Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
'БЕЗХЛЕБА НЕОаДНЕИСЛ II (Окончание. Начало на 1-й стр.) Озимые, и это можно сегодня сказать твердо, устояли и перед майскими замороз ками, и перед жарой. По расчетам, каждый гектар способен дать не менее 20-22 цен тнеров зерна. Замечу особо, продовольствен ного зерна. За вычетом того, что уйдет на семена, это составит где-то в пределах по лумиллиона тонн. Плюс, что соберут еще в подсобных и фермерских хозяйствах. — Таким образом, зерна для обеспече ния хлебом, хлебобулочными изделиями, в области, по расчетам, будет даже с лих вой. Тем более, что есть ведь еще и яро вые, правда, за исключением, крупяных, которые пострадали от капризов погоды в большей мере. —Яровые пострадали, скорее, не от за морозков или жаркой погоды. А от грубого нарушения технологий. На что можно было рассчитывать, если в тех же Тербунском, Краснинском, Становлянском, Данковском районах посевы на значительной площади ^размещены по весновспашке? Впрочем уро жай крупяных, гречихи и проса в целом ;выглядит неплохо. Так что не только без хлеба, но и, образно выражаясь, без каши не_останемся. Сложнее дело с фуражными культурами, ячменем, овсом, которые и под морозило, и подсушило. — Но ведь, как говорится, Петр Серге евич, хлеб не тот, что на полях, а тот, что в закромах. Его убрать еще надо, довести до ума. Между тем с техникой, что ни год, все хуже и хуже. . —Да, вы правы. Что делается для того, чтобы убрать выращенный урожай? В об ласти сейчас около трех тысяч зерноубо рочных комбайнов. Если учесть, что зерно вых у нас где-то 600 тысяч, а с подсобны- "ми, фермерскими хозяйствами почти 700 тысяч гектаров, то нагрузка, как вы пони маете, довольно приличная. Надо ведь ско сить, обмолотить. В страде будет участво- мть примерно половина комбайнов. Чтобы решить проблему, немало сделано для обес- потения высокой готовности парка машин. Были подключены к этому спецмастер- ские: Матырская, Воринская, Задонская и другие. Сейчас изыскиваются пути, как [оплатить их услуги, в частности за счет [товарно-денежного кредита. Должны в этом участвовать, несомненно, и сами хозяйства по прямым договорам. Помимо того, есть договоренность с «Россельмашем» о постав ке к уборке ста «Донов*. За них уже запла чено, и началась их отгрузка. В создавшихся условиях чрезвычайно [важно в каждом хозяйстве, на каждом учас тке обеспечить рациональную организацию л'руда, чтобы было налажено эффективное техническое и бытовое обслуживание убо- 'рочной. Сейчас разрабатываются условия трудового соперничества на период сбора урожая, заготовки кормов, летне-осенних полевых работ. Как показывает опыт про шлого года, это позволяет хорошо заинте ресовать людей в успешном их проведении. — Вот вы говорили о трудностях с "запчастями, с ремонтом техники. А как дело обстоит с горюче-смазочными мате- 'рйалами, о дефиците которых можно ус лышать чуть ли не в каждом хозяйстве? — Действительно, обеспечение страды горюче-смазочными материалами —один из Самых сложных на сегодня вопросов. Во- первых — на что купить. Во-вторых, где купить. Области на июль, к примеру, выде лено 20 тысяч тонн дизтоплива и 11 тысяч тонн бензина, что вполне достаточно. Но беда в том, что не все доходит до наших хозяйств. Тем не менее руки мы не опуска ем. У нас сложились неплохие отношения с компанией «ЮКОС*. И хотя мы перед ней в должниках, думается, и в этом году найдем общий язык. — Петр Сергеевич, волнует наших чи тателей и вот какой вопрос. А не уйдет ли на сторону урожай липецкого хлеба? —Опасения не напрасны. С хлебом пло хо ныне и у соседей, и по стране в целом. Потому охотников до нашего каравая на верняка будет немало. В этих условиях чрез вычайно важно выработать правильную це новую политику. Содной стороны, цена до лжна быть такой, чтобы хлеб не уходил на сторону и чтобы при этом крестьянин наш не оставался в накладе. А с другой сторо ны, она ведь не должна быть и чрезмерно высокой, что неизбежно ударит по карману каждого из нас, а особенно малоимущих. Так что тут есть над чем подумать. Беседовал Иван ЛЕСНИКОВ, редактор агропромышленного отдела *ЛГ». Ш И П Е Ц К А Я •^Ж г а а е т а Н О с и 7 ;1 и '1 Ц / и л Ю 1 = 0 / 4 С 1 Ж I СЕЗОН ЗАГОТОВКИ - I КРУГЛЫЙ ГОД «ЛЕБЕДЯНСКИЕ ВЕСТИ». П ищ ев о е [ предприятие «Дон* по-прежнему занима- ' ется переработкой натуральной продук- ^ ции, причем круглый год. В начале вес- I ны здесь вели заготовку и прием от на- I селения березового сока, купажировали I его с яблочным соком, клюквой, медом, I душистыми травами, то есть готовили 12 I наименований вкусной натуральной про- I дукции. I В настоящее время здесь ведут пере- I работку ягоды, на завод принято более I пяти тонн земляники. И она продолжает I поступать. Основным поставщиком явля- I ется население. Готовая продукция из земляники бу дет поступать в течение года в детские учреждения района, в торговую сеть з а вода. Есть покупатели и из других облас тей. Сластены из Тулы, Воронежа и дру гих городов России охотно лакомятся про- I дуктами из свежих ягод. Сезон переработки только начинает- ся. Впереди консервация смородины, кры- й жовника, вишни, яблок. БУДУТ СТРОИТЬ ВАШ ДОМ I «ЗАДОНСКАЯ ПРАВДА». Строительная I организация «Задонская» (бывшая КГСО) заключила договор с ОГУП «Свой дом» на I производство работ по строительству ин- I дивидуального жилья и оказанию услуг, Й связанных с таковым строительством. Программа «Свой дом» дает возмож ность людям строить жилье по безналич- I ному расчету с рассрочкой до 10 лет. I Сейчас готовится докум ентация на 32 I дома, а два объекта уже находятся в ра боте. В перечень же услуг входит под- II возка стройматериалов, выделение стро ительной техники, монтаж фундаментов, кирпичная кладка, отделочные работы и I т.д . к 370-ЛЕТИЮ СЕЛА ХЛЕБНОЕ «ДОНСКАЯ ПРАВДА». В районе развер нулись полномасштабные работы по под готовке к празднованию 370 -летия села Хлевное. Намечена большая программа по благоустройству села, которая вклю чает ремонт и асфальтирование дорог, строительство танцевальной площадки , обновление фасадов зданий и домов , мест отдыха населения. Планируются культурно-массовые и спортивные мероприятия. Готовится вы ставка -ярмарка авторских и коллектив ных творческих работ декоративно-при кладного искусства, выставка детских ху дожественных работ по теме «С любо вью к родным местам». Будут организо ваны выступления местных поэтов и му зыкантов, фольклорных коллективов, гар монистов и частушечников , вокальных ансамблей и солистов. Итогом подготовительной работы до лжен стать праздничный альбом, посвя щенный 370-летию села Хлевное. В день празднования, а это будет ориентировоч но 18 сентября, хлевенцев ждет чество вание тех, кто оставил заметный след в развитии села, встречи с интересными людьми, большой концерт участников ху дожественной самодеятельности района, ярмарка-продажа продукции сельскохо зяйственных кооперативов , выставки и фильмы о селе и его людях, массовые гулянья. 10 июля 1099 г . , № 133 ( 2 1 0 1 1 ) В ПУТЯТИНЕ - НОВАЯ АТС «ЗНАМЯ ОКТЯБРЯ». Недавно в Путяти не Добровского района вступила в число действующих построенная в этом году новая АТС «Евроквант» на 128 номеров. До этого в селе действовало 50 телефо нов. Новая станция построена частично за счет населения. ВЫПУСК в ШКОЛЕ ИСКУССТВ «ДОБРИНСКИЕ ВЕСТИ». В Добринской школе искусств состоялся четвертый вы пуск учащихся. Лучшие экзаменационные работы в виде натюрмортов, иллюстра ций к произведениям А.С. Пушкина пред ставили отличники — Ольга Осьмина, Ок сана Коробкина и Александра Смолен- цева — неоднократные призеры район ных конкурсов, а такж е лауреаты е ж е годных смотров одвренных детей . Большинство выпускников намерены продолжить учебу на художественно-гра фическом и архитектурном факультетах вузов Липецка и Воронежа. Как уже сообщила наша газета, в Елецком п е д а гогическом институте прошло засед ан и е «круглого стола», посвященное образованию в провинции. По добные встречи журнал «Педагогика», один из ор ганизаторов «КС», планирует провести и в других регионах России . Но первая состоялась в Ельце. И не случайно: в этом городе работают заинтересо ванные, болеющие душ ой за будущее страны, за судьбу российского образования , за детей наших люди . А речь шла о вещах серьезных: о соотноше нии федерального и регионального компонентов об разования в системе непрерывного образования , о финансировании регионального образования, о пат риотическом воспитании, о роли науки в системе образования ... Владимир ТОНКИХ, до цент, начальник Департа мента науки и образования администрации Липецкой об ласти. — Сегодня самая болез ненная тема —финансирова ние. При таком дефиците средств есть соблазн учить не того, кто талантлив, а у кого кошелек побольше. В нашей области такого нет и не будет. Мы не имеем права опускать шлагбаум перед детьми из ма лообеспеченных семей, отда ленных районов. Среди них столько одаренных и ярких ребят! Вот только один факт. Юноша из Воловского района занял первое место на облас тной олимпиаде по информа тике, опередив учащихся ли пецких, елецких и других го родских школ с углубленным изучением предмета. Мы в своей области усиленно рабо таем по программе «Одарен ные дети*, первыми в России начали проводить предмет ные конкурсы по всем учеб ным дисциплинам, к нам толь ко-только начали подтяги ваться многие российские кол леги. И еще. В этом учебном году в области не закрыта даже самая малокомплектная школа, а три девятилетние реорганизованы в средние. Дети должны быть социаль но защищены, и прежде все го — иметь право на полно ценные знания в провинции. Александр ЮРОВ, канди дат психологических наук, заведующий кафедрой психо логии Таганрогского педаго гического института. — Говоря об образовании в провинции, надо иметь в виду провинциальный мента литет, а он складывается как бы из двух полярных момен тов: провинциальной самодос таточности (мы ничем не хуже других) и ощущения со бственной неполноценности (у нас все хуже, чем у других). Я думаю, что, исходя из этого, мы с вами и должны строить саму систему образо вания в провинциальном горо де. Нельзя закрыться от всех веяний и влияний извне, но и нельзя чувствовать себя на столько ущемленными, сми риться с тем, что мы ничего не можем достичь сами. Один важный нюанс: сегодня про винция ставит задачи не столько сохранения образова ния, сколько ограничения влияния, которое несет центр на периферию, —я говорю о СМИ, разрушающих челове ка. И здесь она, безусловно, права, ее тревога обоснова на... Евгений БЕЛОЗЕРЦЕВ, доктор педагогических наук, профессор, академик Между народной славянской акаде мии, заведующий кафедрой педагогики, проректор по научной работе ЕГПИ. —Мы вот говорим о реги ональном или провинциальном образовании. Почему возник этот вопрос? Причин несколь ко. Одна из них —политичес кая. Наши государственные деятели потеряли интерес к образованию —сфере глубин ной, инерционной, а значит не сразу дающей результат. А его хотят иметь за 500 дней или еще быстрее. Вторая причина — науч но-педагогическая. В послед нее время сформировался круг научных деятелей, зна токов нескольких иностран ных языков, но не своего ро дного. Они пытаются внед рить в наше сознание новые красивые слова, которые мы подхватываем не задумыва ясь. В вышедшей книге «Фи лософия образования XXI века*, в издании которой при нимали участие и двенадцать американских ученых, на пя тистах страницах мелькает новое словечко «менталеобра- зование». А речь идет о ма- го университета. Эксперимент, начатый сначала в двух школах, за хватил и объединил всех не безразличных к судьбе под растающего поколения лю дей. Прошло пять лет, и се годня еще десять школ рабо тают по программе русской национальной школы. Любовь ЧЕРНЫХ, канди дат педагогических наук, за ведующая роно Хлевенского района. — Добавлю: опираясь на принцип народности, как ос нову воспитания учащихся, мы не открывали ничего но вого. Известно, что на протя жении многих лет воспитани ем детей занималась сельская община. И мы, оценивая этот опыт, поняли: в отрыве от сельской семьи, окружающе го социума школа работать не может. Реализуя принцип народности, мы ввели предме ты «Русская культура», «Светочи России», «История региона*, краеведение и дру- профессор ЕГПИ. — В одном из недавних выступлений генерального прокурора прозвучала тре вожная мысль о том, что бес прецедентное количество бес призорных и Правонарушите лей в нашей стране связано с новым Законом об образова нии. Он, дескать, позволил школе оттолкнуть от себя це лую армию неугодных учени ков. Возможно, это происхо дит в столице и крупных го родах, но не у нас. Эту про блему мы пытаемся решать через непрерывность образо вания, то есть обеспечив пре емственность школы и вуза, приближая вузовскую теорию образования к практике шко лы. Здесь пролегает улица с двусторонним движением: вуз многое дает школе, но и сам черпает новое у педаго- гов-практиков. Владислав КРИВОНОС. — В провинциальном го роде меньше всего проблем О Б Р А З О В А Н И Е РУССКАЯ ШКОЛА НАГРАНИЦЕаолицы И ПРОВИНЦИИ нипулировании сознанием и поведением людей с помощью образования. Автор Гершун- ский и его компания предла гают вмешиваться в менталь ность народа, его ценностные святыни, что ведет, как вы до гадываетесь, к духовной ка тастрофе нации. И мы мол чим! А кое-кто принимает «но вации* на вооружение, обес печивает, так сказать, прак тическое их внедрение... Много вопросов вызывает ассоциация инновационных школ и центров, признающая инновационным образователь ное учреждение, в деятель ности которого реализуются иная по сравнению с массовой школой модель устройства жизни ребенка, а также при нципиально отличное, другое содержание труда педагогов. Печальнее всего, что наше уважаемое министерство при глашает именно этих авторов на коллегии и финансирует их «иную*, отличную от нашей, профессионально-педагоги ческую деятельность. Зоя АПАТЕНКО, первый заместитель главы админис трации Хлевенского района. —Москва —далеко. Ака демия образования —тоже, а пока они наверху спорят, мы в своем районе сами опреде лились, что нужно школе. Анализируя состояние об щества, видя, что выливает ся на головы детей с экранов телевидения и из других СМИ, предвидя дальнейшую агрессию западной культуры, мы решили: наши дети непре менно должны знать культу ру, историю и традиции свое го народа. Мы сделали нашу образовательную систему на ционально ориентированной. Ее стержень — воспитание патриотов, любящих свою большую и малую Родину. Идея развития русской наци ональной школы нашла под держку не только в среде пе дагогов и в администрации района, но и у родителей. На шими вдохновителями и на ставниками были ученые из ЕГПИ, Санкт-Петербургско- гие. При этом используем школьный и региональный компоненты образования, воз можности нашего базисного плана и опицремся на сельс кую образовательную среду, включающую ее жителей, ру ководителей всех культурно образовательных учрежде ний. Теперь в каждом селе шко ла, действительно, — куль турно -образовательный центр. Это подтвердила и рай онная родительская конферен ция «(Земья. Школа. Общест во*. Сессия райсовета приня ла рещение о создании куль турно-образовательного цент ра в районе и его компонен тов на селе. В нашей системе четко просматривается непре рывность образования: детс кий сад, школа, вуз. Евгений БЕЛОЗЕРЦЕВ. — В осуществлении на ших планов мы нуждаемся и в академическом знании. Для этого необходимо вернуться к уже наработанным формам отношений академической науки с научными центрами и школами в провинции. Кон такты можно восстановить на базе ЕГПИ, в частности, пос тоянно действующий семинар совместно с Российской Ака демией наук. Сегодня многие идеи рождаются не в Моск ве, а в регионах, в их цент рах, живущих самостоятель ной жизнью. Это, с одной сто роны, свидетельствует о твор ческом потенциале провин ции, но, с другой, ведет к ав- тономизации территорий, раз рушает единую духовную, образовательную среду... Владислав КРИВОНОС, доктор филологических наук, профессор, член-корреспон-, дейт Академии естественных наук, заведующий кафедрой русской литературы ЕГПИ. — Мы не должны забы вать, коллеги, что если слу чится провал в воспитании, то даже из самых образованных людей может возникнуть бес человечное общество. Ирина ПЛЕТЕНЕВА, до ктор педагогических наук. чисто академических, науч ных, а больше вопросов взаи мосвязи науки и практики, воспитания и образования. Вуз в провинции играет осо бую роль. Скажем, наша ка федра в течение ряда лет раз рабатывает тему «Русская провинциальная культура*. Начиная с 1990 года прове ден целый ряд конференций, которые вывели наш институт на международную арену. Значит, провинциальный го род обладает возможностями, позволяющими ему перешаг нуть свои привычные грани цы. Это при том, что нравы, которые демонстрирует сто лица, явно не могут, как в петровские времена, колони зировать провинцию... Начи нается процесс, как мне ка жется, обратный: здоровые силы, то духовное начало, которое в провинции сохраня ется, постепенно влияют на изменение духовного клима та в стране в целом. И идея Белозерцева о создании куль турно-образовательной среды имеет значение не только для провинции. Она способна ох ватить не один регион, но и всю Россию. Т ам ^ а СЕЛЕЗНЕВА, до цент ЕГПИ. — По-моему, надо гово рить не вообще о воспитании, а о конкретной ситуации в стране — о падении нрав ственности, потому что все ниже авторитет семьи, соци альная защита в стране отсут ствует, внешкольные учреж дения в силу финансовой бед ности не могут охватить всех детей. И мы, как за соломин ку, цепляемся за православ ную христианскую культуру. В нашей области есть по пытки создания региональной программы, которая способна помочь ликвидировать дефи цит нравственности. Тема «Я и Отечество* —разве это на правление не способствует формированию патриотизма? А «Я и природа* — экологи ческому воспитанию? А ког да дети говорят на тему «Я — человек* — не тогда ли формируются их понятия о человеческом достоинстве,Л|^ личностной значимости? НамЧ|^ надо работать в этом направ лении. Олег ДОВЖЕНКО, доктор философских наук, главный редактор вестника высшей школы «Альма-Матер». — Сегодня — хотите вы того или нет — произошла революция в образовании. И многие формы и виды дея тельности, к которым мы при выкли и которые нам удобны, — уже никому не нужны. Образование умерло — обра зование воскресло! Этот рубеж мы должны очень профессио нально отслеживать и, в час тности, через проблемы реги онализации провинции, кото рая дала и много хорошего, но, извините, и много плохо го. Здесь надо аккуратно взве шивать: где же мы выступа ем тормозом? Ведь сегодня перестройка захлебнулась не только из-за московских бю- ЦРР рократов и жуликов, но и из- за жуликов в провинции. Нам нужно учитывать, что внутри нас самих есть что-то, что мешает нормально жить и работать. Мы не можем под нять сами себя. Кинулись в реформы, к свободе, но кто сказал, что брать свободу — это не значит переживать тра гедию? В том числе и в обра зовании. Что же касается провин ции, о которой так много го ворили коллеги, в чистом, хо рошем смысле слова, то чего всем нам не хватает? Не хва тает инструментальности. Мы все полны благородного него дования, но гвоздя вбить пря мо не можем. А на Западе гвозди все ложатся прямо, зато благородного негодова ния нет... Мне понравился разговор, в конечном счете он выводит на конкретную практику, ко торая может быть реализова на через отдельные творчес кие коллективы, через пере ход к культурологической модели образования, основу которой составляет эмоцио нальный уровень отражения жизни, а не методика обуче ния. Не может физик быть физиком, если он не понима ет поэзии. Потому что все познается не на уровне мате матики или физики, а на уров не эмоционального пережива ния. Мне кажется, что орга низованная в Ельце школа идет по развитию культуро логической модели. Комментарий «ЛГ*. Да, ученый из Москвы прав: раз говор за «круглым столом* удался. Хотя на многие во просы ответы не прозвучали — трех часов для этого ока залось мало. Не получила, к примеру, развития тема под готовки педагогов для села, не удалось поразмышлять о том, хорошо или плохо, ког да один и тот же учитель ма локомплектной школы обуча ет разным дисциплинам, не идет ли это в ущерб знаниям учеников. Осталась «за кад ром* ситуация с учебниками. Их уже насчитывается около тысячи. Как отбирают их учи теля? Как относятся к поляр ным подходам и оценкам од ного предмета или явления разными авторами? Находят ли «золотую середину*? Об этом диалог, видимо, еще впе реди. Понятно, что снобизм сто лицы раздражает провинцию. И этот мотив возникал за «круглым столом* в Ельце. Но о противостоянии не гово рил никто. Скорее, большин ство было склонно искать пути для объединения уси лий, для выработки общих образовательных принципов. И слава Богу! Раздрая на Руси и без педагогов хвата ет. Их миссия—неразделять, а соединять, сближать, дости гать взаимопонимания и ду ховного обогащения. Тамара ФЕДЮКИНА, р. «Л: соб. кор ипецкои газеты». ' Г О Д П У Ш К И Н А . Ч И Т А Я И Р А З М Ы Ш Л Я Я - В л а д и сл а в З О Р И Н «в дни БУРНЫЕ ДЕРЖАВУ ТЫ ПРИЕМЛЕШЬ...» Несколько месяцев вплоть д о 6 июня на страницах «ЛГ » публикова лась серия эссе липецкого литера тора Владислава Зорина. Рубрика «Читая Пушкина» запомнилась и з а интересовала. Но отшумел юбилей, и, каемся , редакция сочла естес твенным поставить на этом точку. Однако читателей «ЛГ» такое реше ние явно не устроило. «Неужели вы уподобитесь нашему ТВ, для кото рого что Чечня, чтокакая-нибудь ава рия или уголовное преступление, что Пушкин — все в одной цене? — спрашивали они. — Пока внове, пока отдаетсенсационным душком —кри чатдо хрипоты, а потом — переклю чаются на что-нибудь посвеж ее . Только Пушкин-то для россиян всег д а нов. Мы его не устаем открывать для себя, обнаруживая в сотни раз прочитанном неожиданную глубину и силу. Этим и продиктованы были заметки Владислава Зорина. А вы их оборвали... Почему? Только по тому, что минула юбилейная мта? Зря. В конце концов, весь 1999 год пушкинский, он весь проходит под знаком его юбилея, а вернее — его гения...» Редакция передала мнение читателей Владиславу Зорину. И он признался , что тоже подумывал о продолжении серии . Итак, снова Пуш кин . Вчера , сегодня , всегда . Читаем и размышляем... Мои студенческие годы выпали на де сятилетие правления Н С, Хрущева. Вна чале — разоблачение культа личности: нас собрали в актовом зале, и обкомовский лектор в общих чертах поведал о злодея ниях недавно почившего «вождя всех вре мен и народов». Потом была целина, куда мы ездили студенческим отрядом убирать урожай. Затем — кукурузная эпопея. Хоть и прозвали генсека «кукурузником», но ведь именно эта культура спасла, да и спасает теперь домашнюю живность на селе от па дежа. Наконец, добрались до культуры и об разования, Партии без этого никак нель зя. Вот тут-то и пошло-поехало... Генсек выдал, что профессорам и ученым нечего заживаться в столице (ишь, окопались!), надо поднимать провинцию, периферию. Светочи науки опечатали свои московские квартиры и двинулись в близлежащие го рода и веси. Но нет худа без добра, В Там бовском пединституте появились профес сора Московского университета Кравцов, Гессен, Морозова, Зелепукин, Двинянинов. Нашему выпуску повезло! Еще несколько примет времени: нача ли возвращаться из лагерей и тюрем реп рессированные,,. В общем, жилось инте ресно. Правда, нам, студентам, несмотря ни на что, почему-то еще и все время хо телось есть. Классическим способом при работка к стипендии была разгрузка леса с платформ на грузовом дворе ж.д. стан ции. Но случались и другие возможности заработать. Так мы, три друга, почти три мушкетера, оказались на сцене драмтеат- ра им. Луначарского в качестве статистов и в течение всего сезона изображали бояр в спектакле «Василиса Мелентьева». Пла тили нам по 2 рэ за выход. Тут-то нас и заметил недавно вернувшийся из ссылки актер Анатолий Берладин. Он как раз стал руководить в нашем институте театраль ной студией и задумал поставить несколь ко сцен из «Бориса Годунова». Ему тоже требовались «бояре». Обращение к пуш кинской трагедии было неслучайным. И наше прикосновение к ней побудило по- новому оценить происходящее вокруг, за думаться о пушкинских прозрениях по по воду власти и судеб России. Пушкин окончил трагедию в 1825 году, а через три года писал: «Изучение Шек спира, Карамзина и наших летописей дало мне мысль облечь в драматические фор мы одну из самых драматических эпох но вейшей истории...» (Предполагал ли он, что впереди у Отчизны будет еще столько дра матических событий, кровавых трагедий, от которых меркнут многие мрачные страни цы мировой истории? И свиток их еще не дочитан до конца и накануне 21 века. ...Бывший зэк актер Берладин, прошед ший все круги ГУЛАГа, был осужден толь ко за то, что служил импресарио у знаме нитой певицы Лидии Руслановой. А та, в свою очередь, попала в лагерь из-за мужа. А еще — за то, что на одном из приемов в Кремле в 1946 году, когда Сталин стал ее угощать черной икрой, не побоялась ска зать ему: «Вы бы лучше накормили мое голодающее Поволжье». У вождя вспыхну ли желтые глаза: «Послушай, так нельзя говорить...» — и отошел с блюдечком икры от певицы. Примерно в то время, когда мы стави ли «Бориса Годунова», Русланова приеха ла в Тамбов. Зал театра был забит кол хозниками из близлежащих хозяйств, до ставленными в кузовах грузовиков. Дыми лись самокрутки. «Давай «Валенки»! — «Все спою!» — и Лидия Андреевна до земли пок лонилась народу, свернувшему шею чер ной фашистской нечисти... ...Репетиции у нас шли полным ходом. Костюмы царя и бояр театр обещал вы дать напрокат в день спектакля. Декора ции сколачивали студенты, мало-мальски владевшие топором и молотком. Режиссер сумел втянуть в подготовку действа все кур сы и факультеты. Впрочем, энтузиазм ца рил тогда повсюду. Народ вроде бы пос вободней вздохнул, немного отдышался. «Оттепель» вдохновляла. Но ведь на мес тах оставались старые сталинские кадры. Они затаились, но не сдавались. Лукавы ми и преступными путями пробирались они к власти и не собирались ее отдавать. Да и не собираются, перекрасившись ныне в демократов и западников... Да, жалок тот, в ком совесть не чис та... Это — в подсознании, как у Годунова. Жажда власти, да и сама обретенная власть, как правило, приводят к трагедии. Впрочем, так было почти со всеми велики ми мира сего, добивавшимися трона все ми правдами и неправдами. Так было и с пушкинским Годуновым, у которого «маль чики кровавые в глазах». Наш мудрый режиссер выбрал для пос тановки сцену «(кремлевские палаты», где Воротынский спрашивает Шуйского: «Чем кончится тревога?» Изворотливый боярин отвечает: Чем кончится? Узнать немудрено; Народ ещ е повоюет да поплачет, Борис ещ е поморщится немного, Что пьяница пред чаркою вина, И наконец по милости своей Принять венец смиренно со гласится ; А там — а там он будет нами править По -пр ежн ем у . А Борис перед патриархом и боярами произносит как бы тронную речь: Обнажена моя душа пред вами: Вы видели, что я приемлю власть Великую со страхом и смиреньем. Сколь тяжела обязанность моя1 И наконец, «(Дарские палаты», когда Го дунов произносит знаменитый свой мо нолог: Дни долгие, дни власти безмятежной — Ни власть, ни жизнь меня не веселят ... Спектакль по замыслу должен был за канчиваться сценой прощания Годунова с сыном и наказом ему: Мне подданным во мраке б надлежало ; Но я достиг верховной власти ... Чем? Не спрашивай . Довольно. Ты невинен ... И вот последний прогон. Назавтра — сдача спектакля. Приглашены все инсти тутское руководство, представители рай кома и горкома партии. Ведь идеологи ческие отделы всех уровней строго кон тролировали зрелищные мероприятия, зорко следя за «правильным» воспита нием масс. И — никаких там намеков и выкрутасов. Сталин делал ошибки — парт ия это признала. Но чистоту рядов самой партии замутить никому не позволено! Такие тогда были установки, ... !^ы играли, как летали на крыльях. Каждый знал роль назубок, жесты и ми зансцены отработаны до автоматики, цар ские костюмы из театра давали еще боль шую возможность вжиться в роль. Блед ный Берладин сидел одиноко в первом ряду — он сделал свое дело. А мы играли на одном дыхании, совершенно забыв, что в зале — высокое начальство. И вот спек такль окончен. В зале, как говорят, мерт вая тишина: ни огонька, ни звука. Широ кий, как лещ, поднимается наш секретарь парткома. Он говорил и всегда-то через час по чайной ложке, а на сей раз осо бенно долго жевал губами прежде, чем произнести убийственную фразу: «(Поче му Годунов?.. На студенческой сцене? Бу дущим педагогам преподносят жизнь ца рей монархической России. Разве мало у нас современных пьес из жизни нашей советской молодежи?» Секретарь долго молчал. Потом добавил: «Костюмы хоро шие!» И сел. Горкомовский инструктор выкрикнул, не вставая: «Больше совре менности, товарищи!» Бедный Пушкин! Сколько же ему при жизни-то пришлось сражаться за каждую строчку с царед' ворцами, чиновниками всех рангов, с цен зорами, реакционными литераторами Сколько энергии, нервов потрачено! ...бессмы сленная чернь Изменчива, м ятежна , суеверна. Ле гко пустой надежде предана . Для истины глуха и равнодушна И баснями питается она — так «лукавый царедворец» Шуйский говорит о черни. На самом деле — это мысли самого поэта. При жизни Пушки на трагедия так и не была поставлена. ..^Берладин успокоил нас, а на следу ющий день пошел в обком. Что там про исходило? Нам неведомо, но через не сколько дней чеканные строки Пушкина все же вновь прозвучали на студенчес кой сцене... На снимке : бояре из «Годунова» слева — автор этих строк .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz