Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

30 апреля 1999 г., N 9 89 (20967) шшшшшш^-. Вот и «созрел» наш о ч е р е д н о й вы п у с к «Очага». С у д я по вашим зв о н кам в р е д а к ц ию , вы п у с к д о ­ л гож д а н ны й . Н а ско л ько инт ересны и актуальны будут наши с л е д ую щ и е встречи, зависит от в а с . М ы ж е , в свою очередь^^ о бъ я в л я ем ко н к ур с . М н о ­ г и е и з наших читателей —родит ели , и н аверн яка I в и х ж и зн и бы вали с л о ж н ы е ситуации , п р о б л ем ы с детьми . Как найти дост ойны й в ы х о д ? Вот о б \ этом мы и п р ед л а га ем в ам рассказат ь в «Очаге». С хем а проста: напишите о п р о и зош е дш ем с \ вам и сл уча е и о том, ка к у д а л о с ь решить п р о б л е ­ м у . Поделитесь опытом д р у г с д р у г о м , может, кому-то он придется очен ь кстати. Л учш и е р а с - Наш а д р е с : 3 9 8 0 0 0 , г . Л и п е ц к , у л . М о с к о в с ­ к а я , 8 3 . «Л ип ец кая газета» , в с е м е й н ы й к л у б «Очаг». Т е л еф о н : 2 5 - 0 0 - 6 9 . В ы п у с к подготовила Наталья АЛ ЕКСАНД РО ВА . ПУБЛИЧНОЕОДИ^ ЧЬИДЕТИЛУЧШЕ? В ДОМАХПРЕСТАРЕЛЫХИ НА«СОЦИАЛЬНЫХМЕСТАХ» НАШИХ БОЛЬНИЦЖИВУТСТАРИКИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОМОЩИ БЛАГОПОЛУЧНОЗДРАВСТВУЮ1ЦИХДЕТЕЙ СВОИХ. в старинном русском селе с ласковым именем Колыбель- ское есть участковая больни­ ца. Амбулатория, кабинет фи­ зиотерапевтических процедур и стационар на пятьдесят коек. Такая же, как многие другие, но в то же время — особенная. Половина стацио­ нара отдана под так называе­ мые социальные койки. Ины­ ми словами, в больнице пос­ тоянно живут двадцать пять престарелых жителей рай­ она, оставшихся без помощи детей и других родственни­ ков. — Благодаря вниманию районной администрации и ее главы Николая Климова, а такж е сотрудничеству с СХПК «Колыбельский» мы существуем более-менее бла­ гополучно, — рассказывает главврач больницы Алек ­ сандр Кузнецов. — И можем обеспечить наших пациентов — в большинстве это работ­ ники СХПК — и основными медикаментами, и приличны­ ми условиями. Социальным пациентам оказываем внима­ ние особое. Я хорошо пони­ маю состояние людей, оказав­ шихся на старости лет без поддержки родных. Заменить им детей наши медсестры и санитарки, конечно, не мо­ гут. Но заботятся о них, как о родных. Мы вместе идем по боль­ нице. Чистые, теплые пала­ ты. Конечно, не жилые ком­ наты, но для того, чтобы было уютно, здесь не пожалели сил. Из столовой доносятся вкусные запахи — близится время обеда. Усталые лица стариков на минуту оживают, улыбки встречают входящего в пала­ ту Кузнецова. Но вот мы про­ ходим в следующую палату и, уходя, успеваю заметить, как снова привычная печаль гасит эти глаза ... Да, эти люди сыты, живут в тепле, им помогают всем, чем могут. Но все равно это не избавит от горечи, скажем , Наталью Максимовну Воронежцеву. Всю жизнь работала, а в селе труд известно какой— от тем­ на до темна. Вырастила де­ тей, сама послала их в Моск­ ву, на легкие городские хле­ ба. И осталась одна. Совсем одна. — Да я ничего, все нор­ мально, — бодрится она. — Я только на зиму сюда при­ шла, ноги вот отказали. От­ дохну до тепла, и — домой. Огород обихаживать. Детям- то надо в Москву огурчиков- помидорчиков приготовить? Надо картошечкой обеспе­ чить? Я же еще работать могу, мне восемьдесят всего. Вот отдохну, ноги приведу в норму — и пойду я себе. Ле­ том внуки отдохнуть приедут, а осенью дети наведаются. Надо им приготовить, что с собой повезти. — А я здесь уже три года, четвертый, — подает голос с другой кровати Мария Кон­ стантиновна. — Я всю жизнь одна. Смолоду замуж не вы­ шла, мне теперь без этой больницы — просто ложись и помирай. Не оставил меня Бог Здравствуйте, ведущие семейной стра- I ницы «Очаг»! Прочитала, что вы можете § предложить своим читателям компетентные ^ консультации психолога, и решила напи- ^ сать. Вот уже месяц, как все валится у меня ^ из рук. Я не могу ни о чем думать, не могу ничего делать, почти не ем и не сплю. Моя ^ дочь Вера ушла из дома. Ушла жить к чу- I жому мужчине. Я была категорически про- I тив, но ее это не остановило. Услышав о при- 1 НЯТОМею решении, я сказала ей: «Иди и не возвращайся». С тех пор она не приходит и и не звонит. I Слышала, что у нее все хорошо. В ско- II ром времени они собираются пожениться. I Но радоваться за дочь не могу. В ней была вся моя жизнь, а она все растоптала, когда ушла и не оглянулась. Я чувствую себя пре­ данной. Не живу, а существую. Разумом по­ нимаю, что пора остыть, успокоиться, пора жить дальше. Но как? I Раиса Ш. I г. Липецк. - "УХОДИ и НЕ В03ВРА1ЦАЙСЯ" I Это письмо мы показали психологу-прак- || тику, члену Российской психоаналитической I ассоциации, выпускнице факультета психо- 1 терапии Московской высшей академической I школы профессиональной психологии при р Институте психологии РАН, обладательни- I це степени магистра по психологии Наталье I Семеновне Филатовой. Показали в надежде I дать читательнице исчерпывающий совет I специалиста. Однако Наталья Семеновна от- I казала в консультации, поскольку не знако- I ма с автором письма лично. Никаких общих I теоретических рецептов в психологии быть I не может, сказала Наталья Семеновна. I Они встретились. О том, каким образом I была решена мучившая женщину проблема, I Филатова рассказывает на странице «Очага». I — Истоки всех наших проблем лежат в | ‘"глубинах подсознания, а потому мне прежде всего необходимо собрать побольше инфор- щ мации о самом человеке. Только установив I настоящую причину, мы можем решить про- I блему. В том, что случилось с Раисой, ниче- I го особенного, на взгляд постороннего чело- I века, нет. Все дети рано или поздно уходят I от родителей, чтобы самостоятельно строить I собственную жизнь. Однако для матери это ■ стало настоящей трагедией. Выходит, дело — в ней самой. I Познакомившись поближе, мы выяснили, I что Раиса, швея, вышла замуж за достаточ- I но популярного человека с высшим образо- I ванием. Это «неравенство» общественных I статусов супругов изначально тяготило мо- I лодую жену. И, когда родилась дочка, она р все свои силы приложила к тому, чтобы та I полностью соответствовала сложившемуся в I сознании матери эталону успеха, занималась I во всех доступных кружках и секциях, учи­ лась непременно на «отлично», обязательно получила высшее образование, а может, даже и научную степень. В жертву этому было при­ несено все. Дочери не прощались даже са­ мые невинные подростковые выходки, а пос­ тоянным запретам был потерян счет. Попы­ тавшийся было вмешаться муж был сурово отстранен от процесса воспитания. Довери­ тельность и теплота в семье оказались уте­ рянными. Муж начал пить. — Знаете, у меня сложилось такое впе­ чатление, что вы просто манипулировали своей дочерью, — предположила я. — Ма­ нипулировали, чтобы доказать мужу, себе и всем окружающим, что вы тоже способны на очень многое, просто судьба была к вам Моя собеседница смогла пересилить себя, позвонила дочери и сказала, что она ее лю­ бит и ждет. И что же? Оказалось, что девоч­ ку тоже мучили разлука й она, быть может, безотчетно ждала этого звонка. Сейчас они вместе, счастливы. Их благополучие — луч­ шая награда за мою работу. КАК БОРОТЬСЯ С РОКОМ? Заинтересовавшись работой психолога, мы попросили Наталью Семеновну расска­ зать читателям еще что-нибудь интересное из своей практики. — Однажды ко мне пришла красивая, уверенная в себе женщина, — вспоминает «ЧУВСТВУЮ СЕБЯ П Р Е Д А Н Н О Й » неблагосклонна. Реакция оказалась предсказуемо агрес­ сивной. — А что в этом такого? Не я, так моя дочь должна занять достойное положение! — буквально выкрикнула собеседница. Итак, исток драмы найден. Мать изна­ чально воспитывала дочку для себя, пресле­ довала собственные цели и даже мысли не допускала, что в один прекрасный день та может перебить заданную программу и пос­ тупить наперекор маминым замыслам. По­ тому, когда это все-таки произошло, жен­ щина пережила настоящий шок, следстви­ ем которого стали те самые слова: «Уходи и не возвращайся». Когда человек в таком состоянии, ему нужна помощь специалиста. Только он мо­ жет проникнуть в бессознательное. Индиви­ дуальная работа с применением методики психодрамы помогла женщине успокоиться, осознать, что с ней происходит, и понять простую вещь: если вы любите своего ребен­ ка, никогда не прогоняйте его навсегда. Ос­ тавьте ему шанс вернуться. Родительская любовь помогает во всех житейских ситуа­ циях. Это — очень серьезная жизненная опо­ ра. Да, иногда, не согласившись со своим ребенком, трудно сказать ему: «Я тебя люб­ лю, и, что бы ни случилось, двери отчего дома для тебя открыты». Но надо, просто необходимо преодолеть обиду, раздражение и заставить себя сделать это. Филатова, — и сказала, что ее семью пре­ следует какой-то рок. Мать посетительницы всю жизнь прожила с больным, требующим постоянного ухода мужчиной. Сама собесед­ ница замужем за человеком, страдающим алкоголизмом. А теперь и ее дочь встреча­ ется с непутевым, ни к чему не стремящим­ ся, пьющим парнем. Что делать и как пере­ ломить эту закономерность, передающуюся из поколения в поколение? Занялись поиском причины. Поскольку речь идет о судьбе женщин нескольких по­ колений, подняли генограмму, то есть про­ следили, как выстраивались отношения муж­ чин и женщин в роду. И, надо сказать, вы­ яснили немало интересного. Так, прабабуш­ ка обратившейся ко мне женщины вышла замуж по большой любви и была счастлива в браке. Но ее любимого человека убило мол­ нией. Помните, в старину удар молнии вос­ принимали как Божью кару, наказание? Женщина расценила случившееся по-свое­ му: она Наказана за то, что вышла замуж по любви. Слишком большое счастье закончи­ лось потерей. В общем, второй муж праба­ бушки был нелюбимым. Оставшаяся от пер­ вого брака дочка пренебрегла приметами и вновь вышла замуж по любви. Ее муж про­ пал без вести на войне. То есть получилось, что мать права. И эта установка начала под­ сознательно утверждаться уже на генетичес­ ком уровне. Следующая представительница рода — БЕСЕДЫ ПСИХОЛОГА мать моей собеседницы — выходит замуж за доброго, но больного мужчину, страдаю­ щего болезнью Паркинсона. Он словно боль­ шой ребенок, требует постоянного ухода, и жене приходится выполнять в семье мужс­ кую роль. Модель жизни родителей усваи­ вает дочка. Подсознательно она начинает копировать поведение матери. Под влияни­ ем материнского примера формируется ха­ рактер девушки: она становится сильной, решительной, властной. Естественно, к ней тянутся мужчины, нуждающиеся в опоре и поддержке. Сильные обходят ее стороной: им нужны податливые, требующие заботы : и наставничества партнерши, способные ; дополнить их мужское «я» (и это тоже про- I исходит на уровне подсознания). Девушка выходит замуж за алкоголеза­ висимого, бесхарактерного мужчину, за ко­ торым тоже надо ухаживать. Рождается дочь, и все повторяется. Следует ли бороться с этим самостоя­ тельно? Не стоит! Проникнуть в бессозна­ тельное может только специалист. Работать с девочкой пришлось долго. В конце концов она осознала, что ей грозит, постаралась изменить поведение. Сейчас она встречает­ ся с другим мужчиной. Дай Бог счастья. КАК БЫТЬ ЛЮБИМОЙ Часто к Наталье Семеновне обращаются люди, испытывающие чувства одиночества, ревности, вины, тревоги, депрессии, раздра­ жительности. Кому-то необходимо справить­ ся с затянувшимся конфликтом, кому-то — устроить личную жизнь, обрести душевный покой. Многих женщин, испытывающих проблемы в отношениях с противоположным полом, волнует вопрос: как стать одной- единственной для своего любимого челове­ ка? Можно ли этому научиться? Представьте себе, можно! С помощью психолога. В его арсенале — современные методы: психодрама, тренинги, холотропное дыхание, телесно-ориентированная коррек­ ция, словом, разные способы освободиться от гнетущих вас чувств и научиться жить ; счастливо. Хотя не только трудные личные проблемы могут быть поводом для встречи с психологом. Многие вещи полезно знать просто для того, чтобы не допустить в своей жизни непоправимых ошибок. Курсы «Сам себе психолог», которые ведет Филатова в женском некоммерческом партнерстве «Славянка» — прекрасная возможность на­ учиться лучше понимать себя, свое состоя­ ние и окружающих вас людей. Всю интере­ сующую информацию вы можете получить по телефону: 72-68-51. Удачи вам и внут­ ренней гармонии. С психологом встречалась Наталья АЛЕКСАНДРОВА. ПОЭТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ОЧАГА» УЧЕБНИКИПЛЯПОШКОЛЯТ заботой, попала сюда. Вот Александр Андреевич вы­ шел, чтобы мы свободно го­ ворить могли. А я хоть при нем, хоть без него все одно скажу: сам Бог нас, стари­ ков, приголубил, что попали мы сюда. Да я за всю жизнь в таких условиях не жила. В соседней палате (в ос­ новном они здесь четырех­ местные) — мужчины. Васи­ лий Алексеевич Зацепин не слышал предыдущего разго­ вора, но словно продолжает его: — Я сам из Чаплыгина, жил в городском Доме мило­ сердия. Но вот заболел. Го­ родская больница была пол­ на, меня сюда и направили. Подлечился, да так и остал­ ся, уже третий год. Хорошо тут. И накормят, и погово­ рить есть с кем. В теплую по­ году гуляем. Я, когда дома один остался, измучился: и еду приготовить, и постирать, и остальные дела — все сам, а ведь годы есть годы, тяж­ ко. А тут — как в санатории. Конечно, с семьей было бы лучше. Но, видно, не судь­ ба. — Лексеич, он — такой, — перебивает Зацепина со­ сед, Дмитрий Тимофеевич Голобурдин. — А я по-дру­ гому смотрю. Жизнь тут, ко­ нечно, устроенная. Который месяц живу и не нарадуюсь: все есть, лучше, чем дома. Только вот... Я ведь тоже чап- лыгинский, дочь там живет и работает. Который месяц я тут, а она и не проведала... Ну, не ладили мы с ней. Но все же — отец я ей или нет? Ну, неправ в чем-то. Ну, чис­ тоту, как она хочет, не могу поддерживать — стар. Но все же — отец же! Могла бы хоть печенья пачку в гостинец пе­ редать? Если уж сама видеть меня не хочет... — Да ладно тебе, — слы­ шится голос с соседней кро­ вати. — Мои вот летом из Москвы приезжали, мимо больницы прошли — и не проведали. У брата двоюрод­ ного неделю жили, обо мне не вспомнили... Люди, да что же это де­ лается? Я понимаю, когда в таких условиях — хоть и хо­ роших, но казенных — жи­ вет действительно одинокая Мария Константиновна, сама временами свою фамилию за­ бывающая. Но большинство- то социальных пациентов, у которых дети и внуки здрав­ ствуют и точно — не бедству­ ют, почему они вынуждены жить вдали от своих кров­ ных, близкх? ... Уходя, снова миновал палаты, где лежит обезно­ женная Наталья Максимов­ на Воронежцева, и в откры­ тую дверь услышал, как тол­ ковала она соседке: — Нет, у меня дети хоро­ шие, хорошие! Ты знаешь, до каких чинов они в Москве дослужились? Знаешь, ка­ кие квартиры они там полу­ чили? Дети у меня хорошие, лучше твоих... Александр АНДРЕЕВ. Чаплыгинский район, с. Колыбельское. Ш тм 1 01^1^ Ни позора не отнять, ни славы, Не сдержать грядущего полет. То страна париторломдвуглавым, То ракетой яростнойревет. - Где ты, птица-тройка?! - Нетответа... Вижу высь, где всякий невесом. ...Р^ ь моя — Дырявая карета С отточившим в космос колесом. Апексашюа БРОВКИНА За все ночи, чтопроводишь п есо мтЩД- З а обиды, чтодостанутсядругой, Чтобв болезни и в печали ,. 1-^ быть с то^и,' Чтобспасти тебя отгорестилюбой, Г ЧгЫйя в храм мы вместе ' заруку воаш^Г.. Чтобво мне одной не чаял тыдушщ.^^^. Чтобырос мой сын, похожий , ^^^РОс^арилисьм^ вместе ТЫ Н я» ш ЧИТАЯ И ИГРАЯ... Убегаю отлюбимого, любя, Проклиная нелюбимую - себя. Чтоза напасть, чтоза крест упрямый мой: Как тягатьсямне с разумницей-жеиой? Нелюбимая любовница - смешно! Как бесстыжая бессонница - 1 грешно! Тяжело не оторваться отземли, ' Свое сердце удержу я на цепи. Пусть ко мне тебедороги заметет, ' И молва меня лихая не,найдет. Можетбыть, тебя и не было совсем, \ Ах, зачем все его мне, зачем, зачем?!! Не хотела пожелать бы и врагу. Все, что чувствовала нынче наяву, Как плыла на утлом судне в ураган. Как тонула, окунаясь в твой обман. Но полжизни отдала бы не тая За мгновенье, чтоблюбил одну меня. „ „ - вотзлая пустота. Да тяу нужна такая красота! V ' ЗРШаю отлюбимого, любя, ; с ^ ! Ш нелюбимую - себя. й ^ а я в похмелье на пиру юдачек больше не беру! М копзй ИВАНОВ % " Не тревожусь, не ропщу, но знаю; ; Жизнь свечой растает, тыпоймешь, ; Что на атом став лее сгщтает, Даже если тыв аще хотванк | Чтоволненья, стрессы и страданья. Чтомилее, слаще, я не знаю Ночь, луна иль голос соловья И проищле молитза тебя. Не тревожусь, не ропщу, но знаю Жизнь свечой растает, тыпойм. Что на этом свете о!^таешь - Ничего е спбою не возьмешь. Здравствуйте, ведущие страницы «Очаг»! Я — липчанка, у которой двое детей. Старший сын уже учится в школе, а младшей дочке четыре с пол­ овиной года. Когда ей исполнилось три, она, глядя на старшего брата, решительно заявила, что хочет учиться. Мы с мужем умилились этому рвению, но Вика с каждым днем становилась настойчивее. И тогда я серьезно задумалась: как доходчиво ей все объяснить? Ведь, будучи по профессии учителем рус­ ского языка и литературы, я знаю, что лучше уж совсем не браться за обучение, чем вести его не­ правильно. Словом, взялась за поиск литературы, что ока­ залось делом нелегким. Но однажды в магазине «Просвещение» я обратила внимание на книгу «На­ чинаем с азбуки». Честно говоря, к этому моменту я уже отчаялась найти что-то подходящее для за­ нятий с трехлетним ребенком. И вот — повезло. Книга оказалась не только учебной, но и игровой. Еще больше удивилась, увидев, что это учебное пособие разработано Липецкой методической шко­ лой под руководством профессора Ефима Пассова. Книга превзошла все мои ожидания. Вика с ог- ромньпи удовольствием изучала буквы и очень огор­ чалась, когда я говорила, что урок окончен. Очень кстати пришлась нам и дидактическая тетрадь «Иг­ раем с буквами». Поделки и игры, предложенные в тетради, доставляли малышке огромную радость. В общем, сейчас моей дочке четыре с половиной года, она уже знает все буквы, читает небольшие предложения и даже пишет несложные слова. Спа­ сибо вам за книгу, уважаемые авторы. Хотелось бы продолжить изучение и закрепле­ ние пройденного материала. Есть ли у Липецкой методической школы еще книги, разработанные Л. Киберевой, Н. Сименюченко, Н. Пятаковой, Ю. Му­ ратовым? Пожалуйста, расскажите об этих пособи­ ях и о том, как их приобрести. С уважением Елена БЕССОНОВА и ее дочь Вика. г. Липецк. Уважаемая Елена Петровна! Ответить на ваш во­ прос мы попросили заведующую кафедрой учебников русского языка Российского центра иноязычного об­ разования при ЛГПИ, доцента Людмилу КИБЕРЕ- ВУ. — На сегодняшний день в издательстве «Просве­ щение» вышли три книги по обучению грамоте детей дошкольного возраста из серии «Скоро в школу». Первая — «Учимся читать. Чудо-сказки» — предла­ гает мальчишкам и девчонкам прочитать вместе с ро­ дителями и проанализировать самые известные сказ­ ки, раскрасить картинки и выполнить интересные смысловые задания. Вторая книга — «Учимся читать. Чудо-азбука» — поможет дошколятам изучить буквы и научиться читать самостоятельно. Их подготовила вместе со мной Наталья Сименюченко. Автор же третьей книги — «География и ты. Твои первые пу­ тешествия и открытия» — учитель средней школы № 63 Галина Мелехова. Весь комплект «Скоро в школу» рекомендован в федеральный пакет учебной литературы. Книги заку­ паются оптом и централизованно распространяются по детским садам и другим детским учреждениям. Частные лица до последнего времени могли приобрес­ ти их в магазине «Просвещение», но, к сожалению, сейчас магазин закрыт. Поэтому желающие иметь учебные пособия у себя дома могут получить всю не­ обходимую информацию по московскому телефону из­ дательства (287-08-69) или заказать книги почтой по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, АО «Учебная литература». Телефон для справок по заказам: 437-46-97. ОСОБЕННАЯ ВНУКЧА в гл у б и н к е л ю д и д р у г о й р а сы зачастую в о с п р и ­ нимаются ка к нечто сверхъест ест венное и в ы зы в а ­ ют п о выш ен н о е в н им а н и е . Но в н е б о л ьш ом с е л е К о н ь -К о л о д е з ь Х л е в е н с к о г о ра й он а в с е д а в н о п р и ­ вы к л и к м а л ен ь к о й ч е р н о к ож ей д е в о ч к е А н е Б а з а ­ н о вой . Уж е с е м ь лет, как она з д е с ь п о я в и л а с ь . . . Не только цвет кожи от­ личает Анечку от других де­ тей. Она — сирота. Сразу после рождения от нее отка­ зались родители и все бли­ жайшие родственники. А все заботы, связанные с воспита­ нием девочки, взяла на себя сердобольная соседка баба Шура. Поначалу было трудно: не хватало ни денег, ни сил. Но отдать ребенка в детдом Анна Тихоновна не могла. Так и осталась Аня жить среди пос­ торонних людей, которые ста­ ли ее семьей... ... Историю Татьяны Ба­ зановой, матери девочки, я слышала в разных вариан­ тах. Одни говорят, что она стала наркоманкой и «пош­ ла в разгул». Другие расска­ зывают, что упала с балкона и сильно травмировала голо­ ву. Третьи утверждают, что лишилась рассудка из-за не­ разделенной любви. Но что случилось на самом деле и из- за чего эта несчастная жен­ щина оказалась в плехановс­ кой больнице, никто толком не знает. Впрочем, все это случилось уже после рожде­ ния Апи... По отзывам учителей мес­ тной школы (в которой сегод­ ня учится и Анюта), Татьяна всегда была милой девочкой, прилежной ученицей. Посту­ пила в Мичуринское медучи­ лище и, закончив его, устро­ илась на работу в одну из воронежских больниц. Там и познакомилась молодая сель­ ская девушка с энергичным африканцем, студентом жур- фака ВГУ. Пылкая страсть Татьяны и Ассима (так зовут отца Ани) принесли свои пло­ ды. Родилась дочь. Но даль­ новидный и рассудительный африканский плейбой, в чьи планы не входило создание семьи, категорически отка­ зался жениться на русский медсестре. Татьяне нужно было как- то устраиваться. И она при­ везла шестимесячную Анеч­ ку в дом подруги Ирины Але­ хиной. Пускай поживет пару недель, пока мать будет по­ дыскивать новую работу. Вре­ мя от времени Татьяна при­ езжала в Конь-Колодезь с гостинцами, но забирать де­ вочку не спешила. Может, просто не нашла в себе сил противостоять окружающим и в одиночку воспитывать чернокожего ребенка? Визи­ ты становились реже. По сло­ вам Алехиных, Татьяна вела себя довольно странно: отка­ зывалась от дочери,грозила, что убьет ее, и все целовала фотографию «милого Ассим- чика». Время шло. Анечка жила с добродушной участливой бабушкой Александрой Тихо­ новной, которая уже успела полюбить симпатичную ша­ ловливую девчушку и счита­ ла ее своей внучкой. А дру­ гие родственники Ани так и не объявились. Даже родная бабка (мать Татьяны) заяви­ ла, что никогда не признает внучку-негритянку. Ведь в свое время она тоже бросила родную дочь у чужой женщи­ ны. Даром, что дочь была белой. Так что на милосердие и сострадание здесь рассчи­ тывать не приходилось. Пос­ ледняя надежда на обретение Аннушкой родного дома развеялась при встрече с па­ пашей, который вел себя на­ столько отчужденно и равно­ душно, что девочка попрос­ ту его испугалась. А потом, окончив вуз, он уехал на ро­ дину — в далекую Гвинею Биссау. Позднее, в своем един­ ственном письме бывшей воз­ любленной Ассим обещал за­ брать дочку к себе и всячес­ ки помогать ей. Но этим все и закончилось. Александра Тихоновна живет с мужем-инвалидом. Но, несмотря на преклонный возраст, она оформила опе­ кунство над Анютой. А еще у девочки есть приемные мама с папой, братишка и даже крестные. Живут Алехины скромно. Небольшой домик на окраи­ не села, огород, кое-какая живность. Опекунские и за­ рплату получают редко, ос­ новной доход — пенсия ста­ риков. По баба Шура не уны­ вает и на вопрос: «Что даль­ ше?» — улыбается: «Ниче­ го, проживем!». Помимо Аши, у Александры Тихоновны еще трое внуков от разных дочерей, но, как говорят в народе, где трое, там и для четвертого место найдется. Сейчас Аня Базанова учится в первом классе, и, надо сказать, весьма успеш­ но. Любит играть с подруж­ ками в куклы, рисовать и петь. По рассказам одноклас­ сников и учителей, это озор­ ная, подвижная и добрая де­ вочка, хотя ей и приходится терпеть грубые выходки иных сверстников из-за своей необычной внешности. Од­ нажды она даже пришла в школу, густо напудрившись, и заявила, что хочет быть белой. Классному руководи­ телю пришлось долго ее ус­ покаивать. Про Африку Анна знает немного: там есть пальмы, слоны и бананы. Она до сих пор ждет приезда папы и не оставляет надежду о поезд­ ке на родину предков, чтобы вместе с бабушкой попробо­ вать тамошних фруктов. К поступку же Александ­ ры Тихоновны земляки отно­ сятся более чем понимающе. Односельчане уважают ее за мужество и сердечность. Ведь жизнь многих пенсионеров нашего времени ограничива­ ется работой на огороде и лузганием семечек на зава­ линке. Но сама бабушка не счи­ тает себя никакой героиней. И в сотый раз повторяет, что любить детей своих ли, чу­ жих так естественно. А вера и милосердие — это нормаль­ ное состояние русского чело­ века. Ирина АНДРЕЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz