Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

) / И з д а н и е А с с о ц и а ц и и г л а в н ы х р е д а к т о р о в С М И Л и п е ц к о й о б л а с т и Виктор ОСКОЛКОВ у САМОЙГРАНИ ИЗ ПУШКИНИАНЫ Дар напрасный, дар случайный. Жизнь, зачем ты мне дана? А. С. ПУШКИН. СЛУЧАИ Не идол, не усталый гений вдали от суетных забот — он был искатель приключений, мальчишка, бес, повеса, мот. Он в мире все хотел изведать, во все проникнуть, все начать, и с Сатаною отобедать, и с Богом дружбы не терять. Казалась жизнь игрою в карты. Что движет миром и людьми — безделка, насморк Бонапарта иль Провиденье, черт возьми?! Он, вездесущий и надмирный, всему и всем на свете свой, порой глушил свой «голос лирный» в угоду .жизни кочевой. Всегда к превратностям готовый, с судьбой цыган накоротке, он поднимался налегке — верхом, в кибитке, на возке скакал навстречу жизни новой, к вершине, в бездну, в рай и ад, собой рискуя наугад. Он без оглядки лез в бутылку: в Арзрум, в метели и снега, в холерный край, в восстанье, ' в ссылку, на пики, к черту на рога. Впадал, порой хватая лишку, в семейный плен, в разгул до дна, в стихи, любовную интрижку — со страстью, бешено, сполна. Он жил, не очень-то заботясь, каким он явится на Суд. (Уже потом составят опись и должный глянец наведут). Не раз над ним сгущались тучи, но, попадая в переплет, он уповать привык на случай: авось отпустит, пронесет. Он знал, себя вверяя року, ту упоительную роскошь не трепетать за жизнь свою, у бездны стоя на краю. И это силы придавало, дарило пиршество мечты, от пут земных освобождало и беспросветной суеты. Не пронесло. Сожмутся клещи и не проститься ничего. Но Командора голос вещий не останавливал его. В часы последних испытаний, когда врагов сомкнулась рать, ему пришлось у самой грани опять по-крупному сыграть... ... Еще исполненный азарта, нажал курок —Дантес упал. (Лукаво подмигнула карта, «Старуха!» — Германн закричал). Но что спасло барона? Случай, каприз Судьбы, игра с листа? Была бы гибель неминучей, когда б не пуговица та... ПРОЩАЯСЬНАВЕКА.. Вошел, беспечный и кудрявый, Окинул быстрым взглядом зал. Кивал налево и направо. Прилежно ручки целовал. В своем учтиво-дерзком стиле Слегка язвил, умно острил, И дамы строгие решили. Что Пушкин, право, очень мил. Но над приятною беседой. Богато убранным столом. Над каждым гостем и соседом Уже гремел небесный гром... Никто не внял удару гонга. И кто мог знать наверняка. Что нынче он уйдет надолго — Простившись с ними на века... КАК ПРИТРОНУТЬСЯ к СКАЗКЕ... В преддверии 200-летнего пушкинского юби- I лея все чаще звучат в добринских школах имена литературных героев великого поэта. Празднику посвящаются спектакли, конкурсы чтецов, тема­ тические вечера. Самодеятельные артисты выхо­ дят на подмостки, кто — князем Гвидоном, кто — сватьей бабой Бабарихой... Но передать очарование пушкинских сказок можно и совсем необычным способом. Напри­ мер, используя... пенопласт. Из него вырезаны, например, и «у Лукоморья дуб зеленый», и «зла­ тая цепь на дубе том» в композиции ребят из Александровки. Все как у Пушкина: «кот ученый», «степа с Бабою Ягой», которая «идет-бредет сама- собой»... А юные умельцы из Чамлык-Никольской шко­ лы пустили в ход материалы, найденные в лесу. Их старик с неводом у синего моря — из сосно­ вой шишки, а золотая рыбка — из бересты... Так что посмотреть на пушкинских героев и даже осторожно потрогать их может каждый, по­ сетив выставку в здании Добринского роно. Диву ■ ИЗ ХРОНИКИ ЮБИЛЕЙНОГО ГОДА даешься изобретательности юных художников. Оказывается, великолепные поделки получаются даже из пшена, соломы или, представьте себе, теста. Здесь же — и рисунки учащихся, прислан­ ные на конкурс. Ох, как нелегко решать, кто же выполнил их лучше других! И не случайно таким длинным был список победителей. Замысел организаторов выставки, как счита­ ет методист Виктор Пешков, удался. Мастеря и рисуя, ребята глубже проникают в мир творчест­ ва, открывая для себя неисчерпаемый кладезь великой поэзии, из которого им предстоит чер­ пать всю жизнь. Вячеслав ИСКОРНЕВ. На снимке: на районной выставке поделок и рисунков, посвященной 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. МОЗАИКА СУДЬБЫ ЕПЬ ИМЕНА, КАК СОЛНЦЕ Под таким деви зом прошла научно-практическая конференция «Как жизнь живое пушкинское слово» в Усманском педколледже . Е сл и собрать воедино в се доклады и выступления проф ессорско-преподава ­ тельского корпуса Липецкого государственного педагогического института и педколледжа, то они могли бы составить книгу, интересную для каждого, кто ценит великого поэта. О собенно насыщенным любопытными фактами было выступление заведующ его кафедрой русского языка и общ его языкознания, члена-корреспондента Меж ­ дународной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, доктора филологических наук, проф ессора Василия Щеулина. Некоторыми из них хочется поделиться с читателями. За годы советской власти ДОЛГИМПУТЬК ЧИТАШ1Ю Пятьдесят лет творческое наследие Пушкина было под «колпаком» откупщиков Глазу­ новых и Санаевых, которые на полвека приобрели право ли- Iтературной собственности на произведения поэта. За это время ими было издано всего 60 тысяч экземпляров пушкин­ ской поэзии и прозы, реализу­ емой по баснословным ценам, недоступным массовому чита- I телю. В 1887 году истек срок «рабства» для наследия Пуш­ кина. Первым, кто издал деше­ вые сборники его стихов, был редактор журнала «Новое вре­ мя» Суворин. Как свидетель- I ствуют современники, за один день было продано 6 тысяч эк­ земпляров, а книжные магази­ ны брали штурмом. произведения Пушкина были из­ даны на 104 языках народов мира тиражом 357 миллионов экзем­ пляров. К 100-летнему юбилею поэта увидел свет первый том академического издания. А пол­ ное 16-томное было начато в 1937 году и закончено в 1947-м. Сей­ час оно дублируется к 200-летию со дня рождения Пушкина. ...БОЛЬШГ, ЧЕМПОЭТ Утверждение Евгения Евту­ шенко в одном из своих стихот­ ворений «Поэт в России больше, чем поэт» имеет прямое отноше­ ние к Александру Пушкину и в чисто творческом, и в гражданс­ ком отношении. Его прозаичес­ кие произведения читали взахлеб, как и поэтические, а трагедии до сих пор ставятся в лучших теат­ рах страны. А сколько его сти­ хотворении и поэм положено на музыку Глинкой, Римским-Кор­ саковым, Даргомыжским и дру­ гими прекрасными композито­ рами! И не надо забывать, что Пушкин — создатель русского литературного языка, сблизив­ шего язык богов с живым рус­ ским языком. Это по его на­ стоянию Даль занялся состав­ лением знаменитого словаря живого великорусского языка, Пушкин стал воплощением рус­ ского духа и русской идеи, влас­ тителем дум и чувств народных. ОН ПАМЯТНИКСЕБЕВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ А рукотворный (кстати, пер­ вый в России гражданскому лицу) был воздвигнут на Страс­ тной площади (ныне Пушкинс­ кой) 6 июня 1880 года в Моск­ ве. И с тех пор не зарастает к нему народная тропа, что про­ видчески предвидел сам поэт. Поистине: «его, как первую лю­ бовь, России сердце не забу­ дет». ПУШКИНУПОСВЯЩАЕТСЯ... ...Завершила научно-прак­ тическую конференцию литера­ турно-музыкальная компози­ ция, подготовленная Алексан­ дрой Пушкаревой (сценарий), Владиславом Коржом и На­ тальей Рощупкиной (музыкаль­ ная часть). Зрители, педагоги и студенты педколледжа (их был полон зал) увидели отрывки из «Маленьких трагедий», услыша­ ли дуэт из оперы «Пиковая дама», хоровые произведения и романсы на стихи Пушкина. Юрий ШАЙДУЛИН. На с ним ке : за сл уж е н ­ ный учитель школы Россий­ ской Федерации М. Смоль­ янинова и преподаватель литературы Ю. М ереш ко знакомят за сл ^е н н о го де ­ ятеля науки РФ В. Щеулина с выставкой, посвященной 200-летию со дня рождения Пушкина. Фото Владислава КОРЖА. ПРЕМЬЕРА БЕЗТЕАТЗ^ С0Р1ИЕ у|УК01ЮРи Режиссер «собирал» этот спектакль, как азартный изо­ бретатель собирает хитроум­ ный механизм, когда под ру­ кой нет нужных деталей и инструментов и приходится не привередничать, а приспосаб­ ливать для дела то, что есть, проявляя чудеса находчивос­ ти. Замысел поставить полно­ метражную музыкальную ком­ позицию по опере Глинки «Руслан и Людмила» без му­ зыкального театра, без опер­ ных певцов, без нормальной сцены и с чисто символичес­ ким бюджетом мог показать­ ся авантюрой. Кстати, у Яко­ ва Лившица не было не толь­ ко солистов. У него не было «своих» чтецов, художников, музыкантов, танцоров. Были лишь солидный режиссерский опыт, дерзкая идея и желание подарить Липецку к пушкин­ скому юбилею яркое театраль­ ное действо, соединяющее по­ эзию, музыку, пластику. И тогда он, фигурально выражаясь, назначил свида­ ние у пушкинского Лукоморья (не забудьте, что речь все-таки о «Руслане и Людмиле!) акте­ рам из разных коллективов, а также муниципальному сим­ фоническому оркестру Гаррия Оганезова, ансамблю «Зень» Валентины Владимировой, ка­ мерному хору Игоря Цилина, студентам хореографического отделения училища искусств — ученикам Валерия Шеляки- на... И они прищли, хотя даже у Лукоморья, где, по свиде­ тельству самого Александра Сергеевича, чудеса не в дико­ вину, мало кто рассчитывал на чудо целостного спектакля. Иные задумки Якова Лив­ шица кого-то скорее смущали, нежели вдохновляли. Как? Он хочет, чтобы наряду с вели­ кой музыкой Глинки звучали фольклорные мелодии? Да не отдает ли эдакое новаторство кощунством? Как, среди пер­ сонажей и певцов по сцене будет бродить актер в гриме и костюме Пушкина, всматри­ ваться в лица, сочувствовать разлученным влюбленным, читать фрагменты поэмы? А не обернется ли это профана­ цией? Ну и так далее... Но режиссер верил в уда­ чу. Он знал, что такое магия театральности. Он не сомне­ вался, что она способна ком­ пенсировать неизбежные поте­ ри в поэтическом и музыкаль­ ном тексте, неопытность иных исполнителей и даже превра­ тить взятый напрокат халат Деда Мороза в роскошное оде­ яние злого Черномора. Лив­ шиц владеет этой магией. И когда, скажем, на пиру у ки­ евского князя питомцы Вале­ рия Шелякина начинают уда­ лой скомороший пляс, когда без всякой машинерии нам де­ монстрируют полет и битву Руслана с Черномором, когда сам Пушкин слушает песни ансамбля «Зень», когда зал вовлекается в раскованную, радостную сценическую игру, остро ощущаешь близость ат­ мосферы спектакля веселому озорству юного Пушкина и духу народного русского праз­ дника, пропитавшему музыку Глинки. И это не могут засло­ нить недостатки вокала или какие-то другие неизбежные просчеты первого такого опы­ та. Пять дней шел спектакль «Руслан и Людмила» на сце­ не кинотеатра «Октябрь». Пять дней дивилась публика, как союз разных творческих коллективов, объединенных режиссерской волей, преобра­ зился в своеобразный театр. И вполне естественно задавалась вопросом: не обидно ли, что этот союз — всего на один спектакль? Не попытаться ли продолжить начатое? Не под­ умать ли всерьез о музыкаль­ ном театре для Липецка? В конце концов, кто пред­ полагал, что в традиционно немузыкальном городе такие позиции завоюет симфоничес­ кий оркестр, некогда незамет­ но существовавший где-то на обочине нашей культурной жизни? Кто ожидал, что поч­ ти одновременно уверенно ут­ вердятся в Липецке и камер­ ный хор, и ансамбль «Зень», и оркестр народных инстру­ ментов? Теперь, после «Рус­ лана и Людмилы», пусть не­ бесспорного и небезупречного, но любопытного эксперимен­ та (особенно с учетом поисти­ не экстремальных условий его проведения), разве не пора сделать еще один шаг в том же направлении? Мне кажет­ ся, и городские власти, без чьей поддержки не было бы пушкинского, глинкинского спектакля, тоже понимают, что без музыкального театра в культурной инфраструктуре Липецка чувствуется некий досадный пробел... И.И. «ДАЙ Ученик кореневщинской ср едн ей школы Слава Тара сов с бабушкой Антониной Михайловной. _______________ Н А Ч А Л О Как и вся страна, липчане в этот год должны были сделать выбор: или идти к Пушкину, приближаясь к той России, что он нам заповедывал, или, в «демократическом» недомыслии, ^2^' превратить юбилей в своего рода ба- ■ лаган, образчики которого то и дело преподносят те же демократические СМИ? Здесь, мне думается, была важ- на точка отсчета, первоначальный ■ импульс, верно взятая нота. И они, время подтвердило, были найдены... Когда по инициативе «Липецкой '-'(газеты» и областного управления культуры летом прошлого года твор­ ческая интеллигенция Липецка собра­ лась, чтобы осмыслить величие при- ближающейся духовной вехи — 200- летие А.С. Пушкина, мало кто тогда осознавал: что же произошло? Ну встретились, ну съездили в Коренев- щино, ну пофантазировали, а дальше? I Надо было закатывать рукава и,' во­ преки всему, то, что придумали, во­ площать. Сможем ли? Не притормо­ зим ли на рубеже прекраснодушных интеллигентских мечтаний и обеща­ ний? Именно такое опасение и высказа­ ла тогда директор Кореневщинской школы Нина Бородина: слыхали, мол, мы немало красивых речей... И писа­ телям, художникам, газетчикам, гос- чиновникам, которым она адресовала этот упрек, было больно и неловко. Они понимали, сколько горечи накопилось ■ 1 у педагога, чья школа на пушкинс- I кой прародине разваливалась в бук­ вальном смысле слова, а директор оби­ вал пороги в поисках помощи год за годом. Наверное, поэтому и те, кто меч­ тал о строительстве церкви в Коренев- щине, и те, кто уже проектировал па ­ мятники Пушкину, и те, кому предсто­ яло ставить юбилей­ ные спектакли, со­ гласились: начинать надо со школы. С этой самой школы в Кореневщине... Итак, Пушкин собрал всех и заста­ вил говорить и ду­ мать на одном, рус­ ском, пушкинском языке — то есть с любовью. А потом — делать. Без раскач­ ки и указки. Время сдуло шелуху амби­ ций, взаимного непо­ нимания, ложного честолюбия. На этот урок Пушкина обя­ зательно надо было отвечать достойно! Произошло то, что было уже не раз в России... «Н а п е р е р ы в в с я Россия д ум а ет , ка к еще и ещ е у в ен ч ат ь с в о е г о П у ш к и н а . И т а л и я , с т р а н а х уд ож е ст в , д а в а л а к а п ит о л и й с к о е в е н ч а н и е и з б р а н н и к ам ; с м от р я н а в с е р о с си й с к и е сб о ры к т о рж е ст в у ст о л ет и я р ож д ен и я в е л и к о г о п о э ­ т а , н е в о л ь н о п р и х о д и т н а у м , чт о Р о с с и я в п е р в ы е д а ет и з б р а н н и к у у м а и м у з чт о -т о похож ее н а эт о к а п и т о л и й с к о е в е н ч а н и е . К о дню эт о м у гот о в ят с я ц е лы е г о р о д а . В г а з ет а х п о я в л я ет с я и з в е ст и е , чт о вот «т ак ой -т о г о р о д » «т ак -т о д у ­ м а ет от п р а з д н о в ат ь ю б и л ей » . И , г л а в н о е , н ет и н и ц и а т о р а эт и х п р и г о т о в л е н и й ; даж е н ет н и к о г о г л а в н о г о в н и х ; н ет р у к о в о д и т е л я . Г от о в ит с я Р о с с и я , г о т о в я т с я в с е , и в с е д е л а ет с я с а м о с о б о й . Эт о с а ­ м а я з а м е ч а т е л ь н а я ст о р о н а в п л е ­ т ении в е н к а , с ам а я си м п ат и ч н а я . . .» Так писал Розанов сто лет назад. Сегодня, когда в области сделано за год неимоверно много, поневоле при­ ходят на память и эти замечательные строчки, и этот почти мистический вывод — «само собой». Конечно, за этой метафорой стоит главный движитель — любовь к Пуш­ кину, ответственность нашего поколе­ ния перед ним, и — что уж греха та­ ить — боязнь суда потомков. О Г Л А В Н О М И Н Е Г Л А В Н О М Впрочем, не все далось просто, не все делалось «само собой». И здесь Пушкин вновь выступает как объеди­ нитель, духовный опекун и наставник, как величайший организатор. Воисти­ ну — в России все надо организовы­ вать! И прежде всего — людские души. Когда на заседаниях юбилейного пушкинского оргкомитета, созданно­ го в администрации области, возника­ ли вопросы, связанные, прежде все­ го, с финансовыми затруднениями, это касалось именно организации дела. Вдумаемся еще раз, как много людей, трудовых коллективов отозвалось по­ мочь при практической реализации всех проектов! Отремонтирована шко­ ла в Кореневщине. Положено начало облагораживанию мемориальной тер­ ритории на месте разрушений Покров­ ский церкви там же. Изготовлены и установлены памятники поэту в Ли­ пецке и Кореневщине. Появились па­ мятные краеведческие издания, «пуш­ кинские» календари... З д е сь «черный д е д мой Ганнибал» повстречал Марию Пушкину. В ЧАС р о к о в о й стихов НЕЗАГЛУШАЛАКАНОНАДА... В наступившей после 1991 года неразберихе в России все только и дела­ ют, что открещиваются от своего прошлого. Кажется, единственный луч света, который пробился в хаосе слепого отречения от са­ мих себя, — это подготов­ ка к 200-летнему юбилею Пушкина. Правда, боль­ шая часть прессы видит в гениальном россиянине лишь умение сочинять сти­ хи. Но Пушкин «больше, чем поэт». Он сам не уста­ вал подчеркивать это: «В мой жестокий век воссла­ вил я свободу», «Товарищ, верь, взойдет она — заря пленительного счастья!», «Оковы тяжкие падут, тем­ ницы рухнут...». И еще об особой миссии Пушкина — его же словами: «чувства добрые я лирой пробуж­ дал ». Со школьной скамьи Пушкин жил в душе и сер­ дце каждого из нас. Нам передавались его любовь к Отчизне, его тревога за нее. Об этом хорошо сказал участник Великой Отечес­ твенной войны Петр Вали- хов на страницах «ЛГ» в канун Дня Победы («ЛГ», 8 мая 1999 г.): фронтови­ ку, как гранаты и автомат, помогали в боях под Ста­ линградом громить фашис­ тских захватчиков бессмер­ тные строки пушкинской «Полтавы»... Недавно я узнал, что во время Великой Отечествен­ ной войны был даже боевой самолет с именем поэта на борту. На его постройку пе­ редал свои сбережения и сборы от организованных на Урале Пушкинских литера­ турных вечеров известный писатель-пушкинист Иван Новиков. Когда самолет был построен, на его борту ра­ бочие авиазавода любовно вывели «Александр Пуш­ кин» и 28 июня 1943 года передали советскому летчи­ ку капитану Ю. Горохову, командиру эскадрильи 162- го ИАП. Передали именной само­ лет молодому (ему было все­ го 22 года), но опытному летчику. Говорят, он любил поэзию , особенно стихи Пушкина... Приняв само­ лет, Юрий Иванович отваж­ но продолжал сражаться с захватчиками. Его истреби­ тель «Александр Пушкин» сбил девять «стервятни­ ков», несколько подбил в групповых боях. Об этом тогда рассказывала газета «Правда». В одном из воз­ душных боев 1 января 1944 года капитан Ю. Горохов по­ гиб. Это был трехсотый его боевой вылет. Он сбил лич­ но 23 самолета и 10 в груп­ повых боях. Ему посмертно присвоено звание Героя Со­ ветского Союза. Но как творчество поэта жило и вело в бой наших во­ инов, так и история самоле­ та «Александр Пушкин» на этом не прекратилась. Сра­ зу после гибели машины, построенной на средства Ивана Новикова, собрали еще один истребитель. Он тоже был назван именем поэта. На нем старший лей­ тенант В. Бахирев сбил че­ тыре фашистских воздуш­ ных пирата. «Александр Пушкин» был реальной гро­ зой для врага, надежным за­ щитником воздушного про­ странства Советской Отчиз­ ны. А теперь — несколько слов о том, чем был Пуш­ кин для меня, молодого со­ лдата. Я тоже с томиком его произведений всю войну про­ шел. Многие стихи знал на­ изусть. А те, что подзабы- лись, приходилось вспоми­ нать... Уже после войны, в кон­ це мая 1945 года, у меня от­ крылась рана. Пришлось обратиться в медсанбат. От­ туда направили в армейский госпиталь в город Магде­ бург. Там встретил своего однокашника по Липецкому педучилищу Василия Фара- фонова. Он был в звании по­ литрука и служил при гос­ питале, работал с ранены­ ми. Мы вспомнили предво­ енный Липецк, преподавате­ лей педучилища, сокурсни­ ков, драмкружок, который я тогда возглавлял. Мы с Василием читали когда-то со сцены стихи Пушкина. Вот он и спросил: — Ты хоть что-нибудь помнишь из «Евгения Оне­ гина», из «Бориса Годуно­ ва»? Конечно, я помнил. И, подлечиваясь, начал репети- роват.ь. А перед выпиской из госпиталя выступил в концерте с чтением запом­ нившихся строк из поэмы «Борис Годунов»; ... Б о ри с , Борис! В се п р ед тобой т р еп ещ ет . Н и кт о т еб е не см еет и н а п ом н ит ь О жребии н е сч а ст н о го м л а д ен ц а . . . ... И не уй д еш ь ты от с у д а .мирского . К а к не уй д еш ь от бож ьего с уд а . . . Очень волновался. Но все обошлось благополучно. Мои слушатели дружно ап­ лодировали... Борне ЦВЕТАЕВ, инвалид Великой Отечественной войны, г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz