Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
19 июня 1999 г., № 119,(20997) ш Ш И П Е Ц К А Я •/Ж г а з е т а ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ О Н Ф Л И К Т и з НИЧЕГО З нам ени тая тол с то в с кая фраза о том , что в се с ч а с тливы е сем ьи п о хож и д р у г на д р у га , а каж д ая н е с ч а с тливая семья н е сча с тл ива п о -сво ем у , д а в н о уже стала аф о р и зм о м . Д е й с т в и т е л ь н о , у с е м е й н ы х ко нф л и к т о в с тол ь ко вариантов , с кол ь ко вариантов человеческих х а р а кте ро в . И в се -Уа ки с ущ е с тв ую т причины конф ликтов , хара ктерны е д л я м н о ги х сем ей , и прехщ е в се го д л я м о лоды х . Потому м н е п о ка зало сь небе спол е зным записа ть почти п р о то кол ьно м ою б е се д у с м о л оды м м уж ем , о тн о сящ им свою тол ь ко что с о зд ан н ую сем ью к р а зр яд у н е с ч а с т л и вы х . . . Р а з го в о р э т о т с о с т о я л с я п о с л е л е к ц и и , к о т о р ую я читал в за в о д с ко м клубе . Один и з Слушателей подош ел ко м н е , п р е д с та ви л с я к о р о т ко : Ю рий , с т у д е н т -п р а к т и кант, и попро сил «про комментировать од и н частный с л у ч а й » . Он ра с с ка зы в а л , а я вним ательно сл уш ал и к о м ментировал ... —Женился я по горячей и страстной любви. В 22 года. На самой красивой де вушке. Оба мы отличники. Росли и воспитывались в одинаковых условиях: люби мые единственные дети. И родители нам в помощи не отказывали: тесть и теща предоставили лучшую ком нату в своей квартире, а мои отец и мать частенько под кидывали деньги. В общем, все вроде бы предвещало счастливый и прочный врак. Однако он не оказался ни счастливым, ни прочным. Не прошло и месяца, как нача лись ссоры. Я буквально не узнавал свою подругу. Ка ким образом очарователь ная, нежная невеста превра тилась в сварливую, неус тупчивую жену? Скажите, откуда такая метаморфоза? Так бывает у всех? — Конечно, не у всех. Есть другой , счастливый, вариант — к о г д а , ж ивя в м е с т е г о д а м и , люди постоянно открываю т друг в друге новые достоинства . Но ко мне, в кабинет консультан - та -се ксо па то л о га , счастливым супругам ходить незачем, ко мне идут-те, у ко го что -то не ладит ся. И очень часто они задают примерно такой же вопрос. От ветить не очень сложно . Ведь в добрачный период каждый юно ша, каждая девуш ка с т е м я т с я продемонстрировать избраннику и избраннице только те свои ка че с тва , к о т о р ы е в о бщ е с тв е с ч и т а ю т с я п о л о ж и т е л ь н ы м и . Парень идет на свидание с цве тами. И с улыб кой ... На билеты в театр, на ужин в кафе без ра з думий тратятся все сбережения. Поручения или просьбы выпол няются незамедлительно . Сло ва в л е к с и к о н е п р е об л ад аю т ласковые ... В глазах девушки — радость. Она старается приодеться, быть женственной , нежной, ус 1 ^ п ч и - вой, заботливой. Для влюбленного естествен но стремление добиться взаим ности, а недостатки характера, вредные, привычки в подобной и гре не козырные карты. И их стараются запрятать подальше. Иногда это происходит даже без особых стараний, как бы само по себе , потому что состояние влюбленности всегда возвыша ет человека, пробуждает в нем все лучшее. Но вот началась совместная жизнь , и мало-помалу проявля ются неизвестные ранее черты. Откуда -то вынырнули грубость, неряшливость, чрезмерное се бялюбие , невним ател ьность и просто элементарная лень. — Но если такого чело века я уже не могу любить? Где же выход? —спрашива ет Юрий. В ы х о д п о д с к а з а н с а м о й жизнью : вступать в брак следу ет тогда, когда хорошо знаешь свое го избранника или избран ницу. Когда любишь по -настоя щему. Настоящая любовь вели кодушна, она мно гое прощает. А вы оба, вероятно , , не умели или не хотели ничего д ру г другу прощать. — Еще как не хотели! Од нажды я сорвался. А дело было так. Мы собирались на институтский вечер. Сборы затягивались, и я сильно нервничал. Наконец, супру га вышла из ванной, слиш ком, на мой взгляд, накра шенная, в слишком легко мысленной кофточке, слиш ком оживленная. Ах, значит, дома, для меня, не наряжа лась, а тут вырядилась? Для кого? «Вернись к умывальни ку и сейчас же смой свою мазню», —потребовал я. «И не подумаю, — спо койно возразила жена. —Что тут плохого?» «Мне не нравится! Я не хочу, чтобы моя жена явля лась на люди в таком виде! Не хочешь смыть краску — никуда не идем». «А ты посмотри на свою мать. Ей под пятьдесят, а она и ресницы красит, и брю ки носит. Да еще курит!» «Не тронь мою маму!» — завопил я. И... Прервем на минуту этот рас сказ и попробуем проанализи ровать, в чем же их ошибка. «Я требую» , «МНЕ не нра вится», «Я не хочу». Каждая фра за — сл о в н о хре с том а ти й н а я иллюстрация эгоизма . Ответные акции жены — на том же уров не. Более зрелы е и по д го то в ленные к семейной жизни люди, наверное, могли бы подсказать десятки моделей более разум ного поведения супругов в по добной ситуации. Желаемый эффект дала бы, например, спокойная констата ция: «Н ена краш енная ты мне больше нравишься». Допустимо выразить недовольство в шут ливо -галантной форме: «Какие яркие кра с ки ! Ты не боишься, что у всех голова закружится , на тебя глядя?» Варианты, повторяю , могут бы ть р а з ны м и . Наш м олодой супр у г выбрал самый плохой — форму ультиматума: либо жена см ое т с лица косметику , либо они остаются дома ! В таком по ложении еще был шанс пред отвратить ссору: для этого жен щине следовало посчитаться с м нением супру га . Однако она предпочла худший вариант — отпасовала обвинение мужа в ле гкомысленности к свекрови . Это уже запрещенный прием . И в ответ на него негативная ре акция мр<а не столь уж неожи данна . (словом, нежелание ус тупить дру г другу сделало свое недоброе дело... — Конечно, после этого вечера наши отношения не стали лучше. Каждый слов но только тем и занимался, что искал «проколы» в пове дении другого. Правда, я старался перевоспитать жену. Внушал ей, что... — Стоп, остановимся ! Еще одна и, кстати, очень ра спро с траненная ошибка, которую д о пускаю т молодожены, — это по пытка, обнаружив несоответст вие реального человека вооб ражаемому идеалу, срочно пос тараться его «переделать», д о биться полного соответствия со своим представлением о хоро шей жене, хорошем муже. Вмес то мягкой коррекции начинает ся насильственная ломка харак тера, привычек, манеры поведе ния спутника жизни , В пылу такой деятельности «воспитатель- ' забы вае т о с а мовоспитании . А ведь оно, как правило, необходимо обоим . И самая разумная альтернатива позиции «переделывания» парт нера — соб ственное сам о в о с питание, сознательное прибли жение и себя к идеалу. Ведь каждый из двоих знает, чего от него хочет и ждет другой ! Если эта по зи ц и я буде т взаим ной , мир в семье обеспечен. — Ну, мира у нас не было. Но мне кажется, что тут не мы одни виноваты. Может быть, если бы не теща... Она вечно появля лась в самый разгар наших ссор. И, стыдно вспомнить, я кричал ей: «Уходи из на шей комнаты! Не вмешивай тесь в наши дела!» Жена, ко нечно, вступалась за маму, и, сами понима ете... О т л и ч н о п о н и м а ю . Неумение построить ува жительные отношения с родителями мужа и жены ч а с т о п о р о ж д а е т к о н фликты и между супруга ми. Н апом и наю Ю рию : первым поводом к ссоре стало п р е н е б р еж и те л ь ное замечание жены о с ве кро ви и его неумение с достаточ ной д е л и к а т н о с т ью о гр а д и т ь свою мать от подобных оценок. Так что эту ошибку можно по с тавить в вину обоим . Т ещ а , с в е к р о в ь , с в е к о р , тесть — пусть не кровные , но все же родственники . Они м о гут с та ть д об ры м и с тарш им и наставниками, верными помощ никами. И в большинстве слу чаев хотят этого. Но надо уметь идти им навстречу, понимать их. Ну, а уж если хорошие или хотя бы нормальные отношения не сложились, то, видимо , надо п о с т а р а т ь с я ж и т ь о т д е л ь н о , если даже условия будут хуже. Это честнее , порядочнее , чем жить в доме тещи и т е с т или ^ свекрови и свекра, пользовать» ся их помощью и не считаться с ними, , , - Может быть, - согла шается Юрия. Твперь-то я сам об этом подумываю. А прежде и задумываться было некогда. Ну, и дошло у нас до развода. Оба изнер вничались, у меня началось обострение язвенной болез ни, у жены постоянно боле ла голова — то, смотришь, анальгин глотает, то валерь янку пьет... — В общем, вы, двое моло дых, интелли гентных людей — говорю я, заканчивая нашу бе-™ седу,— в пылу ссор забыли:.са»:; мое главное пра вило лю б о го ко л л е кти в а б е р еж н о о т н о ситься дру г к ш уг/ . Если бы д о - ‘ минирующим и ; - У вашей жены было не желание самоут вердиться, во ЧТО; бы то ни ста ло нйстояФь не своем , а стрем - :ленйе .сделать так, чтобы дру - »;|1ому:рядом с вами было хоро- гШОУ То, я убежден , конфликты бы не возникали. ^ ЛАПТЕВ КТО в ДОМЕ ХОЗЯИН —I П ер епи ли ват ь т онкост енную м ет а лличе скую трубу, зажатую в т и ска х , — зан ят и е не из ле гки х : в одну сторо ну пила идет более-менее легко, зато в другую ее не протол кнешь. Особенно в мягком мат ериале , например а лю м и нии. Совет: пост авит ь вместо одного ножовочного полот на два — зубьями навстречу друг другу. У си лия р е за ни я в обе стороны ст анут одинаковыми . Уменьшится и непри ят ны й з в у к , издаваемый при распили вании . * * * Д л я деревянны х деталей соединение ш урупами — н а иболее надежное. Н о в нагружаемых м ест а х — ножки стульев, пет ли дверок и т. д,— отверстие постепенно р а з рабатывается . То же происходит при у сы хании дерева — отверстие ст ановит ся несколько больше, чем диаметр шурупа. Восстановить крепость соединения можно следующим образом. Выверните ш уруп и перед повторным его за кр учи ванием введит е в отверстие медную ш и другую м ягкую проволоку. П ри подходе ш л я п к и к гнезду эт от своеобраз ный уп л от н ит е л ь отрезается. -Т; М 1 ’ Чтобы ра сп и л ит ь полированную доску, неямпорт ив ос- нсолкажите поверхность , нужно предварительно по ли н е й ке прорезать резаком в ла к е к а н а в к у по л и н и и распила . Резак д л я этой цели можно изготовить из обло.мка ножовочного полот на по м ет а ллу . При прорезании кана вки резак нужно нажимать тегко, чтобы л а к сним а лся т онким слоем. Ш ирина ка на вки до лжна быть на 1-1,5 мм шире, чем развод зубьев у ножовки. Если л а к нанесен на доску с обеих сторон, нужно проре зать две ка н а в ки , а уж потом браться за пилу . В е д у щ а я р у б р и к и — Г а л и н а К А Й Д А Ш К О ЕМВОТПУСК Вы е де те в о т п у с к с р е б е н ко м ? И р а с с т р о е н ы о т т о го , что у д о ч к и не т п л я ж н о го га р д е р о б а ? Д в е н а д ц а т ь я р к и х л о с к у т к о в и л ю б ящ и е м ам и ны р у ки — в о т в се , что н уж н о , ч т о бы п о р а д о в а т ь в аш у м а лы ш ку но вы м с а р аф а н ч и ком . Р а зм ер л о с к у т к о в — 21x21 см на р о с т 116, ц ве т м ож е т бы ть я р к и м , ко н тр а с тны м , но л учш е п о д о б р а т ь ку с о ч к и о д н о го цвета , но с р а зны м р и с у н к ом . С ш е й те их, ка к п о ка з а н о на р и с у н к е № 1, в го р л о в и н у вс та в ь те р е зи н к у . Н еобы чно и н а р я д н о вы гл я д и т с а р аф а н ч и к с в я з а н о й к о к е т к о й . И с п о л ь з у й т е для в я з к и лю бы е х л о п ч а т о б ум а ж н ы е н и т ки . Д о с т а т о ч н о с в я за ть п о л о с к у д л и н о й , р а в н о й о бъ ем у гр уд и , п р иш и т ь б р е т е л ь к и и п р я м о у го л ь н ую ю б к у , и с а р аф а н ч и к го т о в (р и с . 2 ). П у го в и ц ы м о ж н о п р и ш и т ь С В Е Т Е Ш А ^ ^ А С Т Е Р ^ т о л ь ко на к о к е т к е и и з т о го ж е мате:> риала сш и ть т р у с и к и . В о зм ож ны р а з л ич ны е варианты ко к е т о к : в в и д е м а е че к , с кры л ы ш к а м и , о б о р о ч к а м и и д р у ги е , ка к и е п о д с к а ж е т ф анта зи я . В м е с т о в я з а н о й к о к е т к и м о ж н о и с п о л ь з о в а т ь о бы ч н ую д е т с к у ю м а е ч к у с о б р е з а н н ы м и б р е т е л ь к а м и . У к р а с ь т е е е а п п л и к а ц и е й и л и н а кл е й ко й , но е сл и вы хо ти те сд ел а ть о р и г и н а л ь н ы й р и с у н о к , и с п о л ь з у й те п р о с ты е м а сл я ны е к р а с к и . Р и с у н о к н а н о си т с я ч е ре з тр аф а р е т г у б о ч к о й . Д а й т е е м у к а к с л е д у е т в ы с о х н у т ь , п о с л е ч е г о и з д е л и е м о ж н о с ти р а ть , нел ь зя т о л ь ко и с п о л ь з о в а т ь с ти р а л ь ны й п о р ош о к с б и о д о б а в к а ми («Ока», «Био С» и д р .) . Вы е де те в о т п у с к? С ч а с тл и в о го п у ти ! Н. САХАРОВА. ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ КАК ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АЛЮМИНИЕВОЙ ПОСУДОЙ Наша промышленность выпускает широкий ассортимент алюминие вой посуды — кастрюли, миски, сковороды, чайники, кофейники, бидо ны. Как и все изделия, предназначенные для приготовления и хранения пищи, алюминиевая посуда изготавливается из материалов, разрешен ных Министерством здравоохранения СССР для контакта с пищевыми продуктами. Н ое -Г вая посуда из алюминия и его сплавов обычно светлая, блестящая. Но по мере пользования она становится тусклой, матовой, а ее внутрен няя поверхность темнеет. Потускнение металла связано с образованием на его поверхности окислов алюминия, надежно предохраняющих посу ду от коррозии. Используйте алюминиевую посуду только по назначению, В ней лучше готовить блюда, не содержащие большого количества кислот, ЛЕСНАЯ АПТЕКА «агбПА, ДАВЫРУЧИТ в лиственных и смеш анных лесах, по сухим приречным лу гам, на лесных опушках, и зв е с т к о в ы х с к л о н а х ч а с т о м о ж н о встретить кустарни к или неболь шое деревце высотой до 8 м ет ров с темной растрескавш ейся корой стволов и старых ветвей. Это жостер слабительный. Кора е го молодых ветвей имеет кр а с новато -коричневый или серова тый цвет. Молодые ветви о ка н чиваются острыми колючками . Плод п р е д с т а в л я е т с о б о й шаровидную сочную черную к о с тянку с 3 -4 косточками (сем ена ми). Растение цветет в мае-июне , плоды созреваю т в а в густе -сен тябре. В медицинской практике плоды жостера используются в качес тве слабительного средства. Заготавливают спелые плоды обычно с сентября по октябрь. , Их рассыпают тонким слоем и провяливают, после чего высушива- | й т в сушилках при температуре 50 -60 градусов. Хорошо высушен- ШШ|;:,г 1 лодь 1 при сдавливании рассыпаются. Щ |@ ||%ртер слабителыЕый иногда путают с крушиной ольховидной. 8 отличие от жостера слабительного ветви крушины ольховидной не им ею т колючек, листья у нее не имеют зубцов по краю листовой пластинки, а в плодах содержится только две косточки. Из высушенных плодов жостера готовят настой, который ре ко мендуется принимать при хронических запорах. Для приготовления настоя две столовые ложки высушенных и измельченных плодов заливают стаканом горячей кипяченой воды в эмалированной посуде, закрывают крыш кой и ставят на водяную баню на 30 минут. Затем 10 минут охлаждают и процеживают . Сырье отжимают. Настой доливаю т кипяченой водой до объема стакана. Настой принимают внутрь по половине стакана на ночь. Болгарские специалисты рекомендуют есть свежие плоды ж о с тера (как послабляющее средство) по 10-15 штук утром натощак. Высушенные плоды жостера следует хранить в сухом месте, так как они ле гко впитывают влагу и плесневеют. соли, например каши; макароннЕ) 1 е изделия, бульоны. Не рекомендует ся в алюминиевой посуде варить щи, рассольники, компоты, варенье, так как соль, уксус, органические кислоты приводят к разрушению окисной защитной пленки. Если же возникла необходимость воспользо ваться такой посудой, то готовую пищу сразу надо переложить в другую посуду — фарфоровую, фаянсовую, стеклянную или эмалиро ванную. Через некоторое время разрушенная пленка вновь восста новится под действием кислорода воздуха. Некоторые хозяйки до блеска начищают алюминиевую посуду внут ри и снаружи пемзой, абразивными порошками («Чистоль», «Пемоксоль»), наждачной, бумагой, содой, не зная, что все эти средства пригодны лишь для чистки наружной поверхности посуды. Чтобы хорошенько отмыть внутреннюю поверхность алюминиевой кастрюли или сковороды, на лейте в нее теплую воду, а через некоторое время вымойте мягкой щеткой или губкой с хозяйственным или специально предназначенным для мытья посуды мылом. ВЗЯЛИ ЛОЖКИ-ПОВАРЕШКИ СЕМ НА ПОЛЬЗУ ЧУДО-ЗЕЛЕНЬ! Сейчас, когда организм и с пытывает дефицит витаминов, и особенно витамина С, ста райтесь больше готовить блюд из сырых овощей, в том числе из молодой белокочанной ка пусты, редиса, с репчатым лу ком, чесноком. Добавляйте в закуски, в первые и вторые блюда больше свежей зелени. СЛОЕНЫЙ КОЧАН 700 граммов мяса пропус ти т е ч е ре з м я с о р у б к у , п о д жарьте на сковороде вместе с мелко нарезанным луком , по мешивая, чтобы не обра зова лось комков, посолите, попер чите. Разделите вилок капусты средней величины на листья, сложите их в дуршлаг и обва ри те к и п я т к о м , д а й т е с те ч ь воде. Смажьте дно и стенки не гл у б о ко й ка с т рю л и м а сл ом , обсыпьте толчеными сухарями. Положите на дно слой капуст ных листьев, покройте их сло ем ф арш а , о п я т ь п о л о ж и т е листья и фарш и так уложите в несколько рядов все листья и весь фарш, чтобы сверху была капуста. Посыпьте ее толчены ми сухарями , полейте 4 лож ками см етаны и поставьте в д у хо в ку не более чем на 10 минут, так как молодая капус та быстро становится мягкой. П одавая на с то л , вы л ож и те слоеный кочан на блюдо, о п ро кинув для э то го кастрюлю . ЗЕЛЕНЬ В ЧЕРСТВОЙ БУЛКЕ Из сле гка засохш е го хле ба и свежей зелени можно при готовить к завтраку или ужину вкусное блюдо. Разрежьте бул ку или батон на куски толщ и ной в 2 ,5 -3 сантиметра. С каж до го куска срежьте корки, сде лайте в нем углубление, вынув мякиш . Смочите каждый кусок молоком , в углубление положи те кусочек сливочного масла, мелко нарубленную зелень (у к роп, петрушку, зеленый лук) и выпустите сырое яйцо, посоли те , м ож н о п о сы па ть тер тым сыром . Запеките куски булки на про тивне в духовке . Подавая горячими, сверху еще посыпь те зеленью. Когда поспеют по мидоры и сладкий болгарский перец, в углубление ,сделанное в хлебе, вместе с зеленью и яйцом можно положить ломтик помидора и кольцо перца. БУТЕРБРОДЫ С ЗЕЛЕНЬЮ Вымойте , обсуш ите , п р о м о кн у в чи с тым п о л о тен цем , зелень петруш ки или укропа , очень м ел ко ее пор еж ь те и добавьте в сливочное масло или в бутербродный маргарин. Тщательно р а зо тр и те массу . Нарежьте ржаной хлеб то н ки ми ломтиками и намажьте мас лом с зеленью . Сверху бутер брод мож но укра си ть д вум я - тремя кружочками свежего , с о л е н о го ил и м а р и н о в а н н о г о огурца. ТРУБОЧКИ ИЗ МОЛОДОЙ КАПУСТЫ Зеленый лук, зелень пе т рушки и укропа вымойте, мел ко нарежьте, смешайте с тво рогом . Добавьте немного м ай онеза, чтобы получилась кон систенция густой сметаны, по перчите и хорошо вымешайте. М ож но д об а в и ть 2 -3 дол ь ки толченого чеснока. К очан м о л о д о й к а п у с ты разберите на листья, обдайте их кипятком , остудите и дайте стечь с них воде. На каждый лист положите полученную мас су и плотно заверните его тр у бочкой. К столу подают в хо лодном виде, поливая см ета ной. б ё з р а с п и с а н и я В середине самой большой лужи стоял маленький че ловек, и было-ему от роду два с половиной года. Он не просто стоял. Периодически он подпрыгивал, топал своими ножками в резиновых сапожках и брызги весело разлетались по радиусу. Он заливисто смеялся, с не доумением поглядывая на прохожих, поспешно разбегающих ся по сторонам и в ужасе вопрошавших: «Чей это ребенок?» Это был мой ребенок. Вернее, внук Андрюшка. Очарова тельное и смешное создание. «Маленький тиран». Лужа для него была морем, а я, тщетно пытающаяся его вытянуть из этой морской стихии, — противником, нападавшим на чу жую территорию. Конечно, это была игра, как бы понарош ку, но вокруг была реальная жизнь. И я испытывала реаль ный стыд за его поведение в луже. Косые, осуждающие взгля ды прохожих ранили меня в самое сердце: «Какая невоспи танность!» Откуда им знать, что я уже давно изучаю детство и игру и даже имею ряд педагогических работ на эту тему? Откуда им знать, что я в душе понимаю этого ребенка и не осуждаю, а приветствую его игровую фантазию? Откуда им знать, что таким странным образом я помогаю внуку запол нять его «эмоциональный резервуар»? Современным детям не повезло, у них какое-то рафиниро ванное детство, усеченное, неполное, потому что мало в их жизни игры — в школе, в пионерском лагере, дома. Это не нормально для умственного и физического развития детей. «Ах вы шишиги эдакие, опять на улицу помчались. Вам бы только в казаки-разбойники играть!» — так и слышу го лос своей бабушки из далекого детства. Каждое время ро ждает свои игры. А сегодня какие? Сегодня? Игры-соревно вания между родителями, кто кого перещеголяет. Соревну емся! Овзросляем детство, раньше времени начиняя его сво ими взрослыми заботами: живут дети по графику, учатся по расписанию, даже пионерской работой занимаются по плану и приходят домой усталые, вымотанные. В ойдя в квартиру своей приятельницы, я услышала сразу две музыки: одна неслась из кухни — там те левизор смотрела мама, а другая из комнаты — там телевизор смотрел папа. Они любили друг друга и сына- третьеклассника любили, но’ больше всего любили телеви зор. Это был самый близкий их друг. Каждый общался с ним на своей телеволне, сын в это время делал уроки. Родители по очереди подбегали к нему и спрашивали: — Как идут дела? Все хорошо? Заканчивай быстрее, сей час начнется четвертая серия... Сын оправдал их надежды и учился хорошо. Но каждый день для него был похож на предыдущий. Дома давно ниче го не происходило: школа, уроки, телевизор, спать„. Когда я попыталась поговорить с приятельницей о сыне, она искренне удивилась: «Чего же еще надо? У него все есть». Да, все, кроме них, родителей, и их интереса к нему. В боль шой квартире при наличии живых, здоровых и любящих ро дителей ребенок одинок. Ему даже собаку нельзя завести. Он бы хотел с нею разговаривать. Она бы и квартиру помога ла сторожить, потому что одному ему сторожить страшно, когда, приходя из школы, сидит один. Единственное средст во общения — телефон, откуда раздаются наши «педагоги ческие» указания: — Суп разогрей. Ведро вынеси. Ребят не пускай. На улицу не ходи. Сиди и делай уроки... Так или примерно так отторгаем мы от себя своих детей. И живут они рядом, под одной крышей, но уже не с нами. Непонятные. Ершистые. Трудные. И скучные. Потому что жизнь их наполнена бесконечными табу. В наших уютных квартирных бонбоньерках детям неуютно. Им нельзя бегать, прыгать, играть, стучать, шуметь, кричать, петь: делать опы ты. Да мало ли еще чего нельзя! Но зато можно бесшумно передвигаться и не мешать родителям жить своей взрослой жизнью. Заскучаешь тут... И гра — это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремить ся заполнить образовавшийся вакуум сами, а уж о содержании игр, которые они придумают в отсутствие роди телей, приходится только догадываться, а потом разводить руками. Не лучше ли вступить в игровое сообщество со сво ими детьми, несмотря на свою взрослость и занятость? Ведь дом, где прописана игра, всегда веселый дом, а его жильцы — незаурядные люди, которые, понимая, что детство — очень короткая пора, не портят его своим детям и сами за счет игры продлевают свою молодость. Ребенок потянется с удовольствием к взрослому, многое простит ему, если он будет играть с ним, и отступится от того, кто правильно, но сухо и назидательно будет поучать, не принимая игру во внимание. Может быть, стоит задумать ся о том, чтобы первый игровой опыт ребенок получил от родителей. Вот почему я и говорю: отложите все дела на кухне и ванной, поиграйте с ребенком, подстрахуйте его, где необхо димо, предложите новое развлечение, когда прежняя игра стала опасной. Но ни в коем случае не мешайте развитию его фантазии, мышления, пусть он переживает эмоциональные бури, необычные трудности, горести поражения и радости побед в играх. У молодых родителей всегда не хватает времени и сил на своего ребенка: работа, карьера, первые труд ные уроки ведения домашнего хозяйства, желание что-то сделать для себя — почитать, посмотреть кино, при нять друзей. Но мы-то, бабушки, на что? Многие из нас еще очень молодые (я «приобрела» первого внука, когда мне ис полнилось 46 лет) ! Пусть мы не каждый день видимся с внуками, потому что и заняты на работе, и живем в другом районе, но ведь наступает счастливый момент, когда нас зо вут, без нас не могут обойтись. Мы ворчим, но с тайным ли кованием заступаем на вахту. И отдаем любимым внукам все силы и эмоции. Почему я вечером, сдав свою трудовую вахту дочери или зятю, еду домой как выжатый лимон? Почему мой Андрюш ка никогда у меня не плачет? Почему всегда в хорошем на строении ребенок, почему ему не до капризов? Да потому, что ему некогда. У нас одна игра сменяет другую, он не ус певает уставать, он уже в новой роли. И я тоже. Он играл, а значит, развивался, познавал мир вещей. Наслаждался. Больше всего он любит от меня прятаться — в шкафах, за столом, у пианино. Ищу, ищу, он сам не выдер жит. Уж и смеемся мы тогда вместе! Позволяю я ему и посу ду мыть. Переливает, стоя на стуле, и всегда удивляется, как это так получается. Любопытно! Без эмоций, наших взрос лых эмоций никакому ребенку играть неинтересно. И если на лице взрослого усталость и раздражение, а в тоне — «от стань», ребенок начинает капризничать и становится настоя щим тираном. Й ш дня у меня гостит мой боевой соратник по играм 1 игрищам — младший внук. Два дня в моем доме :тоит кавардак. То строим дом, то палатку, то ко каем в ванной, то в прятки играем. Два дня в моем дом,е слышен заливистый смех. За этот детский восторг можно многим пожертвовать. И временем, и покоем, и порядком. Я знаю, моя дочь, приехав за Андрюшкой, взглянет на меня с укором, ей не по душе такой беспорядок и в моей квартире, и в воспитательном процессе сына. Я уже с ней не воюю, не убеждаю ее в своих взглядах на игру. Я просто стараюсь в дни встречи с внуком как можно больше играть с ним, запол няя его «эмоциональный резервуар». Ведь эмоции для него — это пища, может быть, более важная, чем белки и витами ны. Лидия ИВАНОВА. В подборке использованы материалы из журна ла "Работница", календаря "Для вас".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz