Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
5^йюш|\Э999 г». На 109 (20907) а ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ МОНОЛОГИ ^ В и т а л и й Т Р Е С К И Н : «В «ЗОНГЕ» МНОГО ЧЕГО РАЗНОГО» в этом месяце театру-студии «Зонт» Ли пецкого технического университета испол нилось 18 лет. Дата вроде бы совсем и не круглая, но вместе с тем — совершенноле тие по общепринятым меркам. И вот — нате вам — заканчивающийся се зон вышел у «Зонга» почти совершенно неожиданным. Почти — потому что непривычные контуры трех выпущенных за сезон спектаклей про сматривались и ранее . Однако, работая именно над ними, руководитель театра Ви- г к — Начну с элементар- ’ой, на мой взгляд, мыс ли. Театральное искусство, каким подавляющее боль шинство зрителей со ста жем приучено его воспри нимать, — архаичное для сегодняшней молодежи, играющей в компьютер ные, попсовые и другие игры конца двадцатого века. А студенческому «Зонгу» изначально, по статусу, требуется именно молодой зритель. Как,его к нам привлечь, думал я, как заставить неотрывно, никоим образом не со ску чающим видом восприни мать происходящее на сце не? Выход, решил я, один — делать спектакли очень острой сценической фор мы. Чтобы они, по возмож ности, не отвлекали, не рас слабляли публику ни на минуту и даже (для дости жения цели любые средст ва хороши) скандализиро вали ее. Элементы этого то тального воздействия на зал присутствовали когда- то в «Команде» Семена Злотникова, сравнительно недавно — в «Русском ба лагане» Юрия Волкова. Теперь такое воздействие на зрителя — наше кредо. Я позволю себе немно го отвлечься и сказать сле дующее: то, что рождает ся в нашем театре, мною столько же выбирается, сколько и дается, то есть приходит как бы само со бой, в силу имеющихся на данный момент обстоя тельств и причин. «Зонг» — не профессиональный театр, труппой которого режиссер волен распоря жаться, в принципе, по своему усмотрению. Сегод ня у меня артист может репетировать, а завтра он говорит: нет, не могу, у меня свои дела — служба. учеба, семья. Поэтому я вы нужден ставить спектакль под тех, с кем он реально, надеж но дойдет до премьеры. То есть я вынужден делать такой театр, каким его видят зрите ли, но никакого принуждения — ни с моей стороны, ни со стороны артистов — тут, по верьте, нет. Помню, в год 50- летия Победы — не буду вда ваться в подробности, почему — в «Зонге» осталось меньше десяти человек. А пройти мимо этой даты — ну никак нельзя. И ничего — выпусти ли мы камерный спектакль по «Моему бедному Марату» Алексея Арбузова, и он полу чился вполне достойным. «Зонг» — эклектичен по аналогии с самой жизнью, где перемешано много чего разно го, «Зонг», по моему убежде нию, и есть чистейшей воды театр, открыто, обнаженно по казывающий сценические при емы и — бедный. По типу по казываемого искусства и поне воле. Денег на постановки нам не выделяют — университету и без нас хватает проблем; спа сибо, хоть лапти к спектаклю по Льву Толстому помогли приобрести. Поэтому в «Зонг» все несут, у кого что найдет ся подходящего дома, а не та щат отсюда, как тащат обыч но с «нормальной» работы. К чему же стремится «Зонг»? К раскованности, им- провизационности артистов по ходу действия при общей жес ткой внутренней конструкции спектакля. К непредсказуе мости, с точки зрения зрите ля, происходящего перед ним. К скандальным неожиданнос тям! К тому, чтобы каждый из исполнителей ловил, прости те, кайф, в то же время помня о задуманном мною решении в целом. Одной из премьер сезона стал «Проект театра XXI века», где этих раскованнос ти и скандальности получи- талий Трескин целенаправленно, сполна ориентировался на зрелища не просто ла бораторно-экспериментального, а, мож но сказать, вызывающего, эпатирующего характера. Увиденное на новой площадке «Зонга» в старом здании ЛГТУ красноре чиво говорит само за себя. Тем не менее, как нам кажется, узнать, как же формули рует теперешние принципы любительской труппы Виталий Петрович, будет совсем и совсем не лишне. Итак, ему слово. лось, по мнению некоторых, с избытком. Но, во-первых, условия игры диктовала сама композиция по сочине ниям бардов Ивана Кучина и Михаила Круга, которые проповедуют — не побоюсь быть неправильно понятым — некие хулиганские, тю ремные, экстремальные ис тины. Герои их песен поют о том, как, оказывается, ими дорого, любимо потерянное, не осознанное на воле нор мальное человеческое сущес твование. На фоне этой не свободы мы и пытались по казать: театр XXI века явит всем нам иной, чем теперь, уровень свободы и окажется иным по сравнению с теат ром XX века, который явил нам уровень сценической правдивости, правды. До «Проекта...» была эда кая черная, пряная, абсур дистская комедия Артура Копита «Бедный папа!..» На конец, в апреле мы предста вили драму любви, измен и веры «Давай, братан!..» по «Власти тьмы» Льва Никола евича Толстого. Здесь мы исходили, по нашему мне нию, из очевидного: Лев Тол стой — ведь это русский Шек спир, ведь это та же сшибка страстей, светлого и темного в людях. Да, Толстой не при нял, не понял Шекспира, только ведь нельзя забывать об общности, степени талан та их обоих, о неубывающей силе воздействия их произ ведений. В «Давай, братан!..», ко нечно, много зонговской «от себятины», которая кому-то и не понравится: непочти тельно, мол, по отношению к «великому старцу». Но для меня всегда главный камер тон — самоотдача, самочув ствие актеров. Если я ощу щаю, что они испытывают ли- цедейское удовольствие, на ходясь в пространстве спек такля, я, без преувеличения, горжусь ими. Суть «Зонга», кстати, не только лицедейст во в чистом виде, то есть школа представления. Пере живание, искреннее прожи вание в роли, психологичес кое погружение в нее у на ших артистов присутствует едва ли в меньшей степени. Исполнитель роли Никиты Алексей Лосихин признался мне после премьеры, что вряд ли он сыграет ее еще, на столько он «близко к сердцу» прочувствовал этот образ. Вообще, мои актеры для любительской труппы — про сто находка. И «ветераны», и пришедшие год назад. Вот, наугад, совсем вроде бы не опытная, школьница, Марга рита Клименко. Она прояви ла себя в роли сироты Мари ны («Давай, братан!..») имен но с тем ощущением творчес кой свободы, о чем я уже го ворил. И такая она в «Зон ге» — далеко не одна. Край не интересно наблюдать за превращениями моих актеров в том смысле, что они прихо дят пробоваться ко мне ро бкими, зажатыми, неумелы ми — и спустя относительно непродолжительный срок становятся иными: раском плексованными, совсем на равных с опытными ребята ми. Безусловно, в «Зонге» существуют и явные лидеры. 18-летие «Зонга» мы отмети ли прекрасным бенефисом Ольги Добрыниной. В нашем театре она — одиннадцатый год, и ее «послужной список» сделал бы честь любой про фессиональной актрисе. ... У «Зонга» достаточно сложная биография. Случа лись сезоны на редкость удачные, бывали сезоны и «проходные». «Зонг» ус пешно выступал на несколь ких больших студенческих театральных фестивалях, од нажды даже играл на сцене Московского театра сатиры — и оставался без соответ ственного помещения. Сей час, к счастью, мы работаем практически в оптимальных условиях, за что не могу не благодарить руководителей университета и, конкретно, проректора Валерия Павло вича Логинова — он с пол ным пониманием относится к самому факту присутствия «Зонга» в стенах вуза. Един ственное — жаль, что мне так поздно дали тепереш нюю нашу площадку, быв шую «поточную» аудито рию. Сколько можно было бы сделать, появись она у «Зон га» раньше! Но в любом слу чае мне грех обижаться на судьбу, свою и нашего теат ра. Сегодня, когда расхожей фразой стало «Это — твои проблемы», когда жизнь за ставляет слишком уж озабо чиваться сугубо личными выгодами, я все равно пос тоянно убеждаюсь: не пере велись пока отзывчивые, до брые, понимающие люди. И остается такое, казалось бы, «совковое» понятие — энту зиазм. На нем-то, собствен но, и держится «Зонг». Запи сал Константин КЛЮТКИН. На снимке (из архива те а т р а ) : з о н г о в ц ы и г р аю т «Команду» С. Злотникова. Р .8 . Странное, роковое, горькое совпадение: в день , когда верстал ся ном ер с монологом Виталия Трескина , пришло и зв ести е об его трагич еской гибели . Нынешний мир п оч е му-то особенно б е зж ал о ст ен к лю дям н еординарным , о д а ренным , творческим . И теперь прочитанное вами интервью со зд ат ел я «Зон га» , который вы зы вает и неи зм енны е д и с куссии , и острый интерес , невольно восприним ается как зав ещ ани е р еж и ссер а — товарищ ам по театру , ученикам , зри т ел ям , зем лякам ... 1ЭКСКЛЮЗИВ «лг» \ ТРЕТЕИСКИИСУД! КАКОНСКАЖЕТ, ТАКИБУДЕТ «Д обрым н р а в а м п р иш е л ко н е ц , о б я за те л ь с тв а н е п р и з н а ю т с я , б л а го д а р н о с т ь в с т р е т иш ь р е д к о ; . . . о т о д н и х ж д и в е р о л о м с т в а , о т д р у г и х — н е п о с т о я н с тва , о т тр е т ь и х — над увательства» . В о и с ти н у , н и ч то не но в о в э т о м м и р е : вед ь э то п и с а н о и с п а н с к и м п и с а т е л е м Г р а с и а н о м в 165 3 г о д у ! Не я в л я е тс я п о с л е д н и м д о с т и ж е н и е м п р о г р е с са в о б л а с ти ю р и с п р у д е н ц и и и с о зд а н н а я п р и Л и п е ц к о й Т о р го в о -п р о м ы ш л е н н о й п а л а те с т р у к т у р а д л я р а з р еш е н и я э к о н о м и ч е с к и х с п о р о в — Т р е те й с к и й с уд . Не т а к д а в н о в п ал а те с о с т о я л с я с е м и н а р «Третейское р а з б и р а т е л ь с т в о к а к одна и з ф о рм р а з р еш е н и я п р а в о в ы х конф ли ктов» . Об э т о м н аш к о р р е с п о н д е н т б е с е д у е т с у ч а с т н и к о м се м и н а р а , в и ц е - п р е з и д е н т о м Т о р го в о -п р о м ы ш л е н н о й п а л а ты Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и С ер геем БЕДНОВЫМ . — Сергей Сергеевич, тре тейский суд им еет ты сяче летнюю историю , но д о сих пор эта ф о рм а с у д е бн о г о разбирательства не получи ла еще д олж н о го распрос транения. Наверное, это свя зано со степенью развития рыночных отнош ений? —Несомненно. Ведь тре тейские суды могут действо вать только в условиях сво бодной рыночной экономики и исключительно на договор ных началах. Сегодня в Рос сии возрождаются многие институты свободного рын ка, в том числе и третейские суды — они созданы при Рос сийской ТПП, при 46 регио нальных палатах, а также при Ассоциации Российских банков и других отраслевых объединениях. Именно раз витием рыночных отноше ний создаются объективные условия для активной дея тельности третейских судов на новой правовой основе. Ведь в цивилизованных стра нах большинство экономи ческих споров рассматрива ется именно в таких судах. — Насколько ра зработа на в отечественном зак он о дательстве их правовая о с нова? Н е добавится ли пред приним ателям лиш н ей го ловной боли , которая обыч н о в о з н и к а е т п р и с л о в е «суд»? — Концепция отечес твенной судебной реформы, принятая пять лет назад, пред полагает развитие форм право судия, альтернативных госу дарственным, а именно — со здание третейских судов. Дей ствуют федеральный Закон о международном арбитраже, принятый в 1993 году. Времен ное положение о третейском суде для разрешения экономи ческих споров, утвержденное 24 июня 1992 года Верховным Советом РФ, разработан Закон о третейском суде, который прошел первое чтение в Думе. Государственные гарантии де ятельности третейских судов закреплены рядом статей но вого Арбитражного процессу ального кодекса РФ. Так что их деятельность достаточно разработана. Добавлю, что эти нормативные акты вбирают опыт международного бизнеса, в том числе и многолетнюю практику отечественного внеш неторгового права. — В чем заключаются осо бенности третейского суда? — Прежде всего, это него сударственный, независимый арбитраж. Главный принцип — исключительная доброволь ность, основанная на соглаше нии сторон. А главная задача — поиск способа урегулирова ния споров. При заключении договора стороны должны в письменном виде зафиксиро вать, что в случае возникнове ния разногласий споры будут рассматриваться третейским судом. Такая запись в кон тракте изымает споры Из ком петенции государственного арбитража и переводит сторо ны под юрисдикцию третей ского суда. — Но зач ем предприяти ям и фирмам обращаться в третейский суд , когда есть государственный арбитраж? — Причин тому может быть немало. Арбитраж при нимает решение только при условии, что достигнутое сто ронами соглашение не проти воречит законодательству. То есть частный интерес пред принимателя защищается лишь в той мере, в какой он соответствует интересам госу дарства и общества. Третей ский же суд разрешает спор независимо от сторон и госу дарства. Конечно, в рамках действующего законодатель ства и, следовательно, в боль шей степени отвечает интере сам предпринимателей, обес печивая конфиденциальность, решений и сохранение ком-' мерческой тайны. — Каковы гарантии и с полнения решений третейско го суда? — Сегодня не исполняют ся даже решения государ ственного арбитража. Реше ния же третейского суда ис полняются добровольно, так как стороны заранее выбрали себе «судью» и договорились: «как он скажет, так и будет!» Так что гарантией являются честь и имя предпринимате ля. Если вдуматься, то это — единственное, что по-настоя щему бесценно для каждого. — А судьи кто? — В третейский суд вклю чаются высококвалифициро ванные юристы с опытом практической работы в сфере регулирования правовых от ношений. В состав его могут быть включены и авторитет ные хозяйственники, банки ры, предприниматели. Из это го списка спорящие стороны по обоюдному согласию сами выбирают судей, которые, в свою очередь, избирают пред седателя. — Как проходит сама про цедура рассмотрения д ела? — Третейскому разбира тельству присущ принцип состязательности, поскольку суд принимает решение на основании представленных сторонами доказательств и доводов. Он не обязан выхо дить за пределы исковых тре бований и вправе ограничить ся оценкой только имеющих ся в деле доказательств, до водов и условий договора. Причем на любой стадии раз бирательства суд использует имеющиеся у него возмож ности для урегулирования спора заключением мирового соглашения, побуждая сторо ны к такому соглашению. Это существенно ускоряет судеб ное разбирательство. Ведь третейский суд разрешает спор в одной инстанции. И тут не может быть обжалований и протестов, пересмотров в порядке апелляции, касса ции, надзора, как не может быть и приостановления ис полнения решения. Кроме того, процедура третейского суда не содержит тех строгих (1юрмальных требований к сто ронам, которые в определен ной степени сковывают их действия при защите своих интересов. В отличие от ар битражного третейский суд не налагает штрафы за несо блюдение мер по обеспечению иска и исполнению решений, не выносит частных опреде лений в адрес организаций и должностных лиц. — То есть рассмотрение д ел а в третейском суде обой дется предприятию деш евл е , чем в арбитражном? — Безусловно! И это тоже одно из важнейших преиму ществ третейского суда при рассмотрении, я повторяю, экономических споров. Тре тейский сбор, уплачиваемый при подаче искового заявле ния, практически вдвое мень ше, чем госпошлина при об ращении в арбитраж. А реше ние третейского суда имеет силу для всех организаций, должностных лиц и граждан страны. Его неисполнение рассматривается как наруше ние российского законода тельства... — П оч ем у ж е , н а ваш взгляд, популярность третей ского суда н е столь велика? — Объективная причина, повторяю, в неразвитости рыночных отношений. Быв шие госпредприятия предпо читают арбитраж, так как в существующей ситуации су дебная волокита нередко ус траивает многих. У крими нального бизнеса — свой «ар битраж». Третейский же суд не подменяет ни того, ни дру гого — каждому свое. Просто при рассмотрении экономи ческих споров — это наибо лее удобная и быстрая форма разрешения конфликта. За конность гарантируется госу дарством, а действенность — доброй волей и честным сло вом каждого, с одной сторо ны, и обхцественным мнени ем — с другой. Сейчас очень важно разви тие цивилизованных рыноч ных отношений, экономичес кого благополучия и право сознания. Но мы уже сегод ня должны думать о завтраш нем дне, накапливать опыт и практику. Поэтому привет ствуем усилия региональных палат по организации третей ских судов. В Липецкой ТПП практически все уже сдела но: сформирован список су дей, они готовы приступить к делу, в палате имеются необ ходимые помещения, оргтех ника и специалисты. Хоте лось бы показать предприни мателям, что третейский суд — это необходимый инстру мент разрешения спорных ситуаций в бизнесе. Б еседовала Марина МАРТЫНОВА. главный приз - У ЛИПЕЦКИХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ I КРИМИНАЛ I * ПРОПАВШЕГО БЕЗ ВЕСТИ НАШЛИ I I ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА I На прошлой неделе у села Бигильди- | но, что в Данковском районе, в логу, при- мерно в полукилометре от дороги Данков щ —Долгое был обнаружен труп неизвестно- ^ ,^,го мужчины. Как установили сыщики , им оказался 38-летний М ., прежде н е о д н о - . кратно судимый и находившийся в розыс- 1 , ке как без вести пропавший с октября про- | Ушлого года. С самого начала исчезнове- I ния М. у оперативников почти не было со- « мнений в том, что он стал жертвой какой- к- то криминальной истории. Предваритель- ц ный осмотр трупа подтвердил это пред- положение: найденного человека убили. В ходе оперативно-розыскных мероприятий, буквально через сутки, сотрудники уголов- < ного розыска задержали подозреваемого , в убийстве. Проводится расследование ^ В КИОСКЕ ВЗОРВАЛСЯ ГАЗОВЫЙ I- БАЛЛОН Г в минувшую субботу в одном из ком- ^ мерческих киосков в Липецке произошел ^ взрыв. Причиной случившегося стала не > чья-то месть, а элементарная беспечность . и несоблюдение продавцами частной тор- ^говой точки правил эксплуатации газово- го оборудования. В помещении произош- ^.ла утечка газа, что и привело к взрыву I баллона с пропаном . Ожоги лица и рук I второй степени получили две де вуш ки , ^ продавщицы киоска. СОТРУДНИКА СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ ОГРАБИЛИ 1^ В ЛИПЕЦКОМ ПАРКЕ в неприятную историю попал на днях в одном из липецких парков сотрудник Счет- I ной палаты РФ. Видимо, в Липецке работ ник этого известного в стране ведомства находился в командировке и в свободное | от работы время решил прогуляться на | свежем воздухе. Вечерняя прогулка полу- || чилась неудачной. Около 10 часов вечера на столичного гостя напали хулиганы. Его | избили, после чего отобрали документы и I около 7 тысяч рублей. | ДВУХ МИКРОСКОПОВ ПОКАЗАЛОСЬ МАЛО - УКРАЛИ АВТОМОБИЛЬ I Не везет в последнее время научно-ис- | I следовательскому институту рапса. Не так | |давно из его лаборатории («ЛГ» об этом | I сообщала) была совершена кража. Поме- I |щ ение не охранялось, и з л о ум ы ш л е н н и к ! |(он , кстати , уже задержан) ночью, взло- || |мав замок, беспрепятственно проник в ла- | Мораторию . Правда, поживился там ноч- | Ыой воришка лишь двумя микроскопами ; | I видимо, красть просто было нечего. На этот раз ущерб НИИ нанесен ощу- | |тимы й : институт лишился новенького ав- | |томобиля «УАЗ». Машину угнали ночью из | I (опять же) неохраняемого гаража, что на I I Опытной станции. Вместе с УАЗиком по- | |хи тители прихватили и запчасти к авто- || |мобилю «Волга». | ОТ РУК УБИЙЦЫ ПОГИБЛИ I ДВЕ ЖЕНЩИНЫ I Двойное убийство совершено на днях | |в Липецке в одном из домов на улице Зе- | |леная . Жертвами преступника стали две | I женщины 54 и 34 лет. Их тела с много- | I численными ножевыми ранениями были | I обнаружены поздним вечером. К чести ли- | |пец ких сыщиков, они уже через два дня I вышли на след предполагаемого убийцы 1 1и задержали его. По предварительной вер- |с и и , преступление было соверш ено на I I бытовой почве. ГОРЯТ САРАИ И МАШИНЫ в поселке совхоза «Петровский» До- |бри н с ко го района случился крупный п о джар. Средь бела дня загорелось несколь- |к о сараев жителей поселка. Огонь разо- |ш е л с я не на шутку и в одночасье уничто- |ж и л 16 построек. Находившаяся там до- 1машняя живность (более 20 поросят) по- I гибли. Причина возгорания устанавлива- |е т с я . I А вот причину пожара, возникшего в I I Ельце у коммерческого магазина «Бахус», | I наверняка можно расценить как поджог. I I В четвертом часу ночи здесь неожиданно I I загорелись два автомобиля: «Жигули» чет- I 1вертой модели и «Газель». Машины при- I |н а д л еж а т местному предпринимателю . В | I случившемся явно прослеживается чей-то I Шзлой умысел, что теперь предстоит выяс- | Шнить милиции. I I и з ХОЗЯЙСТВА п о х и т и л и ДВЕ { ТЫСЯЧИ КОРНЕЙ РАССАДЫ о том, что огородная рассада пользу- |ется сейчас повышенным спросом , гово- : |ри ть излишне. Этим решил воспользовать- |ся пенсионер В. из Усманского района. В | |одну из недавних ночей он умудрился по- |хитить с поля одного из хозяйств района | I около двух тысяч корней помидорной рас- |с а д ы . Естественно, такое количество рас- | I тений томатов ему понадобилось не д л я | р посадки на собственной делянке. Р а с с а - ; Уда пошла бы на продажу. Не исключено, >|что действовал пенсионер не в одиночку. У Проводится расследование. I к ПАМЯТНИК ВОИНАМ ОСКВЕРНИЛ... ВОСЬМИЛЕТНИЙ ч ШКОЛЬНИК! у Недавно в селе Братовщина Долгору- I к к о в с к о г о района неизвестный злоумыш - | | | ленник похитил с памятника воинам Ве- | I ЛИКОЙ Отечественной войны металличес- I | к и е пластины с выгравированными на них | Дименами погибших фронтовиков. Т а б л и ч - I ; |ки были изготовлены из меди, видимо, это I к и заставило вора поднять руку на с в я ты - | Ь ню. Впрочем, удивляться случаям подобно- | №ГО вандализма уже не приходится, кражи ^ ^ с памятников стали вещами обыденными. I рВ данном случае поражает другое — лич- ^ |Ж ость и возраст похи ти теля . После н е - | |: скольких дней поисков милиционеры ус- ! ктановили , что кражу совершил ... восьми- ; - летний школьник, учащийся второго клас I к с а местной школы. Служба новостей \ «Липецкой газеты т ш ш т 'т т ОБРАЗОВАНИЕ ЧТО ПРЕДШЕСТВУЕТ ОВАЦИЯМ ... БЕСЕДА С ДИРЕКТОРОМ «ЭЛИТАРНОЙ ШКОЛЫ» Стоит произнести: «элитарная школа», как твой собеседник понимающе хмыкнет: ну да, для сыночков важных начальников и «новых русских». И ошибется. В этой школе смотрят не на папины чины или кошельки, а на самих детей, стараясь угадать, в ком искра Божья ярче. Ведь в ближайшее время степень талантливости е е воспитанников будет бескомпромиссно и многократно про веряться — на российских и мехщународных конкурсах, фестивалях, смотрах. Сегодня статус ученика Липецкой областной сп ец школы для одаренных детей среди знато ков музыки ценится. Они знают: из ее стен вышли юный пианист Сергей Басукинский, балалаечник Антон Жуков... А вслед за ними приобретают известность и нынешние пи томцы — скрипач Давид Махмудов, поддер жанный ныне фондом «Новые имена», братья Антона Жукова Андрей и Алеша... Впрочем, директор школы Владимир ЛАРЬКОВ, с ко торым встретился корреспондент «ЛГ», счи тает, что несправедливо обрывать список перспективных ребят. — Ну, давайте назовем хотя бы тех, кто отличился на конкурсах последних месяцев. Из девятнадцати человек трое заняли пер вые места, трое — вторые, четверо поднялись на третью ступеньку пьедестала почета, двое удостоены дипломов. Кроме Липецка, они выступали в Москве, Орле, Воронеже. Думаю, мы с вами еще услышим о взрослых успехах Жени Дорожкина, Оли Быковой, Димы Ер макова, Антона Королева, Коли Корнеева... — Насколько я о св едом л ен , раньш е в в а ш ей школе н аибол ее сильны е п о зи ции были у пианистов ... — Безусловно. Это благодаря первому ее руководителю Ольге Васильевне Поташевой. И этот Уровень мы сохраняем. Вы ведь слу шали концерт в Доме Мастера трех наших пианистов — того же Жени Дорожкина, На таши Бессоновой и Лены Зелениной, кстати, успевшей стать лауреатом международного конкурса в Бухаресте? А сейчас к той же высокой отметке подтягиваются и другие специальности: скрипачи, виолончелисты, аккордеонисты и баянисты, домристы, флей тисты, саксофонисты. Тут ведь в чем дело? В Липецке, без преувеличения, настоящий му зыкальный «бум». Публика спрашивает лиш ние билетики на концерты симфонического оркестра, все увереннее заявляют о своем потенциале камерный хор, оркестр народных инструментов, ансамбль «Зень». Когда еще такое у нас было? Значит, школа должна выполнить свой долг перед этими перспек тивными профессиональными коллективами и готовить для них музыкантов и певцов. Вот мы и учим по самому широкому спектру спе циальностей: есть и класс трубы, и класс ги тары, и вокал, и фольклорное пение, и даже композиторское отделение. Открываем хоро вое. Положение обязывает. — Н о , по звольте , н е н а одной ведь сп ец школе свет клином сош ел ся ! В Л ип ецк е , Ц р ай он ах действую т и м узы кальны е школы , и школы искусств ... — Не путайте общее музыкальное обра зование и наше. Мы целенаправленно растим тофессионалов — исполнителей и педагогов. Да, у нас элитная школа, я не стесняюсь это го сочетания слов. На 115 учащихся — 55 педагогов. 55! Значит, люди работают с каж дым ребенком строго индивидуально и столь ко времени, сколько необходимо для его твор ческой самореализации. В старших классах — шесть-семь занятий по специальности. У каждого. Втрое больше, чем в обычной шко ле. И, может быть, самое главное — это то, что мы уже скоро год как стали базовой шко лой училища искусств имени Константина Игумнова. Выпускной экзамен в школе — это вступительный экзамен в училище. И у нас, и у них преподают одни педагоги. То есть, став студентом, вчерашний школьник продол жает образование у того же наставника. — А я слыш ал , что у школы сущ ествую т каки е-то трения с училищ ем , что-то вроде конкуренции... — Постепенно мы из конкурентов превра щаемся в партнеров. Наши ребята выступа ют вместе со студентами в детской филармо нии, возглавляемой Аллой Загвоздкиной, и в отчетных концертах училища. По-иному уже нельзя. Мы, уверен, должны быть двумя сту пенями единой структуры. Видите ли, кто-то из наших ребят в дальнейшем может, конеч но, учиться в Москве и других городах. Но при нынешней ситуации, когда детей в мате риальном смысле накладно, а во всех прочих — даже страшно отпускать из дома, большин ство все-таки поступит в училище имени К. Игумнова. — А вам н е к аж ет ся , что при такой п о становке вопроса , с уч етом к ач ества п о д го товки ваш и х выпускников , было бы естес - КУБОК ЧЕРНОЗЕМЬЯ Вслед за велогонками на призы «Липец кой спортивной газеты» в областном центре прошли соревнования юных гонщиков на Кубок Черноземья. К сожалению, команды Воронежа, Курска и Орла из-за финансовых затруднений в Липецк не приехали, а гостя ми были лишь два спортсмена из Рязани. Поэтому все призы, учрежденные городским и областным управлениями по спорту, доста лись хозяевам трасс — липчанам. Среди юношей 1985-1986 гг. рождения вы играл гонку на десять километров с раздель ным стартом и стал победителем в общем заче те Алексей Кузовкин. В старшей возрастной группе главный приз завоевал Алексей Чуно- сов. На снимках : м ом енты гонки . Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ . ср а зу сдавать эк зам ены в вуз . — Пока подобная практика возможна толь ко как исключение из правил. Быть может, со временем она станет правилом. — Но тогда во зник а ет и другой вопрос: вы д а е т е лишь му зы кальную подготовку , а общеобразовательную д ети должны получать в обычных ш колах . Мне каж ет ся , это у сл ож ня ет им ж и знь и д аж е м еш а ет обуч ению как му зы к е , так и м ат ем атик е , ф и зи к е , р у сск о му... — Согласен! Мы твердо планируем ввес ти у себя общеобразовательный курс. Но здесь дело упирается в давнюю нашу беду — нет помещения. Без него не сдвинешься с места и не реализуешь очень интересные проекты. Мы думаем не только об общеобра зовательных дисциплинах. Есть идея, поддер живаемая именитыми художниками, о клас се изобразительного искусства. И о хорёо- графическом классе. Нам необходим полно ценный интернат. Это подразумевается самим статусом школы как областной. Почему поч ти лишены возможности учиться у нас ода ренные ребята из районов? Нет интерната. И мы теряем многих самородков. Между про чим, в прошлом году к нам приехала девочка из Задонска. И за короткое время показала нерядовые способности. Ради таких детей сто ит поискать для школы помещение. Возмож ности есть. Ввиду закрытия некоторых дет ских садов освобождаются здания. Нам нуж но два: для занятий и для интернатского об щежития. — К огда вы говорите о д в у х с т уп ен я х — ваш ей ш кол е и училищ е им ени И гум нова , вам не каж ется , что в принципе логично было бы зад ум ать ся и о тр еть ей? .. — Вы подразумеваете открытие институ та искусств? Да, об этом необходимо думать, к этому нужно постепенно готовиться. Дело, конечно, непростое, понадобятся специалис ты высокого класса, профессура, но все рав но реальное. И дальнейшее развитие нашей школы, расширение «репертуара» специаль ностей, максимальное внимание к талантли вым детям, из которых могут получиться и настоящие музыканты, и квалифицированные педагоги, — один из шагов к достижению этой цели. И . НЕВЕРОВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz