Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
11 июня 1999 г ,, № 115 (20993) Ш И П Е Ц К А Я • / Ж г а з е т а * ВАШЕ СЛОВО. ГЛАВА СЕМЬИ'л > ОПРОС ЛИДИРУЕТ ЛЮБОВЬ. КАКСТОИДВЕСТИЛЕТНАЗАД... В редкой семейной передаче сегодня не прозву чат тревожные цифры и факты. Падает рождае мость, утрачивается актуальность брака, увеличи вается число разводов и неполных семей... Неуже ли все такбезнадежно? Давайте поразмыслим над результатами опроса студентовдвух ведущих вузов нашего города —ЛГТУ и ЛГПИ. Итак... Вопреки всем мрачным предположениям, в жизни 94% опрошенных семья за нимает важнейшее место. Для 2% вопрос оказался за труднительным, и лишь 4% студентов высказались про тив заключения брака. Интересны мотивы, по которым липецкие юноши и девушки вступают в брак. На вопрос, по какой причине се мейный союз заключили зна комые им люди, 40% респон дентов назвали любовь, 38% — беременность невесты, 3% — настояние родителей. 10% ребят затруднились опреде лить мотив, а вот 7% увере ны: это случилось из-за того, что так делают все. Что же касается их со бственного отношения к-бра ку, то здесь приоритеты вы страиваются в такой последо вательности: только любовь (45%), любовь, но с учетом материального положения партнера (40%) и лишь на последнем месте — трезвый расчет (5%). Зачем же студентам нуж на семья? Большинство ре бят ответили: чтобы оказы вать друг другу эмоциональ но-психологическую поддер жку (39,2%). Еще семья не обходима для рождения де тей (27,3%), независимости от родителей (15,4%), для регулярной половой жизни (7,1%), улучшения матери ального положения (6%) и для того, чтобы быть не хуже других (5%). А сколько детей мечтают иметь современные молодые люди? 60% ответили тради ционно: двоих. 28,8% дово льствовались бы одним и только 11,2% не отказались бы от троих наследников. Какими качествами до лжен обладать предполагае мый партнер? На первом мес те — ум и образованность (25%). Далее идут надеж ность (23,2%), физическая привлекательность (10,4%), сексуальная совместимость, трудолюбие, практичность, чувство юмора, стабильное материальное положение, умение превратить жизнь в праздник, высокий социаль ный статус, безупречная ре путация и на последнем мес те — популярность у окру жающих. По мнению большинства респондентов, девушка до лжна вступать в брак в воз расте до 23 лет (69%), а вот к юношам опрашиваемые бо лее лояльны: ребята могут женитьсщ в возрасте от 20 до 28 лет. 32,5% опрошенных считают идеальной пару, в которой мужчина старше женщины на 1-3 года, 31,3% — на 3-5 лет, 18,6% — на 5- 10 лет. 9% респондентов на ходят оптимальными пары, где партнеры — ровесники, 6% допускают, что женщи на может быть старше муж чины на 1-3 года, 2,3% уве рены: лучше всего, когда мужчина старше женщины более чем на 10 лет. А в заключение студенты ответили на самый дискусси онный вопрос: обязательно ли регистрировать фактические брачные отношения в орга нах загса? И вот здесь про изошло неожиданное. Пред ставьте себе, лишь 16% вы ступили против регистрации, 3% не определились в своем решении. 81% опрошенных считает эту процедуру обя зательной! Так что как бы ни пани ковали любители нагнетать страсти, к вопросу семьи юноши и девушки подходят весьма серьезно. Елена ТАРАВКОВА. СУТАНАИБОКСЕРСКИЕ ПЕРЧАТКИ? Отец Геннадий, в миру Геннадий Рязанцев, в Липецке человек известный. Прихожане обраща ются к нему с разными заботами и вопросами, в том числе —и о воспитании детей. Ему есть что сказать на сей счет — и как священнику, который восемь летпреподает в воскресной школе, и как отцудвух сыновей. Сегодня он, откликнувшись на просьбу читателей «Очага», рассказывает об ук ладе и воспитании в семье священнослужителя. « В Е Р А - Н Е З Н А Н И Е , А Ч У В С Т В О » Его сыновья с детства воспитывались на вековых православных традициях и перед выбором между верой и безверием, в общем-то, не стояли, А вот сам Геннадий Ря занцев к Богу пришел не сра зу. Сначала был факультет прозы Московского литера турного института имени Горького (писал Геннадий с восемнадцати лет), «запой ное» чтение Бунина, Платоно ва, Зайцева и многих других авторов, увлечение русской религиозной философией. — Атмосфера в институте была очень либеральной, пре подаватели открыто и много говорили о проблемах отно шения человека и Бога. Мы с интересом посещали монас тыри и храмы, открывали для себя Соловьева; Розанова, Бердяева, Шестова, — вспо минает мой собеседник. Было бы ошибкой пред ставлять студента Геннадия и его друзей книжными «червя ми», оторванными от реаль ной жизни. Именно в те годы Геннадий Николаевич стал мастером спорта по боксу, увлекся теннисом, современ ной поп-музыкой. Ничто сту денческое ему не было чуж до. Но параллельно с этим под влиянием преподавателей, окружения, а может, по воле Божьей у него формировалось особое, светлое мироощуще ние. «Вера —не знание, а чув ство», — заметил отец Ген надий. Видимо, атмосфера института и вправду к этому чувству располагала. Через годы Рязанцев узнал, что два его соседа по общежитию тоже стали священниками. Не сговариваясь. Он с детства любил ри совать, с удовольствием учился в художественной щко- ле. И после института подал ся в художники, подрабаты вая чтецом в храме. Через год настоятель сказал молодому человеку, что тот уже созрел, чтобы стать священником и, благословив его, попросил написать автобиографию «для инстанций». —Честно говоря, мне это го не хотелось. И биографию я написал так, чтобы даже мысли сделать меня священ ником ни у кого больще не возникло. Но, к великому мо ему удивлению, правящему архиерею она понравилась. Он сказал: «Пусть готовит ся!». Да, были и колебания, и сомнения. И все же Генна дий решился. Стал сначала дьяконом, потом — священ ником. По воле Божьей. « Б О Л Ь Ш О Е С Ч А С Т Ь Е , Ч Т О Я Е Е В С Т Р Е Т И Л » Эти слова — о жене, ма тушке Наталье. Когда они по женились, Наташа училась на третьем курсе Липецкого по литехнического института. — Она очень любила сту денческие праздники, всегда была заводилой на вечерах, — вспоминает Геннадий Николае вич, — но поначалу ошибалась в путях. Они, действительно, нашли друг друга. Не без его влияния молодая жена обретала искрен нюю, глубокую веру. Наверное, способствовал этому и ее ха рактер, — Самое дорогое для меня — ее всепонимание, терпение. Она умеет жить жертвенно, жизнью окружающих — отец Геннадий не скрывает, что имен но на матушке держится дом, И не только дом. Конечно, все равно батюш ка в доме главный, хотя бытом почти не занимается — слиш ком загружен. Но последнее слово всегда остается за ним. И вот здесь смириться, вовре мя отойти на второй план надо суметь. Матушка умеет. Пять лет назад Наталья Игоревна ос тавила работу в проектном ин ституте и посвятила себя семье. Может, в этом и есть главный секрет размеренности жизни, в которой, по словам отца Генна дия, «нет ни суеты, ни празднос ти»? Все имеет свой смысл, у каждого дела — свое место и время. Помните прозу Сергея Аксакова — «Семейную хрони ку», «Детские годы Багрова-вну- ка»? Геннадий Николаевич лю бит отсылать к этим книгам ро дителей своих учеников из вос кресной школы. Отношения ге роев Аксакова основаны на ве ками проверенных традициях русской семейственности. Ког да во главу угла поставлены терпение и понимание, а молит вы по утрам, перед вкушением и после вкушения пищи, на сон грядущий, перед экзаменами — не обременительная обязан ность, а естественная потреб ность души. Основы религии сыновья Рязанцева постигли, понятно, с раннего детства. Сейчас двад цатилетний Родион — студент художественно-графического факультета Липецкого пединсти тута, а двенадцатилетний Ваня пока школьник. П О З О В У С Е Р Д Ц А —Важно жить литургической жизнью, —утверждает отец Ген надий, — поэтому мы всегда следили, чтобы сыновья посе щали храмы. Матущка часто вы езжает с ними в Москву, ведь этот город — центр русской ду ховности. Ему очень хотелось, чтобы Родион учился в столице. Но сын выбрал Липецк, и Геннадий Ни колаевич не настаивал. — Вы — с тор он ни к д е мократии в семье? — Любой выбор должен де латься по зову сердца. Я никог да ничего не запрещаю сыновь ям, просто стараюсь жить их жизнью. — А если считаете их не правыми? — Нельзя быть навязчивым, подавлять чью-то волю. В на шей семье этого нет. Может, потому ребята делятся со мной своими мыслями, спрашивают совета. Да, бывает, что мне не нравится, например, книга или видеопленка. Но я все равно дочитаю или досмотрю ее до конца, и только затем проком ментирую, выскажу свое мне ние. — А если дети вас выслу шают, но поступят по-своему? — Случалось и такое. Ска жем, ребенок очень хочет иметь вещь, а я знаю, что она, мягко, говоря, неполезна. Что ж, при ходится покупать —у детей ведь тоже есть право голоса. Но это накладывает на родителейг до полнительную ответственность. Надо внимательно следить, что бы он хотя бы правильно ее ис пользовал, не злоупотребил ею. « В С Е З Л О И С Т Р А С Т И - И З С Е М Ь И » Большинство из нас не со мневаются: дети священника обязательно будут набожными,' примерными. Но это не значит, что они всегда паиньки. — Ваши сыновья отлича ются от других? — Ну почему же? Они очень общительные, и у них много друзей. В доме постоянно гос ти, все мы любим праздники, дни рождения, — Безалкогольные? — Так все же в меру! Пони маете: и зло, и страсти идут из семьи. Ведь ребенок, не слушая — слышит, не видя — видит. Если в семье есть миропоря док —в детях формируется внут ренний стержень, и они сами в состоянии правильно рассудить, что им нужно. Старшему сыну уже двадцать, и он, милостью Божьей, не. предается,страстям. У отца и сыновей есть об щее хобби: спорт. Родион за нимается боксом, играет в тен нис. И младший Ваня тоже по немногу начинает тренировать ся. Отец Геннадий занимается с ними сам. Дважды в неделю мужчины ходят в бассейн, дваж ды — на теннисный корт. — А м а т уш ка с вам и? Правда, что женам священ ников запрещено появлять ся на пляжах , спортивны х площадках? — Дело не в запретах. Про сто целомудрие становится их внутренней сущностью. Они по лучают настоящую радость от жизни, которой живут. Христиа не вообще — загадка для мира. — Бокс и сутана ... Как- то это не сочетается. А как же «кто ударит тебя в пра вую щеку, обрати к нему и другую»? Ведь в спортзале вы, по сути, учите сыновей бить. Выходит, теория — те орией , а практика — прак тикой? — Если не сработают духов ные аргументы, человек должен уметь за себя постоять. Бьют — значит, надо защищаться. — Сейчас, когда грамот ные, интеллигентные люди о ка за ли сь за чертой б е д н о с т и , во м н о ги х сем ья х обострилась проблема уче бы. Родители убеждают ре бенка хорошо учиться, а у т о го в за п а с е к о н т р а р г у мент: вот, мол, у соседа — университетский диплом , а работает плотником , и жи вет не ахти к а к .. . Ваши не так рассуждают? — Мои дети учатся средне. Да, есть любимые предметы, по которым они успевают лучше. Родион, например, английским языком занимается с репетито ром. Конечно, мы стараемся убеждать их быть усидчивее. Но если и не выходит, никакой тра гедии в этом нет. Пусть все ос тается так, как есть. Ведь кому учиться —тот выучится все рав но. Я и сам в школе не особен но преуспевал, а вот вуз закон чил очень хорошо. Потому что было интересно. Сейчас, спустя годы, к отцу Геннадию частенько приходят его школьные учителя. Он ви дит в них людей, которые при шли к церкви и нуждаются в его помощи. А помощь сейчас нуж на многим. Особенно людям, чьи дети становятся жертвами «модных» социальных болезней, — например, наркомании. Отец Геннадий об этом знает не по наслышке. — Вот уже третий месяц мы вместе с преподавателем вос кресной школы и студенткой На снимке : отец Геннадий с учениками воскресной школы. Фото из семейного архива. Свято-Тихоновского бого словского института Еленой Чиграй ведем группу нарко манов, занимаемся пасторс кой психотерапией с элемен тами церковной медицины — И в чем заключается ваш метод? — Врачи обращаются к практике пасторской психоте рапии, которая была забыта. Такой опыт используется во многих странах. Но это — тема отдельного разговора. — Д а , вера способна удержать молодого чело века от мно ги х ош ибок , Вот только как привести детей к Богу? —Надо начать с себя. Тво рить молитву, ходить в цер ковь, стать благочестивым человеком. И тогда дети ес тественно и органично пойдут путем, которым идете вы. Христос ведь говорит: «Вра чуя, исцелися сам». Надо признать: Родиону и Ивану изначально повезло. Они впитывали веру с моло ком матери. Наверное, кроме всего прочего, она дает им чувство защищенности... « К О П И Т Е С О К Р О В И Щ А В Н У Т Р И С Е Б Я . . . » Редкий родитель не боит ся сегодня за своих детей. И не удивительно: причин для тревоги — хоть отбавляй. Если совсем недавно у рос сиян были какие-то социаль ные гарантии, то сейчас с каж дым днем их становится все меньше. Но у Геннадия Ря занцева на этот счет — мне ние особое. — По-моему главное — в любых обстоятельствах оста ваться человеком. Имеющим честь и достоинство и пони мающим, что такое жить жер твенно. Я стараюсь научить своих детей копить сокрови ща внутри себя, дорожить ду ховностью. Если это получит ся, то они не будут настолько зависимыми от внешнего мира. Им будет хорошо вез де. — Но представьте та кую картину. Ребята выро сли, им уже под тридцать, потом — под соро к . Они очень богаты духовно, но у них нет ни крыши над го л о в о й , ни б о л е е -м е н е е п р о ч н о й м а т е р и а л ь н о й базы ... —А вот это как раз—дело родителей. Дети должны с чего-то начинать. И если го сударство не в состоянии за щитить своих граждан, то это должна сделать семья, в час тности —заботливый отец. Во й всяком случае — постарать ся... В семье Рязанцевых ста раются. Материальные во просы — забота батюшки. Он же следит за тем, чтобы близкие люди жили в благо приятном психологическом климате. Есть и огород, на ко тором любит возиться матуш ка. Дети помогают, как без этого? В общем, живут друж но. С верою. И читателям «ЛГ» отец Геннадий напоследок пожелал того же. — Русскому народу, осо бенно русской интеллигенции и городским жителям, надо вернуться в лоно церкви и вновь обрести свои святыни. В провинциальной глубинке народ живет и выживает толь ко благодатью церковной жиз ни. Это — единственный путь выстоять, выжить и стать ду ховно цельной нацией. Над еюсь, что третье тысячелетие мы будем жить под знаком России... Наталья АЛЕКСАНДРОВА. «ЖИТЬ о н НЕ ТОРОПИЛСЯ, ПОЭТОМУ ВСЕ и УСПЕЛ...» « Ч А П Л Ы Г И Н С К И Й М А Р Е С Ь Е В - М О Й Д Е Д » ■ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ -. В начале мая «ЛГ» рас сказала об известном в 50-е годы чаплыгинском механи заторе Николае Тишакове. Судьба уготовила ему двой ное испытание. Крепкий, кра сивый восемнадцатилетний парень, он с детства грезил морем. Носил тельняшку и брюки-клеш. Душа была пе реполнена от счастья, когда поезд мчал его на Дальний Восток, в мореходку. Но... полустанок, набирающий ход поезд, неосторожное движе ние, и... Это было первое ис пытание — лишиться ног. Но назло судьбе Тишаков сумел стать трактористом. И к нему пришла слава. Ведь меньше трех норм он не выполнял никогда. Статьи в газетах, грамоты, президиумы, пись ма из разных уголков стра ны, из-за рубежа ... И это было второе испытание. Он выдержал и его. Семь лет назад Николая Тишакова не стало. А в про шлом году Снежетокское поле в Чаплыгинском районе назвали его именем. Чтобы помнили. Не героем «в брон зе», а человеком из плоти и крови, таким же, как сотни других. Вот почему расска зать о Николае Тишакове мы попросили его юную внучку Алену Воробьеву. Она живет в Липецке, учится в Петер бургском университете на фа культете журналистики, пи шет стихи. — Скажи , А л ен а , а какое оно , это п ол е им ени твоего д ед а ? — Если честно, я его еще не видела. Мы, вся наша семья, чего-то подобного дол го ждали. И все-таки приня ли это как очередной по дарок от него — с радостью, трепетом и грустью. Поле — это не «Мерседес». За этим так много всего. Вся простая и в то же время необыкновен ная жизнь деда. Из этой жизни та часть, которая связана с работой, землей, мне, как ни странно, менее всего известна. Он не любил говорить об этом. Дру гие потом рассказывали. И есть еще, хранится в нашей семье как реликвия тонень кая книжечка лебедянского журналиста Юданова. Там в предисловии сказано: «Ког да мне бывает особенно труд но, я перечитываю эту бро шюру, и мне становится лег че». Я знаю почему. Вот, к примеру, как мой дед, тогда восемнадцатилетний парниш ка, почти мой ровесник, пре одолевал неверие людское. В Чаплыгинскои МТС ему от резали: «У нас не инвалидс- кий дом». В другом месте советовали устроиться в са пожную артель. А он напи сал в ЦК комсомола. И по том была его первая весенняя пахота, когда прошлогоднее жнивье забивало бороны, и ему приходилось, сжав зубы. то и дело слезать с трактора, чтобы очищать их и потом, приловчившись, каким-то образом засасывать себя об ратно в кабину. Ломило по ясницу , болели суставы. Юданов описывает и такой случай: комбайны требова лось перебросить в другое хозяйство. А кукурузу не успели убрать. Дед взялся за ночь один убрать 15-гектар ное поле. И сумел! Но он не только азартно работал. Друзья по бригаде не мень ше ценили его душевные ка чества. Так вот, когда мне бывает трудно, я тоже пере читываю эту «книжечку», как назвал ее автор. А моя встреча с полем имени деда еще впереди. Не готова я к этой встрече. Боюсь: а вдруг не увижу там деда. И поле покажется мне самым обык новенным... Вот в стареньком нашем доме люблю бывать. Дом хшнит его тепло. — П онятно . Ты ж е выро сла под опекой д ед а . Скажи , а ты мож еш ь коротко вы ра зить суть его харак т ера? — Думаю, это нормаль ный русский характер. Он очень любил землю. И у него было такое, из глубин, стрем ление давать жизнь всему, что растет на ней. Видели бы вы нан 1 чаплыгинский сад! Дед сажал и выращивал не только традиционные для нашего края — вишни и яб локи, но и облепиху, сакуру. каштан... Цвели черемуха, пионы, ландыши. Как же мне среди этой красоты в детстве хорошо было, при мостившись на лестнице, на третьей ступеньке, писать стихи! Дед и дом сам постро ил, и многое из мебели смас терил сам. Совсем небольшой дом, можно сказать, малень кий, но нам там было нетес но, мы удивительно хорошо в нем жили. А когда мне было лет восемь, он повез нас в Дубо вое, к святому колодцу. Это сейчас там часовенка. А тог да просто по желобу, в низи не, текла вода. Видно, что-то в этих местах соответствова ло его внутреннему настрою. Открывалась ему здесь некая сокровенность природы, к чему он и нас исподволь, муд ро хотел приобщить. На об ратном пути зашли в лес. Просто дышали, цветы соби рали, о чем-то говорили. Я совсем маленькая была, о чем говорили, не помню, но ощу щение умиротворенности и счастья осталось в душе до сих пор. Это о человеческой сущности деда. Построил дом, вырастил сад, лепил какие-то необыкновенные ушастые пельмени, подарил нам редкий уголок приро ды... Он, по-моему, ощущал себя творцом. И знал, в чем истинное счастье. — Л ты знаеш ь? — Деду, мне кажется. удалось привить нам стрем ление жить просто. Дорожить каждым днем. И человеком. Вещи — это неплохо, но не принципиально. У деда было глубокое почтение ко всему, что дает жизнь. Он в войну был ребенком, знал, что та кое голод. В его семье с поч тением хранили наградные кресты моего прадеда, геор гиевского кавалера. Но од нажды, правда, пришлось выменять их на муку. Глав ное — жизнь, и она — как подарок. А еще дед считал, что Россия — лучшая стра на, в которой стоит жить. И в нас это осталось. — Ты никогда его не ж а лела? — А за что его было жа леть? Ведь его и славили-то не потому, что вот, мол, ин валид, а работает. Он три нор мы давал! И для меня он всег да был защитник, заступник. Единственный дед. Люби мый. Сильный, добрый, за ботливый. — Но все-таки жизнь кру то обошлась с ним ... — Что значит — круто обошлась? Это судьба. А дед научил нас принимать ее без горечи и боязни. Судьба ли шила его ног, но помогла об рести призвание. Он полюбил поле, как когда-то — море. И даже, может быть, эта лю бовь к земле — более зрелая, сильная, чем юношеская, в которой больше было роман тики, манило неизведанное. А поле давало ощущение участия в большом, важном деле. Судьба — через беду — подарила ему большую лю бовь. Моя бабушка, юная тог да сибирячка Галина Григо- ренко, прослышав о Николае Тишакове и восхищаясь его волей, однажды написала ему. Они встретились. Он — хлебороб, романтик. Она — врач, поэт. — И никто и з них н е п о ж ал ел об этом? — Может быть, я скажу банальность, но они жили душа в душу. Они были, как две половинки яблока. Я вы росла с ними и видела — ба бушка, скажем, умела топить печь, но никогда ее не топи ла. Все житейское спокойно, с любовью делал дед — забо тился, чтобы в доме всегда были хлеб, крупа, спички... Кашу сварить — и это само собой. Он хорошо работал и хорошо спал. А бабушка по ночам писала стихи, к кото рым дед относился с доброй иронией, но, как я теперь понимаю, втайне ими гордил ся. Он сшивал в книжечки и мои первые наивные расска зики, стихи. Был у нас с ним свой «детиздат». — Вам с ним было тепло и надежно . Но откуда черпал он -то свою силу? — Я думаю, его всегда поддерживала уверенность в правильности того, что он де лает. — А м ож ет быть, секрет в каких-то особы х свойствах его поколения, общественном настрое т е х лет? — Мне трудно судить, на сколько типичен для своего времени характер моего деда. Просто знаю, что таким должен быть человек. Да, прежде больше уважения оказывалось рабочему чело веку, замечались его успехи, поднимали и славили тех, кто ставил рекорды... Это, навер ное, имело свой смысл. Но главное, пожалуй, в другом: у тех людей представление о ценностях жизни было иное. — Иное , чем у ны неш н е го покол ения м олоды х? П о л а г а еш ь , см ещ е н и е н р а в ственны х понятий о сл а б л я ет человека? Почему так л ег ко лом али сь судьбы р ебя т посл е А ф гани стан а , Ч ечни? Стал инвалидом в двадцать лет — и кажется, жизнь кон чена . — Ребят ломает не ощу щение своей инвалидности, а сознание неправедности дела, за которое пмшлось так расплатиться. Воевали непонятно за что, и выну лись к жизни, в которой так трудно отыскать смысл и цель. Особенно молодым. Вот и живут сегодняшним днем, на «авось». Что стране нуж но? Хлеб? А может, долла ры? Ученые не востребова ны. На гребне волны — ла вочники. Государство живет своей жизнью , народ — своей. — Н е нравится т еб е эта жизнь? — Зачем же так катего рично? В этой жизни стало как-то меньше порядка, раз мыты цели. Среди моих сверстников в цене матери альный успех. Но и больше стало профессионалов, есть выб(ш, можно добиться сво его. Необходима только уве ренность в правильности из бранного пути. — Но вот у тебя таки е «немодны е» нам ер ения — найти свое м есто в по эзии . Что и з уроков д е д а в таком случае м ож ет пригодиться? — Мне бы его целеус тремленность и понимание ценности простых вещей. А самое главное — хотелось бы чисто по-человечески, как он, состояться. Чтобы, за вершив когда-нибудь жиз ненный круг, было в итоге к чему вернуться. Он жил просто, как. Гос поди, ты повелел. Не гонялся за славою, деньгами, дом свой постро ил. Жить он не торопился, поэтому все и успел, И бескрайним простором небесным легло ему поле. Б еседовал а Т атьяна СПАССКАЯ . ЖИТЕИСКИЕ ИСТОРИИ У ТЕЩИ НА БЛИНАХ Васька и Витек особо ни когда не дружили, но и не ссорились. Делить нечего, да вроде бы и родственниками стали всего год назад — на родных сестрах женились. Свояки, одним словом. Свадь бы играли с интервалом в полгода, у одного уже родил ся сын, второй ждал прибав ления в семействе со дня на день. Витек, парень удалой, не старался сблизиться со сво яком — человеком тихим и спокойным. Да и кто бы на его месте старался, если теща чуть ли не каждый день в глаза тычет: смотри, какой Вася хороший — не пьет. Вот ты, когда трезвый, тоже неплохой, но Вася-то куда лучше! И пеленки пос тирает, и ночью к ребеночку встанет, чтобы жене полегче было. Витьку обидно — может, и он будет жене помогать, когда та родит, и стирать, и вставать, и прочее. А если и выпьет когда с ребятами, так ведь не зарплату пропивает, а калым, вместе с теми же ребятами заработанный. Да и с калыма немало домой несет, так что за беда? А у Васьки своя проблема — как ни зайдет к теще, та поучает: смотри, какой у нас Витя — труженик, все ищет, где бы для семьи лишнюю копейку подбить. Конечно, когда выпьет — дурак дура ком, но ведь трезвый — не человек, а золото. Сколько бы продолжалось это — неизвестно. Йо однаж ды разговорились свояки по душам, все друг другу вы сказали. Мол, я такой, как есть, и таким, как ты, быть не хочу. А потом у Васьки идея сверкнула: а давай... Даже за бутылочкой сбегали, чтобы все детали обсудить. А потом вместе к теще в гости отправились. Дружно вошли в дом и сразу — через кухню, где теща картошку жарила, в следующую комнату. Дверью хлопнули, но так, чтобы она от удара чуть приоткрылась. Теща насторожилась: не подерутся ли? Но услышала не шум ссоры, а серьезней ший разговор. Обсуждали зятья... заявление в суд о разводе. Оба сразу собрались писать одно заявление. И главной причиной невозмож ности дальнейшей семейной жизни были тещины попре ки. Один из свояков повысил голос: — Нет, будем прямо пи сать: довела нас теща, невоз можно так дальше жить. И дети не удержат... Грохот рухнувшей на кух не с плиты сковородки обор вал фразу. «Опомнившиеся» свояки плотно притворили дверь, и еще минут пять о чем-то говорили, а потом сно ва через кухню в сад — по курить. Но тут голос тещи слышат: — Девчата, ужинать пора! Да Васеньку с Витенькой зо вите! Ужин оказался просто праздничным, и бутылочка «Столичной» в центре стола — чего уж никогда не быва ло прежде. — А что? — цвела во гла ве стола теща. Йраздник и есть, не так уж часто все дети мои вместе за ужином соби раются. Витя, разливай по стопочкам... Так и я вместе с вами, ради такого случая. Вася, да ладно тебе, — уж пять капель можно, за друж ную семью нашу! ...Две недели свояки как сыр в масле катались — Ви тек даже пару раз заглянул к теще без жены. Принима ла — как самых дорогих гос тей! Да на беду очередной ка лым Витьке подвернулся. А там традиционная пьянка, и разомлевший парень расска зал дружкам обо всем этом. Село невелико, до тещи слух дошел быстро... Закончилась для свояков «тещина масленица». Про шло с тех пор примерно с пол года, и опять начали они друг на друга коситься... Навер ное, снова какие-то воспита тельные беседы начались. Алексей БОГДАНОВ. Усманский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz