Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

2 и ю л . 1999 г . , N . И 7 (21008 ) ■ В настоящее время в пар­ ке курорта погибает краси­ вейшая аллея. Целыми де­ сятками вырубаются веко­ вые засыхающие деревья, торчат ободранные пни, а новые деревья не подсажи­ вают. Погиб и пошел в метал­ лолом очень интересный, еще в 1930 г. существовав- ный от безобразного окруже­ ния, он будет служить укра­ шением города. Одно время додумались до форменного головотяпст­ ва — предложили одному художнику снять половину шпиля, и на оставшийся пос­ тавить бюст Ленина. Хоро­ шо, что художник отказал­ ся от этой работы и убедил Липецку природа дала все, чтобы стать одним из красивейших городов средней полосы России. Но люди с давних пор вар­ варски относятся и к при­ роде, и к произведениям искусства, архитектуры и к другим культурным цен­ ностям, уцелевшим в Ли­ пецке. Многие красивей­ шие места как бы нарочно, без всякой необходимости, загаживались, уничтожа- : лись красивейшие зда­ ния. Редкий по своей кра­ соте и по качествам воды Петровский пруд превра- . щается в болото. Ключи в Каменном логу, питающие речку Липовку и проточ- : ный пруд среди города, затягиваются песком и ! мелким камнем. Первобытный способ : разработки каменных ! карьеров в верховьях ов- рага способствует скорей- : шей гибели ценного источ- ! ника и образует мощные : насыпи песка и мелкого камня на реке Воронеже, быстро и верно удаляя ее : от города и заболачивая I берега. На это зло, с ко- ■торым нужно и можно бо- ; роться, мы смотрим рав- : нодушно. Но в других слу- йчаях мы проявляем боль- ■Ш ую энергию и поспеш- ЗАВЕЩАНИЕ ЧТОБЫ ЗНАТЬ, НАДО ХРАНИТЬ... Иногда строки, написанные много лет назад, начинают звучать остро и актуально. Уже очень пожилым человеком Владимир Илларионович Жуков с болью писал об утраченных памятниках старины, пытаясь ос­ теречь тех, кто идет на смену, от бездумного и легкого разрушения свидетельств минувшего. ность — в 1920-21 гг. раз­ рушено стильное здание в Нижнем парке, так называ­ емый, — «Бювет» над мине­ ральным колодцем эпохи Александра I. Вместо задел­ ки небольшой трещины, об­ разовавшейся давно и не представлявшей опасности здание было разрушено и ма­ териал пошел, главным об­ разом, на утрамбовку доро­ жек в парке. Разрушение было произведено быстро, никто не сумел его предуп­ редить, и город лишился са­ мого красивого здания... ший, фонтан из 17 старин­ ных пушек и чугунных боль­ ших лягушек. Туда же по­ шел громадный молот Пет­ ровского чугунного завода, стоявший на площадке у курзала, ядра и несколько пушек и знаменитая полоса, по преданию кованная со­ бственноручно Петром I... Памятник Петру I в са­ мом центре города находил­ ся в безобразном состоянии. ...Этот памятник является характерным представите­ лем своей эпохи, хорошо под­ держанный и освобожден- предлагавшим ему совер­ шить это варварство, что память Ильича требует осо­ бого специального памятни­ ка, и постановка его бюста на чужом постаменте будет оскорбительна для его памя­ ти. Еще в Липецке есть ху­ дожественное произведение, ежегодно подвергающееся риску быть разбитым и уничтоженным, — это гип­ совый слепок с головы Пет­ ра I на памятнике работы Колло Фальконе в Ленингра­ де, на берегу Невы. Он на­ ходится в вестибюле ван­ ного здания курорта, и во время ежегодных ремон­ тов то переносится в угол, то на пол, и после ремон­ та грубо белится мелом. Стоит он не на своем вид­ ном прежнем месте, а в темном углу вестибюля. На его прежнем месте ви­ сят два маленьких деше­ веньких портрета во­ ждей... Далее В.И. Жуков пе­ речисляет те памятники, на которые «следует об­ ратить внимание»: доска чугунная с изображением куска руды, руки и топо­ ра, вделанная в стену ван­ ного здания, здание быв­ шей заводской конторы, тяжелая плита, чугун­ ная, с грубо отпечатанной на ней надписью «Л.Л.З. № 1» (Липецкий литей­ ный завод № 1), пушки, якоря и другие предме­ ты, являющиеся «вещес­ твенным доказательством существования Липецких заводов Петра I», кото­ рые «за самое последнее время стали исчезать бла­ годаря легкому отноше­ нию обывателя к своей старине». А заканчивается пись­ мо так: «...следует напом­ нить, что говорили о на­ следстве истории и куль­ туры все лучшие писате­ ли и мыслители: «Без зна­ ния своей истории и без любви к своей Родине нельзя построить новую жизнь». А для того, что­ бы знать свою историю, надо сохранить ее памят­ ники». Лилия КУЧНО, зав.отделом природы ЛОКС. «ЛИЧНО р я СЕБЯ НИЧЕГО НЕ ПРИОБРЕЛ...» я призывал людей к веселью, Я веру в лучшее вселял, Дворец и нищенскую келью Своим стихом я примирял. М еня торжественно речами , Цветами, лаврами встречали... Все говорили: он мудрец ! Чтоб людям показать пример, Я жить стал так, ка к в песнях п е л . .. И все сказали : он глупец! Эти стихи принадлежат одному из основателей Липецкого музея , краеведу , художнику и поэту Вла ­ дим иру Илларионовичу Жукову. В нашем музее сохранен мемориаль­ ный фонд Жукова, насчитывающий 4 9 5 единиц. 'ГА ...Начало его жизни напомина- ' ет судьбу диккенсовских героев. Отец —отставной солдат. Мать — 5бывшая крепостная крестьянка ! генерал-майора Иллариона Жуко- 5-ва, Дуняша,— продолжала слу- : жить в семье Жуковых прачкой. Предположительно, она была ро- ! дом из с. Елизаветино Задонского : уезда Воронежской губернии, при- ' надлежащего Жуковым. В ноябре ^1870 года у Дуняши родился де­ вятый ребенок. Средств для его воспитания в семье не было, в доме ! царили бедность и туберкулез. Ви­ димо, поэтому мать и подкинула мальчика бездетной дочери гене­ рал-майора Е.И. Атрыганьевой. Через 12 лет мальчика усынови­ ли. Владимир обрел фамилию и отчество, но к роду Жуковых при­ числен не был и впоследствии ни­ когда не участвовал в дворянских выборах. И все же такое измене­ ние в судьбе как будто бы откры­ вало перед Владимиром блестящие перспективы. Его даже отдали в привилегированное учебное заве­ дение, но... На третьем году обу­ чения он, затравленный прозви­ щем «подкидыш», бросил учение. К тому же мальчик заболел воспа­ лением легких. После выздоровле­ ния Владимир был отправлен в Александровну, имение Атрыгань- евых, где помогал по хозяйству. 1887 год. Умирает Екатерина Илларионовна Атрыганьева, заве­ щав свой хутор ему. Наследство не­ велико, доход от него ничтожный, : к тому же хутор дважды заложен в банке. В автобиографии Жуков потом напишет: «Я никогда не ис- кал теплых местечек и легкого труда, всегда надеялся только на ; свои руки, на свой труд». Следуя Ь этому правилу, он сдал хутор в Г ' аренду и поступил учеником сле- саря на станцию Грязи, потом ра- / ботал кочегаром на товарном поез- й Но ему хотелось учиться. Он ^ едет в Москву, занимается рисо- ^ ванием и черчением в студии ху­ дожника Савича, одновременно служит в Румянцевском музее, в отделе рукописей по истории ма­ сонства, изучает Лессинга, Сен-Си­ мона, Новикова, Фурье, Оуэна. Это оказало большое влияние на его жизненные взгляды. Под руководством декоратора Гельцера работает в Малом Мос­ ковском театре, где знакомится со многими артистами. Сохранилось немало фотокарточек и писем ар- 17 тистов с трогательными надпися- ми. Великая М.Н. Ермолова сде- | лала дарственную надпись: «Один из двух миров избрать ты должен, ш. и раз избрав, возврата нет тебе», тем самым утвердив его в роли служителя искусства. Снимки, 9 подаренные Ж!укову, хранятся в % I фондах Липецкого музея. Как и многим молодым людям, Жукову казалось, что пользу Отечес­ тву можно приносить только живя в столице. Он решил бросить хутор, однако в 1891 году в Александровке и по всей округе вспыхнула холера, начался голод. Крестьяне избрали Владимира Илларионовича санитар­ ным попечителем по борьбе с бедстви­ ем, а также членом сельского попе­ чительства международного общест­ ва Красного Креста по Ивовской во­ лости задонского уезда. Жуков по­ нял, что и в деревне он сможет при­ носить «некоторую пользу». «Надо полюбить народ», —писал Жуков. И он его действительно лю­ бил. В самые тяжелые годы эпиде­ мии ездил из деревни в деревню, что­ бы помочь людям, облегчить их стра­ дания, по возможности предотвратить новые вспышки болезни. В одной из таких крестьянских изб Жуков встре­ тил княжну Марию Аполлоновну Во­ лконскую, ухаживающую за холер­ ными детьми и женщиной. Отец Ма­ рии Аполлоновны, князь Волконский, принадлежал к обедневшей ветви рода знаменитого декабриста. Влади­ мир Илларионович и Мария Аполло­ новна полюбили друг друга. Но ее родители, особенно мать, не давали согласия на брак, считая его нерав­ ным. В 1893 году ЗКуков в третий раз заболел воспалением легких, а потом у него пошла горлом кровь: туберку­ лез. Денег на серьезное лечение не хватало. Жуков вынужден был про­ дать лес, благодаря чему смог уехать в Севастополь. Морской воздух не­ сколько поправил его здоровье, он даже совершил 4 рейса в качестве матроса-любителя на парусных шху нах, привез много зарисовок. Возвратился Жуков домой не­ сколько окрепшим, но его здоровье на всю жизнь осталось слабым. И тог­ да же в Липецке тайно обвенчался "с Марией Аполлоновной. Родители Во­ лконской смирились со случившим­ ся и через полтора года отдали при­ даное. Какое-то время ЛСуковы жили в Москве, Владимир Илларионович рисовал для издательств экслибрисы, иллюстрации к книгам. А вернувшись в провинцию, на деньги, полученные в приданое, супруги выкупили хутор и начали выполнять намеченный ими план устройства «крестьянского го­ родка». В 1898 году Жукова выбра­ ли гласным земства и членом упра­ вы. (Потом его еще раз избирали на новый срок). 1899 год. Владимир Илларионо­ вич сдал экзамен на первый классный чин. Начатая перестройка хутора продвигалась успешно. Жукову уда­ лось построить сельскохозяйствен­ ный склад в Задонске, открыв отде­ ление на хуторе. Выхлопотав участок казенной земли в 3 десятины, он на­ чал постройку в Ивово школы, кото­ рая должна была стать образцовой. А попутно организовал первые лет­ ние ясли в Ивовской волости. Вместе с кустарями из Александровки и Пружинок Владимир Илларионович начал изготовление дешевых веялок, которые продавали на ярмарке в За­ донске. В 1900 году Жуков устро­ ил выставку сельскохозяйственных орудий. 1Куков был председателем комиссии по исследованию кустарных промыслов и даже делегатом съезда деятелей кустарной промышленнос­ ти, в Петербурге. Во время повторной эпидемии хо­ леры в 1901 году он опять оказывал посильную помощь крестьянам и за это награждается медалью Красного Креста. 1906 год. Жуковы продали хутор крестьянам по льготной цене и пере­ ехали в Липецк. Владимир Илларио­ нович начал работать в Липецком курзале и при Управлении курортов консультантом по художественной части, принимал непосредственное участие при устройстве гуляний в парках, постановках, выполнял раз­ личные художественные работы для издательств и библиотек. Многие из них были напечатаны в столичных изданиях. Среди близких друзей Жукова был доктор Липецкого курорта Ми­ хаил Павлович Трунов, человек не­ заурядных способностей и разносто­ ронних интересов, инициатор созда­ ния Петровского общества. Липецко­ го музея. Жуков с самого начала под­ держивал идеи М.П. Трунова, вмес­ те они провели большую работу по организации музея, и Владимир Ил­ ларионович полностью оформил пер­ вую экспозицию. Именно Жуков, яв­ ляющийся членом Совета Петровско­ го общества, внес предложение о при­ обретении собственного здания под библиотеку и музей. 1911 год. Жуков принимает учас­ тие в организации выставки, посвя­ щенной истории крепостной рефор­ мы. 5 мая 1911 года Липецк посетил великий князь Михаил Александро­ вич. Петровское общество преподнес­ ло ему альбом с фотографиями г. Ли­ пецка, оригинальный заглавный лист к которому сделал Жуков. И опять беда: у Жукова во второй раз вспыхивает туберкулез. Ему при­ шлось снова уехать к морю, в Севас­ тополь. По возвращении в Липецк, в 1915 году, Владимир Илларионович избирается членом санитарной комис­ сии города. В последующие годы ра­ ботал при Липецком курорте худож­ ником и слесарем, отделал по своим чертежам несколько комнат в доме дирекции, к празднованию юбилея Полтавской победы построил в парке курорта большую модель шхуны того времени. Как декоратор, он выполнял художественные заказы для Москов­ ского малого театра и его студии при ИЗ ХРОНИКИ ТРУДОВ И ^ Н Е Й ^ Э Н т И А С ^ курзале, после революции по пу­ тевкам РАБИСа оформлял плака­ ты. Один из сослуживцев В.И. Жу­ кова по Липецкому театру-курза­ лу писал: Везде, куда бы судьба ни закинула его, он был другом народа и служителем искусства... ...исполнил завет великой артис­ тки Ермоловой и недаром моло­ дежь прозвала его «Дедушкой нашего театра». Болезнь все настойчивее дава­ ла о себе знать, но Владимир Ил­ ларионович не оставляет дела, и в 1927 — 1928 гг. оформляет му­ зей Революции имени Г.В. Плеха­ нова. 1931 год оказался, пожалуй, тяжелейшим годом в жизни Жу­ кова. Поскольку Мария Аполло­ новна по происхождению была княгиней, его подвергали различ­ ным проверкам. Некоторое время он находился под следствием, в его квартире произвели обыск, а сам Владимир Илларионович поч­ ти сутки провел в ОГПУ. Послед­ ствия не замедлили сказаться. В апреле 1931 года Жуков перенес миокардит. 23 мая умерла Мария Аполлоновна. Сердечные присту­ пы у Жукова повторялись все чаще и чаще. В декабре 1934 года врачебно-трудовая комиссия при­ знает Жукова инвалидом II груп­ пы. Он вынужден оставить рабо­ ту. Владимир Илларионович про­ сит, чтобы его перевели в III груп­ пу, и выходит на работу в музей Революции имени Г.В. Плеханова, где выполнял обязанности худож­ ника, экскурсовода и штатного научного сотрудника. Художник, историк, музей­ щик, поэт (кстати, первый и пос­ ледний том стихов Жукова был издан в пользу начальных школ тиражом 3000 книг, и все они были распроданы Задонским зем­ ством Воронежской губернии). Что было важнейшим делом в его жизни? Перед смертью Жуков соста­ вил «Автонекролог», где отмечал: «По краеведению главное дело — было создание Музея при Петров­ ском научном обществе. Из него образовался Краеведческий му­ зей». В нем он же написал: «Не сегодня-завтра, во всяком случае скоро придет мой конец. Умру с полным сознанием, что прожил жизнь честно и не для себя, а только для общего блага, для Ро­ дины. Лично для себя ничего не приобрел, работал исключительно на пользу общества.» Лариса ЛОШКАРЕВА, зам. директора ЛОКМ по научной работе. На снимках: фото М.Н. Ермо­ ловой, подаренное актрисой В.И. Жукову; ВладимирИлларионович иМария Аполлоновна Жуковы. пшятъ СВ У Е П Ч О А РТРЕТА День памяти бабушки Пушкина Марии Алексеев­ ны, умершей 181 год назад, отметили в родовом пушкин­ ском селе Капитанщино в са­ натории «Мечта». Школьни­ ки, отдыхающие в санатории, посмотрели документальный фильм «Пушкин на Липецкой земле», снятый липчанином С. Тимофеевым. Художник В. Лузанов, автор серии по­ лотен и рисунков, посвящен­ ных поэту, рассказал о своей выставке в Москве. А потом затеплилась свеча перед по­ лотном, на котором запечат­ лена бабушка гения, и Ма­ шенька Тимофеева, внучка автора фильма о липецких корнях Пушкина, прочитала молитву «Отче наш». После долгих и, может быть, чересчур пышных тор­ жеств в честь юбилея Алек­ сандра Сергеевича этот скромный вечер памяти до­ рогого стоит. Значит, у лю­ дей есть потребность прикос­ нуться к творчеству и судь­ бе великого художника не только по большим официаль­ ным праздникам... Владислав ЗОРИН. ТРАДИЦИИ АРХИВАРИУСЫ ОТМЕТИЛИЮБИЛЕИ В череде больших и малых юбилеев не прошел не­ замеченным и юбилей Госархива Липецкой области. В его стенах умеют хранить не только тысячи ценных документов, но и традиции, заложенные восемьдесят лет назад теми, кто начинал архивное дело в Липецке. Поэтому с такой теплотой говорили архивариусы кон­ ца двадцатого века о своих предшественниках. Праздник не был помпезным. Его виновники поста­ рались извлечь из него максимум пользы для дела. Про­ вели встречи с ветеранами архива, краеведами, экскур­ сии для учащейся молодежи, конкурс «Лучший по профессии», подготовили интересные публикации в прессе, теле- и радиопередачи, выставки, знакомящие земляков с историей своего учреждения, и даже об­ ластной семинар по повышению квалификации коллег из государственных, муниципальных, ведомственных служб. Конечно, были и чествования коллектива, и поздрав­ ления, в том числе представителей Росархива, гостей из соседних регионов, работников районных и городс­ ких администраций, краеведов, ученых. Нагрудными знаками «Почетный архивист* награждены директор облгосархива (кстати, постоянный автор «ЛГ») В. Пол­ яков и заведующая отделом комплектования, ведом­ ственных архивов и делопроизводства Т. Носкова. Вру­ чены и почетные грамоты Федеральной архивной служ­ бы России работникам коллектива и управляющему де­ лами администрации г. Липецка В. Иванову. Но, может быть, всего ценнее для юбиляров твер­ дое обещание руководства области — оказать им по­ мощь в укреплении материально-технической базы. Раиса МУХИНА, ведущий специалист архивного отдела областной администрации. "ОКТЯБРЬ " В ИЮЛЕ - I АДРЕНАЛИН В КРОВИ ДЖЕКИ ЧАНА За последнее время кри­ тики все чаще обращают внимание на явное проник­ новение элементов азиатс­ кой и латинской культуры в американский кинематог­ раф. Звучали эти суждения и после премьерного пока­ за в 1998 году фильма «Год- зилла». Эта лента, которая пов­ торно будет демонстриро­ ваться в кинотеатре «Ок­ тябрь» в конце июля, в 22-й раз за всю историю кино эксплуатирует фантас­ тический сюжет о гигантс­ ком монстре Годзилле, фольклорном герое Японии. На сей раз ее интерпрети­ ровал режиссер Рональд Эммерих. У него этот дино­ завр с радиоактивным ды­ ханием порожден биологи­ ческой мутацией, возни­ кшей в результате много­ летних испытаний ядерно- го оружия. Естественно, с оказавшимся в Нью-Йорке гигантским ящером сража­ ется четверка смельчаков, в том числе и одна бесстраш­ ная дама. Из актеров, кото­ рые заняты в этом фильме, следует отметить француза Жана Рено («Леон-киллер», «Ягуар») и американца Мэтью Бродерика («Леди- ястреб», «Семейный биз­ нес»). Но, может быть, глав­ ный козырь картины —спе­ цэффекты, впервые приме­ ненные в фильме Спилбер­ га «Парк Юрского перио­ да», когда гигантские дино­ завры создавались на осно­ ве совмещения рукотвор­ ных макетов и компьютер­ ной анимации. Этот же ме­ тод был использован и в «Годзилле». В середине 70-х годов продюсеры из Гонконга, вложившие свои капиталы в местный кинематограф. придумали для тогда еще молодой восходящей звезды Джеки Чана титул «комедий­ ного кунфуиста». Его насто­ ящее имя — Чань-Кон-сан. Родился в Гонконге в апреле 1954-го. Учился в школе Пе­ кинской оперы. Пусть чита­ теля не удивляет название этого учебного заведения. Там готовили не оперных пев­ цов и не артистов кордебале­ та. Это была школа боевых искусств, мастера которых иногда принимали участие в различных театральных пос­ тановках. Сниматься в кино Джеки начал еще в детстве (биография актера начинает­ ся с фильма «Бар Вон-тинь», 1962). Покинув школу в воз­ расте 17 лет, он работал кас­ кадером, бойцом восточных единоборств, ставил в кино поединки. Снимаясь в филь­ мах гонконгских продюсеров, использовал различные псев­ донимы. В американских фильмах впервые появился в 1980 году под псевдонимом Джеки Чан (фильм «Большая драка*). С 1979 года высту­ пает как сценарист, режис­ сер, продюсер собственных кинолент. Общее количество фильмов с его участием дав­ но уже превысило полусо­ тню. Вошедший в июльский репертуар «Октября* коме­ дийный боевик «Кто я?» как раз и является примером участия Джеки Чана в созда­ нии в фильме не только в ка­ честве исполнителя главной роли спецназовца, временно потерявшего память, но и в качестве сорежиссера. Одна из последних актер­ ских работ Джеки Чана — в фильме «Час пик» (режиссер Б. Ратнер). Эта лента тоже будет показана в июле. На сей раз он играет роль поли­ цейского инспектора Ли, срочно вызванного из Гон­ конга в США, чтобы разыс­ кать похищенную мафией дочь китайского консула. Это типичная чановская ко­ медийная лента, сочетаю­ щая динамизм боевика, ме­ лодраматизм и юмор. Успех у американских зрителей «Часа пик», стал стимулом для создания еще одной похожей картины — «Шан­ хайский полдень» (режис­ сер Тони Дей). И вновь Чан приезжает в Америку, но теперь, чтобы спасти похи­ щенную китайскую при­ нцессу. Повторы продюсе­ ров не смущают. Главное, считают они, — это устой­ чивый интерес зрителей к Джеки Чану, гарантирую­ щий коммерческий успех фильма. Джеки Чан не скрывает, что идеалом для него всег­ да был легендарный Брюс Ли, который впервые сумел поднять восточные едино­ борства до уровня искусст­ ва, хотя персонажи, сыгран­ ные Чаном, не очень-то по­ хожи на жестоких и беспо­ щадных киногероев Брюса Ли. «Конечно, временами я дрожу от страха, я же не супермен, — сказал однаж­ ды о своей работе в кино Джеки Чан. — Но я делаю эти страшные трюки, пото­ му что люди ждут их от меня. Мои поклонники — это тот адреналин, который вселяет силу и стремление совершить невозможное. Если бы этого не было, я бы посчитал сумасшедшим каждого, кто предложил бы мне спрыгнуть с крыши многоэтажного дома или нырнуть вниз головой в уз­ кий вертикальный люк глу­ биной 20 метров». Подготовил Юрий РАЗУМОВСКИЙ. 'г МОЖНОлиотложить БОЛЕЗНЬ НА ПОСЛЕЗАВТРА? (Окончание. Начало на 1-й стр.) — И все-таки главная проблема, которая приводит лю­ дей в отчаяние, — это цены на лекарства. Насколько, по вашим прогнозам, еще возрастут цены и что предпринима­ ет управление здравоохранения для сдерживания их роста? — Вводится государственная регистрация отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в пе­ речень жизненно необходимых и важнейших медикаментов. От нее производится торговая надбавка. Еще раз напомню, что для оптовой реализации она по постановлению главы администра­ ции области не должна превышать 20 процентов, для рознич­ ной —45. Наша задача —контролировать отпускные цены, не допускать их завышения. Конкурсный отбор поставщиков поз­ воляет сдерживать розничные цены на медикаменты. —Зоя Сергеевна, категория лиц, пользующихся льгота­ ми при покупке лекарств, интересуется: не лишат ли их это­ го права? Ведь в ряде аптек уже сегодня льготникам неред­ ко отказывают в выдаче медикаментов бесплатно или с пя­ тидесятипроцентной скидкой. Почему так происходит? Раз­ ве отменены льготы? —Льготы не отменены. Не сокращен и круг лиц, пользу­ ющихся ими. Уменьшен лишь перечень лекарств, входящих в льготную группу. В него сегодня в области включено 200 видов. Что касается самой категории льготников, то в нее по-прежнему входят участники Великой Отечественной во­ йны, дети до трех лет, чернобыльцы, инвалиды Вооружен­ ных сил, реабилитированные граждане, блокадники, астма­ тики, диабетики и некоторые другие. Инвалиды первой и второй групп, а также инвалиды детства получают лекарст­ ва и лечение бесплатно. Отказ аптек выдать больному медикаменты по льготному рецепту обусловлен большими долгами «Липецкфармации* ряда больниц и поликлиник области. Сегодня в аптеках от­ крываются специализированные отделы для обслуживания льготников. Хочу напомнить, что нынешний дефицит лекарств связан с общеэкономическими трудностями в стране и в области. Нельзя отделять одну проблему от другой. Но, безусловно, надо общими усилиями решать их. Звучит и справедливо, и оптимистично. Но пока не упорядочатся цены на лекарства, люди будут бить тре­ вогу, жаловаться, писать письма во все инстанции. Ведь больной нуждается в медикаментах не завтра, не после­ завтра, а сегодня. И задача власти — в любой ситуации сделать лекарства доступными населению. Для этого необходимо консолидировать бюджетные средства всех уровней. Промедление приведет к тому, что и без того ухудшающееся здоровье нации окажется еще больше по­ дорванным. Записал Николай Р01ЦУПКИН. КУДА(ХОДИТЬ, " ЧТОПОСМОТРЕТЬ.. ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ и ДОСУГА’^ I «космос» (Космонавтов, I Проводится выставка экзотичес­ ких животных. " . ! - ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ (Ле 1 мна. 9 ) . ! . ' Экспозиция, посвященная ЗДО- , летию со дня рождении А. С. Лушки­ на. С 12 до <7 ежедневно, кроме понедельника, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ | ' НЛМК (пл. Металлургов, 2а) ^ Работает*оговыставка«Моизем­ ляки» (Валадми Струи», г. Липецк) ОБЛАСТНе^ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ .. V МУЗЕИ (Ланина, 25) Работает зкспозищтя «Путкин зга наше все». С 10 до 17 ежаднев-' но, кроме понедельника. ОБЛАСТНАЙ УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА (Кузнечная, 2) Выстаюси-перошалии:: «Волновать чувство и пробуждать, мысль*.-К 195-летнему юбилей Ж.' Санд. - . ^ «Земля и люди Шуиштна». К 70- летнему юбилею писателя. ОБЛАСТНОЙ ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ (Космонавтов, 54) Праздничныйвечер, посвященный Дню коопдации. Начало в 16 чамю.ч ВОДНЫЙ СТАДИОН (р-н НЛМК) 3, 4 июля. Проводится парус­ ная регата, посвященная памяти В. Г. Стреляева. Начало в 9 часов. НИЖНИЙ ПАРК 3 июля. 17.00 Играет духовой оркестр Станоапйнского РОВД. 20.30 Эстрадная программа с участием артистов липецкой государ­ ственной филармонии. 21. 30 - Молодежная дисжогаа, 4 июля. 13.00 - «Волшебные мелки»,^ Конкурс юных художников, 17.00 «Иг^й гармонь». Му­ зыкально-развлекательная программа. 18.30 ~ Вечер отдыха «Для ш , кто не считает годы». 19.30 №Вечер русского роман­ са. (Исполнитель « Юрий Мелехин, г. Липецк). \ 2ию « Концерт музыкальной группы «Полимофр» и танц-клуба «Ш11ееГйки» 21,30 Молодежная дискотека.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz