Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
18 июня 1 9 ^ и , № 118 (20996} Т Ж И П Б Ц К А Я «/Ж г а з е т а И н ф о р м а ц и о н н ы й в ы п у с к о р г а н о в и у ч р е ж д е н и й ю с т и ц и и Л и п е ц к о й о б л а с т и слово к ЧИТАТЕЛЯМ -п пуаь воаоржЕавУЕт закон ! Уважаемые читатели «Липецкой газеты»! Прошло три года со вре мени принятия Указа Пре зидента РФ «О мерах по раз витию органов юстиции РФ», в соответствии с кото рым правительством России была утверждена Концеп ция реформирования органов и учреждений юстиции Рос сийской Федерации. За это время в деятельности Мин юста и его подразделений в субъектах РФ произошли существенные изменения. Во-первых, территориаль ные и иные органы юстиции нашей страны образовали единую систему в рамках ис полнительной ветви власти РФ. Во-вторых, был уточнен и круг компетенции Минис терства юстиции России. В 1999 году часть функций Минюста по организацион ному обеспечению деятель ности судов общей юрисдик ции перешла к вновь обра зованному при Верховном су!це РФ Судебному депар таменту. Одновременно уго ловно-исполнительная систе ма из ведения МВД России была передана напрямую Ми нистерству юстиции, без под чинения ее структур на мес тах территориальным орга нам юстиции. В регионах страны также появились совершенно новые учреждения юстиции, зада чей которых явилось обеспе чение государственной ре гистрации прав на недвижи мость, формирование эталон ных банков данных правовой информации и другие. В настоящее время дея тельность Минюста и его тер риториальных органов стала весьма многогранной. К при меру, в числе наиболее акту альных задач, возложенных на наше областное управле ние юстиции, можно назвать участие в правотворческой деятельности органов испол нительной и законодательной власти области; осуществле ние юридической экспертизы и государственной регистра ции уставов муниципальных образований; исполнение ре шений судов и иных органов через систему судебных при ставов; государственная ре гистрация и контроль за со ответствием деятельности об щественных и религиозных объединений их уставным це лям и задачам; контроль за нотариальной деятельностью в пределах, установленных законом, и так далее. Успешное решение этих задач во многом зависит от степени информированности широких кругов населения о деятельности органов и учреждений юстиции Ли пецкой области. Поэтому, полагаю, предлагаемый се годня совместно с «Липец кой газетой» проект — вы пуск информационного вест ника — послужит делу ук репления правопорядка на территории нашей области. Мы рассчитываем на об ратную связь и ждем пред ложений и пожеланий, а также вопросов от наших граждан, которые можно на правлять как в газету, так и непосредственно в управ ление юстиции по адресу: 398050, г. Липецк, ул. Пле ханова, 1. И пусть, как говорят юристы, восторжествует За кон! Владимир ВАРАКИН, начальник управления юстиции Липецкой области. КОММЕНТИРУЕТ СПЕЦИАЛИСТ «Э ТАЛ О Н » ПРИШ ЕЛ В Л И П ЕЦ К Н е д а в н о б у д у ч и н а с е м и н а р е в М о ск в е я у с лы ш а л , чт о с у щ е ст в у е т с п р а в о ч н о -п р а в о в а я с и ст ем а «Э т а л о н » . Мож но л и ч е р е з га з ет у у з н ат ь , к а к она работ а ет и р а с п р о ст р а н я ет с я л и в Л и п ец ке? А. СОКОЛОВ. г. Липецк. I .NN 0 1 На вопрос отвечает: директор государственного учреж- 91 I ,^^ния Министерства юстиции России «Липецкий центр пра вовой информатизации» Геннадий МАКИН: — Программный комплекс «Эталон» разработан под ру ководством научного центра правовой информатизации (НЦПИ) Министерства юстиции России. Начиная с 1975 года, НЦПИ осуществляет государствен ный учет нормативных актов бывшего СССР. Архив центра насчитывает более 300000 документов (начиная с 1922 года). В настоящее время на НЦПИ возложена задача по информа ционно-правовому обеспечению федеральных органов госу дарственной власти, судов и органов юстиции. Высокая репутация НЦПИ подтверждается составом его абонентов, среди которых Совет Федерации и Государствен- НАША ИНФОРМТУМБА —, Вниманию жителей г. Липецка! Г о с у д а р ст в ен н о е уч р еж д ени е М и ню с т а Р оссии «Л и п е ц к и й ц е нт р п р а во во й и н ф о р м ат и за ц и и » о р га н и зо в а л о п р а в о в ую г р у п п у по о к а за н ию ю р и д и ч е с к и х у с л у г н а с е л е н ию . Г р у п п а ра спо лож ена в т ом же п о м е щ е ни и , где н а х о д ит ся Л и п е ц к и й ц е нт р по го с уд а р ст в е н н о й р е г и ст р а ц и и п р а в на н е д виж им о е им ущ е ст в о и сд е ло к с н и м , по а д р е с у г. Л и п е ц к , п л . П обеды , дом 8 , ч ет в е рт ы й этаж , к ом п . 2. Е с ли вы х от ит е продат ь , подарит ь и л и обм ен ят ь дом , к в а рт и р у , гараж и л и др у го е недвиж им ое им ущ е ст во , ю ри сты п ом о г ут вам со ст а вит ь договор , офор м ит ь за я в л е н и е , д ад ут необходим ую ко н с у л ьт а ц ию . Т еп ер ь в ам н е нужно бегат ь по р а з л и ч н ы м и н ст а н ц и ям : сост авит ь договор, оф орм ит ь необходимы е д о к ум е нт ы и от дат ь и х н а го с уд а р ст в е н н ую р е ги ст р а цию можно в о дном мест е . ВОПРОС-ОТВЕТ ОБШНИСЬНЕЦВИЖИМОаЫО- П(ЛРУДИТКЬНДЦПЕЖАЩИЙОБРАЗОМ ОФОРМИТЬДОШЕНТЫНАНЕЕ С 1 апреля 1998 года в Липецке открыто государственное учреждение юстиции «Ли пе ц кий областной центр по государствен ной регистрации прав на недвижимое иму щество и сделок с ним», которое в рамках действия федерального закона «О государ ственной регистрации прав на недвижимое имущ ество и сдело к с ним» осуществляет соответствующую регистрацию на террито рии нашей области. Д о последнего време ни областной центр имел 13 филиалов в го родах и районах, 1 июля к ним прибавятся еще пять: в Воловском, Добринском , Измал- ковском , Краснинском и Становлянском рай онах. Вместе с тем вопросов, связанных с р е гистрацией прав граждан на недвижимость, меньше не становится. На некоторые и з них сегодня отвечает начальник Липец ко го об ластного центра по государственной ре гис трации прав на недвижимое имущ ество и сделок с ним Валерий НЕГРОБОВ. — В 1985 год у я по с троил ж илой д ом и прож и ваю в нем по настоящее время . Необ х о д и м о ли ре ги с тр и р о ва ть право с о б с т в е н но с ти на него , если раньше он ни где не р е ги с т р и р о в а л с я ? — Да, право собственности на жилои дом не обходимо регистрировать. Если гражданин сво евременно не оформит свое право на дом, то в дальнейшем он не сможет продать, подарить, обменять или иным образом им распорядиться, а его наследники не смогут вступить в наследст во. _ Согласно статье 25 Закона «О государствен ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на объект недвижимого имущества регистрируется на ос новании документов, подтверждающих факт его создания. Для начала гражданину необходимо об ратиться в ЬТИ для составления технической до кументации (техпаспорт и справки БТИ формы 11- Кроме этого для регистрации необходимо пред ставить: 1. Постановление главы местной администра ции о предоставлении земельного участка для строительства дома. 2. Договор аренды земли. 3. Акт государственной приемочной комиссии. 4. Постановление главы местной администра ции о вводе дома в эксплуатацию. Государственная регистрация прав проводит ся на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. При себе необходимо иметь паспорт. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное имущество возникает с момента государственной регистрации (ст. 219 Гражданского кодекса РФ). Все документы, необходимые для государ ственной регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Копии документов должны быть удостоверены но тариусом или органом, выдавшим документ. — Какие д о кум ен ты необходимы для го с у д а р с т в е н н о й р е ги с т р а ц и и д о го в о р а к у п л и -п р о д а ж и , мены и д арени я н е д в иж им о с ти? — Для государственной регистрации догово ра купли-продажи, мены, дарения недвижимости необходимо представить следующие документы: 1. Заявление на регистрацию. 2. Договор купли-продажи (мены, дарения) не движимости. 3. Передаточный акт. 4. Документы, подтверждающие право с о бственности продавца (дарителя, стороны дого вора мены) на объект недвижимого имущества, — подлинник, 5. Технический паспорт. 6. Справки БТИ формы 11-А. 7. Для оформления права на жилые помеще ния: выписки из лицевого счета и домовой книги, справка об отсутствии задолженности по комму нальным услугам. 8. Для оформления права на жилой дом, са довый домик и отдельно стоящие здания и со оружения — документы на право пользования земельным участком. 9. Если продавцом, дарителем или стороной договора мены является несоверщеннолетний, то необходимо представить разрещение органов опеки на совершение сделки. — Елена Ивановна, чем же различаются госуларственные и частнопрактикующие нота риусы и какую деятельность они осуществляют? — На начало 1993 года в Липецкой области функцио нировала 21 государственная нотариальная контора, штат ная численность нотариусов составляла 43 человека. В 1998 году фактическая численность всех нотариусов в области со ставила 48 человек, из которых частнопрактикующих — 40, государственных— 8. По при чине еложившихея финанео- вых трудностей в обеспечении государственных нотариаль ных контор в городе Липецке вначале текущего года произо шел окончательный переход всех государственных нотари усов в частнопрактикующую систему. Тем нс менее, в неко торых районах области — в Воловском, Добринском, Елец ком, Лебедянском, Тербунском и Усманском — еще работают государственные нотариусы. При совершении нотариаль ных действий частнопракти кующий нотариус и нотариус, работающий в государствен ной конторе, обладают равны ми правами и выполняют оди наковые обязанности. Офор мленные ими документы име- НА1ПИ КОНСУЛЬТАПИИ о ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ Сегодня граждане России имеют возможность выехать почти во все страны мира. Одни отправляются за грани цу на постоянное местожи тельство, другие на работу, учебу, лечение или просто в гости. Конечно же, каждый из нас везет с собой различные документы, выданные учреж дениями и организациями Российской Федерации (свиде тельства о регистрации актов гражданского состояния, дип лом или аттестат об образова нии, документы о трудовой де ятельности, документы меди цинского характера, поста новления или решения адми нистративных и судебных ор ганов и Т .П .). Но для того, что бы эти документы в другой стране имели официальную силу, они должны быть надле жащим образом оформлены —легализованы. При этом сле дует иметь в виду, что Россий ская Федерация в 1992 году присоединилась к Гаагской конвенции 1961 года, которая отменяет для стран-участниц требование дипломатической или консульской легализации официальных документов, на правляемых в ту или иную из этих стран. Государствами-участника- ми конвенции являются свыше 35 стран, в том числе Австрия, Великобритания, Греция, Из раиль, Италия, Португалия, США, Турция, Финляндия, Франция, ФРГ, Югославия, Япония и другие. В соответст вии с конвенцией на ряде офи циальных документов, исхо дящих от учреждений и орга низаций Российской Федера ции, должен проставляться специальный штамп, так назы ваемый апостиль, удостоверя ющий подлинность подписи, качество, в котором выступа ло лицо, подписавшее доку мент, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штам па, которыми скреплен этот документ. Апостиль простав ляется на подлинниках офици альных документов, исходя щих лишь от учреждений и организаций Российской Феде рации, как участницы конвен ции. Что же касается докумен тов, выданных учреждениями и организациями иных суве- государс союзных республик в составе СССР), то они не могут быть приняты на территории Рос сии к проставлению апостиля на подлинниках, поскольку это явилось бы нарушением суверенитета государств, уч реждения которых выдали данные документы. В подо бных случаях возможно про ставление апостиля на нотари ально заверенных копиях та ких документов. Когда к проставлению апостиля предъявляются доку менты, выданные учреждени ями и организациями других республик, краев, областей и автономных образований в составе РоссийскойФедерации, то в интересах граждан и во избежание пересылки доку ментов из одного региона в другой, возможно проставле ние апостиля на копиях офи циальных документов, выдан ных в других регионах Рос сии, но засвидетельствованных нотариально по месту нахож дения органа, проставляюще го апостиль. Апостиль не проставляет ся на документах дипломати ческих или консульских уч реждений; на документах, пря мо относящихся к таможен ным и непосредственным ком мерческим операциям, то есть на доверенностях на соверше ние сделок, перемещение това ров через границу; на догово рах и соглашениях о поставке товаров и предоставлении ус луг. о выполнении различных работ и расчетов по ним и т.п. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют дальней шего заверения или легализа ции. При проставлении апости ля взимается государственная пошлина в размере 50 процен тов от минимального размера оплаты труда. За проставлением апостиля можно обратиться в учрежде ния, находящиеся в областном центре: на документах, исхо дящих от нотариусов, адми нистративных и судебных ор ганов — в управление юсти ции области (пл. Плеханова, 1), на свидетельствах о регистра ции актов гражданского со стояния — в областной отдел загса (пл. Ленина—Соборная, 3), на архивных документах — в областной государственный архив (ул. Папина, 26). Юрий ХАЙДУКОВ, зам. начальника управления юстиции области по правовой работе. нал Дума Федерального Собрания РФ; Главное государствен но-правовое управление Президента РФ; Конституционный Верховный и Высший Арбитражный суды РФ; Министерст во юстиции РФ; Генеральная прокуратура РФ; Совет безопас ности РФ; Департамент налоговой полиции и многие другие. В июне 1997 года в Липецкой области для обеспечения правовой информацией судов общей юрисдикции, органов и [учреждений юстиции образован .Липецкий центр правовой информатизации. Сегодня программный комплекс «Эталон» установлен в управлении и в учреждениях юстиции области, управлении судебного департамента при Верховном суде РФ по Липецкой области, Липецком областном суде, судах об щей юрисдикции, прокуратуре области, налоговой по.аиции, в других федеральных органах власти области, в юридичес ком отделе АО «НЛМК». Теперь появилась техническая возможность распростра нять программный комплекс «Эталон» и на предприятиях различных форм собственности на договорной основе. Консультации по установке ПК «Эталон» можно получить по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, 28 или по телефону 47-02- 31. о ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕаВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИИ В соответствии с феде ральным Законом «О свободе совести и религиозных объ единениях» все религиозные организации Российской Фе- шли перерегистрацию толь- дерации‘в'ТёчйНйе 1999'("Ьда Но если у^реМйГйоз- подлежат’^ЬЬудайствёнйой ’'''‘й6Кбрганизаций’дУ31'дакаб- перерегистрации. 27 ноября 1998 года Ми нистерством юстиции России перерегистрирована и внесе на в Государственный реестр религиозных организаций Российской Федерации за номером 1 Русская Правос лавная Церковь. В управлении юстиции Липецкой области зарегис трировано 116 религиозных организаций различных ве роисповеданий, из них про- ря 1999 года еще есть время для оформления необходи мых документов, то у общес твенных объединений, заре гистрированных до вступле ния в законную силу феде рального Закона «Об общес твенных объединениях», вре мени для перерегистрации практически не осталось. Для них законом установ лен срок — до 1 июля 1999 года. Однако руководители этих объединений, а по об- ''ласти их зарегистрировано '^75 , к сожалению, не спешат перерегистрироваться. В на стоящее время это требова ние закона выполнило лишь 71 объединение. Особое вни мание этому вопросу следу ет уделить общественным объединениям, в уставе кото рых предусмотрено право на участие в выборах. Если они своевременно не пройдут пе ререгистрацию, то к выборам допущены не будут. Нет смысла, наверное, напоминать руководителям общественных объединений, что не стоит откладывать оформление документов на последний день. Заметим только, что в соответствии с российским вакокодательст- в'ом'па'ортаиычоетиггии воз- лржены обязанности по лик видации в судебном порядке общественных и религиоз ных организаций в случае, если они не подадут докумен ты на перерегистрацию в ус тановленные сроки. Любовь ЩУКИНА, главный специалист правового отдела управления юстиции области. ИЗ ПЕРВЫХ РУК ЕСЛИ ВАМ ВДРУГ ПОТРЕБОВАЛСЯ НОТАРИУС... 11 февраля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации были приняты «Основы законодательства РФ о нотариате», которые коренным образом изменили органи зационную форму построения российско го нотариата. По мимо государственного получил право на существование и частнопрактикующий нотариат. Впоследствии, после принятия новой Конституции Рос сийской Федерации, началась работа по подготовке вне сения изменений в Основы о нотариате, которая продол жается д о сих пор. Многие концептуальные вопросы, свя занные с деятельностью нотариата, являются спорными и труднопреодолимыми. Как складывается ситуация по осуществлению нотари альной деятельности в Липецкой области? Об этом — бе седа нашего корреспондента с начальником правового от дела управления юстиции Еленой ШИЛИНОЙ. ют одинаковую юридическую силу. Теперь о различиях. Рабо та государственных нотариу сов финансируется за счет об ластного бюджета, нотариус же, занимающийся частной практикой, обеспечивает себя сам, за счет денежных средств, полученных им за совершение нотариальных действий. Вторым отличием является форма контроля за деятель ностью нотариусов. Государ ственный нотариус «ощуща ет» на себе всю полноту госу дарственного контроля со сто роны управления юстиции, «частник» в этом смысле имеет большую свободу. Есть между нотариусами и некоторые различия в компе тенции. К примеру, оформле ние наследственных прав явля ется функцией государствен ного нотариуса, однако если в районе, где оформляется на следство, его нет, эти действия может выполнять частный нотариус по совместному приказу управления юстиции и нотариальной палаты. — Е^апьшероссийское зако нодательство требовало обяза тельного нотариального удос товерения МНОП 1 Хсделок. Сей час во многих случаях закон отдал этот вопрос на усмотре ние сторон договора. Не обер нется ли это, в конечном счете, против самих граждан? — В соответствии со статьей 48 Конституции Рос сийской Федерации каждому гражданину гарантируется право на получение квалифи цированной юридической по мощи. Нотариат обеспечивает эту помощь путем соверщепия нотариусами нотариальных действий. Важное место среди них занимают сделки с недви жимостью. Положения части 2 ГК РФ, связанные с отказом от обязательного нотариаль ного удостоверения сделок с недвижимостью, сужают, на пащ взгляд, конституционные гарантии по охране прав и свобод гражданина, включая право частной собственности. При этом государство берет на себя бремя ответственности за законность сделки. Однако всем известно, что в случае ошибки с государства гораздо труднее взыскать причинен ный ущерб, нежели с частно практикующего нотариуса, который несет полную иму щественную ответственность. — Бытует мнение, что со вершение сделок с недвижи мостьюбез нотариалыюго офор мления ограждает граждан от лишних расходов. Может, это правильно? — Это представление явля ется Ошибочным, поскольку не так все просто, как кажется на первый взгляд. Так, на предва рительной стадии заключения договора, чтобы исключить нежелательные последствия, стороны вынуждены обра щаться к услугам адвокатов или других юристов для со ставления юридически грамот ных договоров. Тарифы при этом определяются соглашени ем сторон. Положение о том, что граждане имеют право вы бора обратиться в нотариаль ную контору за удостоверени ем сделки, для которой зако ном не установлена обязатель ная нотариальная форма, вряд ли является правильным. Русский менталитет срабаты вает таким образом, что когда идет речь о правовых проце дурах, рассматриваемых как ненужные формальности, если к тому же их соблюдение свя зано с затратами, то их следу ет отбросить при первой же возможности. Чаще всего это оборачивается против самих граждан. — Какие зако 11 одателы 1 ые акты в настоящее время пред усматривают обязате-тьиую | 1 отариалы 1 ую форму? — Единства в регулирова нии соответствующих вопро сов вдействующем российском законодательстве, к сожале нию, нет. В одних случаях но тариальное удостоверение сде лок с недвижимостью новым законодательством отменено, в других — предусмотрено. Так, например, в отношении договоров о залоге недвижи мого имущества и договоров ренты предусмотрено обяза тельное нотариальное удосто верение (ст.ст. 339 и 584 Граж- данского кодекса РФ), а также установлено нотариальное удостоверение брачных кон трактов и согласие одного суп руга на отчуждение другим супругом недвижимого иму щества, нажитого ими в пери од брака и являющегося их со вместной собственностью (ст.ст. 35 н 41 Семейного кодек са Рср). Остается лишь надеяться, что федеральные законода тельные акты со временем бу дут иметь единый подход к регулированию вопросов, свя занных с нотариальным офор млением документов. Ж : МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ Главное внимание органов загса области сосре доточено на защите прав граждан при регистрации актов гражданского состояния, а также государственных и общественных организаций, соблюдении Семейного и Гражданского кодексов Российской Федерации и фе дерального Закона «Об актах гражданского состояния», укреплении материальной базы органов загса. За истекший 1998 год органы загса области об служили более 67 тысяч человек. Ими зарегистриро вано 9776 рождений, 18582 смерти, 7502 бракосочета ния, при этом расторгнуто 4392 брака, что составило 58,5 процента, выслано и выдано более 13 тысяч от ветов и различных справок на запросы граждан. За последние годы значительно преобразились органы загса в Усманском, Задонском, Данковском, Воловском районах, городах — Ельце, Грязи и других районах. Загсы стали культурными центрами, где мо лодожены с удовольствием проводят свои обряды бра косочетания, регистрацию новорожденных, чествова ние юбиляров. На протяжении последних 10 лет органы загса ра ботают над созданием электронного архива актов граж данского состояния. Появилась возможность быстро и качественно обслуживать граждан. Но в работе органов загса не все так беспроблем но. С 1 апреля 1999 года органы загса, согласно пос тановлению правительства РФ в рамках выполнения федерального Закона »Об актах гражданского состоя ния» перешли на новые бланки свидетельств и акты гражданского состояния, что потребовало изменения ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ ~ многих форм и актовых записей, а самое главное пов лекло за собой большие материальные затраты, де нег на которые в большинстве администраций просто нет. Поэтому многие органы загса вынуждены обслу живать граждан старыми дедовскими методами вруч ную, что послужило образованию очередей при офор млении надлежащих документов. Между тем, органы загса по-прежнему располага ют самой достоверной информацией по народонасе лению, которая необходима для многих служб облас ти. Но и здесь возникает масса вопросов, а обеспече ние служебной информацией различных ведомств и организаций стало также затруднительным. Поэтому органы загса области рассчитывают на помощь соот ветствующих администраций районов и городов в ре шении своих материальных проблем. Раиса ЧЕКМАЧЕВА, заведующая областным загсом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz