Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Ш И П Е Ц К А Я • / Ж г а з е т а П июня 1999 и , N8 115 (20993) ПОЗДРАВЛЯЕМ! НА ЭКРАНАХ «ОКТЯБРЯ» ЛЮБИТЬи аРАДАТЬ Т"?ПО-РУССКЙ «^Сандру А д п р ^ е к к о а у — 5 0 ! И больш ая ча с ть 1 К 10 ЖИТЫХ им л)е^Х'гворче(жая судьба как х^р- н али о тк ли сателя ) |:связана с наш ей газетой^ По- э т о м уш у р н а л и с ты с особ^ой тепл о той по- здра |||як>т ю6||ляра^^^^<круглой)» д а то й , возрастом житей^^Й |р 1 йу/фен 1 й[|^тм и глубокой пи сательской з о д а о ^ . с В библио теке кни г, подаренных липецкими пи-^ са тел ям и г а з е т е , прои звед ения Адпостенкова з а ­ нимаю т о собо е м е с то , поскол1>ку в романах , по­ в е с т я х , р а с с к а з а х А л е к сан д р р ощ у тим о б ь е т с я ж урн али стская , репор терС 1 Шя Ха 1 лка . Не сл уч а ен вед ь и такой ж анр ,^присутству^щий в е го книтах, ■Р:'■ТТ .■■■л!-.- в^Н^ЯИ 19^ 1 ^ ^ Н ^ 1 И ^ Д ^ л ^ Н И 1 9 - к а к « г а з е т н ы й р о м а н » . К ак пи са тел ь , как журнедирт^,: «шк человек о б о с ­ тренного чувствования лю дей , ^ у х ш ю щ ё г о мира, он лю би т жиЩьШ^^Щкжяе|;ря п ер ед женской кра- ня^ё»*|, п ер ед чистой не- иШе ещ е одного е го о мно го , поскольку жить в и — зн ачи т любить , со с тр ад а ть и з г^ Л(й!^т(В^« журналист, че- "'бЦЩЩ город и жите- ^ п е с г е м к о в . м уж ед тед , душ евной кре- |Гврпн> 1 чных и муд- ^ о т о й , благ посредстве!- , «Ру сская р ом ан а . Эт»< Р о с си и по-ру ум е ть прощ е ' Т а к о в о й ,! ловок, прис1 лрй е го — А ^Д о бр о го по с ти и , КС рых произвс Ж у р н а л и с т ы «ЛГ». Александр АДПОСТЕНКОВ ТРЕПЛО I а ч Послушать Палыча в курилку заходят даже не­ курящие. Похож он на крестьянина-безлошадни- ка из старого кино — то­ щая, цыплячья шея, запав­ шие, яростные глаза, сам весь сохлый, словно запря­ женный нуждой. Голова-то уже сивая, а голосок юно- шески-озорной. Обычно он ждет, когда народ фукнет паром в свис­ ток, перемоет косточки быв­ шим и нынешним правите- л я ^ , а затем кто-нибудь об­ ратится к нему: «Палыч, чтой-то невеселый?» — С чего веселиться, милый? Собака у меня се­ ансы Кашпировского при­ няла и облысела. — Ну?! — Не нукай — не за­ прягал. Облысела собака- то, зубы у ней стали золо­ тые, 583-й пробы. Поощрительный хохо­ ток. А он скорчит скорбную мину: «НАШ ПУШКИН» п о ГОРИЗОНТАЛИ; 1. (омпозитор, автор романса на ;тихи А.С. Пушкина «Я помню (удное мгновенье...». 3. Один 13 соперников Руслана. 6. Ба­ бушка из повести «Пиковая 1 зма», которая могла угадать три карты сряду». 7. «Итак, она 1 валась...». 10. Тот, в кого пре- ратился князь Гвидон, чтобы видеть отца. 12. Повесть в тихах «Граф...». 13. «Шуми, туми, послушное ветрило, во- нуйся подо мной, угрюмый...». 5. И стихотворение, и плодо­ вое дерево. 16. Это стихотво­ рение названо по имени древ­ негреческого поэта и музыкан­ та, который очаровал своим пе­ нием даже дельфинов. 17. «Я помню маленький... среди бере­ зовой дубравы, я помню тем­ ный вечерок». 19. «Зеленая...» — название литературного фили­ ала Союза благоденствия, в ко­ торый был принят Пушкин. 22. Имя крепостной «мамы» поэта. 23. Волшебница из поэмы «Рус­ лан и Людмила». 24. «Раз полу­ нощной порою сквозь туман и НЕИЗМЕННОСТЬЛЮБВИ «ПЕРЕМЕНЧИВОГОСЕРДЦА» После Пушкина почти все русские писа­ тели XIX века обращение к «суровой про­ зе» предваряли периодом стихотворчества, оттачивая ритмику и смысловую выразитель­ ность эпистолярного жанра. Во второй по­ ловине XX века целая эпоха, после «куку­ рузного потепления», тоже началась роман­ тическим стихотворным запевом, породив шестидесятников. Потом пришла городская и деревенская проза, всколыхнув герОнто- кратический застой и вызвав к жизни уже новую волну — восьмидесятников. Наивно­ критический реализм докатился наконец до глубинки, и многие липецкие прозаики «средне-молодого* (по писательским меркам) поколения начинали свой творческий путь уже не с поэзии, а с юмористических новелл. Так вошел в литературу и лауреат облас­ тной премии имени И.А. Бунина Александр Адпостенков. За его плечами уже были два летных училища — военное и гражданское, служба в армии, работа в журналистике, когда на излюбленных читающей публикой «прицепных вагонах» газетных полос нача­ ли появляться самобытные юмористические рассказы Александра. Они оживляли в па­ мяти и гашевские анекдотические апплика­ ции, и солдатские байки Василия Теркина, в общем, изустный народный стиль и жанр... Впрочем, поначалу казалось, что в них где-то недолито уксуса, слишком бережно подсыпано ядреной сольцы, не вышибают слезу густые горчичные окантовки, не вы­ зывают богатырский чох заморские прянос­ ти и ехидная проперченность, как в иных сюжетах «Двенадцати стульев». И хотя его публиковали в центральных журналах, ду­ малось порой: пишет так, для души, не бо­ лее того. Но именно это обстоятельство и ока­ залось решающим, о чем липецкий читатель узнал несколько позже, после выхода книг «Частный розыск» (1992 г.), «Апостольские радости* (1993 г.) и «Перемена сердца* (1995 г.). Оказывается, былые душевные юморес­ ки А. Адпостенкова изначально составляли часть будущей романной мозаики, и они про­ сто не могли быть разбитно-критическими. Так родители, порицая порой за нерадивость свое заблудшее дитя, все же глубоко любят его. Романы А. Адпостенкова, среди которых можно вспомнить еще и «Веселое житие», и «Билет на фейерверк», не являются тради­ ционными многотомными повествованиями, растянутыми «длиннописью» (термин Ю.М. Нагибина) по поколениям избранного генеа­ логического древа. Они сотканы из фрагмен­ тов-анекдотов, отдаленно напоминающих эпизоды из жизни некоего «новорусского» Ходжи Насреддина, но, являясь жанром евразийским, выполняют чисто романную функцию. Пусть это не столичная «Ярмар­ ка тщеславия», а неспешная жизнь не столь уж большого областного городка, пусть в преломлении повседневных чисто житейс­ ких проблем, но поданных через призму влюбчивого и доброго сердца автора. Отсю­ да вытекает скрытая этимология жанра — это как бы любовный роман Александра со. щемяще-близкими людьми родного города, с его историей. И сколько же лиц видим мы на обшир­ ных, фрагментарно сотканных холстах — от рыночной бабуси в поддевке и юродиво­ го Сережи-Страмоты до интеллектуальной элиты растущего областного центра. Тог­ да-то и вспоминаешь слова Л.Н. Толстого из его знаменитого «Круга чтения»: «Про­ винции нет, потому что в каждой точке Зем­ ли человек одинаково близок к Богу, к веч­ ному» . Пожалуй, впервые в художественную ткань литературных произведений Алексан­ дром Адпостенковым был введен психоло­ гически многозначный художественный об­ раз — совокупный человеческий облик-ха­ рактер родного города. Думается, все лип­ чане, преданные творчеству, подспудно пы­ таются достичь именно этого, каждый в сво­ ем жанре. Недаром же было сказано круп­ нейшим русским мыслителем И.А. Иль­ иным: «Не пытайтесь свести Родину к те­ лесному, к земле и природе... Ищите лу^ 1 - ше русскость русского духа прежде всего в душ евном укладе человека и еще в тех содержаниях, которые были созданы этим душевным укладом; а потом уже — в той природе, которая взлелеяла этот душевный уклад, и во всем этом телесном и вещес­ твенном, что укрыло его в себе и явило его через себя...» В послесловии к «Избранному» А. Ад­ постенкова московский писатель Петр Алешкин написал: «Александр Адпостен­ ков только что вступил в золотую для про­ заика пору, когда уже приобретен достаточ­ ный опыт для плодотворной работы — и жизненный, и литературный. И мы будем с надеждой ждать новых его повестей и ро­ манов. Я уверен, что он еще множество раз порадует своих земляков и всех читателей новыми глубокими произведениями». От души поздравляя писателя с первым юбилеем зрелости, присрединяюсь к этим вдохновляющим, ко многому обязывающим словам. Владимир КОРШИКОВ, ведущий литературной гостиной клуба «Славянка». 1 Г) —Кому смех —кому беда. Пастуха знакомого с моей де­ ревни к расстрелу приговори­ ли. — За какие же пичужки?! — За экономическую ди­ версию. Пожалел свиней в жаркий день — загнал в грязь побарствовать. Вот-ка к обе­ ду мороз вдарил под тридцать градусов — у них шкуры оползли к хвостам. Начинается ржачка. — Но пастух головастый, мы с ним на двоих букварь в школе искурили, сделал вы­ дающееся изобретение. На­ шел средство против колорад­ ского жука. Засыпает на вед­ ро воды три пачки сОли, раз­ мешивает. Веником разбрыз­ гивает по огороду, а на том конце заготовил лужу. Жуки соли набузуются и всем ско­ пом туда — жажду утолять, а он их асфальтовым катком давит. Колхозную премию по­ лучил — за свиней рассчи­ тался. Самые смешливые аж хрю­ кают. —Жить стало интереснее! Артисты до чего дошли — афишку у драмтеатра выве­ сили: «Заслуженная артист­ ка Чулюкова — валютная про­ ститутка, артистка Петринэ.^и Слащева — проститутки». Выходит, в открытую бор­ дель? Раньше хоть покуль­ турней обделывали. Помню, служил я в белокаменной, после картох малость подхар- чился — на горжетку потя­ нуло. Зазвала меня одна... Называет популярную ар­ тистку. — Виктор, — говорит она мне, — покуда мой режиссер в ванной кран чинит, давай войдем в освежающие волны разврата. А сама наскоряк «Красной Москвой» прыска­ ется... Дальше загибает такое, что слушатели стонут: «Ох и трепло! Ну, змей!» — Палыч, да у тебя небось на полшестого? — Нам года — не беда! У нас «Медтехника» новую про­ дукцию для народа наладила. — Ну... — Вот тебе и ну! Из им­ портного сырья — презерва­ тивы. Давать будут по запи­ си. Ты у нас передовик? По первому списку получишь. Вещь отличная. Из китайско­ го бамбука. Работать Палыч не любит. Пришел он устраиваться ав­ тослесарем по шестому раз­ ряду, в кадрах ему замети­ ли, что это дело зряшное, у них, мол, один товарищ до пенсии по четвертому пашет. Палыч молвил; «Милый, зна­ вал я почтового мерина— так он десять лет почту возил, а читать не научился*. С начальством он подчер­ кнуто корректен: «Так точ­ но! Ву сделано!» А сам сидит и клеит из спичек Кремль в миниатюре. — Эгей, ситцевый! — уг- лядывает его дело начальст­ во. — На рабочем месте коо­ ператив открыл! На что Палыч молодцева­ то отдает честь: — Знаете, герр началь­ ник, как один умник на фрон­ те заявление в партию пи­ сал? «Прошу считать меня коммунистом, если убьют в бою. Нет— так нет...» Вас понял! Нет — так нет! Спичкой — чирк! Крем- лик — пырх! Начальство смотрит на Герострата и за­ думывается. После пожарника Палыч отводил душу в пивной. Рас­ сказывал байку, как они за­ ходили на ПО-2 (он за бортме- — КРОССВОРД — мрак ехал тихо над рекою уда­ лой...». 27. Воинское звание Максимыча из повести «Капи­ танская дочка». 28. Место пер­ вой ссылки поэта. 29. С этим стихотворением специально знакомили тех, кого готовили для цареубийства. 30. Героиня стихотворения, в которой «нра­ вятся и локоны златые, и бледное лицо, и очи голубые». ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. В дра­ ме «Скупой рыцарь» его назы­ вают государем. 2. «Верный.... уезды не чуя, шагом высту­ пал». 4. Чернокожий человек на службе у Петра Великого. 5. Достопримечательность в Бах­ чисарае. 8. Явление природы, закрывающее «небо мглою». 9. Персонаж повести «Пиковая дама». 11. Стихотворение — своеобразное обращение к Александру I, который сравни­ вается с грозным ветром. 14. Жанр музыкального произве­ дения, написанного Глазуно­ вым к 100-летию со дня рожде­ ния Пушкина. 18. «Я вижу бе­ рег отдаленный, земли полу­ денной волшебные,,,, с во­ лненьем и тоской туда стрем- люся я». 19. «Сквозь волнис­ тые туманы пробирается..., на печальные поляны льет уныло свет она». 20. Стихотворение, в котором поэт призывает: «Глаголом жги сердца людей». 21. Персонаж поэмы «Бахчиса­ райский фонтан». 25. Музы­ кальный инструмент как сим­ вол поэтического творчества Пушкина. 26. «И бутылки вмиг разбиты, и бокалы все в окно — всюду на полу разлиты пунш и светлое...». Составил Александр КРОХИН. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ 11 ИЮНЯ ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Глинка, 3, Фарлаф. 6. Графиня. 7. Татьяна. 10. Комар. 12. «... Нулин». 13. Океан. 15. «Вишня», 16. «Арион». 17. Лужок. 19. Лампа. 22. Арина. 23. Наина. 24. Казак. 27. Урядник. 28, Кишинев. 29. «Кинжал». 30, «Дорида». ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Герцог. 2. Конь. 4. Арап, 5, Фонтан. 8. Буря, 9, Лиза. 11, «Аквилон». 14. Кантата 18. Края. 19. Луна. 20. «Пророк». 21. Зарема. 25. Лира. 26. Вино. ханика) на посадку — «шасси не выпускается!» — тогда он придумал: про­ бил днище самолета, ноги свесил и — топ-топ-топ-топ — побежал по посадочной полосе. Пилоту дали Ге­ роя, а ему выговор за по­ терю сапога. Или еще был случай. Курсант вылетел самостоятельно. Двенад­ цать раз заходил на посад­ ку — никак не приземлит­ ся. По его, палычевой, придумке сбегали за бред­ нем, раскинули и пойма­ ли с высоты выдержива­ ния... Некстати вспомнил свою деревенскую корову, как повели ее, родимую, продавать, как мать шер­ шавыми руками оглажива­ ла ее бока, как у бабки за­ шлось сердце... и вдруг сам улился горючими слезами. И после, одурев и все перепутав, орал на жуликов-наперсточников: «Коммуняки! Россию раз­ валили!» Р. 8. Прочел эту вещи­ цу один литератор. Изби­ то, сказал, старо. С юмо­ ра съехал на печаль попо­ лам с чернухой. Может, избито, мо­ жет, старо. Но Палыч плакал. Бог свидетель... ГАСТРОЛИ ПОДЗАНАВЕС СЕЗОНА - ВОДЕВИЛЬ СМУЗЫКОЙ Очередной сценический сезон вроде бы закончился. Но не столько проводя ана­ логию со «старыми добрыми временами», сколько стре­ мясь к осуществлению ори­ гинальных проектов, летом в Липецк приезжают извест­ ные, интересные столичные актеры. Так, в спектакле (он со­ стоится 15 июня в Академи­ ческом театре драмы) «Акте­ ры меж собой» выступят Ирина Муравьева, Игорь Ясулович, Владимир Носик. Этот водевиль поставлен му­ жем актрисы Леонидом Эй- длиным к ее прошедшему недавно юбилею. Надо отме­ тить, что И. Муравьева, ко­ торой на редкость везло и в кино (вспомним хотя бы «хиты-блокбастеры» «Карна­ вал» и «Москва слезам не верит»), и на драматических подмостках, не столь давно очутилась в некоей «черной дыре». Руководство ее родно­ го театра имени Моссовета — вдруг или не вдруг — по сути, перестало замечать ар­ тистку, предлагать ей новые работы. Впрочем, подобная ситуация достаточно типич­ на. Вспомним кумира зри­ тельниц 60-70 годов Генна­ дия Бортникова из той же труппы (он, встречая немно­ го позже, чем Ирина, со­ бственный юбилей, откровен­ но признавался,,что остался в родном же коллективе не у дел). Или Татьяна Васильева- Ицикович — ее долгий вы­ нужденный театральный кризис прервался лишь бла­ годаря «Школе современной пьесы». К счастью, вышла из кри­ зиса и И. Муравьева. Ее «за­ метил» художественный ру­ ководитель Малого театра России Юрий Соломин и с самыми благожелательными чувствами пригласил в свой «Дом Островского» игрдть героинь этого автора и дру­ гие классические роли, о ко­ торых Ирина давно мечтала и внутренне была к ним уже готова. 15 июня мы увидим во многом прежнюю И. Муравь­ еву, актрису открыто коме­ дийную, «легкомысленную», в музыкальном спектакле сугубо современного звуча­ ния. Ну и хорошо, ведь во­ девиль будет как нельзя кстати к летнему настроению публики, когда основной те­ атральный сезон прошел... (Соб. инф .) На снимке: Ирина МУРАВЬЕВА . ЗТАГОРДАЯИНАДМЕННАЯ МАЛЮТКАРЕЙН... В июне продолжается на­ чатый в прошлом месяце по­ каз фильма режиссера Маре­ ка Лещицкого «Охранник для дочери», о котором под­ робно говорилось в прошлом выпуске кинообозрения. По­ этому ограничимся напоми­ нанием о том, что эта лента, названная критиками луч­ шим польским фильмом 1998 года, является еще и лиде­ ром европейского кинопрока­ та. А теперь об июньских пре­ мьерах. Фантастический бо­ евик «Блейд» (США) режис­ сера'С. Норрингтона назван по имени героя Блейд, в пе­ р еводе— лезвие. В момент его рождения мать была уку­ шена вампиром. С годами вампирская Суть Блейда про­ является все сильнее и силь­ нее, и поэтому он, понимая, что его «человеческое вре­ мя» истекает, решает ото­ мстить убийце его матери, зловещему Дикону. Вероят­ но, этот фильм и не заслужи­ вал бы столь пристального внимания, если бы не учас­ тие в нем известного негри­ тянского актера Уэсли Снай­ пса, исполнителя главной роли. Американские критики часто называют У. Снайпса черным королем боевика, умело скрывающим за мас­ кой беспощадного злодея или придурковатого шута необы­ чайную одухотворенность и трогательный лиризм, кото­ рые по праву считаются обя­ зательными качествами боль­ шого актера. У. Снайпс, по­ лучив специальное образова­ ние, работал в кукольном те­ атре, сыграл несколько ро­ лей на Бродвее, а в 1984 году дебютировал на телевидении в сериале «Полиция нравов Майами». Сейчас в активе у актера уже более 25 фильмов, в том числе «Восходящее со­ лнце» (режиссер Ф. Кауф­ ман), «Денежный поезд» (Д. Рубан), «Фанат» (Т. Скотт). Благодаря природному таланту и хорошей професси­ ональной подготовке У. Снайпс за короткое время стал одним из ведущих ак­ теров Голливуда. Причем почти в каждом фильме ему удается предстать перед зри­ телями в несколько ином ка­ честве, приятно удивляя при этом своих многочисленных поклонников. ...Эта удивительная лите­ ратурно-кинематографичес­ кая история началась в дале­ ком 1914 году, когда амери­ канец Эдгар Берроуз, ни разу не бывавший в Африке, на­ писал книгу «Тарзан, чело­ век-обезьяна*. И вот с 1918 года один за другим стали появляться фильмы, в назва­ ниях которых стояло это имя. Зрители старшего поколе­ ния, очевидно, помнят поя­ вившиеся у нас в первые пос­ левоенные годы так называ­ емые трофейные ленты о при­ ключениях Тарзана, где ге­ роя играл выдающийся ав­ стрийский спортсмен, пятик­ ратный чемпион по плаванию Джонни Вейсшюллер. Ныне выходящий на эк­ ран фильм «Тарзан и Джейн* (режиссер К. Шенкел) — 19- я по счету экранизация ро­ мана Э. Берроуза, созданная кинематографистами США и Германии. В ней заняты мо­ лодые актеры Каспер ван Дьен (Тарзан), которого зри­ тели видели недавно в филь­ ме «Космический десант», и Джейн Марч (Джейн). Французский режиссер Жан-Жак Анно, «открыв­ ший» Д. Марч, тогда 17-лет­ нюю фотомодель, и пригла­ сил сниматься в фильме «Лю­ бовник». «Я просмотрел ты­ сячи изданий с самыми кра­ сивыми девушками, — рас­ сказывает режиссер. — Их глаза были пусты, как аква­ риум для рыб. Случайно мне под руку цопался журнал «Только семнадцать», на об­ ложке которого красовалась угловатая девчушка. Я про­ листал страницы и обнару­ жил, что она каждый раз по­ зирует внутренне иначе. Я разыскал малютку... и был очарован ее застенчивостью и нелепой попыткой казать­ ся гордой и надменной. Она была очень хрупкой внешне, но с необыкновенной жес­ ткостью во взгляде, выдавав­ шей твердый характер». В заключение приведу мнение о фильме «Тарзан и Джейн» одного из его созда­ телей — продюсера С. Кай­ тера: «Мы выстраивали сю­ жет на основе предшествую­ щих серий. Одновременно были приложены все силы, чтобы у нас получился насто­ ящий «экшн» — динамич­ ный, насыщенный действием высококлассный приключен­ ческий фильм с интересной историей любви*. П одготовил Юрий РАЗУМОВСКИЙ . САМОРОДКИ РОЖ Д ЕНИ Е ЧУДА о художнике Михаиле Березневе липчане хорошо знают по его персональным выставкам, которые с успехом проходили во многих залах областного центра, а также в Усмани, Лебедяни, других городах и райцентрах области. Внимание к творчеству этого художника не случай­ но. Его многогранное даро­ вание привлекает внимание, чарует и возвышает людей. Техническое совершенство мастерства основано на тща­ тельном изучении живописи второй половины XIX века, анализе творений великих художников. Сам Михаил считает, что если он избрал живопись профессией, то не­ обходимо постоянно учить­ ся ей и, главное, уметь быть смиренным. При этом ху­ дожник постоянно следует жизненному правилу: еже­ дневный труд, ежедневное познание. Он давно забыл, что такое праздность, про­ должая создавать произве­ дения большой душевной силы. Его поиск, как прави­ ло, конструктивен. Не так давно Березнев закончи.!! работу над мону­ ментальными полотнами «Времена года* и «От рас­ света до заката». По мнению специалистов, эти произве­ дения — новое в живописи. Более двух лет назад Ми­ хаил начал воплощать за­ думки в реальные наброски. Самым сложным было найти композиционное решение и «прописать* переходы от од­ ного времени года к друго­ му. Долго и упорно бился над этим и вот в канун своего со­ рокапятилетия на суд зри­ телей вынес два подлинных чуда. ...Ганняя весна. Тает отя­ желевший снег. Набухшие почки ждут тепла. Затем зритель плавно переходит в то время, когда снег уже со­ шел, но листочки еще не распускаются. Все в напря­ женном ожидании зеленого и цветущего буйства жизни. И вот оно наступило! Далее — летние мотивы, которые за­ вершаются знойным днем, когда природа устала от жары. Словно вовсе не на кар­ тине, а в реальной жизни: по­ является робкая августовская желтая окраска листвы. Но вот уже золотом осыпаны де­ ревья. Первые заморозки под­ красили листья в краснова­ тые тона. Так и хочется вос­ кликнуть: «Остановись, мгно­ венье, ты прекрасно!» Кажет­ ся, что эта красота будет длиться. Однако чуть правее уже брезжит «унылая пора, очей очарованье». Небо над деревьями со свинцовыми до­ ждевыми облаками. Еще шаг вправо. И — «от­ даленные седой зимы угро­ зы»: первый снег, чистый и робкий, а за ним — мороз сильный и ядреный, такой, что выпушил, обсеребрил де­ ревья. Здесь столько жизненной силы, динамики, что просто не передать словами! Полот­ но до того многолико, что сра­ зу всего не охватить. Време­ на года угадываются даже по линии горизонта: воздух-то прозрачно-прохладный, то полынно-изнуряющий, то промозглый и обжигающе­ холодный. «Времена года» — это не просто очередная удача авто­ ра. Время еще вынесет свой вердикт, но уже сейчас оче­ видно, что наш земляк М. Березнев сумел умело пере­ дать движение жизни. Как настоящий мастер, создал на полотне эластичную, оду­ шевленную форму природы, составляющие которой — красота, прелесть, любовь — тонко перенесены на холст. Полотно, как и все про­ изведения художника, глу­ боко национально. Его кор­ ни уходят в глубину Святой Руси, в малую родину — село Новое Дубовое, где ро­ дился и учился Михаил. С детства он проникся любо­ вью к русской природе, учи-тся открывать красоту простых и всем знакомых пейзажей, городских и де­ ревенских уголков. От всей души радуешь­ ся, что на нашей липецкой земле расцвел та.чант. Пос­ ледние его полотна — еще одна заявка о самобытном художнике. Они дают повод для надежд на то, что М.Бе­ резнев еще не раз одарит нас своими открытиями ро­ дной русской природы, за­ ставит восхищаться пейза­ жами родного края. А натолий ТИХОНОВ. На снимках: худож ник М. Б ерезнев . Его картины «Елецкий хр ам » ; сквер в Л и п ец к е на ул . Л ен и н а ; уголки родной России . Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz