Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

[ 1 а Р А Х Страх замечается даже у грудных младенцев — когда ребенок ощущает потерю равновесия или опоры для тела, врвдит что-то незнакомое и неожиданное. Потребность в безопасности, надежности — одна из главных челове­ ческих потребностей. Ма­ лыш получает ее в результа­ те общения со взрослыми, прежде всего с матерью, ко­ торая одновременно удовлет­ воряет и его биологические потребности. Состояние не­ надежности, беспокойства и страха вызывается отсут­ ствием матери, присутствием незнакомых людей или час­ той сменой людей, окружаю­ щих ребенка. В сущности, предпосылкой психической устойчивости ребенка явля­ ется устойчивость среды, в которой он растет и воспиты­ вается. И наоборот, частые и нежелательные перемены в окружающей среде могут по­ родить у ребенка психичес­ кую дисгармонию, которая внешне проявляется в стра­ хе и реакциях беспокойства. Но страх может играть и полезную роль. Он позволя­ ет ребенку ориентироваться в окружающей среде, изби­ рательно приспосабливаться к ней. Знакомясь с вещами и предметами и прикоснув­ шись, например, к горячей печке, малыш почувствует боль и с этого момента ста­ нет бояться печки, горячего. Позднее, когда ребенок пой­ мет, откуда исходит опас­ ность и научится беречься, страх исчезнет. Все челове­ ческое познание проходит через боль и страх. Положи­ тельное значение страха в данном случае состоит в том, что через него малыш учит­ ся избегать таких объектов и ситуаций, которые содержат угрозу его безопасности. Но всегда ли результат будет та­ ким же? Подчас родители придерживаются ошибочной стратегии, превращая страх в средство воспитания. Это не совсем безобидно и притом не дает желанного педагогичес­ кого эффекта. Пугать малы­ шей сказочными персонажа­ ми, чертями, волшебниками и другими опасно , если учесть, что особенностью дет­ ской психики является нали­ чие богатой фантазии, кото­ рая почти не признает раз- лргчий между реальностью и воображением. Отрицатель­ ные эмоции ребенка могут привести к развитию невро­ за. У чувствительных детей воспитание, которое основы­ вается на ситуациях страха и при котором насаждается ощущение повышенной опас­ ности, лишающее ребенка чувства устойчивости и на­ дежности, в конце концов обусловливает сильные реак­ ции — угнетенность, беспо­ койство, расстройство сна, ночные страхи и др. Еще бо­ лее неправильно и вредно пу­ гать малышей конкретными предметами и явлениями. Классической ошибкой вос­ питания в таком смысле мо­ жет служить нередко встре­ чающаяся привычка пугать ребенка врачом и школой. Например, когда малыш не слушается и шалит, ему го­ ворят: «Вот, подожди, пой­ дешь в школу, там тебя на­ учат вести себя!» или «Вот подожди, тетя доктор сдела­ ет тебе укол, тогда ты, не­ бось, перестанешь безобраз­ ничать!» Подобные угрозы красноречиво говорят о бес­ помощности воспитателя и только порождают новые трудности в воспитании . Впрочем, родители, прибега­ ющие к таким угрозам, впос­ ледствии сами сталкиваются со сложными проблемами и не в силах сладить с ребен­ ком, который не желает хо­ дить в школу, потому что бо­ ится ее- не хочет идти в по­ ликлинику, плачет и кон­ вульсивно сжимает руку ма­ тери, завидя тетю в белом ха­ лате... Страх и неуверенность ощущают дети в неблагопо­ лучных семьях или в семь­ ях, не удовлетворяющих их эмоциональные потребности. Но ребенок может испыты­ вать страх и в такой семье, где родители чересчур забот­ ливы, постоянно трясутся над ним, следят за каждым его шагом, предостерегают его по пустячному поводу или же выдвигают перед ним трудные и сложные требова­ ния,- с которыми он еще не в состоянии справиться. Тес­ ная связь между неправиль­ ным воспитанием в семье и детскими неврозами много­ кратно доказана. Нередки случаи, когда преодоление детских страхов достигается психотерапией родителей. Несомненно, когда у ре­ бенка возникнет страх перед чем-нибудь, родители долж­ ны обратить на это внимание. Страх — естественное чело­ веческое чувство, однако вос­ питателям следует стремить­ ся не допускать его появле­ ния там, где он нежелателен. Финская детская писатель­ ница Туве Яансон в одном ин­ тервью заявила, что детский страх — это гениальная фор­ ма самообороны, в которой в детстве нуждается всякий, чтобы преодолеть опасность и оживить скучные будни. Детям постарше нравится страшное, их привлекают ка­ тастрофы, катаклизмы, они сами начинают рассказывать разные «жуткие» истории и вымышленные случаи. Им нравится ощущать страх, так как это предполагает напря­ жение воли и волнение, но связь с реальностью сущес­ твует всегда... Поэтому пусть в детских книжках присут­ ствуют опасности и ужасы, важно, чтобы потом у ребен­ ка появилось ощущение уверенности в своей безопас­ ности. Эта уверенность мо­ жет заключаться в узнавании чего-то бесконечно знакомо­ го, хорошо известного, в пов­ торении чего-то привычного, вроде, например, стакана чаю за ужином или отца, сосре­ доточенно заводящего свои часы... До тех пор, пока кто- то заводит часы, мир не мо­ жет распасться на куски... ИЗ н ашей почты "ХЛЕБУШЕК ВСЕГДА В ЦЕНЕ..." в одном журнале я прочитал статью об отношении к хлебу, и мне сразу вспомнилось многое. Да что там вспомнилось, я не забуду этого, пока жив. Когда разразилась вторая мировая война, в моей семье было шесть человек, и можете себе пред­ ставить, каково это было — прокор­ мить столько ртов в те тяжелые годы. Всю пшеницу у } 1 ас тогда за­ бирали и увозили в Германию. Тем, кому удавалось скрыть зерно, жи ­ лось чуть полегче, но это был страш­ ный риск... Когда я вижу сейчас валяющие­ ся на тротуарах куски хлеба, було­ чек, пирожков, у меня даже живот сводит. Думая о ребятишках, кото­ рые это сделали , я говорю себе: "Пусть растут на свободе здоровы­ ми и счастливыми, пусть живут но свете, не зная, что такое война". Но хлеб надо экономить и сейчас, в мир­ ное время, хотя он и в изобилии. Ведь хлебушек всегда в цене, — это народное богатство. И дети должны знать об этом. Л внушить им это — наша обязанность. Л. Попов, 86 лет. СОНИНО ГОРЕ Ученики дописывали последние слова сочинения, и лишь Соня бес­ покойно вертелась на своем месте, я з вид у нее был такой, будто она вот- вот заплачет. Я подошла к ней и спросила, в чем дело. — Я не смогу сдать вам сочине­ ни е ... оно у меня неполное. Я не хочу писать про маму... — услыша­ ла я- В этих словах девочки прозвуча­ ла такая боль, что я решила продол­ жить с ней разговор после уроков. «Мне не хочется возвращаться до­ мой, — призналось мне Соня. — Если бы можно было оставаться в школе! Дома я одна, и мне очень скучно и страшно. И ребята уже не любят меня, как раньше...» Соня живет вдвоем с отцом, кото­ рый часто работает в ночную смену, и тогда она остается в квартире одна. Ее мать, расставшись с мужем, отвез­ ла младшую дочку, которой всего два годика, к своим родителям, а сама жи­ вет у тетки. «Вечером, когда пана уходит, — взволнованно рассказывала Соня,— л стараюсь думать только о хороших ве­ щах — о сестричке, о моих днях ро­ ждения, когда мама приносит мне торт, украшенный свечками. Мне ни­ когда не удается задуть их сразу, в последний раз я погасила десять све­ чек лишь на третий раз... И все рав­ но мне становится грустно и стратл- но. Тогда я начинаю плакать и звать маму с папой. А дома никого нет...» Соня часто засыпает не в своей кровати, а прямо на диванчике в кух­ не, и некому ее укрыть, пот;еловать, пожелать ей спокойной ночи. Еда, приготовленная заботливым отцом, остается на столе нетронутой. А ут­ ром он частенько застает дочку в жару, кашляющей. И начинается — врачи, больницы, уколы.,. Соня умный и трудолюбивый ре­ бенок. Но она никогда не смеется, не участвует в детских играх. Всегда пе­ чальная, замкнувшаяся в своем оди­ ночестве. Вечером дома ее единствен­ ные друзья — рыбки в аквариуме. А в это самое время ее мать живет себе припеваючи где-то рядом, не зная ни тревог, ни забот... Р. Куртева, учительница. СТЕКЛЯННАЯ, ДЕРЕВЯННАЯ УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ Кажется, в с е уж е мы п ро свад ьбы -вен - чания н а п и с а ли в п р е ды д ущ и х вы п у с ка х . А н , сн о ва в о п р о с о с в а д е б н ы х ю б и л е я х . О н и х в е д ь тоже забывать н е следует . Так какие же бывают свадьбы? Обычно свадьба молодоженов — большой пра.здник для многачисленных родственников. Но не следует забывать и о свад^ных юбиле­ ях. СИТЦЕВАЯ свадьба — через год совмест­ ной жизни. Жена надевает ситцевое платье. Суп­ руги дарят друг друх’у ситцевые платочки. ДЕРЕВЯННАЯ свадьба отмечается через пять лет супружества. На свадьбу дарят дере­ вянные предметы. МЕДНАЯ свадьба — через семь лет совмес­ тной жизни. В этот день супруги обмениваются медными монетами. РОЗОВАЯ свадьба венчает совместно про­ житое десятилетие. Муж дарит жене розы, гос» ти приходят в дом с розами, такими же ире- • • • красными, как эти десять прожитых лет. СТЕКЛЯННАЯ свадьба — через 15 лет суп­ ружества. Подарки преподносят из стекла. ФАРФОРОВАЯ свадьба празднуется через 20 лет. Праздничный стол сервируется новой фарфоровой посудой. СЕРЕБРЯНАЯ свадьба — через 25 лет. На палец рядом с золотым кольцом надевается се­ ребряное. ЖЕМЧУЛеНАЯ свадьба отмечается через 30 лет совместной жизни. Муж вр}щает жене доро­ гой подарок, подтверждаюп(ий их надежные супружеские отношения. ПОЛОТНЯНАЯ свадьба — через 35 лет. На <,свадьбу дарят полотняные скатерти и полотен­ ца. РУБИНОВАЯ свадьба — через 40 лет. ЗО­ ЛОТАЯ свадьба -— через 50 лет. Муж и жена обмениваются новыми :золотыми кольцами. БРИЛЛИАНТОВАЯ свадьба — через 60 лет. ЖЕЛЕЗНАЯ свадьба через 65 лет. КОРОН­ НАЯ свадьба через 75 лет супружества. ВЗЯЛИЛОЖКИ-ПОВА РЕШКИ БОТВИНЬЯ! Чуть со лныш ко припекло^ у х о з я е к п е р в а я забота — о крош ку приготовить. И д о м а х о р ош а , а н а д а ч е тем б о л е е . «Только вот хочется разнообразит ь м е н ю , ~~ пишет одна и з читательниц «Домостроя» Б Д е н и с о в а . Может быть, вы напечатаете рецепты д р у г и х х о л о д н ы х суп о в ?» С удовольст вием вы п о лн я ем эту п р о с ь б у . Ведущая рубрики — Талина К АЙ Д АШ КО в последнее время у нас много говорят и пишут о не­ обходимости полового воспи­ тания и просвещения молоде­ жи. Мы изучаем строение сперматозоидов и всякие дру­ гие подробности, слушаем лекции о вреде добрачных половых связей... Но все это нам давным-давно известно. А на практике — вжизни — мы чувствуем себя неподкован­ ными, беспомощными. Пото­ му что все эти лекции и бес­ еды не имеют ничего общего с реальным положением ве­ щей. К тому же мнения на­ счет добрачных половых от­ ношений нередко бывают со­ вершенно полярными. А ведь это факт (с небольшими ис­ ключениями), что молодежь почти поголовно ведет по­ ловую жизнь до вступления в брак. На мой взгляд, не­ правильно отрицать такие от­ ношения, как неправильно и поощрять их. Но вместо того, чтобы давать нам советы, ис­ ходя из своего опыта 20-30- летней давности, родителям следовало бы попытаться пос­ тавить себя на наше место, попытаться понять нас. Много пишут в последнее время и об эмансипации. Одни авторы утверждают, что жен­ щине предстоит еще долго бо­ роться, чтобы добиться насто­ ящего равенства с мужчиной. Другие придерживаются мне­ ния, что эмансипация приве­ дет к уничтожению женствен­ ности. В одном все единодуш­ ны: женщина должна быть не­ жной, ласковой, вниматель­ ной. Но когда эта самая жен- , ПОВОДДЛЯ РАЗМЫШ. 1ЕИПЯ щина начинает делать более серьезные профессиональные успехи, чем ее муж, ему это не всегда бывает приятно. Между прочим, я убежден, что любая женщина у себя в семье может добиться гораз­ до больших успехов не­ жностью , нежели влас­ тностью. Здесь возникает и другой наболевший вопрос — о разделении домашнего тру­ да. Думаю, что от него во мно­ гом зависят взаимоотношения в семье. Но молодежь, к со­ жалению, не очень-то задумы­ вается над тем, как важен этот вопрос. Где-то я читал, что мужчина занят домашним трудом в течение часа в день, а женщина — в течение трех часов. Это же черная неспра­ ведливость! Но женщина мил­ лионы лет находилась вбли­ зи домашнего очага. И хотя реальное участие мужчины в домашних делах постепенно увеличивается, тем не менее, если мы попытаемся уровнять мужской и женский труд в домашнем хозяйстве, это мо­ жет вызвать серьезные сотря­ сения. Мое мнение таково: необходимо разделение до­ машнего труда. И еще: мо­ жет ли женщина чувствовать себя счастливой, если ее муж стираем’, гладит и во всем ей подчиняется? Не лучше ли будет, если мужчина возьмет на себя такие, скажем, обя­ занности, как выбивание ков­ ров и йоловиков, покупка про­ дуктов, выбрасывание мусо­ ра, ремонт домашних быто­ вых приборов, если он будет регулярно, без напоминаний, убирать свою постель и т. д. Но мне кажется, что если женщина несчастлива в сво ем доме, то в этом в большин­ стве случаев бывает винова­ та прежде всего она сама. Все можно исправить — необхо­ димо лишь, чтобы обе сторо­ ны проявили немного усилий и такта. Хорошо, что всем этим вопросам уделяется много внимания и в печати, и в ра­ диопередачах, и по телевиде­ нию. Но мне кажется, что почаще надо давать слово и нам, молодым! И. Т. студент. Бочка е1це послужит Деревянную бочку или кадку, предна­ значенную для засолки или квашения, мож­ но очистить от гнилостного запаха, если промыть ее двухпроцентным раствором хлорной извести, а затем несколько раз оно* лоснуть горячей водой. Промывку хлорной известью делают заблаговременно. Избавиться от запаха из бочки можно и другим способом: заполнить бочку водой, в которую доба­ вить немного ржаных отрубей, и поставить в теплое помещение. Когда жидкость за^5ро- дит, слейте ее, сполосните бочку чистой во­ дой, и запах исчезнет; Если бочка с квашеной капустой дала течь, отверстие можно заделать с помощью специально приготовленной смеси: сжига­ ют кусок хлопчатобумажной ткани, собира­ ют золу и смешивают ее с таким же коли­ чеством просеянной древесной золы и сто­ ловой ложкой разогретого жира. Зомозко для печей Часто случается , что в кирпичных ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ или каф ельны х п еч ах п оявляю тся т р е ­ щины или дыры . Х орош ей зам а зк ой в таком сл уч а е будет такая смесь: равное колич ество сосновой смолы и тонко и з ­ м ельченной глины п ер ем еш иваю т с н е ­ большим количеством поваренной соли . З а т ем н ад о д о б а в и т ь воды и сд ел а т ь см есь т ест ообра зн ой . Этой м а ссой зам а ­ зываю т трещины . Под во здей стви ем вы­ сокой темп ературы в п ечи зам а зк а бы с ­ тро за тв ер д ев а ет . А для мух «липучка» Липкую ленту дл я уни ч тож ени я мух м ож н о приготовить в дом аш ни х у сл ови ­ я х . Д ля этого в ж ел е зн ую байку кладут 3 0 г каниф оли и 2 0 г ка сторового м а с ­ ла , ставят в горячую в о д у и греют до т ех нор , пока со д ерж им о е не р а сп л ави т ­ ся . К п олуч енной м а с с е добавл яю т н е ­ много м ед а , в ар енья , п о сл е чего н ам а ­ зы ваю т кистью на плотную бумагу . «Ли ­ пучка» готова . О стается подвесить ее в н уж н ом м есте . Сначала давайте вспом­ ним, как готовится свеколь­ ный квас. Свеклу вымыть, очис­ тить, натереть на крупной терке, поместить в глиняную или стеклянную посуду и залить водой. Туда же по­ ложить кусок ржаного хле­ ба, сахар, соль. Обвязать по­ суду марлей или салфеткой, поставить в теплое место на 3-5 дней. Можно добавить дольку растолченного чесно­ ка. Готовый квас процедить, разлить в бутылки. Свеколь­ ный квас незаменим для ок­ рошки! На 1 кг свеклы — 2 лит­ ра воды, 20 г сахарного пес­ ка, кусок черного хлеба, соль по вкусу, долька чеснока. Вы приготовили свеколь­ ный квас? Отлично! Сделаем на первое борщ холодный. Свеклу очистим, нарежем мелкими кубиками, пол­ ожим в кастрюлю, зальем водой, чтобы покрыла свек­ лу, добавим чайную ложку уксуса и поставим варить на 20-30 минут. Готовый отвар процедим, охладим. Свеклу положим в кастрюлю, туда же добавим вареный карто­ фель и огурцы, нарезанные маленькими кубиками, руб­ леное яйцо и мелко нарезан­ ный зеленый лук. Перед тем как подавать на стол, доба­ вить в кастрюлю тертый хрен, соль, сахар и горчицу. Теперь вливаем в кастрюлю свекольный отвар пополам со свекольным квасом, добавля­ ем сметану, размешиваем, уже в тарелках посыпаем зе­ ленью укропа или петруш­ ки. На 500 г свеклы — литр свекольного кваса, 200 г кар­ тофеля, 2 свежих огурца, 75 г зеленого лука, 2 яйца, 2 столовые ложки сметаны, чайная ложка сахара, уксус, соль по вкусу. -к * * А пробовали вы летний суп-холодец? Для него про­ моем молодую свеклу вмес­ те с ботвой, свеклу очистим. положим в кастрюлю, заль­ ем водой (из расчета 2 ста­ кана на порцию) и поставим варить на 20-30 минут. За 10 минут до окончания варки положим в кастрюлю листики свеклы. Когда бу­ дет готово, откинем на дур­ шлаг или сито, мелко изру­ бим и положим в супницу или стеклянную, эмалированную посуду. Туда же добавим мелко нарезанные свежие огурцы, вареные яйца, зеле­ ный лук, сметану, сахар. Зальем свекольным квасом и охлажденным свекольным отваром. Подавая на стол, посыпаем зеленью петруш­ ки или укропа. На литр кваса — 500 г молодой свеклы с ботвой, 2 свежих огурца, 75 г зеленого лука, 2 яйца, 2 столовые ложки сметаны, чайная ложка сахара и чуть по­ меньше — соли. И, наконец, старинное русское блюдо ботвинья. Щавель и шпинат очищаем от черешков , тщательно моем, кладем на нагретую сковороду под крышку, ста­ вим на слабый огонь. Через 8-10 минут зелень «разбре­ дется». Тогда протираем ее через сито вместе с отваром, добавляем готовую горчицу, соль и сахар, разводим ква­ сом. На отдельном блюде или в каждую тарелку кла­ дем куски отваренной рыбы, можно добавить и ломтик копченой, если есть, очи­ щенный и нарезанный круж­ ками огурец, мелко нарезан­ ную зелень лука и укропа. Раскладываем набор, зали­ ваем зеленым взваром, раз­ веденным квасом, добавляем в каждую тарелку немного тертого хрена. Шпинат мож­ но заменить молодой крапи­ вой. На литр кваса — по 250 г шпината и щавеля, чайная ложка сахара, 2 свежих огур­ ца, 75 г зеленого лука, 50 г хрена и 250 г вареной рыбы. Приятного аппетита! ❖ Замороженную рыбу нужно оттаивать в холодной подсоленной воде (1 ч. л. соли на 1 л воды), чтобы мень­ ше ушло минеральных веществ, а филе рыбы — лучше на воздухе. ❖ Чтобы рыба не развалилась при жарке, разделай­ те и посолите ее за 15-20 минут до приготовления. ❖ Запекать рыбу следует в сильно нагретой духов­ ке. ❖ Специфический запах рыбы легко устранить, сбрызнув ее разведенным водой уксусом или лимонным соком. При варке камбалы, трески, палтуса в воду по­ ложить еще корень петрушки или сельдерея, репча­ тый лук, специи и влить огуречный рассол (1 /3 стака­ на на 1 литр воды). ❖ Все рыбные консервы сразу же после вскрытия переложите в фарфоровую или стеклянную посуду. Даже в холодильнике их нельзя хранить в открытой жестяной банке. ♦> Корочку ржаного хлеба с солью натрите чесно­ ком и положите на некоторое время в толщу рыбного салата, винегрета или другого холодного кушанья. Че­ рез некоторое время вы убедитесь, что блюдо приобре­ ло приятный чесночный залах. ❖ Мелко нарубленные соленые и маринованные гри­ бы хороши с отварной рыбой. ❖ Для жирных рыб лучше применять соусы, обла­ дающие кисловатым привкусом,— с уксусом, лимонным соком, вином. Они смягчают вкус жира. ❖ Жидкой основой для соусов служат рыбные отва­ ры. Чем крепче отвар, тем вкуснее соус. ❖ К рыбе хороши готовые соусы: «Майонез», «Томат­ ный острый», «Кубанский», «Южный», «Восток», «Ткема­ ли», «Нашараби». ❖ Оригинальные гарниры к жареной рыбе получаются из зелени петрушки, укропа и сельдерея: зеленое масло, зеленые сухари и жареная зелень. Для приготовления гар­ нира «зеленые сухари* надо крупно измельченные сухари обжарить вместе с зеленью. Если обжарить зеленые веточ­ ки укропа, петрушки или сельдерея, получится гарнир «жа­ реная зелень*. «Зеленое масло* — это мятое с.чивочное масло с мелко нарезанной зеленью. ❖ Соленые и маринованные огурцы и фрукты, каперсы и маслины придают рыбе пикантный вкус. ❖ Шпинат и щавель хорошо подходят к запеченной рыбе. ❖ Лук и хрен — отличный гарнир ко многим рыбным блюдам. ' В подборке использованы материалы из жур­ налов "Болгарская женщина” и "Крестьянка".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz