Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
18 мая 1999 г., N8 98 (20976) Ш И П Е Ц К А Я •^Ж г а з е т а <1 ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ГЛАВА I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовая основа проведения местных референду мов в Липецкой области Местные референдумы в Липецкой области проводятся в соответ ствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Липецкой области, законами области, а также уставами соответ ствующих муниципальных образований. Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем З а коне В настоящем Законе используются следующие термины: агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные ма териалы, содержащие признаки агитации по вопросам местного оефе- рендума и предназначенные для массового распространения, ойшро- дования при проведении местного референдума; агитация по вопросам местного референдума—деятельность граж дан Российской Федерации, инициативной группы местного референ дума, общественных объединений, имеющая целью побудить или по буждающая участников местного референдума проводить местный ре ферендум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться • голосования на местном референдуме, поддержать или отвергнуть несенный на местный референдум вопрос; гарантии права на участие в местном референдуме — правовое, ор ганизационное, информационное и иное обеспечение права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации; избирательное объединение — политическое общественное объ единение (политическая партия, иная политическая организация, поли тическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответст вии с федеральными законами, законами области на уровне, соответ ствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса поли тического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования. Указанный срок не распространяется на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объеди нения; комиссии местного референдума — комиссия местного референду ма муниципального образования и участковые комиссии местного рефе рендума, которые формируются в порядке и сроки, установленные фе деральными законами, настоящим законом идругими законами области; комиссия местного референдума муниципального образования — комиссия местного референдума, организующая и обеспечивающая под- готовку и проведение местного референдума на всей территории муни ципального образования. В качестве комиссии местного референдума муниципального образования может действовать избирательная комис сия муниципального образования по решению соответствующего органа местного самоуправления; участковые комиссии местного референдума — комиссии местного референдума, организующие и обеспечивающие подготовку и проведе ние местного референдума на участках референдума (отдельных частях территории муниципального образования); местный референдум — голосование граждан Российской Федера ции, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам мес тного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Рос сийской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами об ласти, а также уставами муниципальных образований; наблюдатель—лицо, назначенное при проведении местного рефе рендума инициативной группой по проведению местного референду ма, а также общественным объединением, которое должно быть созда но и зарегистрировано в установленном законом порядке. Наблюдатель на местном референдуме уполномочен вести наблюдение за проведе нием голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии местного референдума в период проведения голосования, установле ния его итогов, определения результатов референдума, включая дейст вия комиссии местного референдума по проверке правильности уста новления итогов голосования и определения результатов референдума; органы местного самоуправления —представительные органы мест ного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуп равления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Уста вом и законами области, уставами муниципальных образований; право на участие в местном референдуме — конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в местном референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов, дей ствующим нормативным правовым актам, другим вопросам местного зна чения, находящимся в ведении муниципального образования; участник местного референдума — гражданин Российской Федера ции, обладающий правом на участие в местном референдуме. Статья 3. Общие принципы проведения местного референдума 1. Местный референдум проводится на всей территории соответ ствующего муниципального образования (муниципальных образований). Деятельность комиссий местного референдума при подготовке и про ведении референдума, подсчете голосов и определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно. 2. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобще го равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. 3. Гражданин голосует на местном референдуме за или против вы несенного на референдум вопроса непосредственно. 4. Участие гражданина Российской Федерации в местном референ думе является добровольным и свободным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его кучастию или неучас тию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме 1. Каждый гражданин Российской Федерации, постоянно или пре имущественно проживающий на территории соответствующего муни ципального образования, в границах которого проводится местный ре ферендум, и достигший на день проведения местного референдума 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме. ► 2. Гражданин Российской Федерации может участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, проис хождения, имущественного и должностного положения, места житель ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен ным объединениям, а также других обстоятельств. 3. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преим-у- щественного проживания во время проведения местного референдума на данной территории не может служить основанием для лишения его права на участие в местном референдуме. 4. В местном референдуме не участвуют граждане, признанные су дом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 5. Вопросы, выносимые на местный референдум 1. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находя щиеся в ведении муниципального образования, непосредственно затра гивающие интересы жителей, проживающих на территории соответству ющего муниципального образования. К таким вопросам относятся: структура органов местного самоуправления; изменение административно-территориальных границ и муниципаль ных образований; строительство социально-культурных и промышленных объектов; запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде; изменение профиля объектов и предприятий муниципальной со бственности; отчуждение муниципальной собственности; иные вопросы местного значения, отнесенные Конституцией Рос сийской Федерации, федеральными законами. Уставом области и зако нами области, уставами муниципальных образований к компетенции местного самоуправления. 2. На местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы: о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, при остановлении осуществления полномочий органов местного самоуправ ления, а также о проведении досрочных выборов органов местного са моуправления либо об отсрочке указанных выборов; о формировании состава органов местного самоуправления, персо нальном составе органов местного самоуправления; об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении бюджета муниципального образова ния, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципально го образования; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. 3. На местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образо вания. 4. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны огра ничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также должны исключать возможность их множественного толкования, 5. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сфор мулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ. 6, Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны проти воречить действующему законодательству._ 7. Уставами муниципальных образований, правовыми актами органов местного самоуправления не допускается установление иных ограниче ний для вопросов, выносимых на местный референдум, за исключением указанных в настоящей статье. Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение местно го референдума 1. Местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Фе дерации либо на территории, включающей территорию соответствую щего муниципального образования, а также в течение трех месяцев пос ле отмены военного или чрезвычайного положения, 2. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого повторный местный референдум с такой же по смыс лу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования (обнародова ния) результатов местного референдума. 3. Не допускается установление обстоятельств, исключающих про ведение местного референдума, кроме указанных в настоящей.статье. 4. Принятие органом местного самоуправления решения по сущест ву вопроса, который может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим проведение местного рефе рендума по этому вопросу. П о с т а н о в л е н и е о д и н н а д ц а т о й с е с с и и Л и п е ц к о г о о б л а с т н о г о С о в е т а д е п у т а т о в в т о р о г о с о з ы в а № 2 1 4 - п с о т 2 9 . 0 4 . 9 9 г. О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ЛИП ЕЦ КОЙ ОБЛАСТИ» Рассмотрев проект Закона Липецкой области «Ом ес тном референдуме в Липец кой области», предложения по нем у комитетов областного Совета депутатов по з а конода тель с тв у и правовым вопросам и по рабо те с депутатами и вопросам местно го самоуправления, р у ковод с тв уя сь п ун к том 2 статьи 3 0 Устава Л ип е ц ко й области , областной Совет депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять Закон Л ипец кой области «О местном р е ферендуме в Липецкой области» в новой редакции (при лагается). 2. Направить дан ны й областной за ко н в соо тве тс т вии с п ун ктом 2 статьи 3 2 Устава Л и п е ц ко й области главе адм инистрации области дл я подписания и обна родования. 3. Настоящее постановление вступает в сил у со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А .САВЕНКОВ ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 7. Инициатива проведения местного референдума 1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит граж данам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме. Уставом муниципального образования инициатива про ведения местного референдума может быть предоставлена представи тельному органу местного самоуправления, депутатам представитель ного органа местного самоуправления, а также главе муниципального образования. 2. Уставами муниципальных образований может быть предусмотре на реализация инициативы проведения местного референдума в форме собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме по месту жительства, работы и учебы. Статья 8. Назначение местного референдума 1. Решение о проведении местного референдума принимается пред ставительным органом местного самоуправления. В решении о назначе нии местного референдума указываются дата его проведения, вопрос референдума или текст проекта выносимого на местный референдум нормативного правового акта. Представительный орган местного само управления принимает решение о назначении местного референдума не позднее 14 дней после представления ему документов, необходи мых для назначения местного референдума, в порядке, предусмотрен ном настоящим Законом. 2. Орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принять решение о назначении местного референдума вправе отказать в назна чении референдума только в случае нарушения при выдвижении иници ативы о проведении референдума Конституции Российской Федера ции, федеральных конституционных законов, иных федеральных зако нов, устава, законов области, устава муниципального образования. 3. Местный референдум назначается только на календарный выход ной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Срок со дня назначения референдума до дня голосования не мо жет превышать 60 дней. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не позднее чем за 45 дней до дня голосования. 4. Дата проведения местного референдума не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) органом, назначившим мест ный референдум, в целях совмещения проведения местного референ дума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления. 5. Решение о назначении местного референдума, а также о перене сении даты голосования в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи публикуется в местных средствах массовой информации не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия. Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения мест ного референдума 1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, а равно общественное объединение, зарегис трированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в комиссию местного референдума муниципального об разования с инициативой проведения местного референдума, устав ко торого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициа тивную группу для проведения местного референдума в количестве не менее 1(3 человек. Инициатором проведения референдума может вы ступать избирательное объединение, зарегистрированное в управле нии юстиции Липецкой области или в Министерстве юстиции Российс кой Федерации, в этом случае руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве иници ативной группы по проведению референдума независимо от своей чис ленности. 2. Инициативная группа по проведению местного референдума об ращается в избирательную комиссию муниципального образования, ко торая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая избира тельная комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет пред ставительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия пред ставительного органа местного самоуправления —избирательная комис сия Липецкой области, 3. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума указывается: формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на местный референдум; фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов ини циативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы. 4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициа тивной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного ре ферендума. 5. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициатив ной группой по проведению местного референдума, не отвечает уста новленным в настоящем Законе требованиям, комиссия местного рефе рендума муниципального образования может согласовать с инициатив ной группой по проведению местного референдума новую формули ровку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право измене- ■ ния формулировки вопроса, выносимого на местный референдум, при надлежит исключительно инициативной группе по проведению местно го референдума. Формулировка вопроса, выносимого на местный рефе рендум, не может быть изменена после регистрации инициативной груп пы. 6. Орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение; в случае соответствия указанных ходатайства и документов требова ниям настоящего Закона, устава муниципального образования — о на правлении их в представительный орган местного самоуправления, упол номоченный принять решение о назначении референдума; в противном случае —об отказе в регистрации инициативной груп пы. 7. Представительный орган местного самоуправления обязан прове рить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в комиссию местного референдума, муниципального образования ходатайства ини циативной группы по Проведению местного референдума и приложен ных к нему документов. 8. В случае признания представительным органом местного самоуп равления вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требовани ям статьи 5 настоящего Закона, 0 (эган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, регистрирует инициативную группу по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сооб щает об этом в средства массовой информации. 9. В случае признания представительным органом местного самоуп равления вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требо ваниям статьи 5 настоящего Закона, комиссия местного референдума муниципального образования отказывает в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. В случае отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, ей выдается решение комиссии местного ре ферендума муниципального образования, в котором указываются осно вания отказа, не позднее чем через 2 дня со дня принятия данного решения. 10. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по про ведению местного референдума может быть только нарушение иници ативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных за конов, Устава Липецкой области, законов области, устава муниципально го образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в районном суде. 11. С момента получения регистрационного свидетельства инициа тивная группа по проведению местного референдума вправе организо вать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения мест ного референдума в порядке, установленном настоящим Законом. При этом учитываются только подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которо го утверждается избирательной комиссией Липецкой области и которое выдается инициативной группе по проведению местного референдума, действительно в течение 30 дней со дня его выдачи, если иное не уста новлено уставом муниципального образования. Расходы, связанные со сбором подписей, несёт инициативная группа. 12. Максимальное количество подписей, необходимое для поддер жки инициативы проведения местного референдума, не может превы шать 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в мест ном референдуме. Уставом муниципального образования может быть установлено меньшее количество подписей, необходимое для поддер жания инициативы проведения местного референдума. Число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, определяется на основании данных регистрации участников местного референдума по состоянию на 1. января или на 1 июля соответствующего года. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой в те чение 30 дней со дня выдачи инициативной группе регистрационного свидетельства. Уставом муниципального образования может быть пре дусмотрен иной срок сбора подписей, который не может быть менее 20 дней. В случае, если в течение этого срока не будет собрано необходи мое количество подписей граждан, имеющих право на участие в мест ном референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается. 13. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания сро ка действия регистрационного свидетельства, инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей участников местного референдума и составляет итоговый про токол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей. 14. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, не может превышать более чем на 15 процентов их требуемое число, установленное в пункте 12 настоящей статьи. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по прове дению местного референдума передаются уполномоченными предста вителями инициативной группы в комиссию местного референдума му ниципального образования, которая в течение 7 дней проверяет соблю дение инициативной группой требований федеральных законов, насто ящего Закона, устава муниципального образования при сборе подписей, в том числе достоверность собранных подписей в соответствии с поряд ком, установленным статьей 11 настоящего Закона. По результатам про верки комиссия принимает постановление. В случае обнаружения нару шений установленных требований по сбору подписей, в результате чего количество достоверных и действительных подписей, представленных инициативной группой по проведению местного референдума, окажет ся меньше количества, требуемого для назначения местного референ дума в соответствии с настоящим Законом, комиссия местного рефе рендума муниципального образования выносит постановление об отка зе в проведении референдума. Копия указанного постановления на правляется инициативной группе по проведению местного референду ма. Члены этой инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения местного референдума. 15. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы прове дения местного референдума требованиям федеральных законов, зако нов области, устава муниципального образования комиссия местного референдума муниципального образования в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума до кументов, указанных в пункте 14 настоящей статьи, направляет подпис- . ные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и ко пию своего постановления в представительный орган местного самоуп равления или иной орган, уполномоченный принять решение о назначе нии местного референдума. Копия постановления комиссии местного референдума муниципального образования направляется также инициа тивной группе. Статья 10. Порядок сбора подписей граждан в поддержку ини циативы проведения местного референдума 1. Подписи собираются посредством внесения их в подписные лис ты, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого на ре ферендум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее под писи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума, проставляющему свою^ 10 дпись, по его первому требованию. 2. Подписные листы для сбора подписей граждан должны содержать следующие данные: наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей граждан, имеющих право участвовать в местном референду ме; дату выдачи инициативной группе по проведению местного рефе-,. рендума регистрационного свидетельства, его регйстрационнь 1 й номер и наименование органа, выдавшего свидетельство; формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на местный референдум, или текст проекта нормативного правового акта; фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет —допол нительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи каж дого гражданина, поддерживающего инициативу проведения референ дума, его подпись и дату ее внесения. Указанные данные и подпись гражданина вносятся им в подписной лист собственноручно. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, соби равшего подписи граждан, и уполномоченного представителя инициа тивной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц. Подписные листы из готавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. 3. Подписи могут собираться только среди граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, на всей территории соответству ющего муниципального образования. Установление квот для сбора под писей в отдельных частях территории муниципального образования не допускается. Участие администрации предприятий всех форм собствен ности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и при нуждение а процессе сбора подписей и вознаграждение участников местного референдума за внесенные подписи, не допускается. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы, жительства участников местного референдума, а также в других местах, где агита ция и сбор подписей не запрещены законом. Сбор подписей запреща ется в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неод нократное нарушение указанных запретов может быть основанием для того, чтобы комиссия местного референдума муниципального образо вания либо суд признали собранные подписи недействительными. Статья 11. Порядок проверки подписей граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума 1. Комиссия местного референдума муниципального образования проверяет достоверность подписей, собранных в поддержку инициати вы проведения местного референдума. По решению комиссии местно го референдума муниципального образования для проведения указан ной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комис сии, привлеченных специалистов, экспертов. Их заключения могут слу жить основанием для признания собранных подписей недостоверными. 2. Проверке подлежит не менее 20 процентов от общего числа под писных листов. Если количество представленных подписей не превыша ет 200, проводится полная проверка подписных листов. Подписные лис ты отбираются для выборочной проверки посредством случайной вы борки (жребия) на заседании комиссии местного референдума муници пального образования. При проведении жеребьевки и проверки подпис ных листов в комиссии вправе присутствовать члены инициативной груп пы по проведению местного референдума или ее уполномоченные пред ставители. О времени проведения проверки подписных листов комиссия местного референдума муниципального образования обязана заблаго временно сообщать указанным лицам. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки. 3. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные уполномоченными представителями инициа тивной группы по проведению местного референдума до предоставле ния подписей в комиссию местного референдума муниципального об разования, если это ими специально отмечено. 4. Если при выборочной проверке подписных листов обнаруживает ся несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения местного референдума, учитывается только одна подпись. 5. Недостоверными считаются: подписи лиц, не обладающих правом участвовать в местном рефе рендуме на день голосования, и подписи участников местного референ дума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие дей ствительности, Подпись признается недостоверной при наличии справ ки органа внутренних дел либо заключения привлеченного к работе спе циалиста, эксперта; подписи участников местного референдума без указания всех тре бующихся сведений; подписи, собранные до получения инициативной группой по прове дению местного референдума свидетельства о регистрации; подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых уста новлено, что участник местного референдума не вносил собственноруч но свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе; подложность подписи устанавливается письменным подтверждением участника местного референдума, направленным в комиссию местного референдума муниципального образования. 6. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостовер ной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему правом участвовать в местном референдуме, 7. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве бо лее 15 процентов от числа провменных подписей, комиссия местного референдума муниципального образования выносит постановление об отказе в проведении местного референдума. ГЛАВА I I I . ОБРАЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА, РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ УЧАСТНИКОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 12. Образование участков местного референдума 1. Участки местного референдума образуются для проведения голо сования и подсчета голосов участников местного референдума. Участки местного референдума образуются главой муниципального образова ния или иным уполномоченным должностным лицом (органом) местного самоуправления по согласованию с комиссией местного референдума муниципального образования на основании данных о численности учас тников референдума, зарегистрированных на территории участка ре ферендума, не позднее чем за 30 дней до дня голосования с учетом местных и других условий, в целях создания максимальных удобств для участников местного референдума. 2. Участки местного референдума образуются из расчета не более 3000 участников местного референдума на каждом участке. 3. Участки местного референдума могут быть образованы в санато риях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания участников местного референдума, в порядке и в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи; в исключительных случаях допускается образование таких участков не позднее чем за 5 дней до дня голосования а порядке, определенном пунктом 1 настоящей статьи. 4. Военнослужащие голосуют на общих участках местного референ дума. В порядке исключения допускается образование участков местно го референдума в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях, В таких случаях участки местного референдума образуются командирами воинских частей по решению соответствующей комиссии местного референдума муници пального образования, 5. Глава муниципального образования или иное уполномоченное должностное лицо (орган) местного самоуправления публикует списки участников местного референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. В списках должны быть указаны границы и номера таких участков, а также места нахождения участковых комиссий местного ре ферендума и помещений для голосования. Статья 13. Регистрация (учет) участников местного референ дума 1. В соответствии с федеральными законами регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, имеющие право на учас тие в местном референдуме. 2. Основанием для регистрации (учета) участников местного рефе рендума является факт постоянного или преимущественного прожива ния гражданина Российской Федерации на территории муниципального образования, который устанавливается органами регистрационного уче та населения в соответствии с федеральным законом. 3. Регистрация (учет) участников местного референдума осущес твляется главой муниципального образования или иным лицом, уполно моченным на то органом местного самоуправления, командиром воинс кой части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Статья 14. Порядок составления списков участников местного референдума 1. Списки участников местного референдума составляются участко выми комиссиями местного референдума, а в случае, если участковые комиссии местного референдума не формируются, — комиссией мест ного референдума муниципального образования на основе сведений, предоставляемых по установленной форме уполномоченными органами или должностными лицами местного самоуправления, осуществляющи ми регистрацию участников местного референдума в соответствии с федеральными законами. Списки участников местного референдума — военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и дру гих участников местного референдума в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, составляются на основании сведений, предоставляемых командиром воинской части. 2. Списки участников местного референдума, которые в день голо сования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждени ях и других местах временного пребывания на территории муниципаль ного образования, составляются на основании данных, предоставляемых руководителями таких учреждений. Участковая комиссия местного ре ферендума, составившая списки участников местного референдума по месту их временного пребывания, направляет информацию об участни ках местного референдума, включённых в данные списки, в участковую комиссию местного референдума по месту их постоянного или преиму щественного проживания. 3. Список участников местного референдума составляется отдельно по каждому участку местного референдума. 4. При составлении списка участников местного референдума мо жет использоваться государственная автоматизированная информаци онная система в порядке, установленном федеральными законами й за конами области. 5. После обобщения и проверки необходимых данных участковая комиссия местного референдума, а в случае, если участковые комиссии местного референдума не формируются, комиссия местного референ дума муниципального образования составляет список участников мест ного референдума по форме, утвержденной избирательной комиссией Липецкой области. 6. В опиеке участников местного референдума сведения об участни ках местного референдума располагаются в алфавитном или ином по рядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам участников местного референдума). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет —дополнительно день и месяц рожде ния), адрес места постоянного или преимущественного проживания учас тника местного референдума. 7. Список участников местного референдума составляется в двух экземплярах, которые подписываются председателем и секретарем учас тковой комиссии местного референдума, а в случае, если участковые комиссии местного референдума не формируются, председателем и секретарем комиссии местного референдума муниципального образо вания. На участках референдума, образованных на территории воинской части, список участников местного референдума подписывается пред седателем и секретарем участковой комиссии местного референдума. Список участников местного референдума заверяется печатями соот ветственно комиссии местного референдума муниципального образо вания и участковой комиссии местного референдума. 8. Участковая комиссия местного референдума производит уточне ние списка участников местного референдума в соответствии с установ ленным порядком организации взаимодействия комиссий местного ре ферендума с органами местного самоуправления, учреждениями и орга низациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников местного референдума. 9. Исключение гражданина из списка участников местного референ дума после его подписания председателем и секретарем комиссии мест ного референдума муниципального образования производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осу ществляющих регистрацию (учет) участников местного референдума. При этом а списке участников местного референдума указывается дата исключения гражданина из списка участников местного референдума и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью пред седателя и секретаря участковой комиссии местного референдума. 10. Вносить какие-либо изменения в списки участников местного референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников местного референдума запрещается. Статья 15. Порядок включения граждан в списки участников местного референдума 1. Все граждане, обладающие на день проведения голосования пра вом на участие в местном референдуме, включаются в списки участни ков местного референдума. Гражданин может быть внесен в список участников местного референдума только на одном участке местного референдума. 2. Основанием для включения гражданина в список участников мест ного референдума на конкретном участке местного референдума явля ется факт его постоянного или преимущественного проживания на тер ритории этого участка местного референдума. 3. Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме в соответствии со статьей 4 настоящего Закона и временно пребывающие в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, других стацио нарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах вре менного пребывания на территории муниципального образования, вклю чаются в списки участников местного референдума по месту их времен ного пребывания. 4. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в во инских частях, военных организациях и учреждениях, которые располо жены на территории муниципального образования, если эти военнослу жащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении местного референдума не включаются в списки участников местного референдума и не учитываются при определении числа учас тников местного референдума. 5. Студенты и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются в списки участников местного референдума по месту нахождения обще жития, 6. Участники местного референдума, поселившиеся на территории участка местного референдума после составления списков участников местного референдума и предоставления списков для ознакомления участников референдума, а также участники местного референдума, по какой-либо причине не включенные в списки участников местного рефе рендума, включаются соответствующей участковой комиссией местного референдума в список участников местного референдума на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их место постоянного или преимущественного проживания на территории дан ного участка местного референдума. Статья 16. Ознакомление участников местного референдума со списками участников референдума. Уточнение списков учас тников местного референдума 1. Списки участников местного референдума предоставляются учас тковой комиссией местного референдума для ознакомления участников референдума и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования, 2. Гражданин Российской Федерации, обладающий правом участво вать в местном референдуме, вправе заявить в участковую комиссию местного референдума о невключении его в список участников местно го референдума, а также о любой ошибке или неточности в списке. Участковая комиссия местного референдума в течение 24 часов, а вдень голосования — в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением причин откло нения заявления, 3. Решение участковой комиссии местного референдума может быть обжаловано в комиссии местного референдума муниципального обра зования или в районном суде, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования — немедленно. (Продолжение на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz