Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

? 15 2 (21р30 ) Ш И П Е Ц К А Я « /Ж г а з е т а О д л я в А С: РОДИТЕЛИ - I ЖЕСТОКОСТЬ? «Дорогая р е д а кц и я ! Я всю ж и зн ь посвят ила своему единст венному сы н у ! М н е делали предлож ения , но я не выш ла вт орично за ­ м у ж , хот я осталась вдовой в девятнадцать лет , с гр уд ­ н ы м ребенком на р у к а х . . . Не хотела, чтобы у моего м ал ь ­ ч и к а бы л от чим . А теперь, ко гдш сы н вырос, п ол учи л образование, женился , а я стала инвалидам , он забыл даже дорогу ко мне ... П омогают ч уж и е лю ди , и мне т ак стыд ­ но перед н им и . . . Он ж е за десять лет даже ни одной от ­ к ры т ки не п рислал , не говоря уж е о т ом , чтобы прове­ дать и л и п ом о ч ь чем -нибудь ... От куда т а ка я жест о ­ кость?» «Я выш ла з а м у ж прот ив воли родителей за любимого человека, п от ом у что он был мне дороже всех на свете. Ко гда у зн а л а , что он т яжело болен, сделала все, чтобы вылечить его, и он действительно поправился . Н о вот через т ри года нашей счастливой совместной ж и з н и со м ной сл училась беда: стала инвалидом . Очень скоро мой м у ж ушел к другой женщине . У ж е два года я одна. Ж и в у у родителей, учусь ездить по ком нат е на коляске , готовить, вязать, подметать ... Времени у меня довольно, чтобы подумать обо всем. Одна мысль не дает п о ко я : от куда т ака я жестокость?» К а к видно из приведен­ ных писем, оба они кончают­ ся одинаково: «Откуда такая жестокость?» Подумаем об этом и мы... Не будем сейчас говорить о человеческой совести (или ее отсутствии), о долге и не­ благодарности, о любви и черствости сыновей, дочерей, мужей или невесток, о ду­ шевном благородстве и пре­ дельном эгоизме... Это боль­ шие темы, и каждая заслу­ живает особого рассмотре­ ния. ВоЗ).М(‘М ТО,М1,КО один аспект проблемы: откуда бе­ рется равнодушие к чужой боли, неумение почувство­ вать ее как свою? Где начало этого омертвения души? Не в тех ли «мелочах», мимо которых мы проходим порой с та кой бездумной л е г ­ костью? Вот молодая мама спокой­ но наблюдает, к а к ее двух­ летний малыш пытается про­ гнать стайку голубей. Птицы отлетают и снова возвраща­ ются. Мальчик сердится, кричит, машет на них палоч­ кой , затем бросает камеш ­ ки . . . Не пора ли вмешаться? Но нет, мама озабочена толь­ ко тем, как бы сын не упал, не ушибся, не простудился... А не самое ли время обратить внимание ребенка на то, что один из голубей хромает, у него болит лапка, его надо пожалеть и накормить? Скажете, мелочь? Допус­ тим. Но вот малыш вырос, окреп... Не он ли главный герой следующей сценки, о которой мне рассказал знако­ мый, случайно оказавшийся очевидцем? ...В деревне на шоссе ле­ ж и т собака, попавшая под грузовик. Группа мальчишек у обочины с любопытством смотрит на ее мучения. Но вот какому-то «остряку» при­ ходит в голову веселая мысль. Улучив момент, ко г­ да шоссе свободно от машин, он подбегает к несчастному животному и сует ему в ок­ ровавленную пасть сигарету. «Зрители» одобрительно хо­ хочут... Почему дети такие бесчувственные? — закончил эту историю рассказчик. От­ куда это в них? В самом деле, откуда? Не с того ли котенка, которого мы заносим в лес или попрос­ ту выбрасываем на улицу, чтобы он умер голодной му­ чительной смертью? Не с той ли собаки, которую пинает сапогом пьяный отец семей­ ства? Не с той ли лошади, которую избиваем кнутом, когда она не может сдвинуть тяжелые сани? Может, опять кто-нибудь скажет, что это мелочи, что я говорю об отношении к ж и ­ вотным, а начала-то с отно­ шения к людям. Но ведь из­ вестно: из уголовных пре­ ступников, которые соверша­ ли грабежи, насилия и убий­ ства, многие начинали с того, что мучили животных и из­ девались над ними, а потом, «войдя во вкус», перешли и на людей... Отношение к при­ роде — это тот оселок, на ко­ тором оттачивается отноше­ ние вообще ко всему живому, в том числе и к человеку. Разумеется, я вовсе не ут­ верждаю, что каждый маль­ ч иш к а , который разоряет птичьи гнезда или стреляет в кошек из рогатки, станет преступником. Но, к а к мы видели, почти каждый пре­ ступник «тренируется» вна­ чале на «братьях наш их меньших», на тех, кто сла­ бее, беспомощнее, беззащит­ нее, кто не может «дать сда­ чи». Не являются ли такие «тренировки» и началом сер­ дечной глухоты, черствости, эгоизма, о которых говори­ лось в первых двух письмах? Ведь трудно представить себе, что мальчишка, сую­ щий сигарету умирающему животному, — нежный сын, ласковый внук, что он бросит­ ся на помощь то»ар тц \ ' н нужную минуту, поможет старику, позаботится об ин­ валиде, заступится за ребен­ ка. Корни жестокости... Они уходят в детство, в пору, ког­ да только закладываются нравственные основы лич­ ности. И здесь очень многое зависит от мам и пап, от де­ душек и бабушек, от всех нас, взрослых. Кого не волновали до слез стихи Сергея Есенина о ра­ неной лисице или о собаке, у которой утопили щенят! Каждое новое поколение читателей не перестает вос­ хищаться и удивляться тому, как проникновенно описыва­ ет поэт переживания «брать­ ев наших меньших». Такое нельзя придумать, это идет от сердца, от сознания своей сопричастности ко всему ж и ­ вому. И берет оно свое нача­ ло в детстве. Как рассказывает биограф Есенина А. Андреев, однаж­ ды с восьмилетним Сергеем произошел такой случай. Как-то во время сенокоса кос­ цы попросили мальчика: «Ты, Серега, к а к обезь­ яна, по деревьям лазаешь. Залезь-ка на березу, скинь гнезда этих крикунов, а то спать не дают, окаянные! За каждое гнездо получишь на пряник». М альчиш ке польстило внимание взрослых, и он стал карабкаться на дерево. Но один из сучков обломился, и Сережа полетел вниз. Упал на кусты, поэтому не разбил­ ся, только сильно оцарапал­ ся и расквасил нос. Когда подошел дед Федор Андрее­ вич, мальчик думал, что он его пожалеет, но тот сказал жестко : «Грохнулся? Т ак тебе и надо. Полез за деньги птичьи гнезда разорять? По­ делом вору и мука. Я тебя живодерству не учил. Все живое — муравья ли, грача ли — любить надо». На всю жизнь запомнил Сережа этот урок. Федор А н ­ дреевич часто брал внука на пасеку, рассказывал о ж и з ­ ни и поведении пчел. В лесу обращал внимание на рабо- тяг-муравьев, заставил от­ пустить двух диких утят , пойманных мальчиком,учил заботливо ухаживать за ло­ шадью. Такое, конечно, запо­ минается надолго, сердцем запоминается... Бережное отношение к животным — лишь один из аспектов огромной темы о нравственном воспитании подростков. Но какую бы грань этой темы мы ни рас­ сматривали, самое главное — воспитывать личным приме­ ром любви и доброты. Это самое действенное средство вырастить хороших и добрых людей. Л. ЗАХАРОВА. НАТЕЯБСМОТРЯТ! Еду как-то в автобусе, и вдруг взгляд мой точно обжегся: наискосок сидит девушка на редкость сумрачного, даже злоб­ ного вида. Глубокая морщинка разделила тоненькие, искус­ но выщипанные брови. Глаза суженные, хмурые, уголки рта уныло опущены. А ведь девушка, кажется, хорошенькая, обнаружила я, приглядевшись. Косметику выбрала со вкусом: она почти не­ заметна, лишь оттеняет свежесть лица. И прическа хорошая — явно идет ей. Платье, хоть и свободное, подчеркивает, что девушка тоненькая, изящная. Все было тщательно продума­ но в ее внешности. Но молодость, яркость безнадежно зате­ нены хмуростью. На одной из остановок вошел молодой человек и, скольз­ нув по сидящим взглядом, уткнулся в газету. Но что стало с девушкой! Лоб распрямился, глаза открылись пошире и даже заискрились, уголки рта приподнялись, и легкая улыбка окон­ чательно преобразила лицо. Вот какой она может быть милой и привлекательной! Но человек, ради которого свершилось это мгновенное преображение, ничего не замечал. Первое впе­ чатление, пойманное беглым взглядом, сразу же погасило интерес к девушке... Ты приводишь себя в порядок перед зеркалом, поправля­ ешь прическу, складки на юбке. Ну , а как с выражением лица? Ты уверена, что всегда смотришь вот так приветливо, как сейчас в зеркало, на себя? К.С . Станиславский, напри­ мер, обращал настойчивое внимание на необходимость пси­ хологической подготовки к встрече с людьми. Задумайся на минуточку, какой ты хочешь быть в глазах других, настрой себя на хороший лад, даже если одолевают мрачные мысли, неприятные заботы. Разве станет легче, если о них с ненужной откровенностью расскажет твое лицо? Ста­ райся улыбаться. Эффект улыбки поразителен. Многие улы­ баются в ответ и, поверь, отмечают про себя: «До чего же обаятельная девушка!» И сама ты, улыбаясь другим, непре­ менно почувствуешь, что на душе становится легче и свет­ лей. - : Хмурость, неприветливость, грубость напрочь убивают шбаяние. Никогда не забывай: на тебя смотрят, и выражение твоего л и ц а ; * первая и очень важная заявка: вот я какая! -'-.ХОЗЯЙКАМ НА ЗАМЕТКУ I ЛЕСНАЯ АПТЕКА Я ДЕЛАЮ ТАК ... г. ГРИНЕВА. В д ом аш них д ел ах случаются н еож идан ­ ные затруднения , с к аж ем , н уж на срочно терка, а под рукой е е нет. Мелочь , пустяк, а заботы прибавляется. Хочу поделиться с читателями своими м ал ен ь ким и н а х о д к а ­ ми . * Три-четыре металлические пробки от бутылок, набитые на дощечку, могут заменить специальный н ож для чист ки рыбы . Точно так ж е м ож но сделать тер­ к у для мы ла — только пробок потребу­ ется больше — двенадцать-пятнадцать шт ук , а набить их лучше по т ри в ряд . ■■ К р а с и в ы й ф ут л я р ч и к от п о м а ды .м ож ­ но п р е в р а т и т ь в и г о л ь н и к . П о л о ж и т е в н ут р ь небольш ой к у с о ч е к поролона , чт обы и г о л к и не вы п а д а л и . * Н и ж н ю ю часть капронового ч ул ка , отрезанную горячими н ож н и ц ам и , что­ бы не «потекли» петли, м ож но пришить к шерстяным носкам , это заметно про ­ длит срок и х службы . * К а п р о н о в ы м и ч у л к а м и , с м о ч е н н ы м и в холодной воде, нет руд но до б л е с ка нат ерет ь зе р ка л о , с т е к л я н н у ю и х р у ст а л ь н у ю п о с у ­ ду . А если п о л о ж и т ь в ч у л о к к у с о ч е к м ы л а , п о л у ч и т с я от м е н н а я м о ч а л к а -м ы л ь н и ц а . * Не спешите выбрасывать градусник, рт ут ь у которого разъединилась на не- В е д у щ а я р у б р и к и — Г а л и н а К А Й Д А Ш К О ------------------ ВЗЯЛИЛОЖКИ-ПОВАРЕШКИ- ОРОШИОЕЕДЫСГРЩИ! в прошлом году в нескольких вы­ пус ках «Домостроя» мы п уб л и ков а ­ л и рецепты зим них заготовок куб ан ­ ской казачки Е. Б акш еевой . Судя по полученным письм ам , хозяй ки о ц е ­ нили их. И мы в р ед а кц и и попробо ­ вал и нем ало блюд — действитель­ но вкусно . А сегодня по многочис ­ ленным про сьбам наш их читателей мы вновь п редл агаем рецепты Е ка ­ терины М аксимовны , только теперь уж е «летние». Приятного аппетита! ФАСОЛЬ С БАКЛАЖАНАМИ Ф а с о л ь 5 0 0 г , б а к л а ж а н ы 5 0 0 г, п о м и д о ры 3 0 0 г , м а й о н е з 1 б а н о ч ка , ч е с н о к 1 го л о в к а , п е р е ц д уш и с ты й , зе л е н ь , го р ь к и й п е р е ц п о ж е л а н ию . Ф а сол ь о тв а р и ть в солено й воде , слить воду, выложить на блюдо, попер ­ чить. Баклажаны порезать тонкими кру ­ жоч кам и , посолить , обж ари ть с обеих сторон в ра сти тельно» масле и выло­ жить сверху ровным слоем на фасоль. Помидоры и чеснок пропустить через мя ­ сорубку , посолить , поперчить и залить сверху фасоль с баклажанами . Запра ­ вить зеленью, дать постоять час-полто - ра, чтобы баклажаны были сочнее. Упот­ ребляется в холодном виде. Можно вместо помидоров взять ба ­ ночку майонеза , смешать с измельчен- ' ным чесноком , залить фасоль с бакла­ жанами, заправить зеленью , дать по с ­ тоять и подавать. Выход 4 -5 порций . Запекать не надо. Если баклажанные круж оч ки ш иро кие , можно порезать пополам , удобнее б у ­ дет есть. ПЛОВ с КАБАЧКАМИ (ЗАКУСОЧНЫЙ) З е р н а о т в а р н о й к у к у р у з ы 4 0 0 - 5 0 0 г , к а б а ч к и 3 0 0 - 4 0 0 г , л у к , п о м и ­ д о р ы , б о л г а р с к и й п е р е ц , с о л ь , п е ­ р е ц , ч е с н о к , з е л е н ь . Зерна отварной кукурузы пропустить через мясорубку. Отдельно пожарить до полуготовности рубленые кабачки. Про­ жарить лук, помидоры , бол гарский пе ­ рец, смешать с каба>(ками и заправить кукурузу , хорош о вымешать, посолить . поперчить, украсить зеленью. Можно за ­ править аджикой , майонезом или протер ­ тыми помидорами с чесноком . Пропорции произвольные . ЗАКУСКА «СЮРПРИЗ» Б а кл а ж а ны 5 0 0 г , п а с т е р н а к 3 0 0 - 4 0 0 г , я й ц а , о р е х и , зе л е н ь , п р я н о с т и . Баклажаны порезать крупными кр у ­ ж очками , не сним ая кожицы , посолить , дать полежать 10-15 минут, потом обва­ лять в муке и обжарить с обеих сторон до румяной корочки , разложить на блюде. Пастернак отварить, пропустить через мя­ сорубку, посолить, поперчить, добавить 1- 2 столовые ложки измельченных орехов и разложить на каждый кружок баклажа­ на, слегка придавив ножом . Слой пастер ­ нака должен быть в два раза толще кру ­ жочка баклажана. Отварные яйца поре ­ зать кружочками и выложить на пастер ­ нак. На яйца положить понемногу заправ ­ ки — майонеза, аджики или любого соуса — и на нее листочки петрушки или укропа. Если яиц мало, измельчить их и по сы ­ пать пастернак, а потом положить по чай­ ной ложечке заправки. Между кружочка ­ ми проложите веточки зелени. Блюдо бу ­ дет выглядеть нарядным, да и вкусом не подведет вас. В заправки обязательно д о ­ бавьте немно го измельченного чеснока, он придаст пикантность этому блюду. КОЛЬРАБИ С ПОМИДОРАМИ 30 0 -400 г. кольраби очистить, поре ­ зать фитильками, посолить по вкусу и об ­ жарить до полуготовности. Отдельно под ­ жарить головку лука, 2-3 помидора , 1 бол­ гарский перец. Затем соединить с жаре­ ной кольраби и еще потушить минут пять. Подавая на стол , заправи ть зеленью с чесноком . Пряности и горький перец по желанию. КО ЛЬ -ЛАПШ А 30 0 -400 г сырой кольраби, нарезан ­ ной ф и ти л ь кам и , о б ж а р и ть на лю б ом жире, отдельно поджарить лук (2 голов ­ ки) и 3 -4 помидора , добавить 1-2 бол гар ­ ских перца, соединить с кольраби. Зам е ­ сить на 1 яйце крутое тесто , тонко раска ­ тать и порезать лапшой, В кипящей под ­ соленной воде отварить лапшу, слить воду, соединить с заправленной кольраби. По­ давать горячей, посыпав зеленью, ЗАКУСКА - ТРЕХСЛОЙКА К о л ь р а б и 4 0 0 г , б а к л а ж а н ы 2 0 0 г , я й ц о , ч е с н о к , с м е т а н а , о р е х и , п р я ­ н о с т и п о ж е л а н и ю . Кольраби порезать кружочками, обж а ­ рить. Баклажаны порезать попере к кру ­ жочками, посолить, дать немно го посто ­ ять и обжарить. Сделать густой соус: см е ­ тану соединить с орехами и чесноком , по ­ солить по вкусу, добавить протертое яйцо, все размешать . Собрать закуску : на кружочек кольра­ би положить соус , на со ус — кружочек баклажана, снова соус и снова кольраби, на кольраби — соус. Украсить веточкой петрушки или у кр о ­ па. Один трехслойни к готов . Начинайте формировать следующий. Сверху все мож ­ но посыпать орехами. «М оя дочь постоянно носит крос ­ совки. Говорит , что т ак модно и удобно. П рава ли она?» А .Ц . В последнее время многие подростки стали повседневно, с утра до вечера но­ сить кроссовки. Это они делают напрасно. Кроссовки — обувь, имеющая вполне определенное назначение: для занятий спортом, туристических походов, трени­ ровочных занятий, прогулок. Именно это учтено в конструкции такой обуви и выбо­ ре материалов для ее изготовления. Низ делается из мягкого, эластичного пласти­ ка, что создает достаточную амортизацию при ходьбе и прыжках. Эта обувь непро­ мокаема, легка. Однако когда кроссовки используют не по назначению, они могут сослужить далеко не добрую службу. Если в течение целого дня их не сни­ мать, ноги потеют, внутри обуви накапли­ вается влага. От постоянной влажности и перегрева раздражается кожа ног, появ­ ляются опрелости. Повышенная температура и влажность внутри обуви и чрезмерная ее гибкость ведут к расслаблению опорно-связочного аппарата, отчего развивается плоскосто­ пие, нога расширяется, как бы расплю­ щивается, и обувь требуется уже большей полноты. Длительное ношение обуви на плоской подошве, без каблука, тоже имеет отри­ цательные последствия. Когда пятка при­ поднята каблуком хотя бы на два-три сан­ тиметра, тяжесть тела равномерно распре­ деляется по всей стопе. Этим обеспечива­ ется физиологичное положение костей, позвоночника, нормальная работа мышц, связочного аппарата. При плоской подо­ шве распределение нагрузок в опорно-дви­ гательной системе нарушается, что может неблагоприятно отразиться на походке, осанке, положении внутренних органов. Все это особенно опасно для растуще­ го организма в 13-17 лет. Конечно, под­ ростки, надевая кроссовки, не задумыва­ ются о последствиях такой «моды», а вот родителям следует знать, что возникшие нарушения, не замеченные вовремя, мо­ гут оказаться непоправимыми. Молодежь носит кроссовки на обычный чулок, носок, а то и на босую ногу. Это негигиенично. Спортивную обувь полага­ ется надевать на шерстяной носок, он бу­ дет впитывать влагу, когда нога потеет. И , наконец, неизящно, нелепо и смеш­ но выглядит девушка в нарядном платье или юноша в праздничном костюме, если на ногах у них кроссовки. Неуместна спор­ тивная обувь в театре, концертном зале, на праздничном вечере, в гостях. Исполь­ зовать ее надо только по прямому назна­ чению. сколько частей. Подогрейте его в горя­ чей воде до температ уры , при которой 1 вся рт ут ь поднимет ся до верха ш калы (только не перегрейте). Термометр еще | посл уж ит вам . * Н а т и р а т ь п а р к е т н ы й пол — дело до -1 вольно т рудное , к т о м у ж е нога , к а к п р а в а -1 ло , ле г ко с о с к а л ь зы в а ет со щ ет ки . Е с л и ; п р и б ит ь к щ ет ке ст а р ы й б о т и н о к — р а -1 бот а п о й д ет быстрее . * Обычные полиэтиленовые пакеты | могут пригодиться в самы х неож идан ­ ны х случаях . Д оп у ст им , п ри засолке к а ­ пусты или грибов в ст еклянной банке. | Т рудно бывает найт и груз , кот оры й | м ож но было бы просунут ь в узкое гор­ ло. Возьмите два пакета, вложите один | в другой и поместите в банку . Затем ос­ т орожно, лучше из чайника , заполните пакеты водой и завяжите. Гнет окажет ­ ся в банке. - К о г д а в к в а рт и р е идет р е м о нт и п р и ­ х о д и т с я р а з в о д ит ь а л еба ст р , в ы л о ж и т е | к а ст р ю л ю и з н у т р и п о л и эт и л е н о вы м м е ­ ш о ч к о м и п о к р а я м з а к р е п и т е ш п а г ат о м . ^ Е с л и этого н е сделат ь , к а ст рю лю после але -1 б а ст р а п р и д ет с я вы бро сит ь . О. ОКЛАДСКАЯ. Г НА ЧИНАЮЩИМ - ПОРТНИХАМ ФИГУРУ с ДЕФЕКТОМ «ИСПРАВИТ» ЮБКА В ы ст у п аю щ и й ж и ­ вот . Переднее полотни­ ще юбки приподнима­ ется, а заднее, опуска­ ясь, приближае тся к ногам. Этот дефект мож­ но исправить расшире­ нием переднего полот­ нища на о,5-1,5 см и удлинением его по ли ­ нии талии . Если ш ири ­ на юбки соответствует объему бедер, необхо­ димо обратить внимание на расположение боко­ вых швов. Скорее все­ го 1 ! этом случае они расположены ближе к середине переда. И с ­ правляют дефект, при ­ бавляя к ширине пере­ днего полотнища 0 ,5 - 1,5 см и сужая заднее полотнище на такую же величину. М о ж н о у гл у б и т ь верхний срез заднего полотнища юбки посе­ р ед и н е , у м е н ь ш и ть глубину его вытачек, а оставшуюся величину разметить в дополни­ тельные вытачки по пе­ реднему полотнищу. П л о с к и е я г о д и ц ы . Заднее полотнище про­ в и с а е т , з р и т ел ь н о см о тр и т с я д л и н н е е , шлица раскрывается . Дефект исправляют у г ­ л у бл ен и ем в е р х н е го среза юбки по центру, выравнивая расстояние передне го и задн е го полотнищ относительно но г . Ф и гур ам та ко го т и п а сл ед у е т офор ­ млять юбку поясом, ко ­ торый прочно удержит ее на линии талии. Одно бедро выше . В этом случае юбку при­ поднимают вверх со сто­ роны более высокого бедра. Свисающий бок (со стороны н и з к о го бедра)необходимо при­ поднять та к , чтобы низ юбки принял горизон­ тальное направление . Если бедро очень к р у ­ то обрисовано, необхо­ димо расширить юбку с этой стороны, выпуская запасы по боковым сре­ зам, и вместе с тем уд­ линить эти срезы вверх от линии талии . Д р у ­ гую сторону юбки по боковым срезам слегка заужаю т . Л инии сере­ дины переднего и за ­ днего полотнищ долж ­ ны сохранить свое пол­ ожение. Ш и р о к и е б е д р а . Для фигур с широкими бедрами рекомендуют юбки слегка расширен­ ные книзу . 'Узкая в вер­ хней части и з а уж ен ­ ная книзу юбка подчер­ кивает дефект фигуры. П о л н ы е н о г и . Д е ­ фект скроет юбка, слег­ к а р а сш и р е н н а я по низу или с фантазийны­ ми подрезами и склад ­ ками по низу. ВЫ ПРОСИЛИ Р РАССКАЗАТЬ § Ш 1 КАК КРАПИВУ НЕЛЮБИТЬ? Крапива двудомная ~ один из самых распростра­ ненных сорняков, ее можно встретить почти на всей тер­ ритории страны. К а к лекарственное рас­ тение крапива известна дав­ но. Авиценна в «Каноне вра­ чебной науки» говорит о ней следующее: «В лекарствен­ ной повязке с уксусом за­ ставляет вскрываться нары­ вы, помогает от них, прино­ сит пользу при затвердени­ ях ... Толченые листья кра­ пивы прекращают кровоте­ чения из носа...» Именно кровоостанавливающее дей­ ствие крапивы впоследствии привлекло внимание врачей. С Х'УГ века отвары из листь­ ев этого растения стали ши­ роко применять при легоч­ ных, кишечных и маточтшх кровотечениях. Однако в начале X X столетия крапи­ ва попала в разряд забытых лекарственных растений, В годы Великой Отечес­ твенной войны, когда пот­ ребность в кровоостанавлиг вающих средствах резко возросла, вновь вспомнили о крапиве. Учеными был создан жидкий экстракт из листьев крапивы двудом­ ной, сослужившей добрую службу в госпиталях и боль­ ницах. Кровоостанавливающее действие листьев крапивы; обусловлено наличием в них витамина К . В значительных; количествах он накапливав ется только в некоторых рас­ тениях. Особенно богаты ви­ тамином К листья каштана (80 0 биологических еди­ ниц), крапивы, люцерны и шпината (400 биологичес- ких единиц). ж : Кроме витамина К , в кргшиве содержится около 200 миллиграмм-процентов витамина С, каротин (прови- тамщ! А ), витамины группы Л , органические кислоты. Для-медицинских целей' "^заготавливают листья расте­ ния . Сбор сырья, следует производить.толькб в пери­ од цветения (с июня по ав­ густ). Обрывают их, надев перчатки, сушат на черда­ ках , под навесом или в по­ мещениях с хорошей венти­ ляцией. После сушки побу­ ревшие или почерневшие листья удаляют. В медицинской практи­ ке применяют ж ид кий и густой Э1{стракты промыш­ ленного производства. ■ Самим настой )цля внут­ реннего применения можно =приготовить следующим об­ разом. Одну столовую лож­ ку измельченных высушен­ ных листьев заливают ста­ каном кипятка, настаивают 10 минут и процеживают. Принимают по назначению;? врача в качестве кровооста­ навливающего средства по одной столовой ложке три раза в день. Болгарские специалис­ ты считают, что крапива не только обладает хорошими кровоостанавливающими свойствами, но и благопри­ ятно действует на обменные процессы. Поэтому они ре­ комендуют принимать на­ стой при анемии, атероскле­ розе, ревматизме, заболева­ ниях желчных путей и пе­ чени, геморрое, привычных запорах, расстройствах пи­ щеварения, а также исполь­ зовать к а к средство, повы­ шающее выделение молока у кормящих матерей. Чтобы приготовить на­ стой для наружного приме­ нения, на стакан кипятка кладут две столовые ложки измельченны х листьев . Компрессы и примочки из такого настоя стимулируют грануляцию и эпителиза* цию пораженных тканей при ожогах и ранах. Косметологи рекоменду­ ют настой из крапивы как средство для укрепления корней волос, уменьшения излишней сальности кожи головы и уничтожения пер­ хо ти . Для это го после мытья волосы ополаскивают настоем крапивы или втира­ ют его в кожу головы. В подборке использованы материалы из журналов "Крестьянка" и "Здоровье"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz