Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
г г I ч / п р и с о д е й с т в и и о б л а с т н о й о р г а н и з а ц и и С о ю з а Г ж у р н а л и с т о в РУКУвНЕПОГО Но это не все. Это лишь материаль ные следы юбилейных усилий. Чем и как измерить тот духовно-нравствен ный накал, что присутствует в каж дой школе, творческих коллективах и союзах, в периодических изданиях? Где скрепа всего — гений Пушкина, его личность... Значит, пушкинское «видение сердцем» отозвалось и в сердцах на ших современников. Там, где любовь, там — истина. Там и стремление ут вердить эту истину. Когда я читаю строчки другого поэта о Пушкине: И н и ч е го н е и с п р а в и л а , Н е п о м о г л а н и ч е м у С м ут н а я , ч у д н а я м у з ы к а , У С лыш н а я т о л ь к о е м у , то хочу верить в спасительность для нас пушкинской любви, той, кото рой он сам любил Россию, которая от крывала истинный лик Отечества. Да неужто все сделанное (а еще больше — не сделанное) к юбилею нуж но нам — для сиюминутного утеше ния, для творческого тщеславия, для славы, осветившей чело отблеском пушкинского венка? Для юбилейных торжеств, карнавального, отчасти, дей ства? Если эти чувства и присутствуют у кого-то, убежден: не они главные. Здесь еще одна тайна прикоснове ния к Пушкину. « Д в иж и м ы е г л у б о к о ю п о т р е б н о ст ью д у х а , ч у в с т в а м и б л а г о д а р н о ст и , в ерн о ст и и с л а в ы , со б и р аю т с я н ы н е р у с с к и е л ю д и , — лю д и р у с с к о г о с е р д ц а и р у с с к о г о я з ы к а , гд е бы они ни о б р ет а л и с ь . . . у е го д у х о в н о г о а л т а р я , чт о бы вы с к а з а т ь са м и м себе и п е р е д в с ем ч е л о в е ч е ст в о м , е го с л о в ам и и в е го о б р а за х свой н а ц и о н а л ь н ы й с и м в о л в е р ы . И , п р е ж де в с е г о , чт о бы в о з б л а г о д а р и т ь Г о с п о д а , д а р о в а вш е г о и м эт о го п о эт а и м у д р е ц а , з а м и л о ст ь , з а р а д о ст ь , з а н е п р е х о д ящ е е с в ет л о е от к р о в е н и е о р у с с к о м д у х о в н о м естес- Пушкинский класс школы. т в е и з а в е л и к о е о б ет о в а н и е р у с с к о го б у д ущ е г о . Н е д л я т о го с х о д и м с я м ы , чт о бы « в с п ом н ит ь » и л и « п ом я н ут ь » П уш к и н а т а к , к а к е с л и бы б ы в а л и в р е м е н а за б в ен и я и ут р ат ы . . . Н о д л я т о го , чт о бы за с в и д ет е л ь ст в о в ат ь и себе , и е м у , ч ей с в ет лы й д у х н е ут ом и м о п р и с ут ст в у ет зд е с ь с в о им си я н и ем — чт о в с е , чт о он с о з д а л п р е к р а с н о г о , в ош л о в с ам ую с ущ н о ст ь р у с ск о й д уш и и живет в каж дом и з нас; чт о м ы н е от ры в н ы от н е го т а к , к а к он н е от р ы в е н от Р о с си и ; чт о м ы п р о в е р я е м с еб я е го в и д е н и ем и е го суж д ен и ем ; чт о м ы по н е м у у ч и м с я в и д ет ь Р о с сию , п о ст и г ат ь ее с ущ н о ст ь и ее с у д ь бы . . .» . Так писал Иван Ильин. Н е о бы чн о , н е р а з б р о д о м . Б е з з а ст а в , б е з р уб еж ей . В н о вь е д и н ы м ст а в н а р о д о м . Щ едро п от ч у ем го ст ей . . . И х о р о м ы , и и зб уш к и С б ер е гл и т в о й л у ч з л ат о й . . . Ж и в с р е д ь н а с п о ны н е П уш к и н— Я с н ы й , к р е п к и й и п р о ст о й . Так писал поэт-эмигрант П. Теренть ев. Оба — о главном... П Р Е О Б Р А Ж А Я С Ь И П Р Е О Б Р А Ж А Я . . . То, что удалось свершить на липец кой земле к юбилею поэта, в чем-то из менило духовное состояние людей. Не . будем преувеличивать: далеко не во всем и далеко не у всех. Но тот, кто не для проформы, не для отчета причас тился Пушкину и внес свою долю в пушкинское дело, верю, не отойдет в сторону, когда отшумит праздник, а продолжит начатое. И постарается при общить к нему других — ближних и дальних. Из сердец выдавлена по кап ле горечь от исторического забвения прародины поэта. А взамен пришло, ^ надеюсь надолго, дающее силы жить§ осознание: «Когда мы вместе, а с | нами Пушкин — сделать можно и1 невозможное!». | Немногие верили год назад, что| в городе появится бронзовый Пуш-| кин. И теперь уже не кажется уто-1 пией и пустым самоутешением, что| на месте снесенного храма Покрова! Пресвятой Богородицы в Коренев-1 щине может когда-либо встать па-| мятная часовня, где в память Пуш-1 кина будут возжигаться свечи. Пушкин дал нам уверенность в | самих себе. Какие мы, такова и | жизнь вокруг. Внешняя мерзость! бытия, хаос и запустение запечат лены, прежде всего, в душах и серд цах наших. Смиримся с этим — так| и будет! Нет — преобразится и ма-| териальное существование наше. Это еще один из уроков Пушки-§ на, нам преподнесенный... Преображение — это ведь стяжа ние иного будущего. Отмечая юби лей поэта, мы делаем прежде всего! мощный духовный посыл в будущее,! в век грядущий. Ибо глазами и сер дцами потомки будут судить наши| сегодняшние дела. Нас самих... Я убежден: юбилей Пушкина вы светит по-особому прежде всего! души детей. И особенно — ребят из! села Кореневщино, оставив в них| жизнеутверждающий и благотвор ный след на всю жизнь. Нравствен ный же урок, преподнесенный им| взрослыми, не забудется с годами.! И они будут следовать ему: уже в| новом времени и по-своему. Но обя зательно с любовью к Родине. В этом, пожалуй, главный завет.? Пушкина. Для всей России. Владимир ПЕТРОВ ,! член Сою за писател ей Р о с си и ,! редактор отдела | "Липецкой газеты" «Где светлые ручьи в кустарни ках шумят...». НАРОДНАЯ ПУШКИНИСТИКА. ИЗ ПИСЬМА ЧИТА ТЕЛЯ ДПЛЬсДАТНЕСОМ ИЛИД»ЛЬ Сэпохой? Бесконечно много потеря ла не только Россия, но и все человечество с гибелью Пуш кина! На первый взгляд мо жет показаться, что смерть поэта случайна: не встреть ся на его пути негодяй, поэт продолжал бы жить и тво рить. Но так ли это? Не пря чется ли за маской случай ности — неизбежность? Пушкин не был богат, а светский образ жизни в сто лице требовал много денег, забота о них постоянно обре меняла его, омрачая жизнь. У Пушкина было много дру зей, но также немало врагов, в том числе достаточно вли ятельных (канцлер Нессель роде с женой, министр про свещения Уваров, литератор и тайный осведомитель поли тической полиции Булгарин). Сложные отношения были у поэта с царем Николаем I. Он был издерган постоянным вмешательством правитель ственных чиновников в свя тая святых — семейную жизнь, перлюстрацией пи сем, в том числе переписки с женой. Пушкина изматывали не скончаемая тяжба со светом за душу Натальи Николаев ны и в то же время кокетст во самой Натали, ее поклон ники. Чтобы удержать кра савицу Пушкину при дворе, царь пожаловал поэту звание камер-юнкера, тем самым обязав гения одеться в без ликий мундир, присутство вать с женой на всех при дворных балах и церемони ях. Пушкина не только не пускали за границу, но и ог раничивали его передвиже ние внутри страны. Николай I был ответствен за создание в России поли тической и духовной атмос феры, в которой Пушкин практически не мог выжить Все это было фоном, на котором складывалась дра матическая жизнь поэта Александр Сергеевич вое торгался красотой жены, не вольно идеализируя и ее ду ховные качества, что дела ло его весьма уязвимым. И тут на пути поэта встал пус той и бессовестный, чужой России человек... Так назревала, если хо тите, почти неизбежность трагической развязки. Да, на дуэли Пушкин мог вы стрелить первым и сразить противника, рана, получен ная поэтом, могла оказаться несмертельной и т.д. Но он уже многие годы ходил по краю, и трагедия грозила ему изо дня в день... Но даже в том случае, если бы эта дуэль не привела к гибели Пушкина, его скорый уход был предрешен... И не слу чайно в его стихах так часто повторяется тема предчувст вия близкого и раннего кон- Ф едор МЕЛИХОВ . Колодец в Кореневщине: Спой мне песню, какдевица за водой поутрушла .. ." •РАРИТЕТЫ- ИЗДАНО ПРИ ЖИЗНИ ПОЭТА... Не так давно в Липецкой областной научной библиоте ке создали сектор редких книг, которым руководит за служенный работник культу ры Людмила Блинова (на фото). Особая гордость секто ра — редкие, в том числе приж и зненны е , издания Пушкина. Здесь их более 200 экземпляров. Многие проил люстрированы выдающими ся художниками — Бенуа, Фаворским, Кибриком... Са мая старинная пушкинская книга в библиотеке — «Ис тория Пугачевского бунта» (1834 г.). Хранятся и отдель ные тома первого посмертно го издания его сочинений в 11 томах (1838-1841 гг.), под готовленного по проекту са мого Жуковского. Очень ин тересны «Сочинения и пись ма Пушкина» (1887 г.), вы пущенные Петром Морозо вым и предназначенные для бесплатной раздачи в учени ческие народные библиотеки. Наряду с книгами в секторе можно полистать и журналы, например, «Библиотеку для чтения», где увидели свет «Элегия» и «Кирджали». А еще в одном из журналов за 1834 год напечатано вступ ление к поэме «Медный всад ник» — единственная публи кация этого произведения при жизни поэта. Накануне пушкинского юбилея администрация об ласти выделила около 10 ты сяч рублей для реставрации этих раритетов. И вот сейчас шесть книг из Липецка от правились в Москву, в биб лиотеку иностранной литера туры имени Рудомино, где после химической и биологи ческой обработки они приоб ретут первозданный вид. Три тома уже отреставрированы и возвращены в ЛОНБ. Ко нечно, в восстановлении нуж дается и масса других изда ний. Но денег пока нет и они терпеливо ждут своей очере ди на полках... Т екст и фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. НА ЮБИЛЕЙНОЙ К Ш Ж Н О Й ^ ОПРЕДКАХ, ПРЕДТЕЧАХ, АСЛЕДНИКАХ — Удивительное д е л о : в этой скромно изданной кни жечке нет и сотни страниц, но она вместила несколько веков российской истории, поведала о десятках выда ющихся россиян и дала убе дительную панораму всего , что так или иначе связыва етПушкина с Липецким кра ем. Автор этой своеобраз ной работы, которая назы вается «Липецкий край. Рус ское подстепье — прароди на Александра Сергеевича Пушкина» — неутомимый липецкий пушкинист п р о ф е с с о р В а си л и й Ш ахов . Посвятив е е 200-летнему юбилею поэта, он продол жил серию своих исследова ний, включающую книги «Ли п ецкий в ен о к Пушкину», «Пушкинские уроки в липец кой школе», «Земли родной минувшая судьба», «ОтБоя- на Вещего до Есенина», «Ли пецкие тропы к А .С . Пушки ну»...» Воткак оценил эту мини эн ц и к л о п е д ию л и п ец к ой Пушкинианы заведующ ий кафедрой МГУ проф ессор Алексей МИГУНОВ. В поле зрения Шахова — род и предки Пушкина в рус ском Подстепье, на земле липецкой. Издревле Пушки ны, Ржевские, другие пращу ры гения России жили в Под московье, на Рязанщине, Тульщине, Тамбовщине, Ор ловщине, на берегах Дона, Воронежа, Оки, Цны. Начи нается книга фрагментами из автобиографических произве дений Пушкина, исследова тельским комментарием лето писей, хроник, архивных ма териалов. А затем следует ряд коротких, но насыщен ных эссе, в которых, просле живая путь Пушкиных к Со- кольску, Липецку, Коренев щине, Капитанщине. В. Ша хов «от колена к колену» изу чает дела и дни предков ве ликого поэта. На земле липецкой соеди нились семьи Пушкиных и Ганнибалов. Об этом повес твует эссе — новелла «Рукою Александра Пушкина: «А__ Аннибалъ — Пушкинъ». Допушкинская эпоха , уникальные подробности, любопытные свидетельства, неожиданные акценты в за рисовках «Старшая совре менница А.С. Пушкина: «русская Сафо» А.П. Буни на», «Арзамас», «арзамас ское братство»: летоисчисле ние от эпохи «липецкого по топа», «Липецкие рисунки Василия Андреевича Жуков ского» и других. От страни цы к странице углубляются, уточняются, по-новому ос мысливаются «тропы», «тай ны», «загадки», «земли ро дной минувшая судьба» . «Чудные мгновенья» вели кой жизни, события уже пуш кинского времени запечатле ли новеллы о Екатерине Ба куниной, Евдокии Ростопчи ной, Екатерине Вадковской- Кривцовой. Любителям оте чественной словесности адре сованы просветительские очерки о современниках поэ та. А во второй части речь идет о преемственности пуш кинских традиций, сыграв ших огромную роль в станов лении творческих индивиду альностей Левитова, Кольцо ва, Никитина, Тургенева, Грота... «Региональный компо нент», тактично использован ный и мотивированный, дает обильную пищу для размыш лений, сопоставлений. Автор книги, педагог с большим стажем, писатель-просвети тель, отбирает факты весо мые, судьбоносные, нрав ственно значимые. И это де лает его книгу нужной и для коллеги — ученого, истори ка, филолога, и для педаго га, и для учащегося... А л ек сей МИГУНОВ, проф ессор . г. Москва. ЧИТАЯ ПУШКИНА Рубрику ведет Владислав ЗОРИН «СЕБЯ КАК в ЗЕРКАЛЕ Я вичп^ и Лицеисты изучали не только «скучные» предме ты типа латыни и ритори ки. Им прививалась лю бовь к музыке, живописи. Очень любили Пушкин и его однокашники уроки рисования. И не случайно шаржи и карикатуры в рукописном журнале «Ли цейский мудрец» застав ляли от души хохотать читателей. Тетради Пушкина и поздней поры испещрены легкими и артистичными зарисовками окружавших его людей, женскими го ловками, царскосельскими пейзажами и неизменно повторяющейся виселицей с пятью повешенными де кабристами — видимо, эта казнь не давала поэту по коя до конца жизни. И, наконец, — автопортреты, разбросанные по всем ру кописям. По мере его растущей известности к нему начи нают приглядываться мас титые художники того времени. В. Тропинин, прежде чем создать свой знаменитый портрет, где поэт всматривается в не ведомую нам даль, по ложив руку с легендарны ми перстнями на столик, : написал и оставил для по томства десятки эскизов. Поэт был знаком со многими художниками, с некоторыми дружил и ра довался их успехамам. (Вспомним «Последний день Помпеи» К. Брюлло ва!). А когда появлялись портреты друзей, Пушкин незамедлительно откли кался стихами. Например, такими, как «К портрету Жуковского»: Его стихов пленит ельная сладост ь Пройдет веков за ви ст ли в ую даль , И , вн ем ля им, вздо хн ет о сла в е младост ь , Ут ешит ся безм ол вн ая печаль , И р е зв а я за д ум а ет ся радост ь . Стихи эти с полным правом можно отнести и к самому автору. Известный книгоизда тель Смирдин, тот самый. у которого «семь пятниц на неделе», по выражению поэ та, любил время от времени устраивать обеды для писа телей. На одном из своих ри сунков Карл Брюллов запе чатлел групповой портрет литераторов за смирдинским столом. Среди них Пушкин, Крылов, Гнедич. Пушкин относился к сво им портретам с легким юмо ром. И когда в 1827 году Орест Кипренский написал Пушкина на фоне Музы с лирой, поэт подарил худож нику стихи: Лю бим ец моды ле гкокры лой . Х от ь не британец , не ф ранц уз . Ты вновь создал , волш ебник милый . М еня , питомца чистых м у з , И я смеюся н ад могилой: Ушел н а век от см ерт ны х у з . Себя к а к в зер к а л е я вижу. Н о эт о зер к а л о мне льст ит . Т а к Риму , Д р езден у , Париж у И звест ен впредь мой будет вид... . . .С детских лет помню большую цветную репродук цию с картины «Прощай, сво бодная стихия». Отец привез ее из Мичуринска перед вой ной, прикрепил на стене на шей избы и ушел на фронт. Он погиб, а картина с Пуш киным на скале над волную щимся морем еще долго жила с нами и после Дня Победы. Знаменитое полотно создали в начале века два мастера: Айвазовский напи сал море, Репин — фигуру поэта. Конечно, всех художни ков, писавших Пушкина, пе речислить невозможно. А сколько талантливых иллюс траций к произведениям Александра Сергеевича со здано книжными графиками! И новое поколение, пришед шее на смену старым масте рам, продолжает традиции «Пушкинианы», стараясь по- современному увидеть и Оне гина, и Людмилу, и героев из повестей Белкина, и волшеб ные сказки... И, конечно, самого поэта. У нас в Липецке много лет вдохновенно и терпеливо 4? ■ "'«л' * 1.^41 разрабатывает пушкинс кую тему Виктор Мефодь- евич Лузанов. Особенно его притягивают предыс тория Пушкина, жизнь пушкинских предков, ко- реневщинские мотивы. На полотнах Лузанова по являются Петр, Ганнибал, другие прадеды и праба бушки Александра Серге евича. Лузанову прихо дится «собирать» черты давно ушедших людей по крупинкам, роясь в музей ных архивах, перечиты вая массу исторических документов, дневников и т .д . Подвижнический труд! Уже сейчас более 50 картин, графических ра бот Лузанова должны бы стать достоянием не толь ко липчан. Его картины — действительно, необы чайны, убедительны, са мобытны. А Лузанов под готовил еще и календари и календарики, по кото рым любой школьник мог бы сориентироваться в родословной и судьбе по эта. Я не случайно напи сал: должны стать досто янием. Наша безучас тность к отечественной культуре, когда вспышки активности приходятся-на юбилеи, круглые датъц а потом все забывается,-ббг рекли и Лузанова на не простительно долгое за бвение. Сберегать то, что уже есть, мы не привы- - кли, поддерживать твор- цов-энтузиастов плохо умеем. А ведь если бы в 19 веке не нашлись меце наты, истинные ценители прекрасного, как знать, с чем бы мы остались сегод ня... Вот и хочется спро сить: а что мы передадим XXI веку, коли только благодаря юбилею боль шинство даже неравно душных к живописи зем ляков впервые узнало, какой мощный цикл со здал Виктор Лузанов? Подумаем об этом... Сегодня «ЛГ» воспро и зв о д и т м а л ую т оли к у работ и з «Пушкинианы» В и к т о р а М еф о д ь е в и ч а Л у занова ... А? 5 I . я Ай • ВЫШЛА ИЗ ПЕЧА ТИ ЕДИНСТВЕННОЕ НАСЛЕДСТВО "Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них” , — эту пушкинскую цитату читатель найдет на первой же странице великолепно изданной книги «Имя предков моих...» Для ее авторов — липецких ученых В. Важинского, С. Кукрак и И. Козмирчука рассказать о роде Пушкиных и Ганнибалов, о том, как жили они в нашем крае, значило выполнить волю поэта, который хотел, чтобы о предках его знали и помнили. Выпущенную усилиями Ли пецкой областной администра ции и областного краеведческо го музея книгу в равной степе ни интересно и читать, и рас сматривать. Благодаря ей мно гие впервые увидят герб пуш кинского рода, лица дедов и прадедов поэта, уникальные фотографии из собрания му зея, репродукции картин и ри сунков липчанина Виктора Лу занова, посвященные русско му гению. Главный редактор книги — директор музея Л. Ка- теринкина , составитель и оформитель — заместитель директора по научной работе Л. Лошкарева. Отпечатан то мик в Липецком издательстве Госкомпечати РФ. (Соб. инф.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz