Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Ш И П Е Ц К А Я •/Ж г а з е т а 2 4 июля 1999 г „ № 143 (21021 ) ПОКУПАТЕЛЬ ПРАВ Анатолий ЗОЛОТАРЕВ: И Н Т Е Р В Ь Ю П О П О В О Д У -1 «НАША ЦЕЛЬ - ОБЪЕДИНИТЬ ПАРТНЕРОВ» в канун Дня торговли наш корреспондент встретил­ ся с начальником областного Управления торговли и общественного питания Анатолием ЗОЛОТАРЕВЫМ и задал собеседнику несколько вопросов. — Анатолий Иванович, у вас большой опыт работы в торговле: были заместите ­ лем генерального директора Торгового концерна, замес­ тителем председателя обл­ потребсоюза, заместителем начальника Управления тор­ говли и общественного пита­ ния администрации области. Работая в партийных орга­ нах, также курировали тор­ говлю. Теперь возглавляете Управление торговли и об­ щественного питания облас­ ти. В наше время, когда не­ понятно, какая у нас эконо­ мика — не то полукапиталис- тическая, не то первобытная, — как можно управлять тор­ говлей? — Какой бы общественный строй в стране ни был, торгов­ ля будет существовать всегда. Прежде всего необходимо пом­ нить, что жизнь сама по себе постоянная школа, Опыт про­ шлых лет помогает, становит­ ся основой для всего нового, с чем приходится встречаться в жизни. Да, я использую свой прошлый опыт, но мне при­ шлось глубоко вникнуть в суть той деятельности, которой за­ нимается сегодня торговля и в каких условиях приходится работать, А условия значитель­ но изменились. Если посмот­ реть нынешнюю структуру то­ варооборота, то наибольший процент его занимает товаро­ оборот новой формы собствен­ ности, которой раньше не было. В связи с этим стоят главные задачи — хорошо понять, до­ сконально изучить особеннос­ ти современной торговли. Не случайно в нашем управлении существует несколько отделов, которые координируют дея­ тельность всех сфер торговли в области. К примеру, отдел организации торговли продо­ вольственными товарами кон­ тролирует насыщенность мага­ зинов продуктами первой необ­ ходимости. Следит за качеством и соблюдением сроков их реа­ лизации, сотрудничает с пере­ работчиками и производителя­ ми продукции. За счет этого во всех магазинах области цена на продовольственные товары раз­ нится мало. Мы не допускаем, чтобы в каком-то районе со­ здался дефицит тех или иных продуктов. Примерно такая же структура работы отдела орга­ низации торговли непродоволь­ ственными товарами, общес­ твенного питания, экономичес­ кого анализа и прогнозирования потребительского рынка. Кроме того, все отделы уп­ равления занимаются организа­ цией и проведением областных ярмарок. Их только в этом году в городах и районах области прошло 10. Выручка от ярмарок существенно пополняет облас­ тной бюджет, но самое главное, каждую субботу в каком-то го­ роде или районе области торгу­ ют одновременно 140-180 «ма­ газинов» на колесах. Ярмарки весьма популярны у населения. Прежде чем проводить очеред­ ную, мы интересуемся, какие товары будут пользоваться по­ вышенным спросом у граждан. — К а ки е приоритетны е направления в улучш ении работы торговли вы считае­ те главными? — Приоритетными направле­ ниями остались те, что и были в прошлые годы. Что я, прежде всего, имею в виду? Было вре­ мя, когда мы были изолирова­ ны от всего заграничного това­ ра. И вдруг наши прилавки за­ полонили продукты из разных стран — в красочных упаковках, с броскими этикетками. Конеч­ но, у людей появился интерес — попробовать, сравнить. Попробовали, сравнили. И возникло желание вернуться к нашей, отечественной продук­ ции, которая всегда отличалась и будет отличаться качеством, ведь она делается из натураль­ ного сырья. Теперь главное на­ правление в работе управления торговли — вернуть, закрепить хорошие партнерские связи и отношения между товаропроиз­ водителями, переработчиками области и торговлей. Это непро­ сто, потому что новые условия выработали, я бы сказал, нега­ тивные взгляды и у самих пе­ реработчиков, и у работников торговли. Все начали искать свои интересы. Был такой пе­ риод непонимания друг друга. В результате страдал покупатель, оказавшийся наедине с неуп­ равляемыми рыночными отно­ шениями. Сейчас все осознали, что такие временные интересы, кратковременные «удачи» невы­ годны никому. Чтобы исправить этот перекос, за последнее вре­ мя проведено несколько встреч с руководителями перерабаты­ вающих предприятий, произво­ дителями продукции, поставщи­ ками оптового товара с одной целью — вернуться к добрым партнерским отношениям, пос­ тавить их на долгосрочную, про­ чную основу взаимовыгоды. Уве­ рен, что таким образом мы под­ нимем те предприятия, которые снизили и объемы выпуска про­ дукции, и ассортимент. Наша цель — объединить партнеров. Достигнув этого, мы значитель­ но улучшим работу торговли и обслуживание населения. Сегодня вся оптовая тор­ говля оказалась неконтролиру­ емой, неуправляемой. А зада­ ча власти состоит в том, что­ бы думать о том, чтобы лю­ бые потрясения, такие как 17 августа прошлого года, не ска­ зывались бы так сильно на благосостоянии населения. С этой целью руководством об­ ласти поставлена задача со­ здать оптовые организации как по продовольственным, так и по промышленным товарам. Эта задача решается, и в бли­ жайшее время, надеюсь, будет решена. — В былые времена в каждой области имелся так называемый с тр а те гичес ­ кий запас продуктов. Есть ли такой запас продуктов сейчас? — Да, такой запас в облас­ ти есть. И он периодически об­ новляется и пополняется. — А как обстоят дела с запасом картофеля, капус­ ты и других жизненно не ­ обходимых продуктов на зиму-весну будущего года? Будут ли они в магазинах? — Закладка овощей, карто­ феля у нас проводится, как и раньше, во всех городах и рай­ онах области. Для этого име­ ется необходимая материаль­ ная база. Что касается других продуктов питания, то недавно вышло постановление главы администрации области, в ко­ тором четко определены объ­ емы и перечень продуктов, предусмотренных для заклад­ ки. Управление торговли так­ же держит эти вопросы под пристальным контролем. Заве­ ряю липчан, что зимой овощей, фруктов будет в продаже до­ статочно. А в заключение беседы хочу поздравить работников торгов­ ли с их профессиональным праздником, сказать большое спасибо им за труд, пожелать всем счастья, здоровья и добрых отношений с покупателями. Беседовал Юрий ДЬЯКОВ. М ария РЫЖ КОВА, начальник управления Гасторгинспекции по Липецкой области: «и ВПРЕДЬСПРАИШВАТЬБУДЕМСТРОГО»... в канун Дня работников торговли в Управлении госу­ дарственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Липецкой области были под ­ ведены итоги работы за первое полугодие. По просьбе р е ­ д а кц и и их комментирует начальник управления М ария РЫЖКОВА. — Нельзя не заметить, — сказала Мария Андреевна, — обозначившиеся позитивные перемены в торговле: постоян­ но расширяется ассортимент, появляется современное обо­ рудование. Больше стало по­ рядка в магазинах и павиль­ онах, меньше случаев предна­ меренного обмана покупате­ лей, крупных махинаций, других грубых нарушений правил тор­ говли и закона «О защите прав потребителей». Хотя, конечно, недостатков еще много. О них, главным об­ разом, и шел разговор при под­ ведении итогов. Недостатки в основном мы вскрываем в ходе проверок, которых за полгода провели 1792, в 1539 выявле­ ны различные нарушения. По результатам проверок мы под­ готовили и направили более ста материалов в различные ин­ станции, в том числе в органы административного управле­ ния. 83 материала уже рас­ смотрены и по ним приняты конкретные меры, О многих негативных мо­ ментах нам рассказывают по­ сетители, Ежедневно только ко мне на прием приходят полто­ ра десятка человек. Чаще всего люди жалуются на нарушение правил торговли на рынках, мини-рынках, в частной торгов­ ле. До 90 процентов жалоб за­ явителей подтверждаются. Вот свежий пример. К нам обратился покупатель М. Нико­ нов, который приобрел в мага­ зине «Кипсел» телевизор. Но покупка не порадовала его: че­ рез несколько месяцев телеви­ зор перестал показывать. По­ пытка найти сочувствие и пони­ мание в «Кипселе» не увенча­ лась успехом: ни ремонтировать, ни возвращать деньги покупате­ лю не захотели. Пришлось вме­ шиваться нам, напоминать тор­ говым работникам соответству­ ющие положения Закона «О за­ щите прав потребителя». Подей­ ствовало. Помогли мы также вернуть деньги Н. Горбуновой за нека­ чественную покупку, приобретен­ ную в магазине «Телефонная техника» фирмы «Импекс» (те­ лефонный аппарат стоимостью 600 рублей). Два раза в неделю на адми­ нистративной комиссии мы рас­ сматриваем 40-60 дел на нару­ шителей. Побывали у нас «на ковре» нарушители из Липецка, Ельца, Грязей, Задонска, Измал- ково, Тербунов, Хлевного, До­ брого, других городов и районов. В общем, только за допущенные правонарушения на рынках об­ ласти в административном по­ рядке наказаны 112 предприни­ мателей, продавцов, руководите­ лей предприятий. Они оштрафо­ ваны на 72,3 тысячи рублей. Очень часто приходится сни­ мать с реализации импортную продукцию. Она хоть и в краси­ вой, радующей глаз упаковке, но буквально напичкана различны­ ми вредными для здоровья лю­ дей добавками. Отдельные отечественные ловкачи-предприниматели также подчас пытаются «косить» под импорт: изготавливают всевоз­ можные подделки. Были даже случаи, когда банки с печенью трески оказались заполненными рыбьим фаршем, при том не луч­ шего качества, а баночки с зер­ нистой черной икрой — обыкно­ венным пшеном. Недоброкачественная про­ дукция в нашу область нередко попадает из других регионов. В итоге мы вынуждены направлять информацию в Госторгинспекции Тамбовской области. Белгород­ ской, а также Москвы, Кабарди­ но-Балкарии, Тверской, Орловс­ кой областей и так далее. За полгода мы сняли с от­ грузки и продажи низкого качес­ тва товаров на 1,6 миллиона руб­ лей. В нашей лаборатории про­ шли исследования 708 проб. 249 из них оказались нестандар­ тными. Высок процент забра- ковки на оптовых предприяти­ ях, особенно колбасных, конди­ терских изделий, молокопродук- тов. А ведь оттуда продукция идет в розницу. Значит, многие нарушения в магазинах, киос­ ках, павильонах берут начало на оптовых рынках. К сожалению, по-прежнему массовый харак­ тер носят такие нарушения, как обман, обсчет, пользование не­ законными весоизмерительны­ ми приборами... Подавляющее большинство торговых работников, как я уже сказала, стремится работать честно. А с тех, кто не в ладах с совестью, разменивает ее, мы будем и впредь строго спраши­ вать, вместе с другими контро­ лирующими органами помогать торговле становиться цивили­ зованной. В связи с Днем работников торговли хочу выразить призна­ тельность за добросовестный труд своим сотрудникам Тать­ яне Тернявской, Дине Двуречен- ской, Анне Понариной, Наталье Гусевой, Маргарите Белгород- цевой, Людмиле Князевой, дру­ гим. Поздравить их с праздни­ ком, пожелать новых успехов в труде по дальнейшей защите прав потребителей. Подготовил Владимир ОСИПОВ. У К О ГШ^ ДУ Т Д Е ^ НА ОБЕД К ГЕРАСИМОВОМ МОЖНО И С «ЧЕРВОНЦЕМ» СХОДИТЬ Кажется, это было совсем недавно.. Длинные очереди с подносами вдоль длинного стола раздачи, комплексные обеды, едва помещавшиеся в желудке всего-то за шестьдесят копеек ... Рыб­ ные дни по четвергам, всегда вызывав­ шие добрую улыбку, призывной лозунг на выходе из столовой: «Товарищ, пом­ ни: здесь нету мам — убирай посуду сам» ... Ежедневные споры с коллега­ ми возле меню, разводившего посети­ телей по двум залам , где, наевшись досыта, мы в шутку называли себя «детьми общепита». И таких нас ежед ­ невно собиралось до тысячи человек, не изменявших любимой столовой, где были самые дешевые и вкусные обе ­ ды в городе. Все это всколыхнуло память, когда по заданию редакции я вновь переступила зна­ комый порог столовой швейной фабрики массового пошива (ныне это ПКЗАО «ФаЕл»), куда вошла с некоторой насторо­ женностью, зная, что в Ельце практически развалилась система общественного пита­ ния — из почти тридцати когда-то работав­ ших столовых сегодня остались единицы. Заведующая столовой Лидия (Герасимо­ ва временно задерживалась, и мне ничего не оставалось делать, как «изучать» обста­ новку. В этот день посетителям предлагали гороховый суп, гуляш с макаронами, оладьи со сметаной и кисель. А итожила перечень меню из четырех блюд, из которых два мяс­ ных, сумма всего в десять рублей. Прики­ нув в уме скачущие вверх не по дням, а по часам цены, невольно поразилась: как же можно при нынешней жизни вложиться всего в «червонец». Тут подоспела Лидия Петровна, которую мучившим меня вопросом я сразу и озада­ чила. Присев за столик, чтобы отдышаться от июльской жары, она рассказала про свои утренние походы, которые и задержали ее в тот день. Наверное, проще и спокойнее сидеть директору в прохладном кабинете и поджи­ дать ежедневно вещих со всех сторон гон- цов-перекупщиков, предлагающих свои ус­ луги. Но за почти сорок лет работы в обще­ пите Лидия Петровна привыкла считать каж­ дый рубль. И если купить капусту не за шесть, а за семь целковых, тогда дороже выйдет витаминный салат, который, по ее мнению, обязательно должен дополнять обед. Вот и приходится самой искать пос- 'тавщиков, напрямую работать с ними, что­ бы готовые блюда были доступны по цене посетителям. А среди них не только рабо­ тающие, но и студенты местного пединсти­ тута, учащиеся соседних училищ, старики. Вот только швейников, ради которых и была от­ крыта в 1983 году эта столовая, в обеден­ ном зале почти не бывает — коллектив ме­ сяцами не получает зарплату. Но и для них подопечные Герасимовой нашли выход: по утрам в цех приносят недорогие пирожки с самой разной начинкой. 1 ^ожно было, конечно, податься в са­ мостоятельное «плавание», уйти в коммер­ цию, как советовали Лидии Петровне ее кол­ леги, но она сделала все возможное и не­ возможное, чтобы сохранить свой коллек­ тив, который на протяжении многих лет на­ зывали одним из лучших в области. Кстати, недавно он увеличился еще на четыре чело­ века. Как только предоставилась возмож­ ность, Лидия Петровна пригласила поваров с биржи труда и выпускницу тридцатого профтехучилища, откуда ежегодно в столо­ вую принимают учеников на производствен­ ную практику. Судьба выпускников особен­ но волнует Герасимову. Словом, старая «точка» общепита про­ должает работать. И это не осталось неза­ меченным. Еще недавно ушедшие на сухие пайки посетители, постепенно возвращаются к вкусно и сытно приготовленным блюдам, которые по-прежнему удивляют недорогой ценой. Они и привлекли нынешнее руковод­ ство соседней табачной фабрики, где года три назад не стало своей столовой. Люди тоже питались всухомятку. Эту проблему мудро разрешил генеральный директор Сер­ гей Саченков, теперь пятьсот табачников по талонам получают горячие обеды в столо­ вой «ФаЕла». В обеденный перерыв я и застала их з а ^ В трапезой. Не отрываясь от тарелок, р а б о -^ ^ чие с благодарностью отзывались и о сво­ ем начальстве, и о коллективе Герасимо­ вой. Впрочем, слова благодарности в адрес своих подчиненных Лидия Петровна слышит ежедневно. Когда поток людей направляет­ ся в залы, она не может усидеть в кабине­ те, ей важно, чтобы каждый человек уходил с настроением, чтобы и на следующий день ему захотелось снова прийти сюда. Жизнь заставляет искать новые формы работы, и не безуспешно. На полученную прибыль удается полностью содержать зда­ ние, платить — пусть и небольшую — за- .л оплату сотрудникам. С оборудованием пока все в порядке, его по-хозяйски сумели со­ хранить. Еще не исчерпаны запасы мою­ щих средств, о которых вовремя, как и о мебели, позаботилась Лидия Петровна. ...Закончен еще один трудный день. И пусть от усталости снова гудят ноги, и сно­ ва некогда было вытереть пот с уставшего лица, но ради сотен услышанных «спасибо» работники столовой готовы стараться ежед­ невно кормить огромную елецкую семью. Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». г. Елец. О П Ы Т В Ы Ж И В А Н И Я В НЕПРОСТОМ РЕ РАВНОВЕСИЯ... Всюду жизнь, и здесь са­ мым обычным будним утром тоже: вот пенсионер с ме­ далью на лацкане пиджака и с вилком капусты в сумке держит путь к хлебному от­ делу, вот мужчина в расцве- стеклянных витрин, островка­ ми аптеки, парфюмерии, про­ ката аудио-видеокассет. Правда, островки нисколько не создают ощущения стис­ нутости пространства. К тому же есть скамеечка (садись. те лет, удерживая в одной руке бутылку шампанского, другой торопится подать чек на плитку шоколада, а вот идет невысокого роста жен­ щина, с виду рядовая поку­ пательница. Она, однако, в халате и взгляд ее — не сто­ ронний, а хозяйский. И в са­ мом деле, перед нами — за­ ведующая этим магазином (№ 2 ООО «Торговый дом» Грязинского пищевого комби­ ната) Раиса Васильевна Пити- нова (на снимке). Таким обра­ зом, происходит наше однов­ ременное знакомство и с ней, и с ее гастрономом. Раиса Васильевна в торгов­ ле —без году сорок лет; здесь же — с 72-го, с момента от­ крытия гастронома, в котором тогда было сплошное самооб­ служивание. По примеру мно­ гих других «маркетов». Да и в разрезе сегодняшних вея­ ний он напоминает любой большой продовольственный магазин областного центра. Стандартно непременным раз­ нообразием товаров, кубами покупатель, отдыхай!) и есть зеркала (смотрись на здо­ ровье!). Раиса Васильевна тем вре­ менем рассказывает про бы­ лое. Магазину, в общем, не­ плохо жилось, будучи совет­ ской порой в структуре уни­ версального торга. Затем на­ стала пора самостояте.льнос- ти. Но по причине того, что помещение принадлежит пи- щекомбинату (ГПК), с 97-го года определился оптималь­ ный вариант — под крышей «Торгового дома». Никаких искушений — сменить место работы, попро­ бовать себя в какой-нибудь «частной лавочке» — Раиса Васильевна не испытывала и не испытывает. Хотя и гово­ рит: «Сейчас работать физи­ чески легче, а морально — тяжелее». Потому что стало больше проверяющих — как из района, так и из области. Магазину пока (тьфу, тьфу, тьфу!) удается достойно сдер­ живать их «натиск» — и во многом именно в силу его дис- танциированности от частно­ го предпринимате.пьства. Ра­ зумеется, никто не против оного в принципе, просто — риску меньше, а надежности больше. Дороговаты колбас­ ные изделия — зато местно­ го мясокомбината. А вот тво­ рог относительно дешев (пач­ ка «крестьянского» — пять рублей), привозится он на вы­ годных условиях из Мичу­ ринска. Товар берется на оп­ товых базах и непосредствен­ но у производителей —допус­ тим, в «Росинке», «Ликон- фе». То есть его качество га­ рантируется. Поэтому и по­ купатель у магазина надеж­ ный, что выполнение ежеме­ сячного плана (от которого никуда не деться и в постсо­ ветскую эпоху) ■—320 тысяч рублей —становится, по сути, «де.пом техники». Ходишь-бродишь по мага­ зину № 2 — но напрасен по­ иск фирменной вывески «Про­ дукция Грязинского пищеком- бината». Она-то, продукция, конечно, присутствует, толь­ ко в предельно бедном ассор­ тименте —концентраты супов и киселей, над которым назва­ ние фирмы и помещать нелов­ ко. Тут в отношениях ГПК с магазином заключены понят­ ные неудобства для последне­ го (говорю не от «имени и по поручению» его сотрудников —от себя лично). Он связан с комбинатом арендуемым поме­ щением, фактом вхождения в «Торговый дом», заслушива­ ниями дважды в год на балан­ совой комиссии ГПК —навер­ ное, главное — общим, еди­ ным уровнем зарплаты. Она при нынешнем положении дел на комбинате —само собой и увы —невысока. И все равно Р. Питинова и ее коллеги (опытные, моло­ дые, —Любовь Гурова, Люд­ мила Алферова, Ольга Торга- шова и другие) отнюдь не жа­ луются на судьбу. Люди они —здравомыслящие, понима­ ющие возможность всяких во­ круг передряг и оттого спо­ койно довольные тем относи­ тельным равновесием, что им сопутствует. В конце концов, эти люди трудятся для покупателя и способны предложить, исклю­ чая совсем ненужные делика­ тесы ресторанного стола, мак­ симум продуктов — от мяса и фруктов до кошачье-собачь- его, пардон, питания. Мага­ зин № 2 из аналогичных ему — наиболее популярный в районе ГПК, ибо самый боль­ шой, самый давно существу­ ющий, с самой раз и, надеюсь, навсегда устоявшейся репу­ тацией. Что и подтверждают хотя бы те, кто заходит туда, начиная с обычного буднич­ ного утра... Константин КЛЮТКИН. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. Э Н Т У З И А С Т Ы БАБУШКА ВСЕЙ ЧАПЛЫГИНСКОЙ ДЕТВОРЫ Летом многие чаплыгинцы отправляют своих детей отдыхать в деревню, к заботливым бабуш­ кам. А те, у кого бабушек «на природе» нет, — в детский оздоровительный лагерь «Орбита», к... ба­ бушке Нине. Точнее, Нине Григорьевне Исаевой, технологу общепита, которой поручена организа­ ция питания детей в лагере. ...Как-то, поехав в «Орбиту» навестить дочь, я не успел сразу купить гостинца. Остановился по дороге у магазина Колыбелъского сельпо и услы­ шал спор о подтаявших пачках мороженого. Нина Григорьевна (знаю ее давно) «наседала» на про­ давца: — Таким мороженым ребятишки перемажутся раньше, чем съедят! (Пеняй, брать не буду... Через полчаса «население» «Орбиты» угоща­ лось мороженым, правда, не в пачках, а в стакан­ чиках, Добилась-таки Нина Григорьевна своего, заменили ей покупку. Я не утерпел и рассказал об этом директору «Орбиты» Андрею Сигитову, — Нина Григорьевна, — сказал он, — всегда принципиально подходит к закупке продуктов:кру- пы, муки, сахара. Словом, все, что может хранить­ ся, закупает заранее. А вот фрукты, мясо, то же мороженое, молоко и многое другое покупает ежед­ невно. При этом умеет находить торговые точки. где эти продукты и подешевле, и получше. — На днях моя знакомая звонила, — вмеша­ лась в разговор старшая вожатая лагеря Гали­ на Костина. — Вот что она мне рассказала: «Ваша Исаева по рынку с каким-то котлом бегала. Ока­ залось, увидела в продаже сливы, крупные та­ кие, сладкие. И решила закупить. Для этого ей емкость нужна. Одолжила у кого-то громадные кастрюли. В них и привезли сливы...» В лагере я встретился и с самой чаплыгинс- кой «бабушкой». Ребятишки, особенно малыши, так и вились вокруг нее. Она с ними не только в обеденном зале, но бывает даже на дискотеках. — Зачем вам, технологу общественного пи­ тания, эти дополнительные хлопоты? — спросил я. — Одинокая я. Сын есть — в (^/(оскве живет. А ребятишек люблю. Одинокая? Если учесть, что «Орбита» за каж­ дую смену принимает до 200 ребят, а летом — три смены, и так уже более десяти лет... Выхо­ дит, что за столом у бабушки Нины побывали дети почти всего района. Так что такой человек не может быть одиноким. Александр АНДРЕЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». г. Чаплыгин. Кафе «Комета» в Липец­ ке популярно. Его обычно рекомендуют приезжающим и 1 ’ород гостям: это именно то место, где можно вкусно и недорого пообедать. Со­ всем недавно здесь столова­ лась группа участников фес­ тиваля народного творчест­ ва имени Андрея Мистюко- ва. Питанием артисты были очень довольны, о чем оста- ОБРЫИ СЛЕД «КОМЕТЫ» вили благодарственные записи в книге отзывов. Столовались здесь и хок­ кеисты из других горо­ дов, прибывавшие на матчи с липчанами. Из­ вестно, что значит хоро­ шая кормежка в жизни спортсменов — калорий они тратят немало. И когда наши хоккеисты проигрывали, Нина Ми­ хайловна Пузанова, хо­ зяйка предприятия «Звезда — кафе «Коме­ та», чувствовала себя даже как-то слегка вино­ ватой — «надо же случиться такому...» Это кафе любят посещать писатели, поэты, художники с именами, известные полити­ ки. Из последних знаменитос­ тей, заглянувших сюда, мож­ но назвать внука Сталина Ев­ гения Джугашвили и лидера «Трудовой России» Виктора Анпилова. Джугашвили зака­ зал грузинские блюда, что ему и было исполнено в самом лучшем виде, Анпилов боль­ ше нажимал на наваристый российский борщ... В блюда в «Камете» кла­ дут все, что положено по нор­ ме, и даже сверх того. «А разве можно иначе? Эдак мы клиентов потеряем». Не со­ здают здесь и продоволь­ ственных запасов. Мясо, зе­ лень, овощи —все самое све­ жее. Сегодня купили, сегод­ ня и в дело пустили, да так, что ешь и пальчики облизы­ вай. Не каждая хозяйка спо­ собна приготовить так, как готовят в «Комете». К тому же стоимость блюд по срав­ нению с другими кафе и рес­ торанами весьма умеренная. Вот и идут сюда люди. Гордость кафе — его по­ вара — специалисты высше­ го разряда. С одним из них нам удалось познакомиться. Это Тамара Андреевна Пото­ кина — настоящий кладезь кулинарных рецептов. Есть у нее и свои фирменные блю­ да, от которых клиенты про­ сто балдеют. Знаете, напри­ мер, как готовятся котлеты по-потокннски? Берете... Впрочем, секретов фирмы меня просили не разглашать. Питаются в кафе и стари­ ки. Пятерых из них —самых нищих и обездоленных — Нина Михайловна взяла под свою опеку и бесплатно кор­ мит с момента открытия за­ ведения. Ее принцип прост: если тебе удалось как-то ус­ троиться в жизни и есть воз­ можность хоть в чем-то по­ мочь людям — помоги. Пу­ занова по образованию фель­ дшер, долгое время работа­ ла в медицине, и ей, как ни­ кому другому, присуще со­ страдание к чужой боли и беде. Она не нажила ни ка­ менных хором, ни престиж­ ной иномарки, ни даже шубы, потому что никогда не стави­ ла своей целью по,пучить как можно больше прибыли. На П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ы п безбедную жизнь хватает и — с,пава Богу! Главное — у нее есть дело, которое она любит, есть коллектив, которым очень дорожит, есть ощуще­ ние, что живет она не впус­ тую, а это, согласитесь, не так уж и мало. Александр СУТОРМИН. На снимках: в обеден­ ном зале «Кометы»; Нина Михайловна Пузанова (в центре) с поварами «колду­ ет* над оформлением блюд. Фото Евгения САМОХВАЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz