы. Альтерна тивой амнистии является использование поли цейских методов, включая методы Интерпола. Финансовый мир стал сегодня более «прозрач ным», и разного рода отстойников для «гряз ных» денег становится меньше. К тому ж е за падные кредиторы не будут спокойно глядеть на российских бизнесменов, имеющих к а к боль шие долги, так и большие счета на Западе. Весь ма уязвима и позиция крупных российских ч и новников. В беседе с журналистами британский финансовый эксперт Кен Оуэн заметил, что «там, где речь идет о миллиардных долгах, тайн вооб ще не существует. Способов получить данные о счетах много, и Запад не будет бесконечно ждать возвращения долгов». Интерпол уже завел ты сячи досье на российских бизнесменов, включая тех , кто делал п о куп ки дорогой недвижимости за наличные. Копии этих досье имеются и в рос сийских отделениях Интерпола. В 1992 году правительство Е. Гайдара, пыта ясь найти мифические «деньги КП С С » , запла тило 20 миллионов долларов специальной детек тивной фирме «Кролл». Однако усилия этой фир мы оказались тщетными , и это была, по призна нию ее директора, самая большая неудача за 25 лет расследований. Но сегодня некоторые из западных инвесторов снова обращаются к той ж е фирме «Кролл», чтобы определить тайные сче та задолжавших им российских олигархов. «Россия ником у н е нужна в этом мире» , — заявил недавно один и з бывших р ос сий с ки х министров и з ком анды Г айд ара и Чубайса . «Без Ро ссии Европа — инвалид» , — это с л о ва одного и з министров французского п р а вительства. Богатый ф ерм ер и з И зр аиля взял в а р е н д у в д а л ь н е м П о д м о с к о в ь е 1 7 0 0 гектаров у годий и с о з д а л процветающую м олочную ф ерму . «Где ещ е я мог бы работать с таким р азмахом» , — с к а з а л он, отвечая на вопросы о мотивах своих действий. Д ж . Ро кф еллер , познаком ивш ись с турис тическими возможностями «Золотого кол ь ца» , был п о р аж е н . «Я богатый ч ел о в е к , — с к а за л ам е р и к а н с ки й магнат. — Но если бы я мог работать в в аш ей стране, я з а три года удвоил бы свое состояние». И в это ж е врем я в Санкт -Петжбурге , го р од е Петра и Октябрьской р еволю ции , а м е р и кан с ки е кор аб л и р азгр уж али тысячи тонн благотворительной пом ощ и д л я Ро ссии . Н еуж ели и в X X I в еке мы б удем повторять известные в сем слова об убогой и обильной Р о с с и и ? Статья публикуется с некоторыми сокращениями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz