Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

г г I ч / п р и с о д е й с т в и и о б л а с т н о й о р г а н и з а ц и и С о ю з а Г ж у р н а л и с т о в РУКУвНЕПОГО Но это не все. Это лишь материаль­ ные следы юбилейных усилий. Чем и как измерить тот духовно-нравствен­ ный накал, что присутствует в каж­ дой школе, творческих коллективах и союзах, в периодических изданиях? Где скрепа всего — гений Пушкина, его личность... Значит, пушкинское «видение сердцем» отозвалось и в сердцах на­ ших современников. Там, где любовь, там — истина. Там и стремление ут­ вердить эту истину. Когда я читаю строчки другого поэта о Пушкине: И н и ч е го н е и с п р а в и л а , Н е п о м о г л а н и ч е м у С м ут н а я , ч у д н а я м у з ы к а , У С лыш н а я т о л ь к о е м у , то хочу верить в спасительность для нас пушкинской любви, той, кото­ рой он сам любил Россию, которая от­ крывала истинный лик Отечества. Да неужто все сделанное (а еще больше — не сделанное) к юбилею нуж­ но нам — для сиюминутного утеше­ ния, для творческого тщеславия, для славы, осветившей чело отблеском пушкинского венка? Для юбилейных торжеств, карнавального, отчасти, дей­ ства? Если эти чувства и присутствуют у кого-то, убежден: не они главные. Здесь еще одна тайна прикоснове­ ния к Пушкину. « Д в иж и м ы е г л у б о к о ю п о т р е б ­ н о ст ью д у х а , ч у в с т в а м и б л а г о д а р ­ н о ст и , в ерн о ст и и с л а в ы , со б и р аю т ­ с я н ы н е р у с с к и е л ю д и , — лю д и р у с ­ с к о г о с е р д ц а и р у с с к о г о я з ы к а , гд е бы они ни о б р ет а л и с ь . . . у е го д у х о в ­ н о г о а л т а р я , чт о бы вы с к а з а т ь са ­ м и м себе и п е р е д в с ем ч е л о в е ч е ст ­ в о м , е го с л о в ам и и в е го о б р а за х свой н а ц и о н а л ь н ы й с и м в о л в е р ы . И , п р е ­ ж де в с е г о , чт о бы в о з б л а г о д а р и т ь Г о с п о д а , д а р о в а вш е г о и м эт о го п о ­ эт а и м у д р е ц а , з а м и л о ст ь , з а р а ­ д о ст ь , з а н е п р е х о д ящ е е с в ет л о е от ­ к р о в е н и е о р у с с к о м д у х о в н о м естес- Пушкинский класс школы. т в е и з а в е л и к о е о б ет о в а н и е р у с с к о ­ го б у д ущ е г о . Н е д л я т о го с х о д и м с я м ы , чт о бы « в с п ом н ит ь » и л и « п ом я н ут ь » П уш ­ к и н а т а к , к а к е с л и бы б ы в а л и в р е м е ­ н а за б в ен и я и ут р ат ы . . . Н о д л я т о го , чт о бы за с в и д ет е л ь ст в о в ат ь и себе , и е м у , ч ей с в ет лы й д у х н е ут ом и м о п р и с ут ст в у ет зд е с ь с в о им си я н и ем — чт о в с е , чт о он с о з д а л п р е к р а с ­ н о г о , в ош л о в с ам ую с ущ н о ст ь р у с ­ ск о й д уш и и живет в каж дом и з нас; чт о м ы н е от ры в н ы от н е го т а к , к а к он н е от р ы в е н от Р о с си и ; чт о м ы п р о в е р я е м с еб я е го в и д е н и ем и е го суж д ен и ем ; чт о м ы по н е м у у ч и м с я в и д ет ь Р о с сию , п о ст и г ат ь ее с ущ ­ н о ст ь и ее с у д ь бы . . .» . Так писал Иван Ильин. Н е о бы чн о , н е р а з б р о д о м . Б е з з а ст а в , б е з р уб еж ей . В н о вь е д и н ы м ст а в н а р о д о м . Щ едро п от ч у ем го ст ей . . . И х о р о м ы , и и зб уш к и С б ер е гл и т в о й л у ч з л ат о й . . . Ж и в с р е д ь н а с п о ны н е П уш к и н— Я с н ы й , к р е п к и й и п р о ст о й . Так писал поэт-эмигрант П. Теренть­ ев. Оба — о главном... П Р Е О Б Р А Ж А Я С Ь И П Р Е О Б Р А Ж А Я . . . То, что удалось свершить на липец­ кой земле к юбилею поэта, в чем-то из­ менило духовное состояние людей. Не . будем преувеличивать: далеко не во всем и далеко не у всех. Но тот, кто не для проформы, не для отчета причас­ тился Пушкину и внес свою долю в пушкинское дело, верю, не отойдет в сторону, когда отшумит праздник, а продолжит начатое. И постарается при­ общить к нему других — ближних и дальних. Из сердец выдавлена по кап­ ле горечь от исторического забвения прародины поэта. А взамен пришло, ^ надеюсь надолго, дающее силы жить§ осознание: «Когда мы вместе, а с | нами Пушкин — сделать можно и1 невозможное!». | Немногие верили год назад, что| в городе появится бронзовый Пуш-| кин. И теперь уже не кажется уто-1 пией и пустым самоутешением, что| на месте снесенного храма Покрова! Пресвятой Богородицы в Коренев-1 щине может когда-либо встать па-| мятная часовня, где в память Пуш-1 кина будут возжигаться свечи. Пушкин дал нам уверенность в | самих себе. Какие мы, такова и | жизнь вокруг. Внешняя мерзость! бытия, хаос и запустение запечат­ лены, прежде всего, в душах и серд­ цах наших. Смиримся с этим — так| и будет! Нет — преобразится и ма-| териальное существование наше. Это еще один из уроков Пушки-§ на, нам преподнесенный... Преображение — это ведь стяжа­ ние иного будущего. Отмечая юби­ лей поэта, мы делаем прежде всего! мощный духовный посыл в будущее,! в век грядущий. Ибо глазами и сер­ дцами потомки будут судить наши| сегодняшние дела. Нас самих... Я убежден: юбилей Пушкина вы­ светит по-особому прежде всего! души детей. И особенно — ребят из! села Кореневщино, оставив в них| жизнеутверждающий и благотвор­ ный след на всю жизнь. Нравствен­ ный же урок, преподнесенный им| взрослыми, не забудется с годами.! И они будут следовать ему: уже в| новом времени и по-своему. Но обя­ зательно с любовью к Родине. В этом, пожалуй, главный завет.? Пушкина. Для всей России. Владимир ПЕТРОВ ,! член Сою за писател ей Р о с си и ,! редактор отдела | "Липецкой газеты" «Где светлые ручьи в кустарни­ ках шумят...». НАРОДНАЯ ПУШКИНИСТИКА. ИЗ ПИСЬМА ЧИТА ТЕЛЯ ДПЛЬсДАТНЕСОМ ИЛИД»ЛЬ Сэпохой? Бесконечно много потеря­ ла не только Россия, но и все человечество с гибелью Пуш­ кина! На первый взгляд мо­ жет показаться, что смерть поэта случайна: не встреть­ ся на его пути негодяй, поэт продолжал бы жить и тво­ рить. Но так ли это? Не пря­ чется ли за маской случай­ ности — неизбежность? Пушкин не был богат, а светский образ жизни в сто­ лице требовал много денег, забота о них постоянно обре­ меняла его, омрачая жизнь. У Пушкина было много дру­ зей, но также немало врагов, в том числе достаточно вли­ ятельных (канцлер Нессель­ роде с женой, министр про­ свещения Уваров, литератор и тайный осведомитель поли­ тической полиции Булгарин). Сложные отношения были у поэта с царем Николаем I. Он был издерган постоянным вмешательством правитель­ ственных чиновников в свя­ тая святых — семейную жизнь, перлюстрацией пи­ сем, в том числе переписки с женой. Пушкина изматывали не­ скончаемая тяжба со светом за душу Натальи Николаев­ ны и в то же время кокетст­ во самой Натали, ее поклон­ ники. Чтобы удержать кра­ савицу Пушкину при дворе, царь пожаловал поэту звание камер-юнкера, тем самым обязав гения одеться в без­ ликий мундир, присутство­ вать с женой на всех при дворных балах и церемони­ ях. Пушкина не только не пускали за границу, но и ог раничивали его передвиже ние внутри страны. Николай I был ответствен за создание в России поли­ тической и духовной атмос­ феры, в которой Пушкин практически не мог выжить Все это было фоном, на котором складывалась дра матическая жизнь поэта Александр Сергеевич вое торгался красотой жены, не­ вольно идеализируя и ее ду­ ховные качества, что дела­ ло его весьма уязвимым. И тут на пути поэта встал пус­ той и бессовестный, чужой России человек... Так назревала, если хо­ тите, почти неизбежность трагической развязки. Да, на дуэли Пушкин мог вы­ стрелить первым и сразить противника, рана, получен­ ная поэтом, могла оказаться несмертельной и т.д. Но он уже многие годы ходил по краю, и трагедия грозила ему изо дня в день... Но даже в том случае, если бы эта дуэль не привела к гибели Пушкина, его скорый уход был предрешен... И не слу­ чайно в его стихах так часто повторяется тема предчувст­ вия близкого и раннего кон- Ф едор МЕЛИХОВ . Колодец в Кореневщине: Спой мне песню, какдевица за водой поутрушла .. ." •РАРИТЕТЫ- ИЗДАНО ПРИ ЖИЗНИ ПОЭТА... Не так давно в Липецкой областной научной библиоте­ ке создали сектор редких книг, которым руководит за­ служенный работник культу­ ры Людмила Блинова (на фото). Особая гордость секто­ ра — редкие, в том числе приж и зненны е , издания Пушкина. Здесь их более 200 экземпляров. Многие проил­ люстрированы выдающими­ ся художниками — Бенуа, Фаворским, Кибриком... Са­ мая старинная пушкинская книга в библиотеке — «Ис­ тория Пугачевского бунта» (1834 г.). Хранятся и отдель­ ные тома первого посмертно­ го издания его сочинений в 11 томах (1838-1841 гг.), под­ готовленного по проекту са­ мого Жуковского. Очень ин­ тересны «Сочинения и пись­ ма Пушкина» (1887 г.), вы­ пущенные Петром Морозо­ вым и предназначенные для бесплатной раздачи в учени­ ческие народные библиотеки. Наряду с книгами в секторе можно полистать и журналы, например, «Библиотеку для чтения», где увидели свет «Элегия» и «Кирджали». А еще в одном из журналов за 1834 год напечатано вступ­ ление к поэме «Медный всад­ ник» — единственная публи­ кация этого произведения при жизни поэта. Накануне пушкинского юбилея администрация об­ ласти выделила около 10 ты­ сяч рублей для реставрации этих раритетов. И вот сейчас шесть книг из Липецка от­ правились в Москву, в биб­ лиотеку иностранной литера­ туры имени Рудомино, где после химической и биологи­ ческой обработки они приоб­ ретут первозданный вид. Три тома уже отреставрированы и возвращены в ЛОНБ. Ко­ нечно, в восстановлении нуж­ дается и масса других изда­ ний. Но денег пока нет и они терпеливо ждут своей очере­ ди на полках... Т екст и фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. НА ЮБИЛЕЙНОЙ К Ш Ж Н О Й ^ ОПРЕДКАХ, ПРЕДТЕЧАХ, АСЛЕДНИКАХ — Удивительное д е л о : в этой скромно изданной кни­ жечке нет и сотни страниц, но она вместила несколько веков российской истории, поведала о десятках выда­ ющихся россиян и дала убе­ дительную панораму всего , что так или иначе связыва­ етПушкина с Липецким кра­ ем. Автор этой своеобраз­ ной работы, которая назы­ вается «Липецкий край. Рус­ ское подстепье — прароди­ на Александра Сергеевича Пушкина» — неутомимый липецкий пушкинист п р о ­ ф е с с о р В а си л и й Ш ахов . Посвятив е е 200-летнему юбилею поэта, он продол­ жил серию своих исследова­ ний, включающую книги «Ли­ п ецкий в ен о к Пушкину», «Пушкинские уроки в липец­ кой школе», «Земли родной минувшая судьба», «ОтБоя- на Вещего до Есенина», «Ли­ пецкие тропы к А .С . Пушки­ ну»...» Воткак оценил эту мини­ эн ц и к л о п е д ию л и п ец к ой Пушкинианы заведующ ий кафедрой МГУ проф ессор Алексей МИГУНОВ. В поле зрения Шахова — род и предки Пушкина в рус­ ском Подстепье, на земле липецкой. Издревле Пушки­ ны, Ржевские, другие пращу­ ры гения России жили в Под­ московье, на Рязанщине, Тульщине, Тамбовщине, Ор­ ловщине, на берегах Дона, Воронежа, Оки, Цны. Начи­ нается книга фрагментами из автобиографических произве­ дений Пушкина, исследова­ тельским комментарием лето­ писей, хроник, архивных ма­ териалов. А затем следует ряд коротких, но насыщен­ ных эссе, в которых, просле­ живая путь Пушкиных к Со- кольску, Липецку, Коренев­ щине, Капитанщине. В. Ша­ хов «от колена к колену» изу­ чает дела и дни предков ве­ ликого поэта. На земле липецкой соеди­ нились семьи Пушкиных и Ганнибалов. Об этом повес­ твует эссе — новелла «Рукою Александра Пушкина: «А__ Аннибалъ — Пушкинъ». Допушкинская эпоха , уникальные подробности, любопытные свидетельства, неожиданные акценты в за­ рисовках «Старшая совре­ менница А.С. Пушкина: «русская Сафо» А.П. Буни­ на», «Арзамас», «арзамас­ ское братство»: летоисчисле­ ние от эпохи «липецкого по­ топа», «Липецкие рисунки Василия Андреевича Жуков­ ского» и других. От страни­ цы к странице углубляются, уточняются, по-новому ос­ мысливаются «тропы», «тай­ ны», «загадки», «земли ро­ дной минувшая судьба» . «Чудные мгновенья» вели­ кой жизни, события уже пуш­ кинского времени запечатле­ ли новеллы о Екатерине Ба­ куниной, Евдокии Ростопчи­ ной, Екатерине Вадковской- Кривцовой. Любителям оте­ чественной словесности адре­ сованы просветительские очерки о современниках поэ­ та. А во второй части речь идет о преемственности пуш­ кинских традиций, сыграв­ ших огромную роль в станов­ лении творческих индивиду­ альностей Левитова, Кольцо­ ва, Никитина, Тургенева, Грота... «Региональный компо­ нент», тактично использован­ ный и мотивированный, дает обильную пищу для размыш­ лений, сопоставлений. Автор книги, педагог с большим стажем, писатель-просвети­ тель, отбирает факты весо­ мые, судьбоносные, нрав­ ственно значимые. И это де­ лает его книгу нужной и для коллеги — ученого, истори­ ка, филолога, и для педаго­ га, и для учащегося... А л ек сей МИГУНОВ, проф ессор . г. Москва. ЧИТАЯ ПУШКИНА Рубрику ведет Владислав ЗОРИН «СЕБЯ КАК в ЗЕРКАЛЕ Я вичп^ и Лицеисты изучали не только «скучные» предме­ ты типа латыни и ритори­ ки. Им прививалась лю­ бовь к музыке, живописи. Очень любили Пушкин и его однокашники уроки рисования. И не случайно шаржи и карикатуры в рукописном журнале «Ли­ цейский мудрец» застав­ ляли от души хохотать читателей. Тетради Пушкина и поздней поры испещрены легкими и артистичными зарисовками окружавших его людей, женскими го­ ловками, царскосельскими пейзажами и неизменно повторяющейся виселицей с пятью повешенными де­ кабристами — видимо, эта казнь не давала поэту по­ коя до конца жизни. И, наконец, — автопортреты, разбросанные по всем ру­ кописям. По мере его растущей известности к нему начи­ нают приглядываться мас­ титые художники того времени. В. Тропинин, прежде чем создать свой знаменитый портрет, где поэт всматривается в не­ ведомую нам даль, по­ ложив руку с легендарны­ ми перстнями на столик, : написал и оставил для по­ томства десятки эскизов. Поэт был знаком со многими художниками, с некоторыми дружил и ра­ довался их успехамам. (Вспомним «Последний день Помпеи» К. Брюлло­ ва!). А когда появлялись портреты друзей, Пушкин незамедлительно откли­ кался стихами. Например, такими, как «К портрету Жуковского»: Его стихов пленит ельная сладост ь Пройдет веков за ви ст ли в ую даль , И , вн ем ля им, вздо хн ет о сла в е младост ь , Ут ешит ся безм ол вн ая печаль , И р е зв а я за д ум а ет ся радост ь . Стихи эти с полным правом можно отнести и к самому автору. Известный книгоизда­ тель Смирдин, тот самый. у которого «семь пятниц на неделе», по выражению поэ­ та, любил время от времени устраивать обеды для писа­ телей. На одном из своих ри­ сунков Карл Брюллов запе­ чатлел групповой портрет литераторов за смирдинским столом. Среди них Пушкин, Крылов, Гнедич. Пушкин относился к сво­ им портретам с легким юмо­ ром. И когда в 1827 году Орест Кипренский написал Пушкина на фоне Музы с лирой, поэт подарил худож­ нику стихи: Лю бим ец моды ле гкокры лой . Х от ь не британец , не ф ранц уз . Ты вновь создал , волш ебник милый . М еня , питомца чистых м у з , И я смеюся н ад могилой: Ушел н а век от см ерт ны х у з . Себя к а к в зер к а л е я вижу. Н о эт о зер к а л о мне льст ит . Т а к Риму , Д р езден у , Париж у И звест ен впредь мой будет вид... . . .С детских лет помню большую цветную репродук­ цию с картины «Прощай, сво­ бодная стихия». Отец привез ее из Мичуринска перед вой­ ной, прикрепил на стене на­ шей избы и ушел на фронт. Он погиб, а картина с Пуш­ киным на скале над волную­ щимся морем еще долго жила с нами и после Дня Победы. Знаменитое полотно создали в начале века два мастера: Айвазовский напи­ сал море, Репин — фигуру поэта. Конечно, всех художни­ ков, писавших Пушкина, пе­ речислить невозможно. А сколько талантливых иллюс­ траций к произведениям Александра Сергеевича со­ здано книжными графиками! И новое поколение, пришед­ шее на смену старым масте­ рам, продолжает традиции «Пушкинианы», стараясь по- современному увидеть и Оне­ гина, и Людмилу, и героев из повестей Белкина, и волшеб­ ные сказки... И, конечно, самого поэта. У нас в Липецке много лет вдохновенно и терпеливо 4? ■ "'«л' * 1.^41 разрабатывает пушкинс­ кую тему Виктор Мефодь- евич Лузанов. Особенно его притягивают предыс­ тория Пушкина, жизнь пушкинских предков, ко- реневщинские мотивы. На полотнах Лузанова по­ являются Петр, Ганнибал, другие прадеды и праба­ бушки Александра Серге­ евича. Лузанову прихо­ дится «собирать» черты давно ушедших людей по крупинкам, роясь в музей­ ных архивах, перечиты­ вая массу исторических документов, дневников и т .д . Подвижнический труд! Уже сейчас более 50 картин, графических ра­ бот Лузанова должны бы стать достоянием не толь­ ко липчан. Его картины — действительно, необы­ чайны, убедительны, са­ мобытны. А Лузанов под­ готовил еще и календари и календарики, по кото­ рым любой школьник мог бы сориентироваться в родословной и судьбе по­ эта. Я не случайно напи­ сал: должны стать досто­ янием. Наша безучас­ тность к отечественной культуре, когда вспышки активности приходятся-на юбилеи, круглые датъц а потом все забывается,-ббг рекли и Лузанова на не­ простительно долгое за­ бвение. Сберегать то, что уже есть, мы не привы- - кли, поддерживать твор- цов-энтузиастов плохо умеем. А ведь если бы в 19 веке не нашлись меце­ наты, истинные ценители прекрасного, как знать, с чем бы мы остались сегод­ ня... Вот и хочется спро­ сить: а что мы передадим XXI веку, коли только благодаря юбилею боль­ шинство даже неравно­ душных к живописи зем­ ляков впервые узнало, какой мощный цикл со­ здал Виктор Лузанов? Подумаем об этом... Сегодня «ЛГ» воспро ­ и зв о д и т м а л ую т оли к у работ и з «Пушкинианы» В и к т о р а М еф о д ь е в и ч а Л у занова ... А? 5 I . я Ай • ВЫШЛА ИЗ ПЕЧА ТИ ЕДИНСТВЕННОЕ НАСЛЕДСТВО "Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них” , — эту пушкинскую цитату читатель найдет на первой же странице великолепно изданной книги «Имя предков моих...» Для ее авторов — липецких ученых В. Важинского, С. Кукрак и И. Козмирчука рассказать о роде Пушкиных и Ганнибалов, о том, как жили они в нашем крае, значило выполнить волю поэта, который хотел, чтобы о предках его знали и помнили. Выпущенную усилиями Ли­ пецкой областной администра­ ции и областного краеведческо­ го музея книгу в равной степе­ ни интересно и читать, и рас­ сматривать. Благодаря ей мно­ гие впервые увидят герб пуш­ кинского рода, лица дедов и прадедов поэта, уникальные фотографии из собрания му­ зея, репродукции картин и ри­ сунков липчанина Виктора Лу­ занова, посвященные русско­ му гению. Главный редактор книги — директор музея Л. Ка- теринкина , составитель и оформитель — заместитель директора по научной работе Л. Лошкарева. Отпечатан то­ мик в Липецком издательстве Госкомпечати РФ. (Соб. инф.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz