Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

18 июня 1999 г«, М$ 118 {20996) Ш И П Е Ц К Л Я •/Ж г а з е т а ш т ш л 1 К У Д А ^ М О Т Р И ^ ^ И Щ ^ С доставкой к... ПРИЛАВКУ в наше суматошное вре­ мя ничему не приходится удивляться. Но когда речь идет о личной безопасности граждан, которую по идее-то и по Конституции должно бы обеспечивать государство, хочется порой хотя бы по­ нять, откуда эта вопиющая вседозволенность и безнака­ занность тех, кто той самой безопасности людей угрожа­ ет. Вот ведь в последнее вре- вошло в практику такое грубейшее нарушение мно­ гими водителями легкового автотранспорта Правил доро­ жного движения, как езда по тротуарам. Причем езда ли­ хая, демонстративная.И тут нетрудно догадаться, что ос­ новную массу таких наруши­ телей составляют самодо­ вольные владельцы инома­ рок, так называемые «новые русские» , отличающиеся, как известно, общественным бескультурьем и заносчи­ востью, как раз и не прису- щим-то истинно русским лю­ дям. Вот и заинтересовало меня, почему же не вправля­ ют мозги этим «тротуарным лихачам» хоть автоинспекто- ры-то, которые не могут не осознавать, какую опасность представляет такое наглое лихачество и даже всего лишь парковка автомобилей на тротуарах, предназначен­ ных для пешеходов? А то ведь дело-то иногда доходит прямо-таки до критических ситуаций. Например, на днях возле гастронома «Липецк» кры­ лом хщоезжавшего по троту­ ару «Форда» у пожилой жен­ щины выбили из рук хозяй­ ственную сумку и молочный бидон. Так, холеный води­ тель иномарки еще и упрек­ нул потерпевшую: смотреть, мол, надо, мамаша, что ма­ шина едет (?!). А не самому ли этому наглецу надо смот­ реть и думать, где и куда он едет?... Чтобы успокоить быстро собравшихся вокруг места происшествия возмущенных граждан, владелец «Форда» небрежно сунул старушке пару червонцев и как нив чем не бывало проследовал... в магазин. Наверняка, самоу­ веренный «бизнесмен» не сомневался при этом, что та­ кой же «компромисс» он най­ дет и с автоинспектором, если тот вдруг объявится. Увы, в местах таких мас­ совых нарушений ПДД — возле крупных торговых предприятий. Домов быта, мини-рынков — сотрудники патрульно-дорожной службы не появляются вообще. Но зато однажды мне довелось наблюдать такую, на первый взгляд, обнадеживающую сценку. Виляя, как на сла­ ломной трассе, между запру­ дившими тротуар частными автомашинами возле гастро­ нома «Юбилейный», вплот­ ную к входу в него подкатил милицейский «УАЗик», из которого вышли трое офице­ ров в звании не ниже майора. И мне ехидненько подума­ лось даже, что уж сейчас-то это высокое начальство, ви­ димо, из расположенного на­ против областного УВД, раз­ берется с теми, кто спутал проезжую часть улицы Пле­ ханова с пешеходной. Но не тут-то было: стражи поряд­ ка гурьбой вошли в магазин, вернулись оттуда с довольно банальными покупками в виде нескольких бутылок во­ дки, снова погрузились в слу­ жебную машину и не менее лихо, чем «новые русские», умчались по «служебным» же, надо понимать, делам. А буквально через пару минут очередной «крутой» автомобилист чуть не сбил группу ребятишек на пере­ крестке того самого тротуа­ ра и примыкающей к нему аллейки, ведущей к соседней 44-й школе-лицею. У нахо­ дившихся рядом пешеходов- взрослых сердца, видимо, замерли при виде этой опас­ нейшей ситуации, чрть было не закончившейся ЧП. Води­ тель же белоснежного «Мер­ седеса» еще и погрозил де­ тям кулаком: чему, дескать, вас, сопливых , в школе учат?.. Уверен, когда случится (не дай Бог, конечно!) что либо драматичное, а то и тра­ гичное с кем-либо из таких вот любителей «шикануть» на своей иномарке по троту­ ару, весь отдельный баталь­ он липецких автоинспекто­ ров будет поднят на ноги, и вмиг будут пресечены все самодеятельные парковки возле магазинов и прочих мест массового скопления пешеходов, как, впрочем, того и требуют Правила до­ рожного движения. А пока «новые русские» и даже по- обезьяньи подражающие уже им владельцы «горбатых» иномарок типа «Запорожец» продолжают разъезжать по тротуарам, как по автостра­ де, а иной раз умудряются одним колесом въезжать и на ступеньки, ведущие ко вхо­ ду в магазин, галантно выса­ живая при этом свою даму чуть ли ни возле прилавка. Вот уж действительно круто так круто! Василий МИТЮК, пенсионер и пешеход. ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ ЛИПЕЦКИЕ ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ ГОЛОСОВАЛИ «ЗА» ИМПИЧМЕНТ ПРЕЗИДЕНТУ ЕЛЬЦИНУ Несмотря на то, что голосование по вопросу об отрешении президента Бориса Ельцина от до­ лжности в Госдуме РФ состоялось уже более , месяца назад, редакция «Липецкой газеты» про­ должает получать письма липчан, в которых они настоятельно просят обнародовать списки голо­ сования депутатов. Объясняют наши читатели это тем, что центральные СМИ, при всей кажущейся их открытости и «сверхдемократичности», не очень- то стремились проинформировать россиян об итогах разбирательства в Госдуме. Вот что, например, по этому поводу написала в «ЛГ» ветеран труда Лидия Николаевна Хелико- ва: «Ситуация, по меньшей мере, странная, голо­ сование в парламенте по импичменту Ельцину было открытым, его результаты должны быть обнародованы, а информации на сей счет в прес­ се, как говорится, днем с огнем не найдешь. Не может ли «Липецкая газета» помочь нам в этом вопросе? Уверена, что эту информацию хотели бы иметь многие жители области». С подобными просьбами в редакцию обратились также Г. Ве- лежева, К. Огрызков, В. Климов, Н. Савенкова, Ю. Яковенко, В. Мишин и многие другие. Уважаемые читатели, подписчики «ЛГ»! Ваши обращения говорят о том, что проблема импич­ мента затронула многих россиян, как верно и то, что рассказать подробности о голосовании в Гос­ думе центральная пресса, за исключением неко­ торых левопатриотических газет, просто не поже­ лала. Постараемся, хоть и с опозданием, воспол­ нить этот пробел. Для наших читателей мы можем сооб­ щить, что депутаты Государственной Думы от Липецкой области Владимир Топорков, Виктор Минаков и Олег Гришкевич по всем пунктам голосовали «за» отрешение президента от влас­ ти. Все депутаты аграрии, в том числе М. Лапшин, фракция КПРФ во главе с Г. Зюгано­ вым, за исключением двух человек, депутатская группа «Народовластие» тоже проголосовали «за». За отрешение по всем пунктам также выска­ зались известные липчанам политики — лидер общероссийского общественного политического движения «Союз народовластия и труда» генерал армии А. Николаев, руководитель движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» В. Илюхин, в депутатской группе «Российские регионы» — бывший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Т, Гдлян и др. Против отрешения Ельцина от власти по всем пунктам голосовали небезызвестные К. Боровой, Г. Бурбулис, А. Козырев, В. Рыжков... Некоторые, как скажем певец И. Кобзон, А. Шохин, С. Юшен­ ков, не сочли возможным прибыть на заседание Госдумы в этот судьбоносный для Родины день. Кое-кто не стал брать бюллетени. Полностью и окончательно разоблачила себя как прислужница режима фракция ЛДПР во главе с В. Жириновс­ ким. А депутаты от черномырдинского «Дома» своим голосованием еще раз продемонстриро­ вали, что «их дом» — где угодно, но только не в России. В целом большинство депутатов Госдумы — 295 человек — признало обоснованность обвине­ ний Б. Ельцина в совершении им тяжких преступ­ лений против страны и народа. Это приговор не только лично президенту, но и всему нынешнему криминально-олигархическому режиму. И хотя импичмент не прошел, перед предсто­ ящими выборами в Государственную Думу он как бы стал смотром политических сил, показал «кто есть кто». Подробности о том, кто 15 мая голосовал «за», «против», или «уклонился», можно узнать, к при­ меру, в газете «Советская Россия» за 18 мая, в других левопатриотических центральных издани­ ях, подшивки которых наверняка имеются в биб­ лиотеках. Владимир МИХАЙЛОВ. — ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ! —, во влдаи ПРЕДУБЕЖДЕНИИ и МИФОВ П р е д убеж д е н и я еще не мифы, но играют ту же роль — определяют наше поведение. Причем сейчас они имеют пар­ тийный оттенок, потому что ак­ тивно используются в предвы­ борный период. В одной из передач «Ито­ ги» г, Киселев, оспаривая от­ рицательное отношение губер­ натора Приморья к Гайдару и Чубайсу, привел пример ны­ нешнего отношения к Столы­ пину как великому реформато­ ру. Оставим на совести автора утверждение, что через 10 лет так же будут оценивать нынеш­ них реформаторов. Что П.А. Столыпин — великий реформа­ тор, СМИ успешно внедрили в наше подсознание. Но истин­ ность этого утверждения тре­ бует осмысления. Собственно, что оценивается: сама идея не­ обходимости общинного зем ­ лепользования в России или реализация идеи, реформа? Сама идея, что вполне очевид­ но, была своевременной. Но Столыпин — политический, го­ сударственный деятель, поэто- кую переписку реформа: лыпина и Л, Толстого, му его реформы следует оце­ нивать по результатам. Очень жаль, что из-за неос­ ведомленности журналисты раз­ деляют чьи-то предубеждения. Достаточно вспомнить дружес- л тора Сто- ко тмы й по утвердившемуся предубеж­ дению идеализировал роевое (имеется в виду пчелиный рой — авт .) начало в характере рус­ ско го крестьянина . Реформы Столыпина были положительны в Прибалтике (выделение на хутора) и в Сибири (заимки), но в центральных губерниях основ­ ная масса крестьянства рефор­ мы (отруба) не приняла. Пос­ ледовали волнения. В результате — виселицы («столыпинские гал­ стуки»), Л, Толстого такие ре­ зультаты ввергли в отчаяние, и он выступил с гневным обличе­ нием правительства: «Не могу молчать». Столыпин был также обескуражен, В этом суть их пе­ реписки. Так как же вершить истори­ ческий суд над реформаторами — по результатам или идее? Предварительный приговор ис­ тории над младореформатора- ми известен: «дерьмократия и прихватизация». Они с этим при­ говором не согласны и с по ­ мощью СМИ почти внедрили миф в наше подсознание: «на­ род этой страны» — ленивый, вороватый, глуповатый и тру­ соватый — сам виновен в не­ удаче реформ, потому что их не поддержал , т.е. не достоин быть субъектом истории. Но наша беда в том, что само сознание народа отрав­ лено болезнью монополизма. И капитализм наш — ублюдоч­ ный: для прибы тка — гони цены, а не производство. Пос­ мотрите на наши базары — рынки, где даже простые бабы держат цены по сговору — оди­ наковые: а «лишки» нехай ско­ тина трескает, чем «задарма» отдать. Русский характер — это смесь идеализма и фанатиз­ ма, «Да, скифы мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами» (Блок), призванные Бо­ гом к жертвенному спасению Европы и мира от татаро-мон­ гольского, французского, не­ мецкого нашествий и амери­ канского блуда. Борис ПЕТЕЛИН, зам. председателя облкомиссии по реабилитации. Что такое сказочный «тяни-толкай», мы хорошо себе представляем. Это ког­ да одна половина идет впе­ ред, а другая вынуждена пятиться. Аналогичное про­ исходит сегодня с Липецкой областной детской библиоте­ кой. Двенадцать лет назад кол­ лектив ее переселили на вре­ менное обитание в два дале­ ко удаленных друг от друга здания, ибо дом № 7 по ул. Фрунзе, где многие годы рас­ полагалась библиотека, тре­ бовал капитального ремонта. Сгоряча местные власти по­ обещали даже построить для библиотеки новый офис. Го­ ворю «сгоряча» потому, что власть у нас меняется в пос­ леднее время так часто, слов­ но кадры в кино. Не успеешь оглянуться — обещающего и след простыл. Да еще издер­ жки перестройки... Неукро­ тимая инфляция... Одним словом, когда все было гото­ во к новостройке (место, до­ кументация), в администра­ ции... не нашлось денег. А потом там и начисто позабы­ ли, что наша библиотека раз­ мещалась на ул. Фрунзе, 7 долгих 25 лет. В настоящее время в на­ шем здании ремонт начался. Однако в родном управле­ нии культуры области уже сейчас размышляют, кого осчастливить этим новосель- , ем. И дом народного твор­ чества туда просится, и ми­ лиция, и даже... служители церкви, которым не хватает простддюмопдд БЫЛА «ИЗБУШКА» ЛУБЯНАЯ, ПАЛА ЛЕДЯНАЯ... места для воскресных школ. Давайте все же спустим­ ся с небес на землю и вспом­ ним об областной детской библиотеке! В ее коллективе почти 60 штатных работни­ ков, которые обслуживают более 12 тысяч читателей. К тому же библиотека являет­ ся областным методическим центром для библиотек всех ведомств, работающих с детьми. Несложно, наверное, по­ нять, как неудобно работать нашим сотрудникам, кото­ рым часто приходится «бе­ гать» из одного здания в дру­ гое — с 15 микрорайона на улицу Циолковского. Многое приходится доделывать биб­ лиотекарям у себя на дому. Потому что больше негде. Переплетчик, художник , библиографы целого отдела не имеют у нас своего рабо­ чего места. И читальный зал, и абонемент отдела эстети­ ческого воспитания ютятся на 12 квадратных метрах, а отдел обслуживания руково­ дителей детского чтения за­ нимает всего лишь угол в 8 квадратов! Но если бы только это... В прошлом году наше поме­ щение по ул. Циолковского затопило водой (ночью про­ рвало батареи отопления). И целый стеллаж ценной лите­ ратуры пошел на списание. Что удалось спасти, при­ шлось сущить здесь же, на полу в холле. Мы понимаем, что мно­ гим руководителям и госу­ дарственных, и коммерчес­ ких структур сегодня при­ глянулось здание по Фрунзе, 7. Но ведь 12 тысяч ребят никак нельзя сбросить со сче­ тов. А книгу любят все дети. И уроки нужно делать каж­ дый день, да еще при сегод­ няшних темпах изменения школьных программ и пол­ ном отсутствии информации у большинства учащихся дома. Очень, очень трудно при таких обстоятельствах быть «тяни-толкаем». Как поде­ лить фонд, справочный аппарат, коллектив библио­ теки — ведь это все еди­ но. Не так давно довелось мне побывать в городе Ива­ ново. У них здание областной детской библиотеки имеет площадь более 3 тыс. кв. мет­ ров. В Мурманске — 3,5 тыс. кв. м, а в Краснодаре — во­ обще грандиозный особняк. Даже в соседнем Тамбове (где всего 300 тыс. жителей) дет­ ская библиотека имеет двух­ этажное помещение в 4 раза больше, чем у нас. Как же нам дальше жить и работать? Ведь мы не про­ сто библиотека, а областной методический центр по рабо­ те с детьми всех возрастных групп. Немало благодарнос­ тей получаем мы от библио­ текарей области за ценную помощь. Наши работники ведут научно-исследователь­ скую работу, занимаются во­ просами социологии, психо­ логии детства. У нас посто­ янная деловая связь с попу­ лярными в стране професси­ ональными журналами. За последние 2 года в них опуб­ ликовано более двух десятков статей и методических мате­ риалов наших работников. Осенью этого года библи­ отека будет отмечать свой 40- летний юбилей. Уже сейчас мы готовимся к своему праз­ днику. Но никакие подарки и добрые слова не возместят нам ущерба, если наше за­ конное здание пойдет «гу­ лять» по чужим рукам. Кста­ ти, не мешает также вспом­ нить, что это здание (ул. Фрунзе, 7) — памятник ар­ хитектуры XIX века, бывшая городская усадьба купца За­ мятина. Будут ли здесь зву­ чать церковные псалмы или грохотать милицейские сапо­ ги, будут ли плясать юные артисты или продаваться жареные пирожки (и такой вариант не исключается ныне) — ясно одно: родную историю надо уважать. Надо беречь это здание, а кто бо­ лее бережно будет относить­ ся к нему, если не библиоте­ кари, хранившие его более 25 лет? Валентина ФИЛАТОВА, директор областной детской библиотеки. ФОТООБВИНЕНИЕ О Т В Е РЖ Е Н Н Ы Е и с каждым годом в связи с расширением комбина­ та, и старением его оборудования условия прожива­ ния аборигенов ухудшаются. Выдерживают ядовитую обстановку далеко не все. Умерли, не дожив до пен­ сионного возраста, более 150 человек. Показатели заболеваемости в санитарно-защит­ ной зоне почти в два раза выше, чем у людей, прожи- Город Липецк, в отличие от многих других в Рос­ сии, еще строится, развивается, благоустраивается. Но это не значит, что все люди, живущие в нем, уже обеспечены жильем, нормальными условиями сущес­ твования.- Некоторые, к сожалению, продолжают жить в санитарно-защитных зонах. И решить вопрос их от­ селения пока не удается. К примеру, еще в 1992 году постановлением главы администрации Липецка № 780 было предложено ОАО «НЛМК» произвести снос домовладений и переселе­ ние семей из однокилометровой санитарно-защитной зоны с улиц Фестивальной и Фадеева. В первоочеред­ ном порядке планировалось снести 24 двухэтажных дома. Вызывалось это тем, что люди проживают в не­ посредственной близости от опасных для здоровья про­ изводств: коксохима, азотно-тукового и доменного. В этом же районе сливаются шлаки с выбросом серово­ дорода, организованы накопительные пруды... Короче, полный «букет» отравляющих веществ, которые уже уничтожили на корню лесной массив, прилегающий к поселку. Теперь о нем напоминает лишь название ос­ тановки общественного транспорта — «Лесная». Необходимо уточнить, что дома на улицах Фести­ вальной и Фадеева были заселены 45 лет тому назад. щены и не убираются. Помимо тысяч гаражей, на пус­ тырях разместились всевозможные мастерские, про­ изводства, автохозяйства. От них — пары бензина, гарь и газы. В связи с тем, что жилые дома уже много лет ждут сноса, в них не проводят даже текущего ремонта. Как же в таких условиях жить людям? Или действи­ тельно остается одно — умирать медленной смертью? Павел ПУШКОВ, член липецкого городского клуба «Эколог». На сн и м к а х : ул и цы Ф а д е е в а , 10 и Ф е с ­ тивальная в Л и п е ц к е . Фот О льги Б ЕЛ ЯКО ВО Й . вающих в более благоприятных районах. Здесь зна­ чительно чаще болеют дети... При создании санитарно-защитных зон вместо сне­ сенных жилищ (два дома все же снесли в 1992 г.) должны были расширить зеленую зону. Но пустырь застроили гаражами. Еще одно немаловажное обстоятельство. Отвер­ женные липчане лишены самых элементарных удобств. Здесь нет даже продовольственного магазина. За хле­ бом они ходят за три километра. Улицы у них не осве- ..^1*^рянспортныв стрядяния! двэ. письмэ ня одну ХОТЕЛИ, КОНЕЧНО, КАКЛУЧШЕ... Сегодня большинство липчан уже разобрались, наконец, в чем же все-таки весь этот «фокус» с введением платных автобусов-«маршруток». В рас­ чете на наивность и доверчивость рядовых горо­ жан, транспортное начальство Липецка под видом создания так называемых удобств для более-ме­ нее состоятельных пассажиров постепенно присту­ пило к «выкачиванию» денег уже чуть ли не со всех земляков поголовно, как выражаются юмо­ ристы, — неназойливо, легко и непринужденно навешивая занавесочки на окна очередной партии автобусов и прикрепляя к лобовому стеклу скром­ ный трафаретик «стоимость проезда — 2 руб.» Нынче меня лично никто уже из высокопос­ тавленных телеинтервьюируемых не убедит в том, что под маршрутные автобусы занята «самая-са- мая мизерная часть городского пассажирского транспорта». Только за последние несколько дней я на собственном опыте убедился как раз в обрат­ ном и потому позволю себе усомниться в искрен­ ности руководства администрации перед своими избирателями. Так, предприняв недавнюю попытку доехать до­ мой, на улицу Ушинского в сокольском поселке, на бесплатной рейсовой «двойке», я прождал ее на остановке «Улица Арктическая» 67 (!) минут. При этом принципиально подсчитал, что за эти самые час-семь мимо прошли более десятка плат­ ных автобусов самых разных маршрутов. В конце концов доехал на обычном «24» до Сокольского рынка, ну, а там, естественно, прошел в горку еще три остановки до дома. А соблазнись я этими пре­ словутыми «удобствами», то для меня сия по­ ездка обошлась бы в четыре рэ, что для далеко не состоятельного пенсионера, сами понимаете, немало — полторы буханки хлеба как раз! Рано же утром и вечером, в пору следования горожан на работу и с работы, уже и не отличишь, где «маршрутка», а где — бесплатный автобус: и те, и те набиты «до упора» — ехать-то людям надо, время не ждет. Для убедительности моих слов на­ стаиваю на проведении среди представителей го­ родских властей «эксперимента»: пусть попробу- ют-ка в шестом часу вечера с расположенной не­ подалеку от администрации остановки «Детский мир» доехать на «Сокол». Даю гарантию, что чи­ новники, с непривычки-то, даже и в платный авто­ бус не влезут. Короче говоря, липчан-пассажиров как бы «за­ гнали в угол»: хочешь — не хочешь, а два рубли­ ка — гони. И сдается мне, что все идет к тому, что вот-вот горожане непроизвольно и окончательно вновь «пмесядут» на исключительно только плат­ ные автобусы, как было и шесть лет назад. По-стариковски не унываю, правда (мы, пенси­ онеры, ко всему готовы, как пионеры!), ехидни­ чаю даже: хоть платные троллейбусы и трамваи- то наши находчивые чиновники-«экономисты» внедрить не смогут. Догадываетесь — почему? Вер­ но,тогда ведь все трамваи сразу платными делать придется, «заботой о состоятельных пассажирах* этот самый хитроватый «фокус» транспортников не объяснишь. Вполне возможно, я неправильно понимаю по­ литику городских властей и, может быть, делаю неверные выводы. Если это так, то пусть меня поп­ равят официальным ответом редакции "ЛГ" на мою публикацию. Анатолий ДАВЫДОВ, пенсионер- «аналитик». аоит ли ЛУКАВИТЬ, господа ? Многих жителей областного центра до сих пор еще раздражают появившиеся в городе маршрут­ ные автобусы-такси. И, действительно, иной раз смотришь — рейсовый автобус, как всегда, пере­ полнен до отказа, пассажиры, испытывающие ужасные неудобства в этой толкучке, до предела раздражены, а следом едет полупустая «маршрут­ ка». Не всегда, правда, полупустая: в последнее время, особенно в «час пик», и в платном автобусе проехать находится немало желающих, ибо в пе­ реполненные обычные автобусы, графики движе­ ния которых особой строгостью и интенсивностью не отличаются, попасть почти невозможно, а опаз­ дывать на работу в наше «рыночное» время рис­ кованно. Так что это обстоятельство некоторых пассажиров городского транспорта просто вынуж­ дает выкраива’гь пару рублей на «маршрутку», быть может, и за счет «усеченного* своего обеда. Но мне хотелось бы поразмышлять о другом. Внедрение в практику обслуживания пассажи­ ров маршрутных такси вообще-то с самого начала наталкивало на мысль о некотором лукавстве это­ го новшества. Во всяком случае, сразу бросалось в глаза, что «транспортная эта затея» воплоща­ лась в жизнь спешно, без излишней озабоченнос­ ти уровнем сервиса, а значит — и об удобствах горожан, которые решатся стать пассажирами это­ го, можно сказать, элитного вида транспорта. Сда­ ется, лукавят руководители-транспортники и по­ ныне, утверждая, что, дескать, платные автобусы составляют лишь небольшую часть от общего ко­ личества подвижного парка. Но тогда как пони­ мать, что по утрам вслед за рейсовым автобусом № 22 и впереди него идут сразу две-три «маршрут­ ки» в сторону НЛМК? То же самое можно наблю­ дать и в автобусах-такси, следующих из жилого поселка Сокольских металлургов в сторону 19-го и других микрорайонов. Да и каков все-таки тот самый уровень обслу­ живания пассажиров, которые вопреки сложив­ шейся в Липецке почти пятилетней практике бес­ платного проезда должны теперь опять выклады­ вать денежки за проезд? Учитывая, что и так из их зарплаты в общегородском «поголовном» мас­ штабе уже высчитывают определенный процент за бесплатный проезд, автобусный этот сервис должен быть прямо-таки на небывалой высоте. Увы, за редчайшим исключением, под «маршрутки* при­ способлены машины-развалюхи, восстановленные руками самих водителей в полукустарных услови­ ях, причем некоторые из этих автобусов таких допотопных марок, название которых современная молодежь, например, даже и не знает. Не скра­ шивают грустное впечатление от подобного, с поз­ воления сказать, транспортного сервиса и мятые занавесочки на окнах автобусных салонов, кото­ рые, в свою очередь, не отличаются чистотой и комфортом: покрытия сидений порваны, стекла окон не протерты, повсюду пыль, мусор, а во мно­ гих старых машинах дышать нечем от испарений бензина и выхлопных газов, проникающих в са­ лон. Наконец, если плата за проезд в «маршрутках» по идее должна действительно предусматривать предельные удобства для пассажиров, то, навер­ ное, следует запретить водителям заполнять авто­ бус сверх нормы, то есть — больше, чем имеется посадочных мест. А иначе же к чему такое «удо­ вольствие* за 2 рубля, коли по утрам и в конце рабочего дня, все в те же «часы пик», маршрут­ ные такси оказываются столь же переполненны­ ми, как и рейсовые автобусы? А поскольку дверь в «маршрутках» действует обычно всего одна, то и выбраться из салона на нужной остановке так же трудно и связано все с той же, что и в бесплатных автобусах, толкучкой и нервотрепкой. И последнее: маршрутные такси должны иметь на лобовом стекле яркий, броский отличительный знак или эмблему, которые были бы видны изда­ лека. А то, случается, торопясь на работу или по делам, люди в спешке порой не успевают обратить внимание на трафарет, и уже только после посад­ ки выясняется вдруг, что это «маршрутка» и за услуги этого вида городского транспорта надо пла­ тить. Но платить за ту пародию на комфорт, о чем я уже рассказала, не каждый изъявляет искрен­ нее желание: поразмять бока он с таким же успе­ хом может и бесплатно, в привычном «безразмер­ ном* рейсовом автобусе. Наталья КИРИНА, учитель.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz