Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
[ 1 а Р А Х Страх замечается даже у грудных младенцев — когда ребенок ощущает потерю равновесия или опоры для тела, врвдит что-то незнакомое и неожиданное. Потребность в безопасности, надежности — одна из главных челове ческих потребностей. Ма лыш получает ее в результа те общения со взрослыми, прежде всего с матерью, ко торая одновременно удовлет воряет и его биологические потребности. Состояние не надежности, беспокойства и страха вызывается отсут ствием матери, присутствием незнакомых людей или час той сменой людей, окружаю щих ребенка. В сущности, предпосылкой психической устойчивости ребенка явля ется устойчивость среды, в которой он растет и воспиты вается. И наоборот, частые и нежелательные перемены в окружающей среде могут по родить у ребенка психичес кую дисгармонию, которая внешне проявляется в стра хе и реакциях беспокойства. Но страх может играть и полезную роль. Он позволя ет ребенку ориентироваться в окружающей среде, изби рательно приспосабливаться к ней. Знакомясь с вещами и предметами и прикоснув шись, например, к горячей печке, малыш почувствует боль и с этого момента ста нет бояться печки, горячего. Позднее, когда ребенок пой мет, откуда исходит опас ность и научится беречься, страх исчезнет. Все челове ческое познание проходит через боль и страх. Положи тельное значение страха в данном случае состоит в том, что через него малыш учит ся избегать таких объектов и ситуаций, которые содержат угрозу его безопасности. Но всегда ли результат будет та ким же? Подчас родители придерживаются ошибочной стратегии, превращая страх в средство воспитания. Это не совсем безобидно и притом не дает желанного педагогичес кого эффекта. Пугать малы шей сказочными персонажа ми, чертями, волшебниками и другими опасно , если учесть, что особенностью дет ской психики является нали чие богатой фантазии, кото рая почти не признает раз- лргчий между реальностью и воображением. Отрицатель ные эмоции ребенка могут привести к развитию невро за. У чувствительных детей воспитание, которое основы вается на ситуациях страха и при котором насаждается ощущение повышенной опас ности, лишающее ребенка чувства устойчивости и на дежности, в конце концов обусловливает сильные реак ции — угнетенность, беспо койство, расстройство сна, ночные страхи и др. Еще бо лее неправильно и вредно пу гать малышей конкретными предметами и явлениями. Классической ошибкой вос питания в таком смысле мо жет служить нередко встре чающаяся привычка пугать ребенка врачом и школой. Например, когда малыш не слушается и шалит, ему го ворят: «Вот, подожди, пой дешь в школу, там тебя на учат вести себя!» или «Вот подожди, тетя доктор сдела ет тебе укол, тогда ты, не бось, перестанешь безобраз ничать!» Подобные угрозы красноречиво говорят о бес помощности воспитателя и только порождают новые трудности в воспитании . Впрочем, родители, прибега ющие к таким угрозам, впос ледствии сами сталкиваются со сложными проблемами и не в силах сладить с ребен ком, который не желает хо дить в школу, потому что бо ится ее- не хочет идти в по ликлинику, плачет и кон вульсивно сжимает руку ма тери, завидя тетю в белом ха лате... Страх и неуверенность ощущают дети в неблагопо лучных семьях или в семь ях, не удовлетворяющих их эмоциональные потребности. Но ребенок может испыты вать страх и в такой семье, где родители чересчур забот ливы, постоянно трясутся над ним, следят за каждым его шагом, предостерегают его по пустячному поводу или же выдвигают перед ним трудные и сложные требова ния,- с которыми он еще не в состоянии справиться. Тес ная связь между неправиль ным воспитанием в семье и детскими неврозами много кратно доказана. Нередки случаи, когда преодоление детских страхов достигается психотерапией родителей. Несомненно, когда у ре бенка возникнет страх перед чем-нибудь, родители долж ны обратить на это внимание. Страх — естественное чело веческое чувство, однако вос питателям следует стремить ся не допускать его появле ния там, где он нежелателен. Финская детская писатель ница Туве Яансон в одном ин тервью заявила, что детский страх — это гениальная фор ма самообороны, в которой в детстве нуждается всякий, чтобы преодолеть опасность и оживить скучные будни. Детям постарше нравится страшное, их привлекают ка тастрофы, катаклизмы, они сами начинают рассказывать разные «жуткие» истории и вымышленные случаи. Им нравится ощущать страх, так как это предполагает напря жение воли и волнение, но связь с реальностью сущес твует всегда... Поэтому пусть в детских книжках присут ствуют опасности и ужасы, важно, чтобы потом у ребен ка появилось ощущение уверенности в своей безопас ности. Эта уверенность мо жет заключаться в узнавании чего-то бесконечно знакомо го, хорошо известного, в пов торении чего-то привычного, вроде, например, стакана чаю за ужином или отца, сосре доточенно заводящего свои часы... До тех пор, пока кто- то заводит часы, мир не мо жет распасться на куски... ИЗ н ашей почты "ХЛЕБУШЕК ВСЕГДА В ЦЕНЕ..." в одном журнале я прочитал статью об отношении к хлебу, и мне сразу вспомнилось многое. Да что там вспомнилось, я не забуду этого, пока жив. Когда разразилась вторая мировая война, в моей семье было шесть человек, и можете себе пред ставить, каково это было — прокор мить столько ртов в те тяжелые годы. Всю пшеницу у } 1 ас тогда за бирали и увозили в Германию. Тем, кому удавалось скрыть зерно, жи лось чуть полегче, но это был страш ный риск... Когда я вижу сейчас валяющие ся на тротуарах куски хлеба, було чек, пирожков, у меня даже живот сводит. Думая о ребятишках, кото рые это сделали , я говорю себе: "Пусть растут на свободе здоровы ми и счастливыми, пусть живут но свете, не зная, что такое война". Но хлеб надо экономить и сейчас, в мир ное время, хотя он и в изобилии. Ведь хлебушек всегда в цене, — это народное богатство. И дети должны знать об этом. Л внушить им это — наша обязанность. Л. Попов, 86 лет. СОНИНО ГОРЕ Ученики дописывали последние слова сочинения, и лишь Соня бес покойно вертелась на своем месте, я з вид у нее был такой, будто она вот- вот заплачет. Я подошла к ней и спросила, в чем дело. — Я не смогу сдать вам сочине ни е ... оно у меня неполное. Я не хочу писать про маму... — услыша ла я- В этих словах девочки прозвуча ла такая боль, что я решила продол жить с ней разговор после уроков. «Мне не хочется возвращаться до мой, — призналось мне Соня. — Если бы можно было оставаться в школе! Дома я одна, и мне очень скучно и страшно. И ребята уже не любят меня, как раньше...» Соня живет вдвоем с отцом, кото рый часто работает в ночную смену, и тогда она остается в квартире одна. Ее мать, расставшись с мужем, отвез ла младшую дочку, которой всего два годика, к своим родителям, а сама жи вет у тетки. «Вечером, когда пана уходит, — взволнованно рассказывала Соня,— л стараюсь думать только о хороших ве щах — о сестричке, о моих днях ро ждения, когда мама приносит мне торт, украшенный свечками. Мне ни когда не удается задуть их сразу, в последний раз я погасила десять све чек лишь на третий раз... И все рав но мне становится грустно и стратл- но. Тогда я начинаю плакать и звать маму с папой. А дома никого нет...» Соня часто засыпает не в своей кровати, а прямо на диванчике в кух не, и некому ее укрыть, пот;еловать, пожелать ей спокойной ночи. Еда, приготовленная заботливым отцом, остается на столе нетронутой. А ут ром он частенько застает дочку в жару, кашляющей. И начинается — врачи, больницы, уколы.,. Соня умный и трудолюбивый ре бенок. Но она никогда не смеется, не участвует в детских играх. Всегда пе чальная, замкнувшаяся в своем оди ночестве. Вечером дома ее единствен ные друзья — рыбки в аквариуме. А в это самое время ее мать живет себе припеваючи где-то рядом, не зная ни тревог, ни забот... Р. Куртева, учительница. СТЕКЛЯННАЯ, ДЕРЕВЯННАЯ УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ Кажется, в с е уж е мы п ро свад ьбы -вен - чания н а п и с а ли в п р е ды д ущ и х вы п у с ка х . А н , сн о ва в о п р о с о с в а д е б н ы х ю б и л е я х . О н и х в е д ь тоже забывать н е следует . Так какие же бывают свадьбы? Обычно свадьба молодоженов — большой пра.здник для многачисленных родственников. Но не следует забывать и о свад^ных юбиле ях. СИТЦЕВАЯ свадьба — через год совмест ной жизни. Жена надевает ситцевое платье. Суп руги дарят друг друх’у ситцевые платочки. ДЕРЕВЯННАЯ свадьба отмечается через пять лет супружества. На свадьбу дарят дере вянные предметы. МЕДНАЯ свадьба — через семь лет совмес тной жизни. В этот день супруги обмениваются медными монетами. РОЗОВАЯ свадьба венчает совместно про житое десятилетие. Муж дарит жене розы, гос» ти приходят в дом с розами, такими же ире- • • • красными, как эти десять прожитых лет. СТЕКЛЯННАЯ свадьба — через 15 лет суп ружества. Подарки преподносят из стекла. ФАРФОРОВАЯ свадьба празднуется через 20 лет. Праздничный стол сервируется новой фарфоровой посудой. СЕРЕБРЯНАЯ свадьба — через 25 лет. На палец рядом с золотым кольцом надевается се ребряное. ЖЕМЧУЛеНАЯ свадьба отмечается через 30 лет совместной жизни. Муж вр}щает жене доро гой подарок, подтверждаюп(ий их надежные супружеские отношения. ПОЛОТНЯНАЯ свадьба — через 35 лет. На <,свадьбу дарят полотняные скатерти и полотен ца. РУБИНОВАЯ свадьба — через 40 лет. ЗО ЛОТАЯ свадьба -— через 50 лет. Муж и жена обмениваются новыми :золотыми кольцами. БРИЛЛИАНТОВАЯ свадьба — через 60 лет. ЖЕЛЕЗНАЯ свадьба через 65 лет. КОРОН НАЯ свадьба через 75 лет супружества. ВЗЯЛИЛОЖКИ-ПОВА РЕШКИ БОТВИНЬЯ! Чуть со лныш ко припекло^ у х о з я е к п е р в а я забота — о крош ку приготовить. И д о м а х о р ош а , а н а д а ч е тем б о л е е . «Только вот хочется разнообразит ь м е н ю , ~~ пишет одна и з читательниц «Домостроя» Б Д е н и с о в а . Может быть, вы напечатаете рецепты д р у г и х х о л о д н ы х суп о в ?» С удовольст вием вы п о лн я ем эту п р о с ь б у . Ведущая рубрики — Талина К АЙ Д АШ КО в последнее время у нас много говорят и пишут о не обходимости полового воспи тания и просвещения молоде жи. Мы изучаем строение сперматозоидов и всякие дру гие подробности, слушаем лекции о вреде добрачных половых связей... Но все это нам давным-давно известно. А на практике — вжизни — мы чувствуем себя неподкован ными, беспомощными. Пото му что все эти лекции и бес еды не имеют ничего общего с реальным положением ве щей. К тому же мнения на счет добрачных половых от ношений нередко бывают со вершенно полярными. А ведь это факт (с небольшими ис ключениями), что молодежь почти поголовно ведет по ловую жизнь до вступления в брак. На мой взгляд, не правильно отрицать такие от ношения, как неправильно и поощрять их. Но вместо того, чтобы давать нам советы, ис ходя из своего опыта 20-30- летней давности, родителям следовало бы попытаться пос тавить себя на наше место, попытаться понять нас. Много пишут в последнее время и об эмансипации. Одни авторы утверждают, что жен щине предстоит еще долго бо роться, чтобы добиться насто ящего равенства с мужчиной. Другие придерживаются мне ния, что эмансипация приве дет к уничтожению женствен ности. В одном все единодуш ны: женщина должна быть не жной, ласковой, вниматель ной. Но когда эта самая жен- , ПОВОДДЛЯ РАЗМЫШ. 1ЕИПЯ щина начинает делать более серьезные профессиональные успехи, чем ее муж, ему это не всегда бывает приятно. Между прочим, я убежден, что любая женщина у себя в семье может добиться гораз до больших успехов не жностью , нежели влас тностью. Здесь возникает и другой наболевший вопрос — о разделении домашнего тру да. Думаю, что от него во мно гом зависят взаимоотношения в семье. Но молодежь, к со жалению, не очень-то задумы вается над тем, как важен этот вопрос. Где-то я читал, что мужчина занят домашним трудом в течение часа в день, а женщина — в течение трех часов. Это же черная неспра ведливость! Но женщина мил лионы лет находилась вбли зи домашнего очага. И хотя реальное участие мужчины в домашних делах постепенно увеличивается, тем не менее, если мы попытаемся уровнять мужской и женский труд в домашнем хозяйстве, это мо жет вызвать серьезные сотря сения. Мое мнение таково: необходимо разделение до машнего труда. И еще: мо жет ли женщина чувствовать себя счастливой, если ее муж стираем’, гладит и во всем ей подчиняется? Не лучше ли будет, если мужчина возьмет на себя такие, скажем, обя занности, как выбивание ков ров и йоловиков, покупка про дуктов, выбрасывание мусо ра, ремонт домашних быто вых приборов, если он будет регулярно, без напоминаний, убирать свою постель и т. д. Но мне кажется, что если женщина несчастлива в сво ем доме, то в этом в большин стве случаев бывает винова та прежде всего она сама. Все можно исправить — необхо димо лишь, чтобы обе сторо ны проявили немного усилий и такта. Хорошо, что всем этим вопросам уделяется много внимания и в печати, и в ра диопередачах, и по телевиде нию. Но мне кажется, что почаще надо давать слово и нам, молодым! И. Т. студент. Бочка е1це послужит Деревянную бочку или кадку, предна значенную для засолки или квашения, мож но очистить от гнилостного запаха, если промыть ее двухпроцентным раствором хлорной извести, а затем несколько раз оно* лоснуть горячей водой. Промывку хлорной известью делают заблаговременно. Избавиться от запаха из бочки можно и другим способом: заполнить бочку водой, в которую доба вить немного ржаных отрубей, и поставить в теплое помещение. Когда жидкость за^5ро- дит, слейте ее, сполосните бочку чистой во дой, и запах исчезнет; Если бочка с квашеной капустой дала течь, отверстие можно заделать с помощью специально приготовленной смеси: сжига ют кусок хлопчатобумажной ткани, собира ют золу и смешивают ее с таким же коли чеством просеянной древесной золы и сто ловой ложкой разогретого жира. Зомозко для печей Часто случается , что в кирпичных ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ или каф ельны х п еч ах п оявляю тся т р е щины или дыры . Х орош ей зам а зк ой в таком сл уч а е будет такая смесь: равное колич ество сосновой смолы и тонко и з м ельченной глины п ер ем еш иваю т с н е большим количеством поваренной соли . З а т ем н ад о д о б а в и т ь воды и сд ел а т ь см есь т ест ообра зн ой . Этой м а ссой зам а зываю т трещины . Под во здей стви ем вы сокой темп ературы в п ечи зам а зк а бы с тро за тв ер д ев а ет . А для мух «липучка» Липкую ленту дл я уни ч тож ени я мух м ож н о приготовить в дом аш ни х у сл ови я х . Д ля этого в ж ел е зн ую байку кладут 3 0 г каниф оли и 2 0 г ка сторового м а с ла , ставят в горячую в о д у и греют до т ех нор , пока со д ерж им о е не р а сп л ави т ся . К п олуч енной м а с с е добавл яю т н е много м ед а , в ар енья , п о сл е чего н ам а зы ваю т кистью на плотную бумагу . «Ли пучка» готова . О стается подвесить ее в н уж н ом м есте . Сначала давайте вспом ним, как готовится свеколь ный квас. Свеклу вымыть, очис тить, натереть на крупной терке, поместить в глиняную или стеклянную посуду и залить водой. Туда же по ложить кусок ржаного хле ба, сахар, соль. Обвязать по суду марлей или салфеткой, поставить в теплое место на 3-5 дней. Можно добавить дольку растолченного чесно ка. Готовый квас процедить, разлить в бутылки. Свеколь ный квас незаменим для ок рошки! На 1 кг свеклы — 2 лит ра воды, 20 г сахарного пес ка, кусок черного хлеба, соль по вкусу, долька чеснока. Вы приготовили свеколь ный квас? Отлично! Сделаем на первое борщ холодный. Свеклу очистим, нарежем мелкими кубиками, пол ожим в кастрюлю, зальем водой, чтобы покрыла свек лу, добавим чайную ложку уксуса и поставим варить на 20-30 минут. Готовый отвар процедим, охладим. Свеклу положим в кастрюлю, туда же добавим вареный карто фель и огурцы, нарезанные маленькими кубиками, руб леное яйцо и мелко нарезан ный зеленый лук. Перед тем как подавать на стол, доба вить в кастрюлю тертый хрен, соль, сахар и горчицу. Теперь вливаем в кастрюлю свекольный отвар пополам со свекольным квасом, добавля ем сметану, размешиваем, уже в тарелках посыпаем зе ленью укропа или петруш ки. На 500 г свеклы — литр свекольного кваса, 200 г кар тофеля, 2 свежих огурца, 75 г зеленого лука, 2 яйца, 2 столовые ложки сметаны, чайная ложка сахара, уксус, соль по вкусу. -к * * А пробовали вы летний суп-холодец? Для него про моем молодую свеклу вмес те с ботвой, свеклу очистим. положим в кастрюлю, заль ем водой (из расчета 2 ста кана на порцию) и поставим варить на 20-30 минут. За 10 минут до окончания варки положим в кастрюлю листики свеклы. Когда бу дет готово, откинем на дур шлаг или сито, мелко изру бим и положим в супницу или стеклянную, эмалированную посуду. Туда же добавим мелко нарезанные свежие огурцы, вареные яйца, зеле ный лук, сметану, сахар. Зальем свекольным квасом и охлажденным свекольным отваром. Подавая на стол, посыпаем зеленью петруш ки или укропа. На литр кваса — 500 г молодой свеклы с ботвой, 2 свежих огурца, 75 г зеленого лука, 2 яйца, 2 столовые ложки сметаны, чайная ложка сахара и чуть по меньше — соли. И, наконец, старинное русское блюдо ботвинья. Щавель и шпинат очищаем от черешков , тщательно моем, кладем на нагретую сковороду под крышку, ста вим на слабый огонь. Через 8-10 минут зелень «разбре дется». Тогда протираем ее через сито вместе с отваром, добавляем готовую горчицу, соль и сахар, разводим ква сом. На отдельном блюде или в каждую тарелку кла дем куски отваренной рыбы, можно добавить и ломтик копченой, если есть, очи щенный и нарезанный круж ками огурец, мелко нарезан ную зелень лука и укропа. Раскладываем набор, зали ваем зеленым взваром, раз веденным квасом, добавляем в каждую тарелку немного тертого хрена. Шпинат мож но заменить молодой крапи вой. На литр кваса — по 250 г шпината и щавеля, чайная ложка сахара, 2 свежих огур ца, 75 г зеленого лука, 50 г хрена и 250 г вареной рыбы. Приятного аппетита! ❖ Замороженную рыбу нужно оттаивать в холодной подсоленной воде (1 ч. л. соли на 1 л воды), чтобы мень ше ушло минеральных веществ, а филе рыбы — лучше на воздухе. ❖ Чтобы рыба не развалилась при жарке, разделай те и посолите ее за 15-20 минут до приготовления. ❖ Запекать рыбу следует в сильно нагретой духов ке. ❖ Специфический запах рыбы легко устранить, сбрызнув ее разведенным водой уксусом или лимонным соком. При варке камбалы, трески, палтуса в воду по ложить еще корень петрушки или сельдерея, репча тый лук, специи и влить огуречный рассол (1 /3 стака на на 1 литр воды). ❖ Все рыбные консервы сразу же после вскрытия переложите в фарфоровую или стеклянную посуду. Даже в холодильнике их нельзя хранить в открытой жестяной банке. ♦> Корочку ржаного хлеба с солью натрите чесно ком и положите на некоторое время в толщу рыбного салата, винегрета или другого холодного кушанья. Че рез некоторое время вы убедитесь, что блюдо приобре ло приятный чесночный залах. ❖ Мелко нарубленные соленые и маринованные гри бы хороши с отварной рыбой. ❖ Для жирных рыб лучше применять соусы, обла дающие кисловатым привкусом,— с уксусом, лимонным соком, вином. Они смягчают вкус жира. ❖ Жидкой основой для соусов служат рыбные отва ры. Чем крепче отвар, тем вкуснее соус. ❖ К рыбе хороши готовые соусы: «Майонез», «Томат ный острый», «Кубанский», «Южный», «Восток», «Ткема ли», «Нашараби». ❖ Оригинальные гарниры к жареной рыбе получаются из зелени петрушки, укропа и сельдерея: зеленое масло, зеленые сухари и жареная зелень. Для приготовления гар нира «зеленые сухари* надо крупно измельченные сухари обжарить вместе с зеленью. Если обжарить зеленые веточ ки укропа, петрушки или сельдерея, получится гарнир «жа реная зелень*. «Зеленое масло* — это мятое с.чивочное масло с мелко нарезанной зеленью. ❖ Соленые и маринованные огурцы и фрукты, каперсы и маслины придают рыбе пикантный вкус. ❖ Шпинат и щавель хорошо подходят к запеченной рыбе. ❖ Лук и хрен — отличный гарнир ко многим рыбным блюдам. ' В подборке использованы материалы из жур налов "Болгарская женщина” и "Крестьянка".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz