Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

8 мая 1999 г., N9 92-93 (20970-20971) Ш И П Е Ц К Л Я т)ш. г а з е т а 7 Л И П Е Ц К И Е Т Е А Т Р А Л Ь Н Ы Е В С Т Р Е Ч И ^ ЧЕХОВЫМ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА Ч И Т А Я П У Ш К И Н А Тему завершившихся вчера встреч п р а к т и к о в и т е о р е т и к о в т е а т р а — «Женские образы в драм а тур гии и про ­ зе А.П . Чехова» — бы ло реш ено д о ­ полнить словосочетанием «... и в судь­ бе». Потому что двухдневный разговор, с перерывом для просмо тра вечерних с п е к т а к л е й а к а д е м и ч е с к о г о те а тр а им ени Л.Н. Толстого , не о граничивал ­ ся лиш ь кругом героинь , выведенных А н то н ом П авловичем . Речь шла и о с у д ь б е реальны х ж е нщ и н — а к тр и с , пи са те л ьни ц , вс тречавш ихся на пути Чехова, и о важных моментах жизни его сам о го . Эта научно-практическая конф ерен ­ ция напоминала полно вод н ую реку с п р и в о л ь н ы м те ч е н и е м и о р га н и ч н о влива вш им и ся в нее пр и то кам и . С о ­ брались , по преимуществу, старые д о ­ бры е знакомые , к том у же доскональ ­ но з н аю щ и е «предм е т обсуж дени я» . О н и в н е п р и н у ж д е н н о й о б с т а н о в к е м о гл и свободно и неф ормально п о з ­ волить себе делиться любыми наблю- I д е н и я м и и м ы с л я м и . Т о н а л ь н о с т ь встреч точно определил глава област ­ ной адм и н и с тр а ци и О. К орол е в . О т ­ крывая их, Олег Петрович сказал о д у ­ ховном значении та ко го общения , об о со б о й актуальности сц еническо го и с ­ кусс тва и всего, что ему сопутствует. С о о бщ е н и я учены х , к р и т и к о в из М осквы и Петербурга, липец ких ар ти с ­ тов и руководителя нашего театра В. Пахомова касались и масш табных про ­ б л е м , и ве сьм а к о н к р е т н ы х с т о р о н ж и з н и и творчества Чехова. С кажем , было очень любопытно узнать о боль­ шой вероятности прочтения — и, увы, неприятия — ранней чеховской пьесы («Б е з о т ц о вщ и н а » , ещ е н а зы в а е м а я «Платонов») самим А.Н. О с тро вс ким . П р о в о д и л и с ь ин тере сны е параллели м е ж д у п е р с о н аж ам и «Обрыва» И.А. Гончарова и героинями Чехова, между «К ам енны м гостем » А .С . П уш кина и «Дамой с собачкой». С другой стороны, говорилось , что у о те че с тв е н ны х те а т р о в н е о б х о д и ­ м о с т ь обращения к Чехову особенно очевид на в критические , остры е , пе ­ реломные моменты. О тносительно ра ­ бо т зарубежных трупп подчеркивалось: при ряде безусловных удач иные че ­ х о в с ки е постановки трещат о дн ом ер ­ нос тью в трактовке обра зо в , подчер ­ киванием «прелестей р усской жизни», доходя до курьезов. Перед нами прошла проиллю стри ­ рованная фотографиями галерея ж е н ­ щ ин , сы гравш их о пр е д е л е н н ую роль в ж и зни Антона Павловича: Лика Ми- зинова . Варя Эберле, Л идия Яворская, Ф л о р а Страхова, Софья К увш и нни ко ­ ва, Ольга Книппер ... О собое внимание вызвали на редкость тон ки е замечания Р убрику ведет Владислав ЗОРИН «ЛЮБЛЮРОССИЧИЕПЬ...» ^ г участников диалога по поводу героинь писателя . И в дей ствительности , и в творчестве он как бы не стремился к предельно «комфортному» самоов^у- щению и к полной, безоглядной прав­ де, к абсолютной завершенности в о б ­ рисовке образов . Его пьесы — это, пре ­ жде всего, дыхание словесно го строя и уж потом — эффектные позы и м и ­ зансцены . Писатель проявлял дели ка т ­ ность, «доверяя» артистам и зрителям . Разумеется, много искренних суж ­ дений высказали гости и о самих Л и ­ пецких театральных встречах. Их на ­ зывали даже «интеллектуальным антик- ^ э и а т о м » ! Ведь в наш театр на эти встречи приезжаю т как в родной дом, где каждого ждут и любят. Естествен­ но, за сл уж иваю т внимания и оцен ки м ас ти ты х те а тр а л о в у ви денны х ими спектаклей . Я приведу лишь два мне ­ ния известных столичных критиков . Константин ЩЕРБАКОВ , кр и ти к , один и з р у ко во д и те л е й Конф едера ­ ц и и С ою зов ки н ем а то граф и с то в : — Мне кажется , что, несмотря на ф ра гментарность , на то , что «Милые мои сестры» даю т лишь отрывки из ра з ­ личных чеховских вещей, это — дос та ­ то ч н о ц е л ь ны й и, г л а в н о е , ж и в о й , очень эмоциональны й спектакль . На­ чиная с «Дамы с собачкой», в нем ве­ дется рассказ о различных гранях че­ л о ве ч ес ко го бы тия . В о зн и ка е т нечто вроде калейдоскопа . И в драматичес­ ком, и в комическом смысле. Возмож ­ но, последнего больше — за счет про ­ сто блестящ е сы гр а н н о го молодыми артистами «Предложения». Насколько могу судить (к сожалению , за послед ­ ние годы видел далеко не полный ре ­ пертуар вашего академ ическо го ко л ­ лектива), Л ипецкий театр вполне впи ­ сывается в нынешний театральный ко н ­ т е к с т , ко гд а лучш ие д рам а т и ч е с ки е труппы ставят спектакли , так или ина ­ че за тра гивающ ие ситуацию пе р ел о ­ ма веков, острый драматизм судеб тех или иных героев. Натаял С ТАРО С ЕЛ ЬС КАЯ , п р е с с -с е кр е т а р ь С ою за те а тр а л ь ­ ны х д е я тел ей Р о сси и : — Мне очень понравилась «Нора» по Генрику Ибсену, особенно за глав ­ ная героиня в исполнении Ольги О в ­ чинни ковой . На первый взгляд, с п е к ­ такль далёк от злобы дня, но всецело принимаешь Нору, «выпавшую» из с во ­ е го времени , пытающуюся жить ка ки ­ м и -то иллю зиями . И понимающ ую , в ито ге , их напрасность . Б е зо го во р о ч ­ но веришь в правомерность ухода этой Норы из дома. Хороша декорация Вла­ дим ира М акушенко — метафора сем ей ­ н о г о о ч а га , н е р о в н о с в е т я щ е г о с я , словно под ветром . Она передает зы б ­ кость положения героини , и не толь ­ ко ее. Мы сами, сейчас,- по сути, гон и ­ мы таким ветром , Ьами е го создаем . Хотя надо с та р а ться , с тр ем и ть с я — только вот как практически -то? — пр о ­ тивостоять этому. Несколько месяцев назад я впервые побывала в Липецке, смотрела новые работы вашего теат ­ ра. С удовольствием , если позволят обстоятельства, буду приезжать к вам еще и еще. К о н с т а н т и н К Л Ю Т К И Н . Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ и Александра КОЗИНА. Двадцатый век начина.чся с войн, народных волнений, брожения умов. Досталось и Пушкину . Кто грозился сбросить его с парохода со­ временности, кто обвинял в верноподданических стихах и т.п. Вересаев рассказыва­ ет о смешном эпизоде на од­ ном из многочисленных тог­ дашних диспутов: «Был ли Пушкин революционером?». В разгар этого бессмыслен­ ного спора вскочил молодень­ кий красноармеец и катего­ рически подвел итог: «Был! У него есть стихи «Октябрь уж наступил!*. Между тем русский гений и в самом деле много и упор­ но размышлял о судьбе От­ чизны, о предназначении ее народа. Он гордился победа­ ми России, он болел ее беда­ ми, но его взгляды не своди­ мы к простым формулам ни казенного патриотизма, ни диссидентского нигилизма. Он, естественно, не случай­ но создал «Полтаву», не слу­ чайно обращался к наиболее заметным вехам нашей исто­ рии. В эти майские победные дни как не вспомнить его сло­ ва, грозно звучавшие в годы Великой Отечественной: . . .И л ь м а л о нас? И л а от П ер м и до Т а вр и ды , От ф и н с к и х х л а д н ы х с к а л Д о п л а м е н н о й К о л х и д ы , От п от р я с е н н о го К р е м л я Д о ст ен недвиж ного К ит а я , Ст а ль ной щ ет иною с в е р к а я . Н е вст анет р у с с к а я зем л я ? Полемический запал ощу­ щается в этих строчках. Идет спор с «клеветниками Рос­ сии», которые то и дело по­ являются в его стихах. Сам он мог в сердцах сказать о родной земле горькие, терп­ кие слова, но любил ее и тво­ рил ради нее в отличие от современных витий, за шир­ мой патриотизма грабящих государство. Итак, в 1829 году Пуш­ кин печатает поэму «Полта­ ва». Она сопровождалась «Предисловием* автора, ко­ торое почему-то мало кто се­ годня читает. А зря! На со­ бытия прошедшего века поэт смотрит не просто как регис­ тратор, «летописец», кото­ рых в то время была тьма. Он дотошно исследует, обдумы­ вает, объясняет. «Ошибка шведского короля, — отме­ чает он, — вошла в послови­ цу. Его упрекают в неосто­ рожности, находят его поход на Украину безрассудным... Карл однако же сим походом избегнул славной ошибки Наполеона: он не пошел на Москву... В сем походе Карл XII менее, нежели когда-нибудь, вверялся своему счастию: оно уступало гению Петра». Законченные и незакон­ ченные исторические иссле­ дования Пушкина основыва­ ются на материалах закры­ тых архивов, зарубежных публикациях, рассказах ста­ рожилов. Он не мог, предчув­ ствуя большие перемены в общ естве, замыкаться в «чистой поэзии». Сама исто­ рия (Петр, Екатерина, Пуга­ чев, Разин, 1812 год, декаб­ ристы) наполняла его небы­ валой энергией, и эта энер­ гия, вера в народ передава­ лись через пушкинские кни­ ги последующим поколени­ ям. Иные его изречения за десятилетия истрепали до потери смысла. То твердят о бунте бессмысленном и бес­ пощадном, то цитируют «Го­ дунова»: «Народ безмол­ вствует...» Между тем эта строка — не констатация того, что народ терпелив и безответен. За ней кроется то. С П О Р Т Н Е И З В Е С Т Н О Е О Б И З В Е С Т Н О М БЫЛЛИВИЛЛИЛЕМАН РУССКИММАКСИМОМИСАЕВЫМ Всякий раз, когда на одном их те­ леканалов начинаются знаменитые «Семнадцать мгновений весны», мало кто из телезрителей захочет нажать кнопку телевизора и выбрать что-то иное. И хоть многие из нас успели чуть ли ни наизусть выучить реплики глав­ ных героев, восприятие фильма отэто­ го, даже спустя годы, нисколько не ослабевает. Штирлиц давно уже живет своей особой жизнью как самостоятельно существующий, реальный человек. В глазах миллионов граж­ дан он являет собой конкретное воплощение успехов советской разведки в годы Великой Отечественной войны. Он как визитная кар­ точка того времени, когда великая держава противостояла мощному и жестокому против­ нику. Когда богатейший духовный и интел­ лектуальный потенциал миллионов советских людей работал во имя одной главной цели — Победы. Созданный богатой фантазией Юлиана Се­ менова, Штирлиц и сегодня для многих те­ лезрителей «живее всех живых». В течение ряда лет многие из нас искренне верили, что у киношного персонажа был реальный прото­ тип, который на самом деле мужественно бо­ ролся с врагом в годы войны. Ответить, так ли это на самом деле, могут только докумен­ ты. Немногие допущены к архивам советской разведки. Но и те единицы, которым удалось прикоснуться к сверхсекретным документам, в один голос утверждают: Штирлиц не имел конкретного прототипа. Да и сам Юлиан Се­ менов еще при жизни говорил, что Исаев- Штирлиц — это собирательный образ, вобрав­ ший черты целого ряда советских разведчи­ ков. Если проследить по фильму, мы найдем не­ мало реальных привязок, имевших место в практике работы советской разведки. Начнем по порядку. Из фильма мы знаем, что у Штирлица для связи с Центром была портативная рация. Точно такие еще до вой­ ны Москва направила в берлинскую резиден­ туру. Они предназначались не Штирлицу, а берлинским антифашистам «Корсиканцу* и «Старшине*, входившим в известную развед­ группу «Красная капелла*. Эти лица имели доступ к руководству рейха и долгое время снабжали советскую разведку бесценными данными о приготовлениях Германии к войне. Однако обслуживать их рацию должна была не обаятельная радистка Кэт, а немецкий ком­ мунист Ганс Коппи. Наиболее близок к литературному и экран­ ному образу, по мнению ряда специалистов, агент советской разведки «Брайтенбахе* - - немец Вилли Леман. Он работал в гестапо и, как Штирлиц, носил черный мундир. Говорят, что бдительные идеологи из ЦК КПСС в свое время посоветовали Юлиану Семенову сделать немца Вилли Лемана русским Максимом Иса­ евым. Как и Штирлиц, Леман был правой рукой шефа германской разведки Шеленберга. В круг его обязанностей входило контрразведы­ вательное обеспечение военной промышлен­ ности рейха. Кстати, именно от Лемана совет­ ская разведка получила данные о создании принципиально нового оружия — ракет «Фау*. Лемана высоко ценили и в Москве, и в Берлине. Совпадение вроде бы налицо — Штирлиц также занимался вопросами обеспечения без­ опасности военно-промышленных объектов и активно саботировал производство оружия массового поражения. И все-таки по многим другим деталям различия весьма существен­ ные. Штирлиц Юлиана Семенова действовал до конца войны, а вот судьба его предполагаемо­ го прототипа — Лемана — сложилась трагич­ но. Его предал связник, и в декабре 1942 года советского агента арестовали. Точная дата смерти Лемана до сих пор не установлена. Известно, что Штирлиц проработал в Бер­ лине до конца войны. Столь долго там про­ держался еще один реальный разведчик эк­ стракласса — Ян Черняк. Кстати, за свою поч­ ти что фантастическую работу он был удосто­ ен звания Героя России лишь в 1995 году. К работе над знаменитым сериалом при­ влекались некоторые реальные разведчики. Чтобы придать фильму достоверность, Тать­ яне Лиозновой понадобилась встреча с живы­ ми героями невидимого фронта. Для этого были приглашены советские разведчики Ми­ хаил и Анна Филоненко, долгое время прора­ ботавшие нелегалами в Латинской Америке. И хотя они действовали уже в послевоен­ ное время, их замечания оказались весьма полезными. Именно рассказ Анны, рожавшей третьего ребенка в чужой стране и больше всего боявшейся закричать «мама» по-русски, легли в основу самых драматичных моментов сценария. Есть мнение, что образ Максима Максимовича был слеплен с ее мужа. Творческий труд Юлиана Семенова и впос­ ледствии Татьяны Лиозновой создал из отры­ вочных, лаконичных документальных данных и хроники разведки остросюжетное повество­ вание. И сегодня на рубеже двух тысячеле­ тий Максим Максимович Исаев-Тихонов вос­ принимается нами как живой, смелый и та­ лантливый человек, защищающий вдали от Родины ее интересы. Александр ХЛЕБНИКОВ. «МАГИ 1 »ВЫЕХШВАЛУШУИгагавш кРОЗЫГРЫШУКУБКАРОСИ Едва закончился чемпионат страны по волейболу среди женских команд, как два игрока липецкой «Магии» уехали в Китай. Клуб провинции Шаньзунь, выступающий в высшем дивизионе, взял "в аренду" Ю. Суханову и Л. Дробот. Недав­ но они возвратились в Липецк. Для подготовки к розыгрышу Кубка России после майских праздников наши волейболист­ ки выехали в Алушту, где будут тренироваться на базе сбор­ ной нашей страны. Первый предварительный этап розыгрыша кубка пройдет с первого по шестое июня. Полуфиналы состоятся с 21 по'27 июня, а финальные игры — с 18 по 24 сентября. Города, где должны проходить эти турниры, будут определены в бли­ жайшее время. В конце мая, в рамках праздника Дня горо­ да, «Магия» намерена принять команды из Белоруссии и с Украины. В середине апреля руководством АО «НЛМК» и заводом холодильников решен вопрос финансирования коман­ ды. (Эсновное ее бремя ложится на завод «Стинол», поэтому возможно изменение названия клуба на «Магия-Стинол». В настоящее время остро стоит вопрос о доукомплектова­ нии команды. Видимо, это связано с задачами, которые ста­ вятся перед нашими волейболистками: выйти в финал Кубка России, а в первенстве страны занять четвертое место, даю­ щее право выступать в европейских кубках. Юрий КУЛИНИИ. -------------- И А Э К Р А Н А Х « О К Т Я Б Р Я » —| «ИРЛЬ ВОКРУШИИБОЕВИКОВ По уже установившейся традиции, в ки­ ноконцертном зале «Октябрь» в мае прово­ дится фестиваль отечественных фильмов. На этот раз будут представлены две новые кар­ тины: «Кадриль» («Мосфильм») и «Страна глухих» (студия им. М. Горького). Первая из них поставлена режиссером Виктором Титовым в жанре «народной коме­ дии». Глухая сибирская деревня недалеко от озера Байкал. Живут здесь рядышком две семьи — Коля с женой Лидой и Саня с ж е­ ной Валей. Хоть мужикам и перевалило за 60, ведут себя они как мальчишки, постоян­ но разыгрывая друг друга. Все это уже дав­ но надоело их женам, и решили они однаж­ ды... поменяться мужьями. Вот такая, пони­ маете, история. Но не столько она — глав­ ное в фильме, сколько участие в нем велико­ лепных актеров — Олега Табакова, Станис­ лава Любшина, Любови Полищук, Валенти­ ны Теличкиной. Героини криминальной драмы «Страна глухих» Рита (Дина Корзун) и Яя (Чулпан Хаматова) неожиданно оказались в центре жесткого столкновения двух мафиозных кла­ нов — глухих и слышащих. «Это современ­ ная уличная драма, — говорит режиссер фильма Валерий Тодоровский. — Все дейст­ вие происходит в сегодняшней Москве: на открытом пространстве, в ночных клубах, в квартирах. Это история про любовь и день­ ги. Мне кажется, что это две главные темы нынешней жизни». К двухсотлетию со дня рождения А. С. Пушкина в фестивальную программу вклю­ чен биографический фильм режиссера Лео­ нида Менакера «Последняя дорога» — о пос­ леднем периоде жизни великого поэта. В главных ролях: А. Калягин, В. Медведев, И. Смоктуновский, И. Купченко. Стало уже привычным присутствие в ре­ пертуаре наших кинозалов американских фильмов. На сей раз это два боевика — «За­ втра не умрет никогда» и «Дьяволу сродни». Первый из них — 18-й по счету фильм о Дл<еймсе Бонде, поставленный Роджером Споттисвудом, затрагивает модную ныне тему использования средств массовой инфор­ мации в качестве смертельного оружия. Агент 007 сражается с газетным магнатом Карвером, которому принадлежит самая мо- гухцественпая в мире империя масс-медиа. Ради достижения своих далеко идущих це­ лей Карвер готов спровоцировать войну меж­ ду Китаем и США. Вместе со своей спутпи- цей-китаянкой Бонд участвует в погонях на мотоциклах, проделывает множество верто­ летных трюков, подвергает себя смертель­ ной опасности, но предотвращает третью мировую войну. В главной роли — англий­ ский актер Пирс Броспан, впервые явив­ шийся Джеймсом Бондом в фильме «Золо­ той глаз» (1995 г.), Им подписан контракт быть агентом 007 в трех фильмах с перспек­ тивой на четвертый. Сам актер считает, что в его Бонде немного взято от Коннора, не­ много от Мура и чуть-чуть от него самого. Другой боевик — «Дьяволу сродни» из­ вестного режиссера Алана Дж. Пакулы — о терроризме, связанном с борьбой за неза­ висимость Северной Ирландии. В фильме заняты известные актеры Харрисон Форд и Брэд Питт. ОФорде было достаточно ска­ зано в прошлом обзоре, а вот сыгравший ирландского террориста Рори американс­ кий актер Брэд Питт любителям кино ме­ нее известен. Ему 35 лет. В 22 года Брэд решил связать свою жизнь с искусством, овладев профессией антрепренера. Зрите­ ли и журналисты заметили Питта после вы­ хода на экран фильма Ридли Скотта «Тель­ ма и Луиза» (1991 г.), где актеру доверили основную роль — циничного негодяя. За­ тем последовали «Калифорния» (1993 г.), «Интервью с вампиром» (1994 г.), «Семь* (1995 г.), «Знакомьтесь — Джо Блэк» (1998 г.). Некоторые кинокритики считают, что благодаря своей характерной внешности и уже сложившемуся имиджу Брэд Питт об­ речен до конца своей актерской карьеры играть роли обольстителей женских сердец, бродяг или преступников. Верно ли это предположение — покажет будущее. В отличие от прежних времен, польские фильмы сейчас редко появляются на рос­ сийских экранах. Тем отраднее познако­ миться с новым творением режиссера Ма- чея Слещицкого. Это остросюжетная лента «Охранник для дочери». О достоинствах её красноречиво свидетельствует тот факт, что она признана у себя на родине лучшим фильмом прошлого года. Варшавский ган­ гстер с безупречными манерами «легаль­ ного бизнесмена» нанимает для своей 16- летней дочери Сарры охранника, бывшего спецназовца Леона (Богуслав Линда), силь­ ного и незаурядного человека, только что пережившего тяжелую житейскую драму. Между Леоном и Саррой (Агнешка Влодар- чик) возникает чувство взаимной привязан­ ности, которое помогает им выдержать не­ малые испытания. Обзор подготовил Юрий РАЗУМОВСКИЙ. от чего дрожат и рушатся троны и государства. Молча­ ние народа — до поры до вре­ мени — молчание вулкана. В автографах поэта сохрани­ лись записи русских песен. Они — разные. Но почему-то большинство — бунтарские: Н е п е ч а л ь с я , наш х о з я и н , Ст енька Р а зи н ат ам а н : Б е л у к а м е н н у т ю р ьм у по к и р п и ч у р а зд е р ем , Т во во м и л о го сы на и з н е в о л и у в е д ем . А ст р а х а н с к о г о г у б е р н ат о р а под суд в о з ь м е м . . . Вероятно, Пушкин в са­ мом деле не желал бунтов и потрясений родине, но при­ знавал право народа на про­ тест, если его поставят у края пропасти. Вместе с тем поэт, разу­ меется, никогда не представ­ лял русских кровожадными, безжалостными дикарями. Кстати, в эти дни меня все время преследует картина расправы англичан с восстав­ шими силами в их колонии — в Индии. Этих несчастных, поднявшихся против колони­ заторов, благовоспитанные сыны «туманного Альбиона» привязывали к жерлам пу­ шек. Ядра крошили тела в наказание за бунт против по­ велителей в пробковых шле­ мах. И не «дикари» — сла­ вяне, а фашисты изобрели газовые камеры. А в светлый наш праздник "гуманные" янки продолжают бомбить города и селения Югославии. «Цивилизаторы»... Но вернемся к Пушкину. «Народ безмолвствует», — написал он. По-разному мож­ но толковать эти строки. Одно несомненно: поэт до конца жизни старался пос­ тигнуть тайну народной души. Из мудрости народа рождалось и его творчество. ибо народ кристаллизует дар мастера, шлифует его и воз­ вращает после огранки гени­ ем потомству. Пушкин всегда среди сво­ его народа, а не над «ним»и не «под» ним. Творчество его не столь уж жизнерадостно, как пытаются представить «оптимисты-пушкинисты». Оно полно глубоких и драма­ тичных раздумий о многос­ традальном Отечестве. Ши­ рокий исторический взгляд на общество разных эпох поз­ волил поэту проникновенно отнестись к отдельному чело­ веку. Через переживания и боль его поэт приходит к ос­ мыслению и постижению любви к родине, к познанию истинного ее бытия. Вспом­ ним хотя бы сложную и очень современную идею его «Мед­ ного всадника», где поэт од­ новременно и воспевает пет­ ровские деяния, и показыва­ ет трагическое противостоя­ ние государства, созданного Петром, и личности рядово­ го человека, через которого это государство переступает, даже не заметив его... Такая диалектика подвластна толь­ ко гению, стремящемуся на­ щупать пути к гармонии этих двух начал. К гармонии, ко­ торую мы все ищем до сих пор. И в этом поиске Пуш­ кин наш союзник... ^россворд По горизонтали: 1. Денеж­ ная единица Австрии. 4. Коллек­ тивное посещение музея. 9. Наука о наследственности ор ­ ганизмов. 11. Признак, на ос­ новании которого производится оценка. 14. Завитые волосы, ло­ коны. 17. Отрицательный полюс аккумулятора. 19. Одно из вы­ сших духовных званий. 21. Сто­ лица европейского государства. 22. Денежная единица Японии. 23. Полудрагоценный камень. 24. Сорт яблок. 25. Зимой го­ товь телегу, а летом? 27. В древнегреческой мифологии — бог вина и веселья. 29. Один из элементов укрепления здоровья. 32. Род травянистых растений семейства сложноцветных. 33. В древнегреческой мифологии — богиня мудрости и военного дела. 36. Вагон для перевозки жидкостей. 37. Субтропическое плодовое дерево. 38. Род кро­ кодилов. 41. Помещение для овец и коз. По вертикали: 2. Обозна­ чение искомой величины. 3. По­ весть Н.В. Гоголя. 5. В древне­ греческой мифологии — муза, покровительница истории . 6 . Река, приток Ангары. 7. В древ­ неегипетской мифологии — ска­ зочная птица. 8 . Русский худож­ ник-пейзажист 19 в. 10. Река в Швейцарии. 11. Водная окись калия. 12. Сотрудник газеты. 13. функция угла. 15. Одна из трех распространенных в Китае ре­ лигий. 16. Вид спорта. 18. Город в Японии на острове Хонсю. 20. Головной убор пожарных. 26. Со­ стояние безразличия. 28. Пере­ ложение оперы для пения. 30. Животное из семейства вер ­ блюдов. 31. Кровеносный сосуд. 34. Снаряд для ловли рыбы. 35. Здание для пожарных машин. 39. Хищное животное. 40. Час­ токол, забор. С о ста ви л В и ктор ЗОТКИН . Ответы на кроссворд, опубликованный 30 апреля По горизонтали; 7. Паланкин. 8. Трещотка. 9. Сакраменто. 12. Гранд. 13. Миллер. 14. Мойва. 17. Гармонь. 18. Картечь. 19. Агроном. 21. Задонск. 25. Крица. 26. Тонгаж. 27. Рибли. 30. Паникадило. 31. Скипидар. 32. Воробьев. По вертикали: 1. «Мальорка». 2. Экран. 3. Энергия. 4. Стрепет. 5. Веаа. 6. Якубович. 10. «Знаменосцы». 11. Шостакович. 15. Аносов. 16. Парнас. 20. Гурченко. 22. Соловьев. 23. Палитра. 24. Рандеву. 28. Гарда. 29. Флора. Г И Б Д Д С О О Б Щ А Е Т НАЧАЛОим-тДАШИЙ З а прошедшую неделю (26 апреля —3 мая) в об­ ласти зарегистр!^овано 28 дорожно-транспортных происшествий, погибли 8 человек и 29 получили ранения. Два ДТП с трагическим исходом случились 29 апре­ ля. Днем на автодороге Гря- зи-Добринка у села Дубовое столкнулись «ЗИЛ» и «Жи­ гули» восьмой модели. Нахо­ дившийся за рулем легко­ вушки 29-летний мужчина от полученной травмы скончал­ ся в больнице. На автотрассе «Дон» в Задонском районе при движе­ нии мотоцикла упал с него 48- летний пассажир. Получен­ ная им травма оказалась смер­ тельной. Двумя днями позже на автодороге Орел-Тамбов в Грязинском районе врезался в дерево ВАЗ-21093. Води­ тель погиб, два пассажира получили ранения. 30 апреля в 14.25 на той ж е ж е трассе на полосе встречного движения допус­ тил столкновение с «КамА­ Зом» водитель «ЛСигулей». В результате лобового удара водитель и пассажирка «Жи­ гулей» были травмированы и скончались на месте. Води­ тель грузового автомобиля с переломом ноги госпитализи­ рован. Несколькими часами поз­ же в селе Казаки Елецкого района попала под колеса неизвестного транспортного средства молодая женщина. От полученного ранения она скончалась. Скрывшийся во­ дитель установлен, ведется его розыск. Первого мая также про­ изошло два ДТП, повлекшие тяж елы е посл едствия . В 19.30 на 5-м километре авто­ дороги Тербуны-Долгоруково перевернулся ВА З -21011 . Водитель погиб, пассажирка машины получила переломы. А около двух часов ночи на улице Лесной в Липецке «де­ сяткой» была сбита и погиб­ ла женщина 35-40 лет. Лич­ ность погибшей устанавлива­ ется. Геннадий ФУРСОВ, ст. инспектор УГИБДД области, капитан милиции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz