Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
) / И з д а н и е А с с о ц и а ц и и г л а в н ы х р е д а к т о р о в С М И Л и п е ц к о й о б л а с т и Виктор ОСКОЛКОВ у САМОЙГРАНИ ИЗ ПУШКИНИАНЫ Дар напрасный, дар случайный. Жизнь, зачем ты мне дана? А. С. ПУШКИН. СЛУЧАИ Не идол, не усталый гений вдали от суетных забот — он был искатель приключений, мальчишка, бес, повеса, мот. Он в мире все хотел изведать, во все проникнуть, все начать, и с Сатаною отобедать, и с Богом дружбы не терять. Казалась жизнь игрою в карты. Что движет миром и людьми — безделка, насморк Бонапарта иль Провиденье, черт возьми?! Он, вездесущий и надмирный, всему и всем на свете свой, порой глушил свой «голос лирный» в угоду .жизни кочевой. Всегда к превратностям готовый, с судьбой цыган накоротке, он поднимался налегке — верхом, в кибитке, на возке скакал навстречу жизни новой, к вершине, в бездну, в рай и ад, собой рискуя наугад. Он без оглядки лез в бутылку: в Арзрум, в метели и снега, в холерный край, в восстанье, ' в ссылку, на пики, к черту на рога. Впадал, порой хватая лишку, в семейный плен, в разгул до дна, в стихи, любовную интрижку — со страстью, бешено, сполна. Он жил, не очень-то заботясь, каким он явится на Суд. (Уже потом составят опись и должный глянец наведут). Не раз над ним сгущались тучи, но, попадая в переплет, он уповать привык на случай: авось отпустит, пронесет. Он знал, себя вверяя року, ту упоительную роскошь не трепетать за жизнь свою, у бездны стоя на краю. И это силы придавало, дарило пиршество мечты, от пут земных освобождало и беспросветной суеты. Не пронесло. Сожмутся клещи и не проститься ничего. Но Командора голос вещий не останавливал его. В часы последних испытаний, когда врагов сомкнулась рать, ему пришлось у самой грани опять по-крупному сыграть... ... Еще исполненный азарта, нажал курок —Дантес упал. (Лукаво подмигнула карта, «Старуха!» — Германн закричал). Но что спасло барона? Случай, каприз Судьбы, игра с листа? Была бы гибель неминучей, когда б не пуговица та... ПРОЩАЯСЬНАВЕКА.. Вошел, беспечный и кудрявый, Окинул быстрым взглядом зал. Кивал налево и направо. Прилежно ручки целовал. В своем учтиво-дерзком стиле Слегка язвил, умно острил, И дамы строгие решили. Что Пушкин, право, очень мил. Но над приятною беседой. Богато убранным столом. Над каждым гостем и соседом Уже гремел небесный гром... Никто не внял удару гонга. И кто мог знать наверняка. Что нынче он уйдет надолго — Простившись с ними на века... КАК ПРИТРОНУТЬСЯ к СКАЗКЕ... В преддверии 200-летнего пушкинского юби- I лея все чаще звучат в добринских школах имена литературных героев великого поэта. Празднику посвящаются спектакли, конкурсы чтецов, тема тические вечера. Самодеятельные артисты выхо дят на подмостки, кто — князем Гвидоном, кто — сватьей бабой Бабарихой... Но передать очарование пушкинских сказок можно и совсем необычным способом. Напри мер, используя... пенопласт. Из него вырезаны, например, и «у Лукоморья дуб зеленый», и «зла тая цепь на дубе том» в композиции ребят из Александровки. Все как у Пушкина: «кот ученый», «степа с Бабою Ягой», которая «идет-бредет сама- собой»... А юные умельцы из Чамлык-Никольской шко лы пустили в ход материалы, найденные в лесу. Их старик с неводом у синего моря — из сосно вой шишки, а золотая рыбка — из бересты... Так что посмотреть на пушкинских героев и даже осторожно потрогать их может каждый, по сетив выставку в здании Добринского роно. Диву ■ ИЗ ХРОНИКИ ЮБИЛЕЙНОГО ГОДА даешься изобретательности юных художников. Оказывается, великолепные поделки получаются даже из пшена, соломы или, представьте себе, теста. Здесь же — и рисунки учащихся, прислан ные на конкурс. Ох, как нелегко решать, кто же выполнил их лучше других! И не случайно таким длинным был список победителей. Замысел организаторов выставки, как счита ет методист Виктор Пешков, удался. Мастеря и рисуя, ребята глубже проникают в мир творчест ва, открывая для себя неисчерпаемый кладезь великой поэзии, из которого им предстоит чер пать всю жизнь. Вячеслав ИСКОРНЕВ. На снимке: на районной выставке поделок и рисунков, посвященной 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. МОЗАИКА СУДЬБЫ ЕПЬ ИМЕНА, КАК СОЛНЦЕ Под таким деви зом прошла научно-практическая конференция «Как жизнь живое пушкинское слово» в Усманском педколледже . Е сл и собрать воедино в се доклады и выступления проф ессорско-преподава тельского корпуса Липецкого государственного педагогического института и педколледжа, то они могли бы составить книгу, интересную для каждого, кто ценит великого поэта. О собенно насыщенным любопытными фактами было выступление заведующ его кафедрой русского языка и общ его языкознания, члена-корреспондента Меж дународной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, доктора филологических наук, проф ессора Василия Щеулина. Некоторыми из них хочется поделиться с читателями. За годы советской власти ДОЛГИМПУТЬК ЧИТАШ1Ю Пятьдесят лет творческое наследие Пушкина было под «колпаком» откупщиков Глазу новых и Санаевых, которые на полвека приобрели право ли- Iтературной собственности на произведения поэта. За это время ими было издано всего 60 тысяч экземпляров пушкин ской поэзии и прозы, реализу емой по баснословным ценам, недоступным массовому чита- I телю. В 1887 году истек срок «рабства» для наследия Пуш кина. Первым, кто издал деше вые сборники его стихов, был редактор журнала «Новое вре мя» Суворин. Как свидетель- I ствуют современники, за один день было продано 6 тысяч эк земпляров, а книжные магази ны брали штурмом. произведения Пушкина были из даны на 104 языках народов мира тиражом 357 миллионов экзем пляров. К 100-летнему юбилею поэта увидел свет первый том академического издания. А пол ное 16-томное было начато в 1937 году и закончено в 1947-м. Сей час оно дублируется к 200-летию со дня рождения Пушкина. ...БОЛЬШГ, ЧЕМПОЭТ Утверждение Евгения Евту шенко в одном из своих стихот ворений «Поэт в России больше, чем поэт» имеет прямое отноше ние к Александру Пушкину и в чисто творческом, и в гражданс ком отношении. Его прозаичес кие произведения читали взахлеб, как и поэтические, а трагедии до сих пор ставятся в лучших теат рах страны. А сколько его сти хотворении и поэм положено на музыку Глинкой, Римским-Кор саковым, Даргомыжским и дру гими прекрасными композито рами! И не надо забывать, что Пушкин — создатель русского литературного языка, сблизив шего язык богов с живым рус ским языком. Это по его на стоянию Даль занялся состав лением знаменитого словаря живого великорусского языка, Пушкин стал воплощением рус ского духа и русской идеи, влас тителем дум и чувств народных. ОН ПАМЯТНИКСЕБЕВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ А рукотворный (кстати, пер вый в России гражданскому лицу) был воздвигнут на Страс тной площади (ныне Пушкинс кой) 6 июня 1880 года в Моск ве. И с тех пор не зарастает к нему народная тропа, что про видчески предвидел сам поэт. Поистине: «его, как первую лю бовь, России сердце не забу дет». ПУШКИНУПОСВЯЩАЕТСЯ... ...Завершила научно-прак тическую конференцию литера турно-музыкальная компози ция, подготовленная Алексан дрой Пушкаревой (сценарий), Владиславом Коржом и На тальей Рощупкиной (музыкаль ная часть). Зрители, педагоги и студенты педколледжа (их был полон зал) увидели отрывки из «Маленьких трагедий», услыша ли дуэт из оперы «Пиковая дама», хоровые произведения и романсы на стихи Пушкина. Юрий ШАЙДУЛИН. На с ним ке : за сл уж е н ный учитель школы Россий ской Федерации М. Смоль янинова и преподаватель литературы Ю. М ереш ко знакомят за сл ^е н н о го де ятеля науки РФ В. Щеулина с выставкой, посвященной 200-летию со дня рождения Пушкина. Фото Владислава КОРЖА. ПРЕМЬЕРА БЕЗТЕАТЗ^ С0Р1ИЕ у|УК01ЮРи Режиссер «собирал» этот спектакль, как азартный изо бретатель собирает хитроум ный механизм, когда под ру кой нет нужных деталей и инструментов и приходится не привередничать, а приспосаб ливать для дела то, что есть, проявляя чудеса находчивос ти. Замысел поставить полно метражную музыкальную ком позицию по опере Глинки «Руслан и Людмила» без му зыкального театра, без опер ных певцов, без нормальной сцены и с чисто символичес ким бюджетом мог показать ся авантюрой. Кстати, у Яко ва Лившица не было не толь ко солистов. У него не было «своих» чтецов, художников, музыкантов, танцоров. Были лишь солидный режиссерский опыт, дерзкая идея и желание подарить Липецку к пушкин скому юбилею яркое театраль ное действо, соединяющее по эзию, музыку, пластику. И тогда он, фигурально выражаясь, назначил свида ние у пушкинского Лукоморья (не забудьте, что речь все-таки о «Руслане и Людмиле!) акте рам из разных коллективов, а также муниципальному сим фоническому оркестру Гаррия Оганезова, ансамблю «Зень» Валентины Владимировой, ка мерному хору Игоря Цилина, студентам хореографического отделения училища искусств — ученикам Валерия Шеляки- на... И они прищли, хотя даже у Лукоморья, где, по свиде тельству самого Александра Сергеевича, чудеса не в дико вину, мало кто рассчитывал на чудо целостного спектакля. Иные задумки Якова Лив шица кого-то скорее смущали, нежели вдохновляли. Как? Он хочет, чтобы наряду с вели кой музыкой Глинки звучали фольклорные мелодии? Да не отдает ли эдакое новаторство кощунством? Как, среди пер сонажей и певцов по сцене будет бродить актер в гриме и костюме Пушкина, всматри ваться в лица, сочувствовать разлученным влюбленным, читать фрагменты поэмы? А не обернется ли это профана цией? Ну и так далее... Но режиссер верил в уда чу. Он знал, что такое магия театральности. Он не сомне вался, что она способна ком пенсировать неизбежные поте ри в поэтическом и музыкаль ном тексте, неопытность иных исполнителей и даже превра тить взятый напрокат халат Деда Мороза в роскошное оде яние злого Черномора. Лив шиц владеет этой магией. И когда, скажем, на пиру у ки евского князя питомцы Вале рия Шелякина начинают уда лой скомороший пляс, когда без всякой машинерии нам де монстрируют полет и битву Руслана с Черномором, когда сам Пушкин слушает песни ансамбля «Зень», когда зал вовлекается в раскованную, радостную сценическую игру, остро ощущаешь близость ат мосферы спектакля веселому озорству юного Пушкина и духу народного русского праз дника, пропитавшему музыку Глинки. И это не могут засло нить недостатки вокала или какие-то другие неизбежные просчеты первого такого опы та. Пять дней шел спектакль «Руслан и Людмила» на сце не кинотеатра «Октябрь». Пять дней дивилась публика, как союз разных творческих коллективов, объединенных режиссерской волей, преобра зился в своеобразный театр. И вполне естественно задавалась вопросом: не обидно ли, что этот союз — всего на один спектакль? Не попытаться ли продолжить начатое? Не под умать ли всерьез о музыкаль ном театре для Липецка? В конце концов, кто пред полагал, что в традиционно немузыкальном городе такие позиции завоюет симфоничес кий оркестр, некогда незамет но существовавший где-то на обочине нашей культурной жизни? Кто ожидал, что поч ти одновременно уверенно ут вердятся в Липецке и камер ный хор, и ансамбль «Зень», и оркестр народных инстру ментов? Теперь, после «Рус лана и Людмилы», пусть не бесспорного и небезупречного, но любопытного эксперимен та (особенно с учетом поисти не экстремальных условий его проведения), разве не пора сделать еще один шаг в том же направлении? Мне кажет ся, и городские власти, без чьей поддержки не было бы пушкинского, глинкинского спектакля, тоже понимают, что без музыкального театра в культурной инфраструктуре Липецка чувствуется некий досадный пробел... И.И. «ДАЙ Ученик кореневщинской ср едн ей школы Слава Тара сов с бабушкой Антониной Михайловной. _______________ Н А Ч А Л О Как и вся страна, липчане в этот год должны были сделать выбор: или идти к Пушкину, приближаясь к той России, что он нам заповедывал, или, в «демократическом» недомыслии, ^2^' превратить юбилей в своего рода ба- ■ лаган, образчики которого то и дело преподносят те же демократические СМИ? Здесь, мне думается, была важ- на точка отсчета, первоначальный ■ импульс, верно взятая нота. И они, время подтвердило, были найдены... Когда по инициативе «Липецкой '-'(газеты» и областного управления культуры летом прошлого года твор ческая интеллигенция Липецка собра лась, чтобы осмыслить величие при- ближающейся духовной вехи — 200- летие А.С. Пушкина, мало кто тогда осознавал: что же произошло? Ну встретились, ну съездили в Коренев- щино, ну пофантазировали, а дальше? I Надо было закатывать рукава и,' во преки всему, то, что придумали, во площать. Сможем ли? Не притормо зим ли на рубеже прекраснодушных интеллигентских мечтаний и обеща ний? Именно такое опасение и высказа ла тогда директор Кореневщинской школы Нина Бородина: слыхали, мол, мы немало красивых речей... И писа телям, художникам, газетчикам, гос- чиновникам, которым она адресовала этот упрек, было больно и неловко. Они понимали, сколько горечи накопилось ■ 1 у педагога, чья школа на пушкинс- I кой прародине разваливалась в бук вальном смысле слова, а директор оби вал пороги в поисках помощи год за годом. Наверное, поэтому и те, кто меч тал о строительстве церкви в Коренев- щине, и те, кто уже проектировал па мятники Пушкину, и те, кому предсто яло ставить юбилей ные спектакли, со гласились: начинать надо со школы. С этой самой школы в Кореневщине... Итак, Пушкин собрал всех и заста вил говорить и ду мать на одном, рус ском, пушкинском языке — то есть с любовью. А потом — делать. Без раскач ки и указки. Время сдуло шелуху амби ций, взаимного непо нимания, ложного честолюбия. На этот урок Пушкина обя зательно надо было отвечать достойно! Произошло то, что было уже не раз в России... «Н а п е р е р ы в в с я Россия д ум а ет , ка к еще и ещ е у в ен ч ат ь с в о е г о П у ш к и н а . И т а л и я , с т р а н а х уд ож е ст в , д а в а л а к а п ит о л и й с к о е в е н ч а н и е и з б р а н н и к ам ; с м от р я н а в с е р о с си й с к и е сб о ры к т о рж е ст в у ст о л ет и я р ож д ен и я в е л и к о г о п о э т а , н е в о л ь н о п р и х о д и т н а у м , чт о Р о с с и я в п е р в ы е д а ет и з б р а н н и к у у м а и м у з чт о -т о похож ее н а эт о к а п и т о л и й с к о е в е н ч а н и е . К о дню эт о м у гот о в ят с я ц е лы е г о р о д а . В г а з ет а х п о я в л я ет с я и з в е ст и е , чт о вот «т ак ой -т о г о р о д » «т ак -т о д у м а ет от п р а з д н о в ат ь ю б и л ей » . И , г л а в н о е , н ет и н и ц и а т о р а эт и х п р и г о т о в л е н и й ; даж е н ет н и к о г о г л а в н о г о в н и х ; н ет р у к о в о д и т е л я . Г от о в ит с я Р о с с и я , г о т о в я т с я в с е , и в с е д е л а ет с я с а м о с о б о й . Эт о с а м а я з а м е ч а т е л ь н а я ст о р о н а в п л е т ении в е н к а , с ам а я си м п ат и ч н а я . . .» Так писал Розанов сто лет назад. Сегодня, когда в области сделано за год неимоверно много, поневоле при ходят на память и эти замечательные строчки, и этот почти мистический вывод — «само собой». Конечно, за этой метафорой стоит главный движитель — любовь к Пуш кину, ответственность нашего поколе ния перед ним, и — что уж греха та ить — боязнь суда потомков. О Г Л А В Н О М И Н Е Г Л А В Н О М Впрочем, не все далось просто, не все делалось «само собой». И здесь Пушкин вновь выступает как объеди нитель, духовный опекун и наставник, как величайший организатор. Воисти ну — в России все надо организовы вать! И прежде всего — людские души. Когда на заседаниях юбилейного пушкинского оргкомитета, созданно го в администрации области, возника ли вопросы, связанные, прежде все го, с финансовыми затруднениями, это касалось именно организации дела. Вдумаемся еще раз, как много людей, трудовых коллективов отозвалось по мочь при практической реализации всех проектов! Отремонтирована шко ла в Кореневщине. Положено начало облагораживанию мемориальной тер ритории на месте разрушений Покров ский церкви там же. Изготовлены и установлены памятники поэту в Ли пецке и Кореневщине. Появились па мятные краеведческие издания, «пуш кинские» календари... З д е сь «черный д е д мой Ганнибал» повстречал Марию Пушкину. В ЧАС р о к о в о й стихов НЕЗАГЛУШАЛАКАНОНАДА... В наступившей после 1991 года неразберихе в России все только и дела ют, что открещиваются от своего прошлого. Кажется, единственный луч света, который пробился в хаосе слепого отречения от са мих себя, — это подготов ка к 200-летнему юбилею Пушкина. Правда, боль шая часть прессы видит в гениальном россиянине лишь умение сочинять сти хи. Но Пушкин «больше, чем поэт». Он сам не уста вал подчеркивать это: «В мой жестокий век воссла вил я свободу», «Товарищ, верь, взойдет она — заря пленительного счастья!», «Оковы тяжкие падут, тем ницы рухнут...». И еще об особой миссии Пушкина — его же словами: «чувства добрые я лирой пробуж дал ». Со школьной скамьи Пушкин жил в душе и сер дце каждого из нас. Нам передавались его любовь к Отчизне, его тревога за нее. Об этом хорошо сказал участник Великой Отечес твенной войны Петр Вали- хов на страницах «ЛГ» в канун Дня Победы («ЛГ», 8 мая 1999 г.): фронтови ку, как гранаты и автомат, помогали в боях под Ста линградом громить фашис тских захватчиков бессмер тные строки пушкинской «Полтавы»... Недавно я узнал, что во время Великой Отечествен ной войны был даже боевой самолет с именем поэта на борту. На его постройку пе редал свои сбережения и сборы от организованных на Урале Пушкинских литера турных вечеров известный писатель-пушкинист Иван Новиков. Когда самолет был построен, на его борту ра бочие авиазавода любовно вывели «Александр Пуш кин» и 28 июня 1943 года передали советскому летчи ку капитану Ю. Горохову, командиру эскадрильи 162- го ИАП. Передали именной само лет молодому (ему было все го 22 года), но опытному летчику. Говорят, он любил поэзию , особенно стихи Пушкина... Приняв само лет, Юрий Иванович отваж но продолжал сражаться с захватчиками. Его истреби тель «Александр Пушкин» сбил девять «стервятни ков», несколько подбил в групповых боях. Об этом тогда рассказывала газета «Правда». В одном из воз душных боев 1 января 1944 года капитан Ю. Горохов по гиб. Это был трехсотый его боевой вылет. Он сбил лич но 23 самолета и 10 в груп повых боях. Ему посмертно присвоено звание Героя Со ветского Союза. Но как творчество поэта жило и вело в бой наших во инов, так и история самоле та «Александр Пушкин» на этом не прекратилась. Сра зу после гибели машины, построенной на средства Ивана Новикова, собрали еще один истребитель. Он тоже был назван именем поэта. На нем старший лей тенант В. Бахирев сбил че тыре фашистских воздуш ных пирата. «Александр Пушкин» был реальной гро зой для врага, надежным за щитником воздушного про странства Советской Отчиз ны. А теперь — несколько слов о том, чем был Пуш кин для меня, молодого со лдата. Я тоже с томиком его произведений всю войну про шел. Многие стихи знал на изусть. А те, что подзабы- лись, приходилось вспоми нать... Уже после войны, в кон це мая 1945 года, у меня от крылась рана. Пришлось обратиться в медсанбат. От туда направили в армейский госпиталь в город Магде бург. Там встретил своего однокашника по Липецкому педучилищу Василия Фара- фонова. Он был в звании по литрука и служил при гос питале, работал с ранены ми. Мы вспомнили предво енный Липецк, преподавате лей педучилища, сокурсни ков, драмкружок, который я тогда возглавлял. Мы с Василием читали когда-то со сцены стихи Пушкина. Вот он и спросил: — Ты хоть что-нибудь помнишь из «Евгения Оне гина», из «Бориса Годуно ва»? Конечно, я помнил. И, подлечиваясь, начал репети- роват.ь. А перед выпиской из госпиталя выступил в концерте с чтением запом нившихся строк из поэмы «Борис Годунов»; ... Б о ри с , Борис! В се п р ед тобой т р еп ещ ет . Н и кт о т еб е не см еет и н а п ом н ит ь О жребии н е сч а ст н о го м л а д ен ц а . . . ... И не уй д еш ь ты от с у д а .мирского . К а к не уй д еш ь от бож ьего с уд а . . . Очень волновался. Но все обошлось благополучно. Мои слушатели дружно ап лодировали... Борне ЦВЕТАЕВ, инвалид Великой Отечественной войны, г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz