Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
12 ав гус та 1 9 9 9 г , , 1 5 5 (2 1 03 3 ) С1 о ФЕНОМЕН % ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ шкскии ПАТРИОТ.., УСМАНИ Ж И Л И -Б Ы Л И Х У Д О Ж Н И К И ... Когда сегодня мы не без удивления говорим о пл ея д е замечательных липец ки х художников , чье творчест во вызывает огромный интерес в России и з а р убежом , вряд л и многие догадываются, что у этого ф еном ен а глубокие корни . Они уходят в эпоху грахщанскои войны .. . Представьте: новая власть только набирает силы . Голод. Разруха . Нехватка самого необходимого . И вдруг в Л и п е ц ке появляется художественная студия. И н е с а модеятельная, а возглавляемая группой проф есси он а лов , учеников М аков ско го и Прянишникова , Савицкого и Клодта, Коровина и Серова. Такому мог позавидовать любой губернский город . А тут маленький уездны й го- ^ р од о к . Разные обстоятельства привели вЛипецк этих ярких, та лантливых людей. Николай Ва сильевич Орлов с 1913 года пре подавал в женской гимназии. Сын безземельного крестьяни на, он по окончании Московского училища живописи, ваяния и зодчества получил большую се ребряную медаль за картину «Умирающая». Увидев эту работу наследника передвижников, Лев Толстой захотел познакомить ся с ее автором. Орлов пере писывался с Львом Николаеви чем, семь репродукций его ра бот писатель повесил у себя а кабинете. Толстой называл Ор лова «своим любимым худож ником» и написал предисловие к альбому мастера, изданному в 1909 году. Уже в Липецке Орлов вы полнил ряд портретов и продол жал работу над холстом «В со лдаты» по сюжету, подсказан ному Толстым. В городе его любили, гимназистки, по храня щимся в нашем музее воспо минаниям одной из них, Е, М. Лавровой, «рисовали у Н. В. Ор лова с удовольствием все, в том числе и те, кто не имел к этому призвание». Преподавал и другой жив ший у нас в городе профессио нальный мастер Николай Дмит риевич Королев. По словам его воспитанника, впоследствии из вестного художника Г. И. Руб лева, он увлекал молодых рас сказами об искусстве, о выстав ках передвижников. Вел вЛипец ке в реальном училище занятия и Дмитрий Андреевич Колосов, обучавшийся в Петербургской Академии у К. А. Савицкого и К. А. Клодта, Его портретные ра боты успешно экспонировались в Москве, какое-то время он там работал и близко познакомился с крупнейшими сстльпторами А. С. Голубкиной и С. Т. Коненко вым. И еще одно имя: Федор Се менович Мелихов. После учили ща как одного из лучших своих учеников его взял себе в мас терскую сам К, А. Коровин. Ме лихов помогал ему в создании декораций для Большого театра. В Липецке Федор Семенович оказался в 1918 году после де мобилизации — здесь у ро дственников жили его жена и сын. В провинции тогда легче было выжить. Поэтому и посе лился в Липецке истощенный и больной студент Петербургской Академии художеств И. В. Крес товский (сын известного писа теля В. В. Крестовского), сюда приехали из голодного Питера ху дожники Н. А. Шмит и его жена Л. Ф. Шмит-Рыжова... Все эти люди и создали сту дию. Это было более 80 лет на зад, в июле 1918. Возглавил ее 56-летний Орлов, а заместите лем его стал Д. А, Колосов. Горожане помогали студии чем могли. Так, художник Я, Н. Милькин, экспонент передвижных выставок, мастер натюрморта, принял деятельное участие в снабжении студии необходимы ми материалами, передав сту дийцам книги, пособия, личные запасы из своей мастерской. Краски, палитры, кисти выдава лись н& дом студийцам только в исключительных случаях, обыч но все это они получали только на время занятий. Желающих обучаться оказалось достаточно — более 100 человек. Набор а студию превзошел все ожидания. Оплата труда преподавателей была минимальной, работали на энтузиазме. Занятия проводили в удобное вечернее время и в воскресные дни. Студия находи лась в трехэтажном здании по ул. Усманской, 12 (ныне ул. Фрунзе). В августе 1919 года Орлов передал заведование мас терскими Королеву. Студия жила, регулярно устраивались выстав ки ее питомцев. Все преподава тели вели и теоретические, и практические занятия. По спис кам в мастерских числилось 110 студийцев. К лету 1920 года губнароб- разом было разработано и при слано «Положение о художес твенных мастерских в Липецке». Начатое энтузиастами на высо ком профессиональном уровне дело попало под неусыпное око властей. Предложено было про вести реорганизацию мастерс ких в соответствии с «Положе нием...» Вводилась ежемесячная отчетность в форме закрытой выставки работ учащихся, все студийцы должны были «отбы вать трудовую повинность» не менее 42 часов в месяц, в про грамму включалась политграмо та, при мастерских необходимо было организовать коммунисти- чес 1 ^ю ячейку учащихся. В августе 1920 года на засе дании совета художественных мастерских было решено пре рвать занятия в связи с реорга низацией и устройством на базе студии курсов преподавателей рисования. После реорганизации студию возглавил И. В. Крестов ский. Просуществовала студия не многим более двух лет. Но это было явление, всколыхнувшее Липецк. Побывавший в городе в это время художник Д. А. 1Дер- биновский, ученик и помощник И. Е. Репина по руководству бывшей Петербургской студией, основанной Тенишевой, писал: «Ваша рабочая студия очарова ла меня. Какие у вас удивитель ные ученики!.. А вы-то!.. Какие Вы увлеченные и счастливые!... А какие великолепные виды в Липецке! Какой покой и тишина! Изумительный городок! Находка для художника...» Татьяна ЦУПКО, главный хранитель фондов ЛОКМ. ' ' V ■ Ж На симках: Н. В. Орлов; Ф . С. Мелихов; графические работы Д . А. Колосова (публикуются впервые) — портрет художника Королева; портрет старушки в платке. Борис Петрович Княжинс- кий — один из основателей музея в Усмани, замечатель ный краевед, автор книг и мно гочисленных статей об истории Усманского края. К сожалению, имени его нет в Липецком эн циклопедическом словаре, на краеведческой карте Липецкой области. А он заслуживает до брой памяти. Б. Княжинский родился 20 марта 1892 года в Усмани. Отец его — священник Покров ской кладбищенской церкви, уездный наблюдатель церковг но-приходских школ, затем за коноучитель женской гимназии, гласный уездного земства и городской думы, человек обра зованный и чуткий. «По вече рам отец часто читал нам вслух, а возвращаясь из инспектор ских поездок по уезду, делил ся своими впечатлениями о разных местах и людях. По имевшейся большой карте уез да мы прослеживали его Мар шруты и усваивали названия сел, направления дорог, пере секающих их рек», — вспоми нает о своих детских годах Бо рис Петрович. Интерес к родному краю, -привитый мальчику отцом,уси ливался. В десять лет Боря Княжин ский поступает в воронежскую гимназию. Уже в первом клас се начинает составлять... пу теводитель по Усмани, допол няя его каждый год новыми сведениями. В старших клас сах Борис Петрович увлек своих одноклассников издательской деятельностью. Молодые люди издавали настоящий печатный «Журнал учащихся». В третьем номере этого журнала, в 1911 году, вышла первая краевед ческая статья Княжинского — «Село Семилуки». В 1911 году он поступает в Московский университет, много времени проводит в библиоте ках Исторического и Румянцев ского музеев, в архиве актов Министерства юстиции, выис кивая материалы по истории родных мест. А уже с 1912 года начинает публиковать много численные статьи в воронежс ких, тамбовских и усманских изданиях. Ряд статей Б. Княжинского в тамбовских епархиальных ведомостях в 191 2 -1 9 1 5 гг. был посвящен церковной те матике: «Феофил , епископ Тамбовский», «Древне-Усман- ский Успенский девичий монас тырь», «Церковно-историчес кий обзор Усманского края», «Усманское городское кладби ще», «Усманские Христа-ради юродивые», «Церкви и духовен ство усманские в XVII и XVIII вв». За эти работы тамбовс кий церковно-археологический комитет заочно избирает Кня жинского действительным чле ном. По поручению усманского земства Борис Петрович дела ет описание санитарного со стояния земских школ уезда, собирает материалы по исто рии земства. В журнале «Вес тник Усманского земства» он публикует се^.^ 'черков об Ус мани в XVII в. под общим на званием «Усманская старина». После университета Княжинс кий, получив специальность врача, возвращается в родные места. Он совмещает работу вра ча с краеведением и общес твенной деятельностью . В 1919-1921 гг,, когда в Усмани и в уезде свирепствовали тиф, оспа, холера, Княжинский как врач-эпидемиолог, не жалея ни сил, ни здоровья, оказывал сотням людей помощь. Но и сам не уберегся от недуга — переболел сыпным тифом. Княжинский стоял у исто ков усманского музея и общес тва изучения местного края. Борис Петрович читал лекции по истории родных мест, рас сказывал о возникновении кон кретных населенных пунктов. Члены общества печатались в местных изданиях, выпускали «Бюллетень Усманского об щества местного края». Они поддерживали тесную связь с Центральным бюро краеведения при Ака демии наук в Ленин граде (членом -кор - респондентом кото рого являлся Б. Кня жинский), участвова ли во всероссийских и региональных кра еведческих съездах. В конце 20-х гг. Княжинскому предла-. гают работу в Самар канде. Позже в своей автобиографии он на пишет: «Причинаму! оставления Усмани было желание пере менить р азбросан ность функций уез дно го санитарного врача на более узкую с п е ц и а л ь н о с т ь , стремление к новым м естам , к жизни в большом городе, а также перемены в се мейном положении — женитьба на з а е з жавшей в Усмань к родственникам Л.А. Львовой». С 1927 г. по 1966 г. жизнь Княжинского связана с Узбе кистаном. Но и там он остает ся неутомимым просветите лем, преподает, сотрудничает в местных газетах, является организатором и редактором санитарно-просветительского журнала на узбекском языке. В 1944 году он — кандидат ме дицинских наук, а в 1950 году — заслуженный врач УзССР. Что примечательно: и вда ли от родных мест Княжинс кий продолжает заниматься их историей, опубликовав в ус манской районной газете «Путь Ленина» более тридцати крае ведческих очерков. В 1967 году эти очерки в расширенном и дополненном виде были напе чатаны отдельным изданием (на правах рукописи) очень ма леньким тиражом — 250 эк земпляров. В 1966 году Княжинский пе реезжает в Москву. Он продол жает вести переписку с крае ведами, музеями нашей об ласти, а затем передает им свой богатый архив. В 1995 году к 350-летию Ус мани администрацией Усман ского района была издана ру копись Б. Княжинского «Очер ки по истории Усманского края (ХУ11-Х1Х столетия)», Галина ЖИРОВА, сотрудник Липецко го краеведческо го музея . и з ^ у з Е й т т ^ ^ К Р А Е В Е ^ ^ Ч Е О а Ш ^ год первый ... Отцом краеведения на на шей земле был врач Михаил Павлович Трунов. Это он со здавал липецкое Петровское общество распространения научных и практических зна ний, чья эмблема сегодня ук рашает заставку «Былого». Энергичная натура его не позволяла Михаилу Павлови чу замкнуться на медицинской деятельности да на садовом участке, купленном вместе с домом. Влюбившись в город, он решил изучать его историю, экономику и культуру. Он пред ложил открыть в Липецке На родный дом с общедоступной библиотекой -читальней и вос кресной школой. Должен был открыться и музей. Денег на это не нашлось. И тогда было образовано Петровское об щество, которому предстояло реализовать часть задумок его основателя. Общество размещалось в доме купца Федорова в самом начале ул. Церковной (после революции ул. Толстовская). Помещение, снятое за 240 рублей в год, состояло из че тырех комнат: передней, биб лиотеки, читальни (здесь же размещались в застекленных витринах первые музейные эк спонаты), четвертая комната была отведена под квартиру заведующего библиотекой. Совет Общества обратил ся во многие редакции газет и журналов с просьбой о бес платной или льготной высыл ке изданий, а также к местно му населению — о пожертво вании в библиотеку и музей книг и предметов старины. За один год сюда поступило 4.178 томов. Причем на средства Общества приобретено всего около 100 томов. Остальные — пожертвованы частными лица ми и учреждениями. Кроме того, фонд пополнился 300 то мами из до 1 ^ашней библиоте ки самого Тиунова. И вот 24 мая 1909 г. были открыты музей и библиотека- читальня. Бесплатный доступ стимулировал интерес к ним. Пожертвования в музей стали поступать почти ежедневно. Кроме собирательской и исследовательской работы, ПО СЛЕДАМ ЕЛЕЦКОГО ЛЕТОПИСЦА !1ДРадНА1Ч^ Д11.11Л -г-';»' г , 1 1 членами Общества и пригла шенными учеными из Санкт- Петербурга и Москвы прочитан ряд лекций и рефератов, в час- ности на торжественном засе дании 28 июня 1909 г., посвя щенном 200-летию Полтавской победы. Было положено нача ло и научным экскурсиям — в Каменный лог, Студеновский лог, Романовское лесничество, на металлургический завод... Для укрепления материаль ного положения Общества со вет устроил летом 1909 г. в кур зале минеральных вод концмт- бал, а зимой — спектакль. При библиотеке общества был об разован особый отдел учебни ков (из пожертвованных книг), предназначенных для выдачи неимущим учащимся бесплат но. Таким был первый год об щества... Просуществовало оно до начала революции. Но до сего дня остались плоды его деятельности — музей и биб лиотека... Федор МЕЛИХОВ, краевед, член Союза журналистов России . На снимках: М. П. Тру нов; доклад М. П. Трунова к у с тр о й с тв у н ар од н о го дома. ПЕНСИЯ ря МЗРИ поппинс Спрос на газеты, публикующие объявления, увели чивается. Многих интересует возможность приработ ка , других — постоянное место работы. М еня ттривлек- ли в рубрике «Ищу работу» объявления типа: «Буду р а ботать няней у состоятельных людей». Одна из липец - : ких газет освещала эту проблему с финансовой сторо ны, кто и з а ка кие деньги согласен трудиться на ниве воспитания «недорослей у состоятельных господ». .А я попытался выяснить, ка к ж е это происходило до революции. И наш ел ответ на свои вопросы в «Прави лах и обязанностях домаш них наставниц и учительниц», ‘ изданных в 1 9 1 2 году. Данные прави.па, по -моему , и н тересны не только для работающих на этом поприще, но и д л я власть имущих с точки зрения будущего пен сионного обеспечения этой категории работников. М о жет быть, давний опыт позволит нам не изобретать в е лосипед? Публикую текст без изменения . 1. Воспитанница женской ) гимназии, усвоившая звания ! домашней наставницы или учи- : тельницы, обязана объявить аттестат об окончании курса на особое свидетельство, выдава- ; емое из канцелярии попечите- : ля учебного округа. Для сего I надлежит представить Предста- ; вителю Педагогического сове- : та гимназии следующие доку- : менты: а) прошение на имя По- ; печителя округа с просьбой на ■занятие данным видом дея- б) а I 7 I ! тельство о прохождении курса : 8 дополнительного класса, г) ! метрическое свидетельство, д] : свидетельство о звании, е) 12 ; рублей за написание свиде- ' тельства. 2. Председатель Педагоги ческого совета посылает это прошение с документами в кан целярию попечителя округа, а затем воспитательница получа ет от него, под расписку, уста новленное свидетельство на звание домашней учительницы или наставницы. ! тельности, аттестат об окон- ! чании курса класса, в) свиде- Несколько лет назад в Ли пецке была переиздана ориги нальная книга Н. Ридингера «Ма териалы для истории и статис тики г. Ельца», впмвые опубли кованная более 130 лет назад. В предисловии к переизданию преподаватель Елецкого педин ститута С.В. Краснова вырази ла сожаление, что до сих пор ничего не известно о судьбе ав тора. Потом в Москве состоялась презентация книг, рассказыва ющих об истории земли елец кой, Здесь я встретился с Со фьей Васильевной Красновой, и она сказала, что наверняка в сто личных архивах и книгохранили щах можно найти биографичес кие сведения о Ридингере. Я за интересовался этим вопросом и начал исследовательскую рабо ту. Вот что удалось установить. Елецкие краеведы разузна ли, что в начале 1860-х годов Н.А, Ридингер имел воинское звание — подполковник. Прежде всего я ухватился за этот факт. В Во енном отделе Ленинской библи отеки разыскал «Список подпол- ' ковникам по старшинству» (СПб., 1864 г.). И уже здесь нашел ин тересные данные. Н.А. Ридингер начал военную службу в августе 1844 года — «по армейской пе хоте». А через'десять лет он был награжден несколькими медаля ми и орденами, что свидетель ствовало о его безупречной во инской службе и проявлении ге роизма во время боевых дейст вий. В августе 1861 г. Н. Ридин гер был уже «в чине подполков ника». А вот наиболее интерес ная информация, почерпнутая из «Списка..,»: к июлю 1864 г. Н. Ридингер был «елецким город ничим», Следовательно, в сере дине 60-х гг. прошлого века Ри дингер жил в Ельце и в свобод ное от службы время собирал материалы для своей книги. Обнаружение этих сведений „ „ вдохновило меня на дальнейшие 3. Лица, не представившие ' поиски. В частности, в Российс- аттестаты на свидетельство от : « ком военно-историческом архи округа, не пользуются правами,.: 'ве стал изучать «коллекцию фор- службы на пенсию, если посту- . - мулярных списков», где хранят- пают в частный дом для воспи- ся сведения об «офицерах всех тания детей на какое-либо ка- родов войск». Заказал несколь- зенное место в учебное зав е - , ко послужных списков офицеров дение. ; с 1866 по 1885 гг. Чутье меня не 4. Домашняя наставница или подвело: в одной из ветхих книг учительница, если будет точно за февраль 1875 г. обнаружил соблюдать эти правила, получа- ■ «формулярный список о службе ет право по выслуге в сем зва- г состоящего при Министерстве НИИ не менее 20 лет пользовать- внутренних дел... исправника ся пенсией или вступить в дом , Санкт-петербургской уездной призрения для бедных девиц полиции полковника Н. Ридинге- благородного звания на казен- ра». ное содержание, преимуществен- ^ Итак, Николай Александрович но перед теми, кои образовани- 1» Ридингер родился в 1825 году, ем детей не занимались, лица ; V: Происходил он «из дворян ве же, которые не будут соблюдать : ' ликого княжества Финляндско- сих правил, тем самым лиша- го». В документе указано: «у ро ются права на пенсию. «к дителей имений нет». Это, види- Подготовил • - свидетельствовало о том, что Сеогей ЛЕБЕДЕВ Ридингеры разорились и обед- ^ ш нели во второй половине про- 7,к шлого века. Впрочем, можно кк: предположить, что отец Николая СВНД'ЬТРЛЬСТВО : " Александровича был на военной V, службе. ‘ .-г.;-.'. Четырнадцати лет Николая ;,к , определили в школу гвардейс- ■‘ •'■.к ' , ких подпрапорщиков и кавалерий- ских юнкеров. В августе 1844 г. °н начал воинскую службу в лейб-гвардии Егерском полку. ......... ’■ .... . ........................ . Далее Н. Ридингер служил в со- ................... ....... ставеБрест-Литовского.Белос- 1 I ___ А :', ' Г” : токского пехотных полков. .. В послужном списке Н.А. Ри- ' к дингера подробно описывается НАДО ЛИ ИЗОБРЕТА ТЬ ВЕЛОСИПЕД 7 УШЛО, ДА НЕ ЗАБЫЛОСЬ... Непосвященный посетитель Ломовского ДК, поднявшись на вто рой этаж, останавливается от удивления: его взору предстает уб ранство... русской избы. Молодая женщина прядет, маленький ре бенок на лоскутном одеяле забавляется с самодельными игрушка ми, в печи весело горит огонь. Это своеобразный местный музей. Два года назад работникам Дома культуры пришла в голову идея о создании 1 ЭКОГО вот уголка старины, тем более, что в деревне по чердакам да кладовкам ценных, хотя никому вроде бы ненужных вещей хватало. Первым экспонатом стала прялка... Еще лет сто назад любая крестьянская женщина была знакома с нею. Скажу больше: она должна была уметь прясть. Прялка вхо дила даже в приданое. Так было и у Натальи Сергеевны Меньших, прабабушки директора клуба Г. Жабина. Теперь эта часть ее прида ного — экспонат. Между прочим, прялка до сих пор в рабочем со стоянии. Прямо хоть сейчас садись за дело... Жители села, узнав о затее работников клуба, сами с удоволь ствием несли старинные предметы быта. Так появились и ступа с корытом, которые по своему возрасту не уступят прялке. Для бо лее тщательной стирки использовали валек. Похож он на неболь шую деревянную лопатку с ручкой. А для глажки предназначался рубель в виде ребристой дощечки. И валек, и рубель лежат внутри корыта. Ступа сделана из бревна: выдолблено сверху отверстие, а чтобы ее было удобно переносить, сбоку вырезана ручка. Внутрь вставлен пестик, чтобы толочь, например, зерно. Фонарь и севалка неподалеку друг от друга. Фонарь похож на короб с прозрачными стенками, Внутрь ставилась свеча. Севалка, на первый взгляд, напоминает обыкновенную круглую корзину. Но, оказывается, ее делали таким образом, что сквозь стенки не про- его участие в Крымской войне. 17 сентября 185,3 г, его полк от правился из Севастополя на су дах Черноморского флота «в Кав казский край». 6 ноября Н. Ри дингер участвовал «в жарком . деле у Аухура под начальством полковника Толубеева». Пресле- ' дуя турецкий отряд, он был «ра нен ружейною пулею в правую лопатку Полгода находился на изле чении в госпиталях. Но война продолжалась. И сразу же пос ле выписки Ридингер снова на передовой позиции. «4 июня (1854 г.) при разбитии Гурийс- 'ким отрядом, состоявшим из 9000 пехоты и кавалерии, при 18 орудиях, под начальством гене- О ч е р к и и с т о р и й Е л е ц к о г о у е з д а В ы п у с к 1. Н .А . Р и д и н г е р ' . рал-лейтенанта Андроникова... 34-х тысячного турецкого корпу са.. Салима Паши... (Н. Ридин гер) контужен ядром в грудь». Так закончилась воинская служба двадцатидевятилетнего капитана Ридингера. Его произ вели в майоры, и далее он был комендантом «Бакчисарая», адъ ютантом в штабе «Кронштад тского военного губернатора», В июне 1857 г. Ридингера переве ли по Военному ведомству по лицеймейстером в Калугу — из боевых офицеров он перешел в административный орган госбе зопасности. Через два года Ридингер жил уже в Орле. Отныне начался са мый яркий период его жизни — творческий. Быть может, давно уже теплилась в душе его тяга к творчеству. А вот по-настояще му он стал писать только в Орле. В отделе рукописей библиотеки имени В,И. Ленина мне удалось обнаружить неизвестную досе ле рукопись Н.А. Ридингера «Статистические заметки г. Орла за 1860 год» в 44 листа. К сожа лению, отдел рукописей из-за бедственного положения Ленин ской библиотеки закрыт для ис следователей, и поэтому пока не удалось познакомиться с содер жанием этой рукописи. Логика исторического поис ка привела его к Ельцу. В мае 1862 г. в его послужном списке появилась новая запись — под полковник (он получил это зва ние в августе 1861 г.) Ридингер «вступил в должность городни чего Ельца». Пять лет он жил и кропотли во работал в Ельце. По всей ви димости, своеобразный городни чий поставил перед собою цель: собрать, систематизировать и написать исследование, посвя щенное истории и современности славного города. Через руки го родничего проходили буквально все документы, в том числе и те, которых ни у кого не было. Городничий изучал истори ческую литературу, труды извес- . тных отечественных историков, летописные и архивные источни ки. Но самое интересное состо ит в том, что Ридингер исполь зовал в своей творческой лабо ратории довольно редкий и свое образный метод исторического исследования. Пожалуй, одним из первых среди краеведов он за писывал из уст старожилов Ель ца и края легенды, воспомина ния и другие свидетельства, ка сающиеся тех или иных истори ческих событий. Есть основания предположит ь. что Н. Ридингер еще до прибы тия в Елец подготовил первый , вариант.своей рукописи. Так, из вестный орловский краевед Г.М. Ясецкйй свидетельствовал, что Н.А. Ридингер уже в 1862 г. выпустил «литографированные записки» под заглавием «Мате риалы для истории г. Ельца» (повторю, что Ридингер приехал в Елец весною 1862 г.). Автор, видимо, продолжая сбор сведений о Ельце, хлопо тал о том, чтобы выпустить от дельную книгу. Но... не нашлось издателей. Тогда Ридингер стал отрывками публиковать свою ра боту в «Орловских губернских ве домостях». Газетный вариант «Материалов для истории и ста тистики Ельца» заинтересовал читателей, и в 1865 г. в Орле на конец была напечатана эта кни га. Но автор остался недоволен: в главный труд жизни вошли лишь отдельные главы его руко писи. Н.А. Ридингер обратился за помощью к известному издате лю, уроженцу здешних мест Пет ру Ивановичу Бартеневу. И вот в журнале «Русский архив» в 1866 г. была опубликована статья «Из материалов для истории и ста тистики г. Ельца, собранных под полковником Ридингером». В кратком предисловии редактор - издатель П.И. Бартенев писал: «Печатаемые ниже рассказы со ставляют 21 главу обширного и почтенного труда, с рисунками, таблицами. Удивляемся, как Елецкое богатое купечество до селе не озаботится изданием в свет этого сочинения в полном его составе». К сожалению, этот призыв П.И. Бартенева никто в Ельце не услышал: потом оригинальная рукопись Н.А. Ридингера затеря лась — вероятно, безвозвратно... В апреле 1867 г. он, видимо, навсегда покинул Елец, уехав в Петербург. В столице продвигал ся по служебной лестнице, ста рел. В начале февраля 1883 г. было объявлено «о производст ве состоящего при МВД полков ника Ридингера в генерал-май оры с увольнением от службы». На этом сведения о нем обры ваются. Вряд ли Н.А. Ридингер зани мался исследовательской рабо той и что-нибудь писал после Ельца. В отставке он часто про сматривал рукопись и однажды понял, что она — самая большая ценность в его жизни. И пусть драматична судьба этой рукопи си, думал он, зато осталась кни га... г. Москва Валерий БОГДАНОВ. ПРИМЕТЫ СТАРИНЫ РОДНОЙ сачивалась даже вода. Идя с ним по полю, крестьяне разбрасыва ли семена. Еще одна памятная вещь в музее — рушник. С ним чуть менее века назад благословляли молодых на свадьбе. Вдоль печки стоят глиняные кувшины, называемые местными жителями махотками. К самой печи прислонен неотъемлемый ат рибут деревенского быта — ухват. Посредине — стол. А какой стол в деревне без самовара? Надетый на самовар сапог, между про чим, имеет свою историю: именно в этих сапогах одна из житель ниц села вернулась с войны домой. Ребенок, сидящий на одеяле, играет с куклой, которая называется закруткой. У этих кукол есть особенность: лица у них не рисовали специально. Считалось, что если нарисовать, то можно сглазить ребенка или кого-нибудь из близких. Кроме кукол, имеются и глиняные игрушки: дымковские, абашевские, хохломские и городецкие. А где-то между полом и потолком висит детская колыбель. Раньше вили их из ивовых пруть ев. Полог люльки, стены, окна «избы» украшены работами местной мастерицы А, Глебовой. Олег КАЛМАЦКИЙ. Чаплыгинский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz