Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

ВСТРЕЧА СТАРЫХ д р у з е й «ВСПАШИТЫЗТУЗЕМЛЮ ИЗАСЕЙ..» Мы обещали вам, чита­ тель, подробности встречи журналистов «ЛГ» с жителями города Липецка в парке «30 лет Победы». Свой отчет счи­ таем нужным начать с того, что накануне Дня города, в вос­ кресный день 16 мая, была отличная погода. Со­ лнце, после долго державшегося похо­ лодания, сияло во всю Ивановскую, что, наверное, и предоп­ ределило «хорошую явку». В парк пришли стар и млад из чис­ ла жителей юго-за­ падного района. И не потому, может быть, что им была обещана возмож­ ность пообщаться с журналистами. Про­ грамм и мероприя­ тий, хороших и раз­ ных, в парке Побе­ ды благодаря усили­ ям его директора Виктора Колтакова и управления культуры администрации горо­ да во главе с Татьяной Мина­ евой хватает. Это — с одной стороны. А с другой? Ведь в юго-западном районе, где жи­ вет треть населения Липецка, больше и податься некуда. Иных, кроме парка, культурных учреждений тут по сути и нет. Когда на встречу прибыли газетчики, то на скамейках от­ крытой эстрады уже не оста­ валось свободных мест. Их заполнили поклонники регу­ лярно проводимого здесь дей­ ства под названием «Играй, гар­ монь!» При играющей гармони, понятное дело, не было нехват­ ки и в поклонниках. Одни пели, другие танцевали... Журналистам «ЛГ», если угодно, предстояло вклиниться в заранее составленный сцена- А * ^ ш ш ш м рий на 16 мая. И при всей «тес­ нотище» они сумели это сде­ лать, не отняв у других участни­ ков ни минуты. Главный редактор «ЛГ» Вла­ димир Савельев не стал произ­ носить' речей, которых, вполне возможно, от него ждали. Вмес­ то развернутого представления своих изданий и коллег он рас­ сказал... о сборнике публицис­ тических работ журналистов «ЛГ» под названием «Хочу быть услышанным». Книжка эта, мно­ гим известная, выпущенная че­ тыре года назад, становится библиографической редкостью. Но не устаревают и не умирают в ней работы, написанные в сти­ хах и прозе. Тысячам разных людей они помогли понять, что есть Липецкая область и жур­ налисты «ЛГ» как ее патриоты, проповедники и защитники. Представление же о том, кто мы, во что верим, к чему при­ зываем и что не принимаем, да­ вали строки стихов из книги: Легко утратить веру в свой на­ род, Который голосует за подонков И, сам себя ограбив, вечно пьет, И предков предавая, и потом­ ков. Вспаши ты эту землю и засей. Ее не сменишь, ведь она не знамя. Что будет с нами, то и будет с ней. Что будет с нею, то и будет с нами. Люди, в основном пожилые, впервые услышавшие эти сти­ хи, вытирали нечаянно пробив­ шуюся слезу. На этом, пожалуй, и кончи­ лась вся «политизированность» встречи журналистов «ЛГ» с го­ рожанами. Дальше все шло сво­ им чередом: за специальным столиком начальник 36-го отде­ ления связи г, Липецка Нина Шишкина и оператор Валенти­ на Трофимова (на с н им ке ) принимали подписку на «ЛГ» и ее приложения, а журналисты газеты тем временем продол­ жали знакомить читателей с де­ лами редакции. Особый «колорит» парку По­ беды, как многим известно, при­ дают частушечницы, что и поют, и пляшут, веселя народ. Их, за­ всегдатаев и активистов, мы и пригласили на сцену, попросив исполнить частушки по поводу. Они согласились и... Отдыхающие получили до­ полнительное представление о том, что есть «Липецкая газе­ та» и каково отношение к ней в народных массах: Не боюсь морозов грозных И парилки лета. Не вспотею, не замерзну С «Липецкой газетой». Что у нас в погодной сводке? Скоро ль теплым станет май? Сколько можно выпить водки? Все в газете прочитай. И дальше — еще более при­ земленное, близкое к призна­ нию: Надоел мне гармонист Как собаке кошка. Полюбился журналист. Хоть и без гармошки. В заключение — граждан­ ский пафос фольклора: Врали те, и врали эти. Ни один не промолчал. Только в «Липецкой газете» Пишут, правду про липчан. Собрав причитающиеся им аплодисменты, энтузиастки по­ кинули сцену, довольные и со­ бой, и публикой, оценившей их талант по достоинству. А вни­ манием аудитории завладел из­ вестный певец Юрий Мелехин, «Неаполитанская песня» и рус­ ские романсы которого «навели тишину» не только в парке, но и на подступах к нему. Когда он пел, то и трамваи, казалось, за­ медляли ход... Между тем, как бы ни заво­ раживали публику частушечни­ цы и исполнитель классики, часть аудитории пребывала в нетерпении: ну когда же? Когда же розыгрыш призов для под­ писчиков? И вот этот момент настал. В яркий, знакомый многим оран­ жево-красный барабан, юная помощница Маша Жуликова (на снимке) опускает игровые талончики. А дальше... Дальше — отработанная технология с извлечением «счастливых» но­ меров и вручение призов по­ бедителям. Везучие наши чи­ татели-почитатели, оформив­ шие подписку в парке Победы, получают им причитающееся: хрустальную вазу, набор книг из «Библиотечки «Липецкой газеты», спортивные майки с символикой «ЛГ» и так далее. Супругам Пантелеевым, Нико­ лаю Давыдовичу и Александре Николаевне (на снимке), на­ пример, выпал подарочный на­ бор от фабрики «Липецкие узо­ ры», Они, как и другие счас­ тливчики, были премного до­ вольны, Впрочем... Впрочем, были довольны и невезучие. Журналисты сдела­ ли им маленький подарок в виде розданных бесплатно све­ жих номеров «Доброго вечера!» и «Липецкой спортивной газе­ ты», Шелест страниц прекра­ тился только тогда, когда на сцену вышли народные артис­ ты России Анатолий Безденеж­ ный и Валерий Радченко, ото­ рвавшие публику от чтения еженедельников. Затем высту­ пал признанный мастер Липец­ кой государственной филармо­ нии, заслуженный артист Рос­ сии Владимир Селявкин... И лишь тогда, когда пос­ ледний луч пурпурного заката напомнил о необходимости расходиться по домам, из пар­ ка Победы потянулись к трам­ вайной остановке сначала пен­ сионеры, потом папы и мамы с детишками. Последними по­ кидали парк Победы влюблен­ ные... О тч е т под готовил деж урный р епор тер «ЛГ» — Михаил ЛЫ ТКИН . С ним ки сделал Ев гений САМОХВАЛОВ. Л И П О В К А Что-то строим , что-то руш им ... Жизнь, как истина, проста... Через Липецк, через душу. Протекает... красота: Тихо-тихо, робко -робко , И воды — на три глотка... Коротка река Липовка, Словно счастье, — коро тка ) ,: Была тысяча прелюдий, Может, тысяча одна... Берегите речку, люди, Пока есть еще она).. Изгибается подковкой, Чтобы радость принести , Детства реченька - - Липовка ... ...Липам в Липецке цвести ).. А н а то л и й ШЕСТОПАЛОВ . СОБЫТИЕ КНЕНУНЕЗАРАСТЕТ НАРОДАНЯТРОПА! НАКАНУНЕ ПРЕМЬЕРЫ ЗДЕСЬРУССКИЙДУХ... Завтра и в последующие несколько дней на сцене кино­ концертного зала «Октябрь» состоится представление, о по ­ явлении которого здесь раньше и не помышляли. Концер­ ты, шоу, творческие вечера, торжественные собрания — да. Но чтобы опера «Руслан и Людмила» на основе творений А. С. Пушкина и М. И. Глинки с более чем двумястами))) исполнителями — это вообще, это что-то) Перед одной из последних репетиций «Руслана и Лю д ­ милы» наш обозреватель встретился с постановщиком спе к ­ такля Яковом ЛИВ1иИЦЕМ. — Яков Михайлович, кому первом у пришла в голову мысль о столь дерзкой «за­ тее» в стенах киноконцертно­ го, а не театрального зал а ? Или «Октябрь», малоприспо­ со б л ен ны й для подобны х зрелищ, был выбран понево­ л е ? — Эту идею, думая о пред­ стоящем юбилее Пушкина, го­ родскому управлению культуры года два назад предложил я. Да, управление не имеет в своем распоряжении театральных пло­ щадок, находящихся в центре города, то есть способных при­ влечь достаточно большое чис­ ло зрителей. «Октябрь», тем не менее, не вынужденный вариант, Я совершенно сознательно, спе­ циально предложил его местом постановки «Руслана и Людми­ лы», изначально рассчитывая на зал эстрады,на открытое зрели­ ще. — Что же, в целом, уви­ дит публика, как вы сами оп­ р еделяете жанр названного «концертного спектакля»? — Продолжительность одно­ именной эпической оперы Глин­ ки — четыре с лишним часа. Да, сами понимаете, не только поэ­ тому она, с участием исполни­ телей сугубо лишь нашего го­ рода, не смотрелась бы. Чисто оперный спектакль в «липецком варианте» нереален. Так что зри­ тели увидят музыкально-поэти­ ческую версию «Руслана и Люд­ милы», которая будет идти око­ ло двух часов. — Иными словами , вер ­ сия по сравнению со стихо ­ творным и оперным ори ги ­ налами имеет резко со кр а ­ щенный, «урезанный» харак­ т е р ? — Видите ли, наш спектакль — это не какое-то мое своево­ лие как либреттиста и режиссе­ ра. Наш «Руслан и Людмила» — тоже оригинальное, «авторское» представление, где «авторами»- исполнителями выступают, в ос­ новном, муниципальные твор­ ческие коллективы. Спектакль — свидетельство их очень почти­ тельного и бережного отноше­ ния к Пушкину, если хотите — признание их артистической любви к нему... Мы резко сокра­ тили линию сил зла, ибо недо­ брого, печального и так хватает в сегодняшней жизни. Оставлен один жестокий Черномор. Зато спектакль дополнен балетной предысторией любви главных героев и, главное, дополнен при­ сутствием самого Пушкина. У нас он — не «лицо от театра». У нас Пушкин — его играет заслу­ женный артист России Владимир Тепляков — задуман полноцен­ ным сценическим образом. Он — и рассказчик, и свидетель от­ носительно всего того, что про­ исходит на сцене, — Представьте, пожалуй­ с т а , остальны х участников ваш ей м у зы к ал ь н о -п о э ти ­ ческой версии. — Это — муниципальные симфонический оркестр, камер­ ный хор, ансамбль народной пес­ ни «Зень» (он введен, чтобы во­ истину подтвердить слова «здесь русский дух, здесь Русью пах­ нет»). Затем — ряд актеров об­ ластного театра кукол в качест­ ве драматических артистов и сту­ денты хореографического отде­ ления областной школы и с ­ кусств. Кроме того, хочется от­ метить вклад в спектакль муни­ ципальных учреждений культуры, лаборатории производственной эстетики Новолипецкого комби­ ната, которые помогли «одеть» и оформить постановку. — Наконец, намерены ли вы осуществить еще какой- нибудь подобный проект? — Ваш вопрос, конечно, за­ кономерен, но он, не обижай­ тесь, абсолютно не ко времени. Сейчас у меня такая предпремь- ерная «запарка», что о дальней­ ших проектах и думать не хочу. — Яков Михайлович, по­ нимая в ас , желаю вам у с ­ пешной премьеры — и наде­ юсь все-таки на обозримую в будущем встречу по пово­ ду вашей новой работы. Константин КЛЮТКИН . На сн им ке : м ом ен ты р е ­ п е ти ц и и «Руслана и Л ю д ­ милы» . ^ _ Ф о то Ев гения САМОХВАЛОВА . Когда из окон здания прежнего райкома партии уже мет«: ров з а 50 до него слышна музыка чь э то , признаться , и поныне трогательное , о многом говорящее явление. Быв­ ший указующий и направляющий «перст» (музыка, знаете ребпйлегает КО аОяКб'го' р'О)^! красибостям! заменен на детские пальцы, извлекающие гармоничные звуки из раз­ личных инструментов. И не только. В здании — оно на Но- волипецке, — где теперь находится школа искусств N8 3 , и играют, и поют, и танцуют. Школе исполняется 40 ле т ,: И'Она в сф е ч а е т свой юби­ лей в прекрасном настроении . Таково безусловное мне­ ние ее директора Виктора Алексеевича Бахметьева. На днях на сцене Дворца культуры НЛМК ученики с участием педа­ гогов дали большой и «исчерпывающий», разноплановый отчетный концерт. О нем от зрителей Виктор Алексеевич выслушивал лишь исключительно приятные отзывы. Чем может особо гордиться школа, так это сущ еству­ ющими редко где в подобных учебных заведениях симфо­ ническим оркестром , ансамблем скрипачей. А также со ­ лидной библиотекой— для распечатки имеющихся в ней нот, школе, кстати ; на юбилей подарили ксерокс. Нечего и говорить, что у В. Бахметьева отсутствуют пре­ тензии к руководимому им дружному коллективу препо­ давателей , в котором с недавних пор работает и бывшая выпускница ДШИ № 3 Ольга Васильевна Поташева . (Е е , дум ается , не надо представлять как любителем музыки, так и профессионалам — свидетелям успеха ее учеников на смотрах высокого ранга). ПОДВИЖНИКИ • м 500 ребят, сосредоточенно , не б е з шума и веселья в перерывах, постигающих сегодня здесь азы ьгазыки и хо­ реографии , — со гл аси тесь , солидное число. 25 ~ конеч­ но, заметно меньше. Но, все равно, редко какая школа искусств располагает (по'итогам последних двух лет)' имен­ но столькими лауреатами и дипломантами конкурсов — о т областного до межгосударственного. Само собой разум е ­ е тся , что многие прежние здешние питомцы пошли даль­ ше по пути, указанному им специализированной «альма- матер»». Включая консерватории и руководящие должнос­ ти в учреждениях культуры. Когда я прочел в проспекте к 40-летию школы о ее твор­ ческих коллективах, которые неизменно выступают с ш еф ­ скими концертами по Липецку, то сразу же спросил Вик­ тора Алексеевича: сущ ес твуе т ли обратная связь в виде шефов-спонсоров? И он мгновенно и с таким довольным ощущением, что вот сейчас-то будет все основное доска ­ зано , ответил: «К счастью, да». Уже 20 лет заботливо опе­ кают школу доменный цех N° 2 (НЛМК) во главе с Иваном Сер геевичем Яриковым. Опека в ед ется , чаще в се го , по линии производственных возможностей цеха металлур­ ги помогаю т своим подшефным в ремон те , оснащении сцены, приведении в должный вид классов и т .д . . . .А о проблемах В . Бахметьев предпочел не говсюить. Ведь даже и на их фоне детской школе искусств № 3 мо­ жет позавидовать любая другая. Константин В А СИ Л Ь ЕВ . Сегодня в центре Липец­ ка встанет бронзовый Пуш­ кин, который, мы убеждены, п р ивнесе т в обл и к города неповторимую и существен­ ную деталь — глубокую по смыслу и огромную по с о ­ держанию. В ансамбле с па­ мятниками Петру Великому и Плеханову он станет д у ­ ховной доминантой Л ипец ­ ка, да и всего нашего края. Памятник — всегда час­ тица души его творца. А еще — тепло и неравнодушие ра ­ бочи х р у к , в о пл ощ аю щ и х творческий замысел худож ­ ника. Факт, который станет д о ­ стоянием истории — памят­ ник Петру, а теперь и Пуш­ кину, вышли из цехов ремон­ тного завода АО «))ЛМК». О его мастерах — краткий рас ­ сказ корреспондента "ЛГ". — Для наших специалистов такие заказы хоть и хлопотны, но и чрезвычайно интересны, — говорит начальник цеха Николай Шацких. — Ведь делаем памят­ ник на века, не для себя толь­ ко, но и для потомкрв. Вот по­ чему и подход тут должен быть особый — высокопрофессио­ нальный, ответственный. И од­ новременно — творческий. Бронзовая двухметровая композиция, по проекту скуль­ пторов Ю. Гришко, И. Мазура и архитектора Г. Александрова, изображает поэта читающим стихи. Имена творцов памятни­ ка запечатлены на специальной доске. Но мы должны помнить и тех, кто воплощал их замысел в металле. Слесаря Вячеслава Гри ­ горьева высоко ценят в трудо­ вом коллективе как специалис­ та экстра-класса . Когда ему пришлось прикоснуться к искус­ ству ваяния — а он работал над памятниками Петру I, Бунину, Плеханову — Вячеслав Михай­ лович открыл в себе неподдель­ ный интерес узнать побольше об истории этого вида творчес­ тва, проникнуться духом вели­ ких шедевров. Чтобы выполнять свою работу «зряче», с душой, осмысленно. Перед тем как приступить к работе над памятником Пушки- ' ну он пересмотрел немало гра­ фических изображений поэта, его живописных портретов. Ду­ маю, что эта композиция очень удачная, — говорит он, — и, без сомнения, она станет украше­ нием нашего города. В работе над скульптурами он сблизился с другим масте­ ром, плавильщиком литейного цеха Николаем Алексеевым. Ин­ терес к художественному литью у последнего появился после общения с выдающимся скульп­ тором России Вячеславом Клы­ ковым, когда тот отливал свое­ го Петра для Липецка. Именно Клыков первым усмотрел в мас­ тере человека, способного твор­ чески ответить замыслу автора. А отливка требует не только тщательности и скрупулезности в работе, .но и серьезного ос­ мысления всех ее этапов, за­ ставляя зачастую по-новому пе­ реосмысливать технологию от­ ливки, а затем сборки. Успокаиваются м астера лишь тогда, когда работа завер­ шена. А до этого — поиски, тре­ воги, раздумья... Итак, липецкий Пушкин се ­ годня взойдет на пьедестал. И к подножию его положат первые букеты цветов. Они — нашему гению. И тем, кто изваял памятник русскому гению. И пусть во веки веков к нему не зарастет народная тропа! Вячеслав ЯКУНИН . На снимке: таким се год ­ ня Пушкин предстанет л ип ­ чанам. . . _ Ф о то Евгения САМОХВАЛОВА . ТАЛАНТЫ ЗЕМЛИ ЛИПЕЦКОЙ п Еаь такой промысел в РОССИИ! НЕМНОГО ИСТОРИИ у каждого предприятия, как и у человека, есть свой день рождения. Фабрика «Липецкие узоры» появилась на свет 21 мая 1974 года. Именно в этот день было принято решение ис­ полкома областного Совета де­ путатов трудящихся о ее созда­ нии с целью «дополнительного увеличения производства това­ ров культурно-бытового назна­ чения и хозяйственного обихо­ да, сувениров из дерева с худо­ жественной росписью»,.. Со ­ здать фабрику предписывалось на базе имеющихся цехов — токарно-заготовительного, худо­ жественной росписи, лесопиле­ ния и станочной линии по про­ изводству деревянной ложки Липецкого леспромхоза. Не на пустом, как видите, месте зате­ валось новое производство, при­ чем не только с точки зрения ма­ териальной. Были, да, может быть, и не принимались во вни­ мание предпосылки иного рода, упомянуть о которых обязатель­ но следует. НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ Они, судя по обнаруженным в архивах сведениям, таковы. Еще в позапрошлом и прошлом веках в окрестнос­ тях Липецка изго­ тавливались изде­ лия из дерева. Бы­ товали, как написа­ но в одном докумен­ те, различные техни­ ки художественной обработки дерева: долбление, работа резцами, токарная обработка. Наряду с и з г о т о в л е н и е м сельхозорудий и средств передвиже­ ния (сохи, бороны, телеги , салазки, дуги) производилась хозяйственная и до­ машняя утварь. Из мягких и недорогих пород древесины резались вручную, а в конце девятнадца­ того столетия —на токарных стан­ ках, необходимые в каждом крестьянском доме предметы: миски, чашки, корцы, совки, та­ релки, ложки. Производство де­ ревянной посуды, как утвержда­ ют исследователи, стало исчезать в конце прошлого — начале ны­ нешнего веков. Деревянную по­ суду вытеснили фабричные из­ делия из фаянса и фарфора, ме­ талла. Но не навсегда... ДЕСАНТ СЕМЕНОВЦЕВ и все-таки одних предпосы­ лок в виде материальной базы и опыта предшествующих поколе­ ний для воссоздания народно-ху­ дожественного промысла было мало. Требовались специалисты, которых выписали из Заволжья, а точнее из города Семенова Горьковской области. В Липецк они приехали тремя годами рань­ ше официального рождения фаб­ рики и, если говорить коротко, с них и началась липецкая школа художественной росписи по де­ реву. Первым «директором» и ос­ нователем школы на фабрике считают Марфу Федоровну Си­ неву. В свое время она трудилась в известном объединении «Хох­ ломская роспись», была лауреа­ том Государственной премии им. И.Е. Репина, позже, когда Мар­ фа Федоровна уже работала на нашей земле, ей было присвое­ но звание заслуженного худож­ ника России. В Липецке «семеновский де- ■ сайт» встретили хорошо, само время, когда они заправляли на фабрике, старожилы предприятия до сих пор вспоминают с тепло­ той. ЧТОЕСТЬФАБРИКАСЕГОДНЯ? На этот вопрос, как и положе­ но, отвечает ее директор Иван Егорович Попов: — Это, прежде всего, хорошо отлаженное производство изде­ лий народных художественных промыслов. Ассортимент изде­ лий — свыше двухсот наимено­ ваний. Среди них — вазы, чаши, поставцы, солонки, ложки, ком­ плекты деревянной посуды для столовой и кухни, чайные полоч­ ки. Всего не перечислишь... На фабрике работает чуть более двухсот человек. В год выпуска­ ется сотни тысяч единиц продук­ ции, в том числе десятки коллек­ ционных изделий. Фирма явля­ ется участником ассоциации «На­ родно-художественные промыс­ лы России», а раньше одним из знаков' ее признания было прак­ тически ежегодное участие в вы­ ставках на ВДНХ. Наша продук­ ция на Главной выставке страны отмечалась золотыми, серебря­ ными, бронзовыми медалями, много у нас медалистов и среди работников фабрики. Впрочем, разве только на ВДНХ фигурировали «Липецкие узоры»? Мы участвовали в зо­ нальных, республиканских, облас­ тных выставках и ярмарках, в том числе и международных, в Гер­ мании, например. Что же касает­ ся спроса на нашу продукцию, то он даже сегодня, при всех труд­ ностях, велик. Рынок сбыта — Россия, Белоруссия, страны Ев­ ропы, Канада. Слышал я, что че­ рез различные торговые компа­ нии наши «узоры» поставляются в Африку, Австралию. А наши самовары, что мы расписывали раньше, можно найти в любом уголке планеты. Из рассказа директора взя­ ты, разумеется, лишь фрагмен­ ты, но и они, смеем надеяться, дают представление о том, что есть «Липецкие узоры» сегодня. К характеристике предприятия нелишне, думается, добавить та- к т о о н и , ТВОРЦЫ ПРЕКРАСНОГО? Ответ на этот вопрос может дать небольшая прогулка по фаб­ рике, Шедевры «зачинаются» на участке лесопиления, где бревна превращаются в заготовки буду­ щих «узоров». Тут работают, ста­ ночницы Мария Теслина, Анна Сумина и Лариса Торшина (она на снимке в центре). Березу, липу, осину на фабрику постав­ ляют Ленинский и другие лесхо­ зы области, а также завозят из других краев. Заготовки превра­ щаются в основу будущих ваз, рю­ мок, стаканов, ковшей и т.п. в то­ карном цехе, Мастера и масте­ рицы тут — высочайшей квали­ фикации, и самым ярким пред­ ставителем этого отряда являет­ ся, пожалуй, токарь Нина Гурь­ ева. В художественной творческой лаборатории (на снимке вни ­ зу) можно потерять дар речи. Тут статировать: липецкие мастери­ цы выработали свой стиль. Стиль этот — растительный ор­ намент, отличающийся многоц- ветием, яркостью, сочностью, теплотой тонов. Обратите вни­ мание на симметрично пульси­ рующие, отдельно повторяющи­ еся сюжеты из гроздьев ряби­ ны, ягод, цветов. Новое звуча­ ние росписи «Липецких узоров» придает выбор мотивов орна­ мента. В орнаменте появляет­ ся изображение птиц, бабочек, рыбок и фон... Это, действительно, нужно только видеть! При этом на душе возникает ощущение праздни­ ка от золотых расписных чащ, ваз, резных ковшей, ярких ле­ бедушек, готовых взмахнуть крылами и улететь за тридевять земель. Мастера создают все это вручную! Среди тех, кто фор­ мирует творческое лицо про­ мысла — художницы Лариса Лутова, Ольга Яковлева, Нина кую деталь: с заказами на пред­ мет изготовления различных ваз, сувениров в виде лебедушек, на­ боров опять же расписных пред­ метов быта для дач и охотничьих домиков сюда приезжали люди от генсеков КПСС. На «Липецких узорах» расписывали вазы с «включением» портретов летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман» по заказу французского генера­ ла. Не так давно один из шедев­ ров, изготовленных на фабрике, подарили супруге нынешнего пре­ зидента Наине Ельциной. А в про­ шлом году во время выставки- ярмарки в Москве сам директор Попов и его помощники торгова­ ли своим товаром в Государ­ ственной Думе. В числе покупа­ телей был, между прочим, и из­ вестный режиссер, депутат Ста­ нислав Говорухин. даже выдающиеся репортеры поймали бы себя на мысли о том, как беден богатый русский язык для описания и оценки всего того, что видишь. Поэтому предоста­ вим слово профессионалу — главному художнику фабрики Ва­ лентине Петрищевой: — С удовольствием могу кон- Боева, Светлана Измалкова (на снимке слева). Того самого промысла — неповторимого яркого, нужного людям, в об­ ласти, России и за ее предела­ ми... Михаил ПОКРОВСКИЙ. Фото Евгения САМОХВАЛОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz