Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
18 мая 1999 г., N9 98 (20976) Ш И П Е Ц К А Я •^ Ж г а з е т а о МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (Продолжение. Начало на 3,4-й стр.) Статья 32. Условия проведения агитации посредством прове дения массовых мероприятий 1. Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие инициативной группе по проведению местного референдума в органи зации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, обеспечивать безопасность при про ведении массовых мероприятий. _ 2 . Заявления о выделении помещений для проведения таких собра ний, встреч, дебатов и дискуссий рассматриваются соответствующими органами в срок не позднее трех дней со дня их подачи. 3. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рас сматриваются органами местного самоуправления в соответствии с за конодательством Российской Федерации. 4. По заявке комиссии местного референдума муниципального об разования пригодные для проведения массовых мероприятий помеще ния, находящиеся в муниципальной собственности, безвозмездно пре доставляются в пользование на установленное комиссией время для встреч членов инициативной группы по проведению местного референ дума и ее уполномоченных представителей, а также с участниками ре ферендума. 5. Здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ^Мнных объектов культурного наследия народов Российской Федера- ^ ^ и , не могут предоставляться для мероприятий, связанных с проведе нием местного референдума. Статья 33. Условия распространения агитационных материа лов 1. Инициативная группа по проведению местного референдума, общественные объединения вправе выпускать агитационные печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. 2. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в комиссию местно го референдума муниципального образования, зарегистрировавшую инициативную группу по проведению местного референдума. Вместе с данными материалами в комиссию местного референдума муниципаль ного образования должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовив ших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение аги тационных печатных материалов без согласия в письменной форме ини циативных групп по проведению референдума не допускаются. 3. Все агитационные материалы должны содержать информацию, указывающую наименование и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших данные материа- лы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказав шей изготовление данных материалов, а также информацию об их тира же и о дате выпуска. 4. Распространение агитационных материалов с нарушением требо ваний пунктов 2 и 3 настоящей статьи запрещается. 5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в поме щении, на здании, сооружении или другом объекте с согласия владельца или собственника указанных объектов. Вывешивание агитационных пе чатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, в поме щениях комиссий местного референдума и помещениях для голосова ния, а также у входа в них запрещается. 6. Органы местного самоуправления по предложению комиссии мест ного референдума муниципального образования обязаны не позднее чем за 20 дней до дня голосования на территории каждого участка мест ного референдума выделить специальные места для вывешивания агита ционных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения участниками референдума, и их должно быть не менее од ного в пределах каждого участка местного референдума. 7. Комиссия местного референдума, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо материа лов, не содержащих информацию, указанную в пункте 3 настоящей статьи, принимает меры по пресечению такой деятельности и вправе обратить ся в соответствующие правоохранительные и иные органы с представле нием о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных материалов. Статья 34. Гарантии права участников местного референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта нормативного правового акта, выносимого на местный референдум В случае вынесения на местный референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления каждый участник мест ного референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в органе местного самоуправления. Обязанность изготовления и распространения такого текста возлагается на инициативную группу по проведению местного референдума. Статья 35. Недопустимость злоупотребления правом на прове дение агитации ■1. Комиссии местного референдума муниципального образования контролируют соблюдение установленного порядка проведения агита ции при проведении местного референдума. 2. При поведении агитации не допускается злоупотребление свобо дой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расо вую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и наруше нию целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоу потребления свободой массовой информации, запрещенные федераль ными законами. 3. Инициативной группе по проведению местного референдума, а также иным организациям и лицам, прямо или косвенно участвующим в агитации по вопросам местного референдума, запрещается осуществлять подкуп участников местного референдума: вручать им денежные сред ства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на участках местного референду ма, сбор подписей и агитационную работу), проводить льготную распро дажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением V печатных, в том числе иллюстративных материалов и значков, специаль но изготовленных для агитации по вопросам местного референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Инициативная группа по проведению местного референдума и ее упол номоченные представители и иные организации и лица не вправе при проведении агитации воздействовать на участников местного референ дума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также пре доставления услуг иначе чем на основе принимаемых в соответствии с действующим законодательством решений органов местного самоуп равления. 4. Члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению местного референдума, а также организации, учредителя ми, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физичес кие и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, при проведении местного референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и фи нансовой помощи или услуг участникам референдума и организациям, расположенным на территории проведения местного референдума. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотво рительную деятельность от имени или в поддержку инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей. 5. Реклама коммерческой и иной деятельности членов и уполномо ченных представителей инициативной группы по проведению местного референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, вла дельцами и (или) членами руководящих органов которых они являются, при проведении референдума осуществляется на основаниях, предус мотренных пунктом 2 статьи 29 настоящего Закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допуска ется. 6. В случае нарушения инициативной группой по проведению мест ного референдума установленных статьями 27-35 настоящего Закона правил проведения агитации по вопросам местного референдума ко миссии местного референдума своим решением выносят предупрежде ние инициативной группе по проведению местного референдума либо обращаются в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятель ности. Соответствующее решение комиссии местного референдума передается в средства массовой информации. 7. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресе чению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать комиссию местного референдума муниципального об разования о выявленных фактах и о принятых мерах. 8. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установ ленных федеральными законами, настоящим Законом правил проведе ния агитации соответствующая комиссия местного референдума вправе I обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресече нии противоправной агитационной деятельности и привлечении орга низации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции пери одического печатного издания к ответственности, установленной зако нодательством Российской Федерации. ГЛАВА V I. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 36. Финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума 1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного ре ферендума, производятся за счет средств, выделяемых из бюджета му ниципального образования. 2. Расходы комиссий местного референдума предусматриваются отдельной строкой в бюджете муниципального образования. 3. В случае, если финансирование референдума не осуществляется за счет соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств комиссии местного референдума муниципально го образования, эти расходы оплачиваются за счет кредитов банков на основаниях и в порядке, предусмотренном федеральными законами. Возврат полученных кредитных средств и уплата процентов, начис ляемых за пользование указанными кредитными средствами, осущес твляется из средств местного бюджета. 4. При проведении местного референдума порядок открытия и ве дения счетов, учета, отчетности и перечисление денежных средств, выделенных комиссии местного референдума муниципального образо вания, устанавливается избирательной комиссией Липецкой области по согласованию с главным управлением банка Российской Федерации по Липецкой области. 5. Председатели комиссий местного референдума распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение ре ферендума, и несут ответственность за соответствие финансовых доку ментов решениям комиссий местного референдума по финансовым во просам и предоставление финансовых отчетов о расходовании указан ных средств в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами, законами области и уставами муниципальных образований, 6. Участковые комиссии местного референдума представляют фи нансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, в комиссию местного референду ма муниципального образования не позднее чем через 10 дней после официального опубликования результатов референдума, 7. Комиссия местного референдума муниципального образования представляет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, в представитель ный орган местного самоуправления муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования резуль татов референдума. Указанный отчет подлежит опубликованию в сред ствах массовой информации в течение одного месяца после представле ния его в представительный орган местного самоуправления. 8. Остатки денежных средств, выделенных комиссиям местного ре ферендума из бюджета муниципального образования на подготовку и проведение местного референдума и не израсходованные ими на ука занные цели, возвращаются в бюджет Муниципального образования. Статья 37. Фонды для участия в местном референдуме 1. Инициативная группа по проведению местного референдума в случае использования ею денежных средств для финансирования дея тельности по реализации инициативы проведения местного референ дума идля ведения агитации по вопросам местного референдума обяза на создавать фонд для участия в местном референдуме. Право распоря жаться средствами фонда для участия в местном референдуме принад лежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума, создавшей данный фонд. Инициативной группой назна чается уполномоченный по финансовым вопросам. Решение о назначе нии данного уполномоченного лица передается в комиссию местного референдума муниципального образования в течение суток со дня его принятия. 2. Фонд для участия в местном референдуме может создаваться за счет следующих средств: собственных средств членов инициативной группы; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. 3. Максимальный размер пожертвований юридических и физических лиц устанавливается настоящим Законом, при этом предельные разме ры средств, выделяемых в фонды для участия в местном референдуме, а также предельные суммы расходования средств указанных фондов не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный фе деральным законом на день назначения местного референдума: собственные средства членов инициативной группы— не более чем в 50 раз; добровольные пожертвования каждого физического и каждого юри дического лица — не более чем в 10 и 50 раз соответственно; предельные суммы расходов из фонда для участия в референдуме инициативной группы — не более чем в 1000 раз. 4. Запрещается вносить пожертвования в фонд для участия в рефе рендуме: а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам; б) иностранным гражданам; в) лицам без гражданства; г) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет; д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превы шает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов; е) международным организациям и международным общественным движениям; ж) органам государственной власти и органам местного самоуправ ления; з) государственным и муниципальным учреждениям и организациям; и) юридическим лицам, имеющим государственную или муниципаль нуюдолю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процен тов на день официального опубликования решения о назначении мес тного референдума; к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, право охранительным органам; л) благотворительным организациям и религиозным объединениям и учрежденным ими организациям; м) анонимным жертвователям (для гражданина—без указания любо го из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица — без указания любого из следующих сведений: идентификационного номера налого плательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, от метки об отсутствии государственной или муниципальной доли в устав ном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия); н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования. 5. Все денежные средства, образующие фонд для участия в рефе рендуме, перечисляются на специальный счет в банке, который откры вается с разрешения комиссии местного референдума муниципального образования. Инициативная группа по проведению местного референ дума вправе открыть только один специальный счет. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам фонда для участия в местном референдуме устанавливается избирательной комис сией Липецкой области по согласованию с главным управлением банка Российской Федерации по Липецкой области. Банк —держатель счета фонда для участия в местном референдуме по требованию комиссии местного референдума муниципального обра зования обязан периодически предоставлять ей информацию о поступ лении и расходовании средств, находящихся на счете фонда. 6. Средства фонда для участия в референдуме используются только на покрытие расходов, связанных с реализацией инициативы проведе ния местного референдума и агитацией при проведении местного ре ферендума. Инициативная группа по проведению местного референду ма вправе вернуть любое пожертвование перечислившим его организа циям или лицам, если добровольное пожертвование поступило в фонд для участия в местном референдуме от физических или юридических лиц, не имеющих права осуществлять такие пожертвования, либо в раз мерах, превышающих установленные настоящим Законом, Инициатив ная группа по проведению местного референдума обязана в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления указанных средств, вернуть эти пожертвования соответственно полностью или их часть, превышаю щую установленные пределы, с указанием причины возврата. Аноним ные пожертвования не позднее 10 дней со дня их поступления перечис ляются инициативной группой по проведению местного референдума в доход местного бюджета. 7. Инициативной группе по проведению местного референдума за прещается использовать иные денежные средства, полученные помимо фонда, для участия в местном референдуме, для финансирования ме роприятий, связанных с реализацией инициативы проведения местного референдума и агитацией при проведении местного референдума. 8. Все финансовые операции со специальным счетом инициативной группы прекращаются в день голосования, кроме зачисления средств, перечисленных до дня голосования. Комиссия местного референдума муниципального образования по ходатайству инициативной группы по проведению местного референдума может продлить срок оплаты рас ходов, произведенных до дня голосования. 9. Неизрасходованные средства фонда для участия в местном рефе рендуме инициативная группа обязана перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лицам, осуществившим пожертвования, если иной порядок не установлен уставом муниципаль ного образования. Остатки денежных средств на специальных счетах инициативной группы по истечении 30 дней со дня официального опуб ликования результатов местного референдума перечисляются соответ ствующими учреждениями банка вдоход местного бюджета. 10. Инициативная группа референдума обязана в десятидневный срок со дня официального опубликования результатов местного рефе рендума представить комиссии местного референдума муниципального образования отчет об использовании средств фонда для участия в рефе рендуме. Копии указанных отчетов передаются комиссией местного ре ферендума муниципального образования средствам массовой информа ции не позднее трех дней после их поступления. 11. Комиссии местного референдума осуществляют контроль за ис пользованием средств фонда для участия в референдуме. ГЛАВА V II. ГОЛОСОВАНИЕ НА МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА Статья 38. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в рас поряжение участковой комиссии местного референдума главой соот ветствующего муниципального образования (иным лицом, уполномочен ным на то органом местного самоуправления). 2. В помещении для голосования должны быть определены места для выдачи бюллетеней для голосования на местном референдуме, уста новлены ящики для голосования, оборудованы вдостаточном количестве кабины или специально оборудованные места для тайного голосования. Кабины, специально оборудованные места для тайного голосования ос нащаются системой освещения и письменными принадлежностями. При менение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования не допускается. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия местного референдума оборудует стенд, на кото ром размещает информационные материалы о вопросах, вынесенных на референдум, текст вопроса или проекта нормативного правового акта, выносимого на местный референдум, а также образцы заполнения бюл летеней для голосования на местном референдуме, в которых должны быть приведены все варианты заполнения бюллетеня по каждому из вопросов, вынесенных на референдум. В указанных материалах не до лжны содержаться агитационные призывы. 4. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесе ния в нее данных об итогах голосования по мере их установления. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким об разом, чтобы места выдачи бюллетеней для голосования, кабины и ящи кидля голосования одновременно находились в поле зрения членов учас тковой комиссии местного референдума, наблюдателей. Статья 39. Бюллетень для голосования на местном референ думе 1. Для проведения местного референдума участник местного рефе рендума получает бюллетень для голосования на местном референду ме. 2. Бюллетени для голосования на местном референдуме изготовля ются исключительно по распоряжению и под наблюдением комиссии местного референдума муниципального образования и являются доку ментами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной Избирательной комиссией Рос сийской Федерации. Число бюллетеней для голосования на местном референдуме не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных участников местного референдума. 3. Форма и текст бюллетеня для голосования на местном референ думе, порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъ являемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются комиссией мест ного референдума муниципального образования не позднее чем за 25 дней до голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. 4. В бюллетене для голосования на местном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на местный референдум вопроса или проекта решения и указываются варианты волеизъявления голосую щего словами «Да» или «Нет», под которыми помещаются пустые квадра ты. 5. При вынесении на местный референдум нескольких вопросов, вариантов нормативного правового акта (его статьи, пункта), они могут включаться в один бюллетень для голосования на местном референду ме, при этом вопросы, варианты нормативного правового акта (его статьи, пункта) последовательно нумеруются и отделяются друг от друга гори зонтальными линиями. Если на местный референдум вынесены вариан ты нормативного правового акта (его статьи, пункта), то в бюллетене либо воспроизводится его (ее) текст, либо однозначно определяется содержание этого текста. 6. В случае проведения местного референдума в один день с иным референдумом, выборами в органы государственной власти Липецкой области, органы местного самоуправления, бюллетени для голосования на каждом референдуме или выборах изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из них имеет отличительный знак, 7. Бюллетени для голосования на местном референдуме печатаются на русском языке. 8. Каждый бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения. 9. Бюллетени для голосования на местном референдуме типогра фия после выбраковки передает по акту не менее чем двум членам комиссии местного референдума муниципального образования с пра вом решающего голоса. После передачи бюллетеней в количестве, соот ветствующем заказу, работники типографии в присутствии членов ко миссии, представителей инициативной группы уничтожают отбракован ные и лишние бюллетени, о чем составляется акт, который подписывает ся всеми присутствующими лицами. 10. Передача бюллетеней участковым комиссиям местного рефе рендума производится по акту, составленному вдвух экземплярах, один из которых остается в комиссии местного референдума муниципально го образования, а второй передается соответственно участковой комис сии местного референдума, получившей бюллетени. Указанные акты подписываются председателями и секретарями соответствующих комис сий референдума. 11. Участковые комиссии местного референдума получают от ко миссии местного референдума муниципального образования бюллете ни для голосования не позднее чем за 4 дня до дня голосования. При этом число бюллетеней, передаваемых по акту участковой комиссии местного референдума, определяется соответственно комиссией мест ного референдума муниципального образования и не может более чем на 0,5 процента превышать число участников, местного референдума, включенных в список участников референдума по‘ 5 ^аотку комиссии мест ного референдума на день передачи бюллетеней. 12. На лицевой стороне, в правом верхнем углу бюллетеня для голо сования, ставятся подписи двух членов комиссии местного референдума муниципального образования с правом решающего голоса при досроч ном голосовании в помещении этой комиссии, либо подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса при голосовании на участке местного референдума, которые заверяются печатью соответ ственно комиссии местного референдума муниципального образования или участковой комиссии. Незаверенные соответствующей комиссией местного референдума бюллетени признаются бюллетенями неустанов ленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Статья 40. Порядок досрочного голосования 1. Участник местного референдума, который вдень голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учеб ной деятельности, выполнение государственных и общественных обя занностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего постоянного или преимущественного проживания и не сможет прийти в участковую комиссию местного референдума, образованную на участке референдума, на котором он включен в список участников местного референдума, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования в помещении комиссии местного референдума муници пального образования (за 15-4 дня до дня голосования), участковой ко миссии (за 3-1 день до дня голосования). 2. Участник местного референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию местного референдума заявление, в кото ром указывает причинудосрочного голосования. Данное заявление при общается к списку досрочно проголосовавших участников местного ре ферендума. 3. Заполненный бюллетень гражданин вкладывает в конверт, кото рый заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии местного референдума, которые заверяются печатью комиссии, а также подписью участника местного референдума, проголосовавшего досрочно. При этом не должна быть нарушена тайна голосования, исключена возможность искажения воле изъявления участника местного референдума, обеспечена сохранность бюллетеня и учет голоса участника местного референдума при установ лении итогов голосования и определении результатов местного рефе рендума. 4. Запечатанные конверты с бюллетенями хранятся в помещении комиссии местного референдума муниципального образования у секре таря комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую ко миссию местного референдума, затем — в помещении участковой ко миссии местного референдума до дня голосования. 5. Комиссия местного референдума муниципального образования составляет список досрочно проголосовавших учаотников местного ре ферендума. Комиссия передает список досрочно проголосовавших граж дан и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комис сию не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Участковая комиссия местного референдума продолжает составление поступившего из ко миссии местного референдума муниципального образования списка учас тников местного референдума, проголосовавших досрочно. Получение участником местного референдума бюллетеня для голосования должно быть удостоверено подписью участника местного референдума в спис ке участников местного референдума, проголосовавших досрочно. 6. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях комиссии референдума муниципального образования и участковых ко миссий местного референдума участников местного референдума бу дет составлять более одного процента от числа участников местного референдума, внесенных в список участников местного референдума на участие местного референдума (но не менее 10 участников местного референдума), на оборотной стороне бюллетеней для голосования на местном референдуме, извлеченных из конвертов досрочно проголосо вавших участников референдума, проставляется печать участковой ко миссии местного референдума. Статья 41. Порядок голосования в день проведения местного референдума 1. Голосование на местном референдуме проводится в календарный выходной день. На всех участках местного референдума голосование проводится с 8 до 22 часов местного времени, если иное не установлено уставом муниципального образования. 2. О времени и месте голосования участковые комисоии местного референдума оповещают участников местного референдума не позд нее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой инфор мации или иным способом. 3. В случае проведения местного референдума одновременно с референдумом, выборами в органы государственной власти, органы местного самоуправления время начала и окончания голосования уста навливается одновременно со временем голосования на соответствую щем референдуме или выборах. 4. Председатель участковой комиссии объявляет участок местного референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для Голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются. 5. Перед началом голосования председатель участковой комиссии сообщает о количестве участников местного референдума, проголосо вавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запеча танные конверты с бюллетенями и список участников местного рефе рендума, проголосовавших досрочно, проверяет целостность конвер тов, наличие на конвертах печати и подписей двух членов комиссии и участника местного референдума, проголосовавшего досрочно. После этого им поочередно вскрываются конверты и бюллетени опускаются в стационарный ящик для голосования с соблюдением тайны волеизъявле ния участников местного референдума, проголосовавших досрочно. Если из конверта извлечены бюллетени в большем количестве, чем это пре дусмотрено для голосования на местном референдуме, все бюллетени, извлеченные из такого конверта, признаются недействительными, о чем составляется акт и делается запись в строке 12 протокола участковой комиссии местного референдума. 6. Число участников местного референдума, проголосовавших до срочно, перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосо вания, а в списке участников местного референдума делается отметка «Проголосовал досрочно». После этого председатель участковой комис сии приглашает граждан, имеющих право на участие в местном рефе рендуме, приступить к голосованию. 7. Бюллетени для голосования выдаются участникам местного рефе рендума, включенным в список участников местного референдума, по предъявлению паспорта или заменяющего его документа. При получе нии бюллетеня для голосования на местном референдуме гражданин проставляет в списке участников местного референдума против своей фамилии серию и номер своего паспорта или заменяющего его доку мента. С согласия участника местного референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его доку мента могут быть внесены в список участников местного референдума членом участковой комиссии местного референдума с правом решаю щего голоса. Участник местного референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае, если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллете ня для голосования, он вправе воспользоваться помощью другого ч а с тника местного референдума, за исключением членов участковой ко миссии местного референдума, наблюдателей, устно известив об этом участковую комиссию местного референдума. Лицо, оказавшее гражда нину помощь, указывает свою фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и расписывается в списке в графе «Подпись гражданина в получении бюллетеня». 8. Каждый участник местного референдума голосует лично. Голосо вание за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеней для голо сования на местном референдуме производится в специально оборудо ванной кабине, в которой не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Участник местного референду ма, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину любое лицо, за исключением члена участко вой комиссии местного референдума, наблюдателя. В таком случае учас тник местного референдума устно извещает участковую комиссию мест ного референдума о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня для голосования на референдуме. При этом в соответствующей графе списка участников референдума указываютоя фамилия, имя, отчество и номер паспорта или заменяющего его доку мента лица, оказывающего помощь участнику референдума. 9. В случае если участник местного референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии местного референдума, выдавшему ему бюлле тень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии местного референдума выда ет новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке участников местного референдума против фамилии соответствующего участника местного референдума. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 10. Голосование проводится путем нанесения участником местного референдума в бюллетень для голосования любого знака в соответству ющем квадрате (квадратах). Если гражданин голосует за принятие выне сенного на местный референдум вопроса или проекта нормативного правового акта, он ставит любой знак в квадрате под словом «Да». Если гражданин голосует против вынесенного на местный референдум во проса или проекта решения, он ставит любой знак в квадрате под словом «Нет». 11. Заполненные бюллетени для голосования участники местного референдума опускают в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. 12. Председатель участковой комиссии следит за порядком в поме щении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присут ствующих в помещении для голосования. 13. Член участковой комиссии местного референдума немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаля ются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятство вать работе участковой комиссии местного референдума, нарущают тайну голосования или пытаются воспрепятствовать осуществлению граждани ном права на участие в референдуме. Решение об этом принимается участковой комиссией местного референдума. При этом участковая ко миссия местного референдума вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена комиссии местного референдума, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной действующим законодательством. Статья 42. Порядок голосования вне помещения для голосова ния 1. В тех случаях, когда гражданин, имеющий право на участие в мест ном референдуме, не может по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение учас тковой комиссии местного референдума для голосования, участковая комиссия при наличии устного обращения или письменного заявления (в том числе переданных при содействии других лиц) обеспечивает ему возможность голосования вне помещения для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится только вдень голосования. '2. Заявление (обращение) может быть сделано участником местно го референдума в любое время после формирования участковой комис сии местного референдума. Уотавом муниципального образования мо жет быть установлено предельное время приема заявлений (обраще ний) об обеспечении голосования вне помещения для голосования, но не позже чем за 4 часа до истечения времени голосования. 3. Участковая комиссия местного референдума регистрирует все поданные заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования в специальном реестре. При этом в реестре указывается время поступления заявления и проставляется подпись чле на комиссии, принявшего сообщение лица, передавшего обращение. 4. В целях обеспечения голосования участников местного референ дума вне помещения для голосования на участке местного референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосо вания, но не более трех ящиков. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением комиссии местного референдума муниципального образования. Каждому переносному ящику для голосо вания участковой комиссией местного референдума присваивается по рядковый номер. 5. Члены участковой комиссии местного референдума, выезжающие по заявлениям (обращениям) участников местного референдума, полу чают под расписку бюллетени для голосования на местном референду ме. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии местного референдума с правом ре шающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опе чатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней для голосования установленной формы, заверенную выпивку из реестра регистрации за явлений (обоащений) участников местного референдума, содержащую необходимые данные об участнике референдума и о поступившем заяв лении (обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления учас тников местного референдума о предоставлении возможности прого лосовать вне помещения для голосования, а также необходимые пись менные принадлежности для заполнения участником местного рефе рендума бюллетеня для голосования на местном референдуме. 6. При проведении голосования вне помещения для голосования впра ве присутствовать члены участковой комиссии местного референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая ко миссия референдума должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии местного рефе рендума возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии местного референдума с правом сове щательного голоса, наблюдателям. Организация голосования вне поме щения для голосования должна исключать возможность нарушения права на участие в местном референдуме участника местного референдума, а равно искажение волеизъявления участника местного референдума. 7. Устное заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено граждани ном в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комис сии. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне по мещения для голосования должна быть указана причина, по которой учас тник местного референдума не может прибыть в помещение для голо сования, а также в заявление должны быть внесены те же данные об участнике референдума, что и в списке участников местного референ дума, Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня (бюллетеней) для голосования. В заявлении так же делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорчен ного, 8. Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (обраще ниям) участников местного референдума, вправе выдать бюллетени для голосования на местном референдуме только тем участникам местного референдума,-заявления (обращения) которых зарегистрированы в ре естре участковой комиссии. Серия и номер паспорта или заменяющего его до 1 ^мента участника местного референдума, проголосовавщего вне помещения для голосования, вносятся в список участников местного ре ферендума членами участковой комиссии местного референдума с пра вом решающего голоса, выезжавщими по заявлениям (обращениям) учас тников референдума. Одновременно в соответствующей графе (гра фах) списка граждан, имеющих право на участие в местном референду ме, делается особая отметка «Голосовал вне помещения для голосова ния». 9. Голосование вне помещения для голосования осуществляется с соблюдением требований статьи 41 настоящего Закона. 10. В случае, если участник местного референдума, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности про голосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение учас тковой комиссии местного референдума для голосования после направ ления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помеще ния для голосования, соответствующий член участковой комиссии мес тного референдума не вправе выдать ему в помещении комиссии бюл летень для голосования на местном референдуме до возвращения чле нов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного участни ка местного референдума, и установления факта, что голосование дан ным участником местного референдума вне помещения для голосова ния не проводилось. 11. Число письменных заявлений участников местного референду ма, а также число выданных, использованных и возвращенных бюллете ней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведе ния о членах участковой комиссии местного референдума с правом со вещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведе нии голосования вне помещения для голосования. При возвращении чле нов участковой комиссии в помещение для голосования переносной ящик не вскрывается до начала подсчета голосов. (Окончание на 6-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz