Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
Г ......^ Ий НАДЕЖНОРАБОТАЮЩИЕПРЕДПРИЯТИЯЛИПЕЦКА- ОСНОВАБЛАГОПОЛУЧИЯ ВСЕХЛИПЧАН! Сегодняшняя страница «Огней Липецка» выходит с необыч ной подборкой материалов. Все они посвящены проблемам про мышленности и строительства, составляющих фундамент эко номики города и области. Следует подчеркнуть: кахсдое пред приятие Липецка, испытывая общероссийские трудности р е формирования, имеет и свои специфические «болезни». Как и различные пути выхода из кризиса. Именно этим вопросам пос вящена подборка читательских писем. Липчане далеко не без различны к будущему градообразующих и бюджетоформиру ющих отраслей и предприятий —будь тоНЛМК, ЛТЗ или «Сво бодный сокол». Оттого такзаинтересованно-неравнодушно вы сказываются предложения и взгляды —как помочь им? А зна чит, и всей экономике области, хорошо понимая: надежная работа промышленности — это благополучие каждого из нас. С Е Д Л А Т Ь «ШРСШКОНЕЙ» АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОДУКЦИЯ - РЕАЛЬНЫЙ ПУТЬ ВЫХОДА ЛТЗ ИЗ КРИЗИСА П Р О Б Л Е М Ы лт: ^ Судьба тракторного завода по-прежнему продол жает волновать липчан. И это понятно: с этим гра дообразующим предприятием Липецка связаны не только тысячи судеб конкретных людей, но и зави сит благополучие экономики области (да и России в целом). Будущее высокотехнологического произ водства —это будущее целой отрасли. Быть или не быть ему? Или российские земледельцы «оседла ютзаморских коней»? С такой перспективой ни боль шинство липчан, ни сами тракторостроители согла ситься не могут: зачем искать топор за границей, если свой под лавкой лежит. Ниже мы публикуем ма териал еще одного нашего читателя, взглянувшего на проблему подъема ЛТЗ с научной точки зрения. Причин сложившейся си туации на ЛТЗ много и все они, или почти все, извест ны. Основной вопрос упира ется в денежные инвестиции. Вот уже несколько лет руко водство завода совместно с администрацией города и об ласти ищут пути выхода из кризиса. А тут еще крупные фир мы Запада заметно активизи ровали свою деятельность по продвижению в Россию своей техники. В частности, соглас но публикации в «Липецкой газете», американская фир ма «Джон Дир» готова стать стратегическим партнером России и выделить кредит в объеме 1 миллиарда долларов на покупку разнообразной сельскохозяйственной техни ки. При этом предполагает ся поставить тракторы и дру гую технику с рассрочкой оплаты до семи лет, а также создать на базе поставляемой техники порядка 100 МТС. Этот хорошо продуман ный шаг не оставляет ника ких других вариантов наше му сельхозпроизводителю. Ведь состояние техники в хо зяйствах определяется на уровне второго-третьего ка питального ремонта , а средств на приобретение но вой нет. В условиях рыночной эко номики вопрос выживаемос ти предприятия в значитель ной степени зависит от спо собности выпускать продук цию различного назначения: при массовом производстве продукции одного вида су ществует угроза перенасы щения рынка, возникают проблемы ее реализации. Здесь видится только один выход: налаживание выпус ка альтернативной продук ции, основу которой и долж ны составлять изготовляемые на ЛТЗ тракторы. Очевидно, трактор нужен только в комплексе с различ ными навесными и прицепны ми орудиями обработки. И чем больше будет такого обо рудования, тем универсаль ней трактор, а, следователь но, и больше спрос на него. Именно этот путь и дол жен определить основную стратегию развития Липецко-, го тракторного завода. Положительные примеры в этом направлении есть. Са мый показательный — заказ на выпуск крупной партии тракторов ЛТЗ-155 под осна щение их кусторезами Гря- зинского культиваторного завода. Кстати, заказ круп ной партии тракторов ЛТЗ- 155 под кусторезы поступил на ЛТЗ после успешных ис пытаний в производственных условиях опытной партии кусторезов, в разработке ра бочих органов которых непос редственное участие прини мали специалисты кафедры автомобилей и тракторов ЛГТУ. Возникает вопрос: а поче му бы на ЛТЗ не приступить к выпуску собственных на весных и других машин? И сразу возразят; а где взять деньги на освоение и выпуск новой продукции? Ответ один — надо искать заказчиков- потребителей новой продук ции. Такими заказчиками впол не могут стать коммунальные хозяйства, строительные и дорожные организации. Глав ное здесь — предложить та кую технику, в которой они нуждаются. При этом она должна быть оригинальной, по возможности не имеющей аналогов, с принципиально новыми потребительскими свойствами, а также простой в конструктивном и техноло гическом исполнении. Именно фактор времени имеет на сегодняшний день решающее значение в восста новлении и развитии ЛТЗ. В «Липецкой газете» от 15.01.99 г. была опубликова на статья главного конструк тора трактора ЛТЗ-155 А. С. Дурманова, где высказано предложение о создании на учно-технического центра для координации работ пред приятий сельхозмашино строения. Функции этого цен тра необходимо расширить в расчете на производство аль тернативной продукции. Одним из звеньев научно- технического центра может стать студенческое конструк торское бюро на базе кафед ры автомобилей и тракторов ЛГТУ. Имеющиеся техничес кие возможности проектиро вания и конструирования раз личных машин, грамотные специалисты, высокий потен циал наиболее подготовлен ных студентов — это реаль ная возможность в разработ ке новых идей и технических проектов! ■ .Среди курсовых и дип ломных проектов последних нескольких лет уже имеют ся разработки различного навесного и рабочего обору дования, таких, как кран на базе трактора ЛТЗ-60АВ гру зоподъемностью 5 тонн, сне- гогрязеуборщик к машинно- тракторнОМу агрегату в ком плексе с тележкой-прицепом, автогидроподъемник на базе трактора ЛТЗ-55А с одномест ной люлькой и высотой подъе ма до 10 метров, два типа технических средств для борьбы с гололедицей ориги нального принципа действия на базе трактора ЛТЗ-60АБ, устройство для ямочного ре монта автомобильных дорог на базе трактора ЛТЗ-55А или ЛТЗ-60АВ принципиаль но новой конструкции, кус торез на базе трактора ЛТЗ- ‘ 155, шнекороторный и фре зерно-роторный снегоочисти тели на базе трактора ЛТЗ- 155, канавоочиститель на базе трактора ЛТЗ-60АБ, до рожный вибрационный каток на базе трактора ЛТЗ-155. Кроме того, специалиста ми кафедры автомобилей и тракторов разработана кон струкция бесконтактной ва куумной камеры к дорожным каткам как дополнительный рабочий орган, не имеющая аналогов в мире и позволяю щая повысить качество и дол говечность асфальтобетон ных дорожных покрытий в 1,5-2 раза. На сегодняшний день ведутся испытания ра бочего образца, однако для доведения конструкции до требуемого уровня необходи мо участие такого завода, как ЛТЗ. В текущем году студен там кафедры автомобилей и Ш й Ш ПРОРЫ В О З В Р А П ^ А Я С ^ ^ С О ^ К КАЧЕСТВУ ТЕХНИЧЕСКАЯ МИНИ-РЕВОЛЮЦИЯ - ТАК ОЦЕНИВАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ПУСК ПЯТОЙ КОКСОВОЙ БАТАРЕИ АО «НЛМК» тракторов будет предложена проработка новых техничес ких решений, которые также могут быть реализованы в качестве альтернативной про дукции предприятия: энерге тический модуль для различ ных модификаций ТТМ, ба зовое шасси как модифика ция трактора ЛТЗ-бО, снего уборочная машина на базе трактора класса 1,4, авто грейдер на базе колесного трактора класса 1, 4, трубо укладчик на базе гусенично го трактора класса 2, навес ное оборудование трактора ЛТЗ-155 с разработкой гид роподъемника с рабочей вы сотой до 30 м. Конечно, далеко не все разработки могут быть внед рены в производство, но даже часть их, востребованная в соответствии с нуждами раз личных предприятий, и в первую очередь коммуналь ных, позволит решить мно гое. Для успешного внедрения в производство новой техни ки потенциальным заказчи кам нёббхбдимб бначала про демонстрировать ее функци ональные возможности на уровне первого опытного об разца, как это уже случилось с кусторезом Грязинского культиваторного завода . Практика показывает, что другой возможности по при влечению инвесторов к про изводству новой техники се годня нет. Предварительная упро щенная проработка кон струкции и изготовление пер вого опытного образца не по несут больших затрат и, в худш ем случае , должны быть профинансированы са мим заводом. Если предпри ятие и его руководство ищут пути возрождения и разви тия, то другого пути не су ществует, если рассчитывать на свои силы. Демонстрация и реклама новой продукции должна, несомненно, привлечь поку пателей и заказчиков, а это как раз потенциальные ин весторы, которые необходи мы ЛТЗ. Срасширением номенкла туры выпускаемой продук ции на Липецком тракторном заводе, несомненно, добавля ется еще один аргумент в пользу создания фонда Рос сийского машиностроения именно в Липецке, о чем се годня идут разговоры. Сергей НОСОВ, доцент ЛГТУ. Все чаще вехами нашей современной истории становятся поли тические разборки и громкие скандалы и все реже — реальные созидательные дела. Поток чернухи и трескотня политиков засло няют истинный масштаб событий, значение которых для экономики страны трудно переоценить. Конечно, в нашей завалившейся на бок промышленности таких свершений —- единицы, но тем они цен нее. Именно поэтому мы решили еще раз рассказать о реконстру ированном комплексе коксовых батарей № 5 коксохимического про изводства АО «НЛМК», который был введен в строй 26 марта. Итак, что за событие произошло несколько недель назад: ря довое узкотехническое или, как сейчас принято говорить, знако вое? Мне кажется, это тот случай, когда не стоит скупиться на оценки: проиэошла мини-революция в коксохимическом производ стве России. Разработаны и воплощены в жизнь инженерные ре шения, не имеющие аналогов в нашей металлургии. Достаточно сказать, что за последние пять лет в стране не было построено ни одной печи. Возникает вопрос, почему именно новолипчанам удалось не только провести реконструкцию, но и совершить технологический прорыв к высокой производительности и качеству? Коксовой батарее N° 5 пришлось отработать почти четверть века, что для подобного сооружения — глубокая старость. Перед руко водством комбината в начале 90-Х'стояла проблема: эксплуатиро вать «старушку» до последнего издыхания или потратить большие средства на реконструкцию? Кстати, большинство предприятий шло именно по первому п^чи, «проедая» прибыль и не думая о техничес ком перевооружении. Участь их сегодня известна. Новолипчане пошли наперекор финансовым проблемам, понимая: будет дымить труба — не пропадем! Далась реконструкция нелегко. Коксовая батарея № 5 была в 1993 году остановлена, но чтобы не снизить выпуск продукции, другим батареям пришлось работать с дополнительной нагрузкой. Совет директоров все эти годы выделял средства на проведение работ и закупку самого современного оборудования —- всего было вложено в объект 254 миллиона рублей. Сумма боль шая, но ведь каждая копейка пошла в дело. Специалисты считают, что уже через пять лет все средства окупятся. Важно и то, что комбинат дал работу десяткам заводов, проект ных институтов, строительных организаций России и Украины. И хотя передовой опыт ведущих стран был тщательно изучен и про работан, принципиально новое и современнейшее оборудование разрабатывалось, изготавливалось, монтировалось нашими кон структорами, инженерами, рабочими. И тут нельзя не сказать о другой мини-революции — в умах, в национальном самосознании. Новолипчане вместе со своими партнерами с предприятий Моск вы, Челябинска, Волгодонска, Харькова доказали самим себе и всем нам, что Россию рано «записывать» в банановые республи ки, Наша металлургия обладает потенциалом, которого всерьез побаиваются все страны, и немногие из них сегодня способны выдержать честную конкуренцию на мировом рынке с нашим ка чественным и недорогим металлом, А то, что товарные свойства продукции НЛМК становятся все выше, не вызывает сомнения. Залогом тому служит масштабная программа реконструкции и технического перевооружения, кото рая выполняется шаг за шагом на комбинате. Комплекс коксовой батареи № 5 является небольшой частью задуманных и претворя емых в жизнь мероприятий по коренному обновлению производ ственных фондов. — Что дала реконструкция пятой батареи? — переспрашивает начальник коксохимического производства Валентин Кузнецов. — Удивительный случай произошел во время пуска. Мы пригласили для освящения батарей печи священников о. Василия, о. Николая и о. Геннадия. И вот когда они начали окропление — неожиданно сработала газодувка, что нельзя сделать специально. Неверо ятное совпадение все расценили как благой знак. Если же говорить о технической стороне дела, то реконстру ированные батареи отличает высокий уровень автоматизации и механизации, экологическая безопасность и большая произво дительность, С выходом на проектную мощность этот комплекс будет выдавать до 800 тысяч тонн отличного кокса, что позволит отказаться от привозного, более дорогого. Впрочем, лучше если вы оцените все преимущества нашей новинки на месте. Не нужно быть специалистом, чтобы оценить все преиму щества новых батарей: выдача готового кокса проходит, как го ворится, без шума, газа и пыли. Мощные дымососы и система автоматической очистки сводят к минимуму загрязнение атмос феры. Для сравнения посмотрел на процесс выгрузки кокса на старой батарее: черное облако пыли и газа, рабочие в респира торах. Как говорится, почувствуйте разницу... — Наши рабочие эту разницу хорошо понимают, — говорит начальник коксового цеха № 2 Юрий Татаринцев. — Сейчас все хотят работать на пятой батарее. А как оборудовано теперь ра бочее место машиниста коксовой машины: видеокамера, гид роприводы, кондиционеры, электроника! Старые батареи загру жались в напряженном режиме, на новых — достаточно времени и на обслуживание, и на профилактику. Пульт пятой батареи сейчас доводят до полной кондиции специалисты харьковской фирмы «Хартрон». В былые годы они занимались запуском ракет, сегодня «начиняют» микропроцес сорами системы управления. На фильтровальной станции ин женеры «обкатывают» электронную начинку. Кстати, оборудова ние станции обошлось в 1 миллион долларов. И эти деньги пот рачены, прежде всего, на защиту природы. Доводится до совер шенства и работа коксовыталкивателей, нового поколения две рей коксовых печей современной конструкции. Словом, на всех участках идет напряженная работа по выходу на проектную мощ ность. По признанию специалистов, в том числе и иностранных, наладка нового оборудования идет лучше, чем можно было ожи дать. Уже за первый месяц эксплуатации пятая батарея выдаст 55 тысяч тонн валового кокса, что составляет 85 процентов ос воения проектной мощности. — Можно долго обсуждать техническую сторону дела, — го ворит главный инженер АО «НЛМК» Андрей Белянский. — Но прежде всего следует отдать должное нашим людям, которые вложили свой опыт, интеллект, душу в реализацию проекта. Впер вые мы сами, без авторского надзора, наладили принципиально новое оборудование. Совет директоров не только ежегодно вы делял средства на проведение работ, но и выписал 2,5 миллио на рублей на премирование участников пуска. И эти деньги за работаны напряженным трудом. Последние три месяца люди работали в особом режиме, но ни один не жаловался, не пред ъявил претензий. Что и говорить, у металлургов особая закалка. Прогресс в экономике комбината и области неразрывно свя зан. Чем успешнее будут идти дела у новолипчан, тем полнее будет бюджет города и области. Не случайно и то, что метал лурги сегодня имеют твердые позиции в областном и городском Советах депутатов. Общий согласованный курс и единая эконо мическая политика являются сегодня залогом развития комби ната и выхода из кризиса всей области, ! Игорь СЛАВИН. ЛИПЕЦК НЕС1Ю1МНИНА'1ГО, I БУДЕТ(ТРОИТЬС! ПРОЕКТЫ Р е зки й спад объемов строи тельства в Л и пец ке н е спр о с та б е сп о ко и т го рож ан . М но ги е тре вож а тся о том , с м о гу т л и он и о б р е с ти д о л гож д а н н о е ж и л ье , по яв я тся л и в обл астном центре новые ш колы и д е т с ки е сады , д вор цы куль туры и спо р та , тор говы е центры и больницы . М еж д у тем Л и п е ц к с тр о и тся , обновляе тся . Правда , в осно вном р а с т у т ш и карны е оф исы банков , нало говы х и н сп е кц и й , эл и тное ж ил ье , что нем ало ра зд р аж а е т пр о сты х л ипчан . Н астроение с краш и ваю т обновляю щ иеся стары е кварталы . Н евольно в спом инае тся и про грам м а р е ко н с тр у кц и и и р а зви ти я Л и п е ц ка , о ко т о р о й н е с ко л ь ко л е т на зад та к м н о го го во ри л и го р о д с ки е вла сти . По в сем у вид но , врем я сильно и зм ен и л о ее . Уже не те м асш табы , не те объемы в клады ваемы х сре д с тв . Но ведь ч то -то в ней ещ е осталось? Об э то м , прод олж ая р а з го в о р , начаты й в м а р то в с ком ном ере га зе ты главны м ар хи те кто ром об л астно го центра Валерием П арш иным , р а с с ка зы в а е т начальни к упр авле ния стро и те ль ства город а Л и пец ка В асилий ИВАНОВ. — Василий Петрович, с е годня, когда с бюджетом го рода наконец-то наступила полная я с н о с т ь , ск аж и т е , какие ср ед с тв а в нем пре д у см о тр е ны на к а п с тр о и - т ел ь с тв о ? — Один миллион четыреста тысяч рублей — вот все, что смогли выделить строителям из бюджета на этот год. Этого хва тит лишь для того, чтобы пога сить прошлогоднюю задолжен ность по строительству и воз вести небольшую пристройку к школе-лицею № 44. В основ ном программа сориентирова на на привлечение средств ин весторов и долевиков . Этот метод в городе уже опробован в прошлом году, когда мы смог ли п о с т р о и т ь 163 ,5 тысячи квадратных метров жилья плюс ряд объектов социального назна чения. — Ч то .же конкретно пре д у см а три в ае тся построить в Липецке в этом году? — Сразу скажу, что програм ма намечена немалая. Только по линии нашего управления плани руется сдать не менее 40 тысяч квадратных метров жилья, еще не менее 1 1 0 тысяч введут пред приятия и фирмы города. Большое строительство на мечено в районе нефтебазы на улице Гагарина . З аказчи ками вы с т уп аю т сам и неф тя н и ки . Предприятие «Юкос» переезжа ет в другое место, а на освобож дающейся территории встанут де сять многоэтажек. Современными десятиэтаж- Т В У С А с Г Р А Ф И Т О М I Г 1 0 1 1 Д О Л Г О Л Е Т И Я ПРОДУКЦИЯ «СВОБОДНОГО СОКОЛА» МОЖЕТ ПРОИЗВЕСТИ ПЕРЕВОРОТ В КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ Порывы на теплотрассах и связанные с ними рем онт ные работы — привычные картины на улицах наш их го ро дов . Ф акт, что ни говори , и огорчительный, и всякий раз обходящ ийся в копеечку . И нем алую , ведь за истекш ие сем ь л е т заф и ксиро вано о кол о трех ты сяч поры вов на тепло- и водомагистралях города . Как избежать или хотя бы со кра тить д о минимума это неприятное явление? У нас в Липецке, думается, к решению этой проблемы подобрали особый «ключик»: надо устранять не следствие, а причину. А именно — посмотреть на качество труб, приме няемых при прокладке магистральных трубопроводов. Вы ход был найден — использовать чугунные трубы с шаровид ным графитом (ЧШГ), производство которых освоили еще в 1991 году на заводе «Свободный сокол». Оборудование и технология их — французские. На сегодня третий труболи тейный цех предприятия, где развернуто производство, — единственный в России, что само по себе дает огромные пер спективы труболитейщикам на рынке страны и СНГ. О не бывалом качестве новых чугунных труб потребители хоро шо осведомлены: они пластичны, поддаются ковке, корро зионно-стойки — срок их эксплуатации намного превышает традиционные стальные и достигает 70 лет! Сложность це левого применения их заключалась в одном: как соединять при прокладке магистралей? На заводе нет линии по производству фитингов (фасон ных частей) для комплектования при строительстве трубо проводов, а постановка стальных фитингов вместо чугунных сводит на нет преимущества такого трубопровода. И второе — не было технологии сварки таких труб, что не гарантиро вало герметичности, осложняло ремонт трубопровода в про цессе эксплуатации. Сегодня эти проблемы сняты учеными Липецкого госу дарственного технического университета и научно-производ ственного предприятия «Валок-Чугун». Под руководством ученых кафедры сварочного производства разработана тех нология сварки и ремонта таких труб и освоено серийное производство сварных фитингов из ЧШГ. Разработанная тех нология в течение 7 лет прошла промышленную обкатку при строительстве трубопроводов водо- и теплоснабжения в Кур ске, Липецке, Ростове-на-Дону, Пскове, Мытищах. Трубо проводы успешно эксплуатируются, а технология сварки одоб рена головными институтами нашей страны: ВНИПИЭнерго- пром и ВТИ (Москва), ЦКТИ (С.-Петербург), ГИПРОНИИГАЗ (Саратов), а также Госгортехнадзором и Госстроем РФ. Для реализации перспективного направления специалис ты ЛГТУ и НПП «Валок-Чугун» совместно с руководителя ми МУП «Липецкводоканал» и «Липецктеплосеть», АО ЛМК «Свободный сокол» и ГУ 7ККХ Липецка (в развитие програм мы правительства по реформе в ЛСКХ) разработали проект целевой программы «О мерах по повышению надежности и долговечности эксплуатации трубопроводов водо- и тепло снабжения и канализации по г. Липецку». В соответствии с этой программой Липецк получит надежные, долговечные и экологически безопасные трубопроводы водотеплоснабжения. Необходимость в реализации программы огромна, как и важна дальнейшая работа по масштабному и скорейшему при менению труб с шаровидным графитом и новой технологии их прокладки на магистралях по всей России. Ведь сегодня ис пользуются преимущественно стальные трубы, срок эксплу атации которых не превышает 10-25 лет. Шведские специа листы на симпозиуме в Москве привели сравнительные дан ные применения труб с ШГ по числу аварий на 1 км трубо проводов в год: оказалось их в 10 раз меньше, чем на трубо проводах из серого чугуна, и в 30 раз меньше, чем на пласт массовых трубопроводах из ПХВ. Вот отзыв о достоинствах новых труб комитета по метал лургии правительства РФ: «Липецкий металлургический за вод «Свободный сокол» и Синарский трубный завод могут ежегодно производить до 200 тысяч тонн высококачествен ных труб из чугуна с шаровидным графитом, обеспечиваю щим высокую коррозийную и эрозийную стойкость, а также экологическую безопасность питьевой воды. Гарантийный срок службы водопроводов и канализационных сетей из этих труб — до 100 лет! Комитет поддерживает предложение о разра ботке федеральной целевой программы «О повышении надеж ности, долговечности и экономической безопасности трубо проводов в РФ» и готов принять участие в ее реализации». Эту программу поддерживают и в Минэкономике России. Однако для реализации ее, учитывая платежеспособность по тенциальных потребителей, сегодня необходимо проведение серьезных маркетинговых исследований. Совершенно очевидно: переход на трубопроводы из чугу на с ШГ — актуальнейшая задача для коммунального хозяй ства всей России. По этому пути давно идут все европейские страны, и жизнь подтвердила правильность его. Крайне важно вплотную перейти к реализации долгосроч ной программы с использованием труб с шаровидным графи том и у нас в Липецке. Преимущества тут огромные. И глав ная среди других — высококачественная продукция произво дится под боком, на «Свободном соколе*. Жизнь диктует свои условия, и они на этот раз выгодны не только металлургам, но и всей экономике области. Владимир ПЕТРОВ, редактор отдела «ЛГ». Владимир ВЕТЕР, директор НПП «Валок-Чугун». ками будет за с траива ть ся площадка бывшего ПАТП-3 в ра й о не а в т о п а р ка . Пять- шесть кирпичных и панельных зданий с встроенными мага зинами, кафе, пунктами бы тового обслуживания достой но украсят этот старый рай он, дополнят его недостающи ми объектами соцкультбыта. Ну и наконец 27-й микро район, Здесь ведется самое масштабное в городе строи тельство, немалая доля кото рого приходится на Новоли пецкий комбинат. — В а си л и й П етрович , доля бю дж етно го с т р о и тельства жилья снизилась в городе практически до нуля. А ведь еще недавно она превышала 90 процен тов о бщ е го о бъ ем а . С о гласно стати стике , в 1996 году бюджет участвовал в стройке на 60 процентов, в 1997 уже на 25, в 1998 — всего на 5 процентов. Не правда ли, тревожная тен д енци я . Как может ваш е у п р а в л е н и е повл и я ть на н ее ? — Кроме административ ного правового воздействия, мы еще и сами организуем дело. Например, выступаем в роли заказчика на возведении жилых д ом о в , ведем сбор средств с долевиков, заклю чаем договоры с подрядчика ми, контролируем их работу. Стремимся сделать жилье де шевле. В прошлом году сдали дом в 24-м микрорайоне, где один квадратный метр стоил 2,1 тысячи рублей, когда об щая стоимость в городе пе ревалила уже за три тысячи. Сегодня подрядчика, постав щика стройматериалов выби раем по конкурсу, договор за ключаем с теми, чья работа качественнее и обходится де шевле.Такой же метод реко мендуем и другим заказчикам. — О бра тим ся ещ е раз к с т а т и с ти к е . По е е д а н ным, се го д н я один квад ратный метр жилья в Ли пецке с тои т примерно 3 ,5 ты сячи рублей , а значи т , одн о ком н а тн а я квар ти р а тянет от 110 до 150 тысяч рублей. А двух-, трехком н атная? Страшно ска за ть ! Т а к о е п р и о б р е т е н и е по карману разве что одному и з ты с я ч и . П очем у в с е - таки жилье у нас дороже, чем у со сед ей ? — Причина кроется прежде всего в дороговизне строитель ных материалов. Местные их производители взвинтили цену до предела. Некоторые подряд чики вынуждены даже завозить кирпич и железобетонные кон струкции из-за пределов облас ти, Например, силикатный кир пич многие приобретают у ор- ловчан, так как он у них на 15 процентов дешевле нашего . Липецкие предприятия стройин д устрии уже сталкиваются с проблемой сбыта своей про дукции и непременно будут вы нуждены снизить цену на нее. Известно, что лучше реализо вать, например, кирпич по сход ной цене, чем держать его на складе. — Что нового появится в э том году в с трои тел ьны х техноло гиях? — Во-первых, продолжает ся процесс вытеснения панель ного домостроения монолит ным. Новый метод практичнее, а главное, на 25-30 процентов дешевле старого. Липчане уже сейча с м о гу т полю бова ться оригинальной пятиэтажкой, ко торую кар касно -монолитным способом в 27-м микрорайоне с т р о и т во р о н еж с ка я ф ирма «Монолитстаой». По такому же методу работают и липецкие организации «Мёталлургстрой», «Зеленый мир», применяя са мый современный метод опа лубки. Во-вторых, новые микрорай оны будут застраива ться не хаотично, а прямыми улицами, проспектами , что сделает их более красивыми и удобными. Здесь же появятся жилые кот теджи по индивидуальным про ектам, что также явится новин кой в городском домостроении. — Мы уже отмечали, что строительный комплекс Ли пецка с тал заметно сл аб ее , ряд п р ед п р и я ти й о тр а с л и в о о бщ е р а з в а л и л и с ь . На кого же в реализации нам е ченной программы д е л а е т ся с та в к а ? — Согласен, что строители сегодня уже не те, что раньше, поубавились производственные возможности стройкомплекса. Вряд ли кто из подрядчиков се годня о сил и т с трои тел ьс тв о таких объектов, как доменная печь, драмтеатр или вокзал. Но ведь теперь и таких за ка зов нет, чаще делаем то, что по проще. Тем не менее еще на многое способны «Липецкстрой», «До м ос т ро и те л ьны й ком бина т» , «Промстрой», «Спецстрой», «Дор- строй». Их-то мы и привлекаем к выполнению намеченной про граммы . Надеем ся , что они Липецк не подведут! Николай РОЩУПКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz