Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

5^йюш|\Э999 г». На 109 (20907) а ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ МОНОЛОГИ ^ В и т а л и й Т Р Е С К И Н : «В «ЗОНГЕ» МНОГО ЧЕГО РАЗНОГО» в этом месяце театру-студии «Зонт» Ли­ пецкого технического университета испол­ нилось 18 лет. Дата вроде бы совсем и не круглая, но вместе с тем — совершенноле­ тие по общепринятым меркам. И вот — нате вам — заканчивающийся се зон вышел у «Зонга» почти совершенно неожиданным. Почти — потому что непривычные контуры трех выпущенных за сезон спектаклей про­ сматривались и ранее . Однако, работая именно над ними, руководитель театра Ви- г к — Начну с элементар- ’ой, на мой взгляд, мыс­ ли. Театральное искусство, каким подавляющее боль­ шинство зрителей со ста­ жем приучено его воспри­ нимать, — архаичное для сегодняшней молодежи, играющей в компьютер­ ные, попсовые и другие игры конца двадцатого века. А студенческому «Зонгу» изначально, по статусу, требуется именно молодой зритель. Как,его к нам привлечь, думал я, как заставить неотрывно, никоим образом не со ску­ чающим видом восприни­ мать происходящее на сце­ не? Выход, решил я, один — делать спектакли очень острой сценической фор­ мы. Чтобы они, по возмож­ ности, не отвлекали, не рас­ слабляли публику ни на минуту и даже (для дости­ жения цели любые средст­ ва хороши) скандализиро­ вали ее. Элементы этого то­ тального воздействия на зал присутствовали когда- то в «Команде» Семена Злотникова, сравнительно недавно — в «Русском ба­ лагане» Юрия Волкова. Теперь такое воздействие на зрителя — наше кредо. Я позволю себе немно­ го отвлечься и сказать сле­ дующее: то, что рождает­ ся в нашем театре, мною столько же выбирается, сколько и дается, то есть приходит как бы само со­ бой, в силу имеющихся на данный момент обстоя­ тельств и причин. «Зонг» — не профессиональный театр, труппой которого режиссер волен распоря­ жаться, в принципе, по своему усмотрению. Сегод­ ня у меня артист может репетировать, а завтра он говорит: нет, не могу, у меня свои дела — служба. учеба, семья. Поэтому я вы­ нужден ставить спектакль под тех, с кем он реально, надеж­ но дойдет до премьеры. То есть я вынужден делать такой театр, каким его видят зрите­ ли, но никакого принуждения — ни с моей стороны, ни со стороны артистов — тут, по­ верьте, нет. Помню, в год 50- летия Победы — не буду вда­ ваться в подробности, почему — в «Зонге» осталось меньше десяти человек. А пройти мимо этой даты — ну никак нельзя. И ничего — выпусти­ ли мы камерный спектакль по «Моему бедному Марату» Алексея Арбузова, и он полу­ чился вполне достойным. «Зонг» — эклектичен по аналогии с самой жизнью, где перемешано много чего разно­ го, «Зонг», по моему убежде­ нию, и есть чистейшей воды театр, открыто, обнаженно по­ казывающий сценические при­ емы и — бедный. По типу по­ казываемого искусства и поне­ воле. Денег на постановки нам не выделяют — университету и без нас хватает проблем; спа­ сибо, хоть лапти к спектаклю по Льву Толстому помогли приобрести. Поэтому в «Зонг» все несут, у кого что найдет­ ся подходящего дома, а не та­ щат отсюда, как тащат обыч­ но с «нормальной» работы. К чему же стремится «Зонг»? К раскованности, им- провизационности артистов по ходу действия при общей жес­ ткой внутренней конструкции спектакля. К непредсказуе­ мости, с точки зрения зрите­ ля, происходящего перед ним. К скандальным неожиданнос­ тям! К тому, чтобы каждый из исполнителей ловил, прости­ те, кайф, в то же время помня о задуманном мною решении в целом. Одной из премьер сезона стал «Проект театра XXI века», где этих раскованнос­ ти и скандальности получи- талий Трескин целенаправленно, сполна ориентировался на зрелища не просто ла­ бораторно-экспериментального, а, мож­ но сказать, вызывающего, эпатирующего характера. Увиденное на новой площадке «Зонга» в старом здании ЛГТУ красноре­ чиво говорит само за себя. Тем не менее, как нам кажется, узнать, как же формули­ рует теперешние принципы любительской труппы Виталий Петрович, будет совсем и совсем не лишне. Итак, ему слово. лось, по мнению некоторых, с избытком. Но, во-первых, условия игры диктовала сама композиция по сочине­ ниям бардов Ивана Кучина и Михаила Круга, которые проповедуют — не побоюсь быть неправильно понятым — некие хулиганские, тю­ ремные, экстремальные ис­ тины. Герои их песен поют о том, как, оказывается, ими дорого, любимо потерянное, не осознанное на воле нор­ мальное человеческое сущес­ твование. На фоне этой не­ свободы мы и пытались по­ казать: театр XXI века явит всем нам иной, чем теперь, уровень свободы и окажется иным по сравнению с теат­ ром XX века, который явил нам уровень сценической правдивости, правды. До «Проекта...» была эда­ кая черная, пряная, абсур­ дистская комедия Артура Копита «Бедный папа!..» На­ конец, в апреле мы предста­ вили драму любви, измен и веры «Давай, братан!..» по «Власти тьмы» Льва Никола­ евича Толстого. Здесь мы исходили, по нашему мне­ нию, из очевидного: Лев Тол­ стой — ведь это русский Шек­ спир, ведь это та же сшибка страстей, светлого и темного в людях. Да, Толстой не при­ нял, не понял Шекспира, только ведь нельзя забывать об общности, степени талан­ та их обоих, о неубывающей силе воздействия их произ­ ведений. В «Давай, братан!..», ко­ нечно, много зонговской «от­ себятины», которая кому-то и не понравится: непочти­ тельно, мол, по отношению к «великому старцу». Но для меня всегда главный камер­ тон — самоотдача, самочув­ ствие актеров. Если я ощу­ щаю, что они испытывают ли- цедейское удовольствие, на­ ходясь в пространстве спек­ такля, я, без преувеличения, горжусь ими. Суть «Зонга», кстати, не только лицедейст­ во в чистом виде, то есть школа представления. Пере­ живание, искреннее прожи­ вание в роли, психологичес­ кое погружение в нее у на­ ших артистов присутствует едва ли в меньшей степени. Исполнитель роли Никиты Алексей Лосихин признался мне после премьеры, что вряд ли он сыграет ее еще, на­ столько он «близко к сердцу» прочувствовал этот образ. Вообще, мои актеры для любительской труппы — про­ сто находка. И «ветераны», и пришедшие год назад. Вот, наугад, совсем вроде бы не­ опытная, школьница, Марга­ рита Клименко. Она прояви­ ла себя в роли сироты Мари­ ны («Давай, братан!..») имен­ но с тем ощущением творчес­ кой свободы, о чем я уже го­ ворил. И такая она в «Зон­ ге» — далеко не одна. Край­ не интересно наблюдать за превращениями моих актеров в том смысле, что они прихо­ дят пробоваться ко мне ро­ бкими, зажатыми, неумелы­ ми — и спустя относительно непродолжительный срок становятся иными: раском­ плексованными, совсем на равных с опытными ребята­ ми. Безусловно, в «Зонге» существуют и явные лидеры. 18-летие «Зонга» мы отмети­ ли прекрасным бенефисом Ольги Добрыниной. В нашем театре она — одиннадцатый год, и ее «послужной список» сделал бы честь любой про­ фессиональной актрисе. ... У «Зонга» достаточно сложная биография. Случа­ лись сезоны на редкость удачные, бывали сезоны и «проходные». «Зонг» ус­ пешно выступал на несколь­ ких больших студенческих театральных фестивалях, од­ нажды даже играл на сцене Московского театра сатиры — и оставался без соответ­ ственного помещения. Сей­ час, к счастью, мы работаем практически в оптимальных условиях, за что не могу не благодарить руководителей университета и, конкретно, проректора Валерия Павло­ вича Логинова — он с пол­ ным пониманием относится к самому факту присутствия «Зонга» в стенах вуза. Един­ ственное — жаль, что мне так поздно дали тепереш­ нюю нашу площадку, быв­ шую «поточную» аудито­ рию. Сколько можно было бы сделать, появись она у «Зон­ га» раньше! Но в любом слу­ чае мне грех обижаться на судьбу, свою и нашего теат­ ра. Сегодня, когда расхожей фразой стало «Это — твои проблемы», когда жизнь за­ ставляет слишком уж озабо­ чиваться сугубо личными выгодами, я все равно пос­ тоянно убеждаюсь: не пере­ велись пока отзывчивые, до­ брые, понимающие люди. И остается такое, казалось бы, «совковое» понятие — энту­ зиазм. На нем-то, собствен­ но, и держится «Зонг». Запи сал Константин КЛЮТКИН. На снимке (из архива те­ а т р а ) : з о н г о в ц ы и г р аю т «Команду» С. Злотникова. Р .8 . Странное, роковое, горькое совпадение: в день , когда верстал ся ном ер с монологом Виталия Трескина , пришло и зв ести е об его трагич еской гибели . Нынешний мир п оч е ­ му-то особенно б е зж ал о ст ен к лю дям н еординарным , о д а ­ ренным , творческим . И теперь прочитанное вами интервью со зд ат ел я «Зон га» , который вы зы вает и неи зм енны е д и с ­ куссии , и острый интерес , невольно восприним ается как зав ещ ани е р еж и ссер а — товарищ ам по театру , ученикам , зри т ел ям , зем лякам ... 1ЭКСКЛЮЗИВ «лг» \ ТРЕТЕИСКИИСУД! КАКОНСКАЖЕТ, ТАКИБУДЕТ «Д обрым н р а в а м п р иш е л ко н е ц , о б я за те л ь с тв а н е п р и з н а ю т с я , б л а го д а р н о с т ь в с т р е т иш ь р е д к о ; . . . о т о д н и х ж д и в е р о л о м с т в а , о т д р у г и х — н е п о с т о ­ я н с тва , о т тр е т ь и х — над увательства» . В о и с ти н у , н и ч то не но в о в э т о м м и р е : вед ь э то п и с а н о и с п а н с к и м п и с а т е л е м Г р а с и а н о м в 165 3 г о д у ! Не я в л я е тс я п о с л е д н и м д о с т и ж е н и е м п р о г р е с ­ са в о б л а с ти ю р и с п р у д е н ц и и и с о зд а н н а я п р и Л и ­ п е ц к о й Т о р го в о -п р о м ы ш л е н н о й п а л а те с т р у к т у р а д л я р а з р еш е н и я э к о н о м и ч е с к и х с п о р о в — Т р е те й с ­ к и й с уд . Не т а к д а в н о в п ал а те с о с т о я л с я с е м и н а р «Третейское р а з б и р а т е л ь с т в о к а к одна и з ф о рм р а з ­ р еш е н и я п р а в о в ы х конф ли ктов» . Об э т о м н аш к о р ­ р е с п о н д е н т б е с е д у е т с у ч а с т н и к о м се м и н а р а , в и ц е - п р е з и д е н т о м Т о р го в о -п р о м ы ш л е н н о й п а л а ты Р о с ­ с и й с к о й Ф е д е р а ц и и С ер геем БЕДНОВЫМ . — Сергей Сергеевич, тре­ тейский суд им еет ты сяче ­ летнюю историю , но д о сих пор эта ф о рм а с у д е бн о г о разбирательства не получи ­ ла еще д олж н о го распрос­ транения. Наверное, это свя­ зано со степенью развития рыночных отнош ений? —Несомненно. Ведь тре­ тейские суды могут действо­ вать только в условиях сво­ бодной рыночной экономики и исключительно на договор­ ных началах. Сегодня в Рос­ сии возрождаются многие институты свободного рын­ ка, в том числе и третейские суды — они созданы при Рос­ сийской ТПП, при 46 регио­ нальных палатах, а также при Ассоциации Российских банков и других отраслевых объединениях. Именно раз­ витием рыночных отноше­ ний создаются объективные условия для активной дея­ тельности третейских судов на новой правовой основе. Ведь в цивилизованных стра­ нах большинство экономи­ ческих споров рассматрива­ ется именно в таких судах. — Насколько ра зработа ­ на в отечественном зак он о ­ дательстве их правовая о с ­ нова? Н е добавится ли пред ­ приним ателям лиш н ей го­ ловной боли , которая обыч ­ н о в о з н и к а е т п р и с л о в е «суд»? — Концепция отечес­ твенной судебной реформы, принятая пять лет назад, пред­ полагает развитие форм право­ судия, альтернативных госу­ дарственным, а именно — со­ здание третейских судов. Дей­ ствуют федеральный Закон о международном арбитраже, принятый в 1993 году. Времен­ ное положение о третейском суде для разрешения экономи­ ческих споров, утвержденное 24 июня 1992 года Верховным Советом РФ, разработан Закон о третейском суде, который прошел первое чтение в Думе. Государственные гарантии де­ ятельности третейских судов закреплены рядом статей но­ вого Арбитражного процессу­ ального кодекса РФ. Так что их деятельность достаточно разработана. Добавлю, что эти нормативные акты вбирают опыт международного бизнеса, в том числе и многолетнюю практику отечественного внеш­ неторгового права. — В чем заключаются осо ­ бенности третейского суда? — Прежде всего, это него­ сударственный, независимый арбитраж. Главный принцип — исключительная доброволь­ ность, основанная на соглаше­ нии сторон. А главная задача — поиск способа урегулирова­ ния споров. При заключении договора стороны должны в письменном виде зафиксиро­ вать, что в случае возникнове­ ния разногласий споры будут рассматриваться третейским судом. Такая запись в кон­ тракте изымает споры Из ком­ петенции государственного арбитража и переводит сторо­ ны под юрисдикцию третей­ ского суда. — Но зач ем предприяти ­ ям и фирмам обращаться в третейский суд , когда есть государственный арбитраж? — Причин тому может быть немало. Арбитраж при­ нимает решение только при условии, что достигнутое сто­ ронами соглашение не проти­ воречит законодательству. То есть частный интерес пред­ принимателя защищается лишь в той мере, в какой он соответствует интересам госу­ дарства и общества. Третей­ ский же суд разрешает спор независимо от сторон и госу­ дарства. Конечно, в рамках действующего законодатель­ ства и, следовательно, в боль­ шей степени отвечает интере­ сам предпринимателей, обес­ печивая конфиденциальность, решений и сохранение ком-' мерческой тайны. — Каковы гарантии и с­ полнения решений третейско­ го суда? — Сегодня не исполняют­ ся даже решения государ­ ственного арбитража. Реше­ ния же третейского суда ис­ полняются добровольно, так как стороны заранее выбрали себе «судью» и договорились: «как он скажет, так и будет!» Так что гарантией являются честь и имя предпринимате­ ля. Если вдуматься, то это — единственное, что по-настоя­ щему бесценно для каждого. — А судьи кто? — В третейский суд вклю­ чаются высококвалифициро­ ванные юристы с опытом практической работы в сфере регулирования правовых от­ ношений. В состав его могут быть включены и авторитет­ ные хозяйственники, банки­ ры, предприниматели. Из это­ го списка спорящие стороны по обоюдному согласию сами выбирают судей, которые, в свою очередь, избирают пред­ седателя. — Как проходит сама про­ цедура рассмотрения д ела? — Третейскому разбира­ тельству присущ принцип состязательности, поскольку суд принимает решение на основании представленных сторонами доказательств и доводов. Он не обязан выхо­ дить за пределы исковых тре­ бований и вправе ограничить­ ся оценкой только имеющих­ ся в деле доказательств, до­ водов и условий договора. Причем на любой стадии раз­ бирательства суд использует имеющиеся у него возмож­ ности для урегулирования спора заключением мирового соглашения, побуждая сторо­ ны к такому соглашению. Это существенно ускоряет судеб­ ное разбирательство. Ведь третейский суд разрешает спор в одной инстанции. И тут не может быть обжалований и протестов, пересмотров в порядке апелляции, касса­ ции, надзора, как не может быть и приостановления ис­ полнения решения. Кроме того, процедура третейского суда не содержит тех строгих (1юрмальных требований к сто­ ронам, которые в определен­ ной степени сковывают их действия при защите своих интересов. В отличие от ар­ битражного третейский суд не налагает штрафы за несо­ блюдение мер по обеспечению иска и исполнению решений, не выносит частных опреде­ лений в адрес организаций и должностных лиц. — То есть рассмотрение д ел а в третейском суде обой ­ дется предприятию деш евл е , чем в арбитражном? — Безусловно! И это тоже одно из важнейших преиму­ ществ третейского суда при рассмотрении, я повторяю, экономических споров. Тре­ тейский сбор, уплачиваемый при подаче искового заявле­ ния, практически вдвое мень­ ше, чем госпошлина при об­ ращении в арбитраж. А реше­ ние третейского суда имеет силу для всех организаций, должностных лиц и граждан страны. Его неисполнение рассматривается как наруше­ ние российского законода­ тельства... — П оч ем у ж е , н а ваш взгляд, популярность третей­ ского суда н е столь велика? — Объективная причина, повторяю, в неразвитости рыночных отношений. Быв­ шие госпредприятия предпо­ читают арбитраж, так как в существующей ситуации су­ дебная волокита нередко ус­ траивает многих. У крими­ нального бизнеса — свой «ар­ битраж». Третейский же суд не подменяет ни того, ни дру­ гого — каждому свое. Просто при рассмотрении экономи­ ческих споров — это наибо­ лее удобная и быстрая форма разрешения конфликта. За­ конность гарантируется госу­ дарством, а действенность — доброй волей и честным сло­ вом каждого, с одной сторо­ ны, и обхцественным мнени­ ем — с другой. Сейчас очень важно разви­ тие цивилизованных рыноч­ ных отношений, экономичес­ кого благополучия и право­ сознания. Но мы уже сегод­ ня должны думать о завтраш­ нем дне, накапливать опыт и практику. Поэтому привет­ ствуем усилия региональных палат по организации третей­ ских судов. В Липецкой ТПП практически все уже сдела­ но: сформирован список су­ дей, они готовы приступить к делу, в палате имеются необ­ ходимые помещения, оргтех­ ника и специалисты. Хоте­ лось бы показать предприни­ мателям, что третейский суд — это необходимый инстру­ мент разрешения спорных ситуаций в бизнесе. Б еседовала Марина МАРТЫНОВА. главный приз - У ЛИПЕЦКИХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ I КРИМИНАЛ I * ПРОПАВШЕГО БЕЗ ВЕСТИ НАШЛИ I I ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА I На прошлой неделе у села Бигильди- | но, что в Данковском районе, в логу, при- мерно в полукилометре от дороги Данков щ —Долгое был обнаружен труп неизвестно- ^ ,^,го мужчины. Как установили сыщики , им оказался 38-летний М ., прежде н е о д н о - . кратно судимый и находившийся в розыс- 1 , ке как без вести пропавший с октября про- | Ушлого года. С самого начала исчезнове- I ния М. у оперативников почти не было со- « мнений в том, что он стал жертвой какой- к- то криминальной истории. Предваритель- ц ный осмотр трупа подтвердил это пред- положение: найденного человека убили. В ходе оперативно-розыскных мероприятий, буквально через сутки, сотрудники уголов- < ного розыска задержали подозреваемого , в убийстве. Проводится расследование ^ В КИОСКЕ ВЗОРВАЛСЯ ГАЗОВЫЙ I- БАЛЛОН Г в минувшую субботу в одном из ком- ^ мерческих киосков в Липецке произошел ^ взрыв. Причиной случившегося стала не > чья-то месть, а элементарная беспечность . и несоблюдение продавцами частной тор- ^говой точки правил эксплуатации газово- го оборудования. В помещении произош- ^.ла утечка газа, что и привело к взрыву I баллона с пропаном . Ожоги лица и рук I второй степени получили две де вуш ки , ^ продавщицы киоска. СОТРУДНИКА СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ ОГРАБИЛИ 1^ В ЛИПЕЦКОМ ПАРКЕ в неприятную историю попал на днях в одном из липецких парков сотрудник Счет- I ной палаты РФ. Видимо, в Липецке работ­ ник этого известного в стране ведомства находился в командировке и в свободное | от работы время решил прогуляться на | свежем воздухе. Вечерняя прогулка полу- || чилась неудачной. Около 10 часов вечера на столичного гостя напали хулиганы. Его | избили, после чего отобрали документы и I около 7 тысяч рублей. | ДВУХ МИКРОСКОПОВ ПОКАЗАЛОСЬ МАЛО - УКРАЛИ АВТОМОБИЛЬ I Не везет в последнее время научно-ис- | I следовательскому институту рапса. Не так | |давно из его лаборатории («ЛГ» об этом | I сообщала) была совершена кража. Поме- I |щ ение не охранялось, и з л о ум ы ш л е н н и к ! |(он , кстати , уже задержан) ночью, взло- || |мав замок, беспрепятственно проник в ла- | Мораторию . Правда, поживился там ноч- | Ыой воришка лишь двумя микроскопами ; | I видимо, красть просто было нечего. На этот раз ущерб НИИ нанесен ощу- | |тимы й : институт лишился новенького ав- | |томобиля «УАЗ». Машину угнали ночью из | I (опять же) неохраняемого гаража, что на I I Опытной станции. Вместе с УАЗиком по- | |хи тители прихватили и запчасти к авто- || |мобилю «Волга». | ОТ РУК УБИЙЦЫ ПОГИБЛИ I ДВЕ ЖЕНЩИНЫ I Двойное убийство совершено на днях | |в Липецке в одном из домов на улице Зе- | |леная . Жертвами преступника стали две | I женщины 54 и 34 лет. Их тела с много- | I численными ножевыми ранениями были | I обнаружены поздним вечером. К чести ли- | |пец ких сыщиков, они уже через два дня I вышли на след предполагаемого убийцы 1 1и задержали его. По предварительной вер- |с и и , преступление было соверш ено на I I бытовой почве. ГОРЯТ САРАИ И МАШИНЫ в поселке совхоза «Петровский» До- |бри н с ко го района случился крупный п о ­ джар. Средь бела дня загорелось несколь- |к о сараев жителей поселка. Огонь разо- |ш е л с я не на шутку и в одночасье уничто- |ж и л 16 построек. Находившаяся там до- 1машняя живность (более 20 поросят) по- I гибли. Причина возгорания устанавлива- |е т с я . I А вот причину пожара, возникшего в I I Ельце у коммерческого магазина «Бахус», | I наверняка можно расценить как поджог. I I В четвертом часу ночи здесь неожиданно I I загорелись два автомобиля: «Жигули» чет- I 1вертой модели и «Газель». Машины при- I |н а д л еж а т местному предпринимателю . В | I случившемся явно прослеживается чей-то I Шзлой умысел, что теперь предстоит выяс- | Шнить милиции. I I и з ХОЗЯЙСТВА п о х и т и л и ДВЕ { ТЫСЯЧИ КОРНЕЙ РАССАДЫ о том, что огородная рассада пользу- |ется сейчас повышенным спросом , гово- : |ри ть излишне. Этим решил воспользовать- |ся пенсионер В. из Усманского района. В | |одну из недавних ночей он умудрился по- |хитить с поля одного из хозяйств района | I около двух тысяч корней помидорной рас- |с а д ы . Естественно, такое количество рас- | I тений томатов ему понадобилось не д л я | р посадки на собственной делянке. Р а с с а - ; Уда пошла бы на продажу. Не исключено, >|что действовал пенсионер не в одиночку. У Проводится расследование. I к ПАМЯТНИК ВОИНАМ ОСКВЕРНИЛ... ВОСЬМИЛЕТНИЙ ч ШКОЛЬНИК! у Недавно в селе Братовщина Долгору- I к к о в с к о г о района неизвестный злоумыш - | | | ленник похитил с памятника воинам Ве- | I ЛИКОЙ Отечественной войны металличес- I | к и е пластины с выгравированными на них | Дименами погибших фронтовиков. Т а б л и ч - I ; |ки были изготовлены из меди, видимо, это I к и заставило вора поднять руку на с в я ты - | Ь ню. Впрочем, удивляться случаям подобно- | №ГО вандализма уже не приходится, кражи ^ ^ с памятников стали вещами обыденными. I рВ данном случае поражает другое — лич- ^ |Ж ость и возраст похи ти теля . После н е - | |: скольких дней поисков милиционеры ус- ! ктановили , что кражу совершил ... восьми- ; - летний школьник, учащийся второго клас I к с а местной школы. Служба новостей \ «Липецкой газеты т ш ш т 'т т ОБРАЗОВАНИЕ ЧТО ПРЕДШЕСТВУЕТ ОВАЦИЯМ ... БЕСЕДА С ДИРЕКТОРОМ «ЭЛИТАРНОЙ ШКОЛЫ» Стоит произнести: «элитарная школа», как твой собеседник понимающе хмыкнет: ну да, для сыночков важных начальников и «новых русских». И ошибется. В этой школе смотрят не на папины чины или кошельки, а на самих детей, стараясь угадать, в ком искра Божья ярче. Ведь в ближайшее время степень талантливости е е воспитанников будет бескомпромиссно и многократно про­ веряться — на российских и мехщународных конкурсах, фестивалях, смотрах. Сегодня статус ученика Липецкой областной сп ец ­ школы для одаренных детей среди знато­ ков музыки ценится. Они знают: из ее стен вышли юный пианист Сергей Басукинский, балалаечник Антон Жуков... А вслед за ними приобретают известность и нынешние пи­ томцы — скрипач Давид Махмудов, поддер­ жанный ныне фондом «Новые имена», братья Антона Жукова Андрей и Алеша... Впрочем, директор школы Владимир ЛАРЬКОВ, с ко­ торым встретился корреспондент «ЛГ», счи­ тает, что несправедливо обрывать список перспективных ребят. — Ну, давайте назовем хотя бы тех, кто отличился на конкурсах последних месяцев. Из девятнадцати человек трое заняли пер­ вые места, трое — вторые, четверо поднялись на третью ступеньку пьедестала почета, двое удостоены дипломов. Кроме Липецка, они выступали в Москве, Орле, Воронеже. Думаю, мы с вами еще услышим о взрослых успехах Жени Дорожкина, Оли Быковой, Димы Ер­ макова, Антона Королева, Коли Корнеева... — Насколько я о св едом л ен , раньш е в в а ­ ш ей школе н аибол ее сильны е п о зи ции были у пианистов ... — Безусловно. Это благодаря первому ее руководителю Ольге Васильевне Поташевой. И этот Уровень мы сохраняем. Вы ведь слу­ шали концерт в Доме Мастера трех наших пианистов — того же Жени Дорожкина, На­ таши Бессоновой и Лены Зелениной, кстати, успевшей стать лауреатом международного конкурса в Бухаресте? А сейчас к той же высокой отметке подтягиваются и другие специальности: скрипачи, виолончелисты, аккордеонисты и баянисты, домристы, флей­ тисты, саксофонисты. Тут ведь в чем дело? В Липецке, без преувеличения, настоящий му­ зыкальный «бум». Публика спрашивает лиш­ ние билетики на концерты симфонического оркестра, все увереннее заявляют о своем потенциале камерный хор, оркестр народных инструментов, ансамбль «Зень». Когда еще такое у нас было? Значит, школа должна выполнить свой долг перед этими перспек­ тивными профессиональными коллективами и готовить для них музыкантов и певцов. Вот мы и учим по самому широкому спектру спе­ циальностей: есть и класс трубы, и класс ги­ тары, и вокал, и фольклорное пение, и даже композиторское отделение. Открываем хоро­ вое. Положение обязывает. — Н о , по звольте , н е н а одной ведь сп ец ­ школе свет клином сош ел ся ! В Л ип ецк е , Ц р ай он ах действую т и м узы кальны е школы , и школы искусств ... — Не путайте общее музыкальное обра­ зование и наше. Мы целенаправленно растим тофессионалов — исполнителей и педагогов. Да, у нас элитная школа, я не стесняюсь это­ го сочетания слов. На 115 учащихся — 55 педагогов. 55! Значит, люди работают с каж­ дым ребенком строго индивидуально и столь­ ко времени, сколько необходимо для его твор­ ческой самореализации. В старших классах — шесть-семь занятий по специальности. У каждого. Втрое больше, чем в обычной шко­ ле. И, может быть, самое главное — это то, что мы уже скоро год как стали базовой шко­ лой училища искусств имени Константина Игумнова. Выпускной экзамен в школе — это вступительный экзамен в училище. И у нас, и у них преподают одни педагоги. То есть, став студентом, вчерашний школьник продол­ жает образование у того же наставника. — А я слыш ал , что у школы сущ ествую т каки е-то трения с училищ ем , что-то вроде конкуренции... — Постепенно мы из конкурентов превра­ щаемся в партнеров. Наши ребята выступа­ ют вместе со студентами в детской филармо­ нии, возглавляемой Аллой Загвоздкиной, и в отчетных концертах училища. По-иному уже нельзя. Мы, уверен, должны быть двумя сту­ пенями единой структуры. Видите ли, кто-то из наших ребят в дальнейшем может, конеч­ но, учиться в Москве и других городах. Но при нынешней ситуации, когда детей в мате­ риальном смысле накладно, а во всех прочих — даже страшно отпускать из дома, большин­ ство все-таки поступит в училище имени К. Игумнова. — А вам н е к аж ет ся , что при такой п о ­ становке вопроса , с уч етом к ач ества п о д го ­ товки ваш и х выпускников , было бы естес - КУБОК ЧЕРНОЗЕМЬЯ Вслед за велогонками на призы «Липец­ кой спортивной газеты» в областном центре прошли соревнования юных гонщиков на Кубок Черноземья. К сожалению, команды Воронежа, Курска и Орла из-за финансовых затруднений в Липецк не приехали, а гостя­ ми были лишь два спортсмена из Рязани. Поэтому все призы, учрежденные городским и областным управлениями по спорту, доста­ лись хозяевам трасс — липчанам. Среди юношей 1985-1986 гг. рождения вы­ играл гонку на десять километров с раздель­ ным стартом и стал победителем в общем заче­ те Алексей Кузовкин. В старшей возрастной группе главный приз завоевал Алексей Чуно- сов. На снимках : м ом енты гонки . Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ . ср а зу сдавать эк зам ены в вуз . — Пока подобная практика возможна толь­ ко как исключение из правил. Быть может, со временем она станет правилом. — Но тогда во зник а ет и другой вопрос: вы д а е т е лишь му зы кальную подготовку , а общеобразовательную д ети должны получать в обычных ш колах . Мне каж ет ся , это у сл ож ­ ня ет им ж и знь и д аж е м еш а ет обуч ению как му зы к е , так и м ат ем атик е , ф и зи к е , р у сск о ­ му... — Согласен! Мы твердо планируем ввес­ ти у себя общеобразовательный курс. Но здесь дело упирается в давнюю нашу беду — нет помещения. Без него не сдвинешься с места и не реализуешь очень интересные проекты. Мы думаем не только об общеобра­ зовательных дисциплинах. Есть идея, поддер­ живаемая именитыми художниками, о клас­ се изобразительного искусства. И о хорёо- графическом классе. Нам необходим полно­ ценный интернат. Это подразумевается самим статусом школы как областной. Почему поч­ ти лишены возможности учиться у нас ода­ ренные ребята из районов? Нет интерната. И мы теряем многих самородков. Между про­ чим, в прошлом году к нам приехала девочка из Задонска. И за короткое время показала нерядовые способности. Ради таких детей сто­ ит поискать для школы помещение. Возмож­ ности есть. Ввиду закрытия некоторых дет­ ских садов освобождаются здания. Нам нуж­ но два: для занятий и для интернатского об­ щежития. — К огда вы говорите о д в у х с т уп ен я х — ваш ей ш кол е и училищ е им ени И гум нова , вам не каж ется , что в принципе логично было бы зад ум ать ся и о тр еть ей? .. — Вы подразумеваете открытие институ­ та искусств? Да, об этом необходимо думать, к этому нужно постепенно готовиться. Дело, конечно, непростое, понадобятся специалис­ ты высокого класса, профессура, но все рав­ но реальное. И дальнейшее развитие нашей школы, расширение «репертуара» специаль­ ностей, максимальное внимание к талантли­ вым детям, из которых могут получиться и настоящие музыканты, и квалифицированные педагоги, — один из шагов к достижению этой цели. И . НЕВЕРОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz