Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
4 Ш И П Е Ц К Л Я г а з е т а 18 мая 1999 и , № 98 (20976) о МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (Продолжение. Начало на 3-й стр.) ГЛАВА IV. КОМИССИИ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 17. Комиссии местного референдума 1. Подготовку и проведение местного референдума осуществляют следующие комиссии: комиссия местного референдума муниципального образования; участковые комиссии местного референдума. Если избирательная комиссия муниципального образования действует на постоянной основе, то по решению представительного органа мест ного самоуправления, она действует и в качестве комиссии местного референдума муниципального образования. 2. Избирательная комиссия Липецкой области участвует в подготов ке и проведении местных референдумов в порядке и в формах, предус мотренных настоящим Законом. 3. Совмещение избирательной комиссией муниципального образо вания, комиссией местного референдума полномочий по подготовке и проведению выборов и референдумов различных уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов или референ дума) избирательной комиссии, комиссии референдума, которое при нято на основании обращения данной избирательной комиссии муници пального образования, комиссии местного референдума муниципально го образования, согласованного с соответствующими органами местного самоуправления. 4. При подготовке и проведении местного референдума комиссии местного референдума в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 5. Решения комиссии местного референдума муниципального обра зования, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для учас тковых комиссий местного референдума. 6. Комиссии местного референдума обязаны в пределах своей ком петенции рассматривать поступившие к ним в ходе подготовки и прове дения референдума обращения о нарушении федеральных конституци онных законов, иных федеральных законов, настоящего Закона, законов области, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные от веты в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голо сования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обраще ниях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Комиссии местного референду ма вправе обращаться с представлением о проведении соответствую щей проверки и пресечении нарушений федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, настоящего Закона, законов облас ти, уставов муниципальных образований, вчасти, регулирующей подго товку и. проведение референдума, в правоохранительные органы, кото рые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно принять меры по пресечению этих наруше ний. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют допол нительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок. 7. Комиссии местного референдума обеспечивают информирова ние участников референдума о сроках и порядке осуществления дейст вий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе под готовки и проведения референдума. 8. Решение участковой .комиссии местного референдума муници пального образования, противоречащее федеральным законам или за конам области либо принятое с превышением установленных полномо чий, подлежит отмене комиссией местного референдума муниципаль ного образования или судом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, — избирательной комиссией Липецкой области. При этом ко миссия местного референдума муниципального образования вправе принять решение по существу вопроса. 9. Решения и акты комиссий местного референдума, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, за конами области, обязательны для органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, участни ков местного референдума. Статья 18. Порядок формирования комиссий местного рефе рендума 1. Если постоянно действующая избирательная комиссия муници пального образования отсутствует, представительный орган местного самоуправления в течение 14 дней со дня регистрации инициативной группы формирует комиссию местного референдума муниципального образования в количестве 5-15 членов комиссии с правом решающего голоса. 2. Формирование комиссий местного референдума осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами области, уставом муниципального образования на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, со браний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту жительства, работы, службы и учебы. 3. Представительный орган местного самоуправления обязан назна чить не менее одной трети состава комиссий местного референдума на основе поступивших предложений избирательных объединений, изби рательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Феде рального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступив ших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции (депутатские группы) в Липецком областном Совете депутатов, представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. 4. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Липецкого об ластного Совета депутатов, органа местного самоуправления право вне сения предложений о составе комиссии местного референдума муни ципального образования и участковых комиссий местного референдума сохраняется за избирательными объединениями, избирательными бло ками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Феде рального Собрания Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления последнего созыва. 5. Участковые комиссии местного референдума формируются пред ставительным органом местного самоуправления не позднее чем через 3 дня со дня образования участков местного референдума в количестве 5-15 членов комиссии с правом решающего голоса. 6. В случае, если представительный орган местного управления не назначит состав либо часть состава комиссий местного референдума в установленный настоящим Законом срок, либо если на территории му ниципального образования отсутствует представительный орган мест ного самоуправления, назначение состава либо части состава комиссий местного референдума производится вышестоящей комиссией с соблю дением требований действующего законодательства. 7. Государственные служащие и лица, замещающие должности муни ципальной службы в органах местного самоуправления, не могут состав лять более одной трети от общего числа членов комиссии местного референдума. Статья 19. Расформирование комиссий местного референду ма 1. В случае нарушения комиссиями местного референдума права граждан на участие в местном референдуме, повлекшего признание в порядке, установленном федеральными законами и настоящим Законом (в том числе и на основании судебного решения), недействительными итогов голосования на соответствующей территорий или результатов , референдума, указанные комиссии местного референдума могут быть расформированы по решению соответствующего районного суда. 2. С заявлением в суд о расформировании комиссий местного рефе рендума вправе обратиться группа депутатов соответствующего пред ставительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа. 3. Заявление о расформировании комиссий местного референдума в соответствии с федеральными законами принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, дело о расформировании комиссии местного референдума рас сматривается судом коллегиально. 4. Представительный орган местного самоуправления или иной упол номоченный орган, в полномочия которого входит формирование ко миссий местного референдума, обязан сформировать соответствующую комиссию местного референдума не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. 5. Расформирование комиссий местного референдума не влечет прекращения полномочий членов комиссий с правом совещательного голоса. Статья 20. Полномочия комиссии местного референдума му ниципального образования 1. Комиссия местного референдума муниципального образования: осуществляет контроль за подготовкой и проведением местного референдума на территории муниципального образования, обеспечи вает соблюдение настоящего Закона; руководит деятельностью участковых комиссий местного референ дума; устанавливает единую нумерацию участков местного референдума; распределяет денежные средства, выделенные на финансовое обес печение подготовки и проведения местного референдума, между ко миссиями местного референдума, контролирует целевое использова ние указанных денежных средств; контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, тран спортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-техничес кого обеспечения местного референдума; утверждает форму и текст бюллетеня для голосования на местном референдуме, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий местного референдума; заслушивает сообщения руководителей органов местного самоуп равления, их структурных подразделений по вопросам организационно технической подготовки и проведения местного референдума; организует и проводит досрочное голосование в помещении комис сии местного референдума муниципального образования; определяет результаты местного референдума, публикует их в сред ствах массовой информации; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и прове дения местного референдума и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим За коном. 2. Полномочия комиссии местного референдума муниципального образования, действующей не на постоянной основе, прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов местного ре ферендума в случае, если по результатам местного референдума не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротес тования результатов референдума полномочия комиссии местного ре ферендума муниципального образования прекращаются после вступле ния в законную силу решения суда. Статья 21. Полномочия участковой комиссии местного рефе рендума 1. Участковая комиссия местного референдума: оповещает население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голо сования; уточняет список участников местного референдума по участку мест ного референдума, производит ознакомление с ним граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, рассматривает заявления о неточностях и ошибках в указанном списке; обеспечивает подготовку и оборудование помещения для голосова ния; контролирует соблюдение на территории участка местного рефе рендума правил размещения агитационных материалов; организует голосование участников местного референдума (в том числе досрочное и вне помещения для голосования); производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку местного референдума, составляет протокол об итогах голосо вания и передает его комиссии местного референдума муниципального образования; рассматривает заявления ижалобы по вопросам подготовки и прове дения местного референдума и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим За коном. 2. Полномочия участковой комиссии местного референдума прекра щаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума в случае, если в адрес комиссии местного референдума муниципального образования не поступило жалоб и протестов на дейст вия (бездействие) данной участковой комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если поданным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии местного референдума прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста комиссией местного референ дума муниципального образования или вступления в законную силу ре шения суда. Статья 22. Полномочия избирательной комиссии Липецкой об ласти при проведении местных референдумов Избирательная комиссия Липецкой области: оказывает организационно-техническую, методическую и правовую помощь комиссиям местного референдума; обеспечивает и контролирует соблюдение единых нормативов тех нологического оборудования, необходимого для работы комиссий мест ного референдума; обеспечивает единообразное использование при проведении мест ных референдумов государственной автоматизированной информаци онной системы; • осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом и иными законами области. Статья 23. Статус членов комиссий местного референдума 1. Членами комиссий местного референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты Липецкого областного Совета депутатов, депутаты представительных органов местного самоуправления, глава администрации Липецкой области и выборные должностные лица орга нов местного самоуправления, судьи, прокуроры, уполномоченные пред ставители и доверенные лица инициативных групп по проведению мест ного референдума, члены комиссий местного референдума с правом совещательного голоса. Член комиссии местного референдума с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей комиссии местного референдума. 2. Срок полномочий членов комиссий местного референдума с пра вом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полно мочий данных комиссий местного референдума. 3. Член комиссии местного референдума с правом решающего голо са освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению представительного органа местного самоуп равления или иного органа, его назначившего, в случаях: подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отно шении члена комиссии; . . . ■ признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсут ствующим или умершим; смерти члена комиссии местного референдума; признания члена комиссии местного референдума на основании за явления соответствующей комиссии местного референдума решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности; появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. 4. Полномочия члена комиссии местного референдума с правом ре шающего голоса прекращаются также в случае расформирования комис сии в соответствии со статьей 19 настоящего Закона. 5. Орган, назначивший члена комиссии местного референдума, обя зан назначить нового члена в состав комиссии местного референдума с правом решающего голоса вместо члена, который выбыл по вышеуказан ным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок, а в период про ведения референдума — не позднее чем через 10 дней со дня его выбытия в порядке, установленном настоящим Законом, В случае невы полнения уполномоченным на то органом данного требования нового члена комиссии местного референдума назначает вышестоящая комис сия референдума с соблюдением требований, установленных настоя щим Законом. 6. Член комиссии местного референдума с правом решающего голо са по решению соответствующей комиссии может освобождаться на время подготовки и проведения местного референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работо дателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую рабо ту. 7. Члену комиссии местного референдума, освобожденному от ос новной работы, сохраняется средний заработок по месту основной ра боты. Дополнительная оплата труда члена комиссии с правом решающе го голоса в этом случае может производиться за счет средств, выделен ных на проведение местного референдума, в размерах и порядке, опре деляемом комиссией местного референдума муниципального образо вания. 8. Член комиссии местного референдума с правом решающего голо са на период проведения местного референдума не может быть при влечен без согласия прокурора .Липецкой области к уголовной ответ ственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагае мым в судебном порядке, 9. Члены комиссий местного референдума с правом решающего го лоса обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей ко миссии. 10. После принятия решения о назначении местного референдума инициативная группа по проведению местного референдума, а также избирательные объединения, избирательные блоки, представленные в представительном органе местного самоуправления или Липецком об ластном Совете депутатов, вправе назначить в комиссии местного ре ферендума по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. 11. Член комиссии местного референдума с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающе го голоса, за исключением права выдачи бюллетеней для голосования на местном референдуме, участия в сортировке и подсчете бюллетеней для голосования на местном референдуме, составления протокола об итогах голосования, результатах местного референдума, права участия в голосовании по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии местного референдума, и права подписывать решения соот ветствующей комиссии местного референдума. 12. Члены комиссий местного референдума как с правом решающе го голоса, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комис сии местного референдума; вправе выступать на заседании комиссии, вносить г1редложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и тре бовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответ ствующей и нижестоящей комиссий (в том числе со списками участников референдума и бюллетенями для голосования), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, и получать ко пии этих документов и материалов (за исключением списков участников местного референдума, бюллетеней для голосования на местном рефе рендуме) и требовать заверения этих копий; вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии местного ре ферендума в соответствующей вышестоящей комиссии или в районном суде, 13. Члены комиссий местного референдума с правом совещательно го голоса вправе присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии. 14. Полномочия членов комиссий местного референдума с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официально го опубликования результатов местного референдума, 15. Член соответствующей комиссии местного референдума с пра вом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, свя занными с подготовкой и проведением референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия местного референдума. 16. Полномочия члена соответствующей комиссии местного рефе рендума с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению органа, назначившего данного члена комиссии местного ре ферендума и переданы другому лицу. Статья 24. Гласность в деятельности комиссий местного ре ферендума 1. На всех заседаниях участковой комиссии местного референдума, а также при осуществлении участковой комиссией местного референду ма работы со списками участников референдума, с бюллетенями для голосования на референдуме, открепительными удостоверениями для голосования на референдуме, протоколами об итогах голосования, вправе присутствовать члены комиссии местного референдума муниципально го образования, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума. Для присутствия на за седаниях и при осуществлении работы с документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требу ется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия местно го референдума обязана обеспечить оповещение и возможность сво бодного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении рабо ты с документами, связанными с подготовкой и проведением референ дума, На заседаниях и при осуществлении работы с документами, свя занными с подготовкой и проведением референдума, также вправе при сутствовать представители средств массовой информации. 2. Решения комиссий местного референдума публикуются в средст вах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 29 настоящего Закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования указан ных средств массовой информации, а также передаются в иные средства массовой информации не позднее чем через три дня после их принятия. 3. В день голосования с момента начала работы участковой комиссии местного референдума и до получения сообщения о принятии комис сией местного референдума муниципального образования протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов учас тников местного референдума на участках местного референдума впра ве присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации. 4. В помещение участковой комиссии местного референдума, сфор мированной на участке местного референдума, образованном в воинс кой части, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе, изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосова ния на этом участке местного референдума должен быть обеспечен доступ всем членам комиссии местного референдума, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. 5. Наблюдатели, представители средств массовой информации вправе присутствовать в комиссии местного референдума муниципального об разования при определении результатов референдума, составлении протокола о результатах местного референдума, а также при повторном подсчете голосов участников местного референдума, 6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письмен ной форме инициативной группой по проведению местного референ дума, общественным объединением, чьи интересы представляет дан ный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, адреса места жительства, а также номера участка местного референдума, на именования комиссии местного референдума, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заме няющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 7. Указанные в пункте 6 настоящей статьи документы могут быть предъявлены в участковую комиссию местного референдума с момента начала работы участковой комиссии местного референдума идо получе ния сообщения о принятии комиссией местного референдума муници пального образования протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников местного референдума, а в ко миссию местного референдума муниципального образования—с начала работы по составлению протокола о результатах местного референдума и до окончания этой работы. 8. Наблюдатели вправе; знакомиться со списками участников местного референдума; находиться в помещении для'голосования соответствующего участка местного референдума в день голосования в период, указанный в п.З настоящей статьи; присутствовать при голосовании участников местного референдума вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участни ков местного референдума, бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных участникам местного референдума, погашен ных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников местного референдума на участке местного референдума на расстоянии и в усло виях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для го лосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюл летенем при подсчете голосов участников местного референдума; на блюдать за составлением участковой комиссией местного референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указан ный в пункте 3 настоящей статьи; обращаться к пре|Дсе^^ателюучастковой комиссии местного рефе рендума, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему, с пред ложениями и замёчанййШ’йо вопросам организации голосования; знакомиться с протоколом участковой комиссии местного референ дума об итогах голосования, а также с протоколом комиссии местного референдума муниципального образования о результатах местного ре ферендума, изготавливать или получать от соответствующей комиссии местного референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответству ющие комиссии местного референдума либо составленных указанными комиссиями, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя комиссии местного референдума обязаны выдать или заверить указанные копии; обжаловать в порядке, установленном федеральными законами и настоящим Законом, действия (бездействие) участковой комиссии мест ного референдума, комиссии местного референдума муниципального образования соответственно в комиссии местного референдума муни ципального образования или в районном суде; присутствовать при повторном подсчете голосов участников мест ного референдума в соответствующих комиссиях, 9. Наблюдатель не вправе: выдавать участникам местного референдума бюллетени для голосо вания на местном референдуме; расписываться за участника местного референдума по его просьбе в получении бюллетеней для голосования на местном референдуме; заполнять за участника местного референдума по его просьбе бюл летени для голосования на местном референдуме; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами ко миссий местного референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней для голосования на местном референдуме; совершать действия, препятствующие работе комиссий местного референдума; вести агитацию среди участников местного референдума; участвовать в принятии решений соответствующей комиссией мест ного референдума. 10. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами участковых комиссий местного референдума об итогах голосования, а также с протоколом комиссии местного референдума муниципального образования о результатах местного референдума, из готавливать либо получать от соответствующей комиссии местного ре ферендума копию указанных протоколов и приложенных к ним докумен тов. По требованию представителя средств массовой информации, со ответствующая комиссия местного референдума обязана заверить ко пию протокола об итогах голосования или результатах местного рефе рендума. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий местного референдума производится председателем или секретарем соответствующей комиссии местного референдума. При этом в заверя емом документе указанные лица делают запись «Копия верна», расписы ваются и проставляют печать соответствующей комиссии местного ре ферендума. Статья 25. Организация работы комиссий местного референ дума 1. Деятельность комиссий местного референдума осуществляется коллегиально. 2. Комиссия местного референдума правомочна приступить к рабо те, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установ ленного состава. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии местного референдума избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов комиссии местного референдума. 4. Заседания комиссии местного референдума созываются предсе дателем или по его поручению заместителем председателя комиссии местного референдума, а также по требованию не менее одной трети членов комиссии местного референдума с правом решающего голоса. 5. Заседание комиссии местного референдума является правомоч ным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии местного референдума с правом решающего голоса. 6. Решения комиссии местного референдума об избрании предсе дателя, заместителя председателя и секретаря комиссии местного ре ферендума, по вопросам финансового обеспечения подготовки и про ведения местного референдума, об итогах голосования или о результа тах местного референдума, о признании референдума несостоявшимся или недействительным, об отмене решения комиссии местного рефе рендума принимаются на заседании соответствующей комиссии мест ного референдума большинством голосов от установленного числа чле нов комиссии местного референдума с правом решающего голоса. 7. Решения комиссии местного референдума по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии местного референдума с правом решающего голоса. 8. При принятии решений комиссией местного референдума в слу чае равного числа голосов «за» и «против» голос председателя комиссии местного референдума является решающим. 9. Решения комиссии местного референдума, а также протоколы заседаний комиссии подписываются председателем и секретарем ко миссии местного референдума. 10. Решения комиссии местного референдума муниципального об разования, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для орга нов местного самоуправления, общественных объединений, организа ций, должностных лиц, участников местного референдума, а также для участковых комиссий местного референдума. 11. Члены участковой комиссии местного референдума, не соглас ные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой ко миссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено пред седателем комиссии до сведения комиссии местного референдума му ниципального образования не позднее чем в трехдневный срок, а вдень голосования и в день, следующий за днем голосования, — незамедли тельно. 12. Комиссия местного референдума по требованию любого члена этой комиссии, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии местного референдума обязана проводить го лосования по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассмат риваемым комиссией местного референдума на заседании в соответст вии с утвержденной повесткой дня. Статья 26. Содействие деятельности комиссий местного ре ферендума 1. Государственные органы, органы местного самоуправления, уч реждения, организации. Предприятия с государственным участием, а также ихдолжностные лица обязаны содействовать комиссиям местного референдума в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое обо рудование, сведения и материалы, обеспечивать охрану помещений ко миссий местного референдума, давать ответы на обращения комиссий местного референдума в течение трех дней, а за три дня до дня прове дения местного референдума и в день проведения местного референ дума —немедленно. Организации, осуществляющие теле- и (или) радио- ^ вещание, и редакции периодических печатных изданий, указанные в Я пункте 1 статьи 29 настоящего Закона, должны предоставлять возмож- ^ ность для размещения печатной информации комиссий местного рефе рендума, а также предоставлять комиссиям местного референдума бес платное эфирное время для информирования участников референдума в порядке, установленном настоящим Законом. При этом расходы орга низаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций пе риодических печатных изданий покрываются в порядке, предусмотрен ном действующим законодательством. 2. Общественные объединения, предприятия, организации, учреж дения, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 статьи 29 настоящего Закона, а также их должностные лица обязаны предоставлять комиссиям местного референдума необходимые сведе ния и материалы, давать ответы на их обращения в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи. ГЛАВА V. АГИТАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 27. Право на агитацию при проведении местного рефе рендума 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе вдопускаемых законом формах и законными методами беспре пятственно вести агитацию за или против проведения местного рефе рендума, за или против участия в местном референдуме, за или против вопроса или проекта нормативного правового акта, выносимого на мест ный референдум. 2. Агитация при проведении местного референдума может осущес твляться: через организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий; путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с граж данами, публичныхдебатов, дис 1 ^ссий, митингов, демонстраций, шест вий); путем выпуска и (или) распространения печатных и иных агитацион ных материалов; в иных установленных законом формах. Инициативная группа по проведению местного референдума впра ве самостоятельно определять форму и характер своей агитации через организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание и редакции периодических печатных изданий. 3. В агитации при проведении местного референдума не могут учас твовать члены комиссий местного референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, бла готворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государ ственные и муниципальные служащие; военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использова нием преимуществ должностного или служебного положения. 4. При публикации результатов опросов общественного мнения, свя занных с местным референдумом, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий обяза ны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную форму лировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. Статья 28. Сроки проведения агитации 1. Агитация при проведении местного рёфер'ёнДума начинается со ' дня опубликования решения представительного органа местного само управления о назначении референдума и прекращается в 0 часов за сутки до дня голосования. 2. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне по мещения комиссий местного референдума в установленном порядке, сохраняются вдень голосования на прежних местах. 3. В течение трех дней до дня голосования, а также вдень голосова ния опубликование в организациях, осуществляющих теле- и (или) ра диовещание, и редакциях периодических печатных изданий результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов местного ре ферендума, иных исследований, связанных с местным референдумом, не допускается. Статья 29. Общие условия доступа к средствам массовой ин формации для ведения агитации 1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и ре дакции периодических печатных изданий (периодические печатные из дания), учредителями (соучредителями) которых являются государствен ные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) кото рые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответ ствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении местного ре ферендума за счет средств, выделенных органами местного самоуправ ления, обязаны обеспечить инициативной группе по проведению мест ного референдума условия проведения агитации. 2. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и ре дакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 на стоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время или печатную площадь инициативной группе по проведению мест ного референдума. Оплата эфирного времени и печатной продукции инициативной группой должна осуществляться через фонд, созданный для участия в местном референдуме. Статья 30. Условия проведения агитации через электронные средства массовой информации 1. Инициативная группа по проведению местного референдума имеет право на предоставление ей бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, относящих ся к организациям, осуществляющим теле- и (или) радиовещание, и ре дакциям периодических печатных изданий, указанным в пункте 1 статьи 29 настоящего Закона и осуществляющих теле- и (или) радиовещание на территории муниципального образования, на которой проводится мест ный референдум. Указанное эфирное время должно предоставляться в период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудито рию. Общий объем бесплатного эфирного времени устанавливается ко миссией местного референдума муниципального образования по согла сованию с соответствующими организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, не позднее чем через три дня со дня опубликова ния решения о назначении местного референдума и должен быть не менее 15 минут в рабочие дни. 2. Порядок предоставления эфирного времени инициативной груп пе по проведению местного референдума на каналах организаций, осу ществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливается комиссией местного референ дума муниципального образования в соответствии с действующим зако нодательством. 3. Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовеща ние, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени, пок рываются за счет текущего бюджетного финансирования организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание. Статья 31. Условия проведения агитации через печатные сред ства массовой информации 1. Редакции периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 29 настоящего Закона и распространяемые на территории муни ципального образования, за исключением редакций периодических пе чатных изданий, учрежденных органами местного самоуправления ис ключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделять печатные площади для пуб ликации материалов, предоставляемых инициативной группой по прове дению местного референдума. Порядок предоставления печатных пло щадей устанавливается комиссией местного референдума муниципаль ного образования по согласованию с редакциями периодических печат ных изданий в соответствии с действующим законодательством. При этом не менее 40 процентов от общего объема выделяемой печатной площади должно предоставляться бесплатно за счет средств текущего бюджетного финансирования соответствующей редакции периодичес ких печатных изданий. 2. Предоставление печатных площадей редакции периодических печатных изданий инициативной группе по проведению местного ре ферендума, общественным объединениям за плату производится на ус ловиях договора. Информация о размере оплаты, установленном редак циями периодических печатных изданий, публикуется ими не позднее чем через десять дней после назначения дня голосования на местном референдуме, 3. Для специализированных печатных изданий (детских, научных, технических и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в агита ции в какой бы то ни было форме. 4. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на редакции периодических печатных изданий, учрежденные инициатив ной группой по проведению местного референдума. (Продолжение на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz