Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

'БЕЗХЛЕБА НЕОаДНЕИСЛ II (Окончание. Начало на 1-й стр.) Озимые, и это можно сегодня сказать твердо, устояли и перед майскими замороз­ ками, и перед жарой. По расчетам, каждый гектар способен дать не менее 20-22 цен­ тнеров зерна. Замечу особо, продовольствен­ ного зерна. За вычетом того, что уйдет на семена, это составит где-то в пределах по­ лумиллиона тонн. Плюс, что соберут еще в подсобных и фермерских хозяйствах. — Таким образом, зерна для обеспече­ ния хлебом, хлебобулочными изделиями, в области, по расчетам, будет даже с лих­ вой. Тем более, что есть ведь еще и яро­ вые, правда, за исключением, крупяных, которые пострадали от капризов погоды в большей мере. —Яровые пострадали, скорее, не от за­ морозков или жаркой погоды. А от грубого нарушения технологий. На что можно было рассчитывать, если в тех же Тербунском, Краснинском, Становлянском, Данковском районах посевы на значительной площади ^размещены по весновспашке? Впрочем уро­ жай крупяных, гречихи и проса в целом ;выглядит неплохо. Так что не только без хлеба, но и, образно выражаясь, без каши не_останемся. Сложнее дело с фуражными культурами, ячменем, овсом, которые и под­ морозило, и подсушило. — Но ведь, как говорится, Петр Серге­ евич, хлеб не тот, что на полях, а тот, что в закромах. Его убрать еще надо, довести до ума. Между тем с техникой, что ни год, все хуже и хуже. . —Да, вы правы. Что делается для того, чтобы убрать выращенный урожай? В об­ ласти сейчас около трех тысяч зерноубо­ рочных комбайнов. Если учесть, что зерно­ вых у нас где-то 600 тысяч, а с подсобны- "ми, фермерскими хозяйствами почти 700 тысяч гектаров, то нагрузка, как вы пони­ маете, довольно приличная. Надо ведь ско­ сить, обмолотить. В страде будет участво- мть примерно половина комбайнов. Чтобы решить проблему, немало сделано для обес- потения высокой готовности парка машин. Были подключены к этому спецмастер- ские: Матырская, Воринская, Задонская и другие. Сейчас изыскиваются пути, как [оплатить их услуги, в частности за счет [товарно-денежного кредита. Должны в этом участвовать, несомненно, и сами хозяйства по прямым договорам. Помимо того, есть договоренность с «Россельмашем» о постав­ ке к уборке ста «Донов*. За них уже запла­ чено, и началась их отгрузка. В создавшихся условиях чрезвычайно [важно в каждом хозяйстве, на каждом учас­ тке обеспечить рациональную организацию л'руда, чтобы было налажено эффективное техническое и бытовое обслуживание убо- 'рочной. Сейчас разрабатываются условия трудового соперничества на период сбора урожая, заготовки кормов, летне-осенних полевых работ. Как показывает опыт про­ шлого года, это позволяет хорошо заинте­ ресовать людей в успешном их проведении. — Вот вы говорили о трудностях с "запчастями, с ремонтом техники. А как дело обстоит с горюче-смазочными мате- 'рйалами, о дефиците которых можно ус­ лышать чуть ли не в каждом хозяйстве? — Действительно, обеспечение страды горюче-смазочными материалами —один из Самых сложных на сегодня вопросов. Во- первых — на что купить. Во-вторых, где купить. Области на июль, к примеру, выде­ лено 20 тысяч тонн дизтоплива и 11 тысяч тонн бензина, что вполне достаточно. Но беда в том, что не все доходит до наших хозяйств. Тем не менее руки мы не опуска­ ем. У нас сложились неплохие отношения с компанией «ЮКОС*. И хотя мы перед ней в должниках, думается, и в этом году найдем общий язык. — Петр Сергеевич, волнует наших чи­ тателей и вот какой вопрос. А не уйдет ли на сторону урожай липецкого хлеба? —Опасения не напрасны. С хлебом пло­ хо ныне и у соседей, и по стране в целом. Потому охотников до нашего каравая на­ верняка будет немало. В этих условиях чрез­ вычайно важно выработать правильную це­ новую политику. Содной стороны, цена до­ лжна быть такой, чтобы хлеб не уходил на сторону и чтобы при этом крестьянин наш не оставался в накладе. А с другой сторо­ ны, она ведь не должна быть и чрезмерно высокой, что неизбежно ударит по карману каждого из нас, а особенно малоимущих. Так что тут есть над чем подумать. Беседовал Иван ЛЕСНИКОВ, редактор агропромышленного отдела *ЛГ». Ш И П Е Ц К А Я •^Ж г а а е т а Н О с и 7 ;1 и '1 Ц / и л Ю 1 = 0 / 4 С 1 Ж I СЕЗОН ЗАГОТОВКИ - I КРУГЛЫЙ ГОД «ЛЕБЕДЯНСКИЕ ВЕСТИ». П ищ ев о е [ предприятие «Дон* по-прежнему занима- ' ется переработкой натуральной продук- ^ ции, причем круглый год. В начале вес- I ны здесь вели заготовку и прием от на- I селения березового сока, купажировали I его с яблочным соком, клюквой, медом, I душистыми травами, то есть готовили 12 I наименований вкусной натуральной про- I дукции. I В настоящее время здесь ведут пере- I работку ягоды, на завод принято более I пяти тонн земляники. И она продолжает I поступать. Основным поставщиком явля- I ется население. Готовая продукция из земляники бу­ дет поступать в течение года в детские учреждения района, в торговую сеть з а ­ вода. Есть покупатели и из других облас­ тей. Сластены из Тулы, Воронежа и дру­ гих городов России охотно лакомятся про- I дуктами из свежих ягод. Сезон переработки только начинает- ся. Впереди консервация смородины, кры- й жовника, вишни, яблок. БУДУТ СТРОИТЬ ВАШ ДОМ I «ЗАДОНСКАЯ ПРАВДА». Строительная I организация «Задонская» (бывшая КГСО) заключила договор с ОГУП «Свой дом» на I производство работ по строительству ин- I дивидуального жилья и оказанию услуг, Й связанных с таковым строительством. Программа «Свой дом» дает возмож­ ность людям строить жилье по безналич- I ному расчету с рассрочкой до 10 лет. I Сейчас готовится докум ентация на 32 I дома, а два объекта уже находятся в ра ­ боте. В перечень же услуг входит под- II возка стройматериалов, выделение стро­ ительной техники, монтаж фундаментов, кирпичная кладка, отделочные работы и I т.д . к 370-ЛЕТИЮ СЕЛА ХЛЕБНОЕ «ДОНСКАЯ ПРАВДА». В районе развер­ нулись полномасштабные работы по под­ готовке к празднованию 370 -летия села Хлевное. Намечена большая программа по благоустройству села, которая вклю­ чает ремонт и асфальтирование дорог, строительство танцевальной площадки , обновление фасадов зданий и домов , мест отдыха населения. Планируются культурно-массовые и спортивные мероприятия. Готовится вы­ ставка -ярмарка авторских и коллектив­ ных творческих работ декоративно-при ­ кладного искусства, выставка детских ху­ дожественных работ по теме «С любо­ вью к родным местам». Будут организо­ ваны выступления местных поэтов и му­ зыкантов, фольклорных коллективов, гар­ монистов и частушечников , вокальных ансамблей и солистов. Итогом подготовительной работы до ­ лжен стать праздничный альбом, посвя­ щенный 370-летию села Хлевное. В день празднования, а это будет ориентировоч­ но 18 сентября, хлевенцев ждет чество­ вание тех, кто оставил заметный след в развитии села, встречи с интересными людьми, большой концерт участников ху­ дожественной самодеятельности района, ярмарка-продажа продукции сельскохо­ зяйственных кооперативов , выставки и фильмы о селе и его людях, массовые гулянья. 10 июля 1099 г . , № 133 ( 2 1 0 1 1 ) В ПУТЯТИНЕ - НОВАЯ АТС «ЗНАМЯ ОКТЯБРЯ». Недавно в Путяти­ не Добровского района вступила в число действующих построенная в этом году новая АТС «Евроквант» на 128 номеров. До этого в селе действовало 50 телефо­ нов. Новая станция построена частично за счет населения. ВЫПУСК в ШКОЛЕ ИСКУССТВ «ДОБРИНСКИЕ ВЕСТИ». В Добринской школе искусств состоялся четвертый вы­ пуск учащихся. Лучшие экзаменационные работы в виде натюрмортов, иллюстра­ ций к произведениям А.С. Пушкина пред­ ставили отличники — Ольга Осьмина, Ок­ сана Коробкина и Александра Смолен- цева — неоднократные призеры район­ ных конкурсов, а такж е лауреаты е ж е ­ годных смотров одвренных детей . Большинство выпускников намерены продолжить учебу на художественно-гра­ фическом и архитектурном факультетах вузов Липецка и Воронежа. Как уже сообщила наша газета, в Елецком п е д а ­ гогическом институте прошло засед ан и е «круглого стола», посвященное образованию в провинции. По ­ добные встречи журнал «Педагогика», один из ор ­ ганизаторов «КС», планирует провести и в других регионах России . Но первая состоялась в Ельце. И не случайно: в этом городе работают заинтересо­ ванные, болеющие душ ой за будущее страны, за судьбу российского образования , за детей наших люди . А речь шла о вещах серьезных: о соотноше­ нии федерального и регионального компонентов об ­ разования в системе непрерывного образования , о финансировании регионального образования, о пат­ риотическом воспитании, о роли науки в системе образования ... Владимир ТОНКИХ, до­ цент, начальник Департа­ мента науки и образования администрации Липецкой об­ ласти. — Сегодня самая болез­ ненная тема —финансирова­ ние. При таком дефиците средств есть соблазн учить не того, кто талантлив, а у кого кошелек побольше. В нашей области такого нет и не будет. Мы не имеем права опускать шлагбаум перед детьми из ма­ лообеспеченных семей, отда­ ленных районов. Среди них столько одаренных и ярких ребят! Вот только один факт. Юноша из Воловского района занял первое место на облас­ тной олимпиаде по информа­ тике, опередив учащихся ли­ пецких, елецких и других го­ родских школ с углубленным изучением предмета. Мы в своей области усиленно рабо­ таем по программе «Одарен­ ные дети*, первыми в России начали проводить предмет­ ные конкурсы по всем учеб­ ным дисциплинам, к нам толь­ ко-только начали подтяги­ ваться многие российские кол­ леги. И еще. В этом учебном году в области не закрыта даже самая малокомплектная школа, а три девятилетние реорганизованы в средние. Дети должны быть социаль­ но защищены, и прежде все­ го — иметь право на полно­ ценные знания в провинции. Александр ЮРОВ, канди­ дат психологических наук, заведующий кафедрой психо­ логии Таганрогского педаго­ гического института. — Говоря об образовании в провинции, надо иметь в виду провинциальный мента­ литет, а он складывается как бы из двух полярных момен­ тов: провинциальной самодос­ таточности (мы ничем не хуже других) и ощущения со­ бственной неполноценности (у нас все хуже, чем у других). Я думаю, что, исходя из этого, мы с вами и должны строить саму систему образо­ вания в провинциальном горо­ де. Нельзя закрыться от всех веяний и влияний извне, но и нельзя чувствовать себя на­ столько ущемленными, сми­ риться с тем, что мы ничего не можем достичь сами. Один важный нюанс: сегодня про­ винция ставит задачи не столько сохранения образова­ ния, сколько ограничения влияния, которое несет центр на периферию, —я говорю о СМИ, разрушающих челове­ ка. И здесь она, безусловно, права, ее тревога обоснова­ на... Евгений БЕЛОЗЕРЦЕВ, доктор педагогических наук, профессор, академик Между­ народной славянской акаде­ мии, заведующий кафедрой педагогики, проректор по научной работе ЕГПИ. —Мы вот говорим о реги­ ональном или провинциальном образовании. Почему возник этот вопрос? Причин несколь­ ко. Одна из них —политичес­ кая. Наши государственные деятели потеряли интерес к образованию —сфере глубин­ ной, инерционной, а значит не сразу дающей результат. А его хотят иметь за 500 дней или еще быстрее. Вторая причина — науч­ но-педагогическая. В послед­ нее время сформировался круг научных деятелей, зна­ токов нескольких иностран­ ных языков, но не своего ро­ дного. Они пытаются внед­ рить в наше сознание новые красивые слова, которые мы подхватываем не задумыва­ ясь. В вышедшей книге «Фи­ лософия образования XXI века*, в издании которой при­ нимали участие и двенадцать американских ученых, на пя­ тистах страницах мелькает новое словечко «менталеобра- зование». А речь идет о ма- го университета. Эксперимент, начатый сначала в двух школах, за­ хватил и объединил всех не­ безразличных к судьбе под­ растающего поколения лю­ дей. Прошло пять лет, и се­ годня еще десять школ рабо­ тают по программе русской национальной школы. Любовь ЧЕРНЫХ, канди­ дат педагогических наук, за­ ведующая роно Хлевенского района. — Добавлю: опираясь на принцип народности, как ос­ нову воспитания учащихся, мы не открывали ничего но­ вого. Известно, что на протя жении многих лет воспитани­ ем детей занималась сельская община. И мы, оценивая этот опыт, поняли: в отрыве от сельской семьи, окружающе­ го социума школа работать не может. Реализуя принцип народности, мы ввели предме­ ты «Русская культура», «Светочи России», «История региона*, краеведение и дру- профессор ЕГПИ. — В одном из недавних выступлений генерального прокурора прозвучала тре­ вожная мысль о том, что бес­ прецедентное количество бес­ призорных и Правонарушите­ лей в нашей стране связано с новым Законом об образова­ нии. Он, дескать, позволил школе оттолкнуть от себя це­ лую армию неугодных учени­ ков. Возможно, это происхо­ дит в столице и крупных го­ родах, но не у нас. Эту про­ блему мы пытаемся решать через непрерывность образо­ вания, то есть обеспечив пре­ емственность школы и вуза, приближая вузовскую теорию образования к практике шко­ лы. Здесь пролегает улица с двусторонним движением: вуз многое дает школе, но и сам черпает новое у педаго- гов-практиков. Владислав КРИВОНОС. — В провинциальном го­ роде меньше всего проблем О Б Р А З О В А Н И Е РУССКАЯ ШКОЛА НАГРАНИЦЕаолицы И ПРОВИНЦИИ нипулировании сознанием и поведением людей с помощью образования. Автор Гершун- ский и его компания предла­ гают вмешиваться в менталь­ ность народа, его ценностные святыни, что ведет, как вы до­ гадываетесь, к духовной ка­ тастрофе нации. И мы мол­ чим! А кое-кто принимает «но­ вации* на вооружение, обес­ печивает, так сказать, прак­ тическое их внедрение... Много вопросов вызывает ассоциация инновационных школ и центров, признающая инновационным образователь­ ное учреждение, в деятель­ ности которого реализуются иная по сравнению с массовой школой модель устройства жизни ребенка, а также при­ нципиально отличное, другое содержание труда педагогов. Печальнее всего, что наше уважаемое министерство при­ глашает именно этих авторов на коллегии и финансирует их «иную*, отличную от нашей, профессионально-педагоги­ ческую деятельность. Зоя АПАТЕНКО, первый заместитель главы админис­ трации Хлевенского района. —Москва —далеко. Ака­ демия образования —тоже, а пока они наверху спорят, мы в своем районе сами опреде­ лились, что нужно школе. Анализируя состояние об­ щества, видя, что выливает­ ся на головы детей с экранов телевидения и из других СМИ, предвидя дальнейшую агрессию западной культуры, мы решили: наши дети непре­ менно должны знать культу­ ру, историю и традиции свое­ го народа. Мы сделали нашу образовательную систему на­ ционально ориентированной. Ее стержень — воспитание патриотов, любящих свою большую и малую Родину. Идея развития русской наци­ ональной школы нашла под­ держку не только в среде пе­ дагогов и в администрации района, но и у родителей. На­ шими вдохновителями и на­ ставниками были ученые из ЕГПИ, Санкт-Петербургско- гие. При этом используем школьный и региональный компоненты образования, воз­ можности нашего базисного плана и опицремся на сельс­ кую образовательную среду, включающую ее жителей, ру­ ководителей всех культурно­ образовательных учрежде­ ний. Теперь в каждом селе шко­ ла, действительно, — куль­ турно -образовательный центр. Это подтвердила и рай­ онная родительская конферен­ ция «(Земья. Школа. Общест­ во*. Сессия райсовета приня­ ла рещение о создании куль­ турно-образовательного цент­ ра в районе и его компонен­ тов на селе. В нашей системе четко просматривается непре­ рывность образования: детс­ кий сад, школа, вуз. Евгений БЕЛОЗЕРЦЕВ. — В осуществлении на­ ших планов мы нуждаемся и в академическом знании. Для этого необходимо вернуться к уже наработанным формам отношений академической науки с научными центрами и школами в провинции. Кон­ такты можно восстановить на базе ЕГПИ, в частности, пос­ тоянно действующий семинар совместно с Российской Ака­ демией наук. Сегодня многие идеи рождаются не в Моск­ ве, а в регионах, в их цент­ рах, живущих самостоятель­ ной жизнью. Это, с одной сто­ роны, свидетельствует о твор­ ческом потенциале провин­ ции, но, с другой, ведет к ав- тономизации территорий, раз­ рушает единую духовную, образовательную среду... Владислав КРИВОНОС, доктор филологических наук, профессор, член-корреспон-, дейт Академии естественных наук, заведующий кафедрой русской литературы ЕГПИ. — Мы не должны забы­ вать, коллеги, что если слу­ чится провал в воспитании, то даже из самых образованных людей может возникнуть бес­ человечное общество. Ирина ПЛЕТЕНЕВА, до­ ктор педагогических наук. чисто академических, науч­ ных, а больше вопросов взаи­ мосвязи науки и практики, воспитания и образования. Вуз в провинции играет осо­ бую роль. Скажем, наша ка­ федра в течение ряда лет раз­ рабатывает тему «Русская провинциальная культура*. Начиная с 1990 года прове­ ден целый ряд конференций, которые вывели наш институт на международную арену. Значит, провинциальный го­ род обладает возможностями, позволяющими ему перешаг­ нуть свои привычные грани­ цы. Это при том, что нравы, которые демонстрирует сто­ лица, явно не могут, как в петровские времена, колони­ зировать провинцию... Начи­ нается процесс, как мне ка­ жется, обратный: здоровые силы, то духовное начало, которое в провинции сохраня­ ется, постепенно влияют на изменение духовного клима­ та в стране в целом. И идея Белозерцева о создании куль­ турно-образовательной среды имеет значение не только для провинции. Она способна ох­ ватить не один регион, но и всю Россию. Т ам ^ а СЕЛЕЗНЕВА, до­ цент ЕГПИ. — По-моему, надо гово­ рить не вообще о воспитании, а о конкретной ситуации в стране — о падении нрав­ ственности, потому что все ниже авторитет семьи, соци­ альная защита в стране отсут­ ствует, внешкольные учреж­ дения в силу финансовой бед­ ности не могут охватить всех детей. И мы, как за соломин­ ку, цепляемся за православ­ ную христианскую культуру. В нашей области есть по­ пытки создания региональной программы, которая способна помочь ликвидировать дефи­ цит нравственности. Тема «Я и Отечество* —разве это на­ правление не способствует формированию патриотизма? А «Я и природа* — экологи­ ческому воспитанию? А ког­ да дети говорят на тему «Я — человек* — не тогда ли формируются их понятия о человеческом достоинстве,Л|^ личностной значимости? НамЧ|^ надо работать в этом направ­ лении. Олег ДОВЖЕНКО, доктор философских наук, главный редактор вестника высшей школы «Альма-Матер». — Сегодня — хотите вы того или нет — произошла революция в образовании. И многие формы и виды дея­ тельности, к которым мы при­ выкли и которые нам удобны, — уже никому не нужны. Образование умерло — обра­ зование воскресло! Этот рубеж мы должны очень профессио­ нально отслеживать и, в час­ тности, через проблемы реги­ онализации провинции, кото­ рая дала и много хорошего, но, извините, и много плохо­ го. Здесь надо аккуратно взве­ шивать: где же мы выступа­ ем тормозом? Ведь сегодня перестройка захлебнулась не только из-за московских бю- ЦРР рократов и жуликов, но и из- за жуликов в провинции. Нам нужно учитывать, что внутри нас самих есть что-то, что мешает нормально жить и работать. Мы не можем под­ нять сами себя. Кинулись в реформы, к свободе, но кто сказал, что брать свободу — это не значит переживать тра­ гедию? В том числе и в обра­ зовании. Что же касается провин­ ции, о которой так много го­ ворили коллеги, в чистом, хо­ рошем смысле слова, то чего всем нам не хватает? Не хва­ тает инструментальности. Мы все полны благородного него­ дования, но гвоздя вбить пря­ мо не можем. А на Западе гвозди все ложатся прямо, зато благородного негодова­ ния нет... Мне понравился разговор, в конечном счете он выводит на конкретную практику, ко­ торая может быть реализова­ на через отдельные творчес­ кие коллективы, через пере­ ход к культурологической модели образования, основу которой составляет эмоцио­ нальный уровень отражения жизни, а не методика обуче­ ния. Не может физик быть физиком, если он не понима­ ет поэзии. Потому что все познается не на уровне мате­ матики или физики, а на уров­ не эмоционального пережива­ ния. Мне кажется, что орга­ низованная в Ельце школа идет по развитию культуро­ логической модели. Комментарий «ЛГ*. Да, ученый из Москвы прав: раз­ говор за «круглым столом* удался. Хотя на многие во­ просы ответы не прозвучали — трех часов для этого ока­ залось мало. Не получила, к примеру, развития тема под­ готовки педагогов для села, не удалось поразмышлять о том, хорошо или плохо, ког­ да один и тот же учитель ма­ локомплектной школы обуча­ ет разным дисциплинам, не идет ли это в ущерб знаниям учеников. Осталась «за кад­ ром* ситуация с учебниками. Их уже насчитывается около тысячи. Как отбирают их учи­ теля? Как относятся к поляр­ ным подходам и оценкам од­ ного предмета или явления разными авторами? Находят ли «золотую середину*? Об этом диалог, видимо, еще впе­ реди. Понятно, что снобизм сто­ лицы раздражает провинцию. И этот мотив возникал за «круглым столом* в Ельце. Но о противостоянии не гово­ рил никто. Скорее, большин­ ство было склонно искать пути для объединения уси­ лий, для выработки общих образовательных принципов. И слава Богу! Раздрая на Руси и без педагогов хвата­ ет. Их миссия—неразделять, а соединять, сближать, дости­ гать взаимопонимания и ду­ ховного обогащения. Тамара ФЕДЮКИНА, р. «Л: соб. кор ипецкои газеты». ' Г О Д П У Ш К И Н А . Ч И Т А Я И Р А З М Ы Ш Л Я Я - В л а д и сл а в З О Р И Н «в дни БУРНЫЕ ДЕРЖАВУ ТЫ ПРИЕМЛЕШЬ...» Несколько месяцев вплоть д о 6 июня на страницах «ЛГ » публикова­ лась серия эссе липецкого литера­ тора Владислава Зорина. Рубрика «Читая Пушкина» запомнилась и з а ­ интересовала. Но отшумел юбилей, и, каемся , редакция сочла естес­ твенным поставить на этом точку. Однако читателей «ЛГ» такое реше­ ние явно не устроило. «Неужели вы уподобитесь нашему ТВ, для кото­ рого что Чечня, чтокакая-нибудь ава­ рия или уголовное преступление, что Пушкин — все в одной цене? — спрашивали они. — Пока внове, пока отдаетсенсационным душком —кри­ чатдо хрипоты, а потом — переклю­ чаются на что-нибудь посвеж ее . Только Пушкин-то для россиян всег­ д а нов. Мы его не устаем открывать для себя, обнаруживая в сотни раз прочитанном неожиданную глубину и силу. Этим и продиктованы были заметки Владислава Зорина. А вы их оборвали... Почему? Только по­ тому, что минула юбилейная мта? Зря. В конце концов, весь 1999 год пушкинский, он весь проходит под знаком его юбилея, а вернее — его гения...» Редакция передала мнение читателей Владиславу Зорину. И он признался , что тоже подумывал о продолжении серии . Итак, снова Пуш кин . Вчера , сегодня , всегда . Читаем и размышляем... Мои студенческие годы выпали на де­ сятилетие правления Н С, Хрущева. Вна­ чале — разоблачение культа личности: нас собрали в актовом зале, и обкомовский лектор в общих чертах поведал о злодея­ ниях недавно почившего «вождя всех вре­ мен и народов». Потом была целина, куда мы ездили студенческим отрядом убирать урожай. Затем — кукурузная эпопея. Хоть и прозвали генсека «кукурузником», но ведь именно эта культура спасла, да и спасает теперь домашнюю живность на селе от па­ дежа. Наконец, добрались до культуры и об­ разования, Партии без этого никак нель­ зя. Вот тут-то и пошло-поехало... Генсек выдал, что профессорам и ученым нечего заживаться в столице (ишь, окопались!), надо поднимать провинцию, периферию. Светочи науки опечатали свои московские квартиры и двинулись в близлежащие го­ рода и веси. Но нет худа без добра, В Там­ бовском пединституте появились профес­ сора Московского университета Кравцов, Гессен, Морозова, Зелепукин, Двинянинов. Нашему выпуску повезло! Еще несколько примет времени: нача­ ли возвращаться из лагерей и тюрем реп­ рессированные,,. В общем, жилось инте­ ресно. Правда, нам, студентам, несмотря ни на что, почему-то еще и все время хо­ телось есть. Классическим способом при­ работка к стипендии была разгрузка леса с платформ на грузовом дворе ж.д. стан­ ции. Но случались и другие возможности заработать. Так мы, три друга, почти три мушкетера, оказались на сцене драмтеат- ра им. Луначарского в качестве статистов и в течение всего сезона изображали бояр в спектакле «Василиса Мелентьева». Пла­ тили нам по 2 рэ за выход. Тут-то нас и заметил недавно вернувшийся из ссылки актер Анатолий Берладин. Он как раз стал руководить в нашем институте театраль­ ной студией и задумал поставить несколь­ ко сцен из «Бориса Годунова». Ему тоже требовались «бояре». Обращение к пуш­ кинской трагедии было неслучайным. И наше прикосновение к ней побудило по- новому оценить происходящее вокруг, за­ думаться о пушкинских прозрениях по по­ воду власти и судеб России. Пушкин окончил трагедию в 1825 году, а через три года писал: «Изучение Шек­ спира, Карамзина и наших летописей дало мне мысль облечь в драматические фор­ мы одну из самых драматических эпох но­ вейшей истории...» (Предполагал ли он, что впереди у Отчизны будет еще столько дра­ матических событий, кровавых трагедий, от которых меркнут многие мрачные страни­ цы мировой истории? И свиток их еще не дочитан до конца и накануне 21 века. ...Бывший зэк актер Берладин, прошед­ ший все круги ГУЛАГа, был осужден толь­ ко за то, что служил импресарио у знаме­ нитой певицы Лидии Руслановой. А та, в свою очередь, попала в лагерь из-за мужа. А еще — за то, что на одном из приемов в Кремле в 1946 году, когда Сталин стал ее угощать черной икрой, не побоялась ска­ зать ему: «Вы бы лучше накормили мое голодающее Поволжье». У вождя вспыхну­ ли желтые глаза: «Послушай, так нельзя говорить...» — и отошел с блюдечком икры от певицы. Примерно в то время, когда мы стави­ ли «Бориса Годунова», Русланова приеха­ ла в Тамбов. Зал театра был забит кол­ хозниками из близлежащих хозяйств, до­ ставленными в кузовах грузовиков. Дыми­ лись самокрутки. «Давай «Валенки»! — «Все спою!» — и Лидия Андреевна до земли пок­ лонилась народу, свернувшему шею чер­ ной фашистской нечисти... ...Репетиции у нас шли полным ходом. Костюмы царя и бояр театр обещал вы­ дать напрокат в день спектакля. Декора­ ции сколачивали студенты, мало-мальски владевшие топором и молотком. Режиссер сумел втянуть в подготовку действа все кур­ сы и факультеты. Впрочем, энтузиазм ца­ рил тогда повсюду. Народ вроде бы пос­ вободней вздохнул, немного отдышался. «Оттепель» вдохновляла. Но ведь на мес­ тах оставались старые сталинские кадры. Они затаились, но не сдавались. Лукавы­ ми и преступными путями пробирались они к власти и не собирались ее отдавать. Да и не собираются, перекрасившись ныне в демократов и западников... Да, жалок тот, в ком совесть не чис­ та... Это — в подсознании, как у Годунова. Жажда власти, да и сама обретенная власть, как правило, приводят к трагедии. Впрочем, так было почти со всеми велики­ ми мира сего, добивавшимися трона все­ ми правдами и неправдами. Так было и с пушкинским Годуновым, у которого «маль­ чики кровавые в глазах». Наш мудрый режиссер выбрал для пос­ тановки сцену «(кремлевские палаты», где Воротынский спрашивает Шуйского: «Чем кончится тревога?» Изворотливый боярин отвечает: Чем кончится? Узнать немудрено; Народ ещ е повоюет да поплачет, Борис ещ е поморщится немного, Что пьяница пред чаркою вина, И наконец по милости своей Принять венец смиренно со гласится ; А там — а там он будет нами править По -пр ежн ем у . А Борис перед патриархом и боярами произносит как бы тронную речь: Обнажена моя душа пред вами: Вы видели, что я приемлю власть Великую со страхом и смиреньем. Сколь тяжела обязанность моя1 И наконец, «(Дарские палаты», когда Го­ дунов произносит знаменитый свой мо­ нолог: Дни долгие, дни власти безмятежной — Ни власть, ни жизнь меня не веселят ... Спектакль по замыслу должен был за­ канчиваться сценой прощания Годунова с сыном и наказом ему: Мне подданным во мраке б надлежало ; Но я достиг верховной власти ... Чем? Не спрашивай . Довольно. Ты невинен ... И вот последний прогон. Назавтра — сдача спектакля. Приглашены все инсти­ тутское руководство, представители рай­ кома и горкома партии. Ведь идеологи­ ческие отделы всех уровней строго кон­ тролировали зрелищные мероприятия, зорко следя за «правильным» воспита­ нием масс. И — никаких там намеков и выкрутасов. Сталин делал ошибки — парт­ ия это признала. Но чистоту рядов самой партии замутить никому не позволено! Такие тогда были установки, ... !^ы играли, как летали на крыльях. Каждый знал роль назубок, жесты и ми­ зансцены отработаны до автоматики, цар­ ские костюмы из театра давали еще боль­ шую возможность вжиться в роль. Блед­ ный Берладин сидел одиноко в первом ряду — он сделал свое дело. А мы играли на одном дыхании, совершенно забыв, что в зале — высокое начальство. И вот спек­ такль окончен. В зале, как говорят, мерт­ вая тишина: ни огонька, ни звука. Широ­ кий, как лещ, поднимается наш секретарь парткома. Он говорил и всегда-то через час по чайной ложке, а на сей раз осо­ бенно долго жевал губами прежде, чем произнести убийственную фразу: «(Поче­ му Годунов?.. На студенческой сцене? Бу­ дущим педагогам преподносят жизнь ца­ рей монархической России. Разве мало у нас современных пьес из жизни нашей советской молодежи?» Секретарь долго молчал. Потом добавил: «Костюмы хоро­ шие!» И сел. Горкомовский инструктор выкрикнул, не вставая: «Больше совре­ менности, товарищи!» Бедный Пушкин! Сколько же ему при жизни-то пришлось сражаться за каждую строчку с царед' ворцами, чиновниками всех рангов, с цен­ зорами, реакционными литераторами Сколько энергии, нервов потрачено! ...бессмы сленная чернь Изменчива, м ятежна , суеверна. Ле гко пустой надежде предана . Для истины глуха и равнодушна И баснями питается она — так «лукавый царедворец» Шуйский говорит о черни. На самом деле — это мысли самого поэта. При жизни Пушки­ на трагедия так и не была поставлена. ..^Берладин успокоил нас, а на следу ющий день пошел в обком. Что там про­ исходило? Нам неведомо, но через не сколько дней чеканные строки Пушкина все же вновь прозвучали на студенчес­ кой сцене... На снимке : бояре из «Годунова» слева — автор этих строк .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz