Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

2 1 я н ш а р я ТАК БЫЛО МНОГО ВЕКОВ Церквушка на пригорке, сияющий купол в лучах вос­ ходящего солнца... Раньще это называли благолепием, и оно, благоле­ пие, радовало глаз нащих предков. Так было много ве­ ков. Помнят историю ново- липчане, негоже забывать доброе, вечное. Помнят и возврапщют к жизни храмы и часовни, делают все необ­ ходимое, чтобы людям сия­ ли купола и жили они с Ве­ рой, Восстанавливается и Ев- докиевская церковь, что за площадью Героев. Фото Николая ТКАЧЕНКО. С? ВОЗРОЖЛЕНИЕ ) б и л е й п о э т е с с ы Л И Р А Т И Х О З В У Ч Н А . . . 18 января исполнилось 225 лет со дня р о ­ ждения русской поэтессы Анны Петровны Буни­ ной (1774 -1829 ) , уроженки села Урусове Чап- лыгинского района Липецкой области. Она при ­ надлежит к старинному дворянском у роду , из которого вышли поэты В.А. Жуковский и И.А. Бунин, ученый П.П. Семенов-Тян-Шанский. Вместо эпиграфа Иван Бунин об Анне Буниной Если принять во внимание время, в которое жила Бунина, нельзя не согласиться с теми, кото­ рые называли ее одной из замечательных русских женщин. Помимо мемуаров Семенова, сведения о ней можно найти в одной давней статье, принадлежав­ шей Александру Павловичу Чехову. Теперь, говорит он, имя Буниной встречается только в истории ли­ тературы, да и то потому, может быть, что пор­ трет ее еще доныне висит в стенахАкадемии наук. Но в свою пору оно было очень известно, стихи Буниной читались образованной публикой с боль­ шой охотой, расходились быстро и вызывали вос­ торженные отзывы критики. Их хвалил сам Дер­ жавин, публично читал Крылов, ими восторгался Дмитриев, бывший ближайшим другом Буниной. Греч говорил, что Бунина «занимает отличное мес­ то в числе современных писателей и первое между писательницами России», а Карамзин прибавлял; «Ни одна женщина не писала у нас так сильно, как Бунина». Императрица Елизавета Алексеевна пожаловала ей золотую лиру, осыпанную брильян­ тами, «для ношения в торжественных случаях», Александр Благословенный назначил ей крупную по­ жизненную пенсию. Российская Акаде.мия наук из­ дала собрание ее сочинений. Слава ее кончилась с ее смертью, и все-таки даже сам Белинский лестно вспоминал ее в своих литературных обзорах. Современники называли Анну Петровну Бунину Де­ сятой Музой, «Русской Сафо». Литературные крити­ ки начала XIX века отмеча­ ли «необычный дар Буниной изображать состояние души своей». Впрочем, юный и дер­ зкий Александр Пушкин, надежда новой русской сло­ весности, относился к твор­ честву Буниной весьма иро­ нично. Вильгельм Кюхельбе­ кер, поэт и друг Пушкина, признавал, что слог Буниной «не есть слог новейшей поэ­ зии», но объяснял это тем, что «госпожа Бунина шла своим путем и образовала свой талант, не пользуясь творениями других талан­ тов». Так кто же она, Анна Бу­ нина, чье имя столь часто упоминалось в литературных спорах начала XIX века? Ны­ нешнему читателю ее сти­ хи покажутся архаичными, излишне сентиментальными. Но не торопитесь с вывода­ ми. Прочитайте ее лучшие стихи, особенно автобиогра­ фические, и вы увидите не­ поддельный лиризм, изящ­ ную простоту слога и ту «не­ превзойденную и благород­ ную шутливость», которую отметили современники в пер­ вом же ее поэтическом сбор­ нике. Анну Бунину называ­ ют первой русской професси­ ональной поэтессой. Она фак­ тически жила только на свой литературный заработок, что для женщины-дворянки, при­ надлежащей к старинному роду, —более чем необычно. Поэзия стала ее судьбой, но на лавровый венок славы Анна Бунина никогда не пре­ тендовала: Умолкни, лира тихозвучна! Почто твой слабый глас? — Престань. Увянь, душистый лавр зеленый. Вплетенный вновь в мои власа! Спади, как молнией сожженный, - Не ты главе моей краса! Анна Петровна Бунина ро­ дилась 7 (18) января 1774 года в селе Урусове Ряжено­ го уезда Рязанской губернии. Она рано лишилась матери и воспитывалась у родственни­ ков, как и другие дети овдо­ вевшего Петра Максимовича Бунина. А я, как будто на застолье, В различных девяти домах. Различны принимая нравы. Не ведая забавы. Взросла в слезах. (А. Бунина). Писать стихи она начала в 13 лет. Но первым опубли­ кованным в 1799 году произ­ ведением был прозаический опыт «Любовь». После кон­ чины отца, получив «наслед­ ственную долю», Анна Буни­ на против воли родных стала жить самостоятельно. Она уехала в Петербург и заня­ лась своим образованием. Изучала иностранные язы­ ки, отечественную словес­ ность. Потратила на учебу все свое состояние, о чем по­ том не без иронии писала: Науки здесь сребролюбивы! Мой малый кошелек стал пуст... В тогдашние литератур­ ные круги Бунину ввел ее брат — флотский офицер Иван Петрович Бунин. В 1806 году в журналах «Мос­ ковский курьер», «Любитель словесности», «Московский зритель» появились первые стихи Буниной. В 1809 году вышел поэтический сборник «Неопытная муза», а в 1811 году —прозаическое сочине­ ние «Сельские вечера». Они привлекли внимание русской читающей публики. Начина­ ющую талантливую писа­ тельницу поддержали Г.Р. Державин, И.А. Крылов, И.И. Дмитриев, А.С. Шиш­ ков и другие члены Общест­ ва «Беседы любителей рус­ ского слова». Она сама стала почетным членом «Беседы» и много печаталась в ее «Чте­ ниях», знаменитом по тем временам литературном жур­ нале. Изучая теорию стиха, Анна Бунина сделала пере­ вод с французского трудов теоретиков классицизма Бат­ те и Буало. И с тех пор стала известна не только как поэ­ тесса, но и как талантливая переводчица. Но главным в ее жизни оставалась поэзия, ее «лира тихозвучна», очень женская, искренняя, «живая и сильная» (В. Кюхельбекер). О возвышенном она писала высоким языком оды, о при­ вычном, житейском —изящ­ но и просто: Пою природы я красы. Рогами месяц в воду ставлю. Счисляю капельки росы. Восход светила славлю. Она сочиняла басни, сти­ хотворные сказки, а о любви писала печально и нежно: Наружна красота поблекнет скоротечно! За прелести лица нас могут час любить. За прелести души нас любят вечно. Горевала о тех, кто сло­ жил свою голову в битвах Оте­ чественной войны 1812 года: А вы, России верны чада. Что в дань себя ей принесли! Вам, спящим, подвиг ваш награда! Вы прежню вольность ей спасли. Среди тех, кто высоко оце­ нил ее патриотические сти­ хи 1812 года, был полково­ дец М.И.. Кутузов. Видя за­ труднительное материальное положение поэтессы, он и А.С. Шишков выхлопотали ей значительную пожизнен­ ную пенсию. Она с достоин­ ством приняла ее, но резко возразила против формули­ ровки: «Девице Буниной, ко­ торая при бедном состоянии своем сама себя воспитала и прилежностью к учению и трудам приобрела отличные 1) словесн()С'1'и и стихотворст­ ве таланты». В письме к А.С. Шишкову она писала: «Поз­ вольте мне заметить, что речь «по бедному состоянию» не совсем справедлива. Родите­ ли мои имели изрядный дво­ рянский достаток. Одно си­ ротство мое и несчастие при­ чиною тому, что воспитание мое осталось в небреже­ нии...» К письму было при­ ложено стихотворение «Хоть бедность не порок», которое стало популярным. Вот как описывает А. Бунина роди­ тельский дом, который, кста­ ти, и поныне сохранился в селе Урусове Чаплыгинско- го района в бывшей усадьбе Буниных, где жили они «по дворянской моде»: Палрты с флигельми в наследственном саду. Вкруг сада каменна ограда: В одном угле Качели — детская привада; В другом — различны теремки. Из дерева грибки, И многие затеи. Лимоны, персики, тюльпаны и лилеи В горшочках и в грунту, С плодом и на цвету; У батюшки мово считали, как крапиву. Орехи Кедровы, миндаль, - Ну, словом, все свое! Ни даже черносливу Купить не посылали вдаль На зимню трату! Все в садике росло, хотя не по климйту. Груш, яблок, точно в небе звезд! В 1815 году А.П. Бунина тяжело заболела. Рак груди превратил ее жизнь в сплош­ ное страдание. Не помогло лечение в Англии, не исце­ лили кавказские и липецкие минеральные воды. А в 1819 -1821 гг. вышло собрание ее сочинений в трех томах. В 1823 году написаны послед­ ние стихи «Ближним»: Любить меня иль нет, жалеть иль не жалеть. Теперь, о ближние! Вы можете по воле... Она переселилась к ро- , дным в деревню Денисовку Раненбургского уезда. Здесь и умерла 4 (16) декабря 1829 года. Похоронили ее в Уру­ сове. ...В литературной гости­ ной Липецкого областного, музея экспонируется редчай­ шее издание «Нравственных и философских бесед» шот­ ландского проповедника X. Блэра в переводе с англий­ ского Анны Буниной. Этот последний свой труд она пос­ вятила «российскому юно­ шеству». После многих цен­ зурных мытарств книга вы­ шла в свет в 1829 году, в год кончины Буниной. Она успе­ ла передать один экземпляр Академии наук. На другом, что хранился в семейном ар­ хиве Семеновых-Тян-Шанс- ких, ею была сделана над­ пись: «Любезнейшему моему внуку и крестнику Петру- шеньке Семенову, со смер­ тного и страдальческого одра любящей его со всею не­ жностью, от трудящейся в переводе. 1829 года мая 14 дня». Слова эти обращены к будущему великому ученому Петру Петровичу Семенову- Тян-Шанскому. Впоследст­ вии им был поставлен на мо­ гиле А.П. Буниной памят­ ник. Анну Петровну Бунину часто называют «забытой музой». Стихи ее редко из­ даются и поэтому мало извес­ тны современному читателю. Но мы имеем возможность познакомиться с ее поэзией. В 1994 году трудами липец­ кого поэта Сергея Панюшки­ на, плененного бунинской музой, была издана книжка избранных стихов нашей славной землячки, первой российской поэтессы. Анна Бунина не причис­ лена к разряду классиков. Но ведь история русской лите­ ратуры — это не история только великих писателей. А что до славы, то: Что мне. вселенной удивленье? Что цепь веков? Потомства глас? Мне мир — единых уст движенье. Мне цепь веков — единый час. А почести, а слава — дым. Светлана КУКРАК, зав. литературным отделом Липецкого областного краеведческого музея. КРИМИНАЛ п о д о з р е в а е м ы й в у б и й с т в е ДВУХ молодых ЛЮДЕЙ . ЗАДЕРЖАН 1 в конце прошлого года в Задонске 1произошло громкое убийство. Жертвами 'неизвестны х преступников стали двое молодых людей 22 и 23 лет. Их трупы Небыли обнаружены закопанными в снегу ша обочине дороги. Смерть обоих насту- : | пила в результате огнестрельных ране- ~ ^ ний в голову, предположительно из охот- : ничьего ружья. Интенсивный поиск убийц, ' Непрекращавшийся и в праздничные дни, «.принес свои результаты. Как стало из- л мвестно, сотрудниками правоохранитель- : : ных органов области задержан 19-летний щ йжитель Задонского района, п од о зр ев ае -1 |м ы й в умышленном убийстве двух пар- |н е й . Ведется следствие. ■| КУРСАНТУ ЛЕТНОГО УЧИЛИЩА ^ ПОНРАВИЛАСЬ ЧУЖАЯ ШАПКА , | С наступлением холодов участились случаи кр аж норковых ш апо к . Причем :: пропадают они не из раздевалок и гар- ш ^деробов, а прямо с голов ничего не подо- Рзревающих граждан. Будьте бдительны, &С вас могут сорвать зимний головной убор I рв любой момент и прямо на улице. Один I 1|из таких случаев произошел недавно в : Липецке у кинотеатра «Спутник». Трое мо- I лодых людей отобрали шапку у 4 4 -л е т - : него мужчины. Все трое были задержа - ны милицией. Обращает на себя внима- ние род деятельности незадачливых гра- 'к бителей. Двое из них оказались... охран- | |никами частного предприятия, а их при- Ь |ятель — курсантом одного из российских ; |летны х военных училищ. I ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ ТРУБА I ТОЛЬКО ДЛЯ СМЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ «Находчивость» и, судя по всему, не- «плохие навыки лазания по вентиляцион- I; «ной системе продемонстрировали неиз- I вестные злоумышленники в ночь на 12 ^ «января в одном из складов базы облпот- « ребсоюза. Перепилив металлические ре- « шетки , грабители залезли через венти- «:; ляционную трубу в складское помещение «;« «и похитили оттуда продукты питания. НАЙДЕН ТРУП МЛАДЕНЦА^ в самый канун Нового года на терри- ^ «тории П реображ енско го храм а , что на п « улице Папина, был обнаружен труп ново- ««рожденного ребенка . Удивляться, одна- «ко, произошедшему не приходится По- « добные страшные находки случались в Липецке и прежде. Сейчас милиция пы- ш тается выяснить, ка ким образом тело ^ младенца оказалось у церкви и кто его «« родители . По н еко торой информации , «« ««каких-либо признаков насильственной !« « смерти на теле ребенка не обнаружено. ВОРЫ УКРАЛИ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ЯЩИК. А В ЯЩИКЕ БЫЛО 40 ^ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ; Достаточно крупное ограбление со - к : вершено в прошлую пятницу в одном из «: ^липецких ООО. Ночью из кабинета фир- Ё^мы было похищено около 40 тысяч руб- ^ :лей. Деньги находились в металлическом «« «ящике, который похитители, видимо, не ;« сумев открыть на месте, унесли с собой. «Действовали ночные визитеры вполне ци- вилизованно, без взламывания дверей , ш ««Замок преступники открыли подобранны- ««««ми ключами. Такова одна из следствен- ш «ных версий. Ведется расследование АФЕРИСТКИ ПРЕДСТАВИЛИСЬ РАБОТНИЦАМИ СОЦЗАЩИТЫ Доверчивости наших граждан, особен- >« ««««но людей преклонно го , в о зр а с т а , нет «:« предела. Порой только диву даешься, как ^ вроде бы умудренные жизненным опы- ^'том ветераны попадаю т в неприятные I «««истории и становятся жертвами самого примитивного мошенничества. Недавно в :« сети двух аферисток, представившихся «« «работниками социальной защиты , попа- « «лась 70 -л е тня я п ен сион ер ка . Видимо , ^ проходимки так охмурили доверчивую « старушку, что та, не задумываясь, отда- I блей. ПС «ла незнакомкам 1400 ру Теперь МО- « «««шенниц разыскивает милиция. 1 ПОГИБ, РЕМОНТИРУЯ I СОБСТВЕННУЮ МАШИНУ I Редкий по своей нелепости н е с ч а с т -^ |ны й случай произошел в одном из сел « ««Хлевенского района. В гараже во время «ремонта собственного автомобиля полу- « :^ил смертельную травму 40-летний мес- « ^тный житель. По имеющейся информа- « «ции, мужчина о казался придавленным своей машиной . Видимо ав то вл ад ел ец « был не очень внимательным и допустил « ««нарушения техники безопасности при эк - « рсплуатации домкрата . « ДВУХСОТ т ы с я ч РУБЛЕЙ КАК НЕ БЫВАЛО «;« Очень крупной суммы д ене г в одно- « «часье лишился в новогодние праздники « «некто К. Мужчина был ограблен двумя не- «^известными около пяти часов вечера пря- « «мо в салоне такси в центре Липецка. Сум- § ««««ма значительная — 2 0 0 тысяч рублей . « ^«Откуда и для чего у потерпевшего оказа- « «|«лась на руках такая наличность, остает- « рея только догадываться. Во всяком слу- « чае шансов заполучить ее обратно, ско- ^«рее всего, у него немного. Розыск граби- |«телей пока не принес результатов. ЗАДЕРЖАНЫ ТРОЕ ВЫМОГАТЕЛЕЙ Сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью при УВД области задержали трех молодых людей, « подозреваемых в вымогательстве. Опе ­ рация по задержанию была проведена в связи с поступившим заявлением от час­ тного предпринимателя, который просил защиты у стражей порядка от наседав - « ших рэкетиров. Это первое в этом году рпреступление , квалифицируемое УК как рвымогательство. Проводится расследова- « |««ние. (СЛУЖБА НОВОСТЕЙ II « л и п е ц к о й ГАЗЕТЫ») ■■ ..... .« ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС ИринаБОЧКОВА: «УМЕНЯМНОГОХОРОШИХУЧЕНИКОВ» Городским управлением культуры в Липецк была приглашена скрипачка, л а ­ уреат международных конкурсов, про­ фессор Московской консерватории, на ­ родная артистка России Ирина Бочкова. За три дня пребывания в нашем городе она провела три репетиции с липецким м униципальным оркестром , мастер- класс с воспитанниками ОСШИ (област­ ной спецшколы искусств), д ала сольный концерт и концерт с симфоническим ор­ кестром. Выступления Ирины Бочковой, где она исполняла музыку Бетховена, Мендельсона, Прокофьева, прошли в з а ­ лах музыкального училища и краеведчес­ кого музея с неоспоримым успехом. —Ирина Васильевна, вы — музыкант меж­ дународного класса и большой педагог, знаете по участию в конкурсе имени Чайковского на­ шего юного скрипача Давида Махмудова. Ка­ ким в творческом плане вам показался Давид в эти дни? —Очень хорошим. С ним липецкий педагог Вадим Зайченко работает по-настоящему. Все это дало мальчику большой рост. Папа Давида спра­ шивал меня, не нужно ли перевести сына на обу­ чение в Москву? Я думаю, что не нужно. Столь­ ко внимания, как Зайченко, в столице ему никто не уделит. Но Давиду нужно обязательно играть с оркестром. Об этом я просила дирижера оркес­ тра Гаррия Минеевича Оганезова. — В Липецке около полутора лет назад вы­ ступала ваша ученица Настя Чеботарева. Она лауреат нескольких престижных международ­ ных конкурсов. Есть ли в пашем классе моло­ дые скрипачи, столь же яркие по таланту? — У меня сейчас много хороших учеников. Восемнадцатилетний вьетнамец Зюи. И из Воро­ нежа очень хорошие ребята Проваторов Андрей, Теплова Светлана. — При низких профессорских зарплатах в России не было у вас мысли уехать за границу? — Нет. Хотя предлагали не раз. Но — не уехала. Здесь мои друзья, родители, ученики... И вообще, знаете, ведь ехать надо, чтобы зара­ ботать денег! Там дадут учеников, каких — вы­ бирать не придется. Значит —класс не создашь. И меня это не интересует. А здесь я сама выби­ раю юных музыкантов! Вот сейчас в классе у меня человек десять просто выдающихся ребят (улы­ бается). — Чем вам дорог ушедший год? — Я сыграла десять сонат Бетховена, шесть сонат Баха, сонату Шумана, квинтет Шуберта, много камерной музыки. Сьцрала псе, что для скрипки написал Равель. И играла ансамблем со всеми моими учениками. —Какие впечатления вы увозите с собой об оркестре и его дирижере? —Очень приличные. Дирижер мне понравил­ ся. У нас получился хороший контакт. Состав оркестра — средний. Но как сыграли концерт Прокофьева! Молодцы! Это очень сложно. — Как приняли вас в Липецке? — Нормально. Я всем довольна. Только го­ род не посмотрела. Была очень занята, к сожа­ лению. А мне нравится знакомиться с городами, музеями. Очень люблю музеи живописи. В Крас­ нодаре, Саратове и других городах. Я, кажется, обошла все музеи городов России. Везде, где была. — Скажите, с трудом ли вы добивались вы­ сот в музыке? —С удовольствием. —А что вообще есть жизнь? —Работа. —Работа, работа, работа и только? —А что еще может быть?.. Люблю готовить, когда есть для кого: кормлю своих учеников. Настя Чеботарева так просто жила у меня, что­ бы не ездить в Москву из пригорода. Люблю по­ эзию Тарковского, Заболоцкого, Пушкина. И русскую литературу. Достоевского, Чехова. Люблю животных. Всех. Но никого не могу себе завести. Поздно приезжаю. На работе весь день. Беседовала Вера КОРЧАГИНА. ИА ЭКРАНЕ ЮКТЯБР^ «СИШЙ 1 Ю 1 »- ВКОеШХЕИНАЯШЕ Самый «главный» блокбастер, вышедший в прокат в минувшем году, — «Армагеддон» — создан сразу аж четырьмя голливудски­ ми компаниями. Не наиболее престижными (типа «Коламбия» или «XX век Фокс»), но все же. Студии, конечно, постарались, и зри­ тели получили зрелище, вполне символичное для Голливуда-98, —историю о разрушении громадного астероида, грозящего гибелью Земле. «Армагеддон* —это симбиоз наиглобаль­ нейшей проблемы (на нашу планету надви- гйется конец света!) и обычных человеческих радостей и слабостей. «Армагеддон» — это непросто рассказ о суперменах во главе с ге­ роем Брюса Уиллиса, справляющихся с ар- хисложной, невероятной задачей. Ибо они и повсе-то поначалу не супермены, а буриль­ щики (правда, не простые — асы своей про­ фессии) на океанской нефтеплатформе. Часть из них — вообще мелкие или большие хули­ ганы. Однако ситуация, связанная с необхо­ димостью срочно отправить на астероид имен­ но такую команду, делает из бурильщиков героев космического масштаба. «Армагеддон» —фильм столько же о так называемой американской мечте («Америка — превыше всего)», сколько и об «универ­ сальной» мечте, типичной для искусства любых времен и народов, когда основной пер­ сонаж должен оказаться выше любых небла­ гоприятных обстоятельств, добиться своего или смело, бесстрашно погибнуть, став для живых непререкаемым примером. Режиссер Майкл Бэй адекватно справил­ ся с труднейшими постановочными задача­ ми. Буквально к каждой «картинке», кадру со зрительской точки зрения не придраться (не отвечаю за специалистов по космонавти­ ке). Безостановочная же череда массы эпи­ зодов «соткана», как говорится, на едином дыхании. Вообще «Армагеддон» снят, слов­ но он —последний фильм-катастрофа, ведь в нем «наворочено* почти предельное количес­ тво возможных для такой ленты компонен­ тов. Авторы фильма, когда герои —в космо­ се, не устают наслаивать один остродрамати­ ческий эпизод на другой, чего, по логике, просто быть не может. Только вот упомина­ ния некоторых голливудских лент и даже цитаты из них прямо намекают внимательно­ му зрителю: М. Бэй и иже с ним «играют» в кино, «играют* с кино. Они взялись сочинить именно блокбастер, масштабную выдумку № 1, где любые средства оказались бы к месту, включая и смех, и слезы, и любовь. Относительно смеха. Немало копий, в том числе и госдумовских, было сломано об явно гротескный образ русского космонавта Льва Андропова. Нечего и говорить, образ весьма спорный и элементарно, провоцирующе под­ ставляемый для критики. Однако хорошо сме­ ется тот, кто смеется последний. Последний решающе-спасительный шаг Андропова (он бьет по сложнейшим приборам металличес­ кой палкой, остроумно говоря: мол, какая раз­ ница, Америка или Россия, все равно все сде­ лано на Тайване) — это ведь очевидное ука­ зание на общеизвестный принцип «русского мужика», никогда не теряющего надежды «на авось». К великому сожалению, выходу «Арма­ геддона» на экраны России сопутствовала тра­ гедия. В одном из Кинотеатров, о чем газе­ ты, в том числе и «ЛГ», уже сообщали, по­ гибло несколько юных зрителей. Но абсолют­ но никакого отношения содержание фильма, реакция на него публики к этой трагедии не имеют. Большое скопление желающих уви­ деть нашумевшую ленту и непростительная халатность дирекции кинозала — вот в чем причина. В липецком «Октябре», где сейчас идет «Армагеддон», ни о каком ажиотаже и речи быть не может. Со следующей недели «Октябрь* круто меняет жанровый регистр явленной М. Бэем темы «сильного пола». Выпускается комедия английского режиссера Питера Каттанео «Мужской стриптиз», получившая много при­ зов, и среди них — «Оскара* за музыку. Фильм, впрочем, далековат от «чистого» ко­ мизма. На протяжении всего экранного вре­ мени ряд его персонажей с достоинством — ■ и, разумеется, не без юмора — стараются справиться с унизительным для нормальных людей статусом безработных. Действие раз­ вивается в центре сталелитейной промышлен­ ности Англии. Проводившаяся здесь в 70-е годы модернизация производства указала ты­ сячам рабочих от фабричных ворот поворот. «Я мечтал показать своим фильмом, —го­ ворит продюсер Умберто Пазолини, — как мужчины, потеряв привычное место в жиз­ ни, могут найти силы для того, чтобы вновь обрести себя в этом мире. Фильм призывает не терять надежду и оптимизм в самые тя­ желые времена*. Надо искать выход из по­ ложения, решают для себя герои фильма, и, хоть далеко не красавцы, организуют мужс­ кой стриптиз для дам. Работая над комедией, ее создатели пре­ красно понимали состояние актеров, которые должны были на съемках фильма раздевать­ ся перед большой толпой (около 400 чело­ век) нанятых статисток, изображающих ору­ щих и необыкновенно заинтересованных про­ исходящим женщин. Но актеры сумели-таки оказаться на высоте положения... В картине заняты актеры, сыгравшие не­ мало ведущих ролей в кино, театре и телесе­ риалах, но пока еще не успевшие стать «звез­ дами». Зато таковыми, безусловно, являют­ ся Том Джонс, записавший песни к фильму, и Мадонна, Принц, Ойритмикс, клипы с ко­ торыми снимал оператор «Мужского стрип­ тиза* Джон де Борман. Константин КЛЮТКИН с участием Юрия РАЗУМОВСКОГО. На снимке: плакат фильма «Мужской стриптиз».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz