Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

11 июня 1999 г ,, № 115 (20993) Ш И П Е Ц К А Я • / Ж г а з е т а * ВАШЕ СЛОВО. ГЛАВА СЕМЬИ'л > ОПРОС ЛИДИРУЕТ ЛЮБОВЬ. КАКСТОИДВЕСТИЛЕТНАЗАД... В редкой семейной передаче сегодня не прозву­ чат тревожные цифры и факты. Падает рождае­ мость, утрачивается актуальность брака, увеличи­ вается число разводов и неполных семей... Неуже­ ли все такбезнадежно? Давайте поразмыслим над результатами опроса студентовдвух ведущих вузов нашего города —ЛГТУ и ЛГПИ. Итак... Вопреки всем мрачным предположениям, в жизни 94% опрошенных семья за­ нимает важнейшее место. Для 2% вопрос оказался за­ труднительным, и лишь 4% студентов высказались про­ тив заключения брака. Интересны мотивы, по которым липецкие юноши и девушки вступают в брак. На вопрос, по какой причине се­ мейный союз заключили зна­ комые им люди, 40% респон­ дентов назвали любовь, 38% — беременность невесты, 3% — настояние родителей. 10% ребят затруднились опреде­ лить мотив, а вот 7% увере­ ны: это случилось из-за того, что так делают все. Что же касается их со­ бственного отношения к-бра­ ку, то здесь приоритеты вы­ страиваются в такой последо­ вательности: только любовь (45%), любовь, но с учетом материального положения партнера (40%) и лишь на последнем месте — трезвый расчет (5%). Зачем же студентам нуж­ на семья? Большинство ре­ бят ответили: чтобы оказы­ вать друг другу эмоциональ­ но-психологическую поддер­ жку (39,2%). Еще семья не­ обходима для рождения де­ тей (27,3%), независимости от родителей (15,4%), для регулярной половой жизни (7,1%), улучшения матери­ ального положения (6%) и для того, чтобы быть не хуже других (5%). А сколько детей мечтают иметь современные молодые люди? 60% ответили тради­ ционно: двоих. 28,8% дово­ льствовались бы одним и только 11,2% не отказались бы от троих наследников. Какими качествами до­ лжен обладать предполагае­ мый партнер? На первом мес­ те — ум и образованность (25%). Далее идут надеж­ ность (23,2%), физическая привлекательность (10,4%), сексуальная совместимость, трудолюбие, практичность, чувство юмора, стабильное материальное положение, умение превратить жизнь в праздник, высокий социаль­ ный статус, безупречная ре­ путация и на последнем мес­ те — популярность у окру­ жающих. По мнению большинства респондентов, девушка до­ лжна вступать в брак в воз­ расте до 23 лет (69%), а вот к юношам опрашиваемые бо­ лее лояльны: ребята могут женитьсщ в возрасте от 20 до 28 лет. 32,5% опрошенных считают идеальной пару, в которой мужчина старше женщины на 1-3 года, 31,3% — на 3-5 лет, 18,6% — на 5- 10 лет. 9% респондентов на­ ходят оптимальными пары, где партнеры — ровесники, 6% допускают, что женщи­ на может быть старше муж­ чины на 1-3 года, 2,3% уве­ рены: лучше всего, когда мужчина старше женщины более чем на 10 лет. А в заключение студенты ответили на самый дискусси­ онный вопрос: обязательно ли регистрировать фактические брачные отношения в орга­ нах загса? И вот здесь про­ изошло неожиданное. Пред­ ставьте себе, лишь 16% вы­ ступили против регистрации, 3% не определились в своем решении. 81% опрошенных считает эту процедуру обя­ зательной! Так что как бы ни пани­ ковали любители нагнетать страсти, к вопросу семьи юноши и девушки подходят весьма серьезно. Елена ТАРАВКОВА. СУТАНАИБОКСЕРСКИЕ ПЕРЧАТКИ? Отец Геннадий, в миру Геннадий Рязанцев, в Липецке человек известный. Прихожане обраща­ ются к нему с разными заботами и вопросами, в том числе —и о воспитании детей. Ему есть что сказать на сей счет — и как священнику, который восемь летпреподает в воскресной школе, и как отцудвух сыновей. Сегодня он, откликнувшись на просьбу читателей «Очага», рассказывает об ук­ ладе и воспитании в семье священнослужителя. « В Е Р А - Н Е З Н А Н И Е , А Ч У В С Т В О » Его сыновья с детства воспитывались на вековых православных традициях и перед выбором между верой и безверием, в общем-то, не стояли, А вот сам Геннадий Ря­ занцев к Богу пришел не сра­ зу. Сначала был факультет прозы Московского литера­ турного института имени Горького (писал Геннадий с восемнадцати лет), «запой­ ное» чтение Бунина, Платоно­ ва, Зайцева и многих других авторов, увлечение русской религиозной философией. — Атмосфера в институте была очень либеральной, пре­ подаватели открыто и много говорили о проблемах отно­ шения человека и Бога. Мы с интересом посещали монас­ тыри и храмы, открывали для себя Соловьева; Розанова, Бердяева, Шестова, — вспо­ минает мой собеседник. Было бы ошибкой пред­ ставлять студента Геннадия и его друзей книжными «червя­ ми», оторванными от реаль­ ной жизни. Именно в те годы Геннадий Николаевич стал мастером спорта по боксу, увлекся теннисом, современ­ ной поп-музыкой. Ничто сту­ денческое ему не было чуж­ до. Но параллельно с этим под влиянием преподавателей, окружения, а может, по воле Божьей у него формировалось особое, светлое мироощуще­ ние. «Вера —не знание, а чув­ ство», — заметил отец Ген­ надий. Видимо, атмосфера института и вправду к этому чувству располагала. Через годы Рязанцев узнал, что два его соседа по общежитию тоже стали священниками. Не сговариваясь. Он с детства любил ри­ совать, с удовольствием учился в художественной щко- ле. И после института подал­ ся в художники, подрабаты­ вая чтецом в храме. Через год настоятель сказал молодому человеку, что тот уже созрел, чтобы стать священником и, благословив его, попросил написать автобиографию «для инстанций». —Честно говоря, мне это­ го не хотелось. И биографию я написал так, чтобы даже мысли сделать меня священ­ ником ни у кого больще не возникло. Но, к великому мо­ ему удивлению, правящему архиерею она понравилась. Он сказал: «Пусть готовит­ ся!». Да, были и колебания, и сомнения. И все же Генна­ дий решился. Стал сначала дьяконом, потом — священ­ ником. По воле Божьей. « Б О Л Ь Ш О Е С Ч А С Т Ь Е , Ч Т О Я Е Е В С Т Р Е Т И Л » Эти слова — о жене, ма­ тушке Наталье. Когда они по­ женились, Наташа училась на третьем курсе Липецкого по­ литехнического института. — Она очень любила сту­ денческие праздники, всегда была заводилой на вечерах, — вспоминает Геннадий Николае­ вич, — но поначалу ошибалась в путях. Они, действительно, нашли друг друга. Не без его влияния молодая жена обретала искрен­ нюю, глубокую веру. Наверное, способствовал этому и ее ха­ рактер, — Самое дорогое для меня — ее всепонимание, терпение. Она умеет жить жертвенно, жизнью окружающих — отец Геннадий не скрывает, что имен­ но на матушке держится дом, И не только дом. Конечно, все равно батюш­ ка в доме главный, хотя бытом почти не занимается — слиш­ ком загружен. Но последнее слово всегда остается за ним. И вот здесь смириться, вовре­ мя отойти на второй план надо суметь. Матушка умеет. Пять лет назад Наталья Игоревна ос­ тавила работу в проектном ин­ ституте и посвятила себя семье. Может, в этом и есть главный секрет размеренности жизни, в которой, по словам отца Генна­ дия, «нет ни суеты, ни празднос­ ти»? Все имеет свой смысл, у каждого дела — свое место и время. Помните прозу Сергея Аксакова — «Семейную хрони­ ку», «Детские годы Багрова-вну- ка»? Геннадий Николаевич лю­ бит отсылать к этим книгам ро­ дителей своих учеников из вос­ кресной школы. Отношения ге­ роев Аксакова основаны на ве­ ками проверенных традициях русской семейственности. Ког­ да во главу угла поставлены терпение и понимание, а молит­ вы по утрам, перед вкушением и после вкушения пищи, на сон грядущий, перед экзаменами — не обременительная обязан­ ность, а естественная потреб­ ность души. Основы религии сыновья Рязанцева постигли, понятно, с раннего детства. Сейчас двад­ цатилетний Родион — студент художественно-графического факультета Липецкого пединсти­ тута, а двенадцатилетний Ваня пока школьник. П О З О В У С Е Р Д Ц А —Важно жить литургической жизнью, —утверждает отец Ген­ надий, — поэтому мы всегда следили, чтобы сыновья посе­ щали храмы. Матущка часто вы­ езжает с ними в Москву, ведь этот город — центр русской ду­ ховности. Ему очень хотелось, чтобы Родион учился в столице. Но сын выбрал Липецк, и Геннадий Ни­ колаевич не настаивал. — Вы — с тор он ни к д е ­ мократии в семье? — Любой выбор должен де­ латься по зову сердца. Я никог­ да ничего не запрещаю сыновь­ ям, просто стараюсь жить их жизнью. — А если считаете их не­ правыми? — Нельзя быть навязчивым, подавлять чью-то волю. В на­ шей семье этого нет. Может, потому ребята делятся со мной своими мыслями, спрашивают совета. Да, бывает, что мне не нравится, например, книга или видеопленка. Но я все равно дочитаю или досмотрю ее до конца, и только затем проком­ ментирую, выскажу свое мне­ ние. — А если дети вас выслу­ шают, но поступят по-своему? — Случалось и такое. Ска­ жем, ребенок очень хочет иметь вещь, а я знаю, что она, мягко, говоря, неполезна. Что ж, при­ ходится покупать —у детей ведь тоже есть право голоса. Но это накладывает на родителейг до­ полнительную ответственность. Надо внимательно следить, что­ бы он хотя бы правильно ее ис­ пользовал, не злоупотребил ею. « В С Е З Л О И С Т Р А С Т И - И З С Е М Ь И » Большинство из нас не со­ мневаются: дети священника обязательно будут набожными,' примерными. Но это не значит, что они всегда паиньки. — Ваши сыновья отлича­ ются от других? — Ну почему же? Они очень общительные, и у них много друзей. В доме постоянно гос­ ти, все мы любим праздники, дни рождения, — Безалкогольные? — Так все же в меру! Пони­ маете: и зло, и страсти идут из семьи. Ведь ребенок, не слушая — слышит, не видя — видит. Если в семье есть миропоря­ док —в детях формируется внут­ ренний стержень, и они сами в состоянии правильно рассудить, что им нужно. Старшему сыну уже двадцать, и он, милостью Божьей, не. предается,страстям. У отца и сыновей есть об­ щее хобби: спорт. Родион за­ нимается боксом, играет в тен­ нис. И младший Ваня тоже по­ немногу начинает тренировать­ ся. Отец Геннадий занимается с ними сам. Дважды в неделю мужчины ходят в бассейн, дваж­ ды — на теннисный корт. — А м а т уш ка с вам и? Правда, что женам священ­ ников запрещено появлять­ ся на пляжах , спортивны х площадках? — Дело не в запретах. Про­ сто целомудрие становится их внутренней сущностью. Они по­ лучают настоящую радость от жизни, которой живут. Христиа­ не вообще — загадка для мира. — Бокс и сутана ... Как- то это не сочетается. А как же «кто ударит тебя в пра­ вую щеку, обрати к нему и другую»? Ведь в спортзале вы, по сути, учите сыновей бить. Выходит, теория — те­ орией , а практика — прак ­ тикой? — Если не сработают духов­ ные аргументы, человек должен уметь за себя постоять. Бьют — значит, надо защищаться. — Сейчас, когда грамот­ ные, интеллигентные люди о ка за ли сь за чертой б е д ­ н о с т и , во м н о ги х сем ья х обострилась проблема уче­ бы. Родители убеждают ре­ бенка хорошо учиться, а у т о го в за п а с е к о н т р а р г у ­ мент: вот, мол, у соседа — университетский диплом , а работает плотником , и жи ­ вет не ахти к а к .. . Ваши не так рассуждают? — Мои дети учатся средне. Да, есть любимые предметы, по которым они успевают лучше. Родион, например, английским языком занимается с репетито­ ром. Конечно, мы стараемся убеждать их быть усидчивее. Но если и не выходит, никакой тра­ гедии в этом нет. Пусть все ос­ тается так, как есть. Ведь кому учиться —тот выучится все рав­ но. Я и сам в школе не особен­ но преуспевал, а вот вуз закон­ чил очень хорошо. Потому что было интересно. Сейчас, спустя годы, к отцу Геннадию частенько приходят его школьные учителя. Он ви­ дит в них людей, которые при­ шли к церкви и нуждаются в его помощи. А помощь сейчас нуж­ на многим. Особенно людям, чьи дети становятся жертвами «модных» социальных болезней, — например, наркомании. Отец Геннадий об этом знает не по­ наслышке. — Вот уже третий месяц мы вместе с преподавателем вос­ кресной школы и студенткой На снимке : отец Геннадий с учениками воскресной школы. Фото из семейного архива. Свято-Тихоновского бого­ словского института Еленой Чиграй ведем группу нарко­ манов, занимаемся пасторс­ кой психотерапией с элемен­ тами церковной медицины — И в чем заключается ваш метод? — Врачи обращаются к практике пасторской психоте­ рапии, которая была забыта. Такой опыт используется во многих странах. Но это — тема отдельного разговора. — Д а , вера способна удержать молодого чело­ века от мно ги х ош ибок , Вот только как привести детей к Богу? —Надо начать с себя. Тво­ рить молитву, ходить в цер­ ковь, стать благочестивым человеком. И тогда дети ес­ тественно и органично пойдут путем, которым идете вы. Христос ведь говорит: «Вра­ чуя, исцелися сам». Надо признать: Родиону и Ивану изначально повезло. Они впитывали веру с моло­ ком матери. Наверное, кроме всего прочего, она дает им чувство защищенности... « К О П И Т Е С О К Р О В И Щ А В Н У Т Р И С Е Б Я . . . » Редкий родитель не боит­ ся сегодня за своих детей. И не удивительно: причин для тревоги — хоть отбавляй. Если совсем недавно у рос­ сиян были какие-то социаль­ ные гарантии, то сейчас с каж­ дым днем их становится все меньше. Но у Геннадия Ря­ занцева на этот счет — мне­ ние особое. — По-моему главное — в любых обстоятельствах оста­ ваться человеком. Имеющим честь и достоинство и пони­ мающим, что такое жить жер­ твенно. Я стараюсь научить своих детей копить сокрови­ ща внутри себя, дорожить ду­ ховностью. Если это получит­ ся, то они не будут настолько зависимыми от внешнего мира. Им будет хорошо вез­ де. — Но представьте та ­ кую картину. Ребята выро­ сли, им уже под тридцать, потом — под соро к . Они очень богаты духовно, но у них нет ни крыши над го­ л о в о й , ни б о л е е -м е н е е п р о ч н о й м а т е р и а л ь н о й базы ... —А вот это как раз—дело родителей. Дети должны с чего-то начинать. И если го­ сударство не в состоянии за­ щитить своих граждан, то это должна сделать семья, в час­ тности —заботливый отец. Во й всяком случае — постарать­ ся... В семье Рязанцевых ста­ раются. Материальные во­ просы — забота батюшки. Он же следит за тем, чтобы близкие люди жили в благо­ приятном психологическом климате. Есть и огород, на ко­ тором любит возиться матуш­ ка. Дети помогают, как без этого? В общем, живут друж­ но. С верою. И читателям «ЛГ» отец Геннадий напоследок пожелал того же. — Русскому народу, осо­ бенно русской интеллигенции и городским жителям, надо вернуться в лоно церкви и вновь обрести свои святыни. В провинциальной глубинке народ живет и выживает толь­ ко благодатью церковной жиз­ ни. Это — единственный путь выстоять, выжить и стать ду­ ховно цельной нацией. Над­ еюсь, что третье тысячелетие мы будем жить под знаком России... Наталья АЛЕКСАНДРОВА. «ЖИТЬ о н НЕ ТОРОПИЛСЯ, ПОЭТОМУ ВСЕ и УСПЕЛ...» « Ч А П Л Ы Г И Н С К И Й М А Р Е С Ь Е В - М О Й Д Е Д » ■ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ -. В начале мая «ЛГ» рас­ сказала об известном в 50-е годы чаплыгинском механи­ заторе Николае Тишакове. Судьба уготовила ему двой­ ное испытание. Крепкий, кра­ сивый восемнадцатилетний парень, он с детства грезил морем. Носил тельняшку и брюки-клеш. Душа была пе­ реполнена от счастья, когда поезд мчал его на Дальний Восток, в мореходку. Но... полустанок, набирающий ход поезд, неосторожное движе­ ние, и... Это было первое ис­ пытание — лишиться ног. Но назло судьбе Тишаков сумел стать трактористом. И к нему пришла слава. Ведь меньше трех норм он не выполнял никогда. Статьи в газетах, грамоты, президиумы, пись­ ма из разных уголков стра­ ны, из-за рубежа ... И это было второе испытание. Он выдержал и его. Семь лет назад Николая Тишакова не стало. А в про­ шлом году Снежетокское поле в Чаплыгинском районе назвали его именем. Чтобы помнили. Не героем «в брон­ зе», а человеком из плоти и крови, таким же, как сотни других. Вот почему расска­ зать о Николае Тишакове мы попросили его юную внучку Алену Воробьеву. Она живет в Липецке, учится в Петер­ бургском университете на фа­ культете журналистики, пи­ шет стихи. — Скажи , А л ен а , а какое оно , это п ол е им ени твоего д ед а ? — Если честно, я его еще не видела. Мы, вся наша семья, чего-то подобного дол­ го ждали. И все-таки приня­ ли это как очередной по­ дарок от него — с радостью, трепетом и грустью. Поле — это не «Мерседес». За этим так много всего. Вся простая и в то же время необыкновен­ ная жизнь деда. Из этой жизни та часть, которая связана с работой, землей, мне, как ни странно, менее всего известна. Он не любил говорить об этом. Дру­ гие потом рассказывали. И есть еще, хранится в нашей семье как реликвия тонень­ кая книжечка лебедянского журналиста Юданова. Там в предисловии сказано: «Ког­ да мне бывает особенно труд­ но, я перечитываю эту бро­ шюру, и мне становится лег­ че». Я знаю почему. Вот, к примеру, как мой дед, тогда восемнадцатилетний парниш­ ка, почти мой ровесник, пре­ одолевал неверие людское. В Чаплыгинскои МТС ему от­ резали: «У нас не инвалидс- кий дом». В другом месте советовали устроиться в са­ пожную артель. А он напи­ сал в ЦК комсомола. И по­ том была его первая весенняя пахота, когда прошлогоднее жнивье забивало бороны, и ему приходилось, сжав зубы. то и дело слезать с трактора, чтобы очищать их и потом, приловчившись, каким-то образом засасывать себя об­ ратно в кабину. Ломило по­ ясницу , болели суставы. Юданов описывает и такой случай: комбайны требова­ лось перебросить в другое хозяйство. А кукурузу не успели убрать. Дед взялся за ночь один убрать 15-гектар­ ное поле. И сумел! Но он не только азартно работал. Друзья по бригаде не мень­ ше ценили его душевные ка­ чества. Так вот, когда мне бывает трудно, я тоже пере­ читываю эту «книжечку», как назвал ее автор. А моя встреча с полем имени деда еще впереди. Не готова я к этой встрече. Боюсь: а вдруг не увижу там деда. И поле покажется мне самым обык­ новенным... Вот в стареньком нашем доме люблю бывать. Дом хшнит его тепло. — П онятно . Ты ж е выро­ сла под опекой д ед а . Скажи , а ты мож еш ь коротко вы ра ­ зить суть его харак т ера? — Думаю, это нормаль­ ный русский характер. Он очень любил землю. И у него было такое, из глубин, стрем­ ление давать жизнь всему, что растет на ней. Видели бы вы нан 1 чаплыгинский сад! Дед сажал и выращивал не только традиционные для нашего края — вишни и яб­ локи, но и облепиху, сакуру. каштан... Цвели черемуха, пионы, ландыши. Как же мне среди этой красоты в детстве хорошо было, при­ мостившись на лестнице, на третьей ступеньке, писать стихи! Дед и дом сам постро­ ил, и многое из мебели смас­ терил сам. Совсем небольшой дом, можно сказать, малень­ кий, но нам там было нетес­ но, мы удивительно хорошо в нем жили. А когда мне было лет восемь, он повез нас в Дубо­ вое, к святому колодцу. Это сейчас там часовенка. А тог­ да просто по желобу, в низи­ не, текла вода. Видно, что-то в этих местах соответствова­ ло его внутреннему настрою. Открывалась ему здесь некая сокровенность природы, к чему он и нас исподволь, муд­ ро хотел приобщить. На об­ ратном пути зашли в лес. Просто дышали, цветы соби­ рали, о чем-то говорили. Я совсем маленькая была, о чем говорили, не помню, но ощу­ щение умиротворенности и счастья осталось в душе до сих пор. Это о человеческой сущности деда. Построил дом, вырастил сад, лепил какие-то необыкновенные ушастые пельмени, подарил нам редкий уголок приро­ ды... Он, по-моему, ощущал себя творцом. И знал, в чем истинное счастье. — Л ты знаеш ь? — Деду, мне кажется. удалось привить нам стрем­ ление жить просто. Дорожить каждым днем. И человеком. Вещи — это неплохо, но не принципиально. У деда было глубокое почтение ко всему, что дает жизнь. Он в войну был ребенком, знал, что та­ кое голод. В его семье с поч­ тением хранили наградные кресты моего прадеда, геор­ гиевского кавалера. Но од­ нажды, правда, пришлось выменять их на муку. Глав­ ное — жизнь, и она — как подарок. А еще дед считал, что Россия — лучшая стра­ на, в которой стоит жить. И в нас это осталось. — Ты никогда его не ж а ­ лела? — А за что его было жа­ леть? Ведь его и славили-то не потому, что вот, мол, ин­ валид, а работает. Он три нор­ мы давал! И для меня он всег­ да был защитник, заступник. Единственный дед. Люби­ мый. Сильный, добрый, за­ ботливый. — Но все-таки жизнь кру­ то обошлась с ним ... — Что значит — круто обошлась? Это судьба. А дед научил нас принимать ее без горечи и боязни. Судьба ли­ шила его ног, но помогла об­ рести призвание. Он полюбил поле, как когда-то — море. И даже, может быть, эта лю­ бовь к земле — более зрелая, сильная, чем юношеская, в которой больше было роман­ тики, манило неизведанное. А поле давало ощущение участия в большом, важном деле. Судьба — через беду — подарила ему большую лю­ бовь. Моя бабушка, юная тог­ да сибирячка Галина Григо- ренко, прослышав о Николае Тишакове и восхищаясь его волей, однажды написала ему. Они встретились. Он — хлебороб, романтик. Она — врач, поэт. — И никто и з них н е п о ­ ж ал ел об этом? — Может быть, я скажу банальность, но они жили душа в душу. Они были, как две половинки яблока. Я вы­ росла с ними и видела — ба­ бушка, скажем, умела топить печь, но никогда ее не топи­ ла. Все житейское спокойно, с любовью делал дед — забо­ тился, чтобы в доме всегда были хлеб, крупа, спички... Кашу сварить — и это само собой. Он хорошо работал и хорошо спал. А бабушка по ночам писала стихи, к кото­ рым дед относился с доброй иронией, но, как я теперь понимаю, втайне ими гордил­ ся. Он сшивал в книжечки и мои первые наивные расска­ зики, стихи. Был у нас с ним свой «детиздат». — Вам с ним было тепло и надежно . Но откуда черпал он -то свою силу? — Я думаю, его всегда поддерживала уверенность в правильности того, что он де­ лает. — А м ож ет быть, секрет в каких-то особы х свойствах его поколения, общественном настрое т е х лет? — Мне трудно судить, на­ сколько типичен для своего времени характер моего деда. Просто знаю, что таким должен быть человек. Да, прежде больше уважения оказывалось рабочему чело­ веку, замечались его успехи, поднимали и славили тех, кто ставил рекорды... Это, навер­ ное, имело свой смысл. Но главное, пожалуй, в другом: у тех людей представление о ценностях жизни было иное. — Иное , чем у ны неш н е­ го покол ения м олоды х? П о ­ л а г а еш ь , см ещ е н и е н р а в ­ ственны х понятий о сл а б л я ­ ет человека? Почему так л ег ­ ко лом али сь судьбы р ебя т посл е А ф гани стан а , Ч ечни? Стал инвалидом в двадцать лет — и кажется, жизнь кон­ чена . — Ребят ломает не ощу­ щение своей инвалидности, а сознание неправедности дела, за которое пмшлось так расплатиться. Воевали непонятно за что, и выну­ лись к жизни, в которой так трудно отыскать смысл и цель. Особенно молодым. Вот и живут сегодняшним днем, на «авось». Что стране нуж­ но? Хлеб? А может, долла­ ры? Ученые не востребова­ ны. На гребне волны — ла­ вочники. Государство живет своей жизнью , народ — своей. — Н е нравится т еб е эта жизнь? — Зачем же так катего­ рично? В этой жизни стало как-то меньше порядка, раз­ мыты цели. Среди моих сверстников в цене матери­ альный успех. Но и больше стало профессионалов, есть выб(ш, можно добиться сво­ его. Необходима только уве­ ренность в правильности из­ бранного пути. — Но вот у тебя таки е «немодны е» нам ер ения — найти свое м есто в по эзии . Что и з уроков д е д а в таком случае м ож ет пригодиться? — Мне бы его целеус тремленность и понимание ценности простых вещей. А самое главное — хотелось бы чисто по-человечески, как он, состояться. Чтобы, за вершив когда-нибудь жиз­ ненный круг, было в итоге к чему вернуться. Он жил просто, как. Гос­ поди, ты повелел. Не гонялся за славою, деньгами, дом свой постро ил. Жить он не торопился, поэтому все и успел, И бескрайним простором небесным легло ему поле. Б еседовал а Т атьяна СПАССКАЯ . ЖИТЕИСКИЕ ИСТОРИИ У ТЕЩИ НА БЛИНАХ Васька и Витек особо ни­ когда не дружили, но и не ссорились. Делить нечего, да вроде бы и родственниками стали всего год назад — на родных сестрах женились. Свояки, одним словом. Свадь­ бы играли с интервалом в полгода, у одного уже родил­ ся сын, второй ждал прибав­ ления в семействе со дня на день. Витек, парень удалой, не старался сблизиться со сво­ яком — человеком тихим и спокойным. Да и кто бы на его месте старался, если теща чуть ли не каждый день в глаза тычет: смотри, какой Вася хороший — не пьет. Вот ты, когда трезвый, тоже неплохой, но Вася-то куда лучше! И пеленки пос­ тирает, и ночью к ребеночку встанет, чтобы жене полегче было. Витьку обидно — может, и он будет жене помогать, когда та родит, и стирать, и вставать, и прочее. А если и выпьет когда с ребятами, так ведь не зарплату пропивает, а калым, вместе с теми же ребятами заработанный. Да и с калыма немало домой несет, так что за беда? А у Васьки своя проблема — как ни зайдет к теще, та поучает: смотри, какой у нас Витя — труженик, все ищет, где бы для семьи лишнюю копейку подбить. Конечно, когда выпьет — дурак дура­ ком, но ведь трезвый — не человек, а золото. Сколько бы продолжалось это — неизвестно. Йо однаж­ ды разговорились свояки по душам, все друг другу вы­ сказали. Мол, я такой, как есть, и таким, как ты, быть не хочу. А потом у Васьки идея сверкнула: а давай... Даже за бутылочкой сбегали, чтобы все детали обсудить. А потом вместе к теще в гости отправились. Дружно вошли в дом и сразу — через кухню, где теща картошку жарила, в следующую комнату. Дверью хлопнули, но так, чтобы она от удара чуть приоткрылась. Теща насторожилась: не подерутся ли? Но услышала не шум ссоры, а серьезней­ ший разговор. Обсуждали зятья... заявление в суд о разводе. Оба сразу собрались писать одно заявление. И главной причиной невозмож­ ности дальнейшей семейной жизни были тещины попре­ ки. Один из свояков повысил голос: — Нет, будем прямо пи­ сать: довела нас теща, невоз­ можно так дальше жить. И дети не удержат... Грохот рухнувшей на кух­ не с плиты сковородки обор­ вал фразу. «Опомнившиеся» свояки плотно притворили дверь, и еще минут пять о чем-то говорили, а потом сно­ ва через кухню в сад — по­ курить. Но тут голос тещи слышат: — Девчата, ужинать пора! Да Васеньку с Витенькой зо­ вите! Ужин оказался просто праздничным, и бутылочка «Столичной» в центре стола — чего уж никогда не быва­ ло прежде. — А что? — цвела во гла­ ве стола теща. Йраздник и есть, не так уж часто все дети мои вместе за ужином соби­ раются. Витя, разливай по стопочкам... Так и я вместе с вами, ради такого случая. Вася, да ладно тебе, — уж пять капель можно, за друж­ ную семью нашу! ...Две недели свояки как сыр в масле катались — Ви­ тек даже пару раз заглянул к теще без жены. Принима­ ла — как самых дорогих гос­ тей! Да на беду очередной ка­ лым Витьке подвернулся. А там традиционная пьянка, и разомлевший парень расска­ зал дружкам обо всем этом. Село невелико, до тещи слух дошел быстро... Закончилась для свояков «тещина масленица». Про­ шло с тех пор примерно с пол­ года, и опять начали они друг на друга коситься... Навер­ ное, снова какие-то воспита­ тельные беседы начались. Алексей БОГДАНОВ. Усманский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz