Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
ВСТРЕЧА СТАРЫХ д р у з е й «ВСПАШИТЫЗТУЗЕМЛЮ ИЗАСЕЙ..» Мы обещали вам, чита тель, подробности встречи журналистов «ЛГ» с жителями города Липецка в парке «30 лет Победы». Свой отчет счи таем нужным начать с того, что накануне Дня города, в вос кресный день 16 мая, была отличная погода. Со лнце, после долго державшегося похо лодания, сияло во всю Ивановскую, что, наверное, и предоп ределило «хорошую явку». В парк пришли стар и млад из чис ла жителей юго-за падного района. И не потому, может быть, что им была обещана возмож ность пообщаться с журналистами. Про грамм и мероприя тий, хороших и раз ных, в парке Побе ды благодаря усили ям его директора Виктора Колтакова и управления культуры администрации горо да во главе с Татьяной Мина евой хватает. Это — с одной стороны. А с другой? Ведь в юго-западном районе, где жи вет треть населения Липецка, больше и податься некуда. Иных, кроме парка, культурных учреждений тут по сути и нет. Когда на встречу прибыли газетчики, то на скамейках от крытой эстрады уже не оста валось свободных мест. Их заполнили поклонники регу лярно проводимого здесь дей ства под названием «Играй, гар монь!» При играющей гармони, понятное дело, не было нехват ки и в поклонниках. Одни пели, другие танцевали... Журналистам «ЛГ», если угодно, предстояло вклиниться в заранее составленный сцена- А * ^ ш ш ш м рий на 16 мая. И при всей «тес нотище» они сумели это сде лать, не отняв у других участни ков ни минуты. Главный редактор «ЛГ» Вла димир Савельев не стал произ носить' речей, которых, вполне возможно, от него ждали. Вмес то развернутого представления своих изданий и коллег он рас сказал... о сборнике публицис тических работ журналистов «ЛГ» под названием «Хочу быть услышанным». Книжка эта, мно гим известная, выпущенная че тыре года назад, становится библиографической редкостью. Но не устаревают и не умирают в ней работы, написанные в сти хах и прозе. Тысячам разных людей они помогли понять, что есть Липецкая область и жур налисты «ЛГ» как ее патриоты, проповедники и защитники. Представление же о том, кто мы, во что верим, к чему при зываем и что не принимаем, да вали строки стихов из книги: Легко утратить веру в свой на род, Который голосует за подонков И, сам себя ограбив, вечно пьет, И предков предавая, и потом ков. Вспаши ты эту землю и засей. Ее не сменишь, ведь она не знамя. Что будет с нами, то и будет с ней. Что будет с нею, то и будет с нами. Люди, в основном пожилые, впервые услышавшие эти сти хи, вытирали нечаянно пробив шуюся слезу. На этом, пожалуй, и кончи лась вся «политизированность» встречи журналистов «ЛГ» с го рожанами. Дальше все шло сво им чередом: за специальным столиком начальник 36-го отде ления связи г, Липецка Нина Шишкина и оператор Валенти на Трофимова (на с н им ке ) принимали подписку на «ЛГ» и ее приложения, а журналисты газеты тем временем продол жали знакомить читателей с де лами редакции. Особый «колорит» парку По беды, как многим известно, при дают частушечницы, что и поют, и пляшут, веселя народ. Их, за всегдатаев и активистов, мы и пригласили на сцену, попросив исполнить частушки по поводу. Они согласились и... Отдыхающие получили до полнительное представление о том, что есть «Липецкая газе та» и каково отношение к ней в народных массах: Не боюсь морозов грозных И парилки лета. Не вспотею, не замерзну С «Липецкой газетой». Что у нас в погодной сводке? Скоро ль теплым станет май? Сколько можно выпить водки? Все в газете прочитай. И дальше — еще более при земленное, близкое к призна нию: Надоел мне гармонист Как собаке кошка. Полюбился журналист. Хоть и без гармошки. В заключение — граждан ский пафос фольклора: Врали те, и врали эти. Ни один не промолчал. Только в «Липецкой газете» Пишут, правду про липчан. Собрав причитающиеся им аплодисменты, энтузиастки по кинули сцену, довольные и со бой, и публикой, оценившей их талант по достоинству. А вни манием аудитории завладел из вестный певец Юрий Мелехин, «Неаполитанская песня» и рус ские романсы которого «навели тишину» не только в парке, но и на подступах к нему. Когда он пел, то и трамваи, казалось, за медляли ход... Между тем, как бы ни заво раживали публику частушечни цы и исполнитель классики, часть аудитории пребывала в нетерпении: ну когда же? Когда же розыгрыш призов для под писчиков? И вот этот момент настал. В яркий, знакомый многим оран жево-красный барабан, юная помощница Маша Жуликова (на снимке) опускает игровые талончики. А дальше... Дальше — отработанная технология с извлечением «счастливых» но меров и вручение призов по бедителям. Везучие наши чи татели-почитатели, оформив шие подписку в парке Победы, получают им причитающееся: хрустальную вазу, набор книг из «Библиотечки «Липецкой газеты», спортивные майки с символикой «ЛГ» и так далее. Супругам Пантелеевым, Нико лаю Давыдовичу и Александре Николаевне (на снимке), на пример, выпал подарочный на бор от фабрики «Липецкие узо ры», Они, как и другие счас тливчики, были премного до вольны, Впрочем... Впрочем, были довольны и невезучие. Журналисты сдела ли им маленький подарок в виде розданных бесплатно све жих номеров «Доброго вечера!» и «Липецкой спортивной газе ты», Шелест страниц прекра тился только тогда, когда на сцену вышли народные артис ты России Анатолий Безденеж ный и Валерий Радченко, ото рвавшие публику от чтения еженедельников. Затем высту пал признанный мастер Липец кой государственной филармо нии, заслуженный артист Рос сии Владимир Селявкин... И лишь тогда, когда пос ледний луч пурпурного заката напомнил о необходимости расходиться по домам, из пар ка Победы потянулись к трам вайной остановке сначала пен сионеры, потом папы и мамы с детишками. Последними по кидали парк Победы влюблен ные... О тч е т под готовил деж урный р епор тер «ЛГ» — Михаил ЛЫ ТКИН . С ним ки сделал Ев гений САМОХВАЛОВ. Л И П О В К А Что-то строим , что-то руш им ... Жизнь, как истина, проста... Через Липецк, через душу. Протекает... красота: Тихо-тихо, робко -робко , И воды — на три глотка... Коротка река Липовка, Словно счастье, — коро тка ) ,: Была тысяча прелюдий, Может, тысяча одна... Берегите речку, люди, Пока есть еще она).. Изгибается подковкой, Чтобы радость принести , Детства реченька - - Липовка ... ...Липам в Липецке цвести ).. А н а то л и й ШЕСТОПАЛОВ . СОБЫТИЕ КНЕНУНЕЗАРАСТЕТ НАРОДАНЯТРОПА! НАКАНУНЕ ПРЕМЬЕРЫ ЗДЕСЬРУССКИЙДУХ... Завтра и в последующие несколько дней на сцене кино концертного зала «Октябрь» состоится представление, о по явлении которого здесь раньше и не помышляли. Концер ты, шоу, творческие вечера, торжественные собрания — да. Но чтобы опера «Руслан и Людмила» на основе творений А. С. Пушкина и М. И. Глинки с более чем двумястами))) исполнителями — это вообще, это что-то) Перед одной из последних репетиций «Руслана и Лю д милы» наш обозреватель встретился с постановщиком спе к такля Яковом ЛИВ1иИЦЕМ. — Яков Михайлович, кому первом у пришла в голову мысль о столь дерзкой «за тее» в стенах киноконцертно го, а не театрального зал а ? Или «Октябрь», малоприспо со б л ен ны й для подобны х зрелищ, был выбран понево л е ? — Эту идею, думая о пред стоящем юбилее Пушкина, го родскому управлению культуры года два назад предложил я. Да, управление не имеет в своем распоряжении театральных пло щадок, находящихся в центре города, то есть способных при влечь достаточно большое чис ло зрителей. «Октябрь», тем не менее, не вынужденный вариант, Я совершенно сознательно, спе циально предложил его местом постановки «Руслана и Людми лы», изначально рассчитывая на зал эстрады,на открытое зрели ще. — Что же, в целом, уви дит публика, как вы сами оп р еделяете жанр названного «концертного спектакля»? — Продолжительность одно именной эпической оперы Глин ки — четыре с лишним часа. Да, сами понимаете, не только поэ тому она, с участием исполни телей сугубо лишь нашего го рода, не смотрелась бы. Чисто оперный спектакль в «липецком варианте» нереален. Так что зри тели увидят музыкально-поэти ческую версию «Руслана и Люд милы», которая будет идти око ло двух часов. — Иными словами , вер сия по сравнению со стихо творным и оперным ори ги налами имеет резко со кр а щенный, «урезанный» харак т е р ? — Видите ли, наш спектакль — это не какое-то мое своево лие как либреттиста и режиссе ра. Наш «Руслан и Людмила» — тоже оригинальное, «авторское» представление, где «авторами»- исполнителями выступают, в ос новном, муниципальные твор ческие коллективы. Спектакль — свидетельство их очень почти тельного и бережного отноше ния к Пушкину, если хотите — признание их артистической любви к нему... Мы резко сокра тили линию сил зла, ибо недо брого, печального и так хватает в сегодняшней жизни. Оставлен один жестокий Черномор. Зато спектакль дополнен балетной предысторией любви главных героев и, главное, дополнен при сутствием самого Пушкина. У нас он — не «лицо от театра». У нас Пушкин — его играет заслу женный артист России Владимир Тепляков — задуман полноцен ным сценическим образом. Он — и рассказчик, и свидетель от носительно всего того, что про исходит на сцене, — Представьте, пожалуй с т а , остальны х участников ваш ей м у зы к ал ь н о -п о э ти ческой версии. — Это — муниципальные симфонический оркестр, камер ный хор, ансамбль народной пес ни «Зень» (он введен, чтобы во истину подтвердить слова «здесь русский дух, здесь Русью пах нет»). Затем — ряд актеров об ластного театра кукол в качест ве драматических артистов и сту денты хореографического отде ления областной школы и с кусств. Кроме того, хочется от метить вклад в спектакль муни ципальных учреждений культуры, лаборатории производственной эстетики Новолипецкого комби ната, которые помогли «одеть» и оформить постановку. — Наконец, намерены ли вы осуществить еще какой- нибудь подобный проект? — Ваш вопрос, конечно, за кономерен, но он, не обижай тесь, абсолютно не ко времени. Сейчас у меня такая предпремь- ерная «запарка», что о дальней ших проектах и думать не хочу. — Яков Михайлович, по нимая в ас , желаю вам у с пешной премьеры — и наде юсь все-таки на обозримую в будущем встречу по пово ду вашей новой работы. Константин КЛЮТКИН . На сн им ке : м ом ен ты р е п е ти ц и и «Руслана и Л ю д милы» . ^ _ Ф о то Ев гения САМОХВАЛОВА . Когда из окон здания прежнего райкома партии уже мет«: ров з а 50 до него слышна музыка чь э то , признаться , и поныне трогательное , о многом говорящее явление. Быв ший указующий и направляющий «перст» (музыка, знаете ребпйлегает КО аОяКб'го' р'О)^! красибостям! заменен на детские пальцы, извлекающие гармоничные звуки из раз личных инструментов. И не только. В здании — оно на Но- волипецке, — где теперь находится школа искусств N8 3 , и играют, и поют, и танцуют. Школе исполняется 40 ле т ,: И'Она в сф е ч а е т свой юби лей в прекрасном настроении . Таково безусловное мне ние ее директора Виктора Алексеевича Бахметьева. На днях на сцене Дворца культуры НЛМК ученики с участием педа гогов дали большой и «исчерпывающий», разноплановый отчетный концерт. О нем от зрителей Виктор Алексеевич выслушивал лишь исключительно приятные отзывы. Чем может особо гордиться школа, так это сущ еству ющими редко где в подобных учебных заведениях симфо ническим оркестром , ансамблем скрипачей. А также со лидной библиотекой— для распечатки имеющихся в ней нот, школе, кстати ; на юбилей подарили ксерокс. Нечего и говорить, что у В. Бахметьева отсутствуют пре тензии к руководимому им дружному коллективу препо давателей , в котором с недавних пор работает и бывшая выпускница ДШИ № 3 Ольга Васильевна Поташева . (Е е , дум ается , не надо представлять как любителем музыки, так и профессионалам — свидетелям успеха ее учеников на смотрах высокого ранга). ПОДВИЖНИКИ • м 500 ребят, сосредоточенно , не б е з шума и веселья в перерывах, постигающих сегодня здесь азы ьгазыки и хо реографии , — со гл аси тесь , солидное число. 25 ~ конеч но, заметно меньше. Но, все равно, редко какая школа искусств располагает (по'итогам последних двух лет)' имен но столькими лауреатами и дипломантами конкурсов — о т областного до межгосударственного. Само собой разум е е тся , что многие прежние здешние питомцы пошли даль ше по пути, указанному им специализированной «альма- матер»». Включая консерватории и руководящие должнос ти в учреждениях культуры. Когда я прочел в проспекте к 40-летию школы о ее твор ческих коллективах, которые неизменно выступают с ш еф скими концертами по Липецку, то сразу же спросил Вик тора Алексеевича: сущ ес твуе т ли обратная связь в виде шефов-спонсоров? И он мгновенно и с таким довольным ощущением, что вот сейчас-то будет все основное доска зано , ответил: «К счастью, да». Уже 20 лет заботливо опе кают школу доменный цех N° 2 (НЛМК) во главе с Иваном Сер геевичем Яриковым. Опека в ед ется , чаще в се го , по линии производственных возможностей цеха металлур ги помогаю т своим подшефным в ремон те , оснащении сцены, приведении в должный вид классов и т .д . . . .А о проблемах В . Бахметьев предпочел не говсюить. Ведь даже и на их фоне детской школе искусств № 3 мо жет позавидовать любая другая. Константин В А СИ Л Ь ЕВ . Сегодня в центре Липец ка встанет бронзовый Пуш кин, который, мы убеждены, п р ивнесе т в обл и к города неповторимую и существен ную деталь — глубокую по смыслу и огромную по с о держанию. В ансамбле с па мятниками Петру Великому и Плеханову он станет д у ховной доминантой Л ипец ка, да и всего нашего края. Памятник — всегда час тица души его творца. А еще — тепло и неравнодушие ра бочи х р у к , в о пл ощ аю щ и х творческий замысел худож ника. Факт, который станет д о стоянием истории — памят ник Петру, а теперь и Пуш кину, вышли из цехов ремон тного завода АО «))ЛМК». О его мастерах — краткий рас сказ корреспондента "ЛГ". — Для наших специалистов такие заказы хоть и хлопотны, но и чрезвычайно интересны, — говорит начальник цеха Николай Шацких. — Ведь делаем памят ник на века, не для себя толь ко, но и для потомкрв. Вот по чему и подход тут должен быть особый — высокопрофессио нальный, ответственный. И од новременно — творческий. Бронзовая двухметровая композиция, по проекту скуль пторов Ю. Гришко, И. Мазура и архитектора Г. Александрова, изображает поэта читающим стихи. Имена творцов памятни ка запечатлены на специальной доске. Но мы должны помнить и тех, кто воплощал их замысел в металле. Слесаря Вячеслава Гри горьева высоко ценят в трудо вом коллективе как специалис та экстра-класса . Когда ему пришлось прикоснуться к искус ству ваяния — а он работал над памятниками Петру I, Бунину, Плеханову — Вячеслав Михай лович открыл в себе неподдель ный интерес узнать побольше об истории этого вида творчес тва, проникнуться духом вели ких шедевров. Чтобы выполнять свою работу «зряче», с душой, осмысленно. Перед тем как приступить к работе над памятником Пушки- ' ну он пересмотрел немало гра фических изображений поэта, его живописных портретов. Ду маю, что эта композиция очень удачная, — говорит он, — и, без сомнения, она станет украше нием нашего города. В работе над скульптурами он сблизился с другим масте ром, плавильщиком литейного цеха Николаем Алексеевым. Ин терес к художественному литью у последнего появился после общения с выдающимся скульп тором России Вячеславом Клы ковым, когда тот отливал свое го Петра для Липецка. Именно Клыков первым усмотрел в мас тере человека, способного твор чески ответить замыслу автора. А отливка требует не только тщательности и скрупулезности в работе, .но и серьезного ос мысления всех ее этапов, за ставляя зачастую по-новому пе реосмысливать технологию от ливки, а затем сборки. Успокаиваются м астера лишь тогда, когда работа завер шена. А до этого — поиски, тре воги, раздумья... Итак, липецкий Пушкин се годня взойдет на пьедестал. И к подножию его положат первые букеты цветов. Они — нашему гению. И тем, кто изваял памятник русскому гению. И пусть во веки веков к нему не зарастет народная тропа! Вячеслав ЯКУНИН . На снимке: таким се год ня Пушкин предстанет л ип чанам. . . _ Ф о то Евгения САМОХВАЛОВА . ТАЛАНТЫ ЗЕМЛИ ЛИПЕЦКОЙ п Еаь такой промысел в РОССИИ! НЕМНОГО ИСТОРИИ у каждого предприятия, как и у человека, есть свой день рождения. Фабрика «Липецкие узоры» появилась на свет 21 мая 1974 года. Именно в этот день было принято решение ис полкома областного Совета де путатов трудящихся о ее созда нии с целью «дополнительного увеличения производства това ров культурно-бытового назна чения и хозяйственного обихо да, сувениров из дерева с худо жественной росписью»,.. Со здать фабрику предписывалось на базе имеющихся цехов — токарно-заготовительного, худо жественной росписи, лесопиле ния и станочной линии по про изводству деревянной ложки Липецкого леспромхоза. Не на пустом, как видите, месте зате валось новое производство, при чем не только с точки зрения ма териальной. Были, да, может быть, и не принимались во вни мание предпосылки иного рода, упомянуть о которых обязатель но следует. НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ Они, судя по обнаруженным в архивах сведениям, таковы. Еще в позапрошлом и прошлом веках в окрестнос тях Липецка изго тавливались изде лия из дерева. Бы товали, как написа но в одном докумен те, различные техни ки художественной обработки дерева: долбление, работа резцами, токарная обработка. Наряду с и з г о т о в л е н и е м сельхозорудий и средств передвиже ния (сохи, бороны, телеги , салазки, дуги) производилась хозяйственная и до машняя утварь. Из мягких и недорогих пород древесины резались вручную, а в конце девятнадца того столетия —на токарных стан ках, необходимые в каждом крестьянском доме предметы: миски, чашки, корцы, совки, та релки, ложки. Производство де ревянной посуды, как утвержда ют исследователи, стало исчезать в конце прошлого — начале ны нешнего веков. Деревянную по суду вытеснили фабричные из делия из фаянса и фарфора, ме талла. Но не навсегда... ДЕСАНТ СЕМЕНОВЦЕВ и все-таки одних предпосы лок в виде материальной базы и опыта предшествующих поколе ний для воссоздания народно-ху дожественного промысла было мало. Требовались специалисты, которых выписали из Заволжья, а точнее из города Семенова Горьковской области. В Липецк они приехали тремя годами рань ше официального рождения фаб рики и, если говорить коротко, с них и началась липецкая школа художественной росписи по де реву. Первым «директором» и ос нователем школы на фабрике считают Марфу Федоровну Си неву. В свое время она трудилась в известном объединении «Хох ломская роспись», была лауреа том Государственной премии им. И.Е. Репина, позже, когда Мар фа Федоровна уже работала на нашей земле, ей было присвое но звание заслуженного худож ника России. В Липецке «семеновский де- ■ сайт» встретили хорошо, само время, когда они заправляли на фабрике, старожилы предприятия до сих пор вспоминают с тепло той. ЧТОЕСТЬФАБРИКАСЕГОДНЯ? На этот вопрос, как и положе но, отвечает ее директор Иван Егорович Попов: — Это, прежде всего, хорошо отлаженное производство изде лий народных художественных промыслов. Ассортимент изде лий — свыше двухсот наимено ваний. Среди них — вазы, чаши, поставцы, солонки, ложки, ком плекты деревянной посуды для столовой и кухни, чайные полоч ки. Всего не перечислишь... На фабрике работает чуть более двухсот человек. В год выпуска ется сотни тысяч единиц продук ции, в том числе десятки коллек ционных изделий. Фирма явля ется участником ассоциации «На родно-художественные промыс лы России», а раньше одним из знаков' ее признания было прак тически ежегодное участие в вы ставках на ВДНХ. Наша продук ция на Главной выставке страны отмечалась золотыми, серебря ными, бронзовыми медалями, много у нас медалистов и среди работников фабрики. Впрочем, разве только на ВДНХ фигурировали «Липецкие узоры»? Мы участвовали в зо нальных, республиканских, облас тных выставках и ярмарках, в том числе и международных, в Гер мании, например. Что же касает ся спроса на нашу продукцию, то он даже сегодня, при всех труд ностях, велик. Рынок сбыта — Россия, Белоруссия, страны Ев ропы, Канада. Слышал я, что че рез различные торговые компа нии наши «узоры» поставляются в Африку, Австралию. А наши самовары, что мы расписывали раньше, можно найти в любом уголке планеты. Из рассказа директора взя ты, разумеется, лишь фрагмен ты, но и они, смеем надеяться, дают представление о том, что есть «Липецкие узоры» сегодня. К характеристике предприятия нелишне, думается, добавить та- к т о о н и , ТВОРЦЫ ПРЕКРАСНОГО? Ответ на этот вопрос может дать небольшая прогулка по фаб рике, Шедевры «зачинаются» на участке лесопиления, где бревна превращаются в заготовки буду щих «узоров». Тут работают, ста ночницы Мария Теслина, Анна Сумина и Лариса Торшина (она на снимке в центре). Березу, липу, осину на фабрику постав ляют Ленинский и другие лесхо зы области, а также завозят из других краев. Заготовки превра щаются в основу будущих ваз, рю мок, стаканов, ковшей и т.п. в то карном цехе, Мастера и масте рицы тут — высочайшей квали фикации, и самым ярким пред ставителем этого отряда являет ся, пожалуй, токарь Нина Гурь ева. В художественной творческой лаборатории (на снимке вни зу) можно потерять дар речи. Тут статировать: липецкие мастери цы выработали свой стиль. Стиль этот — растительный ор намент, отличающийся многоц- ветием, яркостью, сочностью, теплотой тонов. Обратите вни мание на симметрично пульси рующие, отдельно повторяющи еся сюжеты из гроздьев ряби ны, ягод, цветов. Новое звуча ние росписи «Липецких узоров» придает выбор мотивов орна мента. В орнаменте появляет ся изображение птиц, бабочек, рыбок и фон... Это, действительно, нужно только видеть! При этом на душе возникает ощущение праздни ка от золотых расписных чащ, ваз, резных ковшей, ярких ле бедушек, готовых взмахнуть крылами и улететь за тридевять земель. Мастера создают все это вручную! Среди тех, кто фор мирует творческое лицо про мысла — художницы Лариса Лутова, Ольга Яковлева, Нина кую деталь: с заказами на пред мет изготовления различных ваз, сувениров в виде лебедушек, на боров опять же расписных пред метов быта для дач и охотничьих домиков сюда приезжали люди от генсеков КПСС. На «Липецких узорах» расписывали вазы с «включением» портретов летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман» по заказу французского генера ла. Не так давно один из шедев ров, изготовленных на фабрике, подарили супруге нынешнего пре зидента Наине Ельциной. А в про шлом году во время выставки- ярмарки в Москве сам директор Попов и его помощники торгова ли своим товаром в Государ ственной Думе. В числе покупа телей был, между прочим, и из вестный режиссер, депутат Ста нислав Говорухин. даже выдающиеся репортеры поймали бы себя на мысли о том, как беден богатый русский язык для описания и оценки всего того, что видишь. Поэтому предоста вим слово профессионалу — главному художнику фабрики Ва лентине Петрищевой: — С удовольствием могу кон- Боева, Светлана Измалкова (на снимке слева). Того самого промысла — неповторимого яркого, нужного людям, в об ласти, России и за ее предела ми... Михаил ПОКРОВСКИЙ. Фото Евгения САМОХВАЛОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz